Памятник аичернышову

Памятник аичернышову

Представляя историю нашего края, мы хотим рассказать о сохранившихся на территории города и в его ближайших окрестностях историко-архитектурных памятниках.

Архитектура — одно из самых долговечных и сильных средств выражения культуры и духовного богатства народа. Иногда ее называют застывшей музыкой, ибо, подобно музыке, способна она вызывать глубокие чувства.

Кроме трех храмов, расположенных на территории г. Лыткарино, мы расскажем об архитектурных особенностях частично сохранившихся дворянских усадеб.

Дворянская усадьба, как культурный комплекс, всегда входила в большой пласт русской культуры, выражала внутренний, духовный мир своего хозяина. Русская дворянская усадебная культура, в основе которой лежала семья, явила собой замечательно точное соответствие понятию. Это и «воспитание», и «образование», и «почитание», что по латыни и означает — «культура». Нельзя этот культурный пласт отбросить, ибо, и по сей день, он продолжает формировать образ России.

Очень актуальна задача возрождения, сохранения и бережного отношения к памятникам дворянской культуры. Без этого немыслимо возрождение духовности, возвращение к своим историческим корням.

Так же в этом разделе мы расскажем Вам о памятниках созданных в память о погибших в годы Великой Отечественной Войны.

Тысячи жителей города Лыткарино уходили на фронт – защищать свою большую и малую Родину. Оставшиеся ковали победу в тылу. На долю тех и других выпало столько страданий , что распределяй их по справедливости , хватило бы на несколько поколений. А они выстояли, вошли в мировую историю победителями.

Центральный парк культуры и отдыха

Центральный парк культуры и отдыха занимает площадь 4.0 га и расположен рядом с муниципальным учреждением «Дворец культуры «Мир»».
При сдаче в 1961 году в эксплуатацию здания Дворца культуры была благоустроена как зона отдыха горожан, прилегающая к нему территория. Здесь построили летнюю эстраду, ротонду, установили скамейки, заасфальтировали дорожки и высадили большое количество деревьев разных пород: каштаны, липы, ели, березы, из питомников привезли саженцы яблонь и, в результате, вырос настоящий яблоневый сад, который радовал лыткаринцев щедрыми урожаями.
В сложные 80-90 годы финансирование работ по благоустройству парка не производилось. Разрушилась ротонда, пришло в негодность асфальтовое покрытие дорожек, исчезли скамейки, росла численность аварийных деревьев. Парк остро нуждался в реконструкции.
В 2011 году после масштабных работ по благоустройству территория парка изменилась до неузнаваемости.


Пешеходные дорожки вымощены тротуарной плиткой, подъездные пути заасфальтированы, обустроены газоны, цветочные клумбы- все эти работы проведены ландшафтным дизайнером. Построена новая белая ротонда, установлены скамейки, урны для мусора, полностью заменено освещение, смонтировано 67 фонарей в стиле пушкинской эпохи.
И, самое главное, в парке появилось много детских игровых аттракционов, площадок для занятий спортом, восстановлена летняя эстрада, территория парка обнесена декоративным металлическим ограждением. Все это стало возможным, благодаря Главе города Лыткарино Е.В. Серёгину, именно он стал главным архитектором вновь возрожденного парка. Под его непосредственным руководством проводились все работы по благоустройству этой территории.
Сегодня парк — любимое место отдыха тысяч горожан. Сюда традиционно приходят молодожены, местом притяжения для них являются белая ротонда и скульптурная композиция«Посвящение влюбленным». В теплое время года в парке проводятся вечера отдыха в сопровождении духового оркестра, фестивали, концерты, игровые программы для детей и взрослых, спортивные соревнования.
В зимнее время – открывается каток, устанавливаются ледовые горки.
В целях безопасного отдыха горожан, в парке ведется круглосуточное видеонаблюдение, заключен договор на охрану прилегающей территории, в ночное время парк закрывается, что позволяет обеспечивать его сохранность.

В 2011 году на центральной площади города Лыткарино, которая композиционно продолжает парковую рекреационную зону отдыха, установлен памятник «Защитникам Отечества», памятник мужеству и героизму российских воинов.
Возведён монумент по инициативе Главы города Лыткарино Евгения Викторовича Серёгина, при поддержке Совета депутатов города Лыткарино и общественных организаций.
Скульптурная композиция состоит из трех фигур воинов символизирующих знаковые исторические события: Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, локальные военные конфликты. Памятник – дань уважения тем, кто с честью и достоинством исполнял свой воинский долг.
Отечественная война 1812 года относится к тем событиям всемирной истории, которые не меркнут в веках и будут всегда служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и богатырской силы русского народа в борьбе за национальную честь и независимость Родины. Большой помощью в битве против врага, была партизанская война, в которой принимали участие наши соотечественники.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Лыткаринцы уходили на фронт — защищать свою большую и малую Родину. Были призваны, в том числе в отборные части Вооруженных сил – воздушно-десантные, пограничные, морскую пехоту. Многие наши земляки не вернулись домой.
Жители города чтут память Федора Григорьевича Сафонова партизана-разведчика, героически погибшего в 1941 году в боях под Москвой. Николая Моисеевича Столера, в 1941 году он был командиром минометной батареи на Ленинградском фронте. Степана Егоровича Базяева — разведчика, который пройдя тысячи километров по военным дорогам, в мае 1945 года расписался на Рейхстаге.
Лыткаринцы исполняли свой интернациональный долг во Вьетнаме, Египте, Республике Афганистан, в Чечне.
Памятник «Защитникам Отечества» призван воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма, гордости за своих земляков, гражданской ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Для жителей города памятник «Защитникам Отечества» стал символом доблести и героизма, которые проявляли наши соотечественники в годы войны и при выполнении интернационального долга.

