Все про джума мечети

Центральная Джума мечеть Махачкалы

Джума-мечеть в Махачкале: архитектурный памятник с религиозным значением

Джума-мечеть Махачкалы стоит в самом центре столицы Дагестана. Это одно из самых больших и красивых религиозных строений в Европе. Мечеть постоянно расширяют, но она сохраняет эстетичный внешний вид и геометрические пропорции.

Джума-мечеть не только образец великолепной архитектуры, украшающий город, но и место, куда люди приходят побыть наедине со своим Богом, забыть о политических распрях.

Для строительства Джума-мечети были приглашены талантливые турецкие мастера. В основу проекта положена концепция знаменитой стамбульской Голубой мечети, которая и стала прообразом мусульманского храма в Махачкале.

Центральная мечеть Махачкалы не сразу обрела своё нынешнее великолепие. Начало строительства – 1996-й год, а открытие состоялось в 1997-м. Тогда мечеть была довольно небольшой и вмещала всего 8 тысяч человек. Со временем желающих присутствовать на религиозных службах в дни пятничных молитв и в праздники становилось всё больше – площадь перед мечетью не вмещала всех верующих. Поэтому храм было решено расширить, а средства на реконструкцию собирали горожане.

Началась реконструкция в 2005 году, но активно она стала продвигаться в 2007-м, после проведения телемарафона в Махачкале, благодаря которому было собрано 25 млн рублей на благоустройство и реконструкцию мечети. Если в 2005 году вместимость мечети составляла 13 тысяч человек, то к завершению реконструкции она достигла 15 тысяч.

Особенности конструкции

В состав центральной мечети Махачкалы входят два минарета, высота каждого — 42 метра, четыре небольших подкупола и один большой главный купол. Наружные и внутренние стены окрашены в белый цвет.

Изображать животных и людей в мусульманской традиции не принято. Поэтому внутри Джума-мечеть украшена художественной росписью: растительными, геометрическими, абстрактными орнаментами. Узоры нанесены на колонны, своды, арки. На стенах — выдержки из Корана. Для освещения мечети используются роскошные дамасские люстры.

Культурное и религиозное значение

Двери мечети ежедневно открыты для всех верующих. С двух минаретов разносятся мелодичные звуки азана — призыва к молитве. Это знак того, что прихожанам пора приготовиться к совершению традиционного намаза. Мужчины располагаются на первом этаже, на зелёном шерстяном ковре. Здесь же имеется полка с книгами на русском и арабском языках, со священными чётками. Для женщин отведён второй этаж, где они рассаживаются для молитвы на красном ковре.

В переводе с арабского «джума» значит «пятничная». Такое название храму дано не зря: по пятницам в полдень совершается коллективная молитва, на нее собирается вся мусульманская община.

Главный имам мечети — Мухаммадрасул-хаджи Саадуев. Религиозное образование он получил в Буйнакском институте им. Сайфуллы-кади, а одним из его учителей был погибший заместитель председателя ДУМД Курамухаммад-хаджи Рамазанов.

Саадуев следит за тем, чтобы мечеть выполняла свои религиозные функции. Он организовывает следующие мероприятия:

  • пятничные проповеди;
  • ежедневный приём людей;
  • привлечение состоятельных людей к оказанию материальной помощи из закята неимущим и нуждающимся;
  • просветительская деятельность в учебных заведениях, СМИ, организациях;
  • решение споров и конфликтов на основе шариата;
  • конкурсы на знание жизни Пророка (Мухаммада);
  • краткосрочные курсы обучения намазу, Корану, религиозным знаниям для школьников;
  • акция «Намаз за один день»: в выходные дни около 60 человек учатся совершать намаз за несколько часов;
  • участие в передаче «Ваша тема»: каждую субботу руководители мечети в прямом эфире отвечают на вопросы граждан.

