Мечеть в метро новокузнецкая

  • В Исторической мечети г.Москвы не заключаются браки между мужчинами-мусульманами и женщинами-не мусульманками.

    _____________________________________________________________________________

    «КУРБАН 2019 г.»

    Благотворительный фонд «Историческая мечеть»
    приглашает Вас совершить обряд жертвоприношения – Курбан.

    Оплатив, цену жертвенного животного, Вы поручаете сотрудникам Фонда поиск, покупку, забой от Вашего имени и в соответствии с нормами шариата жертвенного животного, а так же его разделку и привоз туши в Историческую мечеть. Мясо жертвенных животных будет роздано малоимущим, бедным и нуждающимся. Лица, сделавшие Курбан через фонд мечети, могут получить часть мяса своего жертвенного животного в дни раздачи. Совершив, свой Курбан через наш Благотворительный фонд, Вы поможете десяткам верующих и неимущих, сэкономите время и достойно выполните предписания шариата.

    8 (495) 951-17-81 8 (495) 951-84-48
    С понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00

    Убедительная просьба не откладывать оплату жертвенных животных
    непосредственно до праздничного дня!

    Условия жертвоприношения

    Основа

    Жертва обязательна (ваджиб) для каждого свободного мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного на этот момент.
    Основанием суждения об обязательности служат слова Пророка (САВ): «У кого была возможность принести в жертву, а он не сделал этого, пусть не приближается к нашим местам молитвы».

    Время жертвоприношения

    Время для жертвоприношения наступает с появлением зари 10 дня месяца зу-ль-хиджа, но сам обряд совершается после чтения имамом праздничной молитвы. Что же касается жителей деревень, где не проводится праздничная молитва, то им разрешается совершать его после восхода солнца. В благородном хадисе со слов аль-Бара, да будет доволен им Аллах, передается: «Пророк(САВ) сказал: «Первое, с чего мы начинаем в этот день, — это молитва. Затем возвращаемся и режем жертвенных животных. Кто сделает это, тот выполнит нашу сунну. А кто зарежет раньше, то это будет всего лишь мясом, которое он преподнесет своей семье, совсем не относящимся к обряду жертвоприношения». И тут встал Абу Бурда б. Наййар, уже зарезавший жертву к этому времени, и сказал: «Тогда у меня есть полугодовая овца». И Пророк (САВ) сказал: «Зарежь ее, после тебя она не будет дозволенной никому»».
    Со слов Анаса б. Мялика также передается, что он рассказал: «Пророк (САВ) сказал: «Кто зарежет до праздничной молитвы, тот зарежет для себя. А кто зарежет после нее, тот завершит обряд и исполнит сунну (традицию) мусульман»».
    Дней жертвоприношения три. Лучший из них — первый (10-й день месяца зу-ль-хиджа).
    Если человек взял на себя обязательство совершить жертвоприношение или, будучи бедным, купил жертвенное животное, но не принес ее в жертву в отведенные для этого дни, то в этом случае ему необходимо отдать его в подаяние живым, а богатому необходимо выплатить в качестве милостыни (садака) стоимостью овцы, независимо от того, куплено им жертвенное животное или нет.
    Если проведение праздничной молитвы откладывается на последующие дни, то разрешается приносить в жертву в эти дни до проведения молитвы, потому что она считается возмещением (када), а не исполненной своевременно.
    На паломниках не лежит обязанность совершения праздничной молитвы в день жертвоприношения, потому что в это время они заняты исполнением обрядов [хаджа]. Им разрешается совершать жертвоприношение после восхода солнца.

    Возраст жертвенных животных

    Как поступить с мясом жертвенного животного

    Расписание молитв г. Москва

    Сообщество Исторической мечети г. Москвы Вконтаке: Историческая мечеть Москвы Вконтакте

    Группа Исторической мечети в Одноклассниках: Историческая мечеть Москвы в Одноклассниках

    Внимание!

    • Имамы Мечети принимают прихожан по личным вопросам и для совершения обрядов (никях, имянаречение, принятие Ислама, поминальные молитвы и т.д.) ЕЖЕДНЕВНО! без предварительной записи! без выходных! с 10:30 до 19:00.
    • Пятничная молитва Джума-намаз в нашей мечети начинается в 12:40. Приезд на пятничную молитву на личном автотранспорте невозможен в связи с перекрытием ул. Б.Татарская.
    • История жертвоприношения.

