Река озеро море пруд

Река озеро море пруд

Озеро ? компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном). Озёра являются предметом изучения науки лимнологии.

С точки зрения планетологии, озеро представляет собой существующий стабильно во времени и пространстве объект, заполненный веществом, находящимся в жидкой фазе, размеры которого занимают промежуточное положение между морем и прудом. С точки зрения географии, озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода. Озёра не являются частью Мирового океана.

Хотя химический состав озёр остаётся относительно длительное время постоянным, в отличие от реки заполняющее его вещество обновляется значительно реже, а имеющиеся в нём течения не являются преобладающим фактором, определяющим его режим. Озёра регулируют сток рек, задерживая в своих котловинах полые воды и отдавая их в другие периоды. В водах озёр происходят химические реакции. Одни элементы переходят из воды в донные отложения, другие — наоборот. В ряде озёр, главным образом не имеющих стока, в связи с испарением воды повышается концентрация солей. Результатом являются существенные изменения минерализации и солевого состава озёр. Благодаря значительной тепловой инерции водной массы крупные озёра смягчают климат прилегающих районов, уменьшая годовые и сезонные колебания метеорологических элементов.

Форма, размеры и рельеф дна озёрных котловин существенно меняются при накоплении донных отложений. Зарастание озёр создает новые формы рельефа, равнинные или даже выпуклые. Озёра и, особенно, водохранилища часто создают подпор грунтовых вод, вызывающий заболачивание близлежащих участков суши. В результате непрерывного накопления органических и минеральных частиц в озёрах образуются мощные толщи донных отложений. Эти отложения видоизменяются при дальнейшем развитии водоемов и превращении их в болота или сушу. При определенных условиях они преобразуются в горные породы органического происхождения.

Классификация озёр

По происхождению озёра делятся на:

  • Тектонические: образуются путём заполнения трещин в земной коре.
  • Ледниковые: образуются тающим ледником.
  • Речные (или старицы).
  • Приморские (лагуны и лиманы).
  • Провальные (карстовые, термокарстовые). Особенностью некоторых провальных озёр является их периодическое исчезновение и появление, зависящие от своеобразной динамики подземных вод.
  • Завально-запрудные: образуются при обрушении части горы.
  • Горные: расположены в горных котловинах.
  • Кратерные: расположены в кратерах потухших вулканов и трубок взрыва.
  • Искусственные (водохранилища, пруды). Создание таких озёр может быть самоцелью, например, для создания водохранилищ различного назначения. Нередко это создание связано с проведением более или менее значительных земляных работ. Но в ряде случаев такие озёра возникают как побочное следствие таких работ, например в выработанных карьерах.
  • По положению озёра делятся на:

    • Наземные, воды которых принимают активное участие в кругообороте воды в природе и подземные, воды которых если и принимают в нём участие, то лишь косвенно. Иногда эти озёра заполнены ювенильной, то есть самородной водой.
    • Подземные.
    • По водному балансу озёра делятся на:

      • Сточные (имеют сток, преимущественно в виде реки).
      • Бессточные (не имеют поверхностного стока или подземного отвода воды в соседние водосборы. Расход воды происходит за счет испарения).
      • По типу минерализации

        • пресные;
          • ультрапресные
          • минеральные (солёные).
            • солоноватые
            • солёные

            По химическому составу воды минеральные озёра делятся на

            • карбонатные (содовые)
            • сульфатные (горько-солёные)
            • хлоридные (солёные)
            • По питательности содержащихся в озере веществ (трофности) различают три типа озёр:

              • Олиготрофные (с малым количеством питательных веществ) — озера характеризуются обычно большими или средними глубинами, значительной массой воды ниже слоя температурного скачка, большой прозрачностью, цветом воды от синего до зелёного, постепенным падением содержания O2 ко дну, вблизи которого вода всегда содержит значительные количества O2 (не менее 60% от содержания его на поверхности)
              • Эвтрофные (с большим содержанием питательных веществ) — хорошо прогреваемые озера (слой ниже температурного скачка очень невелик), прозрачность невелика, цвет воды от зелёного до бурого, дно устлано органическим илом. Вода богата питательными солями, содержание O2 резко падает ко дну, где он часто исчезает совершенно.
              • Дистрофные (бедные питательными веществами) — заболоченные озера с небольшой прозрачностью и жёлтым или бурым (от большого содержания гуминовых веществ) цветом воды. Минерализация воды мала, содержание O2 пониженное вследствие его расхода на окисление органических веществ.
              • В современной гидрологии и гидроэкологии выделяют промежуточные уровни трофической классификации: мезотрофные (между олиготрофными и эвтрофными) и гипертрофные.

                Пруд — искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы (прудовое рыбное хозяйство) и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей. Искусственные водоемы объемом до 1 миллиона кубических метров принято называть прудами, свыше миллиона — водохранилищами. Используются также слова:

                • Запруда (как для самого водоёма, так и для образовавшей его плотины)
                • мелководный естественный водоём (маленькое озеро), доступный для проникновения световых лучей до дна без существенного различия в термическом режиме и солевом составе поверхностных и донных слоёв, вследствие чего на всей акватории пруда возможно развитие озёрной литоральной растительности].
                • искусственный водоём (водохранилище) небольшого размера (площадью обычно не более 1 км 2 ), образуемое путём перегораживания плотиной русла небольшой реки, ручья, балки, лога. При отсутствии удобных естественных понижений для устройства пруда вырывают специальные котловины (копани) глубиной 3–5 м. В прошлом пруд устраивали у каждой деревни, рядом с которой не было достаточно большой реки или естественного озера.

                Если питание пруда происходит, в основном, за счёт стока речных и(или) грунтовых вод, то предусматривают пропуск весенних вод (половодья). Для удаления избытка воды иногда устраивают водоспуски.

                В сельской местности пруды создаются с целью орошения, обводнения, разведения рыбы, водоплавающей птицы, а также хранения воды для различных хозяйственных целей, для стирки и купания, для водопоя скота и т. д. В городах и зонах отдыха пруды являются местами рыбной ловли, купания и проведения различных спортивных мероприятий.

                Интерактивная карта озер Центральной Азии

                Сарезское озеро расположено на Памире, в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Длина озера — около 55,8 км, глубина — около 500 м, урез воды — около 3263 м над уровнем моря, объём воды — более 16 км3

                Айдаро-Арнасайская система озёр — система бессточных озёр в Узбекистане, которая включает в себя Айдаркуль, Тузкан и Восточно-Арнасайские озёра. Расположена в солончаковой впадине на крайнем востоке пустыни Кызылкум, к юго-западу от Чардаринского водохранилища. Общая площадь озёр — 4000 км2.

                Иссык-Куль — самое большое озеро в Кыргызстане, бессточное, входит в 25 крупнейших по площади озёр мира и на шестом месте в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики, между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кюнгёй-Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте 1609 м над уровнем моря.

                Бессточное озеро в восточной части Казахстана. Расположено в обширной Балхаш- Алакольской котловине на высоте 340 м. над уровнем моря. Площадь 17-22 тыс. км2, длина 605 км., ширина от 9-19 км. в восточной части до 74 км. в западной. Объём водной массы 112 км3

                Расположено в природной впадине Карашор. Соединяется Главным туркменским коллектором и Дашогузским вводом с орошаемыми массивами. Главный коллектор начинается от Главного левобережного коллектора у посёлка Дейнау на востоке страны и целиком расположен в Центральных Каракумах. Его длина 720 км.

                Урок окружающего мира. Тема: «Водоемы». 2-й класс

                Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности по выявлению существенных признаков водоёмов и умению их различать по выбранным основаниям; к знанию структурных компонентов реки и умению их называть и находить на схемах.

                Представление о результатах:

              • формирование ценностного отношения к природе;
              • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
                • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
                • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
                • выделять и формировать познавательную цель с помощью учителя;
                • анализ и построение схемы строения реки;
                • сравнение водоёмов и выбор основания для сравнения.
                • умение задавать вопросы, слушать собеседника;
                • умение строить аргументированное речевое высказывание.
                • выделение существенных признаков водоёмов;
                • умение различать водоёмы.
                • Технология: личностно-деятельностный подход.

                • таблицы «Плотина, Водохранилище», «Канал»;
                • карточки с названиями частей реки (русло, исток, устье, левый берег, правый берег, левый приток, правый приток);
                • атлас Омской области для учащихся начальной школы.
                • 1. Самоопределение к деятельности.

                  Цель этапа: организация самооценки к предстоящей деятельности.

                • Самоопределение к деятельности.
                • Включение в учебную деятельность, самоконтроль, самооценка.
                • Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

                  Я рада, что все самостоятельно приготовились к уроку. Желаю вам удачи.

                  2. Актуализация знаний.

                  Цель этапа: повторение системы опорных знаний, понятий.

                  1. Ценностное отношение к умению воспринимать задание.
                  2. Понимание предметного содержания задания.

                  Не проедешь, не пройдёшь –
                  Обойдешь сторонкой.
                  И водицы не попьёшь
                  С синеватой плёнкой. (Болото.)

                  Шириною широко,
                  Глубиною глубоко,
                  День и ночь о берег бьется.
                  Из него воды не пьется,
                  Потому что не вкусна –
                  И горька, и солона. (Море.)

                  Чуть дрожит на ветерке
                  Лента на просторе,
                  Узкий кончик в роднике,
                  И широкий – в море. (Река.)

                  Молодые березки
                  Свои перед ним
                  Поправляют прически.
                  И месяц, и звезды –
                  В нем все отражается…
                  Как это зеркало называется? (Пруд.)

                  К маме речке бегу
                  И молчать не могу.
                  Я её сын родной,
                  А родился весной. (Ручей.)

                  Учитель вывешивает карточки с отгадками на доску.

                  — Река, море, пруд, ручей, болото – что это такое? Назовите одним словом. (Это водоёмы.)

                  3. Постановка учебной задачи.

                  Цель этапа: формирование умения ставить учебную задачу.

                  Результат этапа.Сформировать и зафиксировать учебную задачу урока.

                  Учитель сообщает тему урока.

                  — Тема урока – «Водоёмы».

                  — Ребята, вы назвали много водоёмов: реки, озера, моря, озеро, океан и т.д.

                  — Скажите, эти водоемы отличаются друг от друга чем-либо? (Да отличаются в озере стоячая вода, в реке вода течет. По размеру озеро меньше, чем море. По размеру море меньше, чем океан. В море соленая вода, в реках не соленая.)

                  — Какие еще бывают водоёмы?

                  — На какие две группы можно разделить перечисленные водоёмы? Почему?

                  — Итак, водоёмы бывают разные.

                  — Попробуйте определить учебную задачу нашего урока. (Мы должны узнать на уроке, какие бывают водоёмы?)

                  4. Решение учебной задачи.

                  Цель этапа: формирование ценностного отношения к умению самостоятельно определять результат, цель, способ деятельности; проверка понимания задания детьми, включение всех в деятельность.

                  Результат этапа:

                  1. Принятие учебной задачи.
                  2. Ценностное отношение к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.
                  3. Умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи).
                  4. — Скажите, а чего на Земле больше морей, океанов или рек. Посмотрите на карту нашей области.

                    — Конечно, рек по численности намного больше, чем морей и океанов.

                    1. Задание для работы в парах.

                    Представьте себе реку и озеро. Попробуйте объяснить, чем озеро отличается от реки.

                    — Как поняли задание? (Мы должны вспомнить, как выглядит озеро и река.)

                    — Что вы должны записать в таблицу? (В таблицу мы должны записать отличия реки от озера.)

                    -Что получите в результате? (Таблицу с отличиями.

                    — Как вы должны работать в группе? (Работать дружно, слушать друг друга, на перебивать.)

                    Учащиеся заполняют таблицу, в которой указывают существенные признаки реки и озера.

                    5. Самостоятельная работа.

                  5. Умение прогнозировать результат, цель, способ деятельности.
                  6. Умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи.
                  7. Предъявление результата выполнения задания.

                    Проверка проводится в форме самоконтроля с последующим дополнением ответов.

                    Один учащийся читает свои наработки. Другие внимательно слушают и отмечают у себя сходные признаки, с тем чтобы потом сказать признаки, которые были не названы.

                    На доске таблица заполняется учителем.

                    Река Озеро
                    вытянутая, длинная круглое, овальное
                    вода течет вода не течет
                    вода не соленая вода может быть соленая
                    разные растения
                    разные животные
                    ледоход нет ледохода

                    — Скажите, что устроено сложнее река или озеро?

                    Давайте рассмотрим строение реки в учебнике стр. 81.

                    Работа по схеме на доске.

                    Учащиеся читают текст в учебнике и находят части реки на рисунке. Восстанавливают схему на доске. Прикрепляют карточки с названием частей реки в нужных местах. Своими словами объясняют значение слов русло, исток, устье, левый берег, правый берег, левый приток, правый приток, течение реки.

                    6. Первичное закрепление.

                    Цель этапа: формирование умения находить по карте Омской области реки и озера, называть и указывать части реки.

                    Результат этапа. Выявление существенных признаков на примере местных водоёмов.

                    Работа по атласу Омской области для учащихся начальной школы.

                    — Найдите реку Иртыш.

                    — В каком направлении она течет? Как вы определили? (На север. На карте сверху север, внизу юг. Иртыш протекает по Казахстану, Казахстан на юге.)

                    — Определите правый берег, левый берег. (По руслу указано направление стрелкой. Если встать лицом по течению реки, то слева – левый берег, а справа – правый берег.

                    — Прочитайте названия притоков с левой стороны, с правой стороны. (Дети читают названия притоков и указывают – левый, правый.)

                    — Можем мы по этой карте найти исток, устье? (Нет.)

                    Информационная справка учителя о истоках и устье р. Иртыш.

                    — Найдите на карте озера Омской области. Почему одно из них указано розовым цветом? (Учащиеся называют озера, находят оз. Эбейты – соленое озеро.)

                    На Иртыше есть водохранилища, каналы? Посмотрите указательные знаки. (Нет. А что это такое?)

                    — Что это такое тоже прочитаем в учебнике стр. 80

                    — Какие ещё бывают водоёмы? (Водоёмы бывают естественные и искусственные.)

                    — Что это значит? (Водоёмы, которые созданы природой без участия человека – естественные, а, те, которые созданы руками человека — искусственные.)

                    Внимание учащихся возвращается к началу урока к отгадкам.

                    — Назовите примеры естественных и искусственных водоёмов среди отгадок (в случае затруднения читаем учебник). (Пруд – это искусственный водоём. Река, море, ручей, болото – естественные водоёмы.)

                    — Какие искусственные водоёмы умеет создавать человек, узнаем в учебнике стр. 80. (Дети читают о водохранилище, канале.)

                    Учитель иллюстрирует данный материал рисунками или видеофильмом.

                    — Итак, для чего люди создают искусственные водоёмы?

                    Урок-презентация во 2-м классе по курсу «Окружающий мир». Тема: «Водоемы»

                    Цели:

                    1. Познакомить учеников с видами водоёмов;
                    2. Научить различать части реки (исток, устье ,русло ,берега)
                    3. Сравнить реку и озеро.
                    4. Оборудование: карточки-задания(3шт), картинки с изображением(слайды), таблички со словами для схем (слайды).

                      Ход урока:

                      1.Организационный момент.

                      2.Сообщение темы и цели:

                      — Какие бывают водоёмы?
                      — Отгадайте загадки: (слайд)

                      Не поедешь ,не пройдёшь-
                      Обойдёшь сторонкой.
                      И водицы не попьёшь
                      С синеватой плёнкой.

                      Шириною широко, (слайд)
                      Глубиною глубоко,
                      День и ночь о берег бьётся.
                      Из него воды не пьётся,
                      Потому что не вкусна-
                      И горька, и солена.

                      Чуть дрожит на ветерке
                      Лента на просторе, (слайд)
                      Узкий кончик в роднике,
                      А широкий в море.

                      Молодые березки
                      Свои перед ним (слайд)
                      Поправляют прически.
                      И месяц ,и звёзды-
                      В нём всё отражается….
                      Как это зеркало называется?

                      Кмамочке-речке бегу
                      И молчать не могу. (слайд)
                      Я её сын родной,
                      А родился — весной.

                      И так: река ,море ,озеро ,болото –что это такое? Назовите одним словом.

                      — Сегодня на уроке мы познакомимся с видами водоёмов и из каких частей состоит река.

                      3. Водоёмы.

                      — Какие ещё бывают водоёмы? (слайд)
                      — На какие две группы можно разделить водоёмы? (слайд)

                      (Искусственные — которые создал человек ,естественные –которые созданы природой) (слайд)

                      — Какие водоёмы относятся к искусственным? (слайд)
                      — Какие водоёмы относятся к естественным? (слайд)
                      — Для чего люди создают искусственные водоёмы?

                      4. Части реки.

                      — Как вы думаете на какие части можно разделить реку?

                      Работа по учебнику (с81)-р.п.

                      — Назови и покажи на таблице части реки .(слайд)

                      5. Практическая работа.

                      — Работа в парах с.82

                      Задание №1 (отметь)

                      — Исток реки Незнанки
                      — Правый берег реки Незнанки.
                      — Левый берег реки Незнанки.
                      — Устье реки Незнанки.
                      — Исток реки Осётрик.
                      — Устье реки Осётрик.
                      — На схеме с которой вы сейчас работали ,изображены реки и озеро.
                      — Чем река отличается от озера?

                      — Разделить слова на две группы:

                      Река, озеро, пруд, море, канал ,океан ,водохранилище.

                      — Найди лишнее слово

                      Исток ,устье, берег ,река ,приток .

                      Задание №3 Кроссворд.

                      К маме речке бегу
                      И молчать не могу.
                      Я её сын родной,
                      Родился весной. (ручей)

                      3. Моря,океаны,озёра,пруды-всё это…..(водоёмы)

                      6. Огромное пространство солёной воды. (океан)

                      Чуть дрожит на ветерке
                      Лента на просторе.
                      Узкий кончик в роднике,
                      А широкий в море. (река)

                      1. Искуственный водоём. (пруд)

                      Молодые берёзки
                      Свои перед ним
                      Поправляют причёски.
                      И месяц ,и звёзды
                      В нём отражаются.
                      Как это зеркало называют? (пруд)

                      Шириною широко,
                      Глубиною глубоко,
                      День и ночь о берег бьётся.
                      Из него вода не пьётся.
                      Потому что не вкусна-
                      И горька, и солона. (море)

                      8. Выход подземных вод на поверхность ,то же самое ,что родник. (ключ)

                      Водоёмы Естественные: Океан Море Озеро Река Ручей Искусственные: Канал Водохранилище Пруд. — презентация

                      Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТатьяна Акинфова

                      Презентация на тему: » Водоёмы Естественные: Океан Море Озеро Река Ручей Искусственные: Канал Водохранилище Пруд.» — Транскрипт:

                      2 Естественные: Океан Море Озеро Река Ручей Искусственные: Канал Водохранилище Пруд

                      3 Искусственные водоёмы канал пруд водохранилище

                      4 Естественные водоёмы Северо -Ледовитый океан Карское море река Волга озеро Эльтон ручей

                      5 Москва Крупные реки Москва Яуза Малые реки и ручьи (Примерно 330) Каналы Водоотводный канал Гребной канал Деривационный канал Канал имени Москвы Лихоборский канал (также Головинский) Карамышевское спрямление Хорошёвское спрямление Пруды, озёра ( 32 наименования)

                      7 Гольяновский пруд Гольяновский пруд находится на северо-востоке города Москвы, на территории национального парка «Лосиный остров». Гольяновским пруд назван по имени местности Гольяново, на территории которого находится. Название водоема произошло от бывшего села, известного с XVII века. Сам Гольяновский пруд расположен в пойме реки Сосенка.

                      8 Река Серебрянка (Измайловка, в древности – Робка) с притоками, которая является левым истоком р. Хапиловки, начинается восточнее Москвы и берёт начало из болота за МКАД. Она входит в город вблизи шоссе Энтузиастов, протекает на поверхности по Измайловскому лесопарку с юго-востока на северо-запад, проходит через Серебряно-Виноградный пруд и далее течет на запад, где сливается с р. Сосенкой, вытекающей из Черкизовского пруда, и образует р. Хапиловку. Длина р. Серебрянки составляет около 12 км. На территории Измайловского лесопарка Серебрянка принимает справа Липитинский и Косинские ручьи. На берегах Серебрянки находились сёла Ивановское, Измайлово и Черкизово. Названий водных объектов с основами «серебро», «серебряный» большое количество, и это, как правило, указывает не на нахождение в окрестностях месторождений серебра, а на прозрачность и чистоту воды, на ее сверкание, красоту места.

                      12 Физкультминутка: Мы немного отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже, Солнце жжёт. Побежим скорее в реку, Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ.

                      13 Откройте учебник Прочитайте на странице 15 два первых абзаца Сделайте выводы о роли водоёмов

                      14 Роль водоемов: 1. Хранилища воды. 2. Дом для растений и животных. 3. Место отдыха. 4. Перевозка грузов. 5. Для работы фабрик и заводов. 6. Для питья и приготовления пищи. 7. Для хозяйственных нужд.

                      15 Дочитайте текст до конца. Выполните задание 6 в рабочей тетради на странице 51

                      16 Правила поведения у водоемов: 1. Оберегай животных и растения водоёмов. 2. Не мой в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло. 3. Следи за чистотой воды, расчищай родники и ручьи. 4. Не выбрасывай мусор в водоёмы и не оставляй его на берегу. 5. В меру используй ядохимикаты и удобрения.

                      17 Подведем итог урока (тетрадь для проверочных работ) Домашнее задание: Доклад о любом водоёме

                      Урок. Окружающий мир. «Водоёмы».

                      от проекта «Инфоурок»

                      Описание презентации по отдельным слайдам:

                      Водоёмы Выполнила: учитель начальных классов МБОУСОШ № 1 Ефимова Светлана Викторовна

                      РЕКА Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море. РОДНИК Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. ОКЕАН Он могучий, он огромный. По нему гуляют волны. Омывает всю планету… Догадайтесь, что же это! ОЗЕРО Среди гор иль среди леса, Словно зеркало принцессы. Очень гладкая вода, Вместо рамки – берега. РУЧЕЙ К мамочке-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился я весной. МОРЕ Его узнаешь ты всегда: В нём солёная вода. И цвет в названьях разный – Чёрный, белый, красный. БОЛОТО Все обходят это место Здесь земля, как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. ВОДОЁМЫ

                      океан море озеро болото река ручей пруд канал водохранилище

                      Работа в паре. Обсудите, для чего люди создают искусственные водоёмы.

                      Каналы соединяют реки, для судоходства, в сельском хозяйстве для полива полей.

                      Пруды создают для разведения рыбы и водоплавающей птицы, место отдыха людей.

                      Водохранилища создают для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве, для гидроэлектростанций.

                      Хранилище воды Дом для растений и животных Хозяйственная деятельность человека Место отдыха людей Зачем нужны водоёмы?

                      СБЕРЕЖЁМ СВОЮ ПЛАНЕТУ! МУСОР И ОТХОДЫ — — ДЛЯ ВОДЫ БЕДА!

                      СБЕРЕЖЁМ СВОЮ ПЛАНЕТУ! ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ПЛАНЕТЕ НУЖНА ЧИСТАЯ ВОДА!

                      ПРОВЕРЬ СЕБЯ Река, озеро, море, океан – это искусственные водоёмы. Люди построили запруду и появился на этом месте ручей. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился – канал. Пруд, водохранилище, канал – естественные водоёмы. В Тымовском районе протекает река Тымь. Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. Байкал – самая глубокая река в России. Море – это искусственный водоём. Самый большой водоём – это океан.

                      1. Река, озеро, море, океан – это искусственные водоёмы. 2.Люди построили запруду и появился на этом месте ручей. 3.Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился – канал. 4.Пруд, водохранилище, канал – естественные водоёмы. 5.В Тымовском районе протекает река Тымь. 6.Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. 7.Байкал – самая глубокая река в России. 8.Море – это искусственный водоём. 9.Самый большой водоём – это океан. ПРОВЕРЬ СЕБЯ

                      Д / з : Стр. 82, пересказ, нарисовать условные знаки «Охрана водоёмов».

                      Выбранный для просмотра документ Урок по окружающему миру Водоёмы. 2 класс.doc

                      Управление образования МО «Тымовский городской округ»

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское

                      учитель начальных классов

                      познакомит детей с разнообразием водоёмов, важнейшими водоёмами нашего края.

                      организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

                      организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению видов водоемов;

                      организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

                      обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;

                      помочь осознать учащимся ценность совместной деятельности;

                      создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

                      Познавательное УУД : сформировать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

                      Личностное УУД: сформировать бережное отношение к воде, чувство гордости за свой родной край;

                      Регулятивное УУД: постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем, контроль, коррекция и саморегуляция;

                      Коммуникативное УУД: формулирование и аргументация своего мнения.

                      Базовый учебник Окружающий мир. 2 класс

                      Авторы: А.А. Плешаков

                      Тип урока: изучение нового материала

                      Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

                      Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

                      I .Самоопределение к деятельности.

                      На уроке я сижу,

                      Не шумлю и не кричу,

                      Руку тихо поднимаю

                      Если спросят, отвечаю.

                      — Настроились на хорошую работу, постарайтесь запомнить всё новое на уроке.

                      II . Актуализация знаний.

                      — О чём мы вели разговор на прошлом уроке? ( формы земной поверхности)

                      — Какие формы земной поверхности вы знаете?

                      — Что такое равнина? ( ровные или почти ровные участки земной поверхности)

                      — Как называется углубление в земле с крутыми склонами?( овраг )

                      — Какие горы вы знаете? (Урал, Кавказ, Саяны, Алтай, Камчатка- (Ключевская сопка)

                      — Есть ли горы на Сахалине? Какая?

                      — Какие общие части есть у горы и холма? ( подошва, склон, вершина)

                      — Чем гора отличается от холма? ( высотой)

                      — Какой высоты могут достигать холмы? (до 200 метров )

                      III . Постановка учебной задачи.

                      — Отгадайте загадки: ( Слайд 1 )

                      1.Чуть дрожит на ветерке

                      Лента на просторе,

                      Узкий кончик в роднике,

                      А широкий в море. ( Слайд 1.2 ) (РЕКА)

                      2. Он без рук, он без ног

                      Из земли пробиться смог.

                      Нас он летом, в самый зной,

                      Ледяной поит водой. ( Слайд 1.4 ) (РОДНИК )

                      3. Он могучий, он огромный.

                      По нему гуляют волны.

                      Омывает всю планету…

                      Догадайтесь, что же это! ( Слайд 1.6 ) (ОКЕАН )

                      4. Среди гор иль среди леса,

                      Словно зеркало принцессы.

                      Очень гладкая вода,

                      Вместо рамки – берега. ( Слайд 1.8 ) ( ОЗЕРО )

                      5. К мамочке-речке бегу

                      И молчать не могу.

                      Я её сын родной,

                      А родился я весной. ( Слайд 1.10 ) ( РУЧЕЙ )

                      6. Его узнаешь ты всегда:

                      В нём солёная вода.

                      И цвет в названьях разный –

                      Чёрный, белый, красный. ( Слайд 1.12 ) ( МОРЕ )

                      7. Все обходят это место

                      Здесь земля, как будто тесто;

                      Здесь осока, кочки, мхи…

                      Нет опоры для ноги. ( Слайд 1.14 ) (БОЛОТО )

                      — Как назвать одним словом? ( Слайд 1.15 ) ( водоёмы )

                      — Сформулируйте тему нашего урока.

                      — Достаточно знаний у вас о водоёмах?

                      — А хотите узнать больше?

                      — Что вы хотели бы узнать?

                      ( Что такое водоёмы? Как образуются водоёмы? Виды водоёмов. )

                      IV . Открытие нового знания.

                      — Как вы думаете, что такое водоём?

                      (большое скопление воды, ёмкость для воды )

                      — Где может скапливаться эта вода?

                      ( во время землетрясений, вулканических извержений образуются трещины, углубления, которые со временем заполняются водой )

                      ВОДОЁМ – углубление, заполненное большим количеством воды.

                      — Значит, каким путём образовались эти трещины? ( путём разрушения в природе, т.е. естественным путём ( создала природа ))

                      — А кто ещё может сделать эти углубления для воды? ( человек, выкапывают карьеры и заполняют водой)

                      — Кто поможет мне, на какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их образованию. ( водоёмы: естественные, искусственные. ) ( Слайд 2)

                      — Какие водоёмы вы знаете?

                      — Давайте эти водоёмы распределим по группам.

                      — Назовите естественные водоёмы. ( Слайд 2.1)

                      — Назовите искусственные водоёмы. ( Слайд 2.2)

                      V . Работа в паре. ( Слайд 3)

                      — Для чего люди создают искусственные водоёмы?

                      — Каналы – для судоходства, а в с / х для полива полей, соединяют реки.

                      — Пруд – для разведения рыбы, место отдыха людей.

                      — Водохранилища – для гидроэлектростанций, водоснабжения.

                      VI. Физкультминутка «Речка»

                      К речке быстрой мы спустились,

                      (Ходьба на месте)

                      Наклонились и умылись.

                      Раз, два, три, четыре,

                      Вот как славно освежились.

                      (Хлопки в ладоши)

                      А теперь поплыли дружно,

                      Делать так руками нужно:

                      (Круговые движения руками)

                      Вместе – раз, это – брасс.

                      Одной, другой – это кроль.

                      Плывём как дельфин.

                      Вышли на берег крутой

                      (Прыжки на месте)

                      И отправились домой.

                      VII . Первичное закрепление.

                      — Каждая группа получит описание определённого типа водоёма, прочитав это описание, выделите доказательства и расскажите классу, о каком водоёме пойдёт речь.

                      Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода. Это часть океана, большое водное пространство с горько-соленой водой. Берега России омывают 13 таких водоемов: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское и другие. Многие эти водоемы являются частью океана. Они богаты растительным и животным миром, дают человеку продукты питания, лекарство, служат водными пространствами. Берега этих водоемов – прекрасное место отдыха.
                      Со дна их добывают нефть. Частичка такого водоема есть у всех на столе – ведь из его воды получают поваренную соль.

                      В отличие от реки этот водоем округлой или продолговатой формы, но вода в нем не течет, у него нет начала и конца, правого и левого берега. Это замкнутый в берегах большой, естественный водоем. В эти водоемы впадают реки, поэтому вода в них пресная. В нашей стране есть много таких водоемов. Самый глубокий – Байкал (глубина 1640 метров). Более 330 рек несут в Байкал свои воды, и лишь единственная река Ангара вытекает из него. Очень красивы Ладожское и Онежское.
                      В этом водоеме очень чистая и прозрачная вода. В тихую и солнечную погоду его дно видно сквозь 30-метровый слой воды. В таких водоемах около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов пресной воды нашей страны.

                      Это искусственный водоем, созданный как источник воды для разведения рыбы и водоплавающей птицы, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, орошения и других целей. Площадь его обычно не более 1 км?. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился такой водоем. Он мельче озера, поэтому лучи солнца проникают до
                      дна, и от этого разнообразнее растительный и животный мир в нем. Вода в таком водоеме стоячая, а пополняется он талыми водами и дождями.

