Монастырь покровский хотьково

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

В Сергиевом Посаде Святейший Патриарх Кирилл освятил мемориальный комплекс «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»

Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды архиереям и настоятельницам женских монастырей

В день памяти прп. Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре и возглавил хиротонию архимандрита Силуана (Никитина) во епископа Петергофского

Состоялось наречение архимандрита Силуана (Никитина) во епископа Петергофского, архимандрита Василия (Кулакова) во епископа Николаевского, архимандрита Игнатия (Голинченко) во епископа Енисейского

В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

История

Время основания монастыря неизвестно, впервые упоминается в летописях в 1308 г. Изначально был смешанным. В 1330-е гг. родители прп. Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария приняли монашеский постриг в стенах обители и пребывали в ней до самой смерти в 1337 г. Также, до ухода в пустынножитие, в монастыре некоторое время подвизался старший брат преподобного Сергия — Стефан. Между 1506 и 1544 гг. обитель стала исключительно женской, и в 1544 гг. Иван Грозный передал его в управление Троицкому монастырю. В XVI-XVIII вв. на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 г. Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. К концу XVIII в. общее число насельниц монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX в. при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство. К 1913 г. при монастыре находились школа на 60-70 учеников (основана в 1884 г.), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1918 г. монастырь был ограблен, в начале 1921 г. закрыт. В марте 1989 г. в возвращенном Покровском соборе монастыря состоялся первый молебен.

В 1992 г. состоялось общецерковное прославление местночтимых святых прпп. Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев, — родителей прп. Сергия Радонежского. 1 августа 1992 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.

10 сентября 2017 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 25-летия возрождения монашеской жизни в обители.

Святыни

Мощи прпп. Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев, — родителей прп. Сергия Радонежского.

Храмы

  • Покровский собор — построен в 1812-1816 гг. на месте храма XVII в. Архитектор И.Т. Таманский. Это оштукатуренный кирпичный пятиглавый храм, достаточно типичный для эпохи классицизма;
  • Никольский собор — построен в русско-византийском стиле при игумении Филарете II (Меркурьевой) в 1900-1904 гг. по проекту архитектора А.А. Латкова. Ранее на его месте находилась теплая каменная церковь свт. Николая Чудотворца, сменившая старую деревянную в 1765-1768 гг. Собор освящен 25-26 сентября 1904 г., росписи выполнены в 1911 г.;
  • надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи — построена над святыми вратами в 1791 г. Сами святые врата сооружены в 1742-1745 гг. В 1781 г. построена ограда монастыря с четырьмя башенками;
  • надвратная церковь в честь святителя Митрофана Воронежского — построена в 1833 г. над южными вратами обители, называемыми Водяными. По обеим сторонам врат еще ранее в 1826 г. были построены два каменных трехэтажных корпуса для размещения богадельни. В западном корпусе размещалась богадельня на сорок престарелых сестер, а в восточном были устроены келии.
  • В настоящее время в Покровском соборе ежедневно совершаются богослужения. На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.

    Для детей разного возраста открыта воскресная школа. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.

    Настоятельница — игумения Олимпиада (Баранова).

    Покровский Хотьков женский монастырь

    Покровский Хотьковский женский монастырь.

    Адрес Хотьковского монастыря: Московская область, г. Хотьково, ул. Кооперативная, Покровский монастырь
    Как проехать к Хотьковскому монастырю.
    Проезд на общественном транспорте: с Ярославского вокзала до станции «Хотьково», далее пешком.
    Расписания автобусов из Москвы — в полезных ссылках.
    Как проехать к Хотьковскому монастырю на автомобиле: по Ярославскому шоссе.
    Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

    Богослужения в обители совершаются ежедневно.
    Литургия — в 7.00 (в воскресенье — в 8.00 ). Вечернее богослужение — в 17.00.
    По воскресным дням в 7.00 служится молебен с акафистом преподобным Кириллу и Марии, Радонежским и Хотьковским чудотворцам.

  • Книга Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
  • Рассказ о поездке в Хотьково в 2010 году

    Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне.

    В царский период было немыслимо представить паломническую поездку в Троицкий монастырь, который со временем стали называть Троице-Сергиевой лаврой, без посещения монастыря в Хотьково, находящегося поблизости от лавры.

    Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей.

    Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.

    И раньше, и теперь, обращаясь в молитвах к преподобным Кириллу и Марии, православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям, молят о рождении у них хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества, просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, причем не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей.

    Икона Сергиева рода над ракой с мощами его благоверных родителей Преподобных Кирилла и Марии.

    Кирилл и Мария были благочестивыми христианами. До пострижения в монахи Кирилл считался одним из самых именитых, богатых ростовских бояр, он верно служил князьям ростовским и слыл у них любимым боярином. Но к старости Кирилл обнищал, фактически потерял все свое состояние. Он был вынужден часто сопровождать ростовского князя в Орду (что было связано с большими материальными затратами), много пришлось ему тратиться и на ликвидацию опустошительных последствий многочисленных ордынских нападении на его родную ростовскую землю, дополнительных трат также требовала борьба с тяжелым голодом, неоднократно опустошавшим его земли.

    После присоединения Ростовского княжества к Московскому Кирилл с семьей переселился в Московское княжество, в село Радонеж, где всем добровольно приехавшим были обещаны разные льготы. Так Кирилл стал слугой великого Московского князя и достойно служил ему.

    Читайте так же:  Женский монастырь в дивееве

    Его жена Мария всегда была добропорядочной христианкой, строго исполняла все православные правила, в большой мере именно благодаря ей православные моральные нормы стали основой жизни их детей. Кирилл и Мария понимали важность образования и всех своих сыновей (Стефан, Петр, Варфоломей — будущий прп. Сергий Радонежский) отправили учиться.

    Со временем они одобрили супружество двух своих сыновей и стремление Варфоломея полностью посвятить свою жизнь служению Господу Богу, но убедили его принять монашество только после их кончины, так как при их почтенном возрасте и болезнях они нуждались в его постоянной заботе. Кирилл и Мария радовались желанию их младшего сына Варфоломея стать монахом, но они дали ему своего рода педагогический урок. Вначале нужно думать не о реализации своих собственных желаний, а об выполнении общечеловеческих обязанностей, быть с теми, кто нуждается в помощи и защите.

    В Хотьковский монастырь приезжали и приезжают молиться о долгой и доброй жизни членов своей семьи и прежде всего — детей, а также других достойных людей. Просят преподобных Кирилла и Марию помочь им в мирских делах, а главное — способствовать рождению, хорошему воспитанию и образованию детей для их должного служения православию, Родине.

    В Хотьковском монастыре принял монашество, иночествовал старший сын Кирилла и Марии — Стефан, который недолго жил в супружестве. Овдовев и не имея детей вскоре после смерти родителей он сам принял постриг в этом монастыре. В отдельных источниках указывается что и его средний брат — Варфоломеи (будущий Сергий Радонежский), также принял монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Все это в большой мере определило особое место Хотьковского монастыря среди обителей России.

    В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка монастырей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далекие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.

    В 1506 г. великий князь Московский Василий III назначил обители небольшую ругу — денежное и хлебное содержание. В 1544 г. Хотьковский монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В 1609—1610 гг. Хотьковский монастырь сильно пострадал от польско-литовской интервенции и фактически полностью был сожжен, ведь все постройки в нем были деревянными. В 1640-х гг. в монастыре построили первый каменный собор. В 1764 г. Хотьковский монастырь стал самостоятельным и возведен в III класс со штатом в 17 монахинь, хотя в нем жили более 100 сестер.

    До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее. В XIX в. в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале XX в. этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 г. их было соответственно 70 и 67.

    С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства.

    Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).

    Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.

    В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок».

    В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла.

    Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.

    Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности монастыря были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разрушены, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря — колокольню. В 1930-е гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская». Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг.

    В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.

    В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви.

    Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.

    В 1990-е гг. недалеко от Хотьково, рядом с селением Радонеж, монастырю выделили 30 га богатых лугов. Теперь у монастыря есть условия для развития молочного хозяйства. Для восстановления монастыря и развития его хозяйства нужны здоровые, молодые, трудоспособные люди. Число насельниц монастыря год от года увеличивается.

    Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.

    В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.

    На территории Хотьковского монастыря организован музей.

    В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.

    Читайте так же:  Монастырь пиаров

    Несмотря на разрушение и перестройки, в Хотьковском монастыре сохранились архитектурные памятники. Каменные здания монастыря были построены в основном в XVIII—XIX вв.

    Покровский собор, или собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, был сооружен в 1811—1816 гг. на месте предшествовавшего каменного собора (построенного в 1644—1648 гг.). Собор построен в стиле классицизма, он пятиглавый (однокупольный, с четырьмя декоративными главками), бесстолпный. Это кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями.


    Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

    Собор реставрировали в 1980-х гг., тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства, пол из каменных плит. Настенные росписи 1893 г. были забелены, нужно продолжать работы по их расчистке и восстановлению. Собор был возрожден в 1989 г., его иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Приделы храма: прп. Сергия Радонежского и свт. Алексия Московского митрополита.


    Купола Покровского собора.

    Никольский собор поражает своими массивными формами, кажется несколько грузным по сравнению с Покровским собором. Он был построен на месте небольшой теплой церкви, возведенной в 1765—1768 гг.