      История появления Курбан-байрама уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом (в Библии — Авраам, мир ему), который почитается и иудеями, и христианами, и мусульманами. Как-то Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего старшего сына, Исмаила (мир им). Сон повторился и во второй, и в третий раз. После этого Ибрахим встретился со своим сыном и сказал ему: «Во сне мне был дан приказ принести тебя в жертву — Что ты думаешь об этом?», на что Исмаил ответил: «О отец мой, поступай так, как приказано тебе, и ты найдешь меня покорным, если то будет угодно Аллаху».
      Но в тот самый момент, когда Ибрахим занес нож, он услышал глас: «О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон?». Внезапно он увидел барашка, и ему было велено зарезать этого барана, поскольку Аллах не нуждается в человеческом жертвоприношении, но лишь испытывал силу веры своих возлюбленных пророков.
      Исходя из этой истории, мы можем сделать несколько важных выводов. Это событие являет собой пример высочайшей покорности воле Всевышнего. Аллах посрамил Иблиса (дьявола), который насмехался над людьми и заявлял, что они слабее его. Кроме того, важно понять, что Аллаху не нужны ни мясо, ни кровь жертвенных животных, ибо в обряде жертвоприношения нуждаются сами люди, поскольку они тратят свое имущество и время для того, чтобы приблизиться к Аллаху.
      Таким образом, этот обряд не был придуман исламом, он был канонически исполнен пророком, который признается тремя монотеистическими религиями.

      Обязательными условиями для совершения жертвоприношения являются следующие: исповедование ислама, постоянное проживание в какой-то местности во время дней праздника, наличие достатка, при котором обязательно выплачивается подаяние по случаю разговения (садака аль-фитр).

      Основой жертвоприношения является забой только определенных видов животных (овцы, козы, коровы, верблюды). Поэтому крайне нежелательно резать других животных или домашнюю птицу (курицу или петуха и т. д.) с намерением принести их в жертву в дни жертвоприношения, потому что это уподобление огнепоклонникам.

      Суждение о жертвоприношении

      Что и в каком количестве приносится в жертву

      От имени одного человека совершается жертвоприношение в размере одного барана, верблюда или корову разрешается приносить в жертву от имени семи человек. Со слов Джабира передается: «Посланник Аллаха велел каждым семерым из нас входить в долю при жертвоприношении верблюдов и коров» (согласованный хадис). А в другом варианте хадиса Пророк (САВ) сказал: «Каждые семь из вас пусть входят в долю при принесении в жертву верблюдов и коров» (Аль-Бухари).
      В канонических текстах нет указания на допустимость этого при жертвоприношении барана.
      Если доля одного из семерых будет меньше одной седьмой, то жертвоприношение не будет засчитано ни от кого из них.
      Мясо между вошедшими в долю делится по весу, даже если часть из них отказалась от своей доли в пользу других.
      Если среди входящих в долю будет иноверец или желающий получить мясо, а не совершить жертвоприношение, то жертва не будет засчитана ни от кого из них.

      Возраст овец, баранов и коз, предназначенных для жертвоприношения, должен составлять не менее года. Некоторых из них разрешается приносить в жертву в шестимесячном возрасте, когда они схожи по размеру с теми, кому год и более, но это является исключением. В благородном хадисе со слов Джабира говорится: «Посланник Аллаха сказал: «Режьте только то животное, которому пошел второй год, если это не будет для вас обременительно, в противном же случае режьте шестимесячного барашка»» (передан группой мухаддисов, кроме аль-Бухари и ат-Тирмизи).
      А со слов аль-Бара б. Азиба, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Мой дядя Абу Бурда совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, и Посланник Аллаха (САВ) ему сказал: «Овца твоя зарезана для мяса и не принимается как жертвенное животное». Тот взмолился: «О, Посланник Аллаха, у меня есть коза». Пророк (САВ) ответил: «Зарежь ее, но впредь она не допустима для жертвоприношения ни для кого после тебя». Затем сказал: «Кто зарежет до молитвы, тот зарежет для себя. А кто зарежет после нее, тот выполнит обряд жертвоприношения и совершит сунну мусульман»».
      Верблюды для жертвоприношения должны быть в возрасте пяти лет и старше, а коровы — не менее двух лет. Если принести в жертву животное младше по возрасту, то жертвоприношение будет недействительным, а если старше, то действительным, более того, такое будет лучше.

