Мечеть волгоградской области

Участникам празднования Ураза-байрама в Волгоградской области не хватило мест в мечетях

В праздновании Ураза-байрам сегодня участвовало не менее 10 тысяч мусульман (число уточнено — прим. «Кавказского узла») проживающих и приехавших в Волгоградскую область к родственникам или на сезонную работу, заявил управляющий делами муфтията региона Андрей Кириленко. Этот день принято проводить с родственниками и друзьями, прощать все обиды, рассказали мусульмане региона.

Как писал «Кавказский узел», первый день поста священного для мусульман месяца Рамадана в этом году выпал на 6 мая, а празднование Ураза-байрама на 4-6 июня. Мусульмане юга России готовились к этому празднику заранее.

Рамадан — девятый месяц мусульманского лунного календаря. Во время положенного в этот месяц поста мусульмане должны воздерживаться от пищи и питья в течение светового дня. Завершается Рамадан праздником разговения Ид аль-фитр или Ураза-байрам, который длится три дня. В «Справочнике» «Кавказского узла» размещены справки о Рамадане и Ураза-байраме.

Праздничные мероприятия в честь Ураза-байрама сегодня прошли во всех мечетях Волгоградской области, которые не смогли вместить всех желающих мусульман, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» управляющий делами Волгоградского муфтията Андрей Кириленко. «Думаю, нехватка мест в мечетях и молельных домах области во время этого праздника повсеместная. Но есть много свободного места во дворах мечетей. Так что все могут принять участие в праздновании Ураза-байрама», — сказал Кириленко.

По его информации, в Волгограде насчитывается не менее пяти тысяч мусульман, для которых в областном центре расположены две мечети и молельный дом. В городе Волжском – одна мечеть, а по районам области – 45 мечетей и молельных домов, рассказал Кириленко. «В области сейчас насчитывается не менее 200 тысяч мусульман. Хотя по Всероссийской переписи населения 2010 года в крае проживало 128 тысяч человек, исповедующих ислам», — отметил управляющий делами областного муфтията, добавив, что около 70 тысяч мусульман могут быть приезжими сезонными рабочими и родственниками жителей региона, приехавшими в гости. По словам Кириленко, в праздновании Ураза-байрама в регионе сегодня приняли участие все находящиеся в области мусульмане*. Также управляющий делами регионального муфтията отметил, что число празднующих Ураза-байрам каждый год растет примерно на треть.

*Дополнение «Кавказского узла» от 22.30 мск 4 июня: В праздновании Ураза-байрам в мечетях и молельных домах сегодня участвовали не менее 10 тысяч мусульман Все верующие не могут поместиться в мечетях Волгоградской области, многие ограничились празднованием в домашнем кругу, пояснил Кириленко.

Исламский культурный центр в городе Волжском вмещает одну тысячу верующих, но сегодня на празднование Ураза-байрама, по словам Кириленко, пришло втрое больше мусульман. Для обеспечения мер безопасности в помощь полиции были выделены дружинники из членов религиозной общины города. Они проводили осмотр людей, входящих на территорию мечети. Общая молитва началась в 8.30 по местному времени (7.30 мск), сообщил корреспондент «Кавказского узла», побывавший в исламском центре Волжского. «Обычно празднование начинается через полчаса — час после восхода солнца», — пояснил Андрей Кириленко.

Мечеть в Волжском не смогла вместить всех мусульман, поэтому большая их часть молилась и слушала проповеди во дворе мечети. Участники празднования – мужчины и мальчики — уложили во дворе линолеум, поверх которого расстелили ковры, принесенные из дома. Верующие были доброжелательны: поздравляли друг друга с праздником, просили простить старые обиды, приглашали к себе в гости. Слова молитвы, произносимые священнослужителем в мечети, звучали во дворе через динамики, передал корреспондент «Кавказского узла» с места событий.

Молитва и проповедь закончились в 9.30 по местному времени (8.30 мск), после чего люди стали расходиться. К накрытому в мечети столу подошли около 20 человек. К мечети подъехала машина хлебозавода, и верующим стали раздавать хлеб бесплатно, рассказал корреспондент «Кавказского узла».

