Как делать пятничный намаз в мечети

Пятница – лучший день недели и праздник для мусульман. В пятницу есть особые благословения, она способствует объединению и единству мусульман, укреплению уз братства и дружбы между ними. Шариат требует, чтобы мусульмане-мужчины присутствовали на пятничном намазе (джуму‘а).

В Священном Коране сказано:

?????? ?????? ?????? ??? ???? ??????? ?? ??? ?????? ?????? ??? ??? ???? ????? ????? ???? ??? ??? ?? ???? ??????

Это означает: «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к пятничному намазу, то поспешите к молитве, в которой есть упоминания Аллахa, и прекратите все виды купли-продажи — так будет лучше для вас, если бы вы только знали». («Аль-Джуму‘а», аят 9).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполнение пятничного намаза – обязательство для каждого мукалляфа (мужского пола, если он не имеет уважительной причины)».
То есть пятничный намаз обязателен (фарз) для всех свободных и разумных мусульман мужского пола, достигших совершеннолетия и проживающих в данном населенном пункте. Он совершается только коллективно. Кроме того, чтобы пятничный намаз считался действительным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих правильным чтением суры «Аль-Фатиха» и других молитв. Также его нужно завершить до конца времени обеденного намаза.

Ребенок, несовершеннолетний, раб, женщина, человек, имеющий шариатскую причину не посещать коллективный намаз, находящийся в дозволенной поездке, не обязаны совершать пятничный намаз. Однако им также при возможности желательно придти в мечеть и совершать пятничный намаз.
В каждом населенном пункте он выполняется коллективно, обычно в одной соборной мечети, во время полуденного намаза, вместо него. То есть вместо четырех ракаатов полуденного намаза вы выполняете только два ракаата. Если соборная мечеть переполняется и не вмещает всех прихожан, то только тогда допускается совершение пятничного намаза в другой мечети. Начинаете намаз с намерением о выполнении обязательного коллективного пятничного намаза.

Если вы пропустили пятничный намаз, то тогда вы выполняете полуденный намаз в четыре ракаата. Если вступить в пятничный намаз тогда, как имам поднимется с поясного поклона второго ракаата, то тогда делается намерение совершить пятничный намаз и после того, как имам произнесет «Салам», вы встаете и завершаете намаз, как четырехракаатный полуденный. Если имам не сделал намерение совершить его в качестве имама, то его пятничный намаз тоже не засчитывается. Пятничный намаз выполняется непосредственно после чтения имамом двух проповедей.

Однако в некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населенного пункта, или не набирается сорок человек, владеющих правильным чтением (махрадж), или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный 4-х ракаатный полуденный намаз.

До и после пятничного намаза совершают ратибаты (желательные намазы). Особо награждаемым является чтение сразу после пятничного намаза по семь раз следующих сур Корана: «Аль-Фатиха», «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».

По материалам книги «Намаз опора религии»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ (АЛЬДЖУМА) И ПОРЯДОК ЕГО СОВЕРШЕНИЯ

Пятница (аль-джум‘а) – священный день для мусульман. В этот праздничный день мужчинам обязательно (фард) совершение пятничной молитвы. В Священном Коране говорится:

??? ???????? ????????? ??????? ????? ?????? ??????????? ??? ?????? ??????????? ?????????? ????? ?????? ?????

???????? ????????? ???????? ?????? ??????? ??? ??????? ??????????. ??????? ???????? ?????????? ????????????

??? ????????? ??????????? ??? ?????? ????? ??????????? ????? ???????? ???????????? ???????????

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, – чтобы были спасены» [1] .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных» [2] .

«Если один из вас собирается на пятничный намаз, пусть совершит полное омовение (гусль)» [3] .

«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующейпятницы и еще за 3 дня» [4] .

Пятничный намаз (аль-джума) состоит из 4-х ракяатов сунны, 2-х ракяатов фарда и 4-х ракяатов сунны.

Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до и после фарда пятничного намаза (джум‘а) читал 4 ракяата сунны и не разделял ракяаты между собой (т.е. читал не по два ракяата) [6] .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил: «Между каждым азаном и икаматом есть намаз»,после чего добавил: «Для тех, кто хочет» [7] .

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих» [8] .

Пятничный намаз (аль-джум‘а) совершается в пятницу во время полуденного намаза (аз-зухр) и заменяет его. Пятничный намаз (аль-джума) выполняется только коллективно.

Пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард) для мукалляфа – психически нормального и достигшего совершеннолетия мусульманина. Кроме этого есть 6 других обязательных условий:

  • Мужчина (для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно);
  • Свободный от рабства;
  • Не находящийся в пути;
  • Здоровый;
  • Не слепой;
  • Имеющий здоровые ноги.
  • Если человек не соответствует одному из перечисленных выше 6 условий, то для него совершение пятничной молитвы (джума) необязательно. Но если он совершит пятничную молитву, то этот намаз ему засчитывается. Человек, не совершивший пятничный намаз, должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

    Условия для правильного выполнения пятничной (аль-джум‘а):

    1. Совершение во время полуденного намаза (аз-зухр);
    2. Чтение перед намазом проповеди (хутба);
    3. Место, где собираются для совершения пятничного намаза (аль-джум‘а) намаза, должно быть открыто для всех;
    4. Присутствие не менее трех мужчин, помимо имама;
    5. У имама должно быть разрешение для проведения пятничного намаза (аль-джума) от религиозного руководства мусульман данной местности;
    6. Пятничный намаз (аль-джума) намаз должен проводиться в населенном пункте.
    7. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (АЛЬДЖУМА)

      После первого призыва (азан) на пятничную молитву индивидуально совершается 4 ракяата сунны. Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джума) ради Аллаха». Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (аз-зухр).

      После второго призыва (азан) имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После чтения проповеди читается икамат и коллективно совершается 2 ракяата фарда пятничного намаза (аль-джума). Следующие за имамом делают намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза (аль-джума) за имамом ради Всевышнего Аллаха». Порядок совершения фарда пятничного намаза (аль-джума) такой же, как у фарда утреннего намаза (аль-фаджр).

      После фарда совершают 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а), который совершается так же, как сунна полуденного намаза (аз-зухр). Намерение для этого намаза: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джума) ради Всевышнего Аллаха».

      «О те, которые уверовали! Если призовут в пятницу к молитве, устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Священный Коран, 62:9).

      Последний Посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре следующими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам)» (хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. аль-Байхакы). [1]

      Также необходимо помнить слова Посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею [2] , сердце того будет запечатано Господом» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада и Муслима). [3]

      Время совершения – это время полуденной молитвы («Зухр»). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы.

      Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны. [4]

      1. Первый азан.

      По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят «Салават» и обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана (см. «Азан и икамат»).

      2. Ният(намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха».

      Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы «Зухр». Выполняется как все молитвы-сунны каждым самостоятельно.

      1. Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан [5] словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматулла». Поприветствовав верующих, имам садится. [6]

      2. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

      3. Проповедь. Начинается словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман. [7]

      4.По завершении первой проповеди, имам-хатыб садится на минбар и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

      1. Икамат.

      2. Ният(намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха» [8] .

      Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы.

      ЧЕТЫРЕ РАКЯАТА СУННЫ

      Ният(намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха».

      По завершении четырех ракяатов сунны, и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно [9] , вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».

      Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее вышло, то совершается полуденная молитва «Зухр». [10]

      Вопрос. Если человек опоздал на пятничную молитву и два ракяата фарда уже совершаются, может ли он присоединиться к молящимся и продолжить молитву с ними?

      Ответ. Ученые-ханафиты считают: «На сколько бы ни опоздал мусульманин на молитву, он присоединяется к молящимся и продолжает молиться вместе с ними. По завершении имамом молитвы словами приветствия [11] , опоздавший встает и самостоятельно [12] дочитывает ту часть молитвы, которую он пропустил». Это мнение подтверждается хадисом: «К чему вы успели – то совершайте, а что миновало вас – дополняйте [дочитывайте]» (хадис от Абу Хурайры; приводится в шести сводах достоверных хадисов).

      Все остальные ‘алимы считают: «Если опоздавший успел присоединиться к молящимся во время совершения второго ракяата [13] , то он успел на пятничную молитву. После второго приветствия имама он, остановившись уже на «Ташаххуде», встает и, не нарушая молитвы, дочитывает первый ракяат с завершающим приветствием по обе стороны, которые не были им совершены вслед за имамом. Если же задержавшийся не успел присоединиться к молящимся во время поясного поклона второго ракяата, ему необходимо будет совершить четыре ракяата молитвы «Зухр». Аргументируется это словами Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто успеет на один ракяат пятничной молитвы, тот настиг ее [успел на нее]». [14] Относительно обычных повседневных молитв ученые шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов едины во мнении, что «если опоздавший успеет сделать намерение, встать в ряд молящихся и произнести начальный такбир с поднятием кистей рук до первого приветствия имама (ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах), то данная молитва засчитывается ему как совершенная совместно с другими, в джама‘ате. С вторым приветствием он встает и дочитывает молитву самостоятельно». [15]

      Вопрос. Если человек пришел на пятничный намаз, а молитва-сунна уже совершена и идет пятничная проповедь, нужно ли совершить два ракяата молитвы приветствия мечети и пятничную сунну, читаемые перед проповедью? Из хадисов нам известно, что при входе в мечеть необходимо совершить два ракяата намаза приветствия. Однако среди современных богословов есть мнение, что во время хутбы совершать два ракяата сунны не рекомендуется. Не противоречит ли это Сунне?