      Животные, разрешенные для жертвоприношения

      Разрешается приносить в жертву однорогое животное, не имеющее рога с рождения, а также потерявшее часть его вследствие перелома и т. д.
      Можно приносит в жертву кастрированное животное. Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что когда Пророк (САВ) совершал жертвоприношение, то купил двух больших тучных рогатых белых кастрированных баранов. И резал одного из них от своего имени и от имени своей семьи, а второго от имени своей уммы, от тех, кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что на Мухаммада возложено доведение пророческой миссии (Ибн Маджа).
      Также приносят в жертву бешеное животное, если эта болезнь не мешает ему пастись. В противном же случае жертвоприношение не дозволяется. Можно резать и тучное животное, которое больно паршой, если же оно худое — то нет, поскольку парша является дефектом в отношении мяса. Не разрешается для жертвоприношения слепое, одноглазое или худое, истощенное животное.
      Убейдулла б. Фируз сказал: «Как-то раз я спросил у Аль-Бара б. Азиба, каких животных не разрешается приносить в жертву. Тот сказал: «Однажды Пророк (САВ), встав среди нас, сказал: «Нельзя приносить в жертву четырех животных: явно одноглазого, явно больного, явно хромого и тощего»» (ан-Насаи, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
      Не разрешается приносить в жертву хромое животное, которое при ходьбе не опирается на больную ногу. Если же оно опирается на больную ногу, используя ее для перемещения, то разрешается.
      Не разрешается для жертвы и то животное, у которого отрезана большая часть уха или хвоста или потерявшее большую часть зрения.
      Не приносят в жертву животное, у которого отрезана большая часть ягодицы, а также беззубое. Не подходит для принесения в жертву животное, не имеющее ушей с рождения; животное, имеющее маленькие уши, достаточно для жертвоприношения, также животное с отрезанными сосками или у которого высохло молоко.
      Разрешается для жертвоприношения животное с косыми глазами, остриженное животное (после стрижки шерсти у овец). Однако таких животных приносить в жертву порицается (макрух).
      Если животное при покупке было здоровым, а потом заболело или у него появились недостатки, которые делают животное не пригодным для жертвоприношения, то купивший, если он состоятельный, обязан заменить его другим. Если же он беден, то достаточно и этого животного т. к. оно стало обязательным для него при покупке.

