Мечеть амра каир

Секреты мечети Амра ибн аль-Аса в Каире

В самом сердце Старого Каира, недалеко от района Аль-Фахарин находится одна из самых больших и значимых в историческом плане мечетей Египта. Построенная в 642 году, старая мечеть или мечеть Амра ибн аль-Аса, была первой мечетью не только в Египте, но и во всей Африке.

Район, в котором была построена мечеть, являлся религиозной столицей страны со времен Древнего Египта. Тогда он назывался «хир’аха», что означает «земля сражений». Это место, которое древние египтяне использовали для поклонения древнеегипетскому богу солнца Ра.

Кроме того, в этом месте скрывалось Святое семейство, и здесь же Амр ибн аль-Ас во время похода на Египет установил свою палатку.

С мечетью связаны три легенды. Согласно первой легенде в центре мечети был колодец, и люди думали, что он заговорен. Считалось, что, если женщина возьмет воду из этого колодца, то выйдет замуж, а если она уже была замужем, то забеременеет.

Вторая легенда связана с колоннами мечети. В мечети два колонны. По легенде, если было сомнение в том, что кто-то говорил правду, нужно было чтобы этот человек прошел между этими колоннами. Если ему удавалось пройти между ними, значит он говорил правду. Если же он не мог пройти, то считался лжецом.

Последняя легенда касается михраба Нафисы. Это место, где постоянно молилась одна из внучек Пророка Мухаммада (САВ), поэтому оно считается благословенным. Совершая молитвы в этом михрабе, люди верят, что получат благословение и их молитвы непременно будут приняты.

На дизайн мечети оказали влияние коптское и еврейское искусство. Минарет мечети выполнен в еврейском архитектурном стиле.

Минбар является произведением коптского искусства. Это был подарок Амру ибн аль-Асу от Мукавкаса. Мукавкас был правителем Египта во времена арабо-исламского завоевания.

По поводу этого минбара между Амром ибн аль-Асом и халифом Умаром ибн аль-Хаттабом возник спор. Узнав, что в мечети Амра ибн аль-Аса есть минбар, с которого тот читает проповеди, халиф потребовал снести минбар, упрекнув Амра в том, что тот пытается возвыситься над другими мусульманами. Чтобы угодить Умару ибн аль-Хаттабу, Амр ибн аль-Ас убрал минбар, но, когда халиф умер, снова вернул его в мечеть.

Мечеть Амра ибн аль-Аса была первым университетом, еще до появления Аль-Азхара. В мечети проходили научные занятия. Кроме того, в мечети проводились судебные заседания.

Несмотря на важное историческое значение, мечеть несколько раз была разрушена.

Впервые мечеть была разрушена пожаром, который устроил визирь Египта по имени Шавар. Он приказал поджечь Каир, чтобы в него не смогли войти крестоносцы. Пожар в городе длился 45 дней, и мечеть также сильно пострадала.

В следующий раз мечеть получила повреждения во время французской экспедиции Наполеона. Французские солдаты вынесли из мечети все деревянные предметы и сожгли их, чтобы согреться.

Тем не менее, несмотря на все разрушения и последующие реставрационные работы, мечеть практически сохранилась в своем первоначальном виде.

Пассант Мохамед / Daily News Egypt

Мечеть Амра – самая старая арабская и исламская постройка в Каире

В нашем обзоре рассказ об одной из первых арабских и исламских построек в Каире — Мечети Амра, — единственной, что уцелела со времен первых дней арабского завоевания Египта.

К сожалению, в наши дни это не самая известная достопримечательность Каира. Как считается, на месте нынешней Мечети Амра находился шатер Амр ибн аль-Аса – сахиба, сподвижника Мухаммеда (принадлежащего к его племени курейш).

Амр до начала арабских завоеваний бывший купцом и неоднократно посещавший египетскую землю с торговыми караванами, позднее стал военачальником, завоевавшим Египет для арабов и ислама.

Этот обзор включает выдержку об истории мечети Аль Амра из одной из самых знаменитых книг о Каире «Каир. Биография города» английского писателя Джеймса Олдриджа, написанная в 1969-м году к 1000-ю основания Каира. Мы дополнили публикацию заметками с египетского сайта Ask-Aladdin.com в переводе c англ. и примечаниями Portalostranah.ru

Египетский сайт аsk-aladdin.com о мечети Амра:

«Мечеть Амра ибн аль-Ас (Mosque of Amr Ibn Al-As) первая мечеть, сооруженная в Египте и в Африке. Она была построена Амром ибн аль-Асом в 642 году нашей эры.

Амр был военачальником, обеспечившим арабское завоевание Египта в ходе борьбы с римлянами (Византией). Он был провозглашен как освободитель коптов. (Подробнее об освобождении коптов Амром и коптской религии, а также обстоятельствах арабского завоевания Египта см. на нашем сайте здесь и здесь. Прим. Portalostranah.ru).

После египетского завоевания Амр был именем халифа назначен губернатором. Затем Амр основал новую столицу Египта вместо Александрии, и это был Аль-Фустат (Al Fustat, т.е. нынешний Каир. Прим. Portalostranah.ru. Однако существовала и доарабская истории поселения. Больше о ней см. на нашем сайте здесь).

В центре Аль-Фустата была построена мечеть, позднее названная «Мечеть Амра», находившаяся в окружении полей и домов нового города. Первоначально северо-западной стороны мечеть имела вид на Нил.

Мечеть называют ныне «Прообразом всех мечетей», или Древней мечетью. На самом деле, современный вид этого сооружения сильно отличается от первоначального. Многие перестройки и реставрации, осуществлявшиеся со времени ее основания до настоящего времени, изменили внешний вид Мечети Амра.

Мечеть была построена в форме прямоугольного низкого навеса из дерева и пальмовых листьев, поддерживаемого колоннами из пальмовых стеблей, камня и глиняных кирпичей. Пол представлял собой площадку из гравия. Эта первоначальная простая мечеть была около 29 метров в длину и 17 метров в ширину.

Самая важная из перестроек Мечети Амра была сделана губернатором Абдулахом ибн Тахиром (Abudllah Ibn Taher) во время правления халифа Аль-Мамуна (Al Mamoun) а в IX веке. Ибн Тахрир расширил территорию мечети, добавив пристройки с юго-западной стороны, и это расширение было последним в истории сооружения. Таким образом, с того времени площадь мечети увеличилась до 120 м. в длину и 112 м. в ширину, что составляет и современную площадь этого сооружения.

В 1175 году нашей эры, в конце периода Фатимидов, мечеть была разрушена в результате пожара в Аль-Фустате. Тогда Аль Фустат был подожжен Шаваром (Shawer), визирем фатимидского халифа аль-Адида, для того чтобы предотвратить взятие города крестоносцами. Пожар в Аль-Фустате полыхал 54 дня. (Фатимиды — местная арабская династия отделившая Египет от общеарабского халифата. Крестоносцы не смогли взять Каир. Прим. Portalostranah.ru)

В 1179 году нашей эры Саладин восстановил и реконструировал мечеть.

В конце 18 века, незадолго до прибытия французской экспедиции (Наполерна) в Египет Мурад бей (Mourad Bey), один из мамелюкских лидеров в ходе перестройки Мечети Амра разрушил здание, но восстановил его в 1796 году нашей эры (Мамелюки — тюркские рабы-войны гвардии при Фадимидах, свергнувшие позднее своих хозяев и установивших собственную династию. Прим. Portalostranah.ru). Мурад-бей изменил айван (iwan — терраса мечети) и внутренний двор. Он заменил семью рядов колонн шестью, изменив место углубления киблы. Скорее всего, он построил существующие минареты — один над фасадом у правого входа, а второй справа на стене киблы.

Читайте так же:  Чтение намаза в мечети

В 1906 году во время правления хедива Аббаса Хелми II, мечеть была полностью реставрирована. Эти работы были осуществлены благодаря Комитету сохранения арабских древностей. (Хедив ( с перс. «господин») — правитель Египта в период номинального нахождения Египта в составе Османской империи. Османы, свергнувшие мамлюков, вскоре лишь номинально стали управлять Египтом, где стала править династия Мухаммеда Али. С XIX века в Египте усилилось европейское влияние, европейцами была создана служба сохранения древностей. Прим. Portalostranah.ru).

В южном углу Мечети Амра находится мавзолей. Возможно, мавзолей принадлежит сыну Амра Абдулле, однако некоторые историки так не считают. (Сам Амр скончался в возрасте 90 лет, и похоронен где-то у подножия горы Мукаттам, близ Каира. Прим. Portalostranah.ru).

Один из самых замечательных фактов из истории Мечети Амра заключается в том, что эта мечеть была не только местом для молитвы, но важнейшим местом обучения — своеобразной разновидностью университета за 600 лет до основания мечети Аль-Азхар в Каире.

Это было место, где проводились лекции и религиозные диспуты. Одним из наиболее значительных исламоведов и имамов, которые проповедовали в этой мечети, был Мухаммед ибн Идрис аль Шафи (Mohamed Ibn Idris Al Shafi). (Университет при мечети Аль-Азхар в Каире — крупнейший и один из наиболее авторитетных университетов современного арабского мира. Прим. Portalostranah.ru).

Наконец, необходимо отметить, что в западной части Мечети Аль-Амра проводились судебные разбирательства. »

(Египетский сайт ask-aladdin.com; Перевод с англ. и примечания Portalostranah.ru)

Джеймс Олдридж

«Каир. Биография города». Мечеть Амра:

«Первоначально мечеть была небольшой — 27 метров на 17 метров.

Она была без крыши, со стенами из глины и стволов пальм, даже без штукатурки. В ней находился «минбар» (кафедра), но не было никакой мебели, причем мечеть не ориентирована на Мекку, как полагается по религиозным законам.

Когда халиф Омар узнал, что в маленькой мечети есть минбар, с которого Амр читает проповеди, он послал гонца к Амру, упрекнув его в том, что тот пытается возвыситься над своими товарищами, и потребовал снести минбар.

Нынешняя — мечеть не имеет ничего общего с той хижиной без крыши, которую построил Амр. В течение первых пятидесяти лет она перестраивалась и расширялась, и мечеть, сохранившаяся до наших дней, по сути дела, построена и обнесена стеной халифом Абд аль-Маликом примерно в 711 году.

Во время строительства Фостата (иначе Аль-Фустат Прим. Portalostranah.ru) арабы беспощадно сносили старые дома, используя их в качестве строительного материала. Они не только изуродовали памятники фараонов (которые, правда, пострадали и в последующее, тысячелетие), но и снесли многие церкви и монастыри.

На строительство домов в Фостате пошла богатейшая коллекция чужих дверей, окон и портиков.

Самым большим спросом, пользовались колонны, и почти все 200 колонн в мечети Амра имеют различную высоту, толщину, стиль и возраст. Такой сумбур оказался весьма привлекательным. Когда вы бродите по мечети, каждая колонна сулит вам сюрприз: кое-где своды арок опущены, ибо они опираются на невысокие колонны, в других местах колонны выше и свод поднят над ними. Нет никакого единства стиля (некоторые колонны установлены даже вверх ногами), но общее впечатление просто изумительно.

Мусульмане, по-видимому, наделяли колонны магическими свойствами.

В мечети Амра, около могилы (его сына) Абдуллы, находится гранитная колонна, и в ее средней части видна глубокая зияющая рана, буквально окрашенная кровью. Углубление появилось потому, что на протяжении тысячелетия люди лизали языком это место колонны. Суеверные мусульмане считали, что тот, кто лижет камень языком, пока из него не потечет кровь, исцелится от всех болезней.

У главного входа расположены две колонны, отстоящие друг от друга на 15 сантиметров, — они служили в мечети Амра своеобразным «детектором лжи». В случае тяжбы спорящие стороны приходили к колоннам, и тот, кто мог протиснуться между ними, признавался честным человеком. Вполне очевидно, что только худые и голодные люди могли выиграть тяжбу в подобном суде.

К сожалению, большинство колонн мечети Амра следовало бы переставить, так как проходы между ними направлены не в ту сторону, как полагается.

Проходы во всякой мечети должны быть ориентированы на Мекку, но в мечети Амра это правило нарушено. Виновен в этом турецкий губернатор Мурад-бей, пытавшийся в припадке благочестия перестроить мечеть накануне вторжения в Египет Наполеона. Правда, египтяне и ныне утверждают, что он просто перерывал здесь землю в поисках клада.

Этот замечательный памятник раннего ислама сильно пострадал от рук мусульманских правителей Египта. Одно время мечеть стала убежищем воров. В XIII веке мечеть была полна музыкантов, нищих и танцовщиц.

И чудо не в том, что мечеть пережила пожар Фостата, а что она выстояла все попытки ее реставрации, которые причинили ей больше вреда, чем огонь. Фостат с его глинобитными хижинами постепенно превращался в богатый город».

Египет. Каир. Первая мечеть в Африке, мечеть Амр ибн аль-Аса (642-198x)

В 641 году (20 по хиджре) войска арабов — мусульман под предводительством бывшего купца, а теперь военачальника, сахаба Амр ибн аль-Аса взяли столицу Египта, Александрию, так после двухлетней войны закончилась византийская история Египта и начался исламский период. Амр ибн аль-Ас основал новую столицу, Фустат, из которого впоследствии вырос Каир, и воздвигнул первую на африканском континенте мечеть, мечеть Амр ибн аль-Аса, которую в Египте иногда называют «прообразом всех мечетей».

Это название дано не только потому что она первая в Египте, но и из-за её формы, прямоугольного открытого дворика и крытых террас по краям, ставшей образцом для последующих египетских мечетей. К сожалению, в настоящее время от первоначального облика мечети не осталось ничего. Оригинальное здание представляло собой неправильный прямоугольный двор, размером 29 на 17 метров, стены были из глины, камней и кирпичей, колонны из стволов пальмы, листьями которых была закрыта крыша. Через 30 лет к мечети были добавлены четыре минарета.

В 9-м веке мечеть заметно расширили, до 120 на 112 метров, она приняла современный вид.

В 1169 город Фустат и мечеть были разрушены (спалены пожаром), чтобы они не достались крестоносцам. Через 10 лет Салах ад-Дин восстановил мечеть.

Перед приходом в Египет Наполеона, турецкий губернатор Мурад-бей (лидер мамлюков с грузинскими корнями), реконструировал здание, заменил семь рядов колонн шестью, перестроил минареты и михраб (выправив направление на Мекку), мечеть приняла такой вид:

Читайте так же:  Проект мечети

После восстановительные работы также продолжались, последняя крупная реставрация (входа) была проведена в 1980-х, и сейчас мечеть выглядит так:

1.

2.

3.

4. Женская половина мечети расположена за деревянной перегородкой:

5.

6.

7. Многие мраморные колонны были установлены в середине 19-го века, однако некоторые деревянные перекрытия над ними датированы 9-м веком.

8. За 600 лет до основания университета Аль-Азхар мечеть Амра была одним из центров исламских знаний, в её здании какое-то время располагался суд.

9.

В мечеть пускают немусульман. Чтобы до неё добраться, надо попасть в район Старого Каира (станция метро «Мар-Гиргис»), где расположены христианские памятники и развалины Фустата, идти налево при выходе из метро, по направлению к северу, к центру Каира. Сразу после выхода из ухоженной туристической зоны «Коптского Каира» по правую руку вы увидите мечеть (ссылка на карту Гугля).

Напоследок мое личное мнение. По современным понятиям мечеть Амр ибн Аль-Аса очень скромная. В ней невысокие минареты, небольшой дворик, нет высокого купола, нет ни золотых украшений, ни ярких росписей. В ней нет туристов с восторженными взглядами. Но впечатления от её посещения в тысячи раз больше чем от современных эмиратских, турецких мечетей или последних российских. Древняя арабская мечеть дает чувство покоя и умиротворенности. Их строили как место поклонения. А не как место восторга перед красотой и украшениями. Спросите обычного россиянина, что он скажет о «Сердце Чечни»? Уверен что большинство ответов будет о её цене красоте, о кристаллах Сваровски, мраморе и травертинах, золоте высочайшей пробы, вспомнят что это самая большая или высокая мечеть в Европе. А это ли главное?

  • Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями». (Этот хадис передал Ахмад, а аль-Албани назвал его достоверным)
  • Абу ад-Дарда рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель» (Этот хадис передали аль-Хаким и ат-Тирмизи, а аль-Албани назвал его хорошим. См. «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха», т. 3, стр. 337)
  • Ибн ‘Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Мне не было велено возводить высокие мечети и инкрустировать их гипсом». (Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн-Хиббан назвал его достоверным)
  • Анас сказал: «Люди будут хвастаться мечетями и будут редко посещать их. А хвастаться они будут сделанными в мечетях украшениями». Ибн ‘Аббас сказал: «Вы будете украшать мечети, как это делают иудеи и христиане». (Эти высказывания передал аль-Бухари)
  • Когда ‘Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел: «Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей». (См. «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 539)
  • Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед Всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениями — нежелательно». (См. «Файд аль-Кадир», т. 1, стр. 367.)
  • Аль-Мехди сказал: «Что касается разукрашивания Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине, то это было сделано без согласия мусульманских богословов. А если они промолчали, то их молчание не означает согласия с этим поступком. Мечети были разукрашены несправедливыми правителями, которые не стали испрашивать разрешения у праведных богословов». (См. книгу Мухаммада ас-Сан’ани «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 232.)

Мечеть Амр ибн аль-Аса — одна из лучших мечетей, в которых мне удалось побывать. Жаль, что не она сейчас прообраз остальных мечетей.

Фустат и мечеть Амра: 641–750 гг

Фустат и мечеть Амра: 641–750 гг

Снедаемые поистине миссионерским стремлением создать первую исламскую империю, арабы очень быстро распространили свое влияние за пределы Аравийского полуострова и разгромили византийцев в сражении на палестинской реке Ярмук в 636 году. Пять лет спустя арабское войско численностью 13 000 человек подступило к Египту, в течение семи столетий находившемуся под властью сначала римлян, а затем Византии. Возглавлял это войско полководец по имени Амр ибн аль-Ас, бывший торговец, прежде водивший караваны по Азии и Ближнему Востоку и хорошо знавший Египет. Арабы пришли уже не как купцы, но как завоеватели, они желали не торговать, но насаждать новую веру. Гелиополь сдался на их милость почти без сопротивления, однако гарнизон Вавилона проявил мужество, и началась осада, затянувшаяся на семь месяцев.

Во время осады к мусульманам направили парламентера-христианина. Он описывал приверженцев ислама как людей, «почитавших смерть выше жизни и ставивших унижение выше гордости; они не ищут радостей этого мира, они сидят на земле и принимают пищу на коленях, омываются часто и целиком и постоянно предаются молитвам». В апреле 641 года Вавилон наконец капитулировал, а через несколько месяцев та же участь постигла и Александрию. На руинах мемфисского дворца был подписан мирный договор, и Египет вступил в новую эру.

Наиболее логичной кандидатурой на роль столицы нового Египта представлялась Александрия с ее 4000 дворцов. Но когда Амр в письме халифу Омару в Медину предложил избрать столицей этот город, халиф в ответ недвусмысленно посоветовал ему «не ставить водных преград между собою и мною». Поэтому Александрию отвергли — ведь каждое лето ее отрезали с востока от остального Египта нильские паводки. Вдобавок у арабов в те времена не было флота, что означало, что большую часть года город на побережье Средиземного моря будет оставаться недосягаемым — и уязвимым.

С учетом этих обстоятельств и с отпадением кандидатур Александрии и Мемфиса на роль столицы мог подойти только Вавилон. Легенда повествует о том, как арабы нашли место для основания города. Вернувшись из-под Александрии, Амр обнаружил в своем шатре гнездо, свитое голубкой, и решил, что эту птицу направил к нему сам Пророк Мухаммад. Когда птенцы вылупились и покинули гнездо, на месте шатра начали строить мечеть, а вокруг нее быстро возник новый город — Миср аль-Фустат.

Расположенный к северу от Вавилона, Фустат занимал выгодное стратегическое положение: с юга его защищали старинные римские укрепления, а с запада — Нил. Именно этот город стал тем «зернышком», из которого произрос не только современный Каир, но и — в определенной степени — египетское государство. Первая часть арабского названия города — «Миср» — постепенно превратилась в расхожее наименование всего Египта. Кроме того, так нередко называли столицу государства, словно стремясь подчеркнуть, что столица и государство едины. Вскоре после своего основания этот город сделался важнейшим торговым центром, а его население выросло до нескольких тысяч человек.

Впрочем, судьба оказалась к Фустату неблагосклонной. Отчасти в роли ее орудия выступил визирь Шавар, в 1168 году спаливший город дотла, чтобы он не достался крестоносцам. Нынешнее достаточно печальное состояние развалин Фустата ни в коей мере не соответствует историческому значению этого места. Сегодня на месте Фустата — пустырь на южной окраине Каира, повсюду видны обломки кирпича и белого камня, земля зияет дырами (это древние печи для обжига кирпича), и нет ни единого укрытия от яростного египетского солнца. Гулять по пустырю опасно — земля того и гляди провалится под ногами. Неподалеку от пустыря находится современный Фустат — скопище лачуг, в которых проживают беднейшие из каирских обитателей.

Читайте так же:  Соборная мечеть в москве открытие прямая трансляция

От первоначальной мечети Амра также сохранилось немногое. Первая египетская мечеть была чрезвычайно проста — глинобитные стены и крыша из пальмовых листьев. Не было ни двора, ни минарета, ни михраба (молельной ниши) — все эти детали появились в архитектуре мечетей позднее. В 673, 712 и 827 годах мечеть расширяли и перестраивали. В результате последней перестройки, предпринятой почти через два столетия после покорения арабами Египта, мечеть обрела михраб, а также 378 колонн в аркадах (айванах), окружающих главный двор. Частично эти колонны были изъяты из храмов Мемфиса и других древних поселений.

В 1048 году в мечети побывал персидский ученый по имени Назир Хорасу. Он известен тем, что в девять лет выучил наизусть Коран, а к четырнадцати изучил арабский язык, поэзию, астрономию и геометрию. Он писал, что мечеть Амра, освещенную в праздники семью сотнями светильников, ежедневно посещают пять тысяч правоверных. Эта мечеть, по его словам, служила обителью аскетам, путникам, писателям и ученым. Рядом с ней находились многочисленные базары, и в декабре 1048 года Хорасу предлагали купить что угодно — от алых роз, водяных лилий, апельсинов и лимонов, фиников, слив и авокадо до репы, кормовых бобов, свеклы и моркови. Хорасу писал, что в жизни не видывал подобного зрелища.

Современная мечеть Амра — прямая наследница первоначальной мечети и того здания, которое видел Назир Хорасу. Это крупное сооружение, многочисленные аркады окружают главный двор, превращая его в благословенную обитель тишины и красоты. Среди колонн не найти и двух одинаковых, а одну, по преданию, привезли сюда из самой Мекки. Сводчатые аркады выглядят почти невесомо, пол застелен толстыми коврами, под потолком бесшумно вращаются вентиляторы, даруя прохладу тем немногим людям, кто молится, просто сидит или даже спит в мечети. В восточной стене расположен михраб — молельная ниша, украшенная по периметру резьбой и указывающая направление на Мекку. Рядом находится минбар — возвышение, к которому ведут ступени и с которого имам во время пятничной молитвы произносит проповедь (хурба). Во всех мечетях имеются помещения для омовения — ритуала, обязательно предшествующего молитве; в мечети Амра, как и в большинстве других больших мечетей, это затейливый фонтан посреди двора (в малых мечетях, где свободного места почти нет, «омывальное оборудование» выглядит куда скромнее). Говорят, однажды некий паломник извлек из фонтана в мечети Амра сосуд, уроненный в колодец главной мусульманской мечети в Мекке. Флоренс Найтингейл, будучи в Египте в 1850 году, посетила множество каирских мечетей. Сравнивая их с христианскими церквями, она в одном из своих писем домой писала, что «мечеть кажется более религиозной, и здесь молиться, пожалуй, лучше».

При этом, как свидетельствуют другие ее письма, Флоренс Найтингейл, подобно большинству европейцев, относилась к исламу достаточно отрицательно, а вот Амр ибн аль-Ас выказывал христианству подобающее уважение. В своей первой проповеди, произнесенной в первоначальной мечети, он говорил:

Нильская вода поднялась. Значит, урожай будет хорошим… Ступайте же с благословением Аллаха и наслаждайтесь этой землей… Заботьтесь о своих соседях, именуемых коптами, ибо так заповедал нам Пророк.

Ранние мусульмане воспринимали христиан как «людей Книги» и отнюдь их не преследовали. Что касается коптов, некоторые из них признавали Мухаммада пророком, а другие даже утверждали, что Мухаммад — «утешитель», приход которого предрек Христос. Следует признать, что существовало определенное сходство между канонами египетских христиан и завоевателей — например, пост во время месяца рамадан и коптский искупительный пост. Так или иначе, в первые годы после завоевания Египта копты не подвергались притеснениям, но вот преемники Амра оказались не столь терпимыми. Как мы уже видели, в последующие века копты сделались притесняемым меньшинством, причем особенно они пострадали в эпоху крестовых походов, когда в них стали видеть пособников европейских рыцарей.

Мечеть Амр-ибн-аль-Ас в 2019

  • Amr Ibn Al Aas, Ghobrial, Misr Al Qadimah, Cairo Governorate, Egypt ?
  • Идеальный спокойный отдых в ОАЭ !
    Горящие туры, интересные акции каждую неделю -торопитесь!
    Бонусная программа, страхование от невыезда
    Офисы продаж по всей России
    Тел.: (499)215-05-60, сайт — www.1001tur.ru

    О месте Мечеть Амр-ибн-аль-Ас

    Мечеть Амр-ибн-аль-Ас

    Мечеть Амр-ибн-аль-Ас построили в 642 году на месте, где некогда стояла палатка генерала Амра ибн аль-Аса, командующего завоевательной армией. Именно здесь находится захоронение сына главнокомандующего, имя которого Абдул. Эта мечеть в Каире стала культовым центром тогда еще города Фустат – первой арабской столицы Египта.

    История

    Мечеть Амр-ибн-аль-Ас – это самая первая мечеть на всем Африканском континенте.
    К сожалению, в наши дни нельзя увидеть ни одной частички оригинального здания, но можно попасть в действующую восстановленную мечеть, что находится в Старом Каире. А ведь изначально конструкция мечети в Каире была очень обширной. Посещение дозволено каждому туристу любого вероисповедания, только если не проводится богослужение.

    Оригинальной формой мечети изначально был прямоугольник длиной в 29 метров и шириной в 17. Построена она была в виде низкого навеса с пальмовыми колоннами. Стены мечети Амр-ибн-аль-Ас воздвигались из смеси камней и кирпичей. Крыша была покрыта листьями местных пальм, а сверху выкладывались плотные ветки деревьев. Минареты были построены лишь в 673 году.

    Интересные факты

    За время двадцати веков своего существования Мечеть Амр-ибн-аль-Ас в Каире подвергалась массе разрушений и восстановлений, ее расширяли, реставрировали, а потому до сегодняшнего дня без изменений сохранился только один-единственный элемент мечети – некие деревянные архитравы, которые можно увидеть вдоль южной стены святого места. Ученые предполагают, что эти элементы были добавлены к мечети в 827 году во время очередной реконструкции строения.

    Современная мечеть совершенно не похожа на самые первые ее интерпретации, это уже далеко не хижина, построенная Амр-ибн-аль-Асом. Сейчас это культовый центр столицы арабского Египта.

    В 1169 году мечеть сгорела практически дотла. Пожар устроили сами горожане, чтобы город не достался крестоносцам. Восстановили мечеть в 1179 году под контролем Великого Саладина. Более шести веков она была жемчужиной Каира. Вновь разрушена была мечеть Амр-ибн-аль-Ас уже в XVIII веке, а восстановлена в 1796 перед посещением Египта Наполеоном. Тогда же достроили и минареты.

    Сегодня мечеть является действующей, в ней проходят молитвы. Для туристов она тоже открыта, но только в то время, когда не идет богослужение.