Памятник петру 1 сообщение

4 самых знаменитых памятника Петру I

18 августа 1782 года в Санкт-Петербурге открыт памятник Петру I, так называемый «Медный всадник». Это самый первый памятник Петру. В России и Европе есть и другие известные памятники великому реформатору, на которые стоит посмотреть.

Сенатская площадь, Санкт-Петербург

Памятник «Медный всадник» расположен здесь не случайно. Екатерина II настояла на этом, потому что рядом расположено Адмиралтейство, которое основал император. Изготовил памятник французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, которого рекомендовали Екатерине Дидро и Вальтер. Подготовка гипсовой модели памятника заняла целых двенадцать лет, а отливка статуи оказалась такой сложной, что долгое время никто не хотел браться за эту работу.

Наконец, пушечных дел мастер Емельян Хайлов взялся за этот технологически очень сложный проект и отлил статую за три года. А Екатерина на постаменте начертала «Екатерина II Петру I», тем самым, подтверждая свою приверженность петровским реформам. Вес памятника восемь тонн, высота – более пяти метров. Хотя его Пушкин и назвал «Медный всадник», отлит он из бронзы. Но это название так прижилось, что стало почти официальным. А сам памятник является одним из символов Санкт-Петербурга.

Михайловский замок, Санкт-Петербург

Изготовил бронзовый памятник известный итальянский скульптор Растрелли, модель памятника существовала еще при жизни Петра I, но установлен он был позже Медного всадника, в 1800 году. Пьедестал памятника облицован разноцветным мрамором – белого, розового и зеленоватого оттенков. Правнук Петра I император Павел I сделал на пьедестале надпись «Прадеду – правнук» по аналогии с Медным всадником, на котором имеется надпись «Екатерина II Петру I». Во время Великой Отечественной войны памятник снимали с пьедестала и водрузили на прежнее место лишь в 1945 году. Так он был спасен для потомков.

Рига, Латвия

Конный памятник царю был установлен в Риге в 1910 году, на Петровских торжествах. В Ригу тогда прибыл император Николай II с семьей. Памятник был построен практически из пожертвований простых граждан Риги, так уважали и любили латыши великого реформатора. И, видимо, было за что. Петр I часто приезжал в город, и всегда что-либо привозил с собой. Петр подарил Риге более двадцати торговых суден, финансировал работы по благоустройству города, строительство некоторых зданий. Но нигде памятник Петру не ожидала такая печальная судьба, как в Риге. Его множество раз снимали с постамента, возвращали, переносили с места на место. Сейчас памятник, представляющий большую художественную и историческую ценность, находится на автостоянке частного предприятия по адресу: улица Брибивас, 223. Хочется верить, что вопреки политическим предрассудкам, он все-таки займет свое законное место в центре Риги.

Москва

Пожалуй, самый одиозный и спорный памятник Петру I открыл Зураб Церетели в 1997 году в праздник 850-летия Москвы. Этот памятник имеет высоту 98 метров и является самым высоким памятником в России и одним из самых высоких памятников в мире. На проектировку и изготовление памятника ушло около года и около двадцати миллионов долларов. Памятник имеет очень сложную инженерную конструкцию. Каркас памятника изготовлен из нержавеющей стали, на который крепится бронзовая обшивка.

В 2008 году памятник вошел в десятку самых уродливых сооружений мира, заняв, правда, почетное десятое место. В Москве даже проходил сбор средств на снос этого неоднозначного памятника, но в 2011 году префектура Москвы заявила, что памятник будет все-таки стоять на прежнем месте. Но, на всякий случай, не стоит упускать возможности посмотреть на него и самому составить мнение о его художественной ценности.

Памятник Петру I в Москве работы Церетели

Памятник Петру I в Москве, созданный Зурабом Церетели, — самый высокий в России и один из самых высоких в мире. Он был установлен 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы и вызвал практически единодушное отторжение как общественности, так и архитекторов. По итогам голосования активистов и экспертов сайта «Виртуальный турист» Памятник Петру I в Москве вошел в десятку самых уродливых памятников мира. А, между тем, в техническом плане, это уникальное инженерное сооружение.

История создания

Официальное название монумента, установленного по заказу Московского Правительства, — памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Однако, подарком морякам к юбилею он не являлся, поскольку праздник отмечался на год раньше — в октябре 1996 года. Кроме того, моряки просили Виктора Черномырдина установить в столице совсем другой памятник Петру I – выполненный по эскизу народного художника академика Льва Кербеля, Эту статую планировали установить напротив Третьяковки.

Вместе с тем, комиссии, созданные Правительством столицы, сравнив два проекта, решили, что замыслы Церетели прекрасны и его творение несет в себе большую эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность, а работа Льва Кербеля должна быть «выселена» в Измайлово.

Удивительно, что появление этого монумента вызвало значительно больший общественный резонанс, чем любые выборы во власть или какое-нибудь чрезвычайное происшествие.

Среди москвичей мнение относительно монумента также было неоднозначно. Противники работы Церетели нашли в ней множество противоречий и исторически недостоверных деталей:

  • В СМИ появилась информация, что монумент является измененной статуей Колумба, которую Церетели создал к 500-летию открытия Американского континента и безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году. Противники этой версии считают, что монумент в столице ничего общего с Колумбом не имеет. Надо признать, что две скульптуры схожи лишь по композиции, а в создании памятника Петра I в Москве, кроме мастерской Зураба Церетели, участвовали специалисты пяти институтов
  • Москвичам не понравилось место, где был установлен монумент. Имя императора больше связано с Санкт-Петербургом, а скульптура мореплавателя появилась в месте впадения Обводного канала в Москва-реку рядом с шоколадной фабрикой «Красный октябрь» — в этом жители также увидели несуразицу
  • Постамент сооружения украшают ростры и, по мнению знатоков мореплавания, это всегда были трофеи с вражеских кораблей. Здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом, и это означает, что царь воевал против собственного флота. Кроме того, в Российском флоте Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке (на носу) кораблей на гюйс-штоке поднимается гюйс
  • Церетели облачил императора в римские латы, а на носу кораблика размером с половину его фигуры сидит птица, хотя праздничная комиссия рекомендовала скульптору переодеть статую царя в традиционную форму российского моряка начала XVIII века и убрать орла с носа судна.

В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул кресло мэра, заговорили о демонтаже и переносе сооружения в другое место. Однако, по оценкам экспертов, эти работы обошлись бы бюджету в миллиард рублей, а на эти деньги можно построить два детских сада.

Среди предложений о совершенствовании памятника – устроить на нем смотровую площадку. С палубы корабля открываются потрясающие виды на столицу, и петровский ботик мог бы стать не менее привлекательным, чем Эйфелева башня или монумент в память о Лондонском пожаре работы Кристофера Рена.

Вместе с тем, сам Зураб Константинович заявил, что все эти скандалы — хорошая реклама для него, а споры возникают по той причине, что у некоторых просто аллергия на царей.

Читайте так же:  Памятник одиноким

Памятник Петру I в Москве — описание

В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.

Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.

Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

Создание памятника Петра I в Москве обошлось в 100 миллионов деноминированных рублей, то есть 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

Уход за памятником Петра I сложен. Внутри имеется лестница для наблюдения за его состоянием. Для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать, причем, к флагу на носу корабля добраться достаточно просто, а для уходя за остальными требуется не только опыт, но и альпинистская подготовка. Люк в памятник находится в голове и, чтобы попасть в паруса или в фигуру царя, необходимо по подкосам мачты подниматься на самый верх.

Можно сказать, что Зураб Церетели свою миссию выполнил и цели достиг, поскольку он произвел впечатление, не оставил людей равнодушными, заставив их волноваться, а это главная задача скульптора.

Оценить является ли памятник Петру I в Москве работы Церетели шедевром высокого искусства или уродливой скульптурой смогут лишь наши потомки. Вспомним, ведь Эйфелева башня в Париже тоже вызывала споры и ее хотели снести, а затем стала символом города и туристической достопримечательностью. Даже писатель Ги де Мопассан обедал в ресторане башни, и говорил, что «это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно!»

Фото Памятника Петру I в Москве

Крымская набережная, 10

Парк Культуры, Полянка, Октябрьская

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

Как устроен памятник Петру I Церетели?

Попасть внутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», памятник тщательно охраняется, и разрешение на его посещение требует целого ряда подписей и печатей. Но встретили нас в итоге радушно, провели по всем закоулкам памятника, поделились схемами и чертежами и только внутрь парусов не пустили, так как без альпинистской подготовки туда не добраться. Нашими экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса, и Салкарбек Шамканов, руководитель ИПГ по надзору и эксплуатации главного монумента ГУП «Гормост». Итак, добро пожаловать на борт царского корабля!

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Всероссийский Петр I (который и при жизни отличался немалым ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент тщательно охраняется. Связано это в основном с вандалами, которые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета или даже отпилить что-либо от бронзовых облицовочных листов — тем более что бронза, пошедшая на монумент, высококачественная и достаточно дорогая. С деревянной палубы островка непосредственно на постамент попасть нельзя: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Несущий элемент верхней части скульптуры (от 33,6 метров) — мачта, укреплённая дополнительными подкосами; система напоминает трёхгранную пирамиду. На снимке слева -один из подкосов, по которому можно подняться наверх. В нескольких местах (примерно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъём, поэтому до самого верха мы не добрались. Преодолеть их не так и трудно, но на это нужно отдельное разрешение.

Читайте так же:  Памятник г керчь

Фонтан самый обыкновенный: под деревянным настилом расположены три мощных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная проблема — серьезная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить гораздо чаще, чем на обычных городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную металлическую лестницу, мы перебираемся и через крошечную квадратную дверцу попадаем внутрь. Сразу становится темно и страшно.

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.

Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во?первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.

Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.

Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!

Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.

Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.

На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

Читайте так же:  Памятники средневекового права германии

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, — в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов.

Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

Никто не будет спорить, это – самый узнаваемый и самый известный из памятников в Санкт-Петербурге.

Дело не только в удачном месторасположении на Сенатской площади, и «знаковости» фигуры основателя города.

Памятник сам по себе хорош и, можно сказать – совершенен.

Медный всадник, созданный Фальконе, — главный символ Петербурга. Кстати, ставшее почти официальным, название придумал А.С. Пушкин, посвятив ему одноименную поэму.

Путь к созданию статуи был долог и тернист.

Мнений было столько же, сколько человек было задействовано в его создании.

Но, возможно, к счастью, Фальконе настоял на том, чтобы Петр в его исполнении выглядел именно так, и никак иначе.

Инициатива создания принадлежала императрице Екатерине Второй.

По ее приказу и по совету профессоров Парижской академии живописи Дидро и Вольтера, князь Голицин и пригласил в Петербург Этьена-Мориса Фальконе.

Он, не раздумывая, взялся создать «статую колоссального размера» за довольно скромный гонорар.

Выбор скульптора не случаен: в моде было все французское, а Фальконе был любимым скульптором мадам де Помпадур, фаворитки Людовика 15.

Хотя до того времени тот делал довольно небольшие скульптуры, но они были настолько реалистичны и совершенны в деталях, что вызывали восхищение.

Медный всадник – сложная в изготовлении, крупноформатная фигура, да и приблизиться к нему вплотную мешает ограждающий заборчик, незаметно вплетенный в живую изгородь. Но, чтобы представить уровень мастерства Фальконе, можно сходить в Эрмитаж, посмотреть его Пигмалиона и Галатею.

История создания была долгой и мучительной.

Как уже упоминалось, Фальконе видел творение совсем не так, как императрица и большая часть русской знати.

Екатерина предполагала, что, сидящий на коне, Петр будет держать в руках скипетр и жезл, а весь его облик будет напоминать римского императора.

Одевать Петра в римскую тогу, Фальконе отказался сразу, мотивируя тем, что никому не пришло бы в голову одеть Гая Юлия Цезаря в русские одежды.

Статский советник Штелин предлагал изобразить фигуру царя в окружении аллегорических статуй, символизирующих благоразумие, трудолюбие, победу. А руководитель работ по возведению памятника, Бецкой, представлял, что Петр будет стоять во весь рост.

Дидро же вообще предлагал создать памятник-фонтан.

Были и совсем уже нелепые предложения, например, рассредоточить взгляд царя так, чтобы один его глаз смотрел на Адмиралтейство, а другой – на здание Двенадцати коллегий.

Такой Петр, наверное, вызывал бы не трепет и восхищение, а ухмылки и удивление (и стал бы достойным прародителем безобразного шемякинского «Петра» в Петропавловской крепости).

Благодаря упрямству и настойчивости скульптора, Петр, в результате, получился именно таким, каким его задумал сам Фальконе, модель которого создавал целых двенадцать лет.

Голову вылепила его молодая ученица. За это, по приказу императрицы, её приняли в члены Российской Академии художеств и определили солидную пожизненную пенсию.

Змея, которую топчет конь, принадлежит руке русского скульптора Гордеева.

Прототипом царского коня послужили орловские жеребцы из царских конюшен,- Каприз и Бриллиант.

В 1769 году, проходя мимо императорского временного Зимнего дворца, люди могли наблюдать офицера, который взлетал на коне на деревянный помост и ставил его на дыбы. Так Фальконе делал с коня зарисовки для будущего памятника.

Наконец, гипсовая модель статуи была готова, но неожиданно возникли новые трудности.

Отливать памятник не брался ни один мастер. Даже, специально приглашенный из Франции, известный литейщик назвал автора сумасшедшим, и отказался.

Наконец, нашелся один отважный человек – Емельян Хайлов, пушечных дел мастер.

В течение трех лет велись подготовительные работы. Начали отливать статую только в 1774 году.

Так как опиралась фигура только на три точки, очень сложно было подобрать нужную толщину стенок, чтобы статуя не потеряла равновесия.

Провести такую работу без предварительных расчетов и компьютерного моделирования, без сопромата и металловедения нужно было обладать не только большим опытом, чутьем и талантом. Мастерам должно было просто повезти, словно сам Петр наблюдал и помогал озарениями свыше.

Отдельного упоминания заслуживает и гранитный монолит, служащий пьедесталом.

По замыслу он должен был представлять собой волну, символизируя то, что именно Петр вывел Россию к морю.

Такой камень искали очень долго, и нашли в районе Лахты, недалеко от Петербурга. Когда-то в него попала молния, сделав в валуне трещину, за это его позвали в народе «гром-камень».

Доставили его в столицу крайне необычным способом, в честь которого Екатерина Вторая даже повелела отчеканить памятную медаль.

В пути глыба провела почти год. Пока её перетаскивали, камнетесы, не теряя времени, придавали постаменту нужную форму. Транспортировка на Сенатскую площадь стала зрелищем городского масштаба.

На неё ездили посмотреть из самых дальних уголков, а осколки разбирали на сувениры.

Своевольный Фальконе, к концу работ, совсем испортил отношения с императорским двором и уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия памятника.

Состоялось оно 7 августа 1782 года, и с того дня Сенатскую площадь переименовали в Петровскую.

Реставрировали всадника дважды и во время последнего обследования, в 1976 году, пришли к выводу, что техническое состояние позволит простоять ему еще долгие годы.

Сегодня Медный всадник – не только классическая точка всех городских Экскурсий, но и традиционное место, куда приезжают практически все свадебные пары, чтобы сфотографироваться на его фоне, оставляя за спиной силуэт Исаакиевского собора.

Традиционно при этом пьют шампанское и, к сожалению, бьют рюмки о гранит.

К счастью у городской казны сегодня достаточно денег, чтобы в режиме он-лайн убирать мусор после свадебных разгуляев.

Музеи
Дворцы
Соборы, церкви
Сады, парки
Мосты
Памятники