Как добраться до византии

Развалины Византийского храма

Сочи: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Сочи
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (106)
    • Парки развлечений (20)
    • Пляжи (45)
    • Парки (10)
    • Спортивные сооружения (14)
    • Музеи (22)
    • Фонтаны (2)
    • Водопады (20)
    • Зоопарки (3)
    • Национальные парки (1)
    • Заповедники (7)
    • Магазины и ТРЦ (31)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Автовокзалы (1)
    • Аэропорты (1)
    • Храмы, соборы, мечети (6)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Театры (4)
    • Озера (3)
    • Рестораны и кафе (49)
    • Порты (1)
    • СПА, источники (2)
    • Клубы, концертные площадки (5)
    • Кинотеатры (3)
    • Галереи (4)
    • Кемпинги (1)
    • Пабы (9)
    • Горы (4)
    • Бани, сауны (1)
    • Дайвинг центры и дайв-сайты (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Площади (1)
    • Рынки (1)
    • Забронировать отель в Сочи
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Сочи
    • Советы о Сочи
    • Вопрос-ответ
    • Экскурсии в Сочи

    Автобус №№ 148, 149, 150, 151, 155, 155к, 206, 209, ост. «Санаторий Магадан»
    Пригородная электричка Электричка до ст. «Лоо», потом автобус №№ 149, 155 до ост. «Санаторий Магадан».
    Пешком По ул. Таллинской вверх до конца, затем направо.
    Такси Uber, Яндекс.Такси, Gett или Maxim.

    Развалины средневекового византийского храма в сочинском микрорайоне Лоо — любопытный исторический объект, привлекающий внимание археологов, историков и туристов. Древний христианский храм был построен на вершине 300-метровой горы византийцами, распространявшими христианство в восточном Черноморье.

    Специалисты расходятся во мнениях относительно даты постройки храма: некоторые полагают, что он был выстроен в X—XII вв., другие считают, что храм возник гораздо раньше, в VI веке, и был создан друидами. Вторая версия побуждает поклонников друидов посещать развалины и развешивать на деревьях яркие ленточки. Однако такое «украшение» исторического места строго запрещено, развалины охраняются государством в качестве памятника федерального значения.

    Историки относят Лосский храм к постройкам алано-абхазской группы, которые представляли особое направление в Византийском храмовом зодчестве. В подобном стиле выстроены Пицундский и Лыхненский храмы в Абхазии.

    Согласно выводам ученых, в XIII веке храм сильно пострадал от землетрясения в 9 баллов, но был восстановлен.

    Длина храма-базилики с тремя алтарными выступами-апсидами составляла 21 метр, а ширина — чуть более 12 м. Стены толщиной 1,1 метр были мастерски сложены из известняка со сланцем, и там, где уцелели после землетрясений, до сих пор остаются очень прочными.

    Храм с тремя входами освещался через многочисленные узкие окна шириной всего 40 см. Такие узкие окна-бойницы свидетельствует о том, что храм использовался в качестве крепости.

    Ученые полагают, что храм был перестроен под крепость в XV—XVI вв. На картах Причерноморья XIX века Византийский храм в Лоо обозначен как крепость. А археологи нашли около храма остатки сторожевой башни.

    При раскопках у стен храма были обнаружены обломки зелено-голубого оконного стекла, предположительно — храмовых витражей. Снаружи храм был белый, а крыша была покрыта красной черепицей.

    Археологи также обнаружили несколько каменных фрагментов с резным орнаментом, которые были вмурованы в существующие стены. Это свидетельствует о том, что для строительства Византийского храма использовались материалы ранее находившейся на том месте церкви.

    После землетрясения в начале прошлого века от храма-крепости мало что осталось. А позднее, в 30-е годы, храм пытались взорвать большевики, однако кладка, выполненная средневековыми мастерами оказалась очень прочной.

    Лучше всего сохранилась северная сторона Византийского храма со стеной 7 метров в высоту (ровно половина от изначальной высоты стены). Однако эта древняя стена держится на металлических опорах.

    Стоимость входа на исторический объект: 100 руб., ряд граждан пользуются льготами при наличии удостоверения.

    Православные священнослужители считают, что Лооский храм был посвящен Георгию Победоносцу. Поэтому ежегодно, в день памяти святого Георгия, после Божественной литургии в новом храме св. апостола Симона Кананита совершается крестный ход к развалинам Византийского храма для пения молебна св. Георгию. В этот день в древнем храме молятся и последователи армянской христианской церкви.

    Легенды развалин Византийского храма

    Местные старожилы говорят, что некими учеными было доказано наличие подземного хода, ведущего от храма к морю. Однако вход в это подземелье завален, пытаться его исследовать опасно: скалы и грунт, смещенные в результате землетрясений, могут задавить любопытствующих.

    Многие христиане верят, что под развалинами Византийского храма в Лоо покоятся мощи одного из 12 апостолов — Симона Зилота Кананита, получившего свое имя по месту происхождения, Каны Галилейской. Симон, один из ближайших к Христу учеников, в свое время проповедовал христианское учение на черноморском побережье и был казнен в 55 г. н. э.

    Несмотря на то, что от храма осталось лишь несколько нештукатуреных стен, люди верят, что молитва в этом храме помогает забеременеть. В книге отзывов есть немало записей женщин, благодарящих храм за помощь в зачатии.

    Еще одна местная легенда — Лооский храм помогает в исполнении любого искреннего желания. Для этого надо лишь прислониться к средневековым стенам и искренне, с чистой душой помолиться и попросить о помощи.

    Отзывы о Византийском храме в Лоо

    Посетители, побывавшие на развалинах древнего храма, оценивают свой опыт по-разному. Некоторые пишут, что ожидали увидеть нечто более впечатляющее, чем обломки серых стен, а также сожалеют о продолжающемся разрушении храма.

