Затонувшие корабли в цемесской бухте

Тебе, Кавказ, суровый царь земли…

Цемесская бухта. Новороссийск

Цемесская бухта является природной гаванью, расположенной на северо-востоке Черноморского побережья. В северо-западной части бухты находится город-герой Новороссийск и морской порт. Это вторая по значимости бухта акватории РФ после Севастопольской. Молы, причалы, волнорезы, заводы, грузовые, торговые и военные суда – все это делает бухту мало привлекательной с курортной точки зрения. Однако, бухта чрезвычайно интересна своей историей и природными особенностями.

Незамерзающая бухта и норд-осты

Цемесская бухта образована Суджукской косой и мысом Дооб. На западе бухты находится Абрауский полуостров, на востоке — Маркхотский хребет. Длина береговой линии составляет 15 км, вдаётся бухта в сушу на 7 км.

Вход в Цемесскую бухту широкий — 9 км, ширина в средней части составляет 4,6 км

Максимальная глубина бухты — 27 метров. Однако проходимость судов осложняется окаймляющими берега рифами, Пенайскими банками (мелями у входа с глубиной 5-6 метров), а также останками затонувших кораблей.

При прохождении Цемесской бухты суда в обязательном порядке руководствуются лоцией, учитывая все навигационные опасности

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Температура воды зимой не опускается ниже +5, благодаря чему бухта судоходна в течение всего года. Но с ноября по март бухта подвержена норд-остам (борам), когда скорость ветра может достигать 40 м/с, а волнение моря — 12 баллов. Бора («боре») – холодный северный ветер. Такие ветра обычно образуются в регионах, где теплое море соседствует с невысокими горными хребтами. В Новороссийске это Маркхотский хребет или хребет Варада. Жители Новороссийска могут предугадать скорое появление боры по густым облакам на вершинах гор, которые называют «бородой». Бора способствует резкому падению температуры, образованию ледяной корки и иногда появлению торнадо. Во время боры суда уходят в открытое море или отстаиваются на якоре в спокойных водах соседнего селения Южная Озереевка в 12 км от Новороссийска. Такие боры наблюдаются на берегах Адриатического моря Балканского полуострова, на Новой Земле, на берегах Байкала.

Вид на Цемесскую бухту и гору Колдун по трассе М-4 из Геленджика в сторону Новороссийска

Описания боры в Новороссийске в повести К. Паустовского «Черное море»:

«Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия тёмных и безлесных гор, Новороссийского укрепления».

«Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе».

«Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свёртывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов».

Почему «Цемесская»?

Названа по одноименной реке Цемес (Цемез), впадающей в бухту. Исток реки находится на северо-восточном склоне г. Гудзева (425,6 м). С адыгейского «цемез» означает «лес насекомых», «гнилой лес». В натухайском диалекте также переводится как «лес с большим количеством насекомых».

Течет речка через индустриальную часть города Новороссийска и впадает в бухту в районе Цемесской рощи. Река была судоходной до 1921 года, пока не вырубили лес по склонам гор.

Набережная Адмирала Серебрякова вдоль западного берега Цемесской бухты. Названа в честь первого генерал-губернатора города — адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (1792- 1862)

Сахарная голова и цементные заводы

Если вы будете в Новороссийске, то можете услышать о Сахарной голове. Это самая высокая точка Маркотхского хребта (558 м), названная так из-за своей конусообразной формы. Кстати, точно так же, Сахарной головой, называется и характерная вершина в Рио-де-Жанейро.

Вид на Маркотхский хребет, карьеры и цементный завод с набережной Новороссийска

Высота Маркотхского хребта колеблется от 400 до 800 метров над уровнем моря, сложен он осадочными породами мелового периода. Название хребта произошло от адыгского «маркотх», что переводится как «ежевичные места». Ягод здесь и правда много, однако, основное «богатство» не ежевика, а мергель, который идет на производство высокопрочного цемента. Поэтому склоны хребта изуродованы карьерами по добыче мергеля, а Сахарная голова с каждым годом «тает». У подножья находятся цементные заводы, что не прибавляет экологии Новороссийску.

