Тихон задонский монастырь адрес

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.


Адрес Задонского мужского монастыря: 399200, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.
Телефоны Задонского мужского монастыря, паломнический отдел: (951) 858-57-86, (920) 516-51-65, (920) 240-39-85
Как проехать к Задонскому мужскому монастырю.
Общественным транспортом: на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске. В самом городе заблудиться трудно — он небольшой, и кресты Задонского монастыря видны со всех его точек.
На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Если вы хотите посетить святые источники, то, не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря.
Сайт Задонского мужского монастыря: http://zadonsk-monastyr.ru

Богослужения в Задонском Рождество-Богородицком монастыре совершаются ежедневно. Особые дни в обители — 3 нюня (праздник Владимирской иконы Божией Матери), 6 июля (праздник Владимирской иконы Божией Матери), 26 августа (память святителя Тихона Задонского), 8 сентября (Сретение Владимирской иконы Божией Матери), 21 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы). Все даты даны по новому стилю.

С использованием материалов из книги «История Задонского мужского монастыря». Издание: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2007, Морев Л. А.


Владимирский собор и памятник свт. Тихону Задонскому.

Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца.

Церковь Тихона Задонского.

Колокольня.

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Трапезный корпус с Вознесенской церковью.

Крыльцо Трапезного корпуса.

Архиерейские покои на территории обители.

Архиерейские покои на территории обители.

Жилые постройки на территории монастыря.

Жилые постройки на территории монастыря.

1. О чём рассказала икона Матери Божией

История Задонского Богородицкого мужского монастыря, именуемого ныне Рождество-Богородицким, корнями своими уходит в начало семнадцатого столетия — годы, когда Русь Православная несла тяжкое бремя внутренних смут и раздоров, усугубляемых нашествием иноплеменников. В тяжкую эту годину междуусобиц утешительное и обнадеживающее слово Матери Церкви было особенно важно для паствы, ложившейся спать в неведении о том в какой стране доведется проснуться, кто назавтра объявит себя очередным правителем и спасителем Отечества. Лжедмитрий I, Василий Шуйский и королевич Владислав сменяли друг друга на троне. А на местах лютовали «разбои», то обретавшие предводителя в лице Лжедмитрия II («Тушинского Вора») или Ивана Болотникова, то бесчинствовавшие сами по себе. Неспокойно было как в центре, на исконных московских землях, где разворачивались главные битвы за власть, так и на только что заселенных окраинах. Ведь именно там, в тяготевшей к новым, незакабаленным территориям вольнице, находили свою поддержку практически все бунты Смутного времени.

И вот сюда, «под Елец», в только-только начавшие заселяться, неспокойные края, пришли два монашествующих старца, имея намерение основать монастырь. Более того, выбор местности для учреждения монашеской общины в данном случае, помимо прочего, диктовался именно новозаселенностью и неспокойствием территории, где формирующееся оседлое, «крепкое земле» население немало претерпевало как от общей неустроенности жизни на еще недавно «диких» землях, так и от набегов не только татар, но также и родственных по крови и вере охотников до легкой поживы.

Вне сомнения, старцы, как и их собрат двумя с половиной столетиями позже, были уверены, что «благоустроенное общество иночествующих строгим исполнением своих возвышенных правил возбуждало в окружающих ревность к благочестию и благотворно влияло на дух народности». Слова эти принадлежат задонскому летописцу, иеромонаху Геронтию, автору «Историко-статистического описания первоклассного Задонского Богородицкого монастыря» (далее — «Описание. »). Заключая сформулированную мысль, отец Геронтий справедливо замечает: «В XVII столетии монахи были почти единственными утешителями (или, по выражению древних наших летописцев, «печальниками») русского народа и поборниками его православия».

Достоверно известно, что основателей Задонского Богородицкого монастыря звали Кирилл и Герасим. Именно эти имена упоминают Писцовые книги Засосенского стана Елецкого уезда 1628-1630 годов, фиксирующие имущественное положение, в котором находился к тому времени «монастырь Тешевской на реке на Дону, усть речки Тешевки, под Тешевским лесом». Как отмечено в цитируемой записи: «в церковь поставленье и в церкви образа местные и книги и ризы и у церкви колокола и все церковное и монастырское строенье дву старцев Кирилла и Герасима».

Но вот откуда пришли эти старцы?

Как сообщает о. Геронтий в своем «Описании. » 1893 г. издания: «признаем достовернейшим предание, что старцы Кирилл и Герасим. пришли (быть может даже по благословению многострадального св. Патриарха Гермогена) от Московского Сретенского монастыря». Но автор более ранний и весьма компетентный, а именно — Е. А. Болховитинов (будущий митрополит Киевский Евгений), опубликовавший «Историческое, географическое и економическое описание Воронежской губернии» в 1800 г., о таком предании не знает. Он сам, как историк, анализируя известные факты, делает следующее предположение: «можно также догадываться по именованию храма, не из Сретенского ли Московского монастыря и пришли для основания вышеупомянутые старцы».

В основе предположения — запись в Елецких писцовых книгах 1628-1630 гг., указывающая, в частности, что церковь в Тешевском монастыре была «во имя Пречистые Богородицы Сретения Владимирския иконы».

Видимо, замечание авторитетного автора и послужило в дальнейшем основой для «предания», о котором спустя более чем полвека упоминает о. Геронтий, приводя, впрочем, в подтверждение обосновываемой точки зрения еще ряд моментов, помимо столь красноречивого названия храма. Весьма справедливо, на наш взгляд, задонский монах-историк обращает внимание на самую древнюю святыню монастыря у слияния Тешевки с Доном — Владимирскую икону Пресвятой Богородицы — копию прославленной общеправославной святыни, принесенную именно отцами-основателями обители (об этом сообщает действительно древнее предание). Основание храма в честь Сретения этого святого образа — праздника, ежегодно отмечаемого 26 августа по православному календарю (8 сентября нов. ст.), — у Дона, на пути от Ельца в «Поле», весьма символично с учетом церковной исторической традиции.

Созидание монастыря — обители молитвенников пред Господом — есть не только факт истории, но и факт жизни духовной. Именно поэтому о. Геронтий обращает свой взор на события 1395 г., когда грозила Руси рать Тимура (Тамерлана). Поводом для подобной ретроспективы стало то, что, предположительно, где-то в здешних придонских землях имело место известное явление Богоматери Тимуру, отвратившее «Железного Хромца» от продолжения похода на Русь после сожжения Ельца. Не случайно в представлении местных жителей и при жизни о. Геронтия название соседнего с Задонском села Даньшино увязывалось с требованием дани именно этим азиатским властителем. Хоть такая народная «топонимика» и далека от истины, она показывает сколь крепка оказалась память поколений о кровавом нашествии.

Чудо же, избавившее землю Русскую от продолжения Тимурова вторжения, явлено было 26 августа (8 сентября нов. ст.) 1395 года, когда в Москве торжественно встречали привезенный из Владимира издревле чтимый образ Богородицы. Позднее, в память о благодатном событии, на месте встречи (сретения) делегации, доставившей святыню из Владимира, был заложен Московский Сретенский монастырь.

А потому, с учетом избрания места основания монастыря, храмового его праздника и сюжета иконы, принесенной отцами-основателями, можно с известной долей уверенности говорить о том, что стопы свои на берег Дона направили старцы Кирилл и Герасим именно от врат Московского Сретенского монастыря.

Но вот когда затеплилась первая лампада в церкви во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери? Когда был выстроен и освящен этот храм на вершине придонского холма, близ переправы, где уже наезженная дорога от Ельца к Воронежу пересекала речные воды?

С точностью до года определить эту дату пока невозможно.

Вновь приходится прибегать к историческим реконструкциям. И вновь — с опорой на тот самый образ Матери Божией, которым благословили старцев, отправлявшихся строить крепость духовную в землях еще недавно диких и до самой той поры мятежных.

Эта икона, как сказано выше, являла (в центральной части композиции) копию общерусской святыни — Владимирской иконы Божией Матери, написанной, как повествует традиция, самим св. апостолом и евангелистом Лукой и привезенной на Русь из Греции. К сожалению, Задонский вариант этого чтимого изображения Богоматери был утрачен в годы церковных погромов начала 1930-х годов. Но сохранилось его описание, оставленное очевидцем — иеромонахом Геронтием: «Образ писан на доске корсунской иконописью; вышина его 9 3/4 вершка (43,3 см), ширина 9 вершков (40 см); по сторонам изображения — с левой стороны св. Дмитрия Царевича, с правой — св. Василия Великого».

Описание, оставленное отцом Геронтием, дало возможность с высокой достоверностью художественно восстановить утраченную святыню. Но не менее важно, что оно оказалось определяющим для уточнения предположительной даты основания обители у Дона.

По сохранившимся историческим документам установлено лишь, что будущая Задонская обитель (под именем Тешевского монастыря) впервые упоминается в 1615 году. Этот факт стал известен в начале нынешнего столетия, благодаря трудам жителя города Задонска, историка далеко не уездного масштаба, действительного члена Воронежского церковного историко-археологического комитета, С. Н. Введенского, получившего в свое время доступ к столичным архивам древних актов и основательно их изучившего. А потому и можно считать вполне достоверным, что первым бесспорным упоминанием Задонской обители и населенного пункта у ее стен является следующая запись в Платежных книгах Засосенского стана Елецкого уезда от 7123 (1615) года: «Монастырь Тешевской на берег реки Дону, усть речки Тешевки. За монастырем, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на речке Тешевке на верхах».

То есть, к 1615 году, монастырь не только существовал, но и имел приписанную к нему слободку с крестьянами. А ведь для того, чтобы предстать на страницах учетных документов уже оформившимся вотчинником — владельцем земли и крестьян, монашеская обитель должна была не только организоваться фактически, но и бить челом Государю о «земле и людишках» и на свою челобитную получить удовлетворение. Для чего, вполне понятно, по неспешной жизни того времени, требовались не то, что месяцы, а, порой, и годы.

Поэтому неправильным было бы ставить знак равенства между датой первого упоминания Задонского монастыря в письменных источниках и датой его основания.

Подтверждение тому запечатлено было на первой святыне Богородицкой обители — Владимирской иконе Божией Матери. Слева от образа Пресвятой Богородицы кисть иконописца изобразила царевича Димитрия, канонизированного только в 1606 году. Справа располагался образ св. Василия Великого, избранный вовсе не случайно. Этот святой считался небесным покровителем царя Василия Шуйского, в правление которого и состоялось обретение мощей царевича Димитрия. Царствовал Шуйский с 1606 по 1610 год.

Видимо, к данному четырехлетнему промежутку и следует отнести создание иконы.

В соответствии с бытовавшими в средневековье традициями, подобная торжественная икона была написана, скорее всего, «по случаю», специально для монахов-миссионеров, отправлявшихся в дальние края с задачей основать монастырь.

А значит, произошло это в годы, когда св. Василий был покровителем царствующего дома. Или, в крайнем случае, в период польского междуцарствия, как воспоминание о последнем православном царе на московском престоле (осенью-весной 1611-1612 гг.), когда низложенный, насильно постриженный в монахи и плененный Василий Шуйский доживал последние дни в Варшаве. Скорбная судьба царя Василия могла сказаться в выборе образов для клейм. Св. Димитрий Царевич — сын Ивана Грозного, согласно слухам того времени, принял мученическую кончину от «узурпатора» Бориса Годунова. И изображение царевича напоминает о трагической судьбе последнего законного наследника престола из потомков Рюрика. В свою очередь, св. Василий Великий мог олицетворять последнего на тот момент православного царя Руси, умирающего в плену у очередного узурпатора — короля Сигизмунда, посадившего на московский трон своего сына Владислава, католика по вероисповеданию.

Читайте так же:  Быдреевка семеновский район монастырь

Правда, в качестве контраргумента подобной версии формирования сюжета иконы может быть использована известная по многим документам общая, «всех чинов и званий», нелюбовь россиян к «боярскому царю» Василию Шуйскому, о котором, если и вспоминали после низложения, то без печали и сожаления.

Но не менее известным является и такой факт истории Церкви Российской, как неприятие священномучеником Ермогеном (Гермогеном), Патриархом Московским и всея Руси, «дела мятежного» — вынужденного отречения Василия Шуйского от престола. А по предположению, высказанному еще иеромонахом Геронтием, старцы Кирилл и Герасим пришли на берег Дона «быть может даже по по благословению многострадального св. Патриарха Гермогена».

Вот только достоверна ли датировка, основанная на иконописном сюжете? Ведь икона могла попасть в монастырь позднее, уже после его основания. К счастью, в данном случае, для умозаключений, ограничивающих временные рамки возникновения Задонского Богородицкого монастыря периодом, соответствующим наиболее вероятному появлению рассматриваемых изображений, помимо общероссийских исторических реалий, находится и иные основания. Уже более локального характера. Вытекающие из ситуации, сложившейся в конце XVI — начале XVII веков в Воронежско-Елецком Подонье.

Так что, оценивая совокупность известных нам фактов и исторических обстоятельств, мы считаем правильным особо обратить внимание на один весьма интересный момент в истории Смуты. Политические обстоятельства, сложившиеся в те дни, вполне могли подвигнуть к решению основать еще одну обитель во имя Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Причем, именно в тех краях, где Матерь Божия однажды уже явила свое заступничество, отвратив иноплеменников от нашествия на Русь.

Речь идет о весне 1610 г. — последних месяцах пребывания «боярского царя» Василия на московском троне. Еще в феврале 1610 г. группа русских бояр — сторонников Лжедмитрия II, разочаровавшись в своем избраннике, отбыла к польскому королю Сигизмунду, чтобы пригласить на трон сына его Владислава. Влиятельные сторонники этой идеи вскоре объявились и в Москве. Становилось ясно, что дни Шуйского на престоле сочтены.

Перед православной страной замаячила вполне определенная перспектива получить царя-католика. Обозначилась угроза не только жизням и имуществу, не только государственному суверенитету (регулярная польская армия, возглавляемая лично королем Сигизмундом, уже вела активные боевые действия в районе Смоленска), но и самой вере Православной — последней опоре и последнему прибежищу многострадального народа.

Не сложно представить, сколь глубоко было потрясение Патриарха Гермогена и окружавших его единомышленников перспективой иноплеменного и инославного нашествия, готового заполонить Русь Святую.

Вполне логично, что духовенство прибегло в первую очередь методам духовным в противостоянии надвигающейся угрозе. Отсюда вполне в рамках тогдашнего менталитета, возникает решение направить старцев Московского Сретенского монастыря с копией чудотворной Владимирской иконы в края, где она некогда явила свою силу, заступив путь Тамерлану.

Основание здесь, в Подонье, обители честь сретения чудотворного образа виделось частью общего молитвенного обращения к Небесной Владычице с тем, чтобы она вновь вступилась за Русь перед лицом очередного супостата.

Ну а то, что во всей обширной Елецкой округе для построения новой обители был избран именно холм при впадении речки Тешевки в Дон, видимо, явилось результатом решения самих старцев Кирилла и Герасима после ознакомления их с местностью. Сказалось тут и наличие бойкой переправы, и отсутствие иных монастырей на всем протяжении пути из Ельца в Воронеж.

В свете вышеизложенного мы и считаем возможным, говоря о дате основания Задонского Богородицкого монастыря, назвать следующую — около 1610 года.

Подобная датировка не противоречит ни одному из известных нам на сегодня фактов и исторических обстоятельств.

Тихон задонский монастырь адрес

Вечное поминовение — Поминание человека в течение того времени, пока стоит этот монастырь. За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов. О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Если имя занесено на вечное поминовение о здравии, то после кончины оно переносится для продолжения поминовения об упокоении, без доплаты, по получении выданного монастырем уведомления.

Врачу душ и телес (выемка частиц и поминовение на ектении) — Во время сугубой ектений с выемкой частиц, священник поминает всех болящих с амвона велегласно, если они указаны в этом прошении. Треба «Врачу душ и телес» может совершаться и без присутствия болящего.

Это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Господу Богу, или Божией Матери, или святым Угодникам.

Это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Господу Богу, или Божией Матери, или святым Угодникам. после ранней Литургии совершается молебен с водосвятием, то есть происходит малое освящение воды. Такие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, в бездождие и т.д.

Молебен совершается с чтением акафиста.

Это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Господу Богу, или Божией Матери, или святым Угодникам. Молебен совершается с чтением благодарственного акафиста Господу Богу нашему Иисусу Христу. Благодарственный молебен – благодарение Богу за за получение благ.

Молебен с акафистом у мощей свт. Тихона Задонского — это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к святителю Тихону Задонскому. Молебен совершается с чтением акафиста свт. Тихону Задонскому у его Святых мощей. Священники, завершая богослужение, помазуют молящихся освященным елеем.

Молебен у иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» — это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Божией Матери. Молебен совершается перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица».

Молебен у иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» — это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Божией Матери. Молебен совершается перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».

Неусыпаемая псалтирь о здравии — это беспрерывное чтение особых молитв – псалмов, которое призывает Ангелов на помощь, демонов прогоняет, сокрушает гнев и ярость, ум просвещает, заглаживает грехи, подобно милостыне святой, прибавляет веру, надежду, любовь.

Это поминовение на одной Божественной Литургии во время проскомидии с выниманием частиц из просфоры, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.

Это простое поминовение на одной Божественной Литургии. Эти записки прочитываются священно (церковно) служителями у Престола.

Поминовение на дни поста (принимается не ранее чем за 10 дней до поста) — За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов. О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Поминовение в течение года — За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов. О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Поминовение в течение полугода — За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов. О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Сорокоуст о здравии — это поминовение православного христианина на Божественной Литургии в течение 40 дней подряд. При сорокоустном поминовении за каждое имя вынимается частица из просфоры и в конце Литургии все эти частицы опускаются священником в Кровь Христову со словами «Омый, Господи, грехи всех здесь поминавшихся Кровию Твоею Честною». Такое поминовение является самым значительным из всех церковных молитв о человеке. «Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (навстречу) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Святой Симеон Солунский.

Царская литургия (выемка частиц и поминовение на ектении) — Чин заказной литургии с усиленным поминовением (так называемая «Царская литургия») О здравии 1. На проскомидии при изъятии частиц о здравии читается дополнительно специальная молитва из иерейского молитвослова, имеющаяся и в приложении Служебника. (См. в Служебнике службы на различные потребы, служба о недужных многих или о едином: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, приими жертву сию, во оставление грехов рабов твоих…»). 2. На великой ектении добавляются шесть прошений из молебна о недужных, имеющегося в требниках. На первом из этих прошений поминаются имена людей, о ком заказана «царская». 3. Добавляются также тропарь, прокимен, Апостольское и Евангельское чтение о недужных и соответствующий причастен. («Царскую» литургию можно служить лишь в те дни, когда подобные вставки не противоречат Типикону). 4. На сугубой ектении после Евангелия добавляются три прошения из молебна о недужных, имеющиеся и в указанном приложении Служебника. 5. После возгласа сугубой ектении священник читает молитву из молебна о недужных: «Владыко Вседержителю…». На ектении и молитве поминаются имена.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Задо?нский Рождество?-Богоро?дицкий монасты?рь — мужской монастырь основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона. При обители действует гостиница.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная[1]. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Дон, стоял на реке Тешевке и главной святыней была икона Владимирской Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чём говорит запись в заупокойном Синодике.

Становление монастыря

В 1692 году пожар уничтожил все постройки монастыря, включая архивы и имущество. Невредимой осталась лишь святыня — икона Богоматери. С тех пор икона стала ещё более почитаемой среди верующих.

К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 г. по 1697 г. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла уже вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Ефимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами — в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и во имя Евсевия, епископа Самосадского. Уже в 1741 году освятили главный престол. При игумене Ефимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и готическая колокольня. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми. В 1769 году в монастырь приходит епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), уже при жизни считавшийся святым. С приходом Святителя Тихона монастырь обретает свою известность и почитаемость.

Читайте так же:  Свято-введенский мужской монастырь в киеве

10 сентября 1798 года в сан архимандрита монастыря был возведён Тимофей (Самбикин), который на протяжении предыдущих восьми лет был в нём игуменом, а также состоял присутствующим членом Воронежской консистории. В этой должности он пробыл по 15 июля 1805 года, когда был из Задонска определён настоятелем Соловецкого монастыря. С приходом нового архимандрита возобновляется строительство новых зданий на территории монастыря — в том числе восточная одноэтажная келья для настоятеля и двухэтажный южный корпус для служителей, закачивается строительство каменный ограды с двумя башнями (одна сохранилась до современности). В то же время обновляется Владимирский храм — появляется настенная живопись, перекрывается крыша, достраиваются служебные дворы. С 1779 г. по 1802 г. на территории монастыря размещались Уездное Казначейство и присутственные места.

В конце XVIII века монастырь причислили к третьему классу, по которому полагалось иметь игуменов. В 1797 году для третьеклассных монастырей было положено иметь архимандритов, поэтому в уже в 1798 году в Задонском монастыре появилась архимандрия. Монастырь значился на 130 м месте в списке 1810 года всех монастырей третьего класса.

С увеличением числа паломников в Задонский монастырь назревает объективная необходимость строительства новых зданий и обновление существующих. Так был построен северный жилой корпус для паломников, впоследствии отданный под кельи. Корпус был позже уничтожен при строительстве нового здания Владимирского храма. Сам храм Владимирской Богоматери был вновь расписан и подновлен в 1803 году. При архимандрите Иннокентии в 1806 году была устроена каменная трапезная с богатой отделкой в виде колонн, богатых украшений и алебастровых фигур. В ней же расположилась монастырская хлебопекарня. Позже трапезную переоборудовали в зимнюю церковь. В 1815-16 гг. обновлены кельи, трапезная и прочие здания. В 1817 году к двухэтажному корпусу пристроили двухэтажную Вознесенскую церковь и помещение для больницы.

В 1818 году рядом с Вознесенским храмом было возведено здание для духовного училища (первые два этажа занимали ученики, третий этаж был отдан наставникам). В том же году в обитель прибыл Георгий (Задонский), который на протяжении 17-ти лет вёл в монастыре затворническую жизнь.

С 1814 года Задонский монастырь берет на свое попечение от 10 до 20 самых бедных учеников как воспитанников Святителя Тихона. В 1822 году правлением Воронежской губернии Задонскому монастырю было выделено для строительства колокольни и гостиницы 480 кв. м земли.

В 1827 году архимандрит Самуил подал прошение в епархию о расширении Владимирского собора, на что преосвященный Антоний XI ответил: «Заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу-настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответственной знатности монастыря». Строительная комиссия одобрила план стройки нового храма, колокольни и гостиницы в 1829 году. Уже на следующий год колокольня была отстроена по второй этаж включительно; возводилась она отдельно от церкви. В 1832 году расширили и перестроили главную церковь, обновили роспись и иконостас, заменили кровлю.

21 августа 1835 года колокольню освятил архиепископ Антоний XI. Под колокольней располагались главные ворота, которые предполагалось использовать в особых торжественных случаях. Вход украшен греческим портиком, опирающийся на колонны. В арке входа потолок был расписан изображением двух ангелов, несших икону Николая Чудотворца, и была нанесена надпись «Радуйся Николае великий чудотворче!» Во втором этаже колокольни был устроен храм Святителя Николая Мирликийского, который освятили в 1838 году. С обеих сторон колокольни располагались корпуса для паломников; общее количество комнат 78. Колокольня имела 11 колоколов. Самый первый и самый большой отлили (весом 5т) в 1846 году, второй колокол весил 1965 кг, третий 1146 кг. Общая масса колоколов составила 9844 кг. Среди малых был колокол, обнаруженный в 1815 году на пустыре Донщины.

В 1830 году между гостиницей и храмом возвели ограждение с двумя входами: со стороны колокольни к Владимирскому храму и со стороны гостиницы во двор. Позже у ворот был оборудован тротуар с пирамидальными тополями по бокам, ведший в храм Рождества Пресвятой Богородицы (перестроена в 1834 году из одноэтажной трапезной братии); позже здесь находились мощи Святителя Тихона. Деревянное помещение имело арки в боковых стенах, а свод держался на 18 деревянных колоннах со штукатуркой под мрамор. Храм Рождества Пресвятой Богородицы имел три предела: по центру — Рождества Пресвятой Богородицы, справа — во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, слева -преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм из-за ветхости начали перестраивать в каменный.

В 1838 году окончены отделочные работы церкви Святителя Николая и церковь начала действовать. В том же году завершилось строительство (начато в 1836 г.) каменной ограды с двумя воротами, украшенными 8ю колоннами.

В 1839 году было принято решение о строительстве нового главного Собора взамен ветхого, чуть севернее существовавшего на тот момент Владимирского храма. Параллельно планировалось убрать все ветхие здания монастыря, заменив их современными каменными.

В 1841 году Владимирский храм пришёл в полную негодность, о чём свидетельствует послание архимандрита Маркирия в епархию: «из монастырских зданий в трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах, на братском корпусе, где училище, течь; на сараях и конюшнях крыша совершенно разрушается». В том же году храм опечатали и закрыли.

В 1845—1853 годах по проекту архитектора К. А. Тона (автор храма Христа-Спасителя в Москве) был построен новый величественный пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. Иконостасы для него предоставлены художником Т.Е.Мягковым. Новый трехэтажный храм имел три входа, центральный купол и четыре башни укрытые белым железом с изображением крестов и яблок из червоного золота. По сторонам входов храм был украшен десятью колоннами с пилястрами. Алтари и пространство для богослужений поднимается над полом на 1 метр. Храм имел 8 престолов: в честь Владимирской Богоматери, Покрова Божией Матери, во имя Алексия, митрополита, и Симеона Столпника, святой мученицы царицы Александры, святого первомученика архидиакона Стефана, во имя Пресвятой Троицы, святой праведной Анны, святой великомученицы Екатерины. Снаружи храм был отштукатурен и покрыт голубым цветом, при этом алтарь, трапезы и фронтоны под крышей были выкрашены в зелёный.

Одной из главных святыней храма является чудотворная Владимирская икона, которая была помещена у клироса. Риза иконы выполнена из серебра с позолотой и украшена жемчугом и драгоценными камнями. Икона уцелела при пожаре 1692 года, помогла в эпидемии холеры в Задонске в 1830-31 гг. и 1848 г. (в монастыре болезнь свирепствовала, но никто не умер от неё), спасла Задонск в июне 1861г и 1 августа 1869 г. от уничтожения огнем (икону приносили к пожарищу с молебном и огонь стихал, что давала возможность потушить его). Также к особо почитаемым относятся следующие иконы Собора: Спасителя и Богоматери, святого благоверного князя Александра Невского, Спасителя, Богоматери, жертвоприношение Авраама и видение пророка Исайи, святой мученицы Валентины, Марии Египетской.

Храм торжественно заложили 10 июня 1845 года с благословения архиепископа Антония II и настоятелем архимандритом Иларием. Плита, заложенная у основания, гласит: ««Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Основана сия церковь в честь и память Владимирской Божией Матери, при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего императора Николая Павловича, при святительстве же господина Высокопреосвященного Антония, епископа Воронежского и Задонского, и священного архимандрита Илария, 1845 год июня 10 дня; при чем заложены мощи, иже во Святых Отца нашего Митрофана I, епископа Воронежского и чудотворца». Нижний этаж освятили в 1848 году, прочие 13 августа 1853 года. Храм перекрыли английской жестью в 1858 году.

Обретение мощей Святителя Тихона Задонского

В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I.

В дальнейшем для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисия, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение Александр Николаевич подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».

К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек.

В 70—80-х годах XX века на территории монастыря, во всех его зданиях, располагался консервный завод, а сам собор был переделан под склад продукции.

В 1990 году Владимирский собор и часть построек монастыря были возвращены Русской Православной Церковью. Первое архиерейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года, в день памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца.

Современное состояние

В настоящее время монастырь восстановлен; управление монастырской братией в числе более 200 послушников и 60 монашествующих осуществляет наместник игумен Трифон (Голубых).

Найдены и восстановлены два наиболее почитаемых из 20 насчитывавшихся до революции святых источников.

Монастырь принимает паломников, при нём действует ряд бесплатных паломнических гостиниц.

1 сентября 2008 года Банком России была выпущена серебряная памятная монета, посвящённая Владимирскому собору Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

  • Собор Владимирской иконы Божией Матери
  • Трапезный корпус с церковью Вознесения Господня
  • Колокольня с трёхпрестольной церковью в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и священномученика Евсевия Самосатского.
  • Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца
  • Церковь Рождества Богородицы с приделом в честь Тихвинской Ея иконы.
  • Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и мученицы Агриппины.
  • Надвратная часовня
  • Церковь Тихона Задонского
  • Часовня-купальня на источнике
  • мощи свт. Тихона Задонского
  • деревянный ковчег, содержащий частицы мощей наиболее чтимых на Руси святых. Мощи 11 задонских праведников сегодня находятся в мраморной гробнице во Владимирском соборе монастыря (среди них юродивый Антоний Монкин).

Престольные праздники

Проезд: Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске.

В самом городе заблудиться трудно — он небольшой, и кресты Задонского монастыря видны со всех его точек.

На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Если вы хотите посетить святые источники, то, не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря.

Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, 14.

Читайте так же:  Свято елисеевский монастырь в минске

Тел.: 8(47471)2-10-54, 8(961)602-01-02, 8(904)285-95-80, 8(919)169-66-87.

Расписание богослужений

6.00 — ежедневно утренние молитвы

6.40 — молебен с акафистом

7.30 — Литургия, исповедь

10.00 — молебен о здравии с освящением воды, панихида

12.00 — молебен свт. Тихону Задонскому у его мощей

17.00 — вечернее богослужение

3.00 — ранняя Литургия (в Великие, некоторые полиелейные праздники и в воскресные дни)

Подробнее об истории монастыря можно узнать здесь.

Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале 17 века, около 1610 года . Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.

Старцы Кирилл и Герасим

В середине 17 века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная позднее в 1779 году в город Задонск.

Подробнее о дореволюционной истории монастыря можно узнать здесь.

В 1692 году обитель постигло тяжелое испытание: в результате пожара она была уничтожена дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую икону Божией Матери «Владимирская» – она сохранилась на пепелище неповрежденной. Далеко разнеслась весть о чуде, и к монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители.

Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время свирепствования холеры в 1830-1831 годах, когда грозная смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

Скромную задонскую обитель ждало новое прославление. В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон.

Гробовой образ святителя Тихона

Святитель Тихон Задонский

Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год . Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.

13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божиего угодника.

В начале 19 века в монастыре осуществлялась перестройка строений. В 1845 году было начато строительство нового величественного пятикупольного восьмипрестольного трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленными мощи святителя Тихона. В 1861 году 13 августа состоялось его прославление.

По случаю такого значительного события в жизни монастыря в город Задонск прибыло около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч человек. У мощей святителя совершалось множество благодатных исцелений. Мощи святителя Тихона стали живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтящих его память.

Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божией Матери «Владимирская» и от мощей святителя Тихона, привлекали в монастырь тысячи паломников.

К концу 19 столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России. В 1851 году указом Его Императорского Величества Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.

В начале 20 века жизнь обители протекала размеренно и спокойно. Перед революцией на территории обители находилось 6 храмов. Самый величественный – собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм святителя Тихона Задонского. Под колокольней располагался храм в честь Святителя и чудотворца Николая, в трапезной – Вознесенский храм, на источнике – храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также на территории размещались жилые корпуса для настоятелей и братии монастыря, трапезная, хозяйственные постройки, уездное духовное училище, гостиница, больница, церковно-приходская школа, аптека. Монастырь имел свечной завод, 2 кирпичных завода. В духовном подвиге подвизалось более 200 иноков. Молитвами Богородицы, святителя Тихона, а также задонских старцев монастырь стал крупнейшим, любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь на богомолье в Иерусалим, они считали своим долгом прежде всего посетить Задонск, затем Киев, а потом идти в Святую землю.

В период революционных событий Задонскую обитель ожидали тяжкие испытания. В 1919 году одними из первых в стране были вскрыты мощи святителя Тихона, и началось гонение на монашествующих. В 1929 году после сфабрикованного судебного обвинения часть монашествующих была арестована и сослана в места заключений и ссылку, а другая – изгнана из стен обители. Задонский Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, а имущество конфисковано. Мощи святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец и перед войной – в областной центр, город Орел.

Владимирский собор в годы безбожия

За 60 лет пребывания на территории монастыря незваных «хозяев» он был неузнаваемо разрушен. В стенах обители за этот период размещались светские учреждения: районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината.

Восстановление обители началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Постройки бывшего монастыря возвращались истинным хозяевам не сразу. В 1990 году первым насельникам будущей обители было выделено только несколько комнат в одном из зданий да сам собор. Только в 2003 году был завершен процесс возвращения строений, принадлежавших монастырю до революционных событий.

В марте 1991 года приняли монашеский постриг первые пять послушников обители.

В августе 1991 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель. Через два года в монастырь были возвращены останки местночтимых праведников, которые в годы лихолетья были изъяты из усыпальницы и вывезены на городское кладбище.

Возвращение святых мощей. 1991 г.

Быстрыми темпами шло восстановление обители. Одной из первых была воздвигнута восьмидесятиметровая колокольня. Засияли купола Владимирского собора. Реконструирован Вознесенский трапезный храм. Восстановлен храм в честь святителя Тихона Задонского. В монастыре открылась иконописная мастерская, и иконы великолепного письма заполнили иконостас Владимирского собора.

13 апреля на специальном трейлере в обитель был привезён пятитонный колокол, который был отлит в марте 2005 года в Воронежской фирме «Вера» на средства, пожертвованные ОАО «Центр Телеком».

22 апреля 2005 года был совершен чин освящения колокола, и он был поднят на колокольню. До этого самым крупным колоколом обители был колокол весом в одну тонну.

Визит Святейшего Патриарха Алексия II

В 1998 году произошло особое событие в жизни обители. Святейшим Патриархом Алексием II был осуществлен Патриарший визит в Задонский мужской монастырь. Духовенство и насельники монастыря имели великую милость – услышать напутственное Слово и получить Первосвятительское благословение.

В 2003 году были начаты восстановительные работы зимнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление и других построек монастыря.

В настоящее время основная застроенная часть территории монастыря занимает площадь в 7,5 га. Эти земли находятся в бессрочном безвозмездном пользовании, как территория памятника истории и культуры XIX века, охраняемая государством. За монастырем числится 500 га пахотных земель, а лесные угодья занимают 170 га.

Не забывали в монастыре и о возрождении хозяйства. В 1995 году монастырю было передано светской властью подворье в пойме реки Дон, где сейчас располагается животноводческая ферма.

В обители имеется свой автотранспортный комплекс, пасека, рыбоводческое и животноводческое хозяйство, механическая и кузнечная мастерские, мастерская по скульптурной лепке, вышиванию, сапожному ремеслу, швейный и консервный цеха.

Продолжаются дела милосердия и благотворительности, заповеданные святителем Тихоном Задонским, который сам много помогал страждущим, обездоленным, заключенным.

Духовная и материальная благотворительная помощь оказывается 5 детским и 5 медицинским учреждениям, заключенным более 20 исправительных колоний и тюрем, а также нуждающимся людям.

Братия монастыря. Фото 1990-х.

Монастырь жертвует средства на восстановление более 10 храмов Задонского района, а также и на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархии.

С 2005 года ежегодно проводятся Свято-Тихоновские образовательные чтения, которые являются совместным проектом Липецкого епархиального управления и администрации Липецкой области.

Успешно осуществляется издательская деятельность. С 2000 года в обители издается ежемесячный альманах «Задонский паломник» , распространяемый не только в Задонске, но и в других регионах России. Кроме альманаха печатаются акафисты, каноны Господу, Пресвятой Богородице и святым, православные молитвословы и святооточеская духовная литература.

С 2006 года на губернском телеканале начата трансляция православной историко-патриотической телепрограммы« Отчина », которая создана телестудией Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

В знак признательности и любви к великому угоднику Божиему в 2005 году на территории монастыря был воздвигнут памятник святителю Тихону. Традиционно в августе проходят торжества в день его памяти. Тысячи верующих стекаются в эти дни в обитель, чтобы поклониться любимому святому и быть причастными к духовной радости всех участников торжеств.

До сих пор бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, в 2006 году – новая серебряная рака с искусной чеканкой – драгоценный ковчег для хранения главной святыни обители – мощей святителя Тихона Задонского. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем, покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами.

Сень над мощами. 2019 год

В задонской обители подвизались и другие подвижники благочестия, обретшие посмертную славу. Мощи этих 11 праведников в настоящее время находятся во Владимирском соборе обители, в мраморной гробнице.
Здесь же находится множество икон святых Божиих угодников с частицами их мощей. Новые прекрасные иконы, написанные насельниками монастыря, восполнили утрату старинных икон в период разорения обители.

Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников.

Владимирский собор обители

В обители есть иконы старинного письма, бережно сохраненные верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемые: иконы святителя Тихона Задонского и икона Божией Матери «Владимирская».

Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был построен в 2003 году на месте разрушенного в период революционных событий. А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды.

Растет число монашествующих. Каждый год совершаются постриги, братья монастыря рождаются для новой духовной жизни.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой епархии . Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. В дни престольных праздников в совершаемых богослужениях принимает участие духовенство других епархий.

Вид на Рождество-Богородицкий храм монастыря

В настоящее время в Задонском мужском монастыре подвизаются и трудятся около 380 насельников. Среди них 5 игуменов, 26 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 4 схимонаха, 35 мантийных монахов, 16 иноков, много послушников.

Торжественные архиерейские богослужения совершаются во Владимирском соборе монастыря в сослужении многочисленного духовенства.

В дни престольных праздников после торжественных богослужений насельники Рождество-Богородицкой обители проходят по улицам города Задонска крестным ходом.

В праздник Крещения Господня освящение воды совершается на святом источнике, в часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Крестный ход к источнику возглавляется духовенством монастыря. После молебна и окропления всех участников, присутствующие с большой радостью погружаются в купель святого источника.

В 2010 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь отметил свой 400-летний юбилей. Обитель восстановлена из руин. Впервые за столетия здесь совершена Божественная литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом .

Митрополит Никон с братией монастыря. 2019 г.