    Другие утверждают, что карабкались по крутому подъему не зря: это место очень атмосферно и дышит историей, здесь можно проникнуться духом средневековья. Среди древних стен и буйной южной растительности очень спокойно, а ветерок с моря делает прогулку по развалинам приятной даже в жару.

    Посещение лучше спланировать на вечер, когда спадает зной. Византийский храм можно посещать и с детьми: им интересно будет посмотреть на небольшие экспозиции с обломками мечей, ядрами и другими предметами, найденными при раскопках.

    Система общественного транспорта в городе Сочи и пригородах хорошо развита. До поселка Лоо можно добраться пригородным автобусом № № 148, 149, 150, 151, 155, 155к, 206, 209, остановка «Санаторий Магадан» или электричкой (время в пути примерно полчаса), потом на автобусе № № 149, 155 до остановки «Санаторий Магадан».

    Развалины Византийского храма находятся на горе за санаторием. Расстояние от моря до храма составляет всего 1,5 км, но извилистый путь идет все время в гору.

    К храму можно подняться пешком от центральной улицы Декабристов, пройдя улицу Таллинской до конца, а потом следуя вправо по каменной дороге. За 500 м до развалин храма расположен указатель. Этот подъем пешком занимает примерно полчаса.

    Есть более короткая тропинка, начинающаяся от улицы Астраханской и ведущая к развалинам храма через лес, однако лесной подъем очень крутой и не всем удобен.

    Поскольку развалины Византийского храма находятся высоко на горе, к ним удобнее всего подъехать на автомобиле, ориентируясь на GPS-координаты (43.691670, 39.600448).

    К развалинам византийского храма можно с комфортом добраться на такси, воспользовавшись мобильными приложениями Uber, Яндекс. Такси, Gett или Maxim.

    II ТЕРРИТОРИЯ

    Территория Византии со временем сильно менялась. Своих максимальных размеров империя достигла при Юстиниане (527—565), когда она раскинулась от юга Испании до Евфрата, по обеим сторонам Средиземного моря. В конце же, накануне захвата столицы османами в 1453 году, она сократилась до Константинополя и части Пелопоннеса. Между этими двумя крайними вариантами ядро

    империи составляла Малая Азия, начиная с середины VII века, когда славяне заселили Балканы, оставив свободной только прибрежную полосу мыса Малея на юге Пелопоннеса до Константинополя, а арабы завоевали Сирию, Палестину и Египет и сумели добраться до Северной Африки. Это ядро постепенно было захвачено турками, начиная со сражения при Манцикерте в 1071 году. Тем временем империя снова завоевала значительную часть Балкан; с тех пор именно там находилась основная часть этого государства. Стоит добавить, что до середины XI века Византийская империя была главной морской державой: даже если ее владычество на море и оспаривается, то несомненно, что восточная часть Средиземного моря и Черное море являлись неотъемлемой частью ее территории. Черное море, безусловно, оставалось под властью Византии до 1204 года и взятия Константинополя крестоносцами. Составной частью империи являлись проливы. Через Пропонтиду (Мраморное море) можно было попасть из Черного моря в Средиземное, следуя проливами Босфор на севере и Дарданеллы на юге. Безусловно, Константин не случайно расположил новую столицу на выходе из Босфора.

    Эта территория характеризуется гористым рельефом как на Балканах, так и в Малой Азии. На западе Балкан господствует Динарское нагорье, а затем хребет Пинд, который доходит до юга Пелопоннеса; с восточной стороны располагаются Карпаты, горная цепь, заканчивающаяся хребтом на Балканах и Родопами. Эти горные цепи тянутся до Малой Азии, окаймляя Черное море на юге вплоть до Кавказа; хребет Тавр тянется с запада на восток вдоль восточного побережья Средиземного моря до равнины Силиции, а затем отклоняется к северо-востоку, заканчиваясь на Кавказе. За исключением равнины реки По, равнины в нижнем течении Дуная и Киликии, а также Египта, в этот период равнинные районы, контролируемые империей, были довольно узкими и ограничивались землями, тянувшимися вдоль рек, или их внутренними бассейнами; почти всегда горы закрывали горизонт. Эгейское море глубокими заливами проникает в глубь земли и усеяно многочисленными островами, что и определило морской характер империи; это же касается и Адриатики, расположенной между Балканами и Италией. Напротив, в центре Малой Азии, за исключением высоких гор вулканического происхождения, таких, как гора Аргей неподалеку от Кесарии в Каппадокии, имеются хотя и высокие, но достаточно благоприятные для обитания плоскогорья.

    Климат здесь изобилует контрастами. В прибрежных зонах и всех регионах Греции и Италии царит средиземноморский климат, на западных окраинах — достаточно влажный. Но стоит только удалиться от побережий к северу, ситуация быстро ухудшается. На северо-востоке Балкан господствует уже континентальный климат — с летними бурями и суровыми зимами; берега Черного моря прохладные и влажные. В центре Малой Азии климат теплый и сухой с ужасно жарким летом, но при этом территория покрывается снегами от четырех до шести месяцев в году. Столица страны, Константинополь, защищен от слишком сильной летней жары, но зимы там суровы. Сохранились воспоминания об одной зиме X века, когда морозы начались на Рождество и длились сто двадцать дней.

    Короче говоря, при таком рельефе и климате Византийскую империю можно назвать страной с достаточно сложными условиями.

    Посольское дела в Византии (VI — X века).

    Посольское дела в Византии (VI — X века).

    При византийском дворе всегда можно было видеть пеструю толпу посольств со всех концов Европы, Азии, Африки в разно­образных национальных костюмах, слышать все языки мира. Ведомство иностранных дел, которое находи­лось под управлением первого министра (Magister officiorum, впоследствии «великий логофет»), обладало огромным штатом, держало переводчиков со всех языков, выработало сложный порядок приема послов, рассчитанный на то, чтобы поразить их воображение, выставить перед ними в самом выгодном свете мощь Византии. В то же время их прием обставлялся так, чтобы не дать им возможности видеть или слышать слишком много, разузнавать слабые стороны Империи.

