Монастырь пиаров

(По материалам В.М. Князевой, опубликованным в районной книге «Памяць»)

Монахи католического ордена пиаров появились в Щучине в 1718 г. Их пригласил владелец Щучина Ежи Юзефович-Хлебицкий, подстолий витебский, войский полоцкий. Прибывшие разместились при парафиальном костеле и сразу открыли школу.

В 1726 г. сейм Речи Посполитой официально подтвердил, что в Щучине основан коллегиум пиаров. Тогда же подтверждены были и все фундации этому коллегиуму, сделанные двумя людьми — Ежи Юзефович-Хлебицким и его дочерью Терезой Юзефович-Хлебицкой-Сципио (женой Яна Сципио Дель-Кампо, каштеляна смоленского).

После смерти отца Тереза Юзефович-Хлебицкая-Сципио продолжала опекать коллегиум.

Позже пиары Щучина получили другие значительные пожертвования, например, Пац записал коллегиуму 22 тысячи злотых, Казимир Сапега 15 тысяч злотых. Поддерживали здешний коллегиум Вронские, Друцкие-Любецкие, Людвига Потоцкая.

В 1755 г. коллегиум возглавил ректор Лукаш Росоцкий. В этот период здесь преподавали Кант Выковский (профессор восточных языков и истории), Юзеф Шенявский (теология), Евстафий Куровский (философия и этика), Винцент Клосс (природоведение, ботаника, зоология), Юзеф Кентржинский (логика, метафизика), Войцех Комаровский (поэзия, красноречие). Один только перечень преподаваемых наук говорит об уровне этого учебного заведения и его особенности.

В 1782-83 гг. в школе обучалось 119 учеников. Причем, это были только представители шляхетского сословия. Успешное окончание этой 3-классной подокруговой школы давало право поступать в высшие учебные заведения.

В 1785 г. руководство школой пиаров в Щучине принял Станислав Бонифаций Юндзилл (1761–1847) — ученый, натуралист, впоследствии доктор философии и теологии, профессор ботаники и зоологии Виленского университета. Он вел в школе курс ботаники и заложил рядом с ее зданием (и зданием монастыря пиаров) ботанический сад. Именно в Щучине этот ученый собирает и создает гербарий местной флоры (куда попала, естественно, и распространенная на этих низинных землях трава с символическим названием щука). Результаты своей работы по созданию этого гербария размещены в книге «Описание растений в провинциях Великого княжества Литовского дикорастущих, по системе Линнея», которая была издана в Вильне в 1791 г. Деятельность Станислава Юндзилла в Щучине стала первым шагом к мировой славе этого ученого-ботаника.

В 1803 г. Щучинская школа получила статус 6-классовой поветовой с гимназическим курсом наук и из реорганизованной пиарской учебной округи вошла в Виленскую учебную округу В 1809 г. в ней уже занималось 186 учащихся. Если учесть, что в первой четверти XIX в. население Щучина составляло всего около 1000 человек, можно представить себе какой процент населения города был связан с наукой и просвещением.

Самым знаменитым из учеников школы в Щучине является Игнатий Домейко (31 июля 1802 г. — 23 января 1889 г.). Он учился в этой школе с 1812 по 1816 гг. А прославился тем, что открыл в Сантьяго (Чили) Горную школу, которая впоследствии стала основой Национального университета Чили. В Сантьяго ему поставлен памятник — «Гранде Эдукатору» («Великому Просветителю»).

Католический фанатизм и порча народа «русского»

Пиары празднуют 300-летнюю годовщину деятельности на белорусских землях

Что следует знать о последнем католическом монашеском ордене, который в свое время обогащал систему образования новаторскими идеями Просвещения? Объясняем, что связывает Щучин, Лиду и Чаусы.

Празднование 300-летия присутствия отцов-иезуитов в Щучине. Фото – Василий Молчанов/Белсат

Ordo Scholarum Piarum

Орден пиаров (на латыни – Ordo Scholarum Piarum) – последний монашеский орден, утвержденный Католической Церковью, а основал его испанский священник Иосиф де Каласанс. В качестве предыстории этого события вспоминают, что во время своего пребывания в Риме священник бродил по бедным районам Вечного города. Иосифа де Каласанса поразила трагическая судьба детей, которые росли в нищете и не имели возможности получить образование.

Неграмотные во взрослой жизни, они не могли найти хорошую работу, занимались воровством и другими преступлениями, считались отбросами общества. Священник решил, что не вернется в Испанию, а останется с этими детьми. В 1597 г. Иосиф де Каласанс, возможно, не осознавая того, совершил настоящую революцию. Священник организовал бесплатную школу для всех детей, даже самых бедных. Это была первая общественная школа в Европе, доступная всем детям разных вероисповеданий и национальностей. К священнику присоединялись единомышленники, которые со временем образовали монашеское сообщество – Орден набожных школ.

Читайте так же:  Свято воскресенский монастырь самара

До запрета Муравьевым

В Щучине пиары появились в 1718 г., когда Иосиф Глебицкий основал там коллегиум пиаров. В свое время при коллегиуме работал Станислав Бонифаций Юндзилл, основавший роскошный ботанический сад. При коллегиуме была также монастырская библиотека и минералогический музей. Занятия учили молодежь критически относиться к окружающему миру, обществу и действиям властей. Из стен щучинской школы пиаров вышел, например, знаменитый Игнатий Домейко, которого сюда, к Станиславу Юндзиллу, прислал учиться дядя Иосиф, большой любитель минералогии.

Празднование 300-летия присутствия отцов-иезуитов в Щучине. Фото – Василий Молчанов/Белсат

Учителя школы большой акцент в обучении делали на естественные науки, любовь к которым и хотел привить дядя Домейко. Как показала история, ему это удалось. Кроме Игнатия Домейко, школу пиаров в Щучине закончили историк-архивист Матей Догель, просветитель и философ Казимир Нарбут, поэты Онуфрий Петрашкевич и Юлиан Корсак. Отношение царской власти к пиарам изменилось после ноябрьского восстания 1830-31 гг. Муравьев обвинил пиаров в католическом фанатизме, порче народа «русского» и антицарских настроениях, которые прививали ученикам. После восстания школу пиаров в Щучине и других белорусских городах закрыли, а монастырь ликвидировали.

Возрождение при польской власти

После установления польской власти в Щучине в 1919 г. монастырь и костел монахам-пиарам вернули, однако школу возродить здесь не удалось. Зато пиары открыли школу в Лиде, которая стала одной из самых популярных среди местного населения. Ее посещали дети различных вероисповеданий, около 30% учеников составляли евреи. Детей-некатоликов не заставляли соблюдать католические традиции. Со временем обычная школа превратилась в торговую, чтобы после ее окончания ученики легче могли найти себе работу. Настоящей революцией было нововведение в 30-е гг., когда пиары начали принимать в школу девушек.

Образовательную деятельность отцов-пиаров прервала Вторая мировая война. Вернуться монахи сумели лишь в 1990-е гг. после распада Советского Союза. Сегодня в Беларуси работают семеро отцов-пиаров – в Щучине, Лиде и Чаусах. Однако, в соответствии с белорусским законодательством монахи не имеют права открывать снова свои школы. Поэтому отцы-пиары в Беларуси занимаются душепопечением, как и другие католические ксендзы.

Монастырь пиаров, коллегиум пиаров — римско-католический монастырь ордена пиаров (пиаристов), занимавшийся обучением и воспитанием детей и молодёжи. Учебно заведение, существовавшее в Витебске в середине XVIII — начале XIX веков. Монастырь находился в Задвинье, в Слободском посаде — в районе пересечения современных улиц Советской Армии и Комсомольской (на месте дома №9/22 по ул. Комсомольской).

Витебский монастырь католического ордена пиаров был основан в период 1751—1753 годов на средства жителей города Андрея и Анны Свирщевских. Они передали монахам участок, огороды и 1000 талеров, построили деревянные костёл (в 1853 году [1] , позднее — каменный) и монастырский корпус. Позднее пиарам жертвовали денежные суммы и другие жители Витебска: Поцей, хорунжий Могучий, Миклаевич, бурмистр Ян Игольник и др. В 1761 году ротмистр Витебского воеводства и граничный судья Михаил Микоша подарил пиарам юридику в Слободском посаде.

Пиары содержали школу (коллегиум) для молодёжи, где преподавали польскую и латинскую грамматику, арифметику, геометрию, физику, географию, историю, право, каллиграфию, риторику, философию, катехизис и закон Божий. В 1755 году в составе преподавательского корпуса состояли ректор и 4 профессора [1] . Обучение было бесплатным. При коллегиуме существовал конвикт (общежитие). Ученики коллегиума давали театральные представления (в 1765 году поставили трагедию ксёндза Кушеля «Артаксар»). См. так же Школьный театр при иезуитском коллегиуме

После Первого раздела Речи Посполитой Дубровно (с 1774 года) принадлежало Григорию Потёмкину «самому влиятельному лицу в России». Потемкин встречался в Витебске [2] с ректором школы пиаров Ельшевичем и попросил его открыть в Дубровно школу и кантвикт. В 1785 году князь получил апостольское благословение на переезд части монахов во главе с Елишевичем.
Пиары разместились в помещениях бывшего монастыря бернардинцев, где был основан Дубровенский пиарский коллегиум.
Потёмкин обеспечил прибывших солидной суммой и, кроме того, отписал им деревню Азарково, Городецкого повета Полоцкого наместничества.

Читайте так же:  Валаамский спасо-преображенский монастырь в финляндии

Вскоре Дубровно перешло генерал-лейтенанту князю Ксаверию Любомирскому. Во время его отъезда в Санкт-Петербург дочь «тайно» обвенчалась. Брак заключил пиарский ректор Юзеф Островский. По легенде [3] Любарский приказал сжечь злополучный костёл и изгнал пиаров. В 1797 году из Дубровно в Витебск возвратилось 11 монахов [1] .

В 1799 году деятельность воллегиума в Витебске была возобновлена. В 1802 году в нём было 7 преподавателей и 53 ученика, химическая лаборатория, кабинет минералов, ботанический сад, аптека и существовал пансион для бедных учеников [1] . С 1803 года коллегиум в составе Витебского учебного округа, в 1804 г. получил статус уездного училища с гимназическим курсом yfer [1] . В 1822 году коллегиум переведён в Полоцк в стены бывшего иезуитского коллегиума. Там создано высшее пиарское училище, которое просуществовало до 1830 года.

После восстания 1830—1831 года костёл был передан лютеранам (1833 году), монастырские постройки со временем были разрушены.

Описание территории монастыря

Участок монастыря имел площадь 5 моргов (

2,85 га). Эта территория частично была обнесена каменной стеной, а частично «хилями» (chylami). Перед фасадом костёла располагались каменные ворота, сбоку также были деревянные ворота. На участке монастыря находились костёл, монастырский корпус, конвикт, служебное здание («официна») для челяди, конюшня, каретная, амбар, пивоварня, свинарники.

Каменный костёл был небольшим, с двумя башнями и куполом.

Напротив коллегиума находился конвикт с крыльцом, который был построен из елового дерева на каменном фундаменте, облицован досками и крыт гонтом. В нём находилось 12 комнат и большой зал, предназначенный для физического музея. Четыре комнаты занимал ректор, столько же конвикторы (воспитанники) и префект, в остальных размещались классы.
В музейном зале имелась электрическая машина с батареей от двух больших стеклянных татли (tatla), пневматическая машина, ветромер с компасом, додомер, выведенный на крышу. Коллекция минералов, а также химическая лаборатория со всем ее оборудованием [4] .
В отдельном помещении над ризницей располагалась библиотека, где содержалось около 1900 томов. Возле конвикта находился небольшой ботанический огород.

Недалеко от конвикта была официна — здание для слуг. В нём жили органист, эконом, монах, собиравший пожертвования и батраки. За этим строением находились свинарники, а далее пивоварня, баня, пекарня, конюшня и каретная, бревенчатый амбар на каменном фундаменте и огород.

Сразу за монастырём, на улице, что вела к реке, также располагался участок, принадлежавший пиарам, которым использовался в качестве огорода. Там они построили восьмикомнатный дом. Кроме того, пиары имели в собственности ещё 6 участков, которые были сданы в аренду.

Кирха (бывш. пиарский костёл) на панораме Задвинья (в правой части кадра), начало XX века

Город Лида появился на карте Европы благодаря литовскому князю Гедимину, тому самому, что основал Вильну, впоследствии ставшую Вильнюсом. Таким образом, Лида отсчитывает свой возраст с XIV века, и на данный момент может похвастаться почтенными годами. При этом в городе в наличии ровно две достопримечательности.

Лидский замок был построен в 1323-м году для защиты населения от набегов татар с востока и тевтонских рыцарей с запада, и представлял неправильной формы прямоугольник с двумя башнями в противоположных углах. Никаких излишеств, чистая функциональность.

Замку пришлось участвовать в нескольких осадах, и не все он выдержал. Его разоряли крестоносцы, поляки и даже непонятным образом оказавшиеся тут англичане. На него зарились французы, татары и русские, но получали по зубам. Кстати, русские внутри замка все же побывали — в 1659-м году туда ворвалась московская армия. В начале XVIII века шведы разорили его так, что попытки его восстанавливать никто уже не предпринимал, до нынешних времен. Более того, власти, после большого пожара 1891-го года, приняли решение использовать руины в качестве строительного материала для починки домов горожан. К середине XX века на месте замка было почти пустое место, используемое то как стадион, то как арена для бродячих цирков.

Читайте так же:  Как мужчине уйти в монастырь

Только совсем недавно Лидский замок стали отстраивать заново (оригинальные стены были из бутового камня, новодел — кирпичный), и этот проект на данный момент еще не завершен. Скучный пустырь внутри будет заполнен имитацией городской жизнедеятельности XV века, а пока же за стены даже проникать не хочется.

Второй достопримечательностью является церковь Воздвижения Святого Креста, возведенная во второй половине XVIII века. У этого католического храма изначально были еще две башни, но после упомянутого уже пожара их пришлось разобрать. Без них он смотрится как-то сиротливо.

Остальные объект не вызывают никакого энтузиазма. Есть монастырь пиаров в стиле классицизма, есть какой-то новодельный православный храм (на фото), но в целом здесь как-то уныло.

С Лидой как-то у меня не сложилось. Наверное, это из-за того, что она накануне вечером отказалась меня кормить, сославшись на занятость. Нет, серьезно, найти в субботу вечером забегаловку, где заезжий турист мог бы поесть, оказалось невыполнимой задачей, и пришлось перебиваться разогретой в микроволновке котлетой из ближайшего продуктового магазина. Фу.

ТАЙНИК
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Музей/экскурсия
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ Беларусь
Гродненская обл.
Лидский р-н БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ Лида ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?] Доступность: 4
Местность: 3 РЕЙТИНГ ПАСПОРТ ТАЙНИКА ЭКСПОРТ ТОЧКИ ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ БОЛЬШЕ КАРТ

Описание окружающей местности

В самом центре Гродненской области расположен небольшой город Лида, известный в основном как крупный железнодорожный узел, описанный в книге В.Богомолова «В августе 44-го».

Лида имеет древнюю историю. Около 1180 года в этих местсах было основано военное укрепление – небольшая деревянная крепость. В 1323 году на высоком холме Великим Князем Литовским Гедимином был заложен замок, вошедший в линию укреплений Литовского государства. Крепость противостояла атакам крестоносцев из Пруссии в 1392 и 1394 гг. После смерти Гедимина Литва была поделена на княжества, и Лида стала столицей одного из них — усадьбой князя Альгерда.

Около замка возник городок, который со временем разросся до довольно крупных размеров. В 1569 году вся эта территория вошла в состав Речи Посполитой, а уже в 1590 г. Лида получила магдебургское право и собственный герб. Городу было разрешено проводить две ярмарки в год, но они имели лишь незначительное влияние на местную экономику.

В истории Лиды было много войн и разорений. Здесь побывали не только крестоносцы – много раз Лида подвергалась нападениям. В 1710 году замок был сожжен до основания шведами, и не восстанавливался до нашего времени, когда его стены были фактически отстроены заново уже как музей. В первой половине XX века вся территория западной Белоруссии переходила из одних рук в другие: Царская Россия, Германия, Советы, Польша, снова СССР, снова Германия. Закончилось все это только 8 июля 1944 года, когда советские войска освободили Лиду и район от немецко-фашистских захватчиков.

Все эти войны сильно изменили облик города — замок был почти разрушен, старых зданий осталось очень немного. Лишь в разных уголках можно увидеть остатки Старого города – костел, монастырь пиаров, несколько старых зданий. Основная часть Лиды застроена преимущественно типовыми домами советского периода.

Но какой-то неуловимый дух Лиды все же остался, и даже гуляя по широким асфальтовым проспектам, этот город не воспринимается так, как воспринимался бы Солигорск или Новополоцк.