Спасо преображенский собор новоспасского монастыря

Утраченные фрагменты росписи Спасо-Преображенского собора восстановят

Мосгорнаследие согласовало проект реставрации Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря — объекта культурного наследия.

Специалисты приведут в порядок сохранившиеся фрагменты художественной росписи храма и воссоздадут утраченные. Кроме того, будут раскрыты оконные проемы XVII века и северный вход в собор. Планируется, что работы будут проводить под контролем Мосгорнаследия в 2020–2021 годах.

«Спасо-Преображенский собор, расположенный в центре Новоспасского монастыря, играет основную организующую роль в архитектурно-пространственной композиции этого уникального ансамбля. Его строили с некоторым подражанием Успенскому собору Московского Кремля. В настоящий момент Мосгорнаследие согласовало проектную документацию по сохранению собора. Главный акцент сделан на потрясающей живописи. Предстоят работы по ее консервации в интерьерах, а также реставрации и воссозданию на фасаде. Будет применена специально разработанная методика. Кроме того, реставраторы раскроют исторические оконные проемы и вход и воссоздадут пол из подольского мрамора», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Проект реставрации создан на основании результатов комплексного обследования храма. Эксперты визуально оценили сохранность объекта, изучили техническое состояние ограждающих конструкций здания и кладки стен, а также сделали анализ красочных слоев росписи собора.

Сейчас роспись сохранилась почти во всем интерьере храма. Но в арках восточного фасада она практически утрачена. При исследовании наружных стен и подкровельного пространства алтаря были обнаружены небольшие сохранившиеся фрагменты. Так, в левой части крайней левой арки просматривается фрагментарное изображение (контур) фигуры святого.

Название монастыря — Новоспасский — происходит от названия Спасо-Преображенского монастыря на Бору. По преданиям, первая церковь была построена в 1272 году по повелению князя Даниила Александровича. Позже Иван Калита основал на ее месте монастырь. В конце XV века в Москве произошел крупный пожар, который повредил великокняжеский дворец, собор и другие постройки монастыря. Правивший в то время Иван III вывел монастырь из Кремля за Яузу, на Васильевский стан. Собор был освящен в 1497 году. До первой трети XVII века это было единственное каменное здание монастыря. К середине XVII века он обветшал и был разобран, однако не полностью: сохранилась часть старой западной галереи с подклетом.

С началом правления Романовых Новоспасский монастырь стал процветать и активно развиваться. В нем издавна была родовая усыпальница как самих Романовых, так и связанных с ними боярских родов.

Современное здание Спасо-Преображенского собора начали возводить в 1645 году.

Новоспасский монастырь (фотоэкскурсия)

29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день монастырь станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года.

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь – древнейшая обитель Москвы. Монастырь был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Сын святого Даниила Иван Калита в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

В период княжения Иоанна Третьего монастырь третий и последний раз за свою историю «переезжает» – в этот раз на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Современный адрес монастыря – Крестьянская площадь, 10.

Каждый день ворота монастыря открываются в семь утра. Паломники могут посещать обитель до восьми часов вечера. Потом наступает время тишины, время отдыха для монахов. На сегодня в братии монастыря 25 человек. Ежедневно монастырь посещает до тысячи человек паломников.

Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами. Это позволяет в монастырском саду произрастать южным растениям.

Сначала монастырь именовался великокняжеской обителью, а в 17 веке стал «царской, комнатной» обителью. Спасо-Преображенский собор начал строить над гробами своих предков первый из Романовых – Михаил Федорович, а завершил дело его сын – царь Алексей Михайлович

Преображенский собор – один из величественных храмов Москвы, второй по размерам после Успенского кафедрального собора. Когда подобный собор захотели построить в Костромском Ипатьевском монастыре, свыше поступил отказ: «Такой величественный храм достоин только первопрестольного града»

Чугунные ступени лестницы ведут в галерею Преображенского собора. В 1812 году французы по ним пытались ввести лошадей, чтобы в храме устроить конюшни. Однако им это не удалось – лощади отказались подниматься по ступеням

Ежедневно в Новоспасском монастыре совершаются молебны перед почитаемым образом и главной святыней монастыря – иконой Божией Матери «Всецарица»

На протяжении 20 лет братия Новоспасского монастыря окормляет онкологический институт им. Герцена. В Ватопедском монастыре Святой Горы Афон был написан список иконы Божией Матери « Всецарица» специально для московской обители

Икона писалась после долгих молитв всей братии Ватопеда. Доска и краски для нее освящались от самой чудотворной иконы. Установленный в 1997 году в галерее Спасо-Преображенского собора образ Пантанассы, что в переводе с греческого означает Всецарица, встречает каждого входящего в храм

