Музей орудия пыток в санкт-петербурге

Музеи пыток существуют во многих странах мира. Пользуясь необъяснимым человеческим любопытством к наблюдению проявлений чудовищной фантазии представителей государства и церкви прошлых столетий, такие музеи неизменно пользуются популярностью и в них, действительно, есть на что посмотреть. Существует такая выставка и в Санкт-Петербурге.

Экспозиция «Орудия пыток средневековья» расположилась в Петропавловской крепости. Место выбрано более чем удачно, ведь оно – историческое свидетельство о кровожадных временах, когда любые признания «выбивались» самыми невероятными способами. Большинство людей если и знают о том, что такое испанский сапог или дыба, то только по книгам о европейском Средневековье. Музей пыток в Санкт-Петербурге дает возможность представить себе страдания людей, попавших в жуткие лапы представителей Инквизиции. Не секрет, что пытки были наиболее распространенным видом наказания в большинстве стран Европы Средних веков. Для наибольших страданий и пущего позора наказания приводились в исполнение на городских площадях и на въездах в города. Страшным наказаниям подвергались как мелкие мошенники, так и опасные бунтари.

Антураж музея создает весьма мрачную атмосферу. У его входа расположилась жуткая фигура палача, а встречает посетителей плакат, который достаточно подробно знакомит гостей экспозиции с тем, что же на самом деле представляют собой пытки. В отличие от некоторых европейских музеев пыток, в санкт-петербургском имеются манекены, на которых и «демонстрируются» орудия издевательств. Это делает экспозицию еще более впечатляющей, позволяет глубоко проникнуться страданиями людей, имевших несчастье родиться в страшные Средние века.

В музее работает экскурсовод, который, вне зависимости от численности посетителей и без доплаты к стоимости билета, подробно рассказывает о каждом экспонате, причинах и способах его использования. Кроме того, каждый экспонат сопровождается подробнейшей справкой, где рассказывается о том, что это за инструмент, для чего и как он применялся. Если же посетитель музея – иностранец, то он может воспользоваться аудио-объяснением истории и предназначения того или иного объекта выставки: с помощью специальной магнитной карточки, прикрепленной к каждому выставочному экспонату, можно через специальное устройство на одном из 4-х европейских языков прослушать его описание.

Всего в экспозиции представлено более шестидесяти орудий пыток, которые были реконструированы по средневековым рисункам и описаниям. Среди них есть как известные – гильотина, дыба или клеймение, так и невероятно изощренные, понять назначение которых без подробного описания просто невозможно. Например, молитвенный крест, использовавшийся для приковывания человека в чрезвычайно неудобном положении, чтобы добиться от него смирения или же вилка еретика – приспособление, напоминавшее двухстороннюю вилку, которая крепилась на шее преступника. При любом движении головы вилка проникала глубоко в плоть, не давая человеку возможности даже говорить.

Комментируя экспозицию, экскурсовод может пригласить наиболее любопытного посетителя «примерить» на себя то или иное орудие пыток, чтобы наиболее полно и красочно продемонстрировать весь ужас того, что происходило в застенках тюрем средневековых европейских стран. Конечно, голов никто не лишится, но прочувствовать весь кошмар крепких железных колодок или позорной маски удастся.

В залах музея пыток в Санкт-Петербурге можно встретить восковые фигуры известных исторических личностей, таких как Жанна д’Арк и Емельян Пугачев, задействованных в демонстрации сценок средневековых наказаний.

Музей пыток Средневековья в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга

В этом отзыве я хочу рассказать о посещении одного из музеев Петропавловской крепости. Музей пыток Средневековья считают одним из самых необычных и страшных музеев Санкт-Петербурга. Его экспонаты полностью соответствуют названию. Здесь представлены орудия и приспособления, предназначенные для самых изощренных пыток людей, которые в разное время использовались для наказания или допроса.

Музей находится на территории Петропавловской крепости недалеко от Монетного двора. Пройти мимо него было сложно, так как рядом со входом стоят палачи в соответствующей одежде.

При ближайшем рассмотрении мы поняли, что один из палачей – всего лишь кукла, которая выглядит очень реалистично и периодически поворачивает голову. Второй палач оказался настоящим и пугал прохожих.

Стоимость посещения музея составляет 300 рублей для взрослого, 270 для льготной категории граждан.

