Мечеть акушинского

Официальных имамов взяли «на карандаш»

В Дагестане имамы Духовного управления пожаловались на давление со стороны полиции

В Махачкале идет давление на имамов мечетей, которые являются последователями тариката (т.н. традиционного ислама) и официально призваны работать в мечеть Духовным управлением республики. По словам экспертов, это не частные случаи и стоит полагать, что есть «команда сверху».

10 ноября в YouTube появилось видео, на котором имамы нескольких махачкалинских мечетей рассказывают о давлении со стороны сотрудников правоохранительных органов. Например, имам мечети на проспекте Акушинского Ахмед Салихов говорит, что участковый района, а также начальник участковых Советского района Махачкалы неоднократно угрожали тем, что у него арестуют машину, дав ориентировку, а также посадят самого имама.

«Я поехал туда и они меня завели к начальнику. Там было двое-трое [полицейских] и они так нагло разговаривали со мной, как с хулиганом. Сколько человек на утренний намаз ходит в мечеть, интересовались, а также тем, когда я начал изучать Коран», — заявил Салихов.

Ибрагим Абдулаев, старший комнаты для молитв в поселке Учхоз, говорит о том, что он якобы должен предоставить данные ближайших родственников: «Он [полицейский] показал мне папку, где были фотографии человека со всех сторон, отпечатки пальцев, данные жены, детей, братьев, сестер – вот такую папу на тебя надо заводить говорит. Я сказал, что пусть предоставит в официальной форме запрос, что с меня это требуют».

Человек, требовавший от Абдуллаева личные данные и данные родственников, объяснил ему это тем, что с них это требует сам министр и в случае неповиновения, самого Ибрагима заведут к нему [к министру] в кабинет.

Имаму квартальной мечети по улице Лаптиева Саиду Магомедову сотрудники органов позвонили среди ночи и сказали, что он попал в список подозреваемых. «У нас указание срочно найти вас и встретиться, заявили они. Я ответил, что я работник муфтията, однако они ответили мне, что в курсе всего и у них есть на меня досье. После 15 лет призывов только к хорошему, почему я попадаю в список подозреваемых людей?» — вопрошает имам.

На следующий день видео с выступлениями имамов было удалено, но некоторые интернет-пользователи успели его у себя сохранить.

В Духовном управлении не стали комментировать данное видео. Главный редактор исламского интернет-портала islamdag.ru (принадлежит муфтияту) Абдулхамид Гаджиев заявил «Кавказ.Реалии», что «это всего лишь недоразумение и его можно разрешить путем переговоров, сев за один стол».

Но дагестанские журналисты и правозащитники не считают случившееся с махачкалинскими имамами частным случаем. Журналист независимой газеты «Черновик» Магомед Магомедов отметил, что на подобные действия сотрудники правоохранительных органов не решились бы без указки сверху.

«Это закономерное развитие событий. Не зря в Конституции России черным по белому прописано, что государство и церковь должны быть отдалены друг от друга. В противном случае, когда власть и церковь (в данном случае – муфтият) работают против салафитов, нетрадиционных мусульман, то влиятельность духовенства начинает стремительно расти. А затем, когда влиятельность духовенства переходит в желание политически реализоваться, тогда государство начинает бить по рукам своего вчерашнего союзника. Достаточно вспомнить историю с дагестанским отделением партии «Народ против коррупции», которую руководству республики с трудом удалось уговорить сойти с выборной дистанции, а также ситуацию с Абусупьяном Хархаровым, которого поддержали влиятельные тарикатские шейхи, при одномоментном конфликте политика с муфтиятом», — заявил Магомедов «Кавказ.Реалии».

Собеседник сомневается, что вопрос будет закрыт простыми переговорами: «Уже давно известно, что на профилактический учет, как потенциальных террористов и экстремистов, ставят не только представителей салафизма, но и суфиев, носителей тариката. И тот факт, что полиция в Махачкале решила поставить на учет сразу такое большое количество тарикатских имамов, говорит только об одном: команда дана сверху. Уверен, что влиятельности и связей в муфтияте Дагестана хватит на то, чтобы выяснить, где это «сверху»: в МВД Дагестана или же в главном управлении МВД по СКФО».

Магомедов также отметил, что муфтият и сочувствующие им должны действовать в рамках правового поля, с привлечением адвокатов, прокуратуры, судебной системы.

В правозащитном центре «Мемориал» «Кавказ.Реалии» заявили, что они со своей стороны готовы принять заявления у имамов и представителей духовенства подвергшихся давлению, а также оказать юридическое сопровождение и консультацию.

Новости о строящихся и исторических мечетях

Новая мечеть в Махачкале

22 августа в Редукторном поселке гор. Махачкалы состоялось торжественное открытие новой мечети. Она названа именем известного ученого и общественного деятеля Али-хаджи Акушинского. Открытие мечети было приурочено к 150 годовщине со дня рождения Али-хаджи Акушинского, которая отмечается в республике в сентябре этого года.
Мечеть построена у въезда в город, рядом с газетно-журнальным комплексом. Мечеть была построена в течении пяти месяцев и организатором строительства является глава администрации г. Махачкала С. Д. Амиров.
Выступая на торжественном открытии мечети С. Амиров поблагодарил всех, кто участвовал и помогал в строительстве мечети. Он также вспомнил безвременно ушедшего от нас генерального директора Торгового Дома «Киргу» Саидбега Даитова, который внес большой вклад в строительство мечети.
Затем С. Д. Амиров рассказал о мероприятиях, проводимых в связи с увековечиванием памяти Али-хаджи Акушинского, и подарил для мечети ковер.
На маджлисе выступил достопочтенный шейх Саид Афанди (да одарит нас АЛЛАХ его баракатом), который рассказал о значимости мечетей и медресе, поблагодарил строителей и призвал проявлять усердие в совершении богоугодных деяний.
Затем на маджлисе выступил Муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдулаев, который рассказал о вознаграждении ВСЕВЫШНЕГО и благодарности людей тем, кто занимается такими богоугодными делами, и первым среди таких назвал Саидбега Даитова. Он также рассказал собравшимся об Али-хаджи Акушинском и в завершении своего выступления поблагодарил строителей мечети.
На открытии мечети также выступили председатель общества «Акуша» А. Алихаджиев, сын Али-хаджи Акушинского Абдула-хаджи Алихаджиев и многие другие.
На мероприятии присутствовали представители джамаатов многих городов и районов республики.
Завершился маджлис исполнением мавлида и обедом.

Асадула Насрулаев, председатель исламского центра «БАЦ» свими силами и на пожертвования прихожан взялся за строительство новой мечети в г. Элиста. Что ж да поможет ему Аллах и те кто верит в добро и благие деяния.

На Красной площади в центре Москвы стоит Собор Василия Блаженного, считающийся гордостью русского зодчества. Он отличается не только красотой и богатством архитектуры, этот памятник символизирует русское зодчество в мировой архитектуре.

Второго октября 1552 года после двухмесячной изнурительной осады и жестокого штурма, сбив Арские ворота, русское войско ворвалось в горящую Казань. На всех городских улицах и площадях шли бои. Путь к ханскому дворцу русским преграждало самое сильное сопротивление у стен мечети Кул-Шариф. Ученики медресе во главе с Сеидом Кул-Шарифа выдержали несколько нападений русских. Но вскоре защитники мусульманского центра Поволжья были повержены, и Казань была захвачена.

Почему мы начали разговор с мечети Кул-Шариф в Казани? Дело в том, что царь Иван IV, завоевав Казань, был очарован многими строениями города, в том числе и мечетью Кул-Шариф. Исторические источники утверждают, что Иван IV приказал зодчим Поснику и Барме построить в центре Москвы церковь наподобие казанской мечети Кул-Шариф. Эта церковь должна была символизировать победу Ивана IV над Казанью (над мусульманами), которая открыла путь к Каспийскому морю и превращение Московского княжества в Русскую Империю. Существует два символа победы русских над самым большим препятствием на пути распространения русских на юг — мусульманами (татарами-булгарами).

Один из этих символов — возвышающаяся в центре Москвы церковь Покрова (Василия Блаженного) 1556-1559, второй — разрушенная в Казани мечеть Кул-Шариф, жемчужина Исламского зодчества Поволжья XVI века.

В русских исторических источниках мечеть Кул-Шариф именуется «Кулшарифовой». Многие ученые, проводившие исследования в отношении мечети (Михаил Худяков, С.С. Айдаров), утверждают, что мечеть не исчезла бесследно после вторжения русских. Она был перестроена в каменный Благовещенский собор.

Хотя нет точного изображения мечети Кул-Шариф, но по рисунку Дженкинсона и изображению летописца, приложенной к летописи Казани XVI века, можно сделать предположение, что мечеть имела много минаретов. Число минаретов определяется от 6 до 8. Мечеть состояла из центрального шатра, окруженного 8 меньшими шатрами. По другой версии, мечеть Кул-Шариф похожа на мечеть-медресе Михрима-Султан, построенную в 1578 году в Эдирнекапи в Стамбуле. Эти факты подтверждают влияние Ближнего Востока, в том числе Османской архитектуры на исламское зодчество Поволжья в средние века.

А сейчас перейдем к основному вопросу. На каких научных фактах основана версия о том, что собор Василия Блаженного, возвышающийся на Красной площади в центре Москвы, построена по образу мечети Кул- Шариф в Казани? Насколько верны поиски особенностей исламского зодчества в соборе Василия Блаженного?

Исламская культура появилась на территории России не вчера и не является для этих мест чуждым понятием. Еще во времена Киевской Руси происходил процесс вначале тюркизации, а затем исламизации русской культуры. Во времена существования Татарского Ханства в Поволжье и Сибири Ислам стал неотъемлемой реальностью в Русском государстве. И оно ещё более обогащалось. А что касается собора Василия Блаженного, то многие иностранные исследователи, сопоставляя этот памятник с многочисленными церквями, выделяют в нём отсутствие традиций русского православия, что в строительстве этого храма использовались стили «всех времён и народов». Даже французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Египта, знакомый с многими мечетями Востока, войдя в Москву в 1812 году, назвал церковь Покрова мечетью.

Действительно, «революционный образ» собора Василия Блаженного показывает, что он не является памятником только русского православия. Исследователи искали корни его архитектуры в Азии, на Дальнем Востоке, в Западной Европе, культуре Византии, в Индии, священном Иерусалиме. Одна из гипотез выдвинута М.Худяковым. Она заключается в том, что собор Василия Блаженного построен под влиянием архитектурных традиций татар-булгар XVI века. Худяков свои предположения обосновывает, ссылаясь на летописи XVI века.

По мнению татарского автора Нияза Халида, церковь Покрова не является церковью, а скорее храмом. Величина здания, территория, которую он занимает, также опровергает предположение о том, что он является церковью. По предположению Нияза Халида, целью Ивана IV было воздвижение в центре Москвы памятника, символизирующего победу христианства над Исламом. Поэтому в нём нашло отражение зодчество побеждённой стороны.

Архитектуре каждого народа присущ собственный язык художественного образа. Не зная этого языка, нельзя определить значение какого бы то ни было памятника зодчества или установить к какой культуре он относится. Те, кто считает собор Василия Блаженного чисто русским памятником, не могут увидеть в нём элементов тюрко-мусульманской архитектуры, так как они не знакомы с иным зодчеством, кроме западного и русского. В корне его архитектуры лежат такие характерными черты татарского строительного искусства, как башенки, подобные минаретам татарских мечетей (мечеть Кул-Шариф, Елабугская мечеть, мечеть Аль-Джами аль-Каби в городе Булгар). Царь Иван IV, отдавая приказ о строительстве в Москве церкви, пожелал, чтобы она состояла из восьми столпов.

Есть и другое предположение о происхождении собора Василия Блаженного, по которому царь Иван IV пожелал построить такой памятник, который бы олицетворял Московскую Империю. Иван IV не скрывал своих захватнических интересов на юге, в Поволжье, планов о создании империи. Другими словами, он мечтал о создании имперской архитектуры. Лучшим воплощением этого стал собор Василия Блаженного, построенный наподобие мечети, над куполами которой вместо полумесяца были установлены кресты.

Читайте так же:  Самая большая священная мечеть у мусульман называется

Существует ещё одна гипотеза, по которой царь Иван IV посчитал необходимым построить величественный памятник, чтобы завоевать статус «третьего Рима» для Москвы. Потому что Успенский собор, построенный в XVI веке, символизировал эту же идею. С другой стороны, превращение константинопольской Ая-Софии, символа «второго Рима», в джами после захвата турками, подтолкнуло Ивана IV построить памятник-храм, который бы стал символом «третьего Рима». Вдобавок, этот собор должен был быть построен на основе мечети Кул- Шариф, похожей на джами Ая-Софию.

Для того, чтобы установить связь между архитектурой собора Василия Блаженного и исламским зодчеством, сравним их с архитектурными памятниками исламского зодчества.

Мысленно изменим вид собора, представив себе отсутствие центрального шатра. Результат будет напоминать образец Османского зодчества XVI века. По предположению многих исследователей, мечеть Кул-Шариф в Казани имела именно такую форму. В архитектуру церкви Покрова в Москве попросту внесён центральный шатёр, который и придаёт ей вид православного русского храма.

Ещё одной особенностью, отличающей собор Василия Блаженного от прочих русских церквей — это четыре столпа, или, говоря иначе, минарета. Единственным отличием их от минаретов, например, мечети XV века в Каире или от мечети в городе Булгар XVI века являются его украшение и декор. Тогда как этого не увидим в архитектуре других русских церквей, например, церковь Вознесения в Коломенском или церкви Ивана Предтечи в Дьякове.

Татарский автор Нияз Халит в своём труде «Архитектура Ханской Казани» выдвигает еще более интересное предположение о соборе Василия Блаженного. Автор обращает внимание на то, что вид куполов храма напоминает головной убор. По его мнению, эту форму нельзя встретить в других русских памятниках XVI века. Она напоминает головной убор религиозных и государственных деятелей исламского мира. С другой стороны, подобные элементы присущи памятникам средневековья в Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Турции, Египта. Внутреннее убранство центрального шатра храма Василия Блаженного также напоминает образцы исламского зодчества. Кроме того спиралевидное украшение куполов храма имеет особенности исламской архитектуры (Брунов Н.И «Храм Василия Блаженного в Москве» 1988, 131- 139). Таким образом, из сказанного можно сделать следующий вывод. Является ли мечеть Кул-Шариф в Казани прототипом храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве?

Тех, кто причисляют храм Василия Блаженного к чисто русской архитектуре, можно назвать простачками. В архитектуре храма невозможно не заметить «арабизмов», «тюркизмов», «фарсизмов». Все они являются отражением арабских, тюркских, персидских особенностей зодчества Булгар Поволжья, а говоря конкретно, мечети Кул-Шариф в Казани. Русские зодчие XVI века не имели возможности в течении 1-2 лет посетить страны Востока для изучения их архитектуры. С другой стороны мастера, построившие храм Василия Блаженного также не имели консультантов, обладающих энциклопедическими знаниями. Храм Василия Блаженного мог быть построен татарскими мастерами, попавшими в плен, под руководством человека (Посник Яковлев), хорошо знакомого с зодчеством Казани. Независимо от того, кем и под влиянием каких факторов построен, этот памятник был новшеством в русском зодчестве.

Молодежь Казани: архитектура – призыв через красоту ко Всевышнему

[22-09-2003] В субботу состоялся очередной вечер молодежного мусульманского клуба «Гулистан» (Казань), посвященный мусульманской архитектуре. Главным гостем вечера стала преподаватель Казанской государственной архитектурно-строительной академии (КГАСА) Лилия Сатарова, известный специалист по мусульманского архитектуре Ближнего и Среднего Востока, раскрывшая понятие «исламская архитектура». На вечер также выступил один из сотрудников архитектурной мастерской «Рафарх» – Руслан Марков, который рассказал о проекте Тольяттинской мечети на тысячу человек.

В ходе беседы участники клуба определили два принципа, которые лежат в основе мусульманской архитектуры: 1) использование передовых методов и 2) призыв через красоту камня людей ко Всевышнему.

[22-09-2003] Администрация Тюмени в лице заместителя мэра Игоря Пустовита предложила Духовному управлению мусульман Тюменской области взамен снесенной властями города исторической мечети на улице Ленина, 15, пустующее деревянное двухэтажное здание на пересечении улиц Герцена и Камышинская. Об этом корреспонденту Ислам.Ру рассказал председатель ДУМ ТО Галимжан Бикмуллин. Предлагаемое ветхое здание находится в центральной части Тюмени. Прежде здесь размещался детский сад.

Однако мусульмане опасаются, что этот компромиссный вариант станет очередным обманом. В прошлом году тоже, казалось, был достигнут компромисс. Депутаты городской думы и мэр Степан Киричук заявили тогда, что взамен здания на Ленина, 15, передадут мусульманам земельный участок под строительство мечети на территории парка возле реки Тура, но затем отказались от своего предложения. А несколько лет назад по согласованию с администрацией города в торжественной обстановке был заложен первый камень под якобы будущую мечеть у тюменского автовокзала, но затем выяснилось, что строить здесь запрещает ГАИ. За десять последних лет было также много обещаний вернуть здание на Ленина, 15.

Предложение Игоря Пустовита будет обсуждено на правлении ДУМ Тюменской области. Многие мусульмане города категорически настаивают на передаче им именно участка на Ленина,15.

[22-09-2003] Сегодня исполняется 215 лет со дня учреждения Екатериной II Уфимского Магометанского Духовного Собрания, в 1796 году переименованного в Оренбургское. Собрание учреждалось с целью контроля и управления мусульманским населением империи. Первым председателем Духовного управления был муфтий Мухамеджан Гуссейнов. Среди руководителей за прошедшее время были такие известные религиозные деятели, как Галимджан Баруди и Ризаэтдин Фахретдин.

В связи с этой датой Совет муфтиев России (СМР) провел сегодня в Москве научно-практическую конференцию «Веротерпимость – основа процветания многонациональной России». Мероприятие также приурочено к 230-летию выхода указа Правительствующего Синода «О терпимости всех вероисповеданий». Во время работы конференции были затронуты актуальные вопросы национальной безопасности России, отношение мусульман страны к проявлению терроризма и экстремизма.

Для участия в конференции были приглашены полномочные представители президента в федеральных округах, представители Администрации президента РФ, федеральных органов власти и Государственной думы, главы традиционных религий России, представители посольств зарубежных стран, научная и культурная общественность. В ходе мероприятия состоялась также презентация выпущенной СМР книги «Ислам против терроризма». Сборник содержит фетвы авторитетных духовных лидеров мусульман по актуальным вопросам современности.

В то же время ЦДУМ, лидеры которого постоянно подчеркивают, что возглавляемая ими структура является правопреемником Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, никаких мероприятий по случаю этой даты не проводят, сообщили Ислам.Ру в главной резиденции ЦДУМ в Уфе.

В Москве построят мечеть и административный корпус ЦДУМ, возглавляемого Т. Таджуддином
[11.10.2001]
Центральное Духовное Управление мусульман (ЦДУМ) России и стран СНГ, председателем которого является Т. Таджуддин, распространило в башкирских СМИ информацию о передаче ЦДУМ земельного участка в центре Москвы для строительства мечети, медресе и административного корпуса.
Проект исламского центра ЦДУМ в Москве был разработан уже давно, но окончательная договоренность о его строительстве была достигнута на встрече Т. Таджуддина с президентом России В. В. Путиным в июне этого года, сообщают в ЦДУМ. Глава государства дал личное распоряжение московским властям о выделении участка в историческом центре столицы под строительство мечети.
Административное здание при мечети станет третьей резиденцией председателя ЦДУМ Т. Таджуддина, помимо уже имеющихся двух — в Уфе и Казани. Однако отмечается, что главный центр, все-таки, останется по-прежнему в Уфе.

Водружением полумесяца на минарет и пятничным намазом в Казани открылась Соборная мечеть Кул-Шариф — одна из крупнейших в Европе. В торжественном мероприятии по этому случаю приняли участие президент Татарстана Минтимер Шаймиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Азиатского части РФ Нафигулла Аширов, председатель ДУМ Татарстана Гусман Исхаков, а также около тысячи имамов мечетей и руководителей медресе. На церемонии также присутствовал архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.
По разным оценкам, к Казанскому кремлю, на территории которого расположена мечеть Кул-Шариф, пришли, от трех до пяти тысяч человек, съехавшихся по этому случаю в Казань со всех концов республики. Президент Татарстана, выступая на церемонии, выразил убеждение, что никогда возрождение Ислама в Татарстане не будет использовано в радикальных и экстремистских целях.

Губернатор Магаданской области Валентин Цветков выполнил просьбу председателя мусульманской общины Магадана «Алтын Ай» Гузалии Исламовой, выделив для ее нужд многокомнатную квартиру в центре города. Теперь перед мусульманами города стоит вопрос о строительстве мечети. Следует отметить, что в Магадане проживает несколько тысяч мусульман, однако в городе нет ни одной мечети.

В городе Сорочинске Оренбургской области близится к завершению строительство мечети. Финансовую поддержку в сооружении мусульманского храма оказало НГДУ “Сорочинскнефть”.

Руководители «Сорчинскнефти» сообщили корреспонденту «Ислам.ру», что решили оказать поддержку в строительстве мечети после обращения к ним мусульманской общины города с просьбой помочь в благом деле. Также они подчеркнули, что среди работников их предприятия многие исповедуют мусульманскую религию. Нефтяники не стали оглашать сумму финансовой помощи, отметив, что “деньги по необходимости будут выделяться без промедления”.

Следует отметить, что финансовую поддержку от руководства управления “Сорочинскнефти” получили и представители христианской общины для реконструкции церкви Михаила Архангела. Завершение строительства двух храмов предполагается в конце мая.

В дагестанском городе Хасавюрте открылась Исламская академия. Как сообщил корреспонденту «Ислам.ру» основатель учебного заведения Дарбиш-хаджи Дарбишев, «целью создания Исламской академии является просвещение и научно-исследовательская работа». Также он сказал, что в ближайшее время планируется открытие другого учебного заведения — Академии для имамов.

В Хасавюрте зарегистрировано пять высших исламских учебных заведений, крупнейшими из которых является Университет имени имама Шамиля и Университет имени Рифкари. Всего в Дагестане действуют семнадцать высших исламских учебных заведений.

В городе на Неве начато строительство двух мечетей. Проект строительства мечети в пойме Муринского ручья реализуется Советом муфтиев России и оценивается в 84 миллионов рублей. Ее площадь должна составить три тысячи кв. метров.
Другая мечеть будет построена на Планерной улице Приморского района. Организаторами ее строительства является Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Запада России». Следует отметить, что это объединение имеет напряженные отношения с организаторами строительства мечети у Мурьинского ручья.

В Нижневартовске Ханты-Мансийского АО открылся молельный дом для мусульман. В городе начинается строительство Соборной мечети, медресе и здания Духовного Управления Мусульман региона. Мечеть будет рассчитана на 800 человек, медресе — на 50. Бюджет проекта оценивается в 100 миллионов долларов. Помощь в строительстве комплекса будут оказывать городская администрация, компания «Славнефть» и Нижневартовское нефтеперерабатывающее предприятие.

В Елабуге открылась Соборная мечеть. Мусульманский храм рассчитан на три тысячи верующих. В строительстве мечети, длившемся около десяти лет, приняли участие крупные предприниматели и мусульмане города. Значительную поддержку оказал глава администрации Елабуги Ильшат Гафуров.

На юге Филиппин в городе Жулу началось строительство мечети, которая должна стать крупнейшей в стране. Все расходы, связанные с воздвижением мусульманского храма, взяли на себя власти Объединенных Арабских Эмиратов. Они уже выделили два миллиона долларов на строительство мечети, которая, как запланировано, будет вмещать в себя пять тысяч верующих.

В поселке Крык-Пщак Оренбургской области построена мечеть. Здание для мусульманского храма помог купить Бугурусланский муфтият. Посильную лепту в в сооружение мечети внесли и местные промышленные предприятия, в частности, ОАО «Новотроицкметаллургжилстрой». Большую поддержку оказал прихожанам и председатель городского общества мусульман М.Яикбаев. Он подарил мечети ковровые покрытия и ценные книги. Имам мечети Азамат Яубасаров своими силами сделал в мечети ремонт.
Большим праздником для мусульман поселка стало заверешние строительства мечети. Теперь они собираются открыть здесь мусульманский детский сад и магазин.

Читайте так же:  Мечеть аль иман

В Салехарде открылась первая на Полярном круге мечеть. Костяк мусульманской общины Салехарда составляют сибирские татары. Мечеть построена полностью за счет окружного бюджета и подчиняется Духовному управлению мусульман России и Европейских стран СНГ. Мечеть вмещает 150 человек. Построена мечеть строителями турецкой фирмы «Ямата». На открытии мечети мусульманские духовные лидеры Ямало-Ненецкого округа поздравили верующих с этим радостным событием и выразили благодарность губернатору Ямало-ненецкого округа Юрию Неелову, мэру Салехарда Александру Спирину, окружной и городской администрациям и строительной фирме «Ямата» за оказанную помощь в воздвижении мечети.

На прошлой неделе в Казани завершилось строительство новой мечети «Ризван». Она находится в так называемом «спальном» жилом микрорайоне Казани «Горки-1». Благодаря усилиям руководителя строительства Ильгизара Алиева, директоров ряда предприятий города и жителей района, новая мечеть призвана стать местом духовного возрождения местного населения.

В Подмосковном Щелково открылась новая мечеть. На церемонии, посвященной открытию мечети, глава Духовного управления мусульман европейской части России муфтий Равиль Гайнутдин отметил, что мечеть построена на пожертвования российских мусульман и благотворительных исламских организаций. Она состоит из двух этажей и вмещает в себя 500 человек. Равиль Гайнутдин также упомянул, что в России построено за последние десять лет пять тысяч мечетей.

В Астраханской области началось восстановление «Белой мечети». Мечеть вернули верующим в последнем десятилетии прошлого века. До этого момента здесь располагался промышленный комбинат по производству чемоданов и сумок.
Предприниматели Абдурахман Абубакиров и Индира Абдулаева вложили средства на восстановление мечети. Мэр Астрахани И.Безруковников также участвует в реконструкции мусульманской обители.
Сегодня в Астраханской области сорок действующих мечетей. Подготовлена документация на строительство еще десятка мусульманских храмов в районах края.

Во Франкфурте будет построен исламский центр
(23.07.2001)
Франкфурт (Германия), 23 июля. Директор благотворительной организации “Ааль-Мактум” заложил первый камень в строительство исламского центра во Франкфурте. Строительные работы будут финансироваться министром финансов и промышленности ОАЭ шейхом Хамданом бин Рашидом Ааль-Мактумом.
Данный проект, который был разработан в прошлом году, включает в себя мечеть, способную вместить 1.000 молящихся, конференц-зал, служебные помещения и молельное помещение для женщин. Стоимость проекта составляет 2,6 миллиона немецких марок.

В Париже появится еще одна крупная мечеть
(20.07.2001)
Париж (Франция), 20 июля. Скоро в Париже появится вторая крупная мечеть. Согласие на строительство мечети «Ад-Дауа» на улице Танжер дал мэр столицы Б. Деланоэ. Новая мечеть будет второй после «Большой парижской мечети», построенной в 1920 году. Хотя мусульманская община на улице Танжер существует уже 17 лет, несмотря на это, у нее до сих пор не было мечети. В течение десяти лет исламская культурная ассоциация «Ад-Дауа» тщетно добивалась разрешения на строительство здания мечети в этом месте. Однако прежние городские власти несмотря на благожелательное отношение мэра округа, либо отвечали ей отказом, либо просто не принимали никакого решения по этому вопросу

Мусульмане города Петропавловска республики Казахстан решили приложить большие усилия для строительства второй мечети города. Планируется, что высота ее минарета составит сорок метров.
Для сбора пожертвований на строительство мечети создан общественный фонд «Шапагат» под председательством главы областного совета аксакалов Жаксылыка Искакова. В Фонд уже начали поступать денежные средства от мусульман Казахстана и зарубежных стран. На сооружение мечети требуется более одного миллиона долларов.

Христианско-Демократический Союз (ХДС) Германии дал свое согласие на строительство Соборной мечети в городе Кулуне. Председатель городского отделения ХДС Рульф Бейтман заявил, что союз не видит никаких препятствий для удовлетворения нужд мусульманского населения города и близлежащих деревень.
Соборная мечеть Кулуна станет одним из крупнейших мусульманских храмов Европы, который должен вместить в себя 100 тысяч верующих. Площадь мечети будет составлять 10 тысяч кв. метров.

В Сургутском районе Хантымансийского АО построят несколько мечетей
(18.4.2001)
Несколько мечетей будут построены в Сургутском районе Хантымансийского автономного округа. Как cообщает АРН «Регионы», об этом договорились районные власти и представители мусульманского духовенства. Решено, что строительство мусульманских храмов развернется в Лянторе, Новофедоровском и Нижнем Сартыме. Финансировать работы будет фонд «Намус», специально созданный для развития Ислама в Сургутском районе.

Сегодня состоялось открытие мечети имени шейха Саида-эфенди Чиркейского. В нем приняли участи мэр столицы Дагестана Саид Амиров, заместители председателя Духовного управления мусульман Дагестана Ахмад Тагаев и Мухаммад Абдурахманов, имам Соборной мечети Махачкалы Магомед-Расул Саадуев, а также представители министерств и ведомств республики. Сам Саид-эфенди не смог присутствовать на торжественном мероприятии из-за плохого состояния здоровья. Участники церемонии открытия также не увидели спонсора строительства мусульманского храма Саидбека Даитова по причине его безвременной кончины.
Саид-эфенди Чиркейский — крупный мусульманский богослов и суфий. Он является духовным наставником более чем трехсот тысяч мюридов. По данным Российской Академии Наук Саид-эфенди Чиркейский — один из самых известных суфийских шейхов мира.

В деревне Таужамал Киясского района Удмуртии состоялось торжественное открытие мечети. Кроме местных мусульман, поддержку в строительстве мусульманского храма оказали власти и руководители хозяйств района.
На церемонии открытия мечети члены мусульманского общества Ижевска «Ихлас» объявили о своем решении организовать при ней регулярные занятия по изучению основ Ислама и Шариата.

В районном центре Кваркено Оренбургской области состоялась закладка первого камня мечети (18.06.2001)
В одном из районных центров Оренбуржья – Кваркено – в прошедшую субботу состоялась закладка первого камня мечети, которую на свои средства намерен построить оренбуржец Сагынбай Жутаев.
Он сказал корреспонденту “Ислам.ру”, что «во время паломничества в Мекку в 1996 году дал слово Всевышнему построить в скором времени у себя на родине мусульманский храм». «Теперь настало реализовывать идею в реальность” — отметил он во время церемонии закладки первого камня мечети. Сагынбай Жутаев особо отметил поддержку главы администрации Кваркенского района Юрия Кесслера, который активно помогал оренбургским мусульманам в строительстве мечети в другом районном центре области — Адамовке.
По оценкам специалистов строительство мечети продлится год-полтора. Сагынбаю Жутаеву посильную помощь оказывает его сын Махабат, который живет в Республике Казахстан. “Вера не знает границ, поэтому мы будем рады видеть в новой мечети как оренбуржцев, так и казахстанцев, а также граждан других государства, ведь двери мечети будут открытыми для всех”, — заключил Сагынбай Жутаев.

В Нижнем открыли новую мечеть
(24.6.2001)
В воскресенье в Нижнем Новгороде открылась мечеть Тауба (Покаяние). В торжественной церемонии участвовали верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий Нижнего Новгорода Умар Идрисов и муфтий Татарстана Гусман Исхаков, муфтии региональных духовных управлений (в том числе от Пермской — Мухаммедгали Хузин).
На церемонии присутствовали также полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, губернатор области Иван Скляров и нижегородский мэр Юрий Лебедев, передает РИА «Новости».
Выступая перед собравшимися, Кириенко отметил, что Нижегородская область всегда славилась «удивительными традициями мирного сосуществования православия и ислама».
После выступления полпреда гости разрезали символическую ленту на входе в мечеть, осмотрели ее интерьер и заложили памятный камень в фундамент будущего медресе.
По окончании церемонии Кириенко и его заместитель Владимир Зорин провели «круглый стол» на тему «Исламский фактор в российской политике».

На Соборной мечети Чистополя установили полумесяц
[10.7.2001]
8 июля в городе Чистополе прошла торжественная церемония установки полумесяца на недавно построенную Соборную мечеть. Также состоялись выборы имама мечети. Им стал выпускник медресе Мухамадия Алмаз Мухлисов. После этого председатель Духовного Управления мусульман Татарстана муфтий Гусман Исхаков назначил муэдзина и заведующего учебным отделом. Торжественное открытие Соборной мечети намечено на 30 августа и будет приурочено к 200 — летию города.

Географическая справка

Муниципальное образование «Акушинский район» является горным районом, находится во внутренне-горном Дагестан. Он с севера граничит с Левашинским, с востока Дахадаевским и Сергокалинским, с юга Кулинским и Дахадаевским, с запада Кулинским и Лакским районами Республики Дагестан. Расстояние от районного центра с.Акуша до столицы Республики Дагестан г.Махачкала составляет 132 км. Населенные пункты района расположены на высоте 1500-2000 м. над уровнем моря. Сельские поселения Гиягирамахи. Карапмахи, Кулиямахи расположены на высоте 2000-3000 м. над уровнем моря. Наивысшая точка, гора Шунудаг, находится на границе Акушинского и Кулинского районов (2963м. над уровнем моря). По территории района протекает река Акушинка, которая имеет множество притоков. Территория района относится к бассейну р.Сулак. Река Акушинка мелеет зимой , многоводна в апреле-мае, паводки бывают летом. Основные почвы района: горно-луговые. Растительность: послелесные луга, высокогорные сосново-березовые леса. В районе водятся редкие, охраняемые звери и птицы: рысь, серна, улар. Из акклимитизированных: белка.

Климатические особенности

Климат близкий к умеренно-континентальному. Господствующие ветры: северо-восточный и северо-западный. Как во всех горных районах дуют горно-долинные ветры. Иногда зимой дуют фены. Средняя температура холодного периода- (-6 ?С — 8 ?С.) Редко морозы достигают — 20 ?С -25 ?С. Средняя температура теплого периода +18 ?С +25 ?С. Иногда до +35 ?С. Осадков выпадает от 400 мм. до 800мм. в год. Атмосферное давление колеблется от 725 мм. рт. столбика до 735 мм.рт.ст.

Туристические особенности

На территории района , на площади 120 га, с 2006г. функционирует горнолыжная база «Чиндерчеро». Жителям и гостям района созданы условия для проживания и отдыха, занятия экстремальными видами спорта. Имеется лыжная трасса, оборудование и снаряжение для лыжного спорта, снегоходы, квадрациклы, площадка для спортивной стрельбы. В теплое время года организуются велоспорт и экскурсии верхом на конях.

Информация о народностях и этносах, проживающих на данной территории

На территории муниципального образования «Акушинский район» проживают представители двух народностей Республики Дагестан: даргинцы и лакцы. Количество жителей муниципального образования составляет 57 316 человек. Плотность населения составляет 92,0 чел. на 1 кв.км. Доктор исторических наук, профессор Магомедов Р.М. сообщает, что очевидно, начало оформлению даргинцев в отдельный этнос было положено в ранний период железного века (начало 1 тыс. до н.э.) процессом постепенного, необратимого обособления жителей восточной части дагестанского Нагорья, предположительного к востоку от бассейна Казикумухского Койсу и к северу от водораздела Улучая и Рубаса. Выдающийся языковед ХIХ в . П.К. Услар указывает, что этноним «даргва» относится к народным экническим и географическим названиям. Слово «даргва» входило в состав названий семи крупных традиционных политических объединений даргинцев, занимавших почти всю даргинскую этнотерриторию. Действительно, в народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем «дарк» — внутренность, нутро. В массовом сознании народа «Дарго» понимается как «родина даргинцев», как «сердцевина даргинской земли», а «даркан», «дарган» — как самоназвание даргинского народа. Предки даргинцев считали своим отличием то, что населяют какую-то «внутреннюю» часть Дагестана. К этому «внутреннему» населению относили себя, по меньшей мере, жители всех земель («хуреба») Акуша-Дарго, Каба и Буркун – Дарго (Старое Дарго), Хамри-Дарго, Сирхи, Кайтаг – Дарго, Гуцо – Дарго. Акуша выступает как центр объединения для всей северо- западной этнотерритории даргинцев уже в начале ХVв. – и это в то время , когда первые надежные письменные свидетельства об Акуша относятся только к 1493г. (запись по книге Ал-Газали «Талим ал- мутаалим» переписана Идрисом сыном Ахмада 29 мая 1493г. в с.Акуша). Название Акуша, по преданию, произошло от слов «аку» — высокий и «ши» — место, селение. Вокруг были расположены мелкие поселения. В состав Акуша-Дарго входили также лакские села (Уллучара, Балхар, Цуликана, Кулибухна) , аварские (Кутиша, Хахита, Чогли, Чуни). Объединение хуреба( в т.ч.самоуправлеяемых джамаатов) вокруг Акуша строилось не столько на централизованном административном подчинении, сколько на тяготении как к общему экономическому и политическому центру данной земли. Самым ярким выражением акушадаргинской хуреба были сходы представителей всех джамаатов Акуша-Дарго. Собрания проходились рядом с с.Бургимакмахи, в местности Цахнадиркла дирка(поляна «собраний»). На таких сходках принимались решения, касающиеся внутренних и военно-политических отношений всех даргинцев. Даргинский язык имеет свои диалекты и говоры. Акушинский диалект лег в основу литературного даргинского языка. На этом диалекте разговаривает 43% даргинского населения района. На цудахарском диалекте — 12% На сирхинском — 8% Некоторые лингвисты рассматривают обособленные говоры — мугинский , мулебкинский, гапшиминский и др. — как диалекты. Земледелие являлось первоосновой жизни народа, живущего на территории нынешнего Акушинского района. Очевидна важная роль и скотоводства. Анализируя традиционные виды пищи горцев, этнографы пришли к выводу, что наиболее исконными и жизненно важными были злаковые (анчи –пшеница, сусул – рожь, махар- ячмень, муки – ячмень, мучи- просо, ника-овес). Скотоводческие продукты — на втором месте по значимости, причем из них более важны продукты переработки молока (сыр, творог и т.д.), мясо же стояло на третьем месте. Если были развиты земледелие и скотоводство, то значит кто-то создает орудия и средства производства для этих занятий. Почти каждый горец умел класть стены простого жилища, мастерить из дерева простую мебель, орудия труда и утварь , обрабатывать кожу и т.д.), а горянка — расчесывать и прясть шерсть, выделывать конопляные волокна, ткать сукна, шить одежду, при необходимости лепить и обжигать простую посуду и т.д. Селение Балхар- один из специализированных центров гончарного искусства Дагестана . Балхар населен лакцами. Пока не установлено время их поселения в бассейне р. Акушинка, однако нет сомнения, что с тех пор эта сельская община стала неотторгаемой частью Акуша- Дарго, Но гончарное искусство Балхара, по — видимому, гораздо древнее. Об этом убедительно свидетельствует орнаментика традиционной балхарской керамики. И элементы её, и каноническая композиция их расположения на поверхности сосуда находят близкие аналогии в гончарной росписи древнейших, земледельческих культур эпохи энеолита- ранней бронзы, и сохранение этого декора почти до наших дней- редчайший исторический феномен. Это объясняется, во –первых , относительной изолированностью Балхара, а во -вторых, тем, что керамику здесь изготавливают женщины, которые обычно не покидают аула и, следовательно, почти не испытывают внешних влияний, причем ремесло передается по женской линии в ходе наглядного домашнего обучения , сбыт же посуды в руках мужчин, но они не причастны к её производству и не могут влиять на него. Если роспись балхарской керамики не отступает от архаических канонов энеолита, то некоторые её формы несут следы более поздних влияний. В основе своей архаична и её технология

Читайте так же:  Мечеть мекка медина

Достопримечательности и особенности района и сел, находящихся на его территории

Во всех муниципальных образованиях района имеются памятники воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Кладбища с.Акуша, Усиша,Муги, Бутри, Гинта, Гапшима и других населенных пунктов представляют исторический интерес. На территории района много архитектурных памятников. Это могильники, поселения близ сел.Акуша , Гапшима, Бутри, Муги, Танты, Усиша, Балхар,Гинта. В 1 км. к северу от с.Кули, на склонах горы Кулла-Гьалу были обнаружены наскальные изображения. В селениях Усиша, Уллчара, Цугни, Гапшима, Муги, Нацы, Нахки имеются мечети, являющиеся памятниками градостроительсва и архитектуры. К XVII в. относятся надписи о строительстве мечетей в Уллучара и Усиша . Мечеть в с. Уллучара построена явно группой приглашенных строителей: среди тех имен упомянут некий Сулейман аль-Гьариб, т.е. чужестранец. А мечеть в с.Усиша сооружена усердием ста строителей. Джамаат не стал нанимать специалистов на стороне, видимо, имея своих мастеров и опираясь на помощь всей общины. Не вполне обычна надпись, найденная А.Р.Шихсаидовым в с.Гапшима: « Построен этот дом (мечеть) в 1086 году хиджры» (т.е. где — то между апрелем 1675 и мартом 1676г.г.). В те времена строительная надпись означала, что стройку вел мастер — специалист. В с.Гапшима сохранилась крепостная стена и старожевая башня XIV века. В центре с.Муги сохранилась сторожевая башня с датой 771 г. х. (т.е. 1369-1370г.). В 2-3 км. от с.Нацы имеются остатки оборонительного сооружения с сигнально-сторожевой башней, видимо XIVв. Архитектурный интерес представляют старинная баня в с.Гапшима, арочный источник в с.Нахки, «главный родник» в с.Усиша. В сел.Усиша находится дом и мавзолей Дауда Усишинского . В с.Акуша – жилой дом и усыпальница Али-Гаджи Акушинского, шейх-уль-ислама Дагестана. Жилой дом, бывшая концелярня, суд и тюрма наиба акушинского участка Даргинского округа. В с.Балхар – дом Давди Балхарского — лакского национального героя.

Краткая информация о АПК, промышленности, социальной сфере, образовании, инвестиционной привлекательности района, инвестиционных площадках или инвестиционных проектах района

Муниципальное образование «Акушинский район» — это сельскохозяйственный район. Основная отрасль — животноводство.

Общая площадь сельхозугодий района составляет 167,761 тыс. га. В структуре сельскохозяйственных угодий наибольшую долю составляют пастбища – 147,757 тыс.га, пашня – 9,353 тыс. га, сенокосы — 8,844 тыс.га, многолетние насаждения -0,236 тыс.га.

В 2017 году сфере сельскохозяйственного производства в районе функционируют всего 38 сельскохозяйственных предприятий, из них; 22 — общественных и 9 — частных сельско-хозяйственных предприятий (СПК), 2-муниципальных унитарных предприятия (МУП), 2-союза совладельцев собственников (ССС), 3 общества с ограниченной ответственностью (ООО), 135 крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и более 14 тысяч личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

Производство продукция сельского хозяйства за год ожидается в объеме 4 млрд. 600 млн. руб. (в сопоставимых ценах). Продукция растениеводства — 3 млрд 200 млн.руб. и продукция животноводства — 1млрд 400 млн.руб.

Высокие темпы прироста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства, в первую очередь, достигнуты за счет расширения деятельности личных подсобных хозяйств района.

В хозяйствах всех форм собственности имеются в наличии 47639 голов крупного рогатого скота, в том числе коров 25807 голов, овец и коз 453300 голов, в т.ч. овцематок — 331163 голов.

Производство продукции в среднем в году составляет:

— Мясо — 7250 тонны

— Молока – 15310 тонны

— Шерсти – 980 тонны

— Зерна – 3146 тонны

— Овощей — 160613 тонны

— Плодов — 3850 тонны (в основном – ЛПХ)

— Картофеля — 32756 тонны

В районе ведется активная работа по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс и для сопровождения реализуемых инвестиционных проектов внедрено проектное управление отрасли. Реализуя данное направление, сельхозтоваропроизводители района участвуют и в приоритетных проектах развития Республики Дагестана «Эффективный АПК». В рамках этого проекта построена МТФ на 100 коров в СПК «Гуладтынский», завершено строительство основного корпуса коровника. Для полноценного функционирования объекта строится еще телятник и цех для переработки молока.

  • Администрацией муниципального образования «Акушинский район» заключены два инвестиционных Соглашения с инвесторами для создания условий строительства фермы крупного и мелкого рогатого скота и птицефабрики в с.Бургимакмахи и строительства ветеринарной аптеки для обеспечения нужд населения района в с .Муги, на общую сумму 42 млн.рублей и 25 рабочих мест.
  • В районе функционируют:

    • 30 средних общеобразовательных школ;
    • 2 лицея;
    • 1 гимназия;
    • 12 основных общеобразовательных школ;
    • 14 начальных общеобразовательных школ;
    • 1 вечерняя общеобразовательная школа;
    • 6 дошкольных образовательных учреждений (детские сады);
    • 1 ДЮСШ;
    • 1 Дом детского творчества;
    • В общеобразовательных школах района обучаются 6488 учащихся. В детских садах – 355 детей. В учреждениях дополнительного образования охвачено 2285 учащихся, (ДЮСШ – 1238, ДДТ — 1047). Всего учителей — 1147, в т.ч. с высшим образованием — 836 чел.
      — Почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» имеют 3 чел;
      — «Заслуженный учитель Республики Дагестан» — 37 чел.
      — Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» награждены 36 учителей.
      — Отличников народного образования РСФСР – 11 чел.
      — Отличников просвещения СССР — 1 чел.
      — Отличников образования Республики Дагестан — 6 чел.
      С момента реализации ПНП «Образование» 5 учреждений образования района получили материальную помощь по 1 млн.руб. за активное внедрение инновационных образовательных программ. 23 учителя одержали победу в конкурсе лучших учителей для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
      В районе функционирует:
      — центральная районная больница с количеством коек 175;
      — Поликлиника на 200 посещений;
      — Одна участковая больница с количеством коек 10;
      — 5 врачебных амбулаторий;
      — 10 фельдшерско-акушерских пунктов и 32 фельдшерский пункт;
      В медицинских учреждениях врачами работают 86 человека. Средний медицинский персонал составляет 295 человек. Культурно-массовую работу проводят 43 библиотеки и 39 клубных учреждений. В них работают 193 человек. Из них 10 имеют почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Дагестан».
      Протяженность автомобильных дорог района — 240,7 км., из них асфальтировано 49,3 км.
      Общая протяженность линий электропередач мощностью 10 кВ. составляет 248 км., мощностью 0,4 кВ.-308 км. 23 населенных пункта района обеспечен природным газом.
      В районе ежегодно регистрируются до 400 браков и более 900 рождений.
      Инвестиционную привлекательность района составляют более 400 га лесов, в основном сосновой и березовой породы, входящие в Гослесфонд, пригодные для строительства объектов отдыха и оздоровления людей.
      На территории МО «село Гапшима» имеется серо-водородный источник, который возможно использовать для профилактики и исцеления моче-каменных болезней, болезней суставов.
      В районе имеются неограниченные возможности добычи и обработки дикого горного камня высокой прочности. Хранение и

      переработка продукции сельского хозяйства также может быть объектом инвестиций

      Установленные в районе телефонные станции обладают общей емкостью 550 номеров, количество абонентов — 140. Из 79 населенных пунктов района 39 телефонизированы.

      Услуги связи жителям района оказывают 7 отделений почтовой связи, 1 телеграфный пункт, 1 пункт междугородней связи и 3 действующих оператора сотовой связи. В 2011 году в районе начала функционировать оптико-волоконная линия связи для высокоскоростного Интернета. В районе имеются пункты коллективного доступа к сети интернет-8 единиц.

      По состоянию на 1 января 2019 г. количество малых предприятий в муниципальном образовании составляет 296 единиц. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей — 1978 единиц.

      Численность работников, занятых на малых предприятиях — 987 человека, а у индивидуальных предпринимателей — 1988 человека.

      Оборот субъектов малого предпринимательства – 145 300 тыс. руб., в том числе оборот малых предприятий – 124 180 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей – 21 120 тыс. рублей.

      Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства — 3625 тыс. рублей.

      В районе функционируют 39 учреждения культурно — досугового типа на 3370 посадочных мест, также работают 43 библиотеки, так же 2 народных коллектива, дом народного творчества (ДНТ) и ансамбль танца «Акушинска».

      Физическая культура и спорт.

      Всего в районе 60 единиц спортивных сооружений; из них спортивных залов 11 единиц общей площадью 3224 кв.м., спортивных площадок – 49ед.

      Информационные ресурсы района(национальные газеты, радио, ТВ)

      Районная газета «Путь истины».
      Основана в 1938г.
      Тираж – 1080 экз.
      Учредитель: администрация муниципального образования «Акушинский район», Собрание депутатов муниципального образования «Акушинский район», коллектив журналистов редакции газеты. Газета зарегистрирована Управлением по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.Регистрационный номер Д 0139.
      С марта 2007г. функционирует муниципальная телекомпания «Телевидение Акушинского района» (ТАР).