А парке плакала девочка

Игорь Северянин В парке плакала девочка В парка пл

„В ПАРКЕ ПЛАКАЛА ДЕВОЧКА”
Игорь Васильевич Лотарёв/ Северянин (1887-1941 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

В ПАРКА ПЛАЧЕ МОМИЧЕНЦЕ
На Всеволод Светланов

В парка плаче момиченце: „Погледни, скъпо татенце,
лястовичката миличка е с пречупена лапичка –
ще превържа аз птичето бедно с меката кърпичка. ”
И бащата, обичащ го, в изненада разтърсен бе
и прости всички следващи и капризи, и пакости
на прекрасната щерчица, състрадателно плакала.

Ударения
В ПАРКА ПЛАЧЕ МОМИЧЕНЦЕ

В па?рка пла?че моми?ченце: „Погледни?, скъ?по та?тенце,
ля?стовичката ми?личка е с пречу?пена ла?пичка –
ште превъ?ржа аз пти?чето бе?дно с ме?ката къ?рпичка. ”
И башта?та, оби?чашт го, в изнена?да разтъ?рсен бе
и прости? вси?чки сле?двашти и капри?зи, и па?кости
на прекра?сната ште?рчица, състрада?телно пла?кала.

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Игорь Северянин
В ПАРКЕ ПЛАКАЛА ДЕВОЧКА
Всеволоду Светланову

В парке плакала девочка: „Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, –
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю. ”
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

В ПАРКУ ПЛАКАЛА ДІВЧИНКА (переклад на українську мову: Николай Сысойлов)

Гірко плакала дівчинка: „Подивися-но, таточку,
У гарненької ластівки переламана лапочка, –
Я візьму бідну пташечку та й у хустку укутаю. ”
І замислився таточко, майже вражений скрутою,
І пробачив всі витівки і капризні старанності
Милій крихітній донечці, що ридала від жалості.

—————
Руският поет, писател, драматург и преводач Игор Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) е роден на 4/16 май 1887 г. в Петербург. Първите му поетични публикации са от 1904 г. Превежда поезия от френски, естонски, полски и югославски поети. Привърженик е на литературното направление егофутуризъм. Автор е на стихосбирките „Громокипящий кубок” (1913 г.), „Ананасы в шампанском” (1915 г.), „Соловей” (1923 г.), на автобиографичния роман в стихове „Колокола собора чувств” (1925 г.), на сборника „Медальоны” (1934 г.), проникнат от любов към родината, на произведенията „Зарницы мысли” (1908 г.), „А сад весной благоухает” (1909 г.), „Интуитивные краски” (1910 г.), „Весенний день” (1911 г.), „Качалка грёзэрки” (1912 г.), „С крестом сирени” (1913 г.), „Златолира” (1914 г.), „Victoria regia” (1915 г.), „Поэзоантракт” (1915 г.), „Собрание поэз” (1918 г.), „За струнной изгородью лиры” (1918 г.), „Поэзо-концерт” (1918 г.), „Creme de Violettes” (1919 г.), „Puhajogi” (1919 г.), „Вервэна” (1920 г.), „Менестрель” (1921 г.), „Миррэлия” (1922 г.), „Падучая стремнина” (роман в стихове, 1922 г.), „Плимутрок” (комедия, 1922 г.), „Фея Eiole” (1922 г.), „Трагедия титана” (1923 г.), „Роса оранжевого часа” (1925 г.), „Рояль Леандра” (роман в стихове, 1925 г.), „Классические розы” (1931 г.), „Адриатика” (1932 г.) и др. След 1918 г. живее в Естония. Умира на 20 декември 1941 г. в Талин.

Методическая разработка урока «Поэтический мир стихотворения Игоря Северянина «В парке плакала девочка»

Гоcударственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект внеклассного урока по литературе в 5классе Поэтический мир стихотворения И.Северянина « В парке плакала девочка» Составила учитель русского языка и литературы Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогический стаж работы 31год Высшая квалификационная категория Санкт-Петербург 2010год Цель: развивать умения понимать мысли и чувства поэта, воплощённые в словах и образах, проникать в его мир, в мир его героев и их переживаний; воспитывать любовь и интерес к поэзии. Задачи: овладевать навыками художественного анализа произведения; уметь излагать материал при помощи новых информационных технологий; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия; научить ориентироваться в сложном поэтическом мире; находить правильные ответы, используя свои знания. Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации, музыкальные отрывки Фредерик Шопен Вальс ми-бемоль мажор, Иоганн Штраус Вальс «Голос весны». №№ № Содержание урока Оборудование 1 1 Слово учителя: Мы продолжаем путешествие в удивительную страну Поэзии. Страну, где живут трепетные существа, рождённые талантом и вдохновением поэта. Существа эти – стихотворения. У них, как и у человека, есть своя история, судьба, душа. Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из таких созданий – стихотворением замечательного русского поэта Игоря Северянина “В парке плакала девочка”. Я надеюсь, каждый постарается всё сделать для того, чтобы душа этого стихотворения приоткрылась для нас. А возможно это будет только в том случае, если вы разделите чувства и переживания поэта, поймёте мысль, которую он вложил в своё произведение, Задача эта очень непростая. Поэт родился 4 мая 1887 года в Санкт-Петербурге. Именно здесь были написаны его первые стихи: «Мне не было еще и 9 лет, когда, живя в Петербурге, я стал писать стихи. Отлично помню первое свое стихотворение, включенное мною в приготовленный для полного собрания сочинений -8-том детских и юношеских моих произведений — «Ручьи в лилиях»: Вот и звезда золотая Вышла на небо сиять. Звездочка, верно, не знает, Что ей недолго блистать… Подобные этим стихи я писал достаточно долго, восхваляя в них «солнце золотое», «синие моря» и «чарующие грезы», и происходило это главным образом от того, что я зачитывался образцовыми поэтами, не умея их читать». Слово учителя: -Первоначально Игоря Северянина поэтом не считали. Его не хотели опубликовывать ни в одном издательстве. Позже он стал издавать свои стихи отдельными брошюрами и рассылать их по редакциям для отзыва. Но отзывов не было … И только в возрасте 26 лет Северянин издал свою первую книгу, и о нем заговорили как о настоящем поэте. Слава его была шумной, яркой, блистательной. Перед войной 1914 года весь Петербург был увешан афишами, звавшими в лекционные залы толпы поклонников. Толпа забрасывала поэта цветами. Его стихи поражали слушателей обилием новых, непонятных слов, яркими, красочными образами. Свои стихи поэт называл «поэзами». В этом названии есть что-то и от поэзии, и от фантазии. Но не все стихи Северянина были необычными, многие из них были предельно просты. Одно из таких стихотворений «В парке плакала девочка» Учитель читает стихотворение Слайд с изображением писателя Звучит голос ученика, читающего детские воспоминания писателя. Фоновый слайд к стихотворению Слайды, сопровождающие рассказ учителя. Лексическая работа (Слово БРОШЮРА) У каждого ученика карточка со стихотворением Партитура стихотворения спроектирована на доске. 2 2 Ученики прослушивают два музыкальных отрывка: Вопрос к классу: — Какая музыка лучше передает это настроение? Прочтение еще раз текста стихотворения одним учеником. Вопрос к классу: — Какое настроение является главным в этом стихотворении? Радостное или грустное? И почему? Варианты аргументированных ответов с ссылкой на музыкальный отрывок. Автор стремится передать грустное состояние, потому что сама сцена, описанная им грустная по содержанию. Плачет маленькая девочка, глядя на птицу со сломанной лапкой. А вот настроение доброе, потому что радует чуткость девочки к страданиям птички. Два музыкальных отрывка, передающих различное настроение стихотворения. Слайд 3 Вопрос к классу: — О чем заставляет задуматься стихотворение? Варианты ответов детей. Человек должен любить и охранять природу, с чуткостью и состраданием относиться к окружающим. Люди бывают добрыми и злыми. Злой человек пройдет мимо раненой птицы. А девочка бросается к ней на помощь. Слайды о трогательности и хрупкости мира природы. Вопрос к классу: — Объясните поведение и мысли отца девочки. Почему он прощает дочери «все грядущие и капризы и шалости»? Варианты ответов детей. Отец понял, что его дочь добрый человек, способный на сострадание и милосердие. Она не смогла пройти мимо чужой боли. — Что можно сказать об отце, как он раскрывается в отношении к ребенку? Он тоже добрый человек, потому что он сумел заметить и оценить поступок своей дочери. Делается вывод учителем. Следовательно, мы можем сказать, что стихотворение посвящено теме человеческой доброты, которая является одним из самых главных свойств людей. И поэт не просто описывает это качество, но и воспитывает его в нас, читателях. Лексическая работа. Грядущие Слайды «Взаимоотношения взрослых и детей» 4 3 Анализ стихотворения. – Давайте выразим своё настроение, возникшее при чтении, в цвете, для этого поработаем красным и зеленым карандашами. (Учащиеся подчеркивают строки из стихотворения красным цветом—жалость, милосердие, сочувствие, зеленым цветом—мечтательность,задумчивость). – Чьи чувства выражены в этом стихотворении? (Отца и девочки.) –В стихотворении можно выделить две отдельные части. В первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца. – Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части. 1. “В парке плакала девочка” 2. “ И отец призадумался”. Сначала происходит событие, взволновавшее девочку, а затем изображена реакция отца на её чувства. – Прочитайте, какова эта реакция. (“И отец призадумался, потрясённый минутою”.) – Какое чувство он испытал? (Потрясение.) – Раскройте лексическое значение этого слова через подбор слов-синонимов. (Шок, сильное волнение, удивление, перемена в настроении.) – В стихотворении есть ещё одно слово, и оно характеризует состояние девочки. (Зарыдавшая – от глагола “зарыдать”.) – А когда люди плачут, даже рыдают? (От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений.) –Что вызвало такое потрясение у ребёнка? “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”. Показ картинки. – Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки? (Сочувствие, жалость.) -Она впервые так близко увидела чужую боль, это было первое живое существо, к которому она проявила милосердие, а первое чувство всегда самое острое. Слайд У каждого учащегося карточки со словами-синонимами. Слайд с изображением ласточки 5 Вопрос классу: -Какие чувства следует передавать при чтении стихотворения? У нас получилась палитра настроения этого стихотворения … 5 6 Слово учителя. — Чтец перед чтением стихотворения ставит перед собой определенные задачи. Главная среди них — донести до слушателей замысел автора. Правильно соблюдать интонационные паузы (остановки в речи). Такие остановки, паузы, помогают перевести дыхание, совладать с эмоциями. Они выделяют фразу, придают завершенность мысли. То есть выполняют определенную художественную функцию. При работе над выразительным чтением текста используют два вида знаков для обозначения пауз. Длинные паузы, совпадающие со знаками препинания, двумя вертикальными линиями — // , короткие паузы –/ одной линией. В парке / плакала девочка // посмотрите-ка// папочка// У хорошенькой / ласточки / переломана лапочка // Я возьму / птицу бедную / и в платочек укутаю // И отец призадумался // потрясенный минутою // И простил / все грядущие /и капризы // и шалости / Милой // маленькой дочери //зарыдавшей от жалости// . На доске партитура стихотворения с выделенными паузами. У каждого ученика такая же партитура на столе. Ученики читают стихотворение. Учитель корректирует ответы. Звучит выбранная ранее музыка, сопровождающая чтение. 6 7 Подведение итогов урока: -Чему учит это стихотворение? (Это очень доброе стихотворение. Оно учит искренности, взаимопониманию, милосердию ко всем, кто рядом с нами.) Окружающий мир хрупок и беззащитен, и мы, люди, должны оберегать и защищать его. Стихотворение учит любить окружающую нас природу, любить людей. И быть терпимее друг к другу! 7 8 – Какой бы вы выбрали афоризм, более всего раскрывающий душу этого стихотворения? Познакомьтесь с ними, сделайте выбор и объясните классу. “Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его”. Л.Толстой. “Милосердие – это активная доброта”. И.Шмелёв. “Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное”. Платон. – Итак, сегодня мы проанализировали удивительно нежное и трогательное стихотворение И.Северянина, в котором поэт проявил себя с неожиданной стороны: как простодушный, мечтательный и даже наивный человек, а главное – удивительно добрый. Поэтому завершить урок я хотела бы стихотворением поэта и переводчика Г.Шенгели, близко знавшего И.Северянина. Вы были наивно уверены, Что Ваша жена – королевочка, Что друг Ваш будет профессором, Что все на почте конверты – Вам, Что самое в мире грустное – Как в парке плакала девочка… 8 9 Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения. По желанию: сформулировать “Закон доброты”. В парке плакала девочка: «Посмотрите- , папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, — Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю—… И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости. красным цветом—жалость, милосердие, сочувствие, зеленым цветом—мечтательность , задумчивость). Игорь Северянин Шок, сильное волнение, удивление перемена в настроении Шок, сильное волнение, удивление перемена в настроении Шок, сильное волнение, удивление перемена в настроении Шок, сильное волнение, удивление перемена в настроении Шок, сильное волнение, удивление перемена в настроении Шок, сильное волнение, удивление перемена в настроении

Читайте так же:  Тула комсомольский парк на чем доехать

В парке плакала девочка

РАССКАЗ
Ветка сирени с маленькими темными листочками и уже набухшими гроздями, из которых вскоре должны появиться сильно пахнущие цветочки, медленно прогнулась дугой, как натянутый лук. Воробья, севшего возле края ветки, это ничуть не напугало. Он тоже плавно опустился вниз. Деловито осмотрелся по сторонам и чирикнул. Был он довольно тучный и крупный для воробья. Интересно, как ему удалось сохранить такую комплекцию за зиму? Или к началу зимы он был еще крупнее? Его собратья обычно к концу зимы теряли в весе. Наверно, в птичьей среде его называли Жирным или каким-нибудь другим подобным прозвищем, что, может быть, даже обижало его.
Покрутил головой и увидел на лавочке под кустом сирени девочку. Воробей чуть повернул голову в сторону и уставился на нее черной бусинкой глаза. Он ее нисколько не боялся.
Была она худой. Ручки чуть потолще, чем большой палец у взрослого человека. Коленные чашечки выпирали на ее худеньких и кривоватых ножках. Из-под платья выглядывали ключицы.
Всё в ней было худым. Даже уши были маленькие и тонкие, почти полупрозрачные и через них просвечивался свет. Волосы у нее были светло-золотые, но давно немытые и растрепанные. И светлые брови были почти незаметны на ее грязном личике.
На тонкой шейке большая голова с большими темными глазами, которые сейчас были очень грустными и мокрыми. Слезинки одна за другой скатывались по ее бледным щечкам. Уголки тонких губ были опущены вниз, маленький носик был красным и мокрым. Девочка размазывала ладошками слезы, и от этого щеки становились еще грязнее.
Она снова и снова вытирала щеки, но они снова и снова становились мокрыми, потому что слезы бежали непрерывно, как бесконечный осенний дождь, которому не видно конца. Девочка всхлипывала, хватала открытым ртом воздух, нижняя ее губа опускалась и оттопыривалась и раздавался протяжный вой «ыыыы». Потом чуть затихало, и снова вой.
Не шевелясь, воробей смотрел и смотрел на девочку, видно, он обдумывал, что бы ей сказать такого, чтобы она перестала плакать, но ни одной дельной мысли не приходило в его голову. Они, птицы, не плачут, даже когда им очень плохо. И что за глупость плакать. Да еще вот так: завывая и всхлипывая. Как всё-таки люди глупы. И всё потому, что они не птицы.
К скамейке подошла женщина. Она была невысокого роста и полной. Губы ее были ярко накрашены. В ушах золотые сережки и на шее золотая цепочка с полумесяцем. Остановилась и какое-то время смотрела на плачущую девочку сквозь толстые стекла очков. У нее было очень плохое зрение. И поэтому она не любила ходить в баню, где приходилось снимать очки.
— Чего мы плачем? – спросила она. Голос у нее был строгий, как у учительницы. Которая спрашивает домашнее задание, уже зная, что ученик не выполнил его и ей придется ставить ему двойку.
Девочка бросила на нее быстрый взгляд, отвернулась и недовольно буркнула:
— Надо и плачу! А вам-то что? Хотите и вы плачьте! Я же вам не мешаю, и вы мне не мешайте!
Женщина шагнула ближе и поставила пакет на скамейку. Девочка покосилась на пакет. И снова отвернулась. Но теперь она уже не всхлипывала и слезы не бежали по ее щекам. Из пакета выглядывал батон. Это был такой блинный батон в тонкой прозрачной упаковке. От него не исходило никакого запаха, поэтому даже воробей не заинтересовался им.
Женщина присела на краешек скамейки, придерживая пакет, и какое-то время смотрела неотрывно на девочку. Девочка снова взглянула на нее, потом на пакет и фыркнула.
Женщина пододвинула пакет к спинке скамейки, чтобы он не падал, сложила руки на животе и снова стала смотреть на девочку. Лицо женщины ничего не выражало. Девочка отодвинулась на самый краешек.
— А как тебя зовут? – спросила женщина. – Чего ты молчишь? У тебя же есть имя. Как тебя зовут?
— Как надо, так и зовут.
— Тебя кто-нибудь обидел? Если ты плачешь, значит, тебя кто-то обидел. Ну, скажи!
— Никто меня не обидел!
— Если бы тебя никто не обидел, ты бы не плакала. Люди плачут, потому что их обижают.
Женщина проговорила более строгим голосом:
— Можешь не говорить! Я и так знаю, почему ты плачешь. Ну, просто хотела от тебя услышать.
Девочка всхлипнула пару раз и поглядела на женщину исподлобья.
— Хочешь я расскажу, почему ты плачешь? Ну! Чего молчишь? Хочешь или нет? Скажи!
— Не хочу!
— Ну, не хочешь и не надо!
Женщина достала косметичку и стала разглядывать свое лицо в маленькое овальное зеркальце. Она втянула губы в рот, так что они не стали видны, потом вытянула их трубочкой.
— И почему? – спросила девочка, стараясь придать своему голосу как можно более безразличный тон.
— Папа твой живет не с мамой, а с другой женщиной, которая помоложе, чем твоя мама.
Теперь во взгляде девочки вспыхнули искорки.
— Ты живешь с мачехой, а у нее есть родная дочка. Ну, как в сказке «Морозко». Ты знаешь эту сказку? Родную дочку она, конечно, любит, а тебя не очень, а точнее, не любит. Ей купит какую-нибудь дорогую куклу, а тебе дешевую дрянь. Только чтобы отделаться. Ей покупает дорогую яркую курточку, а тебе что-нибудь в сэконд-хэнде. Ее дочка получает дополнительное платное образование, а тебе даже уроки сделать некогда, всё по дому прибираешься да в магазин за хлебом-солью бегаешь да мусор выносишь. Ты и посуду помой, и пропылесось, и паутину смети. И папе твоему она постоянно жалуется, какая ты плохая, вредная и ленивая. И сколько ты ей нервов перемотала. Вообще ты нехорошая девочка. А папа твой рохля и размазня, ничего сказать не может, только глазами хлопает да тебя усовещает, чтобы ты мачеху во всем слушалась. Овечка твой папа! Так или нет!
Девочка сидела вполоборота и внимательно слушала. Она уже не плакала, и слезы высохли на ее грязных щечках.
Она смотрела большими глазами на женщину. Так смотрят на чудотворца, который всё знает про тебя и всё может. Глаза ее совершенно высохли и блестели, как солнышко среди туч. Ротик ее был приоткрыт и были видны мелкие и крепкие зубки.
— А откуда вы все это знаете? – с придыханием спросила она. – Вам кто-нибудь это рассказал?
Женщина хмыкнула.
— Я, девочка, всё знаю, потому что я психолог. А психолог читает людей как открытую книгу. Мне достаточно взглянуть на любого человека, и я всё расскажу о нем. Кто он такой, какой у него характер, привычки, что он любит и что ему не нравится. Даже могу сказать, чистит ли он зубы по утрам или нет.
— А я?
— Что ты?
— Я чищу зубы по утрам или нет?
Женщина взглянула на девочку сверху вниз, задержала взгляд на ее грязных ногах.
— Нет!
— А!
— Знаешь, что я тебе посоветую? У папы есть сестра, то есть тебе она приходится родной тетей. Женщина она очень добрая и любит детей. Но своих детей у нее нет. Уж так получилось.
— Тетя Мотя?
— Да! Тетя Мотя. Она старая дева. Так говорят про женщину, которая не была никогда замужем, а поэтому у нее не может быть детей. А она так любит детишек. Просто обожает. Она так бы хотела иметь ребенка. Уговори папу! Тебе будет хорошо с тетей Мотей. Она тебя будет любить, жалеть и лелеять. Ты будешь жить у ней как сыр в масле.
— Если тетя Мотя старая дева, то тогда получается, что я тоже старая дева. Я же не замужем. И у меня тоже нет детей. Хотя у маленьких детей не бывает детей. Это только у взрослых бывают дети.
— Да ты еще ребенок. Ты еще станешь взрослой.
— А! Ну, тогда ладно!
Женщина сунула руку в пакет, пошуршала внутри и достала шоколадную конфетку.
— Вот!
— Спасибо!
— Кушай на здоровье!
Девочка медленно развернула конфету, разглядела ее, потом целиком затолкала в рот.
— Ладно я пойду! У меня внучка гостит. Ее Настей зовут. А ты делай, как я тебе сказала! Понятно?
— Ага! – кивнула девочка, жвакая конфетку, которая оказалась слишком большой для ее маленького ротика.
Женщина поднялась, крякнула, подхватила пакет и медленно стала удаляться по узенькой дорожке, которая была посыпана мелкой щебенкой для того, чтобы люди не поскользнулись во время дождя. Начальник парка сам раз-два в неделю обходил парк.
Девочка рассосала конфетку и проглотила коричневую сладкую жижу, высунула язык, покрытый конфетным налетом, и промычала вслед уходящей женщины:
— Меее! Дура! Нет у меня никакой тети Моти. И мама у меня есть. И она любит меня, потому что я у нее одна. И хорошие мне игрушки покупает. И красивую одежду. Папы у нас нету. Он ушел к какой-то лярве. Меее! Дура! Наврала тут всякое, а сама ничего не знает.
Девочка хотела подняться, но передумала, потому что вдали на дорожке показалась парочка. Она повернулась в их сторону и стала внимательно наблюдать за ними. На них были узенькие джинсики, короткие курточки, только на ней оранжевая, как у дорожных рабочих, а на нем темно-синяя с золотистым драконом на спине. Эту курточку он купил на базаре, довольно дешево. И конечно, она была