Праздничный намаз в мечети в Ворошиловском районе Волгограда, расположенной в частном секторе, также прошел сегодня при большом скоплении верующих. Часть из них расположилась напротив мечети на улице Поворинской. На близлежащей автомобильной дороге образовались пробки, за ситуацией следили сотрудники ГИБДД. Верующие, приехавшие в мечеть, оставляли свои автомобили у частных домов, сообщает корреспондент «Кавказского узла» с места событий.

Мусульмане Волгограда пожаловались на нехватку мест и проблемы с парковкой

В Волгограде всего две мечети – в Кировском и Ворошиловском районах, все люди не помещаются, отметил волгоградец Наиль.

«Эта мечеть (в Ворошиловском районе. — Прим. «Кавказского узла») рассчитана на 1200-1500 человек. Мы не разрешали ставить машины рядом с мечетью. Здесь огромное количество людей, мы рассчитываем на понимание. Полиции я не видел, видел сотрудников ГИБДД. Жители настроены к нам миролюбиво, они выходили с утра, смотрели. Сегодня верующие сидели перед мечетью, но это бывает только два раза в год на праздничный намаз», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Акбар, представившийся как активист, вызвавшийся следить за порядком во время праздничных мероприятий.

Акбар предположил, что намаз сегодня посетили 4-5 тысяч человек. «Были заполнены два этажа, плюс подвал и территория перед мечетью», — отметил он.

О том, что опоздала сегодня на намаз, потому что отводила внучку в садик, рассказала жительница Волгограда Фарюзя. «Я живу в районе ТЮЗа, по национальности татарка. Мечетей очень не хватает, я думаю, они нужны в каждом районе, потому что такое количество людей невозможно уместить, у нас очень много мусульман», — рассказала женщина.

«Мы сегодня были в женском отделении на втором этаже, там мест хватает. Но у мужчин было очень много народу», — заявила посетившая намаз вместе со своем пожилой родственницей Римма.

Она отметила, что приехала на маршрутке и у нее не возникло проблем с парковкой.

«Сегодня было очень хорошо видно, что мечетей не хватает. Если по городу будет несколько равномерно распределенных мечетей, будет намного лучше. Транспортные проблемы также возникают из-за того, что реально не хватает мечетей, много верующих. Здесь за углом живут мои родственники, им не очень нравится, что под окнами ставят машины. Парковка перед мечетью в праздники заполнена верующими», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» посетивший праздничный намаз Владимир Кругляков.

Люди едут в мечеть Ворошиловского района с Тракторного, Красноармейского, Советского, отметил раздававший мусульманскую газету Хусейн. «Надо, чтобы в каждом районе было по мечети. Сегодня люди располагались на улице, было, наверное, более двух тысяч на улице. Парковок нет, как-то перебиваются и ставят машины у дороги. Хорошо, местные жители навстречу идут, проявляют терпение и разрешают парковать машины у своих домов», — пояснил Хусейн.

«Людей много, мечетей мало, начали молиться на улице. Так на праздники и по пятницам. В плохую погоду люди терпят. Если ставить машину рядом с калитками, то местные жители могут и ругаться», — рассказал приехавший в мечеть студент Амир.

Местные жители терпимо относятся к верующим, заявила жительница соседней с мечетью улицы, представившаяся как Нина Александровна. «Я сама православная, и мы, бывает, всем миром храмы строим. Надо уважать любую религию», — подчеркнула она, отметив, что у ее забора мусульмане часто оставляют машины, но она с этим смирилась.

После праздничного намаза перед мечетью развернулась ярмарка, где можно было приобрести халяльные продукты, книги, сувениры с исламской тематикой, ковры и другие принадлежности, сообщает корреспондент «Кавказского узла».

В Волгоградской области нет ни одной соборной мечети, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» муфтий Центрального духовного управления мусульман Волгоградской области Бата Кифах Мохамад. «В Волгограде мечети перестроены из частных домов. Конечно, люди в них не помещаются. В Волжском положение лучше, сейчас на территории исламского духовного центра мы начали реконструировать здание, которое будет соборной мечетью. Трудно сказать, когда она откроется. Как пожертвования есть – она строится, пожертвования кончаются – стройка останавливается», — пояснил он.

