Пятничная проповедь в мечети

Пятничная проповедь. Мечети

Мечети

Дорогие братья и сестры, уважаемые верующие!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

Мир вам милость Аллаха и Его благословение!

Хвала Всевышнему, который направил нас по пути Ислама, сделал нас из числа поклоняющихся мусульман и собрал в мечети для совершения праздничной молитвы аль-Джума!

Каждую пятницу с минбаров наши имамы читают проповедь словами: «ва ман яхдихилляху, фа ля мудылля ляху» — кого Аллах поведет по прямому пути, то уже он не заблудится, «ва ман юдлил, фа ля хадия ляху», — а кого заблудит Аллах — нет тому наставника! Каждый раз мы встаем на путь греха и ослушания, когда не желаем следовать за заповедями Священного Корана и игнорируем Сунну Пророка (алейхиссалям) мы отдаляемся от прямого пути все дальше и дальше! Что же происходит с «мусульманами», почему спит Исламская Умма? Нас больше волнуют сотовые телефоны, машины, одежда и мирские блага! Почему мы не спрашиваем и не волнуемся за будущее наших детей, не участвуем в делах мусульманских общин и игнорируем обязательные молитвы?

Вы можете представить себе, чтобы во времена благословенного пророка (алейхиссалям) верующие не платили бы «Закят», не выстаивали намазы, употребляли запретную пищу?

В наши дни тысячи городов нуждаются в имамах, в мечетях и медресе, но местные состоятельные мусульмане не оказывают существенной поддержки. Лично приходилось встречаться с некоторыми бизнесменами, и когда просил их поддержать, слышал в ответ странные слова: «если ты напишешь нам грамоту» или «выведешь на того-то влиятельного человека», то поможем тебе! Что это за Ислам, что за условия? Где ваше милосердие? С каких пор мы променяли веру в сердцах «иман» на грамоты? Придет время ни ваши деньги, ни должности, ни грамоты не помогут вам!

«Ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Богом тем, кто не уверовал. Они являются растопкой для Огня». (Сура «Семейство Имрана», аят 10)

В чем отличие верующих и неверующих? Мы мусульмане, мы должны быть примером, еще раз повторяю, примером подражания для всего человечества! Всевышний говорит нам:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха». (Сура «Семейство Имрана», аят 110)

Когда наши некоторые братья и сестры без угрызений совести едят запретную «не халяльную» пищу, пренебрегают молитвами, женщины ходят в открытых одеяниях, мужчины курят, употребляют алкоголь, становится стыдно за них и больно за религию!

Поэтому пришло спросить друг друга, спросить родных: Куда мы держим путь, в Ад или в Рай? Жизнь коротка, она пролетит мгновенно, рано или поздно каждый из нас встанет перед вратами Рая или Ада! Почему мы не оборачиваемся назад и не отчитываем себя за прожитые года? Разве вы слышали слова Всевышнего Аллаха:

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?». (Сура «Верующие», аят 115)

Жизнь должна иметь цель и приоритеты, когда люди теряют или же забывают смысл жизни, они легко подвергаются стрессам, склонны к суицидам. Каждый день мы стараемся обрести для себя что то новое и полезное. Земля – это большой испытательный полигон с разными препятствиями, Всевышний испытывает нас трудностями, богатством, смертью родных и близких. Конечная же наша цель пройти испытания и попасть в Рай, — в вечный дом. Понятно, мы привязаны к миру, нуждаемся в пропитании и работе, необходимо прокармливать и воспитывать детей. Как ни странно, главная цель жизни это мирские дела, а духовные. Поклонение Господу и стремление к покаянию, вот в чем заключается смысл нашего бытия. Аллах призывает нас стремится попасть в Рай!

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных». (Сура «Семейство Имрана», аят 133)

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Сура «Рассеивающие», аят 56)

Мы живем на земле не просто так, не ради забавы и не ради мирского! Для каждого человека наступит время, когда он будет умолять: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены». (Сура «Верующие», аяты 99-100)

После смерти каждый поймет и осознает об упущенных ошибках, на том свете люди станут упрекать себя за пренебрежение временем и здоровьем, будут взывать к Господу, чтобы их обратно оживили и вернули на землю, к их огорчению их просьба не будет принята.

Дорогие верующие! На свете происходят разные события. Развиваются новые технологии, наука не стоит на месте. С другой стороны люди находятся под колпаком СМИ. По телевидению можно увидеть безнравственные передачи и фильмы. Они не призывают нас попасть в Рай, их цель заблудить молодого человека и поставить на путь шайтана. Почему по федеральным каналам так мало показывают патриотические фильмы, почему передаче «мусульмане» раз в неделю уделяется всего 10 минут? Наша задача призывать молодежь к вере, к любви к своей стране. Мы не желаем, чтобы в нашей стране из года в год росло количество наркоманов и преступников!

