Ильинский собор

Контактная информация:

Адрес: 390000 г. Рязань, Соборная пл., д. 3
Телефон: 25-29-34, 28-27-60

Историческая справка:
Первый Ильинский храм находился, как говорят документы «в городе», то есть в кремле, около Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году он был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота.
Взамен деревянной церкви в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора была построена ныне существующая церковь. Позже в ней был устроен придел во имя великомученика Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 году придел уже существовал. В 1806 году трапезная часть была расширена, и взамен одного было устроено два придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана. Примерно тогда же была построена и колокольня Ильинской церкви (до наших дней она не сохранилась).
К 1805 году трапезная часть Ильинской церкви была расширена и в ней были проведены отделочные работы.
После 1817 года в приделе святого апостола Иоанна Богослова был устроен новый иконостас, а алтарь расписан.
В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной и южной сторон были пробиты арки для соединения с ними. В пристройках были сделаны приделы, куда перенесены престолы из трапезной (1877). Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой. Ильинский храм значительно изменился после перестройки.
Из икон храма наиболее почитаемой была икона Божией Матери «Одигитрия-Смоленская». Это была большого размера икона древнего письма. По преданию, она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году икона чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. Где в настоящее время находится этот образ неизвестно.
В Ильинской церкви служба велась и после революции 1917 года. Храм стал одним из немногих центров церковной жизни Рязани. Сюда стекалось множество народа на богослужение.
Храм был закрыт 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого момента храм не раз перестраивался. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания», и в срочном порядке были приняты необходимые меры. Долгое время в церкви располагался лекторий общества «Знание». Уже в 1990-х годах, когда православные храмы стали передаваться Церкви, Ильинскому храму грозила участь стать Дворцом бракосочетания. На фасаде церковного здания появились фигуры обнаженных мужчины и женщины. Но этого не произошло. 5 февраля 2000 года храм Илии Пророка был вновь освящен.

Современное состояние:
В настоящее время в храме располагается Рязанское епархиальное управление, освящение которого состоялось 30 декабря 2010 года. Храм в честь пророка Божия Илии освящен 15 октября 2011 года.

Священнослужители:
Марк упоминается в 1570 г.
Иоанн Евтихиев
Василий упоминается в 1748 г.
Иоасаф Петров упоминается в 1756 и 1762 гг.
Иоанн Иоаннов упоминается в 1763-1808 гг.
Протоиерей Феодор Яковлев Городецкий рукоположен 9 мая 1808 г., в сан протоиерея возведён в 1825 г.
Петр Иванов Добровольский упоминается в с 1844 по 1852 гг.
Протоиерей Евсевий Герасимович Кастров состоял с 1852 г.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ СОБОР

Архангельский Ильинский собор

Архангельский собор во имя Илии Пророка на Смольном Буяне, кафедральный собор Архангельской епархии.

  • Адрес: Россия, 163002, Архангельск, ул. Ильинская, 10.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Основанием для постройки Свято-Илиинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю «чумными бунтами».

    Первый кладбищенский храм в этой части Архангельска построен был в 1773 году усердием и трудами архангельского купца Афанасия Юсова и купеческой вдовы Иулиании Дорофеевой. Он имел три престола, главный из которых был освящен в честь Преображения Господня, а два других — свт. Николая и Стефана Пермского. 11 августа 1806 г. в храм попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма.

    Архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году преосвященным Парфением.

    В 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери «Всех скорбящих радосте», и тогда же освящен епископом Варлаамом.

    Примерно в 100 метрах на восток от Ильинской церкви, на месте ранее сгоревшего храма, была построена каменная церковь с главным пределом Преображения Господня, а так же престолами во имя свт. Николая (с южной стороны) и Трех Святителей (с северной стороны). Сооружение этого храма осуществлялось с 1811 по 1815 г. на средства купца I гильдии Василия Алексеевича Попова и ктитора Андрея Огапова. Храм был выстроен из кирпича от городского Общества.

    В 1882-1884 годах к юго-западной стороне храма пристроен малый придел во имя свв. ап. Петра и Кирилла, патриарха Александрийского с прекрасным мраморным иконостасом и массивными бронзовыми царскими вратами искусно вызолоченными и являвшими в то врем большую редкость. И внешне храм был очень красив. Построенный в «классическом» стиле он был увенчан тремя главами голубого цвета и усеянного золотыми звездами…

    Одновременно с храмом в ограде собора была построена круглая колокольня. В основании звонницы устроена богадельня и сторожка. Изначально на «ярусе звона» располагался набор колоколов в количестве 6 штук, теперь их количество вдвое больше. Звонница ныне является учебной колокольней для начинающих приходских звонарей епархии.

    Преображенская церковь в 20-х годах нашего века была названа кафедральным собором. Это произошло в связи с переходом главного Свято-Троицкого кафедрального собора г. Архангельска и большинства городских храмов обновленческому духовенству. Таким образом, кладбищенские церкви города стали единственными храмами, причт которых канонически подчинялся правящему архиерею — архиепископу Антонию (Быстрову), ставленнику святителя Тихона, патриарха Московского. Но к 1937 году ни один из этих храмов не действовал. Преображенский собор стали активно разрушать.

    В 1944 году епископ Михаил (Постников) определил присвоить Ильинской церкви статус кафедрального собора (в то время епархии было передано два храма в г. Архангельске, Ильинский был крупнейшим).

    С момента своего существования храм много раз подвергался капитальному ремонту, таким образом, от первоначального убранства практически ничего не сохранилось. Сохранились иконы, малый «Скорбященский» иконостас, сооруженный в 1845 году, а также главный «Ильинский» иконостас 1893 года.

    Ныне Ильинский собор является кафедрой епископа Архангельского и Холмогорского и по-прежнему один из крупнейших храмов г. Архангельска. Находится храм на Ильинском кладбище, закрытом с 1977 года.

    Главными святынями храма следует считать образ Архангела Михаила (в центральной части собора) 1 половины XVIII века и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» XIX века. Любопытен тот факт, что все иконы выполнены местными иконописцами и имеют превосходную сохранность. В прежние времена был обычай приносить в храм Владимирскую икону Божией матери (из Красногорского монастыря), где она находилась с 23 июня по 1 июля.

    Ильинский храм с. Ильинское

    Престольный праздник: прор. Илии (2 августа).

    Второй священник — иерей Чесноков Алексий Игоревич, 1980.

    Общая информация

    Мы приветствуем вас на официальном сайте храма Илии Пророка в селе Ильинское Красногорского района Московской области.

    Ныне существующий храм во имя Илии Пророка сооружен в 1736 году на месте обветшавшего деревянного храма начала XVII века по проекту талантливого русского зодчего А.П.Евлашева. В 1818 году к Ильинской церкви пристроены два придела: во имя святого Феодора, иже в Пергии, и во имя апостола Иоанна Богослова. В 1828 году была построена колокольня.

    В 1937 году храм был закрыт и использовался как склад, и только в 1991 году был возвращён Церкви. 28 сентября 1990 года настоятелем был назначен священник (ныне протоиерей) Александр Попов. Первая служба в полуразрушенном храме, всё внутреннее убранство которого было уничтожено, состоялась в августе 1991 года. За эти годы стараниями настоятеля и благотворителей храм был полностью восстановлен и преображен, главный придел его расписан. В 2005 году был установлен уникальный ФАРФОРОВЫЙ ИКОНОСТАС, высота которого вместе с крестом равна 10 метрам. В необычное тело иконостаса вставлены 23 иконы, которые специально для храма написали мастера из Палеха. 18 апреля 2010 архиепископ Можайский Григорий торжественно освятил Ильинский храм.(Фотографии можно посмотреть в разделе ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА 2010 ГОД) Главный алтарь нашего храма посвящен пророку Божию Илии, один придел освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Второй боковой придел по просьбе прихожан и с благословления митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, которая проживала в усадьбе Ильинское и не раз посещала наш храм. Подробнее об истории усадьбы Ильинское и храма Илии Пророка можно узнать в разделе ИСТОРИЯ ХРАМА, а также ознакомившись с экспозицией Историко-краеведческого музея Дворцового села Ильинское им. св. Е.Ф. Романовой, который находится недалеко от нашего храма в селе Ильинское.

    В храме хранится немало святынь, главный из которых — ковчег с мощами Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Преподобных Амвросия Оптинского и Саввы Сторожевского и Святого Князя Александра Невского. Свято чтятся также ковчег с мощами Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона и икона с мощами Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.

    В настоящее время в храме совершаются все уставные богослужения и требы (см. РАСПИСАНИЕ). Кроме того, за прошедшие годы образовались свои традиции. С 2009 года ежегодно в день памяти (8 декабря) проводится соборное празднование в честь священномученика Виктора (Смирнова). Виктор Павлович Смирнов родился в 1875 году в селе Ильинское, был священником в городе Коломне. 27 ноября 1937 года он был арестован по клеветническому обвинению, однако не отрёкся от Христа и не подписал лжесвидетельских показаний. 8 декабря 1937 года батюшка был расстрелян на Бутовском полигоне и погребён в общей могиле. Канонизирован в 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

    16 сентября 2012 года между селами Ильинское и Усово состоялся первый Елизаветинский крестный ход, посвященный преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Начался крестный ход после Божественной литургии от храма Илии Пророка, а завершен был молебном в Спасском храме Нерукотворного Образа в Усове. Крестный ход собрал около 300 прихожан.

    Наш Храм постоянно развивается. Среди прихожан храма много детей. Желающие занимаются в кружке «Ильинки», где знакомятся с основами Закона Божьего, мастерят небольшие поделки и готовят выступления к великим праздникам. Периодически в храме организуются паломнические поездки и сбор пожертвований на нужды детских домов и других нуждающихся. Но нам хотелось бы более широко организовать паломническую и благотворительную деятельность. Очень нужно помещение для занятий с детьми, оборудование для проведения различных мероприятий и праздников. Есть желание создать библиотеку с книгами и видеоматериалами. Надеемся, что с Божьей помощью и поддержкой прихожан и благотворителей нам удастся многого достичь.

    Схема проезда к Храму, адрес и телефон, а также реквизиты для перечисления помощи на развитие Храма можно найти в разделе КОНТАКТЫ.

    18 ИЮЛЯ (5 июля ст. ст.) — СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ РОМАНОВОЙ (1918).

    Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере.
    Показать полностью… Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

    Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

    В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом.

    На третий день после гибели великого князя она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. На слова Каляева «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть» Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

    Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

    Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

    Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

    После отречения Николая II от престола она писала: «Я испытывала глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя»».

    В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.

    18 июля 1918 года заключенных — Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых — отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

    Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь.

    Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

    В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

    Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мученицу Елисавету в 1981 году.

    В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету к лику святых новомучеников России. Память их мы празднуем в день ее мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

    ТРОПАРЬ, глас 1
    Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

    КОНДАК, глас 2
    Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

    МОЛИТВА
    О святыя новомученицы Российския, великая княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во Обители милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем, Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

    18 ИЮЛЯ (5 июля ст. ст.) — ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1422).

    ень памяти преподобного Сергия Радонежского для православных россиян имеет особое значение: основатель Троице-Сергиева монастыря, он считается небесным покровителем России. По сути, это был первый святой, который появился на Руси после избавления от татаро-монгольского ига.
    Показать полностью…

    В крещении преподобный Сергий получил имя Варфоломей. Очень рано ему, сыну ростовских бояр, было предсказано великое будущее. Согласно житию, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. И родители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, что будущий ребенок прославит своей жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, то увидел таинственного странника, который благословил его и предрек, что он прославит Бога своею жизнью.

    С детства Варфоломей был очень благочестив, усерден в трудах и молитве. Впоследствии вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Там они построили келью и небольшой храм, который в 1335 году был освящен в честь Святой Троицы. Но Стефан не выдержал трудностей отшельничества, ушел в Москву, и Варфоломей остался в одиночестве. В 1337 году он постригся в иноческий чин с наречением имени Сергия.

    Более года Сергий провел в полном одиночестве и молитве. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям. Постепенно здесь возникло целое поселение отшельников — так зарождалась Троице-Сергиева лавра, духовный центр русского православия.

    В государственную историю России Сергий Радонежский вошел как человек, который помог объединиться разрозненным русским князьям и предсказал Дмитрию Донскому победу на Куликовом поле. Благословив князя на битву с Мамаем, преподобный дал ему в сподвижники двух лучших своих иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

    Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября (по старому стилю) 1380 года, в день праздника Рождества Богородицы, русские воины одержали полную победу над ордынскими полчищами, положив начало освобождению Русской земли.

    Сергий скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года. Через 30 лет, в 1422 году, были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 он был причислен к лику святых.

    ТРОПАРЬ, глас 8
    От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися: / мужески в пустыню вселился еси / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем, быв Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

    КОНДАК, глас 8
    Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли, / честныя мощи твоя нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав, добре паствил еси. / О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся, / и воинству победительная на враги даровати, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие богомудре.

    ВЕЛИЧАНИЕ
    Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

    Храм Илии Пророка село Дядьково запись закреплена
    Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ(сообщество друзей)

    17 ИЮЛЯ (4 июля ст.ст.) — СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖЕН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ.

    Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья — так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию.
    Показать полностью… Они были канонизированы за подвиг мученичества — в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

    «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кемони были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

    Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

    В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский . Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

    Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

    ТРОПАРЬ, глас 4
    Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.

    КОНДАК, глас 8
    Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

    ВЕЛИЧАНИЕ
    Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.

    МОЛИТВА
    О святый великий Российский Царю и страстотерпче Николае! Вонми гласу моления нашего и вознеси ко Престолу всевидящаго Господа стенания и воздыхания народа Русскаго, некогда богоизбраннаго и благословеннаго, ныне же падшаго и от Бога отступившаго. Разреши клятвопреступление, доселе тяготеющее над народом Русским. Тяжко бо согрешихом, отступивше от Царя Небеснаго, оставльше веру православную на попрание нечестивых, преступльше клятву соборную и не возбранивше убиению твоему, Семьи твоея и верных слуг твоих.
    Не бо послушахом повеления Господня: «Не прикасайтеся помазанным Моим» паки же Давиду глаголющу: «Иже прострет руку на Помазанника Господня, не Господь ли поразит его?» И се ныне достойная по делом нашим приемлем, тяготеет бо даже до дне сего на нас грех царския крови пролития. Доныне оскверняются святыни наши. Блуд и беззаконие не оскудевают от нас. Чада наши преданы на поругание. Вопиет к небу кровь невинная, на всякий час в земле нашей проливаемая.
    Но виждь слезы и сокрушение сердец наших, каемся бо, якоже киевляне некогда пред князем Игорем, ими умученным; якоже владимирцы пред князем Андреем Боголюбским, ими убиенным, и просим: умоли Господа, да не отвратится от нас до конца, да не лишит народ Русский великаго избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения сего. Имаши бо, Царю Николае, дерзновение велие, ты бо кровь свою пролиял еси за народ свой, и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя. Сего ради предстоиши ныне в Невечернем Свете Царю Славы, яко верный слуга Его. Буди нам ходатай и заступник, и охранитель. Не отвратися от нас, и не остави нас на попрание нечестивых. Даруй нам силы на покаяние, и правосудие Божие приклони на милосердие, да не погубит нас до конца Господь, но да вся простит и милостивно помилует, и спасет землю Русскую и народ ея. Да избавит же Отечество наше от постигших бед и напастей, возродит веру и благочестие, восставит же престол Царей православных, еже сбытися пророчествам угодников Божиих. И да прославят люди Русские по всей вселенней всехвальное имя Господне и верно послужат Ему до скончания века, воспевая славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    СТАРЫЙ СТИЛЬ – 4 ИЮЛЯ
    Показать полностью…
    НОВЫЙ СТИЛЬ – 17 ИЮЛЯ

    Седмица 5-я по Пятидесятнице

    Преподобный Андре?й Рублев, иконописец

    КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА

    Св. Ан­дрей ро­дил­ся око­ло 1360 г. Про­ис­хо­дил из об­ра­зо­ван­ных кру­гов, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной муд­ро­стью, о чем сви­де­тель­ству­ет его твор­че­ство. Жи­во­пис­но­му ма­стер­ству учил­ся в Ви­зан­тии и Бол­га­рии. Св. Ан­дрей неко­то­рое вре­мя ра­бо­тал вме­сте с Фе­о­фа­ном Гре­ком и, воз­мож­но, был его уче­ни­ком. Вся жизнь пре­по­доб­но­го свя­за­на с дву­мя мо­на­сты­ря­ми: Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­рой и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мос­ков­ским мо­на­сты­рем. Ино­че­ский по­стриг свя­той при­нял в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли. Жи­вя в вы­со­ко ду­хов­ной сре­де, в ат­мо­сфе­ре свя­то­сти, инок Ан­дрей по­учал­ся как ис­то­ри­че­ски­ми при­ме­ра­ми свя­то­сти, так и жи­вым об­раз­цом окру­жав­ших его по­движ­ни­ков. Око­ло 20 лет, до са­мой смер­ти, он вме­сте со сво­им со­пост­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным вел жизнь ико­но­пис­ца-по­движ­ни­ка.

    Уже по­сле смер­ти прп. Ан­дрея Да­ни­ил, не раз­лу­чав­ший­ся с ним в серд­це сво­ем и по его от­ше­ствии, уми­рая, по­лу­чил от­кро­ве­ние о про­слав­ле­нии сво­е­го ду­хов­но­го бра­та в Цар­ствии Небес­ном.

    Ки­сти свя­то­го Ан­дрея Рубле­ва при­над­ле­жит зна­ме­ни­тый чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Тро­и­цы, ко­то­рый до сих пор яв­ля­ет­ся непре­взой­ден­ным об­раз­цом в ико­но­пи­са­нии. Свя­той Ан­дрей рас­пи­сы­вал Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле, ико­но­стас и сам Успен­ский со­бор в г. Вла­ди­ми­ре (1408 г.). Прп. Ан­дрей Рублев на­пи­сал Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри для Успен­ско­го со­бо­ра в г. Вла­ди­ми­ре; на­пи­сал ико­но­стас и рас­пи­сал сте­ны Успен­ско­го со­бо­ра в Зве­ни­го­ро­де (ко­нец XIV – на­ча­ло XV вв.); де­и­сус­ный чин в ико­но­ста­се со­бо­ра Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Сав­во-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря; рас­пи­сал сте­ны и вы­пол­нил ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры и др.

    Воскресенское Новоиерусалимское подворье

    СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ, ЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ (1295).
    16 июля

    Сведения о нем содержатся в «Повести о Рязанском епископе Василии», которая существует в двух редакциях: краткой, самостоятельной, её автором является Ермолай-Еразм [2], и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 года.
    Показать полностью…

    По краткой редакции «Повести», спустя некоторое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба была устроена епископия, которую «не в колика же времена» занимал «епископ праведен» Василий [3]. Он неутомимо трудился на ниве Божией: восстанавливал храмы, просвещая невежественных и язычников, укрепляя ослабевающих. Святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностию в молитвах, воздержанием, богопреданностию в скорбях.

    Не терпя его доброй жизни, диавол, «воображаяся в девицу», принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали епископа Василия, который, не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложил упование свое на Того, Кто низводит правду «яко полудень».

    Он «всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, утром отслужил литургию; из собора пошел в первоначальную церковь Благовещения, там отпел молебен пред образом Божией Матери, принесенным из Киева в Муром святым Константином, взял сию икону с собою и с упованием на Матерь Божию пошел к Оке, чтобы оставить навсегда и город и епископию». Придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери в руках, после чего «духом бурным несен бысть. противу струям» и менее чем за 6 часов доплыл до места, «еже ныне зовомо Старая Рязань». Здесь святителя торжественно встретил рязанский великий князь Олег Иоаннович. Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться «и до ныне» бывшая с епископом Василием чудотворная икона Богоматери.

    В пространной редакции «Повести» этот рассказ о свт. Василии неудачно соединён с заимствованными из летописи сведениями об «обновлении» Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 году [4], в ходе которого на кафедру якобы и был поставлен святитель Василий.

    По летописям и актам известны два рязанских епископа с именем Василий (соответственно второй и четвертый в общем списке Рязанских архиереев). Из них первый умер в 1294 году [5]. Василий II был поставлен митрополитом Алексием в 1356 г. [6], упоминается в грамоте святителя Алексия на Червленый Яр [7] и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 года [8]. Т. о., князь Юрий Ярославич, сведённый в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению епископа Василия.

    Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена свт. Василия и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 1350-х — 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название «Старая Рязань» также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания «городка Олгова на усть Проне» [9]. Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя — пронского кн. Владимира Димитриевича [10]. Следовательно, предание, отразившееся в середине XVI в. в краткой редакции «Повести», имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в первой половине — середине XIV в., хотя исключить возможность соотнесения свт. Василия с еп. Василием конца XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме, — с самого основания в конце XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).

    Время установления почитания свт. Василия точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор, кнн. Петр и Феврония. Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания святителя было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей святителя Василия и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп. Феодорита от церкви святых Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. Рождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань). На этот день было установлено местное празднование памяти Василия Рязанского.

    Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование которым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память Василия Рязанского (без указания дня) отметил в середине 1650-х гг. в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» [11]. По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память Василия Рязанского 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В настоящее время мощи Василия Рязанского вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Рождественском соборе.

    4 октября 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей святителя Василия был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, который поддерживали 4 колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие святителя Василия из Мурома в Старую Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя великим князем Олегом Иоанновичем; переезд святителя в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей святителя из Борисоглебского храма в Успенский собор.

    Самое раннее изображение святителя Василия Рязанского известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, написанной в 1714 г. муромским иконописцем Александром Казанцевым (ныне в МИХМ). 14 из 87 клейм иконы (с 74 по 87) рассказывают о святителе.

    В основу самостоятельных образов святителя легло включенное в сюжет Повести о Василии Рязанском чудо от Муромской иконы Божией Матери, которое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображен в рост в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке (иконы: 1918 г., МИХМ; сер. XIX в. работы худож. Н. В. Шумова, РИАМЗ; XX в., придел во имя свт. Василия в Борисоглебском соборе Рязани). В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название — «Моление св. Василия».

    На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) святитель Василий представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны — правой благословляет, в левой Евангелие.

    В «Соборе Муромских святых» святитель Василий изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр начала XX в. к Повести о Василии Рязанском [12], выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до конца 1980-х гг. древней рукописью [13].

    В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апреля об облике святого говорится: «Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская». Сходное описание образа святителя под 15 апреля или 28 января помещено в Строгановском [14], Перетцевском [15] подлинниках, в рукописи из собр. РНБ [16] и др.

    Тропарь, глас 4-й:

    Пе?рвее в Му?роме святи?тельством почте?н бы?л еси?,/ из него?же непра?ведно изгоня?емь,/ на ма?нтию, я?ко на ле?гкий кора?бль, возше?л еси?,/ на не?мже па?че естества?, я?ко безпло?тен,/ по вода?м ше?ствие творя?,/ промышле?нием Вы?шняго и заступле?нием Богома?тере управля?емь/ богоспаса?емого гра?да Ряза?ни дости?гл еси?/ и в не?м, архиере?йства престо?л восприи?м,/ богода?нную па?ству ряза?нскую до?бре упа?сл еси?,/ святи?телю о?тче на?ш Васи?лие,// моли? Христа? Бо?га спасти?ся душа?м на?шим.

    Я?ко многосве?тлая звезда?, от гра?да Му?рома возсия?л еси?,/ святи?телю Васи?лие,/ по вода?м же доше?д до гра?да на?шего Ряза?ни,/ Це?рковь Бо?жию до?бре упа?сл еси?,/ просвеща?я лю?ди уче?нием и житие?м твои?м./ Помина?й и ны?не ча?да твоя?, мо?лим тя?,/ наста?вниче на?ш до?брый,/ и за ны? Христу? Бо?гу и Пречи?стей Его? Ма?тери моли?ся,/ да благода?рною душе?ю зове?м ти?:// ра?дуйся, уго?дниче Христо?в и те?плый к Бо?гу о на?с моли?твенниче.

    Святи?телю о?тче Васи?лие! Ди?вным ше?ствием твои?м по вода?м и нетле?нием честны?х моще?й твои?х уве?рившеся, я?ко и?маши ве?лию благода?ть у Го?спода Бо?га, с ве?рою и наде?ждою к тебе? прибега?ем и умиле?нно мо?лим тя?: моли? о на?с Христа? Бо?га на?шего, сохрани?вшаго тя?, я?коже Петра?, от потопле?ния в волна?х ре?чных и от истле?ния в се?рдце земли?, да благода?ть Его? спаси?тельная сопу?тствует на?м на все?х путе?х жи?зни сея?, сохраня?ющи ны? невреди?мы от вся?каго зла?го обстоя?ния, вся?кий проти?вный ве?тр напа?стей и бу?рю страсте?й утоля?ющи, ти?хое же и безмяте?жное пла?вание в жите?йстем се?м мо?ри на?м да?рующи.

    Да прости?т на?м Милосе?рдый Госпо?дь вся?кое прегреше?ние, во?льное и нево?льное, не?мощь естества? на?шего бла?гостию Свое?ю покрыва?я, да утверди?т на?с во святе?й Свое?й Правосла?вноей ве?ре и благоче?стии, исполня?я сердца? на?ша любве? и ре?вности о соблюде?нии за?поведей Его? ко спасе?нию ду?ш на?ших. Це?ркви Правосла?вно-Росси?йстей да да?рует ми?р и благоде?нствие, да возглаго?лет в се?рдце прави?телей на?ших блага?я о не?й и о все?х лю?дех, да низпо?слет земли? на?шей времена? ми?рна, благорастворе?ны возду?хи, земли? плодоно?сие и вся? на по?льзу настоя?щаго жития? потре?бная и да изба?вит вся? гра?ды и ве?си оте?чества на?шего и всю? зе?млю Ру?сскую от гла?да, губи?тельнаго огня?, смертоно?сныя я?звы и от вся?каго зла?, да та?ко в ми?ре, благоде?нствии и преспе?янии в доброде?телех пу?ть жи?зни сея? преше?дше, вни?дем в ве?чное ца?рство, угото?ванное святы?м Его?. О всехва?льный святи?телю на?ш и уго?дниче Христо?в Васи?лие!

    Ве?руем и упова?ем, я?ко мо?жеши моли?твами твои?ми устро?ити вся? блага?я душа?м и телесе?м на?шим, име?я Помо?щницу Преблагослове?нную Влады?чицу на?шу Богоро?дицу, Ея?же честно?ю и чудотво?рною ико?ною сохраня?емь, ше?ствие по вода?м, я?ко по су?ху, соверши?в, богоспаса?емаго гра?да Ряза?ни дости?гл еси?. Сего? ра?ди приле?жно мо?лим тя?: не отве?ржи на?с от заступле?ния твоего?, потщи?ся на по?мощь на?шу и умоли? за ны? Го?спода и Бо?га на?шего Иису?са Христа?, изба?вльшаго тя? от злоко?зненных се?тей лука?ваго и клеветы? челове?ческия, да, призре?в на ны? ми?лостивно, изба?вит на?с от вся?кия беды?, ско?рби и боле?зни душе?вныя и теле?сныя и да сподо?бит на?с, гре?шных и недо?стойных, Небе?снаго Ца?рствия Своего? моли?твами Пресвяты?я Ма?тере Своея? и твои?м те?плым за ны? предста?тельством, всегда?, ны?не, и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

    В Москву из Мурома впервые принесена рака с мощами святых благоверных Петра и Февронии

    14 июля 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Липецкий и Задонский Арсений возглавил встречу раки с мощами святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских.
    Показать полностью…

    Это первое в истории принесение мощей святых Петра и Февронии из Мурома. Чтобы мощи были перенесены в Москву, была изготовлена специальная рака. В новую раку мощи были помещены накануне вечером.

    Митрополит Арсений, иерархи и духовенство встретили святыню у западных врат Храма Христа Спасителя. Под пение тропаря рака торжественно была перенесена из автомобиля и установлена в центре храма перед иконой святых Муромских чудотворцев. Было совершено молебное пение святым благоверным Петру и Февронии.

    В богослужении также участвовали: митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, Патриарший экзарх Западной Европы; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Гурий (Шалимов); епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Иероним (Чернышов); епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Муромский и Вязниковский Нил; епископ Балашихинский Николай; епископ Павлово-Посадский Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; наместники ставропигиальных монастырей, представители духовенства всех московских приходов.

    В храме присутствовал руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков.

    Были вознесены молитвы о сохранении и укреплении супружества и об умножении народа нашего.

    По завершении молебна митрополит Арсений обратился к участникам торжественной встречи мощей с архипастырским словом:

    «Досточтимые собратья архипастыри, дорогие отцы-наместники, матушки-настоятельницы! Дорогие отцы, братья и сестры!

    Изволением Святейшего Патриарха и чаянием многих москвичей совершилось сегодня еще одно историческое событие в нашем соборном храме-памятнике.

    Мы с вами были свидетелями того, как сюда, под своды этого храма, приносились мощи святителя Спиридона, крест Андрея Первозванного, Пояс Богородицы, мощи святого мученика Пантелеимона. И вот сегодня совершилось еще одно такое событие: пришли князья Муромские в этот храм, чтобы дать возможность нам и нашим близким, живущим семейной жизнью, приложиться к этой святыне, а прикоснувшись, получить ту благодатную силу, которая даст возможность изменить свое человеческое «я» и спокойно продолжить тот жизненный подвиг, на который вступили семейные люди, не потеряв друг друга.

    Просил бы всех вас, чтобы в эти дни, пока святыня будет находиться под сводами собора, напомнить всем своим прихожанам, всем своим близким, родным, попросите, чтобы они передали другим, что у них есть возможность прикоснуться к этой святыне здесь, в Первопрестольном граде Москве.

    Мы благодарны, что по инициативе Святой Церкви и благословению Святейшего Патриарха последние годы в начале июля уделяется особое внимание этим замечательным князьям-чудотворцам: в их честь совершается торжественное богослужение, ставятся памятники. И мы благодарны за это общественным организациям нашего государства и города, а также государственным организациям, которые поддерживают проведение этих дней.

    Давайте с вами молитвенно насытимся и духовно восторжествуем от того, что у нас есть такая возможность, такая радость и такое благословение. Сердечно всех вас благодарю, досточтимые, что вы в этот день после совершения Божественных литургий, которые совершались в приходах, со многими верующими пришли под эти своды, подъяли эти труды.

    Дай Бог, чтобы по молитвам святым Петру и Февронии, этим замечательным отечественным подвижникам, в вашей жизни, в вашей семье все было благополучно и ваша семейная Церковь никогда бы не разрушилась, и вы не потеряли друг друга.

    Спасибо всем вам! Храни Господь вас на многая и благая лета!»

    Рака с мощами святых покровителей брака принесена из Свято?Троицкого женского монастыря Мурома в Москву по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 14 по 21 июля 2019 года мощи муромских святых будут находиться в Храме Христа Спасителя. Доступ паломников будет осуществляться с 15 по 21 июля с 8.00 до 20.00.

    Для удобства паломников и представителей СМИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси открыла страницы в социальных сетях: ВКонтакте и Фейсбук.

    Русская Православная Церковь стремится донести свидетельство об идеале христианского супружества, любви и верности до сердца каждого жителя нашего Отечества. Сохранение традиционных семейных ценностей, добрый пример молодым людям, готовящимся вступить в брак, утешение и поддержка тем, кто находится в браке — важная часть служения Церкви.

    8 июля и 19 сентября Русская Православная Церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII?XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни; считалось, что они своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.

    Согласно древнерусской летописи, дочь бортника из рязанской деревни Феврония излечила от страшной болезни муромского князя Петра, после чего они полюбили друг друга и поженились. В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг и завещали похоронить их вместе. Скончались Петр и Феврония в один день и час 8 июля по новому стилю. Ныне мощи святых покоятся в Свято?Троицком женском монастыре в Муроме.

    Святых благоверных князей Петра и Февронию глубоко почитают не только на их родине, в городе Муроме, но и далеко за ее пределами. Почти в каждом храме есть икона с изображением святых супругов, а в некоторых городах в их честь освящены и сами храмы.

    26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника 8 июля в День покровителей святых князей Петра и Февронии «Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья».

    7-8 июля сего года в Муроме состоялись традиционные ежегодные торжества посвященные памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    15 ИЮЛЯ (2 июля ст. ст.) — ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ (V).

    В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457–474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки.
    Показать полностью… В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

    Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

    Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».

    Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

    18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

    Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье», – говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда – храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

    Вскоре, в октябре – ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

    Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской «Хроники Феофана» говорит, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено». Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

    Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ–ХI вв. киевские князья, «кагана») Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая». «Убедившись, – писал далее Аскольд, – что это – истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».

    Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции – списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. «Руссы, которые подняли руку против Римской державы, – писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, – в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших». (Византийцы считали «подданными» всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) «И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

    Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

    Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало. Слишком сильны были сторонники языческой старины, слишком слаба княжеская власть. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов для переговоров.

    Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев «матерью градам русским» – это дословный перевод греческого выражения «митрополия Русская». Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева: церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в Договоре Игоря с греками (944 г.), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени, и церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой. Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, – славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней «Азбучной молитвы», «летит ныне славянское племя – к Крещению устремились все».

    С чудом от Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых была сказана им непосредственно в дни осады Константинополя, другая – вскоре после ухода русских войск. (Они дважды были изданы на русском языке: 1) Епископ Порфирий Успенский. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них. СПб., 1864; 2) Е. Л. (Ловягин Е. И.). Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь. – «Христианское чтение», 1882, №№ 9–10). Известным церковным писателем Георгием, хартофилаксом собора Святой Софии – Премудрости Божией в Константинополе, было составлено, по поручению Патриарха Фотия, «Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах» (Русский перевод его издан в приложении к работе: Лопарев Х. М. Старое свидетельство о положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году. – «Византийский Временник», том. II, СПб., 1895). С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого «Акафиста Пресвятой Богородице», автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы. О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени «начала прозываться Русская Земля». Некоторые летописи, среди них Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград. При этом народная память прочно связала имена киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир княжил в Киеве несколько раньше Аскольда.

    Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня).

    Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484–1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.

    ТРОПАРЬ, глас 8
    Богородице Приснодево, человеков покрове, /
    ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, /
    державное граду Твоему обложение даровала еси, /
    безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, /
    о Тебе бо и естество обновляется и время. /
    Темже молим Тя мир граду Твоему даровати /
    и душам нашим велию милость.

    КОНДАК, глас 4
    Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.

    Читайте так же:  Ново-казанский собор