Затонувшие корабли

Цемесская бухта приобрела дурную славу из-за событий, связанных с гибелью кораблей, и ряда аномальных явлений. Многие называют бухту «Бермудским треугольником Черного моря», куда затягивает корабли, водолазов и дайверов. По одной из версий, бухта представляет собой кратер остывшего вулкана, и поэтому во время тектонической активности и землетрясений происходят магнитные аномалии. Также эти явления связывают с наличием железных руд на дне Цемесской бухты. По другой версии, в бухте нет ничего аномального, а все происшествия связаны лишь с большой судоходностью. До сих пор в бухте дайверы находят обломки древних судов.

При упоминании Цемесской бухты прежде всего вспоминают событие июня 1918 года, когда была затоплена эскадра кораблей Черноморского флота во избежание взятия ее немцами. На 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году в память об этом трагическом событии установлен ансамбль «В память затопленных кораблей Черноморского флота». В сторону Цемесской бухты обращен 12-метровый гранитный коленопреклонённый матрос с надписью: «Морякам-революции». Напротив, на смотровой площадке находится гранитный «Куб-визир», символизирующий уходящий ко дну корабль.

Внутри куба из цветного стекла и металла выложен флажной сигнал, который был поднят на всех затопленных кораблях: «Погибаю, но не сдаюсь»

Читайте так же:  Взлом пиратская бухта

На кубе надпись: «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии». На другой стороне: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». По краю расположена композиция «Силуэты затопленных кораблей» с изображением (где известно) и названием каждого корабля, направлением и расстоянием до места его затопления. В 1920-х годах некоторые из затопленных судов были подняты и восстановлены.

Вид на мыс Дооб и курортный поселок Кабардинка от памятника затонувшим кораблям

Цемесская бухта — живописная гавань Кабардинки и Новороссийска

Цемесская бухта – небольшая часть Черного моря у Новороссийска, отделенная от ветров и открытых вод сушей. Название она обрела от несущей свои воды реки Цемес, является уникальным природным сооружением, совместившим в себе сразу две функции – практическую и эстетическую. Считаясь одним из основных способов связи окружного центра с внешним миром, она по праву считается крупнейшим вместилищем памятников города.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Цемесская бухта?

Ее расположение – северо-восток Черноморья. Ближайшие к ней населенные пункты, кроме Новороссийска, — Мысхако и Кабардинка.

На карте Цемесская бухта располагается таким образом:

Исторические факты и легенды

Цемесская бухта всегда ценилась российским флотом – это крупнейшая по военному значению гавань после Севастопольской, что на полуострове Крым. В состав Российской империи она вошла лишь в 1829 г., доставшись государству в награду за победу в войне с турками-османами.

С тех пор ее активно эксплуатируют: в период с марта по октябрь по ней курсируют корабли различной величины и назначения – от военных до торговых, обслуживая нужды Новороссийска. Гавань эта не замерзает и в зимнее время, но в холодные месяцы ею завладевают ветры: штормы бывают настолько сильными, что моряки в этот период не рискуют отправляться в плавание.

Длина береговой линии Цемесской бухты – 15 км, с запада ее формирует Абрауский полуостров, с северо-запада – остров Суджук, а на востоке расположено село Кабардинка. Максимальная глубина здешних вод – 27 м, внушительная цифра делает возможным вхождение сюда даже океанских лайнеров.

Охотники за паранормальными явлениями и искатели аномальных зон всей планеты давно дали этой уникальной природной достопримечательности собственное название – Российский бермудский треугольник. В 1917 г. именно здесь новое правительство страны решило потопить не один десяток судов, организовав своего рода корабельный погост против неприятеля.

Интересно, что ни одно из многочисленных судов не было найдено впоследствии: множество раз дайверы погружались на дно, но не находили никаких крупных корабельных частей, за исключением их обломков. С тех пор бухта так и влечет за собой череду трагических событий, увеличивая подводное кладбище. А многие уверяют, что видели здесь корабль-призрак: видение возникает в сумерки, когда на землю опускается туман.

Местные жители уверены, что мистическое судно – это «Адмирал Нахимов», затонувший в 1986 г. в результате столкновения с другим кораблем. В свое время трагедия наделала много шума, мистики связывали эту катастрофу с дурной славой местности. И теперь крейсер вынужден курсировать по своему маршруту вновь и вновь, перевозя людей, которых уже давно нет в мире живых.

Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

Цемесская бухта – это не только место с богатейшей историей и крупный порт, но и настоящее скопление памятников и достопримечательностей. Прогулка по береговой линии доставит туристу много прекрасных часов и даже дней: обойти все 15 км за сутки не представляется возможным.

На въезде в Новороссийск установлен Монумент морякам революции. Открытый в 1980 г., он должен был стать частью целого комплекса, посвященного героям гражданской и Великой Отечественной войны. Но финансирование проекта остановилось – завершенным оказался лишь это памятный знак. Он великолепен: 12 м в высоту, мемориал изображает коленопреклоненного моряка, опустившего голову в минуту скорби по погибшим товарищам. В одной руке он держит собственную бескозырку, а в другой – головной убор не вернувшегося из боя товарища, бережно прижимая все, что от него осталось, к сердцу. Композиция невероятно трогательна, многие плачут, вглядевшись в нее повнимательнее.

Если перейти дорогу, вы выйдете на масштабную обзорную площадку, открывающую великолепный вид на море: здесь получатся захватывающие дух панорамные фото, Цемесская бухта – живописное место. Тут же установлен оригинальный знак «Куб-визир», выполненный в память о затонувших в гавани кораблях. Столь абстрактное толкование трагедии делает его еще более привлекательным, хочется остановиться и полюбоваться подольше.

Одна из интереснейших здешних экскурсий – посещение музея-крейсера «Михаил Кутузов». В середине XX века судно принимало участие в боевых действиях в Средиземном море и Атлантическом океане, путешествовало к берегам Египта и Сирии. Благодаря техническим характеристикам, опережавшим большинство судов тех лет, оно вошло в ТОП-10 лучших в своем времени. Но время дает о себе знать: крейсер больше не бороздит моря, зато дает шанс каждому посетителю поближе познакомиться с морским делом и узнать о великой истории России за последние 100 лет. Более 200 м в длину и 20 м в ширину, он сохранил на борту уникальные памятки прошлого. Купив билет за символическую стоимость, турист получает увлекательную информацию и прогулку по морю на корабле-легенде.

Морская слава города-города

Еще один великолепный образец величественной скульптуры – стела Морская слава. Авторы – Суворов и Аполлонов – вложили в нее все свои силы и талант. Общая высота – 7,5 м, из-за этого ее пришлось создавать не целиком, а частицами: первой отлили фигуру девушки-ангела, под ногами которой находится вся планета, в руках она держит парусник, оберегая корабль от несчастий и бед. Затем возвели и гранитную колонну, на которую поместили фигуру, видимую задолго до вхождения в Цемесскую бухту. Моряки, разглядев памятник, безошибочно определяют, что они прибыли в славный город-герой Новороссийск.

Читайте так же:  Комплекс казачья бухта

Интересно погулять и по Новороссийскому морпорту: среди огромных сухогрузов с многотонными грузами, невиданной техникой и людской суетой, ощущаешь себя всего лишь песчинкой. Порт из-за величины разделен на четыре района: военный, пассажирский, нефтяной и грузовой. Для осмотра доступна только пассажирская часть, но при должной ловкости можно попасть и в остальные отделы.

Ансамбль «Малая земля» — монументальная скульптура в виде боевого судна с матросами, готовящимися вступить в бой. Прямо внутри расположен музей, содержащий барельефы портретов героев Советского Союза.

Как добраться (доехать)?

Попасть к гавани несложно – многие маршруты транспорта, курсирующего между Новороссийском и Геленджиком, идут возле нее. Городские маршрутки и автобусы также подходят к ней.

От центра Новороссийска доехать до Цемесской бухты вы сможете так:

  • Адрес: Краснодарский край, Россия.
  • Координаты: 44.678237, 37.848035.

По праву воспета и признана уникальной Цемесская бухта, Новороссийск не зря считает ее своей главной кормилицей. Именно благодаря ей он держит связь с внешним миром. Стараниями властей она же превратилась в настоящую многокилометровую достопримечательность, полюбоваться на которую стоит каждому туристу этого прекрасного города, история которого знала немало как славных, так и трагических дней. В заключение смотрите о ней видеоматериал.

Дно Цемесской бухты под Новороссийском стало огромным кладбищем кораблей

Цемесская бухта даст еще немало находок специалистам по подводному спуску, считает Роман Дунаев. Он руководитель «Русской подводно-исследовательской экспедиции», один из первых дайверов, кто серьезно стал изучать останки судов, затопленных у берегов Новороссийска. Об этом и не только говорил с ним корреспондент «АиФ».

В районе Геленджика и Новороссийска клубы, занимающиеся дайвингом, предлагают нырять всего на три объекта: старый американский самолёт, на «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Сакко и Ванцетти».

Но как так? Здесь на Малой земле во время Второй мировой войны шли ожесточённые бои с огромными потерями, на дне должны лежать сотни кораблей. Но на электронных картах их почему-то нет. Мы начали поиск, — вспоминает Роман Дунаев свои первые исследования. За рубежом использовали высокотехнологичные гидролокаторы бокового обзора. У нас это название вызывало фантастические ассоциации. Прибор был знаком лишь некоторым институтам, которые занимались изучением дна.

Я пошёл в Южморгеологию в Геленджике и после переговоров в наше распоряжение предоставили инженеров и гидролокатор, который мы «потаскали» по интересным местам. Так мы получили тёмное пятно на карте и первую серьёзную находку: «Свободная Россия», она же «Екатерина Великая». Линкор по приказу Ленина затопили в 1917 году, чтобы не достался немцам.

И вот представьте: мы погрузились в ту точку, где по нашим данным лежал корабль. Идём по абсолютно ровному дну, нет корабля. Но вдруг увидели, что под нами глубина еще 29 метров. Как же так? Оказывается, мы двигались чётко посередине днища «Свободной России», которая лежала оверкиль (перевёрнутая вверх дном). И только изменив направление на 90 градусов, мы подошли к краю огромнейшего судна.

Потом нашли эсминец «Громкий» и миноносец «Керчь», который торпедировал «Свободную Россию». По моему заказу в Жуковском конструкторском бюро изготовили гидролокатор бокового обзора. Его использование дало ошеломительные результаты. Более 100 затонувших кораблей мы обнаружили всего за несколько дней работы.

Дно Цемесской бухты — огромное кладбище погибших судов. Но, конечно, обнаруженные объекты вовсе не силуэты с мачтами (как в фильмах часто показывают). Это обломки, осколки, нос судна, винты, порой всё полностью заилено и возвышается только полметра кормы.

Мы наивно поделились координатами некоторых затопленных кораблей с местными дайв-клубами. И началось разграбление. К судам ныряли с ломами. Люди отпиливали детали кораблей, тащили к себе в гаражи. Мы поняли, что время широко заявлять о своих находках ещё не пришло.

Теперь стараемся на каждом корабле ставить памятную табличку, где указываем данные о судне, о количестве людей, которые здесь покоятся. Может быть, это заставит чёрных дайверов отложить ножовку и задуматься.

А находки есть уникальные. Так, в некоторых капитанских сейфах сохранились бортжурналы. Отправили их в Московский институт криминалистики на расшифровку, восстановили последние минуты жизни корабля и узнали имена погибших героев.

Одна из самых сенсационных находок «Русской подводно-исследовательской экспедиции» — это легендарное транспортное судно, на котором немцы вывозили золото и музейные ценности из оккупированного Крыма (оно не имеет отношения к Цемесской бухте – Новорос Стартап).

Сокровища ещё не найдены, но корабль действительно необыкновенный. Сошёл со стапелей в Бремене, обслуживал маршрут Германия — Австралия. Потом, сменив нескольких владельцев, судно оказалось в Черноморском пароходстве под именем «Харьков». В 1941 году транспорт взорвали и затопили наши войска при отступлении. Немцы его подняли, восстановили и дали имя Boy Federsen.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Затонувшие корабли в цемесской бухте

Мистическая Цемесская бухта

Дно Цемесской бухты усеяно затонувшими кораблями..

Но начнем не с этого. Бухта так названа в честь реки Цемесс, впадающей в море. Река небольшая, оттого еще интереснее почему именно так названа самая важная гавань страны. Бухта, расположенная у Новороссийска, формирует здесь самый большой порт России. В сушу врезается на 9 км, максимальная глубина — 27 метров. С одной стороны вход в бухту — это Суджукская коса, с другой — мыс Дооб у Кабардинки. Но учитывая многочисленные банки (мели) на дне и массу обломков затонувших кораблей, вход в гавань представляет собой определенные сложности, потому-то маленькие буксиры стараются в Новороссийске больше обычного. Опасное место в общем. Наверное, именно поэтому корабли на рейде в ожидании команды входа в портовую часть бухты стоят чуть ли не у Дивноморского

Читайте так же:  Шланг резиновый одна бухта

Бытует миф, что еще в античности здесь даже в хорошую погоду мог затонуть самый стабильный корабль безо всяких на то причин. Или пловец, хорошо подготовленный. В средневековой истории в тот момент когда вместо Новороссийска здесь была крепость Суджук-Кале (Турция), с кораблями просиходило ровно то же самое, что и у древних греков.

В новейшей истории самая печальная гибель судна произошла в конце августа 1986 года

Вид в сторону Кабардинки. Вообще, если вы хотите взглянуть на Новороссийск со стороны и рассмотреть бухту, то это можно без труда совершить, отправившись на дорогу, ведущую в Геленджик. Масса смотровых площадок специально создана для этого

Военную часть флота сейчас перенесли в Севастополь, оставив Новороссийск «довольствоваться» торговыми отношениями

Корабли здесь со всего мира

Дальняя гора — это и есть мыс Дооб и поселок Кабардинка

В интернете вы можете найти великое множество мифов и легенд вокруг бухты. Ученые обьъясняют стабильно повторяющиеся катастрофы магнитными волнениями, а кто-то называет Цемесскую бухту вторым Бермудским треугольником.

Кстати, у многих находящихся в море в этих местах останавливаются часы. У некоторых они начинают затем идти вновь, а у некоторых нет

Цемесская бухта — аномальная подводная зона в северной части Черного моря рядом с Новороссийским портом. Название бухты происходит от реки Цемес, которая в нее впадает. Бухта никогда не замерзает и обладает значительной глубиной, позволяющей входить в нее даже самым крупным океанским судам. Цемесская бухта запечатлена в древнегреческих мифах, где она называется бухтой лестригонов — великанов, которые топили все приходящие корабли и поедали их экипажи. Как показала история, эта легенда была не такой уж далекой от правды.

Впервые россияне узнали о странных особенностях Цемесской бухты от турок, основавших на месте будущего Новороссийска крепость Суджук-Кале. Их лодки и опытные пловцы часто тонули в бухте, словно кто-то невидимый тянул их на дно. С тех пор необычные явления не исчезли.

В настоящее время дно Цемесской бухты усеяно множеством остовов как старинных, так и современных кораблей, которые тонули здесь при весьма странных обстоятельствах за считанные минуты, унося вглубь моря не только суда, но и находящихся на них людей.

Последним и самым известным событием такого рода стала гибель теплохода «Адмирал Нахимов», столкнувшегося с сухогрузом «Петр Васев» 31 августа 1986 г. «Адмирал Нахимов» — пассажирский теплоход, который много лет курсировал между Ялтой и Новороссийском, перевозя пассажиров, и за все это время никаких серьезных происшествий с ним не произошло. Обоими кораблями управляли опытные капитаны, и непонятно, почему суда столкнулись друг с другом. Теплоход после удара был на плаву всего 8 мин, после чего быстро ушел на дно. Из 1234 пассажиров, находящихся на борту «Адмирала Нахимова», утонули 423 человека.

До сих пор никто не может понять, как в большом заливе и при полном штиле могли столкнуться эти суда, если они находились в полной видимости друг для друга, команды были обученными, а места и времени для взаимных маневров было предостаточно.

Примечательно, что загадочные нелепости продолжились и после гибели теплохода. Так, например, во время поисковых работ на борту затонувшего «Адмирала Нахимова» погибли два опытных водолаза. Приблизительно в те же годы в Новороссийском порту случилось и другое странное происшествие — во время погрузочных работ неожиданно госпитализировали с сердечным приступом сразу четырех рабочих, один из которых впоследствии скончался.

Однако катастрофы, хотя и меньшего размаха, происходили здесь и с другими судами. Вот хронология этих печальных событий.

В 1918 г., чтобы не быть захваченным немцами, по распоряжению Ленина в бухте был затоплен весь Черноморский флот, принадлежащий Республике Советов.

В годы Великой Отечественной войны в бухте затонуло несколько десятков различных кораблей. Многие из них даже не имели пробоин.

Зимой 1973 г. стоявшее у причала судно сильно обледенело от мачты до киля. Центр его тяжести переместился вверх, в результате чего корабль потерял устойчивость, перевернулся и затонул прямо у берега.

В мае 1997 г. произошла утечка топлива на находящемся здесь морском терминале «Шесхарис» и около 400 т сырой нефти вылилось в бухту.

Все эти события позволяют считать морскую экваторию вблизи Новороссийского порта аномальной зоной. Необычные, хотя и менее значимые, происшествия в ней происходят до сих пор. Так, к примеру, на многих кораблях очень часто останавливаются все часы и даже самые точные и надежные корабельные хронометры, причем все и в одно и то же время. Причиной этого считают некое постороннее непостоянное воздействие, возникающее в виде волны.

Специалисты по аномальным явлениям полагают, что такого рода возмущения, действующие не только на технику, но и на сознание людей, — это локальные гравитационные или магнитные воздействия со дна бухты, зачастую совпадающие по времени с землетрясениями в этом или соседних регионах. По некоторым предположениям, этот феномен объясняется тем, что Цемесская бухта является кратером древнего вулкана.
Однако все это пока остается гипотезой, требующей подтверждения.

Среди наиболее часто упоминаемых пагубных причин, в частности приведших к гибели теплохода «Адмирал Нахимов», называют и мистическую — проклятье Нахимова. Во время русско-турецкой войны адмирал П. Нахимов, руководящий обороной Севастополя, приказал затопить корабли, чтобы не допустить проникновения вражеских судов в бухту. Город тогда отстояли, но с тех пор все корабли, названные в честь знаменитого адмирала, неизбежно попадают в аварию и тонут.

Это интересно

В Новороссийске много храмов и других культовых сооружений различных религий. В окрестностях города сохранились древние мегалитические сооружения — дольмены. В 14 км от Новороссийска на берегу озера Абрау находится винодельческий совхоз «Абрау-Дюрсо».