Село флорищи храм

Флорищи.

Храмы Владимирской области.
Киржачский и Кольчугинский районы

Церковь Введения во храм Божией Матери

Село Флорищи, или, по народному выговору, Фролищи, находилось на границе Покровского уезда с Александровским.

Время первоначального основания церкви во Флорищах с точностью неизвестно. В 1799 г. местный священник показывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 г., но была ли она первой или уже существовали здесь церкви и ранее, сведений не сохранилось.

В 1870-х гг. с целью повышения благосостояния членов церковного причта был образован объединённый Флорище-Фоминский приход. Введенская церковь во Флорищах считалась главной, Рождественская в Фомине (сломана в советское время)- приписной. По штату причт должен был состоять из священника и псаломщика. В действительности во Флорищах служили священник Иосиф Переборов — настоятель, диакон Григорий Сущевский и причетник Лукиан Товаров. В с. Фомино -только пономарь Василий Гусев.

Приходских душ мужского пола в объединённом приходе числилось: в с. Флорищах — 304, Фомине — 76, в д. Алликах — 77, Дьяконове — 51, Дееве — 72, Левашеве — 134, Понизове — 17, военных 36, всего 767. Впоследствии приход был снова разделён.

Причта по штату на 1890-е гг. было положено: священник, диакон i псаломщик. На содержание причта получалось: процентов с причтовой капитала (600 руб.) — 24 руб., от служб и требоисправлений до 700 руб. от земли церковной при своей обработке до 100 руб. и по особому при говору от прихожан 100 руб., а всего 900 руб. в год. Дом для священника церковный, диакон же и псаломщик в собственных. Земля при церкви была усадебная, пахотная и сенокосная. Церкви принадлежал! имевшиеся во Флорищах деревянные лавки, сдававшиеся для торгов ли в дни ярмарок, дохода с них поступало в церковь около 30 руб. в год

Приход состоял из с. Флорищи, сельца Алешек и д. Диаконово (1 вер.). Деевой (2 вер.), Понизовья, прихожан ко клировым ведомостям числилось: 757 крестьян и 704 крестьянки; все православные.

Во Флорищах с 1881 г. существовала земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 67.

У храма похоронены несколько священников, один из них, о. Алексий Товаров, служил во Флорищенском храме около 40 лет.

В 1939 г. храм был закрыт, но не разорён, несмотря на то, что во время войны в нём располагалась воинская часть. В 1946 г. открыт. Один из немногих в Кольчугинском районе, сохранил внутреннее убранство. В него были собраны иконы из закрытых и уничтоженных в округе церквей. икона Божией Матери Державная в 1990-х гг. мироточила; по словам настоятеля храма о. Вячеслава Буланова, она происходит из подмосковного храма, теперь уже неизвестно какого.

В 1962-1963 гг. во Флорищах служил иеромонах Максим ((1914-1993, в миру Никифор Герасимович Абрамов), с 1970 г. игумен, с 1980 г. архимандрит, в 1986 г. пострижен в схиму с именем Гедеон, основатель в с. Новом Юрьев-Польского района Свято-Никольского женского монастыря (с 1993 г. подворье Свято-Успенского Княгинина монастыря в г. Владимире, с 1995 г. самостоятельный женский монастырь).

Уже в наше время во Флорищах построена часовня.

Флорищи — село в Кольчугинском районе Владимирской области России, входит в состав Флорищинского сельского поселения.
Село расположено в 7 км на юг от центра поселения посёлка Металлист и в 9 км на запад от райцентра города Кольчугино. «Село Флорищи или по народному выговору, Фролищи находится на границе Покровского уезда с Александровским в 85 верстах от губернского города». [1]

Курганный могильник (XI-XIII вв.) располагался близ села Флорищи, правый берег р. Шерна. Исследованы (А.С. Уваров, 1852 г.) 11 курганов, содержавших остатки трупоположений с западной ориентировкой и древнерусскими вещами. Распахан. [2]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Коробовщинской волости Покровского уезда.
С 1929 года село являлось центром Флорищинского сельсовета в составе Кольчугинского района, позднее центр Флорищинского сельсовета был перенесен в посёлок Металлист.
Администрация Флорищинского Сельского округа Кольчугинского района действует с 20 сентября 1999 г. Зам. главы района-управляющий делами Максимов Николай Иванович. Юридический адрес: поселок Металлист, Школьная улица, 1. Организация АДМИНИСТРАЦИЯ ФЛОРИЩИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ОКРУГА КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА ликвидирована 21 июля 2011 г.
Администрация Флорищинского Сельского Поселения зарегистрирована 9 декабря 2005 г. Глава администрации флорищинского сельского поселения Алибеков Тагир Запирович. Юридический адрес: поселок Металлист, Школьная улица, д. 1.

