Церкви и соборы арзамаса

Церкви и храмы Арзамаса. Обзорная по действующим храмам.

Предлагаем ознакомиться с программами экскурсий, как наиболее интересные:

Арзамас город Нижегородской области многие особенно почитают как один из центров русского православия. И немудрено, даже несмотря на пережитые лихие года революции, действующих храмов и монастырей на территории города немало, и с течением времени их количество только увеличивается: вновь открываются старинные приходы, строятся новые Божьи дома. Сейчас в городе насчитывается порядка десяти действующих церквей и храмов, два монастыря.

Монастыри — истинная жемчужина града, ведь они основаны почти полтысячи лет тому назад, и пережили множество бед и празднеств, войн и революций, восстаний и примирений. Первый, самый старейший, белокаменной постройки — Спасо-Преображенский мужской монастырь. Основанная в 1556 году, мужская обитель являет собой средоточие Православия, его соборы, церкви, колокольни и храмы смогли уцелеть в почти первозданном виде, и их двери открыты для прихожан в Архивном городке Арзамаса. Именно после появления этого монастыря, в городе стало все больше распространяться христианство.

Второй монастырь — женский, Свято-Николаевский. Появившийся чуть позже мужского, в 1580 году, не может похвастаться успешным противостоянием смене власти. «Советы» упразднили его, и вплоть до 1994 года он пустовал, однако снова стал открыт для верующих. Найти его легко на Соборной площади.

Там же располагается и другой Божий дом — Воскресенский собор. Построенный в честь победы над Наполеоном в 1814 году, он стал наиболее величественным, и доминирует своей высотой и формой над остальными церквями и общегородской застройкой. После революции собор закрыли, но молебны возобновились во время Великой отечественной войны.

Есть в городе и множество церквей, к главной из которых относят Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Отстроенная в 1794 году, она заняла место старого каменного прихода и является «теплой» зимней церковью. Кстати имеет очень интересную конструкцию постройки в виде корабля. Главный престол освящён в честь иконы «Живоносный Источник». В ней расположена реликвия — икона «Собор Пресвятой Богородицы» — очень редкий древний образ.

В 1776 году была построена в Арзамасе Церковь Сошествия Святого Духа. Каменной же постройки, храм был в 1929 году переделан под типографию, но Епархия смогла вернуть его в своё лоно в 1995. Сейчас храм дейстаующий и по-немногу восстановливается.

Церковь Андрея первозванного, основанная в 1793, имеет удивительный, двухчастный, двухаспидный алтарь, не имеет аналогов во всей Епархии, а в нем с 2004 года также проводятся богослужения.

Тяжёлая судьба постигла Церковь Владимирской иконы Божьей Матери, которая была построена в 1802 году. Почти утраченные приделы в Советские времена до недавних пор были не восстановлены, однако в 2010 году по программе «Арзамасские купола», трудами рабочих церковь предстала пред нами в своем первоначальном виде с благоустроенной территорией и в главном здании богослужения ведутся и сегодня.

Есть в Арзамасе и другие храмы — Церковь Входа Господня в Иерусалим, иконы Божье Матери «Знамение», Иоанна Богослова и многие другие, и везде, так или иначе, ведутся восстановительные работы, а многие уже отреставрированы, и верующие могут вознести свои молитвы богу.

Арзамас (Нижегородская область) — Добро пожаловать!

Богоявленская церковь

Богоявленская церковь находится в городе Арзамас, Нижегородской области России. Храм находится на территории Николаевского женского монастыря.

Существует несколько версий по поводу даты постройки храма, однако наиболее достоверная указывает на 1811 год. Как отмечают историки, проект церкви был разработан местными зодчими. С этого времени здание 5 раз перестраивалось, приобретая новые архитектурные черты.

Особенностью здания церкви является его двухэтажная планировка. Первый этаж занимают кельи для больных монахинь и больничная церковь, а непосредственно церковь Богоявления Господня расположена на втором этаже.Церковь является одним из зданий, формирующих облик Соборной площади Арзамаса. Недалеко от церкви расположены и другие постройки монастыря, в том числе знаменитые Святые ворота.

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова расположена в городе Арзмас, Россия. Обитель была построена в 1845-1852 годах на средства арзамазского купца Заяшникова под руководством архитектора Константина Тона. Она считается одной из самых лучших работ зодчего. Единственным недостатком достопримечательности было отсутствие колокольни.

После революции Церковь Рождества Христова утратила былой вид и по указу местных властей была передана под пекарню. Через несколько лет началась ее реставрация, но архитекторам не удалось целиком возвратить ее прежний вид. С 1990 года церковь опять начала служить людям.

В XXI веке была совершена попытка повторной реставрации, и теперь, Церковь Рождества Хрестова радует своим утонченным видом и красочностью арзамаского ансамбля. Также в церковь было переправлены много редких и уникальных икон.

Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»

Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» расположена в городе Арзамас. Храм был построен в 1794 году на участке земли, где ранее располагался старый, также каменный храм неизвестной даты постройки.

Здание храма в равной степени содержит в себе элементы барокко и классицизма. Церковь и колокольня представляют собой единое здание, что характерно для так называемых «зимних», хорошо утепленных храмов.

В 1930-е годы храм был закрыт, а в здании поочередно размещались различные организации. Богослужения в церкви были возобновлены лишь в 1950-х годах. Церковь расположена на Соборной площади, где также находятся и другие православные святыни, в том числе Николаевский женский монастырь.

Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова.

Арзамас. Воскресенский собор. Построен в 1842 г. Архитектор М. Коринфский. Действует.

Собор во имя Воскресения Христова города Арзамаса

В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см).

Читайте так же:  Богоявленский патриарший собор москвы адрес

На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пр.Богородицы» (северный). По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери.

Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

Постройка собора была начата в 1814 году по проекту архитектора М.П. Коринфского, местного уроженца, выдающегося мастера позднего классицизма. Новый собор построен на месте ветхого летнего храма во имя Воскресения Христова с приделом великомученика Иоанна Воина.
Строительство продолжалось 28 лет, и неоднократно приостанавливалось из-за недостатка средств. Так после возведения стен оказалось, что нет железа для кровли. Сумма для покупки необходимого количества материала была огромная, но нашли необычный для того времени выход: железо купили в кредит у московского купца Герцова. Отделочные работы и роспись храма длились 21 год. Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн.

Главный престол во имя Воскресения Христова освящен в 1840 году. Собор имеет еще четыре придела, освященные последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах. В храме празднуется 9 престольных праздников. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Фрески, за исключением центрального купола, выполнены в коричневых легких тонах без цветных красок, что располагает к особому молитвенному настроению. Художники работали тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходится сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись. Все сюжеты фресок посвящены теме земной жизни Иисуса Христа.

Величественный иконостас резной работы выполнен братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах. Это работа профессора живописи Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. В храме пребывает много святынь: Животворящий Крест Господень, старинные иконы, образы золотого и серебряного шитья. Одна из древнейших икон – «Воскресение Христово» – письма XVI века, упоминается в описи 1643 года как дар царя Ивана Грозного и называется «Государево данье». Резной образ святителя Николая Чудотворца, называемый Николой Можайским, упоминается в описи Никольской церкви в 1580 году. Много икон золотого и серебряного шитья работы золотошвеек Алексеевского монастыря г. Арзамаса. Искусство золотого шитья было доведено до совершенства, изделия рукодельниц украшали храмы Иерусалима, Афона, Греции, Москвы.

Одновременно с Воскресенским собором была построена колокольня. Колоколов было десять. Самый большой весом более восьми тонн был отлит мастером Мартьеновым в Ярославле в 1849 году в память почетного гражданина Арзамаса П.И. Подсосова усердием его сыновей; второй по величине колокол весил около трех тонн. У западных врат храма – две памятные доски с именами строителей и жертвователей. При холодном соборе была возведена теплая церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Церковь вместе с колокольней построена в 1794 году на месте старого каменного храма. Архитектура церкви носит переходный характер от барокко к классицизму. В плане представляет собой прямоугольник с полукружием алтаря. Храм имеет 22 окна, украшенные наличниками с лепниной. «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н.Н. Померанцев.

Отшумела гроза двенадцатого года — не затронувшая глубоко-тылового Арзамаса впрямую, однако произведшая в нём, как и во всей стране, определённый патриотический подъём. И уже в 1813 году арзамасские граждане решили «увековечить память грозного посещения Божия и великой милости Божией, явленной в избавлении России и православной Церкви от иноплеменного и безбожнического нашествия и порабощения», то есть выстроить новый собор. Проект собора предоставили начертать арзамасскому же уроженцу М.П. Варенцову (Коринфскому). А средствами к постройке послужили на первое время так называемые кормовые деньги — те суммы, которые правительство должно было выделить городу за продовольствие военных, проходивших через Арзамас в 1812-1813 годах. О единовременной выдаче «кормовых» арзамасцы особо ходатайствовали через оберпрокурора Святейшего Синода, и ходатайство, «в уважение в Арзамасе новостроющегося каменного холодного собора», достигло своей цели. И вот план собора «составился», горожане на общем собрании подтвердили своё благородное намерение, и 17 февраля 1814 года соборный протоирей Стефан Пименов и староста В.И. Подсосов отправились в Нижний Новгород, где представили епископу Моисею (Близнецову-Платонову) проект собора и соответствующее прошение. Проект владыке понравился и резолюция его была следующей: «Храм великолепный и прекрасный по приложенному при сем плану и фасаду начать строением благословляем, на что и выдать храмозданную грамоту. При сем со Архипастырским нашим соуслаждением объявляем нашу Архипастырскую благодарность почтенным гражданам, любящим благолепие Дома Господня, и сию нашу Архипастырскую благодарность через протоирея объявить». Выдали старосте и книгу для сбора пожертвований на постройку (уже ясно было, глядя на проект, что одними только кормовыми деньгами не обойдётся) — с тем, чтобы: 1) сбор проводился по одному только Арзамасу, 2) сумму собранную представлял он староста в церковь в общую приходорасходную книгу к употреблению на означенное построение собора, 3) по окончании года оную книгу по надлежащим освидетельствованиям представить в консисторию». Вскоре после этого должна была, конечно, состояться закладка собора, однако о том, как, когда и при каких обстоятельствах она совершилась, документы молчат. Одновременно начали разбирать старый собор; высвободившиеся таким образом строительные материалы немедленно поступали на новую строительную площадку. Что касается убранства прежнего Воскресенского собора, то его почти полностью, включая иконостас, продали в Успенский храм села Степанова, для будущего соборного храма оставив лишь две иконы — Иоанна Воина и Воскресения Христова, причём последняя издревле числилась в соборных описях как «государево данье». Работы, при огромных масштабах постройки, шли небыстро.

Читайте так же:  Собор боевик

В 1816 году соборный протопоп Стефан Пименов докладывал о сооружении «основания и цоколя», а в 1818 году, не упоминая о том, какая именно часть собора уже построена, рапортовал, что в минувшем 1817 году «от добровольных здешними гражданами пожертвований поступило 10 768 р. 85 коп., кроме пожертвованного некоторыми кирпича, и вся сумма на означенный предмет употреблена, а кирпича всего за прошедшее лето положено 552 000, на наступающее же изготовлено 600 000». Кирпич изготавливали тут же, близ арзамасского Тихвинского кладбища (характерно, что ещё в 1860-е годы здешние заводы назывались «соборными»). А кладку завершили, по всей видимости, к началу 1820-х годов, употребив более пяти с половиной миллионов кирпичей. Не обошлось в процессе строительства без затруднений, грозивших — в прямом смысле — порушить всё дело. Когда уже были сложены своды и пришла пора возводить купол, дал трещину его юго-западный столп, приведя в немалое смущение строителей. Да и весь город взволновался: это что же, придётся перестраивать? Призвали на совет местного Левшу — крестьянина Егора Михайлова. Полуграмотный, он тем не менее славился как искусный строитель и опытный подрядчик. Михайлов успокоил публику. Неблагонадёжный столп, по его мнению, следовало просто оковать железом. Так и сделали. Но городничий решил перестраховаться — велел оклеить готовый уже столп бумагой и поглядеть некоторое время: если бумага не порвётся, то можно продолжать стройку. Бумага не лопнула, новых трещин не пошло, строительство возобновилось. Но теперь уже, обжегшись на молоке, строители решили купол делать не кирпичным, как предполагалось изначально, а для облегчения конструкции, деревянным, обшитым снизу листовым железом. Так и поступили. А денег не хватало. Иной раз случалось так, что совершать строительство было решительно не на что и нечем, и тогда посылали с кружкой по городу — и постройка продолжалась уже на собранные гроши и полушки. Вот уже стояли стены, а на кровельное железо взять было негде. И тогда его купили в кредит у московского купца Герцова в надежде изыскать средства к назначенному сроку уплаты. Но и к сроку денег не достали. И в 1823 году пришлось занять 15 000 рублей ассигнациями у жительницы Арзамаса Желтовой. Занимали на год, но, как следует из документов, ещё и в 1833 году долг этот выплачен не был.

Нет о том никаких достоверных сведений, но, вероятно — иначе и полагать нельзя, самым неблагополучным образом сказался большой арзамасский пожар 1823 года, когда в ночь с 6 на 7 августа выгорела почти вся нижняя часть города. Долго ещё старожилы вспоминали о нём, деля всю историю Арзамаса на до и после пожара. Пожар изнищил многих арзамасских купцов, являвшихся главными благотворителями строящегося собора, и нечего удивляться тому, что освятили первый престол здесь только в 1832 году (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Дальше пошло быстрее. Второй престол — Всехсвятский — освятили в 1833-м, а на другой год — третий, во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского. Святителя Митрофана тогда только что канонизировали, и некие жители Арзамаса, воронежцы по рождению, внесли определённую сумму на украшение придела — с тем чтобы он был, хотя бы «отчасти», посвящён новоявленному чудотворцу. Посвятить же Александру Невскому этот (правый) придел предполагалось изначально — как тезоименитому святому Александра I. К 1834 году собор ещё не был должным образом убран внутри — иконостасы стояли без позолоты, росписи отсутствовали. Все эти работы совершались постепенно (и не без финансовых затруднений) в течение 1830-х годов. В 1840 году, 15 сентября, состоялось, наконец, освящение главного престола. Рассказывали, что к торжеству в Арзамас приехали, не быв приглашёнными, многие священники из окрестных сельских приходов. Епископу Иоанну (Доброзракову) это не понравилось, и он смирил деревенщину: приказал незванным разоблачиться, дозволив сослужить себе только приглашённым. Народу за богослужением было видимо-невидимо, не все и в собор то смогли попасть. После службы задались целью сосчитать свечные огарки: насчитали до 12 000. Последний пятый престол в соборе (как и в прежнем соборе, во имя Иоанна Воина), в 1842 году — и опять при огромном стечении народа. Богомольцев, даже и во время всенощной, оказалось столько, что, когда все двинулись прикладываться к иконам, протоирей о. Стефан вынужден был ретироваться в алтарь — на своём месте посередине храма он, от напора богомольцев, устоять не смог.

Всегда Воскресенский собор составлял предмет особенной гордости арзамасцев. Во второй половине ХIХ века стараниями старосты храма Жевакина, на деньги благотворителей, были вызолочены кресты на куполах. При нём же, и по его ходатайству 15 июня 1882 года арзамасская городская дума постановила ежегодно отпускать из городских средств на ремонт собора по пятьдесят рублей, поставив на первую очередь устройство вокруг собора хорошей железной ограды на цоколе из тёсаного камня. Ещё с 1870 года при Воскресенском соборе существовало Кирилло-Мефодиевское братство, ставившее своей целью содействие распространению просвещения. Братство предоставляло стипендии одарённым детям из бедных семей, помогало также одеждой, обувью, учебными пособиями. В 1903 году при соборе было учреждено общество хоругвеносцев.

После Октябрьской революции собор продержался довольно долго. Его закрыли в 1932 году, превратив в антирелигиозный музей. Благодаря этому перепланированию, в соборе сохранились многие святыни из разорённых арзамасских храмов, перенесённые сюда в качестве экспонатов. Вскоре собор поступил в ведение НКВД. В течение нескольких лет в нём содержались заключённые, а в 1937 году храм приспособили под спортзал. Достойно удивления, что в эти самые мрачные в истории Воскресенского собора годы сохранились иконостасы, росписи и другие элементы убранства. Конечно, пребывали они не в лучшем состоянии, но всё же — пребывали. В 1944 году православные жители Арзамаса обратились в исполком Горьковского областного совета депутатов с просьбой об открытии Воскресенского собора. «Наверху», как обычно, с принятием решения тянули. И тогда арзамасцы написали прошение Патриарху Сергию (Страгородскому) — своему земляку. В ноябре 1944 года, спустя несколько месяцев после смерти Предстоятеля, власти передали Воскресенский собор верующим, возложив на них обязанность отремонтировать «ценный памятник архитектуры». С того времени, когда собор превратили в музей атеизма, и по сегодняшний день главнейшей арзамасской святыней, пребывающей в стенах собора, является Животворящий Крест Господень. Этот Крест долгое время находился в Ильинской церкви (теперь в ней расположен исторический музей) и был окружён особым почитанием верующих всего Арзамаса. До 1853 года этот крест находился в стенах Воскресенского собора, и каждое 9-е воскресение по Пасхе, при большом стечении народа совершался крестный ход из главного собора в Ильинскую церковь. В 1853 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия (Соловьёв) запретил эти крестные ходы, а святыня Арзамаса — Животворящий Крест был помещён в Свято-Ильинский храм, в котором и хранился до закрытия церкви.

Читайте так же:  Герої твору собор

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №130, 2019 г.

Комментарии и обсуждение

Собор Воскресения Христова имеет форму равноконечного креста, положенного на квадрат со сторонами примерно 64 метра. Высота собора до среднего креста — почти 47 метров. На всю постройку ушло 5,5 млн кирпичей и 164 тонны железа.

Православные храмы Арзамаса

Материал из Энциклопедия Нижнего Новгорода

Наиболее известные исторические храмы Арзамаса вытянуты по большой дуге, начинавшейся от Алексеевского монастыря на берегу Теши; центр дуги занимают крупные массы Воскресенского собора и соседних с ним церквей и монастырей, а далее цепь их продолжают постройки Спасского монастыря, многоярусная Ильинская и другие церкви верхней части города.

Перечислим наиболее крупные постройки.

Воскресенский собор (1814-1842) [ править ]

Отечественная война 1812 г. вызвала большой подъем и напряжение на родных сил, и естественным было стремление отметить память о ней в монументальном образе. По условиям того времени единственным видом та кого монумента могло быть только крупное здание собора. Само строительство велось на «доброхотные» средства, вносимые по возможности всеми жителями города. Постройка его и была начата в Арзамасе в 1814 г. по проекту архитектора М. П. Коринфского (1788-1851), местного уроженца, вы дающегося мастера позднего классицизма, ученика знаменитого Воронихина.

Величественный пятиглавый храм, построенный наверху прибрежного холма, занимает доминирующее положение в облике и силуэте всего города. Важной градостроительной роли сооружения отвечает центрическая композиция собора, спокойные контуры венчающих куполов, круглые формы восьми колонных ионических портиков, почти полностью закрывающих стены всех четырех фасадов. Строительство вчерне было закончено к 1840 г., но полностью отделан собор только через два года. Цельное впечатление от здания дополняет единый стиль интерьеров с росписью воспитанников арзамасской Ступинской школы О.С. и А.О.Серебряковых и богатым резным иконостас работы братьев В. и К.Ломакиных.

Зимний собор Живоносного источника (1794) [ править ]

Более ранняя постройка (1794 г.), поэтому архитектура ее носит характерный переходный к классицизму, с колокольней, сохранив ей барочный силуэт.

Сейчас соборы являются действующими и находятся в хорошем состоянии.

Ильинская церковь (1746) [ править ]

Одной из красивейших церквей Арзамаса была Ильинская церковь, которая сейчас предана Арзамасскому историко-художественному музею. К сожалению, её купольное завершение утрачено, но до сих пор можно увидеть всю ею красоту её каменного убранства. Здание бывшей церкви дошло до нас с нижним четвериком, трапезной, алтарем. Верхние ярусы ее, а также колокольня не существуют. Построена церковь в 1746г., когда в столичной архитектуре господствовали формы европейского барокко, в которых нашли свое развитие декоративные убранства фигурного каменного карниза.

Алексеевский Новодевичий монастырь (Алексеевская община) [ править ]

Алексеевский Новодевичий монастырь (Алексеевская община) находится в северо-западной части города. Интересна история этого монастыря. По имеющимся данным, в 1643 году указом царя Михаила Федоровича было поручено воеводе князю Шаховскому построить Арзамасе, на посаде, царское богомолье Новодевичий монастырь Алексия человека Божия — в честь рождения у царя сына Алексея.

Строительство монастыря продолжалось с 1745 по 1826 годы. К моменту окончания строительства он стал называться Алексеевской общиной. Окончательно в качестве первоклассного монастыря Алексеевский Новодевичий монастырь в Арзамасе был восстановлен лишь в 1908 году.

Слева, за монастырской стеной, больница и Варварская церковь, далее — Надвратная колокольня, Успенская и Вознесенская церкви. Над оградой — кельи и монастырские помещения. После 1917 года на территории монастыря был расквартирован 51-й стрелковый полк. Здания монастыря, кроме колокольни, с большими утратами частично сохранились.

Приход церкви в честь святого апостола Андрея Первозванного расположен в городе Арзамасе, Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви. В настоящее время приход имеет один храм — церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Настоятель прихода — протоиерей Михаил Мельничук.

В храме во имя святого апостола Андрея Первозванного совершаются:

Телефон:

(83147) 9-02-83

При использовании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна

Собор Радонежских святых. Прп. Сисоя Великого (429).

Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обре?тение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).

Прмч. Евфимия Любовичева (1931); прмч. Феодора Богоявленского (1943).

Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Рим., 120 зач., XVI, 1–16. Мф., 50 зач., XIII, 3–9. Прп. Афанасия: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

На этот день может быть перенесена служба прп. Афанасия Афонского (с 5 июля).