Легенда о белом озере беларусь

Топ-5 легенд о белорусских озёрах

Вода в представлениях далёких предков белорусов была средой таинственной, если не сказать – враждебной человеку. Поэтому ничего удивительного, что существование в самом центре водной глади земли, «выстоявшей» в сражении двух стихий, обрастало легендами и мифологическими представлениями.

В пятёрку самых таинственных, безусловно, входит Освейское озеро. Когда-то здесь жили фино-угорские племена, которые рассматривали это озеро как самостоятельный, или, как мы бы сегодня назвали, параллельный мир. По легендам, сохранившимся с тех времён, в озере жили обитатели, очень похожие на людей, однако куда более могущественные. Они могли порадовать «землян» сокровищами, но тем, кто, ведомый алчностью, отправлялся в дорогу на поиски золота, назад путь был заказан. Даже рыбаки, которые и сегодня ловят в этом озере рыбу и раков, строго соблюдают многочисленные ритуалы подготовки к каждому выходу. А те, кто упустил что-то из ритуалов, не ловят дважды на одном месте. Так сказать, во избежание эксцессов.

Недалеко от Браслава (а этот край богат на озёра, недаром же и этнографы называют его Поозерье) есть озеро Струста. С ним у местных жителей связано немало легенд, наиболее яркая из которых гласит, что когда-то уровень воды здесь понизится настолько, что станет виден валун, который сейчас якобы находится на самом дне. И как только он поднимется над поверхностью озера, начнутся мощные грозы, и молнии будут бить именно в него, и вода закипит, а потом и вовсе исчезнет. И превратится весь край в безжизненную пустыню.

Предсказания апокалипсиса достаточно характерны для всех культур мира, и белорусы – не исключение. Отчасти именно поэтому осушению болотистых участков в окрестностях Браслава местные жители отнюдь не способствовали. Ещё бы, когда такие перспективы!

Сегодня на озере имеются семь островов различного размера, многие из которых совсем «молодые».

Это озеро также находится в непосредственной близости от Браслава. Местные жители здесь издревле занимались главным образом ремёслами, связанными с добычей рыбы и раков. Свежайшую, только что выловленную, рыбу отправляли как на ближайшие базары, так и вполне себе достойным заказчикам, в том числе, в аристократические имения. Легенды гласят, что местную рыбу отправляли «даже Радзивиллам», некоронованным королям Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

А о происхождении озера говорят так. Жила в пуще семья охотника. И в один из годов весна удалась очень голодной. Добычи не было, и люди голодали. Особенно страдали дети. В один из дней отец-охотник отправился в лес, и пропал. Тогда старший сын обратился за помощью к высшим силам, и неподалёку от сторожки земля провалилась, и провал наполнился водой, а вода даже забурлила от множества рыбы. Семья сумела выжить, только пропитание уже стала добывать иначе – рыбной ловлей.

В Национальном парке «Нарочанский» в тройку самых крупных озёр входит озеро Мядель, которое находится неподалёку от одноименного города. Собственно, город изначально располагался на одном из островов на этом озере, и лишь после большого пожара уцелевшие жители перенесли поселение на берег.

Про озеро рассказывают немало романтических легенд, среди которых особо выделяется та, что рассказывает о том, самом первом, островном замке. Первые поселенцы якобы получили предсказание о том, что поддерживать контакты с миром для них смертельно опасно. И длительное время поселение было достаточно замкнутым. Однако позднее здесь появился замок, и светская жизнь в нём закипела со всей интенсивностью. Предсказание сбылось: именно общение с широким кругом людей привело к эпидемии чумы. В попытках преодолеть болезнь в замке начался пожар, который уже почти некому было тушить.

Это живописное озеро – одно из множества чудесных озёр Браславщины. С ним связано множество легенд, причём начиная от момента образования – и, согласно древнему преданию, образовалось оно из зеркала красавицы, которую злобный властитель хотел против воли взять в жёны. Девушка отказалась, и тогда самолюбивый князь пошёл на замок, где она жила с родителями, с несметным войском. Помогло якобы старое зеркало, которое хранилось в замке: когда девушка бросила его в сторону преследователя из башни, вокруг замка разлилось озеро, а неприятель вместе со своими рыцарями оказался погребён в его пучине.