Место для музея выбрано очень удачно, ведь Петропавловская крепость была построена еще в 18 веке, во время применения самых разнообразных пыток. В крепости была тюрьма Трубецкого бастиона, через которую в разные века прошли сотни человеческих душ. В музее представлена экспозиция орудий пыток времен инквизиции, средневековых приспособлений. Кроме того, особую атмосферу придают восковые фигуры людей во время пытки.

Музей пыток в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга

Музей состоит из четырех залов. Нам предложили присоединиться к группе с экскурсоводом. Но слушать подробные рассказы об изощренных пытках было совсем неприятно, поэтому мы осматривали экспонаты самостоятельно. Рядом с каждым предметом находится табличка с описанием, что очень удобно.

Первый зал расположен на первом этаже с левой стороны от входа. Здесь располагается стенд с так называемыми «позорными масками». Эти маски предназначались в основном для наказания за несерьезные проступки. Они относились к разряду моральных наказаний, и были свидетельством бесчестия человека. Маски могли быть самыми разными: с длинным носом, рогами, в виде головы свиньи или барана. Эти экспонаты по сравнению с другими кажутся самыми безобидными!

Следующий вид пыток, представленный в этом зале, — пытка водой. Человека крепко привязывали к столбу, сверху над его головой устанавливали емкость с водой. Капли воды падали в одно и то же место на темя бедного человека, который со временем начинал чувствовать сильную боль в голове, расходящуюся от места падения капель. Жертва могла, как потерять сознание, так и лишиться разума, если длительное время подвергалась подобной пытке.

В этом же зале можно увидеть огромную гильотину. Думаю, описывать ее предназначение не обязательно! Гильотина, представленная в музее, оснащена даже специальной корзиной, в которую скатывалась голова жертвы после отсечения. Приглушенный свет придает музею еще большую мрачность.

Во втором зале на первом этаже можно увидеть предметы для пыток, которые применялись для лиц, подозреваемых в серьезных преступлениях. Железное кресло с торчащими из него шипами выглядит устрашающе. Оно использовалось для допросов: жертву сажали на острые шипы и оставляли в таком положении на некоторое время. Истекая кровью от множественных ран, человек был готов признаться в преступлении.

Также внимание сразу привлекает приспособление в виде женщины. Это орудие называется «Нюрнбергская дева», оно использовалось для жестоких пыток и казни преступников. Оно представляет собой шкаф-саркофаг, пронизанный острыми шипами. Человека помещали внутрь саркофага, закрывали створки, и десятки острых шипов вонзались в тело. Изобретатели этого орудия расположили шипы таким образом, чтобы они не задевали жизненно важных органов человека. Таким образом он мог мучиться сутками, не умирая. Впервые это орудие было разработано и использовано в 16 веке секретным судом в Нюрнберге, отсюда и соответствующее название. «Нюрнбергская дева» — чудовищное орудие, даже представить не могу, что его использовали по назначению.

Еще один ужасающий экспонат под названием «коленодробилка». Мне от одного названия стало страшно, читать описание я не стала. Также здесь можно увидеть приспособление, с помощью которого инквизиторы пытали ведьм. С помощью этого оборудования их подвешивали за ноги и пытали. В общем, в этом зале представлены наиболее садистские орудия пыток.

На втором этаже также расположены 2 зала. В первом представлены самые «безобидные» пыточные приспособления. Особый интерес в нашей компании вызвали так называемые «трусы верности». Железные трусы для женщин представлены в нескольких вариациях. Какие-то более скромные, другие даже нарядные.

Трусы верности для мужчин оказались очень необычными. Неужели такими вещами действительно пользовались в средние века?

Во время царствования Петра Первого за пьянство могли дать вот такую «почетную медаль», которую одевали на шею бедному пьянице.

«Вилка еретика» представляет собой кожаный ремень, который одевается на шею жертвы. На уровне подбородка к ремню прикреплены шипы, которые вонзаются в тело человека при каждом движении. Такое приспособление часто использовалось для допроса еретиков, разговаривать в полный голос с этим ремнем на шее было невозможно.

«Жаровня» имела широкое распространение для допроса и казни ведьм и еретиков. Их приковывали к железной решетке, под которой разжигали огонь.

«Скрипка сплетниц» — деревянное или железное приспособление, своей формой похожее на скрипку. Оно использовалось для наказания виновных в клевете, оскорблениях и т.д. Руки и шея помещались в специальные отверстия, тем самым человека заковывали в молитвенной позе. Это устройство сковывало движения, нарушая кровообращение.

В музее очень много экспонатов, я рассказала лишь о некоторой части. Особо впечатлительным людям этот музей лучше не посещать. Не хочется думать, что все эти средства пыток действительно применяли на живых людях. Посещение музея оставляет неоднозначное чувство. Экспонаты, и особенно сцены пыток, конечно, наводят ужас. С другой стороны, после посещения музея понимаешь, что живешь в прекрасное время, когда такие методы насилия над людьми уже не применяются.

Санкт-Петербург. Выставка орудий пыток.

На недавней поездке в Санкт-Петербург, мы посетили помимо неофициальных достопримечательностей, еще парочку официальных музеев. В этот раз представляю вашему вниманию экспозицию орудий пыток средневековья. А в следующей записи будет фотоотчет из музея железнодорожной техники.

Кому страшно — лучше не смотреть, описания к фотографиям — жесть.

1. Кресло допроса.
Кресло допроса применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Обнаженного узника усаживали на кресло в такой позе, что при малейшем движении в его кожу вонзались шипы. Обычно пытка длилась несколько часов, и палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, протыкая ее конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания жертвы.

Читайте так же:  Садиба музей

2. Ручная пила.
Про нее нечего сказать, кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами,
привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к
головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение
долгого времени. Этот инструмент использовался как наказание за различные
преступления, но особенно охотно его применяли в отношении
гомосексуалистов и ведьм. Нам представляется, что это средство широко
употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от
«дьявола ночных кошмаров» или даже от самого Сатаны.

3. Трон.
Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и
саркастически назван Троном. Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги
укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась
популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле,
законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать
Трон только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это
правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой.
Использование Трона позволяло объявлять это одной сессией, даже если она
длилась 10 дней. Поскольку использование Трона не оставляло неустранимых
следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного
использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой
заключенных «пользовали» также водой и каленым железом.

4. Дочь дворника или Аист.
Использование термина «аист» приписывают Римскому Суду святейшей инквизиции в период со второй половины XVI в. до приблизительно 1650 года. То же название этому орудию пытки было дано Л.А. Муратори в его книге «Итальянские летописи» (1749). Происхождение еще более странного названия «Дочь дворника» неизвестно, но оно дано по аналогии с названием идентичного приспособления в лондонском Тауэре. Каково бы ни было происхождение названия, это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, которые применялись во времена Инквизиции. Позиция жертвы была тщательно продумана. Уже через несколько минут такое положение тела приводило к сильнейшему мышечному спазму в области живота и ануса. Далее спазм начинал распространяться в район груди, шеи, рук и ног, становясь все более мучительным, особенно в месте начального возникновения спазма. По прошествии некоторого времени привязанный к Аисту переходил от простого переживания мучений к состоянию полного безумия. Часто, в то время как жертва мучилась в этой ужасной позиции, ее дополнительно пытали каленым железом и другими способами. Железные путы врезалось в плоть жертвы и становилось причиной гангрены, а иногда и смерти.

5. Стул ведьмы.
Стул инквизиции, известный под названием стул ведьмы, высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные
шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с
железными сидениями, которые в случае необходимости можно было
раскалить. Мы нашли свидетельства применения данного орудия для
медленного умерщвления. В 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья
Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии
Вукинец, 57 лет. Она была посажена на стул ведьмы на одиннадцать дней и
ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом
(inslеtрlаster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не
сознавшись в преступлении.

6. Кол обыкновенный.
Технология применения понятна и без комментариев.

7. Дыба-подвес.
Это, несомненно, наиболее распространенная шапка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания Мы можем сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале XVII века в отношении одиннадцати людей. Шестерых из них непрестанно пытали при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь, донесли еще на двадцать одного человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала оурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.

8. Бдение или Охрана колыбели.
По словам изобретателя, Ипполито Марсили, введение Бдения явилось переломным моментом в истории пыток. Современная система получения признания не предполагает нанесения телесных повреждений. В ней нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек, или раздробленных суставов; единственная субстанция, которая страдает — это нервы жертвы. Идея пытки состояла в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно, это была своеобразная пытка бессонницей. «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции, как, например на рисунке. Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Верхушка пирамиды должна была проникать в область ануса, яичек или кобчика, а если пытали женщину — то вагины. Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. В Германии «пытка бдением» называлась «охрана колыбели».

9. Жаровня.
В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И жизнь продолжалась.

10. Пытка водой.
Для того чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу. Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять, и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таким способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.

11. Нюрнбергская дева.
Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что Нюрнбергская дева имеет такое происхождение. Она получила свое имя из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а также, потому что ее прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге. Обвиненного помещали в саркофаг, где тело несчастного протыкалось острыми шипами, расположенные так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, и агония длилась довольно долго. Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» датирован 1515 годом. Он был детально описан Густавом Фрейтагом в его книге «bilder aus der deutschen vergangenheit». Наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри саркофага три дня.

12. Колесование.
Очень популярная система, как пыток, так и казни, применялась только при обвинении в колдовстве. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Первая состояла в переломах большей части костей и суставов при помощи маленького колеса, называемого колесом дробления и снабженного снаружи множеством шипов. Вторая бала разработана на случай казни. Предполагалось, что жертва, разбитая и искалеченная таким способом, буквально подобно веревке проскользнет между спицами колеса на длинный шест, где и останется ожидать смерти. Популярная разновидность этой казни совмещала колесование и сожжение на костре — в таком случае смерть наступала быстро. Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. В 1614 году бродяга по имени Вольфганг Зельвейзер из Гаштейна, признанный виновным в сношениях с дьяволом и насылании бури, был приговорен судом Лейнца одновременно к колесованию и сожжению на костре.

13. Пресс для конечностей.

14. Пресс для черепа.
Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крышка устройства навинчивалась на голову жертвы.й> Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа. По прошествии времени, этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах Латинской Америки очень похожее приспособление используется и до сих пор. Несмотря на то, что и крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет никаких следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние «готовности к сотрудничеству» уже после нескольких поворотов винта.

Читайте так же:  Музей бахрушина в москве адреса

15. Сажание на кол.
Сажание на кол, один из наиболее лютых и варварских методов казни, имеет, вероятно, ассиро-вавилонское происхождение. Распространенная в странах Среднего Востока, казнь применялась во время войн Оттоманской империи с неверными» в отношении осужденных за незаконное ношение оружия. Приговоренных раздевали догола, а затем сажали на тонкие заостренные колья. Выставленные напоказ у стен крепости, казненные мучительно умирали иногда в течение нескольких дней. Это должно было устрашить осажденных. Особенно широко пользовался сажанием на кол Влад Цепеш (знаменитый граф Дракула), который казнил тысячи турок после победы в битве за Валахию.

16. Позорный столб.
Позорный столб был широко распространенным способом наказания во все времена и при всяком социальном строе. Осужденного помещали у позорного столба на определенное время, от нескольких часов до нескольких дней. Выпадающая на период наказания плохая погода усугубляла положение жертвы и увеличивала муки, что, вероятно, рассматривалось как «божественное возмездие». Позорный столб, с одной стороны, можно было считать сравнительно мягким способом наказания, при котором виновные просто выставлялись в публичном месте на всеобщее осмеяние. С другой стороны, прикованные к позорному столбу были совершенно беззащитны перед «судом народа»: кто угодно мог оскорбить их словом или действием, плюнуть в них или бросить камень — тикое обращение, причиной которого могло быть народное возмущение или личная вражда, подчас приводило к увечьям или даже смерти осужденного.

17. Скрипка сплетниц.
Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности, гуки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно себе представить страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.

18. Молитвенный крест.
Жестокий инструмент, используемый для фиксации преступника в крестообразном положении. Заслуживает доверия утверждение, что Крест был изобретен в Австрии в XVI -XVII веках. Это следует из книги «Правосудие в старые времена» из собрания Музея правосудия в Роттенбурге-на-Таубере (Германия). Очень похожая модель, которая находилась в башне замка в Зальцбурге (Австрия), упомянута в одном из наиболее подробных описаний.

19. Дыба.
Это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом, жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных «модернизированных» моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.

20. Дыба.
Элемент конструкции.

21. Гаррота.
Это орудие казни использовалось в Испании до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с применением гарроты была произведена в 1975 году. Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти. Другая версия, более распространенная в последнее время, — удушение с помощью металлической проволоки. Этот способ казни часто показывают в художественных фильмах, особенно в фильмах о шпионаже.

22. Шейные ловушки.
Оружие, которое используется полицейскими и надсмотрщиками в тюрьмах, отличается специфическими функциями — осуществлять контроль и репрессии в отношении безоружных заключенных. Определенный интерес представляет шейная ловушка — кольцо с гвоздями на внутренней стороне и с приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Любого заключенного, который пытался спрятаться в толпе, можно было без труда остановить при помощи данного приспособления. После поимки за шею он уже не мог освободиться, и его заставляли следовать за надсмотрщиком без опасения, что он окажет сопротивление. Подобные средства до сих пор применяются в некоторых странах, и в большинстве случаев они снабжены электрошоковым устройством.

23. Железный кляп.
Инструмент использовался для того, чтобы прекратить пронзительные крики жертвы, докучавшие инквизиторам и мешавшие их разговору друг с другом Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Это приспособление часто применялось по отношению к приговоренным к сожжению на костре, особенно на большой публичной церемонии, называемой Аутодафе, когда еретики сжигались десятками. Железный кляп позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушают духовную музыку своими воплями. Джордано Бруно, виновный в излишней прогрессивности, был сожжен в Риме на площади Кампо дей Фьори в 1600 году с железным кляпом во рту. Кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил небо.

24. Разрыватель груди. Без комментариев.

На этом экскурсия по музею закончена. Можете посмотреть отчет о самой поездке в Питер — ЗДЕСЬ.

PS. Если дойдут руки выложить, есть еще фотоотчет с прогулки по Москва-реке на кораблике.

Блог Лены Исхаковой
Как махнуть на отдых (и не только рукой)

Какие музеи расскажут об истории Петербурга и его окрестностей

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня я перечислю все музеи истории Санкт-Петербурга и расскажу, что интересного можно увидеть в каждом из них.

Все музеи этой тематики отмечены на этой карте. С ее помощью вы также можете определить свое местоположение и найти ближайшую станцию метро.

1. Музей истории Санкт-Петербурга

Государственный музей истории Санкт-Петербурга – один из крупнейших в стране исторических музеев.

По сути, это – целый комплекс, центром которого считается Петропавловская крепость. Помимо нее в комплекс входят особняки, квартиры-музеи, монументы и исторические здания.

Здесь можно провести буквально целый день.

В Петропавловской крепости, усыпальнице императорского рода Романовых, можно почтить память представителей царского рода, а также осмотреть тюрьму Трубецкого бастиона, узнать историю колокольни и много других интересных вещей.

Режим работы и стоимость посещения

2. Музей «Нарвская застава»

Изначально музей имел историко-революционную направленность. В настоящее время его экспозиция посвящена истории южного побережья Финского залива от древних времен до современности.

Здания музея – памятники архитектуры XVIII-XIX веков.

В музее работают постоянные и временные выставки. Постоянные экспозиции посвящены природе, климату и жизни людей на берегах Финского залива.

3. Музей «Невская застава»

Экспозиция этого музея посвящена истории невских земель с древности до наших дней.

Постоянные выставки музея повествуют:

  • о жизни населения Шлиссельбургского тракта и окрестностей в XVIII – первой половине XIX века,
  • развитии промышленности района в XIX веке,
  • революционном движении пролетариев Невской заставы в начале ХХ века,
  • годах Великой Отечественной войны.
  • 4. Мемориальный музей «Разночинный Петербург»

    Посетители музея смогут посмотреть, как жили небогатые петербуржцы XIX века, прогуляться по одной из окраин города – Семенцам. Также можно увидеть, в какой комнате жил молодой адвокат Владимир Ульянов (Ленин) и как выглядело жилье простой городской семьи в период блокады.

    В экспозиции есть предметы, принадлежавшие известным петербуржцам.

    Также в музее проводятся различные временные выставки.

    5. Петропавловская крепость

    Один из самых известных архитектурных и военно-инженерных памятников Петербурга.

    В единый ансамбль входят:

  • петропавловский собор – усыпальница царского дома Романовых,
  • тюрьма для особо опасных государственных преступников,
  • крепостные укрепления – кронверк, равелины и бастионы,
  • и другие сооружения.
  • В крепости проводится несколько экскурсий на различные темы.

    Я очень рекомендую посетить это место.

    5.1. Трубецкой бастион

    Входит в комплекс «Петропавловская крепость».

    Трубецкой бастион – это знаменитая тюрьма для особо опасных государственных преступников, где во времена Российской Империи отбывали наказание многие известные люди, а некоторые были там же казнены.

    В музее можно осмотреть:

    • фотографии и архивные документы,
    • макеты некоторых эпизодов тюремного бытия,
    • сохранившиеся интерьеры.
    • 5.2. Комендантский дом

      Интересное здание, которое не единожды перестраивалось, служило нуждам коменданта крепостного гарнизона. Его жилые покои находились на втором этаже здания. Там же располагалась домовая церковь.

      Нижний этаж был занят служебными помещениями и комнатами прислуги.

      В данный момент в здании расположена постоянная экспозиция, посвященная истории Санкт-Петербурга.

      Часть музея «Петропавловская крепость».

      Бастион крепости, в казематах которого были устроены одиночные камеры для заключенных-декабристов.

      Также известен тем, что именно с этого бастиона был дан сигнал крейсеру «Аврора».

      На флагшточной башне ежедневно поднимается флаг крепости.

      В экспозиции музея отражена вся история бастиона, начиная с XVIII века.

      Интересная экспозиция для детей и взрослых, расположенная в Инженерном доме Петропавловской крепости.

      Интерьер зала как бы застроен домами разных времен – начиная с XVIII века. В рамках экскурсии рассказывается о жизни и привычках горожан разных эпох, особенностях их жилищ и многом другом.

      Планируется проведение конкурсов, ролевых игр и викторин для детей.

      Экспонаты можно трогать руками и рассматривать поближе.

      Часть музея «Петропавловская крепость». Интересное здание с внутренним двором, выполненное в стиле «барокко» архитектором Н. И. Муравьевым в середине XVIII века.

      Изначально здание предназначалось для чертежной мастерской и цейхгауза. Здесь же размещался архив. В одном из корпусов находились жилые помещения для служащих.

      В настоящее время в Инженерном доме расположена экспозиция «Улица времени».

      Часть музея «Петропавловская крепость». Расположен в Каретнике.

      Экспозиция музея посвящена в основном средневековым орудиям пыток: подобное воздействие на человека было наиболее развито именно в тот период.

      В музее можно увидеть орудия, которыми пытали на допросах: нюренбергскую деву, дыбу и другие. Есть и те, применение которых назначал суд: кандалы, покаянные рубахи, позорные маски.

      Особенный экспонат – пояс целомудрия. Он не считался орудием пытки, но приносил столько мучений, что решено было выставить на обозрение и его.

      6. Петровская акватория — исторический театр-макет

      В этом уникальном театре-макете показана история возникновения петровского флота и Северной столицы. Воссозданы утраченные ныне дворцы, парки, дворянские усадьбы.

      Корабли времен Петра Великого бороздят настоящее водное пространство, изображающее акваторию Финского залива.

      Также в театре-макете можно посмотреть на петербургские балы, масленичные гулянья, мысленно прогуляться по Невскому проспекту XVIII века.

      Своеобразный музей дачной жизни конца XIX – середины XX веков. Рассказывает о дачном быте известных людей, которые в разное время проживали в поселка Келломяки (Комарово).

      Экспозиция разделена на три периода:

    • Серебряный век
    • Период финской эмиграции
    • Советский период

    Среди экспонатов можно увидеть личные вещи известных ученых, литераторов и композиторов, посмотреть на привычные той или иной эпохе бытовые условия.

    8. Русская деревня «Шуваловка»

    Если вы хотите побывать в настоящей русской деревне – поезжайте в Шуваловку. Там можно посмотреть на крестьянский быт прошлого времени, прогуляться по сельским улицам, увидеть сельскохозяйственных животных.

  • гончарная мастерская,
  • традиционная русская изба,
  • дом ремесел,
  • русская баня,
  • гостиница,
  • ресторан и кафе в деревенском стиле.
  • Недавно построен павильон для проведения празднеств.

    9. Музей живой истории викингов

    Часть музея «Русская деревня «Шуваловка». Экспозиция находится в этнографической избе.

    Посетители увидят костюмы скандинавов, их оружие и предметы быта эпохи викингов.

    Также в рамках экскурсии можно узнать подробности из истории тех времен, получить рунические предсказания, пострелять в средневековом тире или приобрести новые навыки на мастер-классах древних ремесел.