      В благородном хадисе со слов Салямы б. аль-Аква’ говорится, что «Пророк (САВ) сказал: «Пусть у того, кто приносит в жертву, не остается в доме ничего из ее мяса после третьего дня». На следующий год у Пророка (САВ) спросили: «Посланник Аллаха! В этот год нам следует поступить с мясом жертвенных животных так же, как в прошлом году?» Пророк (САВ) ответил: «Ешьте сами, кормите других и запасайте его. В тот год людям было тяжело, и я хотел, чтобы вы помогли им»».
      А в хадисе, приведенном у Муслима, говорится: «Людей, населяющих пустыни, которые присутствовали на празднике жертвоприношения во времена Пророка (САВ), постигла беда. И Пророк (САВ) сказал: «Запасайтесь мясом на три дня и раздавайте в качестве подаяния то, что останется». После этого на следующий год люди спросили: «О Посланник Аллаха! Люди раньше использовали мясо жертвенных животных не более трех дней». Пророк (САВ) сказал: «Я запрещал вам из-за бедствия, которое тогда случилось. Сейчас же ешьте, раздавайте как подаяние и запасайте»».
      Таким образом, в наше время мясо жертвенного животного можно хранить сколь угодно
      Приносящему в жертву желательно оставить для себя и своей семьи немного мяса жертвенного животного и накормить оставшейся частью других в качестве подаяния и дара.
      Желательно, чтобы подаяние составляло не менее трети от жертвы. И лучше треть мяса отдать в подаяние, треть использовать для угощения близких и друзей, а треть оставить про запас. Не порицается оставлять для себя все мясо жертвенного животного.
      Совершающий жертвоприношение за покойного поступает с ней так же, как и со своей жертвой, т. е. может какую-то часть из жертвенного мяса раздать, а что-то оставить для себя, посвятив награду покойному. Если же он выполняет завещание покойного, то все жертвенное мясо он обязан раздать.
      Несостоятельному человеку, имеющему кого-либо на иждивении, будет правильнее оставить все мясо себе.
      Можно отдать в качестве подаяния шкуру жертвенного животного или изготовить из нее подобие сита, сумки, бурдюка, скатерти или ведра или же обменять на то, что будет востребовано в домашнем хозяйстве, так как в этом случае оно заменит обмененную шкуру.
      Также желательно принести в качестве подаяния покрывало и украшения, которыми желательно украшать жертвенных животных.
      Если человек может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.
      Нельзя расплачиваться чем-либо из жертвенного животного с тем, кому было поручено совершить жертвоприношение, поскольку это подобно продаже. В хадисе говорится, что Пророк (САВ) сказал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, у того не будет жертвы».
      Также со слов Али б. Абу Талиба передается: «Посланник Аллаха (САВ) велел мне смотреть за его жертвенными животными и раздать в качестве пожертвования их мясо, шкуры и покрывала, которыми их накрывают, и ничего из этого забойщику не давать, сказав: «»Мы дадим ему от себя»» (согласованный хадис).
      Продажа мяса жертвенного животного с целью раздачи его стоимости в качестве подаяния (садаки) не разрешается.
      Мясом жертвенного животного нельзя выплачивать закят.
      Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман.

      Что следует говорить при жертвоприношении

      Приносящему в жертву при забое желательно произнести следующие слова: «Инна салЯтана ва манАсиканА ва мамАтана ва махьЯнА лиль-лЯхи раббиль- АлямИна ля шарИка лях. АллАхумма такаббаль хАзихиль-удхиййата мин. » (Поистине, молитва наша, обряды, жизнь и смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Него нет соучастника. О, Аллах! Прими эту жертву от. (здесь произносят имя человека, от которого она совершается).

      __________________________________________________ ________________________ ___

      Историческая мечеть Москвы в сети

      Ссылка на учетную запись Исторической мечети г. Москвы на Google+: Google+

      Москва просто задыхается без мечетей. Почему инцидент на Большой Татарской может повториться

      После того, как видео с инцидентом у Исторической мечети в Москве попало в Сеть, событие полунедельной давности оказалось в центре внимания. На нем видно, как верующие, что называется, отбили у полицейских задержанного.

      Сначала ролик подхватили «болотные» оппозиционеры. Для них случившееся стало поводом попенять на органы. Добиться освобождения задержанных единомышленников они никогда не могли. В результате ОМОНовцы предстали в очень неприглядном свете, а дело приобрело политический оттенок.

      У мечети на Большой Татарской в Москве

      Возможно, именно это и спровоцировало скандал. Не попади ролик в Сеть и, более того, не заметь его критики власти, скорее всего, инцидент на Большой Татарской не получил бы продолжения.

      В итоге отреагировали в верхах. В прессе пишут, что руководство московской полиции устроило подчиненным «разбор полетов». Возможно, будут приняты какие-то меры в отношении того, кто дал слабину. А мусульманам случившееся грозит серьезным усилением органов правопорядка в предстоящий в субботу праздничный намаз.

      Подключились и национал-радикалы. Они вновь подняли шум о засилье приезжих, кавказцев, азиатов и вообще мусульман, в «русской» столице.

      Версий произошедшего, естественно, много. Все они сводятся к двум основным: виноваты полицейские, виноваты молящиеся. Пишут, что некие приехавшие на намаз на дорогой иномарке с «блатными» номерами кавказцы сбили ОМОНовца, после чего водителя уволокли в автозак, где избили. Это вызвало негодование находившихся рядом мусульман, которые принялись протестовать и, в конце концов, добились освобождения единоверца.

