Храмы соборы томска

Богоявленский собор (Томск)

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную.

Адрес: пл. Ленина, 7, Томск, Томская обл., Россия, 634009

Телефон: +7 382 251-13-85

Петропавловский собор (Томск)

В 1901 году учрежден Приход в честь апостолов Петра и Павла.

31 мая 1909 года святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский, совершил торжественную закладку собора.

18 декабря 1911 года освящен Главный (центральный) престол во имя святых апостолов Петра и Павла. 28 июля 1913 года освящен Правый (южный) престол во имя 1-го и 2-го обретения главы Ионна Предтечи. В 1915 году освящен Левый (северный) престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

8 февраля 1940 года распоряжением советских властей собор закрыт. Церковь стала складским помещением — зернохранилищем Поросинского спиртзавода.

19 октября 1944 года Петропавловский храм первым в Томске был официально возвращен Русской Православной Церкви.

Адрес: Россия, Томская область, город Томск, Томск, улица Алтайская, 47

Свято-Троицкий храм (Томск)

В 1841—1844 годы был возведён Свято-Троицкий храм, по проекту губернского архитектора К. Г. Турского. По окончании строительства храм был освящён епископом Томским и Енисейским Афанасием.

Храм был построен на средства единоверческой общины Томска. Основным жертвователем и попечителем прихода являлся старообрядец мещанин П. И. Поздеев.

В 1858 году к храму был пристроен северный придел во имя священномученика Харалампия Магнезийского.

В 1876—1887 годы был пристроен Южный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, который был освящён в 1887 году.

Адрес: Россия, Томская область, г.Томск, ул. Октябрьская, 43.

Телефон: (8-3822) 53 02 06

Церковь Воскресения Христова (Томск)

Томская церковь Воскресения Христова — почти ровесница города. Если Томск был основан в 1604 г., то первый деревянный храм на этом месте появился в 1622-м. Срубленная церковь прослужила томичам до конца следующего столетия, но из-за частых пожаров здание ее находилось в разрушенном состоянии.

Спустя несколько дней первый томский храм разобрали и вывезли со всей утварью на берег Томи, где, согласно обычаю, сожгли, а пепел развеяли. Церковь Воскресения Христова выполнена в стиле сибирского барокко XVIII века. В деталях ее внешнего и внутреннего убранства читаются и элементы готики. Сохранилось имя строителя храма — Иван Карпов. Отношение ширины здания к высоте, удивительные детали оформления — все это устремляет здание ввысь, и кажется, будто детище Карпова своими сводами касается небес.

Однако храм прославила не только красота, но люди, посещавшие его. Именно здесь в октябре 1858 года венчался известный анархист Михаил Александрович Бакунин. Он был сослан в Томск, где и познакомился со своей будущей женой — дворянкой Антониной Ксаверьевной Квятковской. Посаженым отцом на их свадьбе был сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский.

Адрес: Россия, г. Томск, Октябрьский взвоз, 10

Знаменский храм (Томск)

Знаменская церковь берёт своё начало от деревянной церкви, построенной в 1703 году в честь иконы Божией матери «Знамение» (Абалакская) дворянином Иваном Качаловым, который происходил из города Углича.

К концу века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было построить каменный храм. Строительство велось на средства потомков Качалова. Закладка нового храма произошла в 1789 году. Архитектурный стиль здания — сибирское барокко. Северный придел (во имя святой великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви) был освящён 15 октября 1803 года, Главный престол (в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение») — 9 ноября 1810 года.

Адрес: Россия, Томск, улица Войкова, 16

Храм святого Александра Невского (Томск)

В 1850 году на улице Александровской (ныне ул. Герцена) была построена тюрьма — исправительное арестантское отделение № 2.

В 1856 году рядом со зданием тюрьмы был заложен фундамент будущего храма. Строился по проекту архитектора А.П. Бехтера. Средства на постройку храма пожертвовал томский золотопромышленник З.М. Цыбульский.

В 1877 году церковь в имя святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II — была освящена.

В 1880 году храм был перестроен в русско-византийском стиле художником-архитектором В.В. Хабаровым.

Адрес: Россия, Томская область, г. Томск, ул. Герцена, 3

г. Томск, пл. Ленина 7

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск. Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен.

г. Томск, ул. Алтайская, 47

На возвышенном склоне горы, спускающемся к пойме р. Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается 6-купольный собор во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. С 17 века возвышенность эта известна в Томске как «Мухин бугор» – по имени раскаявшегося разбойника Мухи, бывшего грозой окрестных лесов на рубеже XVII-XVIII веков. До постройки храма на этом месте долгое время стоял деревянный поклонный Крест и часовня. 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви.

г. Томск, ул. Октябрьская, 43

Уже более полутора столетий юго-восточный мыс Воскресенской горы венчает белое здание Свято-Троицкой церкви. Она строилась для единоверческой общины Томска в 1836-1844 годах по проекту архитектора К.Г.Турского. Меценатом и попечителем строящейся церкви был мещанин П.И.Поздеев. В 1844 году строительство церкви было окончено, и в том же году она была освящена преосвященным Афанасием, епископом Томским.

г. Томск, Воскресенский взвоз (Октябрьский взвоз), 10

Воскресенская церковь — почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Вскоре, в 1626 году, монастырь был закрыт, и Воскресенская церковь стала приходской.

г. Томск, ул. Крылова, 12/1

Первый монастырский храм был построен в первой половине XVII века. Он был деревянным, многократно горел, разбирался по ветхости, но заново отстраивался. Нынешний каменный храм был построен в 1789 году. Главный придел освящен в честь явления иконы Божией Матери во граде Казани, южный придел — во имя преподобного Алексия человека Божия, а северный — во имя святых мучеников Флора и Лавра.

г. Томск, ул. Знаменская (Войкова), 16

Знаменская церковь берет свое начало от деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Абалацкая), построенного на этом месте в XVII веке дворянином Иваном Качаловым, который происходил из города Углича. В 1593 году угличане были сосланы в Сибирь по делу о смерти царевича Димитрия, а в XVII веке часть «Углича» была переведена из Пелыма в Томск, где угличанами был основан исторический район «Заозерье».

г. Томск, ул. Центральная, 12-а

Церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена 14 мая 1907 года недалеко от спичечной фабрики торгового дома «Евграф Кухтерин и сыновья». 31 августа 1908 года она была освящена святителем Макарием (Невским).

г. Томск, ул. Герцена, 3

В 1850 году на улице Александровской (ныне ул. Герцена) была построена тюрьма — исправительное арестантское отделение N2. В 1856 году рядом со зданием тюрьмы был заложен фундамент будущего храма. В 1877 году церковь, нареченная именем святого благоверного князя Александра Невского, была освящена.

г. Томск, ул. Трудовая, 20

Храм преподобного Сергия Радонежского — самый молодой из храмов Томска. Инициатива его создания принадлежит директору шпалопропиточного завода города Томска Г.И.Тригорлову. Прототипом для храма послужила одна из часовен Ярославля, особенно поразившая Григория Ивановича своим колоритом и изяществом.

г.Томск, ул.Сосновый Бор

Домовая церковь во имя Свт. Николая Чудотворца была устроена в составе комплекса зданий крупнейшей в России Томской окружной психиатрической лечебницы, сооруженной по проекту архитекторов Я.В.Кривцова (строителя Виленской, Вииницкой, Московской окружных лечебниц). Церковь освящена 21 декабря 1908 года Преосвященным Макарием (Невским).

г. Томск, ул. И.Чepных, 96

В 1992 году на восьмом этаже Томской областной клинической больницы была открыта часовенка. Через четыре года при главном враче Б.Т.Серых на первом этаже больницы была освящена церковь во имя иконы Божией Матери «Целительница».

г.Томск, пр.Акaдeмичecкий, 9

Приход апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Академгородке г.Томска образован по благословению архиепископа Томского и Асиновского Ростислава 21 ноября 2000г.

г.Томск, ул.Киевская, 111а

27 февраля 2005г. архиепископ Ростислав в сослужении духовенства совершил малое освящение домового храма в здании НИИ кардиологии, посвященного святой преподобномученице Великой княгине Елизавете. Храм был устроен по инициативе руководства кардиоцентра при участии Томского епархиального управления и Богородице-Алексиевского монастыря.

г. Томск, пл. Ленина

Построена на месте обветшавшей деревянной Богоявленской церкви в 1858 г. в память героической обороны Севастополя. Часовня возводилась как точная копия Иверской часовни у Воскресенских ворот в г. Москва. В ней хранился привезённый из столицы и прославившийся чудесами список Иверской иконы Божией Матери. Построенная в центре города, Иверская часовня именовалась томичами «духовными вратами Томска».

Храмы, часовни, соборы г.Томска

В продолжение поста про Томск хочу рассказать о нескольких православных храмах г.Томска, естественно обо всех рассказать не представляется возможность, поэтому я выбрал наиболее интересные на мой взгляд.

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск. Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен. Позже к храму стали пристраиваться приделы — пророка Илии, Спаса Нерукотворного и архангела Михаила. Храм имеет особое значение для истории Томской земли: именно в Богоявленском соборе на праздник преображения Господня в 1804 году было все народно объявлено о создании Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года — церковноприходская школа. При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящен Богоявлению (Крещению Господню), его иногда называли Христокрещенским. Ежегодно на престольный праздник 6/19 января отсюда совершался общегородской Крестный Ход «на Иордань» для Великого освящения воды в реке Томи. После революции, в 1930-е годы, храм был закрыт. С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время попечением губернатора Томской области В.М.Кресса собор полностью восстановлен. 26 января 2003 года состоялось его великое освящение. В настоящее время собор является Кафедральным.

Часовня Иверской Иконы Божией Матери

Построена на месте обветшавшей деревянной Богоявленской церкви в 1858 г. в память героической обороны Севастополя. Часовня возводилась как точная копия Иверской часовни у Воскресенских ворот в г. Москва. В ней хранился привезённый из столицы и прославившийся чудесами список Иверской иконы Божией Матери.

Построенная в центре города, Иверская часовня именовалась томичами «духовными вратами Томска».

В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла. Долгие десятилетия православные томичи жили надеждой на возрождение этой святыни. По многочисленным просьбам жителей Томска часовня была восстановлена в 2002 году и 26 мая 2002 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Читайте так же:  Проект про собор

В 2002 году по ходатайству епископа Томского и Асиновского Ростислава на Святой горе Афон (Греция), где хранится древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери, афонский монах иеродиакон Евлогий сделал список с этой святыни. Новонаписанная икона была освящена, приложена к чудотворному образу и отправлена из Греции в Россию. 30 июня святая икона была с торжеством встречена в Томске и поставлена в восстановленной часовне.

На нижнем поле иконы имеется надпись на греческом языке: «При патриаршестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, благочестивым попечением преосвященнейшего епископа Томского и Асиновского Ростислава, в освящение верующих людей всей Сибири недостойной рукой Евсевия иеродиакона Святогорца. На Святой Горе в месяце июне 2002 г.».

Адрес: площадь Ленина.

Воскресенская церковь — почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Вскоре, в 1626 году, монастырь был закрыт, и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой — таков был обычай. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма — в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных.

В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его «Томским Царь-колоколом». В 19ЗО году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку. В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь.

Адрес: Октябрьский взвоз, 10.

Храм Святаго Благоверного Александра Невскoгo

В 1850 году на улице Александровской (ныне ул. Герцена) была построена тюрьма — исправительное арестантское отделение N2. В 1856 году рядом со зданием тюрьмы был заложен фундамент будущего храма. В 1877 году церковь, нареченная именем святого благоверного князя Александра Невского, была освящена. В 1920 году церковь была закрыта, купола были наполовину разрушены, а кресты сбиты. Внутреннее помещение храма было разделено перекрытиями на два этажа. Вначале 90-х годов храм и часть помещений арестантских рот были переданы Русской Православной Церкви. В 1992 году здесь разместилась вновь открытая после более чем 70-летнего перерыва Томская Духовная Семинария, и тогда же были возобновлены храмовые богослужения. Ныне, при храме расположено регентское отделение Томской духовной семинарии.

В Томске уже с 1634 г. существовал монастырь при устье р. Киргизки, впадающей в р. Томь, на правом берегу и назывался Усть-Киргизским. В 1656-1662 гг. перенесен на теперешнее место по случаю частых набегов киргиз и калмыков. В это время упоминается строитель Ефрем. В 1835 г. при архим. Иоанникие монастырь был окружен каменной стеной с 3 воротами и 4 башнями, выстроенной на сборные деньги.

С 1764 г. — 3-го класса необщежительный мужской монастырь.

Весь XVII в. монастырь был крепостью, форпостом с южной «калмыцкой» стороны. Наряду с монахами службу здесь несли стрельцы и казаки. Отсюда в это время осуществлялось руководство над 8 монастырями Сибири, входившими в Томский разряд. Богородице-Алексеевский монастырь был до 1764 г. единственным на Томской земле владельцем 400 крепостных крестьян, обладал обширными землями на р.Томи и Оби, рыбными тонями, борами, луговыми и пахотными землями. Монастырь являлся центром просвещения, очагом культуры. Устроенная ещё в XVII в. монастырская больница была первым в Томске медицинским учреждением. При монастыре была основана в 1746 г. и первая в Томске школа — Томское русское духовное училище, преобразованное в 1762 г. в русско-латинское. Позднее была открыта и Духовная семинария, библиотека которой насчитывала 15 тысяч томов. В 1776 г. на месте 5 или 6 деревянных сгоревших храмов закладывается каменный соборный храм во имя Казанской Божьей матери (он и представлен на картине) с 2 приделами: северным — во имя Святых учеников Флора и Лавра, южный — во имя Святого Алексея — человека Божия. Первоначальный бароккальный проект храма 1767 г. был составлен московским архитектором князем Д.Макуловым — последователем В.Растрелли. Этот проект был применен при строительстве барнаульского Петропавловского собора (1767-1776 гг). В Томске этот проект получил своё новое самобытное решение: Митрополит Сильвестр решил выстроить новую церковь по готовому плану, придав её внешнему облику иной вид. Казанская церковь построенная в 1789 г. в традициях школы «Сибирского барокко» стала первым каменным строением Томска. (Барокко в Сибири — явление весьма своеобразное и уникальное Распространение этого стиля на сибирскую провинцию шло преимущественно через культовую архитектуру. В Сибири барокко распространилось в 20-х гг. XVII в., когда в центральной России это архитектурное направление уже господствовало.) В 30-е гг XIX в. монастырь был охвачен замком: каменными стенами и башнями-часовнями с северными святыми воротами, находившимися на месте древних святых ворот. Замок монастыря был выполнен по проекту томского губернского архитектора К.Турского. Исходя из духовной символики православия, что монастырь — образ града райского — Небесного Иерусалима, в 40-е гг в южной части монастыря разбивается сад с горой и озером, летними кельями и кладбищем монахов. На звоннице храма было 9 колоколов, вес большого составлял 303 пуда. Храм имел обширные каменные подземелья, где находились: крипта, монаст. Темница и склепы для почётных захоронений. На территории монастыря располагался один из дренейших погостов города.

Храм преподобного Сергия Радонежского

Храм преподобного Сергия Радонежского — самый молодой из храмов Томска. Инициатива его создания принадлежит директору шпалопропиточного завода города Томска Г.И.Тригорлову. Прототипом для храма послужила одна из часовен Ярославля, особенно поразившая Григория Ивановича своим колоритом и изяществом. Решение о строительстве храма было единодушно поддержано коллективом завода. Г.И.Тригорлов сам сделал проект храма и начал строительство. 13 июня 1997 года храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. При храме действует Православный религиозно-просветительский центр с библиотекой, аудио — и видеопрокатом. Главной святыней храма является икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей.

На возвышенном склоне горы, спускающемся к пойме р. Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается 6-купольный собор во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. С 17 века возвышенность эта известна в Томске как «Мухин бугор» — по имени раскаявшегося разбойника Мухи, бывшего грозой окрестных лесов на рубеже XVII-XVIII веков. До постройки храма на этом месте долгое время стоял деревянный поклонный Крест и часовня. 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный — в честь обретения главы св. Иоанна предтечи, а северный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами, а 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. Но уже 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме.

Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ.

Троицкий кафедральный собор

Троицкий кафедральный собор знаменит несколькими обстоятельствами:

— строился исключительно на добровольные пожертвования;

— был удивительно похож на храм Христа Спасителя в Москве и Введенский собор в Петербурге (все три по проекту К- А. Тона и все три снесены);

— строился в общей сложности 55 лет-с 1845 по 1900 год (строительство замораживалось из-за обвала купола, потом из-за нехватки средств).

Вместимость собора 2400 человек. На стенах было 170 росписей. Имел по тем временам первоклассное техническое оснащение, в частности паровое отопление. В 1929 году службы в соборе прекратили, в начале 1930-го приступили к разборке храма и в 1934 году полностью снесли.

Томск. Кафедральный собор Богоявления Господня.

Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск. Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен. Позже к храму стали пристраиваться приделы — пророка Илии, Спаса Нерукотворного и архангела Михаила.

Храм имеет особое значение для истории Томской земли: именно в Богоявленском соборе на праздник преображения Господня в 1804 году было всенародно объявлено о создании Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года — церковноприходская школа. При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящен Богоявлению (Крещению Господню), его иногда называли Христокрещенским. Ежегодно на престольный праздник 6/19 января отсюда совершался общегородской Крестный Ход «на Иордань» для Великого освящения воды в реке Томи.

В 1930-е годы храм был закрыт. С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время собор полностью восстановлен. 26 января 2003 года состоялось его великое освящение. Собор является Кафедральным.

Богоявленский собор в г. Томске — церковь каменная, двухэтажная, во имя Богоявления Господня и св. пророка Илии, с двумя приделами: во имя св. Архистратига Михаила и Нерукотворенного Спаса. Построена в 1784 г.

Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовом помещении: пособия из кортомной платы за торговые лавки 1200 руб., проценты с причтового капитала 380 руб. и доходы от треб. Прихожан муж. пола 29 душ, жен. пола 34.

Одноклассная церковно-приходская школа открыта 5 октября 1898 г., помещается в церковной сторожке. Законоучитель — местный протоиерей, учительница О.П. Занудина, получает жалование из средств церкви 300 руб. Попечительство открыто 4 марта 1892 г.

Благочинный протоиерей Иоанн Яковлевич Васильков, штатный диакон И.П. Извеков, псаломщик Н.И. Благовестов, сверхштатный священник В.Я. Макаров.

Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 год, сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. Томск: Типография Епархиального братства, 1903 г.

Томск появился на российской карте в 1604 году, когда присланные сюда царём Борисом Годуновым казаки поставили острог на Воскресенской горе с Воскресенской деревянной церковью. Город быстро рос, «сползая» вниз, к реке Томи, где вскоре образовался Нижний посад. Вот здесь-то и построили первый Богоявленский храм. Случилось это между 1626 и 1633 годами: в перечне томских церквей 1626 года этот храм ещё не значится, а в 1633 году он уже назван. Церковь неоднократно горела — причём дотла. И снова отстраивалась — с постепенным увеличением количества приделов: если в 1634 году в Богоявленском храме, помимо главного престола, имелся лишь один придел, освящённый во имя преподобного Михаила Малеина, небесного защитника тогдашнего русского царя Михаила Фёдоровича, то последующий деревянный Богоявленский храм, выстроенный на этом месте являлся уже четырёхпрестольным. Сколько раз его возобновляли — неизвестно. Как предполагается, первый «предок» томского собора исчез в огне уже в 1639 или 1643 году: тогдашние пожары, превращавшие деревянный Томск в пепел, зафиксированы в документах. 15 апреля 1770 года церковь в очередной раз сгорела. Её быстро отстроили, но простояла она чуть больше года; в июле 1771 года храм был перестроен — правда освятили его во имя Михаила Архангела. В те времена давно уже шли разговоры о строительстве церкви в камне. Как раз в это время в Томске, уставшем от огненной стихии, понемногу разворачивалось каменное строительство. Окончательное решение созрело к декабрю 1776 года, а заложили первый камень в основании строящегося собора, чуть позже, в 1777 году, причём западнее того места, где прежде стояли деревянные церкви, ближе к реке Томь. Строительство по разным причинам ударными темпами не блистало — нижний этаж был готов лишь спустя семь лет, а 23 ноября 1784 года состоялось освящение вновь выстроенного собора в честь Богоявления Господня. Каменный Богоявленский собор строили ровным счётом 124 года — срок, даже по сибирским меркам ХVIII века, внушительный. Связано это было с тем, что заказчики хотели получить церковь немалых размеров, последовательно пристраивая один за одним к основному объёму приделы. Вообще, строительство Богоявленского собора могло никогда не закончиться, если бы не богатые томские купцы, не жалевшие средства на возведение в самом центре города церкви, которая должна была стать подлинным его украшением. И стала им. А ещё — памятником томскому купечеству.

Читайте так же:  Раменское троицкий собор

В 1804 году именно в Богоявленской церкви состоялось событие, ознаменовавшее появление в Российской империи новой административной единицы — Томской губернии. Вот как об этом К.Н. Евторпов в своём обстоятельном труде » История Троицкого кафедрального собора в Томске» (Томск, 1904): «Великое торжество открытия Томской губернии 6 августа 1804 года совершено было по распоряжению первого томского губернатора, действительного статского советника Василия Семёновича Хвостова, отцом игуменом не в старом двухвековом соборе, а в приходской Богоявленской церкви». Строительство задуманной согласно первоначального проекта Ильинской церкви заняло ни много ни мало сорок с лишним лет — этот придел освятили в 1817 году. Став полноценно двухэтажным, храм большой вместительностью по-прежнему не отличался — площадь основного объёма, в сечении представлявшего собой близкий к квадрату прямоугольник, была невелика. С возведением трапезной и колокольни здание вытянулось в длину, превратившись в узкий «корабль». В 1850-е годы Богоявленский храм принялся раздаваться вширь — на новое строительство деньги предоставили купцы-компаньоны Пётр Васильевич Михайлов и Сергей Петрович Петров. Вширь — имеется в виду возведение южного придела на первом этаже; выразительный и довольно необычный фасад этого придела, украшенный своеобразными кокошниками, по завершении строительных работ стал в некотором роде парадным, ибо был обращён на Богоявленскую площадь. Строить его начали в 1857 году, а закончили тремя годами позже, в 1860-м. Последний придел в честь Спаса Нерукотворного образа освятили в 1901 году. На этом строительная история Богоявленского храма завершилась — он принял свой окончательный вид. Добавим, что к тому времени храм оброс жилыми, торговыми и хозяйственными постройками, которые вырастали вокруг него на протяжении всего ХIХ века. Среди них двухэтажный дом священника (1862), двухэтажный дом псаломщика (1886), угловой двухэтажный дом (1867), торговые давки, караульня и пр.

После того как и по всей стране в 1922 году прошла кампания под девизом по «изъятию церковных ценностей на нужды голодающих», и арест настоятеля протоирея Константина Лебедева, в 1930-х годах произошло закрытие храма, после того как Сибкрайисполком постановил: «Принимая во внимание массовые требования трудящихся г. Томска о ликвидации Богоявленской церкви с обращением здания на культнужды, незначительное число пользующихся церковью верующих, наличие других церковных зданий и отсутствие в рабочем районе Томска (где стоит Богоявленская церковь) помещений под рабочий клуб, решение Томского окрисполкома и горсовета о ликвидации Богоявленской церкви и передаче её под клуб транспортников утвердить. » Клуб в упразднённый храм так и не въехал, а въехали курсы «Сибжелдорстроя». Впрочем, окончательная «советская» роль храму была суждена не «учебная», а гораздо более страшная: в 1942 году в нём разместили цеха эвакуированного из Москвы завода «Красный богатырь», выпускавшего резиновую обувь. Переоборудуя здание под фабричные нужды, с занимаемым помещением особо не церемонились — вскоре оно было совершенно обезображено. Фабричный сюжет продолжился и после войны, когда «Красный богатырь» вернулся в Москву. Его место занял Томский завод резиновой обуви. Испытывая недостаток в площадях, новые хозяева принялись пристраивать к бывшей церкви, в которой собственно церковь опознать уже было невозможно, новые цеха. Казалось, что храм исчез навсегда. Лишь в 1995 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращён Русской Православной Церкви. В 2003 году, накануне празднования 400-летия Томска, в его, вновь воссозданный кафедральный собор, вернулась святыня, принесённая в эти места казаками, которые поставили Томский острог: икона Святой Троицы. Правда, не в первоначальном своём виде, а виде точного списка. В Богоявленском соборе пребывает немало святынь, как то, впрочем, и подобает любому кафедральному собору. Правда, почти все они — обретения новейшего времени.

Богоявленский собор имеет четыре престола. Главный престол освящён в честь Богоявления Господня; он находится на втором этаже, в северной его части; Михаило-Архангельский на первом этаже, с юга; и, наконец, Пантелеймоновский — на втором этаже, тоже с юга. В 2001 году на колокольню Богоявленского собора были подняты одиннадцать колоколов. Богоявленский собор — храм чрезвычайно интересный. Обычно утверждается, что он представляет собой образец «сибирского барокко». Это отчётливо заметно с северной стороны — то есть с фасада, сформировавшегося в 1777-1817 годах. Для Сибири это ещё совершенно «барочное» время, хотя уже в начале ХIХ века барочные формы начинают уступать натиску пришедшего из столицы классицизму. Что является несомненно барочным элементом постройки, так это гранёная апсида. Она поднимается примерно на три четверти высоты четверика и снабжена узким гранёным барабаном с главкой, как бы ведущим взгляд от четверика к восьмерику. К сожалению, после постройки рядом с храмом семинарского здания апсиду можно рассмотреть лишь с юга, в узкий проём, оставшийся между собором и новостроем. Сам же южный фасад разбит пилястрами на семь, даже восемь, если учитывать фрагмент придельной апсиды, прясел. Выглядит это несколько монотонно — впрочем, монотонность оживляется тем, что прясла четверика и трапезной имеют разную ширину. Граница этажей обозначена межэтажным поясом. Восьмерик Богоявленского собора необыкновенно хорош. Он покоится на четверике с идущим поверху мощным профилированным карнизом и украшен без избыточности, но весьма изящно: тут и пилястры, акцентирующие грани восьмерика, и декоративный пояс под карнизом, и лаконичные наличники окон с «ушами». Увенчан восьмерик восьмигранным куполом, сверху — ещё один маленький восьмигранник с главкой. Колокольня — один из двух (наряду с восьмериком) вертикальных акцентов собора. Они почти равнозначны; по высоте колокольня, даже учитывая её узкий «петербургский» шпиль, не слишком превышает восьмерик. Колокольня имеет два яруса, при этом второй ярус, если смотреть с южной, парадной, стороны, закрыт южной пристройкой. В ярусе звона — восемь проёмов с арочными завершениями.

Внутреннее устройство Богоявленского собора, выглядящего снаружи довольно сложной постройкой, весьма ясно и логично — оно полностью отвечает строительным этапам в истории томского соборного храма. Внизу два придела. В основном четверике, являющемся хронологически первым фрагментом здания и в сечении представляющем собой четырёхугольник, престол освящён во имя Илии Пророка. Помещение перекрыто коробовым сводом, апсида — привычной нам конхой. С трапезной оно соединяется широкой аркой, что визуально делает пространство единым. Ильинский придел всегда открыт в будничные дни, здесь всегда многолюдно. С южной стороны — Михаило-Архангельский придел, освящённый первым, 8 января 2000 года. Он отделён от Ильинского сплошной стеной с дверным проёмом. Тут всё просто, без излишеств — невысокий двухъярусный иконостас, минимум утвари, белые стены (такие же они, впрочем, и в Ильинском приделе). На второй этаж ведут лестницы из притвора. Здесь — тоже два придела, в горизонтальном сечении естественным образом повторяющие нижние приделы, однако они более просторны, особенно левый, он гораздо выше нижнего благодаря открытому изнутри высокому восьмерику осуществляется с использованием традиционных для этого типа храмов тромпов. Из трапезной, разделённой на две части стеной с аркой, в приделы ведут тоже арки, но они несколько мельче нижних, и поэтому пространство второго этажа представляется более дробным, уютным. Иконостас в центральном приделе — высокий, четырёхъярусный, он поднимается на всю практически высоту четверика. Особенностью его местного яруса является то, что над диаконскими дверями изображены сибирские святые: слева — святители Иоанн Тобольский, Макарий Томский и Иннокентий Иркутский, справа — праведный Пётр, святой старец Феодор и блаженная Домна Томские. Перекрытие трапезной второго этажа — цилиндрическое. Помещения второго этажа расписаны замечательными фресками. Мастера-иконописцы работали здесь с 2009 по 2011 год и выполнили свою работу очень качественно, с большой ответственностью.

Более двадцати лет прошло с того дня, когда Богоявленский храм вернули верующим. Многие сомневались тогда, что ему удастся восстать буквально из пепла. Но это произошло — ныне Богоявленский храм, получивший статус кафедрального собора, является подлинным украшением центральной площади Томска.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №174, 2019 г.

Богоявленский собор, г. Томск, пл. Базарная (современный адрес — пл. Ленина, 7), время постройки: 1777-1784 гг. Имеет больше четырех престолов: во имя святого пророка Илии; во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь иконы его, именуемой «Нерукотворный Образ»; во имя святого архистратига Михаила. Материал постройки — камень (кирпич), архитектурный стиль — барокко. Храм построен вместо старой деревянной «Христокрещенской» церкви (упоминалась в 1633 году, на ее месте в середине XIX века была воздвигнута часовня Иверской иконы Божией Матери).

В Богоявленской церкви 6 августа 1804 года было провозглашено образование Томской губернии. Каждый год 6 января из храма в честь престольного праздника устраивался крестный ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения. В 1892 году при храме открылось церковно-приходское попечительство, в 1898 году — церковно-приходская школа, в которой обучалось 87 человек. В церковной библиотеке имелось до 400 книг. Прихожан обоего пола 128 чел. (в 1910 г.). На церковной земле находились каменные двухэтажные лавки, сдававшиеся в наем. На эти средства содержался храм и причт.

В 1920 году храм был национализирован и передан по договору в пользование приходской общине. В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы священник Константин Лебедев и староста П.Нестеров. После захвата обновленцами в 1922 году церковной власти в Томске храм в течение трех лет находился под их управлением. 15 октября 1925 года община храма приняла решение вернуться в каноническую церковь под начало архиепископа Дмитрия Беликова. С 1928 года Богоявленский приход находился в юрисдикции Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), сторонники которого по имени инициатора екатеринбургского епископа Григория (Яцковского) в народе назывались «григорианцами».

В 1929 году власти предъявили прихожанам непомерные требования — провести срочный ремонт храма, а 4 ноября 1929 года, несмотря на то, что община насчитывала 215 человек, постановлением Сибирского Крайисполкома Богоявленский храм был закрыт. В здании разместили курсы «Сибжелдорстроя». В годы Великой Отечественной войны здание закрытого храма передали эвакуированному заводу «Красный богатырь», преобразованному позже в Томский завод резиновой обуви.

В 1996 году полуразрушенное здание Богоявленского храма было возвращено Русской Православной Церкви. В настоящее время храм отреставрирован и заново освящен. В храме совершаются ежедневные богослужения. Является кафедральным собором Томской епархии.

Справочная книга по Томской епархии на 1909-1910 год. Томск, 1911. С. 147-148. Безруких Олег, протоиерей. Храмы города Томска. Опыт церковного историко-археологического исследования: дис. на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре церковной археологии Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра. 2003. С. 83-84.

ТОМСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

Томский Богоявленский собор, 5 сентября 2012. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Кафедральный собор в честь Богоявления Господня города Томска Томской епархии

  • Престолы:
    • первый этаж: Илии Пророка (северный); Архистратига Михаила (южный)
    • второй этаж: Богоявления Господня (главный, северный); св. Пантелеимона Целителя (южный)
    • Адрес: Россия, г. Томск, пл. Ленина, 7
    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

      Расположен в центральной части города Томска в историко-культурном заповедном районе «Пески».

      Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина).

      Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила.

      В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске.

      Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии.

      15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила.

      Томский Богоявленский храм. Рис. конца XIX (?) в.

      Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню).

      Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

      Нижний этаж каменной церкви был построен и освящен в честь Богоявления Господня 23 ноября 1784 года. Строительство верхнего придела во имя пророка Илии растянулось на сорок лет, и завершено было лишь в 1817 году.

      С 1857 по 1860 год на средства Елабужского купца П.В. Михайлова и С.П. Петрова был устроен на нижнем этаже Михаило-Архангельский придел, освященный Епископом Томским Парфением (Поповым).

      18 июня 1900 года был освящен отремонтированный Ильинский придел с новым иконостасом (ремонт велся с 1868 года).

      19 августа 1901 года на втором этаже храма был освящен придел в честь Нерукотворного образа Спасителя.

      4 марта 1892 года при храме было открыто церковно-приходское попечительство, 5 октября 1898 года — одноклассная церковно-приходская школа [1] (учащихся в школе на 1911 год было 87 человек обоего пола, на 1914 — 84 человека). В церковной библиотеке, по сведениям 1911 года, насчитывалось до 400 книг, по сведениям 1914 года — до 850 книг. [2] На попечении храма находилась Губернская мужская гимназия. По штату в причте было положено состоять священнику, диакону и псаломщику.

      Здание Томского Богоявленского храма в советский период

      В апреле 1920 года храм был национализирован и 2 августа передан по договору в бесплатное бессрочное пользование зарегистрированной приходской общине.

      В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы настоятель Богоявленской церкви протоиерей Константин Лебедев и староста П. Нестеров.

      В произошедшем следом церковном расколе приходская община Богоявленской церкви, как и общины других храмов, оказалась под властью Томского Епархиального Обновленческого управления.

      С появлением в 1924 году в Томске архиепископа Димитрия (Беликова), сторонника Патриарха Тихона, общиной было принято решение 15 октября 1925 года вернуться в каноническую церковь под начало канонического священноначалия.

      Президиум Сибкрайисполкома города Новосибирска на заседании 4 ноября 1929 года постановил:

      Богослужения в храме продолжались до января 1930 года, затем в здании храма разместились курсы «Сибжелдорстроя».

      В 1942 году все помещения церкви были переоборудованы под цеха эвакуированного в Томск московского завода «Красный Богатырь», который размещался здесь до 1946 года.

      В 1947 — 1994 годах [3] здание храма занимал Томский завод резиновой обуви.

      За время эксплуатации заводами здание храма очень сильно пострадало: были сняты все колокола, сорваны все кресты с храма, был полностью утрачен восьмерик с куполом, разрушены завершения колокольни и храмовой части, к восточному фасаду пристроено двухэтажное здание, к северному и западному фасадам были пристроены одно- двух этажные каменные сооружения, на южном фасаде срублен декор и изменена форма окон.

      Томский Богоявленский собор

      Восстановление храма

      На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 446 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, относящегося к федеральной собственности», распоряжением Комитета госимущества администрации Томской области от 22 августа 1995 года № 201 «О передаче имущества религиозного назначения в бессрочное безвозмездное пользование» Богоявленская церковь была передана Русской Православной Церкви (в лице Томского благочиния) в бессрочное безвозмездное пользование.

      6 февраля 1997 года Актом экспертной комиссии церковь была взята на государственный учет как вновь выявленный памятник истории и культуры.

      Начались широкомасштабные работы по разборке цехов бывшего завода и высвобождению двухэтажного здания храма из массы заводских пристроек и надстроек. Несколько лет ушло на то, чтобы убрать тонны обломков кирпича и мусора. Финансирование восстановления храма взяла на себя Томская областная администрация. Губернатор области В. М. Кресс объявил, что власть, санкционировавшая уничтожение десятков храмов обязана восстановить и вернуть в надлежащем виде верующим хотя бы те церкви, которые не были полностью уничтожены. К участию в реставрационных работах были приглашены государственные и частные предприятия города и области. Из-за нерегулярного финансирования работа двигалась с переменной интенсивностью, иногда почти замирая, но никогда полностью не останавливаясь. Согласно проекту, рядом с Богоявленским собором сооружались учебные и жилые корпуса Томской духовной семинарии и церковно-административные помещения.

      8 января 2000 года епископом Томским Ростиславом (Девятовым) был освящен первый восстановленный придел архангела Михаила и совершено первое богослужение.

      В последнюю неделю июня 2001 года на колокольню собора были подняты и установлены 11 колоколов.

      Иконы для иконостасов второго этажа храма по заказу преосвященного Ростислава были изготовлены в иконописной мастерской Московской духовной академии, причем в качестве образца для них были выбраны иконы кисти преподобного Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

      По окончании всех реставрационных работ, в январе 2003 года состоялось освящение собора: 18 января — Ильинского придела на первом этаже, 26 января — Богоявленского и Пантелеимоновского приделов на втором этаже.

      В 2006 году при соборе была открыта воскресная школа.

      Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание, построенное в стиле сибирского барокко, имеет традиционную трехчастную схему (храм с апсидой — трапезная — колокольня). Апсида обладает простым абрисом плана, представляет собой полуциркульную форму, пристроенную к прямоугольному в плане храму.

      В объемно-пространственной структуре собора выделяются два вертикальных композиционных акцента — храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Высокий четверик храма завершается восьмигранным барабаном с главкой, поставленной на восьмигранный световой фонарь.

      Апсида значительно ниже четверика. Восьмигранный барабан с главой, венчающий апсиду, служит в композиционном отношении как бы переходным элементом от ее низкого объема к более высокому четверику. Двухъярусная колокольня увенчана шатром, имеющим форму восьмигранной призмы. Переходным элементом от верхнего яруса к шпилю служит низкий восьмигранный постамент.

      Южный и северный фасады церкви имеют цельную композицию. Архитектурное убранство фасадов создают часто расположенные стройные вертикальные оконные проемы и нарядные завершения в форме лучковых кокошников, опирающихся на выступающие из стены фасада тонкие ажурные пилястры. По вертикали фасады членятся пилястрами на четыре равнозначных прясла, в каждом из которых помещено по три оси оконных проемов. Цельность и стройность северного и южного фасадов достигнута слабовыраженным горизонтальным междуэтажным поясом и удивительной гармонией всех членений и элементов.

      Внутреннее пространство церкви, апсиды, трапезной, и притвора разделено на два этажа. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой. Нижний ярус четверика перекрыт сомкнутым сводом. Восьмилотковый свод на тромпах верхнего яруса открывается в световой центральный барабан, из окон которого льется мягкий свет. Пространство трапезной в обоих этажах соединяется с помещением храма с помощью одного большого проема и перекрыто цилиндрическим сводом. Трапезная соединяется с двумя нижними ярусами колокольни, завершенными коробовыми сводами.

      Верхний его ярус представляет собой единое помещение с двумя уровнями пола, имеет плоское перекрытие. С более низкого уровня к более высокому, соответствующему уровню всего второго этажа церкви, ведет широкая одномаршевая мраморная лестница. В помещении паперти находятся две лестницы, идущие со стороны южного и западного фасадов с уровня земли на нижний уровень второго яруса притвора.

      В помещении паперти расположена крестильная с большой купелью, с возможностью полного погружения в ней при крещении взрослого человека.

      От убранства интерьеров осталась штуковая отделка сводов. Последние украшены лепными розетками, а вдоль усов сводов проходят профилированные штукатурные тяги.

      • 1797 — 201 двор, 1689 душ [4]
      • 1886 — 141 прихожанин (61 м.п., 80 ж.п.) [5]
      • 1899 — 79 прихожан (39 м.п., 40 ж.п.) [6]
      • 1903 — 63 прихожанина (29 м.п., 34 ж.п.) [7]
      • 1911 — 128 прихожан [8]
      • 1914 — 187 прихожан [9]
      • 1929 — 215 прихожан [10]
      • частица св. мощей вмч. Пантелеимона Целителя в серебрянном ковчежце. Привезена в 2001 году епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии.
      • частицы св. мощей апостолов Андрея Первозванного и Филиппа, мчч. Иоанна воина и Трифона, свтт. Григория Богослова, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Петра, Ионы, Филиппа, Иннокентия и Тихона Московских, Варсонофия Тверского, прп. Сергия Радонежского и Иова Почаевского, вмчч. Варвары и Анастасии Узорешительницы, блгвв. кнн. Александра Невского и Димитрия Угличского.
      • Распятие, к которому прикреплена звездица, хранящая частичку того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос (находится в алтаре собора ).
      • архиерейский посох святителя Феодосия Черниговского. Принесен в Томск преосвященным Агапитом (Вознесенским), первым Томским архиереем. Более 70-ти лет хранился в запасниках Томского краеведческого музея. 26 мая 2002 года возвращен Церкви.
      • иконы св. мученика Иоанна Воина, св. Василия Блаженного, прп. Афанасия, прп. Серафима Саровского с частицами их св. мощей.
      • почитаемый список образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Привезен из Серпуховской Высоцкой обители
      • точная копия иконы письма преподобного Андрея Рублева – образ Живоначальной Троицы. Написана для собора и привезена 14 июня 2003 года.