Парк «Усадьба Лыткарино»

Усадебный парк имеет древнюю многовековую историю, он непосредственно связан с развитием усадьбы «Лыткарино».
В самом начале XVIII века — в 1702 году сельцо Лыткарино было пожаловано Петром I своему первому учителю и ближайшему сподвижнику Никите Моисеевичу Зотову. Зотов, а затем и его наследники построили в Лыткарино усадебный дом с многочисленными хозяйственными постройками, заложили яблоневый сад. К середине XVIII века, как свидетельствуют документы генерального межевания 1767 года, на левом берегу реки Москвы был «господский дом деревянный, при нем сад с плодовыми деревьями».


Со временем, следуя европейской моде, Зотовы разбивают рядом с домом регулярный липовый парк, который вскоре дополняют вязовыми и дубовыми аллеями.
В 1825 году, одна из представительниц семьи Зотовых, наследница усадьбы «Лыткарино» – Елизавета Николаевна выходит замуж за Александра Ивановича Чернышева, героя Отечественной войны 1812 года, будущего военного министра Российской империи. При Чернышевых территория усадьбы значительно увеличилась, были проведены работы по устройству каскадных прудов, границы парковой территории охватили близлежащий живописный ландшафт, в открытом партере перед домом были высажены лиственницы.
Младшая дочь Чернышевых, которая унаследовала усадьбу, в 1880 году перестраивает дом в итальянском стиле. В соответствии с архитектурными канонами того времени барский дом становится центром всей усадьбы. Он имеет два флигеля и обращен западным фасадом к Москве-реке. У террасы были установлены солнечные часы, на постаменте, высеченном лыткаринскими каменотесами из глыбы песчаника.
После революционных событий усадьба была национализирована и использовалась для различных хозяйственных нужд.
С 1990 года в усадьбе «Лыткарино» располагается Лыткаринский историко-краеведческий музей.
В настоящее время ландшафт, примыкающий к усадьбе, трансформирован. Городская застройка поглотила большую часть усадьбы. От усадебного комплекса сохранились: главный дом, людская и часть парковой территории, некоторые объекты малых форм.
В 2005 году по заказу музея специалистами НИИПИ Генплана г.Москвы был разработан «Проект зон охраны памятника архитектуры — усадьбы «Лыткарино»». В проекте архитекторы, изучавшие памятник, описали усадьбу «Лыткарино» следующим образом:«Усадебный дом размещался на холме на расстоянии 1,5 тысяч метров от реки Москвы. Склон, на котором расположился усадебный комплекс, террасирован. Шесть террас спускается к первой надпойменной террасе, на которой расположилась деревня Лыткарино.
Главная композиционная ось усадебного комплекса ориентирована на реку Москву. Панорама, открывавшаяся некогда из окон усадебного дома, в западном направлении замыкалась на пойму Москвы-реки и храм Спаса Преображения в селе Остров. С восточной стороны вид из дома был направлен на аллеи регулярного парка. Ландшафтный парк подходил к парадному двору. Каскад прудов раскинулся в ландшафтном парке, ниже по рельефу.
Значительные открытые луговые и пахотные пространства в период XVIII – XIX веков окружали усадебный комплекс. Лесные массивы подступали к усадьбе с севера и востока».
В настоящее время в усадебном доме проводятся реставрационные работы. В 2012 году выполнены работы по восстановлению исторического ландшафта парка и его благоустройство.
В парке проложены пешеходные дорожки, устроены газоны и высажена газонная трава. Установлены фонари освещения, скамейки, урны. На своем историческом месте и на подлинном постаменте восстановлены солнечные часы. К 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года в парке торжественно открыт памятник князю А.И.Чернышеву.


Парк «Усадьба Лыткарино» огражден металлической декоративной оградой с калитками и воротами, что позволяет закрывать периметр парка в ночное время с целью сохранности элементов благоустройства. С той же целью установлены камеры видеонаблюдения.
Благоустроенный парк стал дополнительной зеленой зоной города и местом отдыха горожан. Парк значительно расширил возможности работы музея. Музейные сотрудники проводят здесь экскурсии, музейные интерактивные и театрализованные программы, концерты, игровые программы для детей, народные праздники, торжественные мероприятия.
Планируются работы по дальнейшему восстановлению парка. Требуется проведение работ по обследованию старовозрастных усадебных лип и тополей с целью их дальнейшего сохранения. Необходима подсадка новых деревьев и кустарников.
Продолжение работ (на участке парка, который еще не благоустроен) открывает перспективу создания зала музея под открытым небом, в котором жители и гости города смогут познакомиться с лыткаринскими каменными промыслами, где будут представлены уникальные крупногабаритные экспонаты и показана технология изготовления жерновов и обработки камня.

Усадьба Петровское (Барятинских)

Названа по имени последних ее владельцев князей Барятинских, владевших Петровским с 1890 г. по 1917г.

Усадьба, сформировавшаяся во второй половине XVIII века и имевшая живописную планировку, располагалась на высоком берегу над поймой р. Москвы.

Центром усадебного комплекса служил дом с небольшим парадным двором, окруженный чугунной оградой. К дому вела подъездная дубовая аллея, по сторонам которой размещались хозяйственные постройки.

Парковый фасад дома обращен к партеру, террасами спускающемуся к Круглому озеру. На восточной окраине большого пейзажного парка расположены две церкви.

Ныне от усадьбы сохранился лишь двухэтажный усадебный дом, пострадавший от пожара в 1930 году.

Построенный в конце XVIII века в стиле классицизма, с портиками во втором этаже и колонным бельведером, дом напоминал знаменитый Павловский дворец в миниатюре.

Пожаром был полностью уничтожен второй деревянный этаж с расписными плафонами, лепниной, фигурными печами. Сложенные из белого тесанного камня цокольный и первый этажи с каменной террасой на парковом фасаде в 1959 году были надстроены из кирпича в чуждых памятнику формах.

Сейчас работы по реставрации возвращают ей первоначальный облик .

Церковь Святителя Николая

Читайте так же:  Почему на украине сносят памятники ленина

Построенная в древнерусском стиле между 1680 и 1691 гг. на окраине Петровского, она является составной частью комплекса бывшей Усадьбы Барятинских.

Это небольшой кирпичный храм простотой своих форм тяготеющий к традициям XVI века. Состоит из высокого двухсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, на который поставлен низкий восьмигранный барабан, украшенный треугольными кокошниками. Завершает постройку изящный декоративный шатер.

С восточной стороны к храму примыкает полукруглая апсида. С противоположной стороны — небольшая трапезная, над западной стеной которой возвышается трех — пролетная звонница появившаяся после реставрации церкви Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры в 1978 г. Первоначально над входными вратами возвышалась небольшая главка с крестом. Стены снаружи покрыты известковой обмазкой и побелены. Архитектурное убранство крайне лаконично. Главы крыты лемехом, кровли — тесом.

В настоящее время в церкви заканчиваются реставрационные работы.

Церковь Святых апостолов Петра и Павла
(Петропавловская)

Эта церковь — замечательный образец культового здания начала XIX века. Выстроена она на средства купца Г. А. Демидова в 1805 году в стиле зрелого классицизма.

Кирпичная, на белокаменном цоколе и с белокаменными деталями декора, снаружи покрыта штукатуркой и покрашена в кирпичный цвет. По архитектурному типу и по разработке деталей она принадлежит казаковской школе.

Здание продольно-осевой композиции состоит из двухсветной ротонды храма, перекрытой сферическим куполом, пониженной ротондальной апсиды, квадратной, со скошенными углами, трапезной и трехъярусной колокольни, верх которой перестроен в конце XIX века. Боковые фасады храма имеют ризалиты, украшенные портиками.

В XIX в. в подклете алтарной части храма находилась родовая усыпальница светлейших князей Чернышевых, владевших Петровским с 1857 г. (утрачена). Стены подклета были сложены из блоков камня известняка, добытого у села Мячково. Погребальный склеп спроектировал для Чернышевых архитектор Вербицкий.

Церковь оригинальной плановой и объемной композиции является составной частью комплекса бывшей усадьбы Петровское.

Настоятель действующего храма св. апостолов Петра и Павла — отец Василий Александров.

Церковь Рождества Богородицы
(старообрядческая)

Построена в 1907 г. архитектором И. Г. Кондратенко в деревне Тураево, ныне не существующей. Старообрядческая, деревянная церковь с остроконечной башенкой, увенчанной восьмиконечным крестом, имеет полукруглую апсиду из красного кирпича.

Над входным порталом церкви — одноярусная, краснокирпичная, шатровая колокольня.

Изначально приход Тураевский принадлежал Белокриницкому согласию, что на Рогожском кладбище. В настоящее время он передан Тверской церкви в г. Москва под опеку отца Алексия.

Недалеко от церкви сохранился старообрядческий могильник с резными надгробиями, сработанными местными камнерезами.

Усадьба Лыткарино (Чернышевых)

Называется по фамилии последней ее владелицы светлейшей княжны Марии Александровны Чернышевой, построившей в 1880 г. новый усадебный дом взамен старого обветшалого. Об этом сохранилась надпись на каменной плите у восточного фасада. Кроме господского дома на территории лыткаринской усадьбы располагались дом для прислуги и конюшня.

Усадьба с обширным английским парком, со стороны долины Москвы-реки представлявшая многоярусную террасную композицию, была обсажена по периметру кустами сирени. Верхнюю террасу занимал усадебный дом с подъездной липовой аллеей.

Западный парадный фасад дома с каменной верандой обращен к располагавшемуся ниже яблоневому саду и пруду.

В настоящее время от усадьбы сохранились лишь два дома: частично перестроенный усадебный дом и дом для прислуги. На месте английского парка сохранилось несколько старых лип, берез, вязов.

Деревянный, одноэтажный усадебный дом с антресолями был выстроен в стиле ампир. Его план «покоем» усложнен открытой каменной террасой со стороны паркового фасада. Здание сложной композиции, сочетающей основную прямоугольную часть и одинаковые несколько пониженные крылья. Две небольшие антресоли помещены на продольной оси здания по сторонам центрального вестибюля. Гранитная терраса со стороны западного фасада имеет две лестницы.

В основе внутренней планировки дома лежит принцип симметрии. Парадная анфилада расположена вдоль паркового фасада и состоит из четырех помещений. На поперечной оси дома — зал с выходами на парадный двор и парк. Двумя коринфскими колоннами он членится на две части. Пол зала, расположенный в один уровень с партером парка, и два выхода из зала — в парк и к пруду — делают его легким праздничным павильоном. В настоящее время в нем размещен Лыткаринский историко-краеведческий музей.

Вторая постройка, сохранившаяся от бывшей усадьбы Лыткарино, — это дом для прислуги, «людская». Сооружена она в 1846 г. помещиком Н. И. Зотовым, владевшим Лыткарино в первой половине XIX века. Позднее, вплоть до 1917г., когда усадьбой владели Чернышевы, в здании размещалась школа. Двухэтажное здание из красного кирпича расположено чуть ниже усадебного дома к северо-западу. Вытянутый по оси, трапецевидный в плане объем покрыт вальмовой кровлей. Первый этаж оштукатурен. На восточном и западном фасадах — по двенадцать окон, стены по периметру завершены упрощенным кирпичным карнизом В советское время здание неоднократно перестраивалось. Этот дом, самое раннее в Лыткарино сооружение, является примером сугубо утилитарной усадебной постройки середины XIX века, лишенной отчетливого архитектурного стиля, Ныне здание занимает Лыткаринский Историко-краеведческий музей , в здании ведутся ремонтно-реставрационные работы.

Звезда израненная

К 40-летию Победы было решено создать в Лыткарине еще один мемориал в память о погибших. К разработке его проекта привлекли скульптора Василия Петровича Бабенко и архитектора Олега Андреевича Панасюка. Не раз и не два объездили и обошли они родной город, подыскивая необходимую площадку, продумывая детали оформления. Наконец место определено. Улица Спортивная: там, где стояла старая водонапорная башня. Работы начались за 2 года до юбилея.

Творческий замысел художника и архитектора предусматривал создание Сквера Победы, включающего в себя памятный знак «Звезда израненная», установленный на постаменте, где должны быть высечены фамилия лыткаринцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, скамьи, газоны — и все это в обрамлении вечнозеленого хвойного декоративного кустарника — туи (семейство кипарисовых). Сам памятный знак представляет собой звезду несколько необычной формы. Это упавший с неба метеорит. Помните, у Высоцкого есть такие строки: «Вот покатилась, и я загадал выйти живым из боя…» Но не все вышли из боя живыми. В память о них установлен этот знак. Звезда упала, но не исчезла, как не должна исчезнуть память о павших. Израненная звезда осталась на постаменте.

В то же время красная пятиконечная звезда — один из непременных атрибутов символики Советской Армии, разбившей фашистов. На спине нашего земляка — лыткаринца полного кавалера Ордена Славы С.Е. Базяева немцы выжгли звезду…
Скульптур В.П. Бабенко вспоминает, как делали сначала глиняную модель, затем гипсовую и уже потом на предприятии ПБ-2 (ныне Тураевский завод специальных конструкций) 5 высококвалифицированных рабочих под его руководством изготовляли памятный знак в металле. Это была тонкая ручная работа. Кстати, откроем маленький секрет. Пятеро умельцев выгравировали свои фамилии сверху на звезде, но так мелко, что увидеть их с земли невозможно.

К 40-летию Победы не все задуманное удалось реализовать. Не были установлены на цоколе доски с фамилиями погибших лыткаринцев, не до конца воплощено оформление сквера.

Администрацией города Лыткарино было принято решение к 50-летию Победы произвести реставрацию Сквера Победы и придать ему тот вид, что замыслили художник и архитектор.

Автор очерка: Нина Ложникова , из книги «Лыткаринцы в Великой Отечественной войне» Издательство «Лыткарино «, 1995 год.

Дополнение: В 2005 году к 65-летию Победы были внесены дополнительные, ранее не известные фамилии лыткаринцев, участников ВОВ – погибших на фронтах. Исследовательская работа по выявлению фамилий лыткаринцев, погибших на фронтах ВОВ велась совместно сотрудниками Лыткаринского историко-краеведческого музея и Обще свом ветеранов войны и труда.

Скульптор В.П. Бабенко на сегодняшний день проживает в г.Лыткарино Московской области.

Памятник солдату

Какое замечательное слово — память. Оно.влечет за собой множество впечатлений и воспоминаний: памятная встреча, на добрую память, памятный подарок, памятный вечер, любить без памяти, по старой памяти, памятное событие. А когда речь заходит о значительном памятном событии, появляется слово, которое одевается в гранит, камень, мрамор и становится символом исторической памяти. Это — памятник. Познакомимся с первым в Лыткарине памятником. В 1965-1966 учебном году на должность директора школы № 1 (тогда № 37) пришла Зинаида Васильевна Смирнова. С первых же дней к ней обратилась преподаватель литературы Валентина Николаевна Кострю-кова с просьбой помочь сделать памятник воинам-выпускникам школы. Вместе со своими учениками она собрала интересные документы и письма. Выпускники 1940-1941 годов, погибшие во время Великой Отечественной войны, будили память и не давали покоя их однокласснице Антонине Васильевне Андрюшиной, учительнице истории школы № 1. Для своего 6«В» она организовала встречу с родителями и друзьями выпускников лыткаринской средней школы, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Гостями были родители Ивана Рябченко, родственники братьев Льва и Константина Сухановых, одноклассники Алексея Петрина и Сергея Матюнина. На сборе пели «Священную войну», читали стихи военных лет. Слушали волнующие рассказы родителей о погибших сыновьях. Встреча произвела очень сильное впечатление на учеников, учителей, родителей. И все вместе решили: нужно сделать что-то значительное в память о погибших. Школьники старших классов собирали макулатуру, металлолом, работали в совхозе. Заработанных денег оказалось достаточно, чтобы изготовить памятник. Все организационные вопросы успешно решали директор школы З.В. Смирнова, беспредельно преданная школе завуч Надежда Ильинична Кузнецова, историк А.В. Андрюшина, литератор В.Н. Кострюкова и учитель рисования С.Г. Гусев.

Зинаида Васильевна Смирнова вспоминает: «Когда я пришла в школу, все уже было готово. Осталось только иоплотить идею в жизнь. И мне, как новому директору, оказали поддержку. Второй секретарь Люберецкого райкома партии Н.А. Саломатина вынесла вопрос об открытие памятника на бюро. Решение было положительным, неоценимую поддержку оказали школе председатель Горсовета И.С. Лупин и наши шефы — секретарь парткома филиала ЦИАМ Н.Н. Свирин и Совет ветеранов. Участники войны и землю под фундамент копали, и помогали его устанавливать. Дело в том, что место для памятника. нашли довольно-таки быстро. По проекту перед фасадом школы должна была быть установлена скульптурная группа спортсменов, но, к счастью, этого не произошло».

Открытие памятника назначили в День защиты детей. Утро 1 июня 1967 года было чудесным. Мягкий солнечный свет заливал улицы города, голубое безоблачное небо отражалось в окнах школы. Глянцевая зеленая листва еще по-весеннему пахла. Все вокруг было торжественным и праздничным. Весь город в назначенный час собрался у 1-й школы: представители общественных организаций, военные, родственники погибших, учителя, ученики… Белое покрывало окутывало памятник. На его фоне яркими пятнами алели пионерские галстуки. У памятника встал двойной почетный караул — солдаты и школьники. Покрывало упало и взорам собравшихся предстали навеки застывшие в камне солдат и доверчиво прильнувшая к нему девочка. Звучали стихи, речи, играл военный оркестр. В честь открытия первого в городе памятника защитникам Отечества прогремел военный салют. Восьмидесятилетний Павел Иванович Суханов возложил к подножию цветы и сказал, что нет ничего важней, чем благодарная память потомков, чтящих ратный подвиг не вернувшихся с полей сражений.