                      — А где можно найти информацию о каком – либо водоёме? ( энциклопедии, интернет, учебник, книги )

                      — Есть ли в нашей области или районе какие — либо водоемы ?

                      — Рассмотрите карту Сахалинской области. Что обозначено на ней оттенками синего цвета?

                      — Какое море омывает наш остров? ( Охотское)

                      — С запада Татарский пролив, на юге пролив Лаперуза.

                      — Есть ли озера, реки?

                      — Озера: Тунайча ( Слайд 7) , Кипящее ( Слайд 8) , Невское ( Слайд 9)

                      — Реки: Поронай ( Слайд 10), Тымь ( Слайд 11), Тятина ( Слайд 12), Набиль , Нышь, Найба, Лютога, Сусуя.

                      — Зачем нужны водоемы? ( Слайд 13 )

                      1. Хранилище воды ( Слайд 13.1)

                      2. Дом для растений и животных ( Слайд 13.2)

                      3. Хозяйственная деятельность человека ( Слайд 13.3)

                      4. Место отдыха людей ( Слайд 13.4)

                      — Нужно ли охранять их?

                      — А какой вклад мы можем внести? ( Не загрязнять водоемы бытовым мусором)

                      VIII . Самостоятельная работа с самопроверкой.

                      — А сейчас давайте проверим, все ли вам было понятно?

                      — Тест (Да/Нет) ( Слайд 16)

                      Река, озеро, море, океан – это искусственные водоёмы.

                      Люди построили запруду и появился на этом месте ручей.

                      Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился – канал.

                      Пруд, водохранилище, канал – естественные водоёмы.

                      В Тымовском районе протекает река Тымь.

                      Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы.

                      Байкал – самая глубокая река в России.

                      Море – это искусственный водоём.

                      Самый большой водоём – это океан.

                      — Обменяйтесь тестами с соседом и проверьте зелёным карандашом.

                      — Оцените свою работу.

                      — Кто хорошо разобрался с этим заданием?

                      — У кого возникли затруднения? Где?

                      — А мы сегодня на уроке все узнали о водоемах?

                      — Где можно применить новые знания? (География)

                      — На следующем уроке мы узнаем подробнее о некоторых водоемах.

                      X . Домашнее задание. ( Слайд 18)

                      Стр. 82 –пересказ, нарисовать условные знаки «Охрана водоемов».

                      1. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» , учебник, 2 класс

                      2. С. И. Ожегов «Словарь русского языка», М. «Русский язык», 1990

                      3.. картинки с водоемами

                      4. интернет источники

                      Тексты для групп.

                      Географы разделили эти водоемы на 4 части: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Северный Ледовитый – самый маленький и мелкий, средняя его глубина – 1205 метров. Северным его назвали потому, что находится он на Севере, а Ледовитым – потому что он круглый год покрыт льдами.
                      Лишь только у берегов материка в короткое северное лето этот водоем оттаивает.
                      Тихий – этот водоем самый огромный и самый глубокий.

                      Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода. Это часть океана, большое водное пространство с горько-соленой водой. Берега России омывают 13 таких водоемов: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское и другие. Многие эти водоемы являются частью океана. Они богаты растительным и животным миром, дают человеку продукты питания, лекарство, служат водными пространствами. Берега этих водоемов – прекрасное место отдыха. Со дна их добывают нефть. Частичка такого водоема есть у всех на столе – ведь из его воды получают поваренную соль.

                      В отличие от реки этот водоем округлой или продолговатой формы, но вода в нем не течет, у него нет начала и конца, правого и левого берега. Это замкнутый в берегах большой, естественный водоем. В эти водоемы впадают реки, поэтому вода в них пресная. В нашей стране есть много таких водоемов. Самый глубокий – Байкал (глубина 1640 метров). Более 330 рек несут в Байкал свои воды, и лишь единственная река Ангара вытекает из него. Очень красивы Ладожское и Онежское.
                      В этом водоеме очень чистая и прозрачная вода. В тихую и солнечную погоду его дно видно сквозь 30-метровый слой воды.

                      Это искусственный водоем, созданный как источник воды для разведения рыбы и водоплавающей птицы, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, орошения и других целей. Площадь его обычно не более 1 км?. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился такой водоем. Он мельче озера, поэтому лучи солнца проникают до дна, и от этого разнообразнее растительный и животный мир в нем. Вода в таком водоеме стоячая, а пополняется он талыми водами и дождями.

                      Читайте так же:  Почему петр 1 построил санкт-петербург в устье реки невы