Кто строил софийский собор

Софийский Собор в Киеве
Заповедник
София Киевская

Главная Заповедник «София Киевская» Софийский Собор Архитектурные памятники на территории заповедника Софии Киевской

Экскурсии Киев
Достопримечательности Киева
тур выходного дня Киев
экскурсии по Киеву
экскурсионные туры
горящие туры Киев
горящие путевки Киев

СОФИЙСКИЙ СОБОР в Киеве

Софийский собор — выдающийся памятник древнерусского зодчества XI века, всегда очаровывал любого кто хотя бы раз в жизни его видел. Одетый в пышные барочные одежды, Софийский собор органично сочетается с живописным монастырским ансамблем XVIII века Софии Киевской, возведенным в стиле украинского барокко.

Ансамбль Софийского собора — Дом Митрополита, Хлебня, Трапезная, Бурса, Братский корпус, колокольня, Южная башня радуют человеческий глаз. Сооружениям присуща праздничность, гармония форм с природой, выразительный национальный характер. Находясь во дворе, в окружении этих прекрасных сооружений, на мгновение погружаешься в древности с ощущением далекого эха тихого монастырской жизни.

Неповторимый Софийский ансамбль на Старокиевской возвышенности сформировал архитектурный образ Верхнего Киева. Он производит огромное впечатление своей торжественной монументальностью и пышной барочной праздничностью. Софийский ансамбль олицетворяет священную сердцевину города.

Главный вход в Софийский собор находится с его западной стороны:

Софийский собор в Киеве. Собор София Киевская – главная достопримечательность Киева

Строительство Софийского Собора

Собор София Киевская, премудрости Божьей, митрополия» была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в.), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в.) С XIX в. (начиная с Евгения Болховитинова) Софийский собор в Киеве стал объектом научных исследований.

Пространственное решение собора София Киевская Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи — двухъярусная внутренняя и одноярусная внешняя. Хоры собора София Киевская имели необычно большую площадь, поэтому считают, что именно тут находился главный «офис» Киевской митрополии — помещение для приемов, библиотека, канцелярия, казна. Кроме того, на хорах во время богослужения находился князь со свитой. Попадали они сюда по винтовым лестницам, которые имелись в двух башнях, встроенных в западную галерею.

С архитектурой Софийского собора в Киеве гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь собора София Киевская были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах — фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа. Посетители Софийского собора в Киеве также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити.

София Киевская служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе София Киевская хранится Саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе София Киевская сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович. Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми «отличились» суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 г. с них взял пример Рюрик Ростиславич. Между этими двумя нападениями интерьеры Софийского собора в Киеве едва уцелели от большого пожара 1180 г.

Во время монгольского нашествия Софийский собор в Киеве и Софийское подворье также были жестоко разграблены, но София Киевская не была разрушена и продолжала функционировать как главный храм Руси. Однако киевские митрополиты после 1300 г. редко посещали свою опустошенную резиденцию, поэтому собор София Киевская медленно приходил в упадок и к концу XVI в. представлял собой грустное зрелище. Униаты, владевшие Софией Киевской с 1596 г., не только не улучшили положения, а наоборот, распродали даже каменные архитектурные украшения.

Только после того, как Петр Могила отобрал собор София Киевская от униатов и основал вокруг него монастырь, произошли изменения в лучшую сторону. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы в Софийском соборе в Киеве, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены. Возобновление Софийского собора в Киеве в полном объеме произошло уже начиная с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 г.

Софийский Собор в Киеве построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти собор, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг Софийского собора в Киеве находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке — чугунные напольные плитки.

Святая София Киевская — это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог Софийского собора в Киеве, поражает величиной фигура в центральном апсиде — фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол собора София Киевская украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.

Архитектурные формы и роспись Софийского Собора в Киеве образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе София Киевская представлены не библейские темы, а мирские сюжеты — среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.

Великий князь Ярослав, названный «Мудрым» — выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая — короля Венгрии, третья — короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии Киевской.

Живопись XI века, которая украшает колокольню Софийского собора в Киеве, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках Софийского собора изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах Софийского собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.

Теги: История, Софийский Собор в Киеве построен. Строительство Софийского Собора, описание, фото, архитектура, живопись, картинки, изображение. Софийский Собор презентация сайт

Мозаики и фрески Софии Киевской


Виртуальный тур по территории заповедника

Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская»
Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, 24
ст. метро «Золотые ворота».
Время работы собора: 10:00 — 17.30
Выходной день: четверг
Cайт софийского собора

История Софийского собора в Киеве

В четверг, 14 июня, Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнит в Большом зале Московской консерватории ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный» и концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Святой Софии Киевской» Валерия Кикты. РИА Новости и портал классической музыки ParaClassics проведут на сайте информагентства прямую трансляцию концерта в рамках проекта Weekend.

Софийский собор в Киеве (София Киевская) – памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства.

Точное время строительства храма неизвестно. «Повесть временных лет», летописный памятник Киевской Руси, датирует время постройки Софийского собора 1037 годом, во времена княжения Ярослава Мудрого. Некоторые же исследователи утверждают, что Софийский собор был заложен в 1017 году, при князе Владимире I Святославиче.

Но все же большинство ученых, на основании анализа летописных памятников, полагают, что строительство Софии Киевской было начато именно в 1037 году. Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву. Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов и обратил их в бегство. Во славу своей победы на том месте, где были повержены полчища врагов, и заложил храм. В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.

Как считают специалисты, в строительстве собора Святой Софии принимало участие 40 мастеров и около 100 помощников. Длилась стройка 2-2,5 года, еще несколько лет заняла внутренняя отделка и роспись. Для строительства собора Ярослав вызвал мастеров из Константинополя.

Изначально собор представлял собой пятинефное (неф — продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводам) прямоугольное в плане здание (55х37 метров) с двенадцатью крестовидными столбами. Собор был увенчан тринадцатью куполами (ныне у храма 19 куполов), символизировавшими двенадцать апостолов и Христа, главный купол был расположен в центре храма, четыре – над алтарной частью и восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор был окружен двумя рядами галерей, имевших вид «гульбища» – открытого балкона. На втором этаже располагались «полати», предназначавшиеся для князя, членов его семьи и знатных горожан.

Стены Софийского собора выкладывались из крупных гранитных блоков, заливавшихся «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Ряды крупных камней отделывались «плинфой» – оранжево-розовым широким и плоским кирпичом толщиной от 2,5 до 4 сантиметров. Наружная кладка оставалась открытой, фасады здания не штукатурились. Для кровли собора строители использовали свинцовые листы, которые укладывались на каменные своды и купола.

Стены, своды и столбы Софийского собора украшали великолепнейшие фрески. Фресковая роспись Софийского собора занимала около 5 тысяч квадратных метров, из них 2 тысячи квадратных метров уцелели в оригинале до наших дней.

За свою почти тысячелетнюю историю Софийский собор неоднократно разрушался, восстанавливался, подвергаясь коренной перестройке. Впервые храм серьезно пострадал в 1240 году при разграблении Киева ордами Батыя. Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Затем были крымские ханы, литовские князья, времена униатства.

Лишь после того, как митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и организовал при соборе мужской монастырь, София Киевская постепенно начала восстанавливать свое былое величие. До середины XVII века внешний вид Софийского собора практически не изменялся, архитектурный облик храма оставался почти таким же, каким он был в XI столетии. Правда, само здание находилось в плачевном состоянии. В 1633-1647-х годах после нескольких столетий упадка была предпринята первая попытка восстановления Софийского собора. В здании был произведен ремонт, заменена прохудившаяся крыша, настелены новые керамические полы, сооружен богато оформленный иконостас.

В 1697 году большой пожар уничтожил все деревянные здания Софийского монастыря. После этого печального события в Софии Киевской были начаты капитальные восстановительные работы. В это время возвели Софийскую трехъярусную колокольню — четвертый ярус был достроен в 1852 году — еще один уникальный памятник архитектуры, находящийся на территории Софийского монастыря. Серьезной перестройке подверглось и здание Софийского собора, приобретя характерные того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730-х годах на территории Софийского монастыря была построена трапезная, которая спустя столетие была реконструирована в так называемую Теплую, или Малую Софию, а также пекарня, в здании которой позже размещалась консистория (епархиальное управление). Во время реставрационных работ середины XIX века Софийский собор получил новую крышу и позолоченные купола, а также чугунные полы. В конце XIX века была осуществлена последняя дореволюционная перестройка Софийского собора – был серьезно реконструирован западный фасад здания.

В 1934 году решением советского правительства комплекс сооружений объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником.

После закрытия София Киевская лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства – были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 килограмм) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены восемь иконостасов боковых приделов, разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI века, восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

В 1990 году Софийский собор был включен ЮНЕСКО в Список объектов мирового культурного наследия.

В октябре 1990 года здесь была совершена Божественная литургия, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности в управлении.

Спустя 20 лет, в июле 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь возглавил молебен в Софийском соборе Киева.

Фрески и мозаики Софийского собора

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты ее в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века были расчищены из под позднейших наслоений. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стенописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанного в 1651 году во время его визита в Киев. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене – святых. Расчистка этих фресок была осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934 1935 годах. На северной стене Софийского собора, кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого – в XIX веке.

В своде главного алтаря изображена огромная фигура Оранты – Богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней – синий хитон, пурпурный мафорий (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят) с золотыми складками и красные сапожки. Из за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

Под Орантой – многофигурная композиция «Евхаристия» – символическая сцена причащения апостолов. В центре престол, вдоль которого стоят ангелы с рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.
В нижнем ярусе апсиды (свода) изображены «отцы церкви» («святительский чин») – святители и архидиаконы (мозаика сохранилась в верхней части фигур).

Саркофаг Ярослава Мудрого

В восточной части внутренней и внешней северных галерей собора в древности была великокняжеская усыпальница. Здесь были похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодич, Владимир Мономах и другие. До наших дней сохранился лишь саркофаг Ярослава Мудрого, который экспонируется в алтарной части бывшей северной внутренней галереи. Он состоит из прямоугольного ящика и двускатной крышки с выступами по углам. Ящик и крышка саркофага украшены резными изображениями виноградной лозы, пальмы, кипариса, рыб, птиц, крестов и других древнехристианских символов. Вес гробницы – 6 тонн. Саркофаг Ярослава Мудрого сделан из проконесского мрамора и, очевидно, привезен из Византии.

В 1936-1939-х годах, во время вскрытия и исследования саркофага Ярослава Мудрого, ученые обнаружили в нем мужской и женский скелеты, кости которых были перемешаны. Этот факт, а также полное отсутствие каких-либо предметов и одежды свидетельствуют об ограблении гробницы. Сопоставление результатов анатоморентгенологичного исследования костей с данными летописи доказало, что мужской скелет – это скелет Ярослава Мудрого. Женский скелет – скелет жены Ярослава Ирины. По черепу Ярослава Мудрого известный советский скульптор антрополог Михаил Герасимов воссоздал скульптурный портрет князя, который экспонируется в северной внешней галерее собора.

В сентябре 2009 года саркофаг Ярослава Мудрого был вновь вскрыт для антропологического исследования.

В апреле 2010 года украинская газета «Сегодня» со ссылкой на одного из сотрудников Софии Киевской сообщила, что останки, хранящиеся в Национальном заповеднике София Киевская как кости Ярослава Мудрого, могут не принадлежать киевскому князю.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кто в действительности построил Софийский собор

В самой ранней летописи Киевской Руси «Повесть временных лет» сказано, что строительство Софийского собора в Киеве началось по приказу великого князя Ярослава Мудрого в 1037 году. Неудивительно, что эта дата считалась хрестоматийной многими поколениями историков. Представляете, какой шквал критики пришлось выдержать профессору из Киева Надежде Никитенко, которая в результате изучения живописи и архитектуры Софийского собора, а также свидетельств, оставленных современниками князя Ярослава, пришла к заключению: в летописи таится неточность. «Строить Софийский собор начал великий князь Владимир, крестивший Русь, а его сын князь Ярослав завершил дело отца, — заявила «ФАКТАМ» доктор исторических наук Надежда Никитенко. — Мне удалось вычислить, что собор был заложен четвертого (по новому стилю 17) ноября 1011 года, а первое богослужение (освящение уже построенного и расписанного храма) прошло 11 (по новому стилю 24) мая 1018 года. То есть намного раньше, чем сказано в «Повести временных лет». Теперь уже эти выводы признали многие ученые в Украине и за рубежом, а также, что очень важно, — ЮНЕСКО. 24 мая по решению Верховной Рады Украины празднуется 1000-летие первого богослужения в Софийском соборе.

— Какие факты подтолкнули вас к мысли о том, что в «Повести временных лет» слава строителя Софийского собора незаслуженно приписана Ярославу Мудрому? — спрашиваю у заведующей научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская», профессора Надежды Никитенко.

В процессе изучения живописи собора я обратила внимание на то, что она прославляет не Ярослава, а его отца князя Владимира. В средневековье существовала традиция: в росписи церквей мастера отдавали должное тем, кто инициировал и оплачивал их строительство. Поэтому у меня и возникли сомнения насчет того, что в «Повести временных лет» все изложено так, как было в действительности. Чтобы проверить это, я подняла другие исторические источники времен жизни князей Владимира и Ярослава, в которых есть сведения о Софийском соборе. Оказалось, что современник обоих этих князей митрополит Киевский Иларион (он стал первым митрополитом из числа русичей) в своей знаменитой проповеди «Слово о законе и благодати» (ее текст сохранился) сказал, что как царь Соломон завершил дело своего отца Давида, закончив строительство Иерусалимского храма, так князь Ярослав завершил дело своего отца Владимира — создал Софийский собор.

— Митрополит как бы утверждал, что князь Владимир распорядился возвести Софию Киевскую, но не дожил до окончания строительства?

Да, Владимир неожиданно заболел и скончался в июле 1015 года. После этого началась кровопролитная четырехлетняя война между сыновьями за киевский престол. В 1018 году его захватил (правда, на короткое время) князь Святополк при поддержке своего тестя польского короля Болеслава Храброго (их полкам тогда удалось разбить дружину князя Ярослава в сражении на речке Буг). В войске польского короля были немецкие рыцари. Вернувшись через некоторое время в Германию, они рассказали епископу и хронисту Титмару Мерзебургскому о том, в чем участвовали и чему стали свидетелями во время службы у короля Польши. Титмар все это записал в своей хронике. В ней содержится и свидетельство о Софийском соборе, в котором сказано, что в Киеве в Софийском монастыре Святополка и Болеслава встречал митрополит Киевский с мощами святых и прочими реликвиями. Раз в этом монастыре находилась резиденция митрополита и хранились христианские святыни, значит, вероятней всего, там уже стоял каменный Софийский собор.


* Надежда Никитенко: «Информация в летописи о том, по чьей инициативе был построен Софийский собор, оказалась неверной. В росписях храма содержатся красноречивые свидетельства о том, кто в действительности распорядился его построить»

— Какие конкретно фрески, мозаики на стенах собора свидетельствуют о том, что он строился по распоряжению князя Владимира?

Прежде всего, фреска «Княжеский портрет», на которой изображено, как великий князь Киевский с семьей входит в освящаемый храм. Эта композиция, размещенная в центре храма, символизирует то, что Владимир привел Русь в лоно православной церкви.

До наших дней эта фреска сохранилась лишь частично, однако мы можем увидеть ее полностью — на рисунке голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда. Он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, с войском которого в 1651 году побывал в Киеве. Вестерфельд сделал тогда целую серию рисунков: руин Десятинной церкви, Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, Софийского собора… Среди этих работ есть срисованная голландцем фреска «Княжеский портрет», которая тогда еще была почти полностью цела. Она в соборе являлась самой большой по размерам (длина 15 метров) и размещалась на трех стенах.

Если бы заказчиком Софии Киевской был Ярослав Мудрый, то на «Княжеском портрете» была бы изображена его семья, но на ней нарисована семья князя Владимира. Ярослав показан как старший из сыновей. Очень важный момент: Владимир, его жена — византийская царевна Анна — и их общие дети Борис, Глеб и дочь Феофана одеты в особые плащи — корзна, которые являлись символом великокняжеской власти. Плащ на Борисе отмечен изображениями царских орлов. На старшем сыне Владимира Ярославе, матерью которого была полоцкая княжна Рогнеда, такого плаща нет.


* Фреска «Княжий портрет» (реконструкция)

— Что это значит?

То, что Владимир хотел, чтобы велико-княжеский престол унаследовал Борис. Если тот не смог бы этого сделать (например, погиб), то властителем страны должен был стать Глеб. Это решение Владимира объясняется просто: Борис и Глеб родились в его христианском браке с византийской принцессой. Византия была тогда самым развитым, сильным и богатым государством в мире. Понятно, что Владимир хотел оставить Русь сыновьям, которые были племянниками византийского императора.

Ярослава отец отправил править Новгородом. Но тот стал предъявлять претензии на великокняжеский престол — решил обособиться, не отправлял дань в Киев и готовился пойти войной на отца. Владимиру ничего не оставалось делать, кроме как готовить свое войско выйти навстречу Ярославу. Однако великий князь неожиданно заболел и умер. Затем разгорелась кровопролитная война за киевский престол, победу в которой одержал Ярослав.

* Изображение князя Владимира на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)

— Борис и Глеб принимали в ней участие?

Глеб был еще слишком мал, а Борис, которому отец завещал свою власть, стал главным соперником Ярослава. Заручившись поддержкой печенегов, Борис пошел на Киев. Чтобы его остановить, Ярослав подослал к нему убийц-варягов. Об этом рассказано в древнем скандинавском сказании — «Эймундовой саге». Когда дружинники Бориса перепились, варягам удалось проникнуть в его лагерь и убить князя. Они принесли отрубленную голову своей жертвы Ярославу. Тот покраснел и со свойственным ему двуличием, как бы укоряя наемников, сказал: «Ну и быстро же вы управились». Вскоре был убит и Глеб.

В древнерусских летописях вина за гибель обоих братьев возложена на Святополка (ему даже дали прозвище Окаянный). Однако как он мог погубить Бориса и Глеба, если во время их гибели находился в Польше у своего тестя — князя Болеслава Храброго? Тут нужно учитывать, что летопись составлялась после того, как Ярослав окончательно утвердился на великокняжеском престоле. Летописец был вынужден освещать события в угоду правящему князю. А автору «Эймундовой саги» никто не диктовал свою волю, поэтому в ней обстоятельства убийства Бориса описаны с предельной откровенностью и ясностью.

— Давайте вернемся к Софийскому собору. Как вам удалось вычислить даты начала и завершения его строительства?

Помогли Святцы (церковный календарь). В них нет информации, когда строительство началось и когда завершилось. Но в этом календаре указаны дни, в которые освящали собор — 4 (по новому стилю 17) ноября и 11 (по новому стилю 24) мая. Следует понимать, что первое освящение было проведено в связи с закладкой первого камня в основание храма, второе — после того, как собор был построен и расписан. Еще один важный момент — освящение обязательно должно было приходиться на воскресенье — день Господень. Я исходила из того, что собор создавался во втором десятилетии ХI века. В этот промежуток времени 4 (17) ноября и 11 (24) мая приходятся на воскресенье в 1011 и 1018 годах. Получается, собор был заложен 4 (17) ноября 1011 года, а первая служба в нем состоялась 11 (24) мая 1018-го. Судя по росписи, большую роль в создании Софии сыграла княгиня Анна, которая, согласно свидетельству арабского автора Яхьи Антиохийского, жившего в ХІ веке, «построила многие церкви в стране русов».

* Фреска княгини Анны на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)

— Именно с Владимиром и Анной связаны и знаменитые светские фрески двух лестничных башен Софии, которые ведут на княжеские хоры, — продолжает Надежда Никитенко. — Фрески рассказывают о заключении их династического брака в конце 987-го — начале 988 года, положившего начало Крещению Руси. В южной (мужской) башне изображен прием послов Владимира на константинопольском ипподроме — форуме византийцев, а в северной (женской) показано брачное венчание принцессы Анны царским венцом. Вот почему в источниках она называется царицей. Ее короновали как невесту царя (кесаря), поскольку Владимир был удостоен этого титула в качестве зятя императора. Владимир и представлен на своих монетах в царском облачении, с короной на голове.

И вот еще о чем я хотела сказать: изучение архитектурных особенностей Софийского собора показало, что Ярослав внес некоторые изменения в его первоначальный проект, уже осуществленный при Владимире. В частности, когда в 1019 году Ярослав сел на киевский престол, то встроил в уже возведенную и расписанную фресками северную открытую галерею собора усыпальницу с мраморным саркофагом для себя. В древности правители создавали свои усыпальницы сразу же после занятия престола. Ведь никто не знает, когда его призовет Бог… С Ярославом это случилось через 35 лет. Он скончался в 1054 году и был погребен в этом саркофаге. Останки князя исчезли из Софии в ХХ веке во время Второй мировой войны. Скорее всего, они сейчас находятся в США. Но это уже другая история…

— Чем-либо еще подтверждается дата основания Софии в 1011 году?

— Да. В XVII веке митрополит Киевский Петр Могила провел масштабную реставрацию Софийского собора, капитально отремонтировал его и частично восстановил росписи. Он, в частности, распорядился сделать под центральным куполом большую надпись: «Нача здатися (строиться) сей Премудрости Божией храм в лето 1011». То есть он точно указал год начала строительства собора.


* Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы

— Откуда он мог его знать, если в «Повести временных лет» указана другая дата — 1037 год?

В его распоряжении был архив Софийского монастыря, в котором хранилось большое количество старинных документов. К сожалению, в конце XVII века архив сгорел. В нем были ценные материалы, которые современным ученым неизвестны. До наших дней не сохранилась и надпись, сделанная под центральным куполом по распоряжению Петра Могилы. Как это ни странно звучит, ее уничтожили… реставраторы. Это произошло в прошлом веке — в 1950-е годы. В те времена считалось, что в соборе ценность имеют только мозаики и фрески XI века. Поэтому значительную часть масляной живописи XVII—ХVIII столетий реставраторы либо записали однотонным слоем краски, либо вообще уничтожили. Хорошо хоть, что они сфотографировали эти изображения. Снимки и негативы сохранились в архиве заповедника. Так что негативы и фотографии надписи, сделанной по приказу Петра Могилы, у нас есть.

Еще одним доводом в пользу начала строительства в 1011 году и его завершения в 1018-м является то, что их отделяет семь лет. Дело в том, что именно за такой срок был возведен Иерусалимский храм, который является священным прообразом всех христианских храмов. Поэтому Десятинную церковь в Киеве князь Владимир построил за семь лет. Как видим, в этот срок удалось уложиться и при создании Софийского собора. Кстати, София Киевская — это образ Небесного Иерусалима (Царства Небесного), как он описан в Апокалипсисе: в ней 12 столбов, 12 арок-врат, посередине над княжеским портретом в парапет хор был вмонтирован большой камень зеленого цвета (яшма — светило Небесного Иерусалима).

Научным руководителем кандидатской диссертации, которую я защитила в начале 1990-х по результатам своих исследований Софийского собора, был академик из Москвы Геннадий Григорьевич Литаврин (крупнейший в мире специалист по истории Византии, к сожалению, уже покойный). Он сказал мне: «Ваша диссертация будоражит умы. Я бы ее никогда не поддержал, если бы вы меня не убедили в правоте своих выводов». Кандидатскую я защитила в Москве, а докторскую — в Киеве. Обе эти работы легли в основу моих монографий.

В 2012 году мы вместе с коллегой, исследователем граффити Вячеславом Корниенко, опубликовали в совместной работе 11 уникальных надписей с датами их написания — 1018, 1019, 1022, 1023, 1028, 1033 годы… Они обнаружены и прочитаны на стенах Софийского собора в последние годы. Я была потрясена этими находками, ведь они являются неопровержимыми доказательствами того, что в 1018 году храм уже был действующим.

* Специалисты утверждают, что чем дольше стоит Софийский собор, тем прочнее становятся его стены — секрет этого феномена в технологии кладки, которую применили византийские мастера

— Как получилось, что до этого никто не обнаружил столь важные для науки надписи?

— Граффити на стенах Софии более семи тысяч. Им посвящены целые книги. Но прежде исследователи обращали внимание на самые заметные, легко прочитываемые надписи. Сейчас стены собора исследуют очень тщательно, не пропуская ни одного граффити.

P. S. Софийский собор стал музеем в 1934 году, службы в нем, кроме особых случаев, не проводятся. В день юбилея, 24 мая, в нем планируется провести торжественный молебен с участием высшего руководства Украины.

* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

Первое упоминание в летописи

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы — Кремля, в местности, заключенной между основным руслом Москвы-реки и ее прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название «Болота». Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, – ближе к Дому на Набережной.

Bпервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

Указ Ивана III о сносе церквей напротив Кремля

B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: «Того же лета рекою Москвою против города и повеле на техместех чинити сад», в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.

Oколо Государева Сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.

Hезадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и «прихожан учением своим отлучил многих». Вследствие этого «запустошения церквей» его сослали из Москвы.
B пожар 1812 г. Софийская церковь пострадала незначительно. В ведомости о состоянии московских храмов после нашествия неприятеля было сказано, что на Софийской церкви «крыша от пожара в некоторых местах обвалилась, иконостасы и в них святые иконы целы, в настоящей (в главной церкви) престол и одежда целы, антиминс же похищен. В приделе престол и антиминс цел, а срачицы и одежды нет. … Книги для священнослужения находятся в целости, но некоторые из них частью изорваны».

Уже 11 декабря 1812 года, меньше, чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 г. прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадесяти язык».

После устройства в 1830-х гг. каменной набережной, именно по имени находившейся здесь храма Софии, она была названа Софийской.

Строительство новой колокольни

В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой.

Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г.

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

Наводнение 1908 года

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.

В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами.

На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.

Послереволюционные годы

О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей.
В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.

По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполни-лось сердце наше, когда до слуха нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе».
Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами.

  1. Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника
  2. Святой Софии – 9 пудов 38 фунтов 56 золотников.

Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Митрополит Уральский Тихон (Оболенский)

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).

В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни».

Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне.

В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.

12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации.

Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

Отец Александр Андреев

В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве.

14 сентября 1923 г. управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках – впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось чуть позже, и с этих пор дальнейшее служение о. Александра неразрывно связанно с Софийским приходом.

На новом месте проповеднический и организаторский талант о. Александра развернулся во всю ширь.

Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. Официального написанного устава в сестричестве не было. Жизнь сестер по предписанию о. Александра строилась на трех основаниях: молитве, бедности и делах милосердия. Одним из первых послушаний сестер стало устройство горячих обедов для многочисленных нищих. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования.

Отцом Александром были устроены жилые помещения для сестер.

Обновление и переустройство храма

В 1924-1925гг. отец Александр предпринял обширный комплекс работ по обновлению и переустройству храма.

Из церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове были перенесены главный иконостас и иконостас Никольского придела, которые были установлены в Софийском храме.

Одновременно в конце 1928 г. отец Александр пригласил для росписи храма известного церковного художника графа Владимира Алексеевича Комаровского. В. А. Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописания, одним из основателей общества «Русская икона» и членом редакционного совета одноименного сборника. Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства храмов.

Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней.

В храме Софии Комаровский изобразил над средней аркой сюжет «О Тебе радуется всякая тварь», а на столбах под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах.

Наконец ремонт был закончен – хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта, тем не менее, в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися.

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов».

10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области.

Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы.

Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

Союз безбожников и клуб

После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников.

Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода «Красный Факел» Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 г.
Вокруг судьбы храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих.

Однако 16 июня 1932 г. Комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение Президиума о ликвидации церкви «При условии предоставлении заводом «Красный Факел» в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов». Через месяц это решение Комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранства интерьера и колокола, икона Владимирской Божией Матери была передана Третьяковской галерее. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

Лаборатория термомеханической обработки


После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 г. было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками.
Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980–е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

В 1960 г. здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры.

В 1965 году М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е годы реставрировалась».

Реставрационные работы

В 1972 г. было проведено исследования живописи храма. В 1974 г. начались реставрационные работы.

Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: «Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения».

Возобновление богослужений

В 1992 г. здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургия – первая с тех мрачных времен запустения.

В 2019 году произведена реставрация внешнего вида здания колокольни «Взыскание погибших» организацией ООО РСК «Возрождение».

В настоящее время проводятся реставрационные работы внутри колокольни. Богослужения в ней приостановлены до окончания реставрационных работ.

Читайте так же:  Собор краткий пересказ
__