Собор в равенне

Равенна — крупный город в итальянской области Эмилия-Романья. С 402 по 476 гг. Равенна была столицей Западной Римской империи, а затем до 540 года столицей королевства остготов. Раннехристианские памятники Равенны включены в список Всемирного наследия.

Равенна
итал. Ravenna
Пьяцца дель Пополо в Равенне
Полезная информация
Население 146 989 (2004)
Телефонный код +39 0544
Часовой пояс UTC+1 / UTC+2

Равенна в основном интересна тем, что тут происходило в V-VI веках, во время распада Римской Империи. Сюда приезжают смотреть раннехристианские памятники, которых в такой концентрации в Европе больше нигде нет. Однако центр Равенны интересен не только ими, но также средневековой и барочной архитектурой, создающей интересный фон и, собственно, образующей городскую среду. Несколько основных памятников Равенны вполне можно посмотреть за два-три часа, хотя лучше задержаться тут на день или полтора и уделить городу достаточно времени. Равенна, разумеется, не страдает от недостатка туристов, но по сравнению с соседней Венецией можно считать, что их тут почти нет, ни через какие толпы вам продираться не придётся.

Неизвестно, ни когда основана Равенна, ни кем (то ли этрусками, то ли умбрами, то ли ещё кем-то), ни что означает название города (предполагают, опять же, этрусские корни). Известно, что в 89 году до н.э., когда Римская республика ещё только устанавливала контроль над всем Апеннинским полуостровом, Равенна уже существовала как укреплённый город, и была принята в состав римского государства. Поначалу она не играла значительной роли, и сведения о ней в основном анекдотические — например, Юлий Цезарь устроил тут свой лагерь, собирая войска, чтобы затем перейти Рубикон, а Октавиан Август укрепил гавань в Классе для войны с Марком Антонием. Однако постепенно город рос, становился всё более значимым, и, наконец, в 402 году император Гонорий перенёс сюда из Милана столицу Западной Римской империи, одной из частей распавшейся за семь лет до этого Римской империи. Известно, что в это время население Равенны составляло 50 тысяч человек. Считается, что частично причиной переноса столицы стало расположение Равенны на море, а частично — расположение среди болот, позволявшее в случае чего обороняться. Случай подвернулся довольно быстро, в 409 году, и никаких шансов против вестготов под началом Алариха у императорской армии не было. Аларих не стал разрушать город и даже устанавливать собственную власть, оставив править императора Феодосия I. Христианство уже было в этот момент государственной религией, большую часть V века Равенна провела относительно мирно, и до нас дошли (в небольшом количестве) архитектурные памятники этого времени, в первую очередь мавзолей Галлы Плацидии.

В 476 году Западная Римская империя прекратила своё существование, Равенна стала столицей Королевства Италия с королём Одоакром, который и сверг последнего императора Ромула Августа. В 489 году остготы под началом Теодориха, уже завоевавшие почти весь полуостров, осадили Равенну, и Одоакр оборонял город до 493 года, когда Теодорих всё-таки взял город, уничтожил Одоакра и сделал Равенну столицей королевства остготов, охватывавшего всю современную Италию (кроме Сардинии) и большие территории к северу от Апеннинского полуострова. И Одоакр, и Теодорих были христианами арианского толка (арианство ставит Иисуса Христа ниже Бога-отца), так что арианство было государственной религией королевства вестготов, но существенную часть его населения составляли православные христиане, уживавшиеся с арианами вполне мирно. Более того, потомки римлян жили по одному своду законов, а готы — по другому. В 526 году Теодорих умер, его линия наследования довольно быстро пресеклась, и в королевстве наступил хаос. В 540 году византийская армия под командованием военачальника Велизария захватила Равенну и установила там православие в качестве государственной религии. Византийский император Юстиниан сделал Равенну административным центром подчинённой Византии Италии, а с 584 года — центром Равеннского экзархата. Экзарх, гражданский и военный правитель византийской Италии, подчинялся непосредственно императору.

В 712 году Равенну завоевали лангобарды, к тому времени контролировавшие всю северную Италию, но после переговоров вернули её византийскому императору. В 751 году они завоевали её уже окончательно, убили последнего экзарха и включили в своё королевство со столицей в Павии. Тем самым Равенна перешла из восточного мира в западный, при этом заметно потеряв в статусе — она больше не была ни столицей, ни крупным административным центром. В 774 году Лангобардское королевство перестало существовать и было включено в империю Карла Великого, а затем Равенна попеременно то непосредственно подчинялась Папе Римскому, то была центром небольшого феодального владения, возглавляемого местным семейством, в XIII веке — Траверсари, в XIV и XV — да Полента. В 1440 году Равенна была завоёвана Венецианской республикой.