    Послов встречали на границе. Под видом почетной стражи к ним приставляли зорких соглядатаев. Послам не позволяли брать с собой слишком большую вооруженную свиту, так как были случаи, когда такие послы захватывали врасплох какую-нибудь византийскую крепость. Иногда послов везли в Кон­стантинополь самой длинной и неудобной дорогой, уверяя, что это единственный путь. Это делалось с той целью, чтобы внушить варварам, как трудно добраться до столицы, и отбить у них охоту к попыткам ее завоевать. В дороге послы должны были получать пищу и помещение от специально назначенных для этого лиц, которым нередко должно было оказывать со­действие и окрестное население. Строились и специальные дома для приема послов в пути. По прибытии послов в Констан­тинополь им отводился особый дворец, который в сущности превращался в тюрьму, так как к послам не пускали никого и сами они не выходили без конвоя. Послам всячески мешали вступать в общение с местным населением. Прием у импера­тора должен был поразить и ослепить послов. Лиутпранд, ездивший в Константинополь в X веке послом от короля Ита­лии Беренгария, с восхищением варвара описывает необычай­ную роскошь первой аудиенции у императора. Перед троном царя стояло золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые или — сомне­вается Лиутпранд, — может быть, золоченые львы, которые били хвостами и рычали. Когда, по этикету простершись ниц перед царем, Лиутпранд снова поднял голову, он к своему изумле­нию увидел, что трон с сидящим на нем царем поднялся до потолка и что на царе уже другая богатая одежда. Лиутпранд был приглашен на роскошный пир, во время которого давали представление жонглеры и акробаты. Его наивное восхище­ние перед всем, что ему довелось увидеть, вызвало смех у царя и придворных. Лиутпранду пришлось побывать в Константи­нополе еще раз в качестве посла императора Оттона I. Теперь у него было совсем другое настроение. Отчет Лиутпранда о посольстве 968 г. — один из любопытнейших документов по истории дипломатии в раннее средневековье. Целью посоль­ства было установление дружественных отношений с Византией и закрепление их браком сына Оттона с византийской прин­цессой Феофано. Досаду на свою полную неудачу Лиутпранд выместил в подробных описаниях византийской столицы и ее государя, составленных в ироническом и даже карикатурном стиле. Насколько все его раньше восхищало в Константино­поле, настолько теперь все в нем возбуждает насмешку. Надо сказать, что прием Лиутпранду на этот раз был оказан самый неприязненный. Его поместили в особом дворце, где держали как пленника, оставляя часто даже без воды; не позволили ему ехать ко дворцу на лошади, предложив отправиться туда пешком; Оттона I не называли императором (василевсом), а упорно титуловали королем (рекс); германцев все время назы­вали варварами.

    Из описаний Лиутпранда видно, что византийцы, если это им было нужно, могли ошеломить иноземных послов роскошью приема, но умели также и унизить их и отравить им пре­бывание в Константинополе.

    Обычно послов старались очаровать и обласкать, чтобы тем легче обмануть. Послов водили по Константинополю, показывали им великолепные церкви, дворцы, общественные здания. Их приглашали на праздники или даже специально устраивали праздники в их честь. Послов приглашали не только к императору, но и к императрице, а также к важнейшим вель­можам. Им показывали военное могущество Константинополя, обращали внимание на толщину его стен, на неприступность его укреплений. Перед послами проводили войска, причем для большего эффекта их пропускали по нескольку раз, меняя их одежду и вооружение. Ослепленные и подавленные, послы уезжали, наконец, из Константинополя. Их провожали с трубными звуками, с распущенными знаменами. Иногда мелким князьям оказывался необычайный почет, если нужно было их покрепче привязать к Византии. Все удивлялись необы­чайным почестям, которые воздавались Юстинианом царям Лазики и кавказским князьям. Но император знал, что делал: они должны были не допускать иранцев к Черному морю.

    При константинопольском дворе вырабатывались опре­деленные правила посольского дела, которые воспринимались всеми державами, имевшими дела с Византией. Посол является представителем государя и может вести переговоры лишь в пределах предоставленных ему полномочий. В тех слу­чаях, когда возникают новые обстоятельства, непредвиденные в полученном послом полномочии, он должен запросить допол­нительных инструкций. За превышение полномочий послу грозило тяжелое наказание. Лишь в очень редких случаях представителям императора давалось разрешение вести перего­воры на свой страх и риск. Такие широкие полномочия полу­чали обычно победоносные полководцы Византии — Велизарий, а потом Нарсес.

    Как уже сказано, послами были обычно люди высокого ранга. В Византии нередко послам специально давались вы­сокие титулы, если они их не имели раньше. Дипломатические поручения открывали путь к самым высоким почестям.

    Посол должен был представить верительную грамоту. Сохранились тексты таких грамот. Обычно они были перепол­нены многоречивыми, цветистыми и льстивыми формулами, сообщали имя посла и очень кратко говорили о целях посоль­ства, ссылаясь на то, что у посла имеется соответствующая инструкция. Верительная грамота передавалась во время пер­вого торжественного приема; о делах шла речь уже потом, в частной аудиенции. Для ведения переговоров послы получали инструкцию, иногда письменную, иногда устную. Во всяком случае к письменной инструкции обычно прибавлялись тайно устные поручения. При этом в верительной грамоте и в инструк­циях цели посольства могли излагаться совсем по-разному. Иногда посольству под видом неважных или формальных поручений — вроде поздравления нового государя со всту­плением на престол — давалось задание разузнать об отноше­ниях и настроениях при иностранном дворе.