Эта легенда интересна тем, что в ней можно встретить и отсылки на библейскую историю исхода из Египта, и историю о полоцкой княжне Рагнеде, только со счастливым концом.

К слову, остров на озере действительно есть, и называется он – Монастырь. На нём на протяжении нескольких веков действительно существовали монастыри – униатский (греко-католический), православный. И именно здесь долгое время хранилась чудодейственная икона Богоматери Браславской, Королевы озёр, поклониться которой паломники отправляются и сегодня, – но теперь уже в Браслав.

Большинство белорусских озёр могут похвастаться своими легендами и преданиями. Для местных жителей эти легенды – часть их повседневности, а для туристов – удивительная «приправа» живописнейших мест, полюбоваться на которые стоит хотя бы однажды. Чтобы непременно вернуться снова.

Проект » Легенды Белого озера»

от проекта «Инфоурок»

На стыки XIX-XX веков в губернском центре произошло несколько исключительно важных событий, коренным образом, повлиявшим на его развитие. Был открыт первый за Уралом университет, а затем технологический институт, проведена железная дорога. Вопреки расчетам отцов города, земли под застройку охотнее всего стали брать не в северо — восточной части Томска, а в юго — западной, южной. Активно застраивались Солдатская слобода, улицы Тверская, Киевская, Бульварная и другие, находящиеся рядом. Северо- восточная же часть, где были кладбище, тюрьма, Белое озеро, начала быстро терять престижность. Жители прилегавших к озеру домов пользовались им весьма своеобразно: стирали и полоскали в нем бельё, поили и купали лошадей, берега превратились в выпасы для скота. Разносились оркестр ржание, мычание, хрюканье, кудахтанье. Вода по кромке зацвела, подернулась ряской, от нее шел дурной запах. Нужно было иметь богатую фантазию, чтобы увидеть в озере городскую достопримечательность.

Никого не удивило, когда в 1907 году гласный городской думы А.К. Завитков обратился в городскую управу с предложением Белое озеро. засыпать. Дума рассмотрела вопрос, поднятый гласным Завитковым. Озеро, скорей всего, засыпали бы. Только отсутствие свободных денег в городской казне спасло его от уничтожения. Дума ограничилась тем, что вынесла постановлении, запрещавшее стирку и полоскание белья в озере, использование берега под выпас домашних животных. Не разрешалось зимой проезжать по льду на лошадях, устраивать для них стоянки, так как весной весь навоз оседал на дне. Белое озеро слегка благоустроили: обнесли деревянным забором, высадили вокруг деревья и кустарники. Но как шло, так и ехало. Жители на решение властей внимание не обращали, по — прежнему использовали водоем для своих бытовых нужд. А зеленые насаждения с охотой пожирал и вытаптывал скот. Видя это, дума, спустя несколько лет приняла новое запрещающее решение. При последовавших в дальнейшем в стране событиях — война с Германией, революции, гражданская война — о Белом озере надолго забыли. Вспомнили уже в конце 20-х годов. » По просьбе трудящихся» Белое озеро стали облагораживать. Его вычистили от бытового мусора, обнесли чугуннойоградой, отлитой на Сталинском металлургическом комбинате, поставили красивые ворота. Это место стало любимым томичами парком культуры с аттракционами, магазинчиками, чайными, летним кинотеатром, танцплощадкой. В центре озера устроили фонтан. Вокруг чащи поставили множество памятников деятелям коммунистической партии и государства, героям гражданской войны.

Во время Великой Отечественной войны прилегавший к Белому озеру район стал местом расположения нескольких крупных промышленных предприятий, эвакуированных из европейской части страны. Промышленные предприятия использовали озеро для своих нужд. Сам водоем и парковая зона вокруг него стали неким вспомогательным цехом для заводов. Деревья вырубились, воду выкачивали так, что подземные ключи порой не успевали пополнять вместительную чащу.

После окончания войны озеро выглядело запущенным. Правда его быстро привели в порядок. На танцплощадке снова звучала музыка, опять забил фонтан, появились новые зеленые насаждения. Там с удовольствием рыбачили, катались на лодках.

