Собор в олонце

Смоленский собор г Олонца освящен в 1830 году. Расположен на небольшом островке Мариам, лежащем ниже места слияния рек Олонки и Мегреги. Длина его всего 160 метров, а ширина едва достигает 50 метров. Этот островок олончане облюбовали с древних времен. Располагаясь почти в центре древнего погоста, он был очень удобен для устройства переправ, мостов через протоки и для храмового строительства.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Первой церковью, построенной на острове в древности, был Никольский храм, перенесенный позднее на противоположный берег Олонки. Писцовая книга 1582-1583 годов упоминает о нем в как о теплой церкви, “пожженной немецкими людьми”. О его строителе, неком богатом купце, жившем здесь же на острове сохранилось предание, рассказанное монахиней Варварой — местной карелкой, умершей в 90-летнем возрасте в 1996 году.

Однажды увидел он во сне плачущую на камне женщину. “Освободи этот остров мне, — просила она, — и я спасу ваш город. ” В те времена из-за свирепствующей чумы Олонец и в самом деле нуждался в защите. Но одолели купца сомнения, и решил он прежде всего поставить свое условие: “ Если утром на каждом дереве увижу по белке, то так и быть, уйду отсюда”. Таким был его ответ, а проснувшись утром, купец убедился, что сон его был дивным. Не то что на каждом дереве, но на каждой ветке сидели белки. И как только купец ушел с острова, в Олонце прекратился мор.

Хранят православные города еще одно предание — о том, что сама Пресвятая Богородица избрала их небольшой островок местом своего обитания, приплыв на него в рукописном образе. Однажды увидели горожане на реке яркое сияние. Исходил огонь от иконы, стоящей на камне напротив острова. Это был образ Смоленской Божией Матери, сохранившийся до наших дней. Его безуспешно пытались снять с камня, пока позвали тех, кого почитали праведниками. Для этого чудотворного образа и был выстроен Смоленский собор.

О деревянной церкви Пречистой Богородицы “Одигитрии говорится уже в книге 1646 года. Затем костромские каменщики С.Васильев и Ф.Алексеев перестроили ее на каменную. В архиве сохранилась поручная запись и записная книга расходов на ее постройку за 1744-1749 годов. Однако изображение храма не имеется. В архиве нашлись только данные о его размерах: 18 на 7 сажен.

В 1819 году Олонец посетил Александр I. Церковь, в которой он молился, уже была в ветхом состоянии. Царь назначил 20 тыс. рублей на ремонт или постройку нового храма. К строительству приступили в 1824 году. Установить, по какому проекту он сооружен, пока не удалось, но несомненно, что в его основу положены чертежи высокопрофессионального архитектора. Новая церковь отвечала всем основным принципам архитектуры александровского классицизма и традиционного пятиглавия. Вся композиция собора с колокольней имела острый динамический характер. При въезде в город со стороны Ладоги храм напоминал плывущий корабль.

“. Нельзя не заметить древности икон, украшающих храм во множестве, — писал о церкви К.К.Случевский, — они вообще довольно мелки, несомненно принадлежали когда-то другому, несуществующему храму, и для любителей древней живописи нашей представляют обильное поле для исследования”. До сих пор в храме сохранилась только древняя икона Смоленской Божией Матери.

Была в церкви еще одна достопримечательность — катафалк, на котором везли тело Александра I из Таганрога в Петербург. Получен он был по ходатайству олонецкого купца И.Ф.Редуева и поставлен в церкви между двумя столбами.

После революции собор оказался в полуразрушенном состоянии. Он потерял все свои высотные части — от колокольни до глав и служил кинотеатром, а с 1974 года — музеем. Вход в здание был сделан с востока, для этого в алтарной части прорубили дверь.

Первые обращения с просьбой возвратить собор были поданы в 1989 году. Возвратили храм верующим в марте 1992 года. Сейчас изучается и воссоздается его бывший архитектурный облик. За высокие градостороительные и архитектурные качества здание собора предлагается взять на учет и охрану как памятник архитектуры, а остров Мариам с мостами отнести к заповедной зоне городской территории.

В богатом Олонце стояло когда-то много храмов. Судьба их сложилась по-разному, до наших дней уцелело всего 2 — Смоленский и Успенский. Сегодня церковь иконы Смоленской Божией Матери является соборным храмом города. Некоторое время в нем находился краеведческий музей. В газетах уже не раз печаталось о том, в каком печальном состоянии находится собор. Прихожане во главе с настоятелем иереем Михаилом собственными силами восстанавливают его былую красоту. В досоветские времена соборным храмом Олонца был каменный Никольский.

С установлением власти большевиков по всей стране прокатилась кампания по закрытию многих церквей. Большинство храмов и часовен в Карелии были ликвидированы в 30-е годы. Местными властями это представлялось как волеизъявление самого народа. Сначала проводились «мероприятия предварительного характера»: устраивались антирелигиозные кампании в прессе, читались доклады и лекции на соответствующие темы ( «Религия как тормоз социалистического развития», «Классовая сущность пасхи» ). Затем проводились общие собрания населения, в ходе которых проходило голосование. Многие в новых условиях жизни по известным причинам предпочитали скрывать свои религиозные чувства и убеждения.

    Никольский собор с конца 20-х годов пытались закрыть и устроить в нем Дом просвещения. При соборе тогда была зарегистрирована община верующих, включавшая примерно 350 человек. В архиве сохранился протокол ее заседания, которое состоялось 19 декабря 1930 года. Для того, чтобы оставить в своем пользовании Никольский собор, верующие решили отдать в пользу государства Казанскую церковь .

    Тогда же была организована еще одна община верующих при Успенской кладбищенской церкви (на снимке). Для отправления в нем богослужений было решено нанимать причт Никольского собора, который состоял из двух священников и 2 диаконов. Успенский храм оставался открытым все годы советской власти. Характерная деталь — на том же заседании ставился вопрос о дровах. Из-за недостатка денежных средств в церковной кассе верующие договорились добровольно жертвовать свои дрова на отопление церквей.

    Еще несколько слов о Казанской церкви. В те времена в с.Олонец интенсивными темпами шло строительство. В 1931 году от местных властей поступило предложение передать одну церковь райпотребсоюзу под столовую для рабочих строителей. Оно подкреплялось следующим соображением: «при настоящей организации питания большевистские темпы строительства не достигаются». Рабочие недовольны, их надо кормить, и здание Казанской церкви как раз подходило под столовую.

    В 1938 году было принято постановление о закрытии и сносе двух олонецких деревянных церквей — Тихвинской и Пятницкой . Причины — ветхость и отсутствие ремонта.

    Сохранилась статистика о церквях и часовнях Олонецкого района на декабрь 1939 года. На тот момент было закрыто 32 молитвенных зданий, 16 — использовано под учреждения культуры, 8 — снесены или сгорели, 6 — использовано под склады, 2 — пустовало. В апреле 1939 года в Олонецком районе насчитывалось 11 служителей культа, в том числе олонецкий священник Виктор Яковлевич Пономарев, также известно имя церковного старосты — Гаврила Иванович Лукин.

    Окончательное решение о ликвидации Никольского собора было принято при активнейшем участии В.И. Клишко. Этот человек сыграл заметную роль в проведении антицерковной политики в Карелии. Долгие годы он являлся председателем союза воинствующих безбожников Карелии. В 1950 году, будучи уполномоченным совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР, он добился закрытия Олонецкого собора. После этого в городе осталось открыта лишь кладбищенская Успенская церковь. Кстати, во всей Карелии благодаря его стараниям уцелело всего 7 действующих храмов

    Олонец. Собор Смоленской иконы Божией Матери.

    Олонец, Смоленский собор. Освящён в 1828 г. В 1990-х гг. возвращён Церкви, действует. Есть проекты восстановления собора в первозданном виде (и макет с чертежами в храме), но за последние три года изменений никаких.

    Олонец — город у слияния рек, решивший своими мостами соединить разделённые водными преградами берега. Всего мостов в Олонце. по рассказам его жителей, — восемь. И это на 11 (одиннадцать!) тысяч жителей! Кто хочет проверить – приезжайте. А как приедете и пройдётесь по многочисленным олонецким мостам… Обязательно выйдите на небольшой (длиной – не более 160, а шириной около 50 м) островок Мариам, что лежит ниже места слияния реки Мегреги с Олонкой. А ещё до того, как выйдите, увидите стоящую на острове каменную пятиглавую церковь Иконы Смоленской Божьей Матери с трапезной и колокольней, что построена в 1824-1830 гг. в стиле классицизма.

    О строительстве этого храма есть интересная легенда. Мол, в 1819 году Олонец посетил Александр I. И не просто посетил, а зашел помолиться о здравии своих подданных. А как зашел, так пришел в неописуемый ужас. В таком плачевном состоянии тогда находилась церковь Иконы Смоленской Божьей Матери. Её ветхость настолько потрясла императора, что он незамедлительно выделил на ремонт или постройку нового храма 20 тыс. рублей. И через пять лет началось строительство.

    Кстати, с именем Александра I связана ещё одна легенда. До революции церковь была действующей и к категории олонецких достопримечательностей ещё не относилась. Достопримечательность — катафалк, на котором везли тело Александра I из Таганрога в Петербург, стоял внутри церкви, между двумя столбами. В Олонец же катафалк попал благодаря немалым стараниям олонецкого купца И. Ф. Редуева.

    В советское время Собор долгое время был закрыт. Колокольня и завершения — сломаны. Сначала в здании размещался кинотеатр, потом (с 1974 г.) музей. В 1989 церковь возвращена верующим и начато её восстановление, которое на сегодняшний день практически завершено.

    При подготовке материала частично использована статья Константина Кучера «Олонец. Что определяет лицо этого города?», опубликованной 09.01.2011 г. в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру» © 2000–2012 .

    Реставрация Олонецкого храма

    На церкви Смоленской иконы Божией Матери в Олонце завершается первый этап ремонтно-реставрационных работ. Зданию, перестроенному в советский период и многие годы использовавшемуся не по назначению, будет возвращен исторический облик.

    Церковь находится на острове Мариам, расположенном в центре города на месте слияния двух рек — Олонки и Мегреги. По данным записей писцовой книги культовые постройки существовали здесь с XVI в. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери была возведена в 1828 г. на месте ветхого Смоленского собора на средства, выделенные по указу императора Александра I после посещения им Олонца.

    Церковь была построена из кирпича и оштукатурена. Она представляла собой здание классического стиля, выстроенное в соответствии с канонами церковной архитектуры и состоящее из четырех объемов: сорокаметровой трехъярусной колокольни, трапезной, храмовой части и алтаря. Пятиглавый храм стал главной архитектурной доминантой Олонца. Его золоченые купола и колокольня виднелись за многие версты от города. Сохранились гравюры и фотографии, на которых видно, какой была церковь в конце XIX — начале ХХ вв. В таком виде она просуществовала до 1930-х гг., однако время и исторические события тех лет не пощадили ее.

    В годы гонений на церковь были снесены купола и взорвана колокольня. Вместо колокольни была сооружена деревянная пристройка с двускатной кровлей. Долгое время здание использовалось не по назначению: сначала в нем находился клуб, а затем – краеведческий музей. В результате храм претерпел многократные изменения своего архитектурного облика.

    В 1992 г. здание церкви было возвращено Петрозаводской и Карельской епархии, но для его использования требовалось проведение реставрационно-восстановительных работ, которые были начаты в 1998 г. на основании проекта реставрации, разработанного проектной организацией ЗАО «ЛАД» (Петрозаводск). За прошедший период были восстановлены утраченные завершения храма – барабаны и купола церкви, восстановлены оконные и дверные заполнения, проведены кровельные работы и отделка фасадов. Производство работ финансировалось из различных источников. Из федерального бюджета было выделено 3,5 млн. рублей, из республиканского бюджета – 8,5 млн. рублей, Приходом Смоленского собора были привлечены также и внебюджетные средства.

    В рамках празднования 360-летнего юбилея Олонца в текущем году предусмотрена сдача первого этапа ремонтно-реставрационных работ: завершение работ по храмовой части и трапезной, устройство нового входа, ремонт электрических сетей, устройство теплых полов, выполнение наружных и внутренних отделочных работ. Работы проводят специалисты ООО «Неосистемы Инжиниринг».

    26 сентября 2009 г., впервые после долгого перерыва, в отреставрированном помещении трапезной был проведен праздничный молебен. С этого дня здесь будут постоянно проводиться службы, а к концу года, по окончании работ, все храмовые помещения будут использоваться по прямому назначению. Возобновление деятельности храма после завершения ремонтно-реставрационных работ станет важным событием не только для православных олончан, но и в целом для развития Петрозаводской и Карельской епархии, а также позволит сохранить этот ценный памятник архитектуры.

    Олонецкая национальная библиотека

    Автор: Федулова Галина Михайловна

    «Здесь вечность в веяньи суровой красоты,

    Легла для отдыха и дышит на просторе. »

    «Северными Афинами» называют Олонецкий край искусствоведы. «Исландией русского эпоса» слывет он у фольклористов. Вид Олонца с хороводом церквей не оставлял равнодушными путешественников. Так, Константин Случевский, побывав на Севере в 80-е годы XIX века, писал: «Особенности общего вида Олонца – это его старые деревянные храмы с их шатровыми и луковичными куполами, крытыми чешуйчатым гонтом, или позеленевшею от времени жестью, с колоколенками, обведенными по верху галерейками, неправильно разбросанными по стенам мелкими, чуть не косящатыми окнами и пестрою окраской…». Церкви были достопримечательностью Олонца и его окрестностей. Они неоднократно перестраивались и, за малым исключением, до наших дней не сохранились.

    Из Писцовой книги Заонежской половины Обонежской пятины 1582/1583 гг. Заонежские погосты: «…Погост Рожественской на Олонце на усть реки Олонца и усть реки Инема. А на погосте от острова вверх по реке по Олонце и по речке по Инеме на правой стороне на матером берегу место церковное, что была церковь Рожество Пречистые. Да на острову место церковное, что была церковь теплая Николы Чюдотворца. А церкви пожгли немецкие люди в 87м году. А церкви стояли на царя и великого князя земле и на архиепискупьи земле. Да повыше острова вверх по реке по Олонце ж дворы поповские, поставлены после войны немецких людей: черной поп Давыд, поп Тимофей Елисеев сын, дьякон Володимер Иванов, диячок церковной Степанко Иванов, Иванко Григорьев, пономарь Семен Елисеев, проскурница Овдотья. Да десять мест, что были кельи, а в них жили нищие старцы, а питались от церкви божьи».

    В XVIII веке в Олонце находилось 8 церквей (3 каменных, 5 деревянных) и 4 часовни (1 каменная, 3 деревянных). К сожалению, многие из церквей не сохранились.

    Церковь Рождества Богородицы

    Рождественский Олонецкий погост как один из древнейших на территории Карелии упомянут в Уставной грамоте Святослава Ольговича. Однако первое письменное сообщение о церкви Рождества Богородицы относится к 1582 г. В Писцовой книге Андрея Плещеева и Семена Козьмина 1582/83г. сказано: «место церковное, пожгли немецкие люди в 1578-79г.. Прошло более 30 лет, прежде чем она была восстановлена. В Писцовой книге 1616-1619гг. Петра Воейкова и Ивана Льговского значится: «древяная, клецки» и «древяна с трапезою» она упомянута в Писцовой книге 1628-1631гг. Никиты Панина и Семена Копылова и Переписной книге 1646г. Ивана Писемского и Якова Вуфимьева. На ее местоположение – почти напротив о. Мариам, на левом берегу р. Олонки – указывают более поздние планы Олонца. На плане Олонца XVII века, точнее на его обрезе, рядом с Никольской церковью изображена часть другой – очевидно, Рождества Богородицы.

    Троицкий собор (Соборная церковь)

    Появление Троицкого собора и его судьба тесно связаны с историей Олонецкой крепости. Первая деревянная церковь в Меньшем городе появилась через год после завершения строительства крепости, т.е. в 1649 г. Это была «…церковь древяна клецки и с трапезою и с папертьми во имя… Троицы с двумя приделами Алексея Божьего человека и Дмитрия Солунского («Росписной список …1649г.»). Была возведена и деревянная колокольня. Существовали они недолго – пожар, уничтоживший первую крепость в 1668 г., не пощадил церковь и колокольню. Воссоздание крепости через 3 года сопровождалось строительством новой трехшатровой церкви на «прежнем месте» и «прежним строением», которая тоже простояла недолго (около 13 лет) и в 1685 году заменена каменной.

    Выстроен собор на высоком поцерковье и имел с северной стороны придел Петра и Павла. Увенчан пятиглавием на восьмерике . Вера Григорьевна Брюсова в своей книге «По Олонецкой земле» обращает особое внимание на крыльцо, «спускающееся с западной стороны двумя крытыми лестницами – рундуками», которое «перекрыто бочками, лестницы опираются на двухъярусную аркаду, площадки внизу перекрыты шатриками на точеных столбах».

    Сохранилась переписка олонецких людей и письмо Олонецкого воеводы Василия Федоровича Долгорукова митрополиту Великого Новгорода об определении священников в Соборную церковь города Олонца (1688г.).

    В 1787 году Олонецкий городничий напишет в своем рапорте: «Та церковь и часовня, находящиеся при большой дороге, весьма ветхи, так, что разрушаются и мимо ходящим и проезжающим людям вред причинить могут и о разобрании их требовало население…» На что получил ответ генерал-поручика Т.И. Тутолмина – «…разобрание сей церкви и часовни удобнее производить с за платою денег, по условию за каждую тысячу целого и половинчатого кирпича, вынутого из стен, надлежащим образом очищенного и годного к употреблению в строение…». В смете, составленной на разборку собора, есть важные данные о его размерах: «…церковь каменная длиною в семь сажен, вышиною семь сажен, стены толщиною два аршина… алтарь с каменною для теплой церкви пристройкою длиною восемь сажен, шириною четыре сажени, вышиной четыре ж сажени, стена толщиною два аршина…» (1 сажень – 2 метра 13 см., 1 аршин – 71 см.).

