Памятника культуры древней греции

Греция – страна, которая прочно ассоциируется не только с летним отдыхом, но и, в первую очередь, с богатейшим историческим наследием. Пожалуй, ни одно другое современное государство не может похвастаться таким большим количеством памятников древности.

Акрополь

Слово “акрополь” можно перевести как “верхний город”, который служил укреплением для древних населённых пунктов. По всей Греции таких акрополей множество, но самый известный – тот, что возвышается над Афинами. Величественные храмы, культовые предметы и скульптуры появились здесь ещё задолго до классического периода. В микенские времена Акрополь стал местом поклонения богине Афине. Большое значение имеют три храма — Парфенон, Эрехтейон и храм Ники, которые были возведены в классический период на руинах ранних храмов. Особенно интересна история Парфенона, который с момента постройки успел побывать церковью Святой Софии, католическим храмом, мусульманской мечетью.

Когда Греция, наконец, освободилась от турецких оккупантов, важнейшей задачей тогда и в настоящее время стала идея сохранения Парфенона как главного культурного наследия античных времён. Сейчас возле Акрополя можно увидеть ворота Бюле, остатки святилища Афродиты, святилище Артемиды и сохранившиеся статуи, театр Диониса, святилище Зевса, театр Ирода. Поднявшись на высоту и созерцая столицу как на ладони, восхищаешься истинным величием древних греков.

Самые красивые места планеты по праву принадлежат Греции, начиная от рукотворных и заканчивая природными заповедниками и просто морскими пейзажами. Подробнее о таких уголках мира можно узнать, перейдя по ссылке.

Сунио

Мыс Сунио находится в 70 км к юго-востоку от Афин, на южной оконечности Аттики. Согласно древнему мифу, именно с этого места царь Эгей бросился в море. Некоторые предметы, обнаруженные во время раскопок на мысе, датируются 8 веком до н.э., а Геродот утверждал, что ещё в 6 веке до н.э. афиняне имели обыкновение раз в четыре года организовывать праздники на Сунио.

Сунио действительно имел важное значение для греков – это была последняя точка земли, которую видели афинские моряки, отправлявшиеся в открытое море. И этот же мыс они видели первым, возвращаясь из походов и с войн. Вот почему на Сунио был построен храм Посейдона, первая версия которого была разрушена во время войны с персами. Перикл восстановил храм, но только часть его дошла до наших дней. Фриз сделан из мрамора с острова Парос и изображает миф о Тесее. На одной из колонн можно увидеть выгравированную надпись “Байрон”, сделанную известным поэтом во время визита в 1810 году.

На Сунио ежедневно организуются экскурсии, которые позволяют не только приблизиться к памятнику истории, но и увидеть лучшие (после Санторини) закаты в Греции.

Дельфы

Дельфы – одно из самых интересных и посещаемых мест, сохранившее античное наследие. Этот древний город был местом религиозного паломничества и проведения Пифийских игр. В центре находится храм Аполлона, а рядом – стадион, на котором и проходили игры в честь этого бога. На южной стороне города был зал, где тренировались спортсмены.

Впечатляет сохранившийся античный театр, построенный в 4 веке до н.э. с использованием известняка горы Парнас. 35 рядов могли вместить 5 тысяч зрителей, и в ходе многочисленных “перестроек” театр всё же сохранил первоначальную структуру — каменные сиденья и круглую сцену. В летнее время здесь проводятся фестивали и театральные представления, которые нельзя пропустить.

Олимпия

Олимпия – место, где состоялись первые в истории человечества Олимпийские игры. Известно, что для древних греков стадион был чём-то особенным и священным, а спорт занимал не последнее место в общественной жизни. Он вмещал 20 тысяч зрителей, и большинство сидений сделано из глины. В 2004 году стадион возродил былую славу, когда во время Олимпийских игр здесь проходили соревнования по метанию молота.

В Олимпии сохранились храмы Зевса и Геры. Храм Зевса в течение 13 лет строили из известняка и покрывали штукатуркой. Паросский мрамор использовался для изготовления скульптур внутри храма. На его фронтонах красуются изображения различных мифических сцен, в том числе подвигов Геракла. Но до наших дней, к сожалению, не дошла 10-метровая статуя Зевса,сделанная из золота и слоновой кости– настоящее чудо античного мира.

Храм Геры известен тем, что именно здесь зажигают Олимпийский огонь. В античное время, вероятно, внутри храма располагались статуи. Сегодня храм Геры лежит в руинах – от него осталась нижняя часть колонн и основание.