Читайте так же:  Ленинские горки парк

девочке очень хотелось бы услышать, что он шептал ей. Наверно, признавался в любви.
Для них в мире никого не существовало, кроме них самих. Ведь влюбленные никого не видят. Им кажется, что весь мир – это одни они. Они же страшные эгоисты!
Девушка смелась. Глаза ее блестели от счастья. Она тои дело глядела на него. И он ей представлялся самым лучшим в мире. Он был высокий и такое невероятно красивый.
Для них ничего не существовало в этом мире, кроме них двоих. И они прошли бы мимо скамейки, если бы в этот момент девочка истошно не завопили:
— Ааа!
Девочка прикрыла руки ладошками, оставив между пальцами щелочки, чтобы всё видеть.
При этом она продолжала вопить как настоящая труба иерихонская, от которой рухнули стены неприступной крепости. И как бы вы ни были увлечены собой, вы не смогли бы ни услышать этот рев.
Слезы вылетали из глаз девочки. Право, какой-то слезомет. Уже, казалось, должна была всё выплакать. Но нет! Есть еще порох в пороховницах! Рев не умолкал ни на мгновение.
Они остановились, оторвали взгляды друг от друга и посмотрели на девочку. Парень улыбнулся, но видно тут же понял, что улыбка совершенно сейчас неуместна. Лицо его стало серьезным. Невероятно! Разве кто-то где-то в мире может плакать, когда они так счастливы? Все должны радоваться их счастью и улыбаться.
Девушка протянула руку вперед, как будто хотела попросить милостыню, и спросила:
— Девочка! Ты плачешь? Но почему? Разве можно плакать? Почему ты плачешь, малышка?
— Аааа – громче заревела она.
Парочка переглянулась. Они были изумлены. Если бы сейчас в парке опустилась летающая тарелка, и то они бы так не удивились.
— Это… ну… Не надо плакать! Зачем плакать-то? – сказал юноша.
— Погоди! – перебила его девушка. Она убрала руку с его талии. – Маленькая! Послушай меня!
Она села рядом с девочкой.
— Не плачь, милая!
Юноша шагнул к скамейке, но садиться не стал. Он переминался с ноги на ногу и смотрел то на одну, то на другую.
Девушка положила ей руку на плечо. Девочка фыркнула и передернула плечами, желая сбросить ее руку.
— Вот увидишь, всё будет хорошо. Ты еще будешь счастлива и любима. Я знаю, это обязательно случится.
— Это… ну, может быть, позвонить ее родителям? – спросил юноша. – Девочка! У тебя есть телефон? Ну, в смысле, мобильник, чтобы позвонить… ну, это, то есть твоим родителям.
Девушка его одернула:
— Да погоди ты? Ты поругалась с мамой?
— Нет! – пробормотала девочка, всхлипывая. – Ни с кем я не ругалась! И с мамой не ругалась!
— С папой, значит?
— Нет! Нет у меня никакого папы и не было!
— Давай мы тебя отведем к маме? Ты, наверно, потеряла маму? Давай найдем твой дом?
— Нет! Нет!
— Да почему же нет?
— Нет у меня никакой мамы! Вот!
— Как это нету? Так не бывает!
— Она умерла. Вот!
— Как умерла? Это как же?
— Как умирают вы не знаете? Да?
— Когда умерла?
— Вчера. Нет! Позавчера.
— Тебя кто-нибудь забрал?
— Да! Тетя Мотя. Но я не хочу к ней. Она злая и ругается. И еще у нее Юрка. Ууу! Вот он какой!
— Что за Юрка?
— Ее сын. Он меня бьет и еще юбку на мне задирает. Задерет и говорит: «Ага!» Знаете, как страшно!
Девушка закрыла лицо руками и прошептала:
— Какой кошмар! Да это же… Это же преступление! Да за это надо в тюрьму садить!
Она взглянула на юношу.
— Валера! Надо что-то делать! Немедленно!
— Что мы сделаем, Галя? Мы ей совершенно чужие люди. Давай отведем ее домой?
— Знаешь, Валера, я придумала. Давай удочерим ее? Прямо сейчас!
Валера затоптался на месте, переступая с ноги на ногу. Руками он упирался то в бока, то в бедра. Потом скрестил пальцы рук, хрустнул и, подергивая плечами, как будто он сгонял с них назойливую муху, проговорил:
— Ты что? Мы еще не поженились. Мы студенты. Нам никто ее не отдаст! У нас ни жилья, ни работы, ни зарплаты… Ты что, Галя? Это невозможно! И с этим не шутят. Вот!
Девочка не плакала. Она обняла Галю за шею и чмокнула ее в щечку.
— Я люблю тебя. Ты хорошая. А он плохой. Видишь, как он злится, потому что он плохой.
Девушка светилась от счастья.
— И я тебя люблю, милая!
Она несколько раз поцеловала девочку в одну и другую щечку. Потом платочком стала вытирать ее щеки.
— Как тебя зову, милая?
— Зоя.
— Какое хорошее имя! Мы тебя будем звать Заинькой. Ты не против? Заинька, зайчик…
— Мне нравятся зайчики. Они такие мягкие и ушастые. Я даже одного зайчика держала на коленях.
— Ах, ты счастье моё! Ты просто прелесть! Как хорошо, что мы пошли именно в этот парк.
Она обцеловала лицо девочки.
— Так, Валера! Завтра идем в деканат. Переводимся на заочку. Ты и я устраиваемся на работу. А квартиру будем снимать. Ну, а свадьбу сыграем, когда подкопим денег.