      Я сам часто посещаю мечеть на Большой Татарской для совершения джума-намаза. Точнее, не мечеть, а двор, а с некоторых пор — проезжую часть в сотне метров от нее. Там собирается несколько тысяч человек. Естественно, все они в крохотном доме Аллаха не помещаются.

      Число прихожан растет год от года. Не удивлюсь, если через некоторое время молящиеся займут все пространство от мечети до ближайшей набережной и метро Новокузнецкая. Кстати, оттуда через мост до Кремля рукой подать.

      В ту пятницу я был в другом месте. Но случившееся меня ничуть не удивило. Какие бы не были формальные причины инцидента, очевидно, что в основе его – абсолютно ненормальная ситуация с мечетями в Москве.

      Три крохотных мечети на такой огромный город – это не просто очень мало, это практически ничего. Необходимость открытия новых не просто созрела, она десять раз перезрела. Если и дальше оставлять все, как есть, и не урегулировать ситуацию в комплексе, то город рискует регулярно получать конфликты силовиков и молящихся.

      Тут нет ничего удивительного. Дело не в религии, какой-то агрессивности мусульман или не умении работать с ними полицейских. Дело в ужасных, просто кошмарных, и унизительных условиях для молитвы. Все стороны, как говорится, на взводе. Достаточно любой искры, нездоровой эмоции, мелкой провокации, неосторожного слова или случайного действия, чтобы вспыхнул конфликт.

      Ненормально, когда люди в толкучке вынуждены совершать поклонение в лужах рядом с проезжающими автомобилями. При этом мусульманин может оказаться от мечети так далеко, что даже не услышит имама и даже призыв на молитву.

      У мечети на Большой Татарской в Москве

      То, что мы имеем сегодня с мечетями в Москве, — это издевательство не только над верующими, но и над сотрудниками органов, которые вынуждены работать в тяжелейших условиях. Не удивительно, что некоторые срываются. Люди с обоих сторон доведены до состояния близкого к отчаянию.

      Кстати, по своему опыту скажу: пока еще в целом и полиция, и мусульмане по пятницам на Большой Татарской проявляют просто чудеса выдержки. Я не раз удивлялся корректности. Давно могло бы быть гораздо хуже. Надо отдать должное всем – и молящимся, и сотрудникам.

      Мусульмане вообще рады любому проявлению заботы. Помню, с каким воодушевлением и искренней благодарностью восприняли они перекрытие проезжей части. (Это почему-то делают не всегда). И грустно, и смешно!

      Люди уже ничего особого не ждут и ни на что не надеются. Они рады даже такому вниманию к их нуждам – не строительству мечети, не созданию человеческих условий для намаза (по крайней мере, крыши над головой и ковра), а просто возможности пять минут помолится в пыли. Довольны тем, что во время поклонения Богу их не задавят!

      К слову, с недавних пор территория офисного центра, прилегающего к мечети, от верующих избавлена. Ее охраняют те же сотрудники, которые поддерживают порядок во время молитвы. Именно в результате этого толпа с недавних пор переполнила Большую Татарскую. Ранее значительная часть людей располагалась во дворе делового комплекса, что, конечно, не нравилось его владельцам. Это мешало работе и сбивало цену на «золотые» квадратные метры.

      У меня ни к кому тут никаких претензий нет, но де-факто проблему сотрудников офисов решили за счет дороги и жителей района. Про мусульман, вообще не говорю. Они спокойно переместились из дворика на проезжую часть.

      То, что произошло в пятницу, — это первый случай такого рода. Если не разгрузить мечети, а просто усилить полицию вокруг них – т.е. надавить на мусульман, чтоб больше «не смели бузить» — то новые происшествия, скорее всего, не заставят себя долго ждать.

      Москва просто задыхается без мечетей. Нужно еще как минимум 3-4 больших и просторных дома Аллаха. Верующие хотят элементарных условий для молитвы, не более. Уверен, что такие, массовые конфликты на бытовой почве не нужны и власти.

      Я не понимаю, почему мечети не построят в рамках масштабного проекта «200 храмов». Расширения одного комплекса на Проспекте Мира мало. Это очень важно, но всех сегодня он уже не вместит. Необходимы новые мечети в новых районах столицы. Только тогда и верующие, и жители города, и власть будут избавлены от кучи проблем.

