Варсонофьевский монастырь москва

Покровские Селищи. Варсонофиевский монастырь.

Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский (во имя свт. Варсонофия Тверского) женский монастырь возник на месте обычного прихода, в с. Покровские Селищи (Покровское) Зубово-Полянского р-на. Селищенские мокшане, принявшие крещение, как и все окружающие мордовские села, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743, уже вскоре проявили себя как хорошие христиане, построив себе сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский (1756). От летнего храма пошло второе, церковное наименование села, – в отличие от недалекого русского Селища, Введенского тож. В XIX в. сложившийся крупный Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 чел., разделился на два: соседнее с. Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшее 3900 жителей, в 1854 построило себе деревянную Покровскую церковь с Никольским приделом, а затем, на рубеже XIX и ХХ вв. – грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами – Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь св. кн. Владимира св. муч. Ирины, спроектированный по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 селищенские и бозуновские крестьяне входили в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор преподобный Серафим, его иконы высоко чтятся местными верующими. В 1920-е верующим удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 оба села церкви потеряли, причем в Покровском Селище здания еще долго стояли нетронутыми, то в Новых Выселках храм был разрушен до фундамента.

Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады, предварительно свалив колокольню и кресты. В 1975 Покровский и Никольский храмы, признанные памятниками архитектуры XVIII в., были поставлены на государственную охрану, что не помешало вскоре летний храм снести. С возникновением Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход. В феврале 1992 в бывшей Никольской церкви, вновь освященной во имя свт. Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, состоялась первая литургия. Вскоре при храме возникла женская иноческая община. Официально признанная как скит, община, выросшая до 20 чел., в 1996 была обращена указом Святейшего Патриарха Алексия в женский монастырь. Обитель возглавила игумения Варсонофия (Кузмичева); духовником бессменно остается игумен Алексий (Дегаев), возродивший в селе приход. Молодой монастырь уже успел вырасти в крупное по меркам Мордовии монашеское объединение, удивляющее хозяйственников районного и республиканского уровня высокорентабельным производством, а верующих – строгостью иноческой жизни и благолепием службы. Сестры занимаются земледелием, пчеловодством, животноводством, в т. ч. разведением экзотических пород птиц. В своей экономической деятельности монастырь опирается на районные инфраструктуры, воспринимающие обитель как равноправного делового партнера. Трудовые послушания сестер и послушниц являются образцом для поселян, а заработанные деньги идут на строительство, буквально преобразившее заброшенный уголок села.

Построено несколько келейных корпусов, в т. ч. один с домовой Покровской церковью, восстановлен основной храм, возведена крупная гостиница для паломников, поток которых увеличивается от года к году. Средства идут также на увеличение и улучшение хозяйственной части, на помощь детским домам, на работу с местными детьми. Покрово-Селищенская школа, от которой обитель отгорожена всего лишь стеной – главный коллективный прихожанин монастыря, а дети – главные помощники сестер в повседневности. В самом монастыре постоянно проживают от 45 до 60 насельниц, по происхождению как местные жительницы, так и выходцы из многих областей России.

Славятся селищенские воды, – в самом монастыре имеется колодец, которым пользуются жители даже отдаленных сел; поблизости от обители есть благоустроенный источник с часовней, освященной в честь иконы Божией Матери «Донской». Из имеющихся икон сестрами и богомольцами более всего почитаются образа свт. Николая Чудотворца и прп. Серафима Саровского.

Лит.: Андриевский А. Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1911; Саранская епархия: 1991-2001. – Саранск, 2001; Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003, с. 696. http://www.gidrm.ru/pokrov_selisch_zhen_mon/

Все основные постройки Свято- Варсонофиевского монастыря: храм Воскресения Христова и западная стена монастыря (надвратный храм Архангела Михаила, Святые врата, келейный и хозяйственные корпуса, башни, входная лестница) построены по проектам профессора В.В.Курбатова, начиная с 2001 г.

Селищи упоминаются в связи с указом императрицы Анны Иоановны, по которому в 1740-х годах приняли крещение жители всех окружающих мордовских сел. Вскоре селищенские мокшане проявили себя как добрые христиане, построив в 1756 году сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский. От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, наименование села — Покровские Селищи.

В 1903 году, в канун канонизации старца Серафима, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова. С тех пор святой преподобный Серафим Саровский особо почитается местными жителями, и некоторые из них бережно хранят золотые монеты с профилем святого царя-мученика Николая II, раздававшиеся на праздновании.

В 20-е годы прошлого столетия верующим еще удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 году селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб, а каменный храм в Новых Выселках весной 1943 года был взорван. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны памятниками архитектуры XVIII века и поставлены на государственную охрану, что не помешало властям вскоре снести обветшавший Покровский храм.

В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий (ныне митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии). В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении церкви. В 1992 году верующим была возвращена Никольская церковь – полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. 7 февраля 1992 года в церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община. К 1996 году община, официально признанная как скит, насчитывала 20 сестер. Такое количество насельниц позволило обратиться к Владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия «с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь». 21 января 1997 года образовалось Подворье Свято-Васонофиевского женского монастыря в селе Покассы с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Домовый храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, 2010 г.

Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона, расположенная в мансардном этаже здания богадельни, освящена высокопреосвященным Варсонофием митрополитом Саранским и Мордовским 14 декабря 2010 года.

Домовый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 2000 г.

В 2000 году в келейном корпусе была построена и освящена домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Домовый храм в честь святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, 1999 г.

В 1999 году была освящена домовая церковь Святителя Николая, расположенная в мансардном этаже келейного корпуса, перестроенного из одноэтажного здания бывшей сельской библиотеки.

Надвратный храм в честь Архистратига Божия Михаила, 2005 г.

Был построен в 2005 году, а 6 мая 2012 г. освящен епископом Краснослободским и Темниковским.

Собор Воскресения Христова, 2002-2012 гг.

«Жемчужиной обители» по праву называют собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово-купольный храм с колокольней. Храм по проекту доктора архитектуры, профессора Валентина Витальевича Курбатова был заложен в 2002 году. Высота колокольни достигает 39 м. На ней — 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. С колокольни открывается живописный вид на бескрайние сельские просторы. На праздничном стопудовом колоколе сделана надпись: “Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексии в 2004 году слит сей звон”. Длина собора с востока на запад, включая алтарную абсиду и притвор, составляет 35 метров, ширина – 20 метров, общая площадь собора — около 680 кв.м.

10 декабря 2007 года состоялось малое освящение нижнего храма собора в честь иконы Божией Матери Знамение, приделы которого буду освящены в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Великое освящение верхнего храма во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было совершено 10 июня 2012 года, в Неделю всех Святых. Его возглавил высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, секретари Саранской и Краснослободской епархии и сонм духовенства митрополии.

Читайте так же:  Спасо-вознесенский женский монастырь

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом источнике.

27 мая 2012 года преосвященнейшим Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским было совершено великое освящение храма на святом источнике в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Храм в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, 1756 г., восстановлен в 1992 г.

Близ Воскресенского собора расположена бывшая Никольская церковь базиликального типа с колокольней, построенная в 1756 году, а в 1992 году вновь освященная во имя святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. Около 100 лет назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Давно уж нет блаженной, разрушен Покровский храм, а о предсказании люди не забывали, и в самые темные и смутные времена гонений на православную веру оно согревало сердца.

Прошло злое наваждение, и в 1992 году Никольскую церковь возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами и пожертвованиями прихожан храм преобразился. Много сил и духовного труда положил на восстановление храма его настоятель иеромонах Алексий. Собирали материалы для церкви буквально с «миру по нитке.

Видя ревностное служение батюшки Богу, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг и оставить мир.

Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи открылся новый женский монастырь, духовником которого стал отец Алексий. А на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы вознесся свечой собор Воскресения Христова.

В день святых апостолов Петра и Павла

Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

  • Контакты
  • Новости
  • Анонсы
  • Календарь

Адрес:
431121, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, село Покровские Селищи, Свято- Варсонофиевский женский монастырь.

— Тел./ факс 8 (83458) 3-59-03 — канцелярия,
— Тел. 8 (83458) 3-84-23 — церковная лавка,
— 8 (83458) 3-84-20 — настоятельница игумения Варсонофия,
— тел. гостиничной: 8 (987) 683-03-94 — посл. Елена
— e-mail [email protected]

Реквизиты:
— Свято — Варсонофиевский женский монастырь
— Расчетный счет 40703810339190100001,
— ИНН 1308049709
— Отделение № 8589 Сбербанка России г. Саранск
— Кор. счет 30101810100000000615,
— БИК 048952615,
— КПП 130801001
— ОГРН -1021300003977

Религиозная организация «Свято-Варсонофиевский женский монастырь с. Покровские Селищи Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия Краснослободской епархии РПЦ (МП)».

Проезд:
От железнодорожной станции Зубова Поляна (Казанское направление) на такси до монастыря или пригородном автобусе на г. Спасск до ост. Новые Выселки, далее около 2 км пешком.

Расписание автобусов.
— п. Зубова Поляна г. Спасск: 06.45, 08.30, 10.00, 10.55, 12.30, 13.10, 14.55, 15.55.
— п. Зубова Поляна Пичпанда: 06.00, 11.20, 17.15.
— Стоимость билета 24 руб.

12 июля 2019 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, духовник Свято-Варсонофиевского монастыря архимандрит Алексий (Дегаев) в сослужении иеромонаха Александра (Староверова) совершил Божественную литургию в Знаменском храме Воскресенского собора обители и обратился к насельницам и прихожанам с поздравительным словом.

В день святых апостолов Петра и Павла

7 июля празднуется Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – единственного святого, чей день рождения отмечается в церковном календаре. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», — засвидетельствовал Господь наш Иисус Христос. Церковью проповеднику покаяния посвящено самое большое количество памятных дат. И все они с любовью празднуются в Свято-Варсонофиевском монастыре, и один из пределов Воскресенского собора обители посвящен Крестителю Господню Иоанну.

Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Память обретения мощей священномученика Владимира (Богоявленского)– престольный праздник Свято-Варсонофиевской женской обители. В этот день, 27 июня 2019 года, на подворье монастыря в селе Новые Выселки, в храме, освященном в честь митрополита Киевского и Галицкого, архимандрит Алексий (Дегаев) в сослужении иерея Николая Горноухова совершил Божественную литургию. Ее предварил водосвятный молебен с чтением акафиста сщмч. Владимиру.

Небесный покровитель

Как умолчишь о Пасхальной радости?! Ведь «от избытка сердца говорят уста». Всем известно, что преподобный Серафим Саровский в любое время года приветствовал всех приходящих к нему словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»

Пасхальная радость Великим Постом

Что за день 22 мая? Кто же этого не знает?! В этот день празднуется память святителя Николая Чудотворца, вернее, перенесение мощей святителя Мир Ликийских в Бари. А в 2019 году на 22 мая пришлось и празднование Преполовения Пятидесятницы – одного из древнейших христианских праздников. Преполовение – значит, пройдено полпути (25 дней) от Пасхи до Троицы. В духовном смысле Преполовение как бы соединяет два величайших христианских праздника. А удивительный по своей богословской глубине и поэтичности тропарь Преполовения невозможно не полюбить! Вслушайтесь!

Преполовившуся празднику.

С 24 по 30 марта в павильоне №2 КВЦ «Сокольники» (стенд 65) состоится православная выставка-ярмарка «Вербная неделя». С 11 до 19 часов (30.03 —до 16:00) вы сможете приобрести продукцию Свято-Варсонофиевского монастыря, среди которой травяные сборы и чаи, мази, настойки и бальзамы.

Наши мази, настойки и бальзамы в Москве

Зааненская порода — одна из самых удойных в мире, молоко нубийских коз обладает высокой жирностью и плотностью.

Дополнительную информацию можно получить по тел.: (83458) 38423 (канцелярия)

В монастыре можно приобрести заанено-нубийских козлят

В Москве в КВЦ «Сокольники» (4 павильон) с 22 по 29 декабря 2017 г. проходит Православная выставка-ярмарка «Рождественский дар». На стенде № 157 Вы сможете приобрести продукцию Свято-Варсонофиевского монастыря, в числе которой бальзамы, настойки, мази и травяные чаи и сборы. Покупателей ждут новинки и Рождественские подарки.

Время работы выставки: 22.12 — 28.12 — с 11:00 до 19:00, 29.12 — с 11:00 до 16:00.

Во время работы выставки от метро курсирует бесплатная маршрутка.

Ждем Вас на Рождественской выставке в Сокольниках

Узнайте больше о культуре и традициях мордвы

В Москве с 4 по 20 ноября 2019 г. в ЦВЗ «Манеж» пройдет интерактивная выставка «Моя история. Рюриковичи». История Древней Руси, с ее взлетами и падениями, дорога длиной в семь столетий, представлена на выставке в 18 мультимедийных залах общей площадью 4000 квадратных метров

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 5 ноября 2019 года в центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка-форум «Православная Русь – к Дню народного единства. Рюриковичи». Экспозиция выставки станет одним из центральных мероприятий в рамках празднования этого события в России.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь в с. Покровские Селищи Епархиальный женский монастырь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году вокруг обычного приходского храма села Покровские Селищи Зубово-Полянского района республики Мордовия и расположен на расстоянии 186 км от г. Саранска, в 15-ти км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы.

В XIX веке Покрово-Селищенский приход, насчитывавший уже более 5500 человек, разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка) в 1854 году была выстроена на средства прихожан теплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В ней настоятельствовал старший брат священномученика Владимира (Богоявленского) протоиерей Иоанн (Богоявленский). У ее алтаря упокоилась их мать Ирина Антоновна. На рубеже веков в 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Храм был спроектирован архитектором А.С.Каминским по образцу Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря. На освящении храма, состоявшемся в 1907 году, блаженная девица Дарья, уроженка села Покровские Селищи, предрекла скорое его поругание и разрушение, но так же и провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать и «возгорится свеча от земли до неба».

В 1903 году, в канун канонизации старца Серафима, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова. С тех пор святой преподобный Серафим Саровский особо почитается местными жителями, и некоторые из них бережно хранят золотые монеты с профилем святого царя-мученика Николая II, раздававшиеся на праздовании .

Читайте так же:  Новодевичий монастырь в санкт-петербурге московский проспект

В 1991 г. образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий (ныне митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии). В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении церкви. В 1992 г. верующим была возвращена Никольская церковь – полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. 7 февраля 1992 года в церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община.К 1996 году община, официально признанная как скит, насчитывала 20 сестер. Такое количество насельниц позволило обратиться к Владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви № 609 (выписка из журнала № 9) и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия «с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь».

21 января 1997 г. образовалось Подворье Свято-Васонофиевского женского монастыря в селе Покассы с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова.

Дом безумного архитектора в зловещем Варсонофьевском (Мск)

Воссозданный с частичным сохранением исторического фасада, бывший доходный дом расположился в Варсонофьевском, одном из самых зловещих московских переулков в окрестностях Лубянки. Квартиры в этом проекте оказались востребованы среди представителей бизнеса, чиновников и даже артистов, в том числе Максима Галкина. Покупателей не смущала ни высокая цена, ни тяжелая аура этого места, ни таинственная история воссозданного особняка.

Место нечисто, архитектор талантлив, но почти безумен

Впрочем, не обращали внимания на ауру далеко не все. Так, один из покупателей, сначала оплатил полностью квартиру, но через полгода забрал деньги, по словам одного из брокеров, реализующих квартиры в доме, потеряв на возврате около 10%. «Вроде все хорошо, и проект расположен в центре, и планировки неплохие, — объяснял клиент. — Но что-то не то, плохо мне здесь, место какое-то зловещее».

История дома № 6 в Варсонофьевском переулке началась задолго до 1896 года, когда его возвели по проекту первого выдающегося московского архитектора Льва Кекушева, работавшего в стиле модерн и ставшего автором десятка памятников архитектуры XIX века. Архитектора талантливого, практически сошедшего с ума после того, как на взлете его карьеры в моду вошел северный модерн, к которому тот был равнодушен, и сгинувшего во времена революции и гражданской войны.

Варсонофьевский переулок известен с конца XVI века, назван в честь женского монастыря, основанного благочестивой Варварой, в иночестве Варсонофией, матерью святителя митрополита Филиппа, построившего два великих храма на Соловках и возложившего на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви по настоянию Ивана Грозного. Рядом с монастырем располагалось кладбище для бродяг без роду и племени, сумасшедших и невинно убиенных. Здесь, например, Григорий Отрепьев, он же первый русский самозванец Лжемитрий I, приказал закапать останки Годуновых, Марии и Федора, умерщвленных по его же приказу. Сюда же перенесли прах царя Бориса. В 1764 году Варсонофьевский монастырь был упразднен, от него осталась лишь великолепная церковь, впрочем, разрушенная большевиками уже после революции.

Участок земли, на котором впоследствии был построен дом № 6, был частью большого владения, которое много лет, с 1740 года, принадлежало сперва купцам Плетневым, потом почетным гражданам столицы Губкиным, у которых его перекупил князь Валериан Оболенский-Нелединский-Мелецкий. Он-то и занялся активным девелопментом: сломав расположенные на территории старые постройки, он возводит здесь многоэтажный доходный дом по проекту входящего в тот момент в моду Льва Кекушева. Архитектор был влюблен в ранний, франко-бельгийский вариант модерна, и уделял внимание не только внешнему облику здания, в своде которого он обычно ставил свой фирменный знак — статую или барельеф в виде льва, но и тщательно прорабатывал внутренние интерьеры. Проект доходного дома оказался весьма успешен: буквально через год князь продал здание, украшенное эркерами и изразцами, купцу Кудрявцеву.

Мистическая связь

Квартиры в доме № 6 арендовали весьма известные люди: четыре года прожил здесь с молодой женой Верой композитор Александр Скрябин. В начале прошлого века сюда въехал Иван Жолтовский, мастер нео-ренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период, в советское время — одним из основателей сталинской архитектуры. Судьбы архитектора и жильца мистически переплелись в истории другого известного московского здания — «Метрополя». Проект гостиницы, созданный Кекушевым и Николаем Шевяковым, выиграл конкурс, однако Савва Морозов, получивший права на перестройку отеля, отдал предпочтение варягу, английскому архитектору Вильяму Валькоту, чей проект занял на конкурсе лишь четвертое место. Любопытно, что в проектировании участвовал и вышеупомянутый Иван Жолтовский.

Однако достроить гостиницу у мецената и предпринимателя Морозова не получилось. Возведение весьма современного по тем временам здания, с электрическими лифтами, вентиляцией и горячей водой, затянулось на шесть лет, а самого Морозова обвинили в растратах и арестовали. И хотя впоследствии суд признал правоту мецената, к тому моменту он уже был разорен, а гостиница перед самым окончанием строительства, в 1902 году, сгорела. Подряд передали другим владельцам, которые и пригласили доработать проект победителя конкурса Кекушева.

Тайна смерти архитектора до сих пор не разгадана. Современники объясняют это психической болезнью Кекушева, обострившейся после того, как модерн перестал быть популярным среди московских застройщиков, и количество заказов у него резко снизилось. Кекушев бесследно исчез во время революции.

Красный террор и Эллочка-людоедка

Приход к власти рабочих и крестьян изменил в Варсонофьевском все. Церковь снесли, недвижимость у эксплуататоров отобрали, а окрестные дома оккупировали чекисты, обосновавшиеся на соседней Лубянке. Наискосок от бывшего доходного дома № 6 находилось одно из самых страшных мест Москвы — штаб-квартира ВЧК, кабинет Дзержинского и «корабль», полуподвал в два этажа высотой, с хорошей звукоизоляцией. Раньше страховщики хранили в этом помещении архивы, с тех времен сохранились и комнаты-сейфы. Сколько людей здесь расстреляли без суда и следствия в годы красного террора — до сих пор никому не известно. Из соседнего здания № 7, которое было видно из окон дома Кекушева, по ночам грузовиками вывозили трупы «врагов народа», а по утрам дворники из шлангов смывали кровь с мостовых. По Варсонофьевскому текли к Рождественке красные ручьи. В конце «корабля» уже не хватало, и людей выводили на расстрел уже во двор. Прямо в нижнем белье.

Ну а бывший доходный дом № 6 тем временем превратился в коммуналку, «Воронью слободку»: шикарные квартиры разделили, часть лепнины и изразцов отбили, а комнаты раздали трудящимся. Впрочем, среди местных жителей ходили слухи, что многие из жильцов — сотрудники и тайные осведомители ЧК, а часть комнат используется чекистами как явочные квартиры. Надо сказать, что и в наше время люди поговаривают о тайных квартирах ФСБ в домах-колодцах Варсонофьевского. Единственным светлым пятном в советском периоде этого зловещего места стала история, рассказанная Ильфом и Петровым в «12 стульях». Ведь именно в одном из трех домов, в квартире № 17, жила прототип Эллочки-людоедки, некая барышня Тамара.

Новая жизнь старого дома. Без образцов и лепнины

В постперестроечные годы дом № 6 старел, ветшал, и в конечном итоге в 2000 году был признан городскими властями аварийным. 110 жильцов, уставших от коммунальной жизни, но мечтающих о лучших условиях, переселяли года два. Активисты пытались признать бывший доходный дом памятником архитектуры, однако их мнение не было учтено, и город принял решение о реконструкции «с частичным сохранением исторического фасада». То есть от произведения Кекушева остались только стены метровой толщины и внешний вид фасада, выходящего на Варсонофьевский. После окончания строительства в доме разместилось 27 элитных квартир.

Продажи начались практически одновременно со стройкой, то есть еще в 2003 году. На начальном этапе строительства стоимость квадратного метра составляла 1850 долларов, но уже через несколько месяцев инвестор поднял планку до долларов в зависимости от индивидуальных характеристик той или иной квартиры. Дело в том, что недвижимость оказалась популярна: в комплексе на старте приобрели жилье федеральный чиновник, пара депутатов, несколько крупных бизнесменов и даже известный юморист Максим Галкин. Впрочем, после того, как реконструкция замедлилась на пару лет, количество желающих купить жилье в доме снизилось, а один из крутых покупателей даже потребовал расторгнуть договор. Но те из них, которые согласились подождать, не прогадали, получив в итоге элитную недвижимость по достаточно низкому прайсу: в 2003 году квартира площадью 217 кв. м стоила 401 450 долларов, а к 2008 году в продаже осталась одна такая квартира, но уже за 6 мл. долларов. Впрочем, сейчас в доме № 6 на Варсонофьевском аналогичная квартира (последний непроданный объект) выставлена на продажу всего за 3 млн долларов. Последствия кризиса.

Читайте так же:  Псков печерская монастырь

Корреспондент ГдеЭтотДом.РУ Наталья Бессонова

Сегодня обсуждают в Форуме:

Здесь находилась церковь Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре (Москва)

Церковь. Утрачена.
Престолы: Вознесения Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Тихвинской иконы Божией Матери.
Архитектурный стиль: Барокко.
Год постройки: между 1692 и 1730.
Год утраты: 1931.

Нижняя Введенская церковь заложена в 1692, освящена 15 июля 1701. Постройка верхней Вознесенской начата в 1709, закончена в 1730. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике, замечательный образец московского барокко. В 1761 внизу устроен придел Тихвинской Божией Матери. Новая ампирная колокольня 1830-х. Храм закрыт в 1929, сломан в нач. 1931.

В конце XV — начале XVI века между Большой Лубянкой и Рождественкой появился Вознесенский женский монастырь. Историки считают, что посвящение имени святого Варсонофия Тверского он получил после того, как неподалеку основали Тверское подворье. По другой версии, монастырь был назван по имени Варсонофии, его первой игуменьи, матери митрополита Московского Филиппа. В прибавлении к названию монастыря — «что на рву» — когда-то сохранялась память о московских укреплениях, предшествовавших стене Белого города. Стоял монастырь на месте дома № 5 по перенявшему его имя Варсонофьевскому переулку.

Монастырь этот звался в Москве «убогим» — в нем хоронили людей, умерших без церковного покаяния: тела неизвестных, найденных на улицах, странников, бездомных, погибших насильственной смертью. Из истории монастыря наиболее известен случай, когда Лжедмитрий I в 1605 году велел похоронить здесь останки Бориса Годунова, вынув их из Архангельского собора в Кремле; Лжедмитрий также приказал «задавити» жену Годунова Марию и его сына Федора — и похоронить их в Варсонофьевском монастыре. Позднее царь Василий Шуйский приказал перенести захоронение семьи Годуновых в Троице-Сергиев монастырь. В 1764 году Варсонофьевский монастырь был упразднен; собор его стал приходской церковью, а в кельях разместились части московского гарнизона. Но и в начале XX века монастырь напоминал о себе: в двухэтажном (некогда монастырском) жилом доме на стене одной из комнат проявился превосходный образ Спаса Нерукотворного. Жильцы пробовали замазывать его штукатуркой, но утром штукатурка оказывалась на полу, а образ нетронутым. В конце концов сдавшийся владелец дома устроил для иконы киот из красного дерева с лампадой, и москвичи атаковали потом его преемника, владельца ресторана, просьбами разрешить им поклониться иконе.

Монастырские здания снесли в начале 1930-х годов. Их территория потребовалась для размещения одного из режимных объектов НКВД; в его владениях в конце концов оказались практически все здания по Большой Лубянке. Каменный Вознесенский собор известен в Варсонофьевском монастыре с 1663 года. В 1692-м заложили новый храм; с перерывами он строился до 1730 года, о чем говорила закладная доска на центральной апсиде. Перерывы эти, несомненно, были вызваны петровским запретом на каменное строительство вне Петербурга. Приведем отзыв И. Э. Грабаря о Вознесенском соборе: «Он отличался исключительной стройностью, соразмерностью пропорций и законченностью прекрасно найденных форм, служивших источником неоднократного подражания и заимствования в течение XVIII в.».

Вознесенский собор в самом деле послужил образцом для многих, в том числе московских церквей (сохранился, например, очень схожий с ним храм в подмосковном Голочелове). Собор служил практическим наглядным пособием по переходу от традиционных к новым архитектурным образцам. Он соединял излюбленный архитектурный тип конца XVII столетия — «восьмерик на четверике», двухэтажные апсиды и галерею на арках вокруг здания — с достижениями зодчества «петровского барокко»: ордерными пилястрами, порталами и наличниками, красивым завершением стен восьмерика овальными медальонами, сложными криволинейными формами декора. Интересен был фигурный каменный киот на средней апсиде храма, доминировавшего в пейзаже соседних улиц. При храме существовала с XIX века отдельно стоящая колокольня.

Вознесенский собор снесен в 1931 году. За два года до смерти он был закрыт и передан под клуб кавалерийскому полку ОПТУ Утрата ценного памятника первой трети XVIII столетия, от которой дошло до нас очень мало зданий, оставляет существенный пробел в «каменной летописи» Москвы.

Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре церковь

В XV или в начале XVI века на высоком Сретенском холме, на его спуске в сторону реки Неглинной был основан женский монастырь во имя святого Варсонофия. Святой Иоанн, называвший себя Варсонофием, жил в V веке на Ближнем Востоке. Кто из москвичей почитал этого святого настолько, что основал обитель его имени, неизвестно. По одному из предположений, это была великая княгиня, вдова великого князя Василия III Елена Глинская. По другой версии, – мать святителя Филиппа, митрополита Московского. Название монастыря ассоциировалось у москвичей с жившим в XVI веке святителем Варсонофием. Он был широко известен своими делами во благо Православной Церкви как казанский архимандрит, потом епископ Тверской.

Поблизости в древности находилось скудельничье кладбище для погребения безымянных странников, убогих и погибших насильственной смертью. Сюда перенесели из Архангельского собора прах царя Бориса Годунова. Здесь также были похоронены его супруга, царица Мария Григорьевна и сын Федор, убитые по приказу Лжедмитрия I. Впоследствии, по распоряжению царя Василия Шуйского, их тела перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре.

О постройках первых лет существования обители ничего не известно. В 1692 г. заложили новый каменный двухъярусный собор в честь Вознесения Господня. Нижнюю церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы освятили 15 июля 1701 г. Постройка верхнего Вознесенского храма началась в 1709 г. и была задержана указом от 9 октября 1714 г. о прекращении каменного строительства по всей России, кроме Петербурга. Собор закончили постройкой и освятили в 1730 г. На первом ярусе в трапезной ВІ761 г. стараниями Я.В. Маренцова устроили придел в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1764 г. в числе других Варсонофьевский монастырь упразднили, и в его кельях обосновались части московского гарнизона, а собор стал приходской церковью. В 1820 г. колокольня, находившаяся на крутом спуске, дала опасные трещины и была разобрана. Взамен нее в 1833 г. выстроили новую звонницу в стиле ампир.

Главный храм был одной из самых интересных построек рубежа XVII–XVIII веков. Поездка царя Петра I в Европу вместе с Великим посольством в 1697–1698 гг. резко изменила все направление русской архитектуры. В Москве ненадолго устанавливается как бы «голландский архитектурный вкус» – так много архитектурных заимствований из архитектуры Западной Европы было в постройках этого времени. И заимствований не наивно-доморощенных, как в XVII веке, а профессионально освоенных и переработанных. Этот новый стиль некоторые историки архитектуры предлагают называть «стилем Великого посольства».

Высокий четверик храма стоял на высоком подклете, окруженном арочной галереей. Четверик двухъярусный, с двумя рядами больших окон, завершался в центре стены люкарной с круглым окном. Выше был поставлен мощный восьмерик, украшенный пилястрами. Над ним – восемь люкарн с овальными медальонами, в которых размещались изображения святых. Завершал здание купол сложной формы на восьмигранном барабане, украшенном валютами. Архитектурные формы Вознесенского храма стали служить образцом для многих церквей Москвы и Подмосковья первой половины XVIII века.

Храм в бывшем Варсонофьевском монастыре собирались закрыть в 1923 г., «так как группа верующих содержала священника Вишнякова, приговоренного за контрреволюцию и сопротивление изъятию ценностей к заключению на 8 лет». Но он оставался действующим до июня 1929 г., когда Моссовет передал церковь под клуб кавалерийского полка отдельной дивизии ОСНАЗ ОГПУ. Община, взяв несколько почитаемых икон, перешла в храм Николы в Звонарях. В декабре 1930 г. архитектор-реставратор Д.П. Сухов, узнав о неизбежном скором сносе Вознесенской церкви, вырубил из ее стен белокаменные плиты с датой сооружения и надписью о погребении Бориса Годунова, капитель и другие детали и вывез в собор Василия Блаженного, который в это время уже стал филиалом Исторического музея. Церковь разрушили в начале 1931 г. На ее месте выстроено четырехэтажное здание поликлиники МВД (Варсонофьевский переулок, дом № 5).