Озеро байкал в живописи

Великолепие картин и образов

Автор: Карнышев А.Д.
Источник: Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий. — Иркутск, 2007. — С. 324-329.

Многоликость священного моря, индивидуальное восприятие оригинальных и уникальных образов его мира хорошо представлены в разнообразных художественных творениях, которых за последние века в значительном количестве.

По-видимому, одни из первых известных художественных опи­саний Байкала принадлежат двум мастерам кисти — путешествен­никам, которые по стечению обстоятельств совершали одинаковые поездки по сопровождению посольств или экспедиций в Китай. Один из них А.Е.Мартынов — русский пейзажист, для которого любовь к природе была одним из главных стимулов творчества. В начале XIX века он создал великолепные полотна «Байкал» и «Сибирский вид на реке Селенге». В результате своей поездки в Китай издал альбом «Живописное путешествие от Москвы до китайской границы», где имеются изображения Байкала, виды и типы Иркутска. Другой ху­дожник Васильев Т.А., по пути в Китай написал ряд картин, среди которых «Вид на Байкальском озере», «Вид Никольской пристани у истока Ангары» и др.

Вообще XIX век добавил много картин в художественное опи­сание Сибири и Байкала в связи с присутствием в этих местах декабристов — мастеров кисти. Среди последних особым даром отличался Н.А.Бестужев, который хоть и не оставил после себя полотен о Байкале, все же написал много акварелей с зарисовками сибирских красот: «Чита. Сад. При комендантской квартире», «Река Чита — место купания декабристов», «Бурятские юрты по дороге из Читы в Петровский завод», «Общий вид Петровского завода» и др. Известно, что в период переезда из Петровского завода в Селенгинск братья Бестужевы побывали на Байкале в его прибрежных селениях. Вот что пишет об этом М.Бестужев: «. Мы прибыли в Чертовкину деревню, на устье Селенги, в самый разгар ловли омулей. Тут мы пробыли две недели, пока наши товарищи отправлялись за море (Байкал. А.К.) в Иркутск». Письмо родным о своем переезде из Петровского Завода Н.Бестужев отправил из селения Посольское 10 августа 1839 года. Можно предполагать, что за двухнедельный пери­од художник уделил внимание пейзажу Байкала. С конца 1841 по ок­тябрь 1842 года Н.А.Бестужев прожил в Иркутске, зарабатывая там написанием портретов состоятельных людей. Естественно, он вновь бывал на Байкале и, возможно, оставил память о нем в набросках и рисунках. Но, к сожалению, какие-то пейзажные зарисовки этого периода не сохранились или остаются невыявленными.

Байкалом в 30-40-е годы XIX века восхищались такие жи­вописцы, как англичанин Т.У.Аткинсон, ссыльный поляк Л.Немировский. Последний создал пейзаж, изображающий зна­менитые Байкальские ворота. Вот что сказано о данной картине в книге А.Гиллера «Описание Забайкальского края и Сибири» (1867 г., на польском языке): «Красота его берегов привела на Байкал нескольких художников. Я видел пейзаж Леопольда Немировского, выполненный масляными красками и изображающий местность под названием Байкальские ворота. Скала торчит среди озера как колонна и соединяется с берегом естественным мостом. Эта скала действительно похожа на ворота, под которыми можно проплыть. Пейзаж Немировского изображает ночь, свет луны отражается в озере и тусклым мерцанием покрывает скалы, лодка с людьми подплывает к воротам» (Цит. по 126, с. 633).

В начале XX века признанием сибиряков и любителей живописи в Центральной России пользовались картины томского художника В.Д.Вучичевича-Сибирского. В 1914 г. в Петербурге, а затем в Иркутске на выставках художником было представлено свыше 100 произведений, среди которых тридцать три пейзажа о жемчужине сурового края — Байкале. Картины «Байкал нахмурился», «Осен­ний шум Байкала», «Скала на Байкале» и др. не только волновали ценителей искусства непосредственно на выставках, они так же вос­производились в популярных журналах «Нива», «Солнце России» и других изданиях. В 1919 году он был зверски замучен колчаковцами недалеко от Щегловска (Кемерово).

В Иркутском областном художественном музее имеются полотна известных художников Д.П.Штеренберга «Берег. Поселок Хужир на Байкале» и К.И.Померанцева «Море». На последней картине (1911 г.) изображен Байкал с низким горизонтом и на его фоне представлена обнаженная женская фигура. По байкальской темати­ке написал ряд картин и рисунков: «Восход на Байкале», «Домик на Байкале», «Легенда о Байкале» и др. Померанцев мечтал написать серию картин на темы песни «Славное море, священный Байкал». Сохранились к этой теме несколько этюдов и эскизов: «Станционный домик на Байкале», «Малое море», «Байкальская песня» («Ожил я, волю почуя. »).

В первой трети двадцатого века к пейзажной живописи Байкала добавилось немало работ Н.Ладейщикова. Выходец с Урала, он с самых молодых лет пожизненно влюбился в Байкал: «Еще в первое время пребывания в Иркутске у меня было сильное непреодолимое желание видеть Байкал, так как я много знал об этом загадочном озере. Наконец, мне посчастливилось видеть Байкал в первый раз. Впечатление огромное. Особенно поразила прозрачность байкаль­ской воды, ее нежный красивый зеленовато-голубой тон. »

Кисти Н.Ладейщикова принадлежат известные картины: «Ледо­кол Байкал» (1906), «Отмели Байкала» (1910), «Волны Байкала» (1910), «Прибой у села Листвиничное» и др.

