Но вдруг пред витязем пещера

Сказка ложь, да в ней намек…

Сказка перед сном

Мама включила маленький ночник у кровати, взяла книжку, открыла ее на нужной странице. В комнате было тихо, только часики с кукушкой мерно тикали на стене, унося в прошлое каждый миг нашей жизни. Сережа улегся удобнее, натянул свое любимое одеяло, прижал к себе львенка Филю и весь превратился во внимание. Целый день он ждал этого момента. Вчера они остановились на самом интересном! Что же произойдет дальше? Мама, хорошо поставленным голосом, начала повествование.

Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.

Воображение мальчика, вслед за Пушкинскими рифмами унеслось в таинственный лес, в волшебную страну легенд и сказок. «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей». Он ярко представлял все, что так мелодично и красиво было описано Александром Сергеевичем Пушкиным. Образы оживали, манили его к себе, будоражили воображение. Конечно, он был Русланом. Сколько еще предстоит испытаний храброму витязю, прежде чем он спасет свою Людмилу, сколько приключений, поединков! Но мальчишка точно знал, он с этим справится.

Сереже уже пять лет, он давно научился читать сам, но всегда любил, когда сказки Пушкина ему читала мама. Она делала это так красиво, так выразительно, что мальчик в буквальном смысле слова переносился в описанный сказочником мир. Потом весь следующий день он пересказывал услышанное своему любимому плюшевому львенку, придумывал новые сюжеты, дорисовывал новых героев. Все, что волновало Сережу, оживало и прописывалось в его собственной сказке. Мало того, мальчик стал увереннее в себе, перестал бояться темноты и стропилу Генку из соседнего двора. А самое удивительно, что злющая собака, которая все время выскакивала из-за угла и до смерти пугала Сережу теперь совершенно его не волновала. Мальчуган понял, что охотится она вовсе не за ним, а за праздно снующими воробьями-забияками. Храбрый Руслан-Сережа уже ничего не боялся.

Откуда к нам пришла сказка

С незапамятных времен люди придумывали сказки, в которых они пытались выразить свои мечты и надежды, построить мир таким, каким грезился он в их воображении. Каждая сказка, легенда, притча отображала внутренние переживания автора, мысли и чаяния целых народов. Сегодня по сказкам мы можем восстановить четкий психологический портрет наших предков, динамические процессы психики, архетипичность мышления, поиски смыслов и выход из кризиса. Для наших далеких пращуров сказка была своеобразной психотерапией, помогала справиться с проблемами внутреннего характера. Театральные балаганы и шарманщики, марионеточные представления и скоморохи собирали такое огромное количество людей на рыночных площадях, что нашим современным театрам и не снилось. Что же так манило и притягивало замученных непосильным трудом людей к такому, казалось бы, пустяку, как сказка? Интуитивно они понимали, что сказка является отражением их бессознательных переживаний, внутренних конфликтов и душевных кризисов. То, что их тревожило, занозой кололо сердце, вдруг высвечивалось в смешливой, иносказательной форме, предлагая новые решения и иные пути. Рассказывая сказку, проживая ее вместе со всеми ее героями, люди очищали душу, успокаивали сердце, находили выход из своих жизненных перипетий и коллизий.

Сегодня сказкотерапия пользуется огромной популярностью у всех возрастов, но особенно хороша она для детей. Ведь маленький человек не всегда может выразить свою боль, объяснить страхи, рассказать, почему поступает так, а не иначе. У детей еще нет такого опыта, как у взрослых, осознавать тревогу. Они не всегда способны вербализовать свои проблемы. Момент конфликта «отцов» и «детей» зарождается в раннем возрасте. А сказка помогает понять друг друга. Если, конечно, папы и мамы чуть-чуть приложат старания и научатся читать между строк.

Попробуйте устроить такую терапию своим детям. Это не сложно. Главное, — желание, и немного творческого воображения. Уверена, у вас есть и то и другое.

Для начала выберите сказки, которые будут не только интересны, но и полезны вашим малышам. Помните, что для детей до пяти лет хороши сказки о животных, для ребятишек постарше — приключенческие сюжеты с героями и злодеями. Читая сказку, постарайтесь не привносить в нее свои эмоции и переживания, ибо невольно вы делаете акценты и ударения на волнующих вас проблемах, тем самым засоряя психику ребенка ненужным грузом. Постарайтесь настроиться на своего малыша. Отключите ваш личностный мир, создайте волшебный мир сказок, и они, уверена, выведут вас на нужную тропку, по которой вы, рука об руку, пойдете со своим отпрыском в удивительную страну чудес. Для этого подумайте, что волнует вашего сына, или дочь, с какими страхами они не могут справиться, что заставляет их переживать, плакать, упрямиться. Начните с проработки того, что лежит на поверхности, а сказка приведет вас в лабиринт бессознательных переживаний, она, словно нить Ариадны, укажет правильный путь. Научитесь прислушиваться к мелочам. Рассказывая сказку, делайте акценты на тех эпизодах, которые, по вашему мнению, могут затронуть внутренние струнки души маленького человека. После прочтение, обсудите с ним сюжет и героев. Предложите придумать свое окончание истории. Для начала устройте небольшое представление, создайте иллюзию волшебства. Представьтесь феей, волшебницей, или сказочником. Включите музыку. Она должна быть спокойной и немного таинственной. Пусть в вашей руке будет волшебная палочка, посох, или какой-нибудь другой сказочный атрибут. После короткого вступления попросите вашего малыша пересказать прочитанную сказку, но не от имени автора, а от лица одного из персонажей. Например, как бы рассказала эту сказку баба Яга, а как выглядела бы история с точки зрения Колобка, или волка из «Красной шапочки». Пусть малыш придумает свое окончание истории, или дополнит сюжет своими фантазиями. Очень хорошо предложить ребенку сочинить свою сказку. Способы могут быть разные. Вы можете задать начало, можете предложить нарисовать сказку, придумать сказку о его любимых игрушках, или, что еще лучше, смастерите вместе с ребенком самодельную куклу и предложите придумать историю о ней.

Анализ и интерпретация сказок

Самое важно в данной работе, это научиться с помощью сочиненных детьми сказок, понимать своих чад, то есть интерпретировать историю.

Анализ нужно начинать с вопроса: «О чем эта сказка?» Рассказ может быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопонимании и взаимопомощи, просто о жизни. Тема, которую ребенок поставил во главу угла, и будет для него наиболее актуальной, она укажет на экзистенциальное развитие малыша, поможет понять его ценностные ориентиры и взгляд на мир. В процессе сочинения происходит естественная идентификация автора с главным героем. Посему следующий пункт анализа — герой. Отношение героя к себе, мотивация поступков, восприятие окружающего мира, способы достижения цели, индивидуальный путь к успеху — все это даст необходимый для анализа материал. В придуманных историях, как правило, несколько героев, ваша задача, понять с кем из них олицетворяет себя малыш. Интересы, желания, потенциалы и способности вымышленного героя, как правило, отражают качества самого автора, то есть вашего ребенка, который сочинил эту историю. Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании героя, отражают эмоциональное отношение рассказчика к самому себе. Например, вы можете встретить такое начало сказки: «Жила была девочка. Она была очень некрасивая и несчастная. Все ее обижали, у нее не было друзей». Понятно, что ребенок страдает от заниженной самооценки, от отсутствия друзей и одиночества. Другое начало: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был прекрасный принц. Он был храбрым, сильным и красивым», — говорит совсем об ином состоянии автора данных строк. Немаловажны и мотивы поступков, они, как правило, отражают, как реальную, так и потенциальную мотивацию ребенка. «Мир посмотреть, себя показать» — мотив самоутверждения, познания мира; «привезти отцу молодильное яблочко» — мотив спасения, и так далее.

Проследите за преодолением трудностей в сказке. Это будет стиль поведения вашего чалда в сложных ситуациях. Герой может использовать хитрость, прямую борьбу (агрессию), кооперацию с другими героями, уход от трудностей (избегание) и так далее. Очень важно, чтобы у детей было, как можно больше альтернатив поведения. Если вы видите, что из сказки в сказку, ребенок использует одну и ту же модель, например хитрость, или агрессию, придумайте психокоррекционную модель, где будут происходить события, похожие на ситуации в рассказе, но с альтернативными преодолениями трудностей. Далее следует обратить внимание на то, как воспринимает и относится к окружающему миру малыш. Есть сказки, в которых на нашего героя просто «сыпятся» неприятности. Не успел он выйти из одной передряги, как тут же попадает в следующую. Можно заметить, что ему никто не помогает, он со всем пытается справиться сам. В этом случае окружающий мир выступает, как источник опасностей и проблем. Если вы столкнулись с такой сказкой, то можете предположить, что тот, кто сочинил ее, в вашем случае это ваш ребенок, глубоко страдает, не ощущая доверия и поддержки окружающих. Это явно говорит о травматическом опыте прохождения стадии «базового доверия». Ему необходимо эмоциональное тепло и участие, сопереживание, даже если он не «допускает к себе». Таким детям очень помогают телесноориентированные упражнения.

Особое внимание заострите на индивидуальном образе успеха: что именно герой получает в результате всех приключений, к чему на самом деле стремится. В этом скрыта уникальная информация о системе ценностей сочинителя, о его образе успешного поведения. И, что интересно, она не всегда совпадает с вашей. Смиритесь с этим. Постарайтесь не навязывать свой образ успешности ребенку. Прислушайтесь к нему, может быть, вы найдете с ним общий язык и раскроете в нем его личностный потенциал. Помните, все мы разные.

Не забывайте о чувствах, актуализированных в сказке. Это может быть: радость, одиночество, тревога, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежда, обман, обида и многое другое. Персонаж и ситуация расскажут нам, интерпретаторам, об эмоциональной жизни малыша: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где контролирует, или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим, или силен и благороден. Таким образом, мы, с особой осторожностью, можем войти «в святая святых» внутреннего мира ребенка

Читая сказку, сочиненную вашим ребенком, можно заметить, каких героем он любит больше, а какие ему несимпатичны, кого он прогоняет через огромное количество испытаний, а кому достаются лавры. Мы часто проецируем на героев реальные взаимоотношения, существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Таким образом, в сказках могут «проигрываться» внутренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений.

Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь архетипическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная буква в сказочном алфавите, совокупность которых, «шифрует» уникально послание бессознательного к нам. Постарайтесь выучить этот язык, и вы увидите, как ваш ребенок раскроется перед вами, словно цветок лотоса, станет доверчивее, спокойнее. Многие проблемы, которые тревожили его, уйдут. При этом вы не будите вызывать у него раздражения и выглядеть, как брюзжащий механизм, только и умеющий повторять одни и те же замечания. Я часто наблюдаю за тем, как дети реагируют на менторский и поучительный тон своих родителей, как они отгораживаются от них глухой непроницательной стеной, уходят в свой мир, не воспринимая ни единого слова отцов и матерей. А ведь родители говорят им правильные и нужные вещи, без которых немыслимо становление ребенка. Так как же достучаться до наших ребятишек, что сделать, что бы они пустили нас к себе, услышали нами сказанное? Говорят, советовать всегда легче. Согласна. Однако я все же рискну. Я предлагаю вам попробовать вместе со своим ребенком войти в волшебный мир детства, вспомнить себя в его годы, сменить назидательный тон на дружеский и тогда все, что вы скажете, будет воспринято. И в этом, уверена, вам поможет сказка. Удачи!

Ольга Назаренко, дипломированный психолог, практикующий специалист-консультант по семейной и детской психологии.

Но вдруг пред витязем пещера

Руслан и Людмила: преодоление рока

Перечитывая поэму «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина, обратил внимание на, как мне показалось, один из осевых сюжетов произведения. Это преодоление Героем – рока. По большому счету Герой – это и есть тот, кто смог преодолеть рок. Обратимся к тексту. Сразу после свадьбы неведомая сила похищает у Руслана супругу. Естественно он отправляется на её поиски. Тут у него начинается духовный упадок:

«Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
Людмилу, свадьбы день ужасный,
Всё, мнится, видел ты во сне.
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера»
.

Но тут пред Русланом появляется старец, который возвращает герою цель. (указывая кто похитил Людмилу) И к нему возвращаются духовные силы.

Читайте так же:  Первобытное искусство пещеры

«Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.
«Добро пожаловать, мой сын! —
Сказал с улыбкой он Руслану. —
Уж двадцать лет я здесь один
Во мраке старой жизни вяну;
Но наконец дождался дня,
Давно предвиденного мною.
Мы вместе сведены судьбою;
Садись и выслушай меня.
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы;

Но зла промчится быстрый миг:
На время рок тебя постиг».

Когда ты упал духом, когда разные обстоятельства болтают тобой как щепкой в океане, тогда ты «постигнут роком».

«С надеждой, верою веселой
Иди на всё, не унывай;
Вперед! мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай».

Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор
,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В нее ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Тебе сказать не должен боле:
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле
».

Теперь Герой уже не находиться в воле рока, всё в его руках. В определенном смысле это и есть свобода. То есть человек может находиться в двух состояниях. Состоянии свободы и несвободы (рабства). Раб – тот, кто «постигнут роком». Свободный – тот, чья судьбы в его собственных руках.

Отметим, что преодоление рока – мягко говоря не совсем простое занятие. И это А.С. Пушкин показывает сразу после описанных событий. Руслан вместо того чтобы поспать обращается к старцу за «беседою святою». Старец рассказывает ему историю своей жизни. О том, что он полюбил одну красавицу:

«Одна, красавица младая
На берегу плела венок.
Меня влекла моя судьбина.
Ах, витязь, то была Наина!
Я к ней — и пламень роковой
За дерзкий взор мне был наградой,
И я любовь узнал душой
С ее небесною отрадой,
С ее мучительной тоской».

Наина узнав о любви к ней «равнодушно отвечала: «Пастух, я не люблю тебя!» юноше не отказать в силе воле он отправляеться на 10 лет в странствия. Огнем и мечем он зарабатывает славу и богатства. Вернувшись на Родину, он получает от Наины сходный ответ:

«Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным:
«Герой, я не люблю тебя!»

После этой неудачи:

«И я, любви искатель жадный,
Решился в грусти безотрадной
Наину чарами привлечь
И в гордом сердце девы хладной
Любовь волшебствами зажечь».

«Узнал я силу заклинаньям.
Венец любви, венец желаньям!
Теперь, Наина, ты моя!
Победа наша, думал я.
Но в самом деле победитель
Был рок, упорный мой гонитель».

Далее старец с помощью чар получит любовь Наины, но окажется, что для постижения этой науки он потратил почти всю жизнь и его возлюбленная уже старуха. То есть несмотря на все усилия воли он не смог вырваться из власти рока.

Вопрос о свободе и несвободе очень сложен. Некоторые люди пытаясь преодолеть свой рок бегут в алкоголизм и прочие задвиги, но ведь это тоже несвобода – это обусловленность своими желаниями. Думаю, следует спросить совета в данном вопросе у других наших классиков.

Продолжение следует.

Загадки Самарской Луки

Около Самары река Волга петлей огибает Жигулевские горы, образуя одну из самых интересных, красивых и в то же время аномальных зон планеты и нашей страны. Даже сам этот изгиб загадка из загадок — Волга при огромной массе и силе водного потока почему-то не пробила сложенный мягкими породами перешеек, а огибает его огромной петлей, пробиваясь при этом через прочные гранитные породы в районе города Самара и Тольятти. Вид этого речного изгиба с борта самолета – зрелище потрясающее – убедилась сама.

Жигули, для слабо подкованного в географии человека – не более чем автомобиль выпуска завода АвтоВАЗ. На самом деле, этим российским авто дали свое название уникальные Жигулевские горы.

Как известно, горообразование – процесс долгий, который занимает несколько сот миллионов лет. Но всю эту многомиллионную историю становления Жигулёвских гор можно читать, как книгу, по обнажениям горных пород. Самые древние осадочные породы Жигулей — известняки и доломиты каменноугольной системы — выходят на поверхность и именно ими сложена значительная часть гор.

Интересным памятником каменноугольного периода является Усинский курган (гора Лепёшка) — он поднимается из воды отвесной стеной с чёткими пластами пород, возраст которых достигает 200 миллионов лет. Многочисленные отпечатки и окаменелости моллюсков — «чёртовых пальцев», стеблей морских лилий, сеточек мшанок, куски коралловых колоний — подлинные документы времен становления гор, потому что много миллионов лет тому назад Жигули были дном древнего. Известняки, гипс и другие породы, покрывающие вершины Жигулевских гор, были сложены так же в пучинах морских, но в уже следующем периоде — пермском. Местами здесь встречаются следы морей юрского и мелового периодов.

Самарская Лука — вид из космоса

Но, несмотря на почтенный возраст, Жигули остаются почти неизменными, что позволило сформироваться уникальной флоре и фауне. Здесь встречается множество эндемиков, то есть видов животных и растений, которые можно встретить только на территории Луки. Подобное уникальное формирование происходило за счет пространственной изоляции животного и растительного мира, фактически ограниченного со всех сторон водами волжского русла.

Загадки Жигулевских пещер

В результате естественного карстообразования в глубине Жигулевских гор сложилась обширная сеть пещер. И хотя эту сеть уникальной не назовешь, Жигулевские пещеры привлекают множество людей, в том числе и ученых. Последние провели здесь ряд научных исследований с целью обнаружить стоянки палеолитическим человеком. К сожалению, в Жигулевских пещерах явных следов таких стоянок обнаружено не было, но этому исследователи нашли простое объяснение: известно, известняк весьма непрочен, поэтому пещеры эпохи палеолита просто-напросто могли быть погребены под мощными обвалами.

Взамен стоянок палеолитического человека, археолог К.И. Неуструев в середине прошлого века нашел на Луке останки древнего городища-укрепления, предположительно 11-12 веков. Местное население тоже наслышано об этом или подобном укреплении, на этот счет у них сохранилось немало легенд. По ним следует, что у обитателей городища имелась целая сеть подземных переходов, потайных шахт и галерей, ведущих, в том числе от городища к пристаням на Волге.

Существуют загадочные предания о тайнах пещер Монастырской и Поповой гор.

По одному из них, в Монастырской горе существуют протяженные ходы, где сохранилось множество мумий: некоторые сидят в нишах, другие лежат в каменных саркофагах. К тому же, в престольные праздники бурлаки часто слышали из глубины Монастырской горы торжественный утренний и вечерний звон.

По другому преданию, именно здесь, в окрестностях села Малая Рязань, вреде бы располагалось логово Стеньки Разина — «пещера Разина», от которой ходы тянутся по всем Жигулям. Именно эта особенность пещеры позволяла атаману неожиданно появляться практически в любом месте.

Из всего вышесказанного, можно сделать два вывода. Во-первых, район Самарской Луки насыщен разнообразными мифами, преданиями и легендами, о некоторых из которых — чуть ниже. Во-вторых, пещеры проходят под всем массивом Жигулевских гор, хотя многие из них сейчас недоступны из-за обвалов.

