Игнатьевские пещеры зимой

Западный склон Уральских гор • Катав-Ивановск • Координаты: 54°53?55?N 57°46?51?E

Игнатьевская пещера (известна также как пещера Игната, Игнатова, Игнатиевская, Дальняя, Серпиевская, Ямазы-Таш) является вместилищем картинной галереи древних людей эпохи палеолита (14,5 тысяч лет). В 1949 году по рекомендации археолога К. В. Сальникова объявлена памятником археологии. В 1994г. пещера Игнатиевская была включена в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Игнатьевская пещера располагается в границах особо охраняемой природной территории Челябинской области — Серпиевского государственного природного комплексного заказника. Подобных пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России только три: Капова в Башкирии, Игнатьевская и Колокольная у дер. Серпиевка в Челябинской области. По значимости пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии.

Легенды Игнатьевской пещеры

С этой пещерой связано множество легенд и преданий. Согласно одной из них здесь долгое время жил старец, отшельник Игнатий — по его имени и названа пещера. Здесь же он умер и был похоронен. Вокруг этой личности ходило немало легенд. По одной из них, это был не кто иной, как император Александр I, сменивший славу мира сего на тяжкий крест странничества. Другая легенда утверждает, что этот старец был никто иной, как великий князь Константин Павлович — брат российских царей Александра I и Николая I, в последние годы жизни предпочитавший уединение. Согласно третьей легенде, старец был беглым каторжником, который жил несколько лет в этой пещере, отмаливая грехи.

Древнейшая картинная галерея человечества

Но не этими легендами и преданиями знаменита сегодня Игнатьевская пещера. Славу пещере принесла одна из древнейших «картинных галерей» человека. В 1980г. группа археологов совершила здесь сенсационное открытие — в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы. В эпоху палеолита, древний человек использовал ее как святилище, храм.

Свои рисунки художники каменного века наносили красной и черной охрой.

Рисунки выполнены тремя способами: линейным, контурным и силуэтным, а размещены они на стенах, полусводах, сводах и в нишах подземной полости. Сохранность рисунков плохая, только в Дальнем зале кальцитовая пленка продолжает придавать яркость краске, особенно красной. Фигуры нанесены невысоко над полом пещеры без применения искусственных подставок.

Все рисунки находятся в дальней части пещеры: в Большом и Дальнем залах. Один из рисунков воспроизводил мамонта во вздыбленной позе. Кроме мамонта, на одной из стен Большого зала нарисован медведь или носорог — плохая сохранность фигуры не позволяет точно определить вид животного. Почти напротив него выполнена композиция из рисунка лошади, вертикальных и наклонных полос и меандра — вероятно, змеи. В другом месте зала в полуметре от пола изображена голова лошади.

Дальний зал имеет значительно меньшие размеры по сравнению с предыдущим. Большая часть рисунков выполнена на двух громадных плитах потолка, с широким карнизом под ним. Ближняя к стене плита получила название Черного панно по расположенным на ней изображениям исключительно черного цвета. Крайние позиции на этом панно занимают фигуры мамонтов, направленные головой в сторону Большого зала. Между этими фигурами нанесены три лошади, только одна из которых полностью завершена, бык и животное с туловищем верблюда, к которому приставлена морда-маска. Поблизости от нее нанесены треугольник и параллелограмм.

На соседней плите, отделенной от первой уступом, в основном красные изображения. Лучше других сохранились две крупные фигуры — зверя и женщины. Рисунок женщины схематичен, выполнен широкой линией. Между ее ногами заключены три цепочки пятен; центральная цепочка проецируется на такую же линию пятен, отходящую от груди животного, судя по признаку пола самца. Громадный, до 2,3 метра, зверь напоминает быка или единорога.

Рисунки Игнатьевской пещер чрезвычайно близки рисункам приатлантических пещер. На палеолитических изображениях из пещер Западной Европы часто присутствуют изображения животных, в которых направлены стрелы, дротики или которые поражены ими. Животные и охотничье оружие занимают значительное место в пещерной живописи Западной Европы. Следует сказать, что сочетание «лошадь — вертикальные линии» очень широко распространено и присутствует практически в каждом крупном пещерном святилище. Например, пещеры Нио, Комбарелль, Арси-сюр-Кюр.

Предполагается, что в Большом зале рисунки посвящены магии охоты, а в Дальнем зале — магии плодородия. Наверняка, это неслучайно, и это неким образом связано с обрядами, проходившими в пещере.

Одной из загадок Игнатьевской пещеры является икона-барельеф, напоминающая образ Богоматери, которая находится на стене Дальнего зала. С происхождением иконы связано много легенд, рассказанными местными жителями.

Арка входа Игнатьевской пещеры очень просторна: ее высота и ширина около 12 метров. Вход расположен на высоте более десяти метров над рекой Сим и хорошо виден с противоположного левого берега.

Пещера делится на четыре основных отдела — Входной грот, Основной коридор, Большой и Дальний залы. Самый великолепный — Большой зал, высота его потолка достигает местами восьми метров. Почти всюду в пещере из Входного грота в Основной коридор приходится идти на корточках, а чтобы попасть в Дальний зал, необходимо ползти по Низкому переходу или воспользоваться лестницей и преодолеть узкий лаз, который тоже ведет в Дальний зал на высоте 4,5 метров от пола пещеры.

Самый дальний от входа грот называется «Келья Старца Игнатия». Туда ведет узкий лаз в основании правой стены галереи. Попав в Келью, через несколько метров можно достичь второго выхода из нее — отверстия в стене на высоте около 2,5 метров над полом.

Общая протяженность ходов Игнатьевской составляет около 545 м.

Экскурсии и археологические раскопки в Игнатьевской пещере

Игнатьевская пещера пользуется огромной популярностью среди местных жителей, а также туристов и экскурсантов других регионов России. Ее неоднократно посещали ученые-специалисты, археологи других стран мира.

Впервые пещеру посетили исследователи еще в XVIII веке, а первые археологические раскопки были произведены в 1913 году, где были отмечены два культурных слоя эпохи бронзы и эпохи средневековья. В 60-ых гг. XX века на протяжении нескольких лет здесь работала археологическая экспедиция под руководством О. Н. Бадера. В ходе археологических раскопок были обнаружены кости следующих животных: пещерного медведя, шерстистого носорога, мамонта, северного оленя, гигантского оленя, косули, пещерного льва, саблезубого тигра и др. Возраст этих костей от позднего палеолита (тридцать тысяч лет) до средневековья.

После того, как к Игнатьевской пещере пришла мировая известность, этому способствовала и прошедшая в 1997 году Международная научная конференция «Пещерный палеолит Урала» в пещеру устремился огромный поток исследователей краеведов, любителей путешествовать по родным живописным местам.

Тайна Игнатьевской пещеры. Глазами очевидца

Весной серпиевский конь Буян пашет землю, а сейчас, зимой, везет нас, запряженный в сани, к одному из самых таинственных мест Челябинской области — к Игнатьевской пещере.

Темное зимнее утро, заснеженные ели и сосны по обочинам. Ветка нависла над дорогой — пригнись.

Едем в санях, набитых душистым сеном. Тулупа сверху не хватает, зябко. Так нам нужно преодолеть около восьми километров. Тихо. Рассматриваем все в округе, вспоминаются какие-то истории, беседуем. На снегоходе все проносится мимо мельком, шумит мотор, так не пообщаешься. Рядами посажены елочки. Чудно. Лесничество работает.

За нами следом увязались сельские собаки. Им не холодно: то вперед забегут, то отстанут, резвятся в снегу. Нас, чужаков, не трогают.

Наш возница говорит, что услугами Буяна-извозчика пользуются из года в год все меньше. Печально. Ощущения особые — деревянные избы вокруг, запах дыма с примесью сосновой смолы и эфиров, валящего из русских печей, ты в санях, запряженных лошадью, — где я? Неужели в позапрошлом веке?

Почти прибыли на место, дальше лошади не пойдут. Теперь мы сами, по колено в снегу. Страшно и по-детски радостно. С горки сбежали легко, вдоль журчащего Сима — осторожно, лед трещит, добрались до заветной лестницы.