    Собор Николая Чудотворца (1899-1904).

    Никольский собор был построен в 1900—1904 гг. в русско-византийском стиле по проекту арх. А.А. Латкова, он рассчитан на 1200 чел. Собор сложен из кирпича и побелен по обмазке. Никольский собор был подвергнут реставрации в 1980-х гг. На стенах храма сохранились незначительные фрагменты росписей, выполненные артелью Сафоновых в 1911 г.

    Этот высокий храм имеет обширное внутреннее пространство, поражает приходящих в него своей величественностью. Приделы храма: св. апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

    Трехчастные Святые ворота были сооружены из кирпича в середине XVIII в. в северной монастырской стене, в 1791 г. их надстроили церковью Рождества Иоанна Предтечи. Это двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора; он завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный в этом монастыре памятник архитектуры барокко.


    Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1791 г.).

    Частично сохранилась монастырская ограда. Южные Водяные ворота с надвратным храмом Митрофана Воронежского (1833 г.), а также два двухэтажных симметричных корпуса богадельни (1826 г.) и две угловые квадратные башни в два яруса (1780 г.) образуют южный фронт монастырских стен.


    Церковь Митрофана, епископа Воронежского над южными Водяными воротами монастыря (1833 г.).

    Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX в. в связи с введением в Хотьковском монастыре общежительного устава. Эти кирпичные оштукатуренные корпуса имеют внешнюю архитектуру с чертами позднего классицизма. В корпусах – коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.


    Памятный камень. Надпись: ”место захоронения Святых мощей преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского в период закрытия монастыря.”

    Монастырская больница (1872 г.) была рассчитана на 10 коек, по своей планировке она напоминает монастырские кельи. Это одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; в нем прослеживаются черты архитектуры ампира.


    Поклонный крест. Надпись (фрагмент): ”на сем кладбище в обители Покрова Пресвятой Богородицы на Хотькове погребены сродники преподобного Сергия и его святых родителей схим. Кирилла и схим. Марии – Анна, Климент, Пётр и Екатерины, — и посему обитель сия зовётся усыпальницей рода Сергиева”.

    Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х гг. по проекту А.А. Латкова.

    С использованием материалов из книги «Монастыри Подмосковья».

  • Адрес: Россия, 141350, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная, Покровский монастырь
  • Тел.: (496) 543-00-05
  • Проезд: на общественном транспорте — с Ярославского вокзала до станции «Хотьково», далее пешком; или автобусом № 388 со станции метро ВДНХ (уточняйте у водителей идет ли автобус через Хотьково); на автомобиле — по Ярославскому шоссе
  • После 1504 года, когда вышел указ о запрещении смешанных монастырей, обитель становится женской. В 1506 году великий князь Московский Василий Иоаннович назначил обители небольшую ругу — денежное и хлебное содержание. Вдобавок к этому основным занятием инокинь было огородничество, что и давало им пропитание.

    В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения. Свое мастерство они передавали воспитанницам из сирот, которых брали на воспитание в монастырь. Таким образом основным занятием монахинь перестало быть земледелие, вместо которого вошли золотное шитье и иконопись.

    Ежегодно в октябре под стенами монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка, к концу синодального периода близ монастыря вырос посёлок.

    После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум. Бывший поселок при монастыре вырос в город Хотьково.

    Архитектурный комплекс монастыря был приведен в упадок. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, иные ценности были конфискованы, и судьба их остаётся неизвестной. Менее ценную утварь сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Здания были перестроены или разрушены. В 1930-е годы мрамор от соборов монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская.» Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х годов.

    В 1987 году местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен православной общине и возобновился как приходской храм. В 1990 году монастырские здания были возвращены Церкви.

    10 июня 1992 года было принято синодальное решение восстановить монашескую жизнь в обители, определив её как ставропигиальный женский монастырь [1]. Монашеская жизнь вновь началась тут с 1 августа 1992 года, под началом игумении Олимпиады (Барановой). Новая монашеская община сложилась во многом из бывших медицинских работников.

  • 1504 — две деревянные церкви, 16 монашеских келий [2]
  • 1642 — 44 монахини [3]
  • 1764 — ко времени секуляризации имел 8 приписных деревень, более 100 сестер [4]
  • Покровский собор Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

    В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

    Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

    Южные ворота и Митрофановский храм

    Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

    Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.

  • Мощи прпп. родителей святого Сергия, Кирилла и Марии Радонежских
  • http://www.sergiev-posad.ru/tyrizm/attraction/? страница частного сайта Анны и Павла Попковых Biancoloto:

      [3] Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам, Свято-Покровский Хотьков монастырь, 1998, 34-36.

      Хотьковский Покровский монастырь

      Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

      Покровский монастырь «на Хоткове» в излучине реки Пажи на Оборской горе был основан в при князе Московском Юрии Даниловиче Долгоруком и митрополите Московском святителе Петре, около начала XIV века. В 1336 году монастырь входил в состав Радонежской волости. Близость к Радонежу обусловила связь обители с великим Радонежским святым, преподобным Сергием. В Хотькове принял постриг брат Сергия, Стефан. Так как обитель была смешанной — т.е. здесь подвизались как монахи так и монахини — в монастыре сообща приняли постриг, а затем почили родители преподобного Сергия, святые Кирилл и Мария. После Куликовской битвы, на которую святой Сергий благословил русское войско, в Хотьковской обители были захоронены павшие в бою радонежские воины. Наконец, в некоторых источниках указано что и сам преподобный Сергий принял монашество в Хотькове «у Покрова.»

      В 1422 году на земле Московской «был глад и зима студеная», оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря.

      В 1544 году Хотьковская обитель была приписана к Троицкому Сергиеву монастырю.

      По проведении секуляризации в 1764 году обитель была определена самостоятельным третьеклассным женским монастырём. Разворачивается строительство — в 1768 году был возведен храм во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1791 году северный надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.

      В XIX веке монастырь стал особенно известным. Сюда стали приходить люди, идущие в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы поклониться мощам родителей преподобного Сергия. На протяжении века строились новые храмы и здания — в 1816 году был возведен новый более обширный Покровский собор; в 1833 году выстроен храм во имя святителя Митрофана Воронежского над южными вратами; в 1834 году появилась колокольня; в 1835 году сооружены два придела в Никольском храме. Также в камне были выстроены в 1826 году богадельня на 40 престарелых сестёр; в 1879 году гостиница для богомольцев; в 1884 году церковно-приходская школа на 60 детей; в 1890 году больница на 10 коек; мастерские. В 1904 году был возобновлен Никольский храм, около того же времени были отстроены дом настоятельницы и гостиница.

      С начала XIX века монастырь также стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для провинившихся монахинь и осужденных на монашество мирянок. До 1840-х годов монастырь был особножительным. Затем было введено общежитие, что потребовало возвести новые корпуса — Трапезный, Рукодельный, Общежительный. К концу синодального периода обитель сделалась многолюдным монашеским центром, насчитывавшим около 400 насельниц.

      В 1918 году монастырь разграбили, в 1919 году часть зданий отдали детской колонии, а в 1921 году — официально закрыли. После этого монастырь некоторое время существовал под названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х годов монахини еще пытались сохранять прежний уклад, хотя большую часть зданий уже занимали службы детской колонии.

      В 1928 году монашеская артель была закрыта, тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х годов закрыли продолжавшие работать монастырские храмы. В 1931 году последнюю игуменью монастыря Варсонофию арестовали и сослали. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.

    • нач. XX в. — ок. 400 насельниц, монастырь владел тремя десятинами земли [3]
    • 1916 — 70 монахинь и 67 послушниц (по штату полагалось соответственно 60 и 60) [2]
    • сер. 1920-х — в «трудовой артели» ок. 160 монахинь [2]
    • ок. 1998 — более 50 сестер [3]
    • Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

      Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

      В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

      Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.

    • Покровский Хотьков монастырь обитель родителей преподобного Сергия, Издание Покровского Хотькова монастыря, Москва 2008, [приложение] с. 193
    • http://www.biancoloto.com/hotkovo/hotkovo.html (фото)

    [2] Страница информационного сайта Сергиево-Посадского района, http://www.sergiev-posad.ru/tyrizm/attraction/? >

    ХОТЬКОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

      Долгое время все постройки монастыря были деревянными. В 1610 году, обитель была сожжена войсками Лжедмитрия II, 16 месяцев осаждавших Троице-Сергиев монастырь и разорявших окрестности. По окончании смуты опустошенный монастырь быстро восстановился. В 1648 году было воздвигнуто первое каменное строение обители — Покровский собор.

      В 1990-е годы рядом с Радонежем монастырю выделили 30 га лугов, где были условия для развития молочного хозяйства.

      К 1998 году были открыты просфорня, пекарня, пошивочная и иконописные мастерские; имелось подсобное хозяйство. Для прихожан были открыты библиотека и воскресная школа. Монастырь принял попечение о доме престарелых и, по возможности, о детях психиатрической больницы в Абрамцеве. Оказывалась посильная помощь малоимущим, по праздникам — благотворительные обеды. Было возобновлено чтение неусыпаемой псалтири.

      Впоследствии открылся детский приют для сирот до 8 лет. Заработала иконописная мастерская, был организован музей.

      Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

      Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2019. Фото Юрия Булкина

      Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

      Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.

      Южные Водяные ворота в 1833 году были увенчаны надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.

      Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

      Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.