    Итак, собор был разобран. Возникал ли вопрос о возведении нового? Оказывается – да. Митрополит Новгородский Амвросий в 1803 г. в письме Олонецкому гражданскому губернатору А.А. Ушакову сообщает об отдаче гражданам г. Олонца материалов от разобранной каменной церкви: «…употребить все, сколько каких будет, на создание в том городе новой каменной соборной церкви». Из рапорта в марте 1803 года видно, что такой проект церкви был сделан, подписан митрополитом и утвержден губернатором, но задуманное осуществить не удалось – виной тому события в стране и мире, развернувшиеся в начале XIX веке.

    СТРЕЛЕЦКИЕ ЦЕРКВИ

    С возникновением крепости вдоль левого берега р. Мегреги разместилась Стрелецкая слобода, основной ход от которой в крепость был по мосту через Никольскую башню. На плане города XVII века хорошо виден этот сложившийся основной узел – центр Стрелецкой слободы, состоявший из двух церквей – Архистратига Михаила и Тихвинской иконы Божьей матери (холодной и теплой) в отдельной ограде и располагавшейся ближе к мосту часовни Во имя креста Господня, построенной в 1619 году (ныне это перекресток улиц Володарского и Свободы).

    Церковь Архистратига Михаила

    Церковь Архистратига Михаила – деревянная, холодная, с приделом святых князей Бориса и Глеба. Поэтому ее называли по имени придела. По Клировым ведомостям датой постройки церкви считается 1672 год. В Ведомости об Олонецком Николаевском соборе за 1873 г. о церкви написано: «Зданием деревянная, холодная. В 1861 году перекрыта и окрашена. Ветха. Престолов в ней два (в приделе во имя святых мучеников Бориса и Глеба)…»

    Константин Случевский писал: «Так высится до сих пор, но по ветхости не служит более тому, для чего она назначена, построенная стрельцами в 1672 году деревянная церковь Св. Бориса и Глеба. Те же стрельцы в 1619 году поставили часовню Во имя Животворящего креста, перестроенную в 1769 году, в ней хранится современный основанию, с примечествующей надписью, раскрашенный крест в пять аршин высоты, третья память стрельцов – колокол 1684 года звонит до сего дня с Тихвинской церкви, примешивая свой старый голос к голосам более молодым».

    Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

    Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери деревянная, теплая, построена стрельцами на 10 лет позже первой, в 1682 году. Со временем она претерпела значительные изменения. Прихожане в прошении просили церковь из-за ветхости перебрать и поставить ее «на каменный фундамент и новый мох с употреблением новых лесов и поставить на том же самом месте, где ныне существует, не изменяя плана и фасада оной, по уважению к ея древности, восходящей почти до двух столетий». Снятые с церкви чертежи в 1852 г. были отосланы в Олонецкую губернскую строительную и дорожную комиссию. Однако комиссия потребовала изменить и самый фасад существующей церкви, «который по неблаговидности своей и несоблюдении в оном достоинства в архитектурном отношении не может быть оставлен в настоящем виде».

    После этого был составлен новый проект, утвержденный в 1856 году. В 1864 году ее перестроили и 9 сентября 1867 г. вновь освятили. Очевидно, тогда она получила форму креста. Центральный объем церкви тоже приобрел оригинальное завершение – четырехгранный шатер, крытый железом, с граненой главкой на тонкой шейке. По четырем сторонам возвышающегося основного объема церкви были вынесены своеобразные «галереи», увенчанные фронтонами, где, видимо, располагались окна (или иконы). Такой мы видим эту церковь на старых фотографиях.

    М. Жуковский в 1904г., в своей книге пишет: «Тихвинская церковь перестроена с квадратной звонницей с деликатнейшей булавочной главкой. Снаружи она была обшита тесом и окрашена». На древность и ветхость Тихвинской церкви обратил внимание К. Случевский, предрекая ей скорую гибель, однако стрелецкие церкви сохранились и после 1917г.

    В первые годы после революции предпринимались некоторые шаги по сохранению исторических и архитектурных ценностей. В 1918-1920гг. специальные комиссии Петрограда выезжали в Карелию и тогда не были обойдены вниманием стрелецкие церкви.

    Однако в роковые для культовых памятников 30-е годы, когда были уничтожены многие исторические объекты, пострадали, видимо, и стрелецкие церкви. На фотопанораме Олонца военных лет (1941-1942гг.) просматривается конкур Тихвинской церкви без глав и звонницы. По словам очевидцев, остатки сруба одной из стрелецких церквей использовались под магазин, располагавшийся на углу улиц Свободы и Володарского.

    Мало кто знает, что в 200 саженях юго-восточнее Никольского собора была еще одна церковь, кладбищенская. На старых планах города это место обозначается как «старое кладбище» с церковью и как территория, свободная от застройки (ныне переулок Партизанский).

    Церковь Успения Божьей Матери

    А в деревне Кунилица существует действующая и поныне кладбищенская церковь Успения Божьей Матери.

    Появилась она в связи с размещением в 1787 году кладбища за пределами городской территории. В архивных документах сохранились переписка по этому поводу и рапорт городничего, который сообщает, что «…кладбища еще по сие время внутри оного стоят…». На рапорт получено разрешение об отводе места для кладбищ за Олонкой и Мегрегой, и 21 октября 1787г. городничий рапортует об исполнении. И через год на новом кладбище «тщанием прихожан» была сооружена церковь. В документах 1847г. она описана так: «…деревянная, холодная, без колокольни, имеет один колокол на столбах, покрыта тесом и обшита…».

    В 1862 году церковь подняли на фундамент, подправили, обшили тесом и покрасили, сделали теплой, паперть снабдили тремя колоколами. Церковь долгое время была единственной действующей и, как обычно в таких случаях, сюда перевезены иконы из других, закрытых или уже не существующих храмов. Эта церковь сейчас одна из двух оставшихся старых церквей и к тому же в ней сохранилось ее внутреннее убранство.

    Никольская церковь

    Старинные писцовые книги свидетельствуют нам о том, что первоначально Никольская церковь была на о. Мариам. В Писцовой книге Андрея Плещеева и Семена Козьмина 1582/83гг. пишется: «…место церковное на острову, что была церковь теплая, пожгли немецкие люди в 7087г. (1578/79)г., в Писцовой книге 1628-1631 гг. Никиты Панина и Семена Копылова о Никольской церкви сказано: «…древяна, верх шатром, ставят вновь…». Новое место было уже не на острове, а напротив него, на южном берегу р. Олонки, рядом с церковью Рождества Богородицы. На плане города Олонца XVII века она изображена с трапезной и высоким крыльцом, «верх шатром», со «странным поясом» у основания.

    Исследователи М.И. Мильчик и Ю.С. Ушаков так писали о церкви: «Перед нами, без сомнения, еще один тип храма, некогда распространенный в Обонежье. Из тех, что сохранились, к нему близок только недавно реставрированный памятник – Никольская церковь 1696 г. , стоящая совсем недалеко от Олонца – в Согинском погосте. У нее на основном восьмериковом срубе стоит второй, меньший восьмерик, а переход от одного к другому выделен фронтонным (конструктивным) поясом. В отличие от этого, в Олонецком и Тихвинском храмах, по-видимому, было не два, а три соответственно уменьшавшихся восьмерика». Но это не дает основания говорить о главном срубе церкви, как восьмериковым. Это явный четверик, что подтверждается документами, и следовательно, для выявления облика церкви надо искать другие аналоги – близкие по времени сооружения. Скорее всего, Никольская церковь относится к широко распространенному типу шатровых церквей, у которых храмовая часть построена как «восьмерик на четверике». Известно, что этот тип сформировался в XVII веке.

    План древней Никольской церкви в Олонце нам представляется в виде трех прямоугольных клетей – алтаря, собственно церкви, и трапезной. К трапезной к западу примыкало крыльцо. Квадратная в плане клеть собственно церкви поднималась над трапезной и алтарем. В таком виде церковь существовала до 1795 года, когда появляется «Дело по прошению Олонецкого Николаевского собора протопопа Л. Андреева «О дозволении им Соборную Николая Чудотворца перекрыть и поправить». В прошении написано: «Наместная сего собора во имя святителя Николая Чудотворца, стоящая на грунте деревянная шатровая церковь, поелику она построена в 1630 году, по давности своей под шатром близь середины с вонной стороны от полудня подгнила и покривилась, от которого подгнития, как оная в фасаде своем есть весьма высокая, угрожает скорым падением, но падением таковым, которое близлежащим к той церкви домам может учинить раздавление, а жителям оных опасное приключение. В рассуждение сего обстоятельства мы, нижеподписавшиеся, положили намерение разобрать тот шатер или колпак до подгнившего места, оную унизить и те же самые нижние стены, которые в существе своем еще весьма тверды, покрыть пятиглавым верхом и тесом обшить».

    Консисторией решение этого вопроса было отдано на усмотрение Олонецкого городничего, и перестройка церкви состоялась (1831–1839- освящена). Об этом свидетельствует старинная фотография, на которой четверик уже венчался пятиглавьем.

    Кроме того, на ней видно, что ранее с западной стороны от церкви построена колокольня, имеющая купол с главой и шпилем.

    Из архивных дел известно, что в 1856 году усердием Олонецкого купца Кузнецова церковь была «возобновлена и окрашена приличною краскою». Именно такой увидел ее К. Случевский, посетивший Олонец в 80-х гг. XIX века: «Древнее других, видевший с 1630 года не одно столетие, храм Николая Угодника на Мегреге с его пятью куполами и отдельно стоящею, снабженной галереею колокольней, с очень длинным центральным нефом и алтарем в кубической пристройке. Это, несомненно одна из типичнейших церквей».

    В 1891 году храм Николая Угодника был полностью перестроен по утвержденному проекту, о чем свидетельствует переписка между Олонецкой духовной консисторией и Олонецким губернским правлением. Ведомости страховой оценки собора 1910 года («Ведомости страховой оценки церквей г. Олонца») дают важные сведения о его размерах и особенностях строения: «Деревянный на каменном фундаменте, снаружи и внутри обшит тесом и покрыт масляною краскою. Длина собора, считая и колокольню 19 сажень, ширина – 7 сажень, высота над передней частью храма – 3 сажени, а над средней частью – 5 сажень (1 сажень – 2 м. 13 см.). На храме 5 глав и на его алтаре одна глава, все они покрыты, все они покрыты железом. Иконостас в главном приделе длиною 8 аршин, высотою 9 аршин, 5 вершков (1 аршин – 5 м. 68 см.). В двух приделах длиною 5 аршин, 3 вершка, высотою 5 аршин, 10 вершков. Собор построен в 1891 году, строение сохранилось очень хорошо».

    На старом снимке, на втором плане просматривается вновь построенный собор на месте древнего. Он получился широким собственно церковного помещения (около 15 м.), и мелкие по рисунку главы его «разлетелись» по сторонам от центральной. Преобразилась и колокольня.

    В начале 70-х годов XX века храм был разобран.

    Храм Смоленской иконы Божией Матери

    Церковь Смоленской иконы Божией Матери расположена на речном острове Мариам, лежащем ниже места слияния рек Олонки и Мегреги.

    Местные православные хранят предание о том, как Сама Пресвятая Богородица избрала небольшой островок местом своего обитания. Однажды (это случилось в XVII веке) горожане обнаружили икону, стоявшую на камне на острове. От иконы – это был список (копия) древнего образа Смоленской иконы Божией Матери – исходило некое сияние. Этот список и стал впоследствии главной храмовой иконой построенной два века спустя Смоленской церкви.

    О деревянной церкви Пречистой Богородицы Одигитрии, стоявшей на месте нынешнего Смоленского храма, упоминается в Писцовой книге 1646 года. Впоследствии костромские каменщики С. Васильев и Ф. Алексеев перестроили церковь, выложив стены из камня (строительство велось в 1744-1749 гг.).

    В 1819 году Олонец посетил император Александр I. К этому времени каменная церковь успела обветшать, и царь распорядился выделить 20 тысяч рублей казенных денег на постройку новой церкви. Храм, строительство которого было начато в 1824 году (автор проекта не установлен), является образцом архитектурного классицизма. Построен в 1828 году, освящен в честь Смоленской иконы Божией матери в 1830 году.

    Писатель, поэт Константин Случевский писал: «…Нельзя не заметить древности икон, украшающих храм во множестве, они вообще довольно мелк, несомненно принадлежали когда-то другому, несуществующему храму, и для любителей древней живописи нашей представляют обильное поле для исследования».

    Сегодня стены храма украшают более поздние иконы, в том числе написанные в наши дни.

    После революции 1917 г. Смоленский храм был превращен в кинотеатр – при этом были разобраны главки и колокольня. В 1974 году помещение церкви переоборудовано под музей, для входа в который с востока в алтарной части прорубили дверь.

    Первые обращения в адрес государственных органов с просьбой возвратить храм верующим появились на волне перестройки в 1989 году. В марте 1992 г. просьба верующих была удовлетворена. Вскоре начались ремонтно-восстановительные работы. Неустанными трудами настоятеля храма протоиерея Михаила Тереняка (служит в Олонце с 1995г.) и его помощников из числа прихожан храм постепенно восстанавливался. При этом изучался и воссоздавался его первоначальный архитектурный облик.

    26 сентября 2009 г. город Олонец отмечал 360-летие. Праздничные мероприятия начались с торжественного молебна в Смоленском храме, освященном малым чином к городскому юбилею. 25 сентября 2010 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил чин его великого освящения.

    Однако точку в истории возрождения Смоленской церкви ставить рано – предстоит восстановить (точнее – выстроить заново) сорокаметровую колокольню. Пять колоколов для нее принесены в дар в 2001 г. гражданином Финляндии Ахти Мякиненым из г. Коувола. Недалек уже тот день, когда колокольный звон разнесется по Олонецкой равнине. [Информация Петрозаводской и Карельской епархии].

    Церковь Богоявления Господня

    Исследователи относят появление этой церкви ко времени восстановления крепости после пожара 1668 г. Вначале в крепости появился Троицкий трехшатровый собор, вскоре около него – шатровая колокольня с вышкой-смотрильней, а в июле 1675г. воевода Иван Чаадаев и дьяк Степан Польков подрядили Трофима Дубакова «с товарищи» «подле соборной церкви построить теплую…, а в ней две службы срубить из готового лесу и покрыть и изготовить добрым мастерством…» Артелью в 40 человек к ноябрю были закончены основные работы.

    Таким образом, в крепости были сооружены и холодная, и теплая церкви, а также колокольни. Церковь Богоявления Господня была деревянная. Это клетский храм с трапезной и северным приделом, увенчанным второй главой. А на плане 1702 года — уже иная картина – нет колокольни, а Богоявленская церковь изображена каменной. Исследователи Олонецкой крепости пишут по этому поводу: «Значит, в промежуток между составлением первого и второго планов и эту церковь заменили каменной. Теперь она получила три главы, что, вероятно, соответствовало двум приделам, и звонницу, установленную, по-видимому, по образцу псковских на кровле трапезной. Исследователи отмечают и новгородский характер этой церкви со щипцовым покрытием и шатровой звонницей на западной стороне.

    В уже упоминавшемся «Деле по отношению митрополита Амвросия», посвященном разборке церкви, имеется рапорт Олонецкого городничего в Олонецкое губернское правление от 31 марта 1815г.: «В вверенном мне городе Олонце в 1-м квартале на берегу реки Олонки стоит ветхая каменная церковь во имя Богоявления Господня с давних уже времен упраздненная. Крыша коей сгнила и большая часть обрушилась, отчего и своды во внутрь церкви в двух местах провалились, с наружной стороны время от времени углы и стены начинают разваливаться, от чего клонится к падению, сверх чего замечено много еще, что ежегодно при разлитии в весеннее время реки Олонки от глинистого грунта земли берег постепенно оседает, почему о вышеупомянутой церкви сообщал в Олонецкую городскую душу и духовное правление».

    Переписка продолжалась до января 1820 года, но у бедного средствами города, отягощенного сборами на военные нужды, не было денег. Наконец, было принято такое решение: «Относительно же разобрания ветхой каменной церкви в городе Олонце, дабы от падения ея не можно причинено быть какового либо кому вреда, то в сем случае поступить так, чтобы никто из граждан обойден не был, ибо разбор церкви зависит от них без изъятия кого либо».

    Так, по-видимому, прекратила свое существование церковь Богоявления Господня. При изучении олонецких церквей возникает естественный вопрос, почему многие деревянные сооружения стояли длительное время (до 250 лет), а каменные ветшали менее, чем за 100 лет? Можно предположить, что причиной разрушений церковных сооружений были особые геологические условия местности, на которой они были возведены. В рапорте олонецкий городничий отмечал отрицательное воздействие на церковь весенних разливов реки. Может быть, именно это и сказалось на прочности Троицкого собора и первой каменной церкви Смоленской Божьей Матери, на острове, просуществовавшей немногим более 70 лет. Ученые отмечают, что основанием для фундаментов этих сооружений были пучинистые суглинки и глинистые грунты мягкопластичной и текучей консистенции. Весенние паводки нарушали структуру этих грунтов, и это вело к постепенному понижению их несущей способности.

    Церковь Соловецкая

    Под таким названием на правом обрезе Плана Олонца конца XVII в. показана деревянная церковь за рвом, ограждавшим крепость с востока. Других сведений о ней нет, может быть, не случайно, в Коблуковской церкви, построенной позже в этом районе, в память об утраченной церкви появился придел Зосим и Савватия Соловецких.

    Соловецкая церковь находилась на территории, где сейчас находится гостиничный комплекс (Дружба «Олония» — /где небольшой скверик, зеленые насаждения/.

    Церковь Казанской иконы Божьей Матери в Коблуковской слободе стояла на правом берегу р. Мегреги в месте впадения ручья, недалеко от бывшей крепости. Немногие из присутствующих, наверное, знают, что это место, где сейчас находится ресторан «Ладога».

    Посмотрите на фотографию, где изображена церковь Казанской иконы Божьей Матери.

    Церковь стояла на правом берегу реки Олонки. Время ее создания в документах указывается по-разному. Годом постройки церкви назван 1778 г., в другой Ведомости церкви Олонецкого уезда год – 1799, а в более поздней Ведомости об Олонецком Николаевском соборе – назван 1719 год. То, что 1799 г. назван ошибочно, сомнений нет, так как на Плане города Олонца 1785 г. церковь присутствует. Построена «тщанием коллежского асессора Р.П.Романова». В Ведомости 1873 г. церковь представлена так: «Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, в 1857 году и 1858 перекрыта, купол и глава на ней устроены новые, и обшиты железом, с внешней стороны вся обшита тёсом и окрашена, но внутри обшиты тёсом одни приделы.

    Престолов в ней три: « в настоящей холодной во имя Казанския Божия Матери, в приделах же теплых, в правом – во имя Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких, а в левом во имя Св. Чуд. и Безсеребряников – Косьмы и Дамиана».

    На старом снимке церковь изображена после ремонта обшитой и окрашенной. Двухъярусная проходная колокольня с крыльцом увенчана шатром с главой. Главное помещение церкви кубической с окнами в два яруса завершалось главой на восьмигранном барабане. К основному объему с запада и востока примыкали более низкие трапезная и алтарь. После революции помещение было реквизировано.

    ЧАСОВНИ

    Документов, описывающих часовни в границах города, сохранилось мало. При внимательном рассмотрении Плана Олонца конца XVII в. можно заметить, что у стен крепости вблизи Никольской башни показана «часовня каменная», вторая – на левом берегу Мегреги – «часовня Стрелецкая за мостом за рекой, третья – за рвом у Московских ворот. По подсчетам Н.Я. Озерецковского в городе были одна каменная и три деревянные часовни.

    Что касается каменного сооружения , то, вероятно, имеется в виду часовня, располагавшаяся вблизи Троицкого собора, и разделившая его судьбу (разобрана вместе с ним). О часовне, стоявшей около Стрелецких церквей, по церковной Ведомости об Олонецком Николаевском соборе до 1873 г., известно, что «. часовня, одна во имя Честного Животворящего креста Господня, в 25 саженях от церкви, деревянная построена часовня в 1619 г., после она перебрана в 1672 г., а в 1863 г. поновлена окраскою». Исчезла часовня, видимо, в послереволюционные годы.

    Третья часовня в честь св. князя Александра Невского находилась на территории крепости. На Плане города Олонца 1837 г. её нет, очевидно, еще не была построена. В архивном деле за 1886-1887 гг. (Дело по представлению) по застройке полуострова, где прежде располагалась крепость, на чертеже на основной дороге (ныне ул. 30-летия Победы) она уже присутствует. Обозначена она и на последующих землеотводных делах по застройке полуострова за 1905, 1908 г. (Дело о постройке, Дело об отводе).

    Разрушена была, по-видимому, после Отечественной войны, так как на топографическом плане 1952 г. на этом месте обозначено деревянное строение (ныне каменное двухэтажное здание универмага). Изображение часовни пока не найдено, как и её описание.

    Часовня построена Санкт-Петербургским купцом Чертовым, в память чудесного избавления императора Александра II от руки злодея 2 апреля 1879 года.

    В церковной Ведомости об Олонецком Николаевском соборе за 1873 год упомянута еще одна часовня Св. Великомученика Дмитрия в деревне Кянялице, построенная в 1669г. Эта деревня вместе с десятками других была частью города (ныне ул. К. Либкнехта), а часовня действительно существовала между современными домами № 49 и № 51.

    Таким образом, пик культурного строительства в Олонце приходиться на конец XVII века и первую половину XVIII века, когда город, как важный пограничный форпост России оказался вовлеченным в круговорот событий общегосударственного значения. В екатерининское время роль Олонца заметно снижается, и недаром возникает идея о переносе города в более выгодное место – село Ильинское. Ослабление роли Северо-Запада во внешнеполитических делах России и превращение Олонца в уездный город значительно ограничили его возможности в XIX веке. Основные заботы по церковным делам сводились к попыткам поддержать былой уровень, ремонтируя и перестраивая существующие храмы. При этом, к сожалению, падал уровень архитектурного мастерства.

    Построенный на месте чудесного явления иконы Богородицы этот храм в Олонце был свидетелем расцвета и заката города-крепости, видел его знаменитые ярмарки, служил в годы оккупации лютеранам, а в советскую эпоху работал как кинотеатр и музей. В проекте «100 символов Карелии» рассказываем о старинном Смоленском соборе, который не только помнит историю древнего Олонецкого края, но и знает весь его духовный путь.

    Смоленский собор на острове Мариам в Олонце. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

    Ровно 200 лет назад, в 1819 году, император Александр I по дороге из Петербурга в Финляндию посещает Олонец. Прибывает вечером 7 августа. Останавливается в доме купца Серебрякова, бывшего на тот момент головой города. На подъезде к Олонцу императору сообщают о рождении племянницы, великой княжны Марии Николаевны. В источниках сохранилось упоминание о том, что в честь этого события вечером «город был иллюминирован», а уезжая, царь одарил семью Серебряковых ценными подарками. Диван, на котором государь отдыхал, хранился в доме Серебряковых как реликвия еще более полувека.

    Но не только праздничными огнями и подарками запомнился Олонцу этот визит императора. Александр I молился в храме на острове Мариам. Обратив внимание на ветхость церкви, поручил выделить 20 тысяч рублей на ее ремонт или постройку новой. Так в Олонце появился собор Смоленской иконы Божией Матери, сохранившийся до наших дней.

    Вы можете побывать в олонецком Смоленском храме прямо сейчас и рассмотреть его во всех деталях снаружи и изнутри — для этого мы сделали вам виртуальный тур.

    Кстати, храм, поразивший императора своей красотой и опечаливший состоянием, не был таким уж древним. Это была каменная церковь, которой не исполнилось и семидесяти лет — не срок для каменного собора. Но архитектурный парадокс Олонца заключался в том, что деревянные церкви здесь прекрасно сохранялись на протяжении нескольких веков, а вот каменные ветшали очень быстро. Предположительно, всё дело было в геологических условиях местности и использовании для фундаментов мягкопластичных грунтов — весенние разливы реки нарушали их структуру. В дальнейшем возведут стены, укрепившие береговые откосы острова.

    Распоряжение императора, повелевшего привести олонецкую Смоленскую церковь в порядок, начало выполняться через 5 лет. «В 1824 году приступили к строительству, а в 1830 году сооружение было освящено», — пишет архитектор Николай Куспак в своей статье «Церковные сооружения Олонца». При этом не уточняется, был ли старый храм снесен полностью для постройки нового или это была глобальная реконструкция. Сегодня настоятель Смоленского собора Михаил Тереняк, ссылаясь на свой давний разговор с архитектором Куспаком, склоняется к версии, что храм был все-таки реконструирован:

    — Представить, что в XIX веке здесь могли всего за несколько лет до фундамента разобрать такое огромное сооружение и на его месте построить настолько монументальный собор, очень сложно.

    Настоятель Смоленского собора в городе Олонце протоиерей Михаил Тереняк. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

    В любом случае сохранившийся до нашего времени Смоленский собор — далеко не первый храм на этом месте. О святости олонецкого острова Мариам говорят исторические факты, городские легенды и церковное предание.

    Рассказывают о некоем купце, который выстроил себе дом в красивейшем месте — на острове, при слиянии двух рек — Мегреги и Олонки. Во сне ему явилась сама Богородица и попросила уйти — здесь должен был стоять храм. Купец решил поторговаться: пообещал Божией Матери, что покинет остров, только если, проснувшись, увидит на деревьях белок. Утром обещание пришлось исполнять: в округе не оказалось дерева, на котором бы не сидели белки.

    Ни имени купца, ни времени его ухода с острова Мариам ради строительства храма народная память не сохранила. Но достоверно известно, что в Писцовой книге 1582/1583 года уже упоминается стоящая на острове Мариам деревянная церковь Николая Чудотворца, позже ее перенесут на левый берег реки Олонки. А уже в следующем веке в Писцовой книге 1646 года здесь значится «церковь Пречистые Богородицы Одигитрие», то есть церковь Смоленской иконы Божией Матери. Откуда же перемена названия?

    Смоленский собор. Рисунок XIX века. Изображение из архива Олонецкого национального музея карелов-ливвиков

    В начале XVII века после опустошений русско-ливонской войны и разорения польско-шведской интервенцией на территории Олонецкого Рождественского погоста (кстати, значительно превосходящего современную Карелию по площади) появляются первые оборонительные сооружения. Защищаться собирались «от черкас и немецких людей», построили Олонецкий острожек, где именно он находился — неизвестно.

    Сам погост на реке Олонке на тот момент — главный среди всех окрестных поселений. А о том, какую роль в жизни людей играет вера, можно судить по тому, что первую часть своего имени — Рождественский — Олонецкий погост носит по имени одной из своих церквей.

    Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

    Зарождается будущая Олонецкая губерния, сам Олонец превращается в административно-военный центр, форпост будущей Российской империи. На троне — первый царь династии Романовых, Михаил Федорович. Начинается новая эпоха в истории страны. Короткая передышка между изнуряющими войнами.

    «Постоянная опасность вторжения шведских военных отрядов побудила московское правительство развернуть строительство Олонецкой крепости. В 1649 году на стрелке, образованной слиянием двух рек Олонки и Мегреги, были построены два деревянных города Меньший и Большой». (Из книги «Древний Олонец»).

    Так на территории современного Олонца появляется дерево-земляная крепость с 19 башнями. Она ставится в числе других на периметре границы России с западным миром. По словам историка Михаила Данкова, Олонецкая крепость контролировала отношения со Швецией. Строили ее олонецкие крестьяне, карелы. «В этой крепости находились крупные вооруженные силы Москвы — стрельцы. Такого больше в истории Карелии нигде не было. Главнокомандующим был князь Федор Волконский. Из тех Волконских, которые своей дворянской мощью вошли в историю нашей страны», — отмечает Михаил Данков.

    Именно в этот исторический момент, когда Олонецкий край является одной из самых важных и напряженных точек государства, здесь, по преданию церкви, происходит чудо: на остров Мариам против течения реки «приходит» икона Смоленской Божией Матери Одигитрия. Ее находят в воде, понимают как особое благословение и ставят на острове деревянную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Именно она, перестроенная, реконструированная и ставшая в итоге каменным собором, дошла до наших дней.

    Основанием, духовным началом зарождающейся Олонецкой губернии называют сегодня чудо явления в XVII веке Смоленской иконы на острове Мариам.

    — Это время духовного подъема, когда после периода войн и раздробления наконец-то пошла речь о созидании русской земли, — объясняет духовник Петрозаводской и Карельской епархии архимандрит Иларион (Кильганов). Уже больше двадцати лет он служит игуменом Важеозерского монастыря в сорока километрах от Олонца, но знают батюшку далеко за пределами Олонецкого района — отца Илариона считают старцем, за советом к нему едут со всей России. — Господь не случайно благословляет это место явлением Смоленской иконы Матери Божией. В духовном понимании здесь, в Олонце, был центр будущей Олонецкой губернии. Петрозаводск перехватил эту эстафету гораздо позже. А на тот момент люди, живущие на этой земле, в том числе подвижники монастырей, пытались исполнить волю Божию: строили и созидали свой край. И Господь помогает им откровением, духовным знамением, являет свою помощь — икону Божией Матери Смоленская. Именно этот образ традиционно является защитницей русской земли, в том числе против Запада, против ересей.

    Читайте так же:  Собор святого петра в риме стиль