Дорога в свирский монастырь

А. Демкин
Российский паломник.
Описание святых мест Северо-Запада России.

© 2012, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

Колодец Св. Александра Свирского в Свято-Троицком Александро Свирском мужском монастыре

1. Описание колодца Св. Александра Свирского. Колодец, выкопанный Св. Александром Свирским подле своей отходной Преображенской пустыни, где Св. Александр отдыхал от наплыва посетителей в Троицкую пустынь. Колодец распологается на территории Северной Лавры — Свято-Троицкого монастыря возле озера Рощинского, издревна славного чудесами (свечениями на месте нынешнего монастыря). В Преображенской пустыни находится часовня на месте явления Св. Александру Св.Троицы. В часовне наблюдается совершенно необъяснимое и очень сильное воздействие на человека — ощущения пульсации воздуха и видимое глазом дрожание воздуха над песком. Припасите емкость для песка: в часовне часовне можно взять с собой немного песка, насыпанного на месте Явления или купить мешочек с песком в свечной лавке неподалеку. Мощи Св. Александра Свирского почивают в приделе в Преображенском соборе. В церкви свв. прор. Захарии и Елизаветы (построена в 1668 году при игумене Макарии. ) храниться частица с креста, на котором был распят Иисус и копия Туринской плащаницы. Если вы нуждаетесь в исцелении — поклонитесь и помолитесь Св. Александру Свирскому. Если же просить не о чем, просто поклонитесь и отдайте должное — Св. Александр помогал Петру I при освобождении земель от шведов и в заложении Петербурга. Первую часовню в Петербурге Петр заложил во имя Св. Александра Свирского. В Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря среди чудесно обновившихся уникальных фресок 1710 года находится уникальное изображение Петра I в виде библейского Иакова, пасущего овец. Троицкий собор был возведен в честь Святой Троицы на месте, указанном Св. Александру Свирскому ангелом. В соборе в духе нравоучительных росписей времен Петра I представлены библейские сюжеты. Фрески правой части собора представляют грехи человеческие и врагов православных, которые непременно попадут в гиенну огненую. Левая часть росписи представляет добродетели и показывает райские кущи на небесах.

Самый сильный из святых источников, известных автору, в имя преподобного Александра Свирского накодится в Никандровой пустыни в Псковской области.

Молитвы святому преподобному Александру Свирскому:

О преподобне и богоносне отче наш Александре! Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Буди нам, рабам Божиим (имена), чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Молитва преп. Александра Свирского, читаемая в обители у мощей:

О Преподобне и Богоносне Отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1695 гг. при архимандрите Гермогенена месте, указанном Св. Александру Свирскому ангелом, где им первоначально была построена деревянная церковь. (На многих сайтах дата постройки Троицкого собора указана как 1791 г — это тиражируемая ошибка!). Освящен собор в 1698 году, 29 августа, Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Трапезная с каменной церковью Покрова Пресвятой Богородицы, построенная самим прп. Александром в 1533 году (в последний год своей земной жизни) на месте явления преподобному Пресвятой Богородицы. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный Иоанном Грозным из Москвы для «каменного дела». Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 — 1620 гг.
Звонница Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря. Возведена в 1647-1674 годы. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы, разобранные в XIX веке при перестройке звонницы. Церковь Иоанна Дамаскина (Больничная) построена в 1716 г. В ней молился Петр I. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена в 1896 году благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян.
Церковь Покрова Божией Матери. Отреставрированный фасад Троицкого сосбора.
Фреска Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря изображающая Петра I в виде библейского Иакова . Фрагмент фрески Троицкого собора с ликом Петра I.
Разыщите Ларису Александровну, чтобы услышать подробнейший рассказ о фресках Троицкого собора Свято-Троицкого. Фрески Троицкого собора с райскими кущами.
Трехярусный алтарь Троицкого собора — подарок московских художников. Поименованные враги православных христиан. Некотрые из них отражают исторический момент Петровской эпохи.

В 2010 году с Божьей помощью Троицкую часть монастыря окончательно передали Православной церкви, перевдя областную психиатрическую больницу в Лодейное поле. Монастырь разительно преображается. Уже отреставрированы наружные стены монастыря. Обитель постепенно приводится в старинное первозданное состояние. Вырублена старая ветхая березовая аллея — на ее месте высажены липы. На месте старой парковки высажены яблоневый и вишневый сады — так как это было при Св. Александре Свирском. Расчищены подходы к Рощенскому озеру, вычищена старая протока от Святого озера, на которой стояла монастырская водяная мельница. Возле Троицкой части монастыря устроено подворье Покрово-Тервенического монастыря, насельницы котрого славятся своими иконописными работами.

Троицкая часть Александро-Свирского монастыря после начала реконструкции. План схема Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря.
Преображенская часть Александро-Свирского монастыря. Рощинское озеро и руины монастырской квасоварни.
Подворье Покрово-Тервенического монастыря подле стен Александро-Свирского монастыря. Скит на другом берегу Рощинского озера с храмом в честь вмч. и Целителя Пантелеимона был восстановлен силами настоятеля монастыря архимандрита Лукиана (Куценко) и братии в 2009 году.
Внутри Преображенской части Александро-Свирского монастыря. Вид на церковь Св. Николая Чудотворца и часовню на месте явления Св. Троицы. В 1508 году Преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное. Преображенский собор был построен в 1641-1644 гг. При его постройке 17 апреля 1641 г. были обретены нетленные мощи святого Александра Свирского. Доржки вымощены песчаником со дна Онежского озера, добытым возле Петрозаводска.
Преображенская колокольня монастыря была возведена в 1903-1904 гг. Придел преподобного Александра Свирского построенный в 1716 году, где почивают мощи святого.
Церковь св. пророка Захарии и Елисаветы, вблизи собора, с небольшою над нею колокольнею, построена в 1668 году, при игумене Макарии. В церкви находится вторая в России копия Туринской плащаницы. Свечная лавка монастыря предлагает большой выбор икон преподобного Александа Свирского.
Купель на Рощинском озере. История Александра Свирского монастыря.
Небесная роспись в часовне на месте явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому. . Главные праздники Александра Свирского монастыря.
Правила поведения в храме и полезная информация о том, что делать в церкви. Простые истины, до сих пор недоступные для очень и очень многих.