Численность населения: в 1859 г. – 395 чел., в 1905 г. – 583 чел., в 1926 г. – 692 чел., в 2002 г. – 204 чел., в 2010 г. – 226 чел.
ООО «КФХ «Флорищи» зарегистрирована 6 октября 2011 г. Ликвидатор Шахова Татьяна Геннадьевна. Юридический адрес: село Флорищи, Первая улица, 127. Основным видом деятельности является «Выращивание зерновых и зернобобовых культур». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО «ФЛОРИЩИ» ликвидирована 22 апреля 2019 г.
ТОО «Флорищи» действует с 24 марта 1992 г. Руководитель юридического лица Брюшков Владимир Алексеевич. Юридический адрес: село Флорищи, 1. Основным видом деятельности является «Предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур». Организация ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ФЛОРИЩИ» ликвидирована 7 октября 2011 г.
АОЗ «Флора» действует с 25 марта 1992 г. Руководитель юридического лица Журавлев Игорь Александрович. Юридический адрес: село Флорищи, Первая улица, 1. Основным видом деятельности является «Растениеводство». Организация АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАКРЫТОГО ТИПА «ФЛОРА» ликвидирована 8 июня 2012 г.
Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Брюшкова В.А. действует с 22 апреля 1993 г. Глава фермерского хозяйства Брюшков Владимир Алексеевич. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО БРЮШКОВА В.А. ликвидирована 7 августа 2007 г.

Время первоначального основания церкви во Флорищах — с точностью неизвестно. В 1799 г. местный священник показывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 г., но была-ли это первая церковь или уже существовали здесь церкви и ранее, сведений не сохранилось.
В том же 1799 г. во Флорищах начат постройкой каменный храм; постройка окончилась в 1819 г.
В 1870-х гг. с целью повышения благосостояния членов церковного причта был образован объединённый Флорище-Фоминский приход. Введенская церковь во Флорищах считалась главной, Рождественская в с. Фомине (сломана в советское время) — приписной. По штату причт должен был состоять из священника и псаломщика. В действительности во Флорищах служили священник Иосиф Переборов — настоятель, диакон Григорий Сущевский и причетник Лукиан Товаров. В с. Фомино -только пономарь Василий Гусев.
Приходских душ мужского пола в объединённом приходе числилось: в с. Флорищах — 304, Фомине — 76, в д. Алликах — 77, Дьяконове — 51, Дееве — 72, Левашеве — 134, Понизове — 17, военных 36, всего 767. Впоследствии приход был снова разделён.

Престолов в храме три: в холодном в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах теплых во имя св. Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. Иконостас главного храма был куплен и с иконами в упраздненном Переславском Горицком монастыре, — но позже он был переделан и в нижнем ярусе иконы написаны вновь.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г.
Причта по штату положено: священник диакон и псаломщик. На содержание причта получалось: а) процентов с причтового капитала (600 р.) — 24 р., б) от служб и требоисправлений до 700 р., в) от земли церковной при своей обработке до 100 руб. и г) по особому приговору получалось от прихожан 100 руб., а всего 900 руб. слишком в год. Дом для священника церковный, диакон же и псаломщик жили в собственных домах. [1]
Земли при церкви: усадебной 3 дес. 315 саж., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес. 1195 саж. [1]
Церкви принадлежали имеющиеся во Флорищах деревянные лавки; дохода с них поступал в церковь около 30 р. в год. [1]
Приход состоял из села Флорищ, сельца Алешек (1 вер. от церкви) и деревень: Диаконова (1 вер.), Деева (2 вер.), Левашова (3 вер.) и Понизовья (Александровского уезда — 4 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 767 душ муж. пола и 764 женского; все православные. [1]

Фролищевское училище, Коробовщинской волости, в селе Фролищах. Основано обществом в 1881 г., по инициативе свящ. Ф. Товарова. Ближайшие училища: Фоминское в 2 вер., Коробовщинское — 7 вер., Макаровское (Александр. уезд.) — 7 вер. и Васильевское (Юрьевск, у.) — 6 вер.
В 1884 году «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 12, шириной 10, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 70 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Федор Товаров, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1880 г.; учитель Петр Чинаев, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1883 г. Попечитель крестьянин Владимир Онисимович Софронов; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 40 м. и 11 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 7 м. Окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 22 м. и 2 д. К 1-му января 1884 года состояло 55 м. и 13 д. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 7 до 14 лет. Из учащихся: 36 из с. Фролищ, 20 — д. Левашова — 2 в., 6 — д. Лежков — 2 в., 4 — д. Дева — 2 в. и 2 — дер. Дьяконова — 2 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 3 уч., за незначительную плату. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 196 руб., от общества 135 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 55 р., жалованье — законоучителю 36 р., учителю 240 руб. Посещали классы исправно. Прием в октябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказано 18. Учебный год с октября. Пению обучаются и есть хор. Учатся в день 6 ? час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в I отд. — по Закону Божию — 3, по Русскому языку — 12, по арифметике — 5, по пению — 2; во II отд. — по Закону Божию — 3, по Русскому языку — 11, по Славянскому языку — 2, по арифметике 4, по пению 2; в III отд. — по Закону Божию — 3, по Русскому языку — 11, по Славянскому языку — 2, по арифметике — 4, по пению — 2. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 3 лет. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Учащихся в 1895/6 г. было 67. [1]

