Мы обязаны бережно хранить памятники как немых свидетелей легендарного прошлого

Мы обязаны бережно хранить памятники как немых свидетелей легендарного

Где в российских городах исполняются желания?

Экология жизни.Жажда чуда свойственна человеческой природе. Мы загадываем желания, мечтаем втихомолку и кидаем мелочь на удачу. В канун Нового года особенно хочется верить в чудо, в это время волшебная сила безрассудства берет верх даже над суровыми скептиками.

Жажда чуда свойственна человеческой природе. Мы загадываем желания, мечтаем втихомолку и кидаем мелочь на удачу. В канун Нового года особенно хочется верить в чудо, в это время волшебная сила безрассудства берет верх даже над суровыми скептиками. Ну а коли так, предлагаем вашему вниманию обзор чудотворных мест, которых, оказывается, довольно много в российских городах.

Москва. Башня Напрудная

Напрудная башня, именуемая также Софьиной, широко известна в народе своими чудотворными силами. Когда-то здесь томилась царевна Софья, решившая оспорить власть Петра I, младшего брата, от справедливого гнева которого ее не спасли даже кровные узы — Софья была вынуждена принять постриг и всю жизнь провела в неволе.

Считается, что это место особенно благоволит женщинам, мечтающим о ребенке, поскольку сама хозяйка каменной кельи до конца жизни сожалела о том, что так и не стала матерью. Впрочем, бытует мнение, что желание может быть любое, главное — чтобы оно было по-настоящему ваше, осознанное и выращенное на благодатной почве. Для осуществления желаемого нужно прикоснуться руками к стене башни или же написать записку с сокровенными мыслями, как делают у легендарной Стены Плача в Иерусалиме.

Казань. Башня Сююмбике

Говорят, что волшебными свойствами обладает падающая башня Сююмбике, расположенная у подножия кремля в столице Татарстана. Она тоже исполняет желания, в особенности связанные с любовными делами. Потерпевшие фиаско на личном фронте приходят сюда за благословением — в надежде найти родственную душу. Считается, что для этого нужно прислониться лбом к стене башни и мысленно произнести три заветных желания. Впрочем, если просить только о любви, то делать это нужно, прислонившись к башне спиной.

Самара. Дерево желаний, «вертолетка»

Считается, что обычай повязывать ленточки на деревья родом с Алтая. О том, как сей языческий обряд оказался в Самаре, история умалчивает, однако это не мешает горожанам регулярно приезжать на «вертолетку», дабы найти священное дерево и повязать ленточку на удачу, любовь и благополучие. Отметим, что для большинства людей важен сам факт украшения дерева, в то время как для алтайцев, например, не менее важен цвет выбранной ленты. Если обратиться к первоисточнику, то окажется, что зеленая лента символизирует послание духам леса, красная — духам огня, а желтая — солнцу. И все же главное, пожалуй, — не цвет реквизитов, а чистота помыслов и желаний, исполнения которых нужно просить с легким сердцем.

Красноярск. Биг-Бен

Башня-близнец лондонского Биг-Бена обнаружена в Красноярске. Это архитектурное творение — визитная карточка города, пользующаяся особой популярностью среди зарубежных туристов, которые рады обнаружить европейские черты в суровой Сибири. Впрочем, сходство с негласным символом Соединенного королевства — не единственное достоинство красноярского Биг-Бена. По слухам, колоритная башня у городской администрации не только украшает город, но и исполняет желания. Осуществить мечту под силу любому. Для этого нужно дождаться боя курантов и пройти под башней с часами. Считается, что количество дней до исполнения желания прямо пропорционально количеству ударов, что вы насчитаете. Так это или нет, легко проверить в новогоднюю ночь. Дерзайте!

Сочи. Византийский храм

Храмы-долгожители окутаны мистикой. Византийский храм недалеко от Сочи — не исключение. Построенный в X веке, в период христианского влияния Византии на народы Кавказа, сегодня храм представляет собой древние руины, из которых более-менее уцелела лишь северная сторона здания. Однако это ничуть не умаляет ценность этого места в вопросе исполнения желаний, ведь эти каменные стены на протяжении почти 1000 лет внимали молитвам страждущих. Считается, что для исполнения заветной мечты нужно прикоснуться к стене храма и подумать о желаемом.

Омск. Тарские ворота

Тарские ворота — место, горячо любимое омичами. Говорят, что в прошлом они являли собой вход в крепостной бастион, в котором каторжники, осужденные на ссылку, отбывали свое наказание. Среди известных личностей, в полной мере оценивших омское гостеприимство, был Достоевский, памятник которому установлен неподалеку. Что до исполнения желаний, то в народе считается, что, если преодолеть арку ворот, прыгая на одной ноге, то задуманное обязательно исполнится. Остается только догадываться, знал ли об этом Достоевский.

Санкт-Петербург. Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской

Часовня Ксении Блаженной — намоленное место. Эта православная церковь, построенная на месте католического кладбища, привлекает сторонников всех религий. К Ксении идут за помощью в любви и за счастьем материнства. Люди, испытавшие на себе чудотворное действие этого места, говорят, что, прося о помощи в любви, главное — правильно сформулировать запрос. Нужно быть готовым к появлению в жизни любимого человека, но не требовать совершить приворот. Согласно молве для исполнения задуманного нужно написать записку с просьбой, бросить ее в специальный ящичек и обойти часовню три раза, не переставая думать о своей мечте.

Нижний Новгород. Чкаловская лестница

Чкаловская лестница — сводная сестра Потемкинской в Одессе. Нижегородская красавица известна горожанам еще и тем, что исполняет желания, помогая страждущим перелистнуть страницу прошлого, оставив трудности позади. Впрочем, для телепортации в новую жизнь все же придется немного попотеть, пройдя все 560 ступенек лестницы — от Нижневолжской до Верхневолжской набережной. Но, согласитесь, шанс избавиться от ненужного багажа того стоит!

Калуга. 600-летний дуб в Центральном городском парке

600-летний дуб-старожил по праву считается украшением города и его ровесником — немым свидетелем времен начиная с XIV века. Расположенный на месте крепости, этот 40-метровый великан сумел уцелеть при всех пожарах и волнениях, настигавших город. Неслучайно раскидистый дуб считается не только памятником природы, но и хранителем города, исполняющим мечты горожан. Волшебный ритуал прост: нужно обнять чудо-дерево, прильнув к нему всем телом, и подумать о своем желании, которое, как утверждают горожане, обязательно исполнится.

Екатеринбург. Граница Европа — Азия

Екатеринбург — необычный город. Столица Урала фактически находится на стыке двух частей света — Европы и Азии, а обелиск, символизирующий это разделение, находится всего в нескольких десятках километров от города. Чем не повод доехать до границы и загадать желание, стоя одной ногой в предсказуемой Европе, а второй — в загадочной Азии? Местные говорят, желание исполнится в самое ближайшее время!

Великий Новгород. Церковь Параскевы Пятницы

К пятнице у новгородцев трепетное отношение, поскольку именно в этот день в городе традиционно открывались ярмарки и базары. Неслучайно и церковь, расположенная близ вечевой площади, считается покровительницей торговли, ведь «параскева» в переводе с греческого — «пятница». Сегодня это историческое здание, построенное еще в XIII веке, считается музейным объектом.

Попасть туда можно только летом, да и то в хорошую погоду: смотрители бережно охраняют солидный экспонат, оберегая его от сырости. Что до городских легенд об исполнении желания, связанных с этим местом, то есть примета: если девушка три раза обойдет церковь с зажженной свечой в руках, то удачное замужество настигнет ее совсем скоро. С прочими хотениями куда сложнее. По одной из версий, для осуществления задуманного нужно обежать церковь 40 раз, по другой — сосчитать все ее углы, что также задача не из легких, поскольку углы здания оформлены в виде лопаток — вертикальных полос, коих здесь можно увидеть в избытке. Одним словом, наберитесь терпения и считайте, считайте, считайте.

