Монастыри переславского района

Никитский мужской монастырь с. Никитская Слобода Епархиальный мужской монастырь

Святая обитель во имя великомученика Никиты на берегу Плещеева озера была основана при суздальском князе Борисе на рубеже XI-XII века. Предположительно, монастырь выполнял роль опорного пункта для обращения местных язычников в христианство.

Широкую известность монастырь приобрел после того, как в нем поселился и стал подвизаться преподобный Никита Столпник.

В 1528 году по приказу великого князя Московского Василия III на территории монастыря на месте старой каменной Никитской церкви строится каменный Никитский собор.

Подлинный расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на неё обратил своё внимание сын Василия III — царь Иоанн Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость — на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надёжным укреплением. Не раз он со своей семьёй совершал паломничества в монастырь. В 1560-1564 годах по приказу царя было возведено новое здание собора — пятиглавый храм (старая постройка времён Василия III стала южным приделом Никиты Столпника). Иоанн Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века cохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения — трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иоанн Грозный снабдил монастырь вотчинами и учредил общее монастырское жительство.

Стены монастыря выдержали осаду поляков в 1609 году, но в 1611 году литовцы во главе с паном Сапегою после двухнедельной осады выжгли монастырь. Многих защитников монастыря перебили, а возглавлявший оборону игумен Мисаил после осады вынужден был скитаться.

Однако уже вскоре монастырь был восстановлен при участии царственной семьи Романовых. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович, патриарх Филарет (Романов) принесли монастырю ценные дары. При Алексее Михайловиче в 1643—1645 годах (частично на средства патриарха Иосифа) стены и башни были восстановлены с небольшими изменениями. Тогда же была возведена сохранившаяся до наших дней Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной палатой и шатровой колокольней.

В 1702 году построена существующая и поныне Черниговская часовня — последний образец переславской архитектуры древнерусского периода.

Монастырю удалось пережить губительное для многих обителей екатерининское время. В XVIII-XIX веках здесь продолжается строительство.

В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви пристроен придел во имя св. Николая Чудотворца. В XVIII веке построена часовня над столпом святого Никиты и служебные корпуса (все строения сохранились).

В начале XIX века вместо старинной (времён Иоанна Грозного) надвратной церкви Архангела Гавриила выстроена высокая колокольня.

В 1918 году имущество монастыря было национализировано. Формально монастырь был ликвидирован в 1923 году, ценные предметы были переданы музею. На территории и в строениях монастыря в разное время находились Дом отдыха для научных работников, школа, жилые квартиры, тюрьма. В 1933 году был сожжён иконостас Никитского собора.

В 1960—1970-х годах был отреставрирован Никитский собор — древнейшее сооружение монастыря. Однако в 1984 году рухнула его центральная глава.

Никитский монастырь был передан Русской Православной Церкви в декабре 1993 года. Началась масштабная реставрация зданий и обустройство территории, которыми руководил наместник монастыря — епископ Анатолий (Аксёнов).

С 1999 года наместником монастыря становится архимандрит Димитрий (Храмцов), продолживший работы по восстановлению и благоустройству святой обители.

Главной святыней Никитского монастыря являются мощи и вериги преподобного Никиты Столпника. В настоящее время тысячи паломников со всех концов России и со всего Православного мира ежегодно приезжают в Никитский мужской монастырь, чтобы помолиться и поклониться великой святыне.

Каталог организаций Переславля-Залесского ? Туризм ? Монастыри

Монастырь основан в первой половине XIV века. Около полувека в XVIII столетии обитель являлась центром епархии. Не раз «Пречистую на Горице» посещали великие князья и цари, делая богатые вклады.

Особенно заслуживает внимание Успенский собор, украшенный внутри великолепным иконостасом в стиле барокко. А с высокой колокольни Богоявленской церкви открывается прекрасный вид на весь город.

В настоящее время в зданиях монастыря разместился один из крупнейших провинциальных музеев России – Переславский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер., 4
Тел.: 8 (48535) 2-31-24, 3-81-00

Никитский мужской монастырь

Самая древняя обитель на Переславской земле – основан около 1010 г. Первоначально постройки монастыря были деревянными. В камне его отстроили на средства Ивана Грозного и его жены Анастасии Романовны. Царская чета неоднократно приезжала сюда на богомолье. В XVII веке в монастыре останавливался юный Петр I, когда приехал строить на озере Плещеево свой потешный флот. С обителью связано и имя первого из Переславских святых – Никиты Столпника.

Особенный архитектурный интерес представляют монастырские стены и башни XVI века, а также пятиглавый Никитский собор 1564 года.

Адрес: Переславский район, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, 20
Тел.: 8 (48535) 3-20-08, 3-17-65

Свято-Никольский женский монастырь

Монастырь предположительно основан в 1348 году Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. Основные постройки обители: ограда XVIII в., шатровая колокольня 1693 г. и Никольский собор 1721 г. были разрушены в первые десятилетия советской власти. С 1994 года обитель возрождается. В 2003 году закончено возведение нового Никольского собора и колокольни. В храмах обители покоятся мощи двух Переславских святых –благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.

Сегодня Свято-Никольский монастырь является одной из процветающих обителей города.

Адрес: Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43
Тел.: 8 (48535) 3-06-45

Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь

Обитель основана на месте скудельницы (братского кладбища) в начале XVI в. Троицкий собор монастыря построен в 1530 году на средства Василия III в благодарность за рождение сына Ивана (Грозного). Этот храм украшен монументальной живописью XVII века, выполненной артелью костромских мастеров под руководством Гурия Никитина.

Адрес: Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17
Тел.: 8 (48535) 3-19-07

Федоровский женский монастырь

Самый южный в Переславле монастырь, он первый встречает путника на дороге, ведущей из Москвы. Согласно легенде он был основан в 1304 году на месте битвы москвичей и переславцев с тверской дружиной. Самым древним сооружение обители является пятиглавый собор, в честь Федора Стратилата. Его строительство связывают с рождением в 1557 году царевича Федора, сына Ивана Грозного. Долгое время обитель находилась под покровительством царской семьи. Примерно тогда же он являлся местом заточения многих «неугодных» знатных женщин, в том числе и жены гинерал-прокурора П. Ягужинского Анны Федоровны.

Адрес: Переславль-Залесский, ул. Московская, 85
Тел.: 8 (48535) 3-80-22, 3-12-50

—> 6.3.3 —> —> 6.3.3 —> 2.2 —> 2.2f —> 1.3.3 —> —> 6.3.3 —> —> 6.3.3 —> 2.2 —> 2.2f —> 1.3.3 —> —> 6.3.3 —> —> 6.3.3 —> 2.2 —> 2.2f —> 1.3.3 —> —> 6.3.3 —> —> 6.3.3 —> 2.2 —> 2.2f —> 1.3.3 —>

г. Переславль-Залесский, ул. Трудовая, д. 1
тел.: +7 (48535) 98-313

Монастыри Переславля-Залесского

Все монастыри Переславля-Залесского

источник: clubfoto.ru

На пологом холме стоит, отражаясь в водах Плещеева озера, Горицкий Успенский монастырь. Он возник здесь в XIV веке и был назван по своему месторасположению – «горицкий», то есть на горе. Первоначально монастырь просуществовал недолго – его разрушили войска хана Тохтамыша. Но в XVII-XVIII вв. монастырь возрождается. По преданию возрождению обители способствовала княгиня Евдокия – жена Дмитрия Донского, которая чудом спаслась в монастыре от татарского набега. Так или иначе, вскоре обитель стала центром большой епархии, куда входили более 600 церквей и монастырей. Здесь началось активное строительство – выросли величественные храмы и соборы. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров. Главный храм Горицкого монастыря – Успенский собор. Он начал строиться в середине XVIII века. Сегодня он поражает очевидцев своей торжественностью и красотой. Здание окружен крытыми галереями с арочными проемами. Венчает собор мощное пятиглавие. Фасады храма покрашены не в привычный белый цвет, а в нежно-розовый. А крыши, купола и главы – окрашены в зеленый цвет. Весь собор украшен белоснежной лепниной в стиле барокко. Интерьер храма не менее богат – над его росписями работали лучшие мастера своего дела.

Также стоит обратить внимание на колокольню с Богоявленской церковью. Это высокое четырехъярусное строение красного цвета венчает изящная главка на узорчатом барабане. В нижнем ярусе имеется маленькая церковь. Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича.

Сегодня в Горицком монастыре располагается Переславский историко-художественный музей. Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Больше половины территории музея занято картинной галереей, где представлены полотна мастеров русской живописи.

источник: wholeearth.ru

Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой известный монастырь Переславля – Данилов монастырь, возникший в начале XVI века. Монастырь находится в тихом живописном месте, где кажется даже воздух особенно чист, и дышится легко и привольно. Здесь когда-то было братское кладбише, на котором трудился монах Даниил. Предсказав Василию III рождение сына, монах Даниил стал настоятелем обители, которую царь основал здесь на этом месте. Даниил стал также крестным новорожденного – великого Ивана Грозного. Главное здание монастыря — Троицкий собор – построено в 1532 году. Здесь имеется придел, где покоятся мощи Даниила. Собор украшен монументальной живописью XVII века. Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным. Собор увенчан массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. В 1689 году к собору была пристроена шатровая колокольня. Очень интересен ее шатровый купол с резными арками. Также в череде построек выделяется церковь Всех Святых и трапезная палата Похвалы Божией матери.

Все здания монастыря скомпонованы в единый ансамбль, который возвышается над деревянной застройкой бывшей монастырской слободы. Ныне это действующий монастырь.

Федоровский монастырь

Эта святая обитель имеет историческое значение для города. Согласно летописи в 1304 году в день Святого Федора Стратидата не этом месте произошло кровопролитное сражение между войсками московского и тверского князей. В память о победе московский князь устроил здесь монастырь.Древнейшее здание монастыря, Федоровский собор, был построен в 1557 году на средства, пожертвованные царем Иваном Грозным по случаю рождения сына Федора.
Это массивное кирпичное здание, пять глав его поставлены на широкие мощные световые барабаны. В 1886 году, собор был обведен с трех сторон стилизованной галереей. Внутри сохранились росписи. Еще одно строение обители, привлекающее своей самобытной красотой – Трапезная Введенская церковь, украшенная по центру зеленой главкой на стройном барабане.

источник: photoforum.ru

За чертой города на возвышенном берегу Плещеева озера расположился древнейший в округе Никитский монастырь. Он основан в начале XII века и был назван в честь переславского чудотворца Никиты Столпника. Житие Никиты начиналось весьма не преподобным образом. Он слыл жадиной, развратником и пьяницей. Но прозрев вдруг Никита ушел в монастырь, где к нему пришел дар исцеления. Многих людей в том числе и знатных вылечил Никита. Но погиб от рук разъяренного народа.

Центром архитектурного ансамбля монастыря является пятиглавый Никитский собор, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Тогда же Никитский монастырь был обведен каменной крепостной стеной с боевыми башнями. Во время смуты в начале XVII века Никитский монастырь-крепость смог оказать серьезное сопротивление иноземным захватчикам. В Никитской обители жил Петр I во время своих визитов в Переславль.
Белокаменный Никитский собор потрясает своими грандиозными размерами. Его венчают шесть огромных шлемовидных серебряных глав. К югу от храма расположилась церковь Благовещения с трапезной и колокольней. Белокаменная колокольня заслуживает отдельного внимания как оригинальный образец русского зодчества.

С 1993 г. Никитский монастырь является действующим мужским монастырем.

Никольский монастырь

источник: ladoga-centr.ru

Обитель, освященная во имя Николая Чудотворца, была основана в середине XIV века. Монастырь много раз разрушался и восстанавливался, владел большими дарами. Обитель славится красотой своих построек. Никольский собор, построенный в XVIII веке – венец творения зодчих того времени. Не похожий на остальные русские храмы, собор имеет форму пирамиды. Центральную вершину венчает золотая главка, а по бокам «спускаются» главки поменьше – по две с каждой стороны. Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.

Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. Благовещенская церковь (1748) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой.

Переяславский Никитский мужской монастырь

Переяславский Никитский мужской монастырь
и его небесные покровители.

Не много найдется, даже на Русской земле, городов, столь богатых святынями, святыми подвижниками и выдающимися государственными деятелями, как Переславль-Залесский. От Владимира Крестителя (ум. 1015), принесшего свет Православия в далекое Залесье, и от сыновей его — первых русских святых, благоверных князей Бориса (ум. 1015) и Глеба (ум. 1015) до царя-страстотерпца Николая Александровича (ум. 1918), а от него и сонма новомучеников переславских — вот исторический путь небольшого города на дивном Плещеевом озере, древнего и, как северная заря, вечно юного Переславля. Не вся ли история России — Святой Руси — уместилась за его могучими земляными валами и запечатлелась на камнях его соборов и монастырей? И в славной череде всероссийских святынь Переславля звездой первой величины сияет — скоро уже тысячу лет — монастырь, основанный нашими предками во имя святого великомученика Никиты (ум. ок. 372).

Образ преподобного Никиты, Переславского столпника. Шитьё. XVII век. Собрание Переславского музея.

Нынешние стены, храмы и постройки монастыря принадлежат к более позднему времени. Но сама земля монастырская хранит молитвы первых насельников обители, современников святого князя Владимира, их благочестивый порыв к Небу и их завещание нам, дальним потомкам, хранить веру православную.

Монастырь расположен к северу от города, чуть в стороне от дороги, идущей на Ростов Великий и Ярославль. От города к монастырю дорога идет мимо Борисоглебского старого городского кладбища, спускается в овраг, минует пруд, а затем, поднявшись на взгорье, приводит путника прямо к Святым вратам обители, над которыми возвышается строгая и стройная четырехъярусная колокольня. Далее — заповедная, святая земля, уже не принадлежащая людям, земля Божия, щедро напоенная Его благодатью. Мощные белые стены ограждают эту землю, а красавец-собор, увенчанный пятью великолепными главами, олицетворяет и свидетельствует славу Божию и красоту Его Вечного Царства. С озера монастырь представляется белоснежным, плывущим в небесах градом, как бы на время коснувшимся земли.

Сегодня мы, современные и даже церковные люди, не вполне понимаем то значение, какое имеют православные монастыри для жизни нашего государства и народа. Нам кажется, что за толстые монастырские стены уходят люди для того, чтобы оставить суетный, жестокий и несправедливый мир и обрести личный покой и утешение в одиночестве и молитве, отрешиться от забот мира сего. Но это совершенно недостаточное представление о роли монастырей в жизни общества. Монах отрешается не от забот и скорбей мира, а от мирского греха, и с заботой о мире возлагает на себя его скорбь. «Свет инокам — Ангелы, свет миру — иноки», — говорили святые отцы Церкви. Не пренебрежение миром, а пламенная молитва за мир, за живых и умерших людей, просвещение мира Словом Божиим, светом истинной веры и любви — вот важнейшее назначение монастыря. Но монастырь существует не только для монахов. Любой человек может прийти в монастырский храм помолиться, побеседовать со священником, получить духовные наставления, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», — говорит Господь всем нам (Мф. 11, 28). Однако — и это еще не все.

Не от мира ограждается православный монастырь своими высокими стенами, но ограждает ими мир от козней и происков извечного и лютого врага рода человеческого — диавола, который «ходит, как рыкающий лев ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Монастырь — это поле брани, на котором идет непрекращающаяся ни на минуту жестокая и бескомпромиссная война человека с силами «духов злобы поднебесных» (Еф. 6,12).

«Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, делайте дело мужское»,- писал своим потомкам в знаменитом Поучении Владимир Мономах.

Вот о том, как, не боясь ни войны, ни зверя, не щадя живота своего, на протяжении веков делают мужское дело — служат Богу, Церкви и всему миру – монахи одного из древнейших российских монастырей, и пойдет наш рассказ.

Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь.

Храмы монастыря:

Другие постройки и объекты:

8. Келейный корпус (XIX в.)
9. Казначейский корпус
10. Новый корпус (2009 г.)
11. Ограда (XVIII в.)
12. Башни ограды (XVIII в.)
13. Восточные ворота
14. Южные ворота
15. Хозяйственные ворота
16. Хозяйственные и прочие постройки
17. Некрополь
18. Пруд

Подворье в селе Годеново Ростовского района:

Николаевский монастырь, заштатный, в городе Переславле. Основан в XIV веке святым Дмитрием Прилуцким. Разоренный поляками в начале XVII века, он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (1645 г.). Сначала он был мужским; в 1898 году обращен в женский.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Переславльский Николаевский заштатный необщежительный женский монастырь в самом городе. Основан в конце XIV столетия преп. Димитрием Прилуцким. Разорен в смутное время, но возобновлен схимонахом Дионисием. Первоначально был мужским, в 1898 г. обращен в женский. Игуменья, монахинь 7, послушниц 44.

Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…» Москва, издание А.Д. Ступина, 1908

На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было «болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева». Начало основания Никольского монастыря положил в 1348 году святой Димитрий, позже названный Прилуцким. Сам преподобный родился под Переславлем в небольшом селе Веслево в купеческой семье Подкопаевых. В находящемся недалеко мужском Успенском Горицком монастыре он постригся в монахи. Спустя некоторое время преподобный в том самом лесу на берегу Плещеева озера построил деревянный небольшой храм. Спустя некоторое время возле этой церквушки и возникла обитель, названная в честь Святителя Николая Чудотворца и чьим настоятелем святой Димитрий оставался значительное время.

В 1354 году в Переславле состоялась знаменательная встреча игумена Димитрия с Сергием Радонежским. Благодаря беседам с преподобным Сергием Радонежским, Димитрий вводит в своей обители общежительный устав. Со временем Никольский монастырь начал приобретать все большую популярность, к нему стали стекаться богомольцы и верующие. В 1368 году по рекомендации преподобного Сергия Димитрий, желая уединенной молитвы, оставляет Переславль и уходит в Вологодские земли, где основывает другой монастырь — Спасо-Прилуцкий. В 1382 году Переславский Никольский монастырь был разорен и сожжен ханом Тохтамышем, а в 1408 году подвергся разорению эмиром Эдигеем. Обитель начала восстанавливаться после разрушительных нашествий только со второй половины 15 века. В то время царь Василий Третий начал собирать земли вокруг Московского княжества в единое государство.

К началу 16 столетия монастырь святого Николая стал процветающей и богатой обителью, имел свою землю и крестьян, получал обильные финансовые и материальные пожертвования от паломников и богомольцев. В 1609 году обитель была разорена польско-литовскими завоевателями. Известно, что братия монастыря защищала ее «до последнего дыхания», но так и не смогла отстоять ее. Новый расцвет обители приходится на 1613-1645 гг. и связан он со святым Дионисием Затворником, послушником преподобного монаха Иринарха, который вместе с патриархом Гермогеном благословлял русский народ на освободительную борьбу против поляков. В 1613 году святой Дионисий посетил Никольский монастырь, где и остался дальше подвизаться в молитве Богу, принял схиму и ушел в затвор.

На протяжении следующего столетия обитель возрастала прямо на глазах. Было построено много церквей, келейный корпус для послушников и монахов, каменная ограда. Был выстроен главный собор монастыря — Николая Угодника (1680-1721 гг.); это был высокий пятиглавый, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проемы. В 1693 году рядом с собором выстроили соборную шатровую колокольню. В Никольскую обитель из Суздаля была принесена древняя православная святыня — «Корсунский крест» с 19-ю мощами святых угодников, датированным 10 веком. Подобных крестов насчитывается всего 10. После закрытия монастыря крест передали в Переславский музей.

К концу 18 века монастырь являлся одним из самых состоятельных и знаменитых православных духовных центров, но начиная с 1776 года и по 1896 год Никольский монастырь поменял 35 игуменов, каждый из которых управлял обителью не более 3-4 лет. Это не могло положительно повлиять на дальнейшее развитие монастыря. Вся богослужебная и хозяйственная деятельность постепенно скатывалась к упадку. К концу 19 века в обители проживало всего 6 иноков. Все постройки монастыря пришли в упадок, а реставрировать их было некому.

В 1896 году жители Переславля обратились к Священному Синоду с просьбой переименовать Никольский мужской монастырь в женский. Через 2 года ходатайство это было удолетворено и с того времени обитель стала называться Никольский женский монастырь общежительного устава. В 1898 году из Успенского монастыря города Александрова в Никольскую обитель пришли 4 инокини и 8 послушниц. Через год трудами и молитвами насельниц была восстановлена покосившаяся колокольня, жилые и хозяйственные постройки, а в 1900 году был расширен Благовещенский храм, так как возникла эта необходимость из-за большого количества прихожан и паломников. К 1903 году монастырь был полностью благоустроен, количество прихожан, паломников и верующих выросло в десятки раз, а в обители проживало уже около 100 монахинь.

После Октябрьской революции 1917 года все кардинально изменилось; монастырь подвергся поруганию и разрухе, святыни и драгоценности были реквизированы, инокини были изгнаны из обители. Самую знаменитую святыню монастыря — «Корсунский крест» передали в Переславский музей. Главный собор монастыря — Никольский, а также колокольня и монастырская ограда были безжалостно снесены. На территории обители разместили животноводческие корпуса. В бывшем келейном корпусе новые власти организовали школу-интернат для интеллектуально малоразвитых детей. В оставшиеся помещения были поселены нуждающиеся в улучшении жилищных условий горожане. На территории в последующие года размещались мебельный и ткацкие цеха.

27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода обитель официально паредают Русской Православной Церкви, а 16 февраля 1994 года туда прибывают первые насельницы из Толгского монастыря. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. Сейчас Никольский монастырь насчитывает порядка 50 монахинь и послушниц. В настоящее время трудами инокинь, прихожан, благотворителей и просто неравнодушных людей, отреставрированы или заново построены Никольский собор, звонница, монастырская ограда и многое другое. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря.

Ещё с дороги, ведущей в монастырь, видно, что территория Никольской обители обнесена каменной оградой небольшой высоты. От этого ещё более усиливается ощущение величия высоких, словно стремящихся в небо, белых монастырских храмов, золотые купола которых видны издалека.

Там, где располагается теперь Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было «болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева». На окрестных холмах, окружавших город, уже возвышались деревянные православные монастыри, а совсем близко к болоту подступала не сохранившаяся до наших дней обитель Борисоглебская на Песках, возникшая в 1252 году на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислова. Около 1350 года по соседству с ней возник ещё один монастырь — во имя святителя Николая. Первоначально он так и назывался — «Николаевский, что на болоте». Может быть, на сырой, болотистой местности обитель получила это славное имя потому, что образ Николая Угодника был связан с водной стихией, с путешественниками. А может быть, дело в особом покровительстве святителя Николая «всякому торговому люду». Ведь основатель этой обители был купеческим сыном. Но сам основатель обители Димитрий купцом не стал. Родом из Переславского края, из состоятельной купеческой семьи, он решил ступить на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Отказавшись от наследства в пользу брата, Димитрий принял пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Дошедшее до нас предание говорит, что переславский инок был учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Основав в Переславле свой монастырь со строгим общежительным уставом и став там игуменом, Димитрий изнурял себя «подвигами поста, молитвы и труда, то лице его сияло особенно одухотворенностью, удивлявшей людей. «. Будучи мудрым, обладал он и даром прозорливости. Прославленный своею монашескою жизнью, Димитрий удостоился чести быть крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.

В 1371 году подвижник вместе со своим учеником Пахомием ушли из Переславля в дремучие северные леса, что неподалёку от Вологды. Там, в излучине реки, они основали первый на русском Севере «общежительный» монастырь. Преподобный прожил в Спасо-Прилуцкой обители более 20 лет. В 1392 году игумен Димитрий «отошёл в мир иной». Благодаря чудесам, совершавшимся у его гроба, преподобного Димитрия Прилуцкого начали почитать местно, а с ХV века уроженец Переславля инок-подвижник стал одним из наиболее известных и почитаемых русских святых. Основанному же преподобным Димитрием Прилуцким Никольскому монастырю в Переславле была уготована в какой-то мере необычная судьба; в недалёком будущем древнюю переславскую обитель ожидало ещё одно серьёзноё испытание. В годы лихолетья Никольский монастырь почти превратился в руины: исчезли монастырские стены, оказался взорванным главный храм, церкви были полуразрушены, не осталось и следа от колокольни.

Если обратиться к истории монастыря, то стоит упомянуть о том, что в 1382 году, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь был разорён вместе с городом. В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея. История не донесла до нас обстоятельства и имена людей, связанных с восстановлением обители после татарских нашествий. Видимо, монастырские летописи сгорели в Смуту. Восстановили Никольский монастырь в ХV веке, и до Смутного времени обитель переживала расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли. В 1609 году обитель полностью была разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году здесь возобновилась монастырская жизнь; в том же году сюда пришёл старец Дионисий — благочестивый мирянин родом из армянской купеческой семьи, впоследствии ставший схимонахом и затворником. Согласно преданию, во сне ему явился образ Николая Чудотворца и повелел ему возобновить монастырь его имени. С ним началась новая эпоха возрождения обители. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником прп. Корнилия Молчальника.

Приблизительно в конце ХVII века в Николаевской обители появился Корсунский Крест, который по легенде, в город Переславль принесли раскольники из Суздаля. Сохранённый в советские годы в Переславском музее-заповеднике он является одной из святынь главного монастырского храма — Никольского собора. С помощью московских благотворителей весь ансамбль монастыря уже к последней трети ХVIII века был отстроен в камне. В истории Никольской обители конца ХVII — первой половины ХVIII столетия остались имена игуменов Варлаама и Питирима, а также их преемников, много заботившихся о благоустройстве древней святыни.

10 июля 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский по предложению переславского гражданина А. Варенцова, из-за того, что братия к концу ХIХ века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. В начале ХХ века число насельниц было уже около ста человек.

В 1923 году власти закрыли монастырь, но ещё какое-то время на территории бывшей обители «проживали люди». Так, в 1927 году на территории обители проживало более ста человек, но лишь четверо из них входило в «общество верующих». Местопребывание других членов общины было в основном неопределённым. Трое человек проживало в Благовещенской церкви, и «. 1 — монашка, в б. покойницкой монастыря». Для богослужения им временно оставили Евангелие в окладе 1877 года, шесть икон, подсвечники, серебряный ковш и шёлковые подризники. Никольский собор, лишившись своего церковного убранства, уже пустовал, глядя на всё происходящее пустыми, без стёкол, окнами. Монастырский сад был «по плану ликвидирован. ввиду низости грунта и частого насаждения», плодовые деревья, в основном яблони, перенесены в Горицкий монастырь, а кладбище закрыто. Долгое время в бывшей обители находидась животноводческая база, школа-интернат, а в монастырских корпусах проживали простые переяславцы, переселённые сюда «по программе улучшения жилищных условий».

Монастырь во имя Святителя Николая был возвращён Русской Православной Церкви в 1993 году. Многое с тех пор изменилось. Прошли реставрацию старые здания, выросли новые стены, на месте утраченных вновь появились храмы. В 1997 году обитель получила в качестве подворья Златоустовский храм в селе Годеново, где находится явленный Животворящий крест Господень. Значительно увеличилось и количество сестёр обители, приехавших сюда со всей России. Они ведут своё хозяйство, принимают участие в строительных работах, трудятся в иконописной и швейной мастерских, принимают паломнические группы. Пришло время несколько слов сказать о достопримечательностях монастыря.

При въезде в обитель справа располагаются Святые ворота, увенчанные отреставрированной в конце 1990-х годов надвратной церковью Петра и Павла в стиле барокко. Этот храм был устроен в 1748 году «иждивением московских купцов братьев Холщевниковых», захороненнных здесь же, под вратами. Напротив, в противоположной части обители, ещё одна старинная тёплая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Выстроена она была так же в 1748 году на месте, где за три года до её постройки сгорела церковь во имя Казанской Божьей Матери. После пожара новый храм, уже каменный, помогли возвести московские граждане Щелягины. Мозаичный пол старой части храма, согласно надписи, выполнен в конце ХIХ века на средства служащих Переславской мануфактуры Филиппа Угрюмова. На внутренних стенах и сводах церкви — помогающие создать особый настрой прекрасно сохранившиеся росписи. Не так давно они были обнаружены под слоем извести. Их расчистили и укрепили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга. Согласно канонам Русской Православной Церкви, здесь взамен утраченного теперь устроен новый вызолоченный иконостас. В резном ковчеге покоятся частицы мощей святых Киево-Печёрской лавры, полученные от наместника Китаевой пустыни архиманрита Прохора. Несмотря на то, что большая часть церковного убранства появилась здесь недавно, в храме витает дух старины, чувствуется какая-то особенная благодать.

Особое место в Свято-Никольском женском монастыре занимает главный храм — величественный Никольский собор с сияющими золотом куполами. Он украшает монастырский ансамбль и благодаря своим размерам является одной из архитектурных доминант города. Сегодня это самый высокий и вместительный храм в Переславле: его высота — 40 м, расчитан он на тысячу молящихся. Удивительный собор возник здесь совсем недавно. Это произошло благодаря горячему усердию сестёр этой обители во главе с настоятельницей — игуменьей Евстолией. Возведён по мотивам Киево-Печёрской лавры и древнейших соборов Московского Кремля (архитектор В.Н. Ижиков), храм не повторяет архитектуру прежнего, стоявшего здесь и утраченного в 1930-е гг. одноимённого собора ХVIII века. Приделы вновь отстроенного собора имеют имена как прежних, так и новых небесных покровителей. Центральный престол — во имя Николая Чудотворца. Два боковых придела, как и прежде, названы в честь основателя обители — Димитрия Прилуцкого и преподобного Герасима Иорданского — святого покровителя Герасима Обухова, который когда-то на этом месте построил храм и был в нём захоронен. Один из новых престолов собора носит имя священномученика Евгения, одного из последних священников Никольской обители, расстрелянного за веру в 1937 году. Другой престол получил имя великомученика Виктора — святого покровителя нынешнего строителя этого храма Виктора Ивановича Тырышкина, ктитора Свято-Никольского монастыря. Попечением этого благотворителя, президента подмосковной строительной «Компании ВИТ», кроме строительства Никольского храма были проведены огромные работы в Свято-Никольском женском монастыре, такие как реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса, строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, реставрация старого келейного корпуса и постройка нового келейного игуменского корпуса, возведение монастырской стены.

Впервые свои двери новый храм открыл для прихожан в сентябре 2003 года. В те же годы над центральным порталом собора появилась и чудесная мозаичная икона святителя Николая, выполненная из смальты известным мастером Е.Н. Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых — князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца. За собором — несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, «ликвидированного» в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами.

Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

Читайте так же:  Службы в макарьевском монастыре