Когда был построен спасо преображенский собор в чернигове

Спасо-Преображенский собор Чернигова

Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.

Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.

Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого. Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в. возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».

Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв. В планировании пространственного решения объединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье. Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.

Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный пирамидальный вид, который усиливался низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни. Фасады собора были украшены орнаментными узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет. Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.

Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток, смальты.

Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.

В Спасо-Преображенском соборе похоронены князь Мстислав с семьей, князь Святослав, его убитый сын — муч. Глеб, другие князья, также славные иерархи Черниговской епархии – Лазарь Баранович, Амвросий Дубкевич и др. Главный престол Собора освящен в честь Преображения Господня. До середины ХІХ в. существовали еще два боковых престола — Трех святителей и Покрова Богородицы. С 1857 южный престол был переосвящен в честь Черниговских мучеников Михаила и Феодора.

В 1246г. князь Михаил Всеволодович вместе со своим боярином Федором уехал в ставку Батыя по ярлык на Черниговское княжество. В орде их убили за неподчинение исполнить языческий обряд очищения – пройти между двух огней и поклонится идолу Чингисхана. «Христиане поклоняются Создателю, а не тварям, я христианин и согласен поклонится Хану потому, что Бог вручил ему долю царств, но не поклонюсь тому, чему поклоняются жрецы», — были последние слова князя. После мученицкой смерти, их тела бросили в поле на съедение псам. Но тела продолжали оставаться нетронутыми. Христиане забрали мощи мучеников и отвезли в Чернигов, где и хранились в Спасо-Преображенском соборе (В 1572г. по приказу царя Ивана Грозного перенесены в Москву). Князь Михаил и боярин Федор были признаны православной церковью как мученики. Поступок князя, который в отличие от многих других русских князей получивших за покорность княжества был бескомпромиссным верующим и погиб за свои христианские убеждения, настолько впечатлил сына хана – Сартака, что они принял христианство, а в 1261г. в Орде была создана Сарайская православная епископия!

В серебряной раке хранились в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г. мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе. С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается покровителем «чернобыльцев». Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей. Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам «дал» часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.

В Соборе под спудом находятся мощи святых блаженных — князя Игоря Ольговича и митрополита Константина.

Митрополит киевский Константин – один из немногочисленных русских святых домонгольского периода. Незадолго до своей кончины митрополит. Константин вручил Черниговскому епископу Антонию свое запечатанное завещание и взял с него клятву, что завещание будет выполнено. В этом завещании он просил не погребать его тела, а выбросить за город на съедение псам, т. к. считал себя виновником всех смут, связанных с киевской митрополией и недоразумением с двумя действующими митрополитами – Климом – самовластно поставленный князем Изяславом и Константином, присланным из Константинополя по просьбе сына Владимира Мономаха — князя Георгия. В итоге Константинопольский патриарх по просьбе князей, дабы не сеять смуты среди народа, прислал другого митрополита – Федора. Связанный клятвой, преосвященный. Антоний выполнил завещание святителя. В течение трех дней тело находилось за городом. В эти дни, как отмечают летописцы, в Киеве была страшная буря и гроза. После трех дней тело святителя было найдено невредимым и с честью погребено в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. После погребения буря в Киеве прекратилась и наступила тишина.

Киевский князь Игорь Ольгович, при крещении Георгий, был правнуком Ярослава Мудрого, сыном Олега Святославича. Его старший брат, умирая, завещал Игорю Ольговичу свой престол на киевское княжество. Однако князья были благосклонны к принятию на престол князей из рода Мономаха, а именно внука Владимира — Изяслава. Они попросили прийти его и взять престол. В ходе такого «приглашения» состоялась битва, где Игорь Ольгович потерпел поражение и четыре дня провел в болотах Дорогожичей (ныне район г. Киева — Куреневка). Его посадили в тюрьму – срубе переяславского монастыря Святого Иона. Там князь Игорь принял монашество, но не имел права выходить из монастыря. Как не просил его брат Святослав отпустить схимника к себе в Чернигов, Изяслав был непреклонен, что еще больше распалило вражду между Ольговичами и Мономахами. Когда князь Изяслав пошел с войной на Чернигов, то киевские бояре и враждебно настроенный люд сами решили расправится с князем-монахом. Как не пытался защитить несчастного и митрополит Климентий, и брат Изяслава – Владимир, Игоря Ольговича придали долгой и мучительной смерти. Сразу на площади возле растерзанного мертвого тела стали происходить чудеса, а люди брали себе его кровь и кусочки оставшейся одежды как реликвии. Брат Святослав забрал мощи к себе в Чернигов и положил их у Святого Спаса в усыпальнице.

Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове — яркий представитель византийско-киевского зодчества

Спасо-Преображенский собор (Чернигов) является одним из самых древних православных храмов, расположенных на территории нашей страны. Это уникальный пример древнерусской архитектуры и ценный памятник зодчества Киевской Руси.

Интересные факты из истории

Спасо-Преображенский собор в Чернигове — это восьмистолпный пятиглавый живописный храм. Его архитектурный ансамбль представляет византийско-киевское зодчество 1-й половины 11 столетия. Собор играл важную роль в создании строительных нормативов в сооружении религиозных построек.

Он был построен во времена правления князя Мстислава Храброго в 1034 году и позже стал его усыпальницей. В храме похоронен также герой знаменитого произведения «Слово о полку Игоревом» — Игорь Святославович.

За многие века своей истории сооружение не раз претерпевало перестройки и разрушения. В 1239 году, когда происходило взятие города Чернигова войском Золотой Орды, храм разграбили. Предания гласят, что в то время в соборе укрывались последние оставшиеся в живых воины. Обороной управлял князь Мстислав Глебович, супруга которого во избежание столкновения с врагом, спрыгнула из окна одного из зданий Спасо-Преображенского собора.

Восстановление собора было произведено лишь в 1675 году. В 1750 году строение было разрушено в результате пожара, после чего в 1798 году здесь проводились масштабные реконструкционные работы. Тогда были повреждены почти все ценные фрески храма. В 1783 году собор привлек внимание князя Потемкина, который был в городе проездом. Благодаря его поддержке в сооружении начался ремонт, однако он, по слухам, только навредил собору даже в большей степени, чем военные действия.

Читайте так же:  Троицкий собор владимирская область

Рядом с собором в 1780 году был построен дом архиепископа, где в настоящее время располагается архив.

Во время СССР черниговский Спасо-Преображенский собор содержал музейный экспозиции. В настоящее время он снова представляет собой храм.

Вот уже более 900 лет Свято-Преображенский черниговский храм является основным кафедральным собором Черниговской области, а также сердцем государственной и общественной жизни ее народа. В старину именно в этом храме князья укрепляли свои договоры, целуя крест.

Особенности собора

Собор достаточно схож по строению с костелом, благодаря пристроенным к нему башням, которые играли роль солнечных часовых механизмов. Внутреннее убранство сооружения расписано масляными красками. Эти живописные настенные шедевры авторства художника Юринова можно созерцать и в наше время. Купола собора позолочены.

Интерьер собора необыкновенно гармоничный, благодаря большому количеству достопримечательностей и святых мест. Среди них фрагменты древнейших фресок и грандиозный иконостас, созданный в 18 столетии. Кроме того, здесь прекрасно сохранились живописные колонны, плиты хоров, пол.

Уникальная планировка и архитектура

Сооружение имеет уникальную планировку и конструкцию, аналогов которым нет ни в одной из древнерусских построек. Он успешно сочетает элементы романской базилики и византийского купольно-крестового храма. Во время строительных работ собора использовали технологии смешанной кладки, которая заключается в сочетании применения плинфы и природных материалов (камня). По мнению ученых, архитектурное и конструктивное оформление Спаси-Преображенского собора практически идеально и не имеет изъянов.

Торжественность и необыкновенную живописность придают фасаду собора уникальные сочетания узоров из натуральных камней, кирпичей и рядов плинты. Богатейшая цветовая палитра интерьера подчеркивается керамическими плитками и созданным из цветного камня покрытием пола.

Важная информация

Адрес: город Чернигов, улица Преображенская, 1.

Время работы: с 10.00 до 19.00.

Где покушать

На улице Преображенской, где располагается собор, открыт замечательный ресторан под названием «Детинец», где все желающие смогут перекусить после экскурсия по черниговским достопримечательностям. Здесь вас ждет уютный интерьер и европейская кухня.

Где остановиться

Гостиницы Чернигова с радостью откроют свои двери для иногородних посетителей достопримечательностей. Одним из лучших отелей в центре города считается апарт-отель «Парасолька», где вы сможете отдохнуть за 330 гривен.

Спасо-Преображенский собор (Чернигов) — это восхитительная по своей архитектуре и содержанию древнерусская святыня. Здесь покоятся мощи многих святых и выдающихся украинских личностей, здесь царит атмосфера единения с Богом и его святостью, здесь все переливается яркими красками, позволяя попасть в старинную эпоху расцвета Киевской Руси. Добро пожаловать в Чернигов и его главную святыню!

Архитектура и Проектирование | Справочник

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Спасо-Преображенский собор в Чернигове ( Архитектурно-археологическое изучение собора было начато в 1920-е годы Н. Макаренко, чьи работы до сих пор не утратили своего значения. См.: Макаренко М. Дослiди над Чернигiвським Спасом. Коротке звiдомлення. — Записки iторико-фiлологiчного вiддiлу Всеукраiнськоi Академii наук, 1924, кн. IV. с. 240-244; Он же. Бiля Чернигiвського Спаса: (Археологичнi дослiди року 1923).- Чернигiв i пiвнiчне левобережжя. Kиiв, 1928, с. 184-196; Он же. Чернигiвський Спас. Археологiчнi дослiдi року 1923. Киiв, 1929. Исследование памятника продолжалось лишь с конца 1950-х годов. Появились публикации историко-архитектуриого характера. См.: Асеев Ю. С. Спаський собор у Черниговi. Киiв, 1959; Комеч А. И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 9 — 26. В 1960-е годы под руководством Н. В. Холостенко и М. М. Говденко началось тщательное натурное исследование памятника и была проведена его частичная реставрация .) был начат постройкой по заказу черниговского князя Мстислава Владимировича, едва ли не превосходившего своим могуществом сидевшего на киевском престоле Ярослава Мудрого. Во всяком случае, раздел русских земель этими князьями в 1026 г. основой имел добрую волю и согласие Мстислава, который одержал победу над войсками Ярослава и новгородцев и мог бы добиться единоличного правления всей Русью.

Мстислав умер в 1036 г. Летописец сообщает нам, что он был погребен «в церкви у святаго Спаса, юже бе сам заложил бе бо воздано ея при нем возвыше, яко на кони стояще рукою досящи» (ПВЛ. М.; Л., 1950, ч. I, с. 101.) Из этого описания видно, что высота стен строящегося собора не превышала 3 — 4 м; следовательно, собор мог быть заложен за один-два строительных сезона до этого, в 1034 — 1035 гг.

В литературе, посвященной древнерусскому зодчеству X— XV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов — четырех-, шести-, восьмистолпные ( Воронин Н. Н. Зодчество Киевской Руси.- В кн.: История русского искусства. М., 1953, т. I, с. 11—154, особенно с. 142; Брунов Н. И. Архитектура эпохи древнерусского государства и периода феодальной раздробленности Руси. — В кн.: История русской архитектуры. М., 1956, с. 11 — 63; см. также главы 9 — 12 в III т. «Всеобщей истории архитектуры» (Л.; М., 1966), написанные Ю. С. Асеевым, П. Н. Максимовым и Н. Н. Ворониным и посвященные древнерусской архитектуре X — XIII вв. (с. 616-656 ). Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она неверно интерпретирует сами формы. Она отвлечена от представлений, связанных с базиликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа. Как правило, все древнерусские храмы XI — XII вв. (кроме самых простых) — четырехстолпные, они бывают с нартексом (понятие о нем почти исчезло из наших архитектурных описаний) или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью. Знаменательна форма опор — они никоим образом не читаются как комбинации отрезков стен, но представляют собой центрические крестчатые столбы. Напомним, в константинопольских храмах начиная с X в. стены внутри исчезают, в цельном пространстве наоса в качестве опор остаются лишь четыре колонны.

В черниговском храме происходит обратная замена — колонн столбами. Однако уже совершившееся в IX — X вв. осознание опор как формы в себе замкнутой, не разделяющей пространство, а лишь находящейся в нем, приводит к возникновению центрических крестчатых столбов. На четырех подобных столбах ничто не мешает возвести ту же каноническую систему перекрытий, которую в константинопольских храмах несли четыре колонны. Конечно, подобные опоры — примитивизация мотива. В ее основе лежат и причины практического характера, ибо доставка четырех мраморных больших колонн для княжеского строительства была бы, вероятно, довольно сложной. Однако еще интереснее отметить, что, даже если бы такая возможность и существовала, ею нельзя было бы воспользоваться для возведения черниговского собора.

Мы подходим к очень важному моменту в композиции здания. Речь идет о его хорах. Расположены хоры над нартексом и боковыми нефами, эти зоны интерьера оказываются двухэтажными. Применение колонн в качестве основных опор становится невозможным, ибо их стволы оказались бы пересеченными посередине.

Между подкупольными столбами в двух ярусах размещены аркады. Подобная композиция, как мы видели, употребляется в памятниках Византии V — XI вв. Она восходит к купольным базиликам, таким ранним и начальным, как Алахан манастир. Принципиально такую структуру мы находим в Константинопольской Софии, почти такую — в церкви в Каср-ибн-Вардане. В дальнейшем, с заменой купольных базилик крестово-купольными храмами, аркады в верхнем ярусе исчезают (храм св. Ирины в Константинополе, храм в Дере-Агзы). Интересно и показательно для ощущения общности архитектурной традиции близкое совпадение размеров (при типологическом сходстве) черниговского памятника и храма в Дере-Агзы: в Чернигове — общая длина 32 м, ширина 21,5 м, подкупольный квадрат — 7,75 м, в Дере-Агзы соответственно — 33 (без экзонартекса), 21 и чуть больше 8 м.

В византийских постройках VIII — IX вв. хоры устраиваются на сводах, перекрывающих нижний ярус, а коробовые своды рукавов креста опираются на стены угловых ячеек, прорезаемые арками. В XI в. аналогичные принципиально решения, хотя и восходящие скорее к линии церкви Успения в Никее, мы видели в храме Георгия в Манганах и в Гюль Джами (в первом устройство обширных хор связано с императорским заказом).

Композиция Спасо-Преображенского собора в Чернигове при использовании традиционных, поддерживающих хоры, аркад, отличается, как уже говорилось, иной трактовкой общей структуры. В связи с центрической трактовкой опор стены внутри превращаются в крестчатые столбы, а хоры располагаются на плоских перекрытиях. Это лишает хоры органической связи с храмом. Создается весьма своеобразная ситуация, когда в крестово-купольный тип храма, ставший под влиянием зданий на четырех колоннах пространственно цельным, вновь переносятся формы, должные разделять внутреннее пространство. Все эти формы связаны с устройством хор.

Чернигов. Спасо-Преображенский собор. 1030-1040-е годы. Схематический продольный разрез Продольный разрез по южному нефу
Чернигов. Спасо-преображенский собор. план Чернигов. Спасо-Преображенский собор. План на уровне хор

Хоры в русских храмах XI — XII вв. имели весьма определенное назначение: здесь находился князь и его ближайшее окружение ( Брунов Н. И. О хорах в древнерусском зодчестве. — Труды секции теории и методологии (социологической) ИАИ РАНИОН. М., 1928, т. И, с. 93 — 97. ). Поэтому, когда в Спасском соборе Чернигова мы сталкиваемся с расширением хор, снова находящихся в пространстве самого храма, вполне естественно предположить причиной этому прямой княжеский заказ. Зодчие, взявшие за основу тип храма вписанного креста, который сформировался как интерпретация крестово-купольных построек под влиянием четырехколонных композиций, чтобы устроить обширные хоры, обратились к формам более ранних памятников. От центрального пространства хоры отделили глубоко традиционными аркадами, причем аркады употребили и в верхнем ярусе, что позволяет соотнести собор с группой построек, родственных церкви в Каср-ибн-Вардане.

Читайте так же:  О гончар собор характеристика героїв

Возникло необычное композиционное решение. В упомянутых византийских постройках ходы над боковыми нефами продолжаются до восточных стен, так, что боковые апсиды оказываются двухэтажными. Здесь же хоры идут лишь до восточных крестчатых столбов, перед алтарем образуется свободный поперечный неф. Так же, как центрические опоры являются отголоском форм четырехколонных храмов, так и это необычное деление связано с типичным для них же противопоставлением свободного цельного наоса алтарю. В Спасском соборе деление на алтарь и квадратный наос дополнительно выявлено лопатками, появляющимися на боковых стенах на границе этих пространств. Лопатки как бы обрамляют и открывают пространства всех трех апсид.

Построение алтарной части своеобразно. Три апсиды расположены в одну линию. Они как бы приставлены к наружному контуру восточной стены здания. Обычно апсиды начинаются от внутреннего контура предполагаемой восточной стены (этот уровень выявляется угловыми лопатками). Поскольку предапсидные помещения очень неглубоки, то создается впечатление, что они устроены в основном с помощью подобного выдвижения апсид. Необычность планировки выявляется и негативным соответствием контуров восточных участков северной и южной стен, где лопаткам снаружи соответствует как бы ниша внутри, и наоборот. Форма своей нечеткостью выдает какую-то неуверенность мастеров, но не менее интересно и то, что ей можно подыскать весьма близкую аналогию. Подобный вынос апсид мы находим в церкви Богоматери Халкеон в Салониках, возникшей под несомненным влиянием архитектуры Константинополя. В самой византийской столице из-за сложного четырехлепесткового плана алтарных помещений апсиды тоже иногда выдвигаются к востоку, хотя и не в такой мере (Эски Имарет Джами); в XII в. в маленьком храме Иоанна Предтечи три полукруглые апсиды вынесены за линию, соединяющую восточные углы основного объема.

Нартекс черниговского собора пространственно несколько обособлен, он сообщается с наосом тремя арочными проемами в восточной стене. В том, что это стена,- нет ни малейшего сомнения, поэтому еще раз укажем на невозможность обозначить отрезки стен как столбы и на ошибочность определения «шести-и восьмистолпные храмы». Северная и южная ячейки нартекса перекрыты купольными сводами, центральная — коробовым сводом. Последний ориентирован в направлении север — юг, что также содействует обособленности нартекса. Вместе с тем чрезвычайно выразительны открывающиеся из нартекса и побуждающие к движению перспективы в большое и свободное пространство храма. Подобное сопоставление характерно для константинопольских памятников.

В верхнем этаже пространство западной части храма организовано иначе. Над нартексом боковые ячейки одинаково широкими проемами открываются и в средний, и в боковые нефы собора. Образующиеся таким образом достаточно обширные П-образные хоры входят в пространство самого храма, во всяком случае в линии малых нефов. Стены на хорах оказываются вытесненными (от них остаются лишь лопатки столбов).

Пространство хор, казалось бы, становится частью пространства всего храма. Однако полного объединения не происходит по двум причинам. Первая связана с разнохарактерностью ячеек самих хор. Угловые — низкие и довольно темные, лишенные окон, — были как бы проходными, соединяющими, они перекрывались глухими сомкнутыми сводами. Дверные проемы в северной и южной стенах соединяли их с лестничной башней (с севера) и каким-то помещением над крещальней (с юга). Ячейки хор в малых нефах основного пространства тоже смотрятся несколько отдельно друг от друга. Главными являются зоны хор в рукавах креста, они залиты светом больших окон, расположенных по три в два яруса, и охвачены широкими и высокими коробовыми сводами.

Все три ячейки хор над малыми нефами разделяются перекинутыми к стенам арками, расположенными на одной высоте и к тому же довольно низко, особенно в отношении к уровню сводов. Высота шелыг арок над полом хор — 4 м, шелыг глухих купольных сводов — 7,5 м, куполов малых глав — почти 13 м, центральных сводов — около 10 м. Все ячейки имеют индивидуальные пропорции, особенно необычны промежуточные, расположенные в западных углах наоса, ибо над ними поднимаются вытянутые круглые, в нижней части — глухие барабаны малых глав (высота барабанов — более 6 м). Чередование пространств выглядит несколько случайным, хотя общая система храма является ясной и логичной. Это противоречие опять-таки связано с устройством хор в храме, чья структура, родственная четырехколонным композициям, уже не совсем для этого подходит.

Однако в организации хор есть и намеренные акценты. Интересно отметить особое внимание к украшению южной половины хор. Малые арки опирались здесь не на пристенные лопатки, как с северной стороны, а на пары полуколонн, от которых уцелели, хотя и фрагментарно, капители. Стена ниже капителей имеет ровную лицевую поверхность кладки. Поэтому мы можем предположить существование первоначальных приставных полуколонн (возможно, мраморных) — форма, аналогию которой мы встречаем в самых замечательных постройках Византии: Неа Мони на Хиосе и Сан Марко в Венеции. Полуколонны, как и лопатки северной стены, опирались на обрез стены в уровне пола хор. Правая часть хор — мужская — могла служить местом пребывания князя, что и объяснило бы употребление полуколонн.

Особый характер имеет средняя часть хор над нартексом. Она открывается в храм тройной аркадой, которая могла бы уподобиться аркадам южного и северного рукавов креста. Однако зодчие интерпретируют ее иначе — как похожую, ибо расположенную в одном из рукавов креста, и как отличную, ибо она удалена от подкупольного пространства и помещена над стеной нижнего яруса на границе нартекса и наоса. Уже сама стена, в которой помещена аркада, — особая, тоньше всех других стен храма. Кажущиеся здесь утолщенными боковые лопатки — обычный на самом деле размер. Тонкие восьмигранные столбы центричны, но не обладают собственной ориентацией и легко включаются в поперечное движение аркады. Столбы и лопатки здесь не адекватны (как в боковых аркадах), лопатки принадлежат стене, столбы — проему. Аркада становится сложным, но единым проемом, напоминая аркаду на тонких столбиках в константинопольской церкви Спаса Всевидящего.

Угловые ячейки на хорах связаны с центральной широкими арочными проемами, но центральная никоим образом не является соединяющим проходом, а наоборот — своей резкой выделенностью от угловых зон создает пространство, композиционно наиболее значительное на хорах. Его особый характер подчеркивает и западная стена своими широкими глухими поверхностями; в ней, в отличие от стен в боковых рукавах креста, внизу находится лишь один арочный проем в центре. Проем имеет необычный характер — он продолжается почти до пола. Подобное окно напоминает окно в нартексе северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе. В люпете же западной стены прорезаны три очень высоких окна. Все пространство высотой, ощущением срединного положения на хорах (остальные помещения ему симметричны), сгруппированностью к центру превращается в своеобразный зал с верхним светом, с видом в центральный неф, в подкупольное пространство и центральную апсиду.

Особенностью внутреннего пространства является его целостность, несмотря на как бы трехнефное расчленение. Одинаковые лопатки крестчатых опор оказываются ориентированными на внутреннее ядро столба и не обладают динамикой выступа; вместо того, чтобы определять движение пространства, эти опоры просто пребывают в нем. Пространство, обладая некоей самостоятельностью развития, как бы прорезает внутренние перегородки арочными проемам, уничтожая вещественную непрерывность стен и придавая формам структурный смысл. «Преодоленность» перегородок усиливается центричностью перекрытия наоса, которое образовано сводами рукавов креста и пятью световыми главами, равномерностью освещения через многочисленные окна.

Для трактовки отдельных форм характерны ясность и сложность одновременно, изящная расчлененность при ощущении нерасторжимости всех частей гибкой оболочки, где прихотливо соединяются и переходят друг в друга структурные и фоновые элементы. Профилировки всюду используются для облегчения форм и выявления их соотнесенности с целым. Опорами нижних аркад служили мраморные колонки, вдвое более тонкие, нежели опирающиеся на них кладки (колонки были обложены кирпичом после пожара XVIII в.). Ионические капители с импостами несут профилированные шиферные плиты, с которых начинается кладка арок. Хотя колонны круглые, шиферные плиты и массивы кладки на них — прямоугольные, вытянутые, их длинные стороны идут вглубь, сквозь аркаду (соотношение, часто встречающееся в Константинополе). Движение «сквозь» поддерживается и перспективными профилировками арок. Поэтому тройные аркады, пересекая рукава креста, в то же время напоминают о центрической природе основной композиции, горизонтальное движение аркад вдоль нефов сочетается с их ориентированностью на подкупольное пространство. Группировка вокруг центра и преодоление горизонтали подчеркиваются небольшим выделением средних арок во всех ярусах (такое примерно соотношение арок можно видеть в аркадах церкви Христа Всевидящего в Константинополе).

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Цифры и факты

  • Этот православный храм двухъярусный, трехнефный, трехапсидный, пятиглавый.
  • Его общая длина составляет 32 м при ширине 21,5 м высоте 28 м.
  • Сторона подкупольного квадрата — 7,75 м.
  • Толщина стен находится в пределах 1,4 м, их кладка выполнена в смешанной технике: ряды кирпича-плинфы перебиваются вкраплениями каменных блоков и булыжников.
  • Размеры кирпича: от 38*28*2,5 см до 33*21*3,5 см.

Планировка этого уникального архитектурного памятника довольна сложна. В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре.

Читайте так же:  Рим Площадь и собор св Петра

Современный облик собора сильно отличается от первоначального.

В XI веке храм имел только одну башню — северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведенного в XVIII веке, являлась неодинаковой.

Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел. Отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором — профилированными.

В кладке встречается любопытный прием: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются стремя плинфами, расположенными горизонтально — друг над другом.

В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причем среднее окно чуть выше остальных.

Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется — «византийским».

В этом храме выделяется иконостас — его видит всякий входящий внутрь прямо напротив себя.

Черниговский соборный иконостас создан в 1790-е годы. То было время господства стиля классицизма в отечественной культуре, однако в провинции сказывалась инерция предшествующего стиля: иконостас изготовлен в барочной манере.

В интерьере собора следует отметить древние реликты: первоначальные фрески, шиферные рельефы парапетов хор, первоначальные колонны.

К сожалению, домонгольское убранство храма сохранилось фрагментарно и далеко не в лучшем виде. Основная часть росписей уничтожена пожаром середины XVIII века.

Самая знаменитая фреска — равноапостольная Фекла — была снята еще в 1930 годы и погибла во время Второй мировой войны. Остальные немногочисленные древнейшие росписи выделяются пятнами плохо различимого рисунка на фресках XIX столетия: интерьеры расписаны в 1820 году и поновлены в начале 1870-х годов. Шиферные рельефы парапетов хор имеют особую культурную ценность.

Во время исследований в соборе обнаружены остатки пяти разновременных полов. Оригинальный пол состоял из шиферных плит с врезанным рисунком, заполненным мозаикой. Один из главных элементов рисунка — концентрические круги. В алтаре пол первоначально был выложен поливными керамическими плитками, но уже в XII веке заменен гладкими шиферными плитами.

Спасо-Преображенский собор — это самый старинный (правда, его старшинство оспаривается киевской Софией), из дошедших до нас, соборов древневизантийской зодческой школы на территории Древней Руси. Древнее только Софийский собор в Константинополе (современном турецком Стамбуле).

Возводить Черниговский собор в самом центре внутренней городской крепости, когда-то стоявшей здесь, начали в 1033 — 1034 годах по указу князя Мстислава, сына Владимира Великого.

С 990года по 1024год он княжил в Тмутаракани, а после победы над своим братом Ярославом Мудрым, получил прозвище Храбрый и сел на княжеский престол в граде Чернигове.

Точно известно, что закончить постройку Собора Мстислав не успел.

В «Повести временных лет» летописец отметил: «В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер». В той же летописи отмечается, что стены были такой высоты, что стоящий на лошади всадник мог дотянуться до их верха. Можно высчитать, что высота стен собора во время смерти и захоронения князя Мстислава достигала приблизительно 4 метров, в то время как достроенный храм стал высотой 30м.

Достраивался Спасо-Преображенский собор князем Ярославом Мудрым. А позже и сын его, князь Черниговский Святослав, достраивал Спасский собор. И хотя Святослав Ярославович стал Великим Киевским князем, он похоронен в 1076 году в одной из часовен-усыпальниц Спасо-Преображенского храма. Здесь же были похоронены многие князья и духовные лица, в том числе Глеб и Олег Святославичи, почитаемый черниговский святой князь Игорь Ольгович.

А раки с нетленными останками святых мучеников князя Михаила и его боярина Федора, захороненных в усыпальнице Спасского собора еще в 1246г., по указу Иоанна Грозного в 1572г. были перенесены в Москву, для усиления ее значимости как столицы.

Именно из Спасо-Преображенского собора Владимир Мономах приказал перевезти, хранившуюся здесь с 1046 года, икону «Одигитрия» в Смоленск. С того времени (с 1097г.) одна из самых почитаемых икон Божьей Матери стала Смоленской. По легенде, именно она спасла г. Смоленск от орд хана Батыя.

Почти 900 лет этот собор был главным собором Черниговской епархии. И не было величественнее и красивее этого Храма на земле Черниговской, да и на всем Левобережье.

Но История не щадила Собор. За почти тысячу лет он неоднократно был разрушен, горел, перестраивался.

В 1239 году Спасо-Преображенский собор стал последней твердыней при защите от надвинувшейся орды Батыя. Купола и своды базилики храма обрушились, богатое убранство собора было разграблено кочевниками.

Только в 1675 году благодаря епископу Лазарю Барановичу проведены работы по восстановлению главного собора города.

Но великий черниговский пожар 1750 года не пощадил и собор Святого Спаса. Были утрачены почти все древние фрески, богатое убранство, резные полы из шифера с украшениями кусочками смальты.

Восстановление шло долго, денег не хватало. По преданию в 1783г. через Чернигов проезжал светлейший князь Григорий Потемкин. Это его хлопотами были выделены деньги на ремонт собора.

Уже в 1792 — 1798 годах были проведены ремонт и достройка Спасо-Преображенского собора. С двух сторон от входа выстроили две высокие лестничные остроконечные башни. В 1891 году купола и шпили Спасского собора были позолочены, и он принял тот вид, который сохранился до сего времени.

В 1926 году храм закрыли, а в нем организовали склад масложирового завода, а украинские ученые-археологи занялись исследованием истории храма и раскопками на его территории. Но уже в 1937 году в соборе Св. Спаса был открыт черниговский Исторический музей.

Во время фашистской оккупации в 1942 году в Спасском соборе были начаты богослужения. Наверное, возможность посещать церковную службу многих спасла от отчаяния.

В 1961 году собор вновь стал историческим музеем. Но в конце 80-х годов прошлого века, в процессе окончательно развалившейся «перестройки», Украинская Православная Церковь вновь заняла здание, которое и было построено для богослужений. Сейчас собор Святого Спаса входит в состав заповедника «Чернигов древний».

Вот такой уникальный архитектурный памятник находится в Чернигове, он является объектом пристального внимания многочисленных путешественников как отечественных, так и иностранных.

Когда был построен спасо преображенский собор в чернигове

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся датированный памятник зодчества Киевской Руси. Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины ХІ в. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси и Украины. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о полку Игореве», св. блг. князя Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

История

Заложен около 1030-34 черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести Временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом города и Чернигово-Северского княжества.Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: по решению гетмана Кирилла Разумовского храм подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

На протяжении веков он неоднократно перестраивался.В XVIII-XIX вв., в частности, были надстроены две башни, после чего собор приобрёл нынешний вид.В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами.Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви. Рапорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.