Музей железных дорог на рижском вокзале

Телефон: (499) 623-39-78 (заказ экскурсий)

Режим работы:* Среда-суббота — с 10.00 до 19.00 (касса до 18.00), воскресенье с 10.00 до 17.45 (касса до 16.45 ). Выходные — понедельник, вторник

Интернет:
www.museum.ru/M1725 — официальная страница

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Музей Московской железной дороги>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 05.08.2011

9 мая — День Победы
август — День железнодорожника

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Музей на Рижском вокзале

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (794)
    • Зоопарки (10)
    • Музеи (238)
    • Парки (41)
    • Парки развлечений (36)
    • Автовокзалы (13)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Храмы, соборы, мечети (419)
    • Магазины и ТРЦ (401)
    • Фестивали, праздники, шоу (19)
    • Аэропорты (4)
    • Небоскребы (1)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Театры (28)
    • Площади (3)
    • Смотровые площадки (3)
    • Кинотеатры (132)
    • Галереи (5)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Национальные парки (1)
    • Озера (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Мосты (3)
    • Рестораны и кафе (34)
    • Речные вокзалы (1)
    • Замки, дворцы (3)
    • Бани, сауны (3)
    • Центры активного отдыха (15)
    • Пляжи (20)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Учебные заведения (1)
    • Забронировать отель в Москве
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Москвы
    • Советы о Москве
    • Вопрос-ответ
    • Экскурсии в Москве

Описание:

Историческая экспозиция музея открыта 5 августа 2011 года, занимает площадь около 1800 кв. м, располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га. Центральным экспонатом является паровоз серии У127. Установленный в здании музея, паровоз построен в 1910 году. Экспонат является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.

23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом. В 1999 году паровоз У127 получил сертификат «Памятник науки и техники Российской Федерации» за № 350.

Экспонаты музея наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах.

В витринах можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Представлены макеты рельсового автобуса РА-2, скоростной электрички «Спутник». Историю создания интермодальных линий, связывающих вокзалы Белорусский, Павелецкий, Киевский с аэропортами Шереметьево, Домодедово, Внуково соответственно, можно увидеть в действующих макетах. Развитие скоростного движения представлено действующим макетом скоростного поезда «Сапсан», связавшего города Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород.

Художественное решение экспозиции построено с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций, статичных моделей и действующих макетов. В залах представлены: инсталляция купе 1 класса николаевских времен, кабинета начальника станции, развитие пригородного движения во времени, где каждый пассажирский отсек соответствует стилю своей неповторимой эпохи. В окнах вагонов мелькают кинозарисовки, а в витринах установлены экраны с фрагментами архивной хроники. Это помогает ориентироваться не только на зрительное восприятие, но и предполагает вдумчивое изучение представленных подлинных исторических документов. Такой показ экспонатов позволяет сделать экскурсию по музею более живой, интересной и доступной для всех возрастных групп посетителей.

В музее проходят научно-практические конференции, круглые столы, деловые встречи.

Филиалами Музея Московской железной дороги являются: Музей натурной железнодорожной техники (пл. Рижского вокзала, д. 1) и Музейно-производственный комплекс «Паровозное депо» на станции «Подмосковная» (2-ой Амбулаторный проезд, д. 8а)

Основные экскурсии:
Страницы истории Московской железной дороги

Поблизости имеются:
места группового питания

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Александрова Надежда Владимировна, тел. (499) 623-39-12

Тел. дирекции:
(499) 623-39-12

Адрес дирекции:
115114, Москва, Кожевническая, д. 2

Даты открытия и основания:
открыт: 05.08.2011

Бюджетный статус:
Ведомственный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 1800м 2
парковая 1,5га

В структуре организации имеются:
архив

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Музей Московской железной дороги — филиал ОАО «РЖД».

информация от: 07.02.2017

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

Метро ст. Рижская
Автобус ост. «Рижский вокзал», 0, 19, 38, 84, 84к, 85, 265, 714, 778, 903, Ш3
Троллейбус ост. «Рижский вокзал», 9, 14, 18, 37, 42, 48
Маршрутное такси ост. «Рижский вокзал», 14м, 265м, 270м, 319м, 379м, 418м (будни), 484м, Рижская-АШАН

Музей железнодорожного транспорта в Москве включает в себя историческую часть (находящуюся по адресу ул. Кожевническая, д.2.) и техническую — площадку натуральных образцов железнодорожной техники, расположенную на Рижском вокзале.

Открылась экспозиция музея на Рижской 31 июля 2004 года.

Общая площадь музея железнодорожной техники под открытым небом составляет порядка 1,5 гектара.

Экспозиция Музея РЖД на Рижском вокзале

Посетители могут посмотреть все, что связано с железнодорожной техникой. Коллекция музея насчитывает более 70 различных экспонатов, состоящих из поездов, вагонов и другой железнодорожной техники разных времен. Некоторые экспонаты входят в золотой фонд России, имеют специальные награды.

Гостям выставки под открытым небом предлагается посмотреть не только на образцы современной техники, но и исторические экспонаты, причем экспозиция не ограничивается поездами российского производства. Тут представлены многочисленные паровозы, электровозы, вагоны различных типов и специальная железнодорожная техника и даже паровозная гидроколонка образца 1936 года предназначена для снабжения паровозов водой в пути следования.

Главной целью музея является не только демонстрация разной уникальной техники, но и деятельность по сохранению духа неповторимого мира железной дороги для последующих поколений. Каждый экспонат этого необычного музея помимо всего прочего является образцом инженерной мысли. Раритетный исторический транспорт находится здесь на заслуженном отдыхе после реставрационных работ, которые часто проходят при помощи работников самого музея, позволяя добиться максимальной исторической достоверности.

На данный момент в железнодорожном музее представлен 71 экспонат: это паровозы, тепловозы, электровозы, салон-вагоны, санитарные вагоны, теплушка, специальная железнодорожная техника и др.

Здесь вы можете увидеть уникальные вагон-танк и санитарный вагон, а также вагон-кухню и вагон-салон, предназначенные для особо важных персон как дореволюционной, так и советской эпохи.

Экспонаты экспозиции постоянно используются кинокомпаниями для съемок художественных и документальных фильмов (например, некоторые экспонаты вы могли видеть в фильмах «Александровский сад», «Адмирал» и другие).

Музей РЖД на Рижском вокзале рассказывает также об истории железной дороги и о том, как эволюционировала железнодорожная техника от ее истоков и до настоящего времени. Интересно будет заглянуть в маленький паровоз. Он доступен для всех посетителей. В нем можно покрутить рычаги, подергать за ручки, нажимать кнопки. Одним словом, музей очень интересный как так взрослых, так и для детей и оставит только положительные эмоции.

«Площадка натурных образцов» на станции Москва-Рижская открыта круглый год со среды по воскресенье. Часы работы: с 10:00 до 16:00. Обратите внимание: понедельник и вторник — всегда выходные дни, и исторические поезда увидеть удастся лишь за ограждением.

В некоторые дни экспозицию закрывают для посетителей. Узнать об актуальных изменениях можно на официальном сайте железнодорожного музея.

Цены в музее на Рижском вокзале

Входной билет в железнодорожный музей на Рижском вокзале стоит от 60 до 300 рублей в зависимости от категории:

  • Стоимость полного билета (для взрослых) — 150 рублей;
  • Льготный билет (детям с 7 лет, студентам, пенсионерам) — 100 рублей;
  • Дошкольный билет (детям 3–7 лет) — 60 рублей;
  • Единый прайс для иностранных граждан — 300 рублей.

Вы также можете приобрести экскурсию по музею (максимальное количество человек в группе — 20). Экскурсия оплачивается отдельно, сверху стоимости входных билетов.

  • для граждан РФ — 1500 рублей;
  • для иностранных граждан (на английском языке) — 3600 рублей.
  • Как добраться до Музея Московской железной дороги

    Открытая площадка железнодорожного музея Москвы на Рижском вокзале отличается простой и понятной транспортной доступностью. Универсальный вариант — метро: до одноименной станции «Рижская», затем пройти к зданию вокзала и от него повернуть направо до следующего корпуса. Перед огражденной территорией будет вывеска музея.

    Другие варианты: до остановки «Рижский вокзал» часто ездят автобусы и троллейбусы, рейсы есть из разных районов города.

    Не забывайте и о том, что Рижский вокзал — главным образом пригородный, и до него есть электрички из ближайших населенных пунктов, большинство из которых входят в административные округа Москвы.

    Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, Gett или Яндекс. Такси.

    Видео: Музей паровозов на Рижском вокзале

    Территория музея РЖД на Рижской — панорама Google Maps

    Железнодорожные музеи Москвы

    Во всех музеях стоимость билетов одинакова. Чётко и по делу, как это принято на железной дороге: регион, тариф, льготы.

  • Взрослые — 150 р.
  • Дети, студенты, пенсионеры — 100 р.
  • Дошкольники — 60 р.
  • Иностранцы — 300 р.
  • Фото — 250 р.
  • В СССР вход в музей стоил копейки и для всех одинаково. С переходом на рыночную экономику, музеи были вынуждены кормить себя сами. Разница в достатке иностранных туристов и россиян была очевидна. Отсюда пошла традиция брать с иностранцев больше. Всё чаще замечаю, что музеи отказываются от раздельной стоимости для соотечественников и иностранцев: цена едина, но россиянам делают скидку. Небольшой жест гостеприимства, а смысл тоже — иностранцам дороже.

    Если постараться, можно успеть посмотреть три музея одним днём. Но любителям железной дороги и тем, кто интересуется историей, рекомендую иметь в запасе второй день. На одной только площадке ЖД техники провёл два часа, рассматривая живые образы.

    Музеи работают с 10 до 17 часов.
    Понедельник и вторник — выходные дни.

    В России «железка» поделена на 16 филиалов. Их называют железными дорогами. Московская железная дорога — самая крупная. Она обслуживает Москву, Подмосковье и ещё 12 областей. Дорога с историей, музею есть что рассказать.

    Слева от Павелецкого вокзала, в уютном сквере расположился павильон-куб — бывший Музей «Траурный поезд Ленина». В нём разместился Музей Московской железной дороги.

    В 1924 году умер В.И. Ленин. Паровоз «У127» в багажном вагоне привёз в Москву тело Владимира Ильича. После паровоз проработал на Павелецком направлении ещё 13 лет и был списан в 1937 году. Его поставили памятником у Павелецкого вокзала. Под открытым небом машина разрушалась.

    В 1923-1924 годах в стране создавался культ Ленина. Забальзамированное тело вождя лежало в мавзолее. Вовсю гремела Лениниада — направление в искусстве, посвящённое личности Владимира Ильича.

    Искали и восстанавливали технику, так или иначе, связанную с Лениным. Отремонтировали и постановили на постамент пароход «Святитель Николай», на котором Ленин переправлялся в ссылку в Шушенское. У Финляндского вокзала в Ленинграде установили паровоз «H2-293». На нём Ленин под видом кочегара в 1917 году нелегально пересекал финскую границу. Под программу сохранения попал и паровоз «У127» с багажным вагоном, доставивший тело вождя в столицу. Построили отапливаемый павильон и установили в нём траурный поезд.

    После развенчания культа Сталина в 70-х годах, правительство заменило его культом Ленина. Снова личность Владимира Ильича вышла на передний план. Перед Олимпиадой-80 павильон обновили. Здание отделали мрамором, лабрадоритом и гранитом. Музей «Траурный поезд Ленина» стал филиалом Музея Ленина на Красной площади.

    С о сменой политического курса в стране, Музей Ленина исчез. Вместо него, в здании на Красной площади открылся Исторический музей. А траурный поезд Ленина вместе с павильоном взяла под крыло Московская железная дорога. Благодаря этому, он сохранился. Паровоз, вагон и сам павильон отреставрировали, и в 2001 году у Павелецкого вокзала открылся Музей Московской железной дороги.

    У музея две задачи: собрать, чего уже не увидишь и рассказать историю. С рассказом сложнее — нужны факты, объяснения. Перед железнодорожниками стояла трудная задача: сделать экспозицию с имеющимся траурным поездом и гигантской головой вождя, выглядывающей из стены.

    Вышли из ситуации достойно: поезд оставили и сделали гвоздём выставки. Под головой Ленина закрепили телевизор с трансляцией документальной хроники с Владимиром Ильичом — это часть истории. А неактуальные коммунистические лозунги на стенах закрыли щитами с железнодорожной тематикой. Не разрушив историю, создали новое — рассказали о строительстве и развитии МЖД.

    Когда входишь в зал музея, первое, что видишь — траурный поезд Ленина. Локомотив и вагон с момента списания стояли в отапливаемом павильоне и сохранились великолепно — сияют краской и отполированной сталью механизмов.

    Вдоль стен расположились витрины. Рассказ начинается с Московско — Нижегородской, Московско — Рязанской и Московско — Ярославской железных дорог. Купечество, революция, Гражданская война, первые Пятилетки, Великая Отечественная война. Железная дорога, как неотъемлемая часть страны, переносила невзгоды вместе с её народом. Между тем, сеть дороги постоянно росла.

    В сквере перед музеем — информационные плакаты. Каждый посвящён отдельному региону МЖД. Их семь:

    • Московско — Курский (Москва)
    • Московско — Рязанский (Рязань)
    • Московско — Смоленский (Москва)
    • Тульский (Тула)
    • Орловско — Курский (Орёл)
    • Смоленский (Смоленск)
    • Брянский (Брянск)

    На заднем плане Павелецкий вокзал. Уютное место. Нужно будет наведаться сюда летом, когда погода наладится.

    С северной стороны Рижского вокзала расположилась площадка натурных образцов. Аккурат между пригородной платформой и перроном поездов дальнего следования.

    Прибыл экспресс из Риги: весёлая сине-оранжевая раскраска. Пассажиры выходили на перрон, разминали затёкшие члены и жадно затягивались сигаретным дымом на морозе — в поезде курить не разрешают. Ко мне подошли двое парней с гитарами в кофрах.
    — Это вам сыр нужно передать? — спросили они с надеждой, протягивая бумажный свёрток.
    — Вроде, нет, — признался я. — А сыр из Риги?
    — Это мы из Риги, — улыбнулись ребята. — А сыр варшавский…
    Весёлый экспресс, рижские музыканты, польский сыр — хорошее начало.

    На Север протянулись четыре нитки железнодорожных путей, плотно заставленные железнодорожной ретротехникой. Паровозы, тепловозы, вагоны, спецтехника, электропоезда — чего тут только нет.

    Занимаются любители-энтузиасты. В поиске и восстановлении ретротехники они уже давно профессионалы. Но в остальном — увлечённые мальчишки. Нельзя без этого. Другие не держатся, уходят. С 9 до 18 здесь не получиться. «А как же паровозная романтика? — спросите вы. — Надрывные гудки, шипение пара, дым из трубы». Всё это есть. Но на 99% паровозы — это тяжёлый труд.

    Тяжёлый не только физически: отвоевать паровоз у начальства, спасти от переплавки, восстановить, поставить в музей. Технику и историю они знают на отлично. Умеют убеждать начальство, доказывать, договариваться. Когда есть деньги — хорошо. Но такие коллекции, часто, создаются при нехватке средств.

    Музейщиков я застал у паровоза «СО17-2211». СО — сокращённо, Серго Орджоникидзе. Модель названа по имени грузинского революционера. Ребята готовили локомотив к отправке в ремонт. Музейную технику периодически обновляют: меняют поржавевшую обшивку, красят, регулируют механизмы. Экспонаты приписаны к разным депо. Когда локомотив или вагон теряет вид, его отправляют в депо приписки на ремонт.

    Перед тем как отправить паровоз, музейщики сняли дышла — рычаги, которые передают толкающий момент от цилиндров к колёсам. Если их не убрать, при буксировке механизм изнашивается. Открутили литой греб СССР с борта и фонари, чтобы не пропали при переезде. Снять легко, а достать новые при утере — головная боль.

    В путешествиях встречаю брошенные памятники и музеи. Открыли, перерезали красную ленточку и забыли. Сколько редкой техники ржавеет и пропадает на постаментах. Сколько экспонатов гниют в музеях под открытым небом из-за недостатка внимания.

    На улице техника разрушается.
    — Эх, — мечтательно говорили ребята, — хорошо бы навес от солнца и осадков.
    — Разве можно такое количество техники укрыть под навесом? — удивился я.
    — Можно при желании. Делают же в Италии, Германии.
    — Когда техника на улице, нужно постоянно подкрашивать? – поинтересовался я.
    — Необязательно, — заулыбались парни в комбинезонах. — Вот вагон «Русь» вишнёвый. Его покрасили 10 лет назад. Технология, материалы, «правильные руки».
    Вагон выглядел, как только что из малярки. Десятилетие простоял на улице и ни малейшего намёка на коррозию, цвет — свежий. Главное, не подпускать дилетантов.

    Музей железнодорожного транспорта на Рижской

    Фото музея железнодорожного транспорта на Рижской

    Время: ср.-вс. – 10:00-16:00, пн.-вт. – выходные.

    Стоимость: 100 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

    Музей железнодорожного транспорта — Москва, Рижская площадь, 1

    Музей на Рижской возник не так давно – в 2004 году. Он интересен тем, что это музей не простой, а под открытым небом, в него входят и недействующие пути. На них возвышаются многотонные экспонаты из разных лет. По ним можно судить об истории развития транспорта для железных дорог.

    Историческая экспозиция

    Музей железнодорожного транспорта представляет гостям грузовые, пассажирские и спецвагоны, электровозы, паровозы, тепловозы, служебную технику железнодорожников и много других необычных экспонатов. К большому сожалению детворы, большая часть представленных экспонатов не рассчитана, чтобы в них заходили посетители. Но ко многим пристроены специальные помосты, с которых в подробностях можно рассмотреть внутренние содержание. На радость малышам в некоторых паровозах и вагонах можно лично побывать, и даже повернуть все краны, заглянуть в топку, прочувствовать себя «всамделишным» машинистом прошлых лет. Самому старинному паровозу более сотни лет. Любопытно посмотреть частично сохранившиеся помещения депо. Один из паровозов перед экскурсантами специально заправляют водой и переводят в другой конец поезда.

    Экспозиция старинной железнодорожной техники на Рижской не ограничивается только предметами в музейном зале и паровозами. Например, само вокзальное здание построено более столетия назад и является своеобразным экспонатом. За век фасад здание почти не претерпел каких-либо изменений, именно таким его видели наши прадеды. Единственная относительно новая часть здания – музыкальные часы, при запуске железнодорожного вокзала в эксплуатацию их не было.

    Выставочный комплекс

    Рядом с музейной кассой расположен выставочный комплекс. Посетители музея гуляют по залу со смоделированной системой перевозок. Это модель для демонстрации, она показывает, как регулируется работа разных типов транспорта. Внешне комплексная модель выглядит как макет железной дороги с паровозами и вагонами. На одном из локомотивов установлена видеокамера, которая транслирует на экран все то, что «видит» камера, когда поезд проезжает туннели.

    Чтобы построить действующий макет, в течение года трудились десять моделистов. Затраченные усилия превзошли ожидания – модель точно воспроизводит город вместе с парковками, транспортом, церквями и людьми, а сами модели поездов являются точными копиями прототипов. Макет занимает солидную площадь, аналогичную размеру трехкомнатной квартиры. Такая замечательная вещь не может оставить равнодушными не только юных гостей, но и их отцов.

    Музей железных дорог на рижском вокзале

    31 июля 2004 г. на станции Москва-Рижская открылся музей натурной железнодорожной техники – филиал музея истории Московской железной дороги. Музей истории железнодорожной техники создан с целью сохранения исторических памятников железнодорожной техники и популяризации самого востребованного вида транспорта. Он стал первым подобным музеем в Центральном регионе России.

    В церемонии открытия музея приняли участие начальник Московской железной дороги, вице-президенты ОАО «РЖД», ветераны железнодорожного транспорта, маленькие работники детской железной дороги, представители Всероссийского общества любителей железных дорог.

    Идея создания Музея железнодорожной техники в Москве, где будет представлена железнодорожная техника разных лет выпуска, зрела много лет. С предложениями по созданию экспозиции к руководству дороги обращались ветераны железнодорожного транспорта, активисты Всероссийского общества любителей железных дорог, просили об этом и музейные работники, историки. Соответствующее Указание, подписанное начальником Московской железной дороги Владимиром Старостенко, появилось в декабре 2002 года. Тогда же было принято решение о создании музея.

    Сотрудники музея и московские железнодорожники провели грандиозную работу по реконструкции станции и обустройству почти 1,5 га территории на месте, где когда-то были тупики для отстоя багажных вагонов (видео). Был спроектирован и построен совершенно новый объект — две покрытые плиткой платформы обшей длиной 1600 метров, 4 пути на железобетонных шпалах, на которых после комплектования экспозиции представлено большое количество исторических образцов техники прошлого века — локомотивов, вагонов, специальной железнодорожной техники. Все они — свидетели и участники более чем вековой истории отечественной железнодорожной отрасли. Теперь резерв территории позволяет довести количество экспонатов до 60-ти машин.

    В музее можно увидеть старинные паровозы, в том числе два экспоната, признанных памятниками науки и техники Российской федерации I категории. Самый почтенный экспонат, «жемчужина» железнодорожной коллекции — паровоз серии О в , получивший среди машинистов ласковое прозвище «Овечка». Этому экспонату уже больше века. Рядом — другой паровоз уже советского производства ФД — «Феликс Дзержинский» — один из самых мощных советских локомотивов 30-х годов.

    В составе экспозиции — трофейный германский паровоз ТЭ-5415, а также два уникальных паровоза — грузовой паровоз П-0001 «Победа» и самый совершенный пассажирский паровоз П36-0001 — первый экземпляр из последней, завершающей серии советских паровозов, водивших скоростные и наиболее значимые пассажирские поезда. В Музее также представлены различные типы отечественных тепловозов, в том числе ТЭ2-125 — «Король пустыни», а также электровозы, среди которых чехословацкий пассажирский ЧС-4 с корпусом из стеклопластика.

    В экспозиции Музея вагоны постройки начала века: бронированный вагон-салон для служебных поездок высокопоставленных правительственных чиновников и вагон-«теплушка». в котором во времена Первой Мировой войны перевозили людей и лошадей.

    В составе экспонатов путейской и специальной самоходной техники — снегоочистители, уборочные машины, автомотрисы и другие интересные машины.

    Сотрудники Музея постоянно ведут поиск и отбор в экспозицию сохранившихся на дороге образцов железнодорожной техники, имеющих культурно-историческую ценность.

    Читайте так же:  Музей сальвадора дали москва