Читайте так же:  Храм прокопия устюжского с чернавское

У храма похоронены несколько священников, один из них, о. Алексий Товаров, служил во Флорищенском храме около 40 лет.
Диакон с. Флорищи, Покр. у., Григорий Сущевский, 15 сентября 1915 г., уволен за штат.


Иконостас церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

Иконостас главного храма был куплен с иконами в упраздненном Переславском Горицком монастыре. Ограда с воротами и башнями построена в XIX в.
В 1939 г. храм был закрыт, но не разорён, несмотря на то, что во время войны в нём располагалась воинская часть.
В 1946 г. храм был открыт. Один из немногих в Кольчугинском районе, сохранил внутреннее убранство. В него были собраны иконы из закрытых и уничтоженных в округе церквей. икона Божией Матери Державная в 1990-х гг. мироточила; по словам настоятеля храма о. Вячеслава Буланова, она происходит из подмосковного храма, теперь уже неизвестно какого.
В 1962-1963 гг. во Флорищах служил иеромонах Максим (1914-1993, в миру Никифор Герасимович Абрамов), с 1970 г. игумен, с 1980 г. архимандрит, в 1986 г. пострижен в схиму с именем Гедеон, основатель в с. Новом Юрьев-Польского района Свято-Никольского женского монастыря (с 1993 г. подворье Свято-Успенского Княгинина монастыря в г. Владимире, с 1995 г. самостоятельный женский монастырь).
В храме также служил в свое время игумен Амвросий (Бородачев).
С 1991 г. настоятелем храма является протоиерей Вячеслав Буланов, который также является духовником Кольчугинского благочиния.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Введенского Храма села Флорищи Кольчугинского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 23 сентября 1999 г.


Настоятель храма — протоиерей Вячеслав Буланов

Настоятель, председатель приходского совета Буланов Вячеслав Константинович.
Юридический адрес: село Флорищи, Шестая улица, д. 1.

В 2005 году во Флорищах рядом с храмом построена часовня. Она отмечает место, где стоял деревянный Никольский храм, тот самый, где служил о. Никита Флоринский. Со всех сторон часовни иконы. На запад смотрит Господь Вседержитель, на восток — архангел Михаил, на юг в сторону деревни — свт. Николай, и на север в сторону храма — Матерь Божия «Державная».


Часовня Николая Чудотворца. Автор фотографии: Алексей Кротов

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. — 1897. — 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995. Благовещенский погост

Свято-Введенский храм села Флорищи

Если бы вам случилось двести или триста лет назад поехать из Москвы в Юрьев-Польской или Суздаль, вы, непременно, проехав чуть более 100 км, оказались бы в этих местах. Здесь пролегала большая дорога из Костромы в Москву, называвшаяся «Стромынским трактом». Была она очень древняя, вероятно, уже с XIII века здесь стали проезжать первые подводы. Этим трактом купцы везли через Киржач в Москву разные товары, но главным из них был хлеб. И Суздаль, и Юрьев-Польской всегда славились своими плодородными землями. Пшеница и рожь здесь родились отменными, а в Москве был всегда большой спрос на зерно.

До XVI века на месте нынешнего села был лес. Он окружал дорогу, остановиться здесь было негде, да и проезжающие старались тут не задерживаться. Этот лес пользовался дурной славой, в нём нередко прятались разбойники. Однажды здесь поселись четыре брата- побратима. Их вожака звали Флор, его именем стали называть и всех остальных — Флоры. Братья промышляли разбоем и были необыкновенно удачливы. Они грабили обозы с товарами, нападали на проезжающих, да просто на путников, отнимали имущество, в общем, наводили страх и ужас на всех, кто попадал в эти места. Люди стали называть братьев- разбойников грозными именами «Флорищи». В этом слове видится еще несколько оттенков, также созвучных с этими событиями. Первое — это девиз карательной экспедиции «ищи Флора», т.е. главного разбойника, его банду, сокращенно «Флор-ищи», а второе — реакция уже ограбленных: «Мол, надо бы поймать Флора, наказать его, да где ж его теперь найдешь? Ищи ветра в поле! Ищи теперь Флора» — «Флор-ищи». Как бы то ни было, за этой местностью прочно закрепилось название «Флорищи». Братьев-разбойников не поймали, постепенно они стали обзаводиться семьями, их домашние селились здесь же, вдоль дороги. Бояться им было нечего, а дорога оживляла их жизнь, давая возможность торговли или обмена. Меж тем, банда Флора, то ли опасаясь за свои семьи, то ли просто устав от разбоя, оставила свой преступный промысел. Разбойники стали торговать с проезжавшими купцами и перестали грабить. Поселение, не подвергавшееся нападениям разбойников, привлекало внимание. Сюда, поближе к дороге, стали переселяться люди, основательно обустраиваться, да и купцы стали чаще останавливаться. Так образовалась деревня.

