Православные монастыри сербии

Живая вода традиции

/p>

Одной из целей нашей поездки в Сербию было стремление познакомиться с жизнью сербских монастырей. Конечно, за неделю этого невозможно было сделать в полноте, и наши впечатления неизбежно носят характер фрагментарности и субъективности, однако, кажется, определенные закономерности все-таки удалось уловить.

Прежде всего, в Сербии практически нет «городских монастырей» – все обители находятся, как правило, в некотором удалении от крупных населенных пунктов. И даже женский монастырь в Белграде, «Ваведения» – Введения Пресвятой Богородицы во храм, расположен в тихом месте с сельским пейзажем, фактически за городом. Да и живет в нем всего лишь десять монахинь (впрочем, по сербским меркам это не так мало). Поэтому сербы очень удивлялись, узнавая, что наш Сретенский монастырь находится в самом центре города, а кроме него, в Москве действует еще пять мужских и четыре женских, не считая многочисленных монастырских подворий.

Не меньше они удивлялись, когда слышали, что в нашем монастыре около 40 человек братии, поскольку в Сербии обитель с 20 насельниками уже считается большой, а максимальное количество, по рассказам, составляет 30 человек – для мужского монастыря, 40-50 – для женского.

Монашество в Сербии, как и в России, еще только формируется – оно, в основном, молодо: как по возрасту, так и по духовному опыту. Но сербским инокам есть на кого равняться в аскетическом делании – на Святейшего Патриарха Павла, настоящего подвижника, который пользуется огромным авторитетом в стране. Впрочем, уже есть и обители, где внешняя и внутренняя жизнь налажена превосходно. В одном из таких монастырей нам посчастливилось прожить несколько дней.

С монахами из Ковиля мы познакомились еще минувшим летом в Москве, куда они приезжали с серией концертов по приглашению братии Данилова монастыря. Во время своего визита они пели Литургию в Сретенском монастыре в национальный сербский праздник – Видовдан, потом приходили еще несколько раз, а мы с удовольствием посещали их выступления. Теперь наше знакомство продолжилось в их родной обители – Ковильском монастыре.

Монастырь Ковиль

Ковиль – это настоящий сербский Афон. Надо сказать, что вообще для сербских монастырей образцом и своего рода «законодателем» является святогорский Хиландарь, основанный еще святителем Саввой и его отцом, преподобным Симеоном Мироточивым, в самом конце XII века. Святитель Савва Сербский написал и Типикон для Хиландаря, который до сих пор служит основой монастырского устава практически всех сербских обителей. Сейчас Хиландарь переживает не лучшие времена в связи с политической ситуацией в мире: ведь разрешение на принятие в братию монастыря дает даже не греческое правительство, а общеевропейское, с центром в Брюсселе, а оно, мягко говоря, не особенно благоволит к сербам. Кстати, среди 30 насельников Хиландаря есть и один украинец, о чем нам рассказали на монастырском подворье под Белградом. Но об этом позже.

На службе

В Ковиле дыхание Афона чувствуется особенно явственно. Этому способствует тот факт, что Ковильская братия часто ездит на Святую Гору и поддерживает тесные контакты с афонитами. В 1999 году на престольном празднике («Славе», как это называется у сербов) Хиландарского монастыря ее пение было даже включено в компакт-диск, выпущенный Хиландарем. Многие в Ковиле хорошо говорят по-гречески (а некоторые еще и по-английски, по-французски; по-русски понимают, но не говорят). Любовь к Афону проявляется во всем – даже братский храм монастыря, где обычно проходят службы, посвящен Святым отцам, на Горе Афонской просиявшим.

Отец Косьма и отец Савва

Ковиль славится своим пением. Поют они, конечно, не по-гречески, а по-церковнославянски и по-сербски (именно поэтому его можно назвать сербским Афоном), — но в византийской традиции. Глубокое понимание традиции позволяет им петь антифонно с греческим хором, когда попеременно следуют стих по-славянски – стих по-гречески, что так восхищало нас еще в Москве.

С афонскими традициями связан и богослужебный устав монастыря, и некоторые литургические особенности (например, совместное чтение вслух Иисусовой молитвы), и даже бытовые обычаи. Так, гостю обязательно предложат чашечку кофе и рюмки ракии – своего рода водки. Впрочем, это встречается по всей Сербии. Гостеприимство Ковиля особенно подчеркивается тем, что у монастыря отсутствуют ворота – хотя есть и крепкие стены, и добротные корпуса.

Однако в соответствии с древними монашескими правилами, в монастыре не могут ночевать женщины (исключения делаются крайне редко). Все послушания выполняются или Ковильской братией, или трудниками-мужчинами, в том числе послушание на кухне, которое попеременно несут в течение двух недель все насельники монастыря, не исключая священника.

С афонской традицией связан и довольно долгий по нашим меркам срок послушнического искуса: до пострижения в монашество проходит не менее пяти лет, причем послушник («искушеник» по-сербски) ходит в темной одежде, но без подрясника. Судя по нашим беседам, в Ковиле очень ценят такую осторожность, хотя для сербских монастырей, как и для русских, такое положение нехарактерно.

Отец Исихий

Еще более строго относятся здесь к рукоположению в священный сан. На двадцать человек братии – ни одного иеродиакона и всего лишь один иеромонах, отец Исихий, пришедший в монастырь более десяти лет назад, окончив психологический факультет Белградского университета (узнав об этом, мы поняли, почему в его кабинете столько книг по психологии, собрание сочинений Льва Толстого, произведения Достоевского и т.п.). Однако и он не имеет права исповедывать братию: это прерогатива исключительно духовника и одновременно настоятеля, епископа Порфирия. Отец Исихий служит Литургию каждый день, если не болен, не в отъезде или не занят послушанием на кухне. Иногда в Ковиль присылают новорукоположенных священников для прохождения практики.

Все насельники монастыря, кроме занятых неотложными послушаниями, обязаны присутствовать на всех службах, хотя за этим никто специально не следит – это дело совести каждого. Вся братия причащается вместе четыре раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресенье – предварительно постясь соответственно в понедельник, среду и пятницу (в этот день даже без растительного масла). Исповедуются все также вместе у владыки Порфирия в субботу вечером, а при желании – и в любой другой день. При этом богослужебный круг тоже довольно напряженный.

Подъем, сигналом к которому служит, опять-таки по святогорскому образцу, афонское било, бывает ежедневно в 4 часа утра, затем в полпятого следуют полунощница, утреня и Литургия – все это продолжается около трех часов. В 8:30 – обед, потом послушания, в 17:00 – вечерня, после которой бывает ужин и малое повечерие с чтением вслух молитв Иисусовой, Архангелам и Ангелам и Божией Матери. Вечером остается свободное время, которое каждый использует по своему усмотрению.

Изготовление свечей

При таком напряженном ритме монастырь ведет довольно активное производство. Так, здесь изготавливаются свечи для всей епархии, делается мед, за который Ковиль недавно получил бронзовую медаль в Сербии, производится ракия, получившая серебряную медаль (в самом монастыре при этом – «сухой закон»), здесь держат коров, лошадей, кур и т.д. Монастырь пользуется большим авторитетом в Сербии, хотя его историческая роль, судя по всему, никогда не была значительной.

Больше всего нам понравилась царящая в Ковиле атмосфера братской любви и непринужденности, напомнившая родной Сретенский. Удивительное гостеприимство, благожелательность, открытость – все это естественным образом гармонировало со строгостью монастырских служб и распорядка дня. Русские – редкие гости в обители, а потому интерес к нам был особым, ведь сербы, как мы убедились во время своей поездки, сохранили необыкновенную любовь к России и ее народу. В свою очередь, мы открывали для себя братьев, целиком посвятивших свою жизнь Богу. Причем не только сербов. В Ковиле, к примеру, уже 12 лет живет монах Савва из Новой Зеландии, охотно общавшийся с нами несмотря на серьезную болезнь.

Монастырская лошадь

Сама природа вокруг Ковиля располагает к размаху: монастырь находится посреди бескрайних полей, на просторе, с чисто русским пейзажем. Говорят, что летом усладу вечерних прогулок изрядно портят тучи комаров, прилетающих с близлежащих болот. Но мы, к счастью, были в святой обители в конце февраля, когда листья на деревьях только-только распускались…

Мощи святого великомученика Федора Тирона

В Белград нас отвозил послушник Бубица на монастырской машине. Благодаря этому нам удалось по дороге посетить еще несколько Фрушкогорских монастырей, к сожалению, сейчас уже полупустых. В Ново-Хоповской обители мы поклонились великой святыне – мощам великомученика Феодора Тирона. Как попало это сокровище в тихий сербский монастырь – выяснить не удалось, но радость этой встречи увеличивалась от того, что был как раз канун праздника этого удивительного «великопостного» святого.

Следующим пунктом нашей программы был Милешевский монастырь, ради которого, собственно, я и предпринимал эту поездку. В нем покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. Странно, но его плохо знают в Сербии – а ве

Фреска

Владислав был внуком Симеона Мироточивого, сыном Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы – «отцов-основателей» сербской государственности и национальной Церкви. Именно краль Владислав добился того, чтобы перенести на родину из Болгарии мощи почившего там святителя Саввы (который лично венчал царским венцом своего племянника) и сам предшествовал им в радости, подобно пророку Давиду пред Кивотом завета. Мощи величайшего сербского святого краль Владислав положил в построенном им монастыре Милешево – задушбине, где вскоре и сам упокоился. Так и лежали вместе более трехсот лет мощи двух святых родственников, пока турки с варварским глумлением не сожгли останки святого Саввы, стремясь подавить национальный дух сербов. Сейчас на месте этого злодейского пожарища, в Белграде, строится величественный собор святителя Саввы, подобный храму Христа Спасителя в Москве.

Собор свят. Саввы в Белграде

Милешево сторицей вознаградило нас за тяжести долгой ночной дороги в переполненном автобусе. Мы увидели совсем другую, горную Сербию, настоящие Балканы. Монастырь расположен в удивительно красивом месте – у подножия горы, рядом с бурной речкой. А во дворе важно прогуливались павлины, демонстрируя свое великолепие оторопевшим русским.

Мощи св. Владислава Сербского

Как правило, в Милешево паломники приезжают по двум причинам: или чтобы увидеть «Белого Ангела» – удивительную фреску, ставшую символом Сербии; или чтобы приложиться к мощам основателя монастыря, святого Владислава. В России многие носят имя этого святого короля, прославившегося особенно своей любовью к нищим, больным и отверженным века сего. Но в Сербии сложилась другая традиция: там у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется «Крсной Славой» и всегда очень торжественно встречается. Именин же в нашем понимании обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан. Вообще сербские имена далеко не всегда связаны со святыми – но иногда с церковными праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями. Поэтому не всегда легко объяснить, почему русские порой называют своих детей в честь сербского святого короля Владислава…

Читайте так же:  Св донской монастырь
Милешево

В Милешево нас приняли замечательно: накормили, обласкали, надарили подарков. Это женский монастырь, где живет сейчас семь монахинь и один священник. Почти все они пришли из других монастырей: так, игуменья Магдалина была вынуждена покинуть монастырь в Славонии. Теперь она спасается в Милешево…

Студеница

Дальше нас ждал долгий путь через горы, по необыкновенно красивым местам, где расположено немало как оставленных, так и действующих обителей, которые нам удалось увидеть только из окна автобуса, — в монастырь Студеница, получивший свое название от протекающей рядом речки. Наверное, он мог бы стать первым по значению монастырем в стране, своего рода сербской Лаврой – настолько древняя и великая история связана с этой обителью. Студеница была основана в XII веке святым Симеоном Неманей, объединителем сербских земель, основателем государственности. Монастырь изначально был задуман как одна из главных обителей в стране и как «задушбина» (место последнего упокоения, где будут молиться о его душе) главы рода Неманичей.

Мощи святого Стефана Первовенчанного

Теперь в монастыре находятся сразу трое мощей: преподобных Симеона Мироточивого, его супруги Анны (в монашестве Анастасии), их сына Стефана Первовенчанного (в монашестве Симона). Сохранились почти все древние монастырские постройки, а также удивительные фрески, которые, правда, несколько пострадали за долгие века. Но монастырь и сейчас ведет активное строительство: например, сооружена прекрасная гостиница для паломников, где созданы великолепные условия для жизни.

В Студенице около тридцати человек братии, причем десять послушников пришли буквально в последний месяц перед нашим приездом – это вселяет надежду, что Господь особо благоволит к обители. Здесь также действует устав, похожий на Хиландарский, но с некоторыми особенностями. На службы, особенно воскресные и праздничные, приходят богомольцы из окрестных селений, и если бы в Студенице удалось хорошо поставить пение, то отбоя от паломников, наверное, не было бы постоянно.

Отдых на пути к

Но самым сильным впечатлением от монастыря стала «испостница» святого Саввы – место его подвигов в дни Великого поста, в 8 километрах от обители, высоко в горах, где святитель написал монастырский Устав. Сейчас там живет монах Антоний из Студеницы, в праздничные дни проделывающий нелегкий путь от испостницы в монастырь и обратно. Прямо в скале вырублена небольшая келья, рядом источник, небольшой храм великомученика Георгия Победоносца. Удивительный вид с гор, потрясающая природа – но можно себе представить, что ночью здесь становится жутковато, особенно в одиночку…

Испостница святого Саввы

В Студенице живут не только молодые послушники, есть тут и опытные монахи – например, архимандрит Савва, который подвизается в обители уже 40 лет. Настоятелю, отцу Тимофею, всего 25, но, как говорит Премудрый Соломон, «седина есть мудрость человеком и возраст старости – житие нескверное». Это нам доказал и один из послушников, заметивший, что мы, современные иноки, — как люди, которые не хотят выращивать мандариновое дерево с большими трудами и скорбями, чтобы пить его сок, а хотят просто купить мандариновый сок в магазине. Точно сказано! Что касается настоятеля, то иеромонах Тимофей учился в Троице-Сергиевой Лавре, бывал, как выяснилось, и в Сретенском монастыре. На прощание он подарил нам множество прекрасных сувениров, еще раз без слов убеждая в нерушимости сербо-русской дружбы.

Фреска в Жиче: слева вверху — св. царь Николай II

После Студеницы мы посетили Жичу – женский монастырь, первую сербскую Архиепископию. Здесь и сейчас живет местный архиерей, владыка Стефан. Удивительно, что в Жиче в одном из храмов сохранилась фреска императора-страстотерпца Николая II, написанная сразу после Первой мировой войны, рядом с образом равноапостольного князя Владимира и преподобного Серафима Саровского. Сербы всегда почитали царя-мученика Николая и даже решились на такое изображение за многие десятилетия до официальной канонизации. При коммунистах фреску закрыли бумагой, о чем и сейчас свидетельствуют оставшиеся на ней следы. Раскрыли святой образ совсем недавно, при реставрации.

Жича

Завершилось наше знакомство с сербскими монастырями на подворье Хиландарского монастыря. Основание монастыря Сланцы, как его обычно называют, связывают также с благочестивой династией Неманичей. Сейчас здесь живет три иеромонаха и шесть послушников, четверо из которых учатся на Богословском факультете в Белграде. Несколько лет послушнического искуса на подворье – это непременное условие для желающих войти в братию Хиландарского монастыря. Правда, никакой гарантии, что искушеницы попадут на Афон никто дать не может: это связано с теми проблемами, о которых говорилось в начале статьи. Сейчас в Хиландаре около тридцати монахов, в основном престарелых. Смогут ли те послушники, которые подвизаются сейчас на подворье, влиться в братию афонской обители – вопрос остается открытым…

Икона

Самым сильным впечатлением от поездки стали, конечно, люди. Сербы очень дружелюбны, открыты, доброжелательны, а в последние годы – еще и очень благочестивы. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю, они сохранили светлое, радостное состояние духа: именно поэтому, наверное, в Сербии из русских святых больше всего любят преподобного Серафима Саровского. Поразило нас и уважение сербов к духовенству. Мы везде путешествовали в подрясниках и ни разу – ни в европейском Белграде, ни в провинциальном Приеполье, ни в набитом «аутобусе», ни в прокуренном «возе» (электричке) – нигде не встретили ни одного косого взгляда, тем более оскорбления. Напротив, часто прямо на улице у нас пытались взять благословение, принимая за священников.

К сожалению, в столь короткие сроки нашей поездки мы не могли посетить монастыри Косово, Черногории и других областей Сербии, где, несомненно, живут настоящие исповедники, которым приходится очень тяжело в подчас открыто враждебном окружении. Но даже увиденного нами оказалось вполне достаточно, чтобы с уверенностью сказать: в Церковь приходит все большее число молодых людей, налаживается полноценная приходская жизнь и монашеская традиция возрождается. Дай Бог, чтобы укреплялись и русско-сербские связи, взаимно обогащая национальные Церкви бесценным духовным опытом, накопленным у православных братьев.

Живая. Вкусная. Пора!

пятница, 11 марта 2019 г.

Маршрут по монастырям Сербии — путешествие для души.

Паломничество в Сербию — это возможность увидеть страну и монастыри — объекты мирового наследия, бережно восстановленные и сохраненные народом. Каждый обладает своей особенностью: монастырь Милешева знаменит фреской Белый Ангел, а монастырь Манасия — мощными оборонительными укреплениями. Все они расскажут собственную многовековую историю, в которой были периоды расцвета и бесконечных разрушений.

Для неспешного путешествия рекомендуем монастырям Сербии выделить не менее 5 дней. В первый день, прилетев в Белград, посетите Храм Святого Саввы на холме Врачар — самый большой православный храм в мире. На второй день осмотрите Фрушскогорские монастыри — комплекс из 16 обителей, после чего оправляйтесь в Нови Сад. Вглубь страны лучше отправляться на арендованном автомобиле или с водителем — расстояние между монастырями превышают 100 км. На следующий день поезжайте в монастыри Манасия и Раваница, а после переночуйте в городе Кралево. Четвертый день начните в монастыре Жича, продолжите в монастыре Студеница, а после остановитесь в Нови Пазаре. Последний день уйдет на осмотр монастырей Сопочаны и Милешева. Прямо сейчас о святых достопримечательностях Сербии и их особенностях.

Особенность: храм Успения Пресвятой Богородицы

Монастырь Студеница основан в 1186 князем Стефаном Неманя. В начале 13 века игуменом обители стал Савва Сербский, который в 1219 добился независимости Сербской православной церкви. Из-за разорения Османской империей монастырь лишился своих ценностей и утратил часть древних фресок. Храм Успения Пресвятой Богородицы возведен во времена князя Стефана. Стены церкви сохранили фрески 13 века, исполненные в византийском стиле. Самая масштабная из них — Распятие, занимающая всю западную стену. Мастера для росписи храма самостоятельно подбирал Савва Сербский. В 1986 монастырь Студеница включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Особенность: церковь на монастырском кладбище

Монастырь Жича возводился с 1206 по 1221. В 1221 в обители прошла коронация первого сербского короля — Стефана Первовенчанного. Всего в стенах монастыря было короновано 19 правителей. Жича не единожды разрушался и восстанавливался, последнюю бомбардировку он пережил в 1999. Настоящий вид монашеская обитель приобрела после восстановительных работ в 1925-1935. В начале 20 века в монастыре работали русские художники Иван Мельников и Николай Майендорф. Они выполнили роспись церкви на монастырском кладбище. При реставрации храма в конце 20 века был обнаружен образ Николая II, скрытый листом бумаги от коммунистической власти.

Особенность: фреска Белый Ангел

Монастырь Милешева построен по приказу короля Владислава Неманича. Строительство продолжалось с 1218 по 1219. В 1237 под его защиту доставили из Болгарии останки Святого Саввы. В 1594 Османская империя выкрала мощи святого из монашеской обители и сожгла их перед народом в Белграде. За годы турецкого владычества Милешева разрушался ни один раз. В 1863 началась реставрация монастыря, благодаря которой он имеет сегодняшний облик. Жемчужиной обители, с дня основания, остается фреска Белый Ангел. Она написана на стене церкви Святого Вознесения. Первоначальный шедевр уберег от пожара реставрационный слой краски, нанесенный в 16 веке. Сцена из Евангелии от Матфея отсылает к моменту, когда ангел объявил о воскрешении Иисуса.

Особенность: фрески 13 века

Монастырь Сопочаны предположительно возведен в 1260 по инициативе короля Стефана Уроша I. Разрушен турецкой армией после поражения Сербии на Косовском поле. В 15 веке монашеская обитель восстанавливается, но в 1689 снова подвергается нападению Османской империи. Реставрация Сопочаны началась в начале 19 века. Многочисленные повреждения монастыря не коснулись уникальных фресок. В церкви Святой Троицы со стен до сих пор смотрят лики святых, написанные мастерами в 1265. Самая узнаваемая фреска Сопочаны — Успение Богородицы. Она изображена на 30 кв.м. В 1979 монашеская обитель включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Особенность: монастырская церковь

Монастырь Раваница построен между 1375-1377. Основателем обители был князь Лазарь Хребелянович. Роспись церкви выполнена перед битвой на Косовском поле, в которой правитель Лазарь погиб. Под натиском Османской империи монастырь не раз разрушался и в 1690 монахи его покинули. Восстановление обители завершили в 1717, в дальнейшем он частично пострадал при Первом сербском восстании. Монастырская церковь выполнена в моравском стиле — новом для того времени и ставшим исконно сербским стилем архитектуры. Здание сложено из разноцветного кирпича. При виде сверху она имеет форму креста. Снаружи храм украшает резьба и керамическая плитка, а изнутри многочисленные фрески.

Особенность: оборонительные укрепления / фрески 15 века

Монастырь Манасия построен с 1406 по 1418, после потери Сербией своей независимости. Монашеская обитель представляет собой неприступную крепость. Вокруг нее возвышается крепостная стена с 11 башнями. На стене обустроены навесные бойницы, а под ней насыпной вал и ров. Применение вместе типичных для Сербии фортификационных решений и оборонительных идей из Византии позволили создать правителю Стефану Лазаревичу наиболее укрепленный участок во всей стране. Монастырь славился литературной школой, где монахи переводили и копировали православные книги. На стенах церкви Святой Троицы написаны лучшие фрески византийской живописи 15 века. Самые узнаваемые из них — изображения Святых воинов.

Читайте так же:  Псково печерский монастырь казначей

Фрушскогорские монастыри

Особенность: комплекс из 16 монастырей

В национальном парке Фрушка гора на протяжении 50 км расположено 16 монастырей. Выполнены они в моравском и рашском архитектурных стилях. Каждая обитель имеет свою уникальную историю и неповторимый образ.

Респу?блика Се?рбия (серб. Репу?блика Ср?бија ) — государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Население — 7 243 007 (2019).

  • Белград
  • Нови-Сад
  • Приштина
  • Ниш
  • Православие в Сербии

    Православие — одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (перепись 2002), или 85 % населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту.

    Сербская православная церковь

    Се?рбская правосла?вная це?рковь (серб. Српска православна црква ) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата.

    На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя.

    По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610—641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край.

    В 1219 году поставленным «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I Сербской Церкви было предоставлено право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

    После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233—1263) перенес кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь, основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.

    На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.

    В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей, Патриархат был упразднён. При этом Черногорская митрополия сохранила свою самостоятельность от Константинпополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.

    Печский патриархат был восстановлен в 1557-м и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.

    Турецкие зверства побудили значительное количество сербов бежать в Австрию. На территории Габсбургской монархии была сформирована особая церковная организация, руководимая сербским клиром, которая в идеологическом и духовном отношении с 1690 года была связана с Патриархией в Печи, но политические условия, и прежде всего конфликты между Габсбургами и Османской империей, привели к автономно-автокефальному положению Сербской православной митрополии с центром в городе Сремски-Карловци.

    Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм, непрестанно терпя более или менее сильное давление в направлении прозелитизма, выражавшееся в попытках склонения к униатству. Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства, гражданской Хорватии, Военной Краины и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг Патриархата. Особая судьба была у Буковинской митрополии.

    С вхождением в состав империи Габсбургов Далмации, Боснии и Герцеговины последовал запрет на пастырское подчинение местного сербского населения этих областей сербскому митрополиту (патриарху), восседавшему на престоле в г. Сремски-Карловци. Габсбургская политика в отношении православной церкви сводилась к оставлению Боснии и Герцеговины под шаткой властью Константинопольского патриархата, при этом Далмация и Бока-Которска входили в состав Буковинско-Далматинской митрополии, гибридной сербско-румынско-русинской церковной организации, охватывающей области, географически разделенные друг от друга сотнями километров, а Синод и центральные церковные институты размещались в Вене.

    В Белграде по обретении Сербией независимости, в январе 1832 году, под юрисдикцией Константинопольского Патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Сербии (после Берлинского конгресса) получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской Патриархией.

    В 1859 год Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович), смещённый в 1881 году. 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит Феодосий (Мраович) (1883—1889); хиротония которого, с разрешения императора Франца-Иосифа была совершена Патриархом Карловицким Германом (Анджеличем) (1882—1888). С изменением политической ситуации в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил — возвращён.

    По итогам балканских войн (1912—1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская, Велешско-Дебарская и Призренская епархии.

    По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Черногорию, земли бывшей Австро-Венгрии, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Словению, произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь — в мае 1919 года.

    12 сентября 1920 гола на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

    Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета.

    Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены.

    Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная сербская православная церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь.

    Русская Православная Церковь

    После революции 1917 года и гражданской войны в Югославию устремились многие из русских беженцев, большинство из которых исповедовали православие. При этом русские беженцы в большинстве своём не влились в Сербскую Православную Церковь, а образовали Русскую Православную Церковь заграницей. В Сремских Карловцах с 1922 года до Второй мировой Войны находился Архиерейский Синод РПЦЗ. Большая часть русских эмигрантов не приняла новой коммунистической власти и эмигрировала из Югославии, а структуры РПЦЗ на её территории были ликвидированы. В Белграде имеется подворье Московской патриархии — Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после переворота 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель.

  • св. свт. Савва Сербский
  • св. свт. Николай Сербский
  • св. прп. Симеон Мироточивый
  • св. свт. Максим, деспот Сербии и митрополит Угро-Валашский
  • св. свт. Даниил II, архиепископ Сербский
  • св. блгв. князь Сербский Лазарь
  • св. прп. Петр Коришский
  • св. мч. Иоанн Владимир, князь Сербский
  • св. прп. Иустин Челийский
  • св. прав. Иоанн Бранкович, деспот сербский
  • св. свт. Макарий Соколович
  • святые новомученики Момишичские
  • св. свщмч. Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
  • св. свщисп. Варнава, епископ Хвостанский
  • Свмч. Петр, митрополит Дабро-Боснийский
  • св. мч. Лука
  • Мощи святых и чудотворные иконы в Сербии и сербских анклавах на территории самопровозглашенного государства Косово находятся в храмах и монастырях Сербской Православной Церкви.

    Кафедральный собор Архангела Михаила. Мощи:

  • св. Стефан Штилянович (XVI в.).
  • Кладбище Введенского монастыря:

  • могила свисп. Досифея Загребского (+1945 г.).
  • МОНАСТЫРЬ НОВО-ХОПОВО (близ Нови-Сада). Мощи:

    МОНАСТЫРЬ КРУШЕДОЛ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • свт. Максим Бранкович (ХV в.) (рука),
  • благ. кн. Стефан Бранкович (XV в.) (стопа).
  • МОНАСТЫРЬ ЯЗАК (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи:

  • благ. кн. Стефан V Урош (XIV в.).
  • МОНАСТЫРЬ ГРГЕТЕГ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»):

    • икона Божией Матери «Троеручица».
    • МОНАСТЫРЬ БЕОЧИН (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора», близ Беочина). Мощи и икона:

    • свисп. Варнава Хвостанский (ХХ в.),
    • «Беочинская» икона Божией Матери.
    • Монастырь Горняк (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Мощи:

    • прп. Григорий Молчальник (XIV в.).
    • Д. МЕЛНИЦА (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Монастырь Витовница:

    • чтимая могила архим. Фаддея Витовницкого (ХХ в.).
    • МОНАСТЫРЬ МАНАСИЯ (ок. 15 км. к северо-востоку от Ягодины, близ Деспотовца). Мощи:

    • св. деспот Стефан Лазаревич (XV в.).
    • С. СЕНЕ, к юго-востоку от Ягодины, близ Чуприи. Монастырь Раваница. Мощи и икона:

      прп. Ромил Раваницкий (XIV в.),

    • «Почаевская» икона Божией Матери.
    • МОНАСТЫРЬ ДРАЧА (9 км. от Крагуевца). Мощи:

      МОНАСТЫРЬ СВ. РОМАНА (20 км. от Крушевца). Мощи:

      МОНАСТЫРЬ ЛЮБОСТЫНЯ (ок. 15 км. к юго-востоку от Кралево, близ Трстеника). Мощи:

    • св. княгиня Милица (Евгения) и св. деспотисса Елена (Евфимия) Сербские (XIV в.).
    • МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА (39 км. к юго-западу от Кралево). Мощи:

    • прп. Симеон Мироточивый (XII в.),
    • св. король Стефан Первовенчанный,
    • благ. кн. Анна (XIII в.).
    • икона Божией Матери «Скоропослушница».
    • МОНАСТЫРЬ ГРАДАЦ (к северо-западу от Рашки). Мощи:

    • св. королева Елена Сербская (XIII в.),
    • схиархим. Иулиан (Кнежевич) (чтимая могила на монастырском кладбище).
    • МОНАСТЫРЬ ЦРНА-РЕКА (к северо-востоку от Нови-Пазара, близ с. Рибаричи). Мощи:

    • прп. Петр Коришский (XIII в.) (часть мощей),
    • чтимая могила убиенного в 1999 г. мон. Харитона.
    • МОНАСТЫРЬ КУМАНИЦА (на границе с Черногорией, у железной дороги Белград – Бар). Мощи:

      Монастырь Милешева (ок. 20 км. к северо-западу от Нови-Пазара, близ Приеполе). Мощи:

    • благ. кн. Владислав Сербский (XIII в.),
    • свт. Савва Сербский (рука).
    • АРИЛЕ (ок. 30 км. к юго-востоку от Ужице). Храм Св. Ахилы. Мощи:

    • благ. кн. Стефан Урош (XIII в.).
    • С. ЛЕЛИЧ (6 км. к юго-западу от Валево). Монастырь Свт. Николая. Мощи:

      МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЕ (близ с. Лелич). Мощи:

    • прп. Иустин Попович (Челийский) (ХХ в.).
    • ЧОКЕШИНА (30 км. к северо-востоку от Лозницы). Монастырь Чокешина:

    • икона «Покров Пресвятой Богородицы – Чокешинская».
      • Собор Святого Саввы Сербского (Белград)
      • Церковь Святого Василия Острожского (Белград)
      • Храм Архангела Гавриила (Туман)
      • Собор Святого Георгия (Нови-Сад)
      • Церковь Святого Марка (Белград)
      • Собор Святого Михаила (Белград)
      • Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас)
      • Ружица (церковь)
    • Церковь Святого Александра Невского (Белград)
    • Церковь Святой Троицы (Белград)
    • Православные монастыри

      Русская транслитерация Оригинальное название
      Монастырь Челие/Кельи Ћелије
      Монастырь Црна Река/Черная Река Црна Река
      Столпы святого Георгия Ђурђеви Ступови
      Монастырь Горняк Горњак
      Монастырь Градац Градац
      Монастырь Каленич Каленић
      Монастырь Касталян Кастаљан
      Монастырь Копорин Копорин
      Монастырь Любостыня Љубостиња
      Монастырь Манассия Манасија
      Монастырь Милешева Милешева
      Монастырь Нимник Нимник
      Монастырь Покайница Покајница
      Монастырь Прохора Пчиньского Прохор Пчињски
      Монастырь Пустыня Пустиња
      Монастырь Рача Рача
      Монастырь Раваница Раваница
      Монастырь Рукумия Рукумија
      Монастырь во имя свт. Николая в г. Соко Манастир Светог Николе — Соко
      Монастырь Сопочаны Сопоћани
      Монастырь Студеница Студеница
      Монастырь Троноша Троноша
      Монастырь Туман Туман
      Монастырь Витовница Витовница
      Монастырь Буково Буково
      Монастырь Земун Земун
      Монастырь Жича Жича

      Фрушка Гора (Фруктовая Гора)

      Русская транслитерация Оригинальное название
      Монастырь Беочин Беочин
      Монастырь Бешеново Бешеново
      Монастырь Дивша Дивша
      Монастырь Гргетег Гргетег
      Монастырь Язак Јазак
      Монастырь Крушедол Крушедол
      Монастырь Кувеждин Кувеждин
      Монастырь Малая Ремета Мала Ремета
      Монастырь Новое Хопово Ново Хопово
      Монастырь Петковица Петковица
      Монастырь Привина Глава Привина Глава
      Монастырь Раковац Раковац
      Монастырь Старое Хопово Старо Хопово
      Монастырь Шишатовац Шишатовац
      Монастырь Великая Ремета Велика Ремета
      Монастырь Врдник-Раваница Врдник-Раваница
      Русская транслитерация Оригинальное название
      Монастырь Баваниште Баваниште
      Монастырь Бо дяны Бођани
      Монастырь Фенек Фенек
      Монастырь Гайдучица Хајдучица
      Свято-Троицкий Монастырь в г. Кикинда Манастир Свете Тројице
      Монастырь Ковиль Ковиљ
      Монастырь Месич Месић
      Монастырь во имя св. Мелании Манастир Свете Меланије
      Монастырь Сомбор Сомбор
      Монастырь Средиште Средиште
      Монастырь Войловица Војловица
      Русская транслитерация Оригинальное название
      Монастырь Баньска Бањска
      Монастырь Девич Девич
      Монастырь Грачаница Грачаница
      Монастырь Печского патриархата Пећка патријаршија
      Монастырь Высокие Дечаны Високи Дечани


      В этой категории отображается 5 подкатегорий из имеющихся 5.

      Сербы приняли христианство в VII веке, состояли то в римской, то в греческой, то в охридской юрисдикции. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий.

      Сербская Церковь родилась на Афоне. В 1191 году в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне поселился сербский княжич Растко, будущий святитель Савва Сербский. (См.Св. Савва)

      В 1198 году на Святой Горе Афон был основан сербский монастырь Хиландарь, что стало важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью независимости. По преданию, в Хиландаре находится принесенная из Палестины св. Саввой чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину.

      В 1346 году могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция помещалась в Пече.

      Константинопольский же патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Однако по настоянию афонского монаха сербского происхождения Исаии Константинопольский патриарх в 1374 году анафему снял.

      В 13?14 веках в Сербии возникло множество православных монастырей (Студеница, Жича, Милешево, Грачаница и др.), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско?православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны.

      На территории парка Фрушка?Гора (в пер. «гора франков», где проходила граница между славянами и франками) когда?то было около 30, а к 1941 году – 17 монастырей, большинство которых создавалось под влиянием моравской и рашской школы зодчества XV?XVIII веков.

      Печский патриархат, восстановленный в 1557 году, в период османского господства играл роль центра национального и культурного сплочения сербского народа.

      До сегодняшнего дня на Фрушка – Горе сохранилось 16 монастырей, ряд из них все еще в руинах или же восстановлен только частично: Врдник Раваница, Велика Ремета, Ново Хопово / Старое Хопово, Гргетег, Крушедол и др.

      С конца XVI века фрушкогорские монастыри активно налаживают и поддерживают связи с Россией. В одном из монастырей до сих пор хранятся дары царя Ивана Грозного.

      Во время Второй мировой войны монастырь Беочин пострадал от хорватских усташей, которые ограбили обитель. В монастыре и сейчас хранится икона Богородицы, пронзённая штыком, и картина, изображающая Вука Караджича, которую усташи использовали как мишень. После войны обитель стала женской. К святыням Беочина относится находящая в монастырской церкви чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В этом же храме находится могила исповедника православия епископа Хвостанского Варнавы (Настича).

      В Сербии у каждой семьи есть свой покровитель (он переходит в роду по мужской линии), праздник которого называется «Крсной Славой» и торжественно отмечается.

      Именины в Сербии обычно не отмечают, хотя название для них существует – Имендан.

      Сербские имена далеко не всегда связаны со святыми – но иногда с церковными праздниками (Вайо, Божко), иногда с пожеланием благополучия (Здравка, Радован, Живан), иногда с семейными традициями.

      Все сербские монастыри находятся в некотором удалении от крупных населенных пунктов.

      Деревянные церкви в сербских деревнях построены из дуба и их можно легко переносить с места на место.

      Внешний вид сербских церквей романский, а внутреннее убранство – византийское. Иконография выражает восточные традиции, а фасады, как у католических церквей – декорированы животными и растениями вокруг порталов.

      В православных храмах Сербии свечи ставят не у икон, а в отдельных 2х?полочных конструкциях с песком, верхняя – за здравие, нижняя – за упокой.

      Храм Святого Савы в Белграде – одна из самых больших православных церквей в мире.

      На подворье Русской Православной Церкви в Белграде находится могила Врангеля.

      В Милешевском монастыре (женском) покоятся мощи святого Владислава, короля Сербского. В 1237г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы.

      Самые ранние фрески в Вознесенском храме Милешевского монастыря были написаны в 1220?х годах предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная фреска – Белый Ангел на гробе Господнем – стала духовным символом православной Сербии.

      Мужской монастырь Студеница, получивший свое название от протекающей рядом речки, был основан в XII веке святым Симеоном Неманей, объединителем сербских земель, и был задуман как одна из главных обителей Сербии и как «задушбина» (место последнего упокоения, где будут молиться о его душе) главы рода Неманичей.

      В 8 километрах от монастыря Студеница, высоко в горах, находится «испостница» святого Саввы – место его подвигов в дни Великого поста, где святитель написал монастырский Устав. Прямо в скале вырублена небольшая келья, рядом источник, небольшой храм великомученика Георгия Победоносца.

      Монастырь Жича из красного кирпича, названный так вслед за селом, что располагалось неподалеку, расположен на одинаковом расстоянии, как от Рима, так и от Константинополя.

      Жича стала первым престолом сербского архиепископа, после основания автокефальной Сербской церкви в 1219 году, а в 1221 году здесь был коронован первый король Сербии Стефан Первовенчаный, и семь других сербских королей.

      В Жиче в одном из храмов сохранилась фреска императора?страстотерпца Николая II, написанная сразу после Первой мировой войны, рядом с образом равноапостольного князя Владимира и преподобного Серафима Саровского.

      Ковильский монастырь называют сербским Афоном. Ковиль славится своим пением в византийской традиции. Гостеприимство Ковиля особенно подчеркивается тем, что у монастыря отсутствуют ворота, гостю обязательно предложат чашечку кофе. Сигналом к подъему служит, по святогорскому образцу, афонское било. Здесь изготавливаются свечи для всей епархии, делается мед, за который Ковиль недавно получил бронзовую медаль в Сербии.

      Образцом для сербских монастырей является святогорский Хиландарь, (другое название Сланцы), основанный еще святителем Саввой и его отцом, преподобным Симеоном Мироточивым, в самом конце XII века.

      В монастыре Хопово, построенном в 16 веке, с 1920 по 1943 год укрывались монахи, сбежавшие от советской власти.

      Фрески в монастыре Хопово выполнены мастерами с горы Афон.

      Интерьер Церкви Георгия Победоносца представлен мозаичными фресками с изображением шестидесяти сербских монастырей. Здесь выложены 725 композиций и 1500 фигур из 40 миллионов кусочков мозаики 15000 различных оттенков. В склепе церкви находятся могилы 22 членов королевской семьи.

      На одной из стен монастыря Троноша (XIV век) сохранились одни из солнечных часов средневековья.

      Патриарха Сербского Павла называют ангелом сербской церкви. За время Патриаршего служения Его Святейшества было восстановлено и основано большое количество епархий.

      В 1992 году восстановлена семинария в Цетине (Черногория). В 1994 году была открыта Духовная академия святого Василия Острожского в Србине (Фоча), в 1997 году – семинария в Крагуеваце (филиал семинарии святого Саввы в Белграде). Была организована Пресс?служба Сербской Православной Церкви. В этом году на майском заседании Священного Синода было принято решение об открытии Православного богословского факультета в Университете города Ниш.

      В 1993 году в Белграде была основана Академия иконописи и реставрации Сербской Православной Церкви.

      У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее.

      Мирославово Евангелие – рукописное Евангелие?апракос, написанное около 1180 года. Является древнейшим кириллическим памятником сербской письменности. Хранится в Национальном музее Сербии в Белграде.

      Несмотря на религиозные трения католиков и православных, в центре Нови Сад, на Еврейской улице, расположилась самая большая на Балканах синагога.

      Святой Савва (Saint Sava, сербск. Свети Сава) – самый почитаемый святой Сербии, основоположник автокефальной Сербской православной церкви.

      Святой Савва был младшим сыном великого жупана Сербии Стефана Немани, его мирское имя было Растко.

      Подростком Растко убежал на Святой Афон и постригся в монахи, получив имя Савва. Через несколько лет его отец отрекся от престола и также постригся в монахи. На Святом Афоне они вместе основали монастырь Хиланадр.

      Святой Савва добился независимости Сербской православной церкви и в 1219 году стал ее первым архиепископом.

      В 1237 году Владислав переносит мощи Святителя Савы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. В 1594 году турки извлекли из ковчега останки Святого Савы и сожгли их на холме Врачар в Белграде (сейчас на этом месте воздвигнут Храм Святого Савы).

      Храм святого Саввы – самый большой на сегодня православный храм в мире.

      Надпись на пьедестале памятника Святому Савве на горе Врачар напротив храма: «Трудом своим все приобретёте».

      День святого Саввы празднуется Сербской православной церковью 27 января (14 января по Юлианскому календарю).

      Читайте так же:  Свято воскресенский монастырь самара