Дион

Деревня Дион в Пиерии известна остатками древнего македонского города, лежащими у подножья горы Олимп. В период расцвета он считался культурным центром и важным стратегическим пунктом. Усилиями археологов была раскопана основная часть Диона. Теперь видны слои городской стены, главная улица и несколько переулков, большие общественные бани с мозаичным полом, хорошо продуманная система водоотведения и водоснабжения, небольшой Одеон, дома, магазины, христианская базилика. За городскими стенами обнаружили храмы Исиды, Деметры и Асклепия, греческий и римский театры, македонские гробницы.

Коллекцию находок можно увидеть в Археологическом музее. На первом этаже представлены артефакты из римских бань, храмов и некрополя Диона. На втором этаже демонстрируются модели Пиерии и горы Олимп, а также предметы быта, иллюстрирующие жизнь в древние времена.

Памятники Древней Греции

Исторические реликвии

Через какие испытания прошли памятники Древней Греции? Чудеса света и исторические реликвии Греции способны ошеломлять и по сей день своим величием? Чем славятся Афины? Кто такой дельфийский оракул и где находится храм предсказаний? Какое чудовище скрывал остров Крит? Хотите почувствовать себя средневековым рыцарем? Столица Родоса – отлично сохранившаяся венецианская крепость.

Памятники архитектуры древней Греции – часть всемирного наследия человечества, достопримечательности, которые привлекают внимание туристов. Развалины древних храмов разбросаны по всей территории Пелопоннеса и островов Эгейского моря. К сожалению, время мало щадило религиозные постройки. Древние храмы сами по себе утонченны и ажурны, в Греции часты землетрясения, и местные Геростраты пытались искать себе славы поджигательством. Пришедшее на смену язычеству христианство не очень заботилось о памяти языческих предков.

Храм Гефеста наиболее сохранившееся архитектурное сооружение Дреней Греции. В византийские времена был преобразован в Святого Георгия и оставался таковым до 1833 года, когда был объявлен национальным памятником. Доступ открыт с понедельника по воскресенье с 8-00 до 18-00. Бесплатный обзор по воскресеньям с ноября по март и первое воскресение каждого месяца, кроме июля.

Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры.

Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. В основном, памятники Древней Греции – живописные руины.

Львиные ворота изготовлены из четырех монолитных глыб известняка. Вес одной только притолоки составляет около 20 тонн.

О большинстве храмов мы знаем только по упоминаниям античных историков и скудным результатам раскопок. Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями. Они посвящались богам, а представления на сцене была богослужениями.

Аналог известной всем английской булавки, изобретенной в 1849 году Уолтером Хантом, за четверть века до этого был найден при раскопках в Микенах. Т.е. ей пользовались еще 3 тысячи лет назад.

Неподалеку от Делфи, у подножия знаменитой горы Парнас еще с XV века до н.э. находится множество памятников истории, культуры и архитектуры: святилище богини Земли Геи, дельфийский оракул, созданные в древности статуи Битона, Клеобиса и многие другие.

Читайте так же:  Памятник клавиатуре где

Всего в 11-ти километрах от Афин расположены знаменитейшие монастыри, возведенные более тысячи лет назад. Великолепие этих сооружений заставляет содрогаться умы даже современных архитекторов, что подтверждает красоту и неповторимость этих зданий. По словам учёных, в это время Греция переживала уникальную эпоху архитектурного прогресса. Примерно в 5-6 веках н.э. было возведено множество строений, сохранившихся до наших дней.

Строительство Коринфского канала велось в течение более десяти лет силами 2,5 тысяч рабочих, которые использовали самые лучшие на то время машины. Было вынуто приблизительно 930 000 м куб земли и камня. Сейчас на мостах канала практикуют Банджи-джампинг.

Первым делом, на что обязательно стоит посмотреть – это, бесспорно, храм Аполлона, чьи руины до сих пор напоминают нам о великолепии Древней Греции. Множество старинных театров, руины Спарты и развалины акрополя с многочисленными святилищами и храмами – всё это нам сможет показать удивительный и неповторимый Пелопоннес.

Далее нас ждёт путешествие в прекрасную Македонию – уникальную, с плодородной почвой область Древней Греции. В далёкие времена, более 3-х тысяч лет назад, именно здесь был центр земледелия древних греков. Тут можно увидеть прекрасную, местами не тронутую дикую природу. Вооружившись рюкзаками и запасами продовольствия, некоторые туристы любят побродить этими удивительными лесами, посмотреть на горные реки и полюбоваться водопадами с чистейшей речной водой. По некоторым подсчётам здесь около полутора тысяч древних памятников культуры. Наиболее известные из них: Дион, Олинтос, Пела и Платамон.

Помимо афинского Акрополя, есть свой и в Линдосе. Расположен он на высоте 116 метров и добраться до него пешком серьезное испытание. На помощь придет линдосское такси – ослик, всего за 5 евро доставит Вас до места. Открыт Акрополь со вторника по воскресенье, с 8-30 до 14-40 (в разгар сезона время работы продлевают). Цена билета: 6 евро.

Богат достопримечательностями Родос. Дворец рыцарей является наиболее посещаемым среди других памятников архитектуры и истории острова. В этом монументальном, внушительном сооружении находился административный центр рыцарей (XIV в). Однако, позже, во времена владычества турецкого, дворец был разрушен от взрыва, хранящегося в подвале пороха. В 1939 году его восстановили.

Наименее пострадавший от времени по сравнению с другими памятниками архитектуры этой страны, храм Афины, предлагает к обозрению величественную аркаду, в которой 13 уникальных колонн, грот-алтарь для жертвоприношений, а также развалины античного театра. Практически все памятники архитектуры Греции полны неожиданных сюрпризов. Здесь, спустившись по скале вниз, можно увидеть носовую часть корабля. Ранее здесь находилась статуя бога-покровителя моряков Посейдона.

12. Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры

Греция в 1981г. ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО. С тех пор 17 памятников и археолог. мест (1.6% от общего числа объектов) числятся в Списке Юнеско.

• 15 объектов включены по культ. критериям

• 11 из них признаны шедеврами человеческого гения

• 2 причислены к культурно-природному наследию

Первый занесенный объект – Храм Апполона Эпикурейского (1986г.), последний – Старый город Корфу (2007г.)

В Греции находятся памятники различных исторических эпох, начиная с древности ( Пифагорея и храм Геры на Самосе – 3000 до н.э.), античности и заканчивая Средневековьем ( Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г)

? Храм Апполона Эпикурейского, 5 в. до н.э., 1986г.

? Руины г. Дельфы, 4 в до н.э., 1987г.

? Афинский Акрополь, 436г. до н.э., 1987г.

? Духовный центр православия на горе Афон, 1988г.

? Монастырь Метеоры, 11-15вв., 1988г.

? Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., 1988г.

? Археологические памятники Эпидавра, 4 в. до н.э., 1988г.

? Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г.

? Древний город Мистра, Лакония, 1249г., 1989г.

? Археологические памятники Олимпии, 10 в. до н.э., 1989г.

? Византийские монастыри Дафни, Осиос, Лука, Неа МОни, 10-12 века, 1990г.

? Пифагорея и храм Геры на Самосе, 3000 до н.э., 1996г.

? Археологические памятники Вергины, 11в. до н.э., 1996г.

? Археолог. памятники Микен и Тиринфа, 15-17 вв. до н.э., 1999г.

? Истор. центр с монастырём Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на о. Патмос, 10в., 1999г.

? Старый город Корфу, о. Керкира, 7 в. до н.э., 2007г.

В предварительном списке находятся 8 объектов.

1. Кносский дворец

2. Руины города Никополя

3. Руины города Филиппы

4. Город Лаврион

6. Область озера Преспа с сохранившимися памятниками византийской и поствизантийской эпох

7. Национальный парк Дадия—Лефкимми—Соуфлион

8. Самарийское ущелье

Все-таки большинство памятников Греции относятся к античной культуре и имеет особую значимость для мировой культуры в целом. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.

Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III — II тыс. до н.э.), гомеровский (XI — IX вв. до н.э.), архаический (VIII — VI вв. до н.э.), классический (V — IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV — середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

Ордер — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.

Капитель — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Можно сказать, что оба описанных выше направления греческой скульптуры (ранняя классика, высокая классика) синтезировал в своём творчестве Фидий, друг Перикла. Его величайшие, прославленные творения также известны лишь по весьма приблизительным копиям римского времени. Однако Фидий руководил перестройкой сохранившегося до наших дней Афинского Акрополя. Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства. Более того, исключительное совершенство отдельных изображений позволяет видеть в них работу самого мастера. До нашего времени дошли, пусть и сильно повреждённые, статуи и рельефы Парфенона, построенного в 447—438 годах до н. э. Скульптурное убранство храма продолжало создаваться до 431 года.

Пройдя пропилеи и вступив на территорию Акрополя, человек прежде всего встречал бронзовую статую Афины Промахос (воительницы), являвшей собой божественное покровительство Афинам. Богиня была изображена в шлеме с копьём и щитом. Высокий, видимый издалека из Пирея монумент был создан Фидием в 465—455 годах до н. э. Оригинал его утрачен. Ещё одной бронзовой статуей работы Фидия была Афина Лемния, изображавшая богиню задумчиво смотрящей на снятый шлем, который она держала в руке.

Древнегреческая вазопись— декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Читайте так же:  Памятники гзеленогорска красноярского края

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

Виды искусства: архитектура (пример – Пифей, мавзолей в Галикарнасе, храм Афины в Приене); скульптура (Мирон – «Дискобол»); литература (Платон – «Государство», Гомер – «Одиссея», «Иллиада»; театр (Эсхил – «Агамемнон»)

10 архитектурных памятников Древнего Рима

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи — Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета — 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Читайте так же:  Памятники новочебоксарск

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

«Марсово поле» — так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы Рима — сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.

Семь архитектурных чудес Греции

О семи чудесах света написано не мало книг и статей, их сможет перечислить любой школьник. Все прекрасно помнят, что тремя из семи древних чудес света были греческие: Колосс Родосский — огромная статуя бога солнца, помещенная в порту Родоса, статуя Зевса, великолепная 12-метровая статуя, созданная Фидием, и Храм Артемиды в Эфесе, который был наиболее впечатляющим из всех чудес.

Семь архитектурных чудес Греции:

Кносский дворец: Это великий памятник минойской архитектуры, изготовленный из различных видов камня. Дворец был огромным и многоэтажным, комплекс был построен в виде лабиринта, расположенный вокруг большого двора. Здесь размещались квартиры королевской семьи, комнаты для прислуги, ванные комнаты, кухни, столовые, мастерские, склады и т.д. Многие комнаты были украшены фресками с изображением событий из ежедневной минойской жизни. Он также был оснащен канализацией и системой водоснабжения.

Микенские Стены: древние греки приписывали строительство стен Циклопам, поскольку эти стены невероятных размеров. Они были построены из валунов огромной толщины и высоты. Стены были в высоту 8 м и ширину 5 м. Восхищение вызывают Львиные Ворота, т. е. Микенские ворота, украшенные рельефом с двумя львами, которые были символами и защитниками земли.

Парфенон: Все величие Афин 5 века до н.э. заключилось в этом архитектурном памятнике, расположенном на самой высокой точке Акрополя и он является лучшим примером дорического стиля. Строительство храма, посвященное Афине Парфенос, было завершено в 432 г. до н.э. Чрезвычайно интересным с архитектурной точки зрения, является тот факт, что в храме нет ни одной прямой линии, здесь все построено по кривой. Даже колонны храма не расположены строго вертикально. Если мысленно их продлить, то они пересекутся на 1852 м. В классической эпохе в храме размещались Статуя богини уникальных размеров и красоты, созданная Фидием.

Фриз Парфенона изображает Панафинеа – большой городской фестиваль, а фронтоны — рождение богини и борьбу с Посейдоном для защиты города. На метопах здания изображены битвы греков с амазонками, падение Трои, Битва Кентавров и Богов с Гигантами. Храм был лишен всего декора в эпоху турецкой оккупации Греции, а скульптуры – предмет гордости и многовекового самоутверждения страны, находятся в Лондоне в Британском Музее.

Эрехтейон: Эрехтейон получил свое название от Эрехтеа, которому и был посвящен. Храм также посвящен Посейдону и Афине Поладе. Расположенный к северу от Парфенона в ионическом стиле. Строительство было завершено в конце пятого века, и отличается своей оригинальной конструкцией и отделкой. На особенную его красоту частично повлияла и местность, результатом чего стало то, что одна его часть находится на более высоком уровне. Храм больше всего известен своими женскими фигурами — Кариатидами, которые исполняют роль колонн храма.

Храм Аполлона Эпикурейского в Аркадии: известен, как «вращающийся храм» и является уникальной архитектурной конструкцией. Он был построен после Парфенона Иктином под руководством дельфийского оракула. В храме, посвященном Аполлону, внешняя колоннада выполнена в дорическом стиле, а внутренний интерьер украшен колоннами с капителями ионического стиля, кроме того, здесь есть также одна колонна с первой капителью в коринфском стиле. Храм ориентирован на северо-юг, что не является обычным для греческих храмов, но объясняется тем, что храм построен на крутом склоне. Храм Аполлона поворачивается ежегодно на 0,52 градуса. Как и большинство древних храмов, он пострадал от грабителей. Некоторые скульптуры находятся в Лондоне в Британском музее.

Древний театр Эпидавра: Театр Эпидавра — это памятник красоты и симметрии, является идеальной постройкой древнегреческого театра. Уникальная акустика — один из элементов, которые делают его привлекательным для посетителей со всего мира. Строительство театра началось в конце 4 века до н.э. века, а окончательный свой вид он приобрел в середине второго века до н.э. Памятник был обнаружен в 1881 году. Он состоял из типичных частей театра: зрительного зала, оркестра и сцены. Зрительный зал и оркестр сохранились в хорошем состоянии, в отличие от величественной сцены, которая сейчас представляет из себя руины.

Монастырь Святого Петра на Святой Горе: Считается самым смелым строительством на горе Афон. Монастырь, построенный на крутой скале, посвящен Рождеству Христовому. Здесь расположены 15 часовен, в которых находятся святые реликвии. Датируется 14-м веком, был перестроен несколько раз из-за пожаров.