Стоит перед фасадом школы памятник. Хочется, чтобы наши дети помнили историю своего Отечества, помнили свою родословную, помнили своих родных, учителей и одноклассников, друзей, соседей.

Читайте так же:  Памятники детям героям войны

(В тексте использованы материалы книги
«Лыткаринцы в Великой Отечественной войне» Лыткарино,1995)


Радио Лыткарино

Памятник на могилу в Лыткарино

Проконсультироваться и заказать памятник на могилу в Лыткарино Московской области можно по телефонам +7 (495) 740-26-46 +7 (925) 602-71-81. В гранитной мастерской Возрождение доступна служба «Вызов менеджера» по городу Лыткарино. Специалист прибудет в оговоренное время с полным комплектом документов для заключения договора.

Лыткарино — город 1957 года город в Московской области. на левом берегу р. Москвы (грузовой порт), в 6 км к юго-востоку от Москвы (от МКАД) и в 10 км к югу от города Люберцы 58 000 человек на 2018 год.

Село Лыткарино

В архиве Чудова монастыря была обнаружена дарственная грамота инокини Марфы, в которой говорилось о «селе Лыткорине». Специалисты датировали грамоту 1429 годом. В XV-XVII веках село Лыткарино принадлежало московскому Чудову монастырю.

С начала XVIII до середины XIX века владение воспитателя Петра I Никиты Зотова и его потомков.
Развитию Лыткарино способствовала добыча белого камня в карьере к северу от него и в близлежащем селе Мячково. Работа в каменоломнях являлась основным занятием жителей Лыткарино и окрестных деревень. К концу XIX века в окрестностях Лыткарина было 5 каменоломен.

Посёлок Лыткарино

В 1934-1935 годах около села построен завод зеркальных отражателей (с 1939 Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС), для которого в Волкушинском карьере началась добыча кварцевого песка. Вокруг завода в 1935-1940 гг. были построены двухэтажные кирпичные «финские» дома с деревянными балконами. По мере роста посёлка в его черту входят село Петровское, деревни Усадки и Тураево. Летом 1956 года открыт автовокзал, построены три квартала одно- и двухэтажных домов, баня, столовая. В 1936 году проложена мощёная дорога из Лыткарина до Рязанского шоссе (ныне Лыткаринское шоссе), в 1937 году открыт клуб «Луч».

В 1939 году Лыткарино получает статус посёлка городского типа.

В 1947 году открыта грузовая железнодорожная ветка. В середине 1950-х годов в посёлок пришёл автобусный маршрут № 93 от Лыткарина до Таганской площади Москвы.

Дом с гербом СССР на центральной площади Лыткарина

Город Лыткарино

В 1957 году Лыткарино присвоен статус города районного подчинения.

Центр города получает правильную планировку и застраивается четырёх- и пятиэтажными домами. В 1961 году открыт дворец культуры «Мир». В 1960-е годы в южной части города создаётся промышленная зона Тураево, где размещаются предприятия авиационной промышленности. В 1974 году прекратили добычу песка в Волкушинском карьере; он заполнился водой и превратился в озеро с песчаными пляжами.

В 1975 году город перешёл из районного в областное подчинение.

Вдоль поймы реки Москвы до сих пор сохраняются деревенские дома бывшего села.

Достопримечательности Лыткарино

  • Лыткаринский карьер
  • Церковь Святых апостолов Петра и Павла в Петровском
  • Усадьба Лыткарино, Главный дом бывшей усадьбы Зотова, позднее князей Чернышевых
  • Деревня Лыткарино
  • Усадьба Петровское (в северной части города, в бывшем селе, а ныне микрорайоне Петровском)
  • Бывшая деревня Тураево (в южной части города)
  • Памятник Слава защитникам Отечества
  • Памятник Чернышеву
  • Памятник Звезда

Изготовление и установка памятников в Лыткарино

На территории города и в его ближайших окрестностях находится кладбища:

Старое кладбище

Лыткаринское кладбище

Новое Лыткаринское кладбище

Тураевское кладбище

Островецкое кладбище

На всех кладбищах в Лыткарино выполним изготовление и установку памятника включая все работы по благоустройству могил.

Купить памятник недорого в Лыткарино

В Лыткарино недорого купить памятник всегда можно в компании Возрождение. Оформление заказов по низкой цене доступно на нашем сайте круглосуточно. Помимо надгробных монументов можно заказать ограду, гранитный цоколь, плитку или благоустройство могилы.

В Тамбове выбрали место для памятника Николаю Рябову

16 мая в Тамбове , как и было обещано, состоялось собрание жителей, на котором принимали решение, где разместить памятник Заслуженному учителю РФ и создателю тамбовской авторской школы Николаю Рябову .

С жителями провели собрание Фото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

Напомним, сначала у городских властей возникла идея установить скульптурную композицию в сквере на улице Володарского, в районе кафе «Кондитерская». В прошлом году здесь благоустроили зелёную зону, оборудовали детскую площадку. А в дальнейшем жителям пообещали освободить территорию от несанкционированных гаражей и продолжить развитие сквера в спортивном направлении. То есть на освободившейся от построек территории планировали установить спортивные тренажёры, оборудовать место для игр.

Весной этого года стало известно, что вплотную к скверу собираются возвести ногоэтажку. Из-за этого планы по дальнейшему благоустройству оказались бы несбыточны. К счастью, на публичных слушаниях местным жителям удалось отклонить проект стройки. А вскоре люди выяснили, что на территории их сквера может появиться памятник известному тамбовскому педагогу.

С инициативой увековечить память Николая Рябова в декабре в приёмную президента и к губернатору Тамбовской области Александру Никитину обратились его выпускники. Конкретно идея принадлежит воспитанникам учителя, которые закончили его авторскую школу в 1998 году. В итоге инициатива нашла поддержку, местом размещения скульптуры наметили недавно открывшийся сквер. Жители возмутились. По их словам, при всём уважении к личности учителя, Николай Андреевич никакого отношения к территории, где запланировали установить монумент, не имеет. Тамбовчане посчитали, что логичнее будет разместить его у лицея №28, где педагог некоторое время работал. Более того, сейчас учебное учреждение носит его имя. Достичь договорённости с городскими властями по этому вопросу людям не удалось. Им буквально выставили ультиматум: либо здесь будет памятник, либо на территорию снова сможет претендовать застройщик. И удастся ли «отбиться» от его посягательств ещё раз — неизвестно.

Для принятия решения по вопросу размещения монумента решили провести собрание жителей, которых затрагивает эта тема. На встречу зарегистрировались больше 80 человек.

Жители домов, расположенных рядом со сквером на улице Володарского, в очередной раз подтвердили свою позицию — памятнику Николаю Рябову там не место и сквер всё-таки должен быть спортивным, с соответствующей инфраструктурой. Представители инициативной группы, которая выдвинула идею создания скульптурной композиции, признались: место размещения памятника выбирали не они. Но если люди не придут к единому мнению, вся их затея просто не сможет состояться .

— Идея создания памятника Николаю Рябову исходит от души и сердца, — говорит выпускница педагога Наталья Винницкая. – Это не придумка местных властей или какой-то политический ход. Мы выпускники авторской школы Николая Рябова, которой на сегодня, к сожалению, нет, нам даже некуда прийти на встречу выпускников. А мы хотим, чтобы такое памятное место появилось.

Ученица Николая Рябова Наталья Винницкая Фото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

В итоге участники собрания определили три потенциальные территории под монумент: это всё тот же сквер на Володарского, 39, сквер на Володарского, 2 (рядом с улицей Куйбышева ) и двор лицея №28. Кстати, выбор последней территории для установки памятника многие нашли наиболее логичным. Но оказалось, что директор учебного учреждения Виталий Скворцов такую позицию совсем не поддерживает. Он считает пришкольную территорию слишком «мелкой» для размещения памятника педагогу.

— Для Тамбова личность Николая Андреевича Рябова — выдающаяся, — говорит Виталий Валерьевич. — Я как директор лицея заявляю: статус педагога в наше время необходимо повышать. Появление в городе сквера, где разместился бы памятник Николаю Рябову, способствовало бы этому. На мой взгляд, это должна быть отдельная территория. Город получит культурное наследие, благоустройство, и пусть подростки приходят и окультуриваются в этот педагогический сквер!

Директор лицея №28 им. Н. А. Рябова Виталий Скворцов Фото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

Протестов от жителей, которые живут в районе сквера по ул. Володарского, 2, никто не услышал. В итоге, когда вопрос выставили на голосование, решено было разместить памятник Николаю Рябову именно там. За это проголосовали 35 человек. Идея установить монумент на территории лицея нашла поддержку у 29 человек. А за сквер на ул. Володарского, 39 проголосовали всего двое. Кажется, таким решением остались довольны все.

Место для памятника выбирали голосованием Фото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

— Нам было принципиально важно, чтобы это не была территория школы, — объясняет Наталья Винницкая. — Мы хотели, чтобы композиция стала достоянием всех жителей города, и каждый мог бы свободно к ней подойти. Уверены, что наша инициатива станет полезной и для жителей близлежащих к зелёной зоне домов: у них будет памятник, благоустроенная, освещённая, а значит — безопасная территория.

Лишь теперь, после определения места под памятник, возможна разработка его эскизного проекта, ведь он делается с «привязкой» к конкретной территории. Предполагается, что установят памятник к осени 2020 года.

Подсчет голосов вела специальная комиссия Фото: Татьяна ЧЕРНЫШЕВА

Легендарному гидростроителю Ивану Наймушину поставят памятник в Братске — А. Чернышев

Работы над четырехметровой гипсовой скульптурой первого директора Братскгэсстроя, Героя Социалистического труда Ивана Наймушина практически завершены. По словам депутата Законодательного Собрания Иркутской области Андрея Чернышева, 24 апреля 2019 года вопрос частичного финансирования из регионального бюджета проекта строительства памятника в Братске будет рассматриваться на сессии ЗС. Об этом 25 марта, в день рождения Ивана Наймушина, заявил первый заместитель председателя регионального правительства Николай Слободчиков, который побывал в Братске.

Предполагается, что на первом этапе на работы по возведению памятника из бюджета Иркутской области будет выделено 3 млн рублей. Напомним, что 3 млн рублей уже потрачены на изготовление гипсовой скульптуры. Всего на реализацию проекта требуется более 25 млн рублей. Памятник гидростроителям будет установлен неподалеку от плотины Братской ГЭС.

Чиновники уйдут, а город останется. Иркутяне защищают памятники архитектуры от регионального правительства

Общественный проект «В поле зрения» 16 июля намерен провести акцию-шествие от Дома Кузнеца до Дома офицеров, чтобы привлечь внимание губернатора…

«Боги пока спасли байкальчан». Наводнение в Тулуне поставило вопрос о защите полигона с отходами БЦБК от селей

Стихийные бедствия природного характера имеют неприятное свойство время от времени повторяться, не обязательно в одном и том же месте, но…

Звёздная «болезнь». В Иркутском планетарии установлен аппарат «Цейсс»

Большой иркутский планетарий с диаметром купола 11 метров, самый крупный школьный планетарий в России, открылся в иркутской школе № 19…

– Мы нашли возможность сделать на территории школы дополнительное благоустройство, в том числе будет проведено асфальтирование участка, также высадят деревья…

Иркутяне против самураев. Коллекция Музея истории города Иркутска пополнилась предметами с Халхин-Гола

«Фильм «Перл-Харбор» помнишь? – заговорщически улыбается заведующий филиалом «Солдаты Отечества» Музея истории г. Иркутска имени А.М. Сибирякова Сергей Трофименко, показывая…

Дело пахло бензином. Ангарский суд вынес приговор похитителям нефтепродуктов

На скамье подсудимых раньше не сидели. Как их угораздило пойти на такое дерзкое преступление – похищать бензин из резервуара Ангарской…

«Вы, кажется, говорили про какие-то деньги?». Страхователи имущества вынуждены добиваться справедливости через суд

В жизни случаются истории, когда добросовестный страхователь имущества вынужден добиваться справедливого страхового возмещения через суд, стоя буквально на пепелище своего…

Благотворительная помощь землякам. На встрече Сергея Чемезова и Сергея Сокола принято решение о выделении до 1 млрд рублей на восстановление Иркутской области от наводнения

«Нужно как можно быстрее восстанавливать жильё, сибирское лето короткое, скоро холода. Впереди учебный год, и президент дал поручение начать его…

Читайте так же:  Мраморные памятники днепропетровска

По «шёлковому» бездорожью. На старт международного ралли-рейда под Иркутском вышли 96 пилотов из 36 стран

«Уже побывали на Байкале, вместе с сыном постояли в воде секунд тридцать – было очень холодно», – усмехается лидер команды…

«Явление было аномальным». Метеорологи и климатологи рассказали о причинах паводка в Приангарье

Сила социальных сетей в том, что можно, не обладая специальными знаниями и надёжными источниками информации, выдать своё мнение за истину…

Евгений Стекачёв: «Иркутску надо идти по пути агломерации»

– Евгений Юрьевич, как вы считаете, по какому пути должно идти развитие Иркутска? – Иркутск должен пойти по пути агломерации,…

На финишной прямой. В Иркутске завершается строительство новых школ

– Темпы, сроки – достаточно жёсткие. Но график выдерживаем. Где-то даже идём с опережением. Строительство школ уже на финишной прямой.…

Божья дудка из колокольных дворян

15 марта исполнилось 144 года со дня рождения выдающегося красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышёва (1875-1932).

До настоящего времени в Красноярске сохранилось как минимум восемь зданий, выстроенных по проектам Л. А. Чернышёва (на самом деле их больше, но часть из них была перестроена до неузнаваемости, а часть требует уточнения авторства). Самые яркие из его проектов — это здание Красноярского городского музея (ныне – Красноярский краевой краеведческий музей, улица Дубровинского, 84), дом красноярского купеческого общества (проспект Мира, 71) и, конечно же, собственный дом архитектора (улица Марковского, 21).

Эти здания продолжают удивлять и радовать всё новые поколения любителей искусства и красноярской старины, а вот личность их создателя остаётся в тени творений. Хотя жизнь настоящего художника-творца обычно таит в себе много тайн, парадоксов и удивительных открытий. И жизнь Леонида Чернышёва является тому ярким подтверждением.

По отцовской линии Леонид Чернышёв происходил из крестьян села Сухобузимское. По материнской же линии его предки и родные были священнослужителями. Полушутя, подчёркивая своё родство с духовенством, Леонид Александрович обычно говорил о себе: «Я божья дудка», или: «Мы из колокольных дворян».

Мать Л. А. Чернышёва — Евдокия Васильевна Рязанская — в детском возрасте вместе со своими родителями, братьями и сёстрами переехала из Самарской губернии в село Сухобузимское Енисейской губернии. Её отец, Василий Иванович Рязанский, стал священником местной церкви. Семья Рязанских была многодетной, по документам Государственного архива Красноярского края известно, что у Евдокии Васильевны было несколько сестёр и два брата. Оба брата пошли по стопам отца: старший, Иоанн, стал священником, а младший, Пётр,- псаломщиком. Две её сестры стали жёнами священнослужителей. Сама же Евдокия Васильевна в Сухобузимском вышла замуж за крестьянского сына Александра Семёновича Чернышёва, и 15 марта 1875 года (по старому стилю) у них родился сын Леонид. Фактически крестьянином Александр Семёнович и не был, так как вскоре после рождения сына он нанялся служить на золотые прииски, а примерно в 1881 году перебрался с семьёй в Красноярск, где купил дом на улице Больше-Качинской (ныне — улица Марковского) и устроился работать писцом в Губернское управление.

В Красноярске Леонид Чернышёв окончил народное училище и поступил в мужскую гимназию. Через несколько лет в Красноярск переехал священник Иоанн Васильевич Рязанский, старший брат матери Леонида. Вскоре он стал протоиереем и настоятелем Воскресенского собора и поселился со своей семьёй в деревянном доме, принадлежавшем собору. Этот дом находился на Воскресенской улице и простоял ориентировочно до 1970-х годов, когда был снесён в связи с постройкой общежития крайкома КПСС (сейчас — гостиница «Октябрьская»). У Иоанна Васильевича было три сына и две дочери, и подросток Леонид Чернышёв проводил много времени в кругу двоюродных сестёр и братьев Рязанских.

Ещё в юности Леонид Чернышёв познакомился со своим знаменитым земляком, художником Василием Ивановичем Суриковым. В 1889-1890 годах, создавая в Красноярске этюды для своей картины «Взятие снежного городка», Суриков написал портретный этюд 15-летнего Леонида. Однако в законченную картину «Взятие снежного городка» этот портрет не вошёл. Несмотря на разницу в 27 лет, общение Леонида Александровича Чернышёва и Василия Ивановича Сурикова продолжалось на протяжении многих лет. В 1892 году Чернышёв поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве он периодически бывал в гостях у Сурикова, делился с ним новостями из Красноярска.

Родители не имели возможности в полной мере обеспечивать жизнь и учёбу Леонида Чернышёва в Москве. Впоследствии в своей автобиографии он вспоминал: «На помощь отца рассчитывать было трудно, ибо он получал жалованье всего 25 рублей, и какие-нибудь 10 рублей, которые он мне мог уделить из своего тощего бюджета, конечно, меня не устраивали, и рассчитывать нужно было на самого себя». В связи с этим уже с первого курса Леонид был на строительных работах, что давало необходимый заработок и бесценные практические знания по специальности: «Я один год зарабатывал денег, а следующий учился, но от этого вместо 7 лет я в школе пробыл 10 лет». Ещё не окончив училища, в 1901 году он работает в качестве ответственного производителя работ на постройке гостиницы «Метрополь» под руководством известных архитекторов Льва Кекушева и Павла Висневского. Гостиница «Метрополь» стала ярким образцом архитектуры стиля модерн и оказала большое влияние на стиль молодого архитектора Чернышёва. В конце 1903 года он подаёт прошение и поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Параллельно с учёбой продолжает подрабатывать на различных стройках в качестве архитектора. Однако после революционных событий 1905 года, хотя Чернышёв и не принимал в них активного участия, он был вынужден бросить обучение и вернуться в Красноярск.

К этому времени Евдокия Васильевна после преждевременной смерти мужа перебралась жить к своему брату, протоиерею Иоанну Рязанскому, в дом Воскресенского собора. Иоанн Васильевич также вскоре потерял жену, а на Русско-японской войне погиб его средний сын Иван. Старший сын жил отдельно, младший — учился в Томске, дочь Татьяна вышла замуж и уехала в Москву. Вместе с отцом осталась только старшая дочь Елизавета, которая работала в Красноярске учительницей. По возвращении в Красноярск Леонид Чернышёв поселился вместе с матерью, дядей и двоюродной сестрой. Он работает в Красноярской городской училищной комиссии, избирается гласным городской Думы, занимается переустройством и постройкой зданий школ, проектированием частных и общественных зданий. В частности, проектирует и выстраивает флигель на собственной усадьбе, а также создаёт проекты ванного корпуса, санатория и больницы для курорта Шира.

В очередной свой приезд в 1909 году в гости к Чернышёвым-Рязанским наведывается В. И. Суриков. Вместе с Чернышёвым они участвуют в заседании городской училищной комиссии по вопросу создания в Красноярске профессиональной рисовальной школы. Вопрос решается положительно, и в январе 1910 года школа официально открывается, причём Леонид Александрович назначается её заведующим, а одним из преподавателей становится его друг — художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов.

Однако директором школы Чернышёв остаётся только до лета 1910 года, когда он получает место архитектора Первой западносибирской выставки сельского хозяйства и промышленности в Омске. Для выставки он создаёт проекты павильонов, осуществляет личный контроль за строительством. Выставка с успехом проходит в июне — августе 1911 года, и на заработанные деньги Чернышёв планирует построить собственный дом по оригинальному проекту.

В 1912-1913 годах на месте дома, купленного его отцом ещё в 1880-е годы, Чернышёв выстраивает четырёхэтажный дом-особняк в стиле модерн, который своей асимметричной формой удачно вписывается в стрелку улиц Больше-Качинской и Мало-Качинской. Этот дом одним из первых в Красноярске сразу был оборудован водопроводом и канализацией. И до сих пор остаётся единственным в Красноярске частным домом, выстроенным по индивидуальному проекту архитектора для самого себя и своей семьи (в дореволюционный период такую роскошь могли себе позволить только крупные столичные архитекторы).

А в 1914 году архитектор приступает к реализации ещё одного своего знакового проекта — здания для Красноярского городского музея. За основу он берёт свой проект Научного павильона для Омской выставки, выполненный в стилистике древнеегипетского храма. Из-за начала Первой мировой войны осенью 1914 года строительство здания было приостановлено. В военное время недостроенное здание приспособили для размещения в нём войсковых частей. В 1920 году здание использовалось частью как лазарет для тифозных больных беженцев, а частью — для выздоравливающих. В нижнем этаже, кроме того, находились столярные мастерские и склад медикаментов. В мае 1920 года в здании произошёл сильнейший пожар: обрушилась крыша, выгорел верхний этаж, провалились балки аудитории, в окнах полопались все стёкла, не выгорело лишь восточное крыло нижнего этажа.

Только в 1927 году началось восстановление сгоревшего здания музея, причём Л. А. Чернышёв в составе специальной комиссии осуществлял личный надзор за строительными работами. В конце 1929 года сотрудники музея, наконец, смогли начать перемещение музейных коллекций в новое здание. И сейчас, спустя сто лет после начала строительства, этот «египетский храм на берегу Енисея» остаётся одним из самых ярких архитектурных объектов города Красноярска.

К началу 1920-х годов Чернышёв лишается всех своих родных: в 1920 году умер дядя Иоанн Васильевич, а в 1922 году скончались его мать и сестра. В 1924 году его большой дом был муниципализирован и поделён на квартиры, в своём доме ему досталась квартира за номером 4 (на самом верхнем этаже). Несмотря на все невзгоды, Леонид Александрович занимает пост губернского инженера, позднее — окружного инженера и ещё находит силы творить: создаёт проект первого в Красноярске памятника В. И. Ленину (проектирует ограду с трибунами и постамент для памятника, автор скульптуры — М. Г. Манизер). В 1927 году он ведёт постройку больницы, амбулатории и прилегающих домов в посёлке Стеклоделательного завода (Памяти 13 Борцов). Кроме того, занимается преподавательской деятельностью.

В самом конце жизни, когда здоровье уже начинает сдавать, Леонид Александрович перебирается к своим друзьям, супругам Потылицыным. В их доме 20 февраля 1932 года архитектор умирает от сердечной недостаточности. Без всяких почестей его хоронят на Троицком кладбище рядом с могилами любимой матери и сестры.

Многие годы наследие Чернышёва оставалось в забвении. В 1958 году известный краевед, музейщик, первый директор заповедника «Столбы» Александр Леопольдович Яворский нашёл на Троицком кладбище место захоронения Чернышёва и его двоюродной сестры Елизаветы. Он подписал на камнях их фамилии и сделал фотоснимки этого места. В последующие годы могила архитектора опять потерялась. Только в 1991 году подвижническими усилиями краеведа Ольги Павловны Аржаных, вновь нашедшей место захоронения, и с финансовой помощью Красноярского краеведческого музея на этом месте был, наконец, установлен надгробный памятник архитектору Л. А. Чернышёву. Теперь, спустя годы безверия и беспамятства, в месте упокоения Чернышёва и его самых близких людей, матери и двоюродной сестры, по идее должен появиться общий для трёх могил памятник, символизирующий глубокое родство семьи Рязанских-Чернышёвых.