Название для этого местечка даже не пришлось придумывать, оно родилось само собой: «Флорищи». До наших дней сохранилось и старое название ближайшей к деревне речки «Плаксы», как напоминание о слезах и горьких обидах ограбленных и униженных. Со временем жители деревни пожелали построить себе Церковь. Собрали средства, напрягли cвои усилия и…построили. Небольшой деревянный храм флорищенцы посвятили святителю и чудотворцу Николаю. Есть предание, что уже на закате жизни побратимы Флоры отдали на Церковь все свои сбережения.

В народной памяти хранится еще одно предание, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского. Преподобный проходил по Стромынскому тракту со своим учеником Романом, направляясь в Киржач. Это событие произошло в XIV веке, возможно, в 60-е годы. В народе есть благочестивое поверье, что Сергий Радонежский благословил эти места, провидя будущие поселения, и именно поэтому сегодня здесь такой красивый храм.

А храм во Флорищах действительно красивый! За всю историю села здесь уже были три деревянные Церкви. Когда одна приходила в ветхость, ее сменяла другая. В четвертом поколении храм стал каменным. Все три предыдущие деревянные церкви были срублены в честь святителя и чудотворца Николая, а каменный храм посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы. Так во Флорищах древний Никольский храм стал Введенским. Святителю Николаю в новом храме посвятили правый боковой придел.

О первых двух деревянных храмах сведений нет. Известно только, что они были построены. Более подробные исторические документы или по причине пожара, или по небрежности хранения, до нашего времени, к сожалению, не дошли. Третий деревянный Никольский храм, предшествовавший каменному, к концу XVIII века пришел в ветхость. В 1780 году он был признан аварийным, в нем запретили служить. Епархиальной властью храм был запечатан. Для флорищенцев это была трагедия, покойника приходилось отпевать дома или в амбаре у дьякона, где устроили что-то вроде походного храма. А к обедне в большие праздники, хочешь- не хочешь, приходилось ходить в соседние села. Но флорищенцы так не привыкли, жизнь без храма в селе казалась им какой-то неправильной.

До наших дней дошла одна очень интересная история. Храм в селе закрыли, но во Флорищах оставался священник, который жил здесь со своей семьей. Его звали о. Никита Флоринский. Он считался настоятелем Никольского храма, хотя и закрытого, и исполнял все необходимые требы в селе. И вот у о. Никиты умирает мать. Очевидно, флорищенский священник посчитал позором для себя отпеть свою мать на дому или в амбаре у дьякона, а не в храме, настоятелем которого он являлся.

О. Никита сорвал епархиальные печати и стал служить в храме обедню. Он отпел свою мать и похоронил ее по-христиански, с честью, как положено, ничего не опуская из ритуала погребения. Этот дерзкий поступок не сошел с рук о. Никите, его лишили должности и прикрепили к священнику из соседнего прихода для исправления. Такие были порядки.

Более 15 лет смотрели флорищенцы на закрытую церковь в своем селе, и вот их терпению пришел конец. В 1778 г. на сельском сходе было решено строить новый храм, большой и каменный. В епархию были посланы делегаты за благословением. Кроме того, сельчане просили разрешения служить в старом аварийном храме, пока не закончится строительство. Благословение епархии было получено. В 1799 году 10 апреля по старому стилю состоялась закладка нового каменного храма, а в деревянной Никольской церкви, слегка подправленной и укрепленной, вновь стал служить вернувшийся из опалы о. Никита Флоринский. Для села храм был задуман достаточно большим, а средств на его строительство практически не было. Для коммерческого ума такая ситуация была похожа на аферу, но вера флорищенцев была непоколебимой – храму быть! Во все города Росси были посланы ходоки с кружками в поиске меценатов. Мир не без добрых людей, всегда находились помощники. Никогда ходоки не возвращались в деревню пустыми. Жители деревни, меж тем, сами месили глину, обжигали кирпичи и возводили храм. Много помогли строительству местные помещики Катынские, потомственные военные. Находясь на государевой службе, им приходилось принимать участие во многих сражениях. Есть среди Катынских и участники войны 1812 года. Эти достойные люди погребены с южной стороны храма. Их могилы (нескольких поколений) можно видеть на кладбище и сегодня, а имена Катынских записаны в приходской синодик на вечное поминовение.