Если нас учат обманывать, быть неблагодарными, прелюбодействовать, любить только мирское, не ценить родственные узы, то знайте, нас просто зовут в Ад! В Священном Коране сказано:

«Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения». (Сура «Корова», аят 221)

Тот, кто желает попасть в Рай должен совершать добрые поступки! Религия Ислам призывает всех людей быть добрыми и милосердными. Пророк Мухаммед (алейхиссалям) наставлял:

«О люди, распространяйте салам (мир), кормите едой, поддерживайте родственные отношения, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете с миром в Рай!». (аль-Хаким)

Тот, кто желает попасть в Рай, должен восхвалять Всевышнего и остерегаться обмана, лжи, сплетен! Пророк (алейхиссалям) сказал:

«Если вы будете проходить через Райский сад совершайте «Ратг». Спросили его: «Что такое «Ратг?». Он ответил: (произношение слов) «Субха Аллах», «аль-Хамду лиллях», «Ля иляха илляллах», «Аллах Акбар»». (Тирмизи)

Тот, кто намеревается попасть в Рай должен начать молиться, совершать намаз. В хадисе говорится:

«Намаз – это ключи от Рая». (ад-Дарими)

Когда мы молимся, мы поддерживаем постоянную связь со Всевышним, просим Его о помощи, о благах, молим о прощении! И Он отвечает на наши просьбы!

О чем на том свете люди будут спрошены в первую очередь? О намазе! Поэтому пророк (алейхиссалям) сказал:

«Кто поймет, что намаз является предписанной обязанностью…тот войдет в Рай». (Абу Ягля)

Тот, кто желает войти в Рай, должен с осмыслением произнести слова свидетельства «шахада»:

«Свидетельство, что нет божества кроме Аллаха – является ключом от Рая». (Ахмед)

Пока мы не переосмыслим свою жизнь, не изменимся в лучшую сторону, мы будем отдаляться от Рая! Представьте тех, кто день и ночь ходит в наушниках и слушает музыку, прожигает время за телевизором, играми и интернетом! Что можно от них ожидать, принесут ли они пользу людям?

От нехватки воспитания и нравственности молодежь совершает ужасные акции. Все мы были свидетелями, как в православном храме девушки устроили провокационную акцию, кто нам даст гарантии, что завтра таким же образом не осквернят мечеть? Поэтом задавайте себе вопрос: куда я иду, в Рай или Ад? Куда идут мои дети, родные и близкие? Пока не поздно, пока дети маленькие, давайте им должное воспитание, приводите их в мечети, человек никогда не осквернит тот храм, где он молится Богу! Сегодня еще вы можете привести их в мечети и научить молится, или же завтра их приведут другие, но уже не для совершения намаза, а для «панк-молебна».

Да наставит Аллах заблудших на путь истинный!

Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга Мунир-хазрат Беюсов

Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто, как только возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших; тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай»»

Мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка Мухаммада мир ему, когда он прибыл в Медину, было строительство мечети.

Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха.
Как сказано в Коране: «Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»

Мать правоверных Аиша (р.а.) сказала: «Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю».

Слово «построил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой.

В Священном Коране говорится: «Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте ни к кому, кроме Аллаха»
Многие из мусульман забыли или, может быть, не знают правило поведения в мечете и сегодня мы хотели бы посвятить проповедь о правилах посещения мечети.

Первое и, наверное, одно из самых главных правил, при посещение мечети — это чистота (тело, одежды и т.д.)

Когда мы отправляемся в мечеть, мы должны быть уверены, что от нас не исходит неприятный запах. Кроме того, когда готовимся на Пятничный намаз (Джумга) мы должны брать полное омовение — это сунна. Посланник Аллаха даже запретил приходить в мечеть тем из мусульман, которые недавно ели лук или чеснок в хадисе сказано: «Пусть поевший лук, чеснок или лук-порей (сырыми) ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам он причиняет те же страдания, что и сынам Адама».

Однако, некоторые из прихожан, умудряются даже курить возле мечети, а потом заходить. Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных ошибок!

Отправляясь в мечеть, мы должны надеть самую лучшую одежду, что у нас есть. Однако, к великому сожалению, мы можем иногда наблюдать, что некоторые из прихожан проявляют небрежность в выборе одежды для такого святого места, как мечеть.

Заходя в мечеть, мужчина должен быть в брюках, предпочтительна рубашка с длинными рукавами.
Одежда должна быть чистая, не привлекающая внимания расцветкой или кричащими надписями. Так как придется снимать обувь – позаботьтесь о чистых носках.

Женщина должна максимально прикрыть свое тело и покрыть волосы платком.
По закону ислама у женщины открытыми могут остаться лицо, кисти рук и ступни ног. Цвет одежды не должен быть очень ярким, а силуэт — облегающим. Голову следует прикрыть. Если ваша одежда не соответствует предписаниям ислама, не удивляйтесь, когда вам вежливо предложат надеть халат или хиджаб.

Дети до совершеннолетия (12 лет мальчики 9 лет девочки) могут быть в шортах и майках.

При входе в мечеть обязательно снимайте обувь.

Перед тем как сесть, нужно прочесть два ракаата намаза «Тахиятуль-Масджид» (намаз приветствия мечети), если конечно имам не ведет пятничный проповедь, а затем и поприветствовать всех находящихся в мечете;

Читайте так же:  Мечеть имама шамиля в махачкале

Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, необходимо повторять за муаззином слова азана, кроме слов, когда муаззин произносит (Хайя ‘аля-c Сала и Хайя ‘Ала аль Фалах), то вы говорите (ла хауля уала кувата илла Биллах), после азана прочитать дуа азана, читать салават Пророку мир ему и просить Аллаха, чтобы Он наделил нашего Пророка правом заступаться за нас в Судный день. Делать дуа во время между азаном и икамой является благословенным временем, в течении которого будут приниматься дуа. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву.