— Но зачем вот так резко, сразу? Надо всё обдумать, посоветоваться, проконсультироваться. Это, Галя, очень серьезный шаг и его вот так вот походя нельзя решать.
— Пока ты будешь советоваться и консультироваться, девочка умрет от голода и от холода. Так! Дай Заиньке руку! Ну, чего ты, как столб, застыл? Я сказала, дай руку. Ну!
— Зачем?
— Мы сейчас пойдем все вместе!
— Галя! Кто же нас впустит в общежитие с чужим ребенком? Ты хоть подумала об этом?
— Ты хочешь, чтобы она тут осталась или чтобы этот мерзкий Юрка снова лез к ней?
— Ну, давай хотя бы обратимся в полицию! И там всё расскажем! Как они скажут, так мы и сделаем.
— Зачем в полицию-то?
— Ну, мы же не можем взять чужого ребенка и повести с собой. Это будет расцениваться как преступное деяние. Мы останемся виновными. Это уголовное преступление.
— Да! Ты прав! Звони в полицию!
— Ага!
Валера достал из кармана джинсов мобильник.
— Полиция? Ну, это… тут девочка вообщем… Да не… Ну, это…
— Дай сюда! – Галя выхватила у него мобильник. – Ну, это… ну, то… Ты по-человечески можешь объяснить?
— Полиция? Немедленно вышлите наряд в парка! Какой парк? Валера! Как называется этот парк? Да этот, где мы сейчас находимся! Ты что не знаешь, как называется?
-Откуда я должен это знать? Мы первый раз здесь.
— А что ты знаешь? Почему ты не знаешь, как называется этот парк? Идешь в парк и не знаешь, как он называется.
— Ведь ты тоже не знаешь, как называется этот парк.
— Ты мужчина! Ты должен всё знать! А как же ты тогда собираешься содержать семью?
— Я знаю, что я ничего не знаю. Это Сократ сказал.
— Не демогогствуй! Сейчас давай сократов приплетем, карлов маркосв всяких. Еще кого-нибудь…
— Не демогогствуя я, а философствую.
— Из тебя такой же философ, как из меня… Ну, вот! Гудки! Бросили трубку! Ну, что это такое? И всё из-за тебя. Да за что мне такое наказание? Почему мне постоянно не везет?
— Почему из-за меня?
— Из-за тебя! Потому что ты не мужик, а рохля. Только и можешь ме-ме-ме! А мужик должен сам принимать решение.
— Сама ты овечка!
— Я овечка? Да я… Да ты…
— Пожалуйста, идите ругайтесь в другом месте, — простонала девочка. – От вашего крика оглохнуть можно.
— Девочка! Не лезь в дела взрослых! – зло прошипела Галя.
Она резко поднялась. Лицо ее раскраснелось. Глаза метали молнии, которые должны были испепелить любого.
— Всё! Между нами всё! И в сексе ты не очень, если по правде.
— Что? Да ты же сама… Забыла, что сама говорила? Забыла да? А я помню, что ты говорила.
— Это я, чтобы тебе подольстить. Мужики же обидчивые.
— Да я… Да у меня таких, как ты, знаешь, сколько было. И лучше тебя еще. Да я пачками вас менял.
— Пошел ты, козел!
— Пошла сама, коза дранная! Знаешь куда?
— Пожалуйста, перестаньте ругаться в присутствии ребенка! Как вам не стыдно! Мне это очень надо слушать!
Девочка топнула ножкой. Они замолчали. С удивлением посмотрели на нее, как будто видели впервые. Хорошо что еще не спросили друг у друга: «А это кто такая? Откуда она здесь взялась?» Валера развернулся и быстро пошел в ту сторону, откуда они пришли. Он ни разу не обернулся. Правая рука у него была прижата, а левой он широко махал.
Сначала Галя инстинктивно дернулась в его сторону, но тут же остановила себя. Со злостью посмотрела ему в след, вся напряглась, сжала кулаки. Прикусила нижнюю губу.
— Иди! Да пошел ты! Я еще себе лучше найду! Сто штук таких Валер! Тоже строит из себя.
Быстро зашагала в другую сторону, оставляя на дорожке маленькие ямки от каблучков.
— Дураки! – вздохнула девочка. – Я бы таким не разрешала жениться. Вот родится у них ребенок. И кого они из него воспитают?
Ответить на этот педагогический вопрос она не успела, потому что в конце дорожки показалась новая жертва. Девочка зарыдала.
— О! Привет, Верка!
Девочка вздрогнула. Подняла глаза.
— Дядя Вася, здравствуйте!
— Не надоело, Вера?
— Нет, дядя Вася.
— Да! Актерам же тоже никогда не надоедает их театр. Всю жизнь лицедействуют. Вот что ты, Верка, за человек, я не пойму.
— Дядя Вася! Ну, идите, куда вы шли. Я тоже не пойму, чего вы пиво каждый день пьете? Оно что такое вкусное?
— Сопливая еще взрослым указывать! Отлупить бы тебя как сидорову козу!
— Вовку своего лупите!
— Я его и так луплю.
— Вот и лупите! А меня и без вас есть кому лупить.
Дядя Вася сел рядом. Достал сигареты. Закурил.
— Курить вредно! – строго сказала Вера. – Вон и на пачке про это написано. Читать что ли не умеете?
— Жить вообще вредно. Какой прекрасный вечер! И комаров совсем нет. Сейчас приду домой, включу телек и буду смотреть.
— Под пивко будете футбол смотреть?
— А чо там смотреть? На наших позорников?
Дядя Вася отшвырнул бычок в урну.
— Ну, ладно, Вер! Пойду я!
— Ага!
— А ты будешь плакать?
— Ага!
— Ну, ладно! Если нравится, плачь!
Вера посмотрела ему вслед и помахала ручкой.

Читайте так же:  Девушка в парке аниме

И.Северянин. «В парке плакала девочка». Урок внеклассного чтения.

Цели:

  • научить адекватно воспринимать поэтический текст
  • научить оценивать поэтическое произведение с точки зрения языка и содержания
  • воспитывать внимание к слову
  • воспитывать милосердие

Форма урока: аналитическое чтение.

Тип урока: беседа

Наглядность: портрет И. Северянина, репродукция картины И. И. Шишкина “Парк в Павловске”.

Просмотр содержимого документа
«И.Северянин. «В парке плакала девочка». Урок внеклассного чтения. »

И. Северянин. «В парке плакала девочка». Урок внеклассного чтения.

научить адекватно воспринимать поэтический текст

научить оценивать поэтическое произведение с точки зрения языка и содержания

воспитывать внимание к слову

Форма урока: аналитическое чтение.

Тип урока: беседа

Наглядность: портрет И. Северянина, репродукция картины И. И. Шишкина “Парк в Павловске”.

1. Ребята делятся на две группы для выполнения группового задания.

1 группа работает над портретом поэта Игоря Северянина. Что вы можете сказать об этом человеке, о его интересах, душе? Обратите внимание на годы его жизни ( 1887 –1941). Какие события могли повлиять на его характер, взгляды?

2 группа пишет небольшое воспоминание о парке. Что вы испытывали, оказавшись в парке, зачем туда пришли, что ожидали от посещения парка?

После прочитанных мини-сочинений приходим к общему выводу: у всех с парком связаны радость, восторг, бурные эмоции. Все ожидали радости, чего-то необычного.

— Перед вами стихотворение Игоря Северянина “В парке плакала девочка”. Задумаемся над заголовком. Предположите, о чем может быть стихотворение.

С девочкой что-то случилось.
Случилось что-то необычное, наверное, неприятное.

— Вспомним, что такое ИНВЕРСИЯ. Где она используется в названии стихотворения и для чего?

Инверсия – обратный порядок слов, при котором самое важное слово ставится на необычное для него места с целью выделения. Автор выделяет слово “в парке”, и мы чувствуем беду, ведь в парке веселятся, радуются. А девочке плохо, она плачет.

3. Чтение стихотворения и погружение в текст.(Стихотворение читает учитель или специально подготовленный ученик)

Какое впечатление оставило у вас стихотворение? Кто его герои?

Сбылись ли ваши предположения относительно случившегося с девочкой?

Обратим внимание на слова девочки, обращенные к отцу. Как построена ее реплика? Что необычного в ней? Как через слова раскрывается характер девочки?
Она нежна, добра: в ее речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают отношение девочки к отцу и к несчастной птице. Она называет ее “хорошенькой ласточкой”, у которой “преломлена лапочка”. В ее словах и горе, и боль. Она сочувствует птице, принимает ее боль как свою. Нам симпатична девочка за ее умение переживать, сочувствовать.

Обратите внимание на вторую часть ее реплики. Она вся состоит из инверсий. Для чего?
Все предыдущие характеристики ласточки неизбежно наводят нас на мысль о том, что эта птица несчастна, поэтому девочка называет ее “птицей бедной”. Инверсия помогает подчеркнуть отношение девочки к несчастной птице. Ее сочувствие не на словах. Оно действенно, активно: она хочет “укутать в платочек” птицу.

Обратимся к словарю. Что значит слово “ укутать”? В каком значении употребляет его автор?
Слово “укутать” означает “ закутать со всех сторон”.

Нет ли у этого слова другого, переносного значения, в котором оно употреблено в данном стихотворении?
В данном контексте слово “укутать” употреблено в значении “пожалеть”, “обогреть”. Девочка хочет обогреть ласточку, подарить ей тепло. Поэтому здесь и платочек пригодится.

Почему девочка почувствовала потребность обогреть ласточку?
Многие люди проходили мимо и не обращали внимания на беду птички. И папа девочки был тоже равнодушен. Поэтому девочка начинает свои слова с обращения к отцу, который тоже мог пройти равнодушно мимо беды несчастной птички. Девочка столкнулась с холодным, равнодушным миром взрослых, которые не обращают внимания на мелочи жизни, не достойные, по их мнению, их внимания.

Зачем поэту понадобилось темой своего стихотворения брать самую обыденную ситуацию?
Этот случай помог отцу по-новому взглянуть на свою дочку. Раньше он видел ее только капризной, шаловливой, непослушной, а сейчас увидел в ней хорошую душу. Одна минута перевернула в нем прежние представления о девочке. Он “потрясен”.

Обратимся к словарю и выясним значение слова “потрясение”.
Слово в словаре имеет два значения:

Глубокое, тяжело переживаемое волнение

Полное изменение, коренная ломка чего-то.

В каком значении использует это слово Игорь Северянин? Докажите.
Отец изменил свое мнение о дочери, по-новому взглянул на ее капризы и шалости, заранее простил их. Значит слово “потрясение” использовано во втором значении.

Обратите внимание на роль слов “и… призадумался… и простил”. Для чего автор использует МНОГОСОЮЗИЕ?
Этот прием используется для усиления описываемых чувств отца. Он, наверное, впервые призадумался над характером и душой своей дочери, а призадумавшись, простил ее мимолетные шалости. Потому что увидел в ней хорошую душу. Он называет ее “милой”, смог в ней разглядеть большое сердце.

Зачем автор уточняет “зарыдавшей от жалости”?
Он добавляет детали к характеристике девочки. Раньше она плакала по пустякам, капризничала, а теперь причина ее слез иная – она в беде другого существа.

Чем отличаются синонимы “плакать – рыдать?” Случайно ли И. Северянин начинает стихотворение словом “плакала”, а завершает глагольной формой “зарыдавшей”?
Плакать – проливать слезы иногда по пустякам, а рыдать – это громко плакать, судорожно, не успокаиваясь. Слёзы слезам рознь. Мы ещё не знаем причину слёз девочки, поэтому автор использует слово “плакать”, то есть нейтральный глагол. Да и отец воспринимает ее плач как очередной каприз. А в конце стихотворения мы поняли истинную глубокую причину слез девочки, вызванную трагедией, разыгравшейся в парке.

Как бы вы определили тему этого стихотворения?
Это стихотворение о взрослых и детях, о непонимании взрослыми своих детей и о том, что одна минута может изменить представление о человеке. Надо уметь сочувствовать всему живому. Самое важное качество в человеке — чувство милосердия.

4. Творческая работа. Напишите, какие чувства вызвало у вас стихотворение, о чем заставило задуматься.

Игорь Васильевич Лотарев «В парке плакала девочка.» Короткие стихи.

В парке плакала девочка.

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты,

У хорошенькой ласточки переломана лапочка, —

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю. «

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы и шалости

Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

комментирует материал 13.05.2019 #

Пронзительный стих И.Северянина.

А разве детей можно не любить?

Поразительна ваша память, Елена.

)) не очень поняла, Вадим. Если Вы о стихах, то Северянин (он же Лотарев) — любимый поэт мамы и она мне читала эти стихи. А если Вы о Тане. то как такое можно забыть.Простите. если не совсем точно интерпретировала Ваши слова.

«Нет. Я не беженец, и я не эмигрант,-
Тебе, родительница, русский мой талант,
И вся душа моя, вся мысль моя верна
Тебе, на жизнь меня обрекшая страна.

Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой:
Не предавал тебя ни мыслью, ни душой…»
(«Наболевшее», Северянин)

Я тоже когда-то читал эти стихи, но вот вспомнить уже не могу. Завидую людям с хорошей памятью.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и острО!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!
ВетропрОсвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грёзофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

Январь 1915, Северянин
—-
Не обязательно знать стихи наизусть. Но перечитывать, пропитываться эмоцией — надо! Ведь это украшает нашу жизнь, гонит серость будней. «Я – лирик, но я – и ироник»,-говорил сам Поэт о себе.

А я, Елена, всё же прозаик и перечитываю сейчас с наслаждением классическую русскую прозу из своей библиотеки. Никому уже больше эта библиотека не будет нужна. Недавно умер мой коллега и старый товарищ у которого тоже была хорошая библиотека, а его дочь и внучка уже давно живут в Германии и в США.