Владивосток. Николаевские Триумфальные ворота (арка Цесаревича Николая)

Николай II, будучи цесаревичем, любил путешествовать. За время кругосветных странствий он успел побывать в Таиланде, Египте, Индии и даже Японии. Именно Япония произвела на будущего императора поистине неизгладимое впечатление. Не только благодаря колоритной культуре Страны восходящего солнца, но еще и потому, что там на Николая было совершено покушение — событие, благодаря которому цесаревич изменил свои планы и отправился во Владивосток, где его, кстати, с нетерпением ждали. К приезду царственной особы в городе были возведены Триумфальные ворота в изысканном византийско-русском стиле. Триумфальную арку будущий царь оценил по достоинству, и ворота надолго стали негласным символом города до тех пор, пока не были уничтожены в 1930 году. Однако к новому тысячелетию народ одумался, и в 2003 году по инициативе энтузиастов Николаевские ворота были восстановлены. Теперь сей памятник городского зодчества исполняет желания, неизменно благоволя влюбленным парочкам. Чтобы жить долго и счастливо, они должны встать в центр арки и, обнявшись, загадать желание. В довершение обряда пылкому влюбленному нужно обойти вокруг арки три раза с избранницей на руках. Говорят, желания сбываются. Главное, чтобы задуманное было обоюдным.

Уфа. Камень желаний в парке «Кашкадам»

Сборник упражнений по стилистике русской речи учебное пособие для классов казахской школы

Тема 5. 7 Земля – кормилица

5. 7. 1 Земля как источник жизни

5.7.1.1 Анализ эпитетов. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова прочи­тайте словарные статьи к слову «земля». Какое значение соответст­вует изучаемой теме? Объясните значение каждого определения, вы­явите среди них эпитеты. Укажите стилевую принадлежность и роль эпитетов.

Земля как почва, грунт. Влажная, выжженная, голая, замерзшая, за­твердевшая, звонкая, мокрая, озябшая, обнаженная, плотная, рыхлая, скудная, сухая, сыпучая, сырая, талая, холодная; плодородная, пыш­ная, хлебная, щедрая, орошаемая, поливная, целинная.

Земля как суша. Влажная, мокрая, твердая, цветущая, безжизненная, тропическая, оголенная, бесплодная, истощенная, пустая.

Земля как участок, усадьба. Приветливая, упитанная, белая, дачная, общественная, пахотная, приусадебная, фермерская, ухоженная, за­брошенная, неухоженная.

5.7.1.2 Реконструкция предложений. Ответьте на вопросы так, как ответил бы специалист по «земле»: агроном, дачник, огородник, садовник.

— Какая земля дает хороший урожай?

— Какая земля называется целинной?

— Что нужно делать для обеспечения плодородия?

— Почему сад (огород, дача, поле) заросший (-ая, -ее)?

— От чего зависит урожайность?

5.7.1.3 Комментирование высказываний. Прочитайте крылатые выражения, объясните их смысл своими словами. В каких оттенках (положитель­ных / нейтральных / отрицательных) значения они могут быть исполь­зованы в речи?

Хозяйственный мужичок. В лице «хозяйственного мужичка»

писателем М. Е. Салтыковым-Щедриным изображен тип «честного», «разумного» кре­стьянина-середняка, единственная цель которого – создание личного благоденствия. Свое отношение к этому идивидуалисту-собственнику М. Е. Салтыков-Щедрин выразил в заключительных словах очерка «Мелочи жизни»: «Да, это был действительно честный и разумный мужик. Он достиг своей цели: довел свой дом до полной чаши. Но спрашивается: с какой стороны подойти к этому разумному мужику? Каким образом уверить его, что не о хлебе едином жив бывает человек».

Ты все пела? Это дело:

Так поди же попляши! Цитата из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Если ты все лето пела,

Так зимою попляши!

Надо летом делать дело,

Чтоб зимой сидеть в тиши.

Чтоб в тепле зимою быть,

Надо летом лес рубить. (В. В. Маяковский)

Не о хлебе едином жив будет человек. Употребляется в значении: че­ловек должен заботиться об удовлетворении не только своих матери­альных, но и духовных потребностей. (Из книги «Крылатые слова»)

5.7.1.4 Анализ фразеологизмов. Определите стилистическую окраску фра­зеологизмов, подберите к ним синонимы. Перечислите фразеоло­гизмы, которые можно использовать в речи с положительной / ней­тральной / отрицательной оценкой.

Горит в руках, золотые руки, легок на подъем, мастер на все руки, цены нет, каши не сваришь, ни то ни се, ни к селу ни к городу, ни рыба ни мясо, тяжел на подъем, вкладывать / вложить душу, вно­сить / внести вклад, не покладая рук, находить / найти выход из поло­жения, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона, закрывать / за­крыть глаза, наломать дров, пускать / пустить пыль в глаза, сводить / свести к нулю, смотреть сквозь пальцы, болеть душой, душа болит, ждать у моря погоды, не смыкать / не сомкнуть глаз, сердце кровью обливается, как с гуся вода, как свои пять пальцев, не покладая рук, плечом к плечу, рука об руку, с горем пополам, хоть бы что, в крайнем случае, в лучшем случае, во что бы то ни стало.

5.7.1.5 Конструирование предложений. Расскажите о земле от лица агро­нома, учителя географии, дачника (огородника, садовода), сельчанина (аулчанина), землепашца.

Используйте в речи следующие слова, соче­тания и пословицы: природные факторы, земледельческая деятель­ность, почва, орошение, климат, обработка земли, обрабатывать землю, ухаживать, поливать, возделывать, пахать, рыхлить, копать, удобрять, ровнять, утрамбовывать, посадить (что?), копаться в земле (разг.), аренда, вспашка, обрабатываемая, орошаемая, залежные земли, владеть, пользоваться землей, любить землю, земля-матушка, корми­лица, неисчерпаемые богатства, недра земли, благодатная почва, пло­дородная земля, нужны ласковые руки хозяина, тянуться к земле, вспахать … гектаров земли, обработать … соток. «Украшение земли – хлеб, украшение человека – знания». «Кто даст, тот возьмет, кто по­сеет, тот пожнет». «Посев требует не удачи, а труда». «Земля – источ­ник изобилия, труд – источник радости».

5.7.1.6 Сопоставление текстов. Прочитайте тексты, определите стиль. Сравните их условия употребления по следующему алгоритму:

— социальная роль автора высказывания (ученый, писатель, художник, корреспондент);

— ситуация общения (официальная / полуофициальная / неофициаль­ная);

— особенности лексико-грамматического строя речи.

Самый верхний и в сравнении с остальными очень тонкий (от десятков сантиметров до 2-3 метров или чуть более) слой земной коры, обычно покрытый растительностью и обладающий естествен­ным плодородием, называют почвой.

Плодородие – это способность обеспечить растения необходи­мыми для их роста веществами. А естественное плодородие – это при­родное свойство, возникающее не благодаря внесению человеком ка­ких-либо питательных веществ, а в силу определенных процессов в самой почве. (Из Большой школьной энциклопедии)

Земля России, черная, густая,

Как бархат, шелковиста и мягка.

Над нею облака как птичьи стаи,

И птичьи стаи, словно облака …

В тебе воплощены надежды наши –

На свете величавей нет земли!

Как густо на земле чернеют пашни,

Как густо села русские легли!

Дожди прольются как бульона струи,

везде стоят косматые стога.

Как будто шерсть пушистую, густую

состригли с вас, осенние луга …

Все широко и праведно, как Волга,

И отпечаток доброты на всем,

И как вино, настаиваясь долго,

Лоснится маслянистый чернозем.

И первый стебель, радостен и тонок,

Еще не понимая ничего,

Как в бархате взлелеянный ребенок,

Вдруг, развернувшись, выйдет из него! …

Хлеба встают высокие, густые,

И журавли вдали летят, трубя …

Ты навсегда в душе моей, Россия,

Спасибо же, Россия, за тебя! (И. Джансугуров)

Перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконеч­ная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тя­нется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали … Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот приня­лось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали по­хожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая, ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса за­светилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы … и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбну­лась и засверкала росой. (А. П. Чехов)

… Сегодня в хозяйстве крестьянина из Назаровки Ивана Ивановича Самарского работают только члены семьи и деловые партнеры. В общей сложности овощи занимают более 30 гектаров плодородной земли и чувствуют себя прекрасно, несмотря на то, что овощеводство в наших краях принято считать возможным только на поливных участках или в пойме Иртыша. Но начальник отдела сельского хозяйства, агроном со стажем Н. И. Буркацкий дал на этот счет простое объяснение: в природе все предусмотрено, при недостатке влаги корневая система овощей тянется к воде и проникает глубже в землю, а дожди стимулируют рост боковых побегов. Растение получает крепкий корень и выдерживает без осадков до очередного дождя. Хотя, конечно, определенный риск все же есть, но где в Казахстане можно хозяйствовать на земле вообще без всякого риска?

