Санкт-петербург казанский собор картинки

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться: Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы: Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье — с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.

Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.

Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.

Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.

Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.

Казанский собор в Санкт-Петербурге — официальные сведения и легенды

Казанский собор считают крупнейшим храмом начала 19-го столетия. Также его причисляют к самым креативным, крутым и прекрасным сооружением своего времени. Он заслуженно занимает почетное место в самом сердце Санкт-Петербурга. Святое сооружение обладает уникальными фактами и поверьями.

Его общая длина — 72 с половиной метра, высота — 71 с половиной, ширина — 56 метров 700 сантиметров. У него есть 2 крыла с длиной каждого по 42 метра 700 сантиметров. При возведении купола, диаметром 17 метров, впервые использовали металлоконструкции.

На иконостас главного придела собора потратили 640 килограмм серебра. Правда, при советской власти данное богатство, казалось, Петербург безвозвратно потерял. К счастью, благодаря специалистам-реставраторам все вернулось на круги своя.

Гармоничное сочетание

Архитектор собора Андрей Никифорович Воронихин с честью выполнил необычную и непростую задачу, которую поставили перед ним император Павел I — создать европейский собор и православная церковь — соблюсти все ее каноны.

Для него долгое время подбирали и очищали место, было разобрано 11 частных строений. По проекту архитектора храм должен был обладать 2-мя колоннадами. Почему возвели лишь 1, по сей день неизвестно. Но и эта единственная сегодня служит величайшей архитектурной жемчужиной Северной столицы.

Величие колонн, их наличие

Колоннада Казанского собора состоит из 96 колонн. Двухметровый цоколь собора и его колоннад был изготовлен из массивных блоков сердобольского гранита. Балюстрада наверху колоннады может похвастаться красивым ревельским известняком.

Из гатчинского пудостского камня, легко поддающегося обработке, изготвляли колонны. Уникален этот материал за счет своего природного характера к изменению цвета в зависимости от освещения и погоды. Благодаря непревзойденным и самобытным свойствам камня, его надлежащей обработке и применению, изделия из него способны выдерживать температурные перепады, влажность и капризы петербургской погоды.

На отделку пошло 12000 м2 пудостского камня, изготовили из него 182 колонны снаружи и 12 полуколонн коринфского ордера, перекрытия пролетов. Внутри — 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Каждая из них весит по тридцать тонн, обладает высотой в 10 метров 600 сантиметров.

Печальное событие прошлого

Казанский собор стал местом празднования 300-летия династии Романовых. Образовалось столпотворение, что привело к гибели более 30 человек. Некоторые верующие усматривали в данной трагедии зловещий умысел. В связи с этим, поговаривали о скором окончании правления Романовых. Увы, так и произошло.

Архитектура Петербурга: тайны и загадки колонн испокон веков в числе самых мистических и обсуждаемых тем. До 1824 года на пъедесталах с боку с обеих сторон колоннады стояли гипсовые скульптуры ангелов. Вскорости должны были появиться фигуры архангелов из бронзы. По каким-то причинам они так и не были установлены. С тех пор существует поверье — покуда Россией не станут управлять мудрые и честные политики, пьедесталы так и будут пустовать.

Скульптура и живопись Казанского собора в Санкт-Петербурге

Знаменитый Казанский собор гармонично соединил в себе неповторимую архитектуру, грандиозные изваяния и непревзойденную живопись. Он стал первым российским храмом, созданным в необычном для России европейском стиле. Его спроектировал выдающийся русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Над скульптурными композициями, которые придают величие собору, усердно трудились такие знаменитые мастера, как Пименов, Демут-Малиновский, Мартос, Гордеев, Проковьев, Рашетт, Воротилов, Анисимов. Стены храма украшены работами Брюллова, Бруни, Угрюмова, Боровиковского, Шебуева, Бессонова, Басина и других великих художников своего времени.

Скульптурные украшения

Скульптурное оформление осуществлялось с особым мастерством. До сегодняшних дней сохранилось богатство наружной скульптуры. Из внутренних скульптурных украшений остались лишь два прекрасных барельефа:

  • один из них — работы Жана-Доминика Рашетта «Взятие воинами Христа в вертограде»;
  • второй — работы Феодосия Федоровича Щедрина «Шествие Христа на Голгофу».
  • Остальные шедевры, увы, разрушились. В 1814 году из-за сырости осыпалась отделка храма вместе со всей украшавшей интерьер лепниной, что привело к порче практически всех рельефных композиций. В 1820 году их решили не восстанавливать, а нанести на стены декоративную роспись.

    Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.

    Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.

    С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.

    Статуи, украшающие фасад знаменитого собора

    Специально для входа в собор скульптор Пименов создал композиции святейших воинов Русской церкви. С одной стороны дверей возвышается бронзовая скульптура Князя Владимира, с другой — изваяние Князя Александра Невского. Чуть ближе к северным дверям стоят еще две статуи, отлитые в бронзе: образ Святого Андрея Первозванного, созданный Демут-Малиновским, и образ Святого Иоанна Предтечи, творение рук талантливого скульптора Мартоса.

    Бронзовые двери со скульптурными композициями, являются центральной частью северного фасада. Они скопированы с дверей флорентийского крестильного дома Баттистеро. Мастер Гиберти, придумавший их, работал над своим шедевром на протяжении 21 года. На дверях мастер разместил 10 композиций, на которых изображались события Ветхого Завета. Создание копии входных дверей для Казанского собора поручили мастеру Василию Екимову. На воротах российского храма сюжеты размещены в другом порядке, чем на дверях флорентийского собора.

    Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

    Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

    Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

    Санкт-Петербург. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери.

    В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона — Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи. Датируемая концом XVI века, икона появилась в Петербурге в 1710 году; ее, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке» — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

    По проекту М. Г. Земцова 6.IХ.1733 на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное — мастер И. Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев. Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.

    В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств. 27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий. Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского. Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы — И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В. И. Демуг-Мали-новский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уже в прошлом веке уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Рашетта. Великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора.

    Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском музее). Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любови, укрепленные под куполом, а Ж. Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах.

    В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя — чеканные серебряные хоругви. В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни. Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

    В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И. Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов. Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне- манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А. Тюриным.

    Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году. Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались «царские дни», когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. При пении «Тебe, Бога, хвалим» с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января — на свой национальный праздник св. Саввы — столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном. С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком. 28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916 впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним.

    Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея Ферапонтовича Мысловского, автора книги «Молитвы за умерших», и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих (решение Леноблисполкома от 26.ХII.1931 и Президиума ВЦИК от 10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии Казанского собора возобновились богослужения, через год — в главном; предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора верующим. 29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство.

    Взамен обветшавшей Рождественской церкви 1733-1737гг. для хранения чудотворной иконы Казанской Божией Матери было решено возвести Казанский собор По требованию императора Павла 1, здание должно было напоминать собор Святого Петра в Риме с его круговой колоннадой. В 1799-1800 гг. был проведен конкурс на проект собора, в котором участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага и Ж.Б. Тома де Томон, но при поддержке графа Александра Сергеевича Строганова, президента Академии Художеств и главного попечителя строительства, работы были поручены Андрею Никифоровичу Воронихину, бывшему крепостному Строганова.

    Н.А. Синдаловский в своих книгах, рассказывает, что соперники и недоброжелатели Воронихина обвиняли его и в том, что колоннада заимствована у Баженова, из его неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлевского дворца, и в прямом использовании баженовского проекта парижского Дома инвалидов, и в том, что собор является копией собора святого Петра. Поводом для таких слухов послужило то, что Воронихин в конкурсе не участвовал, однако его проект был утвержден в 1800г. Чтобы органично вписать собор в структуру Невского проспекта и соблюсти каноны культового строительства, в соответствии с которыми алтарная часть должна находиться в восточной части храма, а главный вход с западной, Воронихин связал Невский проспект с собором 96-колонной, четырехрядной колоннадой.

    Закладка собора состоялась 27 августа 1801 года. К 1805 году здание возведено до карниза, гранитные колонны установлены в начале 1806 года, в 1808 – 1811 гг. проводились внутренние штукатурные работы и отделка наружных колонн, постройка купола и установка лепных деталей. Ворони хин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров. 15 сентября 1811 года храм был освящен.

    Храм стоит на высоком гранитном цоколе, имеет в плане форму латинского креста, вытянутого с запада на восток, и расположен в глубине площади. Дугообразная колоннада коринфского ордера примыкает к ассиметричному продольному северному фасаду здания, обращенному к Невскому. Колоннада охватывает пространство площади, ее боковые порталы служили проездами. Над колоннадой поднимается барабан, прорезанный окнами и декорированный пилястрами и купол. Высота собора с крестом — 71,5 метра. Центр северного фасада отмечен портиком, перекрытым фронтоном. Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями. По всему фасаду здания идет мощный аттик, скрывающий кровлю. На аттиках проездов помещены барельефы: с восточной стороны — «Источение воды Моисеем в пустыне» И. П. Мартоса, с западной – «Воздвиженье медного змия» И.П. Прокофьева. Над апсидой находится барельеф Ж.-Д. Рашетта «Вход Господень в Иерусалим». В северном портике помещены барельефы Ф.Г. Гордеева «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет». Кирпичные стены облицованы пудостским камнем, добываемым близ Гатчины.

    Колоннада Казанского собора возведена мастером-каменотесом Самсоном Сухановым с артелью. Ими же выполнены внутренние монолитные гранитные колонны. В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, выполненные С.С. Пименовым, Иоанна Крестителя, выполненная И.П. Мартосом и Андрея Первозванного, выполненный П.П. Прокофьевым, законченный В.И. Демут-Малиновским. В северном портике установлена копия знаменитых дверей итальянского ваятеля Гиберти, выполненных им для флорентийского баптистерия. Для создания копии Воронихин пригласил лучшего литейного мастера России Василия Екимова. По хранящимся в Академии художеств гипсовым формам Екомов с ювелирной точностью воспроизвел в бронзе «Врата рая» Гиберти. Двери состоят из десяти рельефных многофигурных панно на сюжеты библейских легенд. Отливка бронзовых статуй, установленных в нишах собора, была также поручена В.П. Екомову.

    Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита. Всего колонн 56. Центральная часть перекрыта цилиндрическим сводом, опирающимся на колоннады. Боковые нефы перекрыты кессонами. Пол карельского мрамора, мозаичный. Огромные окна наполняют светом обширное внутреннее пространство собора. Над южными вратами находится барельеф Ф.Ф.Щедрина «Несение креста», над северными барельеф Ж.-Д. Рашетта «Взятие Иисуса Христа воинами в Гефсиманском саду». Тонкой резной работой по мрамору отличается Царское место, выполненное С. Сухановым. Иконостас был первоначально сооружен по рисунку Воронихина. В 1836 году по проекту К.А. Тона отлили новый иконостас, облицованный двухмиллиметровыми пластинами из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году.

    Шедевром Воронихина стала изумительной красоты чугунная ограда, установленная в 1811-1812 гг. с западной стороны собора, органично связанная с ним. Вскоре после освящения собор стал мемориалом Отечественной войны 1812 года. Здесь хранились военные трофеи, а в 1813 году был погребен фельдмаршал М.И. Кутузов.

    В 1837 году на площади перед колоннадой открыты памятники полководцам М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, созданные скульптором Б.И. Орловским. Постаменты, спроектированные архитектором В.П. Стасовым, изготовил С. Суханов. До открытия Исаакиевского собора Казанский был кафедральным. В 1899-1900 гг. садовые мастера Р.Ф. Катцер и П.И. Визе устроили на площади сквер с фонтаном.

    В начале 1930-х годов собор закрыли, через некоторое время в нем начал работать Музеи истории религии и атеизма. Иконы были переданы государственному Русскому музею. Иконостас варварски уничтожен. Здание реставрировалось в 1950-1960 гг. С 1991 года в соборе возобновились богослужения – восточная часть собора была передана верующим. 30 мая 1994 года купол собора вновь был увенчан крестом. В конце 1999 года собор снова стал кафедральным собором Петербурга.

    Литература: Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. Архитектурный путеводитель.—М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга . –СПб.: «Норинт», 1997. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: художественно-исторический очерк. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2005. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. – СПб.: Издательство «Паритет», 1999. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб.: «Норинт», 1998. Петербург православный. Справочник-путеводитель. – СПб.: Издательство «Welcome», 2002.

    Казанский кафедральный собор является выдающим памятником русской воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 г. В соборе похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией.

    Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец М. И. Голенищев-Кутузов. По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор начинают поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.

    В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М. И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.

    После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова. Перед собором в 1837 г. по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.

    С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М.И. Кутузова. В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов в течении года, до августа 1802 г., был петербургским губернатором.

    Архитектура, живопись, скульптура собора

    Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником архитектуры и изобразительного искусства. Этот храм был построен архитектором А. Н. Воронихиным в содружестве с лучшими скульпторами и художниками первой половины XIX в. Собор построен в стиле ампир, в подражание храмам Римской империи. В его архитектуре сочетаются формы базиликального (чисто римского) и крестово-купольного храма. Здание вытянуто в запада на восток в форме четырехконечного латинского креста и в средокрестии увенчано стройным куполом.

    Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А. Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.

    Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа. Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские скульпторы. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные Пименовым, Мартосом и Демут-Малиновским, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Они отлиты талантливым мастером Екимовым. Им же отлиты из бронзы северные двери собора, являющиеся точной копией дверей, выполненных скульптором Гиберти для крестильного дома во Флоренции в XV в. Рельефные скульптурные работы и снаружи и внутри созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

    Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Художники конца XVIII — начала XIX вв. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы — пилоны. Все эти прекрасные работы выполнены в академическом стиле, в манере, подражающей мастерам эпохи итальянского Возрождения. Наиболее замечательной живописной работой в храме является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» кисти К. П. Брюллова.

    Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в чисто европейском стиле. В нем архитектура, скульптура и живопись соединились в неповторимой гармонии и изяществе.

    Казанский собор — один из самых замечательных памятников архитектуры и изобразительного искусства не только России, но и всего мира. Как отмечает архитектор А. Аплаксин: «Весь восемнадцатый век мы учились у Европы ее искусствам и только в начале девятнадцатого столетия вполне уже самостоятельно выдержали испытание по знанию европейского искусства. Казанским собором Россия сравнялась с Европой, поднявшись на уровень познаний и изображения прекрасного».

    Стиль, в котором построен собор, нельзя определить однозначно. Обычно его определяют как стиль русского классицизма в его зрелой стадии. Соглашаясь с тем, что Казанский собор действительно имеет черты этого господствовавшего в то время в России стиля — колонны, портики, треугольные фронтоны, отметим и специфику архитектуры собора, которая роднит его с другими архитектурным стилями. Классицизм — это, прежде всего, подражание греческой архитектуре ее классического афинского периода. В нем нет стремления поразить воображение гигантским размерами, величием, пышностью, во всяком случае со стороны экстерьера. Это мягкий, спокойный, «усадебный» стиль. Его типичными представителями в русской архитектуре являются И. Е. Старов, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Ж. Тома де Томон, т.е. те архитекторы, которые участвовали в конкурсе на лучший проект собора, и чьи проекты не получили одобрения со стороны Павла I. Архитектура Казанского собора тоже восходит к классике, но не к греческой, а к итальянской, времен эпохи Возрождения, притом не к ранней ее форме — флорентийской, и не к поздней — венецианской, а к высокому «римскому» Ренессансу. Этот столичный державный стиль сочетается в Казанском соборе с чертами только что родившегося в Европе другого, тоже державного, стиля ампир («имперский»).

    Аплаксин пишет: «В стиле высокого ренессанса задумал Воронихин свой проект, но как ни тщился он остаться неизменно верным своей задаче, он не мог преодолеть влияние своей эпохи, и на Казанском соборе сильно заметный налет ампира, современного автору стиля. Этот налет нисколько не тяготит основную тему а, наоборот, делает ее более жизненной и правдивой. Каждое произведение истинного искусства должно отражать в себе эпоху». Стиль ампир сказывается в употреблении прямых перекрытий: проездные пролеты, двери, окна перекрыты горизонтально, что характерно именно для ампира. Ампирного происхождения и вся орнаментация собора.

    Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудостьским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м. Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.

    Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.

    Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П. Аплаксина, материала, «который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было».

    Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.

    Следует отметить, что распределение на полу цветов мрамора и формы мраморной мозаики увязаны с пространственными решениями. В подкупольной части пол оформлен в виде расходящихся кругов, повторяющих линии купола и сводов, которые постепенно сужаются кверху. В главном нефе рисунок пола — чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток серого, черного и красного цветов — подчеркивают удлиненность пространства.

    Крестово-купольное решение архитектуры храма особенно четко прослеживается в его интерьере. Здание вытянуто с запада на восток в форме латинского креста и в своем средокрестье увенчивается куполом. Купол имеет легкую изящную форму и вдоль его барабана расположено 16 окон, через которые в собор проникает свет. Эту же роль исполняют и многочисленные окна, расположенные по периметру храма. Купол имеет два свода: нижний, хорошо обозреваемый с внутренней стороны храма, и верхний, наружный, покрытый жестью. Внутренний купол был первоначально покрыт росписью.

    Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию.

    Здание Казанского собора представляет собой великолепный синтез архитектуры и скульптуры. Не в полной мере, правда, был реализован замысел Воронихина, не все элементы скульптурного декора сохранились до наших дней.

    Санкт-Петербург: полезная информация

    • Информация о городе
    • Карта Санкт-Петербурга
    • Куда сходить
      • Достопримечательности (199)
      • Музеи (90)
      • Фестивали, праздники, шоу (6)
      • Замки, дворцы (19)
      • Храмы, соборы, мечети (21)
      • Парки (17)
      • Парки развлечений (17)
      • ЖД вокзалы (5)
      • Автовокзалы (2)
      • Зоопарки (3)
      • Площади (6)
      • Мосты (13)
      • Небоскребы (1)
      • Магазины и ТРЦ (12)
      • Аэропорты (1)
      • Театры (9)
      • Рестораны и кафе (46)
      • Водопады (1)
      • Горнолыжные курорты (5)
      • Порты (2)
      • Речные вокзалы (1)
      • Озера (5)
      • Рынки (1)
      • Заповедники (1)
      • Пляжи (13)
      • Галереи (1)
      • Пабы (1)
      • Спортивные сооружения (1)
      • Центры активного отдыха (1)
      • Пивные (1)
      • Учебные заведения (2)
      • Клубы, концертные площадки (1)
      • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
      • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
      • Отзывы туристов
      • Фотографии Санкт-Петербурга
      • Советы о Санкт-Петербурге
      • Вопрос-ответ
      • Экскурсии в Санкт-Петербурге

      Метро Линия 2 (синяя ветка) ст. «Невский проспект»
      Автобус №3, 3М, 3МБ, 4М, 4МБ, 5М, 5МБ, 24, 27, 191 ост. «Невский проспект» и №100 ост. «площадь Казанская»
      Троллейбус №17 ост. «Казанский собор» и №1, 5, 7, 10, 11, 22 ост. «Невский проспект»
      Маршрутное такси №К-306 ост. «площадь Казанская»

      Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших действующих храмов города. Главной его святыней является Чудотворная икона, благодаря чему храм получил название Собор Казанской иконы Божией Матери.

      Приход собора регулярно участвует в церковных праздниках и крестных ходах. Сегодня на территории церкви действуют библиотека, художественная школа, лекторий, воскресная школа для детей и взрослых, православный музей веры, молодежный клуб, народный хор Победы и социальный отдел. Культурно-просветительский центр Казанского собора в Санкт-Петербурге ведет активную просветительскую и миссионерскую деятельность.

      Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых во всем мире, была явлена в Казани 8/21 июля 1579 года. Этот праздник ежегодно отмечают верующие по всей России.

      До переезда в Санкт-Петербург икона находилась в казанском монастыре Пресвятой Богородицы, основанном Иваном Грозным в 1579 году.

      Икона относится к типу Одигитрии — Богородица на ней изображена фронтально с младенцем Иисусом Христом на руках. Из-за своей ценности и драгоценного оклада образа икона Божией Матери неоднократно подвергалась кражам и попыткам уничтожения. Чтобы предотвратить утрату было сделано множество копий.

      История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

      Архитектором собора является Андрей Никифорович Воронихин. Возведение храма продолжалось 10 лет с 1801 по 1811 годы. Строительство велось на Невском проспекте, где раньше стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

      Новый храм начали строить по указу императора Павла I, который хотел создать кафедральный собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь строили исключительно из отечественных, в основном, карельских материалов. Каменщиками, кузнецами и плотниками были крепостные крестьяне. Строительство Казанского собора послужило началом к открытию школы мастерства инженеров, архитекторов и градостроителей.

      Вид на Казанский собор с Невского проспекта: панорама Google

      Открытие храма состоялось накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда поступали завоеванные французские знамена и штандарты, некоторые и сегодня висят на стенах собора, хотя большинство из них хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М. И. Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил звание памятника русской воинской славы.

      Император Павел I хотел построить собор, похожий на храм Святого Петра в Риме. Поэтому он выбрал проект, который максимально соответствовал этому требованию. Казанский собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле ампир, в форме классической римской базилики и крестово-купольного храма.

      Внутренняя часть разделена колоннами на три нефа. Центральный неф — самый большой, он перекрыт полуцилиндрическим сводом. Пол храма выложен сложной мозаикой из разноцветного мрамора и кварцита, что делает Казанский собор практически музеем природного камня. Единственным материалом «нерусского» происхождения был французский алебастр, из которого выполнены цветочные розетки на потолке.

      Крест собора находится на куполе, который поддерживается четырьмя пилонами. В его барабане вырезано 16 окон, сквозь которые в храм проникает солнечный свет. Диаметр купола более 17 метров, что делает Казанский собор одним из самых высоких купольных зданий.

      Главным акцентов внешнего убранства собора являются бронзовые двери, которые являются копией знаменитого храма Баттистеро во Флоренции.

      Над скульптурами и барельефами для украшения собора трудились лучшие российские мастера — Пименов, Мартос, Екимов, Гордеев, Прокофьев и другие. Живопись храма, выполнена в академическом стиле, с явным подражанием мастерам эпохи Ренессанса. Наиболее известной картиной является «Взятие Богородицы на небо» кисти Карла Брюллова. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге стал ярким образцом европейского искусства, в нем гармонично сочетаются архитектура, скульптура и живопись.

      Внутреннее убранство собора: панорама Google

      Расписание богослужений

      Богослужения в соборе совершаются ежедневно. В течение дня совершают Таинства крещения и венчания, молебны и панихиды.

    • 07.00 — ранняя Божественная литургия, начало исповеди в 07.00;
    • 10.00 — поздняя Божественная литургия, начало исповеди в 09.30;
    • 18.00 — вечернее богослужение.
    • В Казанском соборе ежедневно с 11.30 до 18.00 работает экскурсионная служба. Здесь можно заказать индивидуальную или групповую экскурсию, с аудиогидом или экскурсоводом. Проведение частных экскурсий возможно, когда не проходят богослужебные мероприятия. На все экскурсии необходимо записываться заранее.

      Также в соборе есть паломническая служба, которая организует духовно-просветительские и образовательные поездки по святым местам России и Европы. Маршруты и программы регулярно обновляются.

      Правила посещения Казанского собора в Санкт-Петербурге

      Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В связи с этим администрация собора призывает посетителей уважительно относится к верующим, так как во время посещения в храме могут проходить богослужения.

      В Казанском соборе запрещено:

    • проносить с собой огнестрельное, холодное и иное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, а также пиротехнические, токсичные, ядовитые и легковоспламеняющиеся жидкости и предметы;
    • пользоваться открытым огнем;
    • приходить и находиться на территории собора без одежды и обуви;
    • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • курить и употреблять спиртные напитки;
    • приносить в храм мороженое, еду, жевательные резинки и прочие предметы, которые могут испачкать других посетителей и имущество собора;
    • проводить несогласованные экскурсии;
    • посещать собор с животными;
    • приносить сумки и рюкзаки, размером больше 30 см х 20 см х 15 см;
    • трогать руками иконы и другие экспонаты;
    • заходить за ограждения;
    • производить профессиональную фото- и видеосъемку (в том числе съемку со штативом и с селфи-палкой) без письменного разрешения собора;
    • кататься на самокатах, роликовых коньках, велосипедах, скейтбордах и других аналогичных средствах;
    • играть на музыкальных инструментах;
    • проводить митинги и другую агитационную деятельность;
    • засорять и наносить ущерб имуществу собора.
    • Казанский кафедральный собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2.

      Прямо перед главным входом в собор есть остановка общественного транспорта «Невский проспект». Здесь ходят автобусы: № 3, 3 М, 3 МБ, 4 М, 4 МБ, 5 М, 5 МБ, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

      На улице «площадь Казанская» останавливается троллейбус № 17 (остановка «Казанский собор»).

      Со стороны Воронихинского сквера тоже есть остановка «площадь Казанская», где ездят автобус № 100 и маршрутное такси № К-306.

      Через дорогу от собора находится станция метро «Невский проспект» (синяя ветка/линия 2).

      Для вызова такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber, Gett.

      Также можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 30 минут.

      Маршрут из аэропорта до Казанского собора в Санкт-Петербурге на карте — Google Maps

      Казанский собор в Санкт-Петербурге: аэросъемка

      Читайте так же:  Казанский собор акварель