      Праздничная проповедь и богослужение пройдут с 07.00 до 08.00 и будут транслироваться в записи в эфире канала «Россия 1» 4 июня с 09.00 .

      Запись обращения муфтия шейха Равиля Гайнутдина перед богослужением начнется 4 июня в 06.10 в Московской Соборной мечети.

      Сбор и организованный проход журналистов в здание резиденции строго c 5.00 до 06.00 со стороны Олимпийского проспекта на пересечении с улицей Дурова, по выделенному «коридору» по публикуемой схеме, вход в центральную дверь мечети (напротив входа в административное здание) — строго по спискам аккредитации и по предъявлению служебных документов (информация о документах корреспондентов и на съемочную аппаратуру должна быть в заявке на аккредитацию).

      После записи праздничного обращения муфтия группы журналистов организованно пройдут в молельный зал и на прилегающие площадки. Убедительная просьба во время молитвы не передвигаться, снимать только с выбранных точек! Возможна аккредитация нескольких съемочных групп для одновременной съемки внутри мечети и на улице.

      В связи с масштабными строительно-реконструкционными работами на прилегающих к мечети территориях СК «Олимпийский необходимо самостоятельно решить вопрос с размещением передвижных трансляторов («тарелки»).

      Использование квадрокоптеров только по согласованию с городскими службами и при наличии соответствующих документов.

      Электронная форма аккредитации: https://mihrab.ru/uraza_accreditation/ Строго заполнить все поля!

      Аккредитация до 3 июня строго до 19.00.

      ВНИМАНИЕ: Парковка на прилегающих улицах платная!

      Справки и дополнительная информация по вопросам аккредитации по телефону 8 (916) 906-69-45 (Диляра Багаутдинова, специалист отдела по взаимодействию со СМИ).

      Телефон руководителя пресс-службы СМР и ДУМ РФ Гульнур Газиевой 8 (903) 622-83-73 .

      На официальных сайтах Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман РФ и ДУМ Москвы будет проводиться онлайн-трансляция из Московской Соборной мечети.

      Мечети и дополнительные площадки:

      Московская Соборная мечеть (м. «Проспект мира», Выползов пер. д.7). Открытие молельного зала — в 3.30 утра. Начало праздничной молитвы — в 07.00

      Историческая мечеть (м. «Новокузнецкая», «Третьяковская», Большая Татарская ул. д.28, стр. 1). Начало праздничной молитвы — в 08.00

      Мемориальная мечеть «Шухада» на Поклонной горе (ул. Минская, д.2Б). Начало праздничной молитвы в 6.30

      Правительство Москвы предоставляет две специальные площадки для совершения праздничной молитвы Ураза-байрам:

      1. Шатер Ландшафтный парк Южное Бутово (м. «Бунинская аллея», Ландшафтный парк со стороны улицы Кадырова). Молитву организует МРОМ «Милость». Начало — в 07.00.
      2. Парк «Братеево» (м. «Борисово», Борисовские пруды, д. 31). Молитву организует МРОМ «Кяусар». Начало молитвы — в 6.30.
      Кроме того, Духовное управление мусульман Московской области совместно с правительством Московской области предоставляет 39 площадок для совершения праздничной молитвы Ураза-байрам. Начало — в 08.00. Подробно с адресами площадок можно ознакомиться на официальном сайте ДУМ МО — www.dummo.ru.

      Официальный сайт Московской соборной мечети (с) 2019

      Оставьте свои контакты,
      и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

      Курбан-байрам своими глазами: Историческая мечеть обошла Соборную

      Москве необходимо больше мест поклонения для мусульман

      12.09.2019 в 16:55, просмотров: 5668

      В понедельник весь исламский мир отметил один из своих главных праздников Курбан-байрам. Как организаторы справились с проведением религиозного мероприятия, мы проверили на собственном опыте, посетив Соборную и Историческую мечети столицы.

      К сожалению, организация столь значимого события возле Соборной мечети вновь подкачала. Толпы народа, давка, грязь.