Читайте так же:  Усолье-сибирское храм

20 лет строился храм. Много событий произошло за это время, среди них Отечественная война 1812 года. 13 июля по старому стилю храм был, наконец-то, освящен. Благословение на закладку давал преосвященный Виктор епископ Суздальский и Владимирский, а на освящение храма- Ксенофонт архиепископ Владимирский и Суздальский. За время строительства изменился главный епархиальный город. О. Никита Флоринский присутствовал при освящении храма, но к тому времени был, по всей видимости, уже за штатом, т.к. служил на приходе его сын Дмитрий. В 1824 году были освящены два боковых придела: Никольский и Михайловский. Через пять лет была построена колокольня, а еще через пять — каменная ограда вокруг храма. Кстати, имя о. Никиты Флоринского часто встречается в хрониках, связанных с новым храмом. Он прожил долгую, достойную жизнь и умер в глубокой старости в 1837 году. Впрочем, сбылось только обетование Божие по заповеди: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои…» (Втор.5:16) . Вот вам и секрет долголетия.

Флорищенский храм простоял без разрушений до наших дней. Приход был всё время действующим. Правда, храм закрывали с 1939 по 1941 гг., но внутри его ничего не тронули. Во время войны здесь исповедовались и причащались, и, конечно, молились за своих сыновей, мужей и отцов, воевавших на фронте. Удивительно не то, что храм не закрыли во время войны, а другое: в нем служили во время «хрущевской оттепели». Было время, когда храм во Флорищах оставался единственным действующим на два, три района. Рядом с храмом была школа, она прямо примыкала к церковной ограде, и дети смотрели, как люди идут в храм молиться. А ведь было время борьбы с религией, и все же церковь не закрыли. «Не стоит село без праведника», – говорят в народе, очевидно, жили здесь такие люди, молитвами которых Господь сохранил храм в годы лихолетья. Не cмогли уберечь только колокола, их сбросили с колокольни в 30-е годы.

Каким видится храм сегодня? К храму ведет добротная дорога, по ней можно проехать в любое время года. Вокруг церкви находится кладбище, а вся территория обнесена каменной оградой с железными решетками и воротами. На четырех углах ограды имеются четыре круглые башни, раньше на них были флюгеры. Сочетание церкви с кладбищем всегда называлось погостом.

Каменная церковь имеет форму креста. Ее длина 42,6 метра, а ширина посредине 21,3 метра. Настоящая церковь имеет форму восьмигранной башни высотой в 32 метра, а приделы в форме квадрата высотой в 7,1 метра. Колокольня ввиде столпа с пилястрами и колоннами в три яруса, она соединяется с церковью крытой папертью. Высота колокольни 35,5 метра. Венчает ее восьмигранный шпиль высотой в 7,1 метра и восьмиконечный крест. На самом храме крест тоже восьмиконечный, он сделан из меди с сохранившейся позолотой.

Внутри храма три алтаря. Центральный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Этот алтарь и дал название всему храму. Он находится в летней части храма, она отделяется от зимней специальной стеклянной перегородкой, которая в летнее время убирается, и храм становится единым целым.

Иконостас в центральном алтаре высокий, пятиярусный. О нем стоит сказать несколько слов. Во времена Екатерины II была произведена секуляризация церковных земель, или, говоря проще, земли, накопленные монастырями за столетия, отобрали в казну. Откуда у монастырей были земли? Чаще всего земли дарили на помин души князья, помещики или даже члены царской фамилии, но, бывало, монастырь и сам покупал земли, когда скапливалось достаточно жертвенных денег. Как бы то ни было, за столетия монастыри становились солидными землевладельцами. На этих землях находились леса, луга, деревни, эти угодья пахались и обрабатывались, в общем, они приносили стабильный доход и позволяли существовать монастырю. Когда земли забрали в казну, средств для существования у обителей не осталось. Конечно, монахам деньги не нужны, но монастырь- это целый организм, и для его содержания нужны средства. Для компенсации отобранных земель государство ввело дотации. Для монастырей были устроены штатные категории, они стали содержаться за счет государства. Все же, более пятиста монастырей оказалось вне бюджета. Они со временем закрывались, а монахи переходили в другие обители. Одним из таких был Горицкий монастырь в Переславле–Залесском. Однажды, проезжая по делам службы через этот город, полковник Лев Катынский зашел в пустующий монастырь и увидел иконостас, который ему приглянулся. Лев выкупил иконостас, аккуратно разобрав и тщательно упаковав его, вместе с иконами привез во Флорищи. Это был дар от семьи Катынских новому строящемуся храму. Так что, иконостас в летней части храма древнее самого храма, как минимум, лет на сто. Нижний ряд икон новый. Это видно по обилию золота и иной иконописной композиции, но, начиная со второго ряда, иконы старые, греческого письма, еще со времен Горицкого монастыря.

Из-под купола летнего храма спускается массивный, двухъярусный светильник. Его греческое название — паникадило. Оно несколько видоизменено, оснащено электрическими лампами, но сохранило свою древнюю форму. Для богослужения необходимо обилие освещения, в старые времена паникадило со множеством свечей опускали к земле, зажигали и вновь поднимали наверх. Чтобы все это мог сделать один человек, на светильнике была устроена сложная система противовесов, которая сохранилась до сих пор.

В зимней части храма два боковых придела. Левый — Михайловский — в честь чуда архистратига Михаила в Хонех. Архиcтратиг – главный стратег, главнокомандующий небесных воинств (ангелов). Хони – древнее название города Колоссы, к жителям этого города ап. Павел написал одно из своих посланий. А чудо вот какое. В Хонех был храм в честь архангела Михаила. Туда приходило помолиться множество народа. В городе жила группа иудеев, ненавидевших христиан. Но особо злобствовали они на многолюдный храм архистратига и задумали разрушить его. Для этого иудеи запрудили две реки, текущие вокруг храма. Бурными потоками хлынула вода, пытаясь разрушить Божие творение. Люди, бывшие в храме, в ужасе разбежались, но один остался, не страшась погибели. Звали его Архип, он со слезами стал молиться арх. Михаилу, чтобы Божий воин не попустил совершиться злу. Михаил явился Архипу и ударил своим копьем о землю. На том месте, прямо перед потоком, образовалась большая трещина, и вся вода ушла под землю. Так храм был сохранен.

Правый придел в честь святителя и чудотворца Николая. Этого святого знают все от мала до велика, а чудеса Николая Угодника просто невозможно пересказать.

Изначально храм расписывался палехскими мастерами. В летней части храма первоначальные росписи не сохранились, все было отреставрировано практически заново. Но в зимней еще остались первоначальные росписи.

В 1962-1963 годах в храме служил иеромонах Максим, впоследствии схиархимандрит Гедеон — основатель Свято-Никольского монастыря в селе Новом, Юрьев-Польского района. В храме также служил в свое время игумен Амвросий (Бородачёв), одноклассник по семинарии и друг католикоса грузинского Ильи II. В феврале 1991 года настоятелем храма был назначен священник Вячеслав Буланов, который и сегодня возглавляет приходскую общину.

Рядом с храмом к югу находится сверкающая каменная часовня с золотым куполочком в честь святителя Николая. Она отмечает место, где стоял деревянный Никольский храм, тот самый, где служил о. Никита Флоринский. Со всех сторон часовни иконы. На запад смотрит Господь Вседержитель, на восток- архангел Михаил, на юг в сторону деревни — свт. Николай, и на север в сторону храма- Матерь Божия «Державная». Ниже, почти примыкая к деревенской улице, находится святой источник, или ключик, как его называют в селе. Вода выходит в двух местах, которые красиво выложены камнем. Здесь же есть купальня для желающих окунуться и беседка для отдыха. В большие праздники прихожане ходят сюда с крестным ходом и совершают водосвятный молебен. Здесь происходит освящение воды в крещенскую ночь, а потом многие купаются. Вообще, вода и воздух во Флорищах всегда были удивительно здоровыми и благодатными. Этих мест не касались эпидемии. В древности замечали, что люди во Флорищах в 60 ,70 лет еще хорошие работники, а живут нередко 80, 90 лет.

Еще несколько слов о селе. По описаниям 19 века село было достаточно большое -1450 человек по приходским спискам. Люди здесь были веселые и работящие, занимались торговлей, сельским хозяйством, ходили в города на заработки. По воспоминаниям стариков, помнящих рассказы своих отцов и дедов, село было богатое, были лавочки чайные, постоялый двор, базар. Два раза в год здесь проходили большие ярмарки, с окрестных сел съезжалось множество народа. Девушки присматривали себе женихов, ну а парни- невест. Село было популярным, и женихи в деревне считались завидными, у девушек сложилась даже поговорка: «Выйду хоть за нищего, только из Флорищева». В селе были две пушки. В особые праздники из них делали холостые выстрелы для большей торжественности.