    Византийские послы при затянувшихся переговорах от­правляли ко двору донесения и получали новые инструкции.

    При византийском дворе выработался и особый церемо­ниал приема послов, отчасти уже описанный выше. Во время первого, торжественного приема послы лишь передавали вери­тельную грамоту и подарки. Подарками нередко служили произведения той страны, откуда прибыли послы — драгоцен­ные камни, оружие, редкие животные. Папы посылали визан­тийскому двору мощи. Это был высокоценимый подарок. Но и послов надо было одаривать: этого требовало достоинство государя. Окончательный ответ послы получали во время последней аудиенции, не менее торжественной, чем первая. В промежутке между этими двумя аудиенциями при дворе об­суждались связанные с посольством вопросы, а послы делали визиты императрице и важнейшим сановникам в известном иерархическом порядке. Во время этих приемов, за пирами, происходило иногда и обсуждение дел.

    Нередко император надолго задерживал послов в Констан­тинополе, не давая им заключительной аудиенции. Это превра­щалось иногда в настоящий плен. Так, однажды император задержал у себя аварских послов, полагая, что до их возвраще­ния авары не предпримут военных действий. Но он ошибся — авары возобновили войну. Вообще пребывание послов в Кон­стантинополе, как правило, было довольно длительным. В од­ной из грамот к византийскому двору Карл Великий просит не задерживать его послов, а поскорее отослать их обратно.

    Византийским послам предписывались определенные правила поведения в чужих странах. Посол должен был проявлять при­ветливость, щедрость, хвалить все, что увидит при чужом дворе, но так, чтобы это не было в укор византийским порядкам; он должен был сообразоваться с обстоятельствами, не навязывать силой того, чего можно добиться иными средствами. Ему пред­писывалось не вмешиваться во внутренние дела чужих госу­дарств. Последнее предписание, впрочем, не соблюдалось. Византийские послы вели тайные интриги при чужих дворах, конечно, с ведома своего правительства. Заключенный послами договор считался действительным лишь после его ратифика­ции императором.

    Принцип неприкосновенности послов рано был усвоен всеми варварами. На этой почве возникло даже нечто вроде права убежища. Люди, находившиеся в опасности, прибегали к защите послов. Франкская принцесса, оскорбленная при лангобардском дворе, ищет защиты у франкского посла. Но если по­сла нельзя было убить, то не считалось зазорным посадить его в тюрьму. В таких случаях возможны были и ответные репрессии. Так, остготский король Теодат посадил в тюрьму византийских послов. В ответ на это Юстиниан арестовал на­ходившихся в это время при его дворе остготских послов и отказывался освободить их, пока Теодат не освободит импера­торских послов. Неприкосновенность посла давала известную защиту его свите. К свите послов нередко присоединялись купцы, становясь под их покровительство.

    Следует отметить, что в посольствах варварских королей выступают, между прочим, кое-какие черты, чуждые византий­ским обычаям. Среди варварской знати было мало образованных людей, способных вести самостоятельно письменную часть пере­говоров. Поэтому в королевских посольствах обычно участво­вали духовные лица, что у византийцев бывало редко. При Каролингах установилось правило, по которому обычно отправ­лялись два посла — граф или герцог и с ним епископ или аббат. К посольствам присоединялись нотарии, чиновники королевской канцелярии.

    Короли варваров шлют со своими послами грамоты, со­ставленные по римским формулярам, иногда не менее искусно, чем у самих византийцев. Короли варваров старались тянуться за византийским двором и в роскоши приема послов.

    Византийские памятники Стамбула

    Современный Стамбул полон достопримечательностями, о которых совершенно не знают рядовые туристы. Более того, даже многие опытные экскурсоводы не осведомлены о некоторых памятниках культуры, сохранившихся еще с византийских времен. А между тем, экскурсия по достопримечательностям, сохранившимся со времен Константинополя, может стать самым увлекательным путешествием за все время пребывания в турецком мегаполисе.

    Если вы хотите прикоснуться к тайнам Византийской Империи, оценить ее былое величие и насладиться средневековым духом, непременно отправляйтесь на берега Босфора, в неизведанный и необъятный Стамбул!

    Сегодня, мы попытаемся представить, как выглядели исторические памятники Византийской эпохи — некоторые из них сохранились до наших дней, другая их часть была разрушена с течением времени и на их месте мы можем наблюдать только фрагменты былого величия.

    Площадь Ипподром (Константинопольский ипподром)

    Большой Ипподром Константинополя (Площадь Ипподром, Стамбул)

    Константинопольский ипподром был некогда одним из самых величественных сооружений в городе. Строить этот объект, превратившийся в последствии в грандиозный культурный памятник, начали с подачи римского императора Септимия Севера. Временем начала строительства считается 203 год. Тогда город еще носил гордое имя Византий. Ипподром, который еще именовали Большим цирком, был самым крупным из аналогичных сооружений в Константинополе. К слову, всего их было пять. Здесь проводились конные соревнования, бои гладиаторов, роскошные празднества. Ипподром был основным политическим местом – на его арене вступали в свои права новые императоры и складывали полномочия старые, а также приводились в исполнение смертные казни. Простой народ именно на Ипподроме мог стать хоть небольшой частью столичной общественно-политической жизни.

    Сегодня о Большом цирке осталось не так много напоминаний. В их числе Змеиная колонна, обелиски Феодосия и Египетский, а также сама обширная площадь, именуемая Ипподромом (сегодня — площадь Султанахмет).