В водосвятной часовне устроены краны для воды. Там можно набрать воды, окропить себя. Вода теперь поступает в часовню по трубам из монастыря, где и освящается. Происходит это потому, что советская власть устроила в часовне склад горючесмазочных веществ, и вода в колодце теперь испорчена. Монахи предпринимали многочисленные усилия по очистке колодца, но, пока полностью избавиться от следов нефтепродуктов в воде не удалось. По другим данным колодец был зарыт еще во время постройки часовни.

В 8 км от Александро-Свирского монастыря в скиту в селе Кондуши (поворот с шоссе на Андреевщину) находится еще один святой источник. Там силами настоятеля Александро-Свирского монастыря архимандрита Лукиана /Куценко/ и братии найден источник с фундаментом часовни, которая в дореволюционное время стояла на этом месте. В старом срубе обнаружена доска из под иконы. Изображение на иконе от влаги все осыпалось. После расчистки места, пошла вода. 21 марта 2007 года на источнике был совершен первый молебен Божией Матери и освящение источника в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В настоящее время храм иконы Всех Скорбящих Радость и святой источник обустроены братией.

2. Фотографии колодца Св. Александра Свирского.

Место разбора святой воды в водосвятной часовне. Надкладезная водосвятная часовня над колодчиком Александра Свирского. Построена в 1791 году архимандритом Парфением. Колодец этот зарыт при постройке часовни.
Александро-Свирскому монастырю можно инужно помогать. Слова Спасителя.

3. Географическое положение святого колодца и особенности дороги.

Колодец находится в селе Старая Слобода, Лодейнопольского района, Ленинградской области. Координаты колодца Св. Александра Свирского: 60.779363, 33.311669

Для того, чтобы добраться к Александро Свирскому монастырю автомобилем: от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе по Мурманскому шоссе М-18 до Лодейного поля (сохранилось место, где стоял дом Петра Первого при закладке Олонецких верфей в Лодейном поле) — дорога в хорошем состоянии — после ремонта. Можно проехать вокруг Лодейногополя по объездной (чуть дальше по расстоянию) до моста через Свирь. После моста по шоссе на Олонец — до левого поворот по указателю на монастырь (бело-голубая часовенка на развилке) — по приличной дороге проезжаем милую Новую Слободу и въезжаем в Старую Слободу. Парковка первая и единственная справа перед Троицкой частью монастыря. Рядом находится два больших кафе, магазин, продавцы лесных даров и в отдалении (налево) гостиница Старая Слобода Места в ней лучше бронировать заранее.

Особенности дороги на оятский святой источник: Наконец ремонт Мурманской трассы окончен. Дорожное покрытие пока без ям. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно и порадоваться хорошей и живописной дороге. Но теперь настал черед ремонта мостов: через Неву и другие реки. Поэтому длительные пробки обеспечены не только в выходные, но и в рабочие дни. Выезжать в паломничество следует рано утром, чтобы успеть проскочить самую большую пробку у моста через Неву. Чем дальше от города — тем спокойнее и свободнее трасса. Желающим подкрепиться в дороге можно порекомендовать кафе для дальнобойщиков с Сясьстрое (последний перекресток города — кафе справа за водокачкой). Иногда, при проходе яхт сиятельных российских особ, мост через свирь в Лодейном поле поднимают и в дневное время. Мне давелось простоять час, ожидая проход такой яхты.

4. Пожертовования и благотворительность

Контакты для благотворителей: Россия, 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, дер. Старая Слобода. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, Настоятелю архимандриту Лукиану /Куценко/. Телефон: (81364) 44-530, факс: (81364) 44-544. www.svirskoe.ru

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.

Копирайт автора статьи: © 2011 Андрей Демкин Вы можете использовать материалы статей с обязательным уведомлением автора — А. Демкина и с обязательной ссылкой на автора и его публикацию.

Дорога в свирский монастырь

Для нас уже становится традицией завершать паломнический сезон дальней поездкой на северо-запад России — начатая в прошлом году Валаамом, она продолжилась на сей раз монастырем Александра Свирского, расположенным в маленьком поселке Свирское, почти на границе Ленинградской области и Карелии.



Имя преподобного Александра Свирского, думаю, знакомо не многим, особенно в сравнении с такими угодниками земли русской, как, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский.

И это на самом деле удивительно, поскольку именно Александр Свирский сподобился того, чего за всю историю человечества до него был удостоен только один праведник – Авраам. Речь идет о явлении преподобному Александру Святой Троицы.

На месте, где это произошло, была возведена маленькая часовня. Первоначально она была деревянной, но мягкость и податливость этого материала способствовали тому, что спустя некоторое время часовня была поставлена на грань разрушения. Это произошло благодаря ревностному желанию паломников унести с собой частичку святого места, и они, не уступая древоточцам, буквально отгрызали кусочки дерева от стен часовни. Современный же ее облик относится ко времени правления императора Александра II, который, кстати, и пожертвовал средства на строительство.


Монастырь делится на две части – Преображенскую и Троицкую – по названиям главных соборов каждой из них. Старшая часть – Троицкая, а стенные росписи Троицкого собора (на фото — одноглавый) относятся к 1708 году, и, что примечательно, сегодня мы видим их именно в том первозданном варианте – никаким обновлениям и реставрации стены не подвергались, а насыщенностью цветов и стойкостью, как пояснила экскурсовод, росписи обязаны натуральным краскам.

Когда-то существовала интересная традиция увековечивать в одном из изображений в росписях храма монаршую особу. Троицкий собор строился в период правления Петра I, и именно его художник увековечил в образе Иакова.

Троицкий собор – холодный, неотапливаемый, края тамошние – суровые – и зимы, и ветра, и дожди, — да к тому же в Великую Отечественную снаряд, попавший в купол, проделал брешь, открыв внутренности храма всем стихиям. Однако вопреки всем прогнозам и законам природы, в частности, условиям, влекущим неизбежность появления ничего не щадящей плесени, своды собора оставались чисты и нетронуты разложением. Пожалуй, единственное, с чем пришлось основательно повозиться после того, как по окочании войны здешние места были освобождены от финнов, это очищение стен от копоти, возникшей на них, как полагают, из-за костров, которыми протапливалось помещение храма, использовавшееся финнами под склад.

В Троицкой части монастыря находится также крохотная Покровская церковь с трапезной (сама древняя постройка монастыря), где до революции проходили трапезы братии монастыря, а сейчас проходят коротенькие, но от того не менее впечатляющие, концерты праздничного хора монастыря для паломников.



За свою трехсотлетнюю историю монастырь пережил и осады, и иноземцев в своих стенах, а в 20 веке повторил судьбу еще сотен, если не тысяч, храмов и монастырей, приняв в себя последовательно множество самых разнообразных учреждений (колонию, детский дом), и трудно представить, что всего только три года назад Троицкую половину окончательно покинули пациенты и персонал расквартированной тут когда-то психиатрической больницы.

Сейчас Троицкая часть монастыря стоит законсервированной, и только периодически – например, на Троицу (когда сюда из Преображенского собора переносятся мощи Александра Свирского) и по воскресеньям — в Троицком соборе совершаются богослужения.

Преображенская часть монастыря с центральным Преображенским собором сейчас является средоточением монастырской жизни – здесь проходят богослужения, здесь же живет братия (всего около 30 человек), находится часовня Святой Троицы и различные сопутствующие бытовые постройки вроде трапезной для паломников.




И именно тут – в Преображенском соборе – покоятся мощи преподобного Александра Свирского. И здесь удивительно одно обстоятельство – их состояние. Взору открыты только кисть и стопы святого, которые выглядят настолько живыми и нетронутыми даже минимальным тлением, что невольно задаешься вопросом, сколько же им лет. А учитывая, что преподобный скончался в 1533 году, это нетрудно подсчитать. Единственной печатью времени на останках, чей возраст исчисляется почти 500 годами, является желтизна кожи — как у старых пергаментных или просто бумажных свитков.

Замечательно то, что нам удалось приложиться к открытым мощам, а также ранним утром– еще до воскресной литургии – прочитать акафист Александру Свирскому.

А богослужения стали торжеством межнационального богоисповедания – наш приезд совпал с пребыванием в монастыре священников и дьяконов с Украины, из Болгарии, Японии и Германии.

И не могу удержаться от того, чтобы коснуться бытовой стороны нашей поездки, что, может, конечно, вносит некий диссонанс в благочестивое повествование, однако же может оказаться полезным потенциальным паломникам.

Итак, в Свирское мы прибыли около 21 часа. Местом нашего постоя должен был оказаться Паломнический центр неподалеку от монастыря – собственно, так оно и произошло.

Двухэтажный деревянный домик мы заполонили почти целиком. Впереди нас поджидали две неожиданности, при этом имеющие неприятную взаимосвязь – температура в остывших комнатах примерно равнялась температуре наружного воздуха (а наружный воздух встретил нас не совсем июньским настроем), а единственное место, где можно было бы отогреть замерзшие члены – душ – оказалось одним на 20 с лишним человек и с ограничением водопользования под страхом необходимости ожидания следующего заполнения бойлера.

Однако следующий день принес с собой практически жару, протопившую наши комнатки, а также – более лояльный взгляд на стеснение в удобствах.

А на обратном пути у нас был запланирован заезд во Введено-Оятский женский монастырь (где покоятся мощи родителей преподобного Александра: Сергия и Варвары) с погружением в источник. Обитель встретила нас тишиной и безлюдьем средиземноморских монастырей – на залитых солнцем аккуратных площадях и лужайках, на дорожках, в храме и часовне не было ни души.

А вот источник при монастыре оказался очень своеобразным. У привычных к … он порушил все традиционные представления о «канонических» источниках и купелях. Во-первых, вода оказалась на редкость добросовестно минерализована, отчего вкус имел нестерпимо соленый. Во-вторых, купель, как таковая, отсутствовала, зато имелся маленький прудик, куда и предлагалось погрузиться (правда, для тех, кто был не готов к прилюдному погружению, где-то в недрах раздевалки был предусмотрен душ с водой из этого же прудика). В-третьих, вода была не привычной родниковой прозрачной, а мутной с явной взвесью песка со дна. Наконец, в-четвертых, вода была теплой – 12 градусов против обыкновенных для источников 4 вполне оправдывают слово «теплая».

Наибольшее наслаждение – по крайней мере, видимое постороннему глазу, — погружение доставило нашему самому младшему паломнику, который, окрыленный собственной смелостью от погружения с головой, начал бодро плескаться, вздымая мутные воды прудика.

Вот так завершилась наша поездка, если, конечно, не считать знакомства с загруженностью дорог северо-запада и копчеными обитателями водоемов этого же региона в процессе 7-часовой обратной дороги до Петербурга, но это уже совсем другая история

Свято-Троицкий монастырь: мироточат мощи Александра Свирского

Александр Свирский. Имя этого святого известно многим. Его почитают и верующие, и кто просто слышал о нем. К его мощам устремляются те, кто потерял надежду на исцеление у традиционной медицины. Приходилось мне встречаться и с врачами, которые с благоговением говорят о нем и его иконы хранят на рабочем столе. Питерцы наверняка, да и те, у кого есть время в командировке, используют возможность побывать в Свято-Троицком Александра Свирского мужском монастыре, который расположен в Лодейном Поле Ленинградской области. Кстати, из Москвы до Лодейного поля ходят прямые поезда, обычно москвичи посещают этт монастырь по пути в Карелию. Здесь и хранятся мощи святого.

Как добраться до монастыря

Находится монастырь в 260 км от Санкт-Петербурга, в 21 км от г. Лодейное Поле, в деревне Старая Слобода. До монастыря можно добраться железной дорогой или автотранспортом. Из Петербурга — на электричке, а из Петрозаводска — на поезде до Лодейного Поля; оттуда автобусом прямо до деревни Старая Слобода. Можно и воспользоваться автобусом из Петербурга, с 1-го автобусного вокзала по маршруту «Санкт-Петербург – Питкяранта» или «Санкт-Петербург – Петрозаводск», до развилки «Свирское», оттуда до деревни Старая Слобода — 5 км. Многие приезжают сюда на личном транспорте: 249-й км Мурманского шоссе, 5 км до монастыря. Дорогу сопровождает красивый пейзаж, что типично для всей северо-западной части России.

Около поездов дежурят таксисты, которые готовы отвезти в монастырь, о чем говорят тблички, которые они держат в руках.

Экскурсия по монастырю

Приехали мы в монастырь, в теплый и солнечный день, людей практически не было, что создавало приятное ощущение спокойствия. Мы сразу же направились в храм.

Схема монастыря (кликабельная)

У раки Преподобного Александра Свирского прочитали акафист, приложились к мощам. Я впервые видела нетленные мощи, что очень впечатлило. Многие стоят перед ракой на коленях. Тут же можно услышать случаи исцеления: туберкулез, онкология, заболевания рук и ног, долгожданная беременность. Паломники с благодарностью и почитанием преклоняются перед святым, мощи которого сильно мироточат и помогают нуждающимся. Говорят, что интенсивность мироточения зависит от того, кто из священников служит, как прихожане молятся, насколько крепка у стоящих на службе вера.

А затем экскурсия. Преображенский собор, церковь Святого пророка Захарии и Елисаветы. Колодец, вырытый руками Александра Свирского. На месте, где было явление Святой Троицы Александру Свирскому, стоит часовня. В ней всегда есть освященный песочек, который берут паломники, чтобы дома лечить недуги.

Наверное, неспроста в Троицком Соборе сами, без вмешательства человека, обновляются фрески. Все, что соприкасается с монастырем, особо отмечено. Так, враг рода человеческого повис на вбитом в стену гвозде. Преклонялся перед Преподобным Иоанн Грозный, который обращался к святому перед взятием Казани. Сюда на богомолье приезжали царь Федор Иоаннович, царь Борис Годунов, Михаил Романов.

Места вокруг монастыря живописны: хвойные леса, голубое озеро. Чистый воздух. Неспроста в окрестностях так много старожилов.

Обычно паломники покупают в монастыре масло и песочек, освященные на мощах Александра Свирского, берут воду в целебном источнике. Очень вкусна и монашеская выпечка, особенно хлеб. Трапезничать в монастыре не стали: торопились домой. Но у монастыря купили домашнего молока, северных ягод. Будет чем побаловать себя в дороге.

Новомученики монастыря (ч. 2)

Данные о хозяйстве монастыря к январю 1918 г.
(ко времени становления власти большевиков на Олонецкой земле).

Масштабность и успешность деятельности архимандрита Евгения лучше всего раскрывают данные о благосостоянии монастыря, взятые из его отчета за 1917 г. Прежде чем представить сведения о том, каким богатством владел монастырь, приведем высказывание большевиков, сделанное ими в 1919 г. — это было уже то время, когда монастырь фактически перестал существовать и все перешло в их руки. «Богатейший Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии передан Совету народного хозяйства. Данный монастырь владел не только большими площадями хороших полей, ему принадлежали и лучшие в уезде заводы, которые приносили монахам колоссальные доходы. Все благосостояние монастыря содержалось на мощах Александра Свирского». В последнем своем заключении новая безбожная власть не ошиблась: монастырь жил молитвами своего небесного покровителя и толпы паомников приезжали к мощам святого за его молитвенной помощью. Видно, подспудный страх владел безбожниками, если после расстрела настоятеля архимандрита Евгения во вторую очередь были арестованы и удалены из монастыря мощи преподобного Александра Свирского.

Чтобы представить уровень хозяйства монастыря в первый год свершившихся революций, снова обратимся к свидетельству архимандрита Евгения, к его отчету за 1917 г. Вот, что он писал своей рукой: «Хозяйство монастыря заключается в хлебопашестве, огородничестве, сенных покосах, лесной даче и скотоводстве. Пахотной земли 113 десятин, но земля песчаная, требующая весьма большого удобрения, получаемого с ней хлеба хватает лишь на полугодичное продовольствие, и то при хорошем урожае. Урожай хлеба в сем отчетном году был хороший. Картофеля положено было 170 мешков, уродилось 850 мешков. Огурцов уродилось 25000 штук, брюквы — 40 корзин, свеклы — 210 корзин, редьки — 20 корзин, луку — 20 мешков, капусты нарублено 19 чанов (около 800 пудов). Под огородом около 80 десятин; овощей с огорода хватает на годовое продовольствие. Огород обрабатывается своею братнею с частью богородников и наемных рабочих. Урожай овощей в сем отчетном 1917 году был хороший. Под покосами около 147 десятин, сенные покосы на свирских пожнях порядочные. Урожай трав в отчетном 1917 году был хороший. Сена накосили до 12000 пудов, но такового количества не хватает для кормления всего монастырского скота (29 лошадей с жеребятами и до 45 голов рогатого скота) и приходится ежегодно до 1000 пудов прикупать у местных окрестных крестьян» (20*).

Огромные площади земель были основным богатством монастыря, они составляли около 10000 десятин. Это богатство накапливалось веками. Так, большое количество десятин земли было жаловано в 1565 г. «Государем, Царем и Великим Князем Иоанном Васильевичем и последующими межеваниями в 1572 г., 1782 г., 1847 г». Кроме того, земля, отданная в вечное владение (5 участков) по указу Императора Павла от 18 декабря 1797 г. В 1821 г. пять больших участков были отданы по указу Сената (21*).

Недвижимое имущество монастыря составляло:

  • подворье в Санкт-Петербурге с церковью св. блгв. кн. Александра Невского и жилой дом с кельями для насельников подворья;
  • водяная мельница с турбинным двигателем при 5 амбарах для хранения зерна, жилой дом, скотный двор, каменная одноэтажная церковь в 6 верстах от монастыря, построенная на деньги архимандрита Назария;
  • плавучая пароходная пристань на реке Свирь, два деревянных дома, один из них двухэтажный;
  • судно, купленное за 700 рублей, на нем сооружена церковь;
  • лесопильный завод с рамой, два флигеля каменных и деревянный дом с водокачкой и кочегаркой;
  • кирпичный завод, при нем два деревянных дома;
  • подворье в Лодейном Поле и деревянный дом со службой при нем;
  • Монастырская квасоварня.
  • Монастырская пекарня.
  • Конечно, вся эта недвижимость приносила немалый доход монастырю. По балансовой монастырской книге к 1 января 1918 г. монастырь имел наличными 137842 руб. и проценты от капитала, заключающихся в гос. банковых билетах и других процентных бумагах всего на сумму 127898 руб.

    Во время первой мировой войны в 1915 г. в Троицкой части монастыря был открыт санаторий на 50 человек для больных и раненых воинов с прислугой до 40 человек на монастырском содержании (22*).

    Многолюден всегда был престольный праздник монастыря, собиралось до 10 тысяч человек, для охраны порядка приглашались полицейские. Так, в монастырской книге «Достопамятностей» сохранилась следующая запись об одном из праздников: «В праздник Святой Троицы (2 июня 1913 г.) в обители было торжество велие, на праздник подошли два крестных хода со множеством народа-паломников: один из Финляндии с Преосвященным Киприаном, епископом Сердобольским, а второй из Андрусовской пустыни. На праздник изволил прибыть архиепископ Сергий Финляндский и Никанор епископ Олонецкий. Троицын день было заседание в трапезной Карельского братства. Монастырь почтили поднесением знака Карельского братства, во всегдашнее пользование настоятелям монастыря» (23*).

    Итак, архимандриту Евгению пришла повестка из Уездного ЧК, согласно которой ему нужно было явиться туда, в Комиссию по борьбе со спекуляцией и саботажем, 29 сентября 1918 г. В архивных документах нет указаний на то, что повестки были присланы еще кому-то из насельников монастыря. Вот наименование единственной повестки, имеющейся в «Реестре исходящих бумаг»: «Повестка Олонецкой Уездной Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем от 26 сентября за № 126. Явка настоятелю 29 сентября к 12 часам дня в Олонец в названную комиссию» (24*). Последующие архивные документы свидетельствуют о том, что вместе с настоятелем были арестованы казначей иеромонах Варсонофий и иеромонах Исайя — гостиничный. Вероятно, они сопровождали настоятеля добровольно, вполне отдавая отчет в том, куда они направляются и каковы могут быть последствия. Возможно, иеромонах Исайя хотел дать показания о поведении красноармейцев в гостинице и в монастыре, ведь вопрос о депортации красноармейцев из монастыря по просьбе монахов не был решен властями.

    Еще менее известно, как и при каких обстоятельствах оказались арестованными священник Алексий Перов и председатель Комитета бедноты Петр Стальбовский. Однако по документам ВЧК и Контрольно-ревизионной комиссии все пятеро проходят вместе и вместе расстреляны, то есть об их расстреле сообщается в одних и тех же документах. Не исключено, что все пятеро в Олонец на комиссию отправились вместе, чтобы защитить настоятеля; известно, что к настоятелю благоволило все местное население. В заключении они находились почт месяц.

    Уже 1 октября из Александро-Свирского монастыря был послан рапорт Его Преосвященству Архиепископу Петрозаводскому и Олонецкому Иоанникию «с донесением об аресте настоятеля в г. Олонец» (25*).

    Следующая бумага, исходящая из монастыря, датируется 23 октября-1918 г. и именуется «Прошение братии монастыря в Исполнительный комитет Олонецкого уездного совета с ходатайством о освобождении настоятеля, казначея и иеромонаха Исайи из тюрьмы». Однако это прошение было отправлено с опозданием, так как их расстреляли в ночь с 19 на 20 октября (с 1- на 2 ноября н.ст.).

    За несколько дней до расстрела архимандрита Евгения и арестованных с ним, 14 октября 1918года, на заседании Олонецкого губернского исполкома было принято решение о «конфискации ценностей в Александро-Свирском монастыре, ненужных для последнего.» (26*)

    Когда готовился настоящий материал об архимандрите Евгении, нечаянным образом пришло сообщение от священника Санкт-Петербургской епархии о. Владимира Макаревича, который 10 лет, с 1969 по 1979 гг., служил в олонецкой кладбищенской церкви Успения Божией Матери. Среди его прихожан были и те пожилые люди, которым довелось стать свидетелями расстрела свирских монахов. Они рассказали о том, что расстрел происходил в городском парке в центре города. Перед расстрелом монахи попросили разрешить пропеть пасхальный тропарь «Христос воскресе» трижды. Им разрешили. Архимандрит Евгений был худенький, и после выстрела умер сразу, — так передает священник свидетельства очевидцев. Иеромонах Исайя был полный, и после выстрела долго мучился. Всех троих там же на месте расстрела и закопали. Очень долго, на протяжении более 50 лет, женщины из Свирского приезжали на могилку помолиться — так трогательно они хранили память об убиенных монахах. Сейчас место их расстрела и захоронения известно. Память о них передается из уст в уста, а молитвенная память продолжается во вновь возродившемся монастыре. И еще: не угасает память жителей Олонца и о сорока монахах, расстрелянных на месте теперешней площади перед Исполкомом. Их вели из Свирского монастыря, один из них всю дорогу читал Псалтирь. На следующий день после их гибели пришел указ об отмене расстрела.

    22 октября, когда настоятеля обители уже небыло в живых, в монастырь был отправлен отряд красноармейцев во главе с командиром батальона войск ВЧК при Олонецкой Губернии ЧК латышским стрелком Августом Вагнером с тем, чтобы провести расследование, обыски и допросы «причастных к агитации лиц» и конфисковать все монастырские ценности. При этом среди приехавших вместе с чекистами оказались бывшие послушники монастыря, которые хорошо знали о состоянии монастырского имущества (27*).

    23 октября 1918 г. из монастыря был снова отправлен рапорт Его Высокопреосвященству Епископу Петрозаводскому и Олонецкому Иоанникию. На этот раз с донесением о смерти архимандрита Евгения, казначея Варсонофия и иеромонаха Исайи.

    C 23 октября 198 в стенах обители начались допросы и конфискации, которые, по существу, выглядели как разбой и мародёрство: у монахов отобрали ключи от келий, «и келии обобрали. После этого угрожая револьверами, потребовали указаний о скрытых монастырских драгоценностях, и пришлось всё открыть, и всё они забрали. «, — сообщал в рапорте Патриарху Тихону епископ Иоанникий (Дьячков) (28*).

    25 октября в обитель прибыл ещё один отряд из Лодейнопольской уездной ЧК, представители которой поставили караул у ворот монастыря с тем, чтобы никого не впускать на территорию монастыря и никого не выпускать из него. Чекисты из г.Лодейного Поля были крайне недовольны тем, что представители губчека их опередили. В этот день красноармейцы отобрали ключи от Преображенского собора, в котором находились мощи. прп. Александра Свирского, чтобы их осмотреть, осыпая при этом монахов площадной бранью. На следующее утро представители Лодейнопольской ЧК потребовали от монахов открыть раку, при этом, не смущаясь присутствием посторонних свидетелей, «осыпали монахов и мощи самой отборной площадной руганью, даже другим товарищам совестно было слушать, не говоря уже о монахах, которые, наверно и по сейчас от этого не могут одуматься» — писал очевидец. После извлечения мощей из раки, монахам не позволили их отнести в алтарь, положив на пол. На протяжении всего времени на весь собор раздавалось «красноречие лодейнопольских коммунистов» (29*).

    Епископ сообщал в рапорте об этих событиях следующее: «. обобрали драгоценности в ризнице и взяли из Преображенского собора раку преподобного, сосуды и напрестольные кресты. Мощи преподобного из раки вынули и дерзнули своими руками открыть и даже глумиться над св.мощами. Мощи намеренны были увезти с собой, но братия упросила оставить, и оставили. Увезли все драгоценности, как-то: две раки преподобного, серебрянные доски от престола Петроградского подворья и небольшую раку того же подворья. несколько св.сосудов, евангелий и напрестольный крест — серебрянных, запрестольный крест из Преображенского собора. » Разумеется ни протоко о свкрытии мощей, ни опись увезённых впоследствии из монастыря ценностей не составлялись, т.к. «изъятие» протекало стихийно и напоминало грабёж (30*).

    К этому времени в храм, на субботнюю службу, стали приходить крестьяне, но зайдя в притвор, и поняв, что происходит, тут же уходили. Важно отметить то, что мощи святого были вскрыты против желания не только монахов, но и местных жителей, от которых впоследствии можно было услышать возмущение, негодование и проклятия в адрес виновников разгрома обители (31*). Один из свидетелей происходившего, заведующий губернским отделом здравоохранения Н.И. Теруков, выйдя из собора и повстречав командира отряда губернской ЧК А.Вагнера, сообщил ему о бесчинствах, которые творятся в церкви, «на что он махнул только рукой» (32*). А.Вагнер, очевидно, не мог и не собирался прекращать буйство и произвол своих подчинённых, предоставив им действовать по своему усмотрению.

    Разгром обители продолжался несколько дней и сопровождался пьянством.ю тюкю чекисты обнаружили большой запас церковного вина, заготовленного не только для обители, но и для церквей Олонецкого уезда. Управляющим монастырём военный комисар и комбед назначили настоятеля Свирского подворья игумена Антония (Лобачёва), проживавшего с августа 1918 в монастыре. Члены деревенского комитета вновь стали производить опись монастырского имущества и инвентаря и отбирать его (33*).

    Сохранилось ещё одно одно документальное свидетельство пребывания чукистов в святой обители — доклад сотрудника Комиссии по охране и регистрации памятников старины и искуства А.Крутецкогог. В январе 1919г А.Крутецкий, отправленный из Петрограда в коммандировку в Олонецкую губернию, посетил Петрозаводск, Лодейное поле и Александро-Свирский монастырь, где беседовал со свидетелями происходившего в обители разгрома. «Производя опись вещам при чрезвыч.комм. в Петрозаводске, . могу лишь добавить, что некоторые вещи либо умышленно разрушались, либо пострадали при перевозке, — пишет А.Крутицкий, пытаясь деликатно сформулировать причины разрушения и уничтожения церковной утвари, — у раки 19 века и у ковчежца поломаны и утеряны ножки, у большой раки оторвана крышка. Много ценных камней и жемчугов с вещей оборвано и похищено, наперстные кресты и панагии не имеют многих камней (хотя они и не ценны, но очевидно, приняты были грабителями за драгоценные). Сосуды и серебряные вещи помяты. Очевидцы (опрошенные мною в монастыре) показали, что видели многих людей в крестьянском и солдатском платье, которые набивали себе карманы вещами, сдирали ризы с икон в Преображенском соборе. » (34*).

    Ущерб, нанесённый обители, был невосполним. Председатель Олонецкой губернской ЧК О.Кантер в своём докладе в Олонецкий губернский исполком сообщал: «обыском было обнаружено замурованного и действительно скрытого в стене монастыря чистого серебра около 40 пудов в виде старинных монет, церковной утвари, рак и больших листов. Из нижеуказанной описи видно, что 74 вещи, конфискованные при обыске, отосланы в Петрозаводск исторический музей.» Другая часть конфискованного, 127 «разнородных по качеству и количеству предметов первой необходимости», была передана в комитет бедноты Александро-Свирской Слободы для распространения между нуждающимися (35*).

    29 ноября Олонгубревком постановил все серебрянные вещи из монастыря, не имевшие исторического значения, перелить в слитки и отправить в центр, что и было сделано. Общий вес слитков оказался равен девяти пудам десяти фунтам (36*).

    Через год новый настоятель монастыря игумен Антоний отправил документы убиенных в епархиальную канцелярию «для приобщения к делам»: за N 5786 — архимандрита Евгения, за N 7991 — иеромонаха Исайи, за N 6436 — иеромонаха Варсонофия.

    Итог этого кровавого дела и других ему подобных, совершенных и совершаемых позже, подвел ЦК РКП(б) в постановлении от 26 ноября 1918 г.: «Красный террор сейчас обязательнее, чем когда бы то ни было»(37*). В этих словах и политика, и программа, и оправдание безнаказанности деятельности красных террористов.

    Через две недели после сообщения о смерти настоятеля и иеромонахов в Реестре исходящих бумаг даются два сообщения, которые фактически свидетельствуют о начале конца монастырской жизни. В первом, от 5 ноября 1918 г., в Исполком Олонецкого уездного совета сообщается из монастыря, что «лошадьми и управлением монастыря заведует комитет бедноты». Это же подтверждает и рапорт от 19 ноября 1918 г Его Преосвященству, с донесением «о вступлении обители под управление местного Александро-Свирского комитета бедноты»(38*).

    Второе сообщение из Военного Комиссариата по военным делам от 7 декабря за № 839, с объявлением призыва на действующую службу в тыловое ополчение (39*).

    После ареста настоятеля в монастырь стали опступать требования из различных местных инстанций. Отдел народного образования велел предоставить помещение для размещения сельхозшколы, Военный комиссариат затребовал списки всех монашествующих, а так же перечень повозочного состава «по прилагаемой форме», некий С.Слесарев прибыл в обитель с целью осмотра подходящего здания для обустройства в нём ружейной мастерской, Федерация анархистов стала претендовать на значительный участок земли с целью организации коммуны и т.д. (40*)

    Насельники монастыря стали покидать монастырь практически сразу после расстрела настоятеля. Страницы Реестра исходящих бумаг пестрят сообщениями: билет монаху. иеромонаху. послушнику. для поездки на родину, для свидания с родными и т. д. С оговоренным сроком о тлучки, якобы в отпуск.