Читайте так же:  Презентация на тему храм спаса на крови

За последние годы в храм стали приезжать паломники из Москвы. Для них служится молебен перед иконой Божией Матери «Державная», они проходят по древней флорищенской земле и купаются в источнике.

Последние публикации:

Митрополит Антоний (Паканич) :

. Мир с Богом – это, прежде всего, мир со своей совестью. Когда Бог доволен нашими действиями, тогда и совесть человеческая удовлетворена человеком. Главная цель человека – угодить Богу.

Святейший Патриарх Кирилл:

. Главное чудо преподобного Сергия — он сам. Человек, который ушёл из мира — и стал центром Руси. Бежавший любой власти — и светской, и церковной — он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви. Сознательно выбравший для подвигов непригодное для нормальной жизни место — он создал вокруг себя огромную.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Вопрос вовсе не только в подлинности или сомнительности останков. Вопрос в судьбах мира и той роли, которую играет Россия в этих судьбах. Очевидно, земля шатается под ногами, как пьяный. Очевидно, общество потребления на идейном уровне изжило себя. Прежние смыслы превратились в абсурд.

. То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что деяния апостолов живут в Церкви. Предание, идущее от апостолов, живёт в Церкви. Церковное.

Маяковский Владимир Владимирович (1893, с. Багдади Кутаисской губернии — 1930, Москва) – русский поэт. Родился в семье лесничего. Учился в классической гимназии, которую не закончил из-за отсутствия средств. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. В 1908 году вступил в РСДРП(б).

Анонсы
Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Страна: Кипр
Вес: один пласт 300-400 грамм
Цвет: белый
Текстура: упругая, плотная, слоистая
Вкус: соленый, пикантный, острый, с мятным вкусом
Срок созревания: свежий
Славится тем, что имеет высокую температуру плавления, и поэтому его можно обжарить или приготовить на гриле.
Цена 100 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Изготовлен из коровьего молока

Страна: Италия
Тип: полумягкий
Цвет: желтый
Текстура: закрытая (без глазков)
Корка: натуральная, несъедобная
Вкус: с базиликом, семечками, с грецким орехом, классическая
Срок созревания: 1,5-2 месяца
Отлично плавится и может быть использован при приготовлении различных блюд традиционной итальянской кухни: пиццы, пасты, ризотто.
Цена 120 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Свежий творожный сыр из северных регионов Италии.
Сыр белого цвета, с мягкой, но сохраняющей форму структурой сырного теста.
Обладает нежным вкусом , что выделяет его из обширного ряда других свежих сыров.
Замечательно подходит для свежих салатов. Во многих рецептах может служить заменой сыру Фета. Годится для запекания с рыбой и овощами, а также с мёдом в качестве десерта.
Цена 100 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Страна: Италия
Тип: свежий, сывороточный
Цвет: белый
Текстура: творожистая
Вкус: сладкий
Свежий итальянский сыр, который делают из подсырной сыворотки из коровьего, козьего молока. Получаемый из сыворотки сыр обладает пониженным содержанием жира и повышенным — белка, что делает его незаменимым для людей, придерживающихся белковой диеты. Рикотту используют как основу для соусов, начинку для вареников, равиоли, пиццы, кальцоне, лазаньи, пирожков. Также существуют различные вариации рикотты: дополнения из зелени, острого перца, обсыпки из пряных трав, специй, семян.
Цена 50 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Страна: Франция
Тип: твёрдый
Цвет: светло-желтый
Корка: натуральная, коричнево-серая
Вкус: насыщенный ореховый привкусом
Срок созревания: 2-3 месяца
Цена 150 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Изготовлено из коровьего молока

Страна: Франция
Тип: мягкий
Вес: головка 300-450 грамм
Цвет: белый
Текстура: гладкая, эластичная, кремовая
Корка: белая плесень, съедобная
Вкус: нежный, чуть грибной
Срок созревания: 4 недели
Цена 800 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 400 ГРАММ.

Страна: Франция
Тип: мягкий
Вес: головка 500-650 грамм
Цвет: белый
Текстура: гладкая, эластичная, кремовая
Корка: белая плесень, съедобная
Вкус: нежный, грибной, аналогичен «Камамберу», но более яркий вкус
Срок созревания: 4 недели
Цена 180 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Изготовлен из козьего молока

Страна: Испания Тип: твёрдый, имеет неповторимые вкусовые и ароматические качества Цвет: светло-желтоватый. Текстура: плотная Корка: под латексом натуральная корка Срок созревания: 3-4 месяца Употребляют в пищу сыр как самостоятельную закуску, а также добавляют в овощные салаты, вторые блюда, соусы. Хорошо сочетается с хлебобулочными изделиями. Подают сыр Манчего к красным винам и хересу.
Цена 170 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Страна: Швейцария
Тип: полутвёрдый
Цвет: белый внутри
Текстура: Консистенция сыра меняется в течение периода его созревания, так что в первый месяц это — полумягкий сыр, который можно намазать на хлеб, а к 2 месяцам созревания сыр становится твердым, как камень.
Срок созревания: 2-3 недели
Несколько видов обсыпки: красный перец, черный перец, базилик, кунжут. Сыр обладает очень интенсивным вкусом, залогом которого является особый набор специй: черный перец, чеснок и розовая гималайская вулканическая соль придают особую пикантность.
Цена 200 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА ОДИН ШАРИК. (примерно 130 гр.)

Страна: Франция
Тип: мягкий
Вес: одна пирамидка 400 грамм
Цвет: внутри белый
Текстура: творожистая, мягкая
Корка: тонкая оболочка с плесенью светло-серого или голубовато-серого цвета, обсыпанная древесной золой (для сохранения вкусовых качеств), съедобная
Вкус: сыра солоноватый, не резкий, с привкусом лесного ореха или сухофруктов
Срок созревания: 3 недели
Подают этот сыр как во время аперитива, так и в конце трапезы, например, с фруктовым пюре или мёдом для достижения непревзойденного сочетания сладкого и соленого вкусов.
Цена 800 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 400 ГРАММ.

Страна: Испания
Тип: полутвёрдый
Цвет: внутри белый, снаружи бордовый
Текстура: плотная
Корка: натуральная, несъедобная
Вкус: фруктовый, чуть пряный вкус и аромат
Срок созревания: 1,5-2 месяца
Цена 160 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Страна: Италия
Тип: полутвердый
Цвет: светло-желтый
Текстура: эластичная консистенция с мелкими дырочками
Корка: плотная, от светлого до темно-каштанового цвета в зависимости от срока созревания, несъедобная
Вкус: сладковатый, мягкий
Срок созревания: 3-4 месяца
Сыр из цельного молока коров. Славится своим ярко выраженным ароматом с едва заметными пряными нотками.
Цена 160 руб.
ЦЕНА УКАЗАНА ЗА 100 ГРАММ.

Дело в том, что при Иване III всего в нескольких верстах отсюда проходил оживленный Стромынский тракт, по которому в Москву из Суздальского и Юрьевского ополья возили хлеба. Эти земли царь распорядился отдать старинному роду бояр Нагих, и именно здесь располагалась их главная вотчина. А потому в 1501 году Нагие возвели здесь большой Благовещенский собор, где впоследствии, в усыпальнице храма, они и были похоронены.

Сегодня мало кто знает об этом храме, между прочим — памятнике архитектуры федерального значения. Собор заброшен и находится на грани разрушения. Доехать до него можно только в сухую погоду (что бывает нечасто), малейший же дождь размывает дорогу, и тогда доехать до Тимошкино можно только на тракторе.

Храм был бы совсем забыт, если бы не священник из соседнего села Флорищи, протоиерей Вячеслав Буланов, и его прихожане: 20 лет назад они взяли на себя заботу о храме и о Благовещенском погосте. И два раза в год, не пугаясь плохой погоды и бездорожья, в дни памяти преподобного Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября они отправляются в Тимошкино и совершают в Благовещенском храме Литургию и крестный ход (один из приделов там освящен в честь преподобного Сергия).

«Трансфер» до Тимошкино, как шутя называют его батюшка и прихожане, состоит из трактора и телеги, на которую забираются все желающие поучаствовать в этом событии.

От Флорищ до Тимошкино 5 километров по неровной дороге, телега трясется, а иногда и сильно наклоняется то в одну, то в другую сторону. И тем не менее — из года в год эта телега до отказа заполняется людьми — прихожанами отца Вячеслава, дачниками-москвичами, жителями близлежащего города Кольчугина.

«Раньше здесь и такой-то дороги не было, — делятся с нами бывалые посетители Тимошкина. — Ездили в храм на огромном “Урале”».

«Это нам еще повезло, мы сегодня первым классом едем, — смеется один мужчина. — А бывает, и вторым и третьим. Вторым — когда бежишь вслед за трактором, третьим — когда выталкиваешь его из лужи».

Осенью с погодой везет меньше, приходится много идти пешком, рассказывают нам. И все же, из года в год продолжают свое паломничество.

Еще одна традиция — накануне праздника в Тимошкино приезжает группа школьников из близлежащего города Кольчугина: ребята косят траву на территории храма, готовят его к Литургии, потом устраивают посиделки у костра, в которых участвуют и священники из соседних сел, и ночуют здесь в палатках — чтобы утром встречать приехавших на службу людей и вместе молиться преподобному Сергию Радонежскому.