Снова приходить в упадок, терять популярность у томичей оно стало в 70-х годах. Пагубно сказалось соседство с «Сибкабелем», постарались и жители окрестных улиц, сбрасывавшие в воду бытовые отходы. Спасти, возродить озеро взялся тот же «Сибкабель». Воду из него выкачали, очистили от грязи и промышленно — бытовых отходов. Родники на время работ забетонировали. Но когда дело было, сделано и их открыли, вода не пошла. Родники умерли. В красиво оформленную чащу озера пришлось закачивать воду. Так делается и до сих пор. Белое озеро практически превратилось в пруд. Тем не менее оно по — прежнему остается любимым местом отдыха горожан.

Сорочанские озера

Давным-давно это было. Пригласил воробей сороку на свидание с предложением о женитьбе. Обрадовалась сорока, перья причесала, принарядилась и полетела к любимому. Но по дороге застала ее гроза с проливным дождем. Не хотела сорока возвращаться и полетела в дождь, махая что есть сил намокающими крыльями. А чтобы было легче лететь, стала сбрасывать с пушистого хвоста намокшие перья. Прилетев на место встречи к старому дубу, сорока не застала своего женишка, нашла лишь записочку, где было написано: “Настоящие воробьи на сороках не женятся”. Расплакалась сорока и наплакала по воробью целое озеро, которое поныне так и называется — Воробьи. А там, где сорока роняла намокшие перья, родились остальные озера. С тех пор хвост у сороки совсем худенький, а озера эти стали называться Сорочанскими, с одной вытекающей из них речкой — Сорочанкой.

Озеро Мястро

С возникновением названия озера «МЯСТРО» связана следующая легенда. Когда-то на берегу озера жил кузнец, мастер на все руки. Один из путешественников на доске вырезал слово «стремя» и прикрепил к мастерской кузнеца. Однажды молодая и богатая девушка увидела молодого кузнеца и влюбилась. Она предложила ему переехать в свой замок. Но сразу после её отъезда кузнец собрал свои вещи в повозку и уехал. Разгневанная богачка приказала разрушить кузницу и дом непослушного человека, а один из слуг разломал вывеску «стремя» и бросил её в воду. Дощечки от вывески приплыли к берегам д.Гирины. Жители деревни сложили части, перепутав их. Получилось «Мястрэ». Так стали называть озеро. Это легенда, а на самом деле многие названия поселений, озёр в районе имеют балтские корни, поэтому не исключено, что Мястро – это «място» – поселение, город.

Озеро Нарочь

Об озере НАРОЧЬ сохранилось множество легенд. Одна из них рассказывает о том, что давным-давно озёр здесь не было, а стоял густой дремучий лес. В лесу в избушке жил лесник со своей красавицей дочерью. Многие приезжали к ней свататься, но она любила смелого и сильного юношу, который к тому же был мастером на все руки. Однажды юноша подарил своей возлюбленной зеркальце и сказал: “Береги его, оно волшебное и отлито из родниковых песчинок, в нём ты увидишь свою судьбу.” Когда девушка заглянула в зеркальце, то увидела озеро цвета неба и чайку, одиноко парящую над волнами, но она ничего не поняла из этого видения. Однажды богатый помещик охотился в тех местах, увидел красавицу Галину и приказал своим слугам доставить её в его замок. Возлюбленный поспешил на помощь. Убив ненавистного барина, молодые собрались бежать, но проснулась стража, и юноша, приказав Галине спрятаться, увёл погоню. Долго ждала девушка своего жениха, но так и не дождалась. Вспомнив о зеркальце, она заглянула в него и увидела лежащего на земле юношу. В отчаянии уронила девушка зеркальце и там, где упали серебристые осколки, засверкали озёра: из самого большого образовалось озеро Нарочь, сама же девушка превратилась в чайку, которая до сих пор кружит над водой и зовёт своего любимого.

Другая легенда гласит, что не было Нарочи здесь, не было Баторино и Мястро. Не было этих белокурых прибрежных берез, крика чаек и выбеленных столетиями облаков. Была только гиблая, черная земля, как и ее ограбленная судьба. И жила на этой земле некрасивая, как и сама земля, девушка Аленка. Но душой была Аленка светлее за самый белый день – столько неприметного великолепия таилось в ней. Радовались доброте девушки простые люди, не раз сушила она слезы их горьких несчастий. И всем сердцем полюбил некрасивую девушку юноша-красавец. Только среди людей были и злые люди. Они укоряли, поучали его: «Не нужно иметь глаз, чтобы видеть, какая неприятная твоя избранница». Захлестнуло страданием, тоской раненое сердце. До рассветных зорь парень носил по земле черную печаль, и она лилась из сердца скорбной, тоскливой песней. И столько неподдельного чувства было в ее простых словах, столько желания наделить красотой весь мир! Не могла песня не тронуть сердце доброго волшебника. И он, расчувствовавшись ею до слез, решил помочь беде юноши: подарил ему волшебное зеркальце. Посмотрелась в зеркало Аленка – красавицей стала. Посветлело на черной земле от ее чудной красоты. В свидетели их счастья созывал юноша всех добрых людей. Впервые его сердце пело о счастье. Однако недолгим было оно. Прослышал про чудо князь из дворца. Завистью засветились хитрые глаза, когда красавица переступила княжеский порог. Это сокровище за все мое дороже, — только и сказал князь. Влюбленных разлучили. Проклиная свою красоту, жестоко наказала во дворце князя волшебное зеркальце девушка: разбила его, и в шумном радостном гомоне прыснуло оно мелкими осколками-брызгами. И там, где упали осколки, мгновенно появился родник, забился успешно и бурно. Под волнами, прозрачными и светлыми, как сама любовь, прятал он княжеский дворец. А когда пенные волны успокоились, очам людей открылось чудо: раскинулось перед ними огромное лазурное озеро. И те, кто смотрелся в него, хорошели душой и сердцем. А Нарочь – значит, нареченная парня, говорят люди. В каждой сказке красота и любовь, любовь и трагедия…

Третья легенда рассказывает, что давным-давно в этих чудесных живописных местах жили трудолюбивые, открытые душой и сердцем, люди. Бережно и с любовью относились к лесам, озёрам, лугам и полям, как к своей родной матери, которая их выпестовала и взрастила. Понимали язык птиц и зверей, шелест листьев и трав, плеск озёрных волн. В этом Богом бережёном крае, на опушке густого леса, стояла деревенька, в которой жила девушка-красавица, будто бы рождённая солнцем. Имя её было Нара. Многие засматривались на неё, да только сердце Нары было отдано единственному любимому человеку – Рочу. Рочь – парень высокий, стройный, сильный, трудолюбивый. Бог наделил его доброй, светлой душой и волшебным даром мастерить предметы, обладающие чудодейственной силой. Очень он любил свою Нару, дня не мог прожить без неё. Сильно хотелось Рочу сделать любимой какой-нибудь необычный чудесный подарок. Где бы он не был: в лесу, на недалёкой речушке, в поле – отовсюду приносил домой волшебные капельки росы и родниковые песчинки, которые светились первыми лучиками солнца, переливались цветами радуги, лунным отблеском реки. И когда капелек-песчинок собралось много, Рочь отлил из них прекрасное зеркальце, которое стало обладать чудодейственной силой – могло предсказывать судьбу человека. Однажды, на волшебную купальскую ночь подарил Рочь своей любимой Наре это чудесное зеркальце, сказав: « Береги его, оно волшебное, в нём ты можешь увидеть то, что ждёт тебя впереди!» Посмотрев в него, девушка увидела большое озеро цвета голубого неба и одиноко парящую чайку над ним, но ничего не поняла из этого видения. Закончилась дивная Купальская ночь, молодые парни и девушки расходились по домам и в это время откуда ни возьмись появился на берегу озера страшный Змей. Из чужих краёв приползло чудо гадкое, страшилище рогатое. Понравилось ему озеро волшебное в янтарных берегах и поселился он в нём. Почернело озеро, высохли леса на берегах его, даже солнышко не появлялось из-за чёрных облаков. Стало сумрачно, неуютно, страшно в этих краях. С того времени начали пропадать местные красавицы: певуньи, танцорки, мастерицы лучшие. Пойдёт к озеру какая-нибудь, назад не возвращается. Во многие дома пришла беда. Пошли слухи, что Змей водяной, которого прозвали Горебедом, девушек забирает к себе в озеро на забаву. Один раз в году, в летнюю купальскую ночь, когда полнолунье заливает озеро серебряным светом, Змей выпускает своих невольниц до восхода солнца. И водят они хороводы, ткут-вышивают, играют на дудочках, да песни грустные поют. И так тоскливо-жалостливо выводят они мелодию своими нежными голосами, что люди, не смотря на страшного Змея, всё равно приходят в купальскую ночь к озеру, чтобы послушать их хрустальное пение. Пришла и Нара с подружками послушать чудесное пение. Заслушались и не заметили, как Змей вышел из воды и подкрался к девушкам; схватил самую красивую из них – Нару – и в воду. Узнал Рочь про горе страшное, бросился к озеру, да ничего не мог сделать: озеро глубокое, где находится пещера Змея – не знает. Тогда смастерил он себе гусли волшебные, со струнами звонкими; стал играть так, что земля сотрясалась, поднимались большие волны, озеро выходило из берегов. Не стало нигде покоя от этих звуков Змею Горебеду. И вышло чудище из воды, и крикнул Рочь:

Читайте так же:  Озеро на ботанике

— Верни мне мою невесту, Нару возлюбленную, а сам убирайся из этих мест!

— Если хочешь получить Нару обратно, ты должен отдать мне свои волшебные гусли и стать таким же как я!

— Я должен стать Змеем?!

— Да! Ты примешь мой облик, а я стану человеком, и буду жить на земле, среди людей: буду продолжать нести зло и горе в этот мир.

Рочь сделал вид, что согласился на это. Змей отпустил Нару и потребовал у Роча отдать ему гусли. Но в последний момент юноша смог ударить по струнам с неистовой силой. От пронзительных звуков Горебед упал бездыханным. И всё же проклятие чудища успело свершиться: Рочь превратился в Змея, но душа его осталась прежней: доброй и отзывчивой. Он не губил людей, а помогал им. Однажды зимой несколько рыбаков провалились под лёд, никто не мог им помочь. Их крики о помощи услышал Рочь. Он выгреб на берегу две горсти земли и насыпал в озеро, на этом чудодейственном песчаном острове и спаслись рыбаки. С тех пор в народе стали называть Роча Добродаром. Нара не смогла пережить разлуки с любимым. Долго плакала она, глядя на подарок Роча – волшебное зеркальце, вспоминала нежные встречи и добрые, немножко грустные, глаза своего возлюбленного. Выпало волшебное зеркальце из обессиленных рук, брызнуло оно мелкими осколками – лучиками. И там, где упали осколки, мгновенно забили бурливые родники-кринички, наполняя озёра светлой и прозрачной, как сама любовь Нары и Роча, водой. А девушка превратилась в белокрылую чайку, которая до сих пор летает над озёрами, плачет безутешно и зовёт своего любимого… Имена влюблённых, слившись воедино, дали название озеру Нарочь, на берегах которого когда-то юные Нара и Рочь праздновали Купалье. Невдалеке от озера Нарочь расположилось живописное озерцо Знак, которое образовалось на месте, где Змей Добродар брал землю. А там, где эта земля легла, появился остров – Остров Змея Добродара.

Голубые озера

Жили в живописных местах несколько семей, дружно жили, в гости ходили один к одному. Жил среди этих людей высокий красивый человек-богатырь. Он сам себе построил дом. Люди все его очень уважали, потому что он привозил на ярмарку хмельной напиток, который был сделан из ячменя. Выпьешь глиняный кувшин такого напитка, и весело становится тебе. Все начинают петь: «Ячменек, Ячменек, какой веселый денек!». Так и назвали этого человека Ячменек.

И вот однажды на ярмарке люди, выпив хмельного напитка, танцевали. Один мужчина невзначай наступил своей соседке на ногу, попросил прощения, но она ответила: «Балда, ты балдук! Отпусти меня!» А мужчина, чтобы не остаться в долгу, ответил: «Если я Балда или Балдук, то ты Балдучица, злая волчица!». И начали они ссориться между собой, стали врагами, разъехались, отгородились один от другого. Начали копать пруды, а землю ссыпать в одно место, чтобы был холм, чтобы на нем поставить укрепленную усадьбу.

Балда-Балдук выкопал глубокий водоем и, плавая в нем, с удовольствием наблюдал за окружающим миром. И у Балдуцицы появилось желание, чтобы не отстать от соседа, выкопать водоем, а рядом холм с домом.

Ячменек тоже захотел водоем, но так как он имел мало силы, водоем у него получился небольшой и имел форму зернышка ячменя. Так как территория у него была маленькая, то он решил заказать мечи, чтобы защищаться от нежданных врагов. Идя домой, он положил мечи на берегу водоема. И тут вдруг налетел шальной ветер, поднял волны, которые потянули с собой в пучину мечи. И тут произошло чудо: мечи сразу превратились в водное растение, которое назвали меч-травой. Это растение больше нигде не встречается.

И Балда-Балдук захотел иметь два поселения. И позвал он себе на помощь нечистую силу. Все время кричал ей: «Глубже, глубже копайте, чтобы был холм побольше». Очень быстро вода заполнила яму, и озеро назвали Глубля. Балдучица также выкопала озеро, но поменьше и очень красивое, и назвали его Глубелька. Она отдыхала и радовалась жизни. Балдук, увидев это, закипел от злости, взял огромный лук и начал пускать стрелы на холм Балдучицы, которые, войдя в землю, мгновенно приживались и начинали расти, зеленеть. От удивления и гнева потекли у Балдука горькие слезы и затопили одну небольшую впадину. Образовалось озерцо. Оно было мертвое, потому что слезы Балдука были не просто от злости, это были слезы гнева, отчаяния, жестокости. Из этого озера птицы не пили воду, растений и рыбы там тоже не было. Это было страшное озеро.

А соседи не переставали воевать. Балдучица на зависть соседу хотела сделать свои озера лучшими и ночью носила в озера известковые камни, крошила их и посыпала дно. И вот, проснувшись рано, Балдук увидел чудо: озера соседки были голубыми. У него таких озер не было. Ему стало грустно и решил Балдук помириться с соседкой. Пошел к ней, а Балдучица и рада была этому, потому что ей одной также стало скучно и неинтересно. Она сказала: «Прости меня, сосед, я виновата, потому что ты попросил у меня прощения, а я ответила тебе плохим словом». Обнявшись, они плакали, у них текли слезы воспоминаний о потерянном времени и радости встречи. И от этих слез образовалась река Страча.

В честь примирения решили Балдук и Балдучица выкопать еще одно озеро, самое красивое. Назвали его Болтиком.

Вы можете оставить свой комментарий только после авторизации.

Это озеро — одна из жемчужин в озерном ожерелье Прибугского края, любимое место отдыха жителей Брестской области, ближнего и дальнего зарубежья.

Располагается оно неподалеку от Бреста (29 км), но основной ориентир — деревня Рогозна — всего в 3-4 км от озера. Территорию его окружает равнинная, кое-где болотистая, а в основном поросшая густым смешанным лесом местность. Широкая пойма, заливной луг, возвышенные берега, с которых далеко просматривается водная гладь — это все черты озера Рогознянское.

Мелководье, пригодное для купания, илистое или песчаное. Наибольшие глубины находятся в центральной части озера и составляют примерно 5,8 м. Средняя глубина — около 2 м.

На юго-западе озеро каналом соединено с озером Белое, с системой мелиоративных каналов и рекой Западный Буг. В озере обитают разные виды рыб, типичные для этой природной зоны. Любительское рыболовство является платным.

Читайте так же:  Банное озеро емеля

Неподалеку от озера расположен санаторий «Берестье». На северо-запад — агроусадьба «Медовая поляна» (туристам она может быть интересна экскурсиями, организацией рыбалки, фотоохоты, сбора грибов и ягод, пасекой, прокатом катамаранов).

Сравнительно небольшое, Рогознянское озеро очень гостеприимно встречает всех, предлагая каждому отдых сообразно интересам. Санатории, охота, рыбалка, спортивное ориентирование, естественное оздоровление, самые живописные пейзажи белорусского края, чистый воздух — все предоставляет естественная здешняя среда.

Казалось бы, сказано все. Что может быть лучше и интереснее уже упомянутых достоинств Рогознянского озера? Но нет, следует еще добавить лирики, тем более что она не надумана, а живет вместе с озером, характеризуя его, как и все, перечисленное выше.

Народ издавна населял в своем фольклоре озера всякими языческими существами. И действительно, поди узнай, что скрывает эта стоячая вода посреди леса! Не обманчиво ли спокойствие водной глади водоема?

Не является исключением и Рогознянское озеро. Легенда говорит:

Жили на Белом и Рогознянском озерах лесники — один на одном озере, другой на другом. У лесника с Рогознянского озера было два сына, славные молодцы, дружные братья. У другого лесника была дочь, которая из красивой девочки превратилась в прекрасную девушку: и собой привлекательную, и нрава кроткого и доброго. Так случилось, что войдя в возраст, почувствовали влечение друг к другу девушка с Белого озера и старший из братьев. Но потом она встретила младшего и он ей тоже понравился. Произошли встречи и с тем, и с другим. Девушка, совестливая и справедливая, тяготилась такой неоднозначной ситуацией. Не желая никого обманывать, однажды она назначила свидание обоим братьям одновременно, чтобы встретиться и все разрешить. Но на встречу опоздала, а братья, увидев друг друга на месте свидания, все поняли. В негодовании старший брат выхватил нож и поразил младшего прямо в грудь, а потом и себя убил тем же ножом. Невыносимо ему было осознать содеянное.

Девушка, придя, увидела печальную картину и в горе бросилась в воды озера. Но не приняло ее озеро как утопленницу, а приняло как русалку. А на месте гибели братьев выросло по дубу. Каждый год выходит русалка в день их смерти из глуби вод, подходит к дубам, льет запоздалые слезы.

Больше 400 лет назад было это, но поэзия повествования еще жива в пересказе местных жителей, в таинственной сени деревьев в лесу, в глубине спокойных вод.

Забытая история монастырского скита на Белом озере

Каждое место имеет свою историю. Правда, часто случается так, что со временем прошлое стирается из памяти людей. Так, например, произошло и с Белым озером, расположенным недалеко от Бреста. Прошлое его почти забыто. А ведь озеро хранит интересные события минувших лет. И чтобы история Белого озера не стала легендой, нужно её рассказать.

Белое озеро – притягивающий уголок Прибужья. Удивительная природа, чистый воздух, расположение рядом озер: Белого, соединяющегося каналом с Чёрным, Тайного, Рогозянского, Меднянского. Эти места всегда привлекали отдыхающих, любителей рыбалки, ягод и грибов.

По нраву этот живописный уголок пришёлся когда-то и монахам Яблочинского Свято-Онуфриевского мужского монастыря, который находится в пяти километрах от Белого озера на правом берегу Буга, на окраине деревни Яблечна в нынешней Польше. Именно Белое стало любимым местом монахов. Здесь они не только удили рыбу, но также проводили время в уединении. И со временем на берегу озера появился скит.

Знаковый снимок

Первым, кому пришла мысль возвести скит на берегу Белого озера, был настоятель Яблочинского монастыря архимандрит Герман, впоследствии – викарный епископ Люблинский. Архимандрит любил часто приезжать на озеро. Бывал он здесь и с будущим патриархом Сергием Строгородским. Они одновременно принимали постриг в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских и были дружны. Но, увы, задуманному не суждено было осуществиться. Жизнь архимандрита Германа оборвалась неожиданно в 1903 году. Мысль о ските у обители отошла на второй план – в монастыре попросту не было средств на устройство скита. Сложно сказать, как бы складывались обстоятельства дальше, если бы не случай. В 1906-м кто-то сделал фотоснимок берега озера, где любили бывать монахи, и именно в этом месте отчётливо проявилось изображение храма. Мысль об устройстве скита у братии снова появилась. На благодатном месте в 1907 году заложили первый камень Белоозёрского скита, но из-за отсутствия средств строительство пришлось приостановить.

30 января 1909 года стал памятным днём в жизни обители и решающим моментом в дальнейшей судьбе скита. На сосне, которая росла недалеко от того места, возникло сияние трёх икон – строительство скита возобновляется архимандритом Серафимом на средства некоего благотворителя из Москвы. В октябре того же года в скиту прошло освящение церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских. Источники гласят: «С того же дня в небольшом домике при церкви, а также в кельях под церковью поселилась братия из девяти монахов-отшельников с иеромонахом Феодоритом во главе…» С 1913 года в скиту стали жить монахи с горы Афон. «Они стали примерами строгой аскетической жизни и пламенной любви к молитве». В скиту находились настоятельский и трапезный корпуса, школа и служебные постройки.