Читайте так же:  Мечеть и церковь аллея дружбы

Верующие рассказали о традициях празднования Ураза-байрама

Основная часть мусульман после молитвы расходится по домам или идут в гости к родственникам, заявил Андрей Кириленко. «Мы накрыли стол, но основная часть мусульман ушла праздновать к себе домой или пошли в гости к родственникам и друзьям. Многие в районах области после праздничного обеда, скорее всего, займутся полевыми работами. Это вполне нормально. Хотя, конечно, желательно этот день посвятить родственникам и друзьям», — рассказал управляющий делами муфтията региона.

В Ураза-байрам каждый у себя дома накрывает стол, ждет гостей, рассказал Бата Кифах Мохамад. «Никогда не знаешь, кто придет. Стараемся увидеть тех, кого давно не видели. Праздник длится три дня. Сегодня в мечетях были праздничные молитвы и проповеди – наставления мусульман», — пояснил он.

В день Ураза-байрама принято принимать гостей и родственников в гости. «Укрепляем родственные связи. Сегодня приезжают дальние родственники из Палласовского района (Волгоградской области). Будем вместе праздновать, вспоминать предков, чествовать стариков», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» молодой человек, назвавший себя Магометом.

«Ураза-байрам — самый светлый праздник для нас, мусульман. Мы готовимся к нему заранее. Настраиваем себя на позитивный лад. Прощаем обиды, сами просим прощения. Иногда это не так просто. Надо уметь прощать. Да и просить прощения нелегко бывает», — добавил другой участник празднования Хамзат.

«Мы поедем на кладбище с моей тетей, она почитает молитву над нашими усопшими. Кто-то останется дома, накроет стол, мы приедем и будем радоваться», — подчеркнула жительница Волгограда Фарюзя.

Автор: Вячеслав Ященко, Татьяна Филимонова; источник: корреспонденты «Кавказского узла»

«Мечети охраняют себя сами», — муфтий Волгоградской области

Пару недель назад Волгоградскую область впервые посетил с визитом муфтий ЦДУМ России Талгат Таджуддин, подарил Коран губернатору Анатолию Бровко и побывал на празднике в честь 250-летия мечети в Малых Чапурниках. Большие мечети собираются строить в Волгограде и Волжском. А в Волгоградском педуниверситете откроется отделение, где будут готовить кадры по преподаванию основ религий в школах. С чем связана активизация ислама в Волгограде? Как удается предотвращать распространение в регионе радикальных экстремистских учений? Об этом и о многом другом – интервью с муфтием регионального духовного управления мусульман Ильясом-хазратом Биктемировым.

Муэдзин и Майкл Джексон

– Сейчас говорят о возрождении православия в России. А наблюдаете ли вы возрождение ислама?


– Конечно! Хорошо, что люди обратились к традиционным религиям: к православию, исламу. Поняли, что бездуховность приводит к распространению преступности, наркомании, к пустоте душевной. Когда я три года назад начал проводить службы в мечети на Дар-горе, там для всех прихожан хватало одного помещения. А в этом году на пятничную проповедь приходит около 1000 человек: все три этажа мечети заполнены, порой ковры приходится выносить на улицу и там проводить службу. Курбан-байрам мне пришлось организовать в две смены. Поэтому возникла необходимость строить мечети в Волгограде и Волжском. В Волжском планируется построить мечеть с четырьмя минаретами рядом с вокзалом: она рассчитана на 1000 человек. В Волгограде нам отвели участок земли на ул. Землячки, 14. Там будет большая соборная мечеть, в которой в праздники разместятся до 4000 человек.

– Как только «АиФ» первым написал про мечеть в Волжском, нам начали звонить жители города-спутника и спрашивать: будет ли там с утра петь муэдзин? Или призыв с минарета на молитву разрешён законом только в мусульманских странах?


– Нет, по закону и у нас всё это разрешается. В Казани, в Уфе, в Дагестане муэдзины зовут людей, как в Саудовской Аравии. Если мы выберем хорошего человека с красивым голосом, этот призыв будет слушать даже приятно. Есть люди, которые приняли ислам под впечатлением от пения муэдзина. Как Майкл Джексон во время его поездки в Египет. В исламе поп-певец принял имя Микаэль. И даже завещал похоронить его по мусульманскому обычаю, но я не уверен, что родственники исполнили эту просьбу Джексона. Никто же не возражает против колокольного звона церквей, почему против муэдзина будут возражать?
– Да, но церковные колокола не бьют в пять утра с рассветом солнца…
– Хорошо. Мы не будем людей беспокоить в Волгограде и Волжском. Пусть муэдзин зовёт на молитву только в полдень.

Ислам на личном примере

– Говорят, в Волгоградской области нет приверженцев экстремистских мусульманских учений. Как удаётся сдерживать проникновение в регион экстремистов и радикальных идей? Сотрудничаете ли вы в этой сфере с ФСБ?


– Только проповедями. Когда ко мне подходили несколько раз по этому вопросу люди из органов, я отвечал: «Как духовный лидер я не должен сотрудничать с ФСБ или другими правоохранительными организациями. Иначе потеряю авторитет». У меня задача другая: профилактика. Лучше лечить людей духовно, чем гоняться за ними с пистолетом. Всех всё равно не поймаешь. Когда я учился в медресе, нам преподаватель говорил: «Не вступайте в споры с агрессивно настроенными людьми. Только проповедями, цитатами из Корана и личным примером вы можете показывать правильный ислам». Надо, чтобы человек понял, что агрессивные действия и намерения противоречат исламу. Веру нельзя навязать. К вере человека можно привести только личным примером и словами убеждения.

– В ответ на теракты экстремистов, объявивших джихад всем, кто верит во что-то иное, растёт волна ксенофобии и страха перед иноверцами в обществе. В Швейцарии провели народный референдум и по итогам голосования запретили строить мечети. В Волжском подожгли две церкви, баптистскую и евангелистскую. Не боитесь, что ваша инициатива по постройке больших мечетей в области может натолкнуться на яростное сопротивление?


– Не боюсь. Есть такая притча: один йеменский падишах задумал разрушить священную Каабу. Потому что он выстроил красивую мечеть у себя и хотел, чтобы паломники шли потоком именно в его город. Падишах нанял войско с боевыми слонами и вышел в поход. В пути он захватил стадо верблюдов. Пастух пришёл к нему и потребовал: «Отдай верблюдов! Мне их люди доверили». Падишах усмехнулся: «Я думал, ты смельчак: пришёл уговаривать меня не разрушать Каабу. А ты всё про верблюдов».

Пастух ответил: «Я не беспокоюсь за Каабу. Кааба сама себя защитит». Для мусульман мечеть – это не только место поклонения Всевышнему. Это средство спасения всех людей, живущих в районе или в деревне, где стоит мечеть, от божьего гнева. Даже если в том месте есть грешники, кара небесная падёт на них, а не на населённый пункт.

– Значит, на Гаити просто не было мечетей?

Да, там не было мечетей. Хотя землетрясения не разбирают религий, страдают и невинные люди. Но мы верим, что невинных Всевышний потом возродит. Людям следует воспринять все бедствия как искупление и испытание и постараться выдержать их мужественно.

Многоженство – не для всех

– Недавно президент Медведев встречался с лидерами политических партий. Обсуждали демографическую проблему России. Жириновский опять предложил ввести в стране многожёнство. По его мнению, это единственный путь для повышения рождаемости в стране. Вы согласны?

– Ислам позволяет многожёнство. Хотя в своё время арабы, у которых было по сотне жён, очень возмущались ограничениями иметь до четырёх жён, которые ввёл пророк Мухаммад. При этом пророк вообще-то рекомендовал большинству иметь одну жену. Поскольку относиться справедливо и непредвзято к четырём разным женщинам очень сложно. Думаю, этот путь, многожёнство, подходит не для каждого. Даже если материальное положение позволяет купить каждой жене квартиру в разных районах города.

Волгоград ждет туристов из стран исламского мира

«Молись, душа, не унывай»

Важно заметить, что игрокам и болельщикам из мусульманских стран повезло с календарем мундиаля: турнир начнется 14 июня, а в этот день предположительно завершится священный месяц Рамадан. Следовательно, во время футбольного праздника адептам ислама не придется отказывать себе в воде и пище – для гостей жаркого Волгограда это особенно важно.

Однако никто не отменял обязательную пятикратную молитву, которую ежедневно должен совершать каждый дееспособный мусульманин. В российском законодательстве нет пунктов, которые запрещали бы молиться даже в общественных местах, однако делать это по определению лучше в более спокойной обстановке.

Но если в арабских странах мечеть находится буквально на каждом шагу, то в России (за исключением Дагестана и Чечни) с этим дела обстоят сложнее. Наверняка туристам-мусульманам придется для каждой молитвы возвращаться в свои гостиничные номера либо идти в специально предназначенные для этого места. В Волгограде две мечети.

Первая – соборная, в Ворошиловском районе, она может вместить более тысячи человек. Вторая – в Кировском. Причем в храмах можно не только совершить намаз или, скажем, почитать религиозную литературу, но и приобрести множество товаров, в том числе и халяльные продукты.

По пятницам, когда все мужчины-мусульмане идут на обязательную коллективную молитву, возле соборной мечети собираются торговцы, продающие буквально все – от еды до исламской одежды и духов. Во дворе мечети Кировского района есть магазин, который также открывается по пятницам.

В Волгограде работает и офис местного Союза мусульман на ул. Землячки. В небольшом помещении тоже есть условия для совершения молитвы. Все перечисленные заведения посещают мусульмане суннитского толка – именно этого направления придерживается подавляющее большинство тунисцев, саудитов и египтян, которые к нам приедут. Впрочем, среди жителей страны фараонов есть и христиане.

В поисках пропитания

Читайте так же:  Мечеть в отрадном на карте

Еще один важнейший для мусульман момент – это халяльное мясо. Даже баранина, говядина или курица не всегда могут быть дозволены.

Халяльным, то есть в переводе с арабского разрешенным, считается лишь мясо животного, умерщвленного по определенным правилам.

Во-первых, оно должно быть заколото. Курица, убитая током (классический способ на современных предприятиях), на столе мусульманина вряд ли окажется. Это же касается и коровы, которую умертвили ударом обуха топора по голове – крайне распространенный метод среди фермеров.

Во-вторых, при закалывании животного обязательно должны быть произнесены определенные слова. На арабском принято говорить «Бисмиллях», то есть «с именем Аллаха». Допустимы любые синонимы: «с именем Бога», «во имя Бога», «с именем Всевышнего».

При этом неважно, орудует ножом мусульманин или человек, исповедующий другую религию. Только при соблюдении этих двух условий мясо считается для мусульманина дозволенным.

И возникают закономерные вопросы: где же болельщикам из арабских стран найти такой продукт в Волгограде и, собственно, убедиться в том, что перед ними действительно халяль? На второй, пожалуй, ответа нет – если не резал животное сам, то стопроцентной гарантии тебе никто не даст. Остается только верить.

А что касается мест торговли халяльным мясом, то их в Волгограде несколько. Во-первых, рядом с названной выше резиденцией Союза мусульман есть небольшой магазин. Помимо прочего, в нем продаются халяльные куры, а также другие мясные продукты: колбаса, сосиски и т.д.

Неподалеку, на оптовой базе, в народе именуемой «Жигулевской», есть склад халяльной продукции, привозимой из Дагестана, Чечни и Кабардино-Балкарии.

Кроме того, в одном из универсамов на ул. 8?й Воздушной Армии есть мясная лавка. Аналогичная функционирует и на сельскохозяйственной ярмарке в Жилгородке, а также на 7?й Гвардейской, недалеко от троллейбусной остановки.

«У нас уже все готово»

Однако туристам, как правило, не хочется обременять себя возней на кухне, поэтому больше интереса они проявят к заведениям общепита, а не к мясным лавкам.

А здесь ситуация еще сложнее: халяльных кафе в Волгограде очень мало. Если обратиться к популярному исламскому поисковику, то найдем всего два заведения. Это чайхана в Дзержинском районе и кафе в центре города.

Других геоданных поисковик не выдает. Причем «халяльность» второго из названных заведений вызывает определенные сомнения: даже соответствующей вывески на его дверях вы не найдете.

Схожая ситуация и с двумя ресторанами, расположенными в Центральном и Ворошиловском районах, хоть и владельцы их – азербайджанцы.

Зато есть где спасаться от голода любителям перекусить на бегу: в Жилгородке, например, недавно открылось халяльное бистро.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод: комфортнее всего болельщикам из арабского мира будет в Дзержинском районе Волгограда, а именно в микрорайоне Семь Ветров и Жилгородке.

До стадиона не так уж и далеко, однако все удобства в мусульманском понимании у тунисцев, египтян и саудитов будут буквально под рукой.

Ну и вероятность пересечений с англичанами, обеспокоенными «пивными» вопросами, сведется к минимуму: наибольшая концентрация питейных заведений в Волгограде именно в центре, куда наверняка и стекутся фанаты с родины футбола.

Памятка для иностранных болельщиков: где в Волгограде находятся мечети

  • Общественный транспорт накануне ЧМ-2018 «заговорит» на иностранном языке в Волгограде (13.06.2018 08:00)
  • В клипе на официальный гимн к ЧМ-2018 показали достопримечательности Волгограда (11.06.2018 16:45)
  • Волонтеры ЧМ-2018 получают в Волгограде новое обмундирование (11.06.2018 12:09)
  • Ногти в цвет флагов национальных сборных: волгоградки готовятся к ЧМ-2018 (10.06.2018 14:35)
  • «Блокнот Волгограда» публикует топ-5 гастрономических особенностей Волгограда для иностранных болельщиков ЧМ-2018 (09.06.2018 16:54)

Всего на территории города-героя находятся три места для совершения намаза: соборная мечеть — в Ворошиловском районе, которая вмещает больше тысячи человек, мечеть — в Кировском районе и офис местного Союза мусульман в Дзержинском районе.

8 стран участниц примут участие в ЧМ-2018 по футболу на стадионе «Волгоград Арена».
Из них — 3 страны мусульманские: Тунис, Саудовская Аравия и Египет.

Сейчас к концу подходит один из важных периодов для мусульман — Рамадан. Это время строгого поста — с утра и до захода солнца мусульмане не принимают пищу и не пьют воды.

И вот 15 июня пост закончится, накануне игры одной из мусульманских сборных — Туниса. На следующий день тысячи иностранных болельщиков будут отмечать Ураза-Байрам, во время которого должны читать намаз в мечетях.

«Блокнот Волгограда» публикует адреса местонахождения мечетей и специальных мест для намаза.

Мечеть в Ворошиловском районе находится по адресу: Поворинская, №122, добраться до нее можно на автобусах №2, №95 от самого стадиона «Волгоград Арена» и до остановки «Кинотеатр «Мир», далее, следуя указателям на «Яндекс. Карты», повернуть налево и немного пройти до мечети.

Фото: polit.ru

Мечеть в Кировском районе находится на Лавровой 16, до которой можно быстро добраться также на автобусных маршрутах №2, №95 от стадиона «Волгоград Арена» и маршрутных такси №3с, 2с, 15с до остановки «Лавровая».

Фото: islamcenter.ru/

И последнее место, где мусульмане могут побыть наедине со своими мыслями — это офис местного Союза мусульман на улице Землячки 32, до которого можно будет доехать на автобусах,маршрутных такси троллейбусах, которые проходят через Третью Продольную магистраль.

Напряженные будни мечети Волгограда

Мечеть в Кировском районе Волгограда

Не так давно в прессе появилась информация об обысках в мусульманском молельном здании Волгограда, а также в доме имама Рустама (Руслана) Якубова. Каковы причины столь пристального внимания со стороны правоохранительных органов к общине Кировского района Волгограда ИА IslamNews рассказал сам виновник беспокойства силовиков, с которым мы пообщались в Египте.

Имам Рустам Якубов

– Руслан Рафаилович, сколько обысков было проведено у вас?

– Сейчас посчитаю. Первый обыск был проведен за два дня до начала месяца Рамадан 2019, в пятницу. После пятничного намаза люди были выведены из мечети, посажены в автобусы, отвезены в РОВД, где их продержали до позднего вечера, сняли отпечатки пальцев, взяли образцы ДНК из слюны. Обыскали всю мечеть, но ничего противозаконного не было обнаружено, не считая двух книг «Крепость мусульманина», которые кто-то забыл в молитвенном зале.

Второй провели за несколько дней до Курбан-байрама и трагического взрыва автобуса. В этом есть единственный плюс, никаких претензий и подозрений к нам в связи с взрывом не может быть, так как мечеть и люди тщательно досматривались, и ничего подозрительного обнаружено не было.

Читайте так же:  Мечеть мекка медина

Третий обыск в мечети, дома у моих родителей и в моем служебном жилье был проведен 19 февраля 2019 года. Также ничего не было обнаружено.

Четвертый раз к нам в мечеть наведались 25 февраля с такой же целью. В постановлении сказано, что имеются подозрения на то, что имам (то бишь ваш покорный слуга) обладает некой информацией о терактах и, возможно, в мечети скрываются злодеи, причастные к терактам.

– А чем лично вы обязаны чести столь частого общения с местными правоохранителями?

– По какой причине в отношении нашей общины и меня лично проводятся многочисленные проверки и обыски, мне до сих пор неведомо. Если уж на то пошло, когда были совершены эти преступления, меня в городе не было, я находился в Египте, где я прохожу повышение своей, если можно так сказать, профессиональной квалификации.

– Как реагируют на все это прихожане мечети?

– Люди устали от бесконечных проверок и даже начали сбор подписей под обращением к муфтию Волгоградской области, чтобы он помог разобраться в этих действиях. Никто из прихожан нашей мечети не заинтересован в том, чтоб нарушались российские законы. У меня самого восемь детей, и я хочу чтобы они росли в нормальном, правовом государстве.

– Сразу видно – традиционная мусульманская семья…

– Кстати, одного из моих детей мы взяли на воспитание из детского дома. В этом нам помогли администрация Кировского района и главврач Первой горбольницы, мой хороший друг. Это показывает, насколько у нас доверительные отношения с местной властью. Ребенок уже полтора года живет в нашей семье и все замечательно, хвала Всевышнему.

– А что собой представляет ваша мечеть? Почему, скажем, в ней отсутствует минарет?

– Строительство новой мечети в России – очень сложное и хлопотное дело. И Волгоград тому лишь подтверждение. На миллионный областной центр, где проживает очень много мусульман, большинство из которых татары, сейчас всего две мечети. Притом, что город по своей географии очень длинный и узкий, и добираться с одного района в другой очень неудобно. Тогда старейшины выкупили частный дом в Ворошиловском районе и в нем организовали мечеть. Эта мечеть действует до сих пор и считается центральной. Люди ходили и писали во все инстанции с просьбой предоставить дополнительные участки под мечети. Так было и в нашем районе, но все обращения неизменно встречали отказ. Поэтому в 2003 старейшины нашего района начали сбор средств на покупку участка для мечети. В 2004 был выбран небольшой дом на участке в 10 соток расположенный по адресу: ул. Лавровая, 16, в начале частного сектора на оживленной федеральной трассе ведущей в Астрахань и на Кавказ.

– Когда вы стали имамом?

– В 2005 году по поручению тогдашнего муфтия Волгоградской области и с одобрения старейшин я возглавил общину. С самого начала у нас в общине сложились теплые, братские отношения, которые сохраняются до сих пор.

– Из ваших слов следует, что мечеть оформлена как частный дом. На кого она зарегистрирована?