    Площадь Ипподром на карте:

    Церкви и монастыри Константинополя

    Собор Святой Софии (Ayasofya Muzesi)

    Собор Святой Софии, реконструкция

    Собор Святой Софии по праву называют туристической жемчужиной Стамбула, сохранившейся со времен Византийской Империи. Строительство святыни инициировал император Юстиниан, и уже спустя 5 лет после закладки первого камня, в конце декабря 537 года, христианскую обитель освятили и открыли для прихожан. Руководили процессом возведения собора Анфимий из Тралл и Исидора из Милета. Под их началом усердно работали свыше 10 000 человек.

    Практически целое тысячелетие Айя-София была центром православного мира для христиан. В соборе происходило множество знаковых исторических событий. Здесь венчали правителей на царство, отмечали военные успехи, а инакомыслящие периодически совершали варварские набеги, разрушая драгоценные мозаики. Айя-София пережила и нашествие латинов-крестоносцев, разрушивших алтарь и разграбивших святыню. Когда Константинополь пал пол натиском османов, собор был преобразован в мечеть.

    В 30-х годах 20 столетия Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение упразднить мечеть, и в 1935 году на ее территории основали музейный комплекс.

    Стоимость посещения музея составляет 40 лир, при наличии Музейной карты (Museum Pass Istanbul) вход бесплатный.

    Собор Святой Софии на карте:

    Церковь Сергия и Вакха (Kucuk Ayasofya — Малая Святая София)

    Церковь Сергия и Вакха, Стамбул

    Если пройти к югу от Айя-Софии, за Голубую мечеть, можно наткнуться на потрясающей красоты храм, который византийцы назвали в честь Сергия и Вакха. В те времена на этом месте было множество удивительных дворцовых комплексов, характерных для богатой константинопольской архитектуры. К сожалению, все дворцы ушли в небытие, и только храм продолжает мирно стоять на том месте, где когда-то был возведен.

    Церковь Сергия и Вакха Стамбул

    Внешне храм очень похож на тот самый собор Святой Софии – этакая уменьшенная копия. Турки называют святыню Kucuk Ayasofya, что означает на русском языке «Малая Святая София». Святыню выстроили по приказу правителя Юстиниана, давшего обещание возвести её в память о восстании Ника, ставшего одним из самых печальных событий в истории города. Во время восстания местных жителей войска императора жестоко расправились с ними, жертв было очень много. Строительство церкви было закончено к 536 году. Сергий и Вакх были в те времена очень популяризованными святыми, поэтому было решено назвать обитель их именами. Красота и монументальность интерьера восхищают. В архитектуре были применены некоторые новаторские ходы и идеи. Если взобраться на помост, то можно рассмотреть рельефную надпись на греческом языке, которая славит благие дела Юстиниана. Это неслучайно: после открытия в церкви хранились несметные богатства. Храм был одной из основных территорий, на которых с почетом принимали иноземных послов. Здесь во время визитов в Константинополь останавливались римские папы.

    Конечно, храм давным-давно преобразован в мечеть, которая действует и сегодня. Поэтому, если вы попадете в церковь во время богослужения, то увидеть все, что хотелось бы, не получится.

    Церковь Сергия и Вакха на карте:

    Монастырь Липса (Lips Manast?r? Kilisesi, мечеть Фенари Иса)

    Монастырь Липса, Стамбул

    На заре 10 века Константин Липс основал прекрасную церковь Богородицы. Сегодня эта постройка преобразована в мусульманскую святыню, но некогда на ее месте находился обширный монастырский комплекс, названный в честь его основателя.

    Монастырь Липса (Мечеть Фенари Иса)

    Константин Липс прославился в Константинополе именно благодаря тому, что посодействовал реставрации старинного монастыря, а также выстроил там церковную обитель. О самом византийском сановнике, его жизни и работе, известно очень мало.

    Внешне монастырь Липса выглядит так, как будто состоит из двух церквушек, сросшихся в единое целое. Первой на свет появилась северная церковь, располагающаяся поодаль от проспекта, а впоследствии, уже в 8 веке построили вторую церковь, по велению императрицы Феодоры из династии Палеологов. Благочестивая женщина возродила старый монастырь и пожелала пристроить к нему южную церковь, названную в честь Иоанна Предтечи. Этот храм долгие годы служил усыпальницей для членов династии. Феодора упокоена в этом же месте, а вместе с ней ее сын, а также правитель Андроник Второй.

    Мечетью монастырь стал в 1453 году, после завоевания Константинополя турками. Судьбу постройки нельзя назвать легкой: святыня часто страдала от пожаров, грабежей и разрушений. Поэтому некоторая доля богатых убранств безвозвратно утеряна.

    Монастырь Липса на карте:

    Церковь Святой Ирины (Aya Irini kilisesi)

    Церковь Святой Ирины (Aya Irini kilisesi)

    Древнейшая христианская обитель в Стамбуле – это церковь Святой Ирины. Основали эту святыню еще при императоре Константине. В 4 столетии постройка была полностью уничтожена пожаром, но правитель Юстиниан повелел восстановить церковь заново.

    Изначально строительство церкви было задумано как посвящение «Святому миру», а не святой по имени Ирина. Первое христианское сооружение (базилика) появилось на этой территории еще в 4 столетии, а до тех пор здесь высился храм, посвященный древнегреческой богине Афродите. Длительный период времени церковь, названная именем святой Ирины, считали центральным константинопольским храмом, но позднее этот статус перешел к новому, более обширному и яркому, храму Святой Софии. Известно, что в начале 80-х годов 4 века в церкви Святой Ирины был проведен Второй вселенский собор, знаменитый тем, что на нем сформировали учение о Святой Троице и предали анафеме ряд ересей.

    Церковь Святой Ирины на карте:

    Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Mogollar kilisesi)

    Церковь Святой Марии Монгольской, гравюра

    Эта православная греческая святыня, носящая имя Панагии Мухолиотиссы (или Марии Монгольской), располагается в некотором отдалении от традиционных туристических троп и даже маршрутов, по которым обычно движутся паломники.