Святой Онуфрий
Не случайно и появление самого Яблочинского мужского монастыря. Вот о чём повествует придание. Когда-то рыбакам, удившим рыбу в Буге, явился святой Онуфрий Великий и предсказал, на каком месте будут славить его имя. Позже рыбаки нашли в реке икону святого Онуфрия. Они и стали первыми монахами монастыря. События эти предположительно происходили в начале 15 века. Собственную историю монастырь ведёт с 1498 года.

Именно тогда уже действующему монастырю жителями Бреста подарено Евангелие. Поскольку других документов не нашлось, этот год и взяли за основание храма. Правда, есть и другая версия: годом основания некоторые историки считают 1151 год. Этот год указан на иконе Божией Матери, которая находится в Яблочинском монастыре.

Он вошёл в историю как единственный монастырь, сохранивший православную веру. Храм вёл активную жизнь. В обители находилась школа, в которой проводили курсы для учителей Закона Божьего. При нём открыли ремесленную школу-интернат для мальчиков, где обучались шитью, ремонту обуви, кузнечному, слесарскому и столярному делу. Имела большую популярность и фермерская школа в деревне Дубица. Здесь получали знания по пчеловодству, садоводству, животноводству и другим сельскохозяйственным отраслям. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. Монастырское миссионерство выходило далеко за рамки храма. Скит стал местом тишины и уединения. Но его существование, к сожалению, было недолгим…

С началом Первой мировой изменилась жизнь не только монастыря, но и скита. Монахам с церковной утварью пришлось эвакуироваться в Москву. Насельник скита иеросхимонах Феофан (Нестерук) был направлен настоятелем в Братский Свято-Николаевский храм в Бресте для возрождения духовной жизни прихода, нарушенной войной. Когда церковная жизнь братии после войны наладилась, Феофан возвратился в Белоозёрский скит. Однако спокойная жизнь не вернулась в обитель. События 1920 года, война между Польшей и советской Россией привели к тому, что жизнь скита прекратилась. Монахи покинули его, а церковь закрыли.

В то самое время в деревне Омеленец под Каменцем сгорела церковь. Жители её узнали, что Яблочинский монастырь закрыт. На собранные деньги прихожане купили здание его церкви, её разобрали по бревну и по железной дороге перевезли до станции Черемха, а оттуда подводами в Омеленец. Но возведение церкви затянулось на длительное время. Сказалось тяжёлое положение после Первой мировой войны. И только в мае 1930 года храм был собран на новом месте и освящён в честь Воздвижения Креста Господня.

Интересна и дальнейшая судьба церкви. Во время Второй мировой войны её колокольня не раз использовалась как смотровая вышка. В конце войны, когда линия фронта снова проходила неподалёку, произошёл вот какой случай. На колокольне находился корректировщик артиллерийского огня, фашисты его засекли и стали бить по ней. Но церковь осталась нетронутой. По рассказам очевидцев, корректировщик спустился седым: не верил, что останется в живых.

Интересно и то, что на колокольне установлены колокола, которые в народе называют жуковскими. Вот что рассказал настоятель храма иерей Игорь Перковский: «Во время войны настоятель храма священник Евгений Мисиюк организовал на приходе большую деятельность в помощь фронту. Всё, что получилось собрать – а это были вязаные прихожанками носки, варежки и многое другое, – отправлялось на имя маршала Жукова. Позже он обратился к маршалу с просьбой помочь приобрести колокола, которые были утеряны во время Первой мировой войны. Вскоре их доставили в деревню. Об этом случае писала и дочь маршала Жукова…»

На круги своя

Сегодня храм Воздвижения Креста Господня ремонтируют. Если брать во внимание то, что освящение его было в 1909 году, скоро ожидается 110-летие храма. Радует, что жизнь церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских продолжается.

А на берегу озера, где когда-то размещался скит, находится база «Белое озеро». Место, где стояла церковь, засажено кустами сирени. Правда, неизвестно кем: монахами или прихожанами. Почему-то отдыхающие ничего не знают о прошлой жизни Белого озера. А так хочется, чтобы память о Белоозёрском ските осталась не только в воспоминаниях и на бумаге, но и там, где она текла своей размеренной жизнью.