Майкоп собор

Майкоп. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый).

О строительстве Успенского собора в г.Майкопе

12 ноября 1880 г. в Кавказскую Духовную Консисторию поступило письмо Майкопского городского головы Д. Зинковецкого, в котором, в частности, говорилось: В 1867 г. при начатии заселения местности, предположенной для г.Майкопа, признано было необходимым в центральной части оставить свободное место для постройки православной церкви, на каковой предмет оставлен по плану города целый квартал, выходящий лицом на 4 улицы и имеющий пространство 4900 кв. сажен. С объявлением Майкопа городом вокруг этой церковной площадки построено около 1500 жилых домов с населением в них до 15 тыс. жителей обоего пола, но самой церкви при бедности населения не построено и до настоящего времени. Городское общественное управление, признавая настоятельную и безотлагательную необходимость в постройке церкви в центральной части города (именно на месте, оставленном при первоначальном заселении Майкопа), но, не имея к этому средств, возлагает на городского голову ходатайство о займе городом из государственного казначейства 30 тыс. рублей сроком на 30 лет. В 1879 г. такое ходатайство было возбуждено. Начальник Кубанской области сообщил, что Главное управление Наместника Кавказского просило содействия обер-прокурора Святейшего Синода к отпуску г.Майкопу на построение православной церкви 30 тыс. руб. в виде беспроцентной ссуды, но получило отказ ввиду отсутствия в духовном ведомстве свободных сумм. Городское общественное управление вновь уполномочило городского голову ходатайствовать перед Наместником Кавказским о разрешении открыть подписку на сбор средств на постройку церкви и перед Наказным атаманом Кубанского казачьего войска о заимствовании г.Майкопу из войсковых сумм 10 тыс. руб. серебром на постройку церкви.

В Майкопе к этому времени уже была построена и действовала одна православная церковь. Документы о ее строительстве не сохранились, но сведения о ее существовании имеются в докладе городского головы на заседании городской управы 25 августа 1879 г. В докладе сообщалось, что к 1871 г., времени введения в г.Майкопе гражданского управления, население составило 10 тыс. жителе1й гражданского ведомства, а к концу 1878 г. – 23 тыс. жителей, все православного исповедания. Построение церкви по крайне бедности, за малым исключением населения оказалось непосильной задачей. Попытка собрать для этого деньги посредством добровольных пожертвований дала возможность построить первый храм (церковь), по размерам своим не вмещающую и 15-й части горожан1. Судя по документам, церковь эта носила имя Александро-Невской, была весьма отдалена от вновь образовавшегося поселения, где были сгруппированы ? горожан и, по крайней мере, для половины населения была совершенно недоступна.

Епархиальное начальство в письме от 18 января 1881 г. сообщило Майкопской городской управе, что для получения разрешения необходимо представить в Консисторию ходатайство доверенных от жителей города, сообщить, на какие деньги предполагается начать постройку и получить сообщение от Наместника Кавказского. 25 мая 1881 г. городской голова объяснил в своем письме в Консисторию, что городская Дума – представитель городского общества, уполномочивая его на ходатайство о разрешении добровольной подписки по Кубанской области на сбор добровольных пожертвований, не имела ввиду обходить Духовную Консисторию, а лишь потому обратилась помимо Епархиального начальства, что вопрос о самой постройке церкви еще не стоял, прежде всего предстояло решить задачу о материальной стороне этого дела, а потом уже о самой постройке.

К концу мая 1881 г. вопрос о постройке Соборного храма всесторонне был решен, и Дума по составлении соответствующего плана и сметы намеревалась в непродолжительное время представить эти документы лично епископу. Был также разрешен заем 10 тыс. рублей войсковых сумм наказным атаманом Кубанского казачьего войска, так что городская управа имела уже 22 тыс. рублей на постройку храма. К этому письму приложена копия из журнала заседаний Майкопской городской думы от 2 апреля 1881 г., на котором был утвержден предварительный проект Соборного храма. Дума уполномочила городского голову найти сведущего архитектора, план и смету представить в строительное отделение Кубанского областного правления, а затем – на утверждение и разрешение самой постройки – Епископу Кавказскому и Екатеринодарскому, просить его об освящении места под храм, а также о назначении святого, в честь которого будет строиться и именоваться Соборный храм.

Постройку храма было решено производить хозяйственным способом под наблюдением одного из архитекторов, для чего был назначен особый комитет из лиц, имеющих право голоса при выборах, а именно: гласных Ивана Петровича Сиротенко, священника Евгения Афанасьевича Левицкого, Ильи Степановича Аркаданского, Василия Ивановича Сурина и домовладельцев Алексея Петровича Ерина, Дмитрия Ивановича Косякина и Павла Макеенко под председательством городского головы Дмитрия Ивановича Зинковецкого. На комитет были возложены обязанности по закупке и заказам всех необходимых для постройки Соборного храма материалов, наем мастеров и рабочих, наблюдение за производством самой постройки.

Вскоре городской голова Дмитрий Зинковецкий обратился с прошением к Епископу, представив план Соборного храма, подписку областного инженера Черняховского и копию постановления Думы о разрешении обществу г.Майкопа на средства города построить Соборный храм. 29 ноября 1881 г. вопрос в принципе был решен, необходимо было лишь сделать некоторые уточнения в плане. Жуховная Консистория дала разрешение на строительство, определила посвятить храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а престол и приделы – в память мучеников Бориса и Глеба.

Благочинному церквей 15-го благочинного округа Кубанской области протоиерею священнику Евгению Петровскому была выслана Храмозданная грамота на «постройку в г.Майкопе каменной церкви с колокольней (в новой его части) с одним главным престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы».

18 марта 1882 г. комиссия в составе благочинного протоиерея Петровского, архитектора Хлебникова, городского головы Зинковецкого, члена городской управы Аксентовича в присутствии гласных Думы Аркаданского и Федулова, а также граждан г.Майкопа Ерина и Мокиенко осмотрела место, предполагаемое для постройки церкви и нашла, что «оно находится в восточной части г.Майкопа и составляет площадь в 4900 кв. сажен, окружено со всех сторон проезжими улицами, а потому для постройки церкви признано приличным и удобным» и вследствие этого сделана разбивка местности во всем согласно с планом, утвержденном строительным отделением Кубанского областного правления».

2 апреля 1882 г. священник Евгений Петровский по чиноположению Православной церкви сделал закладку церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

11 сентября 1882 г. благочинный представляет в Духовную Консисторию рапорт о том, что постройка новой каменной церкви в новой части г.Майкопа продолжается, устроены фундамент и цоколь, и продолжается возведение стен. К 14 августа 1883 г. здание церкви было отстроено выше окон. 18 августа 1883 года военный совет Кавказского военного округа разрешил войсковому хозяйственному правлению Кубанского казачьего войска выдать г.Майкопу из войскового капитала на постройку православного храма в ссуде 10 тыс. рублей за 6% в год сроком на 10 лет с условием уплаты ежегодно на погашение ссуды по одной тысяче рублей и, кроме того, причитающихся по ней процентов. На выдачу этой суммы был открыт последним параграфом по войсковой раскладной смете Кубанского казачьего войска на 1883 г. сверхлимитный кредит в размере 10 тыс. рублей.

Читайте так же:  Исаакиевский собор на невском проспекте

К 17 августа 1884 г. была построена половина колокольни и свод над трапезной храма, а к 5 сентября 1885 г. устроены по углам храма 4 главы и продолжалась постройка купола. В августе 1886 г. начались работы внутри храма – штукатурка стен, которая была окончена лишь к июню 1887 г., затем была начата настилка полов.

20 июня 1887 г. члены комитета по постройке церкви представили Епископу проект иконостаса со списком икон, предполагаемого к устройству в новом храме: «…В храме сем мы желаем иметь два Святых Престола – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а второй – в правой стороне храма – во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова…».

27 августа 1887 г. Ставропольская Духовная Консистория разрешила притчу Александро-Невского собора г.Майкопа отправлять в строящейся Благовещенской церкви некоторые богослужения и духовные требы, кроме Божественной литургии.

17 марта 1888 г. причт Александро-Невского Собора г.Майкопа обратился с просьбой к исполняющему должности благочинного Евгению Соколову ходатайствовать перед Духовной Консисторией о разрешении освятить в храме придельный престол в честь и память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова во вновь устроенной Благовещенской церкви с выдачей святого антиминса и открыть в нем временное богослужение с отправлением всех церковных треб для удобства прихожан. Иконостас к тому времени в данном приделе был уже установлен, престол и жертвенник также постановлены, необходимая для святейшего служения утварь приобретена. Ходатайство увенчалось успехом и 3 апреля 1888 г. священник Евгений Соколов освятил придельный престол в честь и память Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на новом святом антиминсе.

16 декабря 1888 г. гражданский инженер Кубанского областного правления Хлебников, Майкопский городской голова и доверенные от общества, освидетельствовали выстроенную пятиглавую Соборную церковь с колокольней и нашли, что все работы по ее постройке произведены из доброкачественных материалов с удовлетворительной прочностью и согласно проекту, утвержденному начальником Кубанской области генерал-адъютантом Шереметьевым 17 февраля 1883 г. В акте указано, что 54 аршина общая длина церкви с колокольней, считая от восточной алтарной стены до западных дверей в колокольне, а общая 26 аршин ширина церкви от северных до южных дверей, высота главных стен церкви и колокольни от земли до первого верхнего карниза 18,5 аршина, общая же высота церкви от земли до креста 51,5 аршина, а общая высота колокольни от земли до верхнего креста – 57,5 аршина. Церковь была выстроена на каменном фундаменте и цоколе, стены со сводами и куполами сложены из кирпича и покрыты железом, окрашенным масляной краской. На момент освидетельствования был поставлен один малый иконостас, установка среднего и большого иконостаса еще продолжалась.

30 апреля 1891 г. благочинный протоиерей Евгений Соколов в своем рапорте Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Евгению сообщает, что постройка новой каменной церкви окончена в 1888 г., в одном приделе совершаются богослужения, а главный алтарь не был освящен, т.к. не был закончен из-за недостатка средств. К апрелю 1891 г. на средства города были приобретены все иконы в иконостас: имелись, благодаря пожертвованию, ковчег, потир и Евангелие для Главного престола. Городская Дума ассигновала 2000 руб. на устройство сторожки и обещала удовлетворить все остальные нужды нового храма (а нужно было окрасить и вызолотить иконостас, устроить вторые стеклянные двери, написать иконы четырех Евангелистов в куполе, окрасить полы в алтарях и амвоны, приобрести приличный Соборному храму колокол). В своем рапорте благочинный просил о скорейшем освящении нового Соборного храма в честь и память Успения Пресвятой Богородицы, с тем, чтобы вновь освященный храм именовать Собором, а Собор Александро-Невский переименовать в приписную к новому Собору Александро-Невскую церковь.

21 мая 1891 г. протоиерей Евгений Соколов освятил Главный алтарь и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на новом святом антиминсе.

Майкопский городской голова ввиду полного окончания строительства нового храма также ходатайствовал о переименовании ново-построенного храма в Соборный вместо существовавшего такого же деревянного старого собора во имя благоверного князя Александра Невского, построенного стараниями горожан в 1864 г. Основным мотивом этого предложения было то, что новый храм стоит в центре города, а старый собор маловместителен. 9 июля 1891 г. был принят указ Святейшего Синода о переименовании каменной Успенской церкви в Соборную с припиской к ней старой деревянной соборной церкви.

В 1891 г. была составлена Главная опись Успенского собора, в которой собор описан таким образом: «Церковь с колокольней кирпичная на каменном фундаменте, внутри оштукатурена. Пространство Главного алтаря от восточной стороны до Царских врат 9 и ? аршина, от западной досеверной стороны 11,5 аршин. Пространство придельного алтаря от восточной стороны до Царских врат 6.5 аршин, от западной до северной стороны 7,5 аршин; по правую сторону такой же длины и ширины ризница с приделанным к ней помещением для пономарки длины и ширины 3,5 аршин. Пространство от иконостаса ло трапезной 24 аршина и в ширину 25 аршин, трапезная длиной 11 аршин и ?, а шириной 11 ? аршин. Колокольня длиной до западных входных дверей 8 аршин и шириной 4,5 аршин. Дверей всех в церкви 5. Окон всех застекленных в церкви 22, из них 10 в нижнем ярусе с железными решетками. В колокольне 13 окон, из них застеклено 8. Церковь построена на городские средства».

Майкоп. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1888г. Четверик с декоративным пятиглавым завершением, с трапезной и шатровой колокольней.

В годы советской власти не закрывалась, с 1994 — кафедральный собор.

И в один, и в другой храмы жителям западной части Майкопа ходить казалось далеко. В феврале 1881 года состоялся сход граждан этой окраины, на котором и было принято решение о строительстве «своей» церкви. Возглавить это благое дело сход поручил отставному коллежскому асессору Г.А.Коваленко, который стал и главным попечителем, и хранителем, и распорядителем пожертвований на строительство церкви.

Церкви тогда строили «всем миром»: каждый вносил посильную лепту — кто деньгами, кто стройматериалами, а кто и трудом. Были составлены списки — кто сколько каких стройматериалов должен привезти на стройку. А за рытье траншей для фундамента прихожане взялись сами. Однако Кавказская духовная консистория приняла решение запретить строительство, поскольку не было получено благословение архиерея.

Читайте так же:  Время службы в успенском соборе

В мае 1882 года попечитель Г.А.Коваленко направил прошение епископу Ставропольскому о разрешении строительства, и 12 июня 1882 года Кавказская духовная консистория дала добро на продолжение работ. В 1884 году церковь была подведена под крышу. Дальнейшее строительство было приостановлено — поистощились кошельки у прихожан. Стали просить средства у епархиального управления.

С большим трудом строительство продолжилось, и к сентябрю 1885 года, как писал в епархиальное управление благочинный Евгений Петров, строительство церкви снаружи было завершено. На внутреннюю отделку, роспись храма ушло еще несколько лет, и только 12 марта 1889 года церковь, нареченная в честь Святой Троицы, была освящена. В ней начались регулярные богослужения. Первым настоятелем был назначен священник Симеон Левашов, родом из станицы Ахметовской.

Вскоре при церкви была открыта приходская школа, первым директором которой стал известный городской просветитель Константин Шапошников.

Церковь Святой Троицы, как и все храмы Майкопа, постигла печальная участь: в 1937 году она была закрыта. Колокола сняли, колокольню разрушили. В помещении храма располагались разные склады, в том числе и зерновой. В 1942 году во время оккупации Майкопа гитлеровцами бургомистр города отдал распоряжение об открытии Свято-Троицкой церкви. С тех пор она не закрывалась, долгие годы оставаясь единственной действующей в Майкопе.

В 1994 году, когда была образована Майкопская и Армавирская епархия, церковь эта стала главным храмом — Свято-Троицким кафедральным собором. А бывшую приходскую школу, в которой в советское время были начальная школа и филиал средней, реорганизовали в православную гимназию.

Став собором, церковь расширялась. Был достроен алтарь, сделана пристройка с папертью, восстановлена колокольня. Кстати, тут определенную роль сыграла наша газета. Как-то настоятель церкви тех лет протоиерей Геннадий Макаренко посетовал, что не сохранился проект храма и неизвестно, где была колокольня. Мы обратились с просьбой откликнуться к тем читателям, кто знает, где была звонница. Последний звонарь церкви (из станицы Абадзехской) рассказал, где находилась колокольня, и ее восстановили на прежнем месте. Обновлены двери, оконные рамы, роспись храма. Во дворе собора построен в 2006 году крестильный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

Майкопский Троицкий собор

Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Дальняя, 1а
  • Тел.: (8772) 55-57-82, факс: (8772) 55-50-06
  • Официальный сайт: http://adygeya-orthodoxia.ru/
  • Каноническая территория: Республика Адыгея
  • Кафедральные соборы: Троицкий и Успенский (строится) в г. Майкоп
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Первые семена христианского вероучения в пределы центральной части Северного Кавказа были занесены еще в I веке благодаря трудам апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. В эпоху святого императора Иустиниана Великого в VI веке на Кавказ успешно распространяла влияние Восточная Римская империя, и к этому периоду относится новая волная обращения адыгов в Христианство. В Зихии к тому времени имелось четыре епархии — Фанагорийская, Матрахская, Зихопольская и Никопсийская. Многие адыгские сказания об этих временах сохранили память о деятельности православных священников («шогени,» «шеуджен») и епископов («шехник»). Следующей вехой христианизации Северного Кавказа было образование Тмутараканского княжества с центром в Таматархе (Тмутаракань, ныне Тамань) в X-XI веках. В эту пору православное христианство поддерживалось здесь духовенством как Константинопольской (греками и русскими), так и Грузинской Церквей.

    После падения Константинополя в середине XV века византийские связи с Кавказом прервались и греческое духовенство перестало проповедовать горцам. Тяжелый удар по Христианству на Кавказе был нанесён в 1717 году, когда османский султан Ахмед III договорился с крымским ханом Девлет-Гиреем об обращении адыгов силой оружия в мусульманство. В то время многие служители Церкви были убиты, их священные книги преданы огню, епископские посохи сломаны [1]

    С конца XVIII века, вместе с вхождением края в состав Российской империи, Православие снова насаждается тут. В 1792 году черноморские казаки переселяются на Кубань и их духовное окормление было поручено епископу Феодосийскому. С 1829 года Северный Кавказ входил в Донскую епархию; с 1842 года — в Кавказскую, с 1885 года поименованную Ставропольской. С 1919 года здесь стала действовать также Кубанская (затем Краснодарская) епархия.

    Майкопская кафедра была впервые учреждена как викариатство Кубанской епархии в 1920-е годы. Период советской власти, как и в прочих частях России, был тяжелым для Православной Церкви в этом краю, но с середины 1980-х годов пошло возрождение церковной жизни.

    28 марта 1991 году было создано Майкопское благочиние Краснодарской епархии с центром в Майкопе. В 1992 году последовало преобразование Адыгейской автономной области в Республику Адыгея также со столицей в Майкопе.

    По представлению архиепископа Краснодарского Исидора Священный Синод 26 февраля 1994 года учредил самостоятельную Майкопскую епархию с центром в Майкопе на территории Республики Адыгея и 13 районов Краснодарского края. 5 октября того же года к епархии также были причислены приходы Русской Православной Церкви в Армении [2].

    28 декабря 2000 года из состава епархии были выделены приходы находящиеся в пределах Краснодарского края и возвращены Краснодарской епархии. Вероятно тогда же Краснодарской епархии были переданы и приходы в Армении.

    Исторические названия

    • Майкопская (викарная)
    • Майкопская и Армавирская (26 февраля 1994 — 28 декабря 2000)
    • Майкопская и Адыгейская (с 28 декабря 2000)
    • 26 февраля 1994 — 72 прихода [3]
    • декабрь 1998 — 111 приходов в 7 благочиниях [3]
    • 2004 — 38 приходов и 1 монастырь; в приходах епархии служат 40 священников и 2 диакона
    • апрель 2011 — 1 монастырь; 55 приходов; 64 священника, 9 диаконов [4]
    • март 2019 — 65 приходов, строятся ок. 10 храмов [5]
    • Александр (Тимофеев) (26 февраля 1994 — 17 июля 1995)
    • Филарет (Карагодин) (17 июля 1995 — 28 декабря 2000)
    • Пантелеимон (Кутовой) (28 декабря 2000 — 27 мая 2009)
    • Тихон (Лобковский) (с 27 мая 2009)
    Майкопская епархия

    География благочиний

    Использованные материалы

    [1] Память об этом событии сохранялась в народных присловьях и в XXI веке. Так, среди черкесов бытует клятва — «Чтобы твоё имущество было расхищено как расхищены были шогенские (священнические) жезлы!».

    Собор Троицы Живоначальной в Майкопе

    К ирпичная церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1888. Четверик с декоративным пятиглавым завершением, с трапезной и шатровой колокольней. В годы советской власти,в 1937 году, был закрыта. Колокола сняли, колокольню разрушили. В помещении храма располагались склады.

    В 1942 году открыт и с тех пор она не закрывался, долгие годы оставаясь единственным действующим в Майкопе. С 1994 — кафедральный собор. В настоящее время кафедральный собор Майкопской и Адыгейской епархии.

    • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
    • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
    • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
    • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
    • Как предложить событие в «Афишу» портала?
    • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: culture.ru/bid. Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    В предпасхальные дни местом притяжения многих майкопчан становятся православные храмы. Созывают прихожан на богослужение церковные колокола. Правда, нынче не во всех храмах города есть звонницы с колоколами, а в старом Майкопе в пасхальные дни радовал слух людей пасхальный благовест, улетавший в весеннее небо с церковных колоколен.

    Главным храмом в дореволюционном Майкопе был Свято-Успенский собор, стоявший на месте нынешних корпусов АГУ. Поскольку находился он в центре города, его прихожанами были богатые и знатные майкопчане, которые являлись жертвователями при сооружении собора и впоследствии оказывали благотворительную помощь. В богоборческие тридцатые годы собор был разрушен. Причем местные взрывники не могли справиться с прочными стенами. Власти вызвали подмогу из Ростова, и собор был разрушен. По старому Майкопу ходили разговоры: когда сбросили на землю главный колокол, его жалобный стон был слышен во всей округе, даже в станице Абадзехской.

    История сохранила имя последнего настоятеля Свято-Успенского собора — Михаила Костинского. У его правнучки Елены Зайцевой, работницы станции скорой медицинской помощи, сохранились фотографии прадеда. Она рассказала о его судьбе: когда собор разрушили, настоятеля вместе с семьей выселили из церковного дома, и он доживал свой век в съемной халупе на окраине Майкопа.

    В девяностых годах, когда отношение власти к церкви изменилось и верующим начали возвращать церковные здания, было решено воссоздать Свято-Успенский собор. Городские власти отвели место под застройку. Был заложен фундамент. Его освятил побывавший в Майкопе в 1996 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Но из-за недостатка средств собор строится медленно.

    По улице Пушкина, напротив госпиталя в старом Майкопе, был храм Александра Невского. Он считался войсковым, и прихожанами его были военные. Судьба у этого храма особая. Безбожники не стали его разрушать. В нем устроили аптечный склад. Просуществовал он до начала восьмидесятых годов, когда потребовалась строительная площадка для здания военкомата. Храм был деревянный, его разобрали по бревнышку.

    На улице Советской между Прямой и Заводской стоял Свято-Покровский храм. В его ограде находили последний приют умершие майкопские священники. В тридцатых годах Покровскую церковь разрушили, белый тесаный камень пошел на строительство школы.

    На старом Майкопском кладбище был Свято-Воскресенский храм. В годы советской власти он был превращен в мастерскую для изготовления надгробных памятников. Этот храм в числе первых был возвращен православной церкви. Стараниями старейшего священника Майкопа протоиерея Бориса Малинки церковь была восстановлена. Сейчас это казачий храм.

    На углу улиц Свободы и Мопра находится один из старейших храмов города. До революции это была Свято-Троицкая церковь, первой открывшая для детей из бедных семей начальную церковно-приходскую школу с бесплатным обучением. Первым директором школы был городской интеллигент Константин Шапошников, он прихрамывал на правую ногу, и за школой закрепилось шутливое название «хромая школа».

    Кстати, Свято-Троицкая церковь единственная, которая не закрывалась, кроме как в предвоенные годы. Открылась в годы войны и вместе с вдовами погибших на фронте оплакивала великое народное горе.

    В архиве сохранился любопытный документ — приказ коменданта только что освобожденного от гитлеровцев Майкопа, в котором разрешается хождение по улицам города в предпасхальную ночь, а священнику Свято-Троицкой церкви комендант предписывал сохранять светомаскировку (тогда случались налеты немецкой авиации на освобожденные и начавшие восстанавливаться населенные пункты): занавесить окна, не выходить на улицу с огнем, даже с зажженными свечами. Пасхальный крестный ход вокруг храма прошел без свечей.

    После того как в Майкопе было создано епархиальное управление (сначала Майкопско-Армавирская, а затем Майкопская и Адыгейская епархии), Свято-Троицкая церковь стала кафедральным собором. А в доме «хромой школы» была открыта православная гимназия во имя Сергия Радонежского, имеющая аккредитацию среднего общеобразовательного учреждения. В ней уже сделано несколько выпусков. Здание гимназии расширилось, стало двухэтажным.

    Читайте так же:  Антверпенский собор