    10. История Петергофской дороги

    Действует на базе центральной библиотеки Кировского района города.

    От Старо-Калинкина моста до Ораниенбаума – 40 километров. Это и есть Петергофская дорога.

    Экспозиция мини-музея рассказывает об известных усадьбах прошлого, расположенных по Петергофской дороге. Среди экспонатов есть уникальные архивные фотографии, где можно увидеть Автово или Стрельну в первозданном виде, посмотреть на владельцев и проживающих и составить представление о том, как выглядела Петергофская дорога 100 или больше лет назад.

    11. Музей Шведских Архитекторов К. Андерсона и Ф.И. Лидваля

    В этом частном музее собрано все, что относится к жизни и творчеству двух шведских архитекторов, внесших неоценимый вклад в улучшение облика Петербурга.

    Кроме постоянной экспозиции, где представлены

  • Личные вещи,
  • Предметы быта
  • Дневники и рукописи
  • Макеты и чертежи
  • И другие вещи Андерсона и Лидваля, в музе проводятся временные выставки, посвященные культуре, искусству и жизни Швеции.

    12. Музей Истории Ингрии

    Небольшой музей, посвященный ингерманландской истории. Расположен в Анненкирхе.

    Стены выставочного зала увешаны картами Ингрии, из которых можно составить представление о территории государства.

    В витринах выставлены предметы быта води и ижоры, национальные вышивки, декоративно-прикладное искусство.

    Также можно увидеть литургические книги XIX века на немецком языке, литературу об Ингрии.

    В музее продаются ингерманландские сувениры.

    13. Музей Истории г. Павловска

    Увлекательный исторический музей, посвященный жизни города Павловска в дореволюционные времена и наши дни.

    Вопреки ожиданиям, экспозиция музея посвящена не монаршей летней резиденции, а обывателям города: чиновникам, мещанам, советским гражданам, нашим современникам.

    Среди экспонатов можно увидеть:

  • Предметы быта павловчан разных эпох
  • Игрушки
  • Предметы искусства
  • И многое другое.

    14. Музей истории народного образования (г. Пушкин)

    В этом музее можно узнать об образовании в Царском селе со времен Петра Великого до наших дней.

    Экспозиция разделена на выставки, где показаны:

  • Канцелярские принадлежности разных эпох
  • Учебники
  • Наглядные пособия
  • Документы и фотографии
  • История саарскомызской начальной школы
  • История школы-колонии времен военного коммунизма
  • Стенды, посвященные пионерской и комсомольской организациям
  • В музее проводятся лекции и «Нескучные уроки».

    15. Музей истории профсоюзного движения г. Санкт-Петербурга

    Экспозиция этого интереснейшего музея содержит уникальные фотографии и документы от начала профсоюзного движения в России.

    Также вниманию посетителей представлены личные вещи видных профсоюзных деятелей разных эпох, награды, знамена и другие свидетельства работы профсоюзов в имперской России, советское время и наши дни.

    Музей оснащен современными витринами, возможностью демонстрации видеороликов.

    16. Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования

    Музей, созданный к 40-летию советской системы профессионального образования.

    Экспозиция охватывает период от времен Петра I до наших дней. Посетители могут узнать о создании первых светских учебных заведений, профобразовании в царской России и системе профтехучилищ советской эпохи.

    Среди экспонатов находятся:

  • Знамена и вымпелы
  • Образцы дипломов
  • Фотографии и документы
  • Форма учащихся разных лет
  • В каждом из этих музеев вы откроете много нового и интересного для себя.

    На сегодня у меня все. До новых встреч, дорогие друзья!

    Музей орудия пыток в санкт-петербурге

    (МР) Выставка «Инквизиция. Средневековые орудия пытки», если не ошибаюсь, в третий раз экспонируется в Петербурге, более того второй раз за короткое время, не так?

    Н.К. — Да, действительно этот проект в третий раз демонстрируется здесь. И так, как в прошлом году эта выставка вызвала большой интерес, в этом году мы решили ее повторить.

    П.К. — Эта выставка представляет такой интерес исторический и культурный, что она могла бы стать постоянной в Санкт-Петербурге, городе который так интересуется историей и сам является местом, где произошли многие важные исторические события.

    (МР) Идея вновь привезти выставку в Петербург принадлежала итальянской стороне или же поступило соответствующее предложение со стороны Музея истории Петербурга?

    Н.К. — Нет. Идея принадлежала нам, с ней мы обратились к руководству музея, опять таки надо учитывать, что руководство музея сменилось. Так, что пришлось переговоры проводить заново. Но, если выставка вызывает интерес, то почему бы не представить ее вновь? Даже сейчас в процессе монтажа — неделю мы монтировали экспозицию — все ходили и спрашивали где выставка.

    (МР) Планируете ли Вы устройство в Петербурге иных выставок?

    Н.К. — Посмотрим, в принципе, мы, конечно, не против. Например, очень хотелось бы привезти сюда зимой выставку итальянских рождественских вертепов.

    (МР) Какие-нибудь изменения по сравнению с прошлыми экспозициями есть? Может быть, добавились какие-нибудь новые экспонаты?

    Н.К. — Перечень экспонатов, в принципе, остался тем же самым. Однако в этом году мы представили также коллекцию гравюр. Вот это та изюминка, которую мы привезли в этот раз. Еще мы немного улучшили дизайн выставки. Так, например, в залах появились факелы.

    (МР) Что, по Вашему мнению, привлекает в этой выставке посетителей?

    Н.К. — Вы, знаете по-разному. Ведь среди посетителей нашей выставки очень разные люди и взрослые, и дети. Были, естественно, среди зрителей и люди с болезненными интересами. Были и те, кто видел в экспонатах исторические предметы и интересовался ими именно с этой точки зрения. Вообще людей, как правило, интересуют две темы: либо что-то очень хорошие, очень доброе, прекрасное, либо с точностью до наоборот. На контрастах.

    П.К. — Буду искренним, если скажу, что человека к этим орудиям инквизиции влечет любопытство. Хотя выставка намного более серьезна. Ее задача не показать орудия пыток, а рассказать о столетиях европейской истории Европы. Поэтому серьезных посетителей привлекает именно это.

    (МР) Каким образом возникла идея организовать подобную экспозицию?

    Н.К. — Прежде чем начать реализовывать новый выставочный проект, исследуются его предполагаемая тематика. Выясняется насколько она может быть интересна публике. Если исследования выявляет, что да эта тематика вызывает любопытство, вызывает какие-то чувства, какие-то мысли, то тогда мы начинаем собирать материалы по данной теме, чтобы подготовить экспозицию.

    П. К. — Любой проект начинается с хорошей темы. Как она находится? Очень спонтанно. Так, однажды читая книгу про инквизицию, зачитался, понял, что это может быть интересно и начал собирать материал.

    (МР) То есть эта выставка изначально рассчитана на коммерческий успех?

    Н.К. — Да, естественно.

    (МР) Были какие-нибудь акции протеста, попытки запретить выставку?

    П.К. — Нет, не было случаев массовых протестов, бывают единичные случаи. Эта конечно не выставка кукол Барби, но мы даем рекламу, объясняем, что это за выставка, поэтому зрители знают чего ожидать. Люди добровольно идут сюда, а протестует обычно те, кого заставляют что-то делать, например я должен платить налоги Итальянскому государству и поэтому протестую против их размера.

    (МР) Как Вы относитесь к идее, что подобные выставки вредны? Вы согласны с ней или наоборот считаете, что подобные опасения безосновательны?

    Н.К. — Не могу сказать ни да, ни нет отвечая на этот вопрос. Человеческая психика слишком тонкая материя. Так, что повторюсь — все зависит от человека. Некоторые, конечно, реагируют очень болезненно. Несмотря на то, что нам все всегда говорят, в связи с нашим проектом, о насилии, на самом деле, если посмотрите, у нас здесь нет ни крови, ни, например восковых фигур, которые демонстрировали бы возможности наших экспонатов. Мы изначально отказались от подобных «кровавых эффектов». Есть экспонат, есть рассказ о том, где это устройство применялось, на каких процессах, то есть в принципе это просто исторический материал. Так, что очень хочется надеяться, что наш проект оказался гуманистическим. Хотя посетители очень по-разному интерпретируют, очень по-разному относятся. Но, тем не менее, это часть нашей истории. Поэтому рассказывать об этом я считаю надо. Надо показывать, чтобы никогда больше ничего подобного не повторилось. (Беседу записала Е. Крылова). Билет на выставку соти 300 руб.

    Читайте так же:  Омский государственный музей