Сбросы отходов в реки

сброс радиоактивных отходов

В результате сбросов радиоактивных отходов комбината «Маяк» плотность загрязнения цезием-137 и стронцием-90 поймы р. Теча (до впадения в р. Исеть) находится в пределах от I до 270 и 165 Ки/км2 соответственно.[ . ]

Как известно, сброс радиоактивных отходов в море впервые был осуществлен в 1946 г. США. Затем сбросы начали производиться Великобританией, Японией, Нидерландами и СССР. До 1971 г. контроль за сбросами со стороны международных организаций не осуществлялся. За это время в Тихий и Атлантический океаны указанными странами (без СССР) было сброшено в общей сумме более 8 тыс. В дальнейшем, с учетом определенных ограничений, сброс регулярно продолжался с участием Бельгии, Великобритании, Нидерландов, Франции и Швейцарии. Эпизодически сбрасывали радиоактивные отходы в море Япония, Италия, ФРГ, Южная Корея и Швеция. Наибольшее количество отходов (75,5% мировых захоронений) сбросила в море Великобритания.[ . ]

При обсуждении вопроса о сбросе отходов в пресные водоемы и реки было отмечено, что в последних имеют место лишь незначительные турбулентные потоки, которые не обеспечивают смешения сбросов с водой водоемов. По этой причине совещание экспертов приняло решение пересмотреть в сторону ужесточения рекомендации МАГАТЭ по вопросу сбросов радиоактивных отходов в пресные водоемы и реки. В 1969 г. в Вене было проведено новое совещание экспертов МАГАТЭ по вопросу удаления отходов низкого уровня активности в реки и озера [109]. Было решено для каждого отдельного случая проводить комплекс исследований и расчет допустимой величины сброса (кюри!сутки). Советские специалисты снова заявили о необходимости полного исключения таких сбросов.[ . ]

После прекращения интенсивных сбросов радиоактивных отходов к 1952 г. население на р.Теча получило незначительные дозы облучения. Так, по оценкам Г.Н.Романова, накопленная к 1999 г. эффективная доза внешнего облучения жителей сел Муслюмово и Бродокалмак (среднее течение р.Теча) в возрасте до 48 лет, то есть родившихся после прекращения сбросов, находится в зависимости от возраста в пределах 6-60 мЗв (максимальная доза относится к лицам в возрасте 48 лет), что соответственно в 4-40 раз меньше по сравнению с населением, проживавшим на реке во время сбросов отходов. Снижение дозы облучения произошло в значительной мере вследствие распада короткоживущих нуклидов.[ . ]

Экологический императив относительно сбросов радиоактивных отходов в моря и океаны в историческом аспекте сводится к следующему.[ . ]

Советские ученые всегда стояли на позиции запрещения сброса радиоактивных отходов в грунт и поверхностные слои земной коры. Сорбирующая способность грунта в большинстве случаев недостаточна, и радиоактивные изотопы могут проникать в гидросеть данного района. За рубежом такая точка зрения поддерживается не во всех странах.[ . ]

Сейчас уже ясно, какую опасность влечет за собой бесконтрольный сброс радиоактивных отходов в окружающую среду. В нашей стране к проблемам любых отходов подходят исключительно серьезно. В докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС указано: «Принимая меры для ускорения научно-технического прогресса, необходимо сделать все, чтобы он сочетался с хозяйским отношением к природным ресурсам, не служил источником опасного загрязнения воздуха и воды, истощения земли. »; «Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей родины».[ . ]

Английские ученые считают допустимым сбрасывать слабоактивные жидкие отходы и в реки. Так, например, официальные допустимые уровни сброса радиоактивных веществ в р. Темзу составляли, кюри/л: для р-излучателей— 1 -10 9, для 226Яа — 4,5 — 10 13, для 908г — IX X Ю-11. Суммарно разрешалось сбрасывать радиоактивные отходы активностью до 20 кюри в месяц, но не более 5 кюри в сутки [104]. По 0-излучателям и 905г эти нормы превышают СДК, установленные санитарными правилами в СССР. Делаются попытки теоретически обосновать допустимость контролируемого сброса радиоактивных отходов в открытые водоемы.[ . ]

В 1983 году под давлением мировой общественности членами Лондонской конвенции был принят мораторий на сброс радиоактивных отходов в моря сроком на 2 года.[ . ]

В 1992 году на основе рекомендаций конференции ООН по окружающей среде о прекращении практики захоронения радиоактивных отходов в море, проведенной в Рио-де-Жанейро, подписаны: Конвенция по защите морской Среды района Балтийского моря (Хельсинки); Конвенция по защите морской Среды Северо-Восточной Атлантики (Париж). Следует заметить, что Парижская конвенция предоставляет Франции и Великобритании возможность осуществления сбросов радиоактивных отходов в моря до 2018 года с поэтапным сокращением их до нуля. Россия является участницей Хельсинской и Бухарестской конвенции, к Парижской конвенции она пока не присоединилась.[ . ]

Белтер [34] сообщил, что в Ханфордской лаборатории вследствие благоприятных гидрогеологических условий и способности грунтов поглощать радиоактивные вещества оказалось возможным закачивать радиоактивные жидкие отходы на глубину до 60 м. Однако в настоящее время и там решили отказаться от сброса радиоактивных отходов в поверхностные слои земли. Делается попытка захоронения жидких отходов путем гидравлического дробления ими сланцев. Для этой цели под большим давлением смесь жидких отходов, цемента и глины нагнетается в непроницаемые формации сланцев. В последних образуются трещины, в которых эта смесь и застывает. В Ок-Ридже построена установка для нагнетания такой смеси в скважину глубиной до 330 м. В отдельных случаях закачку производят и на большие глубины [127].[ . ]

Из приложения «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии 1957 года на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» к совместному приказу Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2000 г. № 6/9 («Российская газета», 16 февраля 2000 г.).[ . ]

В Северном, Балтийском, Средиземном и Черном морях содержится большое количество солей тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, других органических веществ. На некоторых морских акваториях, где осуществлялись сбросы радиоактивных отходов, возникающих при эксплуатации кораблей и судов с ядерной энергетикой, обнаруживаются радионуклиды, в частности цезий -137.[ . ]

В это же время Конституционный суд РФ рассмотрел заявление жителя Брод о кал мака Валерия Корнилова, По мнению истца, закон РФ 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» предоставляет льготы не всем пострадавшим. Конституционный суд поддержал требования В. Корнилова. Вслед за этими делами права на льготы были признаны Комиссией областной администрации в отношении всех семей, переселенных с берега Течи сел Муслюмово, Бродокалмак, Нижне-Петропавловское.[ . ]

В этом же отчете приводятся данные, полученные во время экспедиционных исследований 1990 года, когда были отобраны пробы почвы с пойменной территории р. Течи в районе с. Муслюмово. Река Теча была загрязнена радионуклидами в результате открытого сброса радиоактивных отходов в речную систему в 1949-56 гг.[ . ]

Более чем 40-летняя деятельность ПО «Маяк» привела к накоплению чрезвычайно больших количеств радионуклидов и катастрофическому загрязнению Уральского региона (районов Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской областей). В результате сброса отходов радиохимического производства непосредственно в открытую гидрографическую систему Обского бассейна через р. Течу (1949—1951 гг.), а также в результате аварий 1957 и 1967 гг. в окружающую среду было выброшено 23 млн. кюри: радиационное загрязнение охватило территорию 25 тыс. км.2 с населением более 500 тыс. чел. Начиная с 1949 г. в зоне радиоактивного загрязнения оказались десятки сел и деревень, расположенных вдоль рек Теча и Исеть. Официальные же данные о населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча появились только в 1993 г. (см. перечень на стр. 111).[ . ]

Обращает на себя внимание тот факт, что сток воды от 49 км от истока до устья реки возрастает почти в 10 раз, а концентрация 908г уменьшается только в 1,8 раза, то есть ожидаемого уровня разбавления не достигается. Это значит, что при прохождении воды от истока до устья Течи в нее поступает какое-то дополнительное количество радионуклидов. Организованных сбросов радиоактивных отходов в среднем течении р.Течи нет, следовательно можно предположить, что дополнительным источником вторичного загрязнения речной воды стронцием-90 являются грунты реки и затапливаемые пойменные почвы.[ . ]

Правовая нормативная база обеспечения радиационной безопасности включает следующие международные договоры и конвенции: «О запрете испытаний ядерного оружия в трех средах»; «Конвенция о ядерной безопасности»; «Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии»; «Венская Конвенция об ответственности за ядерный ущерб»; «Конвенция о безопасном обращении с радиоактивными отходами»; «Лондонская Конвенция о запрете сброса радиоактивных отходов в море», а также Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71).[ . ]

Стабилизация экологического дисбаланса в Баренцево-Карском регионе возможна при следующих обстоятельствах: ограничение международного рыбного промысла; ежегодный запрет сейсмозондирования шельфа на период биологической весны; международный мониторинг Гольфстрима; организация морских биосферных заповедников; развитие пастбищного воспроизводства молоди промысловых рыб; прекращение сброса радиоактивных отходов в морские водоемы. Данные предложения должны осуществляться в кооперации с природоохранными мероприятиями морской нефтегазовой индустрии. Должны быть созданы новые международные органы регулирования хозяйственной деятельности на шельфе Западной Арктики.[ . ]

Из текста указанных конвенций о международном морском праве видно, что единственный случай загрязнения, который сочли нужным предусмотреть, это загрязнение открытого моря. В соответствии с пунктом 24 конвенции об открытом море, каждое государство должно «разработать инструкции по предупреждению загрязнения морей спуском нефти с судов или из трубопроводов, или в результате разработки и исследования морского дна и слагающих его грунтов, учитывая положения по этому вопросу, имеющиеся в действующем договоре». Что касается загрязнения нефтью, упомянутые «положения, имеющиеся в действующем договоре» имеют в виду международную конвенцию о предотвращении загрязнения моря ?нефтью, подписанную в Лондоне в 1954 г. Пункт 1 статьи 25 конвенции об открытом море оговаривает, что каждое государство должно «принять меры по предотвращению загрязнения морей сбросом радиоактивных отходов, учитывая любые нормы и обязательные .постановления, которые метут быть сформулированы компетентными международными организациями». В пункте 2 этой же статьи далее ?говорится, что «все государства должны сотрудничать с компетентными международными организациями в принятии мер по предотвращению загрязнения морей и находящегося над ними воздушного пространства в результате любых видов деятельности, при (которых применяются радиоактивные или другие вредные вещества». Международные конвенции, касающиеся морского права, не ?содержат никаких других прямых или специальных постановлений относительно загрязнения и, не считая лондонской ?конвенции о загрязнении морей нефтью, не существует каких-либо других документов общего характера, регулирующих данный вопрос.[ . ]

В России выросли штрафы за загрязнение рек и озер

2 июня в России отмечается Международный день очистки водоемов

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования до недавнего времени составлял 50 тысяч рублей. Однако это не останавливало предприятия, которые сбрасывали в воду промышленные отходы, загрязняя в том числе источники питьевой воды. С конца апреля штрафы выросли в несколько раз, и теперь максимальное наказание для юрлиц составит 300 тысяч рублей.

В воду сбрасывают 11 миллионов тонн вредных веществ

По данным Росприроднадзора, ежегодно в поверхностные водные объекты поступает более 11 миллионов тонн загрязняющих веществ. В 2019-2017 годах к административной ответственности было привлечено четыре тысячи загрязняющих предприятий, которые выплатили в казну 353 миллиона рублей. Но им проще и дешевле было отделаться штрафом, чем устанавливать современные очистные сооружения.

Читайте так же:  Река пуда кашинский район

Загрязняющие вещества сбрасывают и в те водоемы, откуда в наши дома поступает вода. В государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году» отмечается, что 15 процентов источников централизованного водоснабжения все еще не соответствуют нормам. Население 47 регионов вынуждено пить воду, не отвечающую требованиям качества и безопасности. Наиболее опасны в этом плане такие регионы: Бурятия, Тульская, Костромская, Курганская области, Карачаево-Черкесия.

И хотя главными источниками загрязнения являются старые водопроводные трубы, чистота источников водозабора тоже играет важную роль. Даже рядом с Байкалом, крупнейшим хранилищем пресной воды, в небольшие поселения нередко попадает непригодная для питья жидкость.

Петербургские депутаты предлагают передать охрану подводных памятников регионам

На качество питьевой воды, подаваемой людям, влияют антропотехногенные факторы. Например, сброс неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе залповые и аварийные сбросы. Организации, которые работают в коммунальной сфере, в области здравоохранения и общепита, выбрасывают сточные воды с большим содержанием опасных органических веществ и бактерий. Предприятия сельского хозяйства, расположенные недалеко от рек и озер, загрязняют их пестицидами, азотом, фосфором. А с объектов тяжелой промышленности, на которых не установлены очистные сооружения, в воду попадают соли тяжелых металлов — ртути, хрома, свинца; химические соединения, нефтепродукты.

Из-за этого люди подвергаются риску заражения опасными инфекциями и возникновения хронических заболеваний. Из-за нефтепродуктов во многих водоемах России запрещено не только брать воду для питья, но и купаться в ней.

Питьевая вода в регионах станет чище

Минприроды проводит работу по очистке промышленных стоков. Глава ведомства Дмитрий Кобылкин в ходе «правительственного часа» в Госдуме заявил, что уровень антропогенного воздействия на природу остается очень высоким.

«От промышленных центров объем стоков, сбрасываемых в поверхностные воды без достаточной очистки, составляет около 30 процентов», — сказал Дмитрий Кобылкин. С 2012 года реализовано 64 инвестпроекта по очистке сточных вод на сумму свыше 58 миллиардов рублей, что привело к сокращению сброса загрязненных вод предприятиями. Но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, подчеркнул министр.

На поддержку государственных программ по повышению качества водоснабжения субъектам Федерации предоставляют субсидии из федерального бюджета. Это делается в рамках федерального проекта «Чистая вода», рассчитанного на 2019-2024 годы.

На первом этапе для получения субсидии регионы должны оценить состояние объектов водоснабжения и водоподготовки на соответствие критериям качества. Затем нужно утвердить программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и направить в Минстрой заявки на получение субсидий. По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максима Егорова, оценкой эффективности использования субсидии будет количество населения, обеспеченного качественной питьевой водой.

Глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев отметил, что программы по улучшению качества воды в последние годы осуществлялись за счет самих регионов и работали точечно. Многие из них дали эффект, но федеральное финансирование принесет более масштабные результаты. На то, чтобы перевооружить систему централизованного водоснабжения в городах и провести водопровод в села, субъектам выделят из бюджета 147 миллиардов рублей.

«Но все благие намерения таковыми и останутся, если не прописать четкие критерии оценки этой и других программ «Экологии», — уверен Николаев. По его мнению, нужно контролировать не то, сколько денег выделили на тот или иной проект, а то, насколько вода станет качественной.

Штрафы вырастут в несколько раз

Парламентарии надеются, что повысить экологическую ответственность предприятий помогут санкции за загрязнение водоемов. Так, 26 апреля вступил в силу закон, направленный на ужесточение ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.

Документ разработан Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Депутат Заксобрания Надежда Тихонова, представляя его на пленарном заседании, напомнила, что сейчас максимальный штраф за загрязнение водоемов — 50 тысяч рублей. При этом штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха для юридических лиц составляют от 180 тысяч до 250 тысяч рублей, а за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. «Мы хотим сократить этот разброс», — заявила она.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устраняют диспропорцию санкций за загрязнение воздуха, воды и недр.

За вредные выбросы в атмосферу с нарушением установленных требований организации платят штраф до 250 тысяч рублей, а за загрязнение водных ресурсов —

в среднем 20-50 тысяч. Теперь за нарушение водоохранного режима на водозаборах, которое может повлечь загрязнение или другие вредные явления, должностные лица заплатят штраф 20-30 тысяч, а юрлица — 80-100 тысяч рублей. Раньше штраф за это составлял соответственно 1-2 тысячи и 10-20 тысяч.

За незаконную добычу песка, гравия, глины или торфа с организаций возьмут штраф от 100 до 120 тысяч рублей вместо прежних 20-30 тысяч рублей, а с чиновников — 30-40 тысяч вместо 2-3 тысяч рублей.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение, обойдется должностным лицам в 50-80 тысяч руб­лей (было 3-4 тысячи рублей), а юрлицам — в 150-300 тысяч (было 30-40 тысяч).

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования составит для предприятий 120 тысяч. За загрязнение особо охраняемых водных объектов, мест туризма, спорта и массового отдыха, ледников или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, — штраф до 300 тысяч рублей. Наказание последует за сброс отходов производства и потребления, сброс и захоронение вредных веществ. Раньше штраф за это был до 50 тысяч. Штрафы повысились также за нарушение правил водопользования при рыболовстве, добыче полезных ископаемых и торфа, строительстве и эксплуатации на воде и вблизи нее нефтепроводов и иных сооружений; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. При этом санкции для граждан остались на прежнем уровне и не превышают 2,5 тысячи рублей.

Чистота воды зависит от многих факторов

Качество воды в реках и озерах зависит не только от непосредственного загрязнения водоемов. На воду влияет состояние воздуха и почвы. Огромный вред наносят несанкцио­нированные свалки, с которыми борются в рамках нацпроекта «Экология».

На Байкале и Нижней Волге планируют ликвидировать свалки, построить новые сооружения, чтобы защитить воды от вредных стоков, очистить берега. В рамках мусорной реформы сократят количество мусорных полигонов, которые приводят к загрязнению грунтовых вод. К 2024 году 60 процентов отходов будут обрабатывать, а не захоранивать на полигонах.

Стоит учитывать, что на качество воды влияет и состояние воздуха, так как вредные вещества, которые попадают в атмосферу, затем выпадают в виде дождей. На рассмотрении Госдумы находится разработанный Правительством законопроект о повышении штрафов для предприятий, исказивших данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и не направивших эту информацию в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

У бесплатной рыбалки появятся правила

Предлагается с 1 июля 2019 года установить в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушение требований по оснащению стацио­нарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем. Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о внесении в законодательство изменений, направленных на снижение выбросов в атмосферу.

В январе 2019 года вступил в силу закон о создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, который установил, что такие системы установят на наиболее опасных промышленных объектах. Предприятия должны предоставить в уполномоченный орган программы оснащения системой контроля, чтобы получить комплексное экологическое разрешение. В течение четырех лет со дня получения разрешения они должны внедрить в производство системы отслеживания вредных выбросов. Информацию о показателях загрязнения будут передавать в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, оператором которого является Рос­природнадзор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ вводят штраф для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тысяч рублей. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений в государственный реестр предусматривается штраф для должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч. Если же такие данные были искажены, должностным лицам придется заплатить от 15 до 30 тысяч, а юрлицам — от 100 до 200 тысяч рублей.

При этом предусматривается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести такую же административную ответственность, как юрлица.

Конвенции и соглашения

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

Принята 29 декабря 1972 года

Договаривающиеся стороны настоящей Конвенции,

Признавая, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человечества и все люди заинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы ее качество и ресурсы не ухудшались;

Признавая, что способность моря ассимилировать и обезвреживать сбросы, а также восстанавливать природные ресурсы небезгранична;

Признавая, что согласно Уставу Организации Объединенных Наций и принципам международного права, государства имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные ресурсы в соответствии с их собственной политикой в отношении окружающей среды, а также несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая в рамках их юрисдикции или контроля, не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции;

Напоминая резолюцию 2749 (XXV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о принципах, определяющих дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции;

Отмечая, что морская среда загрязняется от многих источников, таких, как сбросы и стоки через атмосферу, реки, эстуарии, водоотводы и трубопроводы, и что важно, чтобы государства использовали наиболее практически осуществимые средства для предупреждения указанного загрязнения и чтобы были разработаны изделия и технологические процессы, снижающие количество подлежащих удалению вредных отходов;

Будучи убежденными, что международные действия по борьбе с загрязнением морской среды в результате сбросов могут и должны осуществляться незамедлительно, но таким образом, чтобы эти действия не помешали обсуждению по возможности в кратчайшие сроки мер контроля за другими источниками загрязнения морской среды; и

Желая улучшить защиту морской среды посредством поощрения государств, имеющих общую заинтересованность в определенных географических районах, к заключению соответствующих соглашений, дополняющих настоящую Конвенцию;

Согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся стороны индивидуально и коллективно способствуют эффективной борьбе со всеми источниками загрязнения морской среды и обязуются в особенности принимать все возможные меры для предотвращения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, которые могут представить опасность для здоровья людей, повредить живым ресурсам и жизни в море, нанести ущерб зонам отдыха или препятствовать другим законным видам использования моря.

Договаривающиеся стороны, в соответствии с нижеследующими статьями, принимают, каждая в отдельности, в зависимости от своих научных, технических и экономических возможностей, а также коллективно эффективные меры по предотвращению загрязнения морской среды, вызываемого сбросами, и согласовывают свою политику в этом отношении.

Для целей настоящей Конвенции:

i) любое преднамеренное удаление в море отходов или других материалов с судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;

ii) любое преднамеренное захоронение в море судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций.

Читайте так же:  Река ципа бурятия

b) «Сбросом» не считается:

i) удаление в море отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, самолетами, платформами или другими искусственно сооруженными в море конструкциями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, самолетам, платформам или другим искусственно сооруженным в море конструкциям, а также кроме тех, что являются результатом обработки отходов или других материалов на таких судах, самолетах, платформах или конструкциях;

ii) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящей Конвенции.

c) Удаление отходов или других материалов, непосредственно получаемых или возникающих в связи с исследованием, эксплуатацией, или связанной с ними переработкой в море минеральных ресурсов морского дна положениями настоящей Конвенции не регулируется.

2. «Суда и самолеты» означают водные и воздушные суда любого вида. Это выражение включает суда на воздушной подушке и плавучие суда, независимо от того, являются ли они самоходными или нет.

3. «Море» означает все морские воды, кроме внутренних морей государств.

4. «Отходы и другие материалы» означают материалы и вещества любого рода, формы или описания.

5. «Специальное разрешение» означает разрешение, выданное на данный случай по заявлению и в соответствии с Приложениями II и III.

6. «Общее разрешение» означает разрешение, выданное заранее и в соответствии с Приложением III.

7. «Организация» означает организацию, назначенную Договаривающимися сторонами в соответствии со статьей XIV (2).

1. В соответствии с положением настоящей Конвенции Договаривающиеся стороны запрещают сброс любых отходов или других материалов в какой бы то ни было форме или состоянии, за исключением случаев, указанных ниже:

a) Запрещается сброс отходов или других материалов, перечисленных в Приложении I;

b) Для сброса отходов или других материалов, перечисленных в Приложении II, требуется предварительное специальное разрешение;

c) Для сброса всех других отходов или материалов требуется предварительное общее разрешение.

2. Любое разрешение выдается только после тщательного рассмотрения всех факторов, перечисленных в Приложении III, включая предварительное изучение характеристик места сброса, предусмотренное в Разделах «B» и «C» этого Приложения.

3. Ни одно положение настоящей Конвенции не может толковаться как препятствующее Договаривающейся стороне запретить в том, что ее касается, сброс отходов или других материалов, не указанных в Приложении I. О таких мерах Сторона уведомляет Организацию.

1. Положения статьи IV не применяются, когда это необходимо для обеспечения безопасности человеческой жизни или судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций в случае форс-мажорных обстоятельств, вызванных непогодой, или в любом случае, когда создается опасность для человеческой жизни или реальная угроза судам, самолетам, платформам или другим искусственно сооруженным в море конструкциям, если сброс представляется единственным способом предотвращения угрозы и если имеется полная вероятность того, что ущерб, причиненный сбросом, будет меньше того, который был бы нанесен, если бы сброс не производился. Сброс должен осуществляться таким образом, чтобы был сведен к минимуму возможный ущерб жизни людей или жизни в море; о произведенном сбросе ставится в известность Организация.

2. Договаривающаяся сторона может выдать специальное разрешение в отступление от статьи IV (1, a) в исключительном случае, когда создается неприемлемый риск для здоровья людей и нет другого осуществимого решения. До выдачи такого разрешения Сторона консультируется с той страной или странами, которых это может затронуть, и с Организацией, которая после консультаций с другими Сторонами и соответствующими международными организациями немедленно рекомендует ей, в соответствии со Cтатьей XIV, каких наиболее приемлемых процедур следует придерживаться. Сторона будет следовать этим рекомендациям в максимально осуществимой мере, совместимой со временем, в течение которого должны быть предприняты действия, и с общей обязанностью избегать причинения ущерба морской среде; об осуществляемых действиях она сообщит Организации. Стороны обязуются оказывать помощь друг другу в таких ситуациях.

3. Любая Договаривающаяся сторона может отказаться от своих прав по пункту 2 в момент ратификации или присоединения к настоящей Конвенции или в последующем.

1. Каждая Договаривающаяся cторона назначает соответствующий орган или органы для:

a) выдачи специальных разрешений, получение которых требуется до и в целях сброса материалов, перечисленных в Приложении II, и при обстоятельствах, предусмотренных статьей V (2);

b) выдачи общих разрешений, получение которых требуется до и в целях сброса всех других материалов;

c) регистрации характеристик и количества всех материалов, допущенных к сбросу, а также места, времени и метода сброса;

d) осуществления индивидуально или в сотрудничестве с другими Сторонами и с компетентными международными организациями мониторинга за состоянием морей с точки зрения целей настоящей Конвенции.

2. Соответствующий орган или органы Договаривающейся стороны выдают предварительные специальные или общие разрешения согласно пункту 1 в отношении предназначенных для сброса:

a) материалов, погружаемых на ее территории;

b) материалов, погружаемых на суда или самолеты, зарегистрированные на ее территории, или под ее флагом, если погрузка осуществляется на территории государства, не участвующего в настоящей Конвенции.

3. При выдаче разрешений согласно пунктам 1 (a) и 1 (b) настоящей статьи соответствующий орган или органы придерживаются Приложения III с учетом таких дополнительных критериев, мер и условий, которые они сочтут относящимися к делу.

4. Каждая Договаривающаяся сторона передает непосредственно или через Секретариат, созданный по региональному соглашению, Организации, а где это необходимо также и другим Сторонам, информацию, указанную в подпунктах 1 (c) и 1 (d) настоящей статьи, а также сообщает о критериях, мерах и условиях, принятых ею согласно пункту 3 настоящей статьи. Процедура, которой нужно следовать, и характер такой информации будут согласованы Сторонами путем консультаций.

1. Каждая договаривающаяся сторона принимает меры, требуемые для осуществления настоящей Конвенции, относительно всех:

a) судов и самолетов, зарегистрированных на ее территории, или под ее флагом;

b) судов и самолетов, загруженных на ее территории или в ее территориальных водах материалами для сброса;

c) судов и самолетов, а также стационарных или плавучих платформ, которые находятся под ее юрисдикцией и, как предполагается, занимаются сбросом.

2. Каждая Сторона принимает на своей территории надлежащие меры с целью предотвращения действий в нарушение положений настоящей Конвенции и для наказания за такие действия.

3. Стороны соглашаются сотрудничать при разработке процедур для эффективного применения настоящей Конвенции, в особенности в открытом море, включая процедуры для передачи информации о судах и самолетах, замеченных в осуществлении сброса в нарушение настоящей Конвенции.

4. Настоящая Конвенция не применяется к тем судам и самолетам, которые пользуются суверенным иммунитетом в соответствии с международным правом. Однако каждая Сторона обеспечивает путем принятия надлежащих мер, что такие суда и самолеты, являющиеся ее собственностью или эксплуатируемые ею, будут действовать в соответствии с объектом и целями настоящей Конвенции. О принятых мерах Стороны сообщают Организации.

5. Ни одно из положений настоящей Конвенции не затрагивает права каждой Стороны принимать в соответствии с принципами международного права, другие меры, направленные на предотвращение сбросов в море.

Для содействия достижению целей настоящей Конвенции Договаривающиеся стороны, имеющие общие интересы по защите морской среды в определенных географических районах, прилагают усилия, принимая во внимание специфические региональные особенности, для вступления в региональные соглашения, совместимые с настоящей Конвенцией, в целях предотвращения загрязнения, в особенности в результате сбросов. Договаривающиеся стороны настоящей Конвенции прилагают усилия, чтобы действовать согласно с целями и положениями таких региональных соглашений, о которых им будет сообщено Организацией. Договаривающиеся стороны изыскивают возможности для сотрудничества с участниками региональных соглашений, в целях развития согласованных процедур, которых необходимо придерживаться участникам настоящей и региональных конвенций. Особое внимание уделяется сотрудничеству в области мониторинга и научных исследований.

Договаривающиеся стороны способствуют путем сотрудничества в рамках Организации и других международных органов оказанию поддержки тем Сторонам, которые просят об этом, в следующих целях:

a) обучение научного и технического персонала;

b) поставка необходимого оборудования и аппаратуры для научных исследований и мониторинга;

c) удаление и переработка отходов и другие меры по предотвращению или уменьшению загрязнения, вызываемого сбросами;

предпочтительно в границах стран, которых это касается, чтобы способствовать тем самым целям и назначению настоящей Конвенции.

В соответствии с принципами международного права, касающимися ответственности государств за нанесение ущерба окружающей среде других государств или любой другой зоне окружающей среды в результате сброса отходов и иных материалов всякого рода, Договаривающиеся стороны соглашаются разработать процедуры для оценки ответственности и для урегулирования споров по поводу сбросов.

Договаривающиеся стороны на своем первом консультативном совещании рассмотрят процедуры для разрешения споров относительно толкования и применения настоящей Конвенции.

Договаривающиеся стороны обязуются в рамках компетентных специализированных учреждений и других международных органов способствовать принятию мер, направленных на защиту морской среды от загрязнения, вызываемого:

a) углеводородами, включая нефть, и их отходами;

b) другими ядовитыми и опасными веществами, транспортируемыми судами в целях иных, чем сброс;

c) отходами, возникающими вследствие эксплуатации судов, самолетов, платформ и других искусственно сооруженных в море конструкций;

d) радиоактивными загрязняющими веществами от всяких источников, включая суда;

e) химическими и биологическими веществами военного назначения;

f) отходами или другими материалами, непосредственно получаемыми или возникающими в связи с исследованием, эксплуатацией и связанной с ними переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

Стороны будут также способствовать, в рамках соответствующих международных организаций, кодификации сигналов для использования их судами, занимающимися сбросом.

Ничто в настоящей Конвенции не наносит ущерба кодификации и развитию морского права Конференцией по морскому праву Организации Объединенных Наций, созываемой в соответствии с резолюцией 2750 C (XXV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, или нынешним или будущим претензиям и правовым позициям любого государства по вопросам морского права и в отношении характера и пределов юрисдикции прибрежного государства и государства флага. Договаривающиеся стороны соглашаются провести консультации на совещании, которое будет созвано Организацией после Конференции по морскому праву и, во всяком случае, не позже 1976 г., для определения характера и пределов распространения прав и ответственности прибрежного государства применять Конвенцию в зоне, прилегающей к его берегам.

1. Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, как один из депозитариев, созовет не позднее, чем через три месяца после вступления в силу настоящей Конвенции, совещание Договаривающихся сторон для решения организационных вопросов.

2. Стороны назначают компетентную организацию, которая будет существовать к моменту упомянутого совещания, для исполнения функции Секретариата в связи с настоящей Конвенцией. Любая Сторона настоящей Конвенции, не являющаяся членом этой организации, внесет соответственный вклад для покрытия расходов, возникающих для организации в связи с исполнением таких обязанностей.

3. В функции Секретариата входит:

a) созыв консультативных совещаний Договаривающихся сторон не реже одного раза в два года, а также специальных совещаний Сторон в любое время, по требованию двух третей участников;

b) подготовка и помощь, в консультации с Договаривающимися сторонами и надлежащими международными организациями, при разработке и применении процедур, указанных в подпункте 4 (e) настоящей статьи;

Читайте так же:  Наиболее крупные реки и озёра африки

c) рассмотрение запросов от Договаривающихся сторон, а также информации, поступающей от них; консультации со Сторонами и с надлежащими международными организациями; предоставление рекомендаций Сторонам по вопросам, относящимся к Конвенции, но конкретно не покрываемым ею;

d) передача соответствующим Сторонам всех сообщений, полученных Организацией в соответствии со статьями IV (3), V (1) и (2), VI (4), XV, XX и XXI.

До назначения Организации, эти функции выполняются, насколько необходимо, депозитарием, каковым для данных целей будет Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

4. Консультативные и специальные совещания Договаривающихся сторон постоянно рассматривают осуществление настоящей Конвенции и, в частности:

a) рассматривают и принимают поправки к настоящей Конвенции и ее Приложениям в соответствии со статьей XV;

b) приглашают подходящий научный орган или органы сотрудничать со Сторонами или Организацией и давать им консультации по любому научному или техническому аспекту настоящей Конвенции и в особенности по содержанию Приложений;

c) получают и рассматривают сообщения, подготовленные во исполнение статьи VI (4);

d) содействуют сотрудничеству с региональными организациями и между такими организациями, заинтересованными в предотвращении загрязнения моря;

e) разрабатывают и принимают в консультации с надлежащими международными организациями процедуры, упомянутые в статье V (2), в том числе касающиеся основных критериев для определения исключительных и критических положений, а также процедуры для консультативных рекомендаций и для безопасного удаления материалов при таких обстоятельствах, в том числе назначение подходящих районов для сброса, и дают рекомендации по всем вышеуказанным вопросам;

f) рассматривают любые дополнительные действия, которые могут понадобиться.

5. Договаривающиеся стороны на своем первом консультативном совещании устанавливают необходимые правила процедуры.

a) На совещаниях Договаривающихся Сторон, созываемых в соответствии со статьей XIV, поправки к настоящей Конвенции могут приниматься большинством двух третей голосов присутствующих. Поправка вступает в силу для Сторон, принявших ее, на шестидесятый день после того, как две трети Договаривающихся сторон сдадут на хранение Организации документ о принятии поправки. После этого поправка вступает в силу для любой другой Стороны через 30 дней после того, как эта Сторона сдаст на хранение свой документ о принятии поправки.

b) Организация уведомляет все Договаривающиеся стороны относительно любой просьбы о проведении специального совещания по статье XIV и о любых поправках, принятых на совещаниях Сторон, а также о дате, с которой каждая такая поправка вступает в силу для каждой Стороны.

2. Поправки к Приложениям будут основываться на научных или технических соображениях. Поправки к Приложениям, одобренные большинством в две трети присутствующих на совещании, созванном в соответствии со статьей XIV, вступают в силу для каждой Договаривающейся стороны немедленно по уведомлении ею Организации о принятии поправки и через 100 дней после одобрения совещанием — для всех других Сторон, за исключением тех, которые до истечения 100 дней сделали заявление, что они в данный момент не могут принять поправку. Стороны должны стараться сообщить в Организацию о своем принятии поправки как можно скорее после одобрения ее на совещании. Сторона может в любое время вместо ранее сделанного заявления о возражении, заявить о принятии поправки, после чего данная поправка вступает в силу для этой Стороны.

3. Принятие или заявление о возражении, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются путем сдачи соответствующего документа на хранение Организации. Организация уведомляет все Договаривающиеся стороны о получении таких документов.

4. До назначения Организации функции Секретариата, определяемые настоящим, временно исполняются Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, как одним из депозитариев настоящей Конвенции.

Настоящая Конвенция открыта для подписания любым государством в городах: Вашингтоне, Лондоне, Мехико и Москве с 29 декабря 1972 года до 31 декабря 1973 года.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Правительствам Мексики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик.

После 31 декабря 1973 года настоящая Конвенция будет открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Правительствам Мексики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик.

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение пятнадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждой Договаривающейся стороны, которая ратифицирует Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение пятнадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение этой Стороной своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Депозитарии уведомляют Договаривающиеся стороны:

a) о дате каждого подписания настоящей Конвенции и о сдаче на хранение ратификационных грамот, документов о присоединении к Конвенции и о выходе из нее в соответствии со статьями XVI, XVII, XVIII и XXI, и

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей XIX.

Любая Договаривающаяся сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив за шесть месяцев письменное уведомление об этом депозитарию, который немедленно сообщает о таком уведомлении всем Сторонам.

Подлинник настоящей Конвенции, тексты которой на английском, испанском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Правительствам Мексики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые направят заверенные копии Конвенции всем государствам.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими Правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в городах Вашингтоне, Лондоне, Мехико и Москве в четырех экземплярах двадцать девятого дня декабря месяца 1972 года.

1. Хлор-органические соединения.

2. Ртуть и соединения ртути.

3. Кадмий и соединения кадмия.

4. Устойчивые пластмассы и другие устойчивые синтетические материалы, как, например, сети и тросы, которые могут всплывать или оставаться во взвешенном виде в морской воде таким образом, что они существенно мешают рыболовству, судоходству или другим законным видам использования моря.

5. Сырая и топливная нефть, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, гидравлические жидкости, а также смеси, содержащие любые из этих веществ, погруженные на суда с целью сброса.

6. Радиоактивные отходы с высоким уровнем радиации или другие радиоактивные вещества с таким уровнем, которые компетентная в данной области Международная организация в настоящее время — Международное агентство по атомной энергии, определяет, с точки зрения здравоохранения, по биологическим и другим причинам как недопустимые для сброса в море.

7. Материалы в какой бы то ни было форме (например, твердые вещества, жидкости, полужидкости, вещества в газообразном состоянии или живые организмы), изготовленные для ведения биологической и химической войны.

8. Предыдущие параграфы настоящего Приложения не распространяются на вещества, которые быстро обезвреживаются в результате физических, химических или биологических процессов в море при условии, что они:

i) не влияют отрицательно на вкус съедобных морских организмов или

ii) не подвергают опасности здоровье человека или домашних животных.

Если имеются сомнения относительно безвредности вещества, Сторона должна следовать процедуре консультаций, предусмотренной в статье XIV.

9. Настоящее Приложение не распространяется на отходы или другие материалы (например, шлам от сточных вод, густая грязь и отвал землесосов), в которых вещества, указанные в пунктах 1–5, содержатся в виде следов загрязнителей. Такие отходы подпадают под соответствующие положения Приложений II и III.

Для целей статьи VI (1a) ниже приводится список веществ и материалов, которые требуют специального разрешения:

A. Отходы, содержащие значительное количество следующих материалов:

мышьяк и их соединения
свинец
медь
цинк
кремнийорганические соединения
цианиды
фториды
пестициды и их побочные продукты, не указанные в Приложении I.

B. При выдаче разрешения на сброс больших количеств кислот и щелочей необходимо обращать внимание на возможное наличие в таких отходах веществ, перечисленных в пункте A, а также следующих дополнительных веществ:

бериллий и их соединения
хром
никель
ванадий

C. Контейнеры, металлолом и прочие тонущие неупакованные отходы, потопление которых на дне моря может серьезно препятствовать рыболовству и судоходству.

D. Радиоактивные отходы или другие радиоактивные материалы, не включенные в Приложение I. При выдаче разрешений на сброс этих материалов Договаривающиеся стороны должны полностью принимать во внимание рекомендации международного органа, компетентного в этой области — в настоящее время Международного агентства по атомной энергии.

Положения, которые подлежат рассмотрению при выработке критериев для выдачи разрешений на сброс материалов в море в связи со статьей IV (2), включают:

A. Характеристика и состав материала

1. Общее количество и средние показатели состава сброшенного материала (например, за один год).

2. Его состояние, например, твердое, жидкое, газообразное или в виде шлама.

3. Его свойства: физические (например, растворимость и плотность), химические и биохимические (например, потребление кислорода, питательные вещества) и биологические (например, наличие вирусов, бактерий, дрожжевых микробов, паразитов).

5. Устойчивость: физическая, химическая и биологическая.

6. Накопление и биотрансформация в биологических материалах и осадках.

7. Склонность к физическим, химическим и биологическим изменениям и взаимодействиям в водной среде с другими растворенными в ней органическими и неорганическими материалами.

8. Вероятность эффекта окраски или других изменений, понижающих товарные качества продуктов моря (рыбы, ракообразных и т.д.).

B. Характеристика места и методов сброса

1. Местоположение (например, координаты места сброса, глубина и расстояние от берега), положение по отношению к другим зонам (например, к зонам отдыха; зонам, где разводится, выращивается и ловится рыба; зонам разрабатываемых ресурсов).

2. Количество сброса в определенный период (например, в день, неделю, месяц).

3. Методы упаковки и контейнеризации, если сбросы упаковываются.

4. Первоначальное растворение, произведенное с помощью предложенного метода сброса.

5. Характеристика рассеивания (например, влияние течений, приливов и ветра на горизонтальное перемещение и вертикальное смешивание).

6. Характеристика воды (например, температура, pH, соленость, стратификация, кислородные показатели загрязнения — растворенный кислород (DO), химическое потребление кислорода (COD), биохимическое потребление кислорода (BOD) — содержание органического и минерального азота, в том числе аммиака, взвесей, других питательных веществ и продуктивность).

7. Характеристика дна (например, топография, геохимическая и геологическая характеристика, а также биологическая продуктивность).

8. Наличие и эффекты других захоронений, которые были сделаны в зоне сброса (например, данные о тяжелых металлах и содержание органического углерода).

9. При выдаче разрешения на сброс Договаривающиеся стороны должны учитывать наличие достаточного научного основания для оценки последствий такого сброса, как предусмотрено в настоящем Приложении, и принимать во внимание изменения, связанные с временем года.

C. Общие соображения условия

1. Возможное влияние на зоны отдыха (например, наличие плавающих или занесенных материалов, мутность, неприятный запах, обесцвечивание и вспенивание).

2. Возможное влияние на морскую фауну, культуры рыб и ракообразных, на рыбные запасы и рыбный промысел, на сбор водорослей и их культуры.

3. Возможное влияние на другие виды использования моря (например, ухудшение качества воды для промышленного применения, подводная коррозия сооружений, помехи судоходству из-за плавающих материалов, затруднения для рыболовства или судоходства вследствие накопления отходов или твердых тел на морском дне и проблема защиты участков, имеющих особое значение для научных целей или целей сохранения).

4. Практическая доступность альтернативных методов обработки, захоронения или уничтожения на суше или переработки с целью обезвреживания материалов для сброса в море.