      Из положительного: в этот раз на кольцевой станции метро «Проспект Мира» на выход работали не два эскалатора, а три. При этом, благодаря тому, что праздничный намаз начинался в 8 утра, многие успели приехать заранее, избежав давки, которая создалась примерно за час до молитвы. Правда, полицейские делали все возможное для того, чтобы избежать столпотворения. Например, при прохождении металлоискателей силовики разрешили людям не выкладывать содержимое карманов на стол, а держать все предметы в руках.

      12 сентября было гораздо больше конных полицейских, нежели 5 июля, и вновь никто не убирал лошадиные экскременты, валившиеся под ноги мусульман. Урн для мусора тоже не оказалось, а от биотуалетов по-прежнему сильно пахло.

      Также удивило отношение волонтеров к женщинам, пытавшимся пройти в сторону мечети. Тех, кто говорил, что хочет попасть на работу, не делая крюк в несколько километров, не пускали под предлогом исламских обычаев, зато молодых девушек и старух, просящих милостыню по дороге к месту поклонения, было в избытке.

      Можно подумать, что организовывать мусульманские праздники как-то иначе в Москве просто невозможно, особенно, если учесть, что участники молебна у стен Соборной мечети ни на что не жалуются, по крайней мере публично.

      Однако в то же самое время верующие собирались рядом с Исторической мечетью на Новокузнецкой. И там не было никакой давки — ни в метро, ни возле мечети. Прихожане без лишнего шума и суеты выстраивались в аккуратные очереди возле рамок и сразу после проверки занимали приглянувшееся место. И это при том, что безопасность в центре Москвы обеспечивали не вооруженные до зубов ОМОНовцы, как это было на Проспекте Мира, а простые полицейские.

      Конечно, женщин и тут никто не пропускал за ограждение, где собирались молиться мужчины, но один из тротуаров Большой Татарской улицы был свободен для прохода всех пешеходов, чем неоднократно пользовались девушки на каблуках и в коротких юбках. И никого это не смущало. Вместе с тем ни один попрошайка не проник за ограждение к молящимся.

      Возможно, секрет порядка заключался в работе сотрудников Исторической мечети, которые, в отличие от своих коллег из Соборной, постоянно следили за порядком. Они были настолько активны, что полицейским оставалось только стоять возле забора. В результате, когда все разошлись, ничто не напоминало о том, что час назад здесь собирались несколько тысяч мусульман.

      Местные жители оценили покладистость верующих на Новокузнецкой. Никто из 20 опрошенных корреспондентом «МК» студентов и студенток колледжа, расположенного возле Исторической мечети, не высказался против празднования Курбан-байрама, также никто не сказал, что его пугают мигранты или ислам.

      «Эта мечеть построена еще в начале XIX века. Здесь каждую пятницу такое столпотворение, но мы никого не гоним. Должны же мусульмане где-то молиться, мы давно к ним привыкли», — объясняет «МК» пенсионерка Екатерина Петровна, которая последние 30 лет прожила на Новокузнецкой. Ее подруга Светлана Николаевна пошла еще дальше: «Какие-то неудобства нам, конечно, доставляют, машины проехать не могут, нам обходить приходится и так далее. Просто надо строить еще мечети, тогда и столпотворения такого не будет».

      Может показаться, что сравнивать Соборную и Историческую мечети некорректно, так как возле первой собрались около 100 тысяч человек, а у второй смогли разместиться максимум 10 тысяч. Но явно стоит прислушаться к совету москвички с Новокузнецкой.

      МЕЖДУ ТЕМ

      Жители Челябинска испытали проблемы с передвижением по городу из-за празднования Курбан-байрама. Как сообщила «МК» пресс-секретарь управления транспорта города Челябинска Валентина Богомазова, в утренний час пик не вышли на работу около 20 процентов водителей маршруток. Сигналы о плохой работе транспорта стали поступать в мэрию от горожан. Правда, к 12 часам ситуация полностью нормализовалась. Как рассказала Валентина Богомазова, прошлогодний Курбан-байрам стал для города еще более серьезным испытанием. Тогда город остался без 40 процентов пассажирских перевозчиков. После мониторинга ситуации в вечерний час пик с 17 до 20 часов Управление транспорта сделает выводы о том, как предотвратить подобные явления в следующем году. Самый реальный метод — это отзыв лицензий у перевозчиков по причине нарушения договора.

      Читайте так же:  Мечеть су