Санкт-петербург музей трамваев

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (199)
    • Музеи (90)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (19)
    • Храмы, соборы, мечети (21)
    • Парки (17)
    • Парки развлечений (17)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Зоопарки (3)
    • Площади (6)
    • Мосты (13)
    • Небоскребы (1)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Аэропорты (1)
    • Театры (9)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Озера (5)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Пляжи (13)
    • Галереи (1)
    • Пабы (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Пивные (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Метро Ст. «Василеостровская», далее пешком или на трамвае № 6, 40, автобусе № 6 или маршрутном такси № 30, 44, 120 до остановок «Музей городского транспорта», «18-я и 19-я линии (Средний проспект)».
    Автобус Ост. «Музей городского транспорта», № 6.
    Трамвай Ост. «Музей городского транспорта», № 6, 40.
    Маршрутное такси Ост. «18-я и 19-я линии (Средний проспект)», № 30, 44, 62, 120.

    Музей городского электротранспорта в Санкт-Петербурге находится на территории трамвайного парка, расположенного на Васильевском острове. Посетителей экспозиции ожидает самое настоящее путешествие в прошлое — осматривая ретротранспорт, легко представить себя в другой эпохе. В трамвайном депо можно увидеть трамваи и троллейбусы, на которых ездили жители города в XX веке.

    Одним из преимуществ музея является его интерактивность — посетители могут не только оценить внешний вид отреставрированного транспорта, но и побывать внутри на месте пассажиров, желающие даже могут оказаться в кабине водителя. В теплое время года музей запускает маршрут ретротрамвая, охватывающий центральные улицы и знаковые достопримечательности Санкт-Петербурга. Музей участвует в акции «Ночь музеев», параде ретротранспорта и других мероприятиях.

    Экспозиция Музея электротранспорта в Санкт-Петербурге

    У жителей и гостей Северной столицы есть уникальная возможность увидеть образцы транспорта, который курсировал по городским улицам в XX веке. Собранные и бережно отреставрированные модели трамваев и троллейбусов позволяют проследить эволюцию транспорта — применение новых технологий и стилей оформления, что позволяет почувствовать дух разных периодов прошлого века.

    Среди экспонатов есть и уникальные модели, к примеру, находящийся в музее троллейбус марки ЯТБ-1 — вообще единственная сохранившаяся единица, причем обнаружить ее удалось совершенно случайно. В Зеленогорске реставраторы музея нашли сарай, построенный из кузова троллейбуса, на его основе стараниями сотрудников в результате долгой кропотливой работы удалось восстановить эту уникальную модель.

    В музее также можно увидеть предшественника электрического трамвая — конку. Она представляла собой вагон, который передвигается по рельсам благодаря впряженным в него лошадям. Надо отметить, что для животных это было нелегкой работой — массивный вагон и без того было тяжело тянуть, что уж говорить о переездах через мост, для этого к конке даже припрягали еще одну лошадь. Но и это не сильно ускоряло ход экипажа. Есть в экспозиции и первый электрический трамвай, появившийся на улицах Петербурга — это марка Brush, прозванная горожанами «Брешкой». В силу того, что в городе не сохранилось ни одной такой модели, на базе вагона МС-1 была создана реплика этого знакового трамвая.

    Коллекция музея насчитывает 30 моделей ретротрамваев и 6 моделей раритетных троллейбусов. Силами реставраторов удается пополнять ее новыми экспонатами, сейчас они также трудятся над воссозданием автобусов, одним из первых в коллекции появится ЛАЗ-695Н.

    В этом музее вам не только покажут внешний вид транспорта, но и пустят в салон, который во многих моделях отреставрирован с детальной точностью. Можно почувствовать себя пассажиром или посидеть на месте кондуктора, но детям, да и особенно любознательным взрослым хочется попасть в кабину водителя, изучить все переключатели, а также представить, что ты управляешь этой старинной техникой.

    Что немаловажно, модели транспорта на ходу, что позволяет им принимать участие в городских мероприятиях, радовать специально пришедших на них участников и случайных прохожих. К слову, с середины весны и до середины осени есть возможность даже прокатиться по специальному маршруту ретротрамвая, любуясь достопримечательностями города из окна такого необычного транспорта. Экспонаты музея часто используются для создания ретростиля во время съемок исторических фильмов.

    Помимо транспорта основу экспозиции также составляют связанные с ним предметы — билеты, использовавшиеся в разные годы, компостеры, сумки кондукторов, фотоматериалы, плакаты.

    Датой основания первого музея в Василеостровском трамвайном парке считается 1967 год. Этот год стал юбилейным в истории трамваев в городе — 60 лет назад их ввели в эксплуатацию. Экспозиция была посвящена этапам развития парка в разные исторические периоды. Спустя 12 лет во время прощального рейса «Американки» (прозвище марки ЛМ-33) появилась мысль о создании музея, объединяющего сохранившиеся модели городского электрического транспорта. Состав сохранили для будущего музея, со временем появилась и реплика «Брешки».

    В 1980-е годы стала вестись направленная работа по формированию экспозиции музея. В 1997 году был устроен парад ретротрамваев, со временем сотрудники стали реставрировать и троллейбусы. На протяжении длительного времени возможность увидеть раритетный транспорт была только у довольно ограниченного круга специалистов, причем единого музея не было. Трамваи хранились в депо № 7, затем их перевели в депо № 2 (территория современного музея), а троллейбусы были на троллейбусном заводе. Со временем их разместили на одной площадке, и с 2010 года любой желающий может посетить экспозицию раритетного транспорта.

    Цена входного билета в музей:

    • для взрослых — 300 рублей
    • для льготных категорий посетителей — 100 рублей.
    • При желании после экскурсии можно совершить поездку на ретротрамвае по мини-маршруту (на территории трампарка), полный билет стоит 160 рублей, льготный — 100 рублей.

      По выходным в стоимость билета входит экскурсия, она проводится в определенное время — 10:00, 11:30, 14:00 и 16:00.

      С апреля по октябрь есть возможность совершить поездку на раритетном трамвае по музейному маршруту, проходящему через центральные улицы города. Маршрут работает по выходным, старт в 11:00 и 14:00. Стоимость поездки — 200 рублей, дети ростом до 1 метра катаются бесплатно.

      Перед посещением рекомендуется ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музея электротранспорта в Санкт-Петербурге.

      До музея можно доехать на наземном транспорте, ближе всего к нему располагается остановка «Музей городского транспорта». Еще одна остановка рядом — «18-я и 19-я линии (Средний проспект)».

      Если вы добираетесь до музея на метро, то необходимо выйти на станции «Василеостровская». От нее до места можно дойти пешком примерно за 15 минут. Возле метро также есть остановка наземного транспорта, здесь можно пересесть на трамвай № 6, 40, автобус № 6 или маршрутное такси № 30, 44, 120 и доехать до одной из перечисленных выше остановок. От станции метро «Приморская» до музея едут автобус № 6, маршрутное такси № 44, 120.

      Как дойти от станции метро «Василеостровская» до музея

      Кроме того, добраться до места можно, воспользовавшись одним из приложений такси, работающих в Петербурге: Яндекс. Такси, «Таксовичкоф», Gett, Uber, Везет.

      Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге, видео:

      Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга

      Фото музея электротранспорта | Музей на карте | Обсудить музей на форуме

      Адрес музея городского электротранспорта: Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д.77 Телефон: (812) 327-72-24 Открыт: экскурсии проводятся по следующему расписанию: в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00. Выходной: понедельник Стоимость билета: взрослый — 250 руб., льготный — 70 руб. Фото бесплатно. Проезд: пешком от ст. м. Василеостровская, 15 — 20 минут. Маршрутка К249А — 10 минут.


      Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга
      , посвященный истории рельсового транспорта в Петербурге, был основан в 1967 г. на базе одного из старейших трамвайных парков.

      Василеостровский парк, созданный в 1907 году (в 1922 годах переименован в трамвайный парк им. А.П. Леонова), в наши дни закрыт. Музей находится на территории предприятия «Трамвайный парк №3». Вагонное здание является памятником промышленной архитектуры (1906 — 1907 гг., гражданский инженер Л.Б. Горенберг).

      В музее хранится 24 ретро-вагона (из них 18 ходовых и 6 трамваев) постройки 1924 — 1980 гг., демонстрируются макеты конки, разных видов трамваев, паровичкас империалом — открытым вторым этажом. Здесь собраны коллекции трамвайных билетов с дореволюционных времен, проездных документов, кассовых аппаратов и компостеров. Специальный раздел экспозиции посвящен ленинградской блокаде.

      Музей городского электрического транспорта официально работает с 1 июля 2008 года. До этого времени музей существовал на общественных началах и самостоятельного статуса музея не имел.

      До музея можно добраться пешком. Это займет у вас не более 15 минут. Можно доехать — по маршруту К249А.

      Экскурсия в Музее электротранспорта

      Мы попали на экскурсию, начинающуюся в 16.00. У входа в музей уже собрались желающие так же окунуться в атмосферу прошлого и просто познакомиться с представленными экспонатами. Нашу группу, практически без опоздания, провела через проходную, экскурсовод, представившись Марией. Надо сказать, что посещение музея возможно только в сопровождении экскурсовода, либо сотрудника администрации музея.

      Билеты, купленные у экскурсовода, не убирайте далеко в карман, они вам ещё пригодятся.

      Парк представляет собой большой ангар, в котором достаточно прохладно в зимнее время года, поэтому спешить снимать с себя верхнюю одежду не советуем. Так же там вы можете воспользоваться кофе-аппаратом, приятная мелочь, особенно для тех, кто успел замерзнуть. Туалетная комната так же предоставлена для посещения.

      Перед началом экскурсии в музее городского электрического транспорта нас оповещают, о том, что любой желающий может, как прослушать экскурсию, пройдя за экскурсоводом, либо сразу отправляться на самостоятельный просмотр. Наша собравшаяся группа, состоящая из взрослых и детей, следует за экскурсоводом.

      Начало экскурсии проходит в предшественнике электрического трамвая – конке. В конку впрягались лошади, управляемые кучером. Произошло это в 1860 году, инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах Санкт-Петербурга. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом, называемый империалом. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали обычно мальчики-подростки, которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

      Памятник конке в Санкт-Петербурге установлен как раз на Васильевском острове, где и находится сам музей.

      Так, последовательно посещая почти каждый представленный трамвай и троллейбус, нас знакомят со всеми экспонатами. И вот тут вам пригодится ваш входной билет, которым вы может воспользоваться, пробив его на компостере. Любимое, как оказалось, занятие не только среди детей, но и взрослых.

      Во время экскурсии в Музее городского электрического транспорта мы узнаём о любимых моделях трамваев и троллейбусов вагоновожатых и водителей, а так же тех моделях, которые полюбились пассажирам. Таким фаворитом является трамвай, прозванный за своё обилие окошек — аквариумом, в котором было приятно наслаждаться видами города, а окошки на крыше, служили дополнительным источником света. А еще есть трамвай, называемый среди водителей «слоном», за его цвет слоновой кости, крупногабаритные размеры и неповоротливость на дорогах.

      Крылатое, на сегодняшний день, выражение — метр с кепкой — пошло из общественного трамвая. Изначально на входе у задней двери трамвая, а затем у сиденья кондуктора, была установлена метка, по которой измеряли детей. И если рост ребёнка был выше метки (ровно метр), то проезд оплачивался. Дети, вставали на носочки, надевали головные уборы, в общем делали всё возможное для того чтобы казаться выше. Тогда как родители этого не хотели.

      Когда в 70-х годах 20 века на улицах города появился троллейбус, это воспринималось жителями в качестве аттракциона и многие просто катались на них. Бдительные кондуктора, снимали таких пассажиров уже со второго круга, чтобы остальные могли прокатиться.

      Многие из экспонатов музея до настоящего времени на ходу. 16 реставрированных трамвайных вагонов с 1900 по 1989 года эксплуатации. Это — одноэтажная конка, Brush, МС-ПС, ЛМ-ЛП-33, ЛМ-ЛП-47, ЛМ-ЛП-49, ЛМ-57, ЛМ-68, КТМ-5М3. Они используются для юбилейных выездов, а также сдаются в аренду по договорам за оплату, а также для экскурсий.

      Во втором депо размещены четыре реставрированных музейных пассажирских троллейбусных машин. Это ЯТБ-1, ЗИУ-5Г, ЗИУ-9-682Б, МТБ-82Д. О стоимости, которых, вы можете поинтересоваться на месте, либо уточнить по телефону.

      По окончании экскурсии, которая длится 1-1,5 часа, у вас остаётся свободное время. Можно ещё раз всё обойти, посидеть на месте водителя, рассмотреть их форму, кондукторские сумки, кассовые аппараты и компостеры разного периода их работы. Впечатлений получили много. Уходим с пониманием того, что сюда ещё вернемся.

      Достопримечательностью Петербурга стали экскурсии в ретро-вагонах.

      Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге

      В 2008 году в Санкт-Петербурге презентовали современный музей транспорта Спб. Как правило, музей известного городского электротранспорта в Санкт-Петербурге делится на три части. Экспозиции музея состоит из освещающих этапов становления и развития троллейбусного и трамвайного сообщения. В этом месте представлены старые модели троллейбусов и трамваев. Гости могут увидеть различные музейные материалы.

      Открытие первого музея произошло 29 сентября 1967 года. Музей электрического транспорта на Васильевском острове в Санкт-Петербурге расположен на трамвайном складе, построенном в 1906-1908 годах. Музей был основан в 1967 году. Его основное внимание уделяется истории трамвайных и троллейбусных маршрутов в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день коллекция насчитывает 45 восстановленных трамваев и 18 троллейбусов, а также моделей (в том числе моделей конных машин предшествовавших электрическим трамваям).

      В галерее также представлены фотографии, обмундирование, кассовые аппараты и другие произведения, касающиеся работы трамвая. Посетители могут посетить музей в течение часа. На территории проводятся экскурсии как на русском, так и на английском языке. Экскурсию с англоговорящим гидом следует забронировать раньше через интернет. Во время своих визитов посетители могут зайти в каждую машину, если они того пожелают.

      Сегодня здание позволяет следить за развитием общественного транспорта Санкт-Петербурга с начала XX века. Основным преимуществом выставки является ее полная интерактивность, почти все экспонаты представляют собой аутентичные образцы оборудования из разных эпох. Посетители могут рассматривать их, заходить внутрь даже ездить на трамвае или автобусе. Обновление исторических памятников общественного транспорта — основная задача сотрудников музея. Здесь также проводятся важные мероприятия с целью улучшения и развития культуры использования городского электротранспорта (трамваев и троллейбусов) в России.

      В последние годы быстро набирает популярность и среди людей, которые интересуются историей транспортного сообщения. Также роль данного музея значительно растет в культурной жизни: с 2011 года он принял участие в международном мероприятии «Ночь музеев» и в фестивале музейных программ «Детские дни в Петербурге».

      Важно! В музее активно участвуют волонтеры, которые помогают и поддерживают поиск и доставку исторических технологий на Васильевский остров. Все реставрационные и ремонтные работы проводятся на территории музея с 2011 года.

      Немного истории про вагоны

      В 1982 году появился репликар английского вагона Brush (именно они впервые вышли на городские маршруты в 1907 году). Трамвай, ставший одним из первых экспонатов музея, был построен на базе служебного вагона МС-1 1929 года. Впоследствии он использовался как экскурсионный и даже участвовал в киносъемках. Так, его можно увидеть в фильмах «Как стать звездой» (1986 г.), «Собачье сердце» (1988 г.) и других картинах.

      Вторая половина восьмидесятых годов была выделена для создания коллекции трамвайных вагонов. Это произошло по инициативе Андрея Юрьевича Ананьева — главный инженер в трампарке № 7. В сентябре 1997 года был выполнен маршрут Brush (Бреш). Коллекция состояла из трамваев категории ЛВС-86А (первый в России с двигателями переменного тока) и трехсекционный восьмиосный ЛВС-93, которые передали в музей спустя несколько лет.

      Музей горэлектротранспорта в городе Спб функционально разделен на три части. В первой размещены непосредственно экспозиции по истории развития электротранспортного сообщения в городе, организации работы парков и подвижного состава с 1860 года по наши дни. Все это находится на стендах в большом помещении второго этажа здания депо № 2 общей площадью 203 кв. м.

      Важно! Трамвайный парк должны были ликвидировать. Специалисты решили сохранить лишь некоторые фрагменты.

      Вторая часть представляет собой открытую площадку из пяти железнодорожных путей площадью 1015 кв. м, на которых размещены 16 отреставрированных трамвайных вагонов выпуска с 1900 по 1989 годы. Все экспонаты в рабочем состоянии и сдаются руководством музея в аренду для церемониальных и экскурсионных поездок. В депо, кроме того, имеется экспозиция из четырех отреставрированных троллейбусов.

      Как можно заказать экскурсионный тур в музей

      Экскурсии проходят в только по выходным. Гостям предлагают интересные экскурсии, где рассказывают детали о развитии транспортного сообщения в Северной столице. Режим работы: 10:00, 11:30, 14:00 и 16:00. Персональный экскурсовод расскажет об особенностях развития представленной техники.

      Жители Северной столицы могут заказать проведение экскурсии для организованных групп на определенную дату и время. Для этого нужно заранее позвонить по телефону +7 812 321-54-05.

      Важно! Группа посетителей должна состоять из 25 человек. При оформлении заявки, необходимо обсудить с экскурсоводом форму проведения экскурсии (для детей, студентов, пенсионеров).

      Расписание работы музея

      Со среды по воскресенье возможно свободное посещение (кассы закрываются в 16:30), экскурсии проводятся только по выходным. Приобрести билет в петербургский музей в Спб автобусов можно заранее на официальном портале.

      Музей трамваев Спб находится на территории бывшего Василеостровского трамвайного парка (трамвайного парка № 2) и является подразделением СПб ГУП «Горэлектротранс». Здесь можно увидеть ретро трамвайчик и электрический троллейбус (в том числе «первый трамвай», запущенный в Петербурге в 1907 г.). В музее 45 вагонов трамваев и 18 троллейбусов. Некоторые из них находятся на ходу и используются для городских парадов, киносъемок, экскурсий (за дополнительную оплату).

      Обратите внимание! В данный момент часть территории парка занимает единственный в Санкт-Петербурге Музей городского электрического транспорта.

      «Васильевский трамвайный парк» был открыт в сентябре 1907 года. Специалисты разработали специальный проект, чтобы запустить электрический трамвай в Санкт-Петербурге. В 1922 году название «Василеостровский» было изменено на № 2 и имя А.П. Леонова.

      По состоянию на февраль 2018 год музей работает со вторника по воскресенье. Вход в музей на экскурсию городского электротранспорта осуществляется четыре раза в день: в 10:00, 11:30, 14:00 и в 16:00. Чтобы посмотреть стоимость в музей трамвая в Спб, нужно посетить официальный сайт. Обычно цена на 2018 год — 250 рублей для взрослых, 70 руб — для льготных категорий граждан (школьники, студенты дневной формы обучения, пенсионеры, работники ГЭТ), дети до 5 лет — бесплатно. В музее разрешена фотосъемка.

      Контакты для посещения музея в Спб

      Для того чтобы добраться до месторасположения, нужно ознакомиться с информацией.

      Адрес: Средний проспект В.О., 77А, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Россия, 199106

      Время работы: Открывается/Закрывается в 18:00

      Контактный телефон: +7 812 321-54-05

      Билеты можно приобрести онлайн на официальном портале.

      Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге официальный сайт: www.getmuseum.ru

      Многие туристы обычно задаются вопросом, как можно добраться до музея. Самый простой способ: на метро до Василеостровской, дальше на маршрутке К-44, она стоит напротив метро прямо у входа в ресторан McDonalds, или К-30.

      Обратите внимание! Время в пути 5-7 минут, пешком же идти больше минут 20-25.

      Кроме наземного транспорта с площади курсирует маршрутка каждые 30 минут. Стоимость билета составляет около 70 рублей.*

      Полезные сведения для посетителей музея в Санкт-Петербурге

      Полезные услуги для туристов

      Музей электротранспорта в Спб находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

      В завершение следует отметить, что здания Василеостровского трампарка возведены с использованием образцов металлической и железобетонной конструкции. Уникальные три здания имеют свои назначения, то есть их распределили по категориям. Сооружение депо делится пополам на два так называемых «полусарая» поперечной капитальной стеной с 8 проездами. Административные здания, которые располагаются в данном музее, формируют фронт застройки по Среднему проспекту. Они были построены в 1908-1915 годах.

      *Цены актуальны на сентябрь 2018 г.

      Ретро-трамвай — петербургская классика

      22.04.2019. В разделе «Услуги» добавлена информация по экскурсионно-познавательным программам, доступным посетителям музея. —> НОВОСТИ МУЗЕЯ

      Актуальные новости Музея городского электрического транспорта доступны в социальной сети «ВКонтакте».

      Что такое музейный трамвай? Это не просто средство передвижения, это машина времени. Хочешь — любуйся блистательным Петербургом, хочешь — окунись в атмосферу совершенно других эпох, во времена молодости мам и пап, бабушек и дедушек.

      Что можно делать в музейном трамвае? Экскурсии, уроки истории города, выпускные вечера, корпоративные праздники — вот лишь неполный перечень. В музейных вагонах играют свадьбы, отмечают дни рождения. В трамвае можно включить музыку, расставить столы и даже танцевать.

      Что можно увидеть из окна трамвая? Трамвайные рельсы проложены через самое сердце города — мимо Петропавловской крепости, Летнего сада, по самым красивым уголкам Северной столицы. Разводка мостов, первые солнечные лучи на фасадах старинных зданий — всё это можно наблюдать из окна трамвая. А можно уехать в Стрельну — к знаменитому Константиновскому дворцу.

      Почему именно трамвай? Престижный зал или суперсовременный автобус — это хорошо, но банально. Поездка на старом трамвае оставит незабываемые впечатления. Но есть нечто более важное: трамвай — самый петербургский транспорт. Он — такая же часть города, как мосты и дворцы.

      В Музее городского электрического транспорта собраны практически все трамваи и троллейбусы, когда-либо бегавшие по улицам нашего неповторимого города. Все они готовы повезти вас в путешествие по Петербургу на «машине времени». Где-то — по-стариковски неторопливо, а где-то — обгоняя даже машины и автобусы. Из окна трамвая или троллейбуса город воспринимается совсем иначе, будь то жаркий летний день, осеннее межсезонье или прекрасная белая ночь.

      В коллекции музея имеются 8 одиночных трамвайных вагонов, пять двухвагонных составов и 2 трёхсекционных вагона-«длинномера», а также уникальные троллейбусы: ЯТБ-1 1930-х годов выпуска, единственный в мире столь старый экземпляр, «синий троллейбус» МТБ-82Д, машина 1960-х годов — модели ЗиУ-5Г и представитель первого поколения модели ЗиУ-682, бежево-красный ЗиУ-682Б. Подробнее с музейным подвижным составом вы можете ознакомиться в разделах «Трамваи» и «Троллейбусы».

      Экскурсии, дни рождения, свадьбы, фотосессии, съёмки кинофильмов и рекламных роликов… Исторические вагоны уже не раз становились участниками этих событий. Какие мероприятия можно организовать в музее или за его пределами, вы сможете узнать из раздела «Услуги».

      Если вы хотите посетить музей для ознакомления с экспозицией подвижного состава, либо уже готовы заказать трамвай или троллейбус для поездки или, например, фотосессии, добро пожаловать в раздел «Контакты». Специально для вас на сайте опубликованы адрес и режим работы музея, а также координаты для связи со специалистами по заказу ретро-техники.

      Музеи пассажирского транспорта есть во многих городах мира. Сохранением старой техники и элементов транспортной инфраструктуры в первозданном виде увлечены тысячи человек. «Станция пересадки» на сайты, рассказывающие о наших коллегах из других городов и стран — раздел «Ссылки».

      © 2005-2019, редакция сайта «Ретро-трамвай — петербургская классика»

      Дифференцируя по времени

      E-mail: [email protected]

      Музей трамваев в Санкт-Петербурге

      Правильнее было бы начать с названия «Музея городского электротранспорта Санкт-Петербурга», так как экспозиция музея представлена не только трамваями разных эпох, но и троллейбусами. Это была моя вторая попытка попасть в этот музей. Первая не увенчалась успехом, стоило сказать, что хотим сделать несколько фотографий для репортажа в интернет-журнал о городе, как двери оказались закрытыми. Во второй раз был честным и любопытным туристом, поэтому мог снимать вдоволь.

      В Царской России Санкт-Петербург не был первым городом, где появилось трамвайное движение. Например, трамваи в Витебске побежали по улицам города на десяток лет раньше. Причиной отставания был консерватизм и монополия конок на улицах Петербурга, конка появилась в городе в 1860-х годах и была весьма популярным общественным транспортом. Кстати, «Памятник петербургской конке» стоит напротив вестибюля станции метро Василеостровская. Переломили ситуацию энтузиасты, которые запустили первые трамваи по льду Невы в 1895 году, 15 зим выкладывали рельса на лед. Ко времени заката ледяных трамваев регулярное движение электрического трамвая началось по улицам Санкт-Петербурга, в открылись первые маршруты.

      Первый музейный экспонат встречает туристов у входа на территорию бывшего депо. Памятник первому в Петербурге трамвайному вагону «Brush» установили в 2007 году, в честь 100-летия петербургского трамвая. Вагон-памятник Brush №1031 был построен на основе старого грузового вагона. МБ «Моторный Бреш» бегали по улицам Петербурга до середины 30-х годов, на заре развития электрического транспорта было завезено 190 вагонов. Вагоны имели металлическую раму, кузов выполнен был из дерева, недостатком был большой вес и быстрый выход из строя. Уже в середине 20-х годов, вагоны переделывали в прицепные ПБф. Вместимостью первые трамваи не могли похвастаться, всего 24 сидячих места и 60 стоячих.

      К сожалению, настоящих вагонов Brush не сохранилось. Вагон МБ с бортовым номером 1028 и 1031 — реплики, воссозданные по старинным чертежам в 80-х годах. Это не мешает трамваем быть популярными ретро-иконами, 1028 часто снимается в кино и участвует в экскурсиях. Первые вагоны, прибывшие в Россию, имели разграничивающую перегородку в салоне, ей делили места на классы. От этого быстро отказались. Полы с деревянными рейками — это русское изобретение против грязи и снега, заносимых в салон на валенках и сапогах.

      «Вход и выход во время движения воспрещен» — предупреждение появилось на транспорте, так как на скорости 30 км/ч не безопасно производить посадку и высадку.

      Боролись с привычкой, оставшейся от конки как могли, например, дверцы, открывающиеся только с внутренней стороны.

      На экскурсию ходил летом, а в первых петербургских вагонах было довольно прохладно. Люди брали с собой из дома нагретый кирпич и ехали в обнимку. Вагоновожатые могли употреблять алкоголь, медицинский контроль в трамвайных парках появился в последнюю очередь среди другого общественного транспорта.

      В первых выпусках вагонов управляли транспортом стоя.

      Музейный трамвай МСП-3 с №2384 1932 года постройки — первый советский стальной трамвайныйвагон. Вагоны МС выпускались в 1927-1933 годах на заводе «Красный путиловец», который позже стал Кировским.

      Вагоны типа МС стали основным транспортом в блокадном Ленинграде. 15 апреля 1942 года день выхода трамваев на службу осажденному городу, в эту дату устраивают памятные выезды трамваев. Этот тип трамваев проработал до начала 60-х годов. Вагоны серии МС-1 были моторными, а серия МС-2, МС-3 и МС-4 использовались прицепные, им добавляли индекс МСП.

      Как близорукому человеку не терпится рассказать про цветовую схему маркировки маршрутов, меня сильно зацепила эта тема. Трамвайному маршруту присваивали цифровой номер и цветовой код, сочетание нескольких ламп над кабиной водителя. Для обозначения маршрутов использовали пять цветов: белый, желтый, зеленый, красный и синий. Комбинация определяла номер, пассажиры в любую погоду: дождь, туман, метель могли безошибочно определить какой маршрут подходит. Использование софитов для цветовой нумерации маршрутов ушло во время перестройки.

      Еще одна легенда советского времени — трамвай ЛМ-33 №4275 он же «Американка», дизайн и конструкцию советские инженеры в 30-х годах перенимали в США. На маршрутах Ленинграда трамвай проработал более 40 лет. Вагоновожатые могли управлять в американках сидя.

      Бесплатный проезд всем, кто ниже 1 метра. Отсюда пошло выражение «метр с кепкой». Дети могли себя почувствовать взрослыми, так как им приходилось покупать билет.

      «Слон» — трамвай ЛМ-47 №3521 образца 1947 года, цельнометалические вагоны, построенные на тележках от разрушенных во время войны «американок».

      Есть один экспонат в музее, который с легкостью задаст новогоднее настроение городу — трамвай «Стиляга». Трамвай ЛМ-57 №5148 украшен гирляндами. В разработке дизайна этого трамвая участвовали студенты Мухинского училища. Главное нововведение модели — впервые появилась система отопления.

      В музее можно увидеть трамвай ЛМ-57 5733 с башней, это вагон-лаборатория, с него открывается вид на всю экспозицию.

      Увидели трамвай «Аквариум» ЛМ-68 №6249, из-за больших панорамных окон и остекления крыши трамваи прозвали «аквариумами». «Аквариум» — стало плохим прозвищем, уплотнительные резинки на крыше изнашивались и вода попадала в салон, капал на пассажиров.

      Ленинград был занесен в Книгу рекордов Гиннесса — как город с самой протяженной трамвайной сетью. В 2000-х годах он утратил этот статус, из-за демонтажа многих путей. В Ленинграде существовал еще один рекорд из книги Гиннесса, связанный с трамваями, — экспериментальный трехсекционный ЛВС-89 №3076, построенный в 1989 году. Это был самый длинный трамвай, который вмещал до 400 пассажиров при 50 посадочных местах. В Риге пустили в действие современные многосекционные трамваи с такой же вместимостью. Трамвай ЛВС-89 остался опытным вариантом , эксплуатировали с 1990 по 2006 год.

      В музее электротранспорта есть три троллейбуса ЯТБ-1 №44, выпускавшегося на Ярославском автомобильном заводе. МТБ-82Д №226 — «синий троллейбус» из песни Окуджавы, который выпускали на подмосковном авиационном заводе №82 в Тушино. Еще один троллейбус ЗиУ-5Г №143, выпускались на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области.

      Конечно, в музее представлены компостеры разных эпох. Рассказывают про систему оплаты в разные годы советской власти. Такие вещи нужно попробовать руками, для кого-то это будет их разряда вспомнить, для кого-то окунуться в историю электрического транспорта.

      Давайте любить трамваи, они классные. Несмотря, на закрытие Трамвайного парка №2 на Васильевском острове, откуда в 1907 году отправился первый коммерческий сухопутный трамвай в Санкт-Петербурге, это место продолжает хранить историю и помогать развитию электрического транспорта в городе. Для тех, кто не знает, подскажу адрес: Средний проспект Васильевского острова, дом 77. Стоимость билетов летом была 250 рублей. Must see!

      Читайте так же:  Садиба музей