Да, пещеры – место привлекательное, скрывающее в себе массу удивительного. О таких вот удивительных находках я и расскажу.

«Зоопарк» в пещерах

Первая история относится к временам товарища Сталина. Отряд ГПУ обнаружил в Жигулевских горах пещеру сводчатого типа, в которой хранились кубы льда с замершими древними животными. К сожалению, что было далее – история умалчивает, известно лишь то, что пещера была замурована, а отряд уничтожен.

Такие же удивительные находки были обнаружены участниками одной из многочисленных исследовательских групп. Попав в одну из пещер этого «подземного мира», они так же обнаружили ледяную «систему правильных кубов». В одном из них участники группы обнаружили громадного медведя, в другом – огромную птицу, в общем, чем дальше шла группа, тем больше замерзших животных им встречалось: лоси, медведи, птицы и совсем уж непонятные звери.

Но в данной истории ничего сверхъестественного нет: ранее на территории Самарской Луки и Жигулевских гор действительно водились медведи. Свидетельство этому – остатки доисторических «косолапых», которые не раз обнаруживали в пещерах Жигулей в ХХ веке, в частности в -60-е годы в пещерах близ села Ширяево. В кубах льда тоже нет ничего аномального – были не раз зафиксированы случаи, когда затерявшиеся в пещере люди или целые группы так же замерзали в ледяные кубы.

Третья история в тему о «оледеневших» была рассказана известным в Самаре человеком. Провалившись в одной из пещер, он вышел в зал, заполненный ледяными кубами. Сердцевину этих ледяных кубов занимало некое существо: «голова, нависающая над телом, огромные фасеточные глаза навыкате, большая надлобная шишка, маленькие, скрюченные и прижатые к животу лапки или ручки. Туловище — что-то вроде мягкого кокона, свернутого в трубочку и также поджатого к животу». К счастью, это подземное приключение закончилось неожиданно – потеряв сознание от удара в пещере, путешественник очнулся на вершине Поповой горы. Каким образом произошло данное перемещение, до сих пор для него остается загадкой.

Происхождение этих странных существ смогла объяснить современная наука. Не так давно канадский палеонтолог Дейл Рассел, изучая останки ископаемых ящеров из рода стехонихозавров, живших в юрское время, то есть около 150 миллионов лет назад, установил примерный облик этого гипотетического монстра. Во-первых, у него выделялась большая голова, разросшаяся за счет сильно увеличившегося мозга. Во-вторых, передвигаться он должен был на двух ногах, и при ходьбе его тело занимало вертикальное положение. Рост — от 1,3 до 1,5 метра. Одним словом, почти полное совпадение с описанием, сделанным заблудившимся в подземелье геологом.

Предполагается, что примерно 70 миллионов лет назад в результате космической катастрофы динозавры исчезли с лица Земли, но при этом возможно, что немногочисленные группы этих существ смогли сохраниться до более поздних времен в отдельных укромных уголках планеты. Одним из таких убежищ вполне могла стать пещерная система во глубине Жигулевских гор.

Помимо пещер и загадочных находок в них, можно выделить еще ряд аномальных событий, происходящих наиболее часто в районе самарской Луки.

НЛО или Эйвсь?!

Светящиеся объекты – наиболее часто встречаемые аномальные явления. Светящими зеленоватыми шарами и световыми столбами в районе Самарской луки никого не удивишь.

Световые столбы представляют собой уходящий в небо световой поток, достигающий нескольких километров в длину. Они неподвижны, а по форме напоминают светящиеся колонны или цилиндры, зависающие на высоте нескольких десятков метров над лесом или дорогой. Такие световые столбы появляются здесь постоянно.

Ранним утром мая 1932 года, находящийся на площади имени М.В. Фрунзе в Самаре, наблюдатель увидел странный «луч света», возникший за Волгой, над Жигулевскими горами. Луч не имел видимого источника, тем не менее, некоторое время он висел над горами. Резко опустившись затем на воду, он вызвал хорошо видимые волны, но после контакта с водой данное явление исчезло.

Вечером августа 1978 года, в одном из пионерлагерей у подножия Жигулей, в небе возник вертикальный столб света, который видели около 200 человек. Этот столб на несколько минут завис над горами, затем стал опускаться вниз. Дальнейшие свидетельства противоречивы: подавляющее большинство очевидцев просто потеряло объект из вида, но несколько человек уверяли, что из объекта в разные стороны ударили яркие лучи. После этого он исчез из поля зрения.

С точки зрения строгой науки пресловутые «столбы света» — вовсе никакая не мистика, а вполне реальное явление, имеющее естественную основу. Такое вертикальное свечение над горами может появиться при ионизации воздуха, которая всегда возникает в зоне действия мощного электромагнитного или радиационного излучения. Такие излучения могут быть вызваны подземными месторождениями урана и радия. Известно, что в районе Самарской Луки эти породы залегают на глубинах всего лишь 400-600 метров от поверхности земли, и потому вполне возможно, что эта природная радиация периодически прорывается наружу через своеобразные «окна» в толще Жигулевских гор, но как именно образуются эти «окна», современная наука пока определенно сказать не может.

Следующая группа светящихся объектов – так называемые «кошачьи лапки» и «кошачьи ушки». Светящиеся зеленоватые шарики появляются группами по три («кошачьи ушки) и по пять («кошачьи лапки»). Очень часто появление таких шариков случается наблюдать речникам. По их наблюдениям, первым делом в небе возникают яркие точки. Иногда группы «лапок» или «ушек» появляются парами. Они могут зависать по несколько часов на одном и том же месте. Появляются при любой погоде и в любое время суток – и на фоне звездного неба, и на фоне дневных дождевых туч.

Неоднократно были замечены такие светящиеся зеленоватые шарики и по отдельности. Они появляются на небольшой высоте и двигаются беззвучно, напоминая своими очертаниями крупную звезду.

Читайте так же:  Козлова пещера

Расскажу на этот счет свою собственную историю. Дело в том, что Самара и Самарская область для меня – вторая родина. Там родилась моя мама, и все летние каникулы мы с сестрой проводили в деревне под Самарой у дедушки с бабушкой. В одни из таких каникул внимание моей мамы привлек некий светящийся зеленоватый шарик, который завис над крышей соседского дома. Бесстрашная моя мама, решив, что это НЛО, сначала его долго рассматривала, потом решила поделиться с нами впечатлениями от встречи с аномальным. Мы, дети в количестве пяти штук, решили, что нам это не интересно (просто-напросто струсили) и остались в надежных стенах дома, а вот еще одна бесстрашная женщина – моя бабушка заинтересовалась и пошла посмотреть. Позже она объяснила, что есть поверье, то этот шарик – душа только что умершего человека. И верно – в соседнем доме совсем недавно умер дедушка.

По статистике практически каждый второй наблюдал такие светящиеся шары, которые летели низко над землей, а потом внезапно пропадали. Даже я таким косвенным образом стала «полу-очевидцем» этого явления, но тогда это событие не произвело на меня такого сильного впечатления, какого произвела следующая информация.

Местные жители, и моя бабушка, в виде огненного шара описывают некое существо Эйвсь, по-русски – летун. Считается, что Эйвсь – это только что умерший покойник. И вроде как, такие вот шарики надо избегать и опасаться по причине сильной вредоносности. Явления этого очень боялись, так как считалось, что летун может ушибить, а такие случаи бывали, и людей после его посещения могло парализовать.

Существует и другой миф на эту тему – миф о местном божестве Кереметь. По нему, Кереметь является в виде «огненного шара» или «светящегося змея с хвостом» после смерти человека. Этот же миф перекликается с еще одним мифом – об огненном змее, что в принципе, является одним и тем же. Легенда гласит, что когда вдова очень скорбит об ушедшем муже, то к ней в гости прилетает огненный змей. Он проникает через дымоход и принимает облик умершего. После ночи, проведенной вместе, змей улетает. Но может и возвращаться.

На Самарской Луке огненные змеи по сей день являются реальностью. Известен случай, когда в 1974 году в одного из таких огненных змеев в районе деревни Аскулы стреляли охотники, а около деревни Старая Рачейка от столкновения с ним во время полета в 1997 году погиб вертолет. Считается, что местом возникновения огненных змеев являются штольни.

Но исследователи не верят легендам, считая, что за змеев жители Самарской области принимают шаровые молнии, образующиеся в некоторых местностях из-за трения глубинных пластов земли.

Помимо этих явных световых аномалий, встречаются и странные “туманные” образования, откровенно нарушающие законы физики. Много раз туристы, побывавшие в Каменной Чаше, наблюдали очень плотные небольшие «облачка» белого цвета, по размеру сравнимые с размерами человеческой фигуры. Облачка эти передвигаются вдоль склонов Чаши в любых направлениях. Ветер, кстати, никак не препятствует движению этих сгустков, которые ничуть не меняют форму и не развеиваются под воздействием воздушных потоков.

Пещерные старцы и другие обитатели пещер

Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила

Участник одной из групп, двигаясь по сильно заросшей тропе в районе скалы Вислый Камень, заметил закутанную в туман фигуру слева от тропы. Пожилой мужчина якобы перешел тропу и слился со скалой.

Любой здравомыслящий человек тут же воскликнет: «галлюцинации!», но примеров встреч с такими старцами ни один и не два.

Такая встреча произошла с одним из многочисленных туристов. Поднявшись как-то раз осенью на Жигулевские горы, он услышал, как где-то совсем рядом раздался скрип. Как будто кто-то приоткрыл дверь. Оглянувшись, он увидел милого старичка, державшего в руках связку писем. Неподалеку от него, в отвесной скале, виднелась дубовая дверь на ржавых петлях. Старичок, якобы, отдал связку писем онемевшему туристу и вошел обратно в скалу. Снова раздался скрип закрываемой двери, и все смолкло. Как вы сами понимаете, никакой двери на горе позже обнаружено не было.

В другом случае с пещерным старцем встретился один из спелеологов. Он заметил щель в скальной стене, спустился вниз и попал в темный подземный зал. Вдруг под сводами пещеры появилось сияние, в котором возник старец. Он сказал спелеологу, что ему сюда еще рано попадать и исчез.

Эти края полнятся рассказами о таких старцах. Существуют и определенные сказы про них: вроде как, в пещерах обитают «пустынники» – древние маленькие старички, ответственные за перераспределение родников.

Но кроме них в пещерах по этим же мифам живет тьма-тьмущая разнообразных существ. Например, в Ширяевских пещерах водятся некие полупрозрачные белесые люди. Одна из студенток Самарского мединститута даже повстречалась с таким пещерным представителем — на нее прямо из стены вышел полупрозрачный человек, обдав холодом.

Помимо них на Жигулевской луке там уютно утроились и представители племени бигфутов – снежных людей. По мнению ученых, Жигулевские горы остановили гигантский ледник, заморозивший северные территории, и, как было сказано выше, сохранили до наших дней доледниковые виды растений и животных. Вместе с ними уцелел и снежный человек, которого здесь ловят с 1929 года. Правда, до сих пор так и не поймали, но видели их, якобы, неоднократно.

Женское начало Жигулевских гор

Если постараться, то можно заметить множество ниточек, связывающих Урал и Жигули. Хотя бы горы, возникшие миллионы лет назад. Или же — хранительниц подземных кладовых, Хозяйки гор в Жигулях и Хозяйка Медной горы на Урале. Хозяйка гор, как и ее уральская «сестра», владеет всеми сокровищами, скрытыми в пещерах, принадлежащих ей гор. Культ Хозяйки, возможно, является отголоском культа Богини плодородия, Матери-земли.

Кстати, матриархат долгое время преобладал в этом районе. Во всяком случае в названиях. Так, до второй половины XVIII века Жигулевские горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией.

Весьма распространенны здесь рассказы о ведьмах, спящих долгим сном под Жигулями. В редкую ночь, говорят предания, ведьмы вылетают из-под воды на своих ступах, чтобы потом вернуться и опять уснуть до урочного часа. Можно найти даже очевидцев таких их «прогулок». К примеру, одна из жительниц города Тольятти на берегу Волги наблюдала, как в небе появилась «звезда», которая быстро росла и, в конце концов, оказалась «двойной ступой», сложенной широкими концами друг к другу. “Ступа” имела размеры в несколько метров и явно металлический корпус. Из-под воды поднялся конус света, в него влетела “ступа”, опустилась под воду и ушла за пределы видимости.

О встречах со «ступой» многократно сообщали и летчики в районе самарского аэропорта Курумоч – правда, те видели их в небе, и не только над Жигулями.

Так что тут только два варианта: или же в этих металлических ступах летает кто-то другой (не ведьмы), или же технический прогресс достиг даже колдуний, проводящих большую часть времени во сне.

Параллельные миры

Владимир К. водит отдыхающих по аномальным местам. Однажды, ведя группу туристов из 10 человек к Белому Камню, он понял, что совершенно не знает местности: вокруг простилалась равнина с редкими деревьями вместо обычных холмов. Оставив отдыхающих, он вышел на бесконечное поле, где внимание сразу привлек большой, выбеленный временем череп — два клыка на верхней челюсти круто загибались вверх. Но вернувшись к группе, Владимир вновь продолжил свой маршрут по уже вновь знакомой местности.

Овраг Лешего — одно из тех мест, где очень легко перенестись из одного мира в другой, людей здесь кто-то или что-то «водит», из-за чего многие теряют направление и чувство времени. Вот и получается, что пройти овраг можно за 12 минут, а можно и за 3 часа.

Один парень, забредший в Овраг, плутал три дня. На четвертый он все же вышел, но был совершенно седым, а на все вопросы отвечал только «Я туда больше не пойду!». Просто гоголевский «Вий», только современный Хома сумел пережить все трудности и выбраться живым.

По одной из многочисленных легенд, в Овраге Лешего дежурят духи разных богов. По рассказам Владимира раньше овраг охраняли три волхва бога Велеса. А так как бог Велес считается покровителем скота, то не один конный не мог пройти, лошади просто сходили с ума.

Ученые, изучающие подобные аномалии, делают вывод: в этом месте происходит блокировка человеческого подсознания. Чаще всего виновниками этого становятся электромагнитные излучения, которые влияют на подкорку человеческого мозга, и люди теряют ориентацию в пространстве и времени.

«Пояс биологической защиты»

Еще одна загадка – так называемый «пояс биологической защиты», охранявший некоторые тропинки в Жигулевских горах. Как утверждают исследователи, на сегодняшний день его уже не существует – по каким-то необъяснимым причинам он исчез. Проанализировав всю совокупность полученных данных, можно предположить, что как явление «Пояс Биологической защиты» существовал в период 1989-1992 год. При пересечении человеком этого «пояса» животные, особенно мелкие грызуны, птицы и насекомые целенаправленно начинали атаковать людей.

Суслики мертвой хваткой впивались в ногу, на голову пикировали птицы, насекомые, в нереальных количествах, буквально не давали прохода, несмотря ни на какие средства «от кровососущих насекомых».

Сюда же относится агрессивное поведение собак. Для начала они просто отказывались переходить через эту границу. Если же их затаскивали туда силой, злобно набрасывались на хозяев.

К феномену «Пояса Биологической Защиты» можно отнести и ощущения внезапной тяжести в голове, вялость, апатию, сонливость, приступы необъяснимого страха.

Нередки были и случаи ссор и драк между закадычными друзьями, переступившими этот рубеж.

Знаки?!

На гречишном поле напротив 19-го квартала Автозаводского района появились «круги». Недозревшая гречка лежала ровными кругами и полукружиями. Мнение общественности было однозначным: на гречишное поле приземлялся НЛО. Помимо «гречишных кругов», были так же обнаружены и «пшеничные».

Размер кругов достигал 15 метров в поперечнике. В центрах некоторых вывалов были обнаружены завихрения пшеницы диаметром 1-1,5 метра, уложенной в противоположную сторону, нежели основной вывал.

По краю поля и вглубь его проходят следы колесного трактора типа “Беларусь”, либо какого-то автомобиля, но они были сделаны явно раньше, чем образовались сами вывалы. Кроме того, часть вывалов расположена вдали от следов техники.

К тому же, в протоколе указывалось, что летом и в начале осени в данном районе неоднократно наблюдали огни непонятного происхождения. Огни были белыми, но очень сильные – как прожектор. Было так же указано, что данные огни не принадлежали ни к какой технике, так как были неподвижны и беззвучны. Никакие другие технические источники света в этом районе располагаться не могли.

Замер длины колосьев в кругах полегшей пшеницы показал, что в основной массе полегли колосья высотой 110-130 см, но в ряде пятен высота полегших колосьев 80-100 сантиметров. Хотя есть участки, где в центре пятна осталась стоять пшеница высотой 120-130 см при полегшей вокруг этого центра пшенице высотой от 80 сантиметров.

Подавляющая часть вывалов расположена в пределах полосы шириной 30-40 метров, т.е. как раз на том участке, где было отмечено предположительно аномальное свечение. Остальная часть поля вывалов не имеет, так же, как и расположенные через дорогу участки посадок других культур.

У лежащих растений пшеницы стебель оставался ровный, не изломанный даже в месте изгиба при полегании.

Лесопосадка, преимущественно березы, расположенная выше по склону, имела много поломанных деревьев, сломы на высоте 2, 3 и 4 метра. Направления слома на юго-восток или на восток.

Миражи – это наша жизнь…

Миражи, или же фата-моргана – также отнюдь не редкостное явление в районе Самарской Луки. Фата-моргана – это оптическое явление в атмосфере, состоящее в появлении различных изображений (острова, горы, города, замки и др.) и представляет собой случай сложного и особенно эффектного миража.

Различные такие картины наблюдались в небе над Жигулями с древнейших времен. Первое известное письменное упоминание о подобном наблюдении относится к трудам арабского летописца Ибн-Фадлана, в 922-923 годах посетившего эти места. По его записям можно понять, что эти картины в небе местные жители считали, во-первых, проявлением мира духов, а во-вторых, совершенно обычным явлением.

Наиболее поразительным наблюдением такого рода является наблюдение, сделанное известным голландским путешественником Корнелиусом де Бруином. Он прибыл в эти края с целью создания топографической карты местности. 12 мая 1703 года, во время сильнейшего наводнения, он проплывал мимо Самары. Крепость Самара, которую он увидел при подходе, оказалась совсем с другой стороны, нежели она была на самом деле. Во-первых, он вдруг увидел берег, поросший сосновым лесом, а единственное такое место — сосняки у села Задельное. Затем он у села Ширяево повернул на юго-запад, хотя Волга тут идет на юго-восток — и проплывает мимо высокой горы под названием Царев Курган.

Читайте так же:  Сталкер холодная кровь как выйти из пещеры

Спустя 5 часов, он проплывает мимо Самары, которая оказывается близко от воды, а не в 2 верстах от берега, причем Самара тянется вдоль речного берега, что тоже противоречит исторической действительности. Единственное объяснение — де Бруин видит мираж Самары со стороны Самарки, проецирующийся на левый берег Самарки, причем он сам плывет по древнему, еще доледниковому руслу Волги, вновь пробитому паводком.

Из истории миражей, пожалуй, это самый значительный.

Сообщение о неких загадочных объектах – городах, замках и т.д., появляющихся в туманах и поднимающихся под утро над Волгой, можно найти и в первой книге о Самарском крае А.Ф. Леопольдова. Она называется “Исторические заметки о Самарском крае” и выпущена в 1860 году.

В плане миражей весьма привлекательным является аномальное поведение Царева кургана, о котором упоминалось в рассказе Корнелиуса де Бруина. Дело в том, что иногда курган бывает виден с Лысой горы в районе Студеного оврага, причем чисто физически увидеть его с этой точки просто невозможно, его загораживает более высокая гора Тип-Тяв. Курган становится виден потому, что в какие-то промежутки времени происходит выброс тепла, от которого нагревается воздух, и поэтому возникает мираж.

Большинство наблюдаемых миражей – воздушные, они видны высоко в небе и совершенно не связаны с окружающим пейзажем. Например, 26 июня 1989 года в 21-15 в грозовых тучах появилось почти правильное квадратное отверстие, по периметру его пробежал ярко-красный луч, затем луч ярко вспыхнул, развернулся веером и погас. После этого в облачном “окне” появилась картина.

Это был пейзаж морского залива, ограниченного грядой невысоких, поросших негустым лесом холмов. От них цепочка песчаных дюн сбегала к воде. Над этим миром существовало свое собственное небо, освещенное гораздо ярче, чем наше. В течение 15 минут сектор обзора медленно поворачивался в горизонтальной плоскости, скрывая холмы и открывая акваторию залива. Над холмами внезапно появилось множество черных точек, рассмотреть которые более подробно не удалось, так как тучи пришли в движение и быстро затянули отверстие.

Интересны и другие примеры возникновения миражей. Например, на острове Зелененьком люди неоднократно в течение минут пятнадцати видели призрак большой кирпичной церкви. Описание такого наблюдения было записано: ранним утром 1955 года один из местных жителей наблюдал на южной стороне острова Зелененький (Зелененький – остров намывной, и никакой церкви там не было и в помине) огромное здание. По его описанию, оно походило на православный собор, сложенный из красного кирпича и украшенный золотыми куполами. Это здание оптически полностью закрывало противоположный берег и занимаемую часть острова. Картина была устойчива в течение 5 минут, здание виделось чрезвычайно четко, хотя отдельные его детали скрывались легкой дымкой, как бы просачивавшейся сквозь стены собора. Затем изображение начало “таять” и сквозь бледнеющие контуры стали просматриваться контуры противоположного берега.

Другой пример миражей содержит сходство с рассказами о замках-призраках. Такой замок-город наблюдал один из жителей города Тольятти в апреле 1974 года на противоположной стороне Волги. Все было видно настолько четко, что ему удалось рассмотреть даже трещины в каменных стенах. Полная луна, освещавшая ночной пейзаж, за час с лишним существования миража, передвигаясь по небу, освещала его стены, что говорит о том, что видение имело явно материальную природу, устроенную по непонятным законам.

Другие особо часто встречающееся миражи:

Так называемый «Храм зеленой Луны», а скорее уж башню, затерян где-то на Центральном плато. Он так же встречается в миражах и включает удивительный пласт фольклора. Существует теософское предание, что после окончания ледникового периода остались на Земле две разумные расы: люди и змеелюди. Последние построили в различных зонах Земли Башни-усыпальницы с огромными подземельями. Одна из них была и в Поволжье. Башня, как и ее порождения, странствует по территории Луки и неоднократно вводила в ступор своим появлением туристов и местных жителей.

«Водопад слёз», низвергающийся где-то в глубине Жигулевских гор, в фольклоре связан с Хозяйкой гор, о которой мы уже упоминали. Он укрывает вход в ее волшебные подземные палаты. Специалисты-геологи утверждают, что в Жигулях действительно могли существовать водопады. А видения этого «водопада» привязывают к таким районам Луки, как урочище Елгуши, Яблоневый овраг, район Каменной Чаши, где и по сей день имеются водные источники, о которых мы так же упоминаем ниже.

Объяснение Жигулевским миражам ученые нашли: дело в том, что Жигули – это огромный каменный массив, расположенный в центре колоссальной впадины, со всех сторон омываемый водой. За счет разных скоростей нагрева водных масс и известняка гор над этим местом образуются световые линзы, дающие возможность видеть очень удаленные от нас части света.

Кроме того, есть сообщения, в том числе и современные, а так же из полицейских архивов, о пропаже людей, случайно или намеренно ушедших «в мираж».

Святой источник из Каменной чаши

Какая же аномальная зона без святых источников? Таким святым источником в Самарской Луке считается Каменная Чаша Жигулей. Особо выдающегося в Каменной Чаше ничего нет: деревянная беседка и самодельный, из половинок проржавелых труб, сток.

Сам родник бьет из расщелины в обнаженной скале: вода из него холодная и вкусная. Над родником — гранитный лик Николая Чудотворца.

Несмотря на всю простоту, считается, что бьющий в урочище родник даже не святой, а чудотворный, то есть способный не только на лечебное воздействие, но и на чудесные, мгновенные исцеления. Но, чтобы набранная вода приносила пользу и оказывала благотворное воздействие, нужна особая подготовка. Поэтому, прежде чем отправляться в дальнюю дорогу, православные ходят в церкви, ставят свечки, молят своих Святых о помощи и делают много чего еще, что полагается в каждом конкретном случае.

Ко всему прочему место расположения источника считается аномальным: неподалеку от источника можно найти такие участки, где в жаркий день человека бросает в холод или же его тело сотрясают странные вибрации.

Каменная Чаша богата несколькими такими родниками – существует здесь еще и два других источника, о которых так же знают – общепризнанно, что в них вода вкуснее и «чудотворнее». Однако находятся они в местах не особо доступных.

Но и здесь ученые все портят своими научными выводами. Они говорят: вода чистая от того, что отфильтровалась по дороге на волю; слабощелочная по составу, оказывает лечебное действие на пищеварительную систему, подобно соде, вымывая грязь из кишечника; вкусная от того, что, как и молоко, содержит кальций, но без жира, а не портится в течение пяти дней из-за ничтожно малого содержания серебра.

Священная река Самары

Евгений Александрович Бажанов — известный этнограф-славист, писатель, кинорежиссёр, автор десяти книг и нескольких сотен статей в российских и зарубежных изданиях. Фильм «Обитель богов» состоит из восьми частей общей продолжительность ю один час двадцать минут. Картина рассказывает о древней ведической культуре, о материальном и духовном наследии россо-ариев, живших в каменном веке и во время эпохи бронзы, о таинствах древних провидцев. С опорой на топонимы и гидронимы, на древнейшие письменные источники и чудом сохранившиеся традиции автор доказывает, что основа мировой мифологии, колыбель Ригведы и Авесты, заложена на Самарской Луке и в окружающих регионах. Автором найдено много следов древнейшей цивилизации: плита с солярными и гидроническими знаками, Алатырь на кургане, храм Солунь и другие артефакты. Фильм снят по мотивам книги Е. А. Бажанова «Священные реки России» и «Обитель богов»

Но вдруг пред витязем пещера;

В пещере свет. Он прямо к ней

Идет под дремлющие своды,

Ровесники самой природы.

Вошел с уныньем: что же зрит?

В пещере старец; ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

Лампада перед ним горит;

За древней книгой он сидит,

Ее внимательно читая.

«Прости мне дерзостный вопрос.

Откройся: кто ты, благодатный,

Судьбы наперсник непонятный?

В пустыню кто тебя занес?»

Сразу предупреждаю – это будет невероятно многословный длиннопост на тему эволюции социальной жизни.

Началось всё в далёком советском году, когда выдалась мне удача поступить в первый класс.

И было в том классе много замечательных людей.

Учились мы в то время, когда в октябрята ты уже вступил, а в пионеры уже не успел.

Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Однако-ж, года пролетели, и мы к 11 классу начали думать, как жить дальше. Трое из нас решили поступить на мех-мат. Условно назовём их Серёгой, Вовкой и Лёхой.

Далее следует расписать персонажей. Вовка был круглым отличником. Съездил в Америку по обмену. Серёга невероятно остроумным гением троечником в стиле Задорнова. То есть когда мы находились рядом с ним, то все ржали непрерывно. А Лёха философом-гуманитарием-хорошистом, уже тогда получавшим за сочинения две пятёрки вместо одной положенной.

И вот попёрлись мы на мех-мат. Тогда ещё была такая штука как репетиционные экзамены. Это когда ты сначала проходишь обучающий курс от Универа и получаешь право по окончанию курса отрепетировать вступительные экзамены, оценки за которые считаются на общих основаниях. Вован с Серёгой получили по 9 баллов, а Лёха 8. Это за два экзамена по математике – на одном надо было доказывать теоремы, а на втором решать задачи. Был ещё экзамен по русскому (или литературе?), но по нему достаточно было получить тройбан или иметь что-то там такое в аттестате.

Но 8 баллов могло и не хватить, чтобы поступить на ММФ, а 9 хватало. А ФПМК считался круче.

И тогда Вован пошёл штурмовать на основных экзаменах ФПМК, Серёга вроде как забил и остановился на ММФ, а Лёха пошёл на второй прорыв. И с грехом пополам набрал 9 баллов. Но хрен бы он их набрал, если бы на теореме Виета ему бы не простили минус, поставленный не в том месте. А вот Вован на ФПМК баллов не набрал.

И вот три бывших одноклассника стоят перед доской деканата и понимают, что они все поступили на один факультет. Но на факультете есть 5 групп. Куда идти? Выбирается 83-я, ибо там, как известно, готовят программистов. И начинается второй штурм.

Вовану было проще – он золотой медалист. Его бы так и так взяли в 83-ю. Но что делать простому быдлу?

Остаётся только одно – подключать родственников. У Серёги батя был депутатом, банкиром, да и вообще гением, который совершенно официально консультировал губернатора, а до этого разрабатывал обсчёт ракет в глубоко секретном ящике. И когда Серёга к нему обратился, то батя просто спросил: «А кто там сейчас ректор?» «Такой-то…» «О, бля! Витёк, что-ли? Щас наберу…»

Лёхе пришлось труднее. Когда секретарша принимала у него документы, то она уточнила: «А вам такой-тович не родственником случаем?» «Ну… дядя…» «Штабист?» «А это что такое?»

И тогда батя Лёхи пошёл к родному брату разузнавать про штаб, а уже потом понёс (по предварительному звонку, вероятно, коньяк и конфеты секретарю).

Я очень хорошо помню недоумение декана на первом собрании нашего потока. Мол, какого хрена вы так в 83-ю ломитесь? Распределение по специализациям будет только через три года! А ему реально ректор звонил )))

И вот мы – друзья, которые с первого класса вместе, которые на переменах играли в школе в настольный теннис учебниками по геометрии, а то и после уроков и перемен, а то и вместо уроков… А то и в карты на щелбаны.

Мы втроём на мехмате.

Тогда мне казалось это само собой разумеющимся. Мы такие и все вокруг такие. Вот только преподы странные… Не все, но некоторые…

Вот взять, например, ТВ. Грудь плоская, зубы выпирают, очки как телескопы. Карикатура человека.

Или ГВ. Одна штанина в ботинок вправлена, а другая поверх ботинка. Нелепость. Чтобы получить зачёт – надо в мусорку зачёткой попасть…

К третьему курсу началось просветвление: «ГВ мат ан без коспектов читает. У ТВ трое детей и любящий муж. Гулько третий тополог в мире. Гулько с ГВ единственного академика на ММФ по бороде пустили, когда он сыну кандидатскую нарисовал… Это отморозки, блять…»

К четвёртому курсу мы уже совершенно точно знали, что можем ФСЁ.

Понимание возникло само собой.

А теперь вернёмся к Серёге. Он был лучшим. По всем параметрам…

И после мехмата он сначала заработал много денег, потом женился, потом развёлся, потом…

Серёга живёт со своей мамой в её квартире. И работает таксистом. 1-2 часа в день. Он может питаться рисом, перловкой или гречкой. Он не тусит с бабами, а просто дрочит.

Долгое время после окончания мехмата я с ним спорил.

Но сейчас я живу с мамой. Иногда на пикабу я вижу сиськи, дрочу и всё проходит…

Достоин плача жребий мой.

И я был витязь удалой!

В кровавых битвах супостата

Себе я равного не зрел…

Вот такая вот эволюция. Другой у меня для вас нет…