Читайте так же:  Пещеры вайтомо новая зеландия

Мы — в Игнатьевской. Темень кромешная. Луч фонарика — наши глаза. Сквозь него все видится по-иному. Закопченые стены. Почему? Наскальные рисунки охрой? Кто? Когда? Что изображено? Похоже на мамонта, вот и человечек. Узкий лаз к нерукотворной иконе Божьей Матери. Нужно ползти. Жутковато. Но стоит того.

Луч фонаря падает на торчащие углами, причудливо вымытые доисторической водой, своды и стены. Смотрите, как будто золото блестит. Точно, золотые вкрапления будто! Атмосфера располагает думать именно так. Ты попал в особый скрытый подземный мир, в котором твое воображение способно на многое.

О, какой камень посередине огромный! Как стол. Говорят, потрогав его с нескольких сторон, можно ощутить разные температуры. Как послушные овечки, трогаем. Да нет, вроде бы одинаковая везде.

Ой, там же мышь летучая! Спит. А мы здесь ходим, мешаем ей. По потолку вьются маленькие змейки — кальцитовые гребешки. Видны следы каких-то раскопов. Кто? Зачем? Множество вопросов приходило в голову. Все-таки хорошо быть здесь со знающим человеком.

А назад-то в гору — и снова по колено в снегу. Опять чудеса. Ель в плену. А может, и нет. Это вокруг нее хоровод водят! Елочка, как полагается, в середине, вокруг нее кольцо сосен, а вокруг них березы кругом стали. Бумага, конечно, все стерпит. Хотите — верьте, хотите — нет. Кто-то пройдет и не заметит. А нам вот именно так показалось.

Дятел долбит. Сосны так высоки, что и не видать, где. А стройны-то как. Вот у кого осанке учиться нужно.

Бредем на место, где должны ждать нас провожатые с санями. Как рыжий пес радуется нашему возвращению. Не знает нас, а как родных встречает. А может, он просто так скачет да хвостом виляет из-за того, что наконец-то домой побежит. Но очень хочется верить, что нам рад.

С Буяном и Машкой устроили фотосессию целую. Машка сопротивляется, Буян даже позирует (конечно, после угощения-то). Дорога обратно была как-то повеселее. Рассвело давно, потеплело, делимся эмоциями. Теперь на машины и заедем еще в пещеру Колокольную.

Здесь на входе нас встретили Дед Мороз со Снегурочкой. Это не коллективное помешательство. Растущие из дна пещеры ледяные сосульки-сталагмиты всем участникам нашего рабочего похода напомнили именно этих сказочных героев. Тут уж наши фотографы дали волю своим объективам и фотовспышкам. Вода, капающая со сводов пещеры, образовала здесь и другие ледяные формы, но они нам ничего не напомнили.

Взглянув на потолок, мы сделали для себя новое открытие — там мирно спали большие желтые бабочки моли. Здесь больше воды, чем в Игнатьевской. Отовсюду капает, стены мокрые с известковыми белыми потеками, словно молоко кто пролил. Осмотрев первый большой зал, посидев на каменном стуле, полежав на такой же кровати, идем дальше. Вокруг закопченые стены, проход сужается, и над нами нависает «пантера». Она тужится выпрыгнуть из стены, ее единственный глаз блестит в луче фонарного света. Этот силуэт угадывается отчетливо, к гадалке не ходи.

На стене кто-то очень давно отсчитывал лунные циклы — впервые вживую увидели, как выглядит древнее летоисчисление. Где-то здесь должен быть отпечаток доисторического наутилуса. Пристально разглядываем стены. Нашли маленький сталагмит, теперь уж настоящий, не ледяной.

Следуем к пещере Майской. Здесь очень низкий свод. Снова нужно ползти. Устали. Много «напольных» сосулек. Осматриваем бегло, время летит неумолимо, пора возвращаться.

Пока мы праздно разевали рты на чудеса нерукотворные, наш коллега Евгений Казыханов снимал все происходящее, ловил самые интересные моменты, подмечал необычное. По заданию администрации Катав-Ивановского района он готовит фильм в рамках развития туристического кластера Южного Урала. Фильм должен привлечь туристов к нашим красотам, уникальным и одним из немногих в мире. Нам несказанно повезло иметь такие чудеса под боком. Подивиться на них едут люди из разных уголков страны. А мы и не против. Мы к вам на южные моря, а вы к нам на уральские снега. Буян заскучал в стойле, рад будет попотеть.

На территории площадью около 3 тыс. га природного парка «Серпиевский пещерный град» встречаются практически все формы карстовых пещер. Все это вместе представляет собой совершенно уникальный образец карстового ландшафта. Здесь открыто более 12 археологических памятников. Во многих пещерах и гротах обнаружены следы пребывания первобытных людей, что ставит данные пещеры в ряд уникальных археологических памятников мирового значения. Всего их в долине Сима более 150.

Наиболее интересные пещеры: Колокольная, Эссюмская и самая знаменитая

Игнатьевская, которую именуют также Серпиевской.

Игнатьевская пещера — небольшая по размерам (общая протяженность ходов 540 м), двухэтажная. Знаменита «картинной галереей каменного века». Она является одним из девяти уникальных памятников палеолита в мире, где были найдены рисунки древнего человека.

Колокольная пещера легкодоступна, коридорно-гротового типа, ходы просторные с высотой сводов 6-8 м и шириной от 5 до 10 м. В пещере четыре грота: Узкий, Круглый, Сталактитовый и Дальний. Общая длина ходов — 190 метров. В пещере обнаружены наскальные рисунки эпохи палеолита, относящиеся к числу древнейших в стране.

Пещера Майская расположена неподалеку от Колокольной. Главной ее достопримечательностью является зал Молочный. Стены и потолок его покрыты мондмильхом («лунное молоко», пещерная плесень), в некоторых местах очень свежим. Общая длина ходов пещеры — 378 метров.

Серпиевка (Игнатьевская пещера)

Предлагаю вам сегодня отправиться со мной в очень красивое место — а именно в район Серпиевской пещеры. А чтобы не заблудиться, у нас с вами будет карта. Но только не такая, какой ее рисуют в атласах, а такая, какую мы сами нарисуем перед походом, а после похода нанесем на нее то, что забыли нанести. Это должна быть такая карта, чтобы никто, даже самый начинающий турист, не заблудился.

Итак, доезжаем мы до станции Симская на электричке, электричку должен ждать автобус. Если вместо автобуса там стоит маршрутка, не стоит в нее лезть с рюкзаками — городской автобус приедет чуть попозже. Вот мы уже загрузились в автобус, купили билеты и едем до самой до конечной остановки. Ехать примерно полчаса. Вот мы уже стоим с рюкзаками на конечной остановке, через дорогу — пожарная станция и стенды с указанием, какое кино можно посмотреть в местном кинотеатре. Тут же на площади есть магазинчик, в нем можно затовариться всякими вкусностями к чаю.

Самое время заглянуть на главную обзорную карту

Она очень странная, там много всякой информации, и что-то нарисованное, и нечто зелено-розовое, и обычная километровка просвечивает. Слишком много всего, поэтому мы на нее только заглянем и перейдем к основной маршрутной карте.

Черными римскими цифрами обозначены главные местные достопримечательности, железные ориентиры, так сказать.

I — город Сим
II — симское водохранилище
III — ручей Первый Песочный
IV — ручей Второй Песочный
V — река Сим
VI — ручей Чернолес
VII — ручей Сатлык
VIII — большая просека с ЛЭП (возвращаясь назад)
IX — ручей Аратский

На главной карте красными арабскими цифрами обозначены некоторые пункты пути, а красными прямоугольниками с латинскими буквами — выносные подробные карты, на которых в свою очередь опять есть цифры. Чтобы не запутаться, говоримся, что «1» означает красную цифру 1 на основной карте, а «G1» — красную же цифру 1, но на дополнительной карте G.

Вы еще не замерзли стоять на остановке и пялиться в карту? Если замерзли, то вытаскиваем подробную карту G и вперед!

От остановки G6 идем по ходу автобуса к реке, и там можно или сразу перейти по навесному мостику G5, или дойти до нормального моста G4. Все зависит от того, каким путем мы собираемся в Серпиевку идти. Дело в том, что этих путей два. Если мы переходим по навесному мостику G5, поднимаемся по лесенке G3, поворачиваем направо, проходим по дороге G2 до конца домов и среди елок с концом забора поворачиваем налево на подъем G1 — мы пошли одним путем; а если мы прошли через мост G4 или в G3 повернули налево и пошли по дороге, которая сразу же тоже повернула направо вверх по склону, — то мы пошли так называемым «путем через пионер-лагерь».

Читайте так же:  Миф о платоновой пещере

Вернемся обратно к маршрутной карте.

Те, кто пошел через пионер-лагерь, будут подниматься по дороге среди домов, оставят справа некий памятник и в районе 3 начнут подниматься по небольшому распадку по тропе. Можно забраться выше правее — там среди сосен идет еще одна дорога, наверху они встретятся. Забрались на первую верхушку 4, вспотели. Слева виден забор и некие здания самого лагеря. Оглянемся назад и посмотрим на Сим с высоты. Цивилизация остается позади. Идем дальше по дороге, которая скоро начинает спускаться к Первому Песочному ручью. Переходим через ручей, и начинается лес и одновременно самый гиблый район. Честно говоря, я даже и сам не смогу нарисовать подробно карту F, потому что лес, на опушке которого мы сейчас стоим, изрезан дорогами вдоль и поперек, и выбрать одну правильную из расходящихся пучком нескольких — очень сложная задача.

Главная идея, куда пойти из 5, вот какая. Не стоит выбирать самую правую дорогу — она уйдет куда-то слишком по направлению к Симу. Надо идти по дорогам, пока они ведут по нужному азимуту в направлении на 9, и не боясь уходить с них, если они уйдут слишком на северо-восток и на юго-запад. Если повезет, вы сразу пойдете по туристической слоновьей тропе. Если не повезет, то выскочите на нее позже. Если вам хочется ругаться, почему нет более подробных указаний, то попробуйте на обратном пути, когда весь путь пройдете по слоновьей тропе, и дойдете до 5, понять каким образом нужно эту слоновью тропу искать. Если нарисуете на карте, народ вас не забудет. Тропа должна перевалить через небольшую горку, потом спуститься во Второй Песочный ручей, затем подняться от него на ЛЭП. На противоположной стороне просеки тропа продолжается (вроде как по краю сосновых посадок, если я правильно помню), и скоро начинает сваливаться 9 вправо, в распадок ручья Чернолеса. Достаточно крутой спуск по распадочку в ручей Чернолес до 10, не дойдя до ручья тропа поворачивает вправо и идет вдоль ручья, постепенно спускаясь.

Заглянем в подробную карту E. Недалеко от конца распадка, когда тропа уже спустилась почти до уровня ручья, необходимо поймать ответвление E2 вправо. Перейдя через Чернолес тропа начинает чуть подниматься, срезая горный отрог E1. Вернемся на главную карту. Перевалив горный отрог, тропа спускается в долину Сима и идет на некотором расстоянии от края склона.

Теперь давайте дождемся тех, кто пошел другим путем.

Поднявшись по крутому подъему G1, они тоже полюбовались на красивый вид на город Сим, потом прошли по дороге с красивым видом на Симское водохранилище с Жуковской Шишкой посередине его, перевалили через пупырь 2, прошли по поляне и ушли по дороге в лес 11. Тут тоже очень сложно сказать, как дорога идет на карте. Могу только сказать, что она точно так же переваливает через два Песочных ручья, потом пересекает ЛЭП (причем уходит тропа с ЛЭП немножко не в том месте, где выходит на нее, а в 25 метрах левее — но найти несложно). Если тропа потерялась, то проще всего идти недалеко от края спуска в долину Сима, и так или иначе поймаем крутой распадок 12, уходящий влево и спускающийся в долину. Спустившись в долину тропа поворачивает налево и через некоторое время приходит к распадку ручья Чернолес. Тут можно пройти чуть вверх по его течению и выйти на то же ответвление E2 и тот же брод. Особенно это важно бывает в начале лета и вообще, когда воды много — тогда по заболоченной долине Сима идти приятного мало.

Итак, где-то в районе 13 мы встретились с группой, которая шла через пионер-лагерь. Тут важно вовремя успеть посмотреть в подробую карту D. Характерное место — река Сим изгибается вправо, а тропа превращается в дорогу и уходя от реки залезает на небольшой пригорок D4. Чуть не доходя до верхушки этого маленького подъема тропа опять ответвляется от дороги вправо — поймайте ее обязательно. Пройдя некоторое время среди красивого леса, тропа выходит к Бальшой Сосне и стоянке около нее на краю пригорка с крутыми склонами D3. Резко спустившись с пригорка тропа проходит рядом с Симом и идет дальше по поляне, потом через небольшой лесок опять на полянку.

И вот тут, видимо, оказывается самое гиблое место для всех, кто ходит в Серпиевку. Тропа хорошая, ровная идет дальше прямо, и очень многие по ней свистят дальше, не замечая, сто Сим-то справа стал слишком маленьким. А это на самом деле и не Сим уже, а ручей Сатлык. Около D2 от основной тропы, которая идет дальше по поляне, вправо ответвляется тропинка к броду D1 через Сатлык. На берегу Сатлыка можно искупаться и пообедать. Дальше стоит найти тропу, чтобы не пробиваться влоб через 100 метров зеленки.

Вернемся обратно на маршрутную карту. Тропа идет по поляне 14, потом прижимается к Симу. Собравшись с духом, откроем подробную карту C и просто офигеем. Итак, тропа резко сворачивает налево и лезет на небольшой земляной уступ C1. После этого некоторое время идет по дну распадка, и уходит прямо вверх на правый склон C2. Этот ужас называется «Сопун-гора». Длинный крутой подъем выпьет некоторое количество сил, зато после него можно уже расслабиться. Тропа с подбъема выходит на изгиб дороги C3 и идет через красивый чистый лес.

Перейдем сразу на подробную карту B, потому что мы как раз пришли ко второму опасному месту. Дорога выходит на большую поляну B1 на склоне широкого лога, по дну которого течет Аратский ручей. Дорога уходит B2 вверх по течению ручья. Когда мы ошиблись и сходили туда, там где-то дальше поляны и развалины старого хутора — старые бревна и толпа крапивы. А нам же сейчас нужно после выхода на поляну свернуть направо и спуститься к ручью B3, пересечь его и выйти на дорогу, которая идет по склону вниз по течению Аратского ручья. Через километр дорога выскочит на мощную дорогу, пришедшую справа B4. Если пойти по этой дороге, прийдем в деревню Серпиевка (или в Аратское, не помню точно), что нам не нужно. По дороге B4 пройти нужно всего пару минут и вправо в B5 сосновый лес уйдет ответвление. Оно нам и нужно. Это ответвление пойдет через лес, потом через небольшие полянки. Будет одно ответвление вправо, не попадайтесь на него — оно приведет к реке Сим ниже пещеры на несколько километров. Дорога пойдет по лесу последние пару километров и пойдет на спуск в неглубокий распадок. Откроем подробную карту A, и спустившись по дороге на поляну поймем, что мы пришли к цели нашего путешествия.

На поляне, на которую мы вышли, можно стоять в любом месте, но мне больше всего нравится слева, в сосенках. Сюда можно доехать даже на машине, но это изврат и лучше так не делать. Напротив поляны есть красивое место A1, в котором вытекает из-под скалы. С левого конца поляны идет тропа, через 100 метров приводящая к пещере A2 в красивой скальной стенке. Около пещеры можно перейти русло Сима по камешкам не замочив ноги. Я говорю «русло сима», потому что это именно только русло Сима, а вода Сима вытекает только в A1, а около пещеры по руслу Сима течет ручей Гамаза. На той стороне русла довольно загаженные стоянки A3, тропа проходит через них, выходит на берег Сима и идет вдоль него к другой огромной скальной стенке A5, под которой в русло Сима втекает ручей Гамаза. На противоположной стороне русла есть классная стоянка, хотя стоять можно и прямо около устья Гамазы, там и поляна большая, и вода, и камешки на берегу. Выше устья Гамазы русло Сима летом абсолютно сухое, и по нему стоит прогуляться, мне очень нравится это место. На изгибе A6 есть красивый скальник, но еще более красивый открывается после поворота. Пройдя еще метров 500 вверх по руслу, мы доходим до большого скальника A7, под которым Сим утекает под землю. Выше по течению я не ходил.

Читайте так же:  Соляные пещеры польша

Отсюда можно запустить весь процесс в обратном порядке и к вечеру воскресенья вернуться к автобусной остановке в городе Сим. Только незабудьте уточнить, когда уходит последний автобус, на котором можно успеть на электричку. А если на этот автобус вы все-таки опоздали, то побегайте покруг в поисках какого-нибудь грузовика, рублей за 150 он наверняка согласится довезти вас за 20 минут до станции.

Игнатьевские пещеры зимой

Фото: Пресс-служба МГУ

Древнейшее изображение двугорбого верблюда открыто в Каповой пещере (Южный Урал). Возраст изображения предварительно оценивается в интервале от 14 500 до 37 700 лет, однако и в то время на Южном Урале не водились верблюды. Находка подтверждает мнение исследователей, что в верхнем палеолите художники могли мигрировать на дальние расстояния.

В Каповой пещере (Шульган-Таш) открыт уникальный рисунок фигуры верблюда, выполненный красной охрой и частично оконтуренный черной линией, нанесённой древесным углём. Уникальную находку обнаружил известный специалист-реставратор из Андорры Эдуаль Гийаме, которого пригласили органами охраны памятников Башкирии, чтобы удалить из пещеры граффити туристов.

«Расчищенный на известном с конца 1970-х гг. полихромном панно «Лошади и Знаки» рисунок верблюда не имеет аналогов в изобразительных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с фигурой верблюда из Игнатьевской пещеры. И вероятно, теперь, становится значимым образом верхнепалеолитического пещерного бестиария Южного Урала», комментирует Владислав Житенёв, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, возглавляющий научное изучение Каповой и Игнатьевской пещер.

«Возраст рисунков на этом панно точно пока не может быть установлен, но результаты уран-ториевого анализа кальцитовых натеков, на которых сделан рисунок и которые его перекрывают, показывают однозначно верхнепалеолитический возраст интервала времени, в который и был нанесён рисунок не ранее 37 700 лет назад, но и не позднее 14 500 лет назад. В раскопах Каповой пещеры датирована пока только верхняя пачка отложений со следами деятельности палеолитических художников, проходившей там около 17 000 – 19 000 лет назад», — заключил учёный.

Художественные особенности и расположение изображений, а также следы деятельности человека в пещере демонстрируют, что традиции организации подземных святилищ верхнего палеолита произошли из Франко-Кантабрии. Однако на таком расстоянии от основного европейского региона распространения памятников с настенными изображениями неизбежно возникали и локальные особенности в развитии изобразительных традиций. Изображение верблюда известно в монгольской пещере Хойд Цэнхэр, настенные изображения которой многие исследователи относят к эпохи верхнего палеолита. Однако стиль некоторых изображений резко отличается от стиля европейских пещерных изображений, в т.ч. и рисунков Каповой пещеры.

Тот факт, что люди, жившие на Южном Урале в Ледниковом периоде, рисовали не только распространённые в пещерах Европы образы лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, но и представителей местной фауны, говорит о достаточно долгом развитии традиции пещерного искусства в регионе. Это подтверждает и анализ каменных орудий.

«Очень важно, что этот верблюд замечательно подтверждает теорию о Волжско-Каспийском направлении связей людей, организовавших святилище в Каповой пещере. Раньше это направление обосновывалось использованием украшений из ископаемых раковин, принесенных из Прикаспийского региона. Это направление очень интересно с точки зрения возможного пути распространения традиций создания пещерных святилищ с настенными изображениями, если вспомнить о карпатских пещерах с настенными изображениями Ледникового периода, — рассказывает Владислав Житенёв. — Не менее важно, чем открытие фигуры верблюда и то, что расчищены фрагменты ещё одного рисунка животного, по-видимому, мамонта. На среднем этаже пещеры это первый хорошо сохранившийся рисунок мохнатого гиганта из Ледникового периода. Проведенная расчистка новых рисунков из-под кальцита подтвердила теорию о значительном сходстве основной структуры изобразительных панно с ведущими образами лошадей и большими геометрическими знаками, в которых можно предположить изображения животных. Сходство вертикального и горизонтального расположения фигур (вернее, явных композиций) свидетельствует о глубокой взаимосвязи между идеями, выраженными палеолитическими художниками на панно, расположенными на двух разных этажах. Верхний и средний этажи соединены вертикальным колодцем, высота которого – 13 м».

Специалисты МГУ продолжат научное изучение палеолитического искусства Каповой и Игнатьевской пещер в декабре. Зимой стены подземных залов и галерей гораздо суше, чем летом, что позволяет выявлять мельчайшие детали рисунков. Также будет продолжен мониторинг состояния настенных изображений в совместном проекте со специалистами природного заповедника «Шульган-Таш» в изучении динамических факторов подземной среды на геохимические процессы, связанные с деструкцией рисунков.

Капова пещера

Капова пещера расположена в 400 километрах от Уфы, на берегу р. Белая в природном заповеднике «Шульган-Таш» в Башкирии. Эта пещера представляет собой один из наиболее известных памятников с монументальной палеолитической живописью в Европе. Среди представленных образов на стенах можно встретить как шерстистого носорога, бизона, лошади и мамонта. Рисунки на стенах пещеры были созданы около 17 000 — 19 000 лет тому назад. Особый интерес представляет достаточно редко встречающиеся в Европе фигуры рыбы и зооантропоморфа (существа, сочетающего в себе черты человека и животного).

Основной массив изображений Каповой пещеры составляют неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стёртых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения. Некоторые из найденных следов изобразительной деятельности представляют собой линии, проведённые пальцем, отпечатки пальца и, возможно, нижней части ладони. На ряде панно выявлены остатки намеренно стёртых изображений, поверх которых палеолитический художник нарисовал новые фигуры животных и знаки.

Святилище древнего человека – Игнатьевская пещера

В Челябинской области есть уникальная пещера. Она расположена на реке Сим, не далеко от деревни Серпиевка. Называется эта пещера – Игнатьевская. Люди, побывавшие в этом удивительном месте, уверяют, что ощущали какой-то особенный дух благоговения и спокойствия и, несомненно, при первой же возможности снова приедут сюда.

Пещера давно была объявлена памятником археологии. Главной ее ценностью является то, что на стенах пещеры расположена целая галерея рисунков древних людей. На территории России всего четыре таких пещеры с наскальными рисунками древних людей: одна в Башкирии и три в Челябинской области. Кроме того, это священные места для православных христиан — отшельничество старца Игнатия, его монашеский подвиг, заставляет относится к этому месту с каким-то особенным патриотическим и единоверным почтением.

Игнатьевская пещера окутана множеством легенд. Одна из них говорит, что в пещере на протяжении долгого времени жил отшельник, старец Игнатий. Здесь, этой пещере он и умер. В честь него и назвали эту пещеру. Много споров ходит вокруг личности Игнатия. Одни говорят, что это сам император Александр I, добровольно поменявший трон на странничество. Другие утверждают, что это решивший уединится брат русских царей, великий князь Константин Павлович.

В настоящее время легенды о старце Игнатии уже мало кого впечатляют. Ценность пещере придают рисунки древнего человека на стенах. Эти картины были обнаружены в 1980 году группой исследователей в дальней части пещеры. Рисунки там располагались на стенах и даже на потолке. Рисунки были сделаны около 14 тысяч лет назад. Всего имеются, примерно, 40 групп наскальных рисунков в этой пещере. В древности люди использовали Игнатьевскую пещеру, как святилище. В ней были вполне реалистичные изображения быков, мамонтов и других животных. Также находили не расшифрованные до сих пор символы.

Туристы и местные жители любят посещать эту пещеру. В год там бывает около двух тысяч посетителей. Также часто сюда приезжают различные ученые из разных стран. Игнатьевская пещера часто упоминается в литературе. Стоит отметить, что пещера очень удобна для посещения. В ней нет труднопроходимых участков, к тому же она сухая. Вход в пещеру довольно широкий, хоть и низкий. В пещере вы можете побывать также в Келье старца Игнатия.