Мечети стерлитамака

В медресе Стерлитамака «Нур аль-Иман» экстремистская литература хранилась в электронной форме

Новые виды города Стерлитамака. Фото Сергея Синенко

В медресе Стерлитамака «Нур аль-Иман» экстремистская литература хранилась в электронной форме

Как сообщает ИА Стерлеград, прокуратура города Стерлитамака совместно с отделом ФСБ по г. Стерлитамак, Центром противодействия экстремизму МВД по РБ, провела проверку исполнения законодательства о противодействии экстремизму.

Установлено, что на компьютере, установленном в медресе «Нураль-Иман», имелся экземпляр книги, признанной судом экстремистской. По данному факту, прокуратурой города директору религиозного учреждения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое находится на рассмотрении. Как сообщили в городской прокуратуре, в настоящее время электронный экземпляр книги с компьютера удален.

СПРАВКА

Медресе “Нур аль-Иман” г. Стерлитамак

Полное название:

Тип: Школа

Директор: Рафиков Ришад Фаритович

Краткая история медресе «Нур аль-Иман» города Стерлитамака

«Нур аль-Иман» означает «Cвет Веры». После постройки в 1800г. первой мечети в г. Стерлитамак было решено возвести в 1860-е г. на деньги местных купцов-мусульман здание медресе, оно функционировала при второй соборной мечети. В городских архивах указывается, что основателем был Шарафетдин бен Зайнетлин аль-Эстерлитамаки, который учился в Бухаре. Тогда при мечети были открыты первые лекционные классы .

Общий курс бесед составлял 2 класса. В конце 19 в. в медресе наблюдался некоторый подъем уровня в области теологии , способствовал этому приход учителей, таких как старший ахун Камалетдин бин Шарафетдин бен Зайнетдин аль-Эстелитамакий (1808-1890), сторонник светского обучения. Младший ахун Бахтигарей бен Абдулькарим Рамиев. Рамиевы – династия предпринимателей, имамов, обществ. деятелей.

По семейному преданию, Рамиев Тимер состоял в Москве на госслужбе в качестве переводчика. Его потомок Рамиев Салим Рахимкулович (Селим б. Рахимкул б. Урман б. Капкай б. Юлай б. Кулай б. Сулейман б. Тимер б. Рами б. Исхак, 1733–1819) получил образование у Мухаммеда б. Али ад-Дагестани в Кундровской слободе. Был имамом в д. Тятер-Араслановой, неуказным муллой при 2-й соборной мечети Сеитовского посада (Каргалы), ахуном и мударрисом в г. Стерлитамаке. Его сын Рамиев Бахтигарей Салимович (1816–94) получил образование у Толынхуджи аль-Яркани, Абдуррахмана аль-Балыкли, Абдуллы б. Яхъя аль-Чиртуши, Мухаммедкарима б. Мухаммедрахима аль-Казани; был имамом в г. Стерлитамаке.

Некоторые выпускники Стерлитамакского медресе пополняли ряды не только духовенства, но и татарской — башкирской буржуазии и интеллигенции, были известными купцами. Одним из выпускников медресе был писатель Имай Насыри, имя которого носит улица рядом с медресе.

В течении двух лет с 1878 по 1880 г. в Стерлитамакском медресе учителем русского языка работает просветитель, ученый и краевед Уметбаев Мухаметсалим Ишмухаметович (1841-1907), который в это время составляет персидско-татарский –русский словарь. Все это способствовало увеличению учащихся в медресе. В середине 1870-х гг. здесь обучалось около 200 шакирдов из ближайших окрестностей. В годы советской власти религиозное обучение было прекращено и медресе приостановило религиозное образование с 1919 гг.

За период 20-го века здание мечети и медресе передавалось в веденье различных муниципальных служб и организаций, в 1992 году здание мечети было возвращено мусульманской общине. По инициативе Ришад-хазрата мусульманами города было написано письмо в администрацию города в котором содержалось прошение на возвращение здания мечети духовному управлению, а так же построение нового учебного здания медресе. В декабре 1993 года, был дан старт строительству нового учебного здания медресе на месте старого, а уже в марте 1995 года новое медресе приняло первых студентов.

Одним из первых учителей был Хаммад Мухтар из Марокко, а также учителя из республики Таджикистан. В октябре 1996 года состоялось официальное открытие медресе, получившее название «Нур аль-Иман». В 1998 году при существующем медресе было открыто отделение для женщин. Преподаются различные теологические и светские науки. В настоящее время в медресе «Нур аль-Иман» созданы условия для обучения: классы, трехразовое питание, раздельное общежитие для парней и девушек, с отдельными комнатами. Значительное число шакирдов составляют приезжие из Дагестана, Татарстана, Нижневартовска и др.

В Стерлитамаке торжественно открыли соборную мечеть Нур-аль-Иман

Такое бывает лишь в дни больших праздников: сотни празднично одетых людей, молодые и пожилые, мужчины и женщины, многие семьями вместе с детьми слились в один людской поток, устремленный в этот теплый солнечный день к новой мечети. Ставшая украшением исторической части города, она встречала прихожан и многочисленных гостей блеском золотых полумесяцев.

Такое бывает лишь в дни больших праздников: сотни празднично одетых людей, молодые и пожилые, мужчины и женщины, многие семьями вместе с детьми слились в один людской поток, устремленный в этот теплый солнечный день к новой мечети. Ставшая украшением исторической части города, она встречала прихожан и многочисленных гостей блеском золотых полумесяцев на своих минаретах, журчащим фонтаном во дворе, мягкими коврами на полах (подарок ОАО «Каустик»), огромной люстрой на потолке, изготовленной по спецзаказу в Москве.

Это был действительно большой и долгожданный праздник — в Стерлитамаке торжественно открывали соборную мечеть Нур-аль-Иман.

Во втором по величине городе Республики Башкортостан проживают в мире и согласии представители десятков национальностей и религиозных конфессий. Стерлитамак в дореволюционные годы был известен на Южном Урале как один из центров развития исламского образования и богословия. В дореволюционном Стерлитамаке насчитывалось 5 мечетей.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX столетия, в связи с началом системных преобразований в социально-экономической и политической жизни страны, ослаблением идеологического контроля за деятельностью религиозных организаций со стороны государства, в Стерлитамаке, как и в других уголках страны, начался процесс возрождения традиционных российских религиозных конфессий. Стали восстанавливаться некогда разрушенные православные церкви и монастыри, мечети и медресе. Началось строительство новых храмов.

За последние 17 лет в Стерлитамаке был построен кафедральный православный собор Св. Николая Чудотворца. Верующим было возвращено здание бывшей православной церкви Св. Великомученицы Татианы, в котором в советские годы размещалось медучилище. На средства представителей протестантских общин Германии построено здание Новоапостольской церкви. По ул. Ватутина завершено строительство храма христиан-старообрядцев. На заключительной стадии находится строительство церкви Св. Нерсеса Армянской Апостольской церкви. Выделен земельный участок для строительства молельного дома христиан-адвентистов.

На месте старого медресе с помощью общественности построено новое здание, в котором уже 11 лет ведется обучение мусульман.

Для удовлетворения религиозных нужд многочисленного мусульманского населения города в Стерлитамаке имелась единственная сохранившаяся из пяти дореволюционных мечеть по ул. Латыпова, которой в этом году исполнилось 134 года. Кроме того, из-за своих малых размеров и несоответствия современным требованиям для культовых сооружений мечеть не удовлетворяет потребности всех стерлитамакских мусульман. Определенные проблемы в эксплуатации данной мечети, в обеспечении пожарной безопасности вызывает ветхость деревянного здания.

— Решение о строительстве новой мечети принималось нелегко. А когда мы морально созрели для этого, денег на счету оказалось немного. Тогда мы обратились к общественности, к руководителям предприятий города и республики, к нашим землякам, возглавляющим солидные компании и предприятия во всех уголках России. Мы нашли понимание в этих вопросах и в администрации города.

В ответ на многочисленные обращения горожан с просьбой построить в Стерлитамаке новую мечеть в 2001 году был создан Попечительский Совет, призванный решить вопросы сбора средств, проектирования и строительства новой соборной мечети, а в апреле 2004 года начато строительство.

— Начинали, по сути, без средств на строительство, — вспоминает имам хатиб Стерлитамакской мечети Ришат-хазрат Рафиков. — Был только проект. Надо отдать должное Фаргату Маратовичу Бикмухаметову, руководившему тогда ВНЗМ-1, который настоял на начале работ. Спасибо администрации города, руководителям предприятий, горожанам, которые внесли посильный вклад в строительство. Очень серьезную помощь оказали нам и предприниматели из других городов.

— Соборная мечеть войдет в историю как народная, ибо она построена всем миром на добровольные пожертвования прихожан, предпринимателей, предприятий города, республики да и всей России, — подчеркнул глава администрации Стерлитамака, открывая торжественную церемонию. — Население только нашего города внесло более 2 млн. 330 тысяч рублей, более 15 млн. рублей — вклад предприятий и предпринимателей. На просьбу о помощи откликнулись многочисленные земляки, возглавляющие крупнейшие и процветающие предприятия в республике и за ее пределами. Это Рафкат Кантюков — КООО «Таттрансгаз», Риф Сулейманов — ООО «Уренгойгазпром», Марат Ишмияров — ЗАО «Салаватнефтеоргсинтез» и многие другие. Перечислить их всех просто невозможно.

Искреннюю благодарность от мусульманской общины всем за моральную и материальную поддержку выразил имам-хатиб Стерлитамакской мечети Ришат хазрат:

— Первыми работу на стройке начали специалисты фирмы ФСМ-4 во главе с директором Басыром Авзаловичем Ибрагимовым, затем пришли строители ВНЗМ-l. К марту 2005 года корпус мечети был возведен. К сожалению, из-за финансовых трудностей с марта по август все работы были приостановлены. В июле того же года в городе побывал генеральный директор ООО «Таттрансгаз», наш земляк, Кантюков Рафкат Абдулхаевич. Увидев два минарета мечети, он предложил построить еще два, пообещав выделить необходимые финансовые средства, хотя и до этого он оказывал нам большую помощь. Слово свое Рафкат Абдулхаевич сдержал.

Отдельно хотел бы поблагодарить генерального подрядчика в лице руководителя Киреева Анатолия Андреевича и весь его коллектив за искреннюю помощь, заказчика в лице директора Фахретдинова Радика Мубаракшеевича за всю проведенную работу вплоть до сегодняшнего дня. Они всегда были с нами, делили с нами и радости, и трудности, никогда не поднимали вопросы о деньгах — вся финансовая помощь с первых дней шла только на покупку стройматериалов, а не на оплату работы строителей.

В августе 2005 года я обратился за помощью к генеральному директору ОАО «Сода» Самедову Фархаду Астановичу. Он одним из первых пожертвовал на строительство мечети крупную сумму из личных средств, а затем возглавляемое им предприятие неоднократно помогало стройке и деньгами, и строительными материалами. Без помощи акционерного общества «Сода» нам бы вряд ли удалось

Читайте так же:  Изумрудная мечеть

начатое строительство. В процессе строительства мечети финансовую помощь оказали практически все крупные и средние предприятия Стерлитамака, частные фирмы, предприниматели. Это акционерные общества «Каучук» (Абдуллин Анас Назипович), «Каустик» (Дмитриев Юрий Константинович), «Нефтехимический завод» (Кутузов Петр Ильич), «Красный пролетарий» (Шарипов Ильгиз Кадырович), инжиниринговая фирма «Мехатрон» (Шигабутдинов Мударис Хасанович), ООО «Риком плюс» (Райманов Ринат Фоатович), ГУСП совхоз «Рощинский» (Абдрафиков Анвар Равилович), ОАО «Башсантехмонтаж» (Шахмаев Явдат Гатиятович).

Особую благодарность хочу выразить нашим пенсионерам, которые регулярно приносили в мечеть часть своих скромных пенсий, сбережений. Аллах знает имя каждого, внесшего свою лепту в строительство мечети. Это не только мусульмане, но и представители других конфессий. Да примет Аллах ваши благодеяния, да хранит вас и ваших близких и да благословит вас в благородном служении народу.

Двухэтажное здание соборной мечети общей площадью 824 квадратных метра рассчитано на 700-800 человек. Основной зал для молитв, проведения праздников и других культовых мероприятий находится на первом этаже. Помещение мужского зала имеет двухсветное пространство и дополнительную площадь для молитв на балконе второго этажа. Молитвенный зал для женщин находится на цокольном этаже и имеет свой отдельный вход. В здании — уютные вестибюль, тамбур, гардероб, кабинет, фойе, служебные помещения, классная комната, туалетные комнаты.

В новой мечети предполагается открыть двухклассную воскресную школу для желающих. Вместе с тем, и старая деревянная мечеть, построенная в семидесятых годах позапрошлого века, по-прежнему будет открыта. Там же будет базироваться и медресе.

— Сегодня мы все радуемся открытию в Стерлитамаке новой мечети, — сказал, поздравляя горожан председатель ДУМ РБ Нурмухамед-хазрат Нигматуллин .- Я уверен, что пройдет несколько лет, и новые мечети украсят другие микрорайоны Стерлитамака.

Высоких гостей, приехавших поздравить Стерлитамак с великим событием, в этот день было немало. Каждый из них отметил и главную особенность происходящего — канун юбилея единства Башкортостана и России.

— Сегодня немало тех, кто говорит о противостоянии цивилизаций и неизбежности их столкновения, -сказал председатель ЦДУМ России, веховный муфтий Талгат Таджутдин. — Но за четыре с половиной века наши предки, отцы и деды на практике показали, что к какой бы конфессии мы не относились, к какому народу, к какой бы цивилизации не принадлежали, мы все — божьи люди. Бог один. И по воле Всевышнего Отчизну как и мать не выбирают. Надо чтить и уважать соседа как брата, жить по-добрососедски, помогая друг другу в добродеяниях — это завет всех посланников божьих.

Вера — это не только обряды и поклоны, это добрые дела. Они должны совершаться каждый день. Если вера наша искренна, несомненно, она должна воплощаться в добрых делах. Именно это помогало нашим народам в течение веков сохранять мир и спокойствие, защищать Отчизну. И слава Богу, предстоящий юбилей — 450-летие добровольного вхождения Башкортостана в состав России — это практическое доказательство и достойный пример всем народам мира. Инша Алла! Пусть будет благословенным здание этого храма, достойного города, его руководителей, прихожан!

С этими словами Талгат Таджутдин преподнес главе города священную книгу — Коран, а генеральный директор ЗАО «СМП-185» Радик Фахретдинов вручил символический ключ Ришату-хазрату.

— Мы можем назвать Башкортостан уникальным субъектом Российской Федерации. В ней проживают люди более 130 национальностей, 18 направлений вероисповеданий. И посмотрите, здесь сегодня стоят бок обок и мусульмане, и христиане. Это говорит о том, что в республике ее руководством проводится правильная, мудрая и четкая политика по отношению к религиозным организациям, к верующим людям независимо от того, какую веру они исповедуют, — сказал на торжественной церемонии — председатель Совета по делам религий при Правительстве РБ ВячеславПятков. — Открытие сегодня этого прекрасного храма еще одно свидетельство того, что руководство республики обеспечивает конституционный принцип свободы совести, вероисповедания. Сегодня я могу отметить, что традиционные конфессии несут благо нашему обществу. Примечательно, что это радостное событие проходит в год юбилея единства республики с Россией. И практика показала, как можно и нужно жить мирно и дружно, невзирая на то, что нам пытались навязать другие убеждения.

Первая мечеть Стерлитамака

…Заклейменный классиком беспощадный бунт оказался не столь уж и бессмысленным, по меньшей мере, по последствиям. Потрясенная пугачевскими событиями Екатерина II взялась за реформы государства Российского, которые затронули систему административного деления страны, местное самоуправление, судебную власть… Одной из радикальных мер в рамках реформ Екатерины стало признание ислама в качестве второй государственной религии страны.
22 сентября 1788 года из-под пера Екатерины II выходит Указ «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». Так было создано Уфимское (с 1796 г. – Оренбургское) Духовное Магометанское Собрание – ныне ЦДУМ, объединившее всех мусульман России.
В этот же день по Указу Правительствующего Сената ахун мусульманской торговой слободы Каргалы близ Оренбурга (другое его историческое название – Сеитовский посад) Мухаммеджан Хусаин стал муфтием всех мусульман России, «исключая Таврическую область». Первый муфтий будет возглавлять Собрание до своей кончины в 1824 году. Торжественное открытие же Магометанского Духовного Собрания состоялось в декабре 1789 года.
В ведении Духовного Собрания были «испытания» претендентов на должность мулл на знание канонов ислама, надзор за действиями лиц духовного сословия, строительство и ремонт мечетей, никах (бракосочетание по исламским канонам), разбор имущественных споров, случаев неповиновения детей родителям, контроль за ведением метрических книг в мечетях и прочее.
Спустя десяток с небольшим лет, 4 сентября 1800 года, появилась первая мечеть и в Стерлитамаке. Ничего удивительного: после того, как в 1769 году — буквально на третий год своего существования — соляную пристань вернули обратно в Бугульчан на р.Белую, население бывшей Ашкадарской пристани с неясным статусом состояло, в основном, из гарнизона крепости. И лишь с присвоением ей в конце 1781 года статуса уездного города здесь начинают обживаться мещане, купцы и лица других сословий.
Нет никаких сведений о том, что до этого времени здесь проживали мусульмане. Но уже перепись 1782 года зафиксировала в Стерлитамаке одну татарскую семью. К ревизии 1795 года в городе было учтено еще шесть купеческих семей (26 человек) «магометанского закону» — выходцев из деревень Зириклы, Узянбашево, Хасямутдиново и Балыклыкуль. В «достопамятном» 1800 году, когда в городе открылась первая мечеть, сюда было причислено еще 18 семей татар из того же Сеитовского посада.
, 4 1800 , купец Салим Рамеев (в некоторых источниках Ремеев) был назначен первым в истории города главным ахуном соборной мечети Стерлитамака. Предположительно он был переведен сюда из д.Зирган.
( «») — , . «» ( ). .
О первом ахуне Стерлитамакской мечети известно немного. Как сказано в одном из архивных документов, «все общество весьма было довольно» им. Но уже в 1807 году по одному лишь «прошению муллы Биккула Биккинина он был безо всякого изыскания и законного осуждения лишен сего звания, а на место его против желания общества определен имамом и мударисом (учителем – авт.) тептяр Нияз Усманов».
, . , , возглавлял мусульманское духовенство города до 1815 года. Любопытно, что один из его сыновей Мухаметхасан Ниязов в 1834 году не попал под перепись как находившийся в бегах.
, «» . , 1736 «по приказу его превосходительства, действительного статского советника Василия Никифоровича Татищева… был направлен в Екатеринбург и от его превосходительства послан с письмом к полковнику Тевкелеву через башкирские жилища». Интересно, что он прекрасно знал не только русский язык, но и русскую грамоту, которой научился «в деревне Армете у абыза Мухамедаменя».
Исторически сложилось так, что муллы были не просто духовными деятелями, но и учителями, самыми образованными людьми и лекарями среди мусульманского населения.
о мечетях и медресе в Поволжье встречаются уже в источниках 913 года, то бишь почти 11 веков назад. Уже тогда, по мнению русского исследователя Михаила Пинегина, сущность мусульманского учения была приспособлена для потребностей простого народа.
Практически в каждой из татарских и башкирских деревень имелась пусть скромненькая, но своя мечеть – обычно просторная изба, отличавшаяся от других домов небольшим деревянным минаретом. И практически в каждой мечети функционировали мектеб (начальная школа) или медресе (учебное заведение более высокого статуса).
Миф о практически поголовной безграмотности татарского и башкирского населения дореволюционной Уфимской губернии не имеет ничего общего с действительностью. По данным переписи 1897 года, грамотными среди татар губернии было 20,4 процента, среди башкир – 18,3 проц., а среди русских – 16 процентов. В том, что процент грамотности среди «инородцев» в конце 19 века оказался даже выше, чем среди русского населения, была заслуга в первую очередь мечетей с их мектебами и медресе.
К началу двадцатого века стали появляться медресе, в которых преподавали не только теологические, но и светские дисциплины, вплоть до физики, математики, химии, психологии, географии, истории, музыки, живописи. В некоторых медресе религиозным предметам отводилось лишь по четыре часа в неделю.
Как сказано в энциклопедии «Башкортостан», «многие произведения мировых классиков («Марсельеза» К.Ж.Руже де Лиля. «Овод» Э.Л.Войнич, «Спартак» Р.Джованьоли, «Интернационал» Э.Потье и др.) стали известны мусульманскому читателю благодаря переводам преподавателей медресе». Неудивительно, что такие прославленные медресе, как «Хусания», «Галия», «Усмания», «Расулия», дали башкирскому и татарскому народам Мажита Гафури, Шейхзаду Бабича, Галимжана Ибрагимова, Сайфи Кудаша, Мирхайдара Файзи, Афзала Тагирова, Мусу Джалиля, Сагита Агиша и других классиков башкирской и татарской литературы. В некоторых медресе срок обучения достигал аж четырнадцати лет! Это были настоящие высшие учебные заведения.
Выпускники медресе пополняли ряды не только духовенства, но и зарождающейся татарской и башкирской буржуазии, интеллигенции. Многие из знатных дореволюционных купцов Стерлитамака двинули в океан бизнеса прямо из дверей медресе.
Собственно, с закладкой первой мечети в Стерлитамаке были заложены в городе и основы национальной школы: вскоре при мечети начинает функционировать и первое медресе. Заметная роль в просветительской деятельности в Стерлитамаке принадлежала ахунам из династии Нагаевых. Выходцы из д.Семенкино Стерлитамакского уезда (ныне Аургазинского района) стерлитамакские Нагаевы вели свой род от Шарафутдина Нагаева, поселившегося здесь между 1828 и 1834 годами.
С 1839 года эту должность исполнял его сын, старший ахун мечети тридцатилетний Камалетдин Шарафутдинов (Камалетдин бин Шарафетдин бин Зайнетдин аль — Стерли), сторонник светского обучения и открытия на территории уезда земских школ с обучением на русском языке. В исторической литературе известно высказывание З.Валиди, хорошо знавшего семью ахуна, о том, что Нагаевы «достигли учености и в светских науках, проявляли интерес к математике и историческим наукам».
Младшим ахуном Стерлитамакской мечети в тридцатые годы девятнадцатого века был Бахтигарей Абдулкаримович Ремеев, азанчеем и учителем – Ибрагим Ремеев – выходцы знатного рода, давшего известных на весь Урал золотопромышленников, священнослужителей, поэтов, ученых…
По меньшей мере, до 1870 года в Стерлитамаке была одна мечеть. При мечети, как и полагается, было медресе. Так что с полным основанием можно считать это заведение «прабабушкой» школ для «инородческой» общины города. Конечно, это была не Уфимская «Галия», не Оренбургская «Хусания» и не Троицкая «Расулия», но и здесь уделялось должное внимание светскому обучению: преподавались не только теологические, но и светские дисциплины, о чем недвусмысленно свидетельствуют дореволюционные учебники, которые еще недавно можно было увидеть среди старинных книг городской мечети. В число предметов входили чистописание, чтение на языке тюрки и арабском языке, география, история России, мировая история, письмо, счет в объеме четырех действий арифметики, тюркская морфология, а также основы веры.
Одним из наиболее известных преподавателей медресе считался Хайрулла-устаз (Хайрулла бин Габдулхабир бин Синджаб). В исторической литературе особо подчеркивается, что преподаватели Стерлитамакского медресе «не замыкались только на богословии; расширяя традиционную учебную программу, стремились обеспечить шакирдам высокий уровень подготовки». Имя одного из выпускников этого медресе, писателя Имая Насыри носит улица нашего города.
В 70-х годах девятнадцатого века в Стерлитамакском медресе обучалось около двухсот шакирдов, к середине восьмидесятых их уже было около шестисот. В этот период здесь работают такие известные педагоги, как преподаватель русского языка и математики, поэт-просветитель Мухаметсалим Уметбаев. К началу двадцатого века в городе было уже три мечети. Как правило, при каждой мечети имелось пусть маленькое, но свое медресе.
С приходом к власти большевиков было покончено и с духовенством, и с системой мусульманского образования. До наших дней дошла лишь одна из четырех дореволюционных мечетей Стерлитамака — деревянный храм по ул.Латыпова, построенный еще в семидесятых годах 19-го века. Да здание бывшего медресе при мечети по ул.Советской. Возрождение ислама, как и других конфессий, началось уже в постсоветский период.

Читайте так же:  Мединская мечеть

Фаяз ЮМАГУЗИН,
Мударис САФИН

Стерлитамак. Часть 1: Старый город.

Расположенный в 120км строго на юг от Уфы, Стерлитамак — «вторая столица» Башкирии. Его население — 270 тысяч человек, но фактически — более 600 тысяч, так как с ним почти срослись Салават (150 тыс. жителей) и Ишимбай (68 тыс.), а также десяток мелких поселков. Все вместе они образуют гигантский промышленный узел, поднявшийся в 1930-60-е годы как Второе Баку — новый нефтяной центр Советского Союза. Здесь сосредоточен десяток химических заводов самого разного профиля — от нефти до соды.
Нынешний Стерлитамак — огромный, но при этом очень уютный город. Среди городов, не являющихся региональными центрами, он входит в число лидеров по степени благоустройства, а до недавнего времени — и по уровню жизни. А вот с достопримечательностями здесь не густо: основанный в 18в. как пристань, в 1781 году получивший уездный статус, Стерлитамак вплоть до советской индустриализации был захолустьем. Но всё-таки предлагаю прогуляться по Старому городу между речками Стерля и Ашкадар.

Автовокзал в Стерлитамаке на самой окраине. Автобусы в Уфу каждые полчаса, плюс частники по заполнению — в пути часа два, причём на всём пути до башкирской столицы четырехполосное шоссе с физическим разделением. Где-то на полпути автобус пролетает мимо Марса — село такое в километре от трассы. Стерлитамак встречает дымящими трубами индустриальных гигантов, затем кварталом разноцветных многоэтажек. Первое, что здесь впечатляет — уже упомянутое благоустройство. Вот например дом 1970-х годов на кольце у автовокзала — в таком состоянии значительная часть города:

До центра отсюда около трех километров, так что езжайте автобусом. Больше всего Стерлитамак напоминает субобластные центры Белоруссии вроде Бобруйска и Орши. Преимущественно советский город с ухоженными многоэтажками и двухэтажными сталинками. Говорят, здесь и улицы очень чистые — но зимой этого не заметно (как и в Беларуси, к слову):

Правда, в отличие от Белоруссии, здесь всё же много наружной рекламы, киосков и гигантских торговых центров, так что того ощущения «стерильности» всё равно нет. Но в общем Новый город я осмотрел из окна автобуса. А Старый Стерлитамак, занимающий от силы 5-10% города, выглядит совершенно иначе. Собственно, мы сейчас на его границе в конце улицы Худайбердина:

Прямо по курсу сквер, являющийся ныне центром города:

Здесь рядышком находятся Русский драмтеатр (где в Стерлике Башкирский и Татарский театры — не знаю) в купеческом домике с советским апгрейдом:

И кинотеатр «Салават». У входа — бюст самого Салавата Юлаева, больше похожий на голема:

Интереснее кинотеатр выглядит с обратной стороны, которую украшает постконструктивистская «апсида»:

По краям площади — типичнейшие для Дальней России купеческие домики с торговыми рядами на первых этажах:

Среди которых выделяется впечатляющее здание Земской управы, до сих пор использующееся по назначению:

О преемственности напоминает герб на фасаде:

Впечатляют маски на крыше:

Наискось от управы — симпатичный деревянный дом, занятый бухгалтерской школой:

На заднем плане видна колокольня Татьянинской церкви, занимающей со всякими богадельнями и семинариями целый квартал. Как я понял, на весь город всего две церкви (есть еще Никольский собор в 3км от центра выше по Стерле) — и может именно поэтому меня там встретили истинно по-христиански — предложили поесть в церковной трапезной или хотя бы просто выпить чаю. Вот только дорогу на шиханы объяснить не смогли — сами не знают.
Вокруг церкви — сплошь цветастые избы и коттеджи, а улица, на которой она стоит — последняя перед Ашкадаром.

Вообще же, церквей в Башкирии очень мало — ислам здесь явно крепче. В другую сторону от центральной площади по улице Мира можно дойти к Новой мечети — явной доминанте Старого города:

По пути к мечети — целый квартал вросших в землю заброшенных изб с забитыми окнами. Скорее всего, они были расселены организованно, и через несколько месяцев их не будет. А может быть они так и стоят здесь с тех пор, как «москвичи скупили все заводы».

Впрочем, о москвичах и заводах — позже.

Новая мечеть, официально называемая «Нур-аль-Иман» действительно новая — открыта в 2007 году. Башкирия — край вообще не слишком религиозный, и мечети тут хотя и преобладают над церквями, но тоже малочислены и не заметны. Тем сильнее впечатляет Нур-аль-Иман — вторая по величине в республике и одна из красивейших в России:

Понравилась композиция — в плане мечеть напоминает костел с двумя башнями. Вообще, татарские мечети часто похожи на кирхи с минаретом над входом, но «костёлообразные» мечети с двумя минаретами по бокам от крыльца я видел только в Башкирии. Интересно и то, что передние минареты являются частью здания, а задние поставлены отдельно. В общем, можете не соглашаться, но по-моему это самое красивое каменное здание в Стерлитамаке:

За мечетью — еще одно транспортное «кольцо» (обратите внимание на троллейбусы — Стерлитамак явно один из самых «троллейбусных» городов, что я видел) и огромный базар. Отсюда же бегают маршрутки на Салават (по заполнению) и Ишимбай (раз в полчаса), а также в Уфу (раз в час). Здесь же и главное лежбище такси. В общем, главный транспортный узел всей агломерации.

Если от базара пройти полкилометра перпендикулярно улице Мира (по которой пришли), можно достичь деревянной Старой мечети начала ХХ века — одной из четырех мечетей, бывших в Стерлитамаке до революции. Подозреваю, их общая вместимость была меньше, чем у одной Нур-аль-Иман:

Отсюда рукой подать до берега Стерли, больше похожей на узкую и глубокую траншею. Вокруг мечети — опять одноэтажное предместье:

Вообще, вот такой он — Старый Стерлитамак: шаг влево — шаг вправо, и уже оказываешься в предместьях сельского вида. По сути, купеческий центр простирается не дальше, чем на квартал от площади с «Салаватом».

Хотя даже здесь есть симпатичные подворотни и дворики:

Но в общем, миниатюрность исторического центра здесь поражает. Большая часть междуречья Стерли и Ашкадара занята частным сектором с вбитым тут и там многоэтажками, а на стрелке двух рек и вовсе коттеджный посёлок. Типичный пейзаж Старого Стерлитамака:

Единственное, что здесь действительно впечатляет — это деревянная резьба. Вот довольно неплохой особняк в квартале от базара:

А вот просто чудесный резной домик с обгоревшей половиной на улице Карла Маркса в квартале от Ашкадарского моста:

Его фасад — на вводном кадре. Он же под другим углом:

Не менее впечатляюще смотрятся и ворота:

А кроме того, Старый Стерлитамак впечатляет своими наличниками. Даже не столько тонкостью и сложностью их резьбы, сколько ее оригинальностью и «нерусскостью». Вот например здесь то ли растительный орнамент, то ли арабская вязь:

Здесь — необычная форма:

Здесь — и вовсе что-то марсианское:

И таких мини-чудес по Стерлитамаку разбросаны сотни — я сфотографировал всего несколько в случайном порядке. Если ради чего и стоит погулять по Старому Стерлитамаку — в первую очередь ради наличников.

Но честно скажу — в этом посте не раскрыты две темы.
Первое — главная официальная достопримечательность города, знаменитые Стерлитамакские шиханы за Белой рекой (до которой еще четыре километра от Ашкадара). Второе — Стерлитамак вообще-то грандиозный индустриальный гигант, где промзона с флагманами химической промышленности («Сода», «Каучук» и «Каустик») занимает больше места, чем сам город.
Так что в следующей части — о шиханах, заводах и внезапно свалившихся на город больших проблемах.

Читайте так же:  Монета мечеть ясави

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. Старый город. (2011)
Стерлитамак. Шиханы и заводы. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
Из Уфы в Белорецк. (2008)
Белорецк. (2011)
Бывшие заводы: Тирлян (2011) и Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008).
Шульган-Таш (2008).
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Сибай. Лето (2008).
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима (2011).

Ваххабизм проникает в Башкирию?

Шквал откликов от имамов и мусульман Башкирии поступил в нашу редакцию после публикации статьи «Новый старый муфтий» в BONUSе № 44 от 2 декабря. Многие из них признались в том, что проблема проникновения экстремальных течений ислама в наш регион стоит очень остро и, по непонятным для них причинам, замалчивается руководством духовных управлений мусульман. Мы публикуем некоторые из полученных отзывов.

Муаззин Абдурахман Сафиуллин, помощник имама мечети в селе Алексеевка Уфимского района РБ:

– Очень много конференций проводится, но там общие слова, говорят, что «плохо», но никаких мер противостояния ваххабизму не принимается. Нет профилактики и выявления. В Уфе есть лица, которые официально работают и распространяют ваххабизм. Сейчас их центр в Башкирии – это село Миловка, там, в мечети, по сей день собирается много ваххабитов. Я бы вам рекомендовал, чтобы вы дали людям представление о том, чем отличается ваххабизм от ислама. Ваххабиты убеждены, что они обязаны воевать с тем, кто не разделяет их убеждений. Нам, мусульманам, лучше жить в сильной стабильной стране, чтобы развивать ислам. А ваххабитам выгодно расчленить страну, чтобы установить и закрепить свою власть. Теракты, которые учащаются перед Олимпийскими играми, – это не просто так. Ваххабизм спонсируется из­-за границы. Это делается для дестабилизации России.

Некоторые ваххабиты сами не понимают, что их просто используют. Нужно немедленно принимать меры, не позволяя им запугивать общество.

Аглямутдин хазрат Газизов, имам­хатыб мечети в Сибае:

– Президент Владимир Владимирович Путин, беспокоясь за безопасность страны, уже много раз повторял мысль: «Мы всегда будем на стороне традиционного ислама. В России мы будем опираться на свой традиционный ислам и будем развивать его. Мы не допустим развития экстремизма под личиной ваххабизма в России». Каково же состояние дел у нас в республике, особенно – каковы дела в нашем духовном управлении? Строятся мечети, но люди в них не ходят. Нет авторитетных имамов, нет влиятельных ишанов и аулия. Молодежь, приходящая в религию, попадает в руки радикальных группировок, которые совершенно чужды нашему народу. Все идет из Уфы. Есть ли хоть в одной уфимской мечети имам, говорящий проповеди на башкирском? Нет. Настало время не только обратить внимание на слова Владимира Владимировича Путина, но и привести их в исполнение.

Ахмад хазрат Ахмиров, член Совета улемов ЦДУМ России, имам-хатыб, председатель махалли «Зайнулла Расули»:

– Как таковой ваххабизм в Башкирии есть, и наши муфтии, скорее всего, об этом знают. Мы должны смотреть, какие кадры готовят медресе ДУМ РБ – медресе Марьям Султановой и медресе в Стерлитамаке. Где наши национальные кадры, которые выпускают эти медресе? Куда деваются ученики? Ришат ­хазрату (имаму мечети Стерлитамака – прим. ред.) задавали этот вопрос. Он сказал, что у них учится мало людей по 2­-3 месяца. Получается, люди приобретают обрывочные знания, что приводит к неправильному пониманию ислама. Нужно спросить у Нурмухамета хазрата Нигматуллина, почему он не видит, что его медресе фактически не готовят будущих имамов? Пятков (председатель Совета по государственно­конфессиональным отношениям при Президенте РБ – прим. ред.) также об этом знает, но почему он не влияет на это? Здесь очень много вопросов. Ваххабизм проникает к нам из­-за нашего бездействия. Сидеть сложа руки сейчас нельзя ни в коем случае – это может привести к плачевным последствиям в дальнейшем.

Из анонимного письма (Давлекановский район РБ, село Дюртюли):

– На примере судьбы Айдара Мухарямова, жителя нашего села, можно увидеть реальную угрозу обществу, особенно молодому поколению. Мы были шокированы, когда прочитали в новостях, что он погиб.

В 2010 году пресс­-служба УФСБ России по РБ сообщила, что Мухарямов был опознан в числе уничтоженных спецназом боевиков в Дагестане. В сообщении говорилось, что у преступников при себе были обнаружены огнестрельное оружие, боеприпасы и гранаты. Указывалось, что 24-­летний житель Дюртюлей Айдар Мухарямов вступил в незаконные вооруженные формирования, чтобы терроризировать мирных жителей региона под влиянием активной интернет­-переписки с членами бандгрупп Северного Кавказа.

Семья у Айдара была небогатая. С 9 класса за ним начали присматривать Садик и Раиль. Садика мы знали как хорошего искреннего человека. Но после обучения в медресе Нефтекамска он вернулся «другим», резко отстранился от местных жителей, стал свысока смотреть на них, поучать их «держать правильный ислам». Раиль Юсупов примкнул к нему одним из первых. В армию Айдар Мухарямов ушел уже «подготовленным» мусульманином.

Ему дали новое имя Хасан. После армии он прибирался в деревенской мечети, произносил азаны и запомнился как хороший молодой человек всем односельчанам. Работал в разных местах, пытался зарабатывать на жизнь, чтобы помочь родителям. Построил баню, помог провести газ в дом. Все это время он активно общался с Садиком и его компанией. Летом 2009 года он решил уехать в Дагестан, чтобы «быстро заработать хорошие деньги и жениться». Последняя весточка от Айдара пришла в конце сентября 2009­-го – он позвонил в дороге из Москвы сказав, что «все хорошо и он едет»…

При этом Садик все еще числится имамом­-мухтасибом Давлекановского района РБ и, как нам стало известно, преподает основы исламской религии в деревне Кара­-Якупово Чишминского района РБ.

Директор медресе им. Марьям Султановой Ильдар Малахов: – Мы не согласны с мнением тех людей, которые говорят, что в нашем медресе ведется проваххабистская подготовка.

Рифгат Нигматуллин, председатель Совета ветеранов Ильчигуловского сельсовета Миякинского района РБ:

– В 2012 году сбылась наша мечта: была построена мечеть на склоне горы Нарыстау, на вершине которой захоронены два сахаба – посланника пророка Мухаммеда. Мои бабушки и деды считали своим долгом бывать здесь каждый год. Они обливались водой из родника, читали молитвы, пили чай и поднимались на гору к могиле святых. В выходные и праздничные дни сюда приезжает ради Аллаха более 2000 человек. В мае 2019 года здесь побывал 41-­й потомок пророка Мухаммеда – шейх Мехмет со своими приближенными из Кипра. Побывал у нас и Вячеслав Пятков, остался доволен увиденным. Почему я пишу все это? Меня удивляет и беспокоит одно. Почему до сих пор не заинтересовался и не посетил мечеть Сахаба на горе Нарыстау ни один представитель ДУМ РБ? Это равнодушие, высокомерие или неуважение к тысячам верующим? Или что-­то другое? Ведь наш народ, наши предки во все времена с огромным уважением и любовью относились к своим святым Аулия. Это нас объединяло. Своим бездействием они раскалывают людей, простых верующих и своих подчиненных на две противоборствующие стороны.

Исмагил хазрат Мухамедьянов, имам­мухтасиб Белорецкого района РБ:

– Ваххабизм преподается в открытую в некоторых мечетях Башкирии. Это всем духовным лицам известно, но почему-­то никаких мер не принимается. Я думаю, каждый боится за себя, поэтому предпочитает закрывать глаза на это. Другой мазхаб (школа шариатского права в исламе – прим. ред.) преподается в мечети Стерлитамака. Ученики медресе Марьям Султановой в Уфе приезжают к нам убежденными радикалистами. Как мы с ними ни работаем – переубедить их практически невозможно. Уверен, что об этом знают Нурмухамет хазрат Нигматуллин и Талгат Таджуддин. На каждом съезде об этом говорится в присутствии Пяткова. Но мы ничего не делаем. Мы молчим. Прошел слух, что перед прошедшим съездом ДУМ РБ один из сторонников ваххабитов в Баймаке получил в банке 2,5 миллиона евро. В наших кругах поговаривают, что там же, в Баймаке, есть организованный схрон оружия. Мы должны действовать, учить нашу молодежь по ханафитскому мазхабу, чтобы не ввергнуть ее в руки ваххабитов. Предлагаю проверить наши медресе и поменять программу в тех, где преподают не по ханафитскому мазхабу.

Нурмухаммат Бакеев, житель Белорецка:

– Расскажу историю, в нашем городе многие ее знают. С детских лет Альмира гордилась своей фамилией Хажиева. Так как все ее прадедушки совершили хадж. Возможно, поэтому она с детства мечтала выйти замуж за истинного мусульманина. Мечта ее сбылась. После окончания Стерлитамакского медресе Альмира вышла замуж за однокурсника, преподавателя истории Стерлитамакского педагогического университета Эдуарда Хасанова. На радость родителям зажили крепкой мусульманской семьей. После рождения девочек-­погодок в 2003 и 2004 годах счастью дедушек и бабушек не было конца. Беда пришла нежданно­-негаданно и совершенно с другой стороны. Зараженная идеей ваххабизма молодая семья, обманув родителей, всеми правдами и неправдами уехала с детьми осенью 2006 года в Афганистан. В ноябре 2007 года Эдуард (Хасан) во время боя с американцами погиб. Альмиру насильно выдали замуж третьей женой за богача и увезли с детьми в горы. Единственный звонок Альмиры домой, что у них все хорошо, был несколько лет назад и не успокоил родителей. Убитые горем дедушка и бабушка молят Аллаха хотя бы перед смертью увидеть своих любимых внучек.

7 февраля в пресс-центре газеты BONUS состоится круглый стол с имамами Башкирии, на котором будут подняты вопросы проникновения ваххабизма в республику.