То, что тысячи мусульман постоянно приходят в мечеть, говорит о большом авторитете храма у народа. Сюда со всей республики приезжают верующие получить совет или помощь. Посещаемость Джума-мечети в дни праздничных богослужений в сравнении с иными мечетями просто рекордная.

Расположенная в самом центре Ичан-Калы, Джума мечеть (пятничная) занимает самое важное место среди всех остальных мечетей Хивы. Главным ее отличием является нехарактерная для мечетей архитектура. Невзирая на традиции, Джума мечеть не имеет ни входных арок, ни входных порталов, ни даже традиционных купольных перекрытий. Вместо всего этого Джума мечеть представляет собой одноэтажное сооружение с массивной стеной и тремя входами. Все это несоответствие связано с тем, что когда в конце XVIII века на пожертвования ханского сановника Абдурахмана Михтара началось строительство мечети, до нее на этом месте уже существовала мечеть. В дань древним традициям, мастерам было дано распоряжение построить мечеть именно такой, какой она была ранее, в X в.

Центральный вход в мечеть расположен на единственной прямой улице Хивы, идущей от цитадели Куня-Арк. Сам вход представляет собой деревянную дверь, которая богато декорирована узорной резьбой. Возраст двери насчитывает более семи веков.

Но самым необычным в Джума мечети является непосредственно комната для молитв. Её крыша опирается на колонны, общее количество которых превышает две сотни. Колонны имеют разную высоту, варьирующуюся от 4 до 5 метров. Это комната — музей, рассказывающий о стиле хивинской резьбы по дереву в разные времена. Несколько колонн датируются X в. и представляют собой большой интерес. Пара десятков колонн датируется XI-XIV веками, если судить по стилю орнамента. Колонны, относящиеся к XVI веку, выполнены плоским рельефом с явным подражанием древним мастерам.

Все колонны очень гармонично сочетаются друг с другом, несмотря на то что у каждой из них своя история. Так, некоторые колонны попросту достались по наследству, другие были перенесены сюда из старинных зданий, а несколько колонн стали частью военной добычи. Тем не менее, их объединяет то, что все они восхитительны в своем богатом орнаменте и необычной резьбе, и основание каждой из колонн представлено в виде кувшина и цветущими из него растениями.

В самой середине южной стены расположены вложенные друг в друга стрельчатые арки. Свет в Джуму мечеть попадает через три специальных потолочных отверстия, создавая тем самым невероятную игру света в полумрачном помещении.

Читайте так же:  Адрес соборной мечети москва

Джума мечеть и построенный в то же время минарет являются центром Ичан-Калы и точкой отсчета при осмотре достопримечательностей Хивы.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

Бьют себя до мяса: жизнь самой загадочной общины российского ислама

ДУШАНБЕ, 3 июл — Sputnik. На самом юге России в Республике Дагестан живут шииты. Это единственная их община в стране, и образовалась она еще в первые десятилетия существования ислама, когда мусульмане пришли на Кавказ.

Корреспондент РИА Новости побывал в гостях у шиитов и познакомился с необычными местными традициями.

«Так бывает только у нас» — обычаи шиитов

Ровно в полдень над древним Дербентом раздаются громкие призывы на молитву. Верующие спешат к мечетям — кто пешком, кто на машинах.

Вход в древнейшую на территории России мечеть загорожен автомобилями — помолиться тут, в дербентской Джума-мечети, считается за честь не только у шиитов, но и у суннитов. Местные говорят, что до революции каждую пятницу сюда стекались верующие со всего Дагестана.

В само здание мечети верующие заходят только с правой ноги, а выходят с левой. Таков шиитский обычай. Как и молитва перед входом, которую читают с поднятыми к небу ладонями.

«Мы молимся о душах хозяев мечети — тех, кто ее строил. Это своего рода приветствие, такое есть только у шиитов», — говорит Гюльчохра Сеидова.

Сама она шиитка и уже много лет исследует общину, как она говорит, изнутри. Ее родители евреи, но Гюльчохра вышла замуж за мусульманина по фамилии Сеидов — таких в Дербенте много: слово «сеид» означает принадлежность к потомкам пророка Мухаммеда и его зятя Али, почитаемого шиитами. Для них, как говорят тут, «все двери открыты». Люди с этим «титулом» пользуются особым уважением среди шиитов, особенно на Кавказе.

В мечети многолюдно, но все молятся очень тихо. В отличие от суннитов, шииты при земном поклоне кладут лоб на небольшой камень или кусочек земли в контейнере. Это, как говорят верующие, частичка из Кербелы, города в Ираке, где в 680 году принял мученическую смерть глубоко чтимый шиитами имам Хусейн.

«Эти камни дают силу. Вы же слышали что-то про чакры? Вот здесь — то же воздействие», — объясняет дербентец Мустафа и поочередно прикладывает камень ко лбу, груди и животу.

«Мужики падали в обморок» — про обряд бичевания

Раскол на суннизм и шиизм произошел в исламе в первые же десятилетия его существования. После смерти пророка Мухаммеда (в 632 году) объединенными им арабскими племенами правили его сподвижники, праведные халифы — одновременно духовные и светские лидеры.

После смерти третьего из них, Умара, халифом стал зять пророка — Али. Однако один из его военачальников, Муавия, поднял мятеж и основал Омейядский династический халифат.

Шииты же (в переводе с арабского — «последователи») полагали, что единственным духовным лидером мусульман (имамом) может быть только халиф Али и его потомки. Поэтому духовный сан у шиитов, в отличие от суннитов, наследуется.

За многие столетия раскола возникли отличия и на обрядовом уровне.

«Если сунниты отмечают только два праздника — Ураза-байрам и Курбан-байрам — то у нас к ним добавляется Новруз-байрам (новый год по астрономическому календарю)», — объясняет ахунд (настоятель) Джума-мечети Дербента Сеидхашим Миртеибов.

Кроме того, шииты обязаны держать траур, причем целых 50 дней. В мусульманский месяц Мухаррам они вспоминают мученическую смерть имама Хусейна, сына халифа Али.

Десятое число этого месяца — день Ашура — известен шокирующими обрядами: верующие подвергают себя различным истязаниям, дабы показать, что готовы пойти на все ради Аллаха. Кто-то ходит по углям, а кто-то бичует себя или наносит увечья.

«Мой сын несколько раз бичевал себя, очень стойко все выдержал. А однажды ко мне приехали гости из Петербурга на день Ашура — взрослые мужики. Так они в обморок падали от увиденного — шииты били себя до мяса», — рассказывает Гюльчохра Сеидова.

Впрочем, в последние годы массовые самоистязания стали беспокоить местные власти, поэтому в места сбора верующих в день Ашура приезжает скорая, и шииты просто сдают медикам кровь. Это куда более действенная «жертва Всевышнему», ведь от нее — реальная польза людям, объясняют людям ахунды.

Сколько в Дагестане шиитов

На Кавказ шииты пришли из Ирана в VIII веке, в эпоху арабских завоеваний. Некоторые ученые полагают, что это первая мусульманская община на территории современной России, хоть и немногочисленная — примерно 90 тысяч человек.

И Дербент — ее центр. Кстати, здесь находится одна из главных мусульманских святынь — место погребения 40 праведных сподвижников пророка Мухаммеда.

«В Дербенте где-то 30-40 тысяч шиитов и семь мечетей. Есть еще объединения в ряде окрестных сел», — объясняет глава общины Джума-мечети Дербента Сеидъяхья Сеидов.

Правда, по его словам, сейчас многие забывают о традициях. Это показывает тот же день Ашура — «все меньше в нем участвуют».

Шииты признают, что они всегда были достаточно закрытыми для внешнего мира. Однако здесь, в Дербенте, отгородиться не получится — люди разных религий веками живут бок о бок.

«К нам на праздники приходят иудеи, батюшка православный заглядывает. Когда Пасха, то мы, в свою очередь, идем в церковь. Кто-то даже ставит там свечки. Православных тут немного, поэтому если в праздники вы увидите многочисленный крестный ход, знайте: часть его участников — шииты», — с улыбкой признается Сеидов.

Читайте так же:  Где находится мечеть омара страна

Джума-мечеть в Тбилиси – место примирения и любви

Тбилиси — это не просто город, это мелодия — теплая, красивая, подчас выворачивающая наизнанку. Мелодия, создаваемая совершенно разными по тональности и звучанию инструментами. Звуками зурны, льющимися из авлабарского двора, печальным сказом дудукиста с винного подъёма и плачущего о чем-то своём саза с Мейдана.

Только представьте себе – тбилисские бани с колоритными терщиками, чайхана с длинными, задушевными беседами и режущиеся в нарды местные жители. И завершающее эту колоритную идиллию Мейдана звучание саза — старейшего азербайджанского народного музыкального инструмента. Вообще Мейдан не просто исторический центр города, но и средоточие восточной культуры. Издревле тут селились персы, азербайджанцы, турки. Жили, торговали, строили дома и храмы. На маленьком пяточке в древности было целых две мечети. Одну из них разрушили в 50-х годах двадцатого столетия, а другая и поныне стоит на том самом месте, где и была построена еще в XVIII веке, на Ботанической улице.

Из инженеров в директора мечети

Говорят, единственная тбилисская мечеть не похожа ни на одну мечеть вообще. В ее архитектурном стиле присутствуют и ислам, и неоготика. Возле пятничной мечети возвышается минарет, его купол хорошо виден с примыкающих городских улиц.

У Джума-мечети (то есть, пятничной – в день, когда мусульмане коллективно молятся) длинная история. Впервые ее возвели османы в 1723 году. Но лет через 20 мечеть разрушили персидские войска. И в середине XIX века на этом самом месте снова возвели мечеть, намного уступающую по размерам той, которая дошла до нас. Мечеть была отстроена по проекту итальянского архитектора Джованни Скудиери. В 1864-м мечеть расширили, добавив ей площадь. Последняя реставрация мечети была произведена в 1998 году.

Переступаю порог мечети. У входа в главный зал, устланный ковровыми дорожками, сидит мужчина средних лет. На мой вопрос, можно ли человеку с другой верой заходить в мечеть, он, улыбаясь, объясняет: «Ну, конечно, можно! Главное, заходить с чистым сердцем и добрыми помыслами».

Тахмез Гасанов уже 21 год работает директором мечети. Быть просто верующим человеком и руководить мечетью — вещи разные. Поэтому, когда ему предложили место, он неделю раздумывал над тем, а потянет ли. Тахмез родился в Болнисском районе, а после окончания школы поехал учиться в Баку. Там он окончил Бакинский транспортный институт и вернулся на родину, в Грузию. Со временем переселился из провинции в городской район, где преимущественно жили азербайджанцы. Вот и живёт уже более 40 лет в самом сердце столицы, на Мейдане, если точнее — на Ботанической улице, прямо напротив мечети.

Первое время, после окончания института, Тахмез работал инженером в транспортном министерстве. Зарплата была низкой, поэтому подрабатывал и в других местах. Говорит, на жизнь ему хватало. Так прошли лет двадцать. Наступил 91-й год, который ознаменовался распадом Советского Союза. Потом началась разруха, люди перебивались, кто, чем мог. А спустя пару лет, ахунд (епископ) мечети предложил стать ее директором. Предложение оказалось неожиданным, он в течение недели пытался осмыслить оказанную ему честь.

Тахмез ни разу не пожалел о своем решении. Он и раньше не злоупотреблял излишествами, а после того, как заступил на эту должность, и подавно. Стал вести правильный образ жизни, без алкоголя, сигарет и зина (прелюбодеяние в исламе). Тут в наш разговор вклинивается тема многоженства, допускаемого в исламе. Мужчина имеет право на три и четыре семьи. Конечно, бывает, обстоятельства складываются таким образом, что новую семью создавать не хочется, и люди идут на временные отношения, которые называются сиге, говорит Тахмез. Делается это по обоюдному согласию. Сегодня редкий мусульманин имеет столько семей. Времена другие, объясняет он. Содержать столько семей сегодня крайне сложно. В семье Тахеза все живут в глубокой вере. Молитвы, посты, праздники. Тахмез постоянно отвлекается от разговора, приветствует прихожан из Ирана, Азербайджана, Арабских Эмиратов, Турции.

Сунниты и шииты в едином пространстве

Прихожане бесшумно снимают обувь, кладут на полку и заходят в чистое и просторное помещение. По правилам, вначале совершается обряд омовения чресл, чтобы человек с чистым телом и помыслами приступил к намазу – молитве. В пятничный, молитвенный день народу в мечети особенно много. Тахмез посматривает на часы и объясняет иностранцам на ломаном английском, что имам начнет читать ее уже через минут десять. Значит, и у меня в запасе столько же времени, после начала молитвы меня как представительницу слабого пола внутрь, хоть босиком, хоть с покрытой головой, уже не пустят.

Женщины в это время обращаются к пророку из отдельной молельни. На мой банальный вопрос почему, Тахмез отвечает: «Это чтобы нас, мужчин, шайтан не попутал».

Решаю быстрее познакомиться с внутренним убранством, используя представленную возможность. Разуваюсь и ступаю внутрь. Ногам, утонувшим в мякине ковра, становится приятно и свободно, словно они этого только и ждали. Внутренняя роспись на стенах храма насыщенного синего цвета. От этого она сильно напоминает кобальтовую.

Тбилисская Джума — мечеть уникальная по нескольким причинам. Одна из них — это два михраба, аркообразные ниши в стене. По местоположению михраба в мечети определяется местоположение священной Каабы в городе Мекке в Аравии. Молящиеся во время вознесения молитв смотрят именно в сторону михраба, по направлению Мекки.

В этой мечети также два минбара – место, с которого имам читает пятничную проповедь (хутбу). И один, и второй минбары расположены в углу, справа от михраба.

Первым минбаром, с которого читалась проповедь, был отрубленный ствол финикового дерева. Со временем он модернизировался и превратился в высокую трибуну с деревянным навесом. Сегодняшний минбар напоминает своей формой трон, к которому ведут лестницы с перилами. Суннитский минбар несколько отличается от шиитского. У шиитского минбара навес отсутствует. Это вообще-то один из тех редких случаев, когда в одной мечети молятся и суниты, и шииты, а молитвы читает при этом один имам. И этому многолетнему конфликту между единоверными братьями – сунитами и шиитами — тут нет места. И никогда не было. Тут они живут в мире и согласии, сколько себя помнят.

Читайте так же:  Пятничная проповедь в мечети

Как говорит директор мечети, вражда между этими течениями искусственно разжигается. «Почему между нами на протяжении стольких веков не возникало конфликтов? Вы посмотрите, на таком маленьком месте столько церквей разных конфессий: и православный храм, и армянская апостольская церковь, и синагога. И религиозные конфликты тут никогда не возникали. У нас никто такого не помнит. С верой и религией воевали только коммунисты. Им нужно было с корнем вырвать из людей веру, потому что верить можно было только в партию».

Видимо, поэтому из пяти ранее существующих в Тбилиси мечетей советская власть оставила только одну-единственную, на Ботанической улице. Последней из разрушенных мечетей стал храм у Метехского моста. Спасти из той шиитской мечети мусульманам удалось лишь минбар. Старейший, вырезанный из тёмного дерева минбар представляет самую большую ценность, поскольку, как говорит директор, датируется аж XVIII веком.

Есть еще одна интересная деталь, которая привлекает внимание христианина, попадающего в тбилисскую мечеть. Коробка с маленькими квадратной формы камушками. Все они одинаковой величины и цвета. Эти молитвенные камни из Мекки, по объяснению директора мечети, используются во время намаза. Их прикладывают ко лбу.

К тому времени мечеть заполняется людьми, и мое время истекает. Тахмез показывает – пора. Но при этом добавляет, что я могу понаблюдать за молитвой из женской молельни. И вот я уже с покрытой головой поднимаюсь по старым ступенькам отдельного, примыкающего к мечети строения. Оказываюсь на втором этаже. Своими внутренними окнами эта молельня выходит прямо в храм, где молятся сейчас представители сильной половины человечества.

Прямо под михрабом сидит на ковре имам. Он нараспев читает молитву, задевая в тебе своим монотонным пением нечто, чему ты и сам не сумеешь найти определения. Ведь поёт он на непонятном тебе языке, и тем не менее… А на благостный лад настраивает атмосфера, царящая при этом. Люди, мягко ступая по ковру, подходят к полкам, берут оттуда книги – Коран, бесшумно отходят. Садятся, облокачиваются о стену и уходят в чтение. Есть нечто завораживающее в естественности и непроизвольности происходящего, что-то, присутствующее, наверное, в любой религии…

Один из пяти древнейших мусульманских храмов в мире на территории России

О самой древней на территории СНГ мечети в Дербенте, построенной всего через 100 лет после смерти пророка Мухаммеда, рассказывает Indicator.Ru.

Традиционно в рубрике «Российские древности» мы пишем о древних православных храмах, сохранившихся на территории нашего государства. Просто потому, что именно их сохранилось больше всего. Но Россия — многоконфессиональное государство, здесь есть древние постройки и других религий. Поэтому мы сегодня и в пятницу расскажем о древностях исламского города, одного из древнейших городов России, Дербента. Сегодняшний наш экскурс посвящен древнейшей на территории СНГ и одной из древнейших мечетей мира, Джума-мечети.

Для начала, что такое джума-мечеть? В пятницу, традиционно в полуденный намаз, совершается джума-молитва, предписанная в Коране. Главная обязанность этой молитвы — то, что она должна быть коллективной, мусульмане должны совершать ее вместе. Поэтому обычно в каждом городе существует так называемая пятничная, или джума-мечеть. Говоря языком православия, соборная мечеть.

В VIII веке в Дербенте было семь магалов — районов. В 733 году в каждом из магалов построили небольшую мечеть. И, естественно, выстроили и джума-мечеть, которая и дошла до нашего времени. Напомним, пророк Мухаммед умер всего лишь за сто лет до этого, в 632 году, поэтому мечеть 733 года аналогична христианскому храму 100 года нашей эры. Естественно, таких мечетей сохранилось очень и очень мало. На территории СНГ (даже в древнем Узбекистане) нет столь древних исламских построек, а вообще дербентская Джума-мечеть входит в пятерку древнейших мечетей мира.

История ее пока что не очень хорошо освещена. Нам известно, что она пострадала от землетрясения в XIV веке: над входом есть надпись о том, что в 1368-1369 годах ее восстановил Тажуддин из Баку. Интересно, что сильнейшее землетрясение 1970 года (9 баллов по шкале Рихтера) мечеть пережила. С XV века здесь строится медресе — учебное заведение.

Особой достопримечательностью мечети и всего Дербента слывут четыре древних платана, которым то ли 800 лет, то ли 300. В любом случае, как говорят местные жители, платаны высажены так, что при взгляде сверху («с неба») они образуют надпись на арабском «Аллах».

Сейчас мечеть отреставрирована (к 2000-летию Дербента) и вместе с крепостью Нарын-Кала и другими древними постройками древнего города включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Вот как описал Джума-мечеть Александр Бестужев-Марлинский, а вы по возможности навестите Дербент и его главный храм.

«…Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет… Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; все дышит отсутствием настоящего… и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу».