Расписание службы в вознесенском соборе новосибирска

Расписание службы в вознесенском соборе новосибирска

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Новосибирская Митрополия
Новосибирская и Бердская Епархия
********************************************
Показать полностью…
Вознесенский Кафедральный собор является главным храмом Новосибирской епархии, где располагается кафедра Архиерея, Управляющего Новосибирской епархией.

Наcтоятелем Вознесенского кафедрального собора является епархиальный Архиерей — Высокопреосвященнейший Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский.
********************************************
Богослужения
в Вознесенском кафедральном соборе совершаются ежедневно.
Утром часы и Литургия с 8:30. Вечером богослужение с 17:00.
В воскресные дни и в дни Великих праздников совершаются две Божественные литургии – ранняя с 6:30, поздняя с 9:30
Ежедневно, за исключением некоторых дней Великого Поста, в нижнем Гедеоновском храме совершается Таинство Покаяния (исповедь), в будни дни с 8:40, в воскресенье с 6:40 и с 9:40.
Каждый четверг за вечерним богослужением (за исключением дней памяти других святых) читается акафист Святителю Николаю и Преподобному Серафиму Саровскому (попеременно).
********************************************
Крещение
совершается ежедневно с 12:00 до 16:00, в воскресные дни с 10:00 до 16:00.
********************************************
Венчание
в храме совершается после Литургии. Православный календарь содержит значительное число дней, во время которых венчание не совершается.
********************************************
Отпевание
в храме проводится в любой день.
********************************************
При соборе действуют:
Детская воскресная школа,
Детский хор (старшая и младшая группы),
Воскресная школа для взрослых.
Работает библиотека духовной литературы.
Регулярно проводятся православные молодежные встречи.

В соборе организован благотворительный центр, осуществляется сбор денежных средств, одежды и обуви для малоимущих.
********************************************
Для своевременного освещения религиозной жизни города в средствах массовой информации при соборе организована православная видеостудия.
********************************************
В Вознесенском кафедральном соборе проходят стажировку молодые священнослужители Новосибирской епархии.
********************************************

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск запись закреплена
Новосибирская Митрополия

В Сергиево-Казанском храпе пос. Красноообск в честь престольного праздника состоялось архиерейское богослужение

18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил Божественную литургию в Сергиево-Казанском храме пос. Краснообск.
Показать полностью…
Богослужение прошло в верхнем храме, освящённом в честь Казанской иконы Божией Матери. Во имя преподобного Сергия Радонежского освящён нижний храм.
По окончании богослужения состоялся праздничный молебен и крестный ход вокруг храма, после чего владыка Никодим вознёс молитву преподобному Сергию. Архиерей сердечно поздравил духовенство и прихожан храма с престольным праздником. В своей проповеди он напомнил о значении личности преподобного Сергия Радонежского, который в трудное для страны время стал не только ее заступником и молитвенником, но и своей мудростью наставлял русских князей и способствовал объединению русских земель. В обитель преподобного стекалось множество верующих, слава о его праведной жизни и чудесах распространилась по всей стране.
«Господь спасает землю Русскую, спасает через особых благочестивых людей, одним из которых был преподобный Сергий Радонежский. Ещё в юности он, знатного рода, удаляется в лес молиться, основывает монастырь. Сам подаёт пришедшим к нему людям пример того, как надо трудиться и молиться. И при этом постоянно напоминает о единстве Русской земли. И сам храм основывается в обители преподобного Сергия в честь Пресвятой Троицы, как бы напоминая о том, что русские люди должны быть так же едины, как едина Святая Троица.
С вестью о том, что мы братья и сестры и должно оставить нам вражду, преподобный Сергий идёт по городам, по весям, проповедуя слово Божие. Его молитвами, его трудами воедино собирается земля Русская. И на Куликовом поле стоят не различные князья, а земля Русская против ханского владычества.
Пускай для нас, живущих в дни сегодняшние, это будет являться примером того, как мы должны хранить веру в единство и верность нашей Отчизне. Ведь страна наша — это как некий дар, который передаётся нам от наших предков и который мы должны передать нашим потомкам — с нашими традициями, обычаями, историей. Мы должны об этом помнить, должны об этом говорить и хранить верность вере православной, верность Церкви, и тогда всё в государстве будет благополучно. Ибо эту страну благословил Господь по молитвам преподобного Сергия», — сказал в своей проповеди владыка Никодим.

Владыка Никодим совершил богослужение в храме во имя страстотерпца Царя Николая
Предлагаем посмотреть большой фоторепортаж с праздничных торжеств, которые прошли в храме, за фото благодарим Михаила Пучкова.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома инженера Николая Ипатьева была расстреляна Царская семья в Екатеринбурге. Всего были убиты 11 человек: сам император Николай II, его жена Александра Федоровна, четыре дочери — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, сын — цесаревич Алексей, их камердинер Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова, а также семейный врач Романовых Евгений Боткин и повар Иван Харитонов.
Показать полностью…

Командовать расстрелом членов семьи бывшего императора было поручено коменданту Дома особого назначения Якову Юровскому. Именно из его рукописей впоследствии удалось восстановить страшную картину, развернувшуюся в ту ночь в Ипатьевском доме.

Согласно документам, приказ о расстреле был доставлен на место казни в половине второго ночи. Уже спустя сорок минут всю семью Романовых и их слуг привели в подвальное помещение. «Комната была очень маленькая. Николай стоял спиной ко мне, — вспоминал Юровский. —

Я объявил, что Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов Урала постановил их расстрелять. Николай повернулся и спросил. Я повторил приказ и скомандовал: «Стрелять».

«Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы. … Я вынужден был по очереди расстреливать каждого», — писал Юровский.

В ту ночь выжить не удалось даже царским собакам — вместе с Романовыми в Ипатьевском доме были убиты двое из трех принадлежавших детям императора питомцев. Сохранившийся в холоде труп спаниеля великой княжны Анастасии спустя год нашли на дне шахты в Ганиной Яме — у пса была сломана лапа и пробита голова.

Принадлежавшего великой княжне Татьяне французского бульдога Ортино тоже жестоко убили — предположительно, повесили.
Чудом спасся только спаниель цесаревича Алексея по имени Джой, которого потом отправили оправляться от пережитого в Англию к двоюродному брату Николая II – королю Георгу.

После расстрела все тела погрузили в один грузовик и отправили к заброшенным рудникам Ганиной Ямы в Свердловской области. Там сначала их попытались сжечь, но костер на всех вышел бы огромным, поэтому было принято решение просто сбросить тела в ствол шахты и забросать ветками.

Однако скрыть случившееся не удалось — уже на следующий день по области поползли слухи о произошедшем ночью. Как признавался позже один из участников расстрельной команды, вынужденной вернуться на место неудавшегося захоронения, ледяная вода смыла всю кровь и заморозила тела убитых так, что они выглядели словно живые.

К организации второй попытки захоронения большевики попытались подойти с большим вниманием: район предварительно оцепили, тела вновь погрузили на грузовик, который должен был перевезти их в более надежное место. Однако и тут их ждал провал: уже через несколько метров пути грузовик крепко завяз в болотах Поросенкова лога.

Планы пришлось менять на ходу. Часть тел закопали прямо под дорогой, остальные залили серной кислотой и захоронили чуть поодаль, прикрыв сверху шпалами. Эти меры по заметанию следов оказались более эффективными. После того как Екатеринбург заняла армия Колчака, он немедленно отдал приказ найти тела убитых.

Однако судебному следователю Николаю Соколову, прибывшему на Поросенков лог, удалось найти только фрагменты сожженной одежды и отрезанный женский палец. «Вот все, что осталось от Августейшей Семьи», — написал Соколов в своем отчете.
Существует версия, что поэт Владимир Маяковский одним из первых узнал о месте, где, по его словам, «народ поставил точку на монархии». Известно, что в 1928 году он посетил Свердловск, ранее встретившись с Петром Войковым — одним из организаторов расстрела царской семьи, который мог сообщить ему секретную информацию.

После этой поездки Маяковский написал стихотворение «Император», в котором есть строчки с довольно точным описанием «могилы Романовых»: «Здесь кедр топором перетроган, зарубки под корень коры, у корня под кедром дорога, а в ней император зарыт».

Архиерейский хор

Архиерейский хор отличается от других «верхних» хоров не только названием. Работа хористов кафедрального собора сложнее и ответственнее — ведь в главном храме города воскресные и праздничные богослужения возглавляет Архиерей, а архиерейское богослужение предполагает много особенностей.

Помимо участия в богослужениях в кафедральном соборе, хор выступает с концертами на многих епархиальных и городских мероприятиях: Рождественские чтения, Дни славянской письменности и культуры, День Победы, День семьи, любви и верности, фестиваль Покровская осень, концерты в рамках просветительской акции Поезда «За духовное возрождение России» и др. Еще одно послушание коллектива — это поездки с Митрополитом Тихоном на освящение храмов, на престольные праздники в те приходы, где нет профессиональных певчих и клирос не может сопровождать архиерейскую службу.

Профессиональный хоровой коллектив появился в кафедральном соборе в 1946 году, регентом стал Александр Федорович Каныгин. Его сменил Константин Осипович Павлючик — музыкант, который обучил много хороших церковных певчих. При митрополите Гедеоне из Ставрополя был приглашен Сергей Сергеевич Кириллов — регент, воспитавший не одного регента Новосибирска, и еще сейчас многие его ученики работают в храмах города.

В начале 90-х годов обязанности регента исполнял певчий хора Владимир Викторович Недосека. В 1992 года регентом стала Татьяна Ивановна Реморова — выпускница Ленинградской Духовной академии. Каждый регент Архиерейского хора продолжает традиции и устои, сложившиеся до него.

С 2004 года хор возглавляет Наталья Викторовна Воронкова. Наталья Викторовна в хоровом искусстве с детства: окончив хоровую школу-студию «Журавушка», она поступила в музыкальный колледж, а затем на дирижерско-хоровой факультет консерватории. Служение в храме Наталья Воронкова начала в Александро-Невском соборе, там же под началом регента Марины Забановой она изучала непростое регентское дело. Вскоре она перешла в штат Архиерейского хора Вознесенского собора, одновременно став руководителем младшей группы детского хора.

В состав архиерейского хора входят солисты оперного театра, артисты филармонических коллективов, студенты консерватории. Уже многие годы состав неизменен, и это, безусловно, заслуга регента. По словам Натальи Викторовны, все певчие постепенно приобщаются к церковной жизни, регулярно исповедуются и причащаются, каждое всенощное бдение певчие ходят на елеопомазание. В основном составе хора — 20 человек.

Заслуженный артист РФ Николай Лоскуткин поет в хоре с 1988 года. «За 25 лет послушание певчего стало частью моей жизни. Мне нравится исполнять церковные песнопения — они согревают душу и наполняют сердце радостью», — делится Николай Борисович. В хоре поют и творческие семейные пары. Солист оперного театра Алексей Лаушкин и солистка Новосибирской филармонии Екатерина Лаушкина уже много лет являются ведущими певцами хора. Многим обязана хору и солистка камерного хора филармонии Марина Исакова. «С Вознесенским собором связаны основные моменты моей жизни. Я пришла в хор, будучи студенткой консерватории. Здесь познакомилась с будущим мужем, здесь крестила свою дочь Марию, и сейчас вожу ее в детский хор — рассказывает Марина. — Наверное, ни один из нас не может назвать наше певческое послушание работой — это именно послушание, и мы стараемся выполнять его с усердием».

У Архиерейского хора обширный репертуар: начиная от старинных распевов и заканчивая современными церковными композиторами, такими как Пономарев, Толстокулаков и др. Песни ко Дню Победы, народные песни — это всегда востребовано зрителями, как на церковных, так и на светских мероприятиях. За нотным архивом следит библиотекарь хора. Наталья Викторовна к выбору репертуара подходит очень тщательно. Зная особенности каждой службы и учитывая настрой певцов, Наталья Викторовна подбирает определенные песнопения. «Очень ценно для нас услышать отзыв о нашем пении от Владыки, мы стараемся учитывать его советы и пожелания», — говорит Наталья Викторовна.

Детский хор

Будущего руководителя детского хора Татьяну Егорову, студентку Московского института культуры, пригласили петь в Патриарший хор вместе с несколькими одногруппниками. «Это был мой первый опыт пения в храме, и сейчас я понимаю, что это было действительно по Промыслу Божию, потому что из семи студентов нашего института в храме осталась я одна. Было трудно, но Церковь помогала выживать, — вспоминает Татьяна Валерьевна. — Постепенно я воцерковилась: была первая Исповедь, первое Причастие, первые профессиональные поручения в храме».

В 1992 году после окончания вуза Татьяна Егорова приехала в Новосибирск. «Я узнала, что при Вознесенском кафедральном соборе был объявлен набор в детский хор, и искали руководителя. Так и решился вопрос о моем трудоустройстве, и с нового учебного года — с 1993 — мы начали наши занятия», — рассказывает Татьяна Валерьевна. С самого рождения в коллективе образовались две возрастные группы — старшая и младшая, руководителем последней стала Наталья Викторовна Воронкова. Но четкого разделения коллективов хормейстеры не делают: каждую репетицию они проводят вместе, помогая друг другу советом. Поэтому, переходя в старшую группу, детям не нужно привыкать к новому педагогу и новому коллективу.

Главное послушание старшей группы хора — участие в богослужениях в Вознесенском кафедральном соборе. Несколько раз в году в службе принимают участие и дошкольники из младшей группы хора. «Для деток это большая честь и награда — вместе со старшими товарищами петь, например, в понедельник первой седмицы Великого поста припев покаянного канона Андрея Критского «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», они понимают, какое им оказано доверие, — рассказывает Наталья Викторовна. — И старшие дети всегда помогают малышам, а младшие стараются равняться на старших».

Радостно детям и то, что они поют именно в кафедральном соборе. «Мы и наши дети чувствуем отеческую заботу и поддержку нашего Владыки, Митрополита Тихона, — рассказывает Татьяна Валерьевна. — По благословению Владыки мы выступаем на городских Рождественских праздниках, участвуем в епархиальных и филармонических концертах. Уже несколько лет подряд наш хор принимает самое активное участие в организации «детской» Литургии в Троице-Владимирском соборе на Антипасху».

В репертуаре детского хора не только богослужебные произведения: это и детская хоровая классика, произведения, посвященные праздникам, патриотические песни. Многие дети параллельно посещают музыкальную школу, и занятия в детском хоре только помогают им в учебе. «Выпускаясь из хора, наши дети в любом коллективе могут чувствовать себя как профессионалы — они легко справляются с поставленными сложными задачами», — делится Татьяна Валерьевна. Работу детских хормейстеров Вознесенского собора не раз отмечали коллеги и специалисты из других областей педагогической деятельности. «Главное в церковном пении — это произношение богослужебных текстов, поэтому особое внимание мы уделяем работе над дикцией. Недавно к нам обратились логопеды с просьбой рассказать о наших методах», — рассказывает Татьяна Валерьевна.

Первые годы детский хор Вознесенского собора был единственным подобным коллективом в Епархии, к Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне приезжали учиться хормейстерскому искусству со всей Новосибирской области. И сейчас, несмотря на то, что почти привсех православных приходах Епархии есть воскресные школы, детских хоров — единицы. Поэтому в хор Вознесенского собора приезжают заниматься дети со всего города. Уже более 20 лет численный состав хора остается практически неизменным — от 25 до 35 человек.

По словам Натальи Викторовны, с детьми работать сложнее, чем с профессионалами из Архиерейского хора: «Приходится постоянно импровизировать, больше выкладываться эмоционально, уметь заинтересовать». Наталья Викторовна работала в разных хоровых коллективах и на вопрос, с какими детьми работать легче, отвечает не задумываясь: «Церковные дети резко отличаются от нецерковных — с ними интереснее, они благодарнее, отдача больше, ведь с самого раннего детства они окормляются духовно и участвуют в церковных таинствах». Татьяна Валерьевна поддерживает коллегу: «В старшем хоре занимаются дети школьного возраста, поэтому все они исповедуются у духовника воскресной школы — иерея Константина Вострикова, вместе причащаются. Это очень много дает детям. На наших глазах дети приобщаются к церковной жизни: мы видим их первые шаги в храме, помогаем им и их родителям. Возрастной размах в старшем хоре — от 7 до 16 лет, но все трудности переходного возраста сглаживаются благодаря постоянному пребыванию в храме, общению с верующимисверстниками и советам духовника».

Главное в работе детского хормейстера — быть в совете со старшими наставниками, поэтому Татьяна Валерьевна и Наталья Викторовна все спорные вопросы решают сообща с духовником иереем Борисом Градовым и завучем воскресной школы Татьяной Ивановной Реморовой. В работе с детьми Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне помогает еще один хормейстер — Мария Вячеславовна Ярушина — церковный человек и профессиональный музыкант.

Выпускники детского хора Дмитрий и Екатерина Донец теперь водят на занятия к своим педагогам старшего сына Георгия. «Благодаря Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне я выбрала профессию музыканта — училась в колледже культуры, окончила педагогический университет и теперь пою на клиросе в Вознесенском соборе, — рассказывает Екатерина Донец. — Благодаря детскому хору воцерковилась вся моя семья, в хоре нам привили такие качества как дисциплинированность, ответственность, и я хочу, чтобы мои дети, общаясь с верующими сверстниками и неся послушание в храме, выросли воцерковленными и совестливыми людьми».

Благодарны педагогам не только ученики, но и их родители. «В пять лет я привела свою дочь в детский хор. После нескольких занятий она сказала мне: я буду поступать в музыкальный колледж. Тогда я не восприняла эти слова всерьез, но вот прошло уже 20 лет, и она действительно закончила музыкальный колледж, а затем и музыкальный вуз, и уже несколько лет работает регентом в одном из храмов нашего города. Я благодарна Наталье Викторовне и Татьяне Валерьевне за то, что они подарили моей дочери профессию, за то, что она служит в храме», — делится прихожанка Вознесенского собора Тамара Дмитриевна Очканова.

Выпускников детского хора Татьяна Валерьевна называет «мои дети». Действительно, за 10-15 лет ученики и педагоги становятся родными людьми. В 2011 году, когда отмечалось 20-летие воскресной школы при Вознесенском соборе, на праздничном концерте, помимо старшей и младшей группы детского хора, выступил и хор выпускников. «Это было большой неожиданностью и большой радостью для нас — на репетицию концерта пришло более 20 выпускников, — вспоминает Татьяна Валерьевна. — Многие выпускники приходят и на богослужения — помолиться вместе с нами и поддержать своих младших товарищей».

Клирос

Клиросный хор появился в соборе содня освящения главного храма нашего города — 100 лет назад. Клирос в переводе с греческого — крыло, это место в храме у алтаря. По сложившейся традиции во время богослужения на этом месте располагаются певчие — «левый» хор, который со временем стали называть клиросом.

Если Архиерейский хор участвует только в праздничных и воскресных богослужениях, то клирос служит каждый день утром и вечером. По словам регента Ирины Маточкиной, певчие привыкли к такой нагрузке и с радостью несут это нелегкое послушание. «Без клироса в таком большом соборе не обойтись. По будням мы полностью служим вечернее богослужение и Литургию, но помимо этого мы поем на молебнах, панихидах, венчаниях. Бывают такие дни, что мы целый день живем в храме — с раннего утра и до позднего вечера», — рассказывает Ирина Юрьевна.

Ирина Юрьевна Маточкина — профессиональный музыкант, она закончила Новосибирскую консерваторию. Но регент — универсальный человек: одних музыкальных навыков недостаточно, нужно быть еще и уставщиком, псаломщиком, чувствовать темп богослужения.

«Господь разными путями приводит людей на клирос. Есть профессионалы, много и самоучек. Многие просто приходят и говорят: я хочу петь в храме. Если мы видим, что человек воцерковленный, интересующийся, ответственный, и если у него получается нести клиросное послушание, мы берем благословение у настоятеля и он по мере сил участвует в богослужении, — рассказывает Ирина Юрьевна. — Многие певчие десятилетиями несут послушание в нашем соборе».

Клиросное пение отличается от пения Архиерейского хора. В репертуаре клироса, в основном, обиходные, не сложные произведения. Основная особенность клиросного пения — пение нагласы (различные богослужебные тексты исполняются на разные мелодические распевы).

Сейчас клирос Вознесенского собора — это устоявшийся коллектив, со сложившимися многолетними традициями.

Образование и Православие / Лилия ТКАЧЕНКО Фото В. Осинцева и М. Конкиной

Вознесенский кафедральный собор в Новосибирске

История Вознесенского Собора в Новосибирске насчитывает немногим больше ста лет. Однако, за такой небольшой срок для православного храма, в жизни церкви обозначено много действительно судьбоносных моментов. Один из них связан с тем, что даже в период Великой Отечественной войны и в годы отрицания советской властью веры в Бога, двери церкви оставались открытыми, и богослужения не прекращались.

С давних пор окраина города Новосибирска (в те времена Новониколаевска) была местом проживания бедноты, удивительно, что именно в этом месте появился Вознесенский Кафедральный храм, ставший спустя некоторое время одним из величайших храмов Сибири, коим является и поныне.

История Вознесенской церкви начинается с 1913 года, когда по разрешению епархии была воздвигнута всего за один год и в апреле освящена протоиереем Николаем Завадским. Старый храм выглядел в отличие от нового совершенно иначе. Это была небольшая деревянная церковка, служителями которой являлись лишь священник и псаломщик. Церковь изначально имела один придел, а в 1924 году в храме появился еще один придел, посвященный Николаю Чудотворцу.

Массовые аресты 1937 года не обошли стороной не только прихожан, но и служителей. По этой причине вскоре храм был закрыт, а спустя некоторое время в нем было устроено зернохранилище. В 1944 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, Вознесенский кафедральный собор был возвращен церкви.

Спустя год у собора появились новые колокола. К собору вскоре пристроили еще один придел, посвященный Серафиму Саровскому — защитнику земли сибирской. В этом же, 1947 году собору был присвоен статус кафедрального.

Дальнейшая реконструкция

В 1971 году, по причине ветхости деревянной церкви, а также вследствие того, что построенный рядом с собором цирк перекрыл один из входов в храм, архиепископ Голышев принял решение выстроить отдельную крестильную церковь, посвященную Крещению Господа на территории собора. А уже с 1974 года была начата обширная реставрация самого кафедрального собора. Постепенно, деревянное сооружение становилось каменным, причем таким образом, чтобы была сохранена первоначальная архитектура собора.

Интересно! В год празднования тысячелетней годовщины с Крещения Руси реконструкция храма была полностью окончена.

Дальнейшее благоустройство Вознесенского кафедрального собора было связано с возведением на территории храма часовни, посвященной Всем Святым земли сибирской, а также построением отдельного от церкви административного корпуса.

В 20 в. постепенно начала проводиться реставрация всех иконостасов собора, а также обновление фресок.

Современное состояние

Сегодня Вознесенский Кафедральный Собор выглядит так, как с момента последней перестройки в 1988 году. Простота архитектуры храма подчеркивает величество 7 золоченых куполов. Привлекает также внимание и уникальный, более 300 кг, колокол, изготовленный в Ярославле, звон которого дополняет множество малых колоколов, расположенных вокруг него.

Внешне Вознесенский Собор представляет собой не слишком высокое строение, соединившее в себе архитектурные черты классического храмового зодчества и также некоторые архитектурные элементы, свойственные народной культуре.

Внутреннее убранство храма представлено богатым позолоченным иконостасом, повествующим о жизни Иисуса Христа.

Деятельность прихода

Основная деятельность церковного прихода связана с его предназначением — в крестильном храме здесь проводится обряд крещения, задолго до которого крещаемый либо его родители проходят несколько бесед со священником.

В нижнем храме ежедневно проводится таинство исповеди.

В соборе каждые утро и вечер проходят богослужения, а по выходным проходит воскресная школа для детей. Также при соборе создан центр милосердия, посвященный великомученику Пантелеимону.

На заметку! Также при храме действует молодежный клуб «Вознесенский», молодежь которого помогает служителям проводить помимо духовной еще и социальную работу.

Одна из особенностей Вознесенского Кафедрального Собора в Новосибирске связана с тем, что в этом храме находится довольно большое количество святынь. Это и ковчеги со святыми мощами, и частица гроба Господня, и камень с горы Синай, и многочисленные иконы, среди которых особо чтимы следующие:

  • Икона «Вознесение Господа».
  • Икона святого Николая Чудотворца и частица его мощей.
  • Икона преподобного Серафима Саровского и его святые мощи.
  • Целительная икона великомученика Пантелеимона и частица его святых мощей.
  • Икона Иверской Богоматери и икона Богоматери «Скоропослушница» написанные на Святой горе Афон.
  • Престольные праздники

    Основные престольные праздники храма связаны, прежде всего, с именами чтимых святых.

    Кроме того, праздничные служения проходят в дни, связанные почитанием таких икон Богоматери, как Иверская (26 октября) и Казанская (4 ноября). В традиционные праздничные даты Русской православной церкви в соборе также проходят торжественные службы.

    Расписание богослужений

    Ежедневные богослужения начинаются в храме в 8.30 утром и в 17.00 вечером. В праздничные дни и по воскресеньям утренние службы начинаются в 6.30 и 9.30, вечерние — в 16.00.

    Вознесенский Кафедральный Собор в Новосибирске находится по адресу — улица Советская, д. 91.

    Добраться до Вознесенского Кафедрального Собора можно несколькими способами:

  • На метро — до станций «Красный проспект» или «Сибирская».
  • На автобусе — до остановки «Цирк» (автобусы № 1103,14, 1034, 1215 и некоторые другие).
  • На троллейбусе — до остановки «Цирк» (троллейбусы № 2 и № 23).
  • Маршрутным такси — до остановки «Цирк» (маршрутки № 2,13, 45, 1118, 1016).

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Господь Иисус Христос сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). При этом крещаемый очищается от прародительского греха и от всех грехов, совершенных им прежде.

Крещение совершается как над взрослыми, так и над младенцами. Когда оно совершается над взрослыми, то от желающего принять Таинство Крещения требуются покаяние и вера. «Покайтесь, — говорил апостол Петр слушавшим его проповедь в день Сошествия Святаго Духа, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38). И Сам Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). Младенцев же крестят по вере их родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст.

После Крещения человек становится членом Церкви Христовой и может принимать участие в других церковных Таинствах, которые помогают верующему человеку в спасении.

Таинство Крещения в Вознесенском кафедральном соборе совершается:

— среда, четверг, пятница, суббота: с 12:00 до 16:00

— воскресенье: с 10:00 до 16:00

Желающим принять Таинство Крещения нужно иметь с собой:

детям:

— свидетельство о рождении;

взрослым:

— паспорт;

Для Крещения несовершеннолетних детей необходимы родные мамы и крестные родители (восприемники).

Беседа с желающими креститься, крестить своих детей или стать крестными родителями проходит непосредственно перед Таинством Крещения.

Таинство Крещения: ответы на вопросы

На вопросы о Таинстве Крещения читателям портала «Православие и мир» отвечал протоиерей Дионисий Свечников.

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством?

Крещение – это одно из семи Таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, Крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А Таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие Таинства, Крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным Таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о Крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к Крещению детей. Итак:

Крещение младенцев: можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на Крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели Крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на Крещение.

Прообразом новозаветного Крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о Крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, Крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность Крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное – не откладывать Крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого Таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней Крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день Крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели Крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум – два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом – Исповеди и Причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на Крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели Крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям Крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных Таинствах, к числу которых относится и Крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на Исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно Крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, Исповедь и Причастие перед Таинством Крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого Крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить Крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с Крещением:

Что крестные должны дарить на Крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне Крещения. Полезными подарками в день Крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных Таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На Крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае Крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи – не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, Крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же – только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому Крещение может быть только одно.

Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия Таинства Крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын – Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в Крещении, если тот собирается принять Таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого Крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели Крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к Крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в Таинстве Крещения один из них станет восприемником – крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает Таинство Крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на Крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник – такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать Таинство Крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за Таинством Крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного Таинства Крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к Таинству Крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять Крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия Таинства Крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на Крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до Крещения. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что Крещение, как и другие Таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С Таинством Крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных Таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что Крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все – сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и – мимо! Эх, хорошо, когда есть Крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное Крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над Таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед Крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим Таинством Крещения. Почти сразу за Крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на Крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду – тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на Крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что Крещение – это великое Таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших Таинство Крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам Таинство Крещения.

Читайте так же:  Собор фрейбург
«Всякое дыхание да хвалит Господа»
Ни одно богослужение в храме не обходится без певчих. В небольших приходах со всей служебной нагрузкой справляется один клиросный хор, в больших соборах обычно в воскресные и праздничные дни в службе участвует два певческих коллектива. В Вознесенском кафедральном соборе три хора: Архиерейский, детский и клирос (или так называемый левый хор). У каждого из них своя история, особое послушание. О хоровых коллективах главного храма Новосибирска нам рассказали регенты Вознесенского собора Наталья Викторовна Воронкова, Татьяна Валерьевна Егорова и Ирина Юрьевна Маточкина.