      Ответ. «Мнение современных богословов» появилось не сегодня. Два суждения по данному вопросу существовали с самого начала возникновения фикха как свода основ и правил поведения, основанного на Священном Коране и Сунне.

      Есть хадис, в котором говорится о том, что во время одной из пятничных проповедей, проводимых Пророком Мухаммадом, в мечеть зашел некий мужчина по имени Суляйк. Пророк спросил его: «Совершил ли ты молитву?» Тот ответил: «Нет». Тогда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Встань и соверши два ракяата [приветствия мечети]» (хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима). [16] Данный хадис использовался как главный аргумент в пользу необходимости (сунна) совершения двух ракяатов при входе в мечеть даже во время пятничной проповеди.

      Другая часть ученых иначе трактует данный вопрос и приводит около 11 возможных комментариев (та’виль) хадиса, опираясь на аргументы из Священного Корана и Сунны. Одним из таких аргументов является коранический аят, в котором говорится: «Если читается Коран, то пребывайте в молчании и слушайте его» (Св. Коран, 7:204). Так как в проповеди цитируются отдельные аяты Священного Корана, то необходимо молча слушать имама-хатыба. Комментируя хадис, богословы напоминают также обстоятельства, при которых Пророк произнес данные слова. Они указывают на то, что слова Пророка были сказаны в конкретной ситуации и касались сугубо одного человека – Суляйка. Известно, что в тот момент он пребывал в крайне затруднительном материальном положении. Велев ему совершить два ракяата молитвы, Пророк, тем временем, призвал в своей речи присутствующих в мечети оказать Суляйку помощь. [17] В тоже время, в дополнение к сказанному, богословы напоминают хадис: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему: «Замолчи», то твой приход [в мечеть на пятничную проповедь] будет впустую» [18] . Это говорит о строгой нежелательности произнесения каких-либо слов во время проповеди.

      Оба вышеприведенных мнения канонически обоснованны.

      О необходимости совершения молитвы приветствия даже во время пятничной проповеди говорили такие известные богословы, как аш-Шафи‘и, Ахмад, Абу Саур и другие.

      На недопустимость совершения этой молитвы во время проповеди указывали Абу Ханифа, Малик, ас-Саври, ал-Лейс, ан-Наха‘и, большая (джумхур) часть саляфитов (ас-саляфа), многие из сподвижников Пророка и богословы следующего после них поколения мусульман (таби‘ун). [19]

      В тоже время, важно заметить, что совершение любой иной молитвы во время пятничной проповеди (точнее с самого начала восхождения имама на минбар) запрещено (харам), в чем сходятся мнения всех без исключения ученых-богословов. [20]

      Вопрос. Нужно ли совершать полуденную молитву по завершении пятничной?

      Ответ. Если пятничная молитва совершается жителями города совместно, в одной мечети, то молитва полна и самодостаточна. После такой молитвы совершение полуденной недопустимо и запрещено. Таково мнение всех без исключения богословов.

      Если же в одном городе несколько мечетей, то:

      1) «во всех мечетях полуденная молитва совершается по окончании пятничной, кроме той мечети, в которой молитва завершилась раньше других», – считают богословы-маликиты.

      2) «полуденную молитву не нужно перечитывать только в той, где присутствует глава города или государства», – говорят богословы-ханбалиты.

      3) «в той мечети, где первыми сказали начальный такбир [21] двух ракяатов фарда пятничной молитвы, не совершают полуденную молитву. Для всех остальных мечетей совершение ее обязательно, если в городе чрезмерно много мечетей. В противном случае – только желательно», – утверждают богословы шафиитского мазхаба.

      4) «пятничные молитвы всех мечетей города являются самодостаточными и полноценными. Для тех, кто все-таки желает совершать полуденную, строго порицаемо (макрух тахриман) совершение ее в джама‘ате, вместе с имамом», – считают богословы ханафитского мазхаба.