Байкал, тайга сибирская были излюбленными темами художника Б.И.Лебединского. Именно под такими названиями неоднократно, во всевозможных вариантах, форматах, различные по технике ис­полнения издавались в последние годы альбомы работ художника. В одном из таких альбомов «Байкал» сопроводительный текст к литографиям совместно с автором написал байкаловед профессор М.М.Кожов. Сотворчество художника и ученого внесло в описание уникальности Байкала не только впечатляющие красочные образы, но и литературное вдохновение. Вот одно из описаний этого плодо­творного сотрудничества.

«Байкал необычно изменчив — то зеркально спокойный, то бур­ный и грозный.

Грозно и пенясь

Хмурится гневом обьятый

поется в одной из песен, воспевающих Байкал.

Грозен и страшен Байкал, когда дует сарма, этот всегда внезап­ный, необычно сильный порывистый ветер. Дует сарма. и Байкал подобен бурлящему котлу. Все живое спешит укрыться, даже чайка — птица моря — скрывается в убежище в скалах. Страшен в это время Байкал!

Но вот стих ветер, разошлись тучи, успокоились громады волн, засияло солнце — тих и спокоен Байкал, мягко колышется вода, тихо бьет в берег прибой, зеркальная водная гладь переливается все­ми цветами радуги под яркими лучами солнца.

Чудесно байкальское утро, когда из-за высоких гор показы­ваются первые лучи восходящего солнца. Быстро меняются крас­ки неба и нежных, и мягких до ярких и звонких; вода, то темная, почти черная, то ярко-голубая, сверкает и блещет в огромной чаше озера.

Трудно уловить и тем более передать всю богатейшую палитру байкальских красок» (см. 169).

Последняя фраза весьма хорошо характеризует общую на­строенность художников, да и писателей, на попытки красочного отображения многоликости и динамичности байкальских образов. Н.Ладейщиков, рассказывая о своих встречах с одним из «заезжих» живописцев, приводит такой эпизод: «А когда я спросил художника, почему он так мало писал Байкал с натуры, тот признался, что не сможет написать Байкал таким, какой он есть. Для того чтобы это сделать, надо родиться и прожить всю жизнь на его берегах. «Пони­маете, — сказал он мне, — у вашего Байкала какая-то удивительная способность меняться не то что ежеминутно, а прямо-таки ежесе­кундно. Только пристроишься, подберешь подходящий фон — трах! — подул ветер, и. улетели краски! Тут нужны какие-то другие средства изображения. Ни кисть, ни карандаш за ним не поспевают, по крайней мере, приезжего человека» (164, с. 64).

Н.Ладейщиков размышляет и о «местных» мастерах кисти, вопрошая, почему в их картинах Байкал редко предстает в наибо­лее присущем ему радостном великолепии, во всей силе его ярких и чистых тонов. Писатель высказывает мнение, что у Байкала был «Свой Айвазовский». Это — Б.И.Лебединский. Но и в его картинах священное море предстает шедевром искусства, а изменчивая пре­лесть его, лишенная движения, ускользает как обманчивый мираж. И стоит в чем-то согласиться с писателем, когда он задает следующие вопросы: «Быть может, изобразить Байкал «живым», таким, как он есть, вообще не под силу человеку? Возможно, не стоит и пытаться воспроизводить на холсте его краски и движение? Может, нужно стремиться к другому, к тому, чтобы проникнуть в существо его ха­рактера, уловить то, что глубоко скрыто от поверхностного взора и составляет живую суть его мятежной и изменчивой натуры?»

Среди картин известных иркутских художников второй полови­ны 20-го — начала 21 века можно назвать работы Рогаля B.C. «Сол­нце Байкала» (1984) и «Байкал — золото Сибири», Симонова Е.С. «У острова Ольхон», Чевелева В.В. «Звезды над Байкалом» (1997), Шихалева Г.В. «Байкальские незабудки» (2004) и «Дорога к Бай­калу. Священное место» (2002), Юшкова И.Е. «Зима на Байкале» (1966 г.), «Байкал. Утро» (1970 — 1974 гг.) Муравьева A.M. «Ветра Байкала», «Чайка», «Хужир» и др.

С «бурятской стороны» Байкала тоже были свои «Айвазовские». Одним из первых среди них можно назвать Александра Казанского. Человек, окончивший Московский художественный институт им. Сурикова, ввел свое понимание образа священного моря во многие картины. В картинах «Рассвет на Байкале», «Курбуликский мыс. Байкал», «Байкал. Малое море», «Гор Шаман», «Остров Ольхон» и т.д. он мастерски изобразил пенистые волны Байкала, зеленовато-желтые и пепельно-серые скалы прибрежья, со стоящими на бере­гах деревьями и многое — многое другое. Среди портретных работ А.Казанского своей экспрессивностью и выразительностью отлича­ется картина «Рыбаки Байкала». Образ Байкала стал своеобразной «визитной карточкой» творчества Б.Т.Тайсаева. Художника привле­кают самые различные изменчивые состояния водной стихии: это и эмоционально-драматическое в «Шторме» и величаво-торжественное в «Байкале».

Художественные полотна самому Байкалу и природно-героическим местам вокруг его посвятили: народный художник Бурятии Чингиз Шонхоров («Байкал», «Мы строим БАМ»), В.Поспелов («Байкальская сказка», «Миражи на Байкале» ) С.Ханхоров («Весна на Байкале», «Орлы Ольхона») Алла Цыбикова («Нижнеангарск. Пейзаж с лодкой») и другие художники. Светлана Ринчинова, освоившая нелегкое искусство создания гобеленов из конского и сарлычьего волоса, создала впечатляющий гобелен «Байкал», о котором доктор искусствоведения проф. Воронов Н.К. сказал на выставке художников 1989 года, что «Байкал» явился подлинным украшением всего вернисажа, и что он достоин стать «выставкой од­ной работы». Превосходным творением С. Ринчиновой стал гобелен «Священный Байкал», созданный в 1994 г. Ряд других художествен­ных творений о Байкале можно найти на цветных вкладках нашей книги. Отражая красоту, величие и влияние Байкала на внутренний мир человека, художники как и писатели, и поэты, и музыканты об­лагораживают духовное и экологическое сознание людей.

Несколько слов в книге надо обязательно сказать о людях ос­мысляющих Байкал, описывающих и защищающих его другими художественными средствами. В кинематографе образ священного моря связан, прежде всего, с именем талантливого режиссёра страны С. Герасимова, который создал уникальный фильм «У озера». Хотя, фильм, вынужденно учитывая идеологию тех лет, отличался опре­делённой недосказанностью о реальных виновниках бед Байкала, он всё же заставлял людей думать не только о красоте Сибирской жемчужины, но и стремиться своим личным вкладом заботиться о первозданности неповторимого явления природы. Творения разных мастеров кинодела о природе Байкала часто появлялись на экранах Советского Союза. Восточно-Сибирская студия кинохроники со вре­мени своего возникновения в 30-х годах 20-го века также уделяла много внимания Байкалу и людям, проживающих на его берегах. В последней трети прошлого века на студии работали творческие лич­ности: операторы Г. Ландин, А. Сидлер (собкор по Бурятии), Ю. Костомаров, С. Марков, режиссёр Л. Черепанова и др. Они создали оригинальные и высокохудожественные фильмы об озере, его флоре и фауне: «Берег бурых медведей», «Из Сибири в Сибирь» и ряд других творений.

Читайте так же:  Банное озеро емеля

Кинодокументалисты тех лет были энтузиастами и подвижника­ми, они по известному правилу: «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких кадров. ». Им удавалось создавать такие нестандартные специфические образы и картины Байкала, которые восхищали не только отечественных зрителей, но и искушённых за­рубежных коллег, в частности, американцев. Последние отмечали высокий класс мастерства и авторов, и режиссёров, и операторов. Особым пафосом борьбы за экологическое состояние Байкала за­звучали документальные фильмы в послеперестроечный (конец 85-х — 90-е годы) период, когда студию возглавлял авторитетный и попу­лярный в байкальском регионе журналист А. Голованов. Традиции тех лет живы и в современных теле- и кинорепортажах, и они успеш­но работают на благо священного моря.

Образы Байкала запечатлевались на фотографиях с первых лет вхождения фотосъёмки в жизнь людей. Сегодня невозможно даже перечислить всех людей, чьи снимки расходились по миру, популя­ризируя в отечественных и зарубежных городах и весях прелести Сибирской природы. Одним из первых цветовых отображений стал в начале 60-х годов альбом «Байкал» с ёмким подзаголовком «Много­красочный альбом с кратким описанием Сибирской жемчужины при­роды и национальной гордости СССР — озера Байкал» (авторы Г. И. Галазий и Е, Н. Новоселова, фото А. Г. Бушкина и Л. Н. Тюминой). Текст и фотографии альбома были представлены на четырёх языках: русском, английском, немецком и французском. В предшествующий и последующий периоды собственными черно-белыми и цветными фото свои книги иллюстрировали В. Брянский, А. Имитхенов, В. Ламакин, С. Волков, О. Гусев и многие многие другие авторы, ко­торые включены в список литературы данного издания. По обоим берегам Байкала хорошо известны альбомы и снимки Н. Грабовского, Г. Егеря, А. Князева, П. Малиновского, Л. Мончинского, К. Михалкина, А. Фрейдберга и других фотомастеров. Оригинальные, впечатляющие и одухотворяющие образы голубого ока Сибири ста­новятся благодатным достоянием ценителей красоты природы во всём мире. К сожалению, мы очень слабо знаем о зарубежных кино-, фото-, теле- и других художественных мастерах, влюблённых в Бай­кал и несущих эту любовь в души и сердца представителей разных народов, и этот недостаток надо преодолевать всеми силами.

После поездки на Байкал известные художники подарили свои шедевры Бурятии

Фото представлено Национальным музеем РБ

С 20 по 29 июня в Улан-Удэ проходит международный арт-форум «Байкальская палитра – 2019»

Проект разработан Национальным музеем РБ и его реализация стала возможной благодаря федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» и поддержке Министерства культуры РБ и Правительства Республики Бурятия. Участниками форума стали 14 профессиональных художников из Армении, Японии, Китая, Монголии и регионов России (Москва, Тыва, Бурятия.

С 21 по 26 июня художники посетили ряд живописных районов Республики, где прошли пленэры.
Итогом международного арт-форума стала выставка участников «Байкальская палитра», которая открылась 27 июня в Художественном музее им. Сампилова.
Также, в этот день прошли круглый стол, мастер-класс по живописи для учащихся художественной школы имени Р.С. Мэрдыгеева и пресс-конференция с участниками форума.

Цель «Байкальской палитры — 2019» — это собрание шедевров мировых художников в фонд национального музея республики Бурятия и установление творческих связей с художниками из разных регионов России и зарубежных стран. Участники проекта пробыли на Байкале 6 дней и создавали шедевры день за днем. Все произведения искусства известных мастеров, представленные на выставке, остались в Улан-Удэ.

Гомбоев Баир Цыремпилович, зам. директора по научной работе выставочной деятельности национального музея республики Бурятия:

«Программа была очень насыщенная. Главное внимание отводилось к пленэрам. Для того чтобы художник взялся за кисть и пытался свое восприятие показать на холсте, надо дать то, что может погрузить, вызвать эмоции и подвигнуть на написание шедевров.

Мы придумали специальный проект «Дыхание костра на фоне заката» для ознакомления участников с легендами, историями, связанными с островом Ольхон и озером Байкал. В этом проекте было все просто. На фоне заката сказитель объединял всех художников, проводил воздаяние всего того, что придумала природа, духов – хозяев Байкала. В это время мы посвящали участников в героический эпос «Гэсэр», в предания по происхождению озера Байкал, в мифологию и в устное народное творчество бурят. Самое интересное, связанное с этим проектом, это своеобразное символическое посвящение в живописцы. После воздаяния духам, хозяевам старейшие художники посвятили каждого присутствующего человека в племя живописцев. Они брали краску и мазали нос каждого участника. В итоге получилось с одной стороны очень серьезно с обрядовой точки зрения, связанной с мифологией, а с другой стороны это символическое театральное действо, которое объединило нас всех. После этого на второй день проекта, чувствовалось, что мы единая команда и в таком порыве, мы пробыли на Байкале шесть дней и рисовали картины с утра до вечера.

Мы дружно выехали в национальный парк и побывали на местности Монахово, на Змеевой Бухте, посмотрели на все памятники Чивыркуйского залива, посетили все культовые природные памятники Баргузинской долины и т.д. Все это время я рассказывал о сказаниях, традициях бурятского народа. Такое глубокое погружение в историю и культуру Бурятии позволило создать шедевры. Наши гости — художники остались очень довольны . Они хотят, чтобы подобные мероприятия проводились насколько можно чаще и чтобы их никогда не забывали. Мастера рисования получили огромные неизгладимые впечатления, потому что с одной стороны увидели Байкал, а с другой стороны была хорошая организация.

Первая международная бурятская палитра 2019 г. была посвящена 70-летию со дня создания художественного музея имени Ц. С. Сампилова. Арт-форум и открытие выставки произведений искусства это подарок музею от всех художников, которые приехали его поздравлять. Музей, празднуя эту знаменательную дату, становится на новую ступень развития. У нас появляется важный опыт в проведении форумов такого формата. Национальный музей обогатил культурное пространство Бурятии.

В проекте участвовали учащиеся школы имени Р. С. Мэрдыгеева и получили незабываемый опыт работы с художниками. В конце мастер – класса дети получили дипломы за участие в конкурсе детских рисунков в свете буддийской веры от рук великих художников из разных уголков мира. Дети были рады не тому, что в дипломе написано, а тому, кто их вручал. Я думаю, что это будет стимулом к развитию детского творчества в Бурятии».

Аветян Анатолий, художник из Армении: « Меня вдохновил Байкал. Я всегда мечтал побывать на этом озере. Сейчас как раз подвернулся случай. Для меня большое счастье — посетить эту местность и тем более сделать несколько пейзажей с натуры, действительно, жемчужины не только России, но и всего мира. За несколько дней, проведенных на Байкале, я нарисовал шесть картин. Я не ожидал такого масштаба красоты на Байкале, столько лесов, столько чистой воды. Очень хорошо, что буряты очень бережно относятся к своей земле».

Участники проекта:
1. АМГАЛААН БАТOР ГАНТУМУР. Монголия. Родился в 1983 году в Архангайском аймаке, Монголия. В 2005 году закончил Монгольский институт изобразительных искусств. В Монгольском государственном университете культуры и искусств получил степень бакалавра по специальности классическая живопись. После окончания остался в университете преподавателем рисования. Принимал участие в монгольских и зарубежных выставках “Современное монгольское искусство”, «Азиатская выставка» в Сеуле (РК), “Космическая Азия” в г. Красноярск (2012).
2. ЭНХТАЙВАН ГАНСУХ. Монголия. Родился в 1981 году в Улан-Баторе. Закончил Монгольский университет культуры и искусств, является кандидатом наук в области искусствоведения, а также имеет степень бакалавра в области монументального искусства. В настоящее время преподает в Монгольском университете науки и технологии дисциплины по искусству, дизайну и технологии. С 2005 года активный участник многих выставок в Монголии и за рубежом. Энхтайван Гансух активно сотрудничает с художественной галереей «Голубая луна». Имеет звание «Лучшего художника 2006 года» национальной ассоциации Монгольской культуры и искусств, удостоен многочисленных наград классификации учителя искусства и дизайна, а также медали “Очирт Химори” (медаль национальной ассоциации монгольской культуры и искусств).
3.ТОШИО КАМАДА. Япония. Родился в 1944 году в провинции Цзинань (КНР). В 1967 году закончил университет в городе Акита (Япония). Президент Международной ассоциации художников в Аките, директор ассоциации Никки-кай в префектуре Акита, член японской ассоциации художников, «посланник культуры» от Огата- Мура, лауреат выставок «Никки» (Токио). С 1984 года провел 5 персональных выставок в Акита, Огата- Мура, Гинза, и Токио. Принимал участие в выставках в Токио и Сеуле, Японско- Корейских обменных выставках, международном фестивале современного искусства в городе Чечжу (Корея). Один из участников международного пленэра в Красноярске.
4. КУН ФАНВЭНЬ. Китай. Родился в 1968 году в Харбине. В 1994 году закончил Институт театрального искусства в Шанхае, в последствии получил степень бакалавра искусств. В 2009-м получил степень магистра в Харбинском технологическом университете. Ныне является доцентом кафедры архитектуры, искусства и дизайна Харбинского технологического института. Член союза художников КНР. Участник многих выставок — как на родине, так и за рубежом. Провел 2 персональные выставки в Китае. Работы находятся в КНР, США, Канаде, Республике Корея, Японии и Тайване.
5. СИН ИЦЗЮНЬ. Китай. Родился в 1964 в провинции Хэйлунцзян (КНР). В 1993 закончил Хэйлунцзянский институт искусств, член Хэйлунцзянского отделения союза художников КНР. В данный момент заведует отделением живописи в Центре культуры и искусств в Харбине. Многие работы удостоены наград на различных выставках в провинции Хэйлунцзян. Участник пекинской, всекитайской, русско — китайской выставок.
6. АВЕТЯН АНАТОЛИЙ. Армения. Заслуженный художник Армении, член правления Союза художников Армении, член интернациональной ассоциации художников UNESCO. Родился 5 сентября 1952 года в Сибири (Кемеровская обл. г. Прокопьевск). Закончил Ереванское художественное училище им. Ф. Терлемезяна, а в 1972 году поступил в Тбилисскую Академию Художеств. В 1977 году с отличием окончил Ереванскую Академию Художеств. Провел около 20 персональных выставок в Армении, Франции, Бельгии и США. Участник различных выставок, как в Армении, так и в России, Швейцарии, Голландии. Сегодня работы Аветяна находятся в Национальной Картинной Галерее Армении, в музее этнографии Армении, в Министерстве культуры Армении, в музее «Алма» г. Бостон и т.д. Рис.9,10,11
7. ДУПЧУР АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ. Тыва. Народный мастер, художник и камнерез. Родился в 1974 году. Получил звание «Лучшего мастера — 2011 года» III краевого фестиваля изобразительного и декоративно – прикладного искусства «Земля мастеров» в п. Курагино Красноярского края.
8. МИТЛЯНСКАЯ АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА. Москва Член Московского союза художников. Александра окончила художественный факультет Московского полиграфического института. Стипендиат Берлинской Академии искусств. Участник российских, зарубежных выставок (Берлин, Чикаго, Сан – Франциско, Лихтенштейн и т.д.). Персональные выставки проходили в Государственном Русском музее, Саратовском Государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, Государственная художественная галерея Фонда поколений в Ханты- Мансийске, Галерея «Le Vall» в Новосибирске. Работает в живописи, графике, фотографии, видеоарте. Работы находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи, Москва; Государственного Русского музея, Санкт- Петербург; Государственного центра современного искусства, Москва; Московского музея современного искусства, Москва; Денверского музея современного искусства, Колорадо, США; Otten Kunstraum collection, Austria и других российских и зарубежных музеях. Победитель Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом’12».
9.АНУФРИЕВА — МИРЛАС КСЕНИЯ ВАЦЛАВОВНА. Москва. Художник – живописец, скульптор. Член союза художников МОСХ. Родилась в деревне Волдынское Дмитровского района в 1976 году. Закончила отделение скульптуры в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Находилась в творческих командировках в Германии, Швейцарии, Франции. Участник выставок и художественных фестивалей в Москве, Санкт- Петербурге и за рубежом. Работы находятся в галереях и частных собраниях Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Генуи, Солт- Лейк-Сити, Сивильи, Рима, Турина, Парижа, Туре, Дрездена, Токио, Бордо, Джакарты, Манчестера, Санкт- Петербурга, Торонто.
10. ЗОМОНОВ ЖАРГАЛ МИХАЙЛОВИЧ. Бурятия. Художник-график, член Красноярской студии ксилографии, член Союза художников России. Родился в 1970 году в г. Улан-Удэ. Закончил Иркутское художественное училище по специальности «Декоративное оформление», в 2002 году — Красноярский Государственный художественный институт в творческой мастерской «Искусство книги». Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и искусств. Участник республиканских, российских, международных, зарубежных выставок.
11. РАБЖАЕВА ВИКТОРИЯ ФЕЛИКСОВНА. Бурятия. Художник-живописец, член Союза художников России. Родилась в 1974 году в селе Курумкан Курумканского района Бурятской АССР. Закончила отделение живописи Бурятского Республиканского училища культуры и искусства, в 2002 году — Красноярский Государственный художественный институт (мастерская А. А. Покровского). Стажировалась в мастерской профессора А.П. Левитина Российской Академии художеств, во Всероссийском Художественном Реставрационном Научном Центре им. академика И.Э. Грабаря. В настоящее время работает художником- реставратором в Национальном музее РБ. Участник республиканских, всероссийских, зарубежных выставок.
12.СОКТОЕВА (УЛЗЫТУЕВА) НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Бурятия. Художник-график, член Союза художников России, член АИС (Международного Российского творческого союза историков искусства и художественных критиков). Родилась в 1958 году в г. Улан-Удэ. Закончила Московский полиграфический институт, факультет книжной графики. Была внештатным дизайнером издательства «Jeint Ventjrs» (Москва). Находилась в творческой командировке во Франции, (г. Париж, г. Лиль), где состоялась её персональная выставка. Имеет нагрудный знак МК РФ «За высокие достижения». Участник республиканских, зональных, всероссийских, зарубежных выставок. Отдельные произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С.Сампилова, в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, в Художественном фонде РСФСР, в частных коллекциях США, Франции, Голландии.
13.БОЛСОБОЕВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ. Бурятия. Член Союза художников России, Член правления Бурятского регионального отделения ВТОО СХ России. Родился в 1971 г. в селе Хара – Шибирь Могойтуйского района Читинской области. В 1994 г. окончил учебу в Кяхтинском художественном училище, г.Кяхта, по специальности «художник – оформитель». В 2004 г. – Дальневосточная Государственная Академия Искусств, г.Владивосток, специальность «станковая и монументальная живопись». Постоянный участник региональных, всероссийских и международных выставок. Работы Е. Болсобоева находятся в частных коллекциях в России, Южной Корее, Японии, Германии. Творчество Евгения Болсобоева неразрывно связано с народной культурой, верованиями и традициями бурятского народа.
14. ДОРЖИЕВ БАЛЬЖИНИМА ДОРЖИЕВИЧ. Бурятия. Художник-живописец. Заслуженный художник Бурятской АССР (1989), народный художник Республики Бурятия (1992), заслуженный художник России (2005). Лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства (2006). Родился 24 декабря 1950 года в селе Улан-Булак Агинского Бурятского автономного округа. Закончил Иркутское училище искусств. В 1981 году — Ленинградский институт живописи, графики, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (мастерская Е. Е. Моисеенко). С 1991-2019 гг. – главный художник Государственного Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева. С 1981г. участник республиканских, зональных, всесоюзных, российских, зарубежных выставок. Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова, в музеях г. Читы, г. Якутска, в Монголии, в фондах «Росизопропаганда» (Москва), в частных коллекциях.

Читайте так же:  Озеро на острове солнечный

Как нарисовать Озеро Байкал для детей 6-8 лет. Легенда озера. Картины о байкале

Живопись без кистей. Художник из Петербурга создаёт картины о духе Байкала&nbsp

Этой весной новой мастерской для Саши стали Байкал и Иркутск. Сначала молодой человек совершил путешествие по Ольхону и Тажеранской степи, а затем приехал в столицу Приангарья, чтобы отразить свои впечатления и эмоции, полученные в поездке по сакральным сибирским местам, на холсте. Правда, «холст» — название условное — Саша работает в необычной технике: рисует жидким акрилом и спиртом на полипропилене, а затем покрывает работы эпоксидной смолой или лаком.

Художник не использует в своей работе кисти — он регулирует движения чернил потоком воздуха, используя обычный фен. Краска растекается по пластику плавными линиями, оставляя естественный отпечаток, похожий на тот, что оставляет байкальский ветер на песках Тажеранской степи или Сарайского пляжа.

Необычные живописные работы, которых не касались руки художника, можно увидеть в галерее современного искусства Виктора Бронштейна. Выставке «О материи и времени» открывается 11 мая и продлится до 17 июня. Перед открытием корреспондент «АиФ-Иркутск» побеседовал с Сашей о Байкале и абстрактном искусстве.

Два острова: Ольхон и Бали

Мало кто знает, что в самом центре Иркутска, в историческом здании на улице Урицкого, есть светлая мастерская, где могут работать художники. Ведёт туда едва ли не потайная дверь по лестнице в один из магазинов. Когда поднимаешься, даже не сразу её замечаешь. Как в сказках, за потайной дверью творится волшебство — по белым и чёрным холстам растекаются цветные переливы. Даже краски у художника какие-то чудные — пахнут не химией и спиртом, а цветами — лавандой. Хотя цвет у них не лавандовый. В сиреневых мягких оттенках Саша выполнял предыдущую серию картин. До путешествия на Байкал он отправился на Бали, чтобы нарисовать свои впечатления от этого райского острова между Тихим и Индийским океанами.

На балийских картинах — лёгкая дымка и облака — как говорит Саша, он попал в Индонезию в период дождей, когда там всё время висят туманы, поэтому и работы получились мягкими, в пастельных оттенках. Байкал Саша увидел другим.

«Озеро обычно людям представляется каким-то синим, наверное, из-за льда. Но когда я приехал на Ольхон, лёд был практически белым, — рассказывает художник. — Для меня Байкал открылся совсем другим: золотые холмы из-за старой травы и голубое небо, остров показался мне очень материальным — там чувствуется сила земли, её дух, поэтому и цвета я выбирал для своих работ землистые, жёлто-коричневые. Ну, и голубой на втором плане. Основная часть моего путешествия пришлась на Ольхон, но мне удалось увидеть ещё Тажеранскую степь и место, где в Байкал впадает река Анга. И, наверное, это впечатлило меня даже больше. Там я застал потрясающий момент: яркий розовый закат, который отражался в плавных линиях реки. Мне кажется, максимальное количество ярких цветов я взял оттуда. В этой серии картин большой акцент именно на цвете, но в основном на глухих и тёмных оттенках».

Это путешествие для Саши — уже вторая встреча с Байкалом, впервые художник увидел озеро пару лет назад, когда побывал в Листвянке. Но тогда оно его не поразило.

«Я родился на Урале — у нас там много озёр. Каких-то особых ощущений от Байкала я в свою первую поездку поймать не успел — был в Листвянке всего два часа, мне вообще кажется, что это не то место, откуда следует начинать знакомство с озером, — замечает художник. — Ольхон — совсем другое дело: холмы, рельеф, виды совершенно другие, свет по-иному падает. Там ты видишь не просто воду перед собой, а тот самый Байкал».

Не просто расплёсканная краска

Свои эмоций от байкальской природы Саша воплотил в 13-и абстрактных картинах, притом все внушительного формата: два на полтора метра и даже два на три. Целой серии из таких больших работ художник ещё никогда не делал.

До сих пор в обществе есть стереотип, что абстракция — не настоящее искусство, мол, поставить пятна чернил на холст, может каждый. Однако Саша уверен, что абстрактную живопись делает настоящим искусством именно контекст — грубо говоря, то, что повлияло на художника расплескать чернила именно так, как он это сделал.

«Если говорить о таких монстрах абстракции, как Кандинский и Малевич, то их контекст — это революция, а картины — это их манифест. В моём случае важно не столько внешнее, сколько внутреннее — я получаю вдохновение, например, от природы Байкала, копаюсь в себе, нахожу внутри ценность и о ней рассказываю своими работами. Я пытаюсь понять, что чувствую, и говорю об этом людям. Натуру и материал для размышлений мне интереснее всего брать у природы — даже путешествуя по Европе, мне хочется не вдохновляться архитектурой, а выезжать за пределы мегаполисов. Мне с большей вероятности понравится деревня, чем большой город», — поясняет Саша.

Погрузиться в его творческий мир и увидеть сибирскую природу его глазами зрителям должен помочь фильм. Вместе с Сашей в путешествие отправился его друг — видеограф из северной столицы Никита Пискорский, который помог художнику «оживить» его полотна.

«Ещё на Бали я понял, что мне интересно побывать в новом для меня месте и изучить его с помощью фото и видео. Так у меня возникла идея анимировать свои работы. На Бали я всё делал сам, это была своеобразная подготовка к Байкалу. Здесь мне помог Никита, мы работали в Иркутске параллельно. Его фильм, в котором будут и пейзажи озера, и мои работы, и я сам, поможет соединить зрителя с моими картинами, без слов показать, что это не просто расплёсканная краска и дать тот самый контекст», — говорит Саша.

Читайте так же:  Озеро в шотландии лох

В перспективе художник хочет развивать именно это направление — соединять абстрактную живопись, анимацию, видео и музыку, чтобы картины из плоскости выходили в инсталляции и «оживали» на глазах у зрителей.

Искусство о Байкале | Интересные факты

Озеро Байкал – это прекрасный водоем, видом которого можно любоваться бесконечно. Смотря на красоту и величие этого огромного озера, так и хочется взять уроки вокала, чтобы запеть о великих природных красотах во всю мощь. Кстати, многие творческие люди в свое время так и делали, воспевая красоту озера в своих произведениях: песнях, стихах, картинах, рассказах.

В живописи Байкал впервые изобразили путешественники в Китай. Для одного из них – знаменитого пейзажиста А. Мартынова, Байкал стал вдохновением для написания сразу нескольких полотен. В 19 веке появилось множество полотен с изображением Байкала, ведь в этот период многие художники были в ссылке. Но и по сей день это озеро становится темой множества художественных произведений.

Байкал интересен не только художникам, но также и кинематографистам, и фотографам. Например, известный режиссер С. Герасимов запечатлел Байкал в фильме «У озера». В начале 20 века на множестве киностудий снимали интереснейшие фильмы о Байкале, его природе и обитателях. Документальные фильмы об этом озере были настолько интересны и качественно смонтированы, что пользовались популярностью не только среди отечественных зрителей, но и среди заграничных. Американские документалисты, видевшие фильмы о Байкале, отмечали профессионализм, с которым были сняты эти картины.

Сфотографировать же великолепный и чарующий Байкал стремился каждый фотохудожник с тех самых пор, когда начала появляться фототехника. Миллионы уникальных снимков Байкала по сей день путешествуют по всему миру. В начале 60-х годов известные фотохудожники создали цветной фотоальбом «Байкал», который многие до сих пор называют самым лучшим и неповторимым, ведь так отобразить величие природы могут только настоящие мастера своего дела.

Озеро Байкал – это великолепное творение природы, которое на протяжении веков вдохновляло творческих личностей на создание настоящих шедевров.

Как нарисовать Озеро Байкал для детей 6-8 лет. Легенда озера

Как нарисовать Озеро Байкал для детей 6-8 лет. Легенда озера

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.Описание: работу можно выполнить с детьми 6-8 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.Цель: создание пейзажа озера Байкал с использованием нетрадиционных техник рисования(монотипия, пальчиковая палитра, рисование карточками).Задачи:-учить детей рисовать пейзаж озера с отражением окружающего ландшафта природы в его водах используя различные приёмы и техники рисования;-совершенствовать навыки работы с красками, умение строить композицию, планировать этапы работы;-воспитывать интерес к работе с нетрадиционными техниками рисования.Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность, в нашей работе монотипия будет многослойной.Пальчиковая палитра-является одним из видов монотипии,обмакнём ладонь или пальчик в краску и оставим на бумаге отпечаток. Краску не только видим, но и чувствуем! Рисование карточка-является также разновидностью монотипии, где рисунок создаётся при помощи различных отпечатков создаваемых карточками разных форм и размеров. Здравствуйте,уважаемые гости! Наша Родина – Россия богата водными ресурсами. Это и запасы чистой пресной воды, и безбрежные соленые моря и озера с удивительной историей и красотой. Сегодня мы обратим наш взор на озеро Байкал. Это озеро таит в себе не мало неизведанного, чем притягивает многих людей к себе. Приехав раз, ты навсегда будешь пленен этими местами. Байкал-самое большое пресноводное озеро. Расположено оно в Восточной Сибири на территории Бурятии и Иркутской области. Байкал – самое глубокое озеро планеты. Его максимальная глубина – 1640 метров. Площадь этого озера составляет более 315000 кв.км., оно является главным резервуаром пресной воды России (90% от всего объема запасов). Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25-35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом, так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10-15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются. Байкал… Кормилец, защитник, грозный повелитель и суровый хозяин, обладающий невероятной мистической и духовной силой. Огромная мощь невообразимых объемов воды сама по себе оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие, и поэтому неудивительно, что озеро, которое во все времена местные жители называли «морем» стало не просто персонажем и местом действия легенд, но и объектом духовных практик многих религий – от язычества до христианства.Единственная река, вытекающая из озера Байкал – Ангара. Более половины водосборной площади Ангары составляет озеро Байкал. Ежегодно река забирает из Байкала более 60 куб. км воды. Коренные жители говорят: «Байкал — отец и дочь его — Ангара». И ведь, правда, невозможно представить этого могучего северного гиганта без его верной спутницы – Ангары. Возраст Ангары несравнимо меньше, чем могучего Байкала, предположительно всего 50 тысяч лет. В одной из легенд озера говорится, что у Байкала была единственная дочь — Ангара. Она влюбилась в Енисей и решила сбежать к нему. Байкал, узнав об этом, попытался преградить ей путь, кинув к истоку Шаман-камень, но Ангара побежала дальше, тогда Байкал послал за ней в погоню своего племянника — Иркута вдогонку, но он пожалел Ангару и свернул с пути. Ангара встретилась с Енисеем и потекла дальше вместе с ним.Байкал! Бегут в тайгу на северСквозь ночь сибирскую огни.На Ангаре и Енисее -Байкала отблески они!Не сон глухой, не камень дикий,Не память бед,- иная быль -Дела индустрии великой -Твой день сегодняшний, Сибирь.Но эти царственные воды,Но горы в сизой полумгле,-Байкал — бесценный дар природыДа будет вечен на земле.(Александр Твардовский,1959) Воды этого красивейшего озера чисты и свежи. Пока нам есть чем гордиться. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8—10 м, и цвет становится сине-зелёным и зелёным. Это озеро многолико и многообразно, так как оно огромно и здесь богатая флора и фауна. Существует научное направление, занимающееся изучением озёр, называется оно лимнологией. В Иркутском Академгородке есть Лимнологический институт, изучающий Байкал. Изучением Байкала занимаются и независимые научные организации, такие как Байкальский исследовательский центр (АНО).Байкал — территория Всемирного природного наследия.По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2 630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Байкальский лёд преподносит учёным немало загадок. Так, в 1930-х годах специалисты Байкальской лимнологической станции обнаружили необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала. Например, «сопки» — конусовидные ледяные холмы высотой до 6 м, полые внутри. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Сопки могут располагаться по отдельности, а иногда образуют миниатюрные «горные хребты».В 1996 году озеро Байкал абсолютно заслуженно внесли в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Несколько позже в 1999 году был создан фестиваль «День Байкала», который очень быстро вырос из регионального события и получил мировое признание. Сегодня фестиваль Байкала проходит во второе воскресенье сентября. Однако задолго до этой даты организаторы устраивают многочисленные конкурсы различных направлений творчества, результаты которых будут представлены на фестивале. Кинофестивали, конкурсы изобразительного искусства и поделки народных промыслов, театрализованные постановки, природоведческие семинары и множество других событий по штриху создают облик уникального фестиваля. Материалы и инструменты:-лист бумаги А3-акварель и гуашь-карандаш простой, кисти-пластиковая карточка( я использую тонкие пластиковые доски для лепки, их нужно нарезать на небольшие карточки ножницами)-баночка для воды-тряпочка для кистей-палитра(лист бумаги)

Начинаем работу с подготовки листа бумаги к работе, так как основная часть рисунка будет состоять из отпечатков нам необходимо согнуть лист пополам по горизонтали, и хорошо отгладить линию сгиба. Затем с помощью простого карандаша нужно нарисовать линии будущего рельефа местности. И приступаем к работе с акварелью, синим цветом закрашиваем водное пространство рисунка. Затем складываем лист пополам для создания отпечатка, необходимо хорошо разгладить лист ладошкой чтобы отпечаток был лучшего качества. У нас получились силуэты гор с их отражением в озере, и голубое небо. На вершине горного хребта нужно нарисовать полосу темнеющего леса. Будем работать с палитрой для получения серого цвета(смешиваем белую и чёрную краски), и наносим получившийся цвет на вершину холма. Затем делаем отпечаток. Дальше прорисовываем лесную полосу на соседней вершине, и частично закрашиваем поверхность земли серым цветом. Белые места на рисунке-это нерастаявший ещё снег, и снова отпечаток. Подобным образом рисуем поверхность земли на другой вершине, делаем отпечаток. Работать с отпечатками мы больше не будем, теперь нам нужно дополнить наш пейзаж живописными деталями. С помощью зелёной гуаши закрасим передний план работы, гуашь наносим густым слоем. Затем с помощью карточки создаём рельеф травы, как бы скребём карточкой по окрашенной поверхности. Тоненькой кистью прорисовываем вершины деревьев на горных холмах. Добавляем в пейзаж облака, делаем их контуры более чёткими(гуашь), добавляем на озёрную гладь мазки синего цвета(акварель). Снова используем гуашь для рисования цветов среди травы, рисуем цветочки в технике «пальчиковая палитра»(отпечатки пальчиков). Нам остаётся затемнить полосу леса вдалеке и работа готова. Байкал, чья слава в этом миреВека веков переживет,Как он под стать самой СибириБескрайним плесом мощных вод;Под бурей — рокотом громовымУ скал прибрежной полосы,В тиши — достоинством суровымМогучей сказочной красы.В его блистающем просторе,В глубинной толще вековой,В его повадках — облик моряИ отзвук в говоре морской.(Александр Твардовский,1959)Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Техника рисования Энкаустика. Мастер-классРоспись разделочной доски в технике традиционный «Городец». Мастер-класс с фотоРисование витражными красками на CDдиске. Мастер-класс с пошаговыми фотоРисование осеннего пейзажа акварелью поэтапно

Объявление скрыто.

Урок рисования для младших школьников на тему Осень