Житинский монастырь

Паломнический тур в Дивеево.

Компания «Евролайнер» предлагает 12 июля отправится в паломнический тур в Дивеево.

Фестиваль «Императорский букет» в Павловске

20 июля компания «ЕвроЛайнер» организует поездку в Государственный музей-заповедник «Павловск», где пройдет фестиваль цветов «Императорский букет»

Кронштадт морская прогулка

Кронштадт морская прогулка 13 июля.

Из Великого Новгорода в Дивеево и Нижний Новгород.


Мы предлаггаем вам отправиться в увлекательную поездку из Великого Новгорода в Дивеево и Нижний Новгород.

Поездка в ПСКОВ-ПОРХОВ-ДУЛАГ.

Круиз на корабле по озеру Селигер с заездом в Нилову Пустынь и Житинский женский монастырь.


Компания «ЕвроЛайнер» предлагает вам увлекательную поездку выходного дня — круиз на корабле по озеру Селигер с заездом в Нилову Пустынь и Житинский женский монастырь.

Поездка к Матроне Московской

Поездка к Матроне. Блаженная старица Матрона уже при жизни почиталась как прорицательница и чудотворица.

Страница 1 из 12

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

  • Главная
  • Автобусные перевозки
  • Поездки в Финляндию
  • Поездки в Санкт-Петербург
  • Поезкди по Европе
  • Автобусные экскурсии

  • «Легенды средневекового Выборга»
  • Поездки в Мега-ИКЕА
  • Контакты
  • Туры в Финляндию
  • Шоп-туры в Финляндию
  • Автобусные туры из Великого Новгорода
  • Компания «ЕвроЛайнер» Великий Новгород.

    Мы ждем вас: 173000, Великий Новгород,
    ул. Предтеченская 24 гост. «Акрон» офисы: 120, 108 с 9.00 до 17.00

    Становление монастыря. Архипастырские заботы

    В 1868 г. владыку Алексия сменил на Таврической кафедре преосвященный Гурий (Карпов). Новый владыка, как и его предшественники, уделял монастырю много внимания. Это благодаря ему обитель была введена во владение землею, и он же поручил временно, до избрания игумении, заведовать монастырем монахине Надежде (в 1894 г. она была пострижена в схиму с наречением имени Нафанаилы). При ней возле монастырской церкви был построен одноэтажный дом, где были устроены кельи для сестер, что было насущно необходимо. Первые годы существования обители были очень тяжелы: сестры бедствовали, жили в построенных своими руками хижинах-землянках, мало отличавшихся от землянки болгарки Конастантины-Параскевы, нищенски одевались и весьма скудно питались, но усердная молитва в монастыре не угасала, и богослужение совершалось беспрерывно.

    В 1872 г. монахиню Надежду по благословению епископа Гурия сменила монахиня Аполлинария, перешедшая сюда в 1869 г. из Одесского Свято-Михайловского женского монастыря. Она управляла монастырем всего два года, но сделала для обители немало: были построены трапезная с кухней, дом для священника и скотный двор. Все строилось на скромные монастырские сбережения, а материал для построек сестры в основном заготавливали сами.

    Высокопреосвященный Гурий не переставал искать настоятельницу монастыря, которой можно было всецело вверить созидание обители. Он переписывался с настоятельницами женских монастырей, прося их подыскать из числа сестер лиц, способных управлять обителью. Случайно об этом узнала игумения Московского Страстного монастыря Валерия и изъявила желание перейти в Топловскую обитель. Желание это было продиктовано прежде всего тем, что игумения Валерия, в миру баронесса Боде, была крымчанкой, она родилась в Судаке, и конечно же, узнав об открытии в родных местах женской обители, захотела потрудиться над ее устроением. По ходатайству епископа Гурия Святейший Синод в 1875 г. переместил игумению Валерию на должность настоятельницы Топловского Параскевиевского монастыря. Игуменией Валерией руководили самые благородные и чистые стремления, получившие, к сожалению, печальное воплощение: она начала новые постройки, весьма неудачные (дом, построенный ею, очень быстро стал аварийным и впоследствии был снесен), наделала долгов, и в начале 1877 г. покинула монастырь.

    После столь неудачного выбора преосвященный Гурий на время отказался от поисков игумении, и учредил монастырский совет, состоящий из председательницы, казначеи, благочинной и экономки. Председательницей совета по управлению монастырем стала монахиня Манефа, казначеей – послушница Алевтина, благочинной – послушница Капитолина (впоследствии монахиня Варсонофия), и экономкой – послушница Вера. Секретарем совета Владыка Гурий назначил послушницу Вячеславу. Думается, что учреждение совета вместо назначения игумении было на тот момент весьма разумным – монастырские дела и хозяйство были в печальном состоянии, накопились долги, требовались большие усилия для разрешения этих проблем, и одному человеку это было бы просто не по силам. Положение монастыря было действительно затруднительным, и как тут не вспомнить помощь преосвященного Гурия, дававшего не только практические советы: Владыка ссудил обители 1500 рублей, из которых 1000 оставил впоследствии монастырю по духовному завещанию.

    Преосвященный Гурий за 14 лет своей подвижнической деятельности на Таврической кафедре значительно упрочил позиции православия в Крыму. Трое Таврических первосвященников – Иннокентий, Алексий и Гурий – возвели мощный фундамент, и их последователи до самых 20-х годов XX в. лишь в той или иной степени поддерживали здание православия. Все эти крымские владыки принимали участие в судьбе Топловской обители, и, вспоминая о годах становления монастыря, нельзя не вспомнить с благодарностью этих трех архипастырей.

    Следуя наставлениям преосвященного Гурия, монастырский совет начал мало-помалу приводить дела обители в порядок, благосостояние ее росло. Этому росту в немалой степени способствовали помощь и пожертвования богомольцев. Можно с уверенностью утверждать, что ни одному крымскому монастырю не жертвовали так много и так щедро, как Топловскому; были пожертвования весьма значительные: крупные денежные суммы, дома, земельные участки и пр. Имена многих благотворителей дошли до нас, и мы можем отдать им нашу скромную дань памяти.

    Строгая экономия сестер в сочетании с пожертвованиями поправили монастырские дела настолько, что обитель со временем стала даже делать некоторые приобретения. В 1880 г. вдова унтер-офицера Мария Петровна Киркина на свои личные средства и на собранные ею пожертвования приобрела земельный участок в 125 десятин, примыкающий к обители, и принесла его в дар монастырю. В 1884 г. монастырь был введен во владение этим участком.

    В 1882 г., после кончины преосвященного Гурия, на Таврическую кафедру был назначен епископ Гермоген (Добронравин), который, подобно своим предшественникам, заботился о Топловской обители. Ему предстояло закончить нелегкое дело, тянущееся более двадцати лет: тяжбу с Феодорой Зотовой, одной из сестер, пожертвовавших монастырю землю, на которой он располагался. За это время сменилось несколько епископов, умерла сестра Феодоры – Ангелина, но Феодора Зотова с нечеловеческим упрямством продолжала судиться с монастырем. Но наконец-то сделка состоялась, и 1 февраля 1883 года по контракту, заключенному у симферопольского нотариуса Житинского, Феодора Зотова отказалась от пожизненного половинного дохода с земли, которую ее сестра Ангелина Ламбири пожертвовала монастырю, с тем, чтобы монастырь уплатил ей единовременно 5000 рублей. Эти деньги были уплачены, и монастырь наконец-то приобрел право на полное распоряжение землей. Этот день был одним из самых светлых и радостных в обители, сестры со слезами радости благодарили Господа Бога и преподобномученицу Параскеву, ибо только с этого момента монастырю обеспечивалась полная стабильность существования.

    Обитель продолжала расширяться, приобретая смежные участки земли. Так, в 1884 г. монастырский совет приобрел за десять тысяч рублей участок в 124 десятины, и опять же на эту покупку половину суммы пожертвовала М.П. Киркина, а вторую половину монастырь уплатил в несколько сроков из своих, с большим трудом собранных, средств.

    После столь крупных покупок денег на строительство внутри обители почти не оставалось, но монастырский совет все-таки смог сделать самое необходимое. В1880 г. были перестроены монастырская баня и прачечная, при них были вырыты колодцы, куда по трубам провели родниковую воду. Это значительно облегчило труд сестер, которым уже не надо было носить тяжелые ведра. На святом источнике в 1882 г. устроили резервуар, выложенный местным гранитом; прилегающую к источнику площадку выложили таким же камнем. В маленькой часовне над источником был устроен иконостас, где среди других образов находился список с чудотворной иконы, некогда обретенной здесь. Возле церкви св. преподобномученицы Параскевы устроили небольшой фонтан, где на гранитном постаменте был укреплен мраморный крест. Водяные струи ниспадали с креста в бассейн, вокруг которого был разбит небольшой, но прекрасный цветникВоду в фонтан провели по трубам из источников, расположенных выше монастыря. Этот бассейн сохранился до наших дней. И, наконец-то исполнилась мечта богомольцев, чающих исцеления, – в 1883 г. на источнике св. Параскевы была устроена купальня из двух отделений, резервуары которой наполнялись водой из целебного источника. Здесь же находился большой бассейн, служивший для монастырских нужд, вода в который была проведена из святого источника.

    Владыка Гермоген был переведен на Псковскую кафедру, а его место в сентябре 1885 г. занял преосвященный Мартиниан (Муратовский), принимавший деятельное участие в благоустроении Топловской обители.В 1885 году благоустроили дорогу, ведущую в монастырь. Эти работы потребовали значительных средств, но были необходимы, так как дорога е монастырь шла вдоль обрывов и имела несколько крутых поворотов, для безопасности их оградили деревянными столбиками. От Топлу дорогу в монастырь указывал большой белый крест, с одной стороны его была икона святой Параскевы, а с другой икона Казанской Божией Матери. В 1886 г. на речке Мокрый Индол соорудили мельницу. Правда, мельница могла работать только весной и осенью, когда дожди наполняли реку водой. За это время монахини успевали заготовить запас муки для обители на целый год. И хоть мельница не приносила дохода, ее устройство облегчило труд монахинь, которым приходилось по нескольку недель ожидать своей очереди на соседних мельницах.

    В последующие годы монастырский совет принялся за расширение и престройку церкви св. Параскевы, которая стала уже мала для обители В 1887 году, по благословению владыки Мартиниана, церковь перестроили и увеличили по плану, составленному гражданским инженером Агиенко. Сквозную галерею, окружавшую храм, обнесли каменной стеной и непосредственно соединили с церковью. 24 июля 1888г. преосвященный Мартиниан вновь освятил перестроенный храм. В том же году к церкви пристроили новую каменную колокольню, крытую железом; кресты с шарами на церкви и колокольне были вызолочены. Заново отделали и иконостас в храме: выкрасили светло-розовой краской и позолотили. Перед клиросами устроили два боковых небольших иконостаса, также крашенных с позолотою. На устройство этих иконостасов Т.И.Мальчевская пожертвовала 300 рублей.

    За плодотворную деятельность члены Монастырского совета были награждены епархиальным начальством. В 1885 году председатель совета монахиня Манефа была возведена в сан игумении, а члены совета казначея Вячеслава и благочинная Капитолина удостоены грамот. В 1889 году игуменью Манефу сменила монахиня Параскева, бывшая послушница Вячеслава. 16 июня 1889 года она была пострижена в монашество с именем Параскевы епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом, а 26 июля 1890 года возведена в сан игуменьи и управляла обителью до 1928 года, то есть до ее закрытия.

    Туры выходного дня и поездки из Великого Новгорода

    Если вы еще не определились куда поехать в эти дни, предлагаем вам обзор предложений на туры выходного дня и поездки из Великого Новгорода. В предложениях есть как однодневные шоп-туры за покупками, так и длительные путешествия.

    В обзоре представленном ниже краткое наименование тура, стоимость поездки а контактные данные по которым можно обращаться, чтобы узнать подробности.

    Открытие фонтанов в Петергофе

    Дата поездки: 18 мая
    Самое долгожданное событие весны – открытие фонтанов в Петергофе!
    Петергоф – одно из самых уникальных культурных наследий России и Санкт-Петербурга. Живописные пейзажи дворцово-паркового комплекса восхищают своей красотой и размахом.
    Стоимость:
    1100 руб/взрослый + входные билеты;
    1000 руб/пенсионеры, школьники + входные билеты
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    Увлекательный тур в Калининград

    Знакомство с Янтарным краем.
    Дата поездки: Из Великого Новгорода по нечетным датам
    Посещение Музея мирового океана. Экскурсия на один из объектов музея: НИС «Витязь» — легендарное судно в истории океанологии. Экскурсия «Кенигсберг в Калининграде — Калининград в Кенигсберге».Увидеть настоящий город Канта Вы сможете во время виртуальной прогулки в музее «Фридландские ворота»
    Экскурсия «Прогулки по Раушену» (Маршрут: г. Светлогорск). Полностью сохранившийся город–курорт Восточной Пруссии, ныне Светлогорск.
    кскурсия «Прогулки по Кранцу» (Маршрут: г.Зеленоградск). Путешествие по одному из старейших курортов на побережье Балтийского моря — Зеленоградск.
    Экскурсия «В царство моря, дюн и птичьих голосов» (Маршрут: НП «Куршская коса»).
    Стоимость тура: 19000 рублей
    В стоимость входит: Ж/Д проезд в плацкартных вагонах; транспортное и экскурсионное обслуживание по программе; проживание в выбранной гостинице; питание — по программе; входные билеты по программе; экологические сборы.
    Стоимость: 19 000 рублей
    В стоимость не входит: Питание в поезде; мастер-класс «Янтарных дел Мастер» — 300 руб./чел.; ужины в ресторане гостиницы — от 350 руб.
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    Читайте так же:  Монастыри мужские перми адреса

    Круиз на корабле по озеру Селигер с заездом в Нилову Пустынь и Житинский женский монастырь

    Даты поездки: 8 июня
    г. Осташков. Экскурсия в женский Житенский Богородицкий монастырь в котором сохранилась икона Смоленской Богоматери Одигитрии XVII века, считающаяся небесной покровительницей города Осташкова.
    утешествие и экскурсия на корабле по Селигерскому озеру с заездом в монастырь Ниловой Столобенской Пустыни, где находятся мощи Тверского чудотворца Нила Столобенского.
    Стоимость: 2 650 руб/взрослые; 2 150 руб/дети до 12 лет.
    В стоимость входит: транспортное обслуживание, экскурсионное обслуживание по монастырю, экскурсия по Селигеру на теплоходе
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    АВТОБУСНЫЙ ТУР ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

    Маршрут: СЕРГИЕВ ПОСАД – ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ – РОСТОВ – ЯРОСЛАВЛЬ – КОСТРОМА – СУЗДАЛЬ – ВЛАДИМИР


    Даты поездок 13.06-17.06, 27.06.-01.07, 11.07-15.07, 25.07-29.07, 08.08-12.08, 22.08.-26.08, 05.09-09.09
    «Золотое кольцо» — это увлекательное путешествие по нашей истории. Возможность в одной поездке увидеть жемчужины русских городов.
    Стоимость от 12 900 руб.
    В стоимость включено: проживание в гостинице по программе в номерах с удобствами, питание по программе, экскурсионная программа, входные билеты в музеи, услуги гида – сопровождающего и гидов в музеях, транспортное обслуживание по программе.
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    Великий Новгород — Муром — Нижний Новгород

    Увлекательный тур в Нижний Новгород и Муром
    Даты поездки: 26 июня — 01 июля
    Муром — один из древнейших русских городов (согласно «Повести временных лет», уже существовал в 862 году), ныне центр Муромского района Владимирской области. Муром считается родиной былинного богатыря Ильи Муромца.
    Посещение древнего Спасо-Преображенского мужского монастыря, где святой князь Петр принял постриг в монашество, Покровского храма.
    Посещение Свято-Троицкого женского монастыря — Великая усыпальница покровителей семьи Петра и Февронии Муромских. Памятник Петру и Февронии.
    Обзорная автобусная – пешеходная экскурсия по Нижнему Новгороду.
    В ходе экскурсии Вы познакомитесь с одним из самых древних и живописных городов, который славится своей богатой историей и невероятными панорамами.
    Стоимость: 6700 руб/взрослые, 6600 руб/пенсионеры, школьники.
    В стоимость входит:
    • Проезд на комфортабельном автобусе туристического класса
    • Проживание в гостинице
    • Услуги сопровождающего
    • Экскурсионная программа с гидом
    • Питание по программе (2 обеда, 1 завтрак)
    Дополнительно: ж/д билеты (поезд 042Ч / 041Г)
    Великий Новгород – Нижний Новгород – Великий Новгород от 4 436 руб/чел.
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    Великий Новгород – Приозерск – Валаам

    Даты поездки: 6-7 июля
    Обзорная экскурсия по Приозерску с посещением крепости «Корела». Вас ждем осмотр кафедрального собора Рождества Пресвятой богородицы, железнодорожного вокзала, скандинавского банка в неоготическом стиле, церкви во имя всех святых – подворье Валаамского монастыря, кирхи Линдгрена – шедевр финского неоромантизма.
    Посещение Валаама. Вы познакомитесь со Спасо-Преображенским монастырем, горой Елеон, Гефсиманским скитом, Воскресенским скитом.… Так же имеется и свое Озеро Страха, где можно услышать «Ладожские громы» — барантиды и даже понаблюдать за миражами – острова, тонущие или взмывающие в небо
    Стоимость: Взрослые – 9 300 руб/чел. Дети до 12 лет – 7 000 руб/чел.
    В стоимость входит: транспортные услуги, услуги гида, входные билеты, трансфер до острова, питание (2 обеда, ужин, завтрак), проживание в гостинице (номера с удобствами).
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    Кронштадт + морская прогулка

    13 июля
    Кронштадт — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга. Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, город на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России.
    Стоимость: 1900 руб/чел
    В стоимость входит: транспортные услуги, экскурсионные услуги, морская прогулка
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    22 ИЮНЯ
    Увлекательная поездка в Псков и Порхов.
    Обзорная экскурсия по Пскову. Порхов Экскурсия в древнерусскую каменную крепость этого города. Музей Ганзы в Порхове.
    Экскурсия «Концлагерь «Дулаг-100» и «Аллея скорби». Мемориал расположен в трех км от Порхова.
    Стоимость поездки: 1400 взрослые, 1300 руб/школьники.
    В стоимость входит: транспортное обслуживание; экскурсионное обслуживание; входные билеты в платные объекты
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    Фестиваль цветов «Императорский букет» в Павловске.

    20 июля – фестиваль цветов «Императорский букет» в Павловске!
    Павловск. Императорский букет
    Международный фестиваль цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет».
    В аллеях Павловского парка появятся оригинальные объекты, а по подиуму продефилируют модели в платьях из цветов. На лужайках парка можно будет увидеть настоящие цветочные картины.
    Стоимость:
    1100 руб/взрослые + входные билеты
    1000 дети до 12 лет + входные билеты
    В стоимость входит: транспортное обслуживание, услуги гида, экскурсия по парку.
    Звоните: 90-03-41, +7 (921) 730-03-41

    А так же поездки в Финляндию (Лаппеенранта) из Великого Новгорода, Мега/Икея. Шоп-тур в Санкт-Петербург

    Даты поездок — каждую неделю

    Христианство на Северо-Западе: Андрей Первозванный и монастырь на острове Валаам «Повесть временных лет», Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме

    Христианство на Северо-Западе: Андрей Первозванный и монастырь на острове Валаам

    «Повесть временных лет», Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме

    Во второй половине X столетия на Руси утверждалось христианство. Впрочем, согласно «Повести временных лет», вера в Христа пришла на берега Невы и Ладоги десятью столетиями ранее, а принес ее в Ижорскую землю апостол Андрей Первозванный.

    И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им.

    Считается, что апостол не только посетил Новгород, но и побывал на острове Валаам, а также в нынешней Карелии. По сведениям Степенной книги, апостол Андрей водрузил свой посох на Волхове, провозвестив тем великое будущее этих земель.

    В «Сказании о Валаамском монастыре» о путешествии апостола рассказывается следующее:

    Говорится же в рассказах старцев, что в древние времена посланы были Иисусом Христом Богом нашим на проповедь ко всем народам святые священные апостолы. Один же из этих двенадцати – Андрей, брат Петров, – среди нашего русского народа был и в преименитом Великом Новгороде слово Божие проповедовал. И проплывая Невским огромнейшим озером, обратив взор к северу на Карельские земли, сказал так: «Как новые хананеи, безбожные народы волхвов живут там, но в будущем два светила просветятся среди них». Эти слова, как говорят, прорек апостол Христов о пречестных и великих обителях Валааме и Коневце. Поскольку оба эти монастыря на том великом Невском озере на островах построены в земле Карельской и просияли добродетелями постничества, как сейчас всем известно, – по пророчеству святого Христова апостола Андрея.

    Если верить церковному преданию (существует и другая точка зрения, относящая создание обители к рубежу XIV–XV веков), середина X века – начало монашеской жизни на Валааме. То же «Сказание о Валаамском монастыре» повествует:

    Огромнейшее это Невское озеро в длину имеет размер 300 верст. Поперек же то озеро – от величайшей реки Свири до града Орехова, откуда течет великая река Нева в Белое море (его же называют также Свизским морем – по имени лежащей вокруг него земли Свии), – да как я уже говорил, в ширину же то озеро между вышеназванных рек – 100 верст. Северная же глубочайшая часть того озера по удивительной великой Божьей мудрости Создателя ограждена каменными высочайшими горами, как стенами, чтобы чинным шествием сбегали вниз воды – все их установленное множество. Южные же мелкие берега того озера ограждены песком. Наполняется же столь великое озеро 140 реками и тысячью ручьями. Онежское же великое озеро, которое в длину 300 верст имеет, в это великое Невское озеро через великую реку Свирь впадает. Так же и ильменские воды Волховом в то озеро втекают. С севера же в то озеро входят рекою Узярвою (Вуоксой. – Ред.) воды Немецких стран. По своей же величине и глубине это озеро подобно морю; вода же в нем сладкая и здоровая; и живет в нем неисчислимое множество рыбы, а также и зверей.

    У северного же края того озера в земле Карельской – большой остров, называемый Валаам, о нем же нам сейчас и рассказ предстоит. Этот остров расстояние имеет от северных берегов – 30 верст, а от востока и от запада – по 40 верст. Великий же этот остров Валаам сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и высоким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет бесчисленные; окружность же его расстоянием 30 верст. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят вокруг наседки – так сотворены эти малые островки около большого острова, весьма прекрасные и чудесные, состоящие из одного камня; одни из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие. Между собой они настолько часты, что на одну версту их приходится 20 и больше; удивительно лежащие – как хлеба.

    Искони же на том острове жила бесослужительная корела, и она первая назвала тот остров «Валаам». Кто же не удивится великой Божьей премудрости – откуда было дано тем диким людям название из древнего персидского языка: ведь назвали они остров тот Валаам, хотя в их языке вовсе нет такого слова. Но тот, кто всему Творец и Владыка, знающий все прежде бытия, – их языческими устами изволение своей славы за много лет заранее проявил. Поскольку хотел Он в том месте святилище своему великому пресветлому имени создать ради всех хотящих спастись, то такое название их языку дал, чтобы называли то место Валаам в честь древнего мага и прорицателя Валаама: как его речь невольно обратилась на благословление древнему Израилю, чтобы так и здесь было, когда жила на том острове упоминавшаяся выше одержимая бесами корела, занимающаяся языческим волхвованием.

    Безмерно же и бесконечно неисчислимое милосердное человеколюбие Бога, который всегда хочет, чтобы все люди спаслись и обрели разум истинный. И совершая по пророчеству своего апостола, устремил на подвиг неких святоученых священных иноков из Великого Новгорода. Один же из них – по имени Ефрем, который после построил монастырь на Перековском острове на великом озере Ильмень, и собрал во Святом Духе христоподобное братство, и своим величайшим трудом зримую награду на пользу нам приобрел. Его же священное и трудолюбивое тело возлюбленный им Христос нетленным сохранил – всеми оно видимо до сих пор. И светлая его память с похвалою совершается и не кончается из рода в род. И вот этот чудный святой отец Ефрем на подвиг устремляется, а с ним и другой славный священный инок премудрый Сергий с прочими своими спутниками, и к вышеупомянутому великому и чудесному Валаамскому острову приходят. И находят некий остров с восточной стороны от большого того острова – прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою более 50 сажен, из единого камня состоящий и только один подъем имеющий наверх. Верх же того острова гладкий и неизреченной красотою сияющий. Место же это круглое, величиной как будто бы сажен 50, искусно и предивно сотворено Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная.

    Так преподобный Ефрем со спутниками приходят к тому малому и высокому острову и здесь полагают начало: водружают царское знамение – Животворящий Крест и поставляют церковь во имя преславного Боголепного святого Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа; и с помощью всемогущего Бога братия умножаться числом начинает. Для своих же нужд и на других островах свои огороды садили.

    Живущая же на большом острове чудь сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости. Вышеименованный же зачинатель старец Ефрем с места того уходит, чтобы по Божьей воле на Ильмене Перековскую обитель создать; и многие годы там прожив, к Господу отошел. Вышеназванный же Сергий, видя помощь Божию в изобиловании благ умножившегося вокруг него во Христе братства, которое уже не умещалось на тесном месте, – по этой причине преподобный Сергий к большому делу приступает, заботясь об устройстве монастырском и имея большое попечение о просвещении той живущей во тьме заблудшей чуди: к архиепископу Великого Новгорода приходит и возвещает о той почитающей бесов чуди карельской; и о многотрудном начале создания монастыря Ефремом по порядку повествует, чтобы знали о нем. Архиепископ же, услышав это, был очень рад, так как понял, что вспомнил Бог свое заблудшее создание и хочет погибших спасти, раз подвигнул на такую великую службу своих избранных рабов. Посылает он скоро к посадникам, и к тысяцким, и к правителям города, чтобы они дело это по Господней воле устроили. Правители же города, прилежно повинуясь словам архиепископа – Бог им помощь оказывал, – быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными посланниками. Святой же, направляемый вседетельным Богом, спокойно и быстро глубины того великого озера переплыл и к великому острову Валааму пришел. Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены – рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, итак посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались.

    Читайте так же:  Свято-никольский монастырь запорожье

    Итак, после той преславной победы преподобный Сергий место для монастыря по воле Божьей избрал – весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань, в которой многотысячное число кораблей могло бы укрыться от ярости свирепых волн. И воздвигает по благословению святейшего архиепископа церковь во имя боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, и собирает духовное во Христе братство. Итак, с помощью Христовой, братия стала многочисленной и обладала неоскудевающим обильным множеством всего потребного. Также, расчистив место от стоящего леса, большую и весьма красивую и высокую церковь (о которой раньше говорилось) ставит и строит приделы во имя великого Богослова и Евангелиста Иоанна и предивного Чудотворца Николы. Потом и другую церковь воздвигает во имя Рождества во плоти Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа с трапезою, весьма чудную и преславную; и монастырь крестообразно четырьмя стенами оградил – с востока и юга, с запада и севера. Большие же ворота в южной стене сделал – там, где им и подобает быть. Проход же к монастырю тому от северной стороны к югу – справа от монастыря. А та большая искусная и высокая церковь поставлена посреди монастыря на равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя куща между полками Израилевыми, отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты.

    И изложил (Сергий. – Ред.) закон монастырский в соответствии со священными догматами о том, чтобы лишь самое необходимое на потребу человеческого естества иметь в монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать, подобно лихоимцам. Еду есть самую простую – какую подаст Бог, а сложные хитроумные блюда, с ухищрениями приготовленные, – такие вовсе запретил, даже когда сделает Господь то место зажиточным. И повелел никогда не пить медовых и разных пьянящих напитков, а только самый простой квас – и для своих, и для приходящих. В праздники никогда же не просить дополнительных блюд или лучшего кваса, но предаваться духовному веселью, во Святом Духе, когда совершенно отсечено плотское веселье и чревоугодие. Одежда же иноческая не должна ни большой цены стоить, ни на вид быть красивой; но в иноческом образе служащая только для того, чтобы прикрыться; также и простейшая шуба и сермяга, как у слуг; а иметь что-то другое – только на будущее страдание послужит; лишних же и очень дорогих одежд вовсе не иметь. Работа же для всех общая, также и равенство в трапезе, и одежда всем равная – от последних до первых по званию. Единая еда (рыбная и другая), единый квас и единая одежда – начиная от игумена и кончая последним послушником или пастухом – всем дается благое равенство во Христе. Повелено также непокорных нарушителей порядка никоим образом не мучить; а подав такому хлеба для его целомудрия, высылать из монастыря, чтобы другие ему не подражали, ибо сказано, что «малая закваска квасит все тесто». Это его священное законоположение и до сих пор в целости соблюдается, хотя по их молитвам и приумножил Господь своими благами то место. Совершенно запретил просить у постригаемых больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою желает приобрести ангельскую святую жизнь, – хоть бы и из простых людей был. И по их молитвам более 100 братьев обретается ныне в их святой обители, такой святою жизнью живущих.

    В вышеназванном же Валаамском монастыре после преподобного игумена Сергия игуменом стал приснопамятный Герман, который, имея священнический чин, во всех первых трудах был вместе с преподобным Сергием. Тот великий Герман прилежно пас порученное ему Христово стадо духовных овец и жил непорочной жизнью, насколько позволяет телесное несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах, при своей пастве в созданном ими монастыре; тут же и погребен был.

    Святые Сергий и Герман прославились как чудотворцы. Сказание прибавляет:

    По прошествии же многих лет (от создания монастыря примерно через 100 с небольшим) человеколюбивый Бог попустил свое наказание за умножение грехов, чтобы люди, вспомнив о своих беззакониях, очистились. Поэтому за грехи наши был в том монастыре пожар, в котором сгорели обе церкви, и имущество, и весь монастырь. Гроб же блаженного Германа находился под церковью и был сохранен Христом в целости от страшной ярости огня. Святое же его священное тело сохранилось нетленным: так как каменистое место было трудно копать, то он был положен поверх земли. После этого его святое нетленное тело было положено в большой церкви у всех на виду, на поклонение верным. Более 40 лет находился здесь в церкви преподобный Герман, покуда не принесли мощи святого Сергия из Великого Новгорода, и тогда обоих вместе положили за алтарем большой церкви около святого жертвенника, где и до сих пор всеми видима их святая чудотворная рака.

    Многие же замечательные чудеса показал Бог через своих угодников Сергия и Германа. Хотя тела их были положены на большом расстоянии друг от друга, но после соединились вместе в одной Христовой обители. Еще прежде вышеназванного пожара являлись они некоторым достойным инокам и, показывая любовное попечение о своем монастыре, обращали других к покаянию и побуждали к молитве, чтобы все смогли молиться Царю и Владыке о миновании его праведного гнева, – так они много раз показывали свое неотступное попечение о том месте. Многочисленные же их чудотворения невозможно описать словами, ибо велико число тех случаев, когда они быстро оказывали помощь просящим; вся северная страна дивится их чудесам и ярко ими озаряется.

    Журнал «Нижегородская старина»

    Номер 10 за 2005 год

    Нижегородское общество воздухоплавания

    В начале ХХ столетия в России резко возрос интерес к авиации. Появляются ряд обществ, поставивших своею задачей пробудить интерес у соотечественников к новому виду передвижения. Не обошло это веяние и наших земляков.

    Непосредственным толчком к созданию Нижегородского общества воздухоплавания, видимо, послужили полеты во время ярмарки 1910 года. 6 августа этого года в местной прессе появились лаконичные объявления о том, что на ярмарочном ипподром состоится полет знаменитого русского авиатора С. И. Уточкина. Начало полета в 6 часов вечера.

    П. Н. Нестеров

    Ипподром располагался в Гордеевке. С. И. Уточкин на самолете «Фармана» пролетел несколько кругов на высоте 30-40 метров. 9 августа он повторил полет, поднявшись на 220 метров и выполнил фигуры высшего пилотажа. 15 августа во время третьего полета авиатор осуществил спуск с выключенным двигателем. Тогда же была устроена необычная выставка фотоснимков, осуществленных с аэроплана на стометровой высоте.

    Вскоре в Нижний прибыли авиаторы В. Кебуров и М. Летор, которые 21 и 31 августа на самолете Блерио попытались осуществить показательный полеты, но они оказались неудачными (машина В. Кебурова упала).

    Посетил наш город и один из пионеров отечественного воздухоплавания А. А. Васильев, который 1 сентября пролетел над Волгой и Окой, достигнув района Ямских улиц. Это был самый длительный полет над Нижним Новгородом, продолжавшийся 38 мину, а для России рекорд по высоте (более 800 метров) и скорости (100-120 верст в час). На следующий день закончилась вторая авиационная неделя на Ярмарке. 1

    Примечательно, что среди зрителей, наблюдавших за полетом С. И. Уточкина находился и П. Н. Нестеров, прибывший в родной город перед отправкой по месту новой службы в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду. Вот как он рассказал об этом впоследствии. Это повествование авиатора запомнил П. Степанов — Калашников, поведовавший корреспонденту «Горьковской правды» через пятьдесят лет: «Впервые настоящий моторный аэроплан я увидел, — говорил П. Н. Нестеров, — в 1910 г. в Нижнем Новгороде, куда приехал один из наиболее в то время известных летчиков — спортсменов — С. И. Уточкин. Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без крена. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься мое сердце; я боялся, что аэроплан опрокинется. С этого дня я начал серьезно изучать авиацию, вечерами по книгам, а днем — наблюдая за полетом птиц. Зрелище полетов Уточкина вызывал у меня некоторую досаду. Самолет представлял собою неуклюжее сооружение, перепутанное многочисленными проводами и еле-еле тащившийся по воздуху, а летчик сидел открыто, скрючившийся на тонких жердочках, и казалось, что не он повелевает этой машиной, а она им, и во мне пробудилось новаторская жилка — стремление внести в конструкцию самолетов свое — новое, создать самолет легкий, стройный, способный резвиться в воздухе, подобно птице». 2

    20 декабря 1910 года нижегородский купеческий сын Илья Елиссевич Аппакр, кандидат математических наук Петр Петрович Соколов и инженер Николай Николаевич Жуковский обратились к местному губернатору А. Н. Хвостову об учреждении общества воздухоплавания, представив, как полагается, устав. Через два дня губернатор дает поручение губернскому жандармскому управлению «сообщить сведения о политической благонадежности учредителей». И в тот же день аналогичная просьба адресуется нижегородскому полицмейстеру. В последнем случае, кроме политической благонадежности учредителей, общей полиции рекомендовалось выяснить «не имеется ли данных предполагать, что Общество это учреждается с тем, чтобы пользуясь его легальностью, заниматься вопросами политического характера». 3

    7 января 1911 года полицмейстер докладывал, что учредители «нравственных качеств хороших, в политической неблагонадежности замечены не были. Предполагать, что общество воздухоплавателей учреждается ими с тем, чтобы пользуясь его легальностью, заниматься вопросами политического характера, данных не имеются, т. к. означенные лица ни в чем предосудительном замешаны не были». 4

    24 января того же года журнал заседания Нижегородского губернского по делам об обществах присутствия зафиксировал следующее: «Рассмотрев устав Нижегородского общества воздухоплавания, Губернское Правление находит таковой составленный согласно требованиям § 21 Закона 4 марта 1906 г., а потому определяет: устав этот утвердить и означенное общество зарегистрировать в установленном порядке». Нижегородском полицмейстеру предлагалось объявить учредителям, чтобы при открытии общества они строго соблюдали правила, изложенные в Законе 4 марта 1906 года. 5 3 февраля устав был завизирован Нижегородским губернатором и камергером Высочайшего Двора А. Н. Хвостовым.

    Согласно правилам, все вновь открытые общества, внесенные в регистр, объявлялись через местные губернские ведомости и «Сенатские объявления». В неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостях» это появляется 9 февраля, а в «Сенатских объявлениях» 14 апреля 1911 года.

    Читайте так же:  Валаамский монастырь где находится на карте как доехать

    Устав Нижегородского общества воздухоплавания, базировался на аналогичном уставе Московского общества воздухоплавания. Целью Общества объявлялось «содействовать развитию отечественного воздухоплавания во всех его формах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных». Для достижения этих целей, Общество ставило перед собой следующие задачи: а) содействовать развитию научных знаний, имеющих непосредственное отношение к воздухоплаванию; б) содействовать практическому осуществлению проектов и опытов в области воздухоплавания и устраивать с этой целью специальные лаборатории, испытательные станции, мастерские и т.Нижегородское общество воздухоплаванияп. учреждения; в) оказывать помощь физическим, химическим, метеорологическим и другим изысканиям и опытам в области исследования земной атмосферы; г) способствовать применению фотографии при воздухоплавании; д) помогать образованию кадров специалистов для нужд военного времени; е) содействовать развитию голубиной и тому подобной почты, в связи с воздухоплаванием; ж) устраивать экскурсии, полеты и подъемы для всех желающих «при помощи свободных, управляемых и привязанных воздухоплавательных аппаратов»; з) с научными и спортивными целями проводить состязания разных типов воздухоплавательных аппаратов; и) проводить совещания, съезды, выставки, чтения и публичные лекции, отвечающие целями развития воздухоплавания в России; л) в пределах России основывать и поддерживать Отделы и станции Общества, а также периодические издания, «преследующие цель развития воздухоплавания в России»; н) в видах содействия развитию отечественного воздухоплавания, принимать участие в русских и иностранных научно-технических и спортивных организациях, а равно входить с ними в сношения, относящиеся к делу воздухоплавания.

    Общество должно было состоять «из неограниченного числа членов» обоего пола: почетных, действительных (в том числе учредителей и пожизненных), соревнователей, непременных, корреспондентов.

    В почетные члены могли быть избираемы лица, «оказавшие делу воздухоплавания особенные заслуги в научной, общественной или финансовой области». Членами-учредителями являлись лица подписавшие устав общества. Действительными членами объявлялись лица, избираемые по рекомендации трех действительных или почетных членов Общества, общим собранием, «при законном его составе» закрытой баллотировкой, простым большинством присутствующих. Действительные члены обязаны были ежегодно вносить 15 рублей членских взносов. Пожизненными членами считались, действительные члены, сделавшие единовременный взнос в размере не менее 300 руб. или пожертвовавшие на нужды Общества не менее 500 руб. В члены-соревнователи принимались лица интересующиеся предметами занятия Общества, но не являющиеся его активными участниками и уплачивающими ежегодно 10 рублей членского взноса. Непременными членами и членами-корреспондентами, считались лица, деятельность которых приносит Обществу пользу и соответствует его целям. Первые избирались на один год, а вторые на неопределенное время. Они освобождались от членских взносов и пользовались всеми правами членов-соревнователей.

    Лицам, оказавшим Обществу существенную материальную помощь (единовременное денежное пожертвование не менее 1000 руб. деньгами или 2000 руб. имуществом) выдавался диплом и почетное звание «члена покровителя отечественного воздухоплавания по Нижегородскому Обществу Воздухоплавания». При многократных или весьма крупных единовременных пожертвованиях, совет Общества мог возбудить перед Общим собранием вопрос о выражении признательности жертвователю «путем украшения его портретом помещений Общества, путем наименования его именем тех или иных учреждений или организаций Общества».

    Управление делами Общества велось Советом (состояло из трех человек, выбираемых на два года), Общим собранием, научно-техническим комитетом, спортивным комитетом, комитетами особого назначения и ревизионной комиссией.

    П. Н. Нестеров со своими детьми

    Постоянный научно-технический комитет планировалось образовать «по достижении обществом достаточного развития своей деятельности». В его обязанность должно было входить обсуждение научно-технических вопросов, связанных с воздухоплаванием, рассматривать и давать заключения по всем поступившим в Общество проектам. По тем же причинам должен был возникнуть в дальнейшем и спортивный комитет, в обязанность которого входила эксплуатация «подвижного состава» Общества и совершения «подъемов как привязанных, так и свободных воздухоплавательных аппаратов», заведование спортивными школами Общества, испытание специалистов по различным отраслям воздухоплавательного дела, участвовать в консультациях и экспертизах, устраивать конкурсы, состязания и выставки разных систем воздухоплавательных аппаратов, представлять Совету к наградам и премиям за удачное исполнение полетов.

    Помимо этого Общество имело право выдавать дипломы, призы и медали, свидетельства на звание специалиста по различным отраслям воздухоплавательного дела.

    В случае военных действий, воздухоплавательные средства Общества должны предоставляться в распоряжение военно — морского ведомства.

    В помещениях Общества воспрещались карточные и всякие иные азартные игры, обсуждать какие-либо политические и религиозные вопросы. 6

    Первоначальное правление Общества располагалось в Дворянском собрании, а с января 1912 года в помещении учебной команды 10 артиллерийской бригады на Ковалихе. Весной 1913 года библиотека Общества временно была перенесена на квартиру товарища секретаря Общества П. П. Соколова на ул. Провиантскую д. 6.

    20 июля 1911 года на заседании Общества рассматривался вопрос о предложении авиатора А. А. Васильева осуществить на ярмарке показательный полет. Прения затянулись, и закончились около 2 часов ночи. Дело в том, что члены Общества высказались за участие в полетах нескольких авиаторов, чтобы устроить состязание между ними, так как «полеты одного авиатора уже не могут представить особенного интереса, ибо важно не то, как летают аэропланы, а важно практическое применение воздушных аппаратов: состязание на скорость, спуск в определенном месте и проч.». Для соревнований устроители предполагали учредить приз в 1 500 руб. 7

    2 августа 1911 года собрание Общества рассмотрело вопрос о вступлении в состав Всероссийского воздухоплавательного союза, «решив его в утвердительном смысле». Тогда же было решено организовать в нашем городе авиационную школу. В этой связи создавалась специальная комиссия из 15 человек, которой поручалось выработать устав школы и войти в соглашение с одним из местных предпринимателей, предлагавшим сдать в аренду Общества летательный аппарат для обучения курсантов. По причине того, что в Нижнем Новгороде планировалось открытие автомобильной секции, решено было образовать при Обществе комитет автомобильного спорта. Рассматривался и вопрос об автомобильных днях на ярмарке.

    Оказалось, что пригласить на состязание летчиков, кроме А. А. Васильева не увенчалась успехом, так как в первой половине августа в Царском Селе в присутствии императора должно было состояться состязание авиаторов. А. А. Васильев же не отказался от своей идеи и осуществит свои полеты на ярмарке под флагом Нижегородского общества возухоплавания. На этом же собрании поручик П. Н. Нестеров избирается товарищем секретаря. 8

    Надо сказать и о связях знаменитого летчика с Нижегородским обществом воздухоплавания, что не зафиксировано в цитированном его отчете. В июле- августе 1911 года, находясь в очередном отпуске на родине, Петр Николаевич познакомился и подружился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Общества. В сарае Соколовых на Провиантской улице друзья построили планер. Мать Нестерова поддержала увлечение сына и помогла сшить обтяжку к планеру. Для испытания выбрали поле за Петропавловском кладбищем (в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая скорость, вместе с испытателем поднялся в воздух на два-три метра. Одна из местных газет, рассказывая об этом, заключала, что «проба оказалась весьма удачной». 9

    Биографами П. Н. Нестерова этот полет считается началом летной деятельности авиатора. Впоследствии сам летчик отмечал: «Очень приятно, что мои опыты с планером и вообще начало авиационной практики Н(ижегородского) О(общества) воздухоплавания». 10

    Таким образом, можно сказать, что П. Н. Нестеров как летчик состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П. П. Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал проект своего второго самолета (первый был отклонен Главным инженерным управлением).

    Первый полет А. А. Васильева по приглашению Общества был осуществлен согласно плану 6 августа, но из-за неблагоприятных условий был отложен более чем на час. Авиатором было сделано три неполных круга продолжительностью в три минут на высоте 200 метров. После пятнадцатиминутного отдыха новый пятиминутный полет. Корреспондент отмечал, что «многие ждали еще полетов и расходились нехотя». В этот же день предполагался полет П. Н. Нестерова на планере, но он не состоялся по причине сильного ветра. 11

    Второй семиминутный полет был осуществлен 11 августа, а третий 15 августа при дожде и на высоте 400-450 метров. Полет Васильева, отмечала одна из местных газет, «это был действительно интересный воздушный полет, вызывавший громадную сенсацию в ярмарочной публике». 12

    П. Н. Нестеров на своём самолёте

    В первом отчетном году, Общество заявило, что кроме устроенных авиационных дней при участии авиатора А. А. Васильева во время ярмарки, П. П. Соколовым были прочитаны две больших научно- популярных лекции: «Воздушный змей, его теория и практические применения», «Полет птиц как основа искусства летать на планере». Первая проходила 5 ноября 1911 года в помещении Дворянского собрания, а вторая 11 декабря в зале гарнизонного военного собрания. На следующий тот же лектор в помещении Нижегородского отдела Технического общества рассказал любопытствующим о законах сопротивления воздуха и теории аэроплана. В 1913 году от неутомимого П. П. Соколова нижегородцы услышали еще две лекции: «Воздухоплавание: исторический очерк и современное состояние» и «Гидроаэропланы и гидропланы». Им же в 1914 году планировалось прочитать еще три лекции — «Планеры, их теория», «Теория воздушного змея» и «Мертвая петля в воздухе». К весне 1914 года Общество запланировало сконструировать гидроплан, а также организовать конкурсы моделей летающих машин и воздушных змеев «с выдачей призов за лучшие образцы этих приборов». 13

    Обратим внимание на то, что в чреде запланированных П. П. Соколовым лекций, числился рассказ о мертвой петле, конечно же, нашего земляка П. Н. Нестерова, который впервые осуществил «мертвую петлю» 27 августа 1913 года.

    В архивных документах сохранился рапорт нижегородского полицмейстера, который позволяет нам выявить членов Общества по состоянию на 7 октября 1913 года. В состав правления входили: председатель — генерал-майор Василий Иванович Масалитинов (к тому времени он уже выбыл из Нижнего Новгорода, но «никакого заявления о сложении с себя обязанностей председателя до сих пор не сделал», отмечал главный полицейский чин города); товарищами председателя являлись инженер Николай Николаевич Жуковский и директор Русского для внешней торговли банка Евгений Иванович Панов; секретарь — капитан Виктор Николаевич Житинский. Всего в Обществе насчитывалось девятнадцать человек, из них шесть инженеров и два купца. Назовем некоторых, перечисленных в полицейском рапорте: вице-губернатор Сергей Иванович Бирюков, потомственный почетный гражданин Федор Михайлович Каменский, крестьянин Петр Павлович Кузнецов, купец Василий Николаевич Басов. 14 Полицмейстер не назвал учредителей, вероятно, по причине того, что они были хорошо известные местному начальству, как, например, активный участник Общества П. П. Соколов.

    Не исключено, что, о деятельности Общества знал небольшой круг нижегородской интеллигенции. На эту мысль наводит появившееся в одной из нижегородских газет небольшое юмористическое (так оно было названо) объявление: «Продается. За ненадобностью сильно поддержанный дирижабль Цеппелин, спросить в мануфактурном магазине „Соколов Петр и Компания“. Туда же, в случае нахождении просят доставить утерянных членов нижегородского общества воздухоплавателей».

    Деятельность Нижегородского общества воздухоплавания, по всей видимости, прекратилась с началом Первой мировой войны. Несмотря на непродолжительное его существование, оно, тем не менее, оказала известную популяризаторскую помощь нижегородцам, знакомя их с теоретическими и практическими новинками воздухоплавательного дела. Но главное в другом — с ним был связан знаменитый наш земляк П. Н. Нестеров, активно участвовавший в первых практических шагах Общества.

    1 Реутинский В. Первые полеты. К 60-летию открытия воздухоплавания в Нижнем Новгороде // Горьковская правда. — 1970. 19 августа.

    2 Горьковская правда. — 1965. — 23 июля

    3 ГУ ЦАНО. Ф. 73. Оп. 21. Д. 137. Лл. 1-3.

    4 Там же. Л. 25-25об.

    6 Устав Нижегородского общества воздухоплавания. Н. Н. 1911. — С. 1-21.

    7 Нижегородский листок. 1911. — 22 июля

    8 Нижегородский листок. — 1911. — 3 августа.

    9 Нижегородский листок. 1911 — 3 августа.

    10 Цит. по: Галай Ю. Г. П. Н. Нестеров (буклет). Горький. — 1987.

    11 Нижегородский листок. 1911 — 7 августа.

    12 Волгарь. — 1911. — 24 августа

    13 ГУ ЦАНО. Ф. 73. Оп. 21. Д. 137. Л. 97об.-98.

    14 Там же. Лл. 96об.-97.

    15 Нижегородский Вестник. 1912. — № 2. — С. 3.