Читайте так же:  Памятник леонову сделал

Хозяин рассказывает, что нынче каждый день с четырех гектаров, что занимают огурцы, получает 15-20 мешков готовой продукции. Продает по 20 тенге – овощи идут нарасхват. Скоро пойдут скороспелые арбузы, поспевают дыни. Самое интересное, что есть хороший спрос… (по материалу газеты «Звезда Прииртышья» 10 августа 2006 г.)

5. 7. 2 Земля, дающая жизнь

Развитие речи в диалогической форме общения, монологической речи

5.7.2.1 Моделирование диалогов. Составьте модели диалогов по следу­щим ситуациям:

СА. Агрономы обсуждают качество почвы (боникета) для будущего посева сельскохозяйственных культур: зерновых, бахчевых, крупяных.

СБ. Корреспондент газеты (радио, телевидения) представляет лучшего агронома (земледельца) и берет интервью. Интересуется секретами успеха на земледельческой ниве и спрашивает о природных и погод­ных условиях высокого урожая: о почве, климате, погоде, орошении.

СВ. Дачники обсуждают урожай нынешнего года и делятся впечат­лениями.

5.7.2.2 Создание ассоциативного поля. Какие ассоциации вызывают слова о земле у специалиста сельского хозяйства (агронома, земледельца, землепашца), учителя-географа, путешественника, художника-писа­теля, любителя-садовода.

5.7.2.3 Составление текста публицистического стиля. Напишите статью в школьную газету на тему: «Готовь сани летом».

5.7.2.4 Составление текста научного стиля. Напишите реферат на тему: «Земля и земледелие».

5.7.2.5 Составление текста художественно-публицистического стиля. На­пишите эссе на тему: «Спасибо тебе, Земля!»

Тема 5. 8 Как организовать свой досуг?

5. 8. 1 Что такое досуг

5.8.1.1 Дифференциация лексико-фразеологических средств. В данных си­нонимических рядах укажите доминанту, разграничьте слова и сочета­ния книжного / разговорного стилей. Назовите слова и фразеологизмы с положительным / отрицательным оттенками значений:

— досуг, свободное время, личное время, время для занятий люби­мым делом, время для любимых занятий;

— много дел, множество дел, масса / уйма дел, непочатый край, гора дел, дел по горло;

— праздный, шатающийся без дела, досужий;

— танцевать, заниматься танцами;

— по­сещать культурно-досуговый центр, ходить в КДЦ;

— путешествовать, ездить, разъезжать, вояжировать, фестивалить, совершать путешествие (поездку), отправляться / отправиться путешествовать, пускаться / пуститься в путешествие, снарядиться в путь-дорогу / путь-доро­женьку;

— коллекционировать, составлять коллек­цию (чего?), собирать коллекцию;

— бить баклуши, валять дурака, гонять лодыря, бездельничать;

— вкладывать / вложить душу, всей душой, всем сердцем;

— на лоне природы, на открытом воздухе, на свежем воздухе;

— заниматься ненужным делом, убивать время, тратить время на несерь­езные дела;

— заниматься / заняться чем-либо увлекательным, уходить с головой;

— от случая к случаю, время от времени;

— заниматься любимым делом, делать что душе угодно.

5.8.1.2 Анализ фразеологизмов и крылатых выражений. Прочитайте выска­зывания и пояснения к ним, объясните значение каждого выражения. Укажите оттенки (положительные / отрицательные) употребления их в речи.

Семь пятниц на неделе. Пятница некогда была свободным от работы, а потому базарным днем. Долгое время она была и днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу получали деньги и да­вали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу получали товар и обещали в следующую пятницу отдать за него деньги. О нарушающих эти обещания и говорили, что у них семь пятниц на неделе. Позже этот фразеологизм стали применять в ситуа­ции, когда …

Время – деньги. – То ли дело дома! Проснешься не торопясь, посер­дишься на что-нибудь, поворчишь, опомнишься хорошенько, все об­думаешь, не торопишься. А время – деньги, вы забываете это, — сказал полковник. (Л. Н. Толстой)

Деловое безделье. Как брань тебе не надоела.

Расчет короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой. (А. С. Пушкин)

Делу время и потехе час. Началось учение, — теперь в гости нельзя хо­дить … Это проводилось у нас очень строго: делу время, а потехе час. В учебное время – никаких развлечений, никаких гостей.

Если голова пуста, то голове ума не придадут места.

Чудаки украшают мир. Афоризм М. Горького из «Рассказа о безот­ветной любви». Штерн вычитал в какой-то книге, что чудаки укра­шают жизнь, однако чудак, появившийся у него на пароходе, никому не понравился. (К. Паустовский)

5.8.1.3 Конструирование предложений. Используя изученные слова и обо­роты речи, расскажите о том, как проводит свободное время:

5. 8. 2 У меня много интересных занятий: как я распределяю время

Развитие речи в диалогиче­ской форме общения, монологической речи

5.8.2.1 Интервьюирование. Как ответит на следующие вопросы коррес­пондента учащийся, творческая личность (писатель, художник, музы­кант), педагог, врач, архитектор и т. д.

— Располагаете ли вы свободным временем? Чем вы любите зани­маться во время досуга?

— Как вы распределяете время, если у вас несколько увлечений?

— Как вы добиваетесь успеха при такой сильной нагрузке?

— Чтение книг – не устарело ли это занятие сегодня? Актуальны ли слова известного философа Д. Дидро о том, что «человек перестает мыслить, когда перестает читать».

— Какие советы по проведению досуга вы можете дать подрастаю­щему поколению (или сверстнику).

5.8.2.2 Трансформация текстов. Перестройте тексты-монологи в диалоги, сохранив их замысел и содержание, включив прямую речь и речь ав­тора. В качестве собеседников могут быть взрослые и дети, ровесники.

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по ве­лению сердца». В таком образе жизни заключается величайший здра­вый смысл. Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внут­ренним миром, — всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком слу­чае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу, как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени … (К. Паустовский)

Собирание незнакомых слов, выражений, пословиц превра­тило мичмана В. И. Даля в крупнейшего ученого-знатока русского языка. Его знаменитый «Толковый словарь», содержащий 200 000 слов, и сейчас является одним из лучших пособий для языковедов. А. Е. Ферсман, с шестилетнего возраста увлекшийся собиранием минера­лов, стал крупнейшим геохимиком мира. Собранная коллекционером П. М. Третьяковым картинная галерея стала известной всему миру. Всю жизнь собирал академик С. П. Королев все, что связано с освое­нием космоса, любую информацию обо всем, что летало по воле чело­века. Уж кто-кто, а он-то знал, что увлеченность, одержимость – путь к осуществлению самой дерзновенной мечты.

Да, иной раз коллекционирование выглядит чудачеством. Но большинство из собирателей … — духовно богатые люди. Они и в труде остаются рыцарями увлеченности, как правило, работают твор­чески, с огоньком. С ними интересно общаться. Справедливо кто-то сказал: чудаки-коллекционеры украшают жизнь… Хобби делает жизнь человека интереснее, а использование свободного времени – разумным и целеустремленным. (По С. А. Шмакову)

5.8.2.3 Составление текста-монолога художественно-публицистического стиля. Напишите эссе на тему: «Мое свободное время».

5.8.2.4 Составление текста-монолога делового стиля. Напишите правило-инструкцию на тему: «Как правильно организовать досуг».