Всю первую половину XVI века Италию сотрясали так называемые Итальянские войны, довольно сложный военный конфликт, в который были вовлечены как собственно итальянские государства, так и Франция, Испания, Священная Римская Империя и другие страны. В ходе этих войн в 1509 году Равенна перешла от Венеции к Папской области, а в 1512 году была разграблена французами. В составе Папской области она оставалась до наполеоновских войн, с 1796 по 1814 год была аннексирована Францией и включена в состав Цизальпинской республики, затем наполеоновского Итальянского королевства, а с 1814 года до объединения Италии в 1861 году Равенна снова находилась в составе Папской области. В независимой Италии Равенна стала центром провинции в составе региона Эмилия-Романья (центром которого является Болонья). Хотя Равенна по итальянским стандартам — довольно благополучный город, свою главную роль в расцвете европейской культуры она уже сыграла при Теодорихе и Юстиниане, в V-VI веках, и сейчас сюда приезжают в основном для того, чтобы увидеть раннехристианские памятники этого времени, включённые в список Всемирного наследия.

Центр Равенны относительно компактен, основные достопримечательности обозначены указателями. Чуть восточнее центра находятся железнодорожный и автовокзал. Мавзолей Теодориха расположен северо-восточнее центра, до него легко дойти пешком.

Ни в Равенне, ни около неё нет аэропорта, в который выполняются регулярные рейсы. Лететь можно через Болонью, Римини или Венецию.

Равенна стоит в стороне от магистральной линии Болонья–Римини–Анкона, так что поезда сюда ходят только региональные: в Болонью (1 ч 20 мин), Римини (1 ч) и Феррару (1 ч 10 мин) — все с часовым интервалом. Из Венеции (3.5 ч) лучше всего ехать региональными поездами через Феррару: так заметно дешевле, а большого выигрыша по времени скоростные поезда не дадут. С любых других направлений ехать нужно через Болонью.

На автомобиле Править

Через Равенну проходит скоростная дорога, которая на севере под номером E45 идёт в Болонью, а на юг как E14 в Римини, Анкону и Бари. По обычным (не скоростным) дорогам на север можно уехать в Венецию, а на юг через перевалы в Перуджу. В самом городе есть большая парковка около мавзолея Теодориха, удобнее оставить машину там, чем ехать на ней в центр, где запарковаться всё равно не удастся.

Для перемещения по центру города не нужен.

Для посещения раннехристианских памятников вам понадобятся два комплексных билета:

  • Комплексный билет 1 (€9.50) — мавзолей Галлы Плацидии, базилику Сан-Витале, базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, архиепископский музей с капеллой и баптистерий православных. Билет можно купить в билетных кассах базилики Сан-Витале, базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, архиепископского музея и баптистерия православных. Билет действует неделю с момента покупки. Отдельных билетов для посещения этих памятников не бывает.
  • Комплексный билет 2 (€10) — мавзолей Теодориха, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, национальный музей Равенны. Эти памятники можно посетить и по отдельным билетам. Комплексный билет можно купить в национальном музее или базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе; он действует три дня.

Равенна славится своими мозаиками, и потому в городе можно приобрести всякие керамические сувениры, включая мозаики современной работы. Больших универмагов здесь нет, товары продаются в небольших магазинчиках, которыми буквально усеяны все центральные улицы. Имейте в виду, что многие магазины закрываются на сиесту, поэтому в её часы (примерно 12:30 – 16:00) работают только небольшие книжные магазины и кафе.

Средней стоимости Править

Ничего особенного, обычный итальянский город.

Русская Православная Церковь в Италии

Администрация приходов — Московский Патриархат

Базилика Новая Святого Аполлинария — Basilica di San Apollinare Nuovo

Via Roma. Открыта: 09.00 — 17.00

Церковь была основана королем Теодорихом в 493 г. и освящена в честь Спасителя в 526 г.. После того, как храм перешел в руки византийцев (556-565), он был перепосвящен святителю Мартину, епископу Турскому, преследовавшего еретиков-ариан и бывшим их лютым врагом. Но к IX в. имя святителя Мартина пришло в забвение. В эту церковь были перенесены мощи святого Аполлинария, епископа Равенны, и с тех пор церковь стали называть его именем.
Внутреннее убранство храма содержит три ряда мозаичных работ, расположившихся по всему периметру храма: от атриума до алтаря. Самый верхний ряд – изображение сцен из земной жизни Спасителя.
Средний ряд, расположившийся на высоте оконных проемов, изображает ветхозаветных пророков.
Нижний ряд именуется мученическим. С правой стороны изображены святые мученики, а с левой святые мученицы. Такое расположение отражает древнюю традицию: женщины стояли в храме отдельно от мужчин. Все святые держат в руках мученические венцы. Ряд венчает Господь Иисус Христос на троне в окружении четырех ангелов. За мученицами следует изображение трех волхвов, которые приносят дары рожденному Богу. Ряд заканчивается изображением Пресвятой Богородицы на троне с младенцем Иисусом.