    Храм Св. Марии Монгольской, Стамбул

    При этом неподалеку от церкви находится общеизвестный и часто посещаемый памятник византийской архитектуры – храм Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами), в котором до сих пор можно полюбоваться мозаичными украшениями 14 века. Эту обитель редкий турист обделяет вниманием, а вот церковь Марии Монгольской почему-то забыта.

    Примечателен тот факт, что храм никогда не превращали в мусульманскую мечеть. Сегодня, как и много столетий назад, в нем ведутся христианские службы.

    Церковь Марии Монгольской на карте:

    Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)

    Монастырь Пантократора, Стамбул

    Обширный монастырский комплекс Пантократора, в состав которого входят три равноправных храма, объединенных друг с другом, по размерам лишь немного уступает знаменитой Айя-Софии. Уникальная постройка датируется 12 веком. В это время у власти была династия Комнинов.

    Строили святыню достаточно долго, в период в 1118 по 1136 годы. Инициатором возведения монастыря был Иоанн Второй, а также его супруга, императрица Ирина.

    Северная церковь выстроена первой и названа в честь Господа Вседержителя, южная – несколько позднее (она носит имя Элеуссе (Милостивой богоматери)). Сообщаются эти две постройки при помощи капеллы Архангела Михаила. Чтобы ее возвести, понадобилось демонтировать часть внешних стен уже имеющихся церквей.

    Южный храм на сегодняшний день выполняет функции мечети. Инициатором его строительства полностью были императрица Ирина. Второй же храм построил ее супруг уже после кончины любимой жены.

    Третья часть монастыря названа Ироон. В ней и похоронили упомянутых выше царственных особ. Позднее здесь нашли последнее пристанище и другие императоры, такие как Иоанн Восьмой и Мануил Второй.

    К несчастью, святыню варварски разграбили и разорили во время крестового похода в начале 13 столетия.

    Когда османы пришли в город, из храма тут же сделали мечеть. Монастырское помещение стало играть роль медресе. В этой школе занимался преподаванием мулла Зейрек Мехмед Эфенди. Его именем впоследствии назвали не только саму мечеть, но и целый квартал.

    Монастырь Пантократора на карте:

    Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)

    Церковь Влахернской Божьей Матери, Стамбул

    Практически на константинопольской границе, в небезызвестном районе Влахерны, размещалась когда-то христианская святыня, названная именем Влахернской Божьей Матери. Возведено это строение было в 5 веке с подачи членов правящей династии Маркиана и Пульхерии. Прославилась церковь с того времени, как в середине 20-х годов 7 века икона Богородицы стала спасением для города, на который наступали славяне. По убеждению верующих, именно святой образ помог в потоплении вражеских судов.

    Византийцы с большим почтение относились к храму, но судьба его оказалась незавидной. Постройка часто страдала от пожаров, а в 15 столетии была полностью уничтожена огнем. Стараниями проживающих в Стамбуле греков на месте старинной шикарной церкви была построена новая обитель, но уже более маленькая и скромная. О прошлом этого места напоминает лишь каменная купель с источником.

    Православные с большим почтением относились к храму, так как в нем долгие годы хранилась чудотворная икона. Образ не утерян и сегодня, только его перевезли теперь в московский Успенский собор. Когда-то эту икону подарили царю Алексею в 1653 году – так повелел сделать церковнослужитель Гавриил из иерусалимского храма.

    Церковь Влахернской Божьей Матери на карте:

    Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Ussaki Cami)

    Монастырь Студиос, реконструкция

    По историческим сведениям, этот монастырь был основан римским патрицием Студионом, который переехал в город в середине 5 столетия, когда императором был Лев Первый. Патриций сначала повелел выстроить небольшую церковь в честь Иоанна Предтечи, вокруг которой впоследствии вырос полноценный монастырский комплекс. Когда Константинополь пал под гнетом османских воинов, святыню преобразовали в мечеть. Этим в 1486 году заведовал конюшенный (имрахор) падишаха Баязида Второго. Мусульманскую обитель назвали Имрахор Ильяс-бей. В постройке открыли своеобразную каллиграфическую школу.

    Монастырь Студиос, Стамбул

    В начале 80-х годов 18 века мечеть была сильно разрушена огнем, часть построек восстанавливали в течение многих лет, но все старания свело на «нет» землетрясение 1894 года. Памятник культуры пострадал очень сильно, а в довершение всего в 1908 году рухнула кровля. Сегодня гости и жители Стамбула имеют возможность видеть только руины, да и то частично – большую часть материалов горожане в свое время разобрали для ремонта собственных жилищ. Но все же среди руин просматриваются элементы напольного покрытия из мрамора, малахита и порфира.

    Студийский монастырь на карте:

    Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Khora manast?r?)

    Музей Карие, Стамбул

    Музейный комплекс Карие был открыт в здании старинной церкви Христа Спасителя в Хоре. В переводе на русский язык название музея означает «пригород». Сама святыня, приютившая на своей территории музейный экспонаты, датируется 4-5 столетиями. Но самое значительное и дорогое в этом здании не они, а фрески и мозаики, которые сохранились до наших дней со времен императора Андроника Второго. Эти великолепные украшения появились в храме стараниями первого министра и главного имперского казначея Феодора Метохита, который пустил на такое благое дело все свои финансовые накопления.

    Когда Константинополь стал Стамбулом, великий османский визирь приказал преобразовать церковь в мечеть, которой дали имя Карийе. А в конце 50-х годов 20 века в ней основали музейные залы.

    Музей Карие на карте:

    Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manast?r?)

    Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы)

    Монастырскую обитель Панагии Паммакаристос возводили в период правления императорских династий Комнинов и Дук, то есть в 11-12 веках. В тот момент уже прослеживалась новая тенденция в зодчестве – украшение не только интерьера, но и экстерьера храмов. К древнему монастырю в 14 веке присовокупили часовню, украшенную мозаикой. Некоторые фрески сохранились и по сей день.

    Долгое время церковь служила «домом» для христианского патриархата. Сюда, по замечаниям историков, даже приходил султан Мехмед Второй. Он проводил часы, беседуя с патриархом Геннадиосом и набираясь знаний о православной теологии. Когда в 16 веке к власти пришел падишах Мурад Третий, ему удалось завоевать Грузию и Азербайджан. В честь этого события из храма решено было сделать мечеть Фетхие (в переводе на русский язык это слово означает «завоевание»). Патриархату же отвели другую территорию.

    Часовня подверглась масштабной реставрации в 2005 году. На главном куполе можно разглядеть лики Христа Пантократора и 12 пророков. В апсиде есть изображения Иоанна Крестителя, Девы Марии и Христоса Благославляющего. Комнаты, в которых есть мозаика, выполняют функции музея. К слову, фресок сохранилось довольно много – больше их можно увидеть только в музее Карийе и Айя-Софии.

    Стоимость билета в музей составляет 5 лир, по Музейной карте — бесплатно.

    Музей Фетхие на карте:

    Дворцы и другие памятники Византийской эпохи

    Музей Мозаик (Buyuk Saray Mozaikleri Muzesi, часть большого Императорского Дворца)

    Музей мозаик, Стамбул

    Здание, в котором сегодня располагается этот уникальный музейный комплекс, является частью перистиля большого Императорского дворца. Мозаичные картины, обнаруженные на территории Стамбула, считаются ценнейшими находками, повествующими об истории целой Империи.

    Мозаичное полотно в музее Мозаик

    Когда-то дворцовое строение было не просто домом императорской династии. Здесь проводились важнейшие церемониальные обряды как гражданского, так и религиозного значения. Когда в постройке в начале 30-х годов 20 века велись ремонтные работы, реставраторы наткнулись на элементы мозаичного напольного покрытия. Дальше за дело взялись археологи. Они установили, что находка является старинным перистилем, размеры которого достигают 2 000 кв. км. Теперь на этой площади основали особый музей мозаик, где представлены редкие мозаичные изображения 5-6 веков.

    Фрески состоят из миниатюрных кубиков, сделанных из стекла, извести и терракота. Размер одного кубика не превышает 5 мм. Таким образом, в одном кв. метре покрытия насчитывается свыше 40 000 отдельных деталей. Картины достаточно эпичны. Здесь есть и крестьяне, и охотники, и пастухи, и разнообразные представители фауны, а также сюжеты мифов. Несмотря на прошедшие годы, рисунки выглядят ярко и живо.

    Стоимость билета в музей составляет 15 лир, с Музейной картой (Museum Pass Istanbul) вход бесплатный.

    Музей мозаик на карте:

    Колонна Константина (Cemberlitas Sutunu)

    Колонна Константина (Cemberlitas Sutunu)

    Знаменитая римская триумфальная колонна Стамбула территориально находится на городской площади Чемберлиташ. Датой ее основания считается 328 год, но в торжественной обстановке открыли достопримечательность только спустя 2 года после возведения – 11 мая 330г. Эта знаменательная дата – день основания славной столицы Византийской империи.

    Основным материалом, используемым для строительства колонны, был розовый порфир. Высота сооружения – 34,8 метра.

    Чтобы сохранить достопримечательность в первозданном виде и уберечь от разрушения, колонну скрепили прочными металлическими обручами еще при правителе Феодосии Втором. Изначально колонна была увенчана статуей императора, возвышающейся на специальных барабанах, но при правителе Алексее I Комнине эти части пострадали от молнии – они были попросту сбиты, но основа не пострадала.

    Сегодня туристы и жители города имеют возможность любоваться 35-метровой красотой, состоящей из 6-ти цилиндров, удерживаемых железными обручами. В роли украшений для каждого из цилиндров выступают изображения лавровых венков. До наших дней дошли легенды, согласно которым при возведении колонны в ее основание заложили несколько религиозных реликвий, в том числе статую богини Афины из дерева, топор Ноя, посох Моисея, крошки краюхи хлеба Иисуса Христа и т.д.

    Теперь колонна Константина переименована на турецкий манер, и называется она Чемберлиташ («Обожженная колонна»).

    Колонна Константина на карте:

    Развалины дворца Буколеон (Bukoleon Saray?)

    Дворец Вуколеон (Буколеон), реконструкция

    Дворцовая постройка под названием Буколеон когда-то была частью так называемого Большого дворца. По историческим данным, строительство этого архитектурного шедевра велось в период правления Феодосия Второго, то есть в 5 столетии. Находится дворец на морском побережье, немного южнее знаменитого Ипподрома и восточнее храма Сергия и Вакха.

    Реставрацией и расширением дворца позднее занимался император Теофилос. При нем у сооружения появился огромный фасад, который возвели над стенами, обращенными в сторону моря. В конце 60-х годов 10 столетия другой правитель Никефорос Второй повелел возвести контурную стену. Буколеон был центральным дворцовым комплексом вплоть до 11 века. Его долгое время использовали для проведения госсобраний и религиозных собраний. Здесь бывали первые лица других государств, в частности король Иерусалима Амальрик и султан Рома.

    Впоследствии от дворца остались лишь руины, но и их разрушили в некоторых местах при строительстве железнодорожных путей в 1873 году. По сохранившимся останкам понятно, что дворец имел большой балкон с видом на морское побережье, на который можно было попасть сразу через три входа. Каждая дверь была отделана мрамором. Это можно увидеть и сегодня.

    На развалины, оставшиеся от грандиозного дворца, посмотреть можно бесплатно. Добраться до развалин можно спустившись в сторону набережной от Султанахмет, к остановке транспорта Catlad?kap? (Чатладыкапы).

    Дворец Буколеон на карте:

    Водохранилища Константинополя

    Акведук Валента (Bozdogan Su Kemeri)

    Акведук Валента (Bozdogan Su Kemeri)

    Строительство акведука Валента стартовало еще во времена правления Константина Великого. Начинания этого императора продолжил другой глава государства – Валента (364-378г.г.). Проект возведения водопровода был окончательно завершен в 378 году. Основным материалом для постройки двухъярусного эстакадного сооружения послужил камень, который отделяли и привозили от разрушенной Халкидонской стены. Известно, что одноименный город, в котором находилась стена, в период мятежного восстания против императора Валента 14, занимал позицию противника — узурпатора и мятежника Прокопия.

    Когда Константинополь покорился Османам, турки отремонтировали всю инженерную систему подачи воды, относящуюся к полуразрушенному акведуку, и саму «эстакаду» также восстановили. Насколько велики масштабы водопровода, стало ясно сравнительно недавно. В 2007 году археологи-разведчики выявили целых 650 км.

    Акведук Валента на карте:

    Цистерна Базилика (Yerebatan sarn?c?)

    Цистерна Базилика, Стамбул

    Цистерна Базилика – это огромное водохранилище, сохранившееся со времен Византийской Империи. Свое название этот объект получил благодаря базилике, которая некогда возвышалась на месте нынешнего храма Святой Софии. Возвели объект инфраструктуры, который сегодня является одной из основных достопримечательностей, при Константине Великом, а реконструкционные работы и расширение повелел провести уже другой правитель – Юстиниан. Размерные параметры цистерны удивляют даже видавших виды туристов. В длину Базилика протянулась на 145 метров, ширина водохранилища – около 65 метров. В потолочное покрытие буквально «вросли» ряды колонн, которых всего насчитывается 336. Высота каждой из них составляет 8 метров!

    Стены цистерны очень толстые (примерно 4 метра), выкладывали их из кирпича, а снаружи покрывали особым водонепроницаемым составом. По подсчетам специалистов, Базилика способна вместить порядка 80 000 кубометров воды.

    Цистерна Базилика на карте:

    Цистерна Феодосия (Serefiye sarn?c?)

    Цистерна Феодосия (Шерефие), Стамбул

    Неподалеку от знаменитой стамбульский Цистерны Базилика находится аналогичное сооружение – Цистерна Феодосия, которую открыли для посещения относительно недавно, после масштабной реставрации.

    Далеко не все туристы, приезжающие в Стамбул, слышали про цистерну Феодосия, потому что обнаружили ее только в 2010 году. Эта уникальная историческая достопримечательность была найдена под основанием огромного особняка. Домовладение отправили под снос, а цистерну стали приводить в порядок, ремонтировать и облагораживать. Длились эти кропотливые работы чуть меньше 8 лет. Размерные параметры Феодосии оказались сравнимы с Базиликой, а вот построена она, по предположениям археологов, на целое столетие раньше – примерно в 4 веке.

    Сегодня известно, что это водохранилище наполнялось из водопровода, проложенного от Белградского леса. При помощи цистерны пресной водой снабжался Большой дворец, в том числе все его многочисленные фонтаны, а также знаменитые бани Зевксиппа.

    Цистерна Феодосия на карте:

    Цистерна Филоксена (Binbirdirek sarn?c?)

    Цистерна Филоксена, Стамбул

    Эта цистерна – одно из важнейших водохранилищ, построенных в период нахождения у власти Константина Первого (324-337гг.). По размерам Филоксена уступала только знаменитой Базилике. Находится она в западном направлении от городского ипподрома. Вместимость цистерны поражает – изначально в ней можно было хранить до 325 кубических метров воды. Площадь хранилища – около 3700 кв.м.

    Постройка имеет 3 яруса. Правда, к первому ярусу сейчас доступа не имеется, так как он полностью затоплен. Сооружение выполнено в виде громадной гипостильной камеры, поддерживаемой сводами.

    По-турецки название цистерны звучит как «Бинбирдирек», что в переводе на русский означает «1001 колонна». На самом деле, колоннада в водохранилище состоит из 224 частей, так что турецкое наименование сильно преувеличено.

    В 12 веке подпитка Филоксены происходила при помощи акведука Валента. Позднее водопровод был модернизирован таким образом, чтобы цистерну можно было наполнять из резервуара Перы, а также в нее собиралась дождевая вода. Весь период существования Византийской империи водохранилище исправно выполняло возложенные на него функции, но в 15 веке его забросили. Пришедшую в запустение цистерну турки в 16 столетии переоборудовали в шелкокрасильную мастерскую. Теперь же в стенах этой уникальной городской достопримечательности открыт музейный комплекс.

    Цистерна Филоксена на карте:

    Городские стены Константинополя (Феодосиевы стены)

    То, что константинопольские стены сохранились до наших дней – это большая удача, так как в середине 19 столетия существовала европейская тенденция разрушения так называемых «средневековых рудиментов», которыми как раз и считали подобные стены.

    Но османы решили не следовать европейской моде – Стамбул просто развивался, постепенно соединяя в единое целое старое с новым. Таким образом, сегодня мы имеем возможность любоваться семикилометровым памятником римско-византийской античности.

    Стены вокруг города были когда-то выстроены по приказу императора Феодосия Второго. Заведовал строительством префект Востока Анфемий. Укрепления протянули по берегу Мраморного моря до самой бухты Золотой Рог. Строили их в течение долгих пяти лет. В стены были встроены крепкие ворота в количестве 10 штук, через каждые из которых можно было войти в город. Некоторые сохранились и теперь.

    С южной стороны укрепления начинались от Мраморной башни. Стены шли на север, к дворцовой постройке Текфур, а там соединялись со стенами Влахерны.

    Читайте так же:  Как добраться до проспекта академика сахарова