Открытие памятника александру 1

Путин открыл памятник Александру III: самый эффективный и успешный царь

На постаменте выбита любимая цитата ВВП

19.11.2017 в 12:21, просмотров: 24491

Владимир Путин специально прилетел в Крым только за тем, чтобы открыть памятник императору Александру III. Предпоследнему правителю из рода Романовых были отданы высокие почести: на церемонию прислали даже роту почетного караула. Торжества не имеют весомого повода: обе даты, связанные с рождением и смертью монарха, в этом году некруглые. Однако в отличие от 100-летия революции, которое Кремль обошел полнейшим молчанием, проблем с оценкой его правления у президента, похоже, нет. Путин не только считает Александра III самым эффективным и успешным российским императором, но и, по всей видимости, олицетворяет себя с ним.

«Мы открываем памятник выдающемуся государственному деятелю и патриоту, человеку сильного характера, мужества и несгибаемой воли. Он всегда глубоко чувствовал огромную личную ответственность за судьбу страны: сражался за Россию на ратном поле, а став главой государства, делал все для развития и укрепления державы, для того, чтобы сберечь ее от потрясений, внутренних и внешних угроз», — заявил Путин на церемонии открытия. По его словам, Александр III отстаивал интересы страны прямо и открыто — такая политика обеспечила повышение авторитета России в мире. К основным достижениям царя-миротворца президент отнес развитие промышленности, которое сочеталось с принятием прогрессивного трудового законодательства, внимание к инфраструктурным проектам (при нем началось строительство Транссиба), а также качественное перевооружение армии. «При этом он считал, что сильное, суверенное, самостоятельное государство должно опираться не только на экономическую и военную мощь, но и на традиции, а движение вперед невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям», — подчеркнул Путин.

Не трудно убедиться, что все вышесказанное в равной степени относится не только к Александру III, но и к самому ВВП. Президент несколько раз публично повторял фразу императора, ставшую крылатой (она же выбита на постаменте памятника): «Во всем мире у России только два верных союзника — наша армия и флот». И, похоже, полностью разделяет его отношение к партнерам и протоколу. «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать», — изрек Александр III в ответ на просьбу министра двора немедленно принять посла одной из европейских держав. Владимира Путина, как известно, иногда приходится ждать не только послам, но даже папе Римскому и Ангеле Меркель. Царя и президента роднит также настороженное, если не сказать, неприязненное отношение к либералам. «Министры наши не задавались бы несбыточными фантазиями и паршивым либерализмом», — писал Александр III. Отношение к свободе слова у него было специфическим: с одной стороны, к концу его царствования в России выходило около 400 периодических изданий, с другой — монарх позакрывал все СМИ, которые, как ему казалось, пропагандировали «либеральное брожение умов».

Примечательно, что современники относились к царю-миротворцу отнюдь не восторженно. Владимир Путин в своем выступлении на церемонии открытия памятника процитировал Сергея Витте, который хвалил Александра III за справедливую и непоколебимую твердость при отстаивании интересов России. Но у Витте есть о царе и другие слова:»ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования». Еще более неприглядную характеристику императору дал историк Ключевский: «Этот тяжелый на подъем царь не понимал положения своей империи, да и вообще не любил сложных умственных комбинаций, каких требует игра политическая. Правительство прямо издевалось над обществом, говорило ему: «Вы требовали новых реформ — у вас отнимут и старые».

Тут, правда, необходимо напомнить, что Александра III специально не готовили к роли российского самодержца. Учителя считали его, как сейчас говорят, «тихим троечником» и неоднократно жаловались на его тугоумие родителям. Императором он стал по воле случая, поскольку старший брат Николай скоропостижно скончался от туберкулеза костей. И Александру пришлось унаследовать не только титул наследника, но и его невесту Дагмар, впоследствие ставшую императрицей Марией Федоровной.

Скульптор памятника — Александр Ковальчук — говорит, что фигура царя, сидящего на камне и опирающегося на шашку, символизирует «сильное государство, где созданы все условия для процветания». «Он смотрит на море и думает о России», — пояснил свой замысел Ковальчук. Сам президент в конце выступления признался, что это памятник не только Александру III, но и людям всех сословий, которые честно служили, служат и будут служить Отечеству. В таком контексте поездка в Крым только ради участия в церемонии открытия уже не кажется экзотической.

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Заголовок в газете: Не царское дело
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27550 от 20 ноября 2017 Тэги: Смерть, Общество Персоны: Владимир Путин, Дмитрий Песков, Ангела Меркель, Папа Римский Организации: Правительство РФ Армия Места: Крым, Россия

Открытие памятника александру 1

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

первое и второе воскресенье каждого месяца:

для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное .

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке (в том числе Инженерный корпус) и Новая Третьяковка открыты для посещения:

4 ноября (воскресенье) — в обычном режиме;

5 ноября (понедельник) — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00).

4 ноября (воскресенье) — открыты для посещения в обычном режиме;

5 ноября (понедельник) — закрыты.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по ссылке.

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
  • Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

    Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

    • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
    • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
    • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
    • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
    • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
    • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
    • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
    • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
    • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
    • члены Международного Совета музеев (ICOM);
    • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
    • волонтеры музея — вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
    • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
    • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
    • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).
    Читайте так же:  Памятники детям героям войны

    Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

    Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

    День в истории: 18 июля

    В этот день, в 1709 году, Александру Даниловичу Меншикову, государственному и военному деятелю, сподвижнику и фавориту Петра Великого, за активное участие в Полтавской баталии присвоено звание Генерал-Фельдмаршала.

    В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №6 «Боны и ценные бумаги». На аукционе представлены 850 лотов. Комиссионное вознаграждение на этом аукционе составляет 10%. Начало закрытия аукциона 13 июля 2019 года в 12:00.

    В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №5 «Летний интернет аукцион». На аукционе представлены 1360 лотов. Комиссионное вознаграждение на этом аукционе составляет 10%. Начало закрытия аукциона 29 июня 2019 года в 12:00.

    ВНИМАНИЕ!
    27 мая 2019 г. мы не работаем.

    ВНИМАНИЕ!
    с 1 по 12 мая 2019 г. мы не работаем.
    Размещенные в эти дни заказы в магазине будут обработаны начиная с 13 мая.
    Поздравляем с Днем Победы!

    В разделе «Аукционы» опубликован каталог аукциона №124 «Награды России». На аукционе представлен 1111 лот. Комиссионное вознаграждение на этом аукционе составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 13 мая 2019 г. Внимание! Аукцион будет проходить два дня —25 и 26 мая.

    Аукцион №109 «Летний нумизматический аукцион» состоялся 24 июня 2017 г.
    Москва, Гостиница «СтандАрт», Страстной б-р, 2

    • Комиссионное вознаграждение 10%.

    страницы 8 9101112. >>> всего лотов: 152 на 13 стр.

    Медаль в память сооружения моста Петра Великого (Охтинского) в С.-Петербурге

    Медаль в память сооружения моста Петра Великого (Охтинского) в С.-Петербурге. С.-Петербург, 1911 г. Мастерская (ателье) А.Ф.Жакара (лиц. ст. — под изображением Императора Николая II, у окружности: А.Жаkаръ.). Лепка Жоржа Монтандона (Франция). Бронза; 112,28 г. Диаметр 62,8 мм. Сохранность очень хорошая. Дьяков# 1515.1 (R1). Тираж 500 экз.

    Медаль в память 100-летнего юбилея Императорского Александровского лицея. СПб монетный двор, 1911 г. Медальер А.Ф.Васютинский по модели М.Л.Диллон (лиц. ст., справа под линией обреза изображения, и об. ст., справа внизу: М.ДИЛЛОНЪ.). Бронза; 196,47 г. Диаметр 76,7 мм. Сохранность очень хорошая. Смирнов, доп.# 1443. Дьяков# 1521.1 (R1).

    Медаль в память 100-летнего юбилея Императорского Александровского лицея

    Медаль в память 100-летнего юбилея Императорского Александровского лицея. СПб монетный двор, 1911 г. Медальер А.Ф.Васютинский по модели М.Л.Диллон (лиц. ст., справа под линией обреза изображения, и об. ст., справа внизу: М.ДИЛЛОНЪ.). Бронза; 205,53 г. Диаметр 76,7 мм. Сохранность очень хорошая. Смирнов, доп.# 1443. Дьяков# 1521.1 (R1).

    Лот из шести жетонов:

    Лот из шести жетонов:
    1. Жетон в память 300-летия со дня кончины первого русского печатника Ивана Федорова, 5 декабря 1883 г. Неизвестная мастерская. Цинк; 6,97 г. Диаметр 25,0 мм. Сохранность почти отличная. Иверсен# DCCCII (т.3, с.58). Дьяков# 948.1 (аналог). Руденко# 2244.2. (R0). Довольно редкий.
    2. Жетон Музыкального фестиваля в Гельсингфорсе, 9 июня 1895 г. Гельсингфорсский монетный двор (?). Неизвестный медальер с инициалами P.Y. (лиц. ст. — слева внизу на изображении: P.Y.). Бронза, позолота; 7,78 г. Диаметр 25,5 мм. Сохранность почти отличная. Bostrom II, s.195.
    3. Жетон в честь визита президента Французской Республики Ф.Фора в Россию в 1897 г. Москва. Фабрика В.К.Збука. Медальер С.К.В.Островский (лиц. ст. — на лацкане фрака: WO, об. ст. — внизу на поле: W.O.). Бронза, позолота; 8,91 г. Размеры 36,9?25,2 мм (сложной формы). Сохранность отличная. Руденко.2066.16 (R0).
    4. Жетон в память Высочайшего манифеста, 17 октября 1905. Неизвестная мастерская. Бронза; 8,40 г. Диаметр 28,9 мм. Сохранность почти отличная.
    5. Жетон в память открытия Государственной думы, 27 апреля 1906 г. Неизвестная мастерская. Бронза; 4,84 г. Диаметр 23,6 мм. Сохранность очень хорошая.
    6. Жетон в память 50-летия освобождения крестьян, 19 февраля 1911 г. Неизвестная мастерская. Алюминий; 1,60 г. Диаметр 23,3 мм. Сохранность почти отличная. Руденко# 2100.15. (R0). (6)

    Медаль в память открытия в Москве памятника Императору Александру III

    Медаль в память открытия в Москве памятника Императору Александру III. СПб монетный двор, 1912 г. Медальер А.А.Грилихес, сын (лиц. и об. ст. — на обрезе изображения: А.А.Г.). Бронза; 202,11 г. Диаметр 78,3 мм. Сохранность почти отличная. Смирнов, доп.# 1451/а. Дьяков# 1528.1 (R0).

    После скоропостижной смерти Императора в 1894 г. была объявлена всероссийская подписка на сооружение ему главного памятника в Москве. Деньги поступали весьма быстро, поэтому уже через три года встал вопрос о месте и проекте памятника. Выполнить модель памятника пригласили самого знаменитого тогда скульптора А.М. Опекушина и архитектора А.Н. Померанцева. Местом для установки памятника, по предложению известного общественного деятеля И.В. Цветаева, стала площадь перед Храмом Христа Спасителя, освященного в царствование Александра III. Работы по сооружению памятника начались в 1900 г. и длились 12 лет. Гранитными работами занимался петербургский завод Морана совместно с финскими фирмами. Постамент весом в 3200 тонн был закончен летом 1911 г., и 23 июля на нем началась сборка бронзовой статуи, отлитой по частям также на заводе Морана. Торжественное освящение памятника состоялось 30 мая 1912 г. в присутствии царской семьи, при параде и салюте. В честь открытия монумента была выпущена памятная рублевая монета. Опекушин изобразил Царя сидящим на троне, в военной форме, короне и порфире, со скипетром и державой в руках. Величественная фигура Императора была обращена лицом к Кремлю. Ее высота достигала 6,4 метра. На лицевой стороне пьедестала красного полированного гранита помещалась надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему Императору Александру Александровичу всея России. 1881–1894». Ниже, вокруг пьедестала шла бронзовая лента с гербами России и входивших в ее состав княжеств и царств. Пьедестал стоял на широком гранитном основании. На его углах помещались четыре фигуры бронзовых двуглавых орлов с распростертыми крыльями, выполненные скульптором А.Л. Обером. Общая высота памятника составляла 15 метров, обошелся он в 2319265 рублей. Весной 1918 г. с памятника были сброшены фигура Императора и орлы, сбиты барельефы. В 1920 г. на митинге у опустевшего постамента выступал Ленин. Вскоре постамент украсился надписью: «Здесь будет воздвигнут памятник «Освобожденный Труд», который заложил Ленин 1 мая 1920 г.». Никакого памятника, естественно, не воздвигли, а постамент окончательно разобрали около 1932 г.

    Читайте так же:  Памятники средневекового права германии

    Памятник Александру I напомнит о временах величия России

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Памятник императору Александру I откроют в четверг в Москве президент Владимир Путин, патриарх Кирилл, министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.

    Монумент будет установлен в Александровском саду у стен Кремля.

    Участие в мероприятии президента и патриарха указывает на то значение, которое придают ему высшая государственная и церковная власти.

    Открытие памятника царю-освободителю Александру II в 2005 году прошло без Владимира Путина, зато на мероприятии присутствовали политики, ныне находящиеся в оппозиции.

    Возведение памятников, особенно лицам, давно почившим, как правило, стараются приурочить к круглым датам. Из круглых дат, связанных с именем императора Александра I, на 2019 год приходятся три 200-летия.

    Это вступление русских войск в Париж в марте, присвоение царю титула «благословенного, великодушного держав восстановителя» в августе и начало Венского конгресса в сентябре 1814 года.

    На 1814 год пришлась, по свидетельству министра иностранных дел Австрийской империи князя Клемента Менцеля фон Меттерниха, высшая точка развития в характере Александра «старых идеалов филантропии и свободомыслия», воспринятых им в юности.

    Вряд ли, однако, есть основания полагать, что возведение монумента императору в центре Москвы поздней осенью сложного для России 2019 года мотивировано идеалами филантропии и свободомыслия. Можно было подождать до 2025 года и увековечить его память в неочевидную 200-летниюю годовщину кончины царя.

    Впрочем, вероятно, к тому времени будут найдены неопровержимые данные о том, что император на самом деле преобразился в старца Федора Кузьмича и умер через три года после освобождения крестьян, мечты о котором одно время волновали его.

    Тогда будет посрамлен Меттерних, утверждавший, что «в 1825 году Александр угас от окончательного утомления жизнью».

    Имперская ностальгия?

    Вряд ли понравится участникам церемонии открытия памятнику императору и такая характеристика, данная ему тем же Меттернихом: «Характер Александра I представлял странную смесь мужественных качеств с женскими слабостями».

    Куда ближе должно быть им описание портрета царя из «Белой гвардии» Михаила Булгакова: «Ослепительный Александр несся на небо, и оборванная кисея, скрывавшая его целый год, лежала валом у копыт его коня».

    Кисея, как помнят читавшие роман, была сброшена с портрета, дабы воодушевить личный состав мортирного дивизиона белых на бой с петлюровцами, входившими в Киев зимой 1918 года. Портрет висел в киевской гимназии, носившей имя царя.

    «Императора Александра Благословенного не видели, что ли? Ровней, ровней! Ать. Ать. Леу. Леу!» — выл Мышлаевский, и гусеница поднималась, осаживая лестницу грузным шагом александровской пехоты».

    Открывать памятник «победителю Наполеона» куда приятнее, чем «властителю слабому и лукавому», по словам другого классика, Александра Пушкина, «нечаянно пригретому славой».

    Если не замечать пушкинского сарказма в 10-й главе «Евгения Онегина», души поклонников имперского величия могли бы согреть слова о том, как «силою вещей мы очутилися в Париже, а русский царь главой царей».

    «Я всех уйму с моим народом, наш царь в конгрессе говорил», — резвился Пушкин, описывая труды Венского конгресса 1814-1815 годов, организованного Меттернихом.

    По нынешним временам куда приятнее вспоминать, как русский царь диктовал, пусть не безоговорочно, свою волю Европе, а не выслушивать сентенции австралийского премьера Тони Эббота о ностальгии по «имперской славе».

    Владимир Путин не присутствовал на открытии памятника Александру II 7 июня 2005 года.

    В тот день президент принимал султана Брунея, менял руководителей Северной Осетии, награждал деятелей культуры и искусства, вносил поправки в Налоговый кодекс и закон «О частной детективной и охранной деятельности».

    Памятник открывали ныне покойный патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков, который впал в опалу при президенте Дмитрии Медведеве.

    Были там член федерального совета СПС Борис Немцов и предприниматель Альфред Кох. Оба в прошлом вице-премьеры правительства в эпоху экономических реформ 1990-х годов, а теперь оппозиционеры.

    Пожалуй, Александр I, который задумал реформу политической системы России, дал конституцию Польше, освободил крестьян в Прибалтике, но оставил в крепостной зависимости соплеменников, не менее достоин памятника в современной России, чем царь Освободитель Александр II.

    Второго чаще поминают, как освободителя крестьян и братьев-болгар, реформатора суда, армии и земства. А то, что очередное польское восстание потопил в крови и супружескую верность не почитал, как особую добродетель, — так кто же без греха.

    Вот и о роли Александра I в трагической судьбе его отца Павла I до сих пор спорят историки.

    Не исключено, что когда-нибудь министр культуры Владимир Мединский внесет ясность в мифы о России, связанные с именем Александра Павловича.

    Император на пеньке: за что Владимир Путин полюбил Александра III

    Открытый 18 ноября в аннексированном Россией Крыму памятник императору Александру III работы Андрея Ковальчука сразу же подвергся критике за искажение исторических фактов. Главный объект критики – горизонтальная стела, на рельефе которой изображены достижения эпохи российского самодержца. Памятник царю привлек к себе особое внимание в связи с выступлением на его открытии президента Владимира Путина, специально прилетевшего в Крым. Монумент установлен рядом с Ливадийским дворцом, где император скончался в 1894 году.

    В октябре, после вручения награды «Учитель года», Путин, общаясь с приглашенными в Кремль учителями, назвал Александра III «выдающимся деятелем» российской истории, «строителем нашего государства». Вопрос о «ключевом деятеле» в истории России Путину задал лауреат премии «Учитель года» Илья Демаков.

    В ходе дискуссии о новом памятнике монарху пользователи «Живого журнала» собрали те «увековеченные в камне» достижения российского государства, к которым сам Александр III имел либо малое отношение, либо никакого. Многие из символов на стеле связаны с вехами, датированными периодом царствования его отца – Александра II.

    Агентство ТАСС так описывало изображения на стеле памятника: «Создание самолета Можайского и винтовки Мосина, строительство заводов и фабрик, а также Транссиб, храм Христа Спасителя, Третьяковская галерея, Исторический музей. Здесь же показаны и выдающиеся деятели того времени: Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Пржевальский, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев и другие».

    Критики памятника указывают, что писатель Федор Достоевский умер за три месяца до того, как Александр III взошел на престол, в январе 1881 года. Третьяковская галерея была основана еще в 1856 году – это общеизвестный факт, указанный на официальном сайте «Третьяковки». Официальная дата основания Исторического музея – 1872 год. Пользователи указывают, что самолет Можайского разрабатывался еще с 1870-х, а при Александре III так и не взлетел. Открытие самого знаменитого периодического закона химиком Дмитрием Менделеевым датируется 1869 годом. Пользователи также отмечают недостаток свидетельств о том, что известную фразу о «двух союзниках» России – «армии и флоте» – император действительно произносил. Именно эти слова выбиты на постаменте памятника: «У России есть только два союзника – ее армия и флот».

    Многие комментаторы отмечают и сходство нового памятника со знаменитым памятником Александру III, который стоял на Знаменской площади (ныне площади Восстания) в центре Петербурга напротив Московского вокзала. Памятник был убран во двор Русского музея после Октябрьской революции, а потом установлен напротив Мраморного дворца, где и остается по сей день.

    Читайте так же:  Картинки на памятники свечи

    Почему образ Александра III показался привлекательным Владимиру Путину? На эту тему рассуждает историк, профессор Европейского Университета в Петербурге Иван Курилла.

    – Почему, по вашему мнению, Александр III для Владимира Путина вдруг стал любимым царем, предпочтительным историческим персонажем? Какие параллели он пытается провести со своим правлением, если, конечно, пытается?

    Речь не только об Александре III. В последние годы мы видим, как в области установки памятников совершен поворот к царям. Появились памятники таким персонажам, как, к примеру, Иван Грозный. Этот памятник стоит в Орле, и может быть, это не московская, а местная инициатива. У стен Кремля стоит памятник князю Владимиру, если пройтись по Александровскому саду около Кремля, то он за последние годы претерпел очень радикальные изменения. Там стоят памятники Александру Первому, патриархам… То есть такая монархически-православная коммеморация стала довлеть в последние годы, идея ставить памятники монархам в большом количестве продвигается центральной властью. И вот появился еще памятник Ивану Третьему – странный, как персонаж фэнтези, с орлом на посохе.

    Про это давно говорят. Россия все больше напоминает феодальное государство, теперь еще и монархическое. Но Александр III занимает особое место. И такой человек, который угадывает в этом смысле движение власти, как Никита Михалков, еще со времен, кажется, «Сибирского цирюльника», где он сам сыграл Александра III, активно продвигал, пропагандировал образ Александра III как «лучшего царя». Вот сейчас центральная власть, видимо, согласилась с теми доводами, которые тогда приводил Михалков. Мифология, которая вокруг Александра III существует, видимо, очень хорошо ложится на сегодняшнее представление о власти – о мудром монархе, при котором страна не воевала. Вот эта фраза, которую Александру Третьему приписывают, которую высекли на памятнике, что «у России два союзника – армия и флот», видимо, является квинтэссенцией. Многие сомневаются, что император эту фразу на самом деле говорил – я не берусь оценивать ее на аутентичность. Но, видимо, чуть ли не ради одной этой фразы Александра III сейчас прославляют. Потому что сегодняшняя Россия лишилась всех остальных серьезных союзников и теперь, наверное, полагается только на собственные силы. Хотя как раз при Александре III было по-другому. Неизвестно, точно ли он говорил эту фразу, но то, что при нем Россия активно занималась европейской политикой, налаживала союзы – это исторический факт. Скорее всего, образ Александра продвигается сейчас как образ «мудрого царя» и одновременно царя, при котором случилась контрреформа. Это период, когда все либералы и революционеры предыдущей эпохи, эпохи Александра II, оказались сосланными в Сибирь. Это то время, когда воцарилась реакция. Те свободы, которые допустил Александр II, были свернуты. Это как раз во времена Александра III по Сибири путешествовал Джордж Кеннан-старший, американец, и потом написал, что «все лучшие люди России оказались в Сибири». Это тоже, наверное, в каком-то смысле сидит в подсознании нынешней власти.

    ?– Все-таки Александр III правил относительно недолго. После него к власти пришел Николай II, и все в России полетело кувырком. Получается, что каких-то основ, твердой государственности Александр III не заложил?