– Так как в общине много пожилых людей, а молодежь занята своими насущными делами, я взял на себя бремя дооформления участка. Прихожане решили оформить участок на имама, чтобы мне было удобней работать. В 2006 году участок был приобретен, началось оформление в Минюсте по его фактическому адресу мусульманской организации. Параллельно я готовил проект будущей мечети и согласовывал его во всех инстанциях. Проект назывался частный дом с молельной. В июне 2007 года была зарегистрирована местная мусульманская организация Кировского района Волгограда «Махалля 1350». В «архитектуре» был согласован проект и получено официальное разрешение на строительство. Примерно в 2009 году молитвы начали проводится в пока еще недостроенной мечети. Радости стариков не было предела. В 2011 году основные строительные работы были завершены, и я переехал с семьей в отведенное мне, как имаму, помещение в здании мечети.

– Местные власти не высказывали никаких претензий к вашей деятельности?

– Никогда не было никаких нареканий. Мы всегда выступали за укрепления связей, установление доверительных отношений с администрацией города, района, а также силовыми структурами. Наше кредо – открытость и честность. Мы хотим представить ислам таким, каким он есть на самом деле, способствовать укреплению мира и стабильности. У нас проводились совещания в администрации района, встречи с представителями правоохранительных органов. Наши праздники посещали и главы администрации, и депутаты.

– Вы сказали, что считаете своим долгом представлять ислам таким, каким он есть на самом деле. Какой смысл вы вкладываете в это понятие?

– Закладывать правильные основы ислама – значит работать с людьми, чтобы они, и особенно молодежь, хорошо знали свою религию. Образованного человека невозможно оболванить разным проповедникам чуждых исламу крайностей и экстремизма. Поэтому каждую субботу и воскресенье я читал лекции по основам ислама, Корану и арабскому языку.

– Может ваша мечеть была, по мнению чиновников, «нетрадиционной» или источником богословских противоречий?

– О какой нетрадиционности может идти речь? Подавляющая часть наших прихожан – татары, как это сегодня принято подчеркивать, ханафитского мазхаба. Я уже говорил, что в мечети сложился очень дружный, сплоченный коллектив, нет никаких междоусобиц, разделения между молодежью и стариками. Каждый рамадан мы проводим ежедневные ифтары (разговения – ред.) на 100-130 человек, угощаем соседей, представителей других конфессий. Организуем отдельные праздники для детей, арендуем парк и аттракционы или игровую комнату в одном из гипермаркетов. А после в мечети проводится конкурс чтения Корана и церемония вручения подарков. Также организуются совместные выезды на природу, в которых принимают участие от 70 до 100 человек. Даже те молодые люди, которым свойственен юношеский максимализм и даже агрессия, в нашей общине меняют свои взгляды на более умеренные.

– Давайте продолжим разбираться: у вашей общины были проблемы с законом?

– Не было никогда.

– А на учебу заграницу вы отправились с вышестоящего дозволения?

– О своем отъезде я проинформировал местные власти, на время своей учебы представил своего заместителя. Никаких претензий или препятствий для моего отъезда со стороны властей не было. По приезде в Египет я сообщил, где нахожусь, где обучаюсь, сообщил так же свой номер телефона, по которому со мной можно всегда связаться. И сейчас при первой же необходимости я сразу же звоню в инстанции для выяснений различных вопросов.

– И все-таки у вас есть какие-то версии?

– Складывается впечатление, что просто идет целенаправленная работа по отпугиванию людей от нашей мечети. Я нередко объяснял представителям правоохранительных органов, что такой метод крайне вреден, так как люди все равно будут интересоваться исламом, но тогда вместо нормального духовного развития, будут получать сомнительные знания где-нибудь в подвалах или каких-нибудь квартирах, что лишь усугубит ситуацию. В другой городской мечети, к сожалению, не проводится, каких-либо уроков, поэтому молодежь оттуда тянется к нам, хотя между мечетями нет противоречий и с муфтием нас связывают теплые отношения.

– Как отреагировали верующие на поджог вашей мечети экстремистами?

– Настроение у мусульман хоть и встревоженное, но спокойное, воспринимают это как испытание от Аллаха. Когда был совершен поджог храма, в мечети были организованы дежурства, и люди приходили дежурить каждую ночь на протяжении нескольких недель. Также они поступили после взрывов вокзала и троллейбуса, это было уже в мое отсутствие. Это говорит о сознательности людей и готовности противостоять экстремизму и ненависти на религиозной почве.