Если вы пришли в мечеть в Пятницу и началось проповедь (хутба), то вам следует сесть и слушать хутбу.

Некоторые из братьев, зайдя в мечеть во время икамы, спешат прочитать сунну, и только потом присоединяются к коллективной обязательной молитве, и это ошибочно, потому что после того как прозвучала икама, есть только одна молитва – фард. И только после обязательной молитвы вы можете читать все прочие сунна молитвы, которые вы пропустили.

Следует избегать причинения вреда другим мусульманам или причинения им неудобств, ибо это является грехом.Особенно если это касается причинения неудобств в их молитве. В наше время признаком этого стало то, и вы сами неоднократно бывали свидетелями этого, что нередко во время хутбы или непосредственно молитвы звенят мелодии на мобильных телефонах. Конечно же, каждый человек может забыть выключить звук своего мобильника во время пятничной молитвы, но если бы они не выбрали в качестве звонка музыку, которой место в баре или на дискотеке, то им не пришлось бы попадать в такую ситуацию. Это так же касается тех из братьев, которые в качестве мелодии выбирают не обычный простой звонок, а устанавливают нашиды или отрывки из Корана. Да убережет нас Аллах от таких ошибок.

Некоторые из братьев могут не заметить, как они чересчур громко читают Коран в мечети, и это тоже не является достойным поведением в мечети, потому что, если кто-то из братьев совершает молитву в это время, то он может сбиться с толку и ему будет сложно сконцентрироваться. Посланник Аллаха сказал: «Не повышайте голоса чтением Корана среди вас. Всевышний Аллах услышит ваше чтение, даже если вы будете читать тихим голосом».

Не желательно в мечети разговаривать громко. Громкий разговор может помешать молящимся и, в таком случае, громко говорящим стоит мягко указать об их ошибке. И вообще в мечети не должны вестись разговоры на мирские темы.

Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать молящихся своим шумом и спешкой. Пророк мир ему сказал: «Если вы услышали икаму, то подойдите, не создавая шума, присоединитесь к молящимся, и прочитайте то, к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы».

Если вы взяли в мечети Коран или другую книгу с целью прочитать, то не забудьте положить их обратно на то же место, откуда вы его брали.

Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.

Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска — Мухаммад (мир ему)

??? ???? ?????? ????????

Если вас спросят: «Кто самый великий из людей? Кто самый милосердный из людей? Кто самый справедливый из людей? Кто самый лучший из людей? Кто самый достойный из людей? Кто самый щедрый из людей? Кто самый честный из людей? Кто самый знающий из людей?» Если вы знаете ответ на эти вопросы, то приходилось ли вам читать жизнеописание этого человека? Была ли у вас возможность насладиться прослушиванием повествования о его жизни? Возникало ли у вас в сердце желание встретиться с этим человеком и поговорить с ним? Аллах облагодетельствовал нашего благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тем, что взрастил его наилучшим образом и дал ему прекрасный нрав, и этот нрав был в нем с самого юного возраста и до тех пор, пока его не упокоила смерть.

Наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) жил и умер ради этой священной цели – доведение до людей Ислама в совершенном виде, виде котором желает Всевышний Аллах. И это естественно сбылось. Истина озарила горизонты нашего бренного мира, и она будет светить маяком, указывая путь желающим обрести спасение, вплоть до дня Великого Суда. О пророк, Мы послали тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с его позволения и освещающим светочем. [аль-Ахзаб:45,46]. Да, посланник Аллаха выполнил миссию, возложенную на него Господом. Но не лёгок был его путь. Враги Аллаха, поборники тьмы, прикладывали все усилия, что бы остановить его. Сколько мучений, сколько трудностей и страданий перенёс пророк во имя своего правого дела. Сколько издёвок и унижений ощутил на себе. Каким только низким и гнусным описаниям он (да благословит его Аллах и да приветствует) не подвергался. Его называли лжецом, колдуном и шарлатаном, поэтом, складно складывающим слова, сумасшедшим, отрекшимся от религии отцов, униженным. А так же его забрасывали камнями, бросали на его пути колючки, пытались убить и т.д. Так же оскорбляли и его сподвижников, высмеивали их, издевались над их чувствами.

Эти факты упоминаются в Коране: И если (ты о посланник) спросишь их (об издёвках над тобой и над Кораном), они скажут: поистине же мы заводили разговор просто так, что бы потешиться, мы всего лишь игрались. Скажи им (о посланник) а над Аллахом ли и над Его аятами и Его посланником вы издевались. [ат-Тауба:65]. В другом аяте говориться: Воистину грешники, которые преступили границы дозволенного, смеялись на над теми, которые уверовали. А проходя мимо них, они подмигивали друг — другу. А возвращаясь в свои семьи, возвращались довольными (тем как они надсмехались над верующими). А увидя их (верующих), говорили: воистину они заблудшие, потерявшие правильную дорогу. [al-Mutaffifin:29-32] Они (неверные) унижают их (верующих). Аллах унизит их и будет им мучительное наказание. [ат-Тауба:79]. Так было во время пророка, это продолжается и сегодня. Ситуация не изменилась. Издевательство, осквернение, высмеивание — это метод, к которому прибегают враги религии, враги Аллаха и его посланников с целью извратить, исказить истину и отвратить от неё людей. Аллах говорит: И сколько Мы отправили пророков к первым поколениям, но какой бы пророк не приходил к ним, они издевались над ним. [аз-Зухруф:7]

Значит, неприязнь врагов Аллаха к пророкам и к их последователям существовала всегда. И если она была скрыта в их душах, то в любой удобный момент она изливалась наружу специально или самопроизвольно. И это могло выражаться в разных формах. В Коране сказано: Если они будут преобладать над вами, то они окажутся вашими врагами, и будут распускать против вас свои руки и языки, и захотят, чтобы вы стали неверующими. [al-Mumtahina:1-2] Но как бы там ни было, что бы не происходило, что бы не предпринимали злодеи во имя унижения религии Ислам, она останется неизменной, она останется на высоте, и честь пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) будет чиста и защищена. Потому что: Могущество и величие принадлежит Аллаху и его пророку и последовавшим за ним верующим. [аль-Мунафикун:8], Если же они захотят обмануть тебя, то тебе достаточно (положиться на) Аллаха. Он поддержал тебя Своей помощью и посредством (последовавших за тобой) верующих. Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако (сам) Аллах сплотил их. Воистину, Он – Могущественный, Мудрый. [аль-Анфаль:62-63].

Здесь настает необходимость раскрыть, почему и каким образом мусульмане должны защищать пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)? И какое положение должны занимать мусульмане по отношению к тем мерзким картинкам – карикатурам, создавшим эффект детонатора во всём мусульманском мире? И не задаваясь вопросом, как и с какой целью, эти карикатуры оказались в печати, постараемся выяснить, как должен мусульманин реагировать в уже сложившейся ситуации, и есть ли на это указания в Исламском Шариате. После того, как мусульманин слышит, как некоторые СМИ ряда стран с издёвкой отнеслись с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то, несомненно, это должно ранить его религиозные чувства, это должно возбудить в нём ревность за посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), ведь речь идет об одном из основных идеологических аспектов Ислама, где говориться, что любовь к пророку — есть вера.

В хадисе говорится: Не уверует из вас тот, пока я — посланник Аллаха — не буду ближе и любимее для него, чем его родители, и его дети, и все люди. В другом хадисе посланник Аллаха, поучая Умара ибн Хаттаба (Да будет доволен им Аллах), объяснил, что любовь к пророку должна превышать даже любовь к самому себе. Посмотрите как нежно, как трепетно относились сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к своему наставнику, показавшему человечеству путь к Аллаху и дорогу в Рай. Хубейб ибн Адий — один из сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) оказавшись в плену у идолопоклонников, угрожаемый смертью, говорит: Не боюсь я смерти, коли умру мусульманином, откуда бы ни послал мне её Аллах! Если захочет Он, то благословенна будет каждая часть разорванного на куски тела! Тогда Абу Суфйан – один из вождей курейшитского племени спросил его: «А согласился бы ты оказаться дома с семьёй, если бы условием этого было бы то, что Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) оказался бы у нас, и мы отрубили бы ему голову?» В ответ ему Хубайб сказал: «Клянусь Аллахом, не порадовало бы меня возвращение домой, даже если бы Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) остался на своём месте, а для моего возвращения потребовалось бы только уколоть его колючкой!», и тогда они отрубили Хубейбу голову — да будет доволен Аллах Хубейбом. И таких примеров, где мусульмане жертвуют самым дорогим ради своего пророка — своими жизнями, очень много.

Страницы исламской истории полны ими. И как же не быть этому, ведь любовь к пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) — любовь к Аллаху. Подчинение пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) — подчинение Аллаху. Ислам и пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) – это понятия неразрывные, ведь даже когда человек принимает Ислам, он произносит Шахаду (свидетельство): Ля иляха илля Аллах, Мухаммад расул Аллах. И не будет принято свидетельство кого-либо произнесшего первую часть свидетельства без упоминания пророка Мухаммада – да благословит его Аллах и да приветствует. Поэтому унижение и оскорбление в сторону посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), это оскорбление всей религии Аллаха, это оскорбление самого Аллаха. А если на это осмелится кто-либо из мусульман то, несомненно, он войдёт в неверие. Это единогласное мнение мусульман. И относительно того, что происходит сегодня по поводу карикатур на Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), то каждый мусульманин должен выразить своё недовольство, хотя бы внутри своего сердца, если не можем сказать открыто или исправить руками.

8. О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. 9. Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду. [аль-Маида] А также мы должны проявить терпение к происходящему, так же как и сам пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) проявлял терпение, подчиняясь велению Аллаха: И проявляй терпение к тому, что говорят они о тебе. [al-Muzzammil:10], а за это Всевышний обещает поддержку и помощь: И проявляйте терпение, воистину Аллах с терпящими. [аль-Анфаль:46].

Читайте так же:  Мечети города петропавловска

А самое главное, самое важное, что может сделать мусульманин сегодня во имя защиты нашего пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) – это, первым делом, возвеличивание его сунны, следование ей, и призыв к ней. И поэтому, мусульмане, которые не остались безразличными к унизительным действиям, направленным против посланника Аллаха! Давайте проявим свою ревность за пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), изучением его биографии, его сунны и подчинением его наставлений. Сколько людей говоря о своей любви и уважении к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует), противоречат ему в своих словах и делах, а ведь истинная любовь к пророку обязывает нас подчинению ему и следованию его пути. Несомненно, он является наилучшим примером для всего человечества: Воистину, пророк есть для вас хороший предмет для подражания. [аль-Ахзаб:21]. Давайте же, подражая ему (да благословит его Аллах и да приветствует) на деле покажем величие посланника Аллаха: его характера, его нравов, его идеологии.

Журнал Charlie Hebdo неоднократно поднимал на своих страницах тему Ислама, всячески высмеивал мусульман и пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) — публиковал карикатуры на него. Однако Ислам — далеко не единственная тема, которую затрагивало издание, так неоднократно в непристойном виде были карикатуры на пророка Иисуса и Марьям (Мир им). Но главная цель издевательств и провокаций были направлены конечно на Мусульман. В феврале 2006 года Charlie Hebdo стал участником громкого скандала после публикации карикатур на пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), изображение которого, по мнению многих мусульман, недопустимо. В журнале появились перепечатки из датской газеты Jyllands-Posten и собственные работы французов. Союз исламских организаций Франции подал на издание в суд, но проиграл. В последующие годы журнал продолжил публиковать карикатуры на Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), объясняя это неприятием фундаментализма и борьбой за свободу слова. В ноябре 2011 года журнал временно сменил название на Sharia Hedbo и выпустил номер об «арабской весне» в Тунисе и Ливии, назначив «приглашенным главным редактором» Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). После анонса номера офис журнала забросали «коктейлями Молотова», редакция полностью сгорела. В сентябре 2012 года на волне скандала вокруг фильма «Невинность мусульман» журнал выпустил номер, в котором изобразил Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) голым. В январе 2019 года журнал Charlie Hebdo выпустил оскорбляющий комикс о жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Между тем не смотря на трагические последствия, сегодня Датская газета опубликовала все карикатуры Charlie Hebdo, в том числе и на Иисуса (Мир ему), видимо в знак «протеста».

Да уни­зит Ал­лах всех врагов Ислама в этом ми­ре и в сле­ду­ющем.

Пятничные проповеди — как возможность двигать умму к прогрессу

Пятничная проповедь в мечети

Наступает пятница, и масса мусульман устремляется в мечеть, так как пятничный намаз предписан для приверженцев ислама. Но, наверное, кроме обязательного следования верующими кораническому постулату об отправлении коллективной молитвы, в этот благословенный день у людей формируется особое духовное состояние. Пятничной молитве предшествует хутба (проповедь), с которой выступает имам. На что она должна быть направлена? Какие нюансы освещать? Об этом IslamNews побеседовал с мусульманским публицистом и мыслителем Теймуром Атаевым, автором книги «Красота и гармония в исламе».

— Теймур бей, что есть пятничный намаз для верующих?

— Аспект пятничного намаза — один из наиболее беспроблемных для уммы, так как все мусульмане с пиететом относятся к этому действу. Здесь нет каких-либо дискуссий, ибо для всех мусульман молитва в общем строю в пятый день недели — очевидность.

Другое дело, в контексте коранического призыва к этой молитве нередко за бортом внимания остается тот факт, что Всевышний, говоря об устремлении «к поминанию Аллаха» в дневное время пятницы (вплоть до оставления торговли), поясняет: «Так будет лучше для вас» (Коран, 62: 9). Следовательно, пятничный намаз — в интересах самих верующих. В таком раскладе нет ничего удивительного, поскольку аналогичная ситуация просматривается и вокруг жертвенных животных (в дни Курбан байрама), «ни мясо, ни кровь» которых «не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Коран, 22: 37).

— Но если пятничный намаз — не просто наказ верующим поминать Аллаха (для механического исполнения Слова), а призыв к действу во благо прислушивающихся к словам Создателя, значит должны просматриваться какие-то моменты, демонстрирующие плюсы для соблюдающих постулат?

— Так оно и есть. Безусловно, важнейший акцент молитвы, как о том говорится в Коране — поминание Аллаха. В хадисах же раскрывается, что пятничным утром следует предварительно искупаться, одеться в лучшую одежду и умаститься благовониями. При соблюдении этих положений, а также в случае заблаговременного прихода в мечеть, совершения намаза из двух ракятов, внимательного прислушивания к хутбе и исполнения совместной с имамом молитвы, верующему «будут прощены грехи, которые он совершит до следующей пятницы и еще в течение трех дней» (Муслим). Сюда же добавляется совершение двух дополнительных намазов из четырех ракятов — до и после основной молитвы.

— Какая прекрасная награда! Но не получится ли так, что человек, воспользовавшись этими обещаниями, пусть и искренне исполняя предписанное, как бы заранее обелит свои возможные последующие грехи до следующей пятницы?

— А кого мы хотим обмануть? Если самих себя, никаких проблем. Аллаху же ведомы все наши истинные помыслы: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Коран, 50: 16), т. е шейная артерия. Тут уж не обелишь себя при всем своем желании.

Кроме того, для большинства мусульман пятничный намаз — не обыденная молитва. Это все-таки ощущение особой ауры взаимоотношений со Всевышним. Раз в неделю ты по-особому общаешься с Богом: находясь в общем ряду с другими верующими, понимая, что в этот же день сотни миллионов людей на всей планете также поклоняются Господу в едином порыве. И внимание всех без исключения направлено в одну точку.

Тонкость тут еще в том, что если каждодневное отправление пяти намазов в суматохе повседневных дел может нести иногда характер исполнения молитвы исключительно на основе обязанности (становясь как бы обыденным действом), к пятнице верующие готовятся. А очень часто ждут этот день, желая во время нахождения в мечети от земной повседневности, сосредоточившись на общении с Господом. То есть, если готовясь к молитве, ты с утра очищаешься телесно (приняв душ), параллельно, ты внутри себя желаешь «очиститься» и духовно (через свои намерения и помыслы), оставив за пределами мечети мирские проблемы. Возможно, именно внутреннее стремление приверженцев ислама к обретению внутри себя в пятничный день духовной стези, выражающееся в искреннем желании поклонения всей душой Творцу (с оставлением всякого рода низменных страстей за дверьми Дома Бога), и является тем стержнем, который позволяет верующим надеяться на прощение Всевышнего и Его награду. Однако, к сожалению, в ряде случаев приходящие на пятничный намаз не могут полностью сосредоточиться на общении с Аллахом и абстрагироваться от всего наносного.

— В чем вы видите причину этого?

— Ну сколько раз имам может просить выключать звук мобильных телефонов или, хотя бы, громко не разговаривать по нему? А как быть, когда верующий, обращающийся ко Всевышнему с дуа (мольбой), оказывается не в состоянии чувствовать духовное приближение к Создателю, так как в непосредственной близости от него три-четыре человека ведут дискуссию, к тому же на тему, совершенно далекую от пятничной тематики? Или вдруг в тишине имам в очередной раз вынужден зачитывать через микрофон номера автомашин, которые перекрыли путь к выезду из гаража многоэтажки, располагающейся возле мечети.

Не самая лучшая картина. К тому же ситуация с искусственным перекрытием движения в немалой степени может отражаться и на тех, кто проживает либо работает по соседству с мечетью.

— Однако периодически такое происходит. Допустим, некто еще не пришел к необходимости совершать пятничный намаз. Но может ли данный факт являться основанием для кого-то из устремившихся к мечети создавать искусственные сложности для немолящихся в этот день? По какой причине спешащие на молитву на своих авто не должны думать о том, что их неправильная парковка может не позволить кому-то выехать в нужное для них время по своим личным делам? Где гарантия, что кто-то в этот момент не нуждается в срочной медицинской помощи, да и вообще, мало ли, у кого какие дела были запланированы на дневное время? При этом, как говорилось имамом в преддверии хутбы в одной из мечетей, на вопрос владельца «зажатого» автомобиля, неужели нельзя парковаться по правилам, желающий помолиться ответил таким образом, что он-де «не играется, а исполняет предписание Аллаха».

— К тому же таким своим действием ты закрыл проезд машине «скорой помощи», что гипотетически может привести к ущербу для чьего-либо здоровья…

— Наверное, здесь уместно привести слова Всевышнего о том, что намаз «оберегает от мерзости и предосудительного» (Коран, 29: 45). К тому же, Коран призывает усердствовать «на пути Аллаха надлежащим образом» (Коран, 22: 78). Игнорирование же этих коранических положений вполне может поспособствовать искусственному проявлению у немалого количества неприязни к сообществу верующих. В особенности, если некто столкнется с такими отрицательными моментами не единожды.

— Не считаете ли Вы, что во время хутбы следует актуализировать вопросы культуры поведения верующих?

— Конечно. Да и делается это. Вообще, по моему субъективному мнению, проповеди, наряду с вопросами духовного характера, вполне могут освещать злободневные для общества проблемы, включая как раз и аспект культуры поведения людей. Например, еще в 2019 г. глава азербайджанского Госкомитета по работе с религиозными объединениями Мубариз Гурбанлы обращал внимание на необходимость усиления религиозно-просветительской работы в целях доведения до молодежи информации, раскрывающей несоответствие радикальных идей сути мусульманской религии. Так почему этот и иные схожие вопросы не отражать во время хутб?

Вместе с тем, не менее важным представляется акцентирование в проповедях внимания на милосердии, прощении и человеколюбии. Ведь это же значительно действеннее в раскрытии светлой сути ислама, нежели «реклама» угрозы «расплатой» в мирской жизни или «адом» — в Следующей. Разве не мягкость пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) привела к успеху его посланничества (Коран, 3: 159)? Согласно же хадису, Всевышний записал: «Моя милость опережает Мой гнев» (аль-Бухари). Так по какой причине не вести проповедь в направлении пропаганды коранических принципов милосердия, сострадания и терпимости, тем более что, возможно, поддержку именно такого рода, ожидает немалое количество верующих, переживающих из-за каких-то своих «скользких» шагов? Правда, здесь на поверхности проявляется другой вопрос — насколько имам в состоянии читать хутбу кратко?

— Что Вы имеете в виду?

— Дело в том, что на постсоветском пространстве пятница, в отличие от ряда мусульманских стран, обычный рабочий день. И с каким бы пиететом верующий не относился к пятничному намазу, в очень частых случаях он должен строить свой режим в пятый день недели, исходя из рабочего графика. Поэтому вполне очевидно, что для немалого количества людей вопрос успевания в мечеть к моменту азана (призыв к молитве) не очень, мягко говоря, легкий. Тем более что начало пятничного намаза обычно попадает на время в районе часа дня, то есть момент завершения первой (и начала второй) смен в школах и вузах — следовательно, без пробок не обойтись. К тому же многие должны вернуться на рабочее место без опоздания. И это еще без учета того, что данные часы совпадают со временем дневного обеда.

Читайте так же:  Пенза новая мечеть

Непосредственно пятничная коллективная молитва длится мизерное количество минут (всего два ряката). Но если верующий намеревается реализовать внутреннее желание совершить дополнительные намазы и обратиться с дуа ко Всевышнему, это увеличивает время его пребывания в мечети. Плюс — еще хутба, вокруг которой происходит довольно щепетильный, если можно так выразиться, нюанс. Речь тут как раз идет о длительности проповеди. Иногда она сильно затягивается, но есть ли необходимость в этом? Согласно хадисам, молитва и проповедь пророка были краткими. При этом посланник Мухаммад длительность «молитвы мужчины и краткость его проповеди» назвал кладовой «его опыта в вероуставе». Наверняка, у каждого может быть свое восприятие причины такого подхода пророка к пятничной проповеди, но, вне зависимости от этого, факт остается фактом: речь шла о том, чтобы хутба забирала не так много времени верующего. Так зачем же искусственно подводить определенное количество пришедших на намаз лиц к нервному ожиданию (в буквальном смысле слова) окончания хутбы? Когда верующий задумывается не над ее содержанием, а о том, как он объяснит начальству причину своего опоздания на важную встречу — конференцию, переговоры и т.п.

— Действительно, щепетильный момент. Но как тогда быть с актуальными проблемами, которые в своих проповедях могли бы освещать имамы? Ну, скажем, вопрос обновления исламской мысли, который Вы всегда актуализируете.

— В моем понимании, здесь многое зависит от искусства (может, своего рода, таланта) имама в преподнесении темы. Прежде всего, он сам должен понимать предмет разговора и чувствовать «аудиторию». Многое, если не все, зависит от первых слов имама, когда практически все прислушиваются к нему. И если он сумеет привлечь внимание верующих, то и 10 минут достаточно, как минимум, для обозначения проблемы. Тем более что нередко имамы одну тему «разбивают» на месяц (т. е. на несколько хутб).

Конечно же, на сегодня тема обновления исламской мысли — актуальна. Но, с другой стороны, это нелегкий вопрос, а для кого-то, болезненный. Ведь многие мусульмане опасаются определений «реформирование», «модернизация» или «обновление» в преломлении к исламской мысли. Поэтому тут нужна взвешенность и тщательный подбор аргументов. Иначе чистые, искренние намерения могут привести к противоположному результату.

Но, в любом случае, пытаться надо. Ведь ежели не ставить эти вопросы сегодня, мы просто упустим время для продвижения мусульманского сообщества вперед.

Беседовала Наиля Каримова

Пятничная проповедь в мечети

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2019 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Пустые мечети – мертвые мечети! Пятничная проповедь

Дорогие братья и сестры! Единоверцы!

В эту пятничную хутбу мы поговорим с вами о важности посещения домов Аллаха, где мусульмане поклоняются своему Творцу, приветствуют друг друга, слушают полезные наставления и проповеди имамов.

Мечети бывают разные, некоторые из них украшены золотыми аятами Корана и имеют дорогое убранство, но разве не сами прихожане являются их подлинным украшением и красотой? Регулярно посещая их, разве тем самым мы не оживляем их? Словосочетание «имарату аль-масажид» («оживление мечетей») встречается в Досточтимом Коране, так Всевышний говорит:

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (9:18).

Что мы понимаем под словом «оживление»? Мусульманские ученые утверждают, что «оживление» может быть как материальным — «маддия», так и духовным — «имания». Отсутствие мечети может привести к утрате веры, разобщению уммы и прочим негативным последствиям. Поэтому, если где-то отсутствует дом Всевышнего, то ее строительство для местных жителей из числа мусульман является «фар дуль-кифая» — обязанностью. Появление новых храмов в каком-либо населенном пункте меняет статус и жизнь ее жителей в положительную сторону. Они получают возможность встречаться с единоверцами и качественно обучаться религии. Помогая строить, содержать или ремонтировать мечети, мы оживляем их. Пророк Мухаммад ? сказал:

«Тому, кто построит мечеть ради Аллаха, для того Аллах построит дом в раю» (Ибн Маджа, сахих).

Под духовным оживлением имеется ввиду выполнение тех целей, которые стоят перед мечетями. Для чего их строят? Правильно, чтобы в них поклонялись. Постоянно посещая их, укрепляя в них свою веру чтением Корана, получая религиозные знания мы оживляем их своей верой. Сколько у нас уже построенных мечетей, в которых есть все условия для поклонения, но при этом их стены пустуют, в них не проводятся коллективные намазы и верующие посещают их только по пятницам? Что? У нас в городе нет мусульман? Только в Нижнем Новгороде их несколько сотен тысяч. Тогда почему в обычные дни здесь никого нет. Порой на обеденном намазе можно увидеть 3 или 4 человека. Такая картина во многих регионах нашей страны. В Досточтимом аяте сказано:

«Неужели же вы (о, многобожники) считаете, что поение (водой) паломника и забота о Запретной Мечети являются подобным [равным] (деянию) того, кто уверовал в Аллаха и в Последний день [День Суда] и усердствовал на пути Аллаха?» (9:19).

Здесь Всевышний говорит о язычниках Мекки. Они заботились о Запретной мечети и Каабе, убирались в ней, делали ремонт, бесплатно кормили и поили в ней всех паломников. Возможно, они делали это более качественно и лучше чем сегодня некоторые наши братья и сестры. Но какой смысл от всех этих деяний, если в самой мечети люди не совершали поклонение, не выстаивали намазы? Вот о чем идет речь в данном аяте. Во времена пророка ? сахабы (мир ему) посещали мечеть пять раз в день, получали в ней знания и тем самым оживляли ее. О них в Священном Коране говорится следующее:

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (24:36-37).

В аяте Аллах Сам ясно раскрывает значение термина «имарату аль-масажид»: совершение в ней намазов, раздача милостыни, мольбы-дуа. Неверующий человек не способен оживлять мечеть таким способом.

О духовном оживлении мечети говорил посланник Аллаха ?:

«Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним» (Муслим).

Пребывание верующего в мечети указывает на его лучшие качества; мы не имеем виду тех, кто приходит, чтобы поспать или решать мирские проблемы. Аджра достигнут те, кто проводит время, получая знания, посещая лекции, поклоняясь Аллаху. Почему-то многие просто игнорируют аджр от нахождения в мечети. Какая у нас сейчас реальная картина того, что происходит в мечетях? Как только закончивается намаз, почти все выбегают из мечети, каждый отправится по своим делам. Мало кто знает, что пока человек находится в мечети, ожидая намаз, за него молятся ангелы! Дуа ангелов принимается. В достоверном хадисе сказано:

«Ангелы возносят мольбы за любого из вас всё то время, в которое он пребывает на месте совершения молитвы, пока не осквернится. (Ангелы говорят): “О Аллах, прости ему (грехи), о Аллах помилуй его!” И каждый из вас будет продолжать находиться на молитве всё то время, пока молитва будет удерживать его (в мечети), и ничто не удерживает его вернуться к своей семье, кроме молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Нахождение в мечети одна из причин получения тени в День страшного Суда

«Семерых Аллах укроет в тени Своего Трона в тот День, когда не будет иной тени», -среди них будет и тот, как сказано в хадисе — «Человек, сердце которого подвешено в мечетях» (Муслим).

Нахождение в мечети и ожидание намаза – это служба на пути Аллаха

Однажды пророк ? спросил своих сахабов (да будет доволен ими Аллах):

«Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?» Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это — совершение омовения должным образом, несмотря на неприятное, множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей), и это для вас — рибат”, повторив это трижды» (Муслим).

Что такое «Рибат»? Это — служение Всевышнему — дозор и борьба с шайтаном, который постоянно тянет нас от мечетей к мирскому. Некоторые ученые, как Хафиз ибн Раджаб, комментируя приведенный хадис, говорил: «Это лучше нахождения в мечети, ожидая наступление молитвы. Ибо ожидающий человек после выполнения намаза сразу же покидает мечеть. А ожидающий наоборот, после выполнения одного фарда, ждет наступление другого, тем самым проводит время в поклонении и удостаивается степени «Рибат» — служения Всевышнему».

Наш Творец гордится теми, кто остается в мечетях и поминает в них Аллаха:

«Сообщается, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) Муавийа, да будет доволен им Аллах, подошёл к кружку (людей, сидевших) в мечети, и спросил (их): «Что заставляет вас сидеть здесь?» Они ответили: «Мы (собрались, чтобы) поминать Аллаха». (Муавийа) спросил: «(И вы можете) поклясться Аллахом, что вас заставляет сидеть здесь только это?». Они сказали: «Нас (действительно) не заставляет сидеть здесь ничто, кроме этого!» (Муавийа) сказал: «Поистине, я попросил вас поклясться не потому, что подозреваю вас (в чём-то. Дело в том, что) никто из занимавших при посланнике Аллаха ? такое же положение, как и я, не рассказывал о нём (людям) меньше меня (, но теперь я хочу сказать, что однажды) посланник Аллаха ? подошёл к кружку своих сподвижников и спросил: «Что заставляет вас сидеть здесь?» Они ответили: «Мы (собрались, чтобы) поминать Аллаха и воздавать Ему хвалу за то, что Он привёл нас к Исламу и даровал его нам». (Пророк ?) спросил: «(И вы можете) поклясться Аллахом, что вас заставляет сидеть здесь только это?» Они сказали: «Клянёмся Аллахом, только это и заставило нас (собраться здесь!» Тогда Пророк ? сказал: «Поистине, я попросил вас поклясться не потому, что подозреваю вас (в чём-то), но ко мне явился Джибриль и сообщил мне, что Аллах гордится вами перед ангелами» (Муслим).

Имам аш-Шугби говорил: «Как только они (сахабы) завершали дела, сразу же устремлялись в мечети».

Молю Всевышнего, чтобы он усилил связь между нашими сердцами и мечетями. Помните, пустые мечети – мертвые мечети! Любовь и привязанность к домам Аллаха приводит в Рай. Да примет Господь наши поклонения и добрые дела!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракату!

Председатель Совета улемов ДУМНО Мунир-хазрат Беюсов