Свято михайловский монастырь каменномостский

Расписание богослужений в Михайловской пустыне 13–16 апреля 2017 года

Все богослужения будут совершаться в Троицком храме

Утреня (с чтением 12-ти Евангелий)

Царские Часы Изобразительные

Великая Вечерня с выносом святой Плащаницы

3,6,9 часы. Вечерня с Литургией Василия Великого

Чтение Деяний святых апостолов

Освящение куличей и пасок. Праздничная ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА

9-й час по пасхальному чину. Великая вечерня

* * *
Праздничная Пасхальная служба будет совершаться в ночь с субботы на воскресение. Освящение куличей и пасок будет совершаться в субботу в 23:30 перед Пасхальной службой и по окончании праздничной службы около 4:00 часов утра воскресения.

Братиям о Господе
ЖЕЛАЮЩИМ ПОТРУДИТЬСЯ В МОНАСТЫРЕ

В А Ж Н О Е О Б Ъ Я В Л Е Н И Е
для поломнических групп

Михайловский монастырь, располагается в живописном, утопающем в зелени уголке Северного Кавказа, на склоне горы Физиабго, вблизи посёлка «Победа». Это место находится в центре Краснодарского края, в республике Адыгея, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (ст. Хаджох).

Свято-Михайловский монастырь в конце XIX был самым крупным монастырём северного Кавказа. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России. Возвращена Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии. В данный момент монастырь постепенно возрождается.

Отец Варлаам, +7 928 2682660

Добраться к нам можно самостоятельно авто­транспортом: по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостский (имеется указатель) до пос. Победа.

А также автобусом: из г. Краснодара рейс «Краснодар–Победа» время отправления (прибытия): 6:50 (11:35) и 16:25 (21:10)

Адрес монастыря:
385791, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, п/о Веселый, ул. Родниковая, 5

Для встречи гостей обители функционирует гостиница, где можно расположиться на одни сутки. К услугам паломников 2-х разовое питание.

+7 928 467-46-25, Владимир

Также вблизи монастыря располагается частная комфортабельная гостиница,
Тел: 8-928-469-49-71

Недалеко от монастыря находится и гостиница «Озерки».
Тел: 8-928-662-65-95, Сергей.

По всем вопросам
вы можете связаться с нами по телефонам:

8-928-466-03-58 — отец Михаил

Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь, принимает пожертвования на восстановление монастыря

Наш адрес: республика Адыгея, Майкопский р-н, посёлок Победа, ул. Родниковая, 5

Реквизиты: Свято-Михайло-Афонская Закубанская Пустынь

  • ИНН 0104009417
  • р/с 40703810101000102835 в Адыгейском ОСБ № 8620, г Майкопа
  • к/с 30101810600000000602 в юго-западном банке СБ РФ г. Ростова-на-дону
  • БИК 046015602

Помощь людям страдающим наркотической и алкогольной зависимостью в православном реабилитационном центре:

История Свято-Михайловского
Афонского монастыря

После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.

Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы. Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.

Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.

Весной 1877 г. о.Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.

Соборный храм во имя Успения Богоматери. Конец XIX века

Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства — 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.

В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято — Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению — за р. Кубанью.

Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.

В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно — приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.

К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия.

Жизненный путь о.Мартирия — яркий пример бескорыстного служения Православной церкви и отечеству. Он родился 10 октября 1830 г. в Херсоне, в семье состоятельного мещанина Василия Островых. По окончанию церковноприходской школы Мартин — так звали о. Мартирия в миру, в течение 12 лет осваивал торговое ремесло, но затем неожиданно заболел. Два года он пролежал в постели, читая религиозную литературу и отдаваясь молитвам. В молитвах к Богородице юноша обещал оставить мир и уйти в монастырь, если Богу будет угодно дать ему выздоровление. Его молитвы были услышаны, и он встал на ноги. Мартин вновь устроился работать по торговой части и вскоре забыл о данном им обете. Так прошло 8 лет. Мартин уже собирался жениться и начать собственное дело, но перед этим решил совершить паломничество в Киев. На исповеди он рассказал священнику о своем обещании Богу и тот потребовал выполнить обет. Взволнованный Мартин вернулся домой и рассказал обо всем родственникам. Они уговорили его отложить принятие решения на 1 год. Мартин вскоре опять тяжело заболел, но после усердных молитв болезнь отступила. Выполняя обещание, молодой человек стал послушником в Киево-Печерской Лавре. Через год Мартин поселился на г. Афон, а в 1865 г. принял постриг в монашество под именем Мартирий. Усердное служение Богу привело Мартирия в Черниговский архиерейский дом, где за благолюбие он был возведен в сан иеромонаха. В 1876 году, попросив благословения на отпуск, о. Мартирий вместе с братией из 6 иноков прибыли на Афон. Там монахи приобрели Успенскую келью, приписанную к Котломужскому греческому монастырю. Из отпуска о. Мартирий в Чернигов не вернулся. Он принял решение остаться в монастыре, но вскоре оказался на Северо-Западном Кавказе. Возведение Михайлово-Афонской пустыни стало главным делом его жизни.

Читайте так же:  Мужской монастырь сергиев посад отец герман

В 1909 г. о.Мартирия не стало. Зимой он возвращался из Ставрополя в монастырь по глухой дороге. Внезапно его повозку окружила стая волков. Испуганные лошади бежали, повозка съехала с дороги и разбилась о деревья. Архимандрит был похоронен на территории основанного им монастыря.

Плита у склепа архимандрита Мартирия

После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. У него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.

С началом Второй мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.

После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов — был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».

С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято — Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.

Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.

В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.

СМАП . Миссионерско-паломнический центр

Экскурсии по Михайло-Афонскому монастырю

Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь предоставляет возможность паломникам и туристам обратиться в Миссионерско-паломнический центр, расположенный при входе всвятую обитель. Наш центр имеет 3-4 экскурсовода и работает ежедневно с 9 до 18 часов. Справки и заказы экскурсий можно произвести по телефонам: 8-928-669-30-79 Ирина и 8 928-471-57-36 Анна; а так же непосредственно в центре.

Миссионерско-паломнический центр Свято-Михайловского монастыря предоставляет для вас ряд экскурсий за пожертвования на монастырь:

1) Обзорная лекция по истории монастыря на 30-50 минут. В ней расказывается о 3 этапах монашества на плоскогорье у горы физиабго:

а) 6–14 вв — древневизантийский период;

б) 1878–1928 гг — второафонский монастырь;

в) с 2001 г — возрождение обители;

2) Древневизантийский пещерный монастырь, расположенный на территории обители на глубине 50 метров. Продолжительность экскурсии от 1 до 1,5 ч. Во время экскурсии паломники туристы посещают подземную церковь тысячелетней давности и 5 монашеских келий, пройдя по подземным ходам около 200 м.

3) Экскурсия к храму 6-го века н.э. на горе Афон, расположенному в 1 км от обители. Два года назад на горе Афон во время археологической разведки был обнаружен фундамент древне­византийского храма с бапсистерием. По фундаменту удалось восстановить облик храма архитектору из г. Ростова-на-дону. Майкопское общество охраны памятников обещало занести найденный памятник в реестровый каталог памятников археологии Адыгеи. Телевиденье сняло про эту сенсационную находку 7 видеосюжетов.

4) Успенские кельи, расположенные в 4 км от обители. В этих пещерах по преданию жили первые и последние иноки монастыря. Там же они совершали богослужения.

5) Могила и св. источник новомученника монаха Афанасия, зверски четвертованного частью особого назначения в 1930 году в 5 км от обители. Монаха Афанасия красноармейцы вытащили из пещеры и зверски пытали, выспрашивая его о золотой ризнице монастыря, сначала ему отрубили все конечности, а потом усекли голову. После предания тела земле его духовными чадами, Господь прославил старца целебным источником, забившим из под его могилы.

6) Экскурсии на водопады реки Фарс, расположенные в 3,5 км от монастыря.

7) Экскурсии в алано-византийский касожский средневековый город Кассек, расположенный на востоке от монастыря вблизи границы Майкопского и Мостовского районов в 16 км. Протяженность остатков города — несколько километров. В крепости городища найдены остатки 5 христианских церквей известным археологом Адыгеи Нурбием Ловпаче. Поход двухдневный с ночёвкой на турбазе «Баракаевская», расположенной в 500 м от цитадели г.Кассек. Можно ночевать группе в своих палатках у костра. Про это место написана книга «Неандертальцы гупского ущелья», рассказывающая об археологических раскопках в пещерах напротив г. Кассек. Там же в последствии жили монахи, а сейчас гнездятся аисты. В реке Гупс можно шутя найти наконечник копья, стрелу, керамику или дае кость древнего человека. На развалины города можно поехать верхом на лошадях или внедорожниках.

8) Экскурсии только для паломников подворья монастыря:

а) ст. Хамышки (село майкопского района, расположено на реке Белая в 63 км. от Майкопа)-храм святого Гурия, Самона Авива, р. Белая, озеро со святым источником.

б) ст.Сахрай (посёлок расположен в 30 км. от п. Каменномоского)-скит с храмом Иоанна Крестителя, водопады горы Большой Тхач.

в) ст. Безводная (станица Майкопского района, основана в 1863г.)-Храм Успения Божьей матери, часовня на могиле убиенных 63 казаков в 1920 году.

г) п. Береговое, Геленжикского района в 3 км. от моря. Строящийся храм св. Николая Чудотворца.

Размер пожертвований уточнять по указанным выше телефонам.

Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея)

Координаты: N44 17.4 E40 19.104.

Неподалеку от поселка Каменномостский вблизи поселка Победа расположен Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, крупный туристический центр, привлекающий как паломников, так и обычных туристов. Благодаря гостеприимству монахов и обилию интересных достопримечательностей в окрестностях монастыря они места посещает практически каждый турист, прибывающий в Адыгею.

История создания Свято-Михайловского монастыря

К 1864 году в горной полосе Закубанья появилось много казачьих станиц. Жители большинства из них были бедны и не могли себе позволить строительство и содержание храма. Ситуация, сложившаяся в новых станицах, вызывала обеспокоенность руководства Ставропольской епархии, так как в среде казаков-станичников было много представителей старообрядцев и даже сектантов, не было в Закубанье и условий необходимых для размещения монахов и духовенства. Всё это создавало предпосылки для того, чтобы в Адыгее появился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

В сложившейся ситуации жители станиц Баракаевской, Царской, Абадзехской, Псеменской, поселков Баговского и Севастопольского приняли решение собрать средства для строительства храма и дома приходского священника, обеспечения духовенства средствами содержания, ежегодно выплачивать приходскому священнику пособие в размере 100 рублей, а также каждый год нанимать для священника вестового.

В 1874 году епископ Герман предпринял первую попытку основать православный Свято-Михайловский мужской монастырь в Закубанье.

Зимой 1874 года государственный крестьянин Исидор Трубин и мещанин из Харькова Илья Безверхов подали прошение об основании близ станицы Сахрайской (Царской) монашеской пустыни. Оба с малых лет испытывали влечение к нравственной, духовной жизни, служили при церквях и по зову сердца прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь, где могло быть удовлетворено их стремление к иноческой жизни. Однако неведомое чувство манило их к горам Кавказа, в те места, куда была выселена станица Царская. Увиденные места поразили монахов своей красотой и величием. Пробыв здесь некоторое время, оба они считали необходимым строительство монастыря именно в этом месте, однако понимая, что одного их мнения будет не достаточно, обратились за помощью к казакам-станичникам и получили поддержку. Жители ближайших станиц: Даховской, Севастопольской, Царской и Каменномостской подарили будущему храму 270 десятин общинной земли, а казаки станицы Царской в дополнении к этому передали будущему Свято-Михайловскому Афонскому мужскому монастырю молитвенный дом прежней Сахрайской станицы. Земля, которую казаки пожертвовали монастырю, отличалась плодородием, в изобилии здесь были ягоды и лесные плоды, все, что говорило о достатке экономического быта будущего монастыря.

Читайте так же:  Самарская обл монастыри

Тщательно все обдумав, Илья Безверхов и Исидор Трубин решили, что строительство и обеспечение обители может быть осуществлено и без помощи государства, ведь строительные материалы для возведения монастырских строений имеются в достатке, а местные жители готовы были принять участие в строительных работах.

Исидор Трубин и Илья Безверхов полагали, что открытие Свято-Михайловского Афонского монастыря может благотворно сказаться как на коренных жителях, так и на казаках-переселенцах, на основе мужского монастыря можно было бы открыть школу для детей станичников.

Подготовив почву для возведения Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря в Адыгее, Илья Безверхов и Исидор Трубин обратились к епископу Герману за благословлением, чтобы приступить к строительным работам. По распоряжению епископа Германа Безверхова и Трубина временно перевели в Екатерино-Лебяжскую пустынь, где им предстояло изучить монастырские привила, а сам Герман в это время начал собирать сведения о месте расположения будущего монастыря и собранных на его строительство пожертвований. В ходе совершенных епископом Германом запросов к 1876 году стало ясно, что передача земли станичниками под строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря не имела законной силы, так как общинная земля не могла выходить из владения станичников, а тем более переходить в собственность иных лиц.

Так как устройство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря разрешено не было, Герман передал пожертвования и ценности, собранные для строительства монастыря, походной церкви Трухмянского пристава.

Таким образом, первая попытка основания монастыря у станицы Царской не реализовалась, но мысль об открытии здесь монастыря продолжала жить.

В 1877 голу казаки-станичники обратились с прошением к наместнику Кавказскому дозволить выделить из станичных земель 350 десятин для строительства на горе Физиабго православного монастыря.

В мае того же 1877 года дозволение на строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря в Адыгее было получено. И в сентябре 1877 года строительство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря началось. К апрелю 1879 года завершилось строительство первого храма в честь ангела-хранителя брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, Архистратига Михаила, первое время этот храм использовался и для служб, и для жилья монахов. Строительство второго храма в честь Преподобного Александра Невского завершилось в 1881 году. А спустя четыре года был возведен самый большой храм Свято-Михайловской Афонской мужской пустыни – Успенский собор, вмещавший в своих стенах до 1000 прихожан.

По предложению Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, принимали участие в его дальнейшем благоустройстве. Каждый прибывающий в Свято-Михайловский Афонский монастырь паломник приносил с собой по камню на строительство.

Монахи, жившие в обители, жили в труде и молитвах. День монаха начинался в 2 часа ночи, когда начиналось богослужение, продолжавшееся до рассвета. После этого была трапеза и работы. В 12 часов звон церковного колокола призывал всех к обедне. От завершения обеденного богослужения и до начала вечернего богослужения у монахов наступало время отдыха. Нарушившие порядок наказывались дополнительными работами. Постоянно на территории Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря назначались дежурные, которые колокольным звоном собирали монахов на работы. Прихожане и паломники также должны были соблюдать установленный порядок.

Огромное внимание Мартирий уделял развитию старчества. Старцы Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря строили на горе Шахан кельи, где много молились и трудились. Монахи Свято-Михайловской обители вместе со старцами возвели на горе Физиабго Храм Преображения Господня, а двое старцев, посчитав себя грешниками, вырыли в горе подземные ходы.

При участии Мартирия при Свято-михайловском Афонском мужском монастыре открыли церковно-приходскую школу для станичников, попечителем которой стал инок Вакулин.

Влияние монастыря на ближайшие адыгейские селения было велико, монахи распространяли идеи православия, и постоянно боролись с последствиями раскола, который особенно сильно проявлялся в этой местности. Жили раскольники в ближайших селениях и оказывали заметное влияние на местных жителей. Монахи для борьбы с раскольниками активизировали проповедческую деятельность.

Благодаря Мартирию в монастыре было создано крепкое хозяйство: монахи выращивали технические культуры, занимались животноводством, на монастырских пастбищах выпасались коровы, лошади, волы, даже верблюды. На землях монастыря появилось много хозяйственных построек: ферма, скотный двор, сапожная и швейная мастерская, пекарня, кузница, прачечная и красильная. В монастыре построили алебастровый завод, метеорологическую станцию и больницу.

После завершения гражданской войны монастырские земли были конфискованы, а вместе с ними и производственные помещения, сельскохозяйственный инвентарь и оборудование. В 1926 году на землях прежнего Свято-Михайловского мужского монастыря открыли дом отдыха, а год спустя в стенах монастыря разместили коммуну «Владилен». Несмотря на произошедшие с монастырем изменения, монашеская жизнь в монастыре продолжалась до 1928 года, когда монастырь официально закрыли, а монахов распустили.

С началом Великой Отечественной войны Дом отдыха закрыли и на его базе создали дом инвалидов войны. В 1944 году, после освобождения Адыгеи, на территории Свято-Михайловского мужского монастыря властями была учреждена детская трудовая колония.

В 1946 году колонисты взорвали Успенский собор, из камня которого возвели новую школу. После разрушения собора были разобраны и другие строения монастыря для получения материала на строительство общежитий колонистов. Также в 1946 году на горе Физиабго колонисты взорвали Храм Преображения Господня.

В 1960-е годы детская колония была реформирована, а строения разрушенного монастыря перешли к Каменномостскому плодосовхозу. В 1972 году территория Свято-Михайловского мужского монастыря и остатки разрушенных зданий были переданы краевому Комитету города Краснодара по туризму, и там, где некогда была старая монашеская обитель, открыли туристическую базу «Романтика».

В 1992 году православные активисты Адыгеи начали борьбу за передачу Свято-Михайловского мужского монастыря Православной церкви. Борьба длилась целых двенадцать лет и только в 2001 году часть монастырских построек и земель была возвращена церкви. С этой поры начинается возрождение монашеской жизни в стенах Свято-Михайловской обители. Но большую часть обители по-прежнему занимала турбаза. Только в марте 2003 года состоялась окончательная передача монастыря Православной церкви.

После возвращения монастыря и его земель Православной церкви, первым его настоятелем стал иеромонах Мартирий, занимавший этот пост до 2004 года. При его участии налаживалось богослужение, проведены ремонтные работы Троицкого храма и келейного корпуса, у Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) появилась своя пасека и собственная техника. После Мартирия новым настоятелем стал иеромонах Пимен. При нем обустройство и развитие монастыря продолжилось, количество членов монастыря увеличилось до 20 человек.

В настоящее время настоятелем монастыря является иеромонах Герасим, назначенный в 2006 году. За прошедшее время на месте старого храма был возведен храм Архистратига Михаила, освещение которого состоялось в августе 2008 года. Известность монастыря растет с каждым годом, количество паломников и страждущих увеличивается ежегодно.

Интересные места, включенные в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь и его окрестности

Как правило, свое знакомство со Свято-Михайловским Афонским мужским монастырем туристы и паломники начинают со Свято-Троицкого храма, самого крупного храма на территории монастыря.

В центре расположен Успенский храм.

Ещё один храм – храм Архангела Михаила.

Среди других достопримечательностей на территории Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) можно отметить братскую могилу инвалидов, убитых немецкими фашистами и ещё не до конца восстановленные постройки: храм Святого Александра, странноприимный дом, трапезная. Также идет работа над восстановлением храма Успения Божьей Матери. Существует спортивная площадка.

Отдельно стоит выделить склеп архимандрита Мартирия.

Очень многие туристы отмечают необыкновенно вкусный монастырский чай, пирожки и блинчики с множеством начинок.

За территорией монастыря в ближайших окрестностях находится конюшня, где организовываются туристические поездки на лошадях.

Также, прибыв в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея), стоит направиться в сторону горы Физиабго, посетить по дороге пещеры, а также подняться на вершину горы и испить воды из святого источника. С вершины горы открывается отличный вид на окрестности, впрочем, те, кому подъем на вершину Физиабго не под силу, могут довольствоваться панорамой, открываемой с обзорной башни турбазы, пристроенной к храму Святой живоначальной Троицы. А если у вас достаточно времени, прогуляйтесь до реки Фарс и её каньона.

Фото: Павел Панько, Distance X, А.В. Макарова, albertino-mourico, Татьяна Ледовская, Екатерина Свиридова

Читайте так же:  Свято елисеевский монастырь в минске

Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?

В самом центре Кавказа, окруженная морем и горами, лежит древняя земля – Адыгея. Давным-давно на вершине Физиабго стояла крепость. Оставшаяся кладка датируется историками «античным» временем. В XIX веке монахи построили здесь храм. А неподалеку расположился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Свято-Михайловский монастырь на карте?

Карта показывает его нам в центральной части Майкопского района Адыгеи, недалеко от поселка Каменномостский, у хутора Победа. Вблизи протекает несколько ручьев, самые известные – Шушук и Камелюк. На незначительном удалении от Закубанской пустыни, как его еще называют, обнаруживаются пещера Порошковая, бугор Монашеский и Святой Источник Великомученика и Целителя Пантелеймона.

Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь и ее история

Промыслом Божьим в Греции, на святом Афоне, произошла встреча двух монахов. Инок Виталий приехал туда паломником из России, а иеромонах Мартирий в это время там подвизался. Их взгляды сошлись на желании обосновать монастырь и уже в 1877 г., по благословению афонских старцев, они отправились в сторону Кавказа. Местные казаки, жившие в станице, ранее пытались обустроить обитель в горных отрогах, но ничего не получалось. После приезда иноков, получив благословение правящего архиерея, они совместно начали хлопотать о выделении земли под возведение.

Великий князь Михаил Николаевич Романов являлся ктитором монастыря. Архангел Михаил – покровитель князя, поэтому в честь него и был воздвигнут первый храм в сентябре 1877 г. Сюда приезжает еще несколько монахов с Афона, поэтому обитель получила название «Афонская», так как первые иноки были именно оттуда. На работы жертвовали средства будущие прихожане, иером. Мартирий вложил свою «лепту» в сумме 55 тыс. руб. В 1883 г. последний возведен тут в сан архимандрита (настоятеля).

В этой церкви первоначально проводились службы и различные требы. Здесь же, за неимением келий, братия жила. Затем построили монашеский корпус – уже насчитывалось около 200 служителей, пристройки для хозяйственных целей и гостиницу для паломников. В 1885 г. возводиться церковь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая вмещала до 2000 прихожан.

Всего было построено 5 храмов:

  • в честь Архистратига Михаила;
  • во имя преп. св. Александра;
  • Успенский;
  • во имя Святой Троицы (сохранился до сегодня);
  • посвященный Преображению Господню (Преображенский), на Физиабго.
  • Гора Физиабго имела крутые склоны – для основания церкви подвезти камни было невозможно, поэтому желающие помочь приносили их, доски и бревна вручную. Такими трудами была воздвигнута Преображенская церковь, которая вмещала около 500 молящихся. Здесь имелись мастерские разных направлений – иконописная, сапожная и портняжная, токарная, слесарная. Работала на территории и кузница. Для своих нужд выстроили небольшой кирпичный заводик. Для жителей станицы открыли церковно-приходскую школу.

    Жизнь монастыря процветала. Появилась своя пасека, сыроварный цех, организовали небольшой монастырский пруд для разведения рыбы. Монахи не имели ни в чем нужду. Они обеспечивали пропитанием не только себя, но и приезжающих паломников, странников. Для них в трапезной готовили щи, а на пекарне выпекали хлеб. В Великий пост объект посещало около 5000 человек. Прихожане гордились монастырем. Все происходило под чутким руководством архим. Мартирия, о котором стоит сказать детальнее.

    Архимандрит Мартирий

    Архим. Мартирий был родом из Херсона. Его отец – бывший казак и состоятельный мещанин – Василий Островых. Сначала Мартина (его имя в миру) отдали на учебу в церковно-приходскую школу. Со временем для продолжения «дела» отца он осваивал торговое ремесло. Религиозное образование мальчика началось при его болезни. Находясь в постели на протяжении двух лет, он читал духовную литературу и молился Царице Небесной, просил исцеления и обещал свою жизнь после выздоровления посвятить монашеству.

    Прошло время, мальчик выздоровел и забыл о своем обете. Будучи взрослым парнем, он собрался жениться и перед этим событием поехал помолиться у киевских святынь. На исповеди он вспомнил о данном много лет назад обете и обещал его выполнить. По приезду домой родственники всячески пытались отговорить парня – только вторая болезнь подтолкнула его к этому шагу. Сначала Мартин нес послушание в Киево-Печерской лавре, затем уехал на Афон, где принес монашеские обеты и принял постриг с именем Мартирий. С Афона он приехал в Чернигов, где стал иеромонахом. Затем с несколькими иноками он опять уехал в Грецию и уже оттуда направился на Кавказ. Здесь, в созидании обители, и прошла вся остальная часть его жизни.

    Окончилась жизнь архимандрита трагически. Зимой 1917 г., по возвращению домой, повозка, на которой он ехал, была окружена волками. Лошади в испуге свернули с дороги, и она разбилась о дерево. На территории монастыря есть могила, в которой покоятся останки его основателя – архим. Мартирия, помолиться у нее и преклониться может каждый желающий.

    Тяжелые годы и возрождение мужской обители в Адыгее

    В советский богоборческий период Свято-Михайловский монастырь в Адыгее пытались стереть с лица земли. Конфисковали все: землю, помещения, ценности. Здесь же организовали дом отдыха. 1928 г. стал трагическим для него – его попросту закрыли.

    При Великой Отечественной войны обитель стала местом для размещения детской воспитательной колонии. С каждым годом шло разрушение, а в 1946 г. взорвали Успенскую церковь. В 1952 г. для построек потребовался камень и следствие этому – взрыв Преображенского храма на горе. Сейчас монастырь хранит только фото, изображающие вид комплекса того времени.

    Многие годы территория переоборудовалась, сначала здесь разместился совхоз, затем туристический комитет, конная турбаза. Сюда приезжали отдыхающие, но никто не подозревал, что когда-то тут некогда был монастырь – за 70 лет из памяти стерлась его история.

    Возрождение и современность

    В 1992 г. начались первые попытки возвращения монастыря. Местные собирали подписи с обращением к президенту Адыгеи о возвращении христианской святыни. Возле плиты, на месте взорванного храма архистратига Михаила, казаки с семьями молились и читали акафисты. В 2001 г. часть монастырских строений вернули, но некоторые здания все еще занимали отдыхающие и туристы. Весной 2003 г. удалось вернуть Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь полностью. С тех пор здесь проходят богослужения, проводятся требы, ведутся восстановительные работы.

    В Адыгее Свято-Михайловский мужской монастырь сегодня главный, его посещают паломники и туристы. Здесь немало святынь:

    • несколько ковчегов-мощевиков с частичками мощей (более 50 святых);
    • частица гроба св. Феодосия (Кавказского);
    • две иконы (списки), привезенные с Афона – Богородицы «Благословение» и «Собор Архангелов»;
    • чудотворный лик царя Николая II «Надымская».
    • Особенности пустыни в том, что здесь присутствуют афонские (византийские) традиции. Внешний вид братии – клобук с накидкой и рясы греческого покроя. Также и часть богослужений служатся по уставу афонских монастырей. Сегодня тут есть свой летописец и гид – монах Прокопий, который проводит экскурсии для приезжих и рассказывает историю православной достопримечательности.

      Достопримечательности пустыни

      Несколько слов нужно сказать о здешней святыне – источнике святого Пантелеймона на Физиабго, который славится многими исцелениями от различных недугов. Здесь можно попить водицы и набрать в емкость домой. Для желающих окунуться в целебную воду обустроена купель. Многие оставили отзывы об исцелениях и облегчениях болезней после омовения. 19 января, в праздник Крещения, тут устраивается чин великого освящения воды.

      На склонах есть пещеры, которые остались от древнего византийского монастыря. Раньше было много длинных ходов – протяженностью около 3 км, соединяющих храмы, построенные на разных возвышенностях. Предание говорит о том, что сейчас под землей устроено хранилище древних костей (останков иноков, живших в подземных гротах). Сейчас там можно увидеть некоторые кельи когда-то обитавших тут монахов, остатки часовни. Ввиду того, что в советское время подземелья эти взрывали, большая часть под завалами, а в пещеры можно войти через один вход на горе.

      Как добраться (доехать)?

      Доехать до Победы вы сможете рейсовым автобусом из Краснодара, который обязательно проходит через Хаджох (Каменномостский). Он отправляется дважды в сутки.

      На машине самостоятельно доехать до Закубанской пустыни из Майкопа нетрудно таким образом:

    • Адрес: улица Родниковая, 5, п. Победа, Майкопский р-н, Адыгея, Россия.
    • Координаты GPS: 44.290754, 40.318029.
    • Телефон: 8-928-466-03-58.
    • Официальный сайт: http://www.mihailov-monastir.narod.ru/
    • Каждый посетитель Свято-Михайловского монастыря ощущает себя частичкой духовного мира. Побывав в его храмах, пещерах и у источника, душа наполняется благодатью. Красота открывающихся пейзажей захватывает дух, ну а природа, чистый воздух и тишина помогут отвлечься от повседневной суеты и забот. В заключение предлагаем видео-экскурсию по описанному выше месту, приятного просмотра!