    – Я бы не стал тут проводить прямую и причинно-следственную связь искать между тем, что полетело кувырком при Николае, и тем, как правил Александр III. Но очевидно, что Россия пропустила какой-то момент, когда реформы могли бы предотвратить революцию. Ведь говорили (есть такая полулегенда, но тоже основанная на некоторых источниках) о том, что Александра II убили за короткое время перед тем, как он якобы собирался подписать указ о введении конституционного правления. Такой проект, во всяком случае, обсуждали. Потом пришел Александр III, и все эти проекты были отодвинуты далеко. Россия вернулась к жесткому правлению, при котором все «заигрывания» императора с либеральной общественностью, земством, самоуправлением оказались свернуты либо полностью, либо частично. Таким образом, Россия вместо того, чтобы модернизировать государственное управление, приводить его в соответствие с современной эпохой, попыталась заморозить то, что было «по заветам предков», то, как правили Романовы за 100 лет до этого. Это, наверное, и привело к революции, привело к тому, что к моменту, когда кризис прорвался в революционные события, оказалось, что государство к этому не готово. Конечно, нельзя полностью считать, что в этом виноват Александр III, но каких-то реформ не хватило, в том числе при Александре III. Тем не менее, миф о государе, правящем страной, в которой ничего революционного не случается, которая не воюет, миф о сильной самодержавной власти, которая справляется с внутренними и внешними вызовами без применения армии, силы, – это то, что привлекает нынешнюю власть. С другой стороны, достижений особенных за это время мы тоже не знаем. Достижения, которые на памятнике указаны, как уже разобрали многие люди, относятся либо к предшествующему правлению, либо к последующему, но в общем никак с Александром III не связаны. Да, заморозил общество, подморозил. Подмораживание, как обычно, оказалось не только полезным для тогдашнего государства, но и вредным для состояния общества. То есть заморозили и творческие возможности страны.

    – Что связывало Александра III с Крымом, кроме того что он любил там отдыхать и там умер? Я задумываюсь о том, что существовал памятник Александру III, стоявший в центре Петербурга на Знаменской площади. Сейчас он стоит у Мраморного дворца в Петербурге. Может быть, легче было этот памятник вытащить на видное место?

    – Ну, нет, зачем же. Кто-то тоже заметил, что нынешний памятник фактически повторяет памятник Павла Трубецкого, который вы вспомнили. Но только без лошади. Если вместо лошади поставить пенек, то в общем тот же самый Александр и получится. Но про Крым – это отдельная история. Потому что на протяжении нескольких месяцев шли разговоры о том, что к юбилею революции в Крыму будет открыт другой памятник. Что Путин приедет на открытие памятника примирению, который как-то должен был символизировать примирение после революции и гражданской войны – такое символическое завершение 100-летнего цикла, который начался с революции. Но против этого памятника неожиданно возникли сильные протесты в Севастополе, в Крыму. Левые довольно сильно протестовали против такого – мол, с кем примиряться? И памятник этот так и не был открыт, может быть, и не будет. Тем не менее, сама по себе, видимо, идея того, что Путин приедет в Крым в ноябре и будет открывать памятник, сохранилась. Но вот вместо памятника примирению открыли памятник Александру III, что в своем роде тоже символично, – заключает историк Иван Курилла.

    Скульптор Андрей Ковальчук претензии к памятнику отвергает и заявляет, что не будет ничего менять. Он настаивает, что его произведение «соответствует исторической правде» и что он «советовался с историками», а также «черпал сведения из вышедшей в 2019 году в серии «Жизнь замечательных людей» книги историка Александра Мясникова.

    В частности, отвечая тем, кто указал, что изображенный на памятнике Федор Достоевский умер еще до коронации Александра III, Ковальчук заявляет, что «еще будучи цесаревичем, Александр, во-первых, покровительствовал Федору Михайловичу, и (во-вторых) на него творчество Достоевского оказало огромное влияние. Формирование личности Александра невозможно без Достоевского». «Есть исторические вопросы, а это художественное произведение. Поэтому я ничего не собираюсь менять, я считаю, что абсолютно за все я могу дать ответ», – заявил Ковальчук в эфире телеканала «Россия 24».