Читайте так же:  Свято преображенский собор винницы

Via degli Ariani. Открыта: 09.00-17.00

>Церковь Святого Духа и Крещальня ариан — Chiesa dello Santo Spirito е Battistero degli Ariani

Когда-то арианский собор, посвященный Воскресению Христову, и в последствии переименованный в храм святого Феодора Тирона, мученика из Амасеи, в следующую эпоху стал церковью во имя Святого Духа.
Возле церкви стоит баптистерий ариан, купол которого украшен в византийскую эпоху прекрасной мозаикой с изображением Крещения Господа Иисуса Христа святым Иоанном Крестителем.
По кругу Крещения Господня – изображения двенадцати апостолов, которые несут в руках мученические венцы. Исключение составляют святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Петр держит ключи от дверей Рая, а Павел свиток с письменами. Оба апостола повернуты к кафедре, над которой возвышается Крест Господень, символизируя собой Главу Церкви – Христа. По центру баптистерия видно место, где стояла большая чаша для погружения в воду, ведь основная цель его возведения — совершение таинства Крещения.

Кафедральный собор и Крещальня православных — Duomo e Battistero Neoniano o Degli Ortodossi

Piazza Duomo. Открыты: 09.00-17.00

Церковь Святого Духа и Крещальня ариан — Chiesa dello Santo Spirito е Battistero degli Ariani

Кафедральный собор Равенны является строением XVIII в., возведенном на месте древней базилики Воскресения Христова. Древний храм, возведенный в начале V в. епископом Урсием, превосходил по величине все существующие храмы Равенны. От строений епископа Урсия сохранился лишь баптистерий.
Епископ Неон (451-475) украсил крещальню мозаиками и от имени этого епископа произошло современное название баптистерия. Ранее крещальня назвалась баптистерием православных.
В сравнении с баптистерием ариан этот баптистерий богато украшен поздними произведениями. Помимо старинных мозаик здесь присутствуют мраморные инкрустации и лепнина.
Мозаика купола перекликается сюжетом с мозаикой баптистерия ариан. В середине купола Крещение Господа Иисуса Христа Иоанном Крестителем, Святой Дух в виде голубя и персонификация реки Иорданн в облике мужчины, протягивающего полотенце. Святые двенадцать апостолов, несущие в руках мученические венцы, обрамляют сцену Крещения.
Третий мозаичный ряд, следующий за апостольским, имеет большое символическое значение. Здесь изображены чередующиеся престол и кафедра: символы Бога и человека, двух естеств Иисуса Христа. Престол окружен двумя пустыми креслами, что символизирует уготовленные места для избранных в Царствии Небесном. Кафедра окружена деревьями – символами райского сада.
Посреди крещальни – большая купель для Таинства Крещения. У стены стоит престол для совершения богослужения и небольшая мраморная чаша.

Церковь святого мученика Виталия — Chiesa di San Vitale

Via Fiandrini. Открыта: 09.00 — 17.00

Эта церковь всегда вызывала величайшее восхищение своей архитектурой и мозаичными произведениями. Строительство ее было начато во времена правления готов епископом Экклезием и завершено византийцами в 547 г. Необычайно красива внутренняя часть церкви, богато украшенная мозаиками на исторические и библейские сюжеты.
Арочный свод, отделяющий алтарь от центральной части храма украшен изображениями Спасителя, двенадцати апостолов и двух святых мучеников Гервасия и Протасия.
За арочным сводом, слева над колоннами – мозаика с изображением сцен из земной жизни святого праведного Авраама: Авраам принимает у себя в доме Божественную Троицу в виде трех Ангелов; Жертвоприношение Авраама. Еще выше изображен пророк Иеремия со свитком в руке, два Ангела, которые держат крест; священник Аарон с 12 коленами Израильскими и Моисей, готовящийся принять скрижали Завета. В верхней части изображены два апостола и евангелиста Лука и Иоанн Богослов. Рядом с ними стоят столики с перьями и чернильницами – орудия написания Святого Евангелия.
На правой стороне над колоннами изображение жертвоприношений Авеля и Мелхиседека. Над ними изображены: пророк Исаия; два летящих Ангела с крестом; Моисей, стерегущий стада своего свекра; Моисей, который видит Неопалимую купину. В верхней части изображены два апостола и евангелиста Марк и Матфей со своими символами льва и ангела, а у их ног изображены черепаха и цапля.
В центральной апсиде изображен Спаситель между ангелами, святым мучеником Виталием и епископом Экклезием. Спаситель передает святому Виталию мученический венец. Святитель Экклезий держит в руках храм, имеющий сходство с настоящей базиликой.
По бокам алтарной апсиды, по обеим сторонам оконных проемов, присутствуют два мозаичных изображения: слева – император Юстиниан со свитой и епископом Максимианом, справа – императрица Феодора со своими приближенными двора.Свод апсиды украшен мозаикой, изображающей Агнца Божия, с обрамляющими его четырьмя ангелами.

