Собор успения пресвятой богородицы кашира

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кашире

Сведения о храме [ править ]

Успенский собор занимает центр прежней Соборной площади на территории бывшей крепости. Собор, построенный в стиле ампир, не только формирует центральную часть города, но и является одной из основных вертикалей в композиции старой части Каширы.

142900, Московская обл., г. Кашира, ул. Володарского, д. 3.

Проезд: от Москвы с Павелецкого вокзала до ст. Кашира (106 км).

Основные сведения [ править ]

  • Наименование храма среди верующих
  • Успенский собор, Богородицкий собор.

    • Конфессия и религиозная организация, к которой принадлежит храм
    • Православный, РПЦ МП.

      Исторические сведения [ править ]

    • Даты постройки, архитектор
    • В начале XIX века на месте обветшавшего собора решили возвести новый. Осуществление столь значительного для уездного города проекта производилось этапами. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы строился с 1829 по 1842 гг. на средства тульского губернского секретаря И.Митрофанова, купца С.Лепешкина и других благотворителей на месте каменного собора начала XVIII в. Предварительно к прежней церкви пристроена была трапезная церковь с двумя приделами: во имя Покрова Божией Матери с правой стороны и Архистратига Михаила с левой. Первый придел освящен был в 1829 г., второй — в 1833 г. В 1837 г. за ветхостью была разобрана и начата постройка новой каменной церкви во имя Успения же Божией Матери. Настоящий же храм окончен постройкой в 1842 году.

      Замечательно мастерство, с каким неизвестный зодчий, воспользовавшись традиционной осевой планировочной схемой, достиг эффекта величия и силы. Произошло это не столько благодаря внушительным размерам собора, сколько за счет включения в объем четверика части алтаря и трапезной — в результате в облике сооружения господствует единый массив, завершенный эффектным пятиглавием со светлой ротондой и контрастными ей глухими боковыми барабанами. Трехъярусная колокольня вторит монументальности основного объема, их декоративные системы также идентичны.

      Архивные сведения о дальнейшей истории Успенского собора довольно скудны.

      В 1844 году титулярная советница В. Н. Елагина пожертвовала собору три земельных участка.

      В 1867 году собор обнесли каменной оградой.

      К приходу собора в начале XX века относились 132 дома (хозяйства) города Каширы и 5 хозяйств деревни Медведки; численность прихожан составила около 700 человек.

      В 1909 году над каменной соборной сторожкой по прошению дворянки Екатерины Алексеевны Карташевой и на ее средства надстроили второй этаж, в котором она могла бы проживать и в котором после ее смерти должна была разместиться богадельня или церковноприходская школа, для чего Карташева выделяла капитал в 5 тысяч рублей.

      Время закладки первого собора узнали благодаря «немцам» — Давыду Францеву и Ивану Жемажену. В день празднования этого события они пытались соблазнить собравшийся народ «бесовым зельем» — вином. Возмущенные каширяне отправили послов к царю, и по «делу о каширских кормовых иноземцах» немедленно последовал указ об изгнании их из города. Вот этот указ и подсказал дату — 1629 год.

      В 1655 году Каширу на пути в Москву посетил Патриарх Антиохийский Макарий. Из записей его секретаря Павла Алеппского известно, что воеводствовал тогда здесь (с 1642 по 1664 год) Федор Черкесов, араб из Дамаска, на свои средства построивший каменный собор. «. по твоему Государеву указу прислана ко мне, холопу твоему, на Коширу твоя Государева грамота. А велено мне (. ) строить на Кошире соборную церковь каменную, и я, холоп твой, тое соборную церковь строил, а не совершена, а довершивать тое соборную церковь велено мне же». Далее воевода просит в связи с этим не отправлять его в Ливны, приказ о чем он получил от князя Г. С. Куракина, а дать ему «свою Государеву грамоту». В том же делеможно прочесть, что по указу от 28 июля 1647 года разрешено «не брать его на Ливны из-за необходимости достройки соборной церкви». Позже, по прошению Патриарха Макария, царь сделал Федора Черкесова пожизненным воеводой в Кашире, где тот и скончался в 1664 году.

      Павел Алеппский пишет: «В понедельник прибыли в другой «базар», по имени Кашира, с укреплением и цитаделью, и стоит она на высоком холме на берегу реки. (. ) В этот вечер пришел воевода приветствовать владыку Патриарха. В четвертом часу прибыл священник, и мы отправились в каменную церковь Святой Богородицы, находящуюся внутри укрепления». Отсюда можно сделать вывод: начатая Федором Черкесовым постройка к 1654 году была уже точно завершена.

      В 1718 году в Успенском соборе случился пожар, нанесший ему немалый урон. Для ремонта стали заготавливать камень и искать мастеров, однако в то время Петр I строил Петербург, собирая туда со всей России каменщиков, плотников, столяров, кузнецов, из-за чего в остальных городах, в том числе и в Кашире, строительство практически прекратилось. Так собор и стоял до 1725 года. В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» о нем сказано: «Церковь построена (. ) на средства, выданные из государственного казначейства, по повелению императрицы Екатерины I». Но есть другой документ, где крестьянин села Марфино Костромского уезда Афанасий Клементьев «дает запись» некоему «приказному человеку» Трофиму Матвееву: «Подрядился он, Афонасей, у него, Трофима, в городе Кошире у соборной церкви по левою сторону тоя соборной церкви, что придел святыя мученицы Параскевии, нарицаемыя Пятницы, перестроить всю трапезу: каменную стену сверху сломать (. ) и класть стены заново в вышину от полу до сводов. Класть те вышеписанные стены по старому фундаменту. А на стенах и в трапезе зделать четыре окна больших, как надлежит, да в соборную стену пробить стену и зделать большое окно, (. ) а в тех окнах вставить решетки железные по обыкновению ж. А в трапезе пол выслать кирпичем или лещедью. А делать ему, Афанасью, оное вышеписанное каменное дело в нынешнем 1725 году летним временем добрым мастерством».

      Трудно сказать, о новом строительстве идет речь или о капитальном ремонте. Во всяком случае, вряд ли сооруженный примерно в 1650 году каменный храм за семьдесят с небольшим лет обветшал настолько, что его потребовалось снести и строить другой. Зато точно известно: в 1726 году князь Волконский подарил храму Евангелие с надписью: «В Успенскую г. Каширы церковь».

    • Судьба храма в советское время, возвращение верующим

    По воспоминаниям каширян, вскоре после расстрела архимандрита Серафима Успенский собор закрыли. Отец Серафим после ссылки поселился в Кашире, где и был возведен в сан архимандрита. Вновь арестован 25 сентября 1937 года и расстрелян на Бутовском полигоне 21 октября; 30 июня 1989 года реабилитирован; прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе (2000). После закрытия собора в здании размещались автомастерские, пункт приема стеклопосуды, склад.

    В декабре 1988 года храм вернули Русской Православной Церкви. Вернули в аварийном состоянии. Из дефектной ведомости: «Отсутствует кровля, нет куполов и крестов, все деревянные конструкции кровли и лестниц пришли в полную негодность, штукатурка отсутствует, уничтожены 2 колонны у северного и южного входов, окна забиты досками и заложены кирпичом, внутреннее убранство разграблено и уничтожено, стены имеют большие трещины, внутренняя штукатурка покрыта плесенью, колокола сняты и утеряны. » Первым прихожанам было отчего упасть духом, но они вместе с настоятелем Константином Васильевым начали приводить в порядок здание и территорию.

    Регулярные богослужения проводились в трапезной части. При этом отремонтировали кровлю, вставили окна и двери, облагородили территорию, привели в надлежащий вид ограду, в трапезной заново оштукатурили стены и своды. Затем заново оштукатурены и побелены трапезная с приделами и главный алтарь. 5 апреля 2003 года на колокольне установлен купол, изготовленный в Переславле-Залесском.

    В том же 2003-м году удалось смонтировать художественную подсветку здания, отремонтировать церковный дом. В 2005-2006 годах в главной части собора, где высота четверика достигает 25 метров, выполнена штукатурка под роспись, пол выстлан плиткой, осуществлены малярные работы в трапезной, заменено отопление. Новый иконостас — тема отдельная: он поистине преобразил Успенский собор, сделал его еще торжественнее, еще величественнее. А золотые купола, сияющие ныне в солнечных лучах! Их установка явилась настоящим событием в жизни Каширского благочиния.

    По-разному в разное время использовался второй этаж над каменной соборной сторожкой, и только с 2005 года после ремонта там расположилась воскресная школа трех городских храмов — Успенского собора, Вознесенской и Введенской церквей: так почти через 100 лет желание благотворительницы Екатерины Алексеевны Карташевой исполнилось.

    Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Покрова Пресвятой Богородицы

    Приписные храмы: часовня прп. Сергия Радонежского

    Сведения о захоронениях при храме [ править ]

    В октябре 2019 года состоялось погребение останков, обнаруженных в подвале Успенского собора. После панихиды мощи были вынесены на территорию собора и погребены рядом с могилкой бывшего Благочинного Каширы Николая Гришина.

    При проведении ремонтных работ в подвале церкви было обнаружено множество останков: кости, черепа людей. Причем многие из них были простреленными. Предположительно, подвал Успенского собора стал местом казни репрессированных или же просто верующих людей, которые посещали храм. К сожалению, имена их неизвестны. Особенно важно, что они были преданы земле согласно христианской традиции.

    Теперь рядом с могилой протоиерея Николая возвышается еще один холмик, где лежат останки тех, для кого подвал Успенского собора стал последним пристанищем в их земной жизни.

    Настоятель: протоиерей Виталий Николаевич Коценко, 1963.

    Настоятелем Успенского собора и благочинным церквей Каширского округа назначен в 2003 году. Бывший офицер Советской Армии, он начал служить священником в Уральской епархии в 1991 году, затем настоятельствовал в духовном центре иконы Казанской Божией Матери в Раменском, где под его началом возведен храм блаженной Матроны Московской (кстати, первый храм в ее честь). Отец Виталий — учредитель всероссийских газет «Крупицы мудрости» и «Казачий вестник центральных казачьих войск» (сам он является войсковым священником Центрального казачьего войска).

    Буквально с первых же дней своего пребывания в Кашире он горячо взялся за дело дальнейшего возрождения храма. Отец Виталий не устает повторять: «Каждый должен трудиться в поте лица по мере сил — и начальник, и простой работник. Важно, чтобы вместе с руками работала и душа».

    Кашира. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

    Успенский собор выстроен к 1842 г., внутренняя отделка завершена в 1842 г. Строился на средства местных благотворителей, в том числе Ивана Митрофанова и Семёна Лепёшкина. Храм видимо использовался долгие годы не по назначению. Началось его восстановление.

    Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и архангела Михаила строился с 1829 по 1842 гг. в стиле ампир на средства, завещанные тульским губернским секретарём Иваном Митрофановым, предоставленные московским коммерции советником Семёном Лепёшкиным и другими благотворителями. Собор стоит в центре площади на територии бывшей крепости. на месте каменного собора начала XVIII в., и возводился в два этапа: к старому зданию была пристроена трапезная, потом на месте обветшавшего храма построено ныне существующее здание. В 1867 году устроена каменная ограда. В советское время собор был закрыт и разорён. В 1989 году передан общине верующих, началось его восстановление.

    О. Пэнэжко «г. Кашира. Храмы Каширского района». 2001

    Соборная Успенская. Кроме городской части, в состав прихода этой церкви входит дер. Медведки.

    Число прихожан 335 м. п. и 397 ж. п.

    О времени возникновения прихода не сохранилось в церковной летописи никаких сведении: несомненно только, что он существовал уже в первой четверти прошлого столетия, как это видно из надписи на Евангелии, подаренном в 1726 г. князем Волконским в Успенскую г. Каширы церковь. Эта церковь построена была на средства, выданные из государственного казначейства, по повелению Императрицы Екатерины I. В 1837 г. за ветхостью была разобрана и начата постройка новой каменной церкви во имя Успения же Божией Матери. Но предварительно к прежней церкви пристроена была трапезная церковь с двумя приделами: во имя Покрова Божией Матери с правой стороны и Архистратига Михаила с левой. Первый придел освящен был в 1829 г., второй — в 1833 г., настоящий же храм окончен постройкой в 1842 году.

    Весь храм возник на благотворительные средства частных лиц: трапезная церковь устроена на деньги, завещанные еще на этот предмет губ. секретарем Иваном Митрофановым, настоящий храм на средства московского коммерции советника Семена Лонгиновича Лепешкина. На средства того же Лепешкина производились в последующее время и разные поправки в храме.

    В пользу храма получаются % с 4489 р. 20 к. и, кроме того, % во 120 р. с капитала, завещанного в пользу храма Лепешкиным. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с капитала 10289 р. 29 к.; усадебной земли 2400 кв. саж., полевой 32 дес., из них неудобной 3 д. и около 4 д. отрезано дли городского выгона; сенокосу 9 д. и лесу 25 дес.

    П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Ефремовский уезд, стр. 395

    Один из старейших городов Подмосковья, Кашира, впервые упоминается в 1356 году в духовной грамоте как село, завещанное внуку Ивана Калиты Дмитрию. В 1480 году Кашира уже была городом, который Иван III приказал сжечь, не надеясь защитить его от ожидавшегося набега хана Ахмата. С 1497-1526 гг. Каширой владели бывшие казанские татарские цари, поддерживающие московского князя. В 1517 году был совершён первый набег крымских татар, после чего до конца столетия Кашира пережила более 20 набегов татар. После таких набегов, эпидемии чумы и военных действий 1607-1611 гг. Кашира запустела. К тому же каширская крепость была основательно разорена казаками гетмана Сагайдачного. Тогда каширяне постепенно стали переселяться на другой берег Оки. Отчаявшись возродить город, они попросили царя Михаила Фёдоровича позволить им перенести Каширу на новое место. И хотя официально царское разрешение и благословение на это было дано только осенью 1619 года, строительство городской крепости началось раньше.

    К 1629 году был возведён земляной вал с деревянной крепостью, служившей одним из опорных пунктов Большой Засечной черты. И сердцем Каширской крепости стал как раз Успенский храм. Бывшая деревенька Козловка преобразовалась: теперь на её месте вырос большой город, новая Кашира, с могучими защитными сооружениями и нарядной соборной церковью. Строительством крепости с проездными башнями и главным городским храмом поначалу руководили «кормовые немцы» — обрусевшие и крещёные Давыд Францев и Иван Жемажен. Правда, потом они были изгнаны из города, но официальный указ, изданный по этому поводу, — «дело о каширских кормовых иноземцах», оставшись в истории, подсказал краеведам дату основания храма. Именно в 1629 году в честь рождения наследника царского престола Алексея Михайловича каширяне торжественно закладывали фундамент соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Посмотреть на такие праздничные работы на центральной площади Каширы собралось всё население города и посадов.

    С большой ответственностью подошёл к строительству прекрасного храма каширский воевода Фёдор Черкесов, араб родом из Дамаска. В 1655 году Каширу посетил на пути в Москву Патриарх Антиохийский Макарий. Из записей Павла Алеппского, секретаря Патриарха, нам известно, что воевода на свои средства строил каменный собор. В Российском Государственном архиве древних актов сохранилось письмо (челобитная) Фёдора Черкесова: «Царю Государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси бьет челом холоп твой Фетко Черкитов сын Сулиманов. В прошлом, Государь, во сто пятдесят фтором году (1643), по твоему Государеву указу прислана ко мне холопу твоему на Коширу твоя Государева грамота. А велено мне холопу твоему строить на Кошире соборную церковь каменную и я холоп твой тое соборную церковь строил, а не совершена, а довершивать тое соборную церковь велено мне ж холопу твоему. » Далее воевода просит не отправлять его в город Ливны, о чём он получил приказ от князя Григория Семёновича Куракина, а дать ему завершить возведение Успенского собора. В том же деле читаем, что по указу от 28 июля 1647 года разрешено «не брать его на Ливны из-за необходимости достройки соборной церкви». Позже по прошению Патриарха Макария царь, в благодарность за строительство церкви и верности престолу, сделал Фёдора Черкесова сына Сулейманова пожизненным (почётным) воеводой в Кашире. В то время постройку каменного храма мог позволить себе только очень богатый город или монастырь, так что воевода, без сомнения, достоин благодарной памяти каширян. Строительство пятиглавого Успенского собора к 1654 году было уже завершено.

    В 1718 году в соборе произошёл пожар, который нанёс храму немалый урон. Требовались серьёзные восстановительные работы. Да только в это время Пётр I «учредил» новую столицу. В 1703 году по его повелению всех мастеровых-каменщиков, плотников, столяров, кузнецов — отправили на строительство Санкт-Петербурга. А по всем остальным городам и весям России строительство из камня было запрещено! Так и стоял собор до 1725 года, до смерти императора. А вот Екатерина I, взойдя на престол, практически сразу же выдала из государственного казначейства средства на обновление Успенского собора в Кашире. Об этом упоминается в книге «Приходы и церкви Тульской епархии», изданной в 1895 году по материалам приходских летописей» (под редакцией П. И. Малицкого).

    Сохранился интересный документ, хранящийся в Архиве древних актов — «наемная запись». Так называли в то время договоры, которые заключались для постройки церкви между заказчиками (отдельными лицами или целыми волостями) и подрядчиками — обычно старостами плотничьих или других артелей. Такие документы составлялись очень подробно, в них оговаривалась каждая мелочь. В книге губернской канцелярии в апреле 1725 года было записано, что крестьянин села Марфина Костромского уезда Афанасий Клементьев подрядился у приказного человека Трофима Матвеева выложить заново стены по старому фундаменту. «А на стенах и в трапезе сделать четыре окна больших, как надлежит, да в соборную стену пробить стену и сделать большое окно. — отмечается в старинном документе. — А в тех окнах вставить решётки железные по обыкновению. А в трапезе пол выслать кирпичем или лещадью».

    В 1777 году Кашира была причислена к Тульскому наместничеству, а в 1779 году получила статус уездного города, герб, новый регулярный план и единое архитектурное оформление. В пору перепланировки города центром его по-прежнему оставалась Соборная площадь (ныне площадь Володарского), на Успенский собор ориентировалась главная улица города Большая Московская (Советская). К Успенскому собору и «привязывали» весь город архитектор и помогавшие ему землемеры. Старая Соборная площадь была расширена и также получила регулярную планировку. И вдруг в 1784 году в Кашире снова вспыхнул сильный пожар, в нём сгорело большинство деревянных построек города. Однако вскоре «церковь соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы после бывшаго в 1784 году пожара возобновлена и великолепно украшена казенным иждивением».

    В начале ХIХ века собор уже сочли ветхим и потому не подходящим для центра уездного города. Он опять был перестроен. Строительство собора было разделено на этапы, а началось его возведение в 1827 году. К старому храму на средства, завещанные губернским секретарём Иваном Митрофановым, была пристроена новая трапезная и два боковых придела — правый в честь Покрова Божией Матери и левый во имя Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных. Строительство шло под управлением специально учреждённой комиссии и главным образом — стараниями протоирея Алексия Преображенского, церковного старосты купца Гавриила Прозорова и надвратного советника и кавалера Ивана Бера. В мае 1837 года старый храм был разобран, а в июне по благословению епископа Тульского и Белёвского Дамаскина состоялась закладка нового храма.

    К 1842 году в результате общих трудов и усилий в центре Соборной площади появилось истинное произведение искусства — удивительное здание в стиле ампир. Центральное место в осевой композиции Успенского собора отведено монументальному кубическому объёму. Он впечатляет своим величием и силой, — и вовсе не из-за своих внушительных размеров. Неизвестный нам, но, безусловно, талантливый архитектор достиг такого эффекта с помощью особых композиционных приёмов. Он увеличил внешние размеры четверика за счёт части главного алтаря и придельных храмов трапезной. Центральный куб собора завершён массивным световым барабаном с куполом и миниатюрной шейкой. По углам куба расставлены четыре декоративных глухих барабана с главками, образующие с центральным барабаном традиционное пятиглавие. К храму примыкают сравнительно небольшая алтарная апсида, перекрытая конхой, четырёхстолпная трапезная, которая снаружи кажется небольшой, но внутри производит впечатление весьма обширной (её крестчатые столбы несут парусные своды на широких подпружных арках), и колокольня — трёхъярусная, со шпилем. Колокольня вторит монументальности основного объёма; её декоративные украшения также идентичны собору. Главный алтарь украшен колоннами. Пространство собственно храма, вытянутое в поперечном направлении, расчленено высокими арками на центральное подкупольное пространство и два боковых, перекрытых парусными сводами. Кирпичное оштукатуренное здание собора украшено портиками из белого камня, мощными антаблементами, рустом и карнизами. Собор формирует центральную часть города и является одной из основных вертикалей в композиции этой части Каширы.

    Интересна история финансирования строительства храма. Он возник на благотворительные средства частных лиц — «на сумму, собираемую от доброхотного подаяния», как сообщают клировые ведомости. Но были и особенные вклады. В 1836 году каширские мещанки Хлебникова и Никольская нашли банковские билеты и векселя на сумму 39263 руб. Из причитающейся им по закону третьей части суммы 10087 рублей и 63 и 2/3 копейки по решению Сената были переданы на строительство Успенского собора. Значительными были пожертвования вышеупомянутого Ивана Михайловича Бера, а также купцов Федора Ивановича Попова и Ильи Алексеевича Сологубова. И всё же основным вкладчиком и попечителем был московский коммерческий советник, почётный гражданин Симеон Лонгинович Лепёшкин. На его же средства производились в последующее время разные ремонты в храме. Купцы Лепёшкины были родом из Каширы. Они опекали и строили храмы и монашеские обители, больницы, школы и богадельни. Успенскому собору Каширы Симеон Лонгинович завещал капитал, проценты с которого составляли 129 рублей ежегодно. В 1867 году устроена была каменная ограда. В 1897 году при Успенском соборе было открыто Приходское попечительство, председателем которого состоял каширский мещанин Пётр Антонович Иванов. Попечительство помогало бедным и церкви. На церковной земле в начале ХХ века были построены два деревянных дома для священно- и церковнослужителей. А ещё в ограде собора появилась каменная церковная сторожка, где позже по прошению дворянки Екатерины Карташевой и на её средства был надстроен из кирпича второй этаж для её проживания. После смерти Карташевой, по завещанию, на втором этаже надо было устроить богадельню или церковно-приходскую школу. Для этой цели она выделила значительный капитал.

    В ХIХ веке в Успенский собор были переведены прихожане Никитской церкви Каширы, которая тогда находилась в плачевном состоянии и потому стала считаться только кладбищенской. А после того как в новой каменной Никитской церкви в 1834 году был освящён левый придел в честь Святого пророка Илии, её прихожане подали прошение в Синод об учреждении крестного хода из соборного Успенского храма в Никитскую церковь. Прошение удовлетворили, и крестный ход устраивался ежегодно. Чуть позже к собору был приписан храм Святых мучеников Флора и Лавра вместе со своими прихожанами. На начало ХХ века к приходу относились 132 дома города Каширы и 5 хозяйств деревни Медведки (в 4-х верстах от Каширы). Когда в 1930-х годах Успенский собор был закрыт, помещение использовалось частично под автомастерские, частично — под пункт приёма стеклотары и склад.

    В декабре 1988 года храм в аварийном состоянии был передан Церкви. «Отсутствует кровля, нет куполов и крестов, все деревянные конструкции кровли и лестницы пришли в полную негодность, штукатурка отсутствует, уничтожены две колонны у северного и южного входов, растительность повредила кладку сводов на 60%, окна забиты досками и заложены кирпичом, внутреннее убранство собора разграблено и уничтожено, стены имеют большие трещины, внутренняя штукатурка покрыта плесенью, колокола сняты и утеряны, южные ворота утрачены. » — вот что сообщалось о состоянии храма к началу 1990 года в так называемой «дефектной ведомости». Успенский собор вместе с расположенными рядом зданием Присутственных мест и церковным домом выглядел как древняя полуразрушенная крепость. У стен храма валялись груды разбитых бутылок и прочего мусора, да и внутри храма было не лучше. На провалившейся крыше росла целая берёзовая роща. Прихожане, не взирая на все трудности, начали приводить в порядок храм и территорию возле него. Расчистили небольшую часть церковного двора, служили по воскресеньям Акафист Успению Божией Матери. И вот в день Святых Апостолов Петра и Павла было совершено первое Богослужение в храме! Однако затем всё снова стало меняться в худшую сторону. Так, священник Успенского собора заявил о своём «выходе» из Русской Православной Церкви и «переходе» в Богородичный центр. Он захватил храм и, удерживая его около трёх месяцев, даже объявил себя Лазарем, епископом Каширским и Московским. В это сложное время в Каширу новым настоятелем Успенского собора назначили отца Алексия Уминского. Ему пришлось не только бороться за собор вместе с городскими властями, с помощью прокуратуры, суда и ОМОНа, но и умирять верующих. Как оказалось, у «епископа Лазаря» нашлись среди прихожан ревностные почитатели.

    И всё-таки в декабре 1990 года Успенский собор был передан общине РПЦ судебным исполнителем. Вскоре начались регулярные богослужения в трапезной части храма. С 2003 по 2010 год отремонтировали кровлю, вставили оконные и дверные переплёты, облагородили территорию, привели в надлежащий вид ограду, отбили отвисшую щтукатурку и оштукатурили стены и своды в трапезной. В храме заново оштукатурили и побелили главный алтарь и трапезную с приделами Покрова Божией Матери и Архистратига Михаила. 6 апреля 2007 года — в Страстную Пятницу — над Каширой засиял крест, установленный на центральном куполе Успенского кафедрального собора. Все купола на собор (четыре малых и один большой — главный) были изготовлены в Волгодонске в мае 2006 года. Четыре малых вскоре удалось привезти и поднять, главный же был перевезён с донских берегов чуть позже, по частям-лепесткам. Для этого потребовалось сделать восемь рейсов в Волгодонск. Накануне Вербного Воскресения купол стоял полностью смонтированный рядом с храмом. Оставалось вознести его на 30-метровую высоту собора. Московская организация ОАО «Вертикаль» располагала нужной техникой, и его руководители согласились помочь Каширскому собору. Перед началом монтажа купола состоялся большой молебен, на котором шесть священников с владыкой митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием благословили поднятия купола и его установку. Установили и позолоченный крест. Его ещё удерживали тросы, когда рабочие укрепляли крест изнутри купола, — а в небе сначала через мглу, а потом в глубоком голубом просвете появилось солнце, и его лучи засияли на центральном позолоченном куполе и кресте.

    Из книги «Успенский собор города Каширы». — Кашира: ООО «Светоч», 2011 г.

    Впервые упоминаемая в документах в 1356 года, древняя Кашира была расположена на левом берегу Оки при устье реки Каширка. К XV веку тут образовался небольшой городок — южный форпост Московского княжества.

    1620 году ее перенесли на новое место — на 7 км выше по течению реки, напротив сильно укрепленного Белопесоцкого монастыря. Исключительно сложный рельеф затруднял строительство. Тем не менее к 1629 году крепость была готова. На земляном валу поставили крепостную стену с двумя проездными и семью глухими башнями.

    Уже в 1638 г. татары опустошили окрестности города. В 1665 г. к крепости пристроили острог протяженностью около 760 метров с тремя проездными воротами. В 1678 году по проекту немецкого инженера Габриэля фон Турнера пришедшие в негодность стены и башни заменили на мощные земляные укрепления бастионного типа, вырыли ров. Площадь крепости стала больше в четыре раза Однако неприятель так и не появился. Бастионы срыли за ненадобностью после 1779 года.

    Знакомство с городскими объектами началось с железно-дорожного вокзала (на спутниковой карте обозначено красной точкой), совмещенного с автовокзалом. Этот транспортный узел находится между старой Каширой и новой — бывшим рабочим поселком при Каширской ГРЭС (одно время — город Каганович). До исторической части города от автовокзала (железнодорожной станции) лучше добираться городским транспортом. Отсюда мы двинулись к месту, где Кашира находится с 1620 года. Сначала движение было к оврагу (на спутниковой карте обозначено желтой точкой).

    Выйдя из оврага (через городское кладбище), и поднявшись в горку, мы попали в Ямскую слободу, которая примыкала к крепости. Именно здесь находится Каширское городище, датируемое 7 — 5 веком до нашей эры. Сохранилась часть вала и следы 22 землянок диаметром 4 — 7 метров.

    В нижней части Ямской слободы имеется родник, закрытый часовней. Левый снимок внизу.

    На территории Ямской слободы располагается 5 ти главый храм Флора и Лавра (Фроловский). Он был построен в псевдорусском стиле в 1859-1869 годах на деньги ямщиков. Изредка это культовое сооружение называют Флоровской церковью.

    Желтая окраска храма была сменена на красную после 2009 года.


    Малые города всегда тяготеют к какому-либо более крупному центру. До перемещения селения Кашира на правый берег ее связи с Москвой определяли и жизнь города. Hа новом месте город стал «крайним»: около Большой засечной черты и тяготел уже к Туле.

    При учреждении Екатериной II Тульского наместничества ( 1777 год) Кашира стала уездным городом Тульской губернии. Началось архитектурное оформление города по «регулярному» плану. План был реализован не полностью- на крутых окских склонах до сих пор сохранилась древне-русская ландшафтная планировка.

    Пройдя от храма Флора и Лавра через деревянную часть Каширы, попадаем на соборную площадь с собором Успения Пресвятой Богородицы (Богородицким). Располагается площадь на главной оси города: улице Большая Московская. Ныне — это улица Советская. Успенский собор (другое его название) был возведен в 1842 году как 5 ти купольный в стиле ампир.

    Кроме собора на площади располагаются старинные административные здания, неподалеку дом градоначальника. Два здания занимает музей. Вниз по направлению к Оке, сохранился жилой дом (правый снимок) конца 18 го века, который наряду с казенными строениями принадлежит к числу первых каменных домов города. Выполнен он в формах так называемого «безордерного» классицизма — особой разновидности стиля, избегающей на фасадах сложных композиционных построений и объемных форм.

    С запада к площади примыкает городской (деградирующий) сад. А дальше на север проулок, который ведет к храму Николы Ратного (Николая Мирликийского), который часто называют Святотроицким. Он был возведен в 1815 году как однокупольный в стиле классицизма. Отличительной особенностью является очень большая ротонда и трех частные окна вверху, а также бельведерное завершение.

    Как уже говорилось, Большая Московская улица (теперь Советская) проходит через все поселение, спускается к крутому берегу, и точно сориентирована на ансамбль Белопесоцкого монастыря. Раньше там была переправа через Оку (шла дорога на Москву), а также место отдыха жителей города. Сейчас оба берега пусты и слегка замусорены.

    Хлебная (Урицкого) площадь
    Между Хлебной площадью и Никитским монастырем

    На главную ось Каширы — улицу Советская — нанизаны две парадные площади: квадратная Соборная (ныне площадь Володарского) и восьмиугольная Хлебная (ныне площадь Урицкого с бюстом А.С.Пушкина).

    От нее мимо почты и других чудных домиков по улицам Пушкинская и Энгельса мы направились к городскому кладбищу, прошли его по периметру на север к улице Свободы. Там сейчас находится «Рабочий городок,» который граничит с реконструируемыми остатками Никитского монастыря.

    Никитский (слева) и Преображенский храмы
    2019 год
    2006 год

    Никитский монастырь возник во второй половине XIX века. Под строительство монастырских зданий по мере необходимости скупались окружавшие Никитскую (Никиты Мученика) церковь, дворы. Это — однокупольный храм. Он был возведен в 1855 году в классическом стиле и был похожа на храмы Введенский и Вознесенский в Кашире. Иногда это культовое сооружение называют церковью Никиты Готфского.

    Вернемся на улицу Советская и пойдем к южной окраине города. Примерно через 200 метров от «площади с бюстом А. С. Пушкина» мы оказывается на Торговой площади. Прежде по периметру 8 ми угольника располагались торговые ряды — в основной своей массе деревянные лавки.

    «Центральное» сооружение ансамбля — церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская) была построена в 1817 году в стиле классицизма казаковской школы. Очень высокая 5 ти ярусная колокольня увенчана часами. Последний ярус со шпилем был сооружен в 1860 году. Изредка храм называют Богородицким.

    В 1931 году на площади появилось конструктивистское здание кинотеатра( ул. Советская 21), затем рядом в 1946 году появился «классический » Госбанк, а потом и типовое здание универмага ( перестроено), под которое снесли западную часть каре торговых рядов.

    2007 год
    2009 год
    улица Стрелецкая

    Введенский храм располагается на углу улиц Советской и Карла Маркса. Если свернуть на последнюю (налево), то мы окажемся через 100 метров у церкви Вознесения Господня (Вознесенской). Этот однокупольный храм в классическом стиле был возведен в 1842 году.

    Если продолжать движение по Советской, то по правую сторону будет книжный магазин, а потом появится каменная башня, которая примыкает к тюрьме. Улица Советская превращается в Стрелецкую и выходит из города к Зендиково.

    15 сентября 2007 года поход начался в Зендиково, куда добирались на автобусе от железнодорожной станции. От автобусной остановки мы спустились к реке к линии обороны в 1941 году. Именно тут были остановлены фашистские завоеватели.Главная достопримечательность Зендиково (поселка городского типа)- остатки усадьбы князя Барятинского. Его родственники имели большие владения в Калужской области. Князь имел прямое отношение к движению декабристов, был осужден к смертной казне, но помилован. Родился в 1799 году, умер в 1845 в Тобольске.

    1 мая 2008 года поход начался от станции Тесна и проходил через Аладьино к Зендиково

    Каширское благочиние

    Московская епархия Русской Православной Церкви

    священник Валерий Сосковец

    Благочинный церквей Каширского округа: священник Валерий Валерьевич Сосковец, 1973. Настоятель Введенского храма (1801), г. Кашира.

    Председатель епархиального отдела по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью.

    Заместитель благочинного церквей Каширского округа; священник Евгений Дмитриевич Муравьев, 1985. Настоятель Преображенского храма (1875), погост Спас-Детчин с.Большое Руново, Вознесенского храма (1904) с. Руново, Татианинского храма (в процессе строительства) пос. Новоселки.1978. Богоявленского храма (1752) с. Баскачи. Член Епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации.

    Ответственный за организацию книгораспространения и развитие библиотечной сети в Каширском благочинии.

    протоиерей Виталий Коценко

    протоиерей Виталий Николаевич Коценко, 1963. Настоятель Успенского собора (1842), г. Кашира, храма Петра и Февронии Муромских (в процессе сторительства) г.Кашира.

    протоиерей Сергий Шириков

    протоиерей Сергий Анатольевич Шириков, 1951. Почетный настоятель Преображенского храма (1875), погост Спас-Детчин с.Большое Руново.

    протоиерей Александр Яковлевич Гутов, 1964.

    Настоятель Никольского храма (1815) г. Кашира, Преображенского храма (1826) с. Стародуб, Свято-Духовского храма (в процессе строительства) пос. Зендиково,Член Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

    протоиерей Валерий Иванов

    протоиерей Валерий Игоревич Иванов, 1976. Настоятель Вознесенского храма (1826), г. Кашира, Александро-Невского храма (в процессе строительства) пос.Ледово. Член Епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями.

    иеромонах Амвросий (Симановский)

    иеромонах Амвросий (Симановский), 1965. Настоятель Казанского храма (1780),дер. Тарасково Михаило-Архангельского храма (1715) с. Злобино. Член Епархиальной комиссии по реставрации и строительству.

    протоиерей Георгий Локтев

    протоиерей Игорь Юдин

    протоиерей Игорь Евгеньевич Юдин, 1971. Клирик Введенского храма (1801), г. Кашира. Член Епархиального отдела по тюремному служению.

    протоиерей Сергий Пятугин

    протоиерей Сергий Александрович Пятугин, 1979. Настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии (1996), г. Ожерелье, Богородицерождественкий храм с. Завалье. Член Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению.

    священник Виталий Сорокин

    священник Александр Пятугин

    священник Сергий Нищета

    священник Сергий Иванович Нищета, 1981. Настоятель Флоро-Лаврского храма (1766), г. Кашира и Казанского храма (1780), с. Растовцы. Член Епархиальной комиссии по делам молодежи. Ответственный за экологическую работу в Каширском благочинии.

    иеромонах Александр (Волков)

    иеромонах Александр (Волков), 1986. Настоятель Преображенского собора и Никитского храма (1823) г. Кашира.

    Член епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

    священник Александр Гришин

    священник Александр Морозов

    священник Александр Николаевич Морозов, 1965. Настоятель Никольского храма (2000) дер. Полудьяково, клирик Никитского храма, г. Кашира.

    священник Владимир Коценко

    священник Владимир Витальевич Коценко, 1987. Настоятель Троицкого храма (2011) с. Вослинки, клирик Успенского собора (1842), г. Кашира и храма Петра и Февронии (в процессе строительства), г. Кашира.

    диакон Михаил Кабанов

    диакон Михаил Вячеславович Кабанов, 1966. Клирик Никитского храма г.Кашира (1823).

    Новости Московской областной епархии

    Православный календарь

    Собор Радонежских святых. Прп. Сисоя Великого (429).

    Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обре?тение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301).

    Прмч. Евфимия Любовичева (1931); прмч. Феодора Богоявленского (1943).

    Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

    Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Рим., 120 зач., XVI, 1–16. Мф., 50 зач., XIII, 3–9. Прп. Афанасия: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

    На этот день может быть перенесена служба прп. Афанасия Афонского (с 5 июля).

    Хоть Кашира и считается одним из старейших городов Подмосковья, но честно говоря в этом Подмосковном городе особо делать нечего. С достопримечательностями тут не густо, и особо интересными их не назовёшь. Своим названием Кашира обязана речке Каширке, около впадения которой в Оку на левом, пологом берегу Оки изначально и располагался город.

    Село Старая Кашира

    Церковь иконы Божией Матери «Знамение»

    Рядом с храмом находятся остатки старой железнодорожной ветки.

    Церковь иконы Знамения Божией Матери «Знамение» напоминает о том, что на этом месте до начала 17 века располагался город Кашира. Поселение было основано в конце 13-начале 14 вв. Великий князь Иван Красный в 1356 году завещал сыну Димитрию деревню в устье реки Каширки. При Димитрии Донском Кашира стала городом. В конце 15 — 16 веков Кашира жаловалась в бывшим Казанским царям Махмет-Амину (1496-1502), Абдул-Латыфу (1512-1516) и Шигалею (1532). В 1531 году построена новая Каширская крепость. Она была деревянной, с высокими крепостными валами, сохранившимися до нашего времени у села Городищи. Прямоугольная в плане крепость имела 8 башен, из них две были проездные. В городе было 5 слобод: Плотничья, Белая (где находились осадные дворы местного дворянства), Чёрная (здесь жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобождённые от несения посадского тягла — налога), Ямская, Рыболовная и 14 деревянных храмов. В 16 веке город около двадцати раз опустошался набегами татар. После Смутного времени крепость перенесли на другой берег Оки. Осталась лишь церковь иконы Знамения Божией Матери в Заречной слободе, в 1816 году построенная в камне церковь владельцами села дворянами Ильиными.

    Село Кременье Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

    И пара фоток 2011 года

    До революции селение Кременье именовалось Погост Кременье. Деревянная церковь построена по клировым ведомостям «когда и кем неизвестно», но вероятно в 17 веке. В конце 18 — начале 19 веков была лишена приходского статуса и приписана к церкви преподобного Андрея Критского с.Суково. К середине 19 века церковь пришла в крайнюю ветхость. Богослужения в это время в ней не проводились. В 1845 году из нее был изъят антиминс. В 1901 году причт Суковской церкви и местные прихожане обратились в Московскую консисторию с просьбой разрешить основательный ремонт церкви. Храм к тому времени пришел в плачевное состояние: сгнили столбы колокольни, потолок, оконные рамы, купол и обшивка церкви. Все это предлагалось починить за церковные деньги, которых к тому времени скопилось на сберкнижке 1750 рублей 88 копеек. Предлагалось взять из них 1000 руб. на ремонт, а также воспользоваться церковным лесом для ремонта колокольни и изготовления досок. Консистория разрешение дала, и храм был отремонтирован. Клировые ведомости за 1916 год так описывают церковь: «Деревянная на кирпичном фундаменте с колокольней, крыта железом, крепка, холодная». Богослужения в ней проводились редко, в теплое время года. Селение было небольшое (в 1916 году насчитывалось 29 дворов), поэтому доход церкви был невелик. В 1911 году он составил 40 рублей в год, в 1916 — 38 рублей. Но при этом в церкви были вклады на сумму примерно 2500 рублей. Проценты с вкладов выплачивались причту, в 1916 году они составили 51 рубль 80 копеек. В 60-х годах XX века храм был разрушен. В 2004 году было принято решение восстановить церковь на старом месте на берегу реки Оки. 24 июня 2012 года храм был освящён.

    Здесь же в Кременье с Оки открывается хороший вид на Каширскую ГРЭС-4 имени Г.М.Кржижановского

    Пущена в 1922 году по плану ГОЭЛРО (одна из первых советских районных ТЭС). Строительство велось под личным контролем В.И.Ленина. В годы Великой Отечественной войны электростанция была частично эвакуирована. Топливо — уголь и природный газ. Электрическая мощность — 1580 МВт. Тепловая мощность — 400 Гкал/час.

    Троицкий Белопесоцкий женский монастырь

    На территории монастыря категорически нельзя фотографировать. Хотя там посмотреть вообще не на что.

    Более-менее вид на монастырь открывается со стороны Оки.

    Виды на Каширу с Оки

    И несколько фотографий окрестностей монастыря 2011 года

    Монастырь основан в 15 веке. В 16 веке он служил пограничной крепостью, защищавший от татарских набегов. Каменное строительство развернулось во второй половине 16 века. В 1564 году был заложен Торицкий собор, а к 1578 году все здания, кроме келий и двух стан крепости, были каменными. В 1629 году ограда была деревянной на каменном основании, с 5 боевыми башнями. С 1681 по 1698 гг, когда монастырь был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, был перестроен собор, возведены каменные стены и башни. В 1699 году указом Петра I монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, с 1764 по 1800 гг вновь находился в ведении коломенских архиепископов. В советское время монастырь был закрыт, сейчас возрождается. На сегодняшний день монастырь относится к городу Ступино.

    Кашира

    В принципе все основные достопримечательности расположены на Советской улице (плюс-минус несколько сотен метров в сторону).

    Так на пересечении с улицей К.Маркса можно наблюдать два практически одинаковых храма. Церковь Введения Пресвятой Богородицы

    И примерно тот же ракурс в 2011 году

    В 1802-1817 гг в центре торговой Хлебной площади была возведена ныне существующая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и во имя бессребреников Космы и Дамиана. Храм построен из кирпича, в стиле классицизма казаковской школы. Четверик храма с приставными портиками несет на себе массивную ротонду. К пятиярусной колокольне после 1860-х гг. иждивением купца Перцева надстроили шестой ярус с часами и шпилем. Храм был расписан в технике гризайль. В советское время Введенскую церковь закрыли как и многие другие. Были уничтожены все внутреннее убранство и роспись. В помещении устроили склад, а потом мастерские. В 1991 году храм был возвращен общине верующих.

    На другом конце улицы К.Маркса находится храм Вознесения Господня.

    В Затинной слободе издавна стояла церковь во имя святителя Николая Чудотворца «Затинного». В 1826 году церковь была упразднена и перенесена на новое место. Здесь в 1826 году сначала построили трапезную часть, а в 1842 году и главный храм, который освятили в честь Вознесения Господня. Архитектура церкви аналогична соседней Введенской. Колокольня возведена после 1849 году по старому проекту. Ну, а дальше история точно такая же как и у соседнего храма. В советские годы его закрыли, убранство уничтожили, а в 1991 году вернули рпц.

    На пересечении Советской улицы и улицы К.Маркса есть ещё одна достопримечательность — это бывший кинотеатр «Родина». Здание построено в 1930-31 годы в стиле конструктивизма.

    Рядом с Введенским храмом есть памятник «Каширский стрелец»

    Памятник 200-м каширским стрельцам, которые в XVI веке на сутки, ценой своих жизней, задержавших 100-тысячную крымскую орду на пути к Москве.

    Здесь во дворе дома № 45 находится ещё один храма. Церковь Николая Чудотворца «Ратного»

    К сожалению недавно храм был изуродован(( А вот таким красавцем он был ещё в 2011 году:

    В 1779 году между Соборной и Хлебной площадями был построен каменный храм во имя Святой Троицы, в котором находилась чтимая икона «Николы Ратного». В 1801 году купец Николай Николаевич Жданов построил двухъярусную, отдельно стоящую колокольню. В 1815 году иждивением купчихи Мавры Ждановой на месте старого был построен ныне существующий каменный храм, который в народе по чтимой иконе называли церковью «Николы Ратного». Она имела приделы во имя святителя Николая и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1846 году в церкви расширили трапезную и во второй половине 19 века построили притвор. В советское время храм закрыли, внутреннее убранство уничтожили. 25 октября 1991 года храм передан верующим и в настоящее время постепенно восстанавливается.

    Рядом в парке находится памятник новомученикам земли Каширской

    Собор Успения Пресвятой Богородицы

    И пара вечерних фото собора 2011 года

    Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы строился с 1829 по 1842 гг. на средства тульского губернского секретаря И.Митрофанова, купца С.Лепешкина и других благотворителей на месте каменного собора начала 18 века. Сначала к старому зданию пристроили трапезную, потом на месте обветшавшего возвели ныне существующее здание. В соборе имеются приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Архангела Михаила. Храм построен в стиле ампир с белокаменными боковыми портиками. В 1867 году была устроена каменная ограда. В советское время собор закрыли. Он использовался под склад, автомастерскую и под очень полезное дело пункт приема стеклотары. В 1989 году Успенский собор передан общине верующих.

    Читайте так же:  Построен успенский собор год