    Ниже представлен текст документа из ГАРФ (Государственный Архив Российской Федерации), копия этого документа находится в СПб Архиве ГМИР (Государственный музей истории религии). Документ был направлен из Олонецкой Уездной ЧК во Всероссийскую ЧК при Совете Народных Комиссаров. Этот документ по существу является приговором, вынесенным местными властями настоятелю Александро-Свирского монастыря архимандриту Евгению, казначею иеромонаху Варсонофию, священнику Алексию Петрову и Петру Стальбовскому. Чекисты составляли представленный документ в феврале 1919 г., проявив забывчивость или небрежность, так как не указали пятого расстрелянного ими — иеромонаха Исайю. О расстреле иеромонаха Исайи свидетельствуют монастырские документы и народная память.

    «На предложение Ваше от 25 января 1919 г. за № 487 Олонецкая УЧК сообщает Вам, что действительно ею расстреляны санкцией ГУБЧРЕЗВЫЧКОМА настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Евгений, казначей того же монастыря иеромонах Варсонофий, священник А. Петров и гражданин Стальбовский за организацию черносотенного союза по защите от Советской власти церквей, монастырей и часовен. На остальные Ваши вопросы будет отвечено Вам ГУБЧРЕЗВЫЧКОМОМ, каковой и отослана нами сего числа Ваша переписка. Председатель комиссии: (подпись неразборчива). Секретарь: (Сучков)» (41*).

    А судьи кто? ! (анкетные данные по Олонецкой губ.)

    В РЦАДНИ (бывшем Архиве ЦКРКП(б)) в материалах, посвященных учетно-распределительному отделу, содержатся анкеты работников советских учреждений — членов РКП(б) по Олонецкой губ. В основном это были молодые люди в возрасте 21-31 года. Многие из них после тюрем, то есть с криминальным прошлым, малограмотные. Например, из анкеты Петра Анохина — председателя Губ. Рев. Исполнительного комитета Советов рабочих и крестьянских депутатов: « 27 лет, образование домашнее, женат, двое детей; в графе «профессия»: неопределенная; с 1908 г. состоял членом партийной организации РСДРП. В графе «подвергался ли наказанию за принадлежность к партии»: привлекали за покушение на убийство жандарма, приговорен к двум годам вместе с высылкой в Сибирь, откуда освобожден в 1917 г. Какую работу выполняет: член Олонецкого Губ. Комитета РКП(б), член партийного суда, член издательской комиссии». Из-под его руки вышло много «определений» и «отношений» в адрес Александро-Свирского монастыря в 1918 — 1919 гг.

    Анкеты сотрудников Ревтрибунала:

    • Рудольф Витте, 33 года, холост, сельская школа, слесарь-водопроводчик, в партии с сентября 1918 г.
    • Андрей Буторин, 27 лет, женат, сельская школа, булочник-кондитер, в партии с марта 1918 г.
    • Ефим Зальгин, 28 лет, в партии с декабря 1917 г., настоящая должность — обвинитель.
    • Кропин Павел Иванович, 50 лет, с Путиловского завода, привлекался к суду за принадлежность к партии: 1896,1901,1905,1906 — разные тюрьмы с высылкой на пять лет. В настоящее время занимаемая должность — зав. Культурно-просветительным отделом (42*).
    • Вероятно, названные имена являются именами тех, кто расстрелял монахов Александро-Свирского монастыря. Ясно, что последнее слово было не за сотрудниками Ревтрибунала, — они лишь исполнители, но у них была (для передачи монахов суду Ревтрибунала) свобода действий, обеспеченная им еще 6 августа 1918 г. Декретом о борьбе с контрреволюцией и саботажем за подписью Ульянова (Ленина) и управляющего делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевича.

      Что касается сотрудников Лодейнопольской уездной ЧК, которым не мог возразить командующий батальоном губернской ЧК А.Вагнер, то в документах сохранилась характеристика одного из них, по фамилии Оборенко. Впервые его имя встречается в докладе Н.Терукова, заведующего губздравотделом. Из Петрозаводска Н.Теруков прибыл в Лодейное поле, а оттуда — в Александро-Свирский монастырь. «При этом замечу, — пишет Теруков, — что с нами одновременно выехали из Лодейного поля представители местной ЧК, один из которых был товарищ Оборенко, а второго, в матросской шинели, я не знаю. «. По прибытии в монастырь, человек в матросской шинели и с ним ещё несколько человек начали требовать у монахов ключи от Преображенского собора, где находились мощи преподобного. «Он вместе с требованием осыпал монахов потоками площадной брани», — продолжает Н.Теруков. — В это время вбегает товюОборенко, подходит к нам, и заорал: «Я вас (так-то) всех арестую! Вы у меня узнаете, марш все в помещение, а то, вот», — он показал револьвер. Я спросил — «в чём дело?» А он сказал, что «после узнаете всё». После этого он отобрал у монахов ключи от церкви, и мы отправились в своё помещение». Именно Оборенко распорядился поставить караулы у ворот монастыря, хотя, по словам Н.Терукова, «всем было известно, что приказывать мог только тов.Вагнер, как специально командированный из Петрозаводска и имевший на это полномочия». Однако сам «товарищ Вагнер», встретив во дворе Оборенко, только спросил у него, правда ли, что тот хотел арестовать всех, прибывших из Петрозаводска, на что тот, по словам Терукова, «кажется, ответил отрицательно». Именно он со своим товарищем «в матросской шинели» ворвался в собор на следующее утро с требованием открыть раку, осыпая братию и мощи святого бранью. В последствии Оборенко, как представитель власти, неоднократно превышал свои полномочия, точнее сказать, занимался мародёрством при арестах, обысках, за что в конце концов и был привлечён к уголовной ответственности (43*).

      В Петрозаводском национальном архиве в личных бумагах уполномоченного В. Клишко написано его рукой: «Соловецкий монастырь — склад оружия, Александро-Свирский монастырь — подготовка вооруженного восстания в 1918 г.». Карельское православное братство в его бумагах называется террористической организацией, которая призывала «стать на защиту Церкви устройством духовных союзов, которые противопоставили бы внешней силе — силу святого воодушевления, а если нужно, то и пострадали бы за Церковь» (44*). Сам факт духовного сопротивления считался «подготовкой вооруженного восстания».

      После принятия постановления Патриарха Тихона И священного Синода от 28 февраля 1918 года с призывом к верующим объединится для защиты святынь по России прокатилась волна многотысячных крестных ходов, в адрес правительства отправлялись многочисленные коллективные петиции. Архимандрит Евгений, войдя в «Союз охраны церквей. », а может быть и являясь одним из его организаторов, проявил себя послушным сыном своей Церкви. Он действенно и быстро откликнулся на соборный призыв. Уже в марте 1918 г. случилось организованное выступление с крестными ходами совместно с населением против комиссии новой власти, пришедшей с красноармейцами для учета монастырского имущества. Все обошлось без кровопролития, но пришедшие не с миром вынуждены были на время отступить. Во всех делах архимандрита Евгения проявлялись его хорошие и достойные православного христианина организаторские способности, и большая духовная сила и надежность исходила от этого человека, чем он не мог не вызвать доверие селян. Эти люди пришли на помощь монастырю и защитили его от тех, кто сделал попытку нарушить прежний устои жизни под окормлением монастыря. По свидетельству о. Владимира Макаревича, женщины из пос. Свирский ездили на могилу архим. Евгения, чтобы помолиться о нем и поклониться ему и иже с ним.

      Разгром древней Свирской обители потряс церковную общественность и получил тширокую огласку. Рапорт епископа Иоаникия (Дьячкова) стал известен членам Поместного собора. Участник собора, профессор Н.Д.Кузнецов 20 декабря 1918 года составил обращение в Совнарком, в котором высказал мысль о том, что «православный народ, узная о таком разгроме имущества монастыря, приходит в негадование и усматривает в нём обнаружение гонения на Православную Церковь со стороны Советсткой власти»; в заявлении была высказана просьба о том, чтобы лица, учавствующие в «этом позорном деле», были преданы революционному суду.(45*)

      20-го января 1919 из СНК за подписью управляющего делами В.Бонч_Бруева в Олонецкий губернский совет поступил запрос о факте разгрома монастыря и растреле монахов с приложением заявления Н.Д.Кузнецова. Подобные запросы в январе-феврале того же года поступили из IV отдела (по отделении церкви от государства) коммисариата юстиции Союза коммун Северной области, а так же отдела местного управления НКВД. Губернский исполком направил эти документы в Олонецкую ГубЧЕКА; Вскоре её председателдь, О.Кантер написал докладную записку, в которой многие факты отрицал или обошёл молчанием, а оснвной акцент сделал на «вскрытие контрреволюционной сущности» Союза при монастыре и «развенчания мифа» о нетленных мощах святого Александра Свирского. Вскольз упомянув о расстреле настоятеля монастыря и четырёх человек вместе с ним. О.Кантер оправдал санкционированные губчека действия стремлением «срочно избавится от элементов злого пошиба, архимандрита Евгения и Ко». (46*)

      14 марта 1919 года на заседании губисполкома этот отчёт был одобрен и в последствии разослан во все запрашивающие инстанции. (47*)

      Из оставшейся в монастыре братии по обвинению в «антисоветсткой агитации» были арестованы архимандрит Назарий, иеромонахи Меркурий, Палладий и Мардарий. В феврале 1919 года их выпустили под подписку о невыезде до конца «расследования» и о том, что «впредь они никакой агитацией заниматься не будут». После того, как губернская ЧК закрыла «дело»., выслав об этом отчёт, все четверо монахов были признаны виновными в антисоветской агитации, но в качестве наказания им было засчитано предварительное заключение. (48*)

      В своём отчёте председатель губчека О.Кантер привёл ложные показания о якобы костных останках, обнаруженных в раке прп.Александра Свирского одного из них, иеромонаха Мардария (наряду с показаниями игумена Антония, «назначенного чекистами после ареста архимандрита Евгения, настоятелем монастыря»).

      Необходимо отметить, что события связанные со вскрытием мощей прп.Александра Свирского не использовались в агитационно-пропагандистской работе в губернии и не нашли никакого отражения в местной периодической печати. Зная широкое почетание и огромную любовь к святому жителей губернии, власти не решились широко освещать происшедший в Свирской обители «инцидент». В тоже время известие об этом было переданно советской и коммунистической печатью во все, даже самые отдалённые районы Советской России и послужило поводом для начала компании по вскрытию мощей святых по всей стране.

      Несмотря на отсутствие широкой информации, расстрел архимандрита Евгения и четырёх человек с ним способствовал усилению в Олонецкой губернии сопротивления большевицкой власти, что было чревато серьёзными последствиями в условиях начавшейся Гражданской войны. Об этом красочно свидетельствует письмо Воскова в Смольный от 4 февраля 1919 г.: « Прошу немедленно озаботить все имеющиеся в распоряжении агитаторские силы в волости и селах Олонецкой губернии. Вести интенсивную и систематическую агитацию в советском коммунистическом духе и антифинском союзническом вторжении. Указываю на всю опасность, грозящую крестьянству насильным подчинением господству буржуазии. В ряде районов Олонецкой губернии неприятель пришел к активной, почти открытой агитации за восстание против большевиков. Следует бросить большие силы в деревню, чтобы создать для неприятеля неблаговидную атмосферу. Член Военревсовета Восков».(*49)

      Что касается деятельности губернской ЧК в 1918 году, то уже в 1919 году, на V очередном губернском съезде Советов Олонецкой губернии ей была дана следующая оценка: «На первых порах организации этого дела пришлось столкнуться с массой ненормальностей, по существу своему недопустимых. Многие из назначаемых туда. оказывались слабовольными и, следовательно, непригодными для такого рода работы, другие же просто впадали в преступления, получая по роду своей службы довольно широкие полномочия. За всё время существаония ЧК во всей губернии расстрелянно около тридцати человек, причастных к заговорам, выступлениям и пр. в этом роде; цифра безусловно, небольшая в период ожесточённой классвовой борьбы. » (50*)

      Читайте так же:  Гкиров трифонов монастырь