Базилика священномученика Аполлинария в Классах — Basilica di S. Apollinare in Classe

Добраться до храма можно автобусом, следующим от железнодорожного вокзала. Открыта: 09.00-17.00

Базилика была освящена 9 мая 549 г. епископом Максимианом и построена на месте захоронения первого епископа Равенны – святого Аполлинария. Место погребения святителя находится в середине центрального нефа базилики и представляет собой мраморную плиту с постаментом.
В апсиде храма, относящейся к VI в., на зеленом фоне возвышается фигура святого Аполлинария, который поверх своей туники имеет ризу с изображенными на ней золотыми пчелами – символами красноречия. Первый Равенский епископ изображен здесь с воздетыми в молитве руками, с тем, чтобы Бог даровал Свою милость верующим, доверившимся его защите: паства святого Аполлинария изображена в виде двенадцати белых овец, собравшихся вокруг своего епископа. Все это иллюстрирует последние слова проповеди, которую читал святой Петр Хризолог в честь святого Аполлинария: «Ecce vivit, ecce ut bonus Pastor suo medio assistit in grege» – «Здесь стоит он, как добрый пастырь посреди своей паствы». Вверху, посреди золотого неба в круглом поле, украшенном драгоценными камнями, изображен византийский крест с греческой монограммой «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». По бокам большого круглого поля стоят фигуры Илии и Моисея, появляющиеся из облаков. Символически здесь изображено Преображение Господне на горе Фавор, в котором участвовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, представленные в образе трех белоснежных овец. В промежутках между окнами изображены фигуры последующих епископов Равенны: Северия, Экклезия, Урсия и Урсициния. По бокам апсиды справа изображены жертвы Авеля, Авраама и Мелхиседека, а слева император Константин IV Погонатос со своими братьями Ираклием и Тиберием.

Удивительная базилика Сан-Витале — одна из наиболее значимых византийских церквей во всей Европе. Очень интересна ее конструкция, но еще более интересен интерьер, где можно увидеть потрясающие мозаики, подобные которым есть разве что в Турции.

Сан-Витале начали строить в 527 г. после того, как епископ Равенны вернулся из Византии. Церковь строили на деньги грека-процентщика и освятили в честь Виталия Миланского в 548 г. Внутренняя отделка создавалась разными авторами в 546—547 гг. Впоследствии конструкция базилики несколько видоизменилась: в частности, в 13 в. у неё появилась колокольня, а в 16 в. из-за угрозы затопления всю базилику целиком подняли над уровнем земли. Клуатр перестроили в середине 16 в. Колокольня была уничтожена в результате землетрясения, и ее отстроили заново в 17 в.

Базилика с 1996 г. входит в число восьми памятников Равенны, внесенных ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия.

Первоначально внешний облик базилики был довольно сдержан и скромен. В общих чертах таковым он остается и сегодня. Это восьмиугольное сооружение с простыми и гладкими наружными стенами и барабаном-многогранником в классическом римском стиле. Изнутри стены отделаны мраморными плитами, но только снизу; пол также выложен простым плиточным узором.

Ещё одна достопримечательность базилики Сан-Витале — раннехристианские гробницы, которые помещены в галереях. Из них особенно выделяется мраморная гробница экзарха Исаака 5 в. Гробница декорирована рельефной резьбой с сюжетами из Ветхого Завета.

Интересна внутренняя конструкция купола: он держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Между главными столбами в ней размещены аркады в два яруса. Всё это создаёт удивительный эффект: внутри базилики, в самом центре, много света, тогда как в наружных галереях царит таинственный полумрак. Такая игра света максимально выигрышно подает мозаики в пресвитерии и апсиде базилики.

Сан-Витале отличается и другими специфическими особенностями конструкции, которые сделали эту церковь своего рода эталоном для последующих религиозных построек в стиле каролингского ренессанса. В частности, конструкция Ахенской часовни, которая считается главным шедевром этого архитектурного стиля, явно была спроектирована с учётом этих особенностей.

Что же касается внутренней отделки церкви, то ей можно любоваться не один час. По большей части помещение выложено мраморным орнаментом, но все окружности и своды выложены мозаикой в византийском стиле. В это время вся Италия пребывала под властью Византии, и при строительстве базилики Сан-Витале преследовали задачу показать всему Западу, насколько могущественна и развита эта держава.

На мозаиках Сан-Витале изображены раннехристианские сюжеты, портреты императора Юстиниана и его жены со свитой, фигуры ангелов и каноничные ветхозаветные сцены — такие как жертвоприношение Авеля, явление Моисею неопалимой купины и получение им скрижалей и т. п. Подробное описание каждого сюжета и картины в каждой части базилики может быть бесконечным и всё равно не передаст их красоты.

Практическая информация

Адрес: Via Argentario, 22.

Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте — до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля — до 17:00.

Вход: полная стоимость единого билета «Мозаики Равенны» — 9,50 EUR, льготная стоимость — 8,50 EUR. Бесплатный вход для детей до 10 лет.

По единому билету можно осмотреть Архиепископский музей (часовню Сан-Андреа и трон слоновой кости), Неонианский баптистерий, базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, базилику Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии. С 1 марта по 15 июня за осмотр последнего нужно доплачивать к единому билету 8,95 EUR.

