Мечеть аль хакима

Мечеть
Мечеть аль-Хакима
араб. ?????? ????????
В какой стране находится: Египет Египет
Мухафаза: Каир
В каком городе: Каир Каир
Адрес: улицы аль-Моез
Школа, Течение: суннитская
Тип: мечети Джума-мечеть
В каком архитектурном стиле: Исламская архитектура
Кто Инициатор Строитель:ства: Аль-Хаким би-Амриллах
Как долго продолжалось Строитель:ство: 990—1012 годы
Какова высота минарета: 33,7 и 24,7
Материал кирпич
В каком состоянии: действующая
Таравих: Y
Ифтар и сухур: Y

Описание «Мечеть аль-Хакима»

Мечеть аль-Хакима (араб. ?????? ????????) — мечеть в Каире. Размещена неподалеку от ворот Баб аль-Футух. 2-ая по величине мечеть эры Фатимидов. В различное время мечеть использовалась как кутузка, конюшня, завод, музей, школа и футбольное поле.

Мечеть названа в честь фатимидского халифа аль-Хакиме, во время правления которого она и была построена. Строительство мечети началось в 990 году и завершено в 1012 году. Сначало она была построена вне корпуса стенок закрытого городка Бадр аль-Гамали. Но, во время восстановления северной стенки мечеть была включена в границу Бадр аль-Гамали.

Во времена Салах ад-Дина мечеть использовалась как кутузка для крестоносцев и конюшня. В период французской оккупации в помещениях мечети хранилось продовольствие и орудие. Во время правления президента Гамаля Абделя Насера мечеть использовалась в качестве школы. После реставрации в 80-х годах XX века мечеть употребляется по назначению и служит жителям Каира местом для молитвы.

Минареты мечети числятся самыми старейшими минаретами Египта. Высота северного минарета составляет 33,7 метра, а южного — 24,7 мера. Сначала XIV века верхушки минаретов были реконструированы. Один минарет выполнен в виде правильной восьмиугольной призмы, расположенной на высочайшем четырёхгранном постаменте, а другой имеет цилиндрическую форму.

Архитектура мечети построена в согласовании с ранешней исламской архитектурой мечетей Ибн Тулуна (по форме) и аль-Азхара (пространственной конфигурацией). Мечеть была построена приемущественно из кирпича, а минареты из камня.

Внутренний двор окружен 4-мя молитвенными залами. Наикрупнейший зал ориентирован в сторону Мекки (кибла).

Мечеть аль-Хакима известна 3-мя главным строительными чертами:

мемориальный вход с её большущими размерами и сказочными декорациями; белоснежный мраморный пол; уникальный дизайн 2-ух минаретов, которые размещены на северном и южном угле западного входа.

Халиф Аль-Хаким безумный

Халиф Аль-Хаким безумный

Внуком Аль-Муизза был самый печально знаменитый из всех фатимидских халифов. Аль-Хаким (996-1021) вступил на престол невинным голубоглазым мальчиком одиннадцати лет. Он отверг традиционную роскошь облачения, отдав предпочтение простым белым одеждам, путешествовал на осле, приучил придворных к аскетизму, но уже через несколько лет дал знать себя его эксцентричный и жестокий нрав. Первым проявлением стало убийство славянина-наставника, за которым вскоре последовали казни большинства министров и старших советников. На протяжении правления Аль-Хакима наибольшему риску подвергались те, кто стоял ближе всего к халифу: такие люди зависели от перемен его настроения, когда в одно мгновение щедрая милость сменялась яростью.

Впрочем, и другие подданные не чувствовали себя в безопасности. Несмотря на то что мать халифа была христианкой, а два дяди служили епископами греческой православной церкви, несмотря на то что представители династии отличались веротерпимостью, Аль-Хаким обрушился на христиан с преследованиями, сравнял с землей тысячи церквей, заставил верующих носить черные одежды и кресты размером метр на метр. Иудеев он принудил надевать деревянное ярмо, да и мусульмане-сунниты также сталкивались время от времени с дурным обращением. В 1009 году халиф приказал уничтожить храм Гроба Господня в Иерусалиме, что вызвало волну возмущения в Европе и послужило предлогом к началу Первого крестового похода. Вновь пострадали и женщины, их свободы постоянно урезались, со временем им вообще запретили появляться в общественных местах, а сапожникам велели не брать заказы на изготовление женской обуви, чтобы женщинам не в чем было выйти на улицу.

За этим указом последовали другие, не менее причудливые. Собак убивали, потому что халифа раздражал их лай. Мальву повсюду выкорчевывали, потому что ее любил Муавия — человек, который нанес поражение святому халифу шиитов Али. Легкомысленные забавы, игры, музыка и удовольствия оказались вне закона, алкоголь полностью исключался из употребления, виноградники и склады изюма и меда истреблялись, чтобы ни у кого не было возможности приготовить ликеры и вина. Купцы смертельно боялись появления халифа на базаре. Покажись правителю, что кто-то из торговцев мошенничает — а халиф имел склонность к весьма странным и необоснованным решениям, — виновного публично подвергали содомскому унижению, исполнявшемуся Масудом, огромным чернокожим рабом, повсюду сопровождавшим Аль-Хакима; сам халиф участвовал в процедуре, стоя на голове жертвы.

Несмотря на все усилия халифа — а может быть, именно в результате его действий, — шиизм не пользовался большой популярностью у населения. Тем не менее Зал науки, учрежденный халифом в Каире для пропаганды шиитского учения, стал одним из крупнейших интеллектуальных центров исламского мира, а величественная мечеть Аль-Хакима, строительство которой было завершено уже после его смерти в 1031 году, стала второй по величине из всех, возведенных Фатимидами. Личный интерес Аль-Хакима к астрологии привел к созданию прекрасно оборудованной обсерватории на горе Мукаттам, доминирующей над городом. Халиф покровительствовал таким ученым, как Ибн Юнус — астроном, чьи расчеты использовались вплоть до XIX века, и Ибн аль-Хайтам (Альхазен) — великий математик и физик, впервые разработавший формулы механической оптики. Но когда Альхазен не сумел по требованию халифа урегулировать паводок Нила, ему пришлось притвориться сумасшедшим и прятаться вплоть до смерти Аль-Хакима.

К концу правления Аль-Хаким счел себя воплощением Бога и отказался от прежней карательной политики, но подобные кощунственные заявления вызвали волнения среди правоверных подданных. Однажды халиф впал в ярость и направил солдат на недовольный Фустат. В течение трех дней войска грабили город, насиловали женщин, убивали всех, кто пытался оказать сопротивление. Но вскоре халиф испытал глубокое сожаление и искренне сокрушался, увидев, что половина городских богатств расхищена, а треть домов лежит в руинах.

Безумный халиф таинственно исчез во время ночной прогулки по горе Мукаттам. Его осла позднее нашли мертвым, рядом на земле валялись изрезанные на клочки лохмотья — все, что осталось от одежды. Многие подозревали в убийстве его сестру, Ситт аль-Мульк. Однако тело Аль-Хакима так и не нашли, и секта друзов (сегодня обитающая преимущественно в Леванте), хранящая веру в божественность халифа, по-прежнему ждет, что однажды он вернется, чтобы возвестить наступление золотого века. Его мечеть сочли неподходящим местом для богослужения и использовали в светских целях — как тюрьму для крестоносцев, конюшню, товарный склад, музей исламского искусства в XIX веке — вплоть до 1980 года, когда мечеть восстановили шииты из султаната Бруней.

Абу-Али Мансур ал-Хаким би-амри-Алла — исмаилитский халиф из династии Фатимидов.

  • Исторический период арабский халифат, средние века, фатимиды
  • Роль правитель, халиф

При вступлении на престол в 996 г. ему было 11 лет и 5 месяцев.

Аль-Хаким провёл программу реформ, которая, в частности, устраняла рабовладение на практике. Хотя в теории ислам запрещал рабовладение для мусульман, оно оказывалось юридически возможным для евреев и христиан, разумеется, число подобных злоупотреблений со стороны мусульман тоже было значительным.

Хаким запретил многожёнство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жен как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.

Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитско-исмаилитского и суннитского правоприменения.

Вел серию войн в Сирии, Месопотамии, Северной Африке, на Аравийском полуострове.

Внутренняя и финансовая политика Хакима после его исчезновения активно критиковались наследниками и оппонентами Хакима. Однако более добросовестный выдающийся историк Ибн Тагри-Барди засвидетельствовал:

«После Хакима осталось большое богатство. Говорят, что в дни его прибыл посол от государя Рума и Хаким приказал украсить дворец. Госпожа Рашида, тетка Хакима, сказала:

„И вынесли мешки, на одном из которых было написано: триста тридцать первый. А в мешках была парча, усыпанная золотом, и ее вынули, и устлали зал, и повесили на стены, так что зал стал весь в золоте, и в центре его висело золото. А это был золотой панцирь, увенчанный драгоценностями, который светил вокруг, когда падали на него солнца, так что нельзя было на него смотреть“»

Читайте так же:  Монета мечеть ясави

Реформаторская деятельность Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность.

Очевидно (но строго не доказано), что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями.

Оппонентами Дарази, по мнению некоторых востоковедов, выступало консервативное руководство христианских церквей, «вписавшихся в фатимидский истеблишмент».

Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями — армянами и эфиопами.

Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу православных, занявших основные административные посты.

На первом этапе, Дарази поддержал Хаким, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. В дальнейшем представителями консервативных христианских элит, поддержанными личными соперниками Дарази, удалось взять вверх, что привело к опале (и, возможно, казни) Дарази.

В 1011 г. при багдадском аббасидском халифе Кадире (996—1020) был издан антифатимидский манифест, который был одним из проявлений характерного для Аббасидов после их прихода к власти враждебного отношения к тем Алидам, которые выставляли политические требования. Аббасиды старались подорвать престиж Фатимидов путем отрицания их алидского происхождения.

В этом году в месяце раби II (раби II 402 г. х., то есть ноябрь 1011 г.) аббасидский халиф Кадир составил манифест, касающийся египетских халифов, с поношением их родословной и вероучения, и копия была прочтена в Багдаде. И подписи кадиев, тарифов и имамов удостоверяли их утверждение о дайсанитском происхождении , ибо они говорили: „И они (Фатимиды) восходят к Дайсану ибн Саиду ал-Хуррами, — братья неверных и семя шайтана; это свидетельство угодно Аллаху, и улемы верят в то, что Аллах обязал их распространить среди людей“. И все они утверждают, что тот, кто появился в Египте, есть Мансур ибн Низар по прозванию Хаким — да осудит его Аллах за ложь, позор и накажет! — ибн Маадд ибн Исмаил ибн Абд ар-Рахман ибн Саид — да не поможет ему Аллах! И воистину его, когда появился в Магрибе, назвался Убайдаллахом по прозвищу Махди. Он и бывшие прежде него предки, негодные и нечистые — проклятие на него и на них! — явные еретики, не относящиеся к потомкам Али ибн Абу Талиба, лжецы и обманщики. И воистину они (подписавшие манифест) не знают случая, чтобы хоть один из талибидов согласился с притязаниями этих еретиков. „И это неверие в святыни нашло распространение с самого начала деятельности их (Фатимидов) в Магрибе, что мешало открыть их ложь или усомниться в их вере. И воистину этот появившийся в Египте и предки его — неверные и нечестивцы, примкнувшие к ереси и к мазхабу дуалистов и магов, убежденные в отсутствии препятствий распутства и кровопролития; они хулят пророков, проклинают предшественников и претендуют на божественное происхождение. И составлен в месяце раби II 402 года“. И подписало манифест множество , в том числе шариф ар-Ради, брат его ал-Муртада, Ибн Азрак ал-Мусави, Мухаммад ибн Мухаммад ибн Омар ибн Абу Али — Алиды и кадий Абу Мухаммад Абадаллах ибн ал-Акфани и кадий Абу-л-Касим ал-Джазари и имам Абу Хамид ал-Исфараини, факих Абу Мухаммад ал-Кашфули, факих Абу-л-Хусайн ал-Кудури ал-Ханафи, факих Абу Али ибн Хамакан, Абу-л-Касим ат-Танухи и кадий Абу Абдаллах ас-Саймари. На этом заканчивается краткий рассказ о манифесте. И когда он дошёл до Хакима, то произошло замешательство и унижен он (Хаким) был в глазах людей тем, что на манифесте стояли подписи упомянутых улемов. .

Упомянутые «материалисты» — те, кто верил не в сотворение, а в бесконечную жизнь материи (по Аристотелю); дуалистами считали приверженцев Зороастризма. Титул Даисана ал-Хуррами указывает на определенную преемственность исмаилитского и хуррамитского движений. Ведущие Алиды и законоведы подписали манифест, по всей вероятности, принудительно.

Фатимиды ограничились публичным объявлением упомянутых лиц еретиками, не издав какого-либо акта в защиту своих притязаний. П. Мамур объясняет это тем, что эклектичность и полная несостоятельность манифеста были очевидны для всех уже в то время. Э. Катрмер, напротив, считал этот факт одним из доказательств ложности фатимидской родословной:

«Если бы Фатимиды были убеждены в справедливости своих притязаний, они могли бы одобрить для себя фиксированную генеалогию. Распространенная в их империи и признанная бесспорной, она была бы скопирована и передана авторами без каких-либо изменений».

Позднейшие суннитские авторы развили аббасидскую генеалогию манифеста, введя в неё имена Каддахидов, в том числе имя отца Дайсана — Саида Гадбана, а также скрытых имамов.

Хаким постоянно вел в целом успешные войны в Палестине, Сирии, Малой Азии, Месопотамии против византийцев, местных феодалов и Аббасидов.

В ливийской Киренаике (Барке) против Хакима началось массовое движение под руководством Абу Раквы.

«А что касается упомянутого Абу Раквы, то имя его — ал-Валид и он — из потомков Хишама ибн абд ал-Малика ибн Марвана. И упрочилось его положение, и присоединилась к нему чернь, и он овладел Баркой и другими и разбил войско Хакима. И чеканил он монету, и поднимался на кафедру, и произносил красноречивую проповедь, и проклинал Хакима и его предков. А люди молились за него, и укрепилась его власть, и овладел он всем, что было там .

А Хаким узнал о происходящем и встревожился, и прекратил казни, и не совершал своих выездов. Затем Хаким послал на борьбу с Абу Раквой полководца из тюрок по имени Инал ат-Тавил, а с ним пять тысяч всадников. И большую часть войска Инала составляли кутамиты, а они ненавидели Инала, ибо он погубил кутамитских вождей по приказу Хакима.

И прибыл Инал и бился с Абу Раквой, и тот победил его, и пленил, и сказал ему: прокляни Хакима! И он плюнул в лицо Абу Ракве, а Абу Раква отдал приказ, и его разорвали на мелкие куски. А Абу Раква взял сто тысяч динаров, бывших у Инала, и все прочее, и положение его ещё более укрепилось. А Хакиму из-за поражения Инала становилось все труднее, и послал он в Сирию за гулямами Хамданидов и племенами , и роздал им деньги, и направил их под началом Фадля ибн Абдаллаха.

И ударил по ним Абу Раква, и разбил их, и гнал отряды их, пока они не дошли до пирамид в Гизе, а Хаким закрыл ворота Каира.

Абу Раква после этого вернулся к войску. А Хаким вторично направил войско и с этим большим войском — ал-Фадля, и тот встретился с Абу Раквой, и разбил его, и погибло из его (Абу Раквы) войска около тридцати тысяч. Затем Фадль победил Абу Ракву и с почетом отправил его к Хакиму. А причиной такого почета была боязнь, как бы он не убил себя, и желание Фадля доставить его живым к Хакиму. И Хаким приказал обезглавить Абу Ракву, посадив его на верблюда и совершив обход . А Каир был украшен прекрасным украшением, и был там шейх по имени ал-Абзари, который, когда еретика вывезли, приготовил для него колпак с разноцветными лоскутьями и взял обезьяну, вложил ей в лапу плеть и научил её бить еретика сзади, и получил сто динаров и десять кусков ткани.

Читайте так же:  Расписание намаза в центральной мечети москвы

И когда Абу Раква пересек Гизу, Хаким приказал посадить его на верблюда между горбами и надеть колпак, а ал-Абзари — сесть сзади него; и обезьяна с плетью била его (Абу Ракву), а войско окружало его, и перед ним было пятнадцать разукрашенных слонов. И таким образом въехал он в Каир, а перед ним головы его соратников на досках и тростнике. А Хаким сидел в беседке у Баб аз-Захаб, а тюрки и дейлемиты с оружием и знаменами в руках, на конях, одетых в кольчуги, окружали Абу Ракву, и был памятен этот день.

И приказал Хаким вывезти его из Каира и отрубить ему шею на холме против мечети Райдана, за Каиром. Но когда доставили его туда и спустили , он оказался уже мертвым. И отрубили ему голову и принесли её Хакиму, и он приказал распять его тело.

А влияние Фадля при Хакиме возросло, так что, когда он заболел, навестил его дважды или трижды и дал ему многие икта. Затем он выздоровел, а через некоторое время Хаким схватил его и погубил злой погибелью».

У исмаилитов всегда существовали две доктрины: видимая, признающая основные нормы классического ислама, и тайная, где представлены самые причудливые практики и ритуалы. Ещё одной существенной чертой этого вероучения по сей день остается разветвленная тайная организация, работающая по всему миру.

Фатимиды, завоевавшие Марокко и Египет к середине X века, исповедовали по преимуществу одну только внешнюю сторону исмаилизма. Но к 1005 г. Аль-Хакимом был основан центр пропаганды исмаилитского вероучения — Дар-ал-хикма, и, по утверждениям врагов Аль Хакима, одновременно было предписано проклинать первых праведных халифов и учителей ислама.

Современники отмечали, что халиф был наделен хорошим вкусом и любил литературу, особенно поэзию. Что именно для него великий арабский астроном аль-Юнус составил знаменитые астрономические таблицы. Писали, что при дворе аль-Хакима был замечательный зал, в котором собирались ученые мужи для изучения шиитской доктрины, лучшие умы арабского мира встречались там и проводили время в научных дискуссиях.

Как свидетельствовали современники, Аль-Хаким в годы юности подолгу пропадал в несравненной библиотеке Фатимидов, которая насчитывала 600 тыс. названий.

«И поначалу лишь с блуждающей улыбкой взирал на окружающий мир. С этой же странной улыбкой он водил в поход войска, принимал визирей, сторонился женщин. И еще, он любил беседовать с людьми разных вероисповеданий. Поговорит с евреем, начнет недолюбливать христиан, поговорит с христианином, станет косо глядеть на еврея… »

Как все Фатимиды, Хаким покровительствует поэтам, художникам, астрономам; при нём построена обсерватория, завершена великая мечеть Аль-Азхар.

В последние годы своего правления, Хаким всё более склонялся к аскетизму и очень часто ночью удалялся медитировать.

В ночь с 12 на 13 февраля 1021 г., в возрасте 36 лет, Хаким в одну из своих ночей отправился на холмы аль-Мукаттам, неподалеку от Каира, и не вернулся. В ходе поиска был обнаружен его осёл и окровавленная одежда. Его исчезновение остается загадкой.

На смену аль-Хакиму на трон взошёл его молодой сын Али аз-Захир под регентством его сестры Ситт аль-Мюльк.

Убийство одного из лидеров иракских шиитов Мохаммада аль-Бакра аль-Хакима стало главной иракской новостью последних недель. По мнению большинства, его организовали баасисты. Их лидер Саддам Хусейн уже заявил о своей непричастности к убийству. Других опровержений не последовало, а зря. Смерть аль-Хакима выгодна абсолютно всем силам, действующим сейчас в Ираке, и убить его могла любая из них.

29 августа 2003 года после окончания пятничной проповеди аятолла аль-Хаким выходил из наджафской мечети имама Али. В этот момент взорвалась мощная бомба, спрятанная в припаркованном рядом с мечетью автомобиле. Сам аль-Хаким, его телохранители, а также более 90 человек были убиты. Ответственность за теракт не взяла на себя ни одна террористическая организация. Примерно с равным успехом можно выдвинуть пять версий относительно того, кто же убил аятоллу.

Великий аятолла Мохаммад аль-Бакр аль-Хаким родился в священном шиитском городе Наджаф в 1939 году. В 1972 году за критику режима партии «Баас» впервые был арестован и брошен в тюрьму. Пятеро его братьев и несколько десятков родственников были убиты баасистским режимом. В 1980 году бежал в Иран, где вместе с братом создал Высший совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ). После убийства брата в 1988 году возглавил эту организацию. ВСИРИ стал ведущей оппозиционной силой в Ираке, которая поддерживалась и Ираном, и западными странами. Созданные по личному распоряжению аль-Хакима военные отряды совета (бригада «Бадр»), насчитывавшие до 15 тыс. бойцов, были самой серьезной вооруженной оппозиционной группой в Ираке. В мае 2003 года аль-Хаким вернулся в Ирак, немедленно став фактическим лидером иракских шиитов.

Версия 1. Заклятый враг
Главным личным врагом аятоллы аль-Хакима по праву считается Саддам Хусейн, убивший многих членов его семьи. Аль-Хаким был одним из главных деятелей антисаддамовской оппозиции. Он возглавлял едва ли не самую мощную организацию, которая вела борьбу с иракским режимом. Боевое крыло ВСИРИ (бригада «Бадр») принимало активное участие в восстании шиитов в 1991 году, спровоцированном операцией «Буря в пустыне». Да и после его подавления бригада «Бадр» вела активные действия против войск Хусейна.
Но личная месть была не единственной причиной, по которой Хусейну была бы выгодна смерть аль-Хакима. Смерть виднейшего лидера шиитов должна была спровоцировать огромные по своим масштабам протесты шиитов по всей стране. Это отметили и многие комментаторы, заявив, что главной целью теракта должна была стать дестабилизация положения не только в Наджафе, но и во всем Ираке. Цель эта фактически достигнута. Сам же Саддам попытался как можно быстрее отвести от себя подозрения, заявив в очередном обращении к нации, что не имеет никакого отношения к убийству аль-Хакима. Он утверждает, что теракт совершен американцами.

Версия 2. Старые союзники
Долгое время аятолла аль-Хаким был естественным союзником американцев в борьбе с Хусейном. И неудивительно, что США, обычно не мешкавшие с объявлением той или иной вооруженной исламской группировки террористической, к деятельности ВСИРИ относились совершенно спокойно. Вместе с прочими антисаддамовскими организациями ВСИРИ вошел в состав Иракского национального конгресса — организации иракской оппозиции, которую активно поддерживали США. Американцы довольно часто напоминали миру об аятолле аль-Хакиме, «настоящем иракском диссиденте», которого режим Саддама долгое время держал в тюрьме. На его примере было очень удобно показывать, как в Ираке нарушаются права человека.
Но когда аль-Хаким вернулся в страну, американцам стало ясно, что союзник из него не получится. Именно он стал самым непримиримым противником оккупации Ирака. Едва ли не каждая его проповедь была направлена и против баасистов, и против американцев. США были вынуждены признать свое бессилие в борьбе с аль-Хакимом, когда бригада «Бадр» проигнорировала требование оккупационных властей разоружиться.
С каждым днем влияние аль-Хакима росло, вызывая все большее раздражение американцев. «В течение 20 лет аль-Хаким выступал за создание Исламской Республики Ирак. Было совершенно нелепо думать, что американцы, свергнув режим Саддама, позволят создать в Ираке государство, хотя бы отдаленно напоминающее соседний Иран»,— говорит один из экспертов по Ближнему Востоку. При этом всем было ясно, что на любых выборах, которые прошли бы в Ираке, победил бы именно аль-Хаким или его ставленник. Арифметика проста. Шииты — самая крупная община Ирака. Большинство ее членов поддерживают аль-Хакима. Любые выборы по принципу «один человек — один голос» автоматически привели бы аль-Хакима к власти. Конечно, он говорил о том, что не хочет повторения иранского опыта в Ираке, но это могли быть пустые слова.
Между тем избавиться от аль-Хакима американцам было довольно просто. Его распорядок дня был известен. При этом никто, кроме оккупационных сил в Наджафе, не мог бы сделать так, чтобы заминированный автомобиль, стоявший рядом с мечетью, в которой проповедовал аль-Хаким, несмотря на подозрения прохожих, не был бы ни осмотрен, ни отогнан на безопасное расстояние. А вину за убийство американцы всегда могли бы свалить на Хусейна.

Читайте так же:  Мечеть хаджи-али мумбаи

Версия 3. Единоверцы
Иракские шииты называют 29 августа, когда был убит их лидер великий аятолла аль-Хаким, самым черным днем в современной истории. Сотни тысяч людей пришли в Наджаф, чтобы проститься с аль-Хакимом. На его похоронах, превратившихся в небывалый митинг протеста против свергнутого режима Саддама Хусейна и свергнувших его американцев, звучали обещания продолжить путь, которым вел иракских шиитов великий аятолла-мученик. Скорбящие не сомневались в том, что в смерти аль-Хакима виновны и США, и баасисты. В действительности же убийцы вполне могли находиться среди них.
Аятолла аль-Хаким вернулся на родину из более чем 20-летнего изгнания вскоре после того, как войска союзников объявили об окончании активной фазы операции в Ираке. Его возвращение транслировалось в прямом эфире ведущими телекомпаниями мира. «Странно, что его не убили прямо тогда на улице»,— говорят сейчас многие специалисты по радикальному исламу. Среди встречавших были сотни сторонников молодого аятоллы Моктады ас-Садра, которого считают вождем радикально настроенных шиитов — в основном тех, кто живет в Багдаде.
Последователи ас-Садра никогда не признавали права аль-Хакима, как, впрочем, и других шиитских «изгнанников», автоматически считаться лидерами всех иракских шиитов. Более того, они с самого первого дня падения режима Саддама Хусейна фактически объявили им войну. Первой жертвой войны стал аятолла аль-Хои. Он первым из «изгнанников» вернулся в Ирак и в апреле 2003 года был зарублен топором в одной из наджафских мечетей. По поручению ас-Садра, как считают многие, было совершено покушение на дядю аль-Хакима великого аятоллу Сейеда Мохаммада Саида аль-Хакима. Тем не менее, пока был жив аль-Хаким, шансов у сторонников ас-Садра играть хоть какую-то роль в шиитской общине и во всем Ираке не было. Последней каплей, которая могла переполнить чашу терпения ас-Садра, стало включение командующего бригадой «Бадр» Абдель-Азиза в состав временного правительства Ирака. Сторонников багдадского аятоллы в этот совет не пригласили.

Версия 4. Покровители
Больше 20 лет великий аятолла аль-Хаким верой и правдой работал над организацией исламской революции в Ираке и построением в стране режима, аналогичного иранскому. В этом его всемерно поддерживали духовные власти Исламской Республики Иран. Именно иранцы давали деньги ВСИРИ, они же финансировали и вооружали бригаду «Бадр». Долгое время иранцы не имели никаких претензий к своему союзнику и «младшему брату». Иначе и быть не могло — на пост руководителя ВСИРИ аятоллу аль-Хакима назначил не кто-нибудь, а лично аятолла Хомейни, духовный лидер Ирана, имевший фантастическое влияние на всех шиитов мира.
Тем не менее отношение к нему изменилось после падения режима Хусейна. С самых первых дней пребывания в Ираке великий аятолла аль-Хаким убеждал всех иракцев, что вовсе не собирается воссоздавать в стране аналог Ирана. Формально он, конечно, призывал к созданию исламского государства, но, к неудовольствию многих иранских священнослужителей, считал возможным принятие американского плана и создание в Ираке государства светского, аналогом которого скорее должен был стать Пакистан или Малайзия, но никак не Иран. «Ни для кого не секрет, что аль-Хаким и его организация пользовались в последнее время поддержкой иранского президента Хатами. Для ортодоксальных аятолл в Иране это достаточный повод для того, чтобы считать аль-Хакима предателем»,— говорит один из американских специалистов.
Особенно неприятно было то, что аль-Хаким был не только самым влиятельным религиозным деятелем шиитов, но и единственным, который, как полагали в Иране, готов был поступиться принципами. Уничтожив аль-Хакима, иранцы добивались сразу двух целей: среди шиитов больше не осталось бы противников исламской революции, а диалог между шиитами и американцами фактически прервался бы.
Так и получилось. Лидеры шиитов все больше говорят о том, что только они могут успокоить и контролировать Ирак. Один из представителей шиитов даже вышел из временного правительства Ирака в знак протеста против неспособности американцев поддерживать порядок и безопасность в стране.

Версия 5. Террористы
Еще одним подозреваемым в убийстве стал всемирно известный террорист и саудовский миллионер Осама бен Ладен. Личных счетов с аль-Хакимом у него не было. Зато суннита бен Ладена совершенно не устраивали намерения иракских шиитов самостоятельно руководить Ираком. Кроме того, бен Ладен — мастер провокаций, и возможность еще больше настроить иракцев против оккупационных сил вряд ли показалась бы ему излишней.
В том, что боевики бен Ладена принимали участие в ликвидации аль-Хакима, мало кто сомневается. Всем известно, что начиненная взрывчаткой машина — почерк «Аль-Каиды». Кроме того, в Наджафе на прошлой неделе уже были арестованы два саудовца, которых считают причастными к теракту. Один из них, как сообщают газеты, отправил из интернет-кафе в Наджафе сообщение: «Миссия выполнена. Собака сдохла».
Эти довольно-таки сомнительные улики вроде бы окончательно убедили мир в том, что убийство организовала «Аль-Каида» (предположительно вместе с баасистами). А это означает одно: надежды на серьезное расследование теракта, и без того призрачные, вовсе улетучились. Убийство аль-Хакима останется еще одним неразгаданным до конца преступлением, вокруг которого всегда будут идти споры, а число «настоящих» организаторов теракта будет только множиться.

Мамлюкские мечети Каира

В 1250 году, в результате дворцового переворота кавказский наемник-мамлюк на имя Айбек захватил власть в Каире, сбросив династию Аюбидов (1171 — 1250), что правила там. Так была основана мамлюкская династия (1250 — 1517), при которой Каир стал столицей исламского мира и одним из крупнейших городов Земли.

К моменту основания мамлюкского султаната исламская архитектура Египта имела уже достаточно давние традиции. Еще во времена Фатимидов (909 — 1171) здесь развернулось бурное культовое строительство, в стилистике которого переплетались классические арабские мотивы (сталактиты, арабески) и местные строительные навыки, в первую очередь, вертикальное акцентирование зданий и усиление роли купола в силуэте постройки. Во времена мамлюков эти тенденции достигли своего апогея, обогатившись, к тому же, заимствованной на Кавказе манерой опирать купол на ступенчатые тромпы.

Сейчас в Каире сохранились более сорока мечетей и мавзолеев, построенных во времена мамлюкских султанов. Наиболее знаменитыми среди них есть мечети аль-Хакима, Хасана и Кайт-бея.

Мечеть аль-Хакима

Мечеть аль-Хакима (990 — 1013) названа именем сумасшедшего фатимидского халифа, который объявил себя богом и издал ряд странных указов — например, запретил продавать мед и женскую обувь, выращивать виноград и заводить собак. Мечеть Хакима издавна отвечала вкусам Фатимидов, но в 1309 гожу мамлюкский султан Бейбарс перестроил ее, сведя новый, удивительно красивый минарет. Установленный на трапециевидной основе, минарет украшен двухъярусной аркадой и испещренный резным орнаментом, состоящим из растительных мотивов и шестиконечных звезд. Силуэт здания затруднен многоуровневым сталактитовым антаблементом.

Мечеть султана Хасана

Мечеть султана Хасана (1356 — 1363) представляет собой новый, собственно мамлюкский тип мечети с узким двором-колодцем, вокруг которого сгруппированы четыре айваны — глубокие трехстенные ниши. Огромный параболический купол установлен над мавзолеем, предназначавшимся для султана. По углам мечети высятся два многоярусные граненые минареты, их должно быть четыре, однако в 1360 году один из трех уже построенных минаретов рухнул, похоронив под обломками 300 детей. Это было воспринято как грозный знак; султан запретил возводить четвертый минарет и восстанавливать разрушенный. Через 30 дней после трагедии сам владыка был убит.

Мечеть Кайт-бея

Мечеть Кайт-бея (1472 — 1474) названа именем султана, который прославился как один из активных строителей Каира. Как и многие из мамлюков, Кайт-бей был кавказцем, до конца своих дней он так и не выучил арабский язык, однако вознаградил свою новую родину сооружениями небывалой красоты. Мемориальный комплекс Кайт-бея состоит из мечети, медресе и мавзолея, увенчанного куполом. Как и другие мамлюкские достопримечательности 15 века, купол мавзолея облицован камнем и покрыт рельефными узорами, в рисунке которых сочетаются геометрические маурески и сельджукские растительные мотивы.