Аполлон в павловском парке

Павловский парк . Колоннада Аполлона

Архитекторы: Кваренги Д.
Камерон Ч.
Год постройки: 1782-1783, 1799-1817
Стиль: Классицизм

Павловский парк .

Колоннада Аполлона

г. Павловск, Павловский парк? 18

Садовая ул., 20, лит АЖ (колоннада); лит АЛ (мост)

Пам. арх. (федеральн.)

Колоннада

1782-1783, арх. Камерон Чарльз

Каскад с мостом

1800 — арх. Кваренги Джакомо

Статуя Аполлона Бельведерского (копия с оригинала ск. Леохара)

1783 — ск. Гордеев Фёдор Гордеевич

XIX в. — (постамент)

Шлюз

1800 — арх. Кваренги Джакомо ( «Постановление. «, С. 23 06.11.2019)

Щедрин С.Ф. Вид в Павловске с большим
дворцом, мостиком с кентаврами и
каскадом, нач. 1800-х.

Фото [243]. 1911 г.

Фото [250]. 1939 г.

«От дворца и с Горбатого мостика, находящегося на левом берегу, виден поэтичный, заросший мхом и кустами каскад, и над ним живописные развалины Колоннады Аполлона. Двойной круг дорических колонн со строгим фризом из гирлянд вырублен из известняка и по особенностям формы, по строгости украшения является не подражанием, но вдохновенным созданием, достойным своего творца – великого рисовальщика, который «напитан изучением древних и известен своей книгой «О древних банях», как характеризовала Камерона Екатерина II. Это, конечно, не храм, а чисто декоративное украшение, вполне соответствующее местности. К сожалению, каскад уже давно не бьёт, гипсовая статуя Аполлона жестоко закрашена масляной краской и испещрена надписями некультурной публики. Жаль, что последняя может входить, топтать разбитые колонны и забрасывать их окурками.

Колоннада, как видно из подписанного Ч. Камероном проекта, была задумана цельной и так сооружена в 1780-1783 г. В 1782 была посредине её поставлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского, отлитая Гордеевым и находящаяся теперь в Сильвии. В 1786 г. часть колонн по указаниям Камерона была сломана, и тогда получилась удивительная перспектива, кажущаяся особенно эффектной для тех, кто смотрит из Греческой залы дворца. Теперь и колоннада и каскад поэтично заросли мхом и кустами».

(В. Курбатов, «Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель»,

2-е издание, Издание Общины Св. Евгении Красного Креста, [Б.м., 1912], С. 90-91)

Надпись на основании статуи

Фото — snegir, 26.10.2019.

Фото — Тамара Николаевна, 2011
(добавил IVa )

«. Этот павильон помещён на верхнем плато левого берега Славянки, напротив дворца. Построен по проекту Ч. Камерона в 1780-1783 гг..

Он выполнен из светлого пудостского камня и имеет вид открытой сквозной колоннады с двойным рядом колонн, расположенных по кругу.

В центре на высоком постаменте установлена статуя Аполлона (Бельведерского), отлитая по известному античному образцу, хранящемуся в одном из помещений ватиканского дворца римского папы – Бельведере. В древнегреческой мифологии Аполлон – бог солнца и света, покровитель искусств.

В 1799 г. Храм Аполлона, как именовали колоннаду, был перенесён к краю высокого берега Славянки, что ещё более усилило сходство «обиталища Аполлонова» с легендарным Парнасом Источником поэтического вдохновения парнасских обитателей считался Кастальский ток, светлые воды которого падали к подножию горы. Поэтому от Колоннады Аполлона соорудили каскад, который мощным потоком низвергался вниз к Славянке.

Образ античного бога Аполлона должен был выразить идею торжества природы и искусства в парке, и Камерон соорудил Храм Аполлона в духе античных построек.

В 1817 г. часть колоннады была разрушена грозой. Её не стали восстанавливать, так как решили, что руины придадут памятнику ещё более древний вид. Обломки колонн и куски перекрытия были нарочито разбросаны в живописном беспорядке у подножия статуи и у начала каскада.

В строительстве Колоннады Аполлона приняли участие русские мастера Д. Зайцев, Ф. Маковкин и каменщик Ребров, сооружавший шлюз для каскада.

Мост из дикого ноздреватого туфа, перекинутый плавной аркой через каменистое ложе каскада, и самый каскад, с плеском падающий под аркой моста в Славянку, делали ещё более живописным пейзаж противоположного дворцу берегового склона».

(А. И. Зеленова, «Павловский парк», Лениздат, 1964, С. 94-96)

«Колоннада Аполлона строилась Камероном одновременно с Храмом дружбы, с 1780 по 1783 год, и первоначально представляла собой замкнутую по кругу сдвоенную колоннаду римско-дорического ордера, перекрытую широким архитравом. В центре площадки – [стояла] алебастровая статуя Аполлона, позднее заменённая бронзовой, отлитой в литейных мастерских Академии художеств литейщиком Гордеевым. В 1801 г. по приказанию Павла колоннада была перенесена на другое место, где она находится по сей день.

Летней бурной ночью 1817 г. гроза и ливень, подмывший почву, завершили художественную композицию колоннады: часть колонн обрушилась, и она предстала в виде романтических руин. Сама природа потрудилась придать этому сооружению ещё более декоративно-живописный вид.

Бронзовый Аполлон позднее был перенесён в Сильвию, где он стал в центре двенадцати дорожек. А в колоннаду поставили копию, отлитую из чугуна».

(С. М. Земцов, «Павловск», изд-во Академии архитектуры СССР, М., 1947, С. 31-32)

Колоннада Аполлона в Павловском парке

Нет сомнения, что лучшие уголки пейзажного Павловского парка появлялись на свет в результате художественных исканий на протяжении длительного промежутка времени, задумки художников менялись не раз, они переплетались или даже иногда сталкивались с требованиями и желаниями хозяев, а подчас на сцене выступал «Его Величество случай» или даже спонтанные силы природы. Именно таким образом родился бесподобный вид от дворца на противоположный берег реки с Колоннадой Аполлона, от которой спускаются каскад и мост.

Колоннада Аполлона – центр левобережной композиции. Является одним из первых сооружений архитектора Ч. Камерона в Павловске. Основано в 1783 году. В музейных архивах хранится проект Камерона, названный Храмом Аполлона. Аполлон – это бог солнечного света, покровитель искусств. Для XVIII века культ искусства в садах и парках становится характерной чертой.

Изначально сооружение находилось на открытой поляне, на лугу, недалеко от храма Марии Магдалины. Оно представляло собой открытую сдвоенную колоннаду в форме круга, состоящую из тринадцати пар колонн, поддерживающих антаблемент. Все декоративные элементы антаблемента, колонны, капитель сделаны из серого, пористого пудостского камня. Двускатная пологая крыша, выполненная из листового железа и окрашенная тоже в серый цвет, покрывала антаблемент. С наружной стороны пояс фриза антаблемента был украшен круглыми медальонами. Их объединяла барельефная гирлянда лавровых листьев. К слову, лавр – символ Аполлона. С внутренней стороны на фризе имелись изображения медальонов, но уже без гирлянд.

В середине круглой площадки на пьедестале была установлена статуя Аполлона Бельведерского из бронзы, являющаяся копией знаменитого античного изваяния, хранящегося в Ватиканском дворце. В годы войны скульптура сильно пострадала, но позже была восстановлена. В настоящее время статуя нередко подвергается нападению вандалов.

У Колоннады Аполлона – сложная судьба. С момента образования она претерпела немало изменений. Когда был построен дворец, выяснилось, что сооружение плохо видно из окон дворца (зала Мира, Греческого зала). Тогда императрица Мария Федоровна изъявила желание перенести Колоннаду поближе к реке, а на верхнем береговом склоне напротив дворца образовать новый каскад. С этой просьбой она не раз обращалась к Камерону. Но тот не соглашался на такие перемены. Можно себе представить, как долго и бурно сопротивлялся архитектор, – Колоннада была перенесена лишь в последние годы царствования императора Павла I.

Читайте так же:  Утки в парке горького

Работой по постройке каскада руководил К. Висконти – каменных дел мастер. Опасаясь того, что фундамент Колоннады будет подмыт, Камерон просил до прокладки специальной трубы не пускать воду в каскад. Вода, питающая каскад, поступала из пруда, расположенного выше. Просьбы Камерона не были услышаны, и вода медленно подмывала фундамент. В 1817 году во время грозы часть Колоннады, расположенная ближе к каскаду, обрушилась. Колоннаду не стали восстанавливать. Сломанные элементы колонн были разложены таким образом, чтобы создать эффект античных руин. Так природная стихия завершила картину.

Прерванный круг колонн, мостик из туфа, отражение в воде составили единое целое. С тех пор Колоннада Аполлона является одним из красивейших парковых пейзажей, представляющая собой художественное совершенство.

Трубу из чугуна под Колоннадой проложили только в 1824 году. Изначально каскад был многоводным, с середины XIX столетия воды в нем с каждым днем делалось все меньше и меньше. Вскоре он иссяк из-за недостатка в водоснабжении (восстановлен после войны). Также утрачена пейзажная картина, задуманная великой княгиней Марией Федоровной.

В наши дни Колоннада Аполлона не просматривается из окон дворца. По сторонам каскада разрослись деревья. В летнюю пору их пышная листва скрывает фигуру Аполлона, а иногда и всю Колоннаду.

Колоннада Аполлона в Павловске

Адрес: Павловск, Павловский парк

Как добраться: обогните Павловский дворец и перейдите реку Славянка по мосту Кентавров. Поднимитесь по дороге наверх по склону реки и слева увидите Колоннаду

Колоннада Аполлона принадлежит к первым постройкам Павловска и имеет удивительную судьбу.

Задуманная Чарльзом Камероном как «Храм Аполлона» колоннада была воздвигнута в 1783 году, недалеко от церкви Марии Магдалины. Эта постройка должна была символизировать царящий в Павловске культ искусства, покровителем которого, как известно, является солнечный бог. Для храма было выбрано и соответствующие место – залитая солнцем открытая поляна, на въезде в Павловск со стороны Царского Села.

Сооружение состояло из 13 пар колон, соединенных верхним перекрытием – антаблементом. В центре колоннады стояла статуя Аполлона, копия знаменитого Аполлона Бельведерского хранящегося в ватиканском дворце. Изначально статуя была изготовлена из гипса, но этот материал был недолговечен и требовал постоянного ухода. В итоге, Аполлона отлили из чугуна и стали красить под мрамор.

После завершение строительства Павловского дворца, великая княгиня (а в дальнейшем и императрица) Мария Федоровна обнаружила, что колоннад плохо просматривается из окна дворца. За этим открытием, последовало повеление — перенести конструкцию ближе к реке Славянка, а у основания колоннады устроить водный каскад. Но здесь, высочайшей воле было оказано вежливое, но твердое сопротивление.

Для Камерона колоннада на солнечной поляне была аналогом священной рощи, где древние греки чествовали культ Аполлона. Перенос колоннады, и устройства в этом месте каскада по логике мастера являлось грехопадением. Скульптор долго и изощренно сопротивлялся пожеланию Марии Федоровны, но итог противостояния художника и великой княгини оказался немного предсказуем. Колоннада Аполлона была передвинута ко дворцу.

В отчаяние, Камерон стал настаивать, чтобы каскад, бьющий из ротонды, проходил через чугунную трубу, однако и здесь он не преуспел. Вода для питания каскада поступала из расположенного выше пруда и медленно подмывала фундамент. В один прекрасный майский день 1817 года, во время грозы, по колоннаде попала молния и ближайшая к каскаду часть колоннады обрушалась. Результат вмешательства божественного архитектора оказался удачнее находок земных мастеров. Получалась, что бог Аполлон ударом молнии разбил колоннаду и извлек из камня водный поток каскада. Разбитые колонны не стали восстанавливать, а разложили подобно античным руинам. Так возник один из самых красивых пейзажей Павловского парка.

В 1824 года под колоннадой наконец-то была проложена чугунная труба для воды. Но с середины XIX века воды в нем становилось все меньше и меньше, и каскад иссяк. Ушла в небытие и пейзажная картина из-за которой Мария Федоровна поссорилась с Камероном. Разросшиеся деревья закрыли вид на колоннаду из дворца.

В годы Великой Отечественной войны колоннада была разрушена и восстановлена только в 1969 году. Но до сих пор на теле Аполлона остаются следы от пуль и осколков. В настоящее время администрация Павловского музея — заповедника рассматривает вопрос возрождения каскада.

Павловск составляет неожиданный контраст с соседним Царским Селом, словно несчастливая судьба императора Павла переходит и на места, с ним связанные. Жилые кварталы напоминают невеселый провинциальный городок, в романтическом Павловском парке, несмотря на попытки оживить его, видны приметы беспорядка и запустения. Один из условных плюсов непарадного Павловска — в парке разрешено гулять с собаками.

И все же Павловск — один из самых пленительных петербургских пригородов. Ностальгическое очарование начинает действовать уже на Витебском вокзале, где живут призраки «серебряного века», и продолжается на вокзале Павловском. Когда-то сюда ездили «на музыку» — самые знаменитые музыканты выступали в старом здании вокзала. Недаром в Павловске есть памятник Иоганну Штраусу. Музыкальный вокзал и часть железнодорожной ветки разрушены во время войны, нынешняя станция — шедевр сталинского «ампира».

Павловский дворец стоит на высоком берегу реки Славянки, петляющей между холмов. Остальные парковые сооружения — павильоны, монументы, статуи — тщательно вписаны в пейзаж, так что создается впечатление естественной красоты и гармонии. В огромном парке, разделенном на семь ландшафтных зон, всегда найдутся пустынные уголки. Это не просто парк, а целый мир, где обитают античные боги, музы, львы, кентавры. Скульптуры тронуты коррозией, повсюду видны отметины времени, и колонна «Конец света» воспринимается как мрачный знак. Когда-то она всего лишь обозначала границу парка. Общая атмосфера печальной красоты напоминает сказочное загробное царство.

Перед дворцом установлен памятник императору Павлу I — фигура курносого человека в треуголке и военном мундире. Однако бронзовый Аполлон из парка больше похож на хозяина Павловского царства.

Не все так грустно — осень в Павловске неизменно прекрасна, а в середине лета здесь проходит международный фестиваль цветов «Императорский букет».

Павловск, как и другие пригороды Петербурга, лучше посещать в теплое время года, когда открыт доступ ко всем достопримечательностям. Но многие знатоки считают лучшим временем для посещения Павловска золотую осень. В это время его огромный пейзажный парк особенно великолепен.

В 1777 году императрица Екатерина II подарила лесные угодья в долине реки Славянки цесаревичу Павлу Петровичу и его супруге Марии Фёдоровне по случаю рождения их первенца — будущего царя Александра I. Строительство загородной резиденции, названной село Павловское, было начато весной 1778 года. Сперва для Павла и его жены были построены два простых деревянных дома: Паульлюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Долина Марии). В 1782 году архитектор Чарльз Камерон приступил к возведению на месте Паульлюста каменного здания — Павловского дворца. Строительство велось 4 года. В центре парадного двора Павловского дворца в 1872 году был установлен памятник Павлу I.

После трагической кончины Павла I в 1801 году полновластной хозяйкой Павловска стала Мария Фёдоровна. Она проявляла огромный интерес к оформлению помещений дворца, расширению и украшению паркового ансамбля. В частности, при ней в 1807-1812 годах был построен Розовый павильон, где собирался музыкально-литературный салон. Там бывали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов и др. Литературные чтения и музыкальные вечера проводятся в Розовом павильоне и в наши дни.

Читайте так же:  Веревочный парк в питерленде

Павловск получил статус города 12 ноября 1796 года, через неделю после вступления на престол Павла I.

Музыкальному павильону в Павловском парке «везло» с названиями. Сначала его именовали Зало, или Новое зало. Потом появилось название Круглый зал, или Музыкальный салон, что по-французски звучало «Салон де мюзик» (Salon de musique). По звуковой ассоциации с французским выражением павильон вскоре прозвали «Солёный мужик» — такой топоним был куда доступнее обывателям Павловска.

В 1839 г. в Музыкальном павильоне впервые был исполнен знаменитый «Вальс-фантазия» М.И. Глинки. В петербургских музыкальных кругах его затем долго еще называли «Павловским вальсом».

Имя архитектора Чарльза Камерона послужило основой для многих каламбуров. Один из анекдотов возник уже в 1960-е гг., когда в СССР впервые появился доступный перевод «Декамерона» Боккаччо. В Павловске идет экскурсия у Большого дворца. Вдруг мужчина шепчет своей спутнице: «Смотри-ка, Ч. Камерон не только похабщину писал, но и дворцы строил».

С Павловском связано появление в русском языке слова «вокзал». Первую в России железную дорогу проложили от Петербурга до Павловска. Чтобы привлечь петербуржцев к поездкам, было решено открыть при железнодорожной станции гостиницу, где был бы ресторан с музыкой, проводились бы балы и увеселительные мероприятия. Гостиницу назвали «Воксхолл» (было такое увеселительное заведение под Лондоном), или «воксал». В ресторане воксала устраивались бесплатные концерты, и гостиница стала популярнейшим местом в Петербурге. Знаменитый композитор И. Штраус давал здесь концерты в течение 10 сезонов.

После революции Павловский дворец и парк были национализированы и объявлены музеем. С 1918 по 1944 годы Павловск назывался Слуцком, в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей в 1917 году.

Павловск и дворцово-парковый ансамбль серьезно пострадали во время оккупации. Фашисты вырубили 60 тысяч деревьев, взорвали мосты и павильоны, а дворец подожгли при отступлении. Реставраторы трудились над восстановлением царской резиденции более 30 лет.

О Колоннаде Аполлона рассказывали, что она не всегда представляла собой руины. Сначала она имела вид замкнутой ротонды и стояла посреди луга на берегу Славянки. Но однажды ночью, в сильную грозу, в Колоннаду ударила молния. В замкнутой конструкции появился пролом, по обе стороны которого были разбросаны обломки колонн. Зрелище было таким романтическим, что восстанавливать Колоннаду не стали. Так в виде руин и установили на новом месте, напротив дворца.

По другой версии, Колоннаду перенесли ближе к дворцу по требованию Павла, желавшего видеть храм Аполлона из дворцовых окон. Её установили на холме, символизирующем гору Парнас — обитель Аполлона и муз, и пустили вниз каскад, напоминающий мифический Кастильский ключ. Он и послужил причиной катастрофы. Во время грозы вода ручья подмыла фундамент, и часть колонн обрушилась. При виде раскрывшейся Колоннады Мария Фёдоровна будто бы воскликнула: «Аполлон хочет любоваться моим дворцом!» И живописные обломки остались лежать на месте падения.

Впрочем, некоторые историки считали, что разрушения были сделаны специально, с целью придания композиции большей живописности. Известно, что на рубеже XVIII-XIX веков имитация античных развалин была модной тенденцией в европейской парковой архитектуре.

С Екатериной II связана и история сооружения Молочни. При дворе сплетничали, что императрица, не жаловавшая сына и невестку, подарила Марии Фёдоровне голландских коров, чтобы отвлечь её от политики. Жена Павла поручила Камерону построить для коров помещение. Так вблизи дворца появилась Молочня — постройка, сочетавшая черты фермы и паркового павильона и получившая у гостей Павла большую популярность.

Уже в послевоенные годы появилась легенда о том, как городу вернули его первоначальное имя. Якобы Сталин при подписании приказа о награждении частей, освобождавших Пушкин и Слуцк (Павловск), поменял местами два названия, поставив в скобки Слуцк.

Павловский парк (1 часть). Колоннада Аполлона, мост Кентавров, Павловский дворец

Павловский парк… Самый большой и, наверное самый красивый ландшафтный парк… Мы бывали здесь неоднократно, но всё как-то наездами, наскоками, краткосрочно… Чтобы загладить определённую вину перед Парком, был выбран день неспешной и вдумчивой прогулки. В отличие от театра, который начинается с вешалки, Павловский парк, встречает своих гостей величественными, украшенными символами самодержавия, воротами. Построенные по приказу Николая I в 1826 г. , ворота, вполне логично, получили название Николаевских. Второе название ворот — Чугунные, что как бы говорит о материале, из которого они сделаны.

Пройдя от входа несколько десятков метров, мы лицезреем на обширной зелёной лужайке полуразрушенную статую, украшенную у подножья масками брутальных старцев.

Разрушенная фонтанная чаша. Как же эти руинированные постройки оказались именно здесь, посреди чистого поля?

Ответ на загадку был найден на памятной табличке, прикреплённой к лежащему поблизости валуну. Табличка гласит, что в 1838 году здесь был открыт Павловский музыкальный вокзал — крупнейший центр культурной жизни России. Что это ещё за Музыкальный вокзал? Опять загадка.

Удивлению нашему не было предела, когда мы попытались найти информацию о Музыкальном вокзале и этом загадочном месте… Вместо жёлтого несуразного строения, раньше здесь находился роскошный и богато декорированный Музыкальный вокзал. Почему вокзал? Потому что здесь была конечная станция Царскосельской железной дороги, соединяющей Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск. Почему «Музыкальный вокзал»? Потому что прямо в здании вокзала был устроен концертный зал, где давали свои выступления Иоганн Штраус, Пётр Чайковский, Ференц Лист, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков.

К величайшему сожалению, здание Музыкального вокзала было полностью уничтожено во время Великой Отечественной войны. Единственное, что как-то сохраняет связь этого места с прошлым — это старый фонарь (да-да, именно фонарь, который мы назвали статуей) и руинированный Фонтан с лягушками.

Впереди виднеется одна из главных достопримечательностей Павловского парка — Колоннада Аполлона.

Белоснежный и сияющий Аполлон в окружении двухрядной колоннады. Создаётся нереальное ощущение, что мы оказались в Древней Греции на руинах античного храма. Однако родные русские берёзы не дают нашей фантазии разыграться!

В восхищении не можем насмотреться! По задумке архитектора колоннады, Аполлон, являясь покровителем искусств и предводителем муз, должен символизировать «дух искусств» присущий всему парку в Павловске.

Статуя Аполлона является точной копией мраморной статуи Аполлона Бельведерского, бога искусств и предсказаний, найденной в 1480-х годах в Антии.

Очень интересна и удивительна история происхождения колоннады. Изначально, сооруженная великим архитектором Чарльзом Камероном в 1782 г., Колоннада Аполлона находилась в совсем другом месте Павловского парка. Однако, в 1800 г., по желанию императора Павла I, колоннада была перенесена на берег реки Славянки напротив дворца. Другой великий архитектор Джакомо Кваренги спроектировал водный каскад, который брал своё начало от расположенного выше пруда и выходил на поверхность из центра колоннады. С течением времени поток воды подмывал фундамент колоннады. И вот, в 1817 г., во время грозы, сверхточная молния ударила в колоннаду. Подмытый и ослабленный фундамент не выдержал. Часть Колоннады Аполлона художественно обвалилась. Да так художественно, что открывшийся новый вид всех настолько восхитил, что колоннаду решили не восстанавливать.

Читайте так же:  Парк юрского периода мелодия

Красивая история, правда? В неё чрезвычайно сложно поверить, учитывая, что Колоннада Аполлона в нынешнем виде являет собой 100% композиционно выверенное и безошибочно вписанное в окружающий ландшафт архитектурное строение. А вы, уважаемые читатели, верите в эту красивую историю? Кстати, вот так Колоннада Аполлона выглядела до обрушения.

Тот самый пересохший каскад, благодаря которому произошло обрушение колоннады Аполлона. На заднем плане виден Павловский дворец, из окон которого Павел I любовался колоннадой.

Горбатый каменный мостик, под которым когда-то бурно пенились потоки воды.

Фасадный пруд в Павловском парке

Фасадный пруд и Каменный остров.

Плотина между Мариентальским и Фасадным прудами.

Пленительная красота Павловского парка.

Лужайка перед дворцом.

Мост Кентавров в Павловском парке

В лучах солнечного света нас встречает ещё один символ Павловского парка — мост Кентавров. Небольшой мифологический экскурс: кентавры — это дикие существа с головой и руками человека и лошадиным телом пришли к нам из древнегреческой мифологии. Имеют добрый характер, но буйный нрав.

Античные кентавры появились в Павловске с лёгкой руки императорских особ Павла I и Марии Фёдоровны, которые, впервые увидев скульптуры кентавров в Капитолийском музее в Риме, возжелали и себе таких же. С капитолийских кентавров были сделаны гипсовые копии, ставшие украшением паркового ансамбля Павловска. Позже, гипсовые копии были заменены на мраморные.

Бесстыдный кентавр. Хвост что- ли не опустить?

Во время Великой Отечественной войны мраморные статуи кентавров эвакуировать не успели, и те, к сожалению, сильно пострадали. До сих пор, мраморные оригиналы находятся на реставрации, в то время как многочисленным туристам лукаво улыбаются полимерные копии.

Недалеко от моста кентавров обнаруживается загадочная ваза на пьедестале. Как выяснилось, это память о визите в Павловск принца Прусского в 1789 г.

Собственный сад Марии Фёдоровны в Павловском парке

Поднявшись на небольшой пригорок, мы упираемся в чугунную ограду собственного сада императрицы Марии Фёдоровны, под окнами личных покоев которой, он и был разбит.

В столь ранний час и в столь ранний май, собственный сад Марии Фёдоровны был не только закрыт, но и не имел цветочного великолепия.

Правое крыло Павловского дворца. К нашему недоумению нам не удалось подойти ближе к зданию. Путь преграждал невысокий заборчик, за которым прогуливался сурового вида охранник. Жаль, придётся фотографии настенной живописи дворца оставить на следующий раз.

Скульптура Летящий Меркурий в Павловском парке

Скульптура «Летящий Меркурий» имеет непростую историю со счастливым финалом. Хочется подробно рассказать о этой детективной истории. В 1944 г. Летящий Меркурий был похищен фашистами и в числе остального награбленного и был вывезен за пределы СССР. На этом следы Летящего Меркурия терялись. В 1979 г., находящийся в зарубежной командировке научный сотрудник отдела западно-европейского искусства Эрмитажа Сергей Андросов присутствовал на выставке работ итальянского скульптора Джамболоньи в Вене (Австрия). Каково же было удивление советского специалиста, когда в фойе музея он увидел Летящего Меркурия, а на основании скульптуры которого были выгравированны имена русских мастеров… Более 25 лет ушло на переписку с австрийской стороной… Не хотели австрийцы отдавать наше достояние. Проведение всех необходимых экспертиз поставило точку в этом вопросе. Передача скульптуры состоялась 5 мая 2005 г. и уже 7 октября 2005 г. Летящий Меркурий стоял на своём законном месте.

Павловский дворец — резиденция императора Павла I

Каменные львы на охране Павловского дворца.

Павловский (Большой) дворец, построенный в 1786 г. по проекту Чарльза Камерона, в последствии несколько раз достраивался и обновлялся с участием таких известных зодчих как В. Бренна, А. Воронихин, Д. Кваренги, К. Росси. В 1944 г. отступающими фашистами дворец был сожжён… Более 34 лет ушло на реставрацию и восстановление!

Павловский дворец в 1944 г.

Памятник императору Павлу I. Установленный в 1872 г. памятник Павлу I является точной копией памятника императору в Гатчине, работы скульптора Витали. Надпись на постаменте «Императору Павлу I, основателю Павловска, 1872 год». Что интересно, вокруг памятника разбит цветничёк в виде мальтийского креста. Почему? Оказывается, император Павел I с 1798 г. по 1801 г. возглавлял Мальтийский орден, занимая должность великого магистра Мальтийского ордена.

Придворцовый общепит. Современная стеклянная конструкция стилизованная под сторожку.

А вот фундамент здесь отнюдь не современный… Интересно, кто-нибудь может подсказать, что здесь было раньше?

Пешеходный мостик через овражек.

Одна из двух колонн, мирно загорающих на лужайке перед дворцом.

Большие круги в Павловском парке

Знаменитые Большие круги.

В центре одного из них — белая мраморная статуя «Правосудие».

В центре другого — статуя с патетическим названием «Мир». Обе скульптуры были привезены ещё Петром I из поездки в Италию.

Грозный лев следит за порядком в парке.

От Больших кругов открывается живописный вид на храм Дружбы.

Большая каменная (Итальянская) лестница в Павловском парке

Тут же находится ещё одна интересная достопримечательность Павловского парка. Большая каменная лестница или, как её ещё называют, Итальянская лестница. Лестница соединяет регулярный парк Павловского дворца и дорожку вдоль реки Славянки.

Наверху лестницы сидят два полузамученных мраморных льва, на которых без содрогания смотреть невозможно.

Внизу Итальянскую лестницу стерегут чёрные чугунные львы, выглядящие значительно бодрее своих мраморных собратьев.

Итальянская лестница насчитывает 64 ступени, которые серьёзно пострадали во время Великой Отечественной войны. Однако, реставраторам удалось сохранить более 80% исторических ступеней. Было найдено оригинальное решение — каменные ступени были перевёрнуты другой стороной.

Лёгкая художественная зарисовка. Первые тюльпаны.

Турецкая беседка в Павловском парке

Место называемое «Турецкая беседка». От самой беседки не осталось и следа, однако хорошо сохранились липы, акации и 16 чугунных ваз когда-то окружавшие её.

Тройная липовая аллея — главная подъездная дорога к Павловскому дворцу. Аллея состоит из 4-х рядов лип и 3-х дорог, оттого и название «Тройная липовая». Центральная дорога предназначалась для конных экипажей, а боковые дорожки для пеших прогулок.

Павильон Росси. Памятник Марии Фёдоровне

По липовой аллее мы направляемся в сторону Павловского дворца. Слева от нас — изящный павильон-беседка с чёрной фигурой женщины…

Это памятник императрице Марии Фёдоровне, супруге Павла I. Желание увековечить память о своей маме принадлежало младшему сыну Марии Фёдоровны — Михаилу Петровичу, который с 1828-1849 г.г. был владельцем павловских земель.

Памятник Марии Фёдоровне был изготовлен и установлен в 1914 г., в то время как проект павильона разрабатывался ещё в далёком 1816 г. Карлом Росси, поэтому в настоящее время мемориальная группа называется Павильоном Росси.

А вот так решили облагородить лужайку перед Павильоном Росси немецкие оккупанты. Фотография 1943 г.

Лабиринт в Павловском парке

Одна из великосветских забав — искать выход из лабиринта подстриженных кустов. Не было тогда ещё интернета и смартфонов…

Павильон Вольер в Павловском парке

На французский манер этот павильон назвали «Вольер», что в переводе на русский означает «Птичник». Да, именно в этом павильоне когда-то разводили певчих птиц. Открытые галереи были затянуты сетками, обвитыми плющом и виноградом. В одной из галерей находились птицы, в другой проводились увеселительные мероприятия.

Посреди вольерного пруда изящно расположилась скульптура Венеры Италийской.

Переполняемые чувством прекрасного, мы наслаждаемся непередаваемой красотой Павловского парка.