Перед иконой ежедневно служится молебен о здравии, читается акафист, а для молящихся и страждущих освящаются вода и масло. Празднование в честь иконы Божией Матери «Всецарица» совершается 31 августа

Каждую пятницу эту икону везут в онкологический институт Герцена, где создан больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

На сводах галереи Новоспасского монастыря – изображение так называемого древа Рюриковичей. Этот род дал Вселенской Церкви 63 святых. Древо поливают равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир

Собор был расписан в 1689 году. К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди

Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения

От пола до купола храма высота составляет 36 метров

Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия

Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея

Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети

В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь

Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора

Фрагмент росписи – четыре всадника Апокалипсиса: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»

Более года в Новоспасском монастыре осуществлялся сбор пожертвований для отливки тысячепудового колокола. Этот колокол именуется Романовский в честь четырехсотлетия восшествия на престол дома Романовых

В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться. Особо полюбил это место царь Алексей Михайлович. Он часто приезжал в Новоспасский монастырь, где вел духовные беседы с его настоятелем архимандритом Никоном – будущим Патриархом

Простота и строгость его внешних форм контрастировали с распространёнными в ХVII веке красочным узорочьем и причудливостью архитектурных деталей. Преображенский собор вышел как бы из самой древности и встал в один ряд с Успенским собором Кремля

Над входом в усыпальницу Романовых – образ Спасителя. В советские годы его прикрывала фанерный щит с лозунгом “Дома культуры вместо монастырей”. В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия вывеска упала, открыв чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного

За последние 20 лет в Новоспасском монастыре создан прекрасный сад. Здесь самый большой розарий в Москве

На месте уничтоженного в 20-ые годы прошлого века некрополя Новоспасского монастыря находится сад – причем не просто сад, а научная площадка ботанического сада, где собрана вся коллекция московских абрикосов

Август-сентябрь в Новоспасском монастыре – время роз. В саду Новоспасского монастыря работают всего два садовника, поэтому можно не только прийти полюбоваться розами, но и помочь

Благодаря царским пожалованиям и льготам монастырь к концу XVII столетия стал одним из самых богатых в Москве. По «ружной книге» 1681 года числилось «крестьян за Новоспасским монастырем 2257 дворов», а всего 14 тыс. крепостных. Приписанные к монастырю вотчины, рыбные ловли, многие угодья с лесами, лугами и селами приумножали его богатства

В 1764 году при Екатерине II последовала секуляризация церковного имущества, и монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось

Никольский храм, построенный как больничный на средства князей Черкасских, родственников Романовых, в середине 17 века, пока не действует. Здесь ведутся реставрационные работы

Часовня из красного кирпича предположительно была возведена сто лет назад, к 300-летию Дома Романовых

Перед алтарем Спасо-Преображенского собора в 21 веке погребены архимандрит Иннокентий (Просвирин) и схиархимандрит Гурий (Мищенко), бывшие для многих духовными отцами

Знаменский храм был построен на месте прежнего, деревянного, на средства Н.П. Шереметьева. Здесь были погребены его родители. Также Знаменский храм стал усыпальницей для князей Ситских, Ярославских, Черкасских, Шереметьевых и других

Читайте так же:  Благовещенский собор картинки

Архитектором Знаменского храма был Е.С. Назаров. Перед ним стояла сложная задача: построить храм-усыпальницу, который со всех сторон «поджимали» два других храма. Но архитектор решил этот вопрос. Им был устроен храм классических форм: на первом этаже – усыпальница, на втором – место совершения служб. На второй этаж вела витиеватая лестница. Она не сохранилась даже на фотографиях. Теперь мы точно не знаем , какой она была. Сейчас в Знаменском храме идут реставрационные работы и службы не совершаются

Это «небо» Знаменского храма. По преданию , именно в этом храме были захоронены тела Никитичей, пострадавших в годину царствования Бориса Годунова, но где сейчас их захоронения – неизвестно

В 1913 году Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравственного просвещения населения: в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости

Монах Адриан. На его плечи выпало восстанавливать и Даниловский монастырь , и Оптину пустынь. В Новоспасской обители он долгое время занимался печением просфор. Монаха Адриана в монастыре называют Патриархом просфоры: ему случалось выпекать 16-килограммовую просфору

В этом неоштукатуренном келейном корпусе ныне располагается организация ФГУП ГНРПМ«Старинные ткани». В этих стенах трудятся 20 женщин, которые работают еще на ткацких станках прошлых веков. Они восстанавливают старые ткани и создают новые. Например, новый занавес Большого театра сделан здесь, в Новоспасском монастыре. Сама организация «Старинные ткани» находится в подчинении министерства культуры

Сосредоточение трех храмов Новоспасского монастыря: Спасо-Преображенского собора, Покровского и Знаменского храмов

Пространство, которое создают стены этих храмов, называется Итальянским двориком. В 1918 году он становится местом расстрелов

В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском – склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены

В 1997 году в Новоспасский монастырь были торжественно перенесены останки Великого Князя Сергея Александровича Романова, чудесным образом сохранившиеся и обретенные в месте его погребения на территории уничтоженного Чудова монастыря в Московском Кремле. В 1997 году, после завершения восстановительных работ в храме преподобного Романа Сладкопевца, гроб с останками Великого Князя был торжественно захоронен в усыпальнице его предков – бояр Романовых

Здесь же нашли место упокоения и выдающиеся настоятели монастыря, среди которых подвижник – аскет архимандрит Агапит (Введенский), ученый и собиратель христианских древностей епископ Порфирий ( Успенский), богослов епископ Петр (Екатерининский)

Недалеко от могилы инокини Марфы – почитаемая в Новоспасском монастыре Феодоровская икона Божией Матери. К 400-летию избрания Михаила Феодоровича на царствование икона «оделась» в оклад замечательной работы с драгоценными камнями

Надгробие Никиты Романовича Захарьина, родного брата царицы Анастасии – первой супруги Иоанна Грозного. Выдающий политический деятель своего времени, отец будущего Патриарха Филарета

В двадцатилетнюю годовщину открытия Новоспасского монастыря в усыпальнице храма преподобного Романа Сладкопевца был создан музей, основой коллекции которого стали личные вещи Великого Князя Сергея Александровича Романова, уникальные документы и фотоматериалы, старинные предметы и фрагменты одеяний, найденные во время археологических исследований крипты Спасо-Преображенского собора. Музей открыт с 10.30 до 17.00 ежедневно

Ценнейший экспонат музея Новоспасского монастыря – сапог, в который был обут Великий Князь Сергей Александрович в день своей гибели. Второй сапог ныне экспонируется на выставке в Екатеринбурге

В день престольного праздника в Новоспасском монастыре проходила выставка «Без царя». На ней были представлены раритеты из частных коллекций. Один из них – блузка Елизаветы Феодоровны, после ее ареста спрятанная М. Антониковской, швеей Великой Княгини

Экспонаты музея. В одной из витрин собраны предметы, связанные с Первой Мировой войной

Некоторые сохранившиеся после разорения некрополя памятники ныне стоят вдоль монастырских стен. Когда-то в земле Новоспасского монастыря нашел последнее пристанище Ф.С. Рокотов, известный живописец-портретист 18 века. Но где его могила, теперь неизвестно

В 30-х годах 17 века в Новоспасский монастырь свезли лучших каменщиков со всей страны. Так с того времени ближайшие улицы так и называются – Большие и Малые Каменщики

В память о Великом Князе Сергее Александровиче 17 сентября 1998 года в Новоспасском монастыре был установлен поклонный крест – точная копия памятника, воздвигнутого в Кремле на месте мученической кончины Великого Князя по проекту русского художника В.М. Васнецова. В 1918 году оригинальный крест-памятник был осквернен большевиками и стал одним из первых христианских символов уничтоженных богоборческой властью в России. По преданию, в сносе этого Креста в Кремле принял личное участие В.И. Ленин

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва

Реставрация храма прп. Сергия Радонежского, находящегося во втором ярусе колокольни. Этот храм устроен в 1787 г. вскоре по окончании всей постройки колокольни на средства купеческой вдовы Натальи Бабкиной и освящен архимандритом Павлом в октябре того же года

Келарь монастыря, о. Амвросий, следит за приготовлением трапезы для братии

Наместник Новоспасского монастыря – Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

29 августа 2019 года был отлит 1000-пудовый колокол для колокольни Новоспасского монастыря. Отливка этого колокола была приурочена к 400-летию дома Романовых

Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая устроена на втором ярусе колокольни. В четвёртом ярусе расположены колокола. Наверху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса

Высота колокольни до главы 80,41 метра. По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле, высота которой – 81 метр

В конце 50-х годов XVIII века были построены первый и второй этажи колокольни, затем её постройка была приостановлена из-за нехватки средств вследствие проведённой императрицей Екатериной II секуляризации церковного имущества. Лишь через 20 лет при поддержке императрицы Екатерины II постройка колокольни была возобновлена

Колокольня была построена в 1759-1785 году. Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Жеребцов, наиболее известный из учеников архитектора Евлашева. Его могила расположена в основании колокольни

Первая колокольня монастыря была сооружена в начале XVII века на средства Патриарха Филарета Никитича справа от Спасо-Преображенского собора близ церкви Знамения. Это была шатровая колокольня, на ней были устроены «часы боевые, колокол боевой, да два колокола перечастных». В колокольне Патриарх устроил храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий Патриарх Филарет был освобождён из польского плена

Монастырь – средоточие прошлого, настоящего и будущего

В день Преображения Господня свой престольный праздник отмечает московский Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Публикуемая статья напомнит о многовековой истории и сегодняшней жизни одной из самых известных русских обителей.

В марте 1991 года, ровно через 500 лет после закладки главного монастырского собора в честь Преображения Господня, в нем снова зазвучало победное «Христос Воскресе!», стала приноситься бескровная жертва о всех и за вся. До этого здесь в течение почти семидесяти лет не только молчали колокола и не слышно было слов молитвы, но всячески насильно искоренялась и осквернялась память о святой истории этого места. С погубленными могильными плитами и захоронениями монастырского некрополя, казалось, хотели уничтожить саму почву православной веры и российской государственности…

Обитель Всемилостивого Спаса – как с любовью называли Новоспасский монастырь – по одним источникам, возникла вместе с основанием города – «кремника» на Москве-реке. По другим, ведет свою родословную с конца ХIII века от монастыря, основанного святым благоверным князем Даниилом в пяти верстах от Кремля, на правом берегу Москвы. Набожность русских князей, обычай принимать постриг перед кончиною много способствовали распространению на Руси монастырей, возле которых нередко возникали и сами города.

Возвышение Москвы началось при княжении сына Даниила Александровича – Иоанна Первого, прозванного Калитой (по наименованию денежного кошеля, который князь всегда имел при себе для раздачи милостыни), правившего в 1325–1340 гг. В результате его успешной дипломатической политики на Руси установилась «тишина велика на сорок лет и престаша татарове воевати землю Русскую». За это время Русь, терзаемая враждой многочисленных удельных княжеств, стала объединяться вокруг Москвы.

В 1330 году боголюбивый князь Иоанн перевел основанный его родителем монастырь из сельца Данилова на Боровицкий холм. Главным храмом Спасского монастыря стал каменный собор Спаса Преображения на Бору, построенный на месте прежнего деревянного – первого, по времени основания, московского собора.

Первый монастырь в Кремле был устроен вблизи великокняжеского дворца и стал местом постоянного богомолья Иоанна Даниловича и его семейства. Здесь он любил уединяться для молитвы, здесь получал Божие благословение на все важнейшие государственные дела, а перед кончиной принял иноческий образ и схиму.

Спасская обитель становилась свидетельницей обетов московских правителей, их первым молитвенным домом и местом последнего упокоения их близких. Архимандриты монастыря всегда были духовниками великих князей.

Основанный в самом сердце Москвы, монастырь являлся не только ее «сострадальцем», но и участником ее спасения в самые трудные годы. Отсюда постоянно возносились молитвы за единство Русской земли, за победу над супостатами, за крепкую княжескую власть.

Устроенные в одном месте – древнем Кремле «святительский дом и монастырь вместе с Великокняжеским дворцом, положили в новой столице основание сосредоточию духовной и светской власти, обнимавшей и соединявшей все части Русской земли».

Русь стала стягиваться невидимыми духовными нитями к своему центру. Великое дело собирания русской земли совершилось при помощи монастырей и великих пастырей церкви Православной. Своими увещеваниями они смиряли и умиряли враждующие стороны, останавливали междоусобия, вели Русь к братскому единению.

Во дни царствования Иоанна III (правил с 1462 по 1505 г.) значение Москвы возрастает. Женатый на Софии Палеолог, греческой царевне, племяннице последнего византийского императора, великий князь Иоанн III соединяет московский герб – изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона, с византийским двуглавым орлом, символизируя преемство Московской Руси от Византии. Изменяется и внешний облик первопрестольного града: строятся новые каменные здания, стены и башни. В Кремле итальянскими мастерами возводятся великолепные соборы и новый каменный дворец, приспособленный для пышных дипломатических приемов. Спасский монастырь оказался зажат со всех сторон дворцовыми постройками. И великий князь определил ему новое место.

Читайте так же:  Гвардейские соборы

В 1490 году монастырь был переведен на Крутицкий холм, расположенный в пяти верстах от Кремля. (К слову, спустя столетия, в XX веке, Новоспасский отчасти и сохранился благодаря своему укромному расположению: за время советского правления на территории Кремля монастырей не осталось, и иноки разогнанной кремлевской Чудовой обители некоторое время даже укрывались именно в Новоспасском.)

Но и в те далекие годы это переселение имело большой смысл. В отдалении от пышных торжеств и официальных приемов здесь созидалась деятельная молитва, легче устраивалось духовное основание истинной монашеской жизни.

Новое местоположение монастыря определило и новые задачи в служении Отечеству. Монастырские стены, предназначенные для ограждения насельников от мира, нередко превращались в боевые крепости, защищающие этот мир от врагов. Монастыри-стражи, монастыри-воины – такими часто становились тихие иноческие обители в суровые годы.