Тема 5. 9 Казахстан: вчера, сегодня, завтра

5. 9. 1 Об истории Казахстана

Формирование лексико-стилистических навыков говорения

5.9.1.1 Анализ паронимов. Прочитайте словарные статьи к паронимам, объясните их смысловое различие. Составьте с ними словосочетания.

Единый – обладающий внутренним единством, общий для всех // единственный – только один, всего лишь один. Исторический – отно­сящийся к прошлому, связанный с его развитием; опирающийся на ис­торию // историчный — проникнутый историзмом; знаменательный, важный. Коренной – исконный, постоянный, главный // корневой – от­носящийся к корню. Наследие – то, что получено от прежних эпох, от прежних деятелей или явлений культуры, быта // наследство – имуще­ство, переходящее после смерти его владельца к другому лицу. Обез­главеть – лишиться головы, лишиться руководителя // обезглавить – лишить кого-либо головы, лишить руководителя. Остатки – сохра­нившаяся, уцелевшая, неиспользованная или непригодная для исполь­зования часть чего-нибудь // останки – прах. Памятливый – имеющий хорошую память, способный легко запоминать // памятный – незабы­ваемый, хорошо сохранившийся в памяти. Экспонат – предмет, вы­ставляемый для обозрения на выставке // экспонент – лицо или органи­зация, представляющая на выставку какой-либо экспонат.

5.9.1.2 Реконструкция предложений. Восстановите слова, пропущенные в предложениях.

В связи с присоединением Казахстана к России европейцы стали называть … (коренные, корневые) жителей «киргиз-казаками» или «киргиз-кайсаками», чтобы не путать их с русскими казаками, а также тяньшанскими киргизами, известными в истории под названием кара-киргизов, с учетом тяготения последних к казахам по языку, культуре и быту. (По У. Джанибекову)

530 год до нашей эры известен разгромом царя персов Кира II царицей Томирис. Эта победа замечательна тем, что она не ос­тавила даже вестника, который сообщил бы персам о таком страшном поражении. Царица … (обезглавить, обезглаветь) Кира, осудив его жестокость такими словами: «Насыться же теперь кровью, которой ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться». (По М. Барманкулову)

Некоторые ученые, исследующие историю, призванные по кирпи­чику складывать наше древнее … (наследие, наследство), не знают меры и то превозносят значение полюбившегося им факта, то принижают, едва ли не уничтожая другой факт, который им не нравится. (М. Шаханов)

Археологической экспедицией в кургане Иссык были найдены … (остатки, останки) сакского царя – «золотого человека».

5.9.1.3 Дифференциация лексико-фразеологических средств. В данных си­нонимических рядах укажите нейтральные слова и сочетания, разгра­ничьте книжную / разговорную лексику:

— кочевать, переезжать с места на место, вести кочевой образ жизни;

— степной народ, степняк (-и), древние тюрки, казах (-и), коренные жители Казахстана, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки, кочевник (-и);

— тенге, тиын, монета (-ы), деньги, национальная валюта, рубль, сом, алтын, копейка;

— стать независимым, стать суве­ренным, обрести независимость, обрести суверенность;

— скульптура, ваяние, изваяние;

— войти в историю, запомниться как …, стать памя­тью, остаться в памяти;

— знать цену, дорожить (чем?), оценивать (кого? что?);

— зарубить на носу, запомнить;

— дорогой ценой, путем огромных усилий (лишений, затрат, жертв);

— кроме того, также, вдобавок;

— испо­кон веков / веку / века, издавна, с давних пор / времен;

— древнейшая ис­тория, средневековая история, новая история – три периода эволюции человеческого рода;

— эволюция, развитие, рост, движение;

— новая исто­рия, история последних веков.

5.9.1.4 Анализ экзотизмов. Объясните значение следующих слов: жай­ляу, ?ыстау, к?ктеу, к?здеу, шашу, шілдехана, с?йінші, к?рімдік, хан, бек, султан, айтыс, а?ын, би, к?й, ауыл, Наурыз, ?ожа, т?ре.

5.9.1.5 Конструирование предложений. Расскажите о национальных традициях казахского народа от имени:

— корреспондента, ведущего репортаж с места события (празднования Наурыз, жайляу, шілдехана и т. д.)

5. 9. 2 Памятники как немые свидетели прошлого

Развитие речи в диалогической форме общения

5.9.2.1 Анализ диалога. Прочитайте диалог, определите стиль по данному алгоритму:

— ситуация общения (официальная / полуофициальная / неофициальная)

— отношения говорящих (дружеские, деловые, семейно-бытовые, официальные и т. д.)

— предмет речи (тема, проблема)

— язык (терминологический, научный, клишированный, образный . ).

Мухтар Шаханов. Не знать своей истории – значит не иметь корней. У каждого народа есть своя, идущая из глубины веков, древнейшая ис­тория. Зафиксирована ли она на бумаге или оказалась растоптанной подошвами безжалостного божества по имени Время, исчезла ли, просочившись, словно вода в песок, — в том великая ее тайна, ее суть …

Чингиз Айтматов. Каждый человек задумывается об исторической судьбе общества, в котором он родился и живет, о путях его развития, о прошлом и сегодняшнем дне своего народа. Он обязан хорошо знать и изучать историю своей земли, своих предков …

Незачем скрывать, что история тюркских народов в большей сте­пени написана в годы существования СССР. Этот период характерен тем, что защитники родной земли – батыры и ханы, те, кто противо­стоял захватчикам, справедливые и мудрые судьи-бии и беки, а также те, кто участвовал или возглавлял антифеодальные или антиколони­альные восстания, считались несправедливыми или кровожадными врагами простого народа. До пятидесятых годов многочисленные ис­торики, объективно исследовавшие прошлое своего народа, подверга­лись репрессиям, преследованиям, многие погибли, сосланные в ла­геря и ссылки…

Мухтар Шаханов. В те времена и появилась шутка известного казах­ского поэта Таира Жарокова, который говорил, когда речь заходила на историческую тему или поднималась какая-то проблема, связанная с прошлым народа: «Я вот какой хитрый, я не лезу в историю дальше Октябрьской революции». Горький сарказм лежит за этими словами поэта, бывшего свидетелем несправедливостей, случившихся с теми отечественными историками, кто заглядывал в древность, в глубину веков…

… Мы хотим по-новому взглянуть на историю своего народа, и нам необходимо стремиться к объективности, не быть сторонниками анализа, претенциозного исследования, отбросить предубеждения од­ного народа против другого и подойти к каждому факту с точностью и прямотой, рассматривая его с высоких гражданских позиций и с необ­ходимой научной подготовленностью.

Если же мы отклонимся от этого, то окажемся виноватыми перед памятью предков и в тысячу раз больше будет наша вина перед бу­дущими поколениями.

Чингиз Айтматов. Я тоже так думаю. Вижу, что мы с тобой поведем разговор об истории тюркских народов … Дело в том, что история тюркских кочевых народов не всегда была своевременно записана на бумаге или как-то иначе зафиксирована. Все, что было, погибло под копытами коней во время страшных средневековых войн, сгорело в огне пожарищ, стерлось, исчезло. Некоторые факты сохранились в книгах и памятниках, исследованиях и свидетельствах других народов, соседствовавших с тюрками …

Мухтар Шаханов. Памятники древнетюркской письменности, посвя­щенные жизни и деятельности Кюльтегина и Тоньюкука, рассказы­вают о большом отрезке жизни тюрков, об их истории, о тех временах, когда они кочевали на значительные расстояния …

Чингиз Айтматов. Мне думается, что в подлинности его имя «Тунку­кук», что могло означать «Тун – ночь, кукук – кукушка, сова», то есть «Ночная сова».

Мухтар Шаханов. Возможно. И это было бы красиво. Но ученые ут­верждают, что Тоньюкук – это «знающий». Оставим пока как есть.

Тоньюкук родился примерно в 646 году, а умер около 731 года нашей эры, и был вождем всех объединенных тюрков. Он был учите­лем и наставником каганов: Елтерес-кагана, Бильге-кагана, Капаган-кагана, а также воспитал военачальника Кюльтегина …

Героическими поэмами мы вполне можем назвать рунические надписи о Кюльтегине, еще при жизни прозванном «Голубым мечом» и защищавшем от врагов тюркскую землю. Его смерть горько оплаки­вали не только друзья, но и враги. Бильге-каган, описывая полную ге­роическими подвигами жизнь Кюльтегина, пишет: «Мой младший брат Кюльтегин умер. Я скорбел и плакал по нему. Глаза мои пере­стали видеть, ясный разум мой помутился. Я сам скорбел и плакал. Судьбу человека сотворяет Тенгри-бог, все человеческие дети рожда­ются и умирают. Я так печалился по нему, что из глаз моих лились го­рючие слезы, душу мою охватила тоска, тяжелая, печаль… Чтобы воз­двигнуть мавзолей, чтобы расписать и поставить камень с надписью из страны табгачей прибыл ювелир-умелец Чан Сенун. Кюльтегин умер в год овцы, в семнадцатый год двадцать седьмого числа девятого месяца мы его похоронили». Так написано на этом камне.

Читайте так же:  Памятник третьякову перед третьяковской галереей

Чингиз Айтматов. Между надписью о Кюльтегине и руническими надписями, найденными в Таласе, есть много общего, даже повество­вательная часть у них общая.

Мухтар Шаханов. Чике, я внимательно просмотрел историю древнюю, античную и историю средневековья …

В книгах античных авторов, в древнегреческих исторических сви­детельствах, сами греки делят саков на массагетов, яксартов, даев, дахов, фаратов, комаров, аскагетов, исседонов, ассиев, аримаспов, сарматов, каспиев, указывая при этом довольно-таки точное располо­жение кочевий или земель, принадлежащих им.

Чингиз Айтматов. Как мы хорошо знаем, в VI веке до нашей эры у са­ков-массагетов была царицей Томирис, женщина-героиня. О ней из­вестны такие факты.

В то время, когда царица Томирис возглавляла и объединяла пле­менные союзы саков в одно государство, они имели тесные кон­такты с соседними странами – Ассирией и Мидией. Знаменитый царь персов Кир II долгое время находился в дружбе с саками и даже бывал с ними в военном союзе. Позже разбогатевший Кир нарушил этот союз, собрал большое войско и пошел завоевывать земли современной Средней Азии и Казахстана, на которых в то время жили саки-масса­геты. В кровопролитной войне персы потерпели сокрушительное по­ражение, а сам Кир был убит на поле сражения. Об этой войне грече­ский историк Геродот пишет: «Женщина – царица массагетов Томирис после победы над персами в сражении отрубила Киру голову и поло­жила ее в мешок, наполненный кровью, произнеся при этом слова: «Ты всю жизнь жаждал крови, так напейся ее теперь досыта!» — а затем выбросила мешок в реку»…

Саки испокон веков верили в дух своих предков, а также поклонялись планетам, Солнцу и Луне, звездам. А саки оседлые, занимающиеся земледелием, поклонялись небу – «Тенгри», обожествляя его, верили в бога войны и, воткнув в землю меч или копье, орошали их сверху ка­пельками крови и молока. Они с большим почетом хоронили своих царей и храбро сражавшихся воинов, погибших в битвах, и вместе с воином клали в могилу все те предметы и утварь, которые пригоди­лись бы ему в загробной жизни. На могилы насыпали огромный холм или курган, вокруг все засыпали землей или выкладывали камнем.

Мухтар Шаханов. Сенсацией в мировой археологии стало открытие могильника сакского царя – «золотого человека». Он лежал на спине головой на запад. На голове у него была шапка высотой 65-70 см. с нашитыми по окружности золотыми изображениями зверей, гор, де­ревьев. Лобовую часть этого великолепного головного убора украшает эмблема – пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из спин которых вырастают четыре золотые стрелы. На шее у него золотая алка с головами барсов по краям. Одет «золотой человек» в красный кожаный кафтан почти с тремя тысячами золотых бляшек. На поясе у него большой кожаный ремень, отделанный золотыми украшениями, справа – длинный железный меч, слева – украшенный золотом желез­ный кинжал. В могиле было найдено более тридцати предметов по­суды. Среди них – серебряная чаша с рунической надписью в две строчки на дне. Этой надписи дали название «Иссыкская надпись». Ученые, которые так и не смогли расшифровать ее, пришли к выводу, что эта надпись и все найденное в могильнике принадлежит сакам, 2300 – 2500 лет тому назад уже имевшим письменность.

И сейчас «золотой человек», как ярчайшее свидетельство куль­туры сакской эпохи, участвует во многих историко-этнографических выставках, восхищая историков всего мира …

У каждого народа есть памятники прошлых веков и эпох, памят­ники, которым нет цены. Мы обязаны бережно хранить эти бесценные сокровища, как немых свидетелей легендарного прошлого, начиная от семи чудес света до грубой обыкновенной иглы, которую держали руки античной мастерицы.

5.9.2.2 Моделирование диалогов. Составьте модели диалогов по следую­щим ситуациям:

СА. Вы с научным руководителем обсуждаете тему будущего науч­ного проекта по исследованию прошлого Казахстана.

СБ. Вы с другом беседуете в транспорте во время путешествия по ис­торическим местам вашего края.

СВ. Вы проводите блиц-опрос среди учащихся о пути Казахстана к независимости.

5. 9. 3 Казахстан сегодня. Каким он станет завтра

Развитие монологической речи

5.9.3.1 Трансформация текстов. Прочитайте высказывания, передайте основной смысл содержания в форме назиданий (советов, мудрых наставлений) подрастающему поколению.

Подобно тому, как отец ответствен за поступки своих детей, так и каждый ответствен перед своей историей. (Абу Наср аль-Фараби)

Плохая ли, хорошая ли, но у каждого народа своя история, свое прошлое. И поэтому было бы непростительно перед другими на­родами человечества скрывать плохое и выпячивать только хорошее, раскрашивать свою историю различными косметическими красками, склеивать ее из разных, часто неподходящих друг к другу кусков. Ведь все равно каждое новое поколение будет сравнивать свою жизнь с пе­риодами расцвета, подъема явлений, поставит себе цель не повторить в будущем ошибок, а найти правильное направление. (Ч. Айтматов)

По всей вероятности, именно с далеких времен осталась у ка­захов традиция любовно украшать ковровыми изделиями навьючен­ного верблюда, для которого специально изготовляли попоны с вы­шивкой и всевозможными подвесками. Караван навьюченных верблю­дов обычно водила девушка в богатом наряде на коне-иноходце или на головном верблюде-наре.

… Снова девушка одна

И ведет на поводу

Тридцать наров – все желты!

Сам таких не видел ты!

Медь намордников – как жар,

Шел сученый – повода,

А под ней самою нар –

Краше всех, могуч и яр!

А сама, сама она –

Словно полная луна,

Как серебряный сазан,

Разыгравшийся в воде,

Гнет она свой гибкий стан …

— так описывается кочевье богатого аула в эпической поэме «Кыз-Жи­бек» (У. Джанибеков)

Не знаю почему, я чрезвычайно люблю степи, в которых нико­гда не бывал во дни нравственного моего бытия … Весьма часто в сновидениях моих я вижу какую-то необозримую степь, каких-то ди­ких сынов природы, мчащихся на борзых конях; я слышу их напевы, как будто мне знакомые, я любуюсь на бесчисленные стада, бродящие по сему зеленому травяному морю, и, поверишь ли? … Когда в ясную летнюю ночь я в задумчивости гляжу на звездное небо, мне кажется, что это та самая мечтательная степь, усеянная бело-волнистыми ов­цами; мне кажется, что это небо я видел в другом месте, где оно сли­валось с неизмеримо зимнею равниною, подобно тому, как для море­хода оно сливается с поверхностью океана. (В. А. Ушаков)

Первоначальным занятием казахов, как и других народов, была охота, главный способ поддержания жизни … В исторически обозримое время рыболовство, охота на зверей и птиц были лишь по­бочным промыслом, основное же занятие – скотоводство. Скот для ка­заха – и пища, и одежда, и тягло. Самыми ценными среди домашних животных у казахов всегда считались овцы. Мясо и молоко – пища, шерсть и шкура – одежда и кров … Крупный рогатый скот ценился не только потому, что давал молоко, мясо и шкуры, но и как тягловая сила … Особо ценным для кочевника всегда был верблюд. Верблюд вынослив. Он незаменим как средство передвижения во время ко­чевки. Верблюд переносит шестидесятидневный голод и тридцатид­невное безводье. Несмотря на могучую силу, он послушен, ложится по команде шок, вскакивает по команде айт-чу. Царь домашних живот­ных – лошадь. С помощью коня приходит победа на войне, призы на празднествах, конь приносит славу своему хозяину.

Трудный кочевой образ жизни, сложившийся веками, приучил казаха к терпению и надежде на лучшее, которое несомненно сбу­дется, если последующие поколения будут приумножать созданное отцами. (По Б. Адамбаеву)

5.9.3.2 Составление текста-монолога художественно-публицистического стиля. Напишите эссе на одну из тем: «Мой Казахстан: из прошлого в настоящее», «Каким я вижу свой вклад в развитие будущего моей Ро­дины», «Письмо Грядущему веку».

5.9.3.3 Составление текста-монолога научного стиля. Напишите реферат на одну из тем: «По следам археологических раскопок», «Древние письмена – хранители истории», «От тенге к национальной валюте», «Экзотизмы казахского языка на фоне русской речи», «Самобытность фольклора казахского народа».

5.9.3.4 Составление текста-монолога делового стиля. Напишите знамена­тельные даты в развитии Казахстана, начиная с 1991 года.

Чужая вязь змеится на камнях

И вместо клинописи древней и великой

Мне кажется, нужно вдуматься и запомнить эти в выс­шей степени поучительные строки.

Айтматов. Тем более в них упоминается древне-тюркская руника, а ведь за каждой такой уничтоженной надписью может быть скрыта от нас и нашей памяти целая эпоха. Время не пощадило письменность хунну. И китайских летописях говорится, что древнетюркская культура и тюркские языки происходят от хуннской культуры и от языка хунну. У всех современных тюрк­ских народов тотем один — волк. Поэтому в прошлые века на знаменах вышивалась голова волка. Если вспом­нить древнюю легенду, хан тюрок произошел от волчи­цы, был ее сыном. В одном из самых кровопролитных сражений погибают все хунну, вождь и его сыновья, и только самый младший сын остается в живых. Причем воины враждебного племени отрубили мальчонке руки и ноги. Затем страдальца забросили в болото. Волчица на­ходит этого ребенка, спасает его от голода и смерти, рас­тит, потом они становятся мужем и женой и у них рож­даются десять сыновей. Младший из этой десятки носил имя Ашина. Он стал родоначальником династии тюрк­ских каганов. Других сыновей волки назвали Кыпчак, Кыргыз, Татар и теми именами, которые стали этнони­мами тюркских народов.

Мне вспоминаются множество легенд и сказок самых разных народов, где волк помогает человеку или же становится одним из его прародителей. Например, знаменитая античная волчица с восемью сосками, которая спасла и выкормила основателей вечного города Рима – Ромула и Рема.

После того, как древняя Троя была разрушена и сожжена дотла, спастись сумели лишь некоторые из защитников города. Они спешно отплыли на корабле. Благодоря тому, что их предводителем был опытный и мудрый Эней, после множества приключений беглецы пристали у берегов Италии. По прошествии десяти с лишим лет царем у них становится потомок Энея — Нумитор, человек с открытой, доброй и широкой душой. Его младший брат, завистливый и злобный Амулий не может стерпеть, что его брат стал царем, и задумывает преступление. Он убивает своего брата и завладевает престолом. Став царем, Амулий стремится уничтожить всех потомков Нумитора, в том числе и его сыновей Ромула и Рема. Человек, которому было поручено ухаживать царскими детьми, не решается убить их сам и бросает в волчье логово. Мальчиков выращивает волчица, вскармливая их своим молоком. Когда они вырастают то совершают несколько выдающихся подвигов и, в конце концов, захватывают власть. Эти братья, как гласит легенда, стали основателями Рима.

Шаханов. Действительно, легенды, сказки, мифы и сказания, даже пословицы и поговорки у многих народов схожи, и этот фактор требует специального разговора.

Раз мы заговорили о Риме, надо сказать, что ни в одной стране мира так подробно, обстоятельно и скрупулезно не исследована история античных времен, как история Римской империи. Римляне раньше многих народов приобщились к науке, стали фиксировать и записывать свою историю, что делает им великую честь.

Если внимательно ознакомиться с древней историей, то мы увидим, что до V века римляне завоевали всю Западную Европу, и держали другие народы в страхе, под своей властью. А разве завоевательная война, в которой гибнет множество людей, не признак дикости? Что мы выигрываем от того, что навесим на оба древних народа ярлыки диких и варварских? Какой в этом смысл?

Айтматов. Вообще, какую эпоху ни возьми, всегда оказываются в выигрыше те, кто в данный момент находится в силе, а виноватым всегда оказывается простой народ. Ведь не крестьянину или садовнику, чабану или пастуху достанутся богатства завоеванного народа.

И если историки древнего мира называют народы дикими и варварами, то, возможно, делают они это ради оправдания агрессии, иначе как можно выгородить завоевателей, то есть самих себя, разрушающих и уничтожающих все вокруг, все то, что было дорого и близко народам, подвергшимся агрессии, что составляло их жизнь?

В связи с этим мне припоминаются записки великого римского поэта Публия Овидия Назона, который жил еще до нашей эры: «Вокруг меня живут воинственные сарматы. Летом нас защищают прозрачные воды Дуная. Но когда наступает зима и реки покрывает льдом, сарматы производят набеги. На быстрых своих лошадях они увозят из римских поселений имущество, скот и захваченных пленных. Даже по улицам города нередко пролетают сарматские стрелы, пропитанные ядом».

Эта запись ценна тем, что содержит важный истори­ческий материал.

Шаханов. Да, к поэту, который в 24 года стал всемирно знаменитым, судьба стала жестокой в дальнейшем.

Вспыльчивый характер Овидия, прямолинейность и горячность, бескомпромиссность, как сказали бы мы сейчас, привели к тому, что он впал в немилость к цеза­рю и был сослан на берега далекого Черного моря.

По воле обстоятельств попав в те места, где жили сарматы, в то время враждовавшие с римскими легионе­рами, Овидий хорошо изучил язык и обычаи степного народа и даже сочинил о них несколько произведений. За книги «Скорбные элегии» и «Письма с Понта» сармат­ский вождь наградил его высокой наградой и лавровым венком. Но сколько бы он ни жил среди сарматов, как бы хорошо они к нему не относились, все равно сердце поэта тосковало по родной земле и страдало по ней. До сих пор сохранились его письма к римскому императору, в которых он просит простить его и позволить вернуться на родину. К сожалению, этому не суждено было сбыться: опальный поэт так и состарился и умер среди сарма­тов, не дождавшись доброй весточки от набегавших с запада белопенных волн.

Айтматов. Продолжим наш основной разговор. До нас дошли некоторые памятники эпохи саков, изображе­ния и каменные балбалы. Даже культура шумеров, их письменность и литература не чужая нам. Обратим внимание на следующие слова из Орхоно-Енисейских надписей, найденных в Монголии в местечки Суджин-даван: «Я, Яглахархан-ата, человек, прибывший на уйгурскую землю. Я — кыргыз. Я — обладатель очень высоких полномочий власти. Я — исполнитель приказов Огя счастливого Баба-Тархана. Или же вчитаемся в надписи, найденные у реки Талас: «Тридцать стражников, если говорить правду, то они его друзья, были очень молоды. В год обезьяны мне исполнилось шестнадцать лет, мое имя «Кара Чур». В уезде Айырташ-Ой написано, выбито: «Его имя Чур. У вас есть тридцать воинов, на пути к миру и процветанию они от нас отделились. Мужей они проводили. Воин Чур шел за последним из них, по их следу прошел Женщины их остались вдовами,» — такова эта надпись., похожая на летопись или родословную.

Процитированные из рунических надписей тексты, выбитыe на камнях, во многих местах уничтожены временем, стерты. К нам дошла только одна десятая или даже сотая часть информации, которой мы и вынуждены довольствоваться.

Шаханов. Памятники древнетюркской письменности, посвященные жизни и деятельности Кюльтегина и Тоньюкука, тоже рассказывают о большом отрезке жизни тюрков, об их истории, о тех временах, когда они кочевали на значительные расстояния.

Вообще-то возникает закономерный вопрос о том, кем был Тоньюкук для своего народа, что именно сделал он для людей, по его воле седлавших коней или перевозивших свое имущество на верблюжьих горбах.

Айтматов. Прошу извинения, но по поводу имени Тоньюкука я хотел бы выразить свое предположение, сугубо спонтанное. Мне думается, что в подлинности его имя «Туикукук», что могло означать «Тун — ночь, кукук кукушка, сова», то есть «Ночная сова».

Читайте так же:  Памятник литературы 8-9 века

Шаханов. Возможно. И это было бы красиво. Но ученые утверждают, что Тоньюкук — это «знающий». Оставим пока как есть.

Тоньюкук родился примерно в 646 году, а умер около 731 года нашей эры, и был вождем всех объединенных тюрков. Он был учителем и наставником каганов (каган – тоже что, что и хан): Елтерес-кагана, Бильге-кагана, Капа­ган кагана, а также воспитал военачальника Кюльтегина. Такой защитник народа, как сейчас мы бы сказали патриот, записавший на камне многие перипетии народной судьбы и истории, его печали и радости, встречается
очень редко. «Я сам — Бильге Тоньюкук (Тоньюкук — знающий) воспитывался в стране табгачей, Народ тюрков в то время находился в подчинении у табгачей,» – так он пишет в своей автобиографии. Табгачами в то время называли китайцев. По некоторым документам предки Тоньюкука жили на берегах Черного Иртыша и происходят из племени карлуков. Обратимся еще paз к тем историческим фактам, которые записаны на камнях «Я — Бильге Тоньюкук перешел через Алтайский перевал Переправились через реку Иртыш. Пришедший человек герой. Нас не знает. Наша мать Умай, наша священном земля и вода нас охраняют. Почему мы должны бегать от тех, кого много? Если нас мало, то чего ж нам бояться! Почему мы им должны подчиниться? Я дал приказ к наступлению. Напали. Погнали их. Остальных пленили. Их военачальника тогда и убили. Хан тургешей был из тюрков, из нашего народа. Из-за того, что он мало знал нас, из-за того, что жестоко относился к нам, умер их каган», — эта надпись говорит о том, что, не трогая народ, который поверил в обманчивую политику китайцев, тюрки убили вождя — предводителя китайцев.

Айтматов. Это сколько же столетий такой огромной исторической важности документ ждал своего исследователя!

«Тенгри-бог поддержал меня! Я не подпустил к большому тюркскому народу вооруженного врага. Не дал к нему приблизиться ни одному вооруженному всаднику. И народ снова поднял голову, снова стал большим народом. Сам я состарился, стал великим правителем. Я стал духом.

Я посвятил эту надпись народу тюрков, народу Бильге-кагана и повелел выбить ее на камне,» — и тем самым оставил свое последнее слово народу, и надпись является новой страницей в забытой истории тюркского народа.

Шаханов. Героическими поэмами мы вполне можем назвать рунические надписи о Кюльтегине, еще при жизни прозванном «Голубым мечом» и защищавшем от врагов тюркскую землю. Его смерть горько оплакивали не только друзья, но и враги. Бильге-каган, описывая полную героическими подвигами жизнь Кюльтегина, пишет: «Мой младший брат Кюльтегин умер. Я скорбел и плакал по нему. Глаза мои перестали видеть, ясный pазум мой помутился. Я сам скорбел и плакал. Судьбу человека створяет Тенгри-бог, все человеческие дети рождаются и умирают. Я так печалился по нему, что из глаз моих лились горючие слезы, душу мою охватила тоска, тяжелая печаль. Десять моих наместников, от кагана тургешей — хранитель печати Макреш, а также вое начальник огузов прибыли на поминки. Чтобы воздвигнуть мавзолей, чтобы расписать и поставить камень с надписью из страны табгачей прибыл ювелир-умелец Чан Сенун. Кюльтегин умер в год овцы, в семнадцатый год двадцать седьмого числа девятого месяца мы его похоронили». Так написано на этом камне.

Айтматов. Между надписью о Кюльтегине и руническими надписями, найденными на Таласе есть много общего, даже повествовательная часть у них общая.

Шаханов. Чике, прежде чем приступить к этому длинному разговору с Вами, я внимательно просмотрел историю древнюю, античную и историю средневековья. Цель этого была простая и одновременно сложная: в какое время, в какое столетие народы, говорящие на каких языках, — узбеки и уйгуры, кыргызы и казахи, туркмены и каракалпаки, татары и башкиры, ногайцы и чуваши, хакасы и якуты, азербайджанцы и турки, карачаевцы и булгары и другие народы, вышедшие из одного корня и равные по происхождению друг другу, стали отделяться, разбредаться в разные стороны, образовав каждый свою страну. Словно ветви и веточки одного огромного тополя, так и эти народы — дети одного праотца пришли на историческую арену разными путями и в разные время, к тому же под разными именами.

В книгах античных авторов, в древнегреческих исторических свидетельствах, сами греки делят саков на массагетов, яксартов, даев, дахов, фаратов, комаров, аскагетов, исседонов, ассиев, аримаспов, сарматов, каспиев, указывая при этом довольно-таки точное расположение кочевий или земель, принадлежащих им.

Айтматов. Я вполне согласен с тем, что перечислен­ии, выше тюркские народы являются потомками еще более древних, населявших в античные времена эти же земли, народов. Об этом факте свидетельствуют и неоднократно подтверждают его исторические документы. Сами хунны, скифы, саки — племена, по праву вошедшие к мировую историю. И если говорить о героических подвигах, совершенных в те далекие времена ханами и батырами, получится так, будто сам себя хвалишь, а других принижаешь. Например, в VI веке до нашей эры, как мы хорошо знаем, у саков-массагетов была царицей Томирис, женщина-героиня. О ней известны такие факты.

В то время, когда царица Томирис возглавляла и объединяла племенные союзы саков в одно государство, они имели тесные контакты с соседними странами Асирией и Мидией. Знаменитый царь персов Кир II долгое время находился в дружбе с саками и даже бывал с ними в военном союзе. Позже разбогатевший Кир нарушил этот союз, собрал большое войско и пошел завоевывать земли современной Средней Азии и Казахстана, на которых в то время жили саки-массагеты. В кровопролитной войне персы потерпели сокрушительное поражение, а сам Кир был убит на поле сражения. Об этой войне греческий историк Геродот пишет: «Женщина — цариц массагетов Томирис после победы над персами в сражинии отрубила Киру голову и положила ее в мешок, наполненный кровью, произнеся при этом слова; «Ты всю жизнь жаждал крови, так напейся ее теперь досыта!» – а затем выбросила мешок в реку».

Саки испокон веков верили в дух своих предков, а также поклонялись планетам, Солнцу и Луне, звездам. А саки оседлые, занимающиеся земледелием, поклонялись небу — «Тенгри», обожествляя его, верили в бога войны и, воткнув в землю меч или копье, орошали их сверху капельками крови или молока. Они с большим почетом хоронили своих царей и храбро сражавшихся воинов, погибших в битвах, и вместе с воином клали в могилу все те предметы и утварь, которые пригодились бы ему и в загробной жизни. На могилы насыпали огромный холм или курган, вокруг все засыпали землей или выкладывали камнем.

Шаханов. Археологической экспедицией, которую возглавлял К. Акишев, в кургане Иссык было найдено захоронение сакского царя — «золотой человек». Это открытие стало сенсацией в мировой археологии. В этом могильнике был похоронен сакский воин 17-18 лет, он лежал на спине головой на запад. На голове у него были шапка высотой 65-70 см, снашитыми по окружности золотыми изображениями зверей, гор, деревьев. Лобо­вую часть этого великолепного головного убора украшает эмблема — пара золотых крылатых коней с козлиными рогами, из спин которых вырастают четыре золотые стрелы. На шее у него золотая алка с головами барсов по краям. Одет «золотой человек» в красный кожаный кафтан почти с тремя тысячами золотых бляшек. На поясе у него большой кожаный ремень, отделанный золотыми украшениями, справа — длинный железный меч, слева украшенный золотом железный кинжал. В могиле было найдено более тридцати предметов посуды. Среди них серебряная чаша с рунической надписью в две строчки на дне. Этой надписи дали название «Иссыкская надпись». Ученые, которые так и не смогли расшифровать её, пришли к выводу, что эта надпись и все найденное в могильнике принадлежит сакам, 2300-2500 лет тому назад уже имевшим письменность.

И сейчас «золотой человек», как ярчайшее свидетельство культуры сакской эпохи, участвует во многих исто­рико-этнографических выставках, восхищая ученых всего мира. Да, то, что мы не смогли объяснить, объясняет, «золотой человек», и он бывает там, где мы сами не могли побывать.

У каждого народа есть памятники прошлых веков и эпох, памятники, которым нет цены. Мы обязаны бережно хранить эти бесценные сокровища, как немых свидетелей легендарного прошлого, начиная от семи чудес света до грубой обыкновенной железной иглы, кото­рую держали руки античной мастерицы. Нельзя жить единым днем или все время устремляться в будущее, поставив его единственной целью. И сегодняшний день нуждается в заботе, и тем более нуждается в ней наше прошлое. Мы должны понять и поставить его изучение, отношение к нему на более высокий уровень. Архивы, в которых сохранились свидетельства древнего прошлого,
являются достоянием, историческим наследием каждого народа. Когда видишь, как в других государствах сохранена история, как бережно, заботясь о каждой мелочи, относятся там к многовековому наследию, становится
обидно, очень обидно за нас, за наше отношение к собственной истории.

Древнейшие времена были периодом, когда народы и народности, нации и национальности невозможно было различить, они были едины. В средние века, в эпоху великих географических открытий, активно развивается культура, искусство, наука. И средние века, и эпоха Возрождения поистине были «золотым веком». Именно в древнейшие времена были построены великолепные города, появились в обращении деньги, возникла письменность, и семь чудес света были сотворены имен­но в те времена. Красота, которая спасет мир от гибели и разрушения, спасала мир именно тогда.

И средние же века те, кто возглавлял страны и народы, начали передел того, что было закреплено за народами в древнейшие времена, стали пересматриваться установившиеся границы, в мире нарушилось равновесие. Раз­рушилась жизнь стран, столетиями находившихся в покои и сформировавших свой образ жизни, свой порядок. Тяжелую дубинку и короткое копье стали заменять орудиями, которые стреляли пулями и ядрами. И именно эти повлекло за собой кровопролитные войны и суровые испытания, длившиеся годами.

Айтматов. Страны, которые в период процветания и благоденствия граничили друг с другом (например, какой век ни возьми, русские, украинцы и белорусы всегда вместе), в годы войны, в годы бедствия остаются вместе, помогают друг другу. Точно так же тюркские народы жившие вместе до нашей эры и с начала нашей эры, назывались на страницах истории то Усуньским государством, то каганатом Дулата, каганатом Канглы, Тюркским каганатом, страной Дешт-и Кыпчак, Огузским государством, и каждый стремился к объединению родов и племен, не разделял на тех или этих, на своих или чужих.

Шаханов. Совершенно верно, в средние века существовало более сорока тюркских племен.

Но только татары и каракалпаки, якуты и туркмены, башкиры и уйгуры, чуваши и хакасы, тувинцы смогли создать свои государства, в данном случае автономные, остальные же вошли в состав узбекского, кыргызского и казахского народов.

После ираншахского нашествия, которое разрушили Огузское государство, многочисленный народ разделился по месту жительства, по обычаям, по «близкой крови» на девять частей. Если их назвать, вот что получится. Аута и Афган сам по себе построил свое ханство. Двенадцать колен саков отделились сами по себе. Девятнадцать колен коныратов и двенадцать колен тайшыков, мангутов, катаганов и китаев (так назывался род) сами по себе создали свое хан­ство. Кыпчаки и жадигеры вместе с калшами стали кочевать в Сарыарке. Казахи и кыргызы, курамы и мангыты, каракалпаки — каждый был сам по себе, имел свой дом и очаг. Десять колен ногаев сделали своей столицей городок Сарайчик на Волге, кочуя на берегах Волги и Урала (Жайыка). Сельджуки и уйгуры тоже создали свои ханства. А найманы ушли на Алтай и создали свою династию найманидов, имеющую свою историю и государство.

Айтматов. Если опираться на родословную, то от известного Карахана происходит Огузхан. Мы являемся одной из ветвей огузских тюрков. От сына Огузхана Тагынхана происходят казахи, кыргызы, туркмены, ку­рамы и мангыты.

Шаханов. Если не прерывать нить и вести ее далее, мы обнаружим, что названные выше народы, разделились на улусы и ханства: Ногайский улус, Мангутский улуc. Татарское ханство, Казахское ханство и на состоя­щий из девяноста двух узлов Узбекский улус.

Например, народ, населявший Среднюю Азию и объединившийся вокруг Узбек-хана, имеет многовековую историю. Этот народ назвал себя узбеками и достиг высокого уровня развития в результате долгого трудного пути. Территория, на которой в средние века Шайбаниды возвели свою ставку, пережила многочисленные набеги и завоевательные походы. Эта земля познала и радость победы, и горечь поражения, но сохранила един­ство, стала землей возрождения и развития многих народов и каждая горсть ее наполнена удивительнейшей историей.

Узбеки, которые известны миру как трудолюбивые декхане — народ могущественный, обогативший культуру своими сыновьями — великим поэтом Алишером Навои, учимым Улутбеком.

Соседские народы — казахи и кыргызы уважают его исторические корни, национальный колорит и культуру. Узбекский народ сохранил древние летописи и родословные, открыв специальный Институт древних рукописей и проявив высокую сознательность, дальновидность, зрелость. В стенах этого здания хранятся древнейшая история-летопись всех тюркоязычных народов, научные труды и другие важнейшие документы. В этом уважение прошлому, признание настоящего, залог будущего.

Во время нашей беседы мы назвали много имен, которые до этого произносились редко, а между тем это имена ханов, беков, военачальников и просветителей, защищавшых свою землю и страну еще со времен хуннов, и то обстоятельство, что мы про них вспомнили, не забыли уже хорошо, и если души их витают на небесах, как говорят богословы, то они должны быть свидетелями того, что мы пытаемся каждый по мере своих возможностей, что-то внести в историю нашего народа, пытаемся восстановить справедливость по отношению к нашим предкам, к нашей истории.

Наши ученые-историки и исследователи старины не видят фактов, которые буквально стоят перед глазами, и относятся к возникновению казахского народа в 1456 году так, будто казахи- народ, свалившийся с луны. Они не заглядывают в историю дальше этого, не говоря о древнейших временах, когда народы то сближались в различные группы, объединения, то расходились по объективным причинам, пока не образовалось два большим объединения, которые мы сейчас и видим. Но самое тя­желое и трудное — это то, что многие историки смотрят на прошлое глазами сегодняшнего человека, дают оценку прошлым историческим событиям с позиций сегодняшнего дня. Мы с таким пониманием, с таким мышлением далеко не пойдем.

Айтматов. В старой французской энциклопедии читаем: «В состав хунну, в хуннскую орду входит множество кочевых родов и племен. Расцвет хунну, вершина их развития — период, когда во главе хунну стоял Аттила. Тогда они владели половиной обитаемого мира». Аттила это хуннский вождь, живший в V веке нашей эры, настоящее его имя Едиль батыр Мундзукулы. Хуннская орда образовалась на северных берегах Каспийского моря. В ее состав входили жившие в то время на территории Казахстана и Центральной Азии кочевые племени уйсуни, канглы, даи, аланы.

Об этом писал А.Н.Бернштам: «Гуннский племенной союз в Средней Азии играл еще ту положительную роль, что он способствовал объединению племен Средней Азии и подгот

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2019-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .