Исаакиевский собор бисером

О проекте Исаакиевский собор

Цикл документальных фильмов (Россия, 2007). 3 фильма.
Руководитель проекта: директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» доктор педагогических наук Николай Викторович Нагорский
Режиссер-постановщик: Антон Алексеев
Авторы сценария: Александр Кащенко, Гелий Славский, Ирина Малярова.
Операторы: Михаил Голубков, Александр Дегтярев, Антон Васильев, Александр Добрияник.
Художник по костюмам: Татьяна Романова.
Продюсер: Наталья Родоманова
Ведущий: Андрей Толубеев

Судьбы храмов похожи на жизни людей. И среди них встречаются свои герои – избранники судьбы, которым суждено было пережить целые исторические эпохи. Они видели и величие, и поношение; в них преклоняли колени императоры и простолюдины; под их сенью разворачивались необыкновенные драмы и обыденные житейские истории. Таков Исаакий.
Трехсерийный документальный фильм рассказывает о судьбе Исаакиевского собора на фоне бурной и противоречивой истории России.

Уникальные съемки интерьера одного из красивейших соборов Санкт-Петербурга, уникальные кадры кинохроники, оригинальная компьютерная графика и анимация, исторические сцены-реконструкции, и, наконец, ведущий Андрей Толубеев помогают погрузиться в историю одного из архитектурных памятников Европы – собора преподобного Исаакия Далматского.

Фильм 1-й. «Первенец».
«Таинство рождения… Таинство появления на свет… Не им ли определяется всякая судьба? Ведь недаром мы говорим – он родился под счастливой звездой!»

Тот Исаакий, который известен сегодня всем, кто хоть раз побывал в северной столице, на самом деле — четвертый по счету храм. Каким он был раньше?
В фильме рассказывается об основании Санкт-Петербурга и появлении в 1707 году первой деревянной церкви в честь преподобного Исаакия Далматского при Адмиралтейских верфях, о венчании Петра и Екатерины в Исаакиевской церкви, о строительстве каменного собора — второго Исаакия, а также о пожаре и разрушении второго собора.

Фильм 2-й. «Небо на земле».
«Монферран относился к той породе мужчин, для которых главным делом в жизни становится работа. Подлинный Монферран являлся не на светских приемах, а на строительной площадке, в архитектурной мастерской, в одиночестве, склонившись над эскизами и набросками…»

В фильме рассказывается о строительстве третьего и затем четвертого Исаакиевского собора, который известен сегодня всем и стал одним из символов Петербурга. Инициатором строительства нового, четвертого по счету собора преподобного Исаакия, стал император Александр I. Над внутренним убранством храма работали скульптор И.П. Витали и художник К.П. Брюллов. Открытие и освящение Исаакия в 1858 году практически совпало со смертью его архитектора Огюста Рикарда де Монферрана, для которого создание собора стало главным делом жизни.

Фильм 3-й. «Время перемен».
«Исаакий похож на человека с нелегкой, но, по сути, счастливой судьбой! Из всех испытаний он выходил с честью. Его перестраивали, ломали, закрывали, в него стреляли… но смуглое золото куполов Исаакия по-прежнему сияет на петербургском небосклоне…»

Эта часть истории жизни Исаакиевского собора охватывает период с конца XIX века по настоящее время. В фильме рассказывается о колокольном звоне Исаакия, русской Пасхе, революции 1917 года, об отношении советского правительства к Русской православной церкви: изъятие церковных ценностей и превращение Исаакиевского собора в антирелигиозный музей в 1931 году.

Читайте так же:  Собор бургас

Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ? его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ? отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели «божье знамение», и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ? Винченцо Бренне.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ? Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ? многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Читайте так же:  Соборы рококо

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты.

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ? каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ? в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ? светлосерый с синеватыми прожилками.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Читайте так же:  Успенский собор астраханского кремля

Исаакиевский собор бисером

Исаакиевский Собор. Преподобный Исаакий Далматский. 12 июня 2017 года.

Как проходил день Преподобного Исаакия Далматского в Исаакиевском соборе в этом году глазами прихожанки. Служил горячо любимый и поныне и прихожанами, и сотрудниками музея митрополит Владимир (Котляров), ныне находящийся на покое. Более подробно о нем у меня тут (Ложь умолчания чиновников РПЦ про Исаакий и давнее соработничество музея и Православных Подвижников)

Взято у многоуважаемого друга Елены ( borodinaelena ) в Исаакиевский Собор. Преподобный Исаакий Далматский.

Удивительным стал день 12 июня для Исаакиевского Собора!

Память Преподобного Исаакия Далматского!

Собор встретил престольный Праздник с митрополитом Владимиром (бывшим, на покое- не существенно). Самое главное, сопричастным празднику оказался человек , для которого Мир и благоденствие всегда были превыше финансовых вопросов, новых порядков и зависти! Митрополита Владимира абсолютно все, и встретили, и проводили с восторгом почитания, Любовью и Уважением! Те, несколько предложений, сказанные Владимиром, не шли ни в какое сравнение с очередным примитивным поздравлением ИсаЕва. Слова, сказанные Митрополитом, сердечные, добрые и простые, стали настоящим поздравлением и радостью для всех. Была явлена Собору и.о. директора И.Т. Вовненко. Мадам Вовненко очень-очень старалась понравится. Исповедь, Причастие! Всё на высшем уровне!

Не рано ли, и не напрасно ли, так скоро раскрывать свои «объятия».

«Метать бисер. «, даже будучи про-церковным и православным человеком?!

Букеты, которые были подарены и. о. и ключарю, визуально, реально отличались.

«Брать» Собор «нахрапом», в праздники, получать огромные букеты, деньги и пропадать на некоторое время.

Помните, товарищ ИсаЕв, у Э.М.Ремарка, вдруг читали:»Только цветы. Они покрывают всё. Даже могилы».

Но, дарить букет, по сути, новому директору Собора, в разы меньше, чем был подарен Вам, было, согласитесь, неприлично! Поскольку, однозначно, с Вашей стороны в кратчайшее время, поступит запрос на ряд преференций для прихода — по тем же, например, службам, что у Вас не вышло «продавить» у Николая Витальевича.

Причастились на Литургии 12 июня 100-110 человек. Молились

150-170 человек, столько же пошли и на крестный ход .

Возвращающихся малочисленных крестоходцев, в Соборе встречали сотни посетителей музея, которые начали эаполнять Собор ещё в начале крестного хода, просто потому, что музей открылся. Но заинтересовавшихся крестным ходом почти не было.

Собором надо жить!

Собор необходимо понимать!

Собор надо чувствовать!

Р.S. Отсутствие информации о престольном Празднике Исаакиевского Собора, лично я, однозначно, считаю провокацией против Собора и его сотрудников.

Фактически, информация была у ГМК «Исаакиевский собор»:

У телеканала «Союз;

И, вконтакте — приход Исаакиевского собора.