Начало XVII столетия принесло новые беды русскому народу. В Смутное время монастырь был разорен поляками.

В 1612 году у стен Новоспасского монастыря князь Дмитрий Пожарский и его верная дружина целовали крест перед решающей битвой с польско-литовскими интервентами, чтобы спасти Москву или положить за нее свои головы. Тяжелое зрелище представлял тогда монастырь, опустошенный и ограбленный едва ли не более всех обителей Москвы, так как вблизи пролегала дорога, по которой следовали враги. Поляки были выбиты из Кремля. Страна постепенно стала очищаться от тяжких последствий вражеского нашествия.

Дальнейшая судьба России зависела от того, кто станет во главе государства.

Новоспасский монастырь и первые Романовы

К избраннику, 16-летнему Михаилу Романову, находившемуся в то время вместе с матерью Марфою в Ипатьевском монастыре Костромы, было направлено торжественное посольство, в составе которого находился и архимандрит Новоспасского монастыря.

С этих событий началась новая страница в истории обители, которая оказалась в теснейшей связи с царствующим домом.

Со времени своего основания на новом месте Спасский монастырь становится местом погребения бояр Романовых, которые с давних времен служили московским великим князьям. Под сводами соборного храма во имя Преображения Господня, заложенного великим князем Иоанном III в 1491 году, сразу после его освящения в 1497 году был похоронен боярин Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин – один из предков Романовых. Здесь же погребен сам родоначальник дома Романовых – Роман Юрьевич Захарьин, умерший в 1543 году. Его сыновья и дали своим потомкам прозвание Романовых. Роман Захарьин был воеводой в Нижнем Новгороде, участвовал в походе против ордынцев в 1531 году. Его дочь Анастасия стала первой женой царя Иоанна IV Грозного. В народной памяти остался светлый образ кроткой и боголюбивой царицы, которая за время своей короткой жизни оказала благотворное смягчающее воздействие на нрав царя.

Три сына Романа Юрьевича – Данила, Никита и Долмат – также погребены в Новоспасском монастыре. Из них самым известным был Никита Романович Захарьин (†1586) – дед первого царя из дома Романовых. Храбрый воевода, участник походов против ливонцев, талантливый политик, он был отмечен Иоанном Грозным, который, умирая, назначил своего шурина в число ближайших советников сына Феодора. Никита Романович, брат любимой царицы, был во все время царствования Грозного вблизи государя, пользовался его неизменным доверием, однако не только не запятнал себя участием в его жестокостях, но даже прославился в народных песнях и былинах как постоянный ходатай перед царем за опальных.

Пятеро сыновей Никиты Романовича также пользовались народным расположением. Их называли ласково – Никитичи. Несмотря на то, что они принадлежали к знатному московскому роду и занимали видные государственные посты, Никитичи жили очень скромно. В 1601 году их постигла суровая опала. Борис Годунов, занявший московский престол, стал избавляться от опасной для него семьи, так как в народе упорно говорили, что почивший царь Феодор завещал царство старшему из Романовых – Феодору Никитичу. Феодор, умный и энергичный человек, известный в Москве как лихой наездник, первый красавец и щеголь, – разом лишился семьи, благополучия, исключительного положения в стране и очутился в четырех стенах кельи далекого северного Антониево-Сийского монастыря. Из пяти братьев Романовых по Божьему промыслу только Феодор (отец царя Михаила, будущий Патриарх Филарет) да, по нескольким сведениям, Иван Никитич вынесли тяжелое заключение и остались живы.

Тела четырех братьев погребены в усыпальнице Знаменского храма Новоспасского монастыря

Сам Михаил Романов в шестилетнем возрасте был разлучен с родителями и отправлен со своими тетками на Белоозеро, где терпел нужду и суровые условия жизни. Его мать, Ксения Ивановна (урожденная Шестова) была пострижена в монахини с именем Марфа и заключена в Тол-Егорьевском погосте на Онежском озере. «Бог видел ее невинное терпение и укреплял его душу», – отметил летописец. Она дожила до 1631 года и была с великими почестями погребена в усыпальнице Преображенского собора Новоспасского монастыря, где уже покоились ее четыре сына, умершие в младенчестве, и дочь Татиана. Спустя почти полвека рядом с инокиней Марфой была погребена и дочь царя – великая княгиня Ирина Михайловна.

Не нужно объяснять каким дорогим местом стал для русских царей Новоспасский монастырь – место захоронения их знаменитых предков и близких родных. Сюда, к их могилам, в определенные дни совершались торжественные царские «выходы». Государи Российские на протяжении всей истории были покровителями обители. На помин души предков они жертвовали драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги, составившие некогда богатейшую монастырскую ризницу.

Занимаясь благоустроением разоренного Смутою государства, царь Михаил Романов и его отец – Святейший Патриарх Филарет особое внимание уделяли церковному строительству. В 1620-х годах в Новоспасском монастыре Филарет «своею патриаршею казною» построил каменную шатровую колокольню с церковью преподобного Саввы Освященного. По указу царя Михаила Феодоровича в 1640–1642 годах вокруг обители были возведены каменные стены с башнями и стрельницами, устроены братские кельи. Для этого были вызваны из других городов каменщики и кирпичники, поселившиеся близ монастыря целыми слободками, которые и дали современное название улицам Большие и Малые Каменщики.

Можно сказать, что ХVII век был для обители периодом расцвета церковного строительства.

Спасо-Преображенский собор

Самым значительным сооружением, начатым при Михаиле Феодоровиче в Новоспасском монастыре, стал новый Спасо-Преображенский собор. Не только ветхость старого храма, заложенного еще при Иоанне III, побудила царя разобрать его в 1645 году и возвести на том же месте новый, больших размеров. Главной причиной было увеличение размеров усыпальницы Романовых и желание царя, чтобы тела «царских пресветлых родителей» покоились непременно под сводами храма, «дабы Литургия совершалась над ними постоянно, во веки веков».

После смерти царя Михаила (1645) постройку храма завершил его сын – Алексей Михайлович. 19 сентября 1647 года Спасо-Преображенский собор был торжественно освящен Патриархом Иоасафом в присутствии царя.

Настоятелем монастыря стал тогда архимандрит Никон, назначенный на это место по царскому желанию. Будущий Патриарх в этот период был «собинным другом» царя Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора. Этот величественный, поставленный на высокий подклет пятикупольный собор принадлежит к тому типу храмов, который был объявлен Патриархом Никоном наиболее отвечающим православным традициям. Простота и строгость его внешних форм, ровный белый цвет контрастировали с распространенными в ХVII веке красочным узорочьем и причудливостью архитектурных деталей. Он вышел как бы из самой древности и встал в один ряд с Успенским собором Кремля, связав воедино старую и новую страницы истории обители.

Одной из святынь Новоспасского монастыря был древний чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Он прославился в 1645 году в городе Хлынове (Вятке) исцелениями, происходившими по молитвам верующих перед святой иконой. Весть об этом дошла до Москвы. Тогдашний архимандрит Новоспасского монастыря Никон стал ходатайствовать перед царем о перенесении этого образа в Москву, чтобы сделать его достоянием всей России. По Указу Алексея Михайловича и с благословения Патриарха Иосифа икона была перенесена в Москву и 14 января 1647 года встречена самим государем за Яузскими воротами. Ее торжественно внесли в Кремль через Фроловские ворота, которые в честь такого события стали именоваться Спасскими, а затем, по освящении Новоспасского Преображенского собора, икона была перенесена в Новоспасский монастырь. Это произошло 19 сентября 1647 года. В этот день ежегодно стали устраиваться крестные ходы из Кремля в монастырь, где царь Алексей Михайлович неоднократно молился за богослужениями в честь Нерукотворного образа Спасителя. Точная копия иконы была отправлена в Вятку, еще одна помещалась в Покровском храме Новоспасского монастыря.

На протяжении почти трех веков москвичи воочию видели чудесную помощь, которую Господь даровал своим людям через этот образ. Во многих домах, особенно во времена тяжелых моровых болезней, православные принимали у себя икону Спаса Нерукотворного, служили пред нею молебны – и болезни отступали. В 1812 году, когда французы пытались огнем уничтожить Новоспасский монастырь, Всемислостивый Спас невидимо хранил свою обитель. Среди страшного пожара уцелели Преображенский, Покровский и Знаменский храмы. Грабителям удалось сорвать только часть драгоценной ризы с образа. А в Преображенский собор, где находилась икона, они, несмотря все усилия, так и не смогли ввести лошадей.

В 1834 году, когда случился сильный пожар в Рогожской и Таганской слободах, местные жители обнесли икону Спаса Нерукотворного вокруг своих домов – и пламя не распространилось за дороги, по которым несли святыню.

Читайте так же:  Соборе солсбери

В 1865 году был чудесно спасен отрок Алексей, который стал тонуть в Москве-реке напротив Новоспасского монастыря. В момент опасности он вспомнил о чудотворной иконе Спасителя и стал молиться. Волны сами вынесли его на берег. Невозможно перечислить все чудеса, происходившие от этого образа.

При закрытии монастыря в 1918 году икона бесследно исчезла.

Одной из главных черт русского благочестия можно назвать благоговейное отношение к церкви Божией. Эта черта выражалась в щедрых пожертвованиях на храмы, возведении новых по обету или завещанию в память душ умерших родных, или в ознаменование достопамятных событий. Не случайно в каждой церкви молятся о «блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего», поминают его благоукрасителей и благотворителей.

Особенно же почитались монастыри – центры иноческого делания, где молитва за православный народ не прекращается денно и нощно. Так на средства московских жертвователей были возведены все пять храмов Новоспасского монастыря.

После того как был выстроен и расписан Преображенский собор, царь Алексей Михайлович заложил рядом с ним в 1673 году церковь во имя Покрова Богоматери. Этот день был памятен для царя. В праздник Покрова были окончательно отогнаны поляки от стен московских, а в 1633 году последовала кончина Патриарха Филарета, деда царя Алексея.

Много древних икон – вкладов на поминовение погребенных в Новоспасском монастыре находилось в Никольской церкви. Она была построена в 1652 году князем Яковом Черкасским, родственником Романовых, видным полководцем и политическим деятелем времен царя Алексея Михайловича. Церковь устраивалась над больничными келиями для братии монастыря и потому получила название больничной. В начале XIX века здесь проходил послушание иеромонах Филарет (в схиме Феодор), известный московский подвижник, продолжатель традиции старчества, к которому многие в те годы приходили за помощью и утешением.

Над главным въездом в монастырь в 1786 году вознеслась величественная четырехъярусная колокольня, строившаяся с перерывами почти пятьдесят лет. Она как бы перекликалась с Иваном Великим, напоминая о древней связи обители с Кремлем. Это лучшее произведение архитектора Ивана Жеребцова, похороненного здесь же, в основании построенной им колокольни.

Во втором ярусе колокольни в 1787 году был освящен надвратный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

13 апреля 1900 года Новоспасский монастырь посетили Государь император Николай Александрович и Государыня императрица Александра Федоровна. В память монаршего посещения в усыпальнице Романовых был устроен храм во имя Романа Сладкопевца, освященный 28 декабря 1902 года. На освящении присутствовали великий князь Сергей Александрович, тогда генерал-губернатор Москвы и великая княгиня Елизавета Федоровна. Оба они вскоре пострадали от рук революционных палачей.

Последний русский император посетил древнюю обитель и в 1913 году, в дни торжеств, посвященных 300-летнему юбилею дома Романовых. За несколько лет перед мученическою кончиною всей царской семьи Николай II поклонился гробам своих предков, помолился у чудотворного Спасова образа, получив здесь духовное подкрепление перед грядущим страстотерпческим подвигом.

В 1918 году насельники монастыря были выдворены из обители. Один за другим закрывались храмы. Церковная утварь, иконы и бесценные реликвии, хранившиеся в монастырской ризнице, были вывезены в госхранилища, и судьба большинства из них остается до сих пор неизвестной. Позже других церквей монастыря был закрыт Никольский храм. Службы в нем совершались до 1926 года. Самоотверженные попытки приходской общины сберечь оставшиеся иконы и другие святыни хотя бы в качестве «музейных экспонатов» не увенчались успехом. Вскоре погас и этот последний островок духовности в стенах обители.

Ансамбль Новоспасского монастыря, созидавшийся на протяжении почти пяти веков, был обречен на медленное разрушение.

Святое место, откуда струилась целебная духовная энергия, стало местом смерти и тюремного заточения. С 1918 года здесь действовал концентрационный лагерь, затем хозяйничало Главное управление местами заключения.

После войны в перестроенных и изуродованных церквях разместились различные советские учреждения, склады, ремонтные мастерские, жилые помещения. В Знаменском храме до 1967 года функционировал медвытрезвитель.

В 1968 году Совет Министров РСФСР принял решение создать на территории монастыря «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», тогда же начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся более двадцати лет. Они касались в основном внешнего облика зданий. Внутри же расположились объединения «Союзреставрация», ВНИИ реставрации и их мастерские.

Подлинная жизнь вернулась в стены обители в начале 1991 года, когда Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь снова стал действовать мужской ставропигиальный монастырь.

Первоначально вся братия состояла из трех человек – наместника, архимандрита Алексия (Фролова) и двух иеромонахов.

Монастырю были реально возвращены только превращенный в свалку алтарь и сам храм Спасо-Преображенского собора, исключая галерею, трапезную и хлебодарную палаты, расположенные под одной крышей с собором. Монахам не были даже выделены места, чтобы жить в монастыре. На четыре года затянулось переселение реставрационных мастерских. И все же монастырь уже существовал.

Первая Божественная литургия состоялась 23 марта 1991 года в преддверии великого праздника Пасхи. Начались работы по восстановлению древней усыпальницы Романовых в храме Романа Сладкопевца. Здесь же нашли место упокоения и выдающиеся настоятели монастыря, среди которых подвижник архимандрит Агапит (Введенский), ученый и собиратель христианских древностей епископ Порфирий (Успенский), богослов епископ Петр (Екатерининский). Все их захоронения были неоднократно подвергнуты разграблению, не сохранилось ни одной могильной плиты.

Трудно было вообразить, что за небольшой срок произойдет превращение заброшенной и оскверненной святыни в один из прекраснейших духовных центров Москвы, а также один из самых многочисленных и крепких приходов. В том, что после возвращения Церкви Новоспасский монастырь столь преобразился – колоссальная заслуга первого наместника обители, ныне почившего архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова). (Именно на Преображение 2019 года исполнится двадцать лет его архиерейской хиротонии.) Помимо храмовых стен владыке удалось возродить души, собрать людей, наставить их на духовный путь. Ныне в Новоспасском монастыре в дни великих праздников причащаются Святых Христовых Таин более восьмисот человек.

В настоящее время древнейшую обитель Москвы возглавляет один из самых молодых наместников. Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси так рассказывает о текущей жизни управляемой им обители:

– Обитель открыта на протяжении всего дня, и каждый желающий может ее посетить. Мне трудно представить ситуацию, когда человек хочет войти в монастырь, в храм, а он закрыт. Особенно это невозможно в Москве. Летом наш монастырь посещает огромное количество богомольцев и паломников, это центр столицы, и, конечно, иногда от суеты устаешь. Устает и братия, которая подвизается в обители. На ночь монастырь закрывается. Нужны минуты тишины и уединения, сосредоточенной тихой молитвы, которая является главным послушанием монахов. Каждый день братии распределен по часам и начинается с братского молебна в 7 часов утра. Утренние молитвы, полунощница, Божественная литургия, молебен перед иконой Божией Матери «Всецарица»…

У всех есть свое послушание – малое, большое или великое. Братии у нас немного, большей частью уже преклонного возраста, но они могут служить, совершать богослужение и молиться. А остальные – сотрудники, рабочие, служащие. Накануне престольного праздника Преображения Господня мы по традиции поздравляем и награждаем всех, кто в течение года особо потрудился в обители, а также чествуем юбиляров.

Монастырь за эти годы стал духовным, просветительским центром. В его стенах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла создан центр образования духовенства Москвы. Братия окормляет несколько медицинских учреждений, в том числе старейшее в России – онкологический институт имени П.А. Герцена, где создан храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица». А в самой обители пребывает один из почитаемых списков этого чудотворного образа, написанный монахами Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Множество людей приходят помолиться Божией Матери о даровании помощи онкологическим больным. И тем, кто пересматривает свою жизнь и старается ее изменить, Богородица посылает великие милости. Многочисленные записи в специальных монастырских тетрадях свидетельствуют об исцелениях.

В Новоспасском монастыре создан и действует общедоступный музей, где собрана небольшая коллекция, которая рассказывает об истории обители, разных ее периодах. Уникальность ее составляют личные вещи великого князя Сергея Александровича Романова. Он более десяти лет был московским генерал-губернатором и много сделал для Первопрестольного града. Останки убиенного террористом великого князя ныне покоятся в усыпальнице Романовых, а на территории монастыря в 1998 году воссоздан Крест-памятник, некогда стоявший в Кремле на месте его гибели и уничтоженный в годы лихолетья.

Можно много рассказывать о социальной работе, проводимой монастырем, о постоянно действующем гуманитарном складе и часто устраиваемых благотворительных ярмарках. О многочисленных инициативах молодежного объединения «Молодая Русь». О спектаклях театра «Живая вода», Воскресной школе…

– Стены монастыря совершенно не закрывают здесь находящихся от мира, – продолжает владыка Савва. – И мир активно приходит в эту древнюю обитель, заставляя, нас, монахов, действовать, двигаться динамично. За утешением и поддержкой люди идут в монастырь. Мы каждый день сталкиваемся с горем и радостями, волнениями, переживаниями и какими-то удачами. Монастырь должен быть открыт, потому что мир погибает в грехе. Большая часть наших соотечественников мечтает, образно говоря, об «айфоне». В то время как мир монастыря – это стержень духа, созидание настоящего и творение будущего. И всегда молитва остается главным деланием монаха.

Любой день – напряженный. И надо торопиться делать добро. У нас так мало времени, надо ценить каждую минуту! Монастырь – средоточие прошлого, настоящего и будущего. Здесь – реальная концентрация времени. И попавшие в его стены это понимают.

…И еще наш монастырь – это уникальный сад. У нас один из самых красивых розариев, где посажено более шестисот кустов роз. В этом году второй раз зацвела магнолия. А к Преображению поспеют на нашей небольшой плантации персики.

Фото Владимира Ходакова и из архива Новоспасского монастыря