      В тоже время, сомнение ученых состояло в том, «заменяет ли в полной мере пятничная молитва полуденную?»

      Уместно будет упомянуть здесь мнение известного богослова нашего времени Вахбы аз-Зухайли: «Пятничная молитва – это основная обязательная (фард) молитва своего времени. Те, кто говорит об обязательности совершения молитвы в одной и единственной мечети, обосновывают это фактическим положением дел во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самостоятельным аргументом (в пользу того, что после увеличения числа мечетей в одном населенном пункте, принимается молитва только в одной из них) это не может быть. Конечно же, лучше, если все верующие будут вместе читать молитву в одной мечети (но на практике в сегодняшних городах и мегаполисах это невозможно).

      Если прихожанин хочет перечитать полуденную [22] молитву вслед за пятничной в одиночку, то никто не вправе ему это запретить. В то же время, необходимо препятствовать случаям, когда полуденная вслед за пятничной совершается сообща, в джама‘ате, так как это нарушает единство мусульман. Канонически невозможно проводить аналогию (кыяс) между сегодняшними крупными городами, где число мусульман велико, с городом Мединой во времена Пророка Мухаммада, когда число мусульман было незначительно. Правитель (халиф) сегодня – это проповедник мечети (хатыб). Минбар – это средство донесения до мусульман путей решения многих проблем. И то, что во времена Пророка и праведных халифов не было ни случаев, ни каких-либо причин перечитывать полуденную молитву после пятничной, явно указывает на отсутствие сегодня причин для обязательного перечитывания «Зухра» после пятничной молитвы. Поэтому коранический завет об обязательности совершения пятничной молитвы остается единым и единственным (на данное время недели и дня)». [23]

      Один из богословов нашего времени после подробного канонического исследования обсуждаемого вопроса сделал следующее заключение: «Пятничная молитва («Джум‘а») – это основная обязательная полуденная молитва пятницы. «Зухр» (полуденная молитва всех остальных дней недели) может совершаться (как по одному, так и джама‘атом) вместо нее в пятницу в случаях опоздания на пятничную молитву, а также теми, для кого последняя необязательна (путники, женщины, немощные или больные)». [24]

      Нужно учитывать, что данное положение (совершение полуденной молитвы после пятничной) не имеет явного обоснования в Священном Коране или Сунне. Во времена Пророка и праведных халифов в одном населенном пункте не было много мечетей, а если они и были, то пятничная молитва совершалась в самой крупной мечети, где присутствовало и руководство города. Слова о «более раннем завершении молитвы в одной из мечетей» также из разряда религиозных предположений. Ханафиты дали наиболее реалистичное, со взглядом на будущее, религиозное заключение, обосновывая его (наряду со многими другими аргументами) кораническим аятом о легкости в религии [25] (о чем говорится и в хадисах) и тем, что искренне совершаемые деяния, тем более в деле поклонения Господу (‘ибада), принимаются и не отвергаются Им.

      [1] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1278.

      [2] Т.е. не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

      [3] Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Дома они совершают в обычном порядке полуденную молитву «Зухр». Если все же они пришли в мечеть, то совершают пятничную молитву («Джум‘а»), которая будет им засчитана вместо полуденной («Зухр»). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1285. По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать и более дней. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится в пути или на новом месте пребывания менее указанных сроков.

      [4] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1291, 1326.

      [5] Богословы-ханафиты считают, что минимальное количество прихожан для проведения пятничной молитвы – трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман. Ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что минимальный кворум – это сорок (вместе с имамом) совершеннолетних и разумных, соблюдающих религиозную практику и не являющихся путниками мусульман-мужчин. Оба эти мнения являются каноническими предположениями (иджтихадом) и не имеют прямых обоснований в Сунне Пророка. Интересно мнение современного богослова Вахбы аз-Зухайли: «Слово «джум‘а» происходит от слова «иджтима‘ «, что означает «общность», «община». И то количество людей, которое на данной территории считается общиной, может быть основой для проведения самодостаточной пятничной молитвы». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. По нашему мнению (только Аллаху ведома истина!), там, где большая часть прихожан являются шафиитами, и в мечети нет сорока мужчин, соответствующих упомянутым требованиям, все же лучше будет провести пятничную проповедь и молитву, важность которых в условиях России невозможно переоценить, а затем прочитать полуденную («Зухр»). См. далее вопрос о совершении полуденной молитвы «Зухр» по завершении пятничной.

      [6] С момента восхождения имама на минбар и до призыва на два ракяата фарда (икамат) все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему: «Замолчи», — то твой приход [в мечеть на пятничную проповедь] будет впустую»; «Кто во время пятничной проповеди скажет другому [всего лишь] «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будетполным. Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, (то есть она канонически действительна и перечитывать ее не надо)». «Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на крайне безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания», – аргументируют свое мнение ученые. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка, при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо строго сохранять молчание. В противном случае, мы уходим с пятничной проповеди и молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

      [7] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обоих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Аллаха благословения для Пророка Мухаммада («Салават») и наставления, касающиеся богобоязненности (таква), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии истинно верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей.

      [8] Кроме этого, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

      [9] Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

      [10] Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1335.

      [11] А точнее – после начала второго приветствия, при повороте головы влево со словами «ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах».

      [12] Молитва дочитывается ракяатами: если опоздавший успел присоединиться к молящимся до того, как имам начал подниматься с поясного поклона в первом ракяате, то дочитывать молитву не нужно; если же после – то первый ракяат совершается полностью. Молящийся встает, не делая приветствия по обе стороны (как в этот момент делают другие) и без начального такбира (который вместе с намерением оговаривается опоздавшим до того, как он присоединится к молящимся) совершает только первый ракяат в обычной последовательности. Прочитав «Ташаххуд» и «Салават», опоздавший делает приветствие по обе стороны, завершив тем самым два ракяата фарда пятничной молитвы, которые засчитываются ему как совершенные с имамом в джама‘ате.

      [13] Т. е., если сделав намерение и произнеся начальный такбир с поднятием кистей рук, он успел присоединиться до того, как имам, со словами «сами‘а ллаху ли мэн хамидэхь», начнет подниматься с поясного поклона второго ракяата.

      [14] В другом повествовании: «… пусть присоединит к нему [первому ракяату] второй». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1293, 1297.

      [15] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1174, 1175.

      [16] Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 271, хадис № 1223; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 641, хадис № 423.

      [17] Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 272.

      [18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 640, хадис № 422.

      [19] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 271, 272.

      [20] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 74; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2, с. 642; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1318.

      [21] Слова «Аллаху акбар», произносимые с поднятием кистей рук в самом начале молитвы.

      [22] В случаях, когда в городе несколько мечетей, и молящийся не знает, какая из них завершает раньше, или отсутствует необходимый кворум прихожан, может быть совершено четыре ракяата полуденной молитвы. В этом случае намерение будет таким: «Намереваюсь совершить четыре ракяата фардазавершающейполуденной молитвы» (или — «Намереваюсь совершить «Зухр» (полуденную молитву) из предосторожности». Именно не самостоятельной как шестой, а в качестве дополняющей и завершающей одну из пяти обязательных. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур: В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.], т. 1, с. 167, 168); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1300.

      [23] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 3, с. 1331, 1332, 1328.

      [24] Аль-‘Аккязи М. Итхаф аль-анам би ахадис аль-ахкям фи аль-‘ибадат [Одаривание людей хадисами канон. положений относительно поклонений (Богу)]: Каир, 1996, с. 83.

      [25] «И не сделал Он (Господь) затруднительность (стесненность) для вас в религии» (Св. Коран, 22:78). «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения» (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада). Об этом говорится также во многих других аятах и достоверных хадисах.

      Официальный сайт Московской соборной мечети (с) 2019

      Оставьте свои контакты,
      и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

      Как делать пятничный намаз в мечети

      Как правильно совершать пятничный намаз?

      Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.

      Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)

      Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:

      «Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)

      Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).

      Следовательно, в этот день желательным является совершение полного омовения. Также пятницу лучше всего провести в поминании Всевышнего, читать Коран, давать садака, возносить Всевышнему дуа. (Подробнее — 8 дел, которые нужно совершить мусульманину в эту пятницу)

      Правила совершения пятничной молитвы

      Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.

      Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.

      1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.

      Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

      2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.

      Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».

      Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».

      3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.

      Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

      Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.

      Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)

      В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.

      Пятничный намаз. Порядок выполнения

      «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

      Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

      Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

      Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

      Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

      Из чего состоит пятничный намаз (джума)

      Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

      Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

      Четыре ракяата сунны

      Первый азан.

      По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

      Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

      Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

      Первая проповедь

      Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

      Второй азан.

      По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

      Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

      По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

      Вторая проповедь

      Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

      Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

      Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

      Икамат.

      Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

      Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

      Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

      После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

      По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

      Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

      Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

      [1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

      [2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

      [3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

      [4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

      [5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

      [6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

      [7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

      [8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

      [9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

      [10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

      [11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

      [12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

      [13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

      Читайте так же:  Мечеть киев ар рахман