Читайте так же:  Собор пресвятой богородицы гатчина

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Сан-Витале в Равенне: Запад, Восток и снова Запад

Равенна — древний североитальянский город. Ее расцвет восходит к V веку, когда здесь размещалась резиденция императора Западной Римской Империи Гонория. Тогда город превратился в экономический, политический и культурный центр имперского значения. После падения Западной Римской Империи, в VI — первой половине VIII в., Равенна стала центром так называемого Равеннского экзархата (представлявшего собой военно-административный округ в Византийской Империи под управлением экзарха) и главной опорой византийцев на Западе. Называемое «золотым веком» правление Юстиниана (527-565) связано с укреплением позиций Церкви и с активным строительством по всей Империи. Однако, если в столичном Константинополе многое не дошло до наших дней, то не уступающие ему по качеству памятники Равенны сохранились значительно лучше.

Очевидно, что статус Равенны привлекал в этот город знатных состоятельных людей и кроме того получил дополнительное подтверждение во множестве произведений архитектуры и монументально-декоративной живописи. Среди них — так называемый мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, Сант-Аполлинаре ин Классе и Сант-Аполлинаре Нуово, Архиепископская капелла, так называемый дворец Теодориха, а также его Мавзолей. И наконец, один из важнейших памятников — церковь Сан-Витале.

Точно назвать заказчика Сан-Витале (527-548) трудно, но, вероятно, храм возводился либо на средства греческого ростовщика Юлиана Серебренника (который также вел строительство Сант-Аполлинаре ин Классе), либо по поручению самого императора Юстиниана. В таком случае эта богато украшенная постройка могла дополнительно подчеркивать тесные связи Равеннского экзархата с самой Империей (и если здесь заказчиком строительства был Юстиниан, то напомню, что в Константинополе тогда же возводилась главная византийская святыня — церковь Св. Софии (532-537).

К сожалению, до сих пор не установлено, кем именно был святой Виталий. Скорее всего, имеется в виду либо Виталий Равеннский, во времена Нерона отказавшийся предать христианство, либо же Виталий Болонский, раб, по той же причине принявший мученическую смерть со своим хозяином Агриппой уже в 304 г.

Обращаясь к архитектурным особенностям этого памятника, нужно сказать, что в плане Сан-Витале представляет собой восьмигранник с куполом, т. е. центрический храм. Эта форма непосредственно могла быть вдохновлена императорским дворцом в Константинополе (ныне утраченным), а в более далекой перспективе — античными мавзолеями. Вообще, в Сан-Витале черты классического римского зодчества (такие, как, например, купол и порталы) сочетаются с новыми византийскими приемами (такими, как граненая апсида или трапециевидные капители). Таким образом, в этой постройке прослеживается связь и с предыдущей традицией. Только в эпоху христианства центрический собор начинает наделяться новыми смыслами.

Центрический храм всегда орентирован не на движение (как в случае вытянутой базилики, которая впоследствии будет более характерна для западноевропейского искусства), но на остановку и созерцание. Человек, пришедший в церковь, останавливается для молитвы, для самопогружения, для созерцания Господа. Центрическое постранство Сан-Витале играет вокруг находящегося в нем человека как бы волнующейся тканью храма — изгибающимися арками и уходящими в глубину нишами, жилками мраморных плит или золотым блеском мозаик. А поскольку сооружение имеет несколько входов с разных сторон, то пространственные эффекты каждый раз будут новыми. Сам свет, проникающий сюда с улицы в виде направленного потока и преображающий цвета и архитектурные объемы, приобретает характер почти трансцендентный.

Равенна: достопримечательности города, византийские мозаики и искусство арианцев

С точки зрения первого впечатления Равенна другим городам Италии, к сожалению, проигрывает по умолчанию. Если по приезду в Рим, Венецию или Верону среднестатистический турист неизменно переживает ощущение всепоглощающего восторга от архитектурных красот города, то внешний облик Равенны произвести WOW-эффект просто не способен.

Маленькие улицы с серыми домиками, несколько башен, могила Данте, да симпатичная площадь Piazza del Popolo.

На фото: улочка Равенны

И то приятное впечатление Piazza del Popolo производит лишь благодаря узнаваемым венецианским аркам Palazzo Veneziano, плюс в центре площади высятся колонны с не менее узнаваемым крылатым венецианским львом и скульптурами Пап — Венеция владела Равенной с 1441-го по 1509 год, вот и разнообразила архитектурный облик города привычными «элементами декора».

На фото: Piazza del Popolo

Впрочем, резные венецианские арки на городской площади — это скорее символ заката Равенны, города, который согласно Дионисию Галикарнасскому был основан за семь поколений до Троянской войны. В шестом веке до нашей эры здесь жили этруски, о чем свидетельствуют обнаруженные в окрестностях города бронзовые статуэтки с характерными надписями, а при императоре Августе в Равенне стоял морской флот, насчитывающий 250 кораблей — число и по современным меркам внушительное.

На фото: древние саркофаги у Сан-Витале, Равенна

Но если от этрусков и римлян в Равенне мало что сохранилось, то остготское и византийское наследие города огромно. Истинные богатства Равенны сокрыты в местных церквях и баптистериях — это раннехритианские византийские и арианские мозаики и саркофаги, причем, если визайнтийские мозаики можно увидеть, к примеру, в храме Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло (почитать о храме можно здесь) или в Святой Софии в Стамбуле, то образцов арианского искусства в мире наперечет.

На фото: улочка в центре Равенны

Дело в том, что на Никейском соборе 325-го года христианское учение александрийского священника Ария, согласно которому Христос был сотворен Богом и, соответственно, не был равен Всевышнему, было признано ересью, и, хотя таким жестоким гонениям как катары, последователи арианства не подвергались, это направление христианства бесследно исчезло уже в Раннем Средневековье.

В Равенне католики и арианцы сосуществовали вполне мирно до 525 года, ведь остготы, а точнее их король Теодорих, занявший город в 493 году, поддерживал учение арианцев и после Никейского собора. Несмотря на то, что в мае 540 года Равенна перешла в руки византийцев, здесь сохранился Баптистерий Арианцев, построенный королем готов Теодорихом, да и в знаменитая базилика Sant’Apollinare Nuovo изначально была арианской церковью.

На фото: Sant’Apollinare Nuovo

На осмотр одних только арианских и византийских мозаик у гостей Равенны уходит не менее двух дней и, даже если искусством Раннего Христианства вы никогда не интересовались, поизвучать мозаики и саркофаги этого итальянского города все же стоит, ведь где еще увидишь Христа в образе пухленького подростка или грозного война? Только в Равенне и больше нигде!

БАПТИСТЕРИЙ АРИАНЦЕВ ИЛИ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА В РАВЕННЕ

Хотя рассказ о мозаиках Равенны все всегда начинают со знаменитого Сан-Витале, на мой взгляд, самая любопытная мозаика города украшает купол маленькой и скромной Церкви Святого Духа.

На фото: мозаика в Церкви Святого духа

Дело в том, что до второй половины шестого века церковь была баптистерием арианцев, построил ее король остготов Теодорих, стремившийся создать в Равенне независимый от католиков церковный институт.

На фото: Христос-подросток, принимающий крещение, Баптистерий арианцев

Под куполом баптистерия изображена сцена крещения Христа, и эта мозаика абсолютно уникальна в своем роде. Согласно католической, православной традиции и Евангелию от Луки Иисус принял Крещение в водах Иордана возрасте 30 лет, арианцы же полагали, что Христос был крещен подростком.

Собственно, мозаика и иллюстрирует крещение Иисуса-подростка. У многих может возникнуть вопрос: а что это за рогатая фигура по правую руку Христа? Объясняем, это дух реки Иордан. Хотя арианцы и относили себя к христианам, они вполне могли изображать в церквях и баптистериях духи рек.

САН-ВИТАЛЕ (S VITALE) — ГЛАВНАЯ БАЗИЛИКА РАВЕННЫ

Сегодня внешний облик Сан-Витале — главного храма Равенны — вряд ли вызовет у вас приступ бесконтрольного эстетического восторга, а ведь Андреа Ангелло, посетивший Равенну в девятом веке нашей эры, писал, что собора, равного по красоте и величественности этому сооружению, нельзя найти на территории Европы.

На фото: базилика Сан-Витале в Равенне

Конечно, с девятого века много воды утекло, и, безусловно, Сан-Витале не идет ни в какое сравнение с красавицей Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции или тем более с Собором Святого Петра в Риме. Однако, когда задумываешься о том, что строительство храма было начато в 525 году нашей эры, а освятили базилику, посвященному Святому Виталию — христианскому мученику, солдату, заживо похороненному под камнями в Равенне — в 548 году, тебя охватывает чувство почти мистического трепета.

На фото: мозаика в Сан-Витале

Главное сокровище Сан-Витале — византийские мозаики, которыми украшены своды собора. Стоит сказать, что в отличие от фресок мозаики практически не разрушаются со временем, то есть они и сегодня выглядят в точности также, как и почти 1500 лет назад, когда строительство собора было завершено.

На фото: мозаики Сан-Витале (S Vitale), Равенна

На центральной мозаике в конхе базилики изображен Спаситель в окружении ангелов, Святого Виталия и епископа Экклезиея — одного из основателей базилики. Сюрприз, на мозаике, которую принято датировать 500 годом нашей эры, Иисус изображен безбородым юношей, что разнится с привычным нам образом Христа.

Мозаика изображающая Христа, Святого Виталия, ангелов и епископа Экклезиея в Сан-Витале

Еще одна интересная деталь — восседает Христос на голубом шаре, что вполне может символизировать земной шар. Казалось бы, мы все знаем, что в дремучей древности люди были уверены, что земля плоская, но на самом деле это не так.

Мозаика, изображающая Христа, Сан-Витале

Подобное заблуждение бытовало в умах простых обывателей, а древнегреческие и древнеримские мореходы уже в пятом веке до нашей эры знали, что земля имеет форму шара, да и греческий ученый Эратосфен еще в 250 году до нашей эры смог довольно точно измерить радиус земли, так что предположение о том, что синий шар может символизировать землю вполне имеет место быть.

Читайте так же:  Ефросиньевский собор в полоцке

Мозаики на боковых стенах аспиды Сан-Витале изображают императора Юстиниана и его супругу Феодору.

На фото: император Юстиниан со свитой, мозаика в Сан-Витале

Тут следует оговориться, что строительство Сан-Витале было начато во время правления в Равенне Амаласунты — дочери остготского короля Теодориха, то есть изначально базилика должна была стать арианской церковью. Однако в 540 году Равенна перешла к византийцам, которые, к их чести, разрушать храм не стали, наоборот, достроили его и украсили мозаиками, конечно, в том числе изображающими византийского императора и его супругу.

На фото: императрица Феодора со свитой, мозаика в Сан-Витале

«Мозаики в то время были аналогом фотографии, — объяснял мне Джакомо, гид Равенны. — Авторы мозаик придавали большое значение деталям, они пытались воссоздать до мельчайших подробностей нюансы костюма, индивидуальные особенности лиц. К примеру, по мозаичному портрету Юстиниана видно, что император не очень любил бриться, у него на лице легкая трехдневная щетина. Портрет же его супруги Феодоры дает нам точное представление о том, какие украшения носили женщины в то время».

На фото: на голове императрицы Феодоры — диадема, на шее — тяжелое ожерелье, в руках императрица держит потир — сосуд для христианского богослужения.

Еще любопытный момент. При оформлении базилики Сан-Витале трудились художники сразу двух школ: римско-эллинистической и византийской. Для первой характерна детальная проработка не только переднего плана мозаики, но и фона, вторые же часто фоном пренебрегали и изображали на мозаиках персонажей исключительно в анфас.

На фото: мозаика, изображающая императора Юстиниана, византийская школа мозаики

Таким образом, Христос и портреты императора Юстиниана и его супруги выполнены мастерами византийской школы, ведь фигуры на мозаиках расположены в анфас и на простом золотом фоне. А вот мозаики пресвитерия храма (пространство между нефом и алтарем), иллюстрирующие библейские сцены, созданы художниками римско-эллинистической школы.

На фото: мозаика жертвоприношение Исаака и гостеприимство Авраама, мозаика выполнена мастерами римско-эллинистической школы

Как видно на фото выше, на них святые изображены не только в анфас, но и в профиль, а на заднем фоне можно увидеть изображения гор, облаков, лесов и другие элементы пейзажа.

МАВЗОЛЕЙ ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ

Хотя маленький мавзолей, к слову, одно из старейший сооружений Равенны, его постройку датируют второй четвертью пятого века нашей эры, носит имя Галлы Плацидии, на самом деле он не является местом захоронения дочери римского императора Феодосия Великого.

На фото: мавзолей Галлы Плацидии

Галла Плацидия умерла в Риме 27 ноября 450 года и обрела вечный покой в вечном городе. Убедительных доказательств того, что именно она решила в свое время возвести в Равенне мавзолей, тоже нет никаких. Тем не менее, историки предполагают, что это место в древности было часовней, а значит, ничто не мешало дочери Феодосия Великого здесь молиться.

На фото: мозаика в мавзолее Галлы Плацидии

Если внешне мавзолей смотрится более чем скромно, то его внутреннее убранство роскошно. Купол часовни украшен мозаикой работы мастеров римско-эллинистической школы, изображающей звездное небо с золотым крестом в центре композиции.

На фото: мозаика, изображающая звездное небо, купол мавзолея Галлы Плацидии

На фоне темного неба цвета индиго распускается хоровод золотых звезд, а по углам мозаики золотом выложены символы апостолов-евангелистов: лев (Марк), телец (Лука), орел (Иоанн) и ангел (Матфей). На южном и северном люнетах мавзолея — две мозаичные картины в обрамлении узоров, символизирующих райский сад.

На фото: мозаика с орнаментом, символизирующим райский сад, мавзолей Галлы Плацидии

На северном лютене изображен Добрый Пастер, то есть Христос, на южном — Сан-Лоренцо перед казнью, считается, что Святой Лаврентий был заживо сожжен римлянами на металлической решетке.

Добрый пастырь — мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, овцы символизируют паству, поза Христа как бы говорит: «Я смотрю за вами, я забочусь о вас».

Кстати, из-за того, что на мозаике на южном лютене изображен Сан-Лоренцо, многие историки предполагают, что в древности мавзолей был часовней, посвященной именно Святому Лаврентию.

Мозаика, изображающая Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) перед казнью. Обратите внимание, на мозаике Святой, идущий на смерть, не выглядит печальным, таким образом художник подчеркивал не только бесстрашие Сан-Лоренцо, но и правильность выбранного им пути.

В центре мавзолея установлен саркофаг, но кто именно был в нем похоронен, похоже, так навсегда и останется загадкой. В свое время исследователи вскрыли саркофаг, проделав в тыльной стороне каменного основания небольшое отверстие, но, когда к отверстию поднесли свечу, прах, находившийся в саркофаге, воспламенился и в считанные секунды сгорел дотла, так что выяснить, кто же был похоронен в мавзолее, теперь не представляется возможным.

SANT’APOLLINARE NUOVO

Изначально Sant’Apollinare Nuovo была арианской церковью, ведь построили ее в период с 493-го по 526 год, когда в Равенне владычествовали остготы. Затем в 556 — 565 годах власть перешла в руки византийцев, и император Юстиниан передал церковь католикам.

На фото: Sant’Apollinare Nuovo, Равенна

Вначале ее посвятили Святому Мартину, но в девятом веке сюда по инициативе равенского епископа перенесли мощи Святого Аполлинария, и церковь самопроизвольно переименовалась в Sant’Apollinare Nuovo (приставка Nuovo, то есть «новая» появилась дабы не путать храм с арианской базиликой Sant’Apollinare в Классе, тоже расположенной неподалеку).

Внутреннее помещение церкви разделено двумя рядами колон, над которыми красуются мозаики, созданные в конце пятого-начале шестого веков. На нижних рядах мы видим изображения христианских мучеников и святых женщин.

На фото: мозаики Sant’Apollinare Nuovo

Процессии дев и мучеников, изображенные на нижних рядах мозаики, любопытны тем, что при общей схожести ни одна фигура не повторяет другую, разница заметна не только в деталях одежды, но даже в выражении лиц святых.

Святые девы, мозаика в Sant’Apollinare Nuovo

Мозаики на верхнем ряду — между окнами — иллюстрируют сцены Евангелия. Хотя точно сказать, какие мозаики Sant’Apollinare Nuovo были созданы арианцами, а какие позже католиками — невозможно, однако легко заметить, что иллюстрации сцен жизни Христа на верхнем ряду мозаик очень разнятся по стилю. На некоторых мозаиках Христос выглядит таким, каким его изображают в католической традиции, на других же Спаситель юный и безбородый.

На фото: Христос на арианской мозаике в Sant’Apollinare Nuovo

Самое популярное объяснение этой стилистической разницы следующее. Считается, что большинство мозаик было создано арианцами, но после того, как Sant’Apollinare Nuovo перешла к католикам некоторые изображения Христа были отредактированы с учетом католических канонов.

На фото: переложенная католиками мозаика в Sant’Apollinare Nuovo, образ Христа более соответствует каноническому.

Кстати, по одной из гипотез, католики отретушировали не только часть изображений Христа на арианских мозаиках, но и придали мозаичному портрету короля остготов Теодориху сходство с императором Юстинианом, так что теперь понять, какой именно государственный лидер изображен на мозаике в Sant’Apollinare Nuovo, весьма проблематично.

СОБОРНЫЙ ИЛИ НЕОНОВЫЙ БАПТИСТЕРИЙ

Соборный баптистерий был построен в первой четверти пятого века, то есть тоже во времена арианцев. Но мозаикам неонового баптистерия не очень повезло, их, как и в Sant’Apollinare Nuovo, отретушировали католики, то есть на украшающей купол мозаике Крещение Господне, Иисуса-подростка превратили в Иисуса тридцатилетнего, сделали это очень простым способом — переложили мозаику, изображающую лик Спасителя.

На фото: крещение Христа — мозаика в Неоновом баптистерии, Равенна

В результате сцена Крещения Христа смотрится, как нечто среднее между арианской и католической версиями: Христос выглядит тридцатилетним, но по левую руку от Спасителя мы видим дух реки Иордан, что, конечно, к католичеству не имеет никакого отношения.

Кстати, помимо лица Христа, католики переложили мозаичное изображение и Иоанна Крестителя, а заодно добавили на мозаику голубя — символ Святого духа.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Еще одну любопытную мозаику арианцев можно увидеть в Архиепископском музее, что расположен в двух шагах от Неонового баптистерия. Имеется в виду мозаика Христос-войн в капелле архиепископа.

На фото: мозаика Христос-воин, Равенна

На мозаике, созданной во времена арианцев, Христос изображен безбородым молодым человеком, в одной руке он держит крест, правда, крест скорее напоминает меч, в другой — книгу, раскрытую на странице со словами: «Я есть дорога, истина и жизнь», ногами Христос попирает гидру и льва — символы зла в традиции арианцев.

Рассматривая мозаику с изображением воинственного Христа, начинаешь особенно явственно понимать, что многие символы исчезнувших направлений Раннего Христианства — прямые наследники античной традиции, к примеру, гидра и лев — классическое заимствование из мифов о Геракле.

И в финале фотография барельефа саркофага, увиденного мной в Равенне возле Sant’Apollinare Nuovo. Центральная фигура барельефа изображает не Диониса, как можно было бы подумать, а опять же Христа в окружении апостолов Петра и Павла.

Словом, отличный пример того, о чем говорил немецкий историк искусства Аби Варбург, посвятивший жизнь изучению трансформации традиций в классическом искусстве, а Равенна — город-сокровищница, где подобные уникальные примеры миграции образов